Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей — происхождение и характеристика

сформировать знания о строении, процессах жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания;

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником и литературой;Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

осуществлять гигиеническое воспитание.

Средства обучения:

  • таблица “Тип Круглые черви”,
  • таблица “Внутреннее строение аскариды”,
  • иллюстрации червей,
  • иллюстрации циклов развития червей,
  • таблица “Цикл развития аскариды”,
  • дидактические карточки и тетради,
  • видеофильм “Тип Круглые черви”.
  • Методы: рассказ, беседа, ролевая игра, самостоятельная работа, просмотр видеофильма, игра, сообщения учащихся.
  • ХОД УРОКА
  • I. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать Типы червей. И прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим материал прошлого урока. Попрошу выйти к доске…

1-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”.

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Возникновение и развитие экономической науки - предмет и метод

Оценим за полчаса!

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

Рис. 5. Личинка с хвостиком

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

Рис. 6. Циста

2-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня”.

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

Рис. 7. Взрослый паразит в теле человека

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

Рис. 9. Корова с личинками

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

  1. Три ученика работают с дидактическими карточками.
  2. Карточка № 1.
  3. В чем заключается биологическое значение:

А) большой плодовитости паразитических червей.Б) гермафродитизма.

  • Карточка № 2
  • Какой из плоских червей, печеночный сосальщик или цепень, специализирован больше в связи с паразитическим образом жизни?
  • Карточка № 3
  • Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.2. Паренхима в теле плоских червей служит для запаса питательных веществ.3. Для плоских червей характерна дыхательная система.4.

Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.6. У паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.7.

Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.

8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой

Учитель: Пока ребята работают, мы (обращается к классу) проведем пресс-конференцию “Черви-паразиты”. Кто у нас специалист по паразитическим червям, гельминтолог?

У доски один ученик, остальные – корреспонденты газет “Тип Плоские черви”, “Цестоды” и т. д., задают вопросы, называя газету.

  1. К какому типу животных относятся класс Сосальщики и класс Ленточные черви?
  2. Кто такой паразит?
  3. Кто такие эндопаразиты?
  4. Что такое паразитизм?
  5. Что такое цикл развития?
  6. Кто такой промежуточный хозяин?
  7. Кто такой окончательный хозяин?
  8. Какие приспособления к паразитизму Вам известны?
  1. Учитель: Проверяем, все ли правильно составлено на доске?
  2. Учащиеся комментируют циклы развития червей, дидактические карточки и листочки с ответами учащиеся отдают учителю.
  3. Учитель: А сейчас мы решим несколько биологических задач:
  1. Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
  2. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущей огромной плодовитости. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?
  3. В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?
  4. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?
  • II. Изучение нового материала
  • Учитель: Тема нашего урока: “Тип Круглые черви”
  • Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: “Тип Круглые черви”
Читайте также:  Класс ракообразные: строение и процессы жизнедеятельности отряда

Учитель: Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер.

Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты.

Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.Я просила, подготовить сообщения о некоторых круглых червях. Готовы?

1-й ученик: В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики.

Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их.

Взрослый волосатик вообще не питается.

2-й ученик: На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений.

Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля.

Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.

3-ученик: Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности.

Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями.

Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.

Учитель: Ученые насчитывают более 20 тысяч видов круглых червей. Они разнообразны и тем не менее объединены в один “Тип Круглые черви”, так как имеют ряд общих признаков:

  • Двустороннесимметричные, трехслойные животные (эктодерма, энтодерма, мезодерма).
  • Тело плотное, упругое, как накачанная камера, заостренное по краям.
  • Поперечный срез имеет форму круга.
  • Полость тела заполнена жидкостью.
  • Кожно-мускульный мешок образован кутикулой, гиподермой и 4-я продольными лентами мышц.
  • При движении могут лишь изгибаться.
  • Раздельнополые животные.
  • И достижением круглых червей является появление у них анального отверстия.

Учитель: Что представляют собой системы внутренних органов у круглых червей? Работаем самостоятельно с учебником:

  • 1-й вариант: Пищеварительная система.
  • 2-й вариант: Нервная система и органы чувств.
  • 3-й вариант: Выделительная система и органы размножения.

Учитель: Строение систем внутренних органов и процессы жизнедеятельности изучаем по таблице.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Кровеносная и дыхательная системы у круглых червей отсутствуют. Как происходит дыхание?

