Поможем написать качественную курсовую работу по предмету сравнительная педагогика, в том числе с практической частью. Если потребуется доработка, оперативно внесём правки в соответствии с замечаниями руководителя. Гарантируем, что заказанная работа успешно пройдёт проверку в Вашем ВУЗе. Стоимость курсовых работ у нас от 1000 рублей.
Отправить заявку на оценку
Цена
Срок
Антиплагиат
Сопровождение
Высокое качество, уникальность
Преподаватель — кандидат наук
Схема сотрудничества
1. Оформляете заявку на нашем сайте
2. Согласовываем требования, срок выполнения и стоимость
3. Опытный автор выполняет работу
4. В обозначенный срок получаете готовую работу
5. Получаете отличную оценку
Ознакомиться с примерами наших работ можно тут
Сравнительная педагогика – это раздел в данной науке, который занимается изучением состояния, связей, направлений, способных помочь развиться теории и практики научной дисциплины относительно различных государств и регионов.
К ней также относятся всемирные тенденции, специфика регионов и стран. Еще одна задача предмета – определение форм и методов, с помощью которых можно обогатить систему обучения любых национальностей на основе иностранного опыта.
Курсовой проект – серьезный литературно-научный труд, требующий досконального изучения теоретического материала и проведения практических исследований. При выборе темы для работы нужно учитывать ее актуальность в данной сфере. Опытные специалисты нашей фирмы справятся с любой тематикой, как только вы согласитесь заказать контрольную работу по сравнительной педагогике.
Оценим вашу курсовую по сравнительной педагогике бесплатно Заказать работу
Послушать отзыв клиента
Заказывала несколько контрольных работ, осталась довольна
Делал заказ магистерской диссертации, успешно защитился, научный остался доволен
Обращалась с заказом срочной курсовой работы, выручили, спасибо
Выполняли онлайн-тесты и контрольные задания, сделано вовремя и все зачтено
Писали несколько работ, качеством доволен, обращусь еще
Курсовая работа выполнена в срок
Делал диплом, сдали даже раньше срока, качеством доволен
Делала заказы на несколько работ себе и одногруппникам, планирую еще обращаться
Большое спасибо за отличную магистерскую диссертацию и за то, что выполнили ее на высшую оценку и в быстрые сроки! Очень помогли!
Заказ на лабораторки в этой конторе, препод принял без вопросов
Делали контрольную по информатике, совершенно не понимал, как ее нужно выполнять, ребята выслали работу быстро, автор даже прислал пояснения для меня! Респект!
Заказывала курсовую по экономике предприятия. Все сделано по требованиям, в быстрый срок, очень удивило, что скорость выполнения совершенно не сказывается на качестве! Получила хорошую оценку!
Все хорошо, спасибо, выручили!
Цены доступные, ниже чем у других, даже скидки есть. Качество проверено – все дипломы из группы с отличными и хорошими оценками. Благодарю!
В последний момент понял, что у самого не получается написать достойную работу, пришлось обратиться к Вам, защита прошла успешно, спасибо!))
Было задание по психологии, сделала заявку на сайте, быстро оценили, внесла предоплату, они берут 50% от стоимости, реферат недорогой, не так жалко)) Сказали ждать 5 дней. Через 4 дня оплатила остаток. Получила на почту файл. Искала подвох) Но так и не нашла)) И получила зачет, вообще без вопросов))
Хочу поблагодарить компанию Тебе зачет за хорошее качество. Преподавателю очень понравилась Ваша работа! Получил отличную оценку! Спасибо.
Делал отчет к практикам тут — все хорошо, можно доверять фирме.
Топ вопросов по курсовым работам
Сколько стоит заказать нашу помощь?
Стоимость помощи по курсовым работам зависит от требований вашего учебного заведения. На цену влияют: распространенность темы, уровень уникальности, сроки, наличие исходных данных и ваших наработок. Минимальная стоимость работ по сравнительной педагогике составляет 1000 рублей.
Вы проверяете на плагиат, как?
Проверяем на сайте antiplagiat.ru, при оформлении заявки необходимо указать необходимый уровень уникальности. Стандартно делаем от 60%. Если же текст будут проверять по другой системе, то это нужно указать на этапе согласования.
