Способы разработки и выполнения приложений — студенческий портал

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

За прекрасную картинку спасибо Toggl.com.

Подготовлено по материалам вебинара «Модели и методологии разработки ПО» Анастасии Кайгородовой, преподавателя факультета тестирования ПО.

Существуют модели разработки ПО. И существуют методологии. В интернете много противоречивой информации о том, что есть что и как их отличать. Начинающему специалисту бывает сложно в этом разобраться. В этой статье мы расставим все точки над i.

Этапы жизненного цикла ПО

У любого программного обеспечения есть жизненный цикл — этапы, через которые оно проходит с начала создания до конца разработки и внедрения. Чаще всего это подготовка, проектирование, создание и поддержка. Этапы могут называться по-разному и дробиться на более мелкие стадии.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Рассмотрим эти этапы на примере жизненного цикла интернет-магазина.

Подготовка. Иван решил запустить книжный интернет-магазин и начал анализировать, какие подобные сайты уже представлены в сети. Собрал информацию об их трафике, функциональности.

Проектирование. Иван выбрал компанию-подрядчика и обсудил с её специалистами архитектуру и дизайн будущего интернет-магазина.

Создание. Иван заключил с разработчиками договор. Они начали писать код, отрисовывать дизайн, составлять документацию.

Поддержка. Иван подписал акт сдачи-приёмки, и подрядчик разместил интернет-магазин на «боевых» серверах. Пользователи начали его посещать и сообщать о замеченных ошибках в поддержку, а программисты — оперативно всё исправлять.

Модель разработки программного обеспечения описывает, какие стадии жизненного цикла оно проходит и что происходит на каждой из них. 

А методология включает в себя набор методов по управлению разработкой: это правила, техники и принципы, которые делают её более эффективной.

Основные модели разработки ПО

  • Code and fix — модель кодирования и устранения ошибок;
  • Waterfall Model — каскадная модель, или «водопад»;
  • V-model — V-образная модель, разработка через тестирование;
  • Incremental Model — инкрементная модель;
  • Iterative Model — итеративная (или итерационная) модель;
  • Spiral Model — спиральная модель;
  • Chaos model — модель хаоса;
  • Prototype Model — прототипная модель.

Из этих моделей наиболее популярны пять основных: каскадная, V-образная, инкрементная, итерационная и спиральная. Разберём их подробнее.

Waterfall (каскадная модель, или «водопад»)

В этой модели разработка осуществляется поэтапно: каждая следующая стадия начинается только после того, как заканчивается предыдущая. Если всё делать правильно, «водопад» будет наиболее быстрой и простой моделью. Применяется уже почти полвека, с 1970-х.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Преимущества «водопада»

  • Разработку просто контролировать. Заказчик всегда знает, чем сейчас заняты программисты, может управлять сроками и стоимостью.
  • Стоимость проекта определяется на начальном этапе. Все шаги запланированы уже на этапе согласования договора, ПО пишется непрерывно «от и до».
  • Не нужно нанимать тестировщиков с серьёзной технической подготовкой. Тестировщики смогут опираться на подробную техническую документацию.

Недостатки каскадной модели

  • Тестирование начинается на последних этапах разработки. Если в требованиях к продукту была допущена ошибка, то исправить её будет стоить дорого. Тестировщики обнаружат её, когда разработчик уже написал код, а технические писатели — документацию.
  • Заказчик видит готовый продукт в конце разработки и только тогда может дать обратную связь.Велика вероятность, что результат его не устроит.
  • Разработчики пишут много технической документации, что задерживает работы. Чем обширнее документация у проекта, тем больше изменений нужно вносить и дольше их согласовывать.

«Водопад» подходит для разработки проектов в медицинской и космической отрасли, где уже сформирована обширная база документов (СНиПов и спецификаций), на основе которых можно написать требования к новому ПО. 

При работе с каскадной моделью основная задача — написать подробные требования к разработке. На этапе тестирования не должно выясниться, что в них есть ошибка, которая влияет на весь продукт.

V-образная модель (разработка через тестирование)

Это усовершенствованная каскадная модель, в которой заказчик с командой программистов одновременно составляют требования к системе и описывают, как будут тестировать её на каждом этапе. История этой модели начинается в 1980-х.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Преимущества V-образной модели

  • Количество ошибок в архитектуре ПО сводится к минимуму.

Недостатки V-образной модели

  • Если при разработке архитектуры была допущена ошибка, то вернуться и исправить её будет стоить дорого, как и в «водопаде».

V-модель подходит для проектов, в которых важна надёжность и цена ошибки очень высока. Например, при разработке подушек безопасности для автомобилей или систем наблюдения за пациентами в клиниках. 

Incremental Model (инкрементная модель)

Это модель разработки по частям (increment в переводе с англ. — приращение) уходит корнями в 1930-е. Рассмотрим её на примере создания социальной сети.

  1. Заказчик решил, что хочет запустить соцсеть, и написал подробное техническое задание. Программисты предложили реализовать основные функции — страницу с личной информацией и чат. А затем протестировать на пользователях, «взлетит или нет».
  2. Команда разработки показывает продукт заказчику и выпускает его на рынок. Если и заказчику, и пользователям социальная сеть нравится, работа над ней продолжается, но уже по частям.
  3. Программисты параллельно создают функциональность для загрузки фотографий, обмена документами, прослушивания музыки и других действий, согласованных с заказчиком. Инкремент за инкрементом они совершенствуют продукт, приближаясь к описанному в техническом задании.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Преимущества инкрементной модели

  • Не нужно вкладывать много денег на начальном этапе. Заказчик оплачивает создание основных функций, получает продукт, «выкатывает» его на рынок — и по итогам обратной связи решает, продолжать ли разработку.
  • Можно быстро получить фидбэк от пользователей и оперативно обновить техническое задание. Так снижается риск создать продукт, который никому не нужен.
  • Ошибка обходится дешевле.Если при разработке архитектуры была допущена ошибка, то исправить её будет стоить не так дорого, как в «водопаде» или V-образной модели.