Учитель: Большой интерес представляют паразитические черви, обитающие в тонком кишечнике организма человека – аскариды. Самки (20–40 см.) длиннее самцов (15–20 см.), задний конец у самцов загнут на брюшную сторону.

Аскариды, выделяя ядовитые вещества в организм человека, вызывают заболевание – аскаридоз. Симптомы болезни: головные боли, слабость, снижение памяти у детей, раздражительность. Аскариды приводят своего хозяина к истощению и даже к гибели.

Заражение человека яйцами аскариды происходит через грязные, немытые продукты питания, воду из открытых водоемов. Заражению способствуют мухи, тараканы.

Учитель: Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма “Цикл развития аскариды”. Обратите внимание (записано на доске):

1) Из каких этапов состоит цикл развития аскариды?2) Какие условия необходимы для развития червя?

Учитель: Ребята, у вас на столах иллюстрации цикла развития аскариды, идентичные таблице на доске, проследим путь развития этого червя-паразита.

Учащиеся должны закончить мысль учителя.

  • Заражение человека яйцами аскариды происходит…
  • Яйцо попадает…
  • Из яйца в кишечнике развивается…
  • Личинка с кровью отправляется в… зачем?
  • Личинка с мокротой откашливается … и….
  • В аскариду личинка превращается в…
  • Паразитирует взрослая аскарида в…
  • Оплодотворенные яйца с испражнениями выбрасываются в…

Учитель: В цикле развития аскариды два кислородных этапа. Яйца аскариды обязательно должны находиться во внешней кислородной среде не менее двух недель. И только после этого они будут жизнеспособными.

III. Закрепление изученного

Учитель: Ребята, представьте, вы – доктор-гельминтолог. Вам предложили выступить перед младшими школьниками по вопросу профилактики гельминтозов. Что вы посоветуете детям, как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

Ученики:

– Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.– Всегда кипятить воду из открытых водоемов перед употреблением.– Не брать в природе растения в рот.– Тщательно проваривать и прожаривать пищу.

– Уничтожать мух и тараканов.

Учитель: Меры профилактики гельминтозов запишем в тетрадь.Выполняем следующее задание – вам нужно обобщить перечень слов одной фразой или словом.

  • Рот с губами, кишечник, анальное отверстие
  • Волосатик, луковая нематода, аскарида
  • Гиподерма, кутикула, продольные мышцы
  • Яичники, яйцеводы, матка, половое отверстие
  • Семенник, семяпровод, кутикулярные иголочки

Учитель: Решаем задачу: В конце XIX-го века один врач на опыте, поставленном на себе, выяснил, что из, только что отложенных самкой аскариды, яиц, проглоченных человеком, не развиваются личинки и в дальнейшем взрослые черви. Чем объяснить результаты, полученные в опыте?

Учитель: Сейчас мы поиграем, я называю признаки, характерные для плоских червей – вы поднимаете красную карточку, признаки характерные для круглых червей – поднимаете зеленую карточку.

– Тело в поперечном сечении круглое.– Двусторонняя симметрия тела.– Кровеносная система замкнутая.– Тело состоит из энтодермы и эктодермы.– Тело состоит из эктодермы, мезодермы и энтодермы.– Гермафродиты.– Полости тела нет.– При движении могут лишь изгибаться.– Раздельнополые животные.– Тело сильно уплощенное.– Пищеварительная система заканчивается анальным отверстием.

  1. – Полость тела заполнена жидкостью.
  2. Учитель: Подведем итоги, оценку “5” получили…, оценку “4” получили…, оценку “3” получили…
  3. IV. Домашнее задание
  4. Учитель: Запишите задание на дом: заполнить таблицу в тетради
  5. В оставшееся время начинаем заполнять таблицу.
Пути заражения и меры борьбы с человеческой аскаридой
Вид Поражаемые органы человека Пути заражения Меры борьбы и профилактика
Человеческая аскарида

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-po-teme-tip-kruglye-chervi.html

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей

Круглые черви – первичнополостные животные, имеющие в поперечном сечение округлое строение тела. От внешней среды тело отделяет плотная кутикула. Круглые черви способны передвигаться изгибаясь, напоминая при этом тугую струну, поэтому часто их называют «струнцами».