Что нужно прописать в заявке, чтобы получить хорошую оценку за курсовую?
Для получения успешного результата нужно отправить тему, методические пособия и правила оформления. Если есть рекомендации от педагога с консультаций, то они также обязательны для нашего ознакомления.
Есть ли какие-то гарантии на работу?
Да, в течение 90 дней с момента завершения работы действует гарантийный период. В это время вы имеете право на бесплатные корректировки по замечаниям руководителя.
Вы делаете курсовые работы по сравнительной педагогике?
Если у Вас имеется задолженность перед преподавателем по предмету, то можете смело оставлять бесплатную заявку на выполнение своего задания. Наши авторы ее рассмотрят и предложат оптимальный для вас вариант.
Как сделать заказ и оплатить консультацию?
Для размещения заявок воспользуйтесь формой на сайте, или отправьте нам подробное задание на почту, или сообщение в мессенджер. После согласования условий с личным менеджером нужно будет внести аванс.
Выполняете ли Вы курсовые работы по моим данным, моему предприятию?
Если вы предоставляете данные по организации во время оформления заявки, то задание будет выполнено по ним. Если нет, то мы берем произвольные данные.
Возможно ли, что цена в процессе написания изменится?
Если исходные требования, указанные при оформлении заявок на подготовку работ по дисциплине сравнительная педагогика не изменяются, то стоимость подготовки не изменится.
Вы оформляете работы по методическим рекомендациям?
Да, если при оформлении услуги Вы прислали методички. Если же методических рекомендаций у Вас нет, то автор сделает оформление по стандартным требованиям.
Мне защищать проект перед педагогом, чем вы мне можете помочь?
Мы подготавливаем дополнительные материалы, которые могут понадобиться на защите (презентация, доклад, аннотация и др.).
Остались вопросы? Задайте их нам!
Источник: https://tebezachet.ru/zakazat-kursovuyu-rabotu-po-sravnitelnoy-pedagogike
Сравнительная педагогика Учебное пособие Для студентов средних и высших педагогических учебных заведений
ББК 74. 00я73 Д42
Издательская
программа «Учебники и учебные пособия
для педагогических училищ и колледжей»
Руководитель
программы Э.
А. Нефедова
Рецензенты:
д-р
пед. наук, профессор М. Г.
Пяохова, канд.
пед. наук Я. М.
Воскресенская
Джуринский А. Н.
Сравнительная
педагогика:
Учеб. пособие
для студ. Д42 сред. и высш. пед. учеб.
заведений. —
М. : Издательский центр
«Академия», 1998. — 176 с. ISBN
5-7695-0122-7
-
В пособии дан
сравнительный
анализ основных процессов
школьного образования и воспитания
в современном
мире, в нем
представлены
разнообразные материалы о
современном состоянии
школы и педагогики ведущих стран
мира - Адресованное
студентам
средних и высших педагогических учебных
заведений пособие
может
быть
полезно также работникам школьных
учреждений и ведомств,
всем, кто интересуется развитием
образования и воспитания в современном
мире. - ББК 74. 00я73
Isbn 5-7695-0122-7 ©Джуринский а. Н. , 1998 © Издательский центр «Академия», 1998 введение
Возникновение
сравнительной педагогики обычно
связывают с публикацией в 1817 году
французским ученым Марко м-Антуаном
Жюльеном брошюры «Набросок и
предварительные заметки к работе по
сравнительной педагогике», где был дан
анализ школьно-педагогического опыта
Франции и Швейцарии.
В настоящее время
сравнительная педагогика переживает
пору расцвета: регулярно проходят
европейские и мировые конференции,
постоянно действует Европейское общество
сравнительной педагогики.
В 1995 году на
международной конференции в Токио были
предприняты шаги по организации
Азиатской ассоциации сравнительной
педагогики.
Во
всех ведущих
странах функционируют национальные
общества сравнительной педагогики.
В России при
Академии образования существует Совет
по сравнительной педагогике. Курс
сравнительной педагогики введен в
программу педагогических вузов.