Недостатки инкрементной модели

  • Каждая команда программистов разрабатывает свою функциональность и может реализовать интерфейс продукта по-своему. Чтобы этого не произошло, важно на этапе обсуждения техзадания объяснить, каким он будет, чтобы у всех участников проекта сложилось единое понимание. 
  • Разработчики будут оттягивать доработку основной функциональности и «пилить мелочёвку». Чтобы этого не случилось, менеджер проекта должен контролировать, чем занимается каждая команда.

Инкрементная модель подходит для проектов, в которых точное техзадание прописано уже на старте, а продукт должен быстро выйти на рынок.

Iterative Model (итеративная модель)

Это модель, при которой заказчик не обязан понимать, какой продукт хочет получить в итоге, и может не прописывать сразу подробное техзадание.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Рассмотрим на примере создания мессенджера, как эта модель работает.

  1. Заказчик решил, что хочет создать мессенджер. Разработчики сделали приложение, в котором можно добавить друга и запустить чат на двоих.
  2. Мессенджер «выкатили» в магазин приложений, пользователи начали его скачивать и активно использовать. Заказчик понял, что продукт пользуется популярностью, и решил его доработать.
  3. Программисты добавили в мессенджер возможность просмотра видео, загрузки фотографий, записи аудиосообщений. Они постепенно улучшают функциональность приложения, адаптируют его к требованиям рынка.

Преимущества итеративной модели

  • Быстрый выпуск минимального продуктадаёт возможность оперативно получать обратную связь от заказчика и пользователей. А значит, фокусироваться на наиболее важных функциях ПО и улучшать их в соответствии с требованиями рынка и пожеланиями клиента.
  • Постоянное тестирование пользователями позволяет быстро обнаруживать и устранять ошибки.

Недостатки итеративной модели

  • Использование на начальном этапе баз данных или серверов— первые сложно масштабировать, а вторые не выдерживают нагрузку. Возможно, придётся переписывать большую часть приложения.
  • Отсутствие фиксированного бюджета и сроков. Заказчик не знает, как выглядит конечная цель и когда закончится разработка.

Итеративная модель подходит для работы над большими проектами с неопределёнными требованиями, либо для задач с инновационным подходом, когда заказчик не уверен в результате. 

Spiral Model (спиральная модель)

Используя эту модель, заказчик и команда разработчиков серьёзно анализируют риски проекта и выполняют его итерациями. Последующая стадия основывается на предыдущей, а в конце каждого витка — цикла итераций — принимается решение, продолжать ли проект. Эту модель начали использовать в 1988 году.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Рассмотрим, как функционирует эта модель, на примере разработки системы «Умный дом». 

  1. Заказчик решил, что хочет сделать такую систему, и заказал программистам реализовать управление чайником с телефона. Они начали действовать по модели «водопад»: выслушали идею, провели анализ предложений на рынке, обсудили с заказчиком архитектуру системы, решили, как будут её реализовывать, разработали, протестировали и «выкатили» конечный продукт.
  2. Заказчик оценил результат и риски: насколько нужна пользователям следующая версия продукта — уже с управлением телевизором. Рассчитал сроки, бюджет и заказал разработку. Программисты действовали по каскадной модели и представили заказчику более сложный продукт, разработанный на базе первого.
  3. Заказчик подумал, что пора создать функциональность для управления холодильником с телефона. Но, анализируя риски, понял, что в холодильник сложно встроить Wi-Fi-модуль, да и производители не заинтересованы в сотрудничестве по этому вопросу. Следовательно, риски превышают потенциальную выгоду. На основе полученных данных заказчик решил прекратить разработку и совершенствовать имеющуюся функциональность, чтобы со временем понять, как развивать систему «Умный дом».

Спиральная модель похожа на инкрементную, но здесь гораздо больше времени уделяется оценке рисков. С каждым новым витком спирали процесс усложняется. Эта модель часто используется в исследовательских проектах и там, где высоки риски. 

Преимущества спиральной модели

  • Большое внимание уделяется проработке рисков.

Недостатки спиральной модели

  • Есть риск застрять на начальном этапе— бесконечно совершенствовать первую версию продукта и не продвинуться к следующим.
  • Разработка длится долго и стоит дорого.

На основе итеративной модели была создана Agile — не модель и не методология, а скорее подход к разработке.

Что такое Agile?

Agile («эджайл») переводится с английского как «гибкий». Включает в себя практики, подходы и методологии, которые помогают создавать продукт более эффективно:

  • экстремальное программирование (Extreme Programming, XP);
  • бережливую разработку программного обеспечения (Lean);
  • фреймворк для управления проектами Scrum;
  • разработку, управляемую функциональностью (Feature-driven development, FDD);
  • разработку через тестирование (Test-driven development, TDD);
  • методологию «чистой комнаты» (Cleanroom Software Engineering);
  • итеративно-инкрементальный метод разработки (OpenUP);
  • методологию разработки Microsoft Solutions Framework (MSF);
  • метод разработки динамических систем (Dynamic Systems Development Method, DSDM);
  • метод управления разработкой Kanban.

Различия между Agile и традиционным подходом к разработке мы свели в таблице:

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Не всё перечисленное в списке — методологии. Например, Scrum чаще называют не методологией, а фреймворком. В чём разница? Фреймворк — это более сформированная методология со строгими правилами. В скраме все роли и процессы чётко прописаны. Помимо Scrum, часто используют Kanban. 

Kanban

Сегодня это одна из наиболее популярных методологий разработки ПО. Команда ведёт работу с помощью виртуальной доски, которая разбита на этапы проекта. Каждый участник видит, какие задачи находятся в работе, какие — застряли на одном из этапов, а какие уже дошли до его столбца и требуют внимания. 