Форма тела может быть различной:

  • нитевидной;
  • веретеновидной;
  • округлой;
  • бочковидной;
  • колбасовидной и т.д.

На переднем конце тела расположены:

  • рот;
  • органы осязания;
  • органы химического чувства;
  • светочувствительные органы.

Органы осязания представлены папиллами и щетинками, органы химического чувства – амфидами – своеобразными углублениями в кутикуле. Светочувствительные органы имеются у некоторых свободноживущих видов. На заднем конце тела расположено анальное отверстие.

Самки крупнее самцов, то есть для круглых червей свойственен половой диморфизм. У некоторых видов самцов на заднем участке тела есть бурса – орган прикрепления при спаривании.

Размеры червей варьируют от долей мм до полутора метра (известны случаи, когда размеры червя достигали 8,4 м). Покровы первичнополостных представлены кутикулой и лежащей под ней гиподермой. При этом толщина кутикулы может составлять пятую часть диаметра тела.

Строение кутикулы и ее химический состав являются критерием при определении вида.

Например, у аскарид кутикула состоит от 8 до 10 слоев, у других видов слое может быть меньше; у одних видов червей поверхность кутикулы гладкая, у других, благодаря наличию кутикулярного утолщения – кольчатая.

У паразитирующих в желудочно-кишечном тракте круглых червей в состав кутикулы входят следующие вещества, находящиеся в биологически активном состоянии: нуклеопротеиды, белки (эластин, альбумин, кератин, коллаген и др.), липопротеиды. Благодаря такому составу нематоды проявляют устойчивость к действию пищеварительных ферментов хозяина.

У взрослых особей кутикула представлена синцитием, у свободноживущих и молодых паразитических червей она имеет вид однослойного эпителия. Гиподерма на спинной, брюшной стороне тела, по бокам образует утолщения, напоминающие валики, протянувшиеся вдоль тела.

Внутри кожно-мускульного мешка нематод находится первичная полость тела, в которой расположены внутренние органы.

Мускулатура представлена продольными мышечными волокнами, образованных слоем веретеновидных клеток, содержащих много миофибрилл и вытянутых вдоль тела.

Мышечные клетки дают начало ветвящимся протоплазматическим отросткам, углубляющимся в полость тела. Отростки направляются к спинному и брюшному нервным тяжам. Кольцевые мышцы отсутствуют.

Пищеварительная система состоит из кишечника, включающего передний, средний и задний отделы. В переднем отделе, выстланном эпителием эктодермального происхождения выделяют ротовую полость, глотку и пищевод.

Некоторые хищные виды обладают хитиновыми зубчиками, растительноядные виды имеют острие – стилет. В пищеводе мускулатура стенок сильно развита, есть расширения – бульбусы.

Средний отдел кишечника выстлан однослойным эпителием энтодермального происхождения и имеет вид прямой трубки. Здесь происходит пищеварение.

Задняя кишка выстлана кутикулой и образована эктодермой. Непереваренные остатки пищи выводятся через анальное отверстие.

Органы дыхания в основном отсутствуют. Газообмен у свободноживущих видов и некоторых паразитов происходит через покровы. Дыхание большинства эндопаразитов анаэробное. Кровообращение отсутствует.

Органы выделения представлены следующими образованиями:

Читайте также:  Компьютерные вирусы и антивирусы: взгляд программиста и разнообразие решений

Источник: http://www.eac-clinic.ru/blog/vnutrennee-stroenie-kruglykh-chervey/

Урок Получить доступ за 50 баллов Круглые черви

Кроме аскарид в кишечнике человека и позвоночных животных паразитируют тысячи видов круглых червей.

Перечислим некоторые из них:

  • Острица — червь размером до 10 мм, обитающий в нижних отделах кишечника. Самки откладывают инвазивные яйца на ягодицы, из- за чего возможно самозаражение
  • Двенадцатиперстная кривоголовка — до 2 см в длину, с помощью зубов срывает ворсинки с кишечного эпителия и сосет кровь. Известны случаи, когда сильная потеря крови приводила к смертельному исходу
  • Трихина — до 4 мм в длину. Самка рождает до 1500 живых личинок, которые через лимфатическую систему и кровь проникают в мышцы, и там, вырастая до 1 мм, отделяются от тканей хозяина капсулой. При поедании зараженного мяса происходит смена хозяина — в его кишечнике мышечные трихины развиваются в половозрелых кишечных червей.