Объектом
внимания сравнительной педагогики
является образование и воспитание в
современном мире. Надо иметь в виду, что
сравнительная педагогика одновременно
национальна и интернациональна. Ее
представители рассматривают зарубежный
опыт сквозь призму и приоритеты
отечественной школы и педагогики.
Сравнительная
педагогика преследует две взаимосвязанных
задачи:
сопоставление педагогических идей и
школьной практики и формулирование
на этой основе теоретических подходов
универсального, прогностического
характера.
Соответственно
предмет
сравнительной педагогики содержит
компаративизм (сравнение) и обобщение.
Другими словами, сравнительная педагогика
изучает воспитание и образование
синхронно, в сопоставлении, конструируя
в итоге теоретические модели, выделяя
своеобразный «сухой остаток».
Ученые-компаративисты,
отрабатывая технологию исследований,
отдают предпочтение изучению
школьно-педагогического опыта стран
с ярко выраженными различиями. Особое
значение придается преодолению
терминологических разночтений. К
примеру, в разных языках вкладывается
далеко не одинаковое содержание в
понятия «воспитание», «среднее
образование», «высшее образование» и
т. д.
Имеются серьезные
разночтения в понимании содержания
сравнительно-педагогических исследований.
Ряд ученых (В.
Маллинсон,
например) исходят из понимания воспитания
как следствия национальной психологии.
Другие ученые (Б.
Бар-бер, Б. Холмс)
рассматривают сравнительную педагогику
прежде всего как науку социальную.
При определении
предмета сравнительной педагогики
нельзя упускать ее междисциплинарный
характер. Сравнительная педагогика
тесно связана с философией образования,
историей педагогики, теорией воспитания
и образования, школоведением и т.
д. В
поле ее зрения могут оказаться не только
нынешние реалии, текущая ситуация и
перспективы, но и прошлое школы и
педагогической мысли. На
подобном историческом подходе особенно
настаивали Николае
Ханси Фредерик Шнейдер.
Задачей данного
учебного пособия является ознакомление
студентов с основными тенденциями в
развитии школьного образования и
воспитания в современном мире. Для
будущих педагогов это весьма важно,
поскольку поможет приобщиться к
общечеловеческим приоритетам в области
воспитания и обучения.
Изучение мирового
школьно-педагогического опыта способствует
формированию открытого педагогического
мышления, когда осваивается все
целесообразное, что накоплено в школьном
воспитании и образовании.
При всей специфичности
характеристик школы и педагогики
отдельных стран в них отражены актуальные
и общие для всей планеты подходы к
управлению, содержанию, формам,
методам воспитания и обучения.
Сравнительная педагогика позволяет
приобщаться к таким ценностям в
воспитании и образовании, которые
лежат вне корпоративных, узко понимаемых
социальных и национальных интересов.
В предлагаемом
учебном пособии дана характеристика
основных тенденций развития теории
и практики школы второй половины
XX столетия.
Особое внимание уделено проблемам
диверсификации образования, внедрению
педагогических средств, развивающих
инициативу, самостоятельность,
творчество, создания структуры
эксперимент — массовая школа.
Рассмотрены также
магистральные направления реформ
школьных систем и входящих в них типов
общеобразовательных учреждений;
эволюция программ школьного образования,
методов, форм и организации обучения;
модернизация практики школьного
воспитания; деятельность экспериментальных
учебно-воспитательных учреждений; вне
дрение
новых
технических средств в учебно-воспитательный
процесс.
Затронутые проблемы
и темы рассмотрены с учетом того, что в
мире существует несколько эпицентров
школьного образования и воспитания.
Это США, Западная Европа, Япония и Россия.
Пособие восполняет
дефицит учебно-педагогической литературы
по сравнительной педагогике, который
испытывают педагогические вузы и
коллежи. Его уместно использовать при
освоении нормативного курса, на
спецсеминарах и спецкурсах, при
написании рефератов, курсовых и дипломных
работ.
Источник: https://studfile.net/preview/1723282/page:2/
Сравнительная педагогика, как область науки
Возникновение сравнительной педагогики было отмечено параллельно в нескольких странах. Интерес к воспитанию подрастающего поколения стал наблюдаться еще в древности. В Египте и Вавилоне особый интерес к воспитанию проявлял Геродот. А Тацит, римский историк, изучал особенности воспитания детей у древних германцев.