Читайте также:  Компьютерные вирусы и антивирусы: взгляд программиста и разнообразие решений

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

В отличие от скрама, в канбане можно взять срочные задачи в разработку сразу, не дожидаясь начала следующего спринта. Канбан удобно использовать не только в работе, но и в личных целях — распределять собственные планы или задачи семьи на выходные, наглядно отслеживать прогресс.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Совсем скоро мы организуем трёхдневный онлайн-интенсив по Agile-методологиям. На нём вы научитесь использовать все преимущества этого подхода, управлять разработкой и выпускать проекты любой сложности. Ждём вас!

Источник: https://geekbrains.ru/posts/methodologies

25 приложений для выживания в университете

Университет — не всегда игры и веселье, иногда приходится и учиться. Не переживайте, через это проходят все. Но эти 25 приложений могут облегчить тяжкий труд учения, помогут воспринимать материал и даже вовремя вставать на утренние лекции.

Если у вашего университета есть собственное приложение — скачайте и его тоже! ( В России есть такие унивеситеты?) Итак, приступим: Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал BenchPrep это интерактивная библиотека с курсами для выпускных или профессиональных экзаменов по огромному количеству тем. Приложение включает в себя сотни практических вопросов, карточек, in-app покупки и более 600 уроков.

Доступно на iOS и Android.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал iStudiezPro ведет учет всех ваших дедлайнов, оценок и многого другого со всех Mac’ов. Все что для этого нужно — ввести свое расписание в приложение. iStudiezPro идет сразу с поддержкой Cloud и встроенным iCal.

Стоит $2.99 в App Store, но есть Lite-версия (немного ограниченная, но такая же полезная).

Наверняка вы слышали про Evernote, и да, вам нужно его попробовать. Вам же нечего терять… или можеть быть вашу домашку? Этот App синхронизирует все ваши файлы — текстовые, аудио, видео, картинки — с онлайн аккаунтом, так что вы в любой момент имеете доступ к своим учебным ресурсам.

Если вам снесло крышу огромным количеством примочек Evernote, то прочитайте этот Beginner’s Guide.

Доступна бесплатная версия для бедных студентов, iOS и Android. Ну а за премиум придется немного доплатить — $5 в месяц или $45 в год.

Флеш-карточки — это очень эффективный способ запоминать информацию, но делать их самому сплошная головная боль. С StudyBlue вы можете использовать текст, аудио и видео эфекты для создания своих идеальных карточек. Или можете поискать по тематикам и одолжить подходящий набор уже готовых.

  • Доступно на iOS и Android.
  • Есть бесплатная версия для Android и расширенная за $3.49
  • Доступно на iOS за $11.99

Ваш младший брат когда-нибудь воровал ваш калькулятор, как только вы закончили физику? Используйте RealCalc для серьезных вычислений — хорошая альтернатива для тех, у кого нет калькулятора. Более 650 химических, физических и многих других технических формул, которые постоянно обновляются и дополняются, так что вам не надо будет покупать множество других приложений с формулами. Просто сохраните или добавьте в “избранное” формулы, которые используете чаще всего. Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал EasyBib генерирует ссылку на источник в MLA, APA и Chicago стилях, где бы ты ни был — просто отсканируй штрихкод или вбей название. Приложение так же позволяет отправить по почте и экспортировать библиографический список к себе (не уверен, что эта технология вообще может использоваться у нас).

Бесплатно на iOS и Android.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал Некоторые преподаватели очень любят подпортить жизнь тогда, когда меньше всего этого ожидаешь (“Всем приятных весенних каникул! Ой! Чуть не забыл, по вашему возвращению у нас будет тест, от которого на 60% зависит ваш выпускной балл. Всем пока!”) Такие вещи ты точно не упустишь, используя NotesDeck. Это супер-быстрое приложения для заметок открывает новую заметку по умолчанию, позволяет создать “горячие клавиши” и автоматически синхронизируется с заметками из других приложений — iCloud, Evernote, Simplenote и Dropbox. Тут даже поиск по заметкам идет сразу во всех синхронизированных аккаунтах.

Доступно на iOS за $2.99

Во всем, начиная с термодинамики и заканчивая бейсболом, Wolfram Alpha использует своё супер-вычислительное облако для поиска ответов среди многих тысяч доменов на все заданные вами вопросы.

Доступно для iOS и Android за $2.99

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал С более чем 2 миллионами определений, синонимов и антонимов, быстрое и удобное приложение Dictionary.com даст ответ на любой ваш запрос в считанные секунды.

Доступно для iOS и Android.

Кем бы вы ни были, будь то учитель Испанского или просто студент, желающий не завалить тест в универе, Babylon дает исчерпывающие определения и переводы с десятков языков. С доступом к 1500 глоссариям и 75 языкам вы больше никогда не будете мучаться в поиске идеального слова для вашей презентации на иностранном языке.

iBabylon доступен бесплатно для iOS; Babylon Translator доступен для Android.

У вас наверняка есть куча других дел, нежели копи-пастить весть день. С Jumpcut вы сможете скопировать столько текста друг за другом, сколько вам нужно, используя удобные сочетания клавиш. Доступно только на Mac. Вы когда-нибудь мечтали печатать быстро? Dragon Dictation использует софт для распознавания речи, чтобы вы могли диктовать и сразу видеть надиктованный текст на экране. Позволяет надиктовывать и отправлять статусы и сообщения в социальные сети. Удобно использовать тем, кто очень спешит или, например, тем кому удобнее говорить чем писать.

Бесплатно для iOS.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал Выпускные экзамены. К завтрашнему дню вам нужно написать огромное

Источник: https://habr.com/post/189508/

Мобильные приложения для ВУЗа | Блоги

Переход на потребление контента с мобильных устройств дал новый вызов университетской информационной инфраструктуре. Пользователи больше не хотят пользоваться сайтами, не оптимизированными для просмотра хотя бы с планшета.