Посмотрите на рот двенадцатиперстной кривоголовки, вооруженный зубами:

А так выглядят личинки трихины в мышцах под микроскопом:

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

  • Трихину в организме невозможно уничтожить: в мышцах она находится в капсуле, куда трудно проникают лекарства, а хирургическим путем удалить их практически невозможно.
  • Кроме кишечных паразитов среди нематод немало паразитических форм, освоивших и другие системы органов человека и хордовых животных.
  • Надо сказать, что круглые черви паразитируют почти на всех группах животных, а также на растениях, вызывая гибель корней, образование галлов и порчу плодов.
  • Возможное число видов круглых червей оценивается специалистами в 1 миллион, хотя на сегодняшний день описано не более 25 тысяч нематод.

На фотографии ниже мы увидим корни растения, пораженного паразитическими нематодами:

Строение и процессы жизнедеятельности круглых червей - Студенческий портал

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Закрыть

  1. Кроме паразитических нематод существуют и свободноживущие круглые черви.
  2. Они почти незаметны из-за своих малых размеров, но тем не менее им принадлежит одна из ведущих ролей в формировании биоценозов.
  3. Например, в одном кубическом метре грунта может присутствовать до миллиона круглых червей.
  • Свободноживущие нематоды присутствуют не только в почве, но и в морях, а также пресных водоемах.
  • Их размер, как правило, не превышает 1 см.
  • Обычно они не выделяются броской окраской и могут быть даже полупрозрачными.
  • Свободноживущие круглые черви питаются бактериями и водорослями, а также детритом, но среди них есть и хищные виды.
  • Хищные виды нематод регулируют численность различных почвенных организмов, а нематоды-сапротрофы играют важную роль в почвообразующих процессах.
  • Кроме этого ,нематоды активно поедаются многими животными, и, в особенности, насекомыми.
  • К первичнополостным или круглым червям относят также несколько групп живых организмов, имеющих отличное от нематод строение.
  • Это брюхоресничные черви, волосатики, киноринхи и др.
  • Ранее к первичнополостным червям относили также коловраток.

Источник: https://ladle.ru/education/biologiya/7class/kruglye-chervi

Процессы жизнедеятельности нематод (пищеварительная, дыхательная, нервная система; органы чувств; размножение и развитие)

Пищеварительная система нематод, в отличие от плоских червей, сквозная.

Она имеет вид трубки, начинающейся ротовым отверстием и заканчивающейся анальным (через него выводятся наружу неперева­ренные остатки пищи).

Благодаря наличию сквозного кишечника обмен веществ у нематод интенсивнее, чем у плоских червей, поскольку выведение непереваренных остатков пищи не мешает поступлению новых порций пищи.

Среди нематод встречаются сапротрофы, виды, питающиеся гриба­ми, хищники, паразиты человека, животных и растений. У некоторых видов, преимущественно паразитов растений, встречается внекишечное пищеварение: пищеварительные соки вводятся в пищевой субстрат и через некоторое время животное всасывает частично или полностью переваренную пищу.

Дыхательной системы нематоды не имеют: газообмен осуществляется через покровы. Выделительная система состоит из длинных канальцев, проходящих по бокам тела внутри покровной ткани. Наружу они отк­рываются общим выделительным отверстием.

Центральная нервная система состоит из окологлоточного нервно­го кольца и продольных нервных стволов. Периферическая нервная система образована нервными отростками, которые подходят ко всем органам и тканям.

Органы чувств — чувствительные щетинки и сосочки, расположен­ные преимущественно на переднем конце тела. У свободноживущих видов встречаются специализированные органы химического воспри­ятия и глаза.

Размножение и развитие. В отличие от плоских червей, нематоды преимущественно раздельнополые виды. Оплодотворение внутреннее. Самки откладывают яйца, в которых развивается личинка.

Поскольку кутикула нематод нерастяжимая, она мешает их росту. Поэтому вре­мя от времени личинка сбрасывает старую кутикулу и растет, пока не затвердела новая. Этот процесс называют линькой.

Половозрелые осо­би не линяют и поэтому не растут.