История рождения сравнительной педагогики
Наиболее важным этапом развития европейской педагогической мысли стал период конца 18 до 19 века. Распространение в масштабах всей Европы получили белл-ланкастерская система и педагогика Песталоцци, идеи свободного воспитания Руссо и теория Канта о нравственном воспитании.
Марк-Антуан Жюльен стал основоположником сравнительной педагогики, первым употребив данное понятие.
В формулировку он вкладывал понятие изучения содержания, способов, теории воспитания и обучения в разных странах, а также их сравнительный анализ.
В сравнительной педагогике он видел метод улучшения теоретической и практической части образовательного процесса, формирования общей для европейского общества педагогической теории.
Впервые отправился в другую страну с сугубо педагогической миссией В. Кузен. По поручению французского правительства он посетил Пруссию, где изучал местную систему образования.
Хотелось бы отметить работы пионера сравнительной педагогики начала 20 века В. Фриделя «Подготовка учителей в зарубежных странах» и «Педагогика за рубежом». В последнем труде деятель приводит сравнительное описание организации процесса обязательного обучения девяти странах мира.
В Германии 19 века наиболее значимым исследователем в этой области был профессор Ф. Тирш.
Родоначальниками сравнительной педагогики в Англии считаются М. Арнолд и М. Сэдлер. Арнолд в своих трудах стремился выстроить в определенной последовательности факторы обуславливающие развитие образования в Англии и за рубежом.
При этом два фактора определялись как главенствующие – это национальный характер и исторические традиции. Именно они и определяют базовые особенности системы образования в разных странах.
Сэдлер, в свою очередь, углубил анализ факторов влияющих на развитие образования в разных странах мира.
Г. Манн и Г. Барнард в 19 веке внесли большой вклад в изучение зарубежного опыта развития образования. А в 1898 году студентам педколледжа Колумбийского университета Дж. Расселом был прочитан первый курс по сравнительной педагогике.
В России систематическим анализом систем образования зарубежных стран занимался Константин Ушинский. В его трудах содержатся заметки о народном образовании в Англии, Америке, Франции и Германии, рассказывающие об организационных особенностях работы местных учебных заведений.
Сравнительная педагогика как отдельная область науки
Определение 1
Сравнительная педагогика стала возводиться в отдельную научную сферу в 20-х годах прошлого столетия. В этот период формируются международные и национальные учреждения науки, занимающиеся сбором, систематизацией, обобщением явлений и фактов, отражающих развитие образования по всему миру.
В 1949 году была опубликована книга Н. Хэнса «Сравнительная педагогика: исследование образовательных факторов и традиций». В ней были выделены основные факторы, оказывающие прямое влияние на развитие образования, а именно:
- Расовая принадлежность, язык, экономические и природные условия.
- Религия.
- Идеология, в частности гуманистическая направленность педагогики, национализм и социализм.
Сегодня сравнительная педагогика, как самостоятельный раздел науки, переживает период своего триумфа.
Объект и предмет сравнительной педагогики
Явлением, или объектом сравнительной педагогики, на который направлен анализ, принято считать следующие элементы:
- Прогресс мирового образования.
- Практика и теория педагогики в разнообразных регионах.
- Образовательные и воспитательные процессы современности.
В качестве предмета сравнительной педагогики рассматривается:
- Состояние и ключевые тенденции развития образовательных процессов в разных странах.
- Плюсы и минусы международного преподавательского опыта.
- Способы и формы взаимного обогащения национальных педагогических культур.
- Анализ и структурирование школьно-педагогического опыта в разных странах.
Функциональное значение сравнительной педагогики
В качестве базовых функций сравнительной педагогики принято выделять:
- Изучение и сравнение состояния закономерностей и тенденций педагогического прогресса во всем мире.
- Определение соотношения общих тенденций и национальных особенностей.
- Определение различий международного опыта педагогической практики.
- Выявление форм и способов взаимного обогащения национальных педагогических культур.
- Прогнозирование путей развития педагогики и школы.