И даже более, всем известно, что хорошо сделанное нативное приложение под Android или iOS будет удобнее любого оптимизированного мобильного сайта. Поэтому, некоторые ВУЗы ощутили потребность в выпуске специализированного мобильного приложения под своим брендом.

Попробую рассмотреть некоторые зарубежные и отечественные попытки и, самое главное, попросить уважаемого читателя (да, именно тебя, уважаемый) высказаться по поводу мобильного приложения для ПГНИУ: каким оно должно быть и каким не должно.

Начну с отечества…

Российские ВУЗовские приложения[править]

Большая часть мобильных приложений для ВУЗов представляют собой расписание занятий. Как правило, они делаются даже не самим ВУЗом, а кем-то еще, заинтересованным в размещении рекламы или желающим другим способом монетизировать показ расписания.

Расписание ВУЗов[править]

Так выглядит приложение «Расписание ВУЗов»:

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Расписание сразу для нескольких ВУЗов, но не для всех факультетов. Очевидно, авторы сами собрали расписание как смогли, распарсили и загружают в приложение.

Расписание ВШЭ[править]

Есть и Пермский ВУЗ, с аналогичным приложением. Это Вышка. Приложение сделала Пермская контора независимо от ВУЗа. Монетизировать собираются рекламой.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Университет им.С.Демиреля[править]

Казахстанский университет им.С.Демиреля хоть и не является отечественным, но все равно является родственным нам. Поэтому привожу и его приложение SDU Informer. Цитирую:

Одно из его главных преимуществ — оно постоянно держит своих пользователей в курсе последних новостей, в частности, о грантах, конкурсах, семинарах и других событиях университета.
Также приложение содержит обновленную информацию об университете, факультетах, студенческих клубах, контактах, последних новостях и грядущих событиях, библиотеку с учебниками в формате e-pub, авторами которых являются преподаватели вуза, .
Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Особо хочу отметить, что ВУЗ дает возможность скачивать труды своих ученых в формате ePub, очевидно, никак их не защищая.

Университет в кармане[править]

Еще одно интересное приложение — университет в кормане, но оно ориентированно не на ВУЗ, а на студентов.

Приложение содержит в себе большую базу вопросов и ответов, тестов для самостоятельной подготовки, генераторов сочинений, поиск фрилансеров для выполнения задач и т.п. функции, нужные в основном для обмана системы образования.

Удивительно, но приложение поддержано грантом Microsoft. Схема монетизации — предоставление расширенных функций за деньги.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Конечно, это приложение — анти-приложение. Еще один довод не давать студентам «пользоваться калькуляторами» на смартфонах во время контрольных.

Медкампус[править]

Последним покажу приложение, которое не связано с ВУЗом, но обслуживает общероссийскую социальную сеть медиков Медкампус.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

У меня нет аккаунта в Медкампусе, так что подробностей не расскажу. Главное, что для более менее тематической социальной сети свое приложение тоже оказалось необходимо.

Мобильные приложения за рубежом[править]

Источник: https://k.psu.ru/blog/node/24

Этапы разработки программы – как создаются и проектируются программы? | Info-Comp.ru — IT-блог для начинающих

Привет, сегодня мы с Вами поговорим о том, как создаются высококачественные программы, а точнее, я расскажу на какие этапы делится этот процесс, поэтому если Вы хотите создавать классные приложения, то Вам обязательно стоит соблюдать все эти этапы, ну или по крайней мере большую их часть.

Способы разработки и выполнения приложений - Студенческий портал

Зачем нужно проектировать программу и соблюдать этапы разработки?

Вы можете спросить, зачем нужно соблюдать какие-то там этапы, ведь разработка программы — это просто сел и написал код. Однако это не так, с таким подходом создать нормальное приложение не получится.

В зависимости от размера программных проектов этапы разработки могут отличаться, в некоторых случаях это будут очень детализированные и бюрократичные этапы, а в некоторых — просто сформулированные в любом удобном для разработчиков виде.

Так, например, при строительстве сарая у себя на даче Вы не будете что-то там детально планировать, исследовать, инспектировать, но в случае, скажем, со строительством электростанции все будет очень детально спланировано, спроектировано, режим работы рабочих будет расписан поминутно, так как цена ошибки на любом этапе будет значительно выше, чем в случае со строительством простого сарая.

Точно так же происходит и при разработке ПО, если проект крупный и очень важный, который возможно будет влиять на жизни людей или связан с огромными финансовыми рисками, все этапы разработки ПО будут соблюдаться, т.е. детально проработаны и даже будут добавляться новые этапы, микроэтапы и так далее.

Все это делается для того, чтобы не допустить появления ошибок и реализовать тот продукт, который действительно нужен.

Чем раньше будут обнаружены ошибки или выявлен неправильных подход в реализации того или иного действия, тем цена этих ошибок будет меньше. Иными словами, в зависимости от этапа обнаружения ошибки ее цена может меняться от 10 до 100 раз.

Например, если на самом начальном этапе цена исправления ошибки будет равняться 100 рублей, то на этапе тестирования она может вылиться в 10000. Поэтому этапы разработки ПО очень важны, и разработчик должен их соблюдать и попытаться донести это видение до менеджеров, которым всегда нужен только результат.

Так как они или отводят на это слишком мало времени или и вовсе не считают это необходимым, например, зачем при программировании вырабатывать какие-то требования или что-то там проектировать.

Читайте также:  Кинетический изотопный эффект - студенческий портал

Основные этапы разработки ПО

Вот этапы, которые в большинстве случаев должны соблюдаться при разработке программного обеспечения:

Некоторым может показаться, что это слишком сложный план, но если Вы будете работать над крупным проектом, то столкнётесь со всем этим, и даже более детализированным планом.