У нематод, в отличие от плоских червей, кишечник сквозной и заканчивается анальным отверстием. Благо­даря этому выделение непереваренных остатков пищи не мешает процессам пищеварения. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Для процессов жизнедеятельности нематод характерны такие признаки:

  • выделительная система представлена продольными выделительными канальцами;
  • центральная нервная система состоит из окологлоточного кольца и соединенных между собой продольных нервных стволов;
  • обычно раздельнополые виды, оплодотворение внутреннее;
  • развитие непрямое, рост личинок сопровождается линькой.

Источник: http://WorldOfSchool.ru/biologiya/stati/zoologiya/tipy-ploskie-chervi-kruglye-chervi-kolchatye-chervi/processy-zhiznedeyatelnosti-nematod-pishhevaritelnaya-dyhatelnaya-nervnaya-sistema-organy-chuvstv-ra

4.6.5. Тип Первичнополостные или Круглые черви

  • Произошли, вероятно, от какой‑то группы плоских червей.
  • Это двусторонне‑симметричные животные, обладающие, как и плоские черви, несегментированным телом, кожно‑мускульным мешком.
  • Их появление сопровождалось следующими ароморфозами:
  • – возникновением первичной полости тела;
  • – прогрессивным развитием нервной системы – формированием ганглиев, окологлоточного нервного кольца, спинного и брюшного нервных стволов и соединений между стволами;
  • – появлением заднего отдела кишечника и анального отверстия, что обеспечило поэтапность и непрерывность пищеварения;
  • – появление выделительного отверстия, которым заканчиваются два боковых выделительных канала;
  • – появлением четырех мышечных тяжей, что позволило червям изгибаться при ползании;
  • – возникновением раздельнополой репродуктивной системы и внутреннего оплодотворения.

Центральная группа этого типа — класс круглые черви, включает около 500 тыс. видов.

Представители ведут как свободный, так и паразитический образ жизни. Круглые черви заселяют моря, пресноводные водоемы, почву, паразитируют на растениях, животных, человеке.

  1. Тело круглых червей снаружи покрыто оболочкой — кутикулой (защитная функция).
  2. Мышцы состоят из одного слоя мышечных клеток, которые располагаются четырьмя отдельными тяжами, тянущимися вдоль всего тела.
  3. Особенности круглых червей:

наличие первичной полости тела, образовавшейся путем распада паренхимы — пространство между стенкой тела и стенками внутренних органов, заполненное жидкостью. Первичная полость тела выполняет опорную, транспортную, защитную функции.

нервная система состоит из окологлоточного кольца и нервных стволов: спинного, брюшного, боковых. Органы чувств развиты очень слабо.

пищеварительная система представлена передней, средней и задней кишкой, заканчивающейся анальным отверстием. Ротовой отдел снабжен режущими пластинками, крючьями, стилетами. Переваривание пищи может происходить во внешней среде и кишечнике червя.

  • выделительная система представлена видоизмененными протонефридиями.
  • кровеносная и дыхательная системы отсутствуют.
  • раздельнополы, редко гермафродиты.
  • Существенную роль в жизни человека играют паразитические формы – аскариды, острицы.

Аскарида паразитирует в кишечнике человека. Оплодотворенное яйцо начинает развиваться в матке червя. Попадая с фекалиями в среду, яйца развиваются, и образуется личинка.

  1. С загрязненной водой, овощами, фруктами яйца попадают в кишечник человека, где из них выходят личинки, внедряющиеся в стенки кишечника и проникающие в кровь.
  2. Ток крови переносит их в легкие.
  3. В легких личинки пробуравливают стенки капилляров и альвеол, проникая в просвет альвеол.

Далее они проходят в бронхи, трахею, ротовую полость и вторично заглатываются.  В кишечнике образуется взрослая аскарида.

Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена, а также воздействуют механически.

Детская острица – небольшой червь, паразитирующий в кишечнике человека.

Вызываемое заболевание – энтеробиоз. Ребенок часто берет в рот немытые руки. На руках, под ногтями могут оказаться яйца остриц, которые оказываются в кишечнике.

Личинки вылупляются в тонкой кишке, мигрируют к заднему проходу и выходят для откладывания яиц на кожу. Зуд в анальном отверстии заставляет расчесывать кожу. Затем происходит самозаражение, т. к.

яйца остриц при расчесывании кожи вновь оказываются