- Преодоление терминологических разногласий.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/sravnitelnaja-pedagogika/
ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440
1 Донбаева А.Б. 1 Танабаева Г.У. 1 Жамашева Ж.Р. 1 Ермаханова Ш.М. 1 Ермаханов М.Н. 1
В данной статье рассматриваются проблемы сравнительной педагогики. Также былы исследованы исторические, этнокультурные, ресурсные подходы сравнительной педагогики.
Сравнительная педагогика или компаративистика изначально возникла в рамках философии, которая рассматривала многие вопросы, в том числе и проблемы воспитания подрастающего поколения в разных странах. Уже с древних времен в философских учениях содержалось немало описаний того, как обучали и воспитывали детей народы в тех или иных государствах.
Обобщались ценности и методы воспитания, анализировались особенности передачи опыта от старшего поколения младшему.
1. Кусаинов А.К., Есеева Н.Т. Методология и методика сравнительной педагогики: учебное пособие для вузов. – Алматы, 2008.
2. Джуринский А.Н. Зарубежная педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2008.
3. Титов В.А.
Сравнительная педагогика: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2008.
4. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом: Учеб.пособие. – Мн.: Новое знание, 2004.
5. Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и встречи культур. – М.: МПСИ, 2006.
6. Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков. – М.
: МПСИ, 2006.
7. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: УРАО, 2003.
8. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
9. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе. – М.: Просвещение, 2007.
10. Джуринский А. Н.
Педагогика в многонациональном мире. – М.: Владос, 2010.
11. Митина В.С. Развитие сравнительной педагогики в США // Методологические проблемы сравнительной педагогики. – М., 1991. – С. 13–26.
12. Писарева Л.И. Сравнительная педагогика в ФРГ: предмет, задачи и тематика исследований // Методологические проблемы сравнительной педагогики. – М., 1991. – С. 38–51.
13.
Воскресенская Н.М. Некоторые вопросы методологии сравнительной педагогики в Англии в 80-х годах: концепция Б. Холмза // Методологические проблемы сравнительной педагогики. – М., 1991. – С. 51–70.
В современной науке сравнительную педагогику также называют компаративистикой. Слово компаративизм (от лат.
comparativus – сравнительный) означает сравнение и сопоставление, включающее установление сходства и различий, тенденций исторического развития, установление соответствий между схожими явлениями и т.д. В английском языке «tocompare» также означает «сравнивать».
Как понятие компаративизм используется в разных науках, в том числе и в литературоведении для обозначения сравнительно-исторического анализа развития образов и сюжетов в произведениях литературы разных народов. В теории образования понятие «компаративистика» стоит в одном синонимическом ряду с понятием «сравнительная педагогика».
Исследователи отмечают, что в зарубежных источниках чаще всего употребляют термин не «сравнительная педагогика», а «сравнительное образование», поскольку само слово «образование» («education» англ.) имеет более широкую трактовку на Западе в отличие от слова «педагогика» («pedagogie»).
В зарубежной педагогической традиции слово «образование» обозначает единство развития, воспитания и обучения, в то время как педагогика имеет отношение только к образованию и воспитанию детей.
Поэтому в зарубежной интерпретации понятие «сравнительное образование» («еducаtioncompare») мы встречаем гораздо чаще, чем понятие «сравнительная педагогика» («рegagogiecomparative»).
Мы будем употреблять понятия «сравнительная педагогика», «педагогическая компаративистика», «сравнительное образование» и «компаративистика» в синонимическом ряду, поскольку, несмотря на некоторые различия в современной педагогической теории и практике, довольно часто данные понятия используются для обозначения одних и тех же явлений и процессов.
В самом общем виде сравнительная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая особенности образования, воспитания и обучения в различных странах и регионах.
Сравнительная педагогика в широком смысле – это область педагогической науки, изучающая состояние, закономерности и тенденции развития образования в различных странах и регионах мира; выявляющая способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования зарубежного опыта.