Сейчас давайте рассмотрим каждый этап, т.е. узнаем, какие действия необходимо выполнять на каждом этапе.

Этап 1 – Определение проблемы

Перед тем как приступать к кодированию, необходимо четко сформулировать проблему, которую Ваша будущая программа должна решать. Так как, не имея хорошего определения проблемы, Вы можете потратить много усилий и времени на решение не той проблемы, которую требуется решить.

На данном этапе проводится простая формулировка сути проблемы без каких-либо намеков на ее возможные решения, при этом формулировать ее следует на языке, понятном пользователю, т.е. она должна быть описана с пользовательской точки зрения.

Определение проблемы – это фундамент всего процесса программирования!

Этап 2 – Выработка требований

Что такое требования и зачем их нужно выработать?

Требования к программе – это подробное описание всех возможностей программы и действий, которые должна выполнять программа. Такие требования иногда также называют «Функциональной спецификацией» или просто «Спецификацией».

Требования вырабатывают для того, чтобы свести к минимуму изменения системы после начала непосредственной разработки. Такие требования должны быть обязательно официальными, т.е. документально оформлены.

Так как это гарантирует то, что функциональность системы определяется заказчиком, а не программистом.

Даже в случае с внутрикорпоративными разработками такие требования должны быть зафиксированы, например, в виде технического задания, подписанного всеми задействованными лицами, тем самым Вы избежите лишних разговоров и споров, например, о том, что реализованный функционал делает не все или не так.

Выработка требований очень важна, так как она позволяет определить функциональность программы до начала программирования.

Этап 3 – Создание плана разработки

На данном этапе Вы уже должны в формальном виде составить план разработки программного обеспечения с учётом существующей проблемы и выработанных требований. Иными словами, Вы должны составить план того, как Вы будете действовать дальше.

Этап 4 – Разработка архитектуры системы или высокоуровневое проектирование

Архитектура системы – это каркас программы, это высокоуровневое проектирование программы.

Данный этап также очень важный, так как, не имея хорошей архитектуры, Вы можете решать правильную проблему, но прийти к неправильному решению. Хорошая архитектура программы упрощает программирование, а плохая архитектура усложняет его.

Архитектура системы обычно включает:

  • Общее описание системы;
  • Основные компоненты;
  • Формат и способ хранения данных;
  • Специфические бизнес-правила;
  • Способ организации пользовательского интерфейса;
  • Подход к безопасности системы;
  • Оценки производительности;
  • Возможности масштабирования;
  • Моменты, связанные с интернациональностью, т.е. будет ли система интернациональной.

Кроме того, в архитектуру необходимо включить подтверждение того, что при разработке этой архитектуры рассматривались альтернативные варианты в каждом из вышеперечисленных направлений, с обоснованием окончательного выбора и подхода.

Этап 5 – Детальное проектирование

  • На этом этапе проводится проектирование программы на низком уровне, иными словами, здесь проектируются классы и методы, рассматриваются, оцениваются и сравниваются различные варианты и причины выбора окончательных подходов и способов реализации.
  • При разработке небольших программ программисты обычно сами проектируют программу на таком уровне, это выглядит как написание псевдокода или рисование схем, поэтому часто этот этап рассматривается как часть непосредственного кодирования и в таких случаях итоговый документ (если того требует формальность) состоит преимущественно из различных набросков и заметок программистов.
  • Но при реализации крупных проектов данному процессу отводится отдельный этап и проектирование в этом случае проводится с очень высокой степенью детальности.

Этап 6 – Кодирование и отладка

Это как раз тот этап, который все знают и, наверное, думают, что это единственный этап в процессе разработке программного обеспечения – это непосредственное написание кода и его отладка. Но, как видите, это далеко не первый и не единственный этап разработки ПО.

Если все вышеперечисленные этапы выполнены, то данный этап подразумевает чисто механическую работу, т.е. кодинг. Программисту в этом случае не нужно что-то выдумывать и самостоятельно разрабатывать, ему нужно просто написать код, который реализует заданный, очень детально описанный в проекте, алгоритм.

После того как код написан, программисту необходимо отладить этот код, чтобы в нем не было никаких ошибок.

Этап 7 – Тестирование компонентов

После того, как код написан, и проведена отладка, необходимо провести тестирование реализованного функционала.

Если программа состоит из нескольких компонентов, сначала тестируют каждый компонент в отдельности, так как очень крупные программы включают огромный функционал, который часто разделяют на отдельные компоненты, разработка которых осуществляется по отдельности. В менее крупных проектах этот этап может включать просто тестирование отдельных классов.

Этап 8 – Интеграция компонентов

Когда тестирование всех компонентов закончено, можно переходить к интеграции всех компонентов в единый программный комплекс, этот этап как раз и подразумевает процесс интеграции, т.е. слияния всех компонентов в единую систему.

В небольших проектах этот этап может заключаться в объединении нескольких классов, на что будет затрачено не больше одного дня, но в крупных проектах этот этап может длиться не один месяц.

Этап 9 – Тестирование всей системы

На данном этапе проводится тестирование всей системы, уже с учётом интеграции всех компонентов. На этом этапе можно выявить проблемы взаимодействия компонентов и устранить их. Также на этом этапе основным предметом тестирования является безопасность, производительность, утечка ресурсов и другие моменты, которые невозможно протестировать на более низких уровнях тестирования.

Этап 10 – Сопровождение, внесение изменений, оптимизация

После запуска программы в промышленную эксплуатацию осуществляется сопровождение этой программы, т.е. внесение изменений на основе выявленных недочетов в процессе эксплуатации системы, а также проводится оптимизация функционала или добавление нового.

Если Вы хотите погрузиться глубже в мир проектирования и конструирования программного обеспечения, то рекомендую почитать книгу Стива Макконнелла «Совершенный код», в которой очень детально рассказывается о том, как нужно разрабатывать программу, и как правильно писать код. С помощью нее Вы не научитесь какому-нибудь языку программирования, но Вы научитесь писать правильный код, иными словами, она для тех, кто уже владеет базовыми знаниями в программировании.

Если Вы еще не умеете программировать, и даже не знаете, с чего начать, то в этом случае я рекомендую Вам начать с книги «Как стать программистом? 14 советов по достижению поставленной цели», в ней приведены советы и рассмотрен конкретный план действий, которые помогут Вам стать программистом.

У меня на этом все, надеюсь, статья была Вам интересна. Пока!

Источник: https://info-comp.ru/programmirovanie/724-stages-of-program-development.html

15 полезных приложений для студентов

  • 14 секретов экономии из разных стран, над которыми хочется посмеяться, а потом попробовать их на себе
  • «Мужчины не перевелись». Правильный текст о том, что настоящие рыцари окружают нас каждый день
  • 20+ человек, которым дали груду хлама, а они превратили ее в достойную вещь
  • «Нужно любить свою жену так же, как я хочу, чтобы любили мою дочь». Вещи, которые стоит помнить каждому отцу
  • Преподаватель английского объяснил, как школы по изучению языков вытягивают у нас деньги и почему они ничему не учат
  • 18 человек показали, как круто поменялась их жизнь после расставания с токсичным партнером
  • 20+ главных страхов детства, над которыми сейчас можно только смеяться
  • 10 фактов о Венецианском карнавале, который стало посещать так много туристов, что их перестали пускать
  • 40+ доказательств того, что датская королевская семья — самая крутая в Европе
  • 19 известных женщин, которые не стесняются показаться без косметики. И правильно делают
  • 23 случая, когда люди нечаянно столкнулись с Томом Хэнксом и навсегда попали под его обаяние
  • Как сейчас выглядят и чем занимаются 15 кинозлодеев нашего детства и юности
  • 14 твитов, которые доказывают существование женской солидарности
  • Дети и родители рассказали, каково жить в многодетной семье и стоит ли оно того
  • 30+ платьев «Оскара» за последние 20 лет, которые произвели фурор на ковровой дорожке
  • 14 функциональных вещей для женщин, которые будут незаменимы в 2020 году

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-nauka/15-poleznyh-prilozhenij-dlya-studentov-837560/

10 полезных бесплатных приложений для студентов

Android

Сколько раз вы просыпали пары, потому что рука сама выключала звонок будильника, еще до того, как мозг успевал проснуться? Приложение Puzzle Alarm Clock эффективно борется с этим: для того, чтобы заставить замолчать их будильник, нужно сначала решить несколько головоломок, появляющихся в случайном порядке.

Если же вы и после них боитесь заснуть, будильник попросит подтвердить, что вы проснулись, иначе зазвонит снова. А для самых сонных в Puzzle Alarm Clock есть функция, которая выключит будильник только тогда, когда вы просканируете выбранный штрихкод.

Например, стоящего в ванной геля для душа или йогурта в холодильнике.

Android

Существует огромное количество электронных ежедневников, однако они, как правило, «заточены» под работу, а не под учебу. Но простое и красивое приложение Timetable направлено на школьные и университетские расписания.

В него не только можно вбивать время пар и дополнительных занятий, но и вписывать домашние задания, курсовые, зачеты и экзамены. Под каждым предметом предлагают указывать, в какие дни и где проходят пары, когда назначен экзамен и даже как зовут преподавателя.

Собирая таким образом информацию, приложение не только напомнит, что пора заниматься, но и переведет ваш телефон в беззвучный режим на время урока.

Android

iOS

Бесконечные расчеты и длинные многоуровневые формулы — печальная реальность для любого студента технического вуза. Если использовать обычный калькулятор мобильного, вычисления приходится проводить в несколько этапов, с неизбежными ошибками и пересчетами снова и снова.

Эту проблему решает MyScript Calculator — калькулятор с поддержкой рукописного ввода, который позволяет не просто записывать вычисления целиком, но и не мучиться со вбиванием степеней и корней, а писать так же, как и в тетради — приложение само переведет написанное в знаки и выдаст результат.

Android

iOS

Во время учебы нередко приходится пользоваться библиотечными книгами, которые можно изучать только в читальном зале, а также методичками, по одной на троих. Что же о чужих конспектах лекций, то о них и говорить не стоит.

В ситуации, когда необходимо быстро скопировать большой объем текста, приложение для сканирования Scanbot окажется лучше, чем камера мобильного телефона.

Scanbot позволяет сразу же рассортировать сфотографированные документы по разным альбомам, чтобы потом не запутаться, может загрузить полученные изображения в облако или конвертировать в PDF-файл. В платной версии приложения также есть функция распознавания текста.

Android

Clockwork Tomato — простой и эффективный таймер, построенный на знаменитой «помидорной» технике, в которой периоды интенсивной работы сменяются кратковременными перерывами.

В классическом варианте это соотношение — 25 минут работы и 5 минут отдыха, которые помогают мозгу переключиться и отдохнуть, но приложение позволяет пользователю самому выбрать объем временных промежутков.

Также можно настроить количество «помидорок», длительность большого перерыва, который наступает после прохождения нескольких циклов, звуки при окончании и т. п.

Работа с таймером, с одной стороны, мотивирует трудиться сосредоточенно и не отвлекаясь, а с другой, напомнит увлекшимся учебой студентам о необходимости передохнуть и, таким образом, не даст ни лениться, ни перерабатывать.

Android

iOS

Источник: https://www.ucheba.ru/article/4092

GOUSPO студенческий портал! » Основные технологии доступа к данным и типовые элементы доступа

admin

Основные технологии доступа к данным и типовые элементы доступа

1. Структура организации доступа к данным в трехуровневой архитектуре.