Сравнительная педагогика в более конкретном смысле определяется как «область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляющая формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта» [7, с. 376]. Все три подхода к пониманию сравнительной педагогики характеризуют специфику её содержания. Во-первых, это определенная область педагогической науки. Во-вторых, нацелена на изучение процесса развития образования, воспитания, обучения, педагогической теории и практики в разных странах и регионах мира. В-третьих, анализ осуществляется в сравнительно-сопоставительном плане для того, чтобы использовать зарубежный опыт. В-четвертых, выявляются возможные формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем. Сравнительная педагогика, являясь отраслью педагогики, имеет собственный предмет, объект, цель и задачи. На современном этапе ее развития в определенной степени модифицируются цели и задачи. Американский компаративист Г. Ноа считает, что первоочередной целью такого рода исследований должно стать определение основных тенденций в развитии образования зарубежных стран, с тем, чтобы установить не только то, что происходит там, но и лучше понять свое собственной прошлое, определить свое место в настоящем, четче спрогнозировать будущее своего образования [11].
В Германии практическая цель и социальная функция сравнительной педагогики сводится к «изучению различных процессов, происходящих в области образования и общественного развития за рубежом, для получения практически полезных знаний как основы последующего научного обсуждения (осмысления), выявления позитивных и негативных сторон различных социальных и педагогических процессов и тенденций их развития как предпосылки для дальнейшего проведения экспериментальной работы на национальном уровне в интересах развития теории и практики отечественной педагогики» [12, с. 43].
Видный английский компаративист Б. Холмс ключевой задачей сравнительной педагогики видит «стремление лучше понять отечественные системы образования и способствовать реформе образования не на основе причуд и предрассудков, а в свете тщательно собранных данных и анализа проблем, которые стоят перед национальными правительствами» [13, с. 54].
В целом, к задачам сравнительной педагогики относят [11]:
- выявление положительных и отрицательных сторон в развитии образования в различных странах;
- установление общественно-политических и экономических условий, определяющих возникновение как положительных, так и отрицательных явлений в сфере образования;
- определение, как эти явления воздействуют на общественное развитие страны (или группы стран), региона, мира в целом;
- прогноз возможных последствий переноса школьной системы в целом или ее отдельных компонентов в условия другой страны.
Возросший интерес к исследованиям в области международного и сравнительного образования, характерный для большинства стран мира, во многом объясняется тенденциями взаимозависимости и взаимовлияния государств в эпоху глобализации и интеграции, как в общественной жизни, так в и сфере образования. При исследованиях необходим синтез самих педагогических наук в подходе при оценке состояния и развития: это дидактики, теории воспитания, этнопедагогики, истории педагогики, педагогики высшей школы и др.
Для научных исследований в области сравнительной педагогики методологически важны амбивалентный, комплексный, гуманистический, исторический, культурологический, этнопсихологический, аксиологический, цивилизационный и некоторые другие подходы.
Амбивалентный подход реализуется при исследовании противоречивых тенденций в процессе развития того или иного явления; позволяет изучать проблемы сравнительной педагогики с учетом противоречия между самобытностью и спецификой развития образования в какой-то стране с учетом неизбежности его некоторой унификации в условиях современного мира. Этот подход полезен также при анализе кризисных явлений развития образования, которые характерны для многих стран.
Комплексный подход важен для выделения и анализа наиболее значимых компонентов (составляющих) современного образования (например: содержание образования, методы образования, формы организации обучения, ценности воспитания, основные этапы или уровни образования и т.д.).
Реализация данного подхода позволяет сравнивать между собой образовательные системы по тем или иным основаниям.
Весьма значимыми для сравнения разных образовательных систем являются такие составляющие современного образования, как, например, цель воспитания или цель обучения, которые дают представление об образовательном идеале системы.
Гуманистический подход значим для понимания путей и способов развития личности в образовании, её роли и значения.
Здесь важна субъектная позиция как педагога, так и воспитанника; анализ учета гуманистических возможностей образования в разных странах и значение выдающихся деятелей образования, которые внесли существенный вклад в мировую педагогику.
Данный подход помогает при анализе взаимоотношений между учителем и учениками в различных образовательных системах, а также понимания социальной и индивидуальной позиции личности каждого обучающегося в том или ином образовательном учреждении.