С развитием информационных технологий, связанных в том числе с необходимостью взаимодействия предприятий через гло­бальную сеть Интернет, все большее развитие получила трехуровневая схема взаимодействия клиентской и серверной частей.

Как показала практика, эта схема оказалась эффек­тивной и при организации внутренних ЛВС предприятий, где в качестве клиента может использоваться обычный Web-браузер.

В соответствии с данной схемой общая структура БД состоит из трех уровней:

  • 1-й — клиенты («тонкие клиенты»);
  • 2-й — сервер приложений;
  • 3-й — сервер базы данных.
  • Первый и второй уровни являются прерогативой клиентской части приложения баз данных, а третий — серверной.
  • Приложение 1-го уровня должно обеспечить пользователю дру­жественный интерфейс (диалоговые формы) при работе с БД, включая: возможность обращения к базе данных с помощью за­просов и получение результатов обращения к базе данных .
  • Приложение 2-го уровня должно содержать программу, обес­печивающую эффективное выполнение приложения 1-го уровня, включая:
  • •  тексты программ SQL-запросов (транзакций);
  • •  проверку синтаксиса условий выполнения запроса, введен­ного пользователем;
  • •  программы обеспечения доступа к информации сервера баз данных.
  • Приложение 3-го уровня должно содержать все таблицы баз данных и обеспечивать эффективное управление работой удален­ных пользователей с информацией]
  • В настоящее время первые две части приложения 2-го уровня разрабатывают с применением так называемых мониторов обра­ботки транзакций ТР-мониторов.

Программы обеспечения доступа к информации сервера баз данных разрабатываются с применением различных технологий: ODBC;COM; ADO.NET; CORBA; MIDAS; .NET FrameWork.

  1. Все эти технологии основаны на единых принципах — объект­ных моделях доступа к удаленным базам данных, и разрабатывают­ся соответственно на методах объектно-ориентированного про­граммирования.
  2. 2. Объектные модели доступа к удаленным базам данных
  3. Рассмотрим применительно к СУБД следующие понятия объек­тно-ориентированного программирования: объект, класс, свой­ство, событие, объектная модель.

Объект (object) — это типовой программный элемент, используемый любыми частями целостной СУБД, включая аппаратные и программные средства.

Объекты имеют дескрипторы (description), к которым в ходе выполнения программы возможно обращение, как к именам, указателям и меткам. Дескрипторы дают информа­цию о типе объекта и описание характеристик, присущих конк­ретному объекту.

К объектам СУБД относятся таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы, модули. Объектами являются также эле­менты управления, помещаемые в формы, и отчеты.

  • Класс (class) представляет собой описание совокупности од­нотипных объектов.
  • Свойство (property) представляет собой описание характерис­тики либо отдельного объекта, либо класса объектов.
  • Событие (event) можно представить как некоторую реакцию объекта на определенные действия пользователя или программы в процессе работы с базой данных.

Объектная модель (object model), или объектная архитектура (object architecture), — это совокупность взаимосвязанных объек­тов, описывающих конкретную программную систему. В таких сис­темах все процессы, связанные с обработкой и управлением ин­формацией, представляются как операции над объектами.

Проблемы оптимизации управления удаленными объектами баз данных связаны с соответствующими алгоритмами (технология­ми) доступа к информации.

Как уже говорилось, ядром практически всех реляционных СУБД является язык SQL.

Появление трехуровневых архитектур управления базами данных привело к созданию технологий разработки приложений промежуточного 2-го уровня с применением универсальных языков программирования. В этом случае разработчики вынуждены интегрировать SQL в соответствующие СУБД.

  1. Кроме того, развитие и совершенствование информационных технологий привело к появлению нового направления — объект­но-ориентированного проектирования баз данных. Концептуаль­но стратегия объектно-ориентированного проектирования СУБД с применением технологий реляционных баз данных может быть  сведена к следующим положениям:
  2. •  введение средств работы с базой данных в язык программирования;
  3. • предоставление расширяемых объектно-ориентированных биб­лиотек;
  4. •  дополнение языка SQL объектно-ориентированными функ­циями;

• разработка новых языков и моделей баз данных. Рассмотрим эти положения.

Введение средств работы с базой данных в существующий объек­тно-ориентированный язык программирования. При таком подходе традиционные функции базы данных встраиваются в существую­щие объектно-ориентированные языки программирования, на­пример Smalltalk, С++, Java. Подобный подход используется в языке GemStone, в котором дополняются возможности именно этих трех языков.

Предоставление расширяемых объектно-ориентированных биб­лиотек. При этом подходе также предусматривается введение тра­диционных функций базы данных в существующий объектно-ори­ентированный язык программирования.

В данном случае вместо расширения функций самого языка используются дополнительные библиотеки классов, поддерживающие объектные типы дан­ных, транзакции, параллельную обработку, защиту данных и т.д.

Этот подход используется в продуктах Ontos, Versant, ObjectStore.

Дополнение языка SQL объектно-ориентированными функция­ми.

Благодаря широкому распространению языка SQL некоторые компании-разработчики пытаются расширить его в целях поддер­жания объектно-ориентированных конструкций.

Этот подход ис­пользуется компаниями-разработчиками реляционных и объект­но-ориентированных СУБД. Поддержка подобных объектно-ори­ентированных инструментов уже предусматривается в очередной Персии стандарта SQL—SQL3.

Разработка новых языков и моделей баз данных. Это наиболее радикальный подход, требующий пересмотра концепций реля­ционного подхода, с полной ориентацией на объектно-ориен­тированные модели данных.

Необходимость такого подхода связа­на с специфическими (не реляционными) базами данных, созда­ваемыми, например, по результатам автоматизированного конст­рукторского и технологического проектирования с применением систем CAD/CAM.

3. Базовая технология СОМ: понятие и создание объекта, интерфейсы объекта, библиотека классов СОМ, фабрика класса.