Исторический подход позволяет анализировать и характеризовать образование в разных странах, учитывая процесс становления, динамики развития во времени и в меняющихся исторических, социально-экономических, политических и других условиях. При реализации данного подхода необходимо учитывать исторические события, которые во многом определили тенденции развития образования в той или иной стране.
Культурологический подход дает возможность соотнесения состояния развития образования в той или иной стране основам развития культуры общества. Этнопсихологический подход базируется на понимании влияния национальных особенностей народов, их самосознания, обычаев и традиций на развитие образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.
Особенно значимым является учет специфических условий культуры и этнопсихологических особенностей, которые обусловливают развитие образования.
Так, исследователями-компаративистами был предложен цивилизационный подход к анализу историко-педагогических явлений, нацеленный на понимание сущности той или иной цивилизации, без чего невозможно объективно исследовать образование, его истоки, тенденции и закономерности.
С некоторой долей условности можно сказать, что цивилизационный подход представляет собой сочетание и интеграцию культурологического, этнопсихологического и исторического подходов.
Аксиологический подход позволяет анализировать процессы образования в контексте их ориентированности на главные ценности и смыслы, которые реализуются при передаче социального опыта от одного поколения к другому в той или иной стране. Исторический подход.
Важно изучение не только современного состояния системы образования или, как мы называем, “горизонтального среза” показателей и параметров образования, но и исторической ретроспективы ее развития, поскольку именно она позволяет определить причинно-следственные связи, специфику, особенности, возможность переноса педагогического опыта, определить временные рамки совершенствования образования.
Этнокультурный подход предполагает выявление общих закономерностей и национальных особенностей в развитии народного образования и культуры отдельных стран, регионов и в глобальном масштабе.
Тенденция глобализации и интеграции национальных образовательных систем позволяет выделить основополагающий принцип данного подхода в сравнительно-педагогических исследованиях – сочетание общемирового развития и необходимости сохранения многообразия национального, расширения глобализационных и укрепление национальных процессов в образовании.
Ресурсный подход в сравнительно-педагогических исследованиях подразумевает изучение проблемы ресурсного обеспечения системы образования: законодательные и политические ресурсы, социально-экономическая среда и обстановка, материально-финансовые ресурсы, человеческие ресурсы, совокупность информационных ресурсов сферы образования. Развитие теории и методологии сравнительной педагогики в эпоху глобализации, зарождение отрытого образовательного пространства предполагает, в первую очередь, обновление понятийно-категориального аппарата науки. Сравнительная педагогика является отраслью педагогической науки, и категории ее складываются из основных категорий педагогики: образование, воспитание, обучение, – а также из категорий собственно сравнительной педагогики. К последним считаем возможным отнести следующие понятия: «система образования», «мировое образовательное пространство».
Мировое образовательное пространство становится реальностью благодаря глобализационным процессам. Оно объединяет национальные системы образования, в которых появляются одинаковые тенденции развития при сохранении разнообразия.
Так, к одинаковым тенденциям относится демократизация образования; гуманизация, которая направлена на переход от технократического к гуманистическому знанию и закрепление общечеловеческих ценностей; информатизация образования; диверсификация образования.
Следствием диверсификации являются новые свойства образования, такие как вариативность (выбор варианта траектории обучения или образовательных программ), профильность (выбор профиля обучения в старшей ступени среднего образования) и др. Рассмотрим понятие «вариативность образования» как свойство, характеристику системы образования.
Заметим, что понятие «система образования» более широкое, чем понятие «педагогическая система», которая является одной из ее подсистем. Но именно свойства, признаки педагогической системы будут наиважнейшими, стержневыми, системообразующими для системы образования.
То есть вариативность образования, в первую очередь, является свойством, характеристикой именно педагогической системы.
Понятие «вариативность» отличается от понятий «вариант» и «вариация», таким образом, рассмотрим многообразие их определений из различных словарей, но попутно заметим, что эти слова используются в биологии, музыке, физике, филологии и других науках, что, безусловно, определяет их междисциплинарный характер.
Библиографическая ссылка
Донбаева А.Б., Танабаева Г.У., Жамашева Ж.Р., Ермаханова Ш.М., Ермаханов М.Н. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 26-29;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11685 (дата обращения: 20.03.2020).
Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11685