  • Технология доступа к удаленным данным Component Object Model (COM) — компонентная модель объектов, разработанная фирмойMicrosoft как средство взаимодействия приложений (в том числе составных частей операционной системы Windows), функ­ционирующих на одном компьютере.
  • В дальнейшем технология СОМ усовершенствовалась для управления объектами базы данных, расположенных в пределах локальной вычислительной сети.
  • На технологии СОМ построены такие методы управления уда­ленными объектами, как OLE, Автоматизация, ActiveX.

•  Метод OLE (Object Linking and Embedding) — связывание и объединение объектов — протокол, обеспечивающий обмен дан­ными между приложениями. С помощью OLE пользователи могут связывать или внедрять объекты различных приложений (в том числе и баз данных) в файлы других приложений.

(Одним из типов полей в реляционных базах данных является OLE.) Каждый объект OLEхарактеризуется двумя компонентами: собственно информацией, содержащейся в исходном файле, и адресом нахождения файла на дисковом пространстве компьютера или адресом файла в локальной вычислительной сети.

Развитием технологии OLE является технология OLE DB — программный интерфейс, удовлетворяющий структуре СОМ и предоставляющий унифицированный способ доступа к различным файлам, в общем случае не являющимся базами данных. При этом объекты управления данными ADO (ActiveX Data Objects) являются промежуточным звеном между серверной и клиентской частями баз данных.

  1. •  Метод Автоматизация, называемый иногда автоматизацией OLE, обеспечивает взаимодействие клиентских и серверных при­ложений программным способом, например с применением языка VBA.
  2. •  Метод ActiveX является 32-разрядной версией элементов управления OLE.
  3. Таким образом, технология СОМ представляет собой различные методы управления удаленными объектами баз данных, построенных в архитектуре типа клиент—сервер, в том числе предназначенных и для работы в ЛВС.

Библиотека классов.Библиотека классов  представляет собой коллекцию многократно используемых типов, которые надежно интегрируются с общеязыковой средой выполнения.

  • Библиотека классов является объектно-ориентированной.
  • Классы СОМ позволяют выполнять ряд следующих общих задач программирования: управление строками, сбор данных, подключение к базам данных и доступ к файлам.
  • В дополнение к этим задачам библиотека классов включает себя типы, позволяющие использовать СОМ для разработки текстовых приложений, графических пользовательских интерфейсов (GUI) Windows (Windows Forms), веб служб и служб Windows.
  • Например, классы Windows Forms представляют собой набор многократно используемых типов, существенно упрощающих разработку графических интерфейсов пользователя Windows.
  • Помимо использования коллекции типов можно создавать свои коллекции, применяя инструмент СОМ, называемый фабрикой классов.
  • 4. Основные понятия и место применения технологий ADO, MIDAS, MTS, CORBA
  • Технологии ADO .NET

Технология доступа к удаленным базам данных ADO .NET была разработана для архитектуры клиент—сервер. Однако возрастающая сложность систем обработки информации потребовала качественного изменения этой архитектуры. Кроме двух уровней удаленных баз данных — клиентского и серверного — появляются дополнительные уровни — серверы бизнес логики, реализующие бизнес-логику приложений.

  1. Технология ADO .NET устанавливает следующую схему работы клиента с сервером баз данных:
  2. —        установка соединения с сервером;
  3. —        получение необходимых данных;
  4. —        закрытие соединения;
  5. —        обработка данных;
  6. —        установка соединения для передачи измененных данных об­ратно на сервер.

Основу ADO .NET составляют два основных модуля: Провай­дер данных (Data Provider .NET FrameWork) и Резидентная реля­ционная база данных (DataSet).

  • Технологии CORBA
  • Технология уда­ленного доступа к базам данных CORBA (Common Object Regust Broker Architecture — общая архитектура объектных заявок) пред­ставляет собой промежуточное программное обеспечение, уста­навливающее отношения клиент сервер между объектами в рас­пределенной компьютерной среде.
  • Архитектура системы CORBA включает в себя следующие компо­ненты:
  • •  ORB (Object Request Broker) — брокер объектных запросов (заявок), включающий в себя язык IDL;
  • •  IDL (Interface Definition Language) — язык определения ин­терфейсов;
  • •  РОА (Portable Object Adapter) — адаптер объектов;
  • •  Stub — заглушка;
  • •  Skeleton — основа;
  • •  Smart Agent — «умный» агент.
  • Технологии MIDAS
  • Технология MIDAS (Multitier Distributed Applications Services) — набор сервисов для создания многозвенных распределенных при­ложений.

Многозвенное приложение представляет собой распределен­ные системы удаленного доступа к данным, которые состоят, как минимум, из трех логических уровней. Эти логические уровни мо­гут находиться как на одном, так и на нескольких компьютерах.

Применение многозвенных приложений позволяет обеспечить следующие преимущества:

• формирование пакета бизнес логики в общедоступном сред­нем уровне, доступ на который могут получить одновременно сразу несколько клиентов, что позволит избежать дублирования биз­нес – логики для каждого отдельного клиентского приложения;

• получение распределенной обработки информации, т. е. воз­можность оптимизации распределения нагрузки на отдельные ком­пьютеры;

  1. •  увеличение устойчивости за счет возможности организации гибкой перестраиваемой системы защиты информации.
  2. В самой простой форме (так называемой three-tiered model) многозвенное приложение включает в себя следующие уровни: клиентское приложение, сервер приложений, управление пере­дачей данных и удаленный сервер базы данных.
  3. Клиентское приложение обеспечивает интерфейс пользователя на пользовательском компьютере.
  4. Сервер приложений находится в доступном для всех клиентов месте и обеспечивает общую передачу данных.
  5. Управление передачей данных обеспечивает так называемый бро­кер данных.
  6. Удаленный сервер базы данных обеспечивает систему управления базой данных.

Источник: http://gouspo.ru/?p=201

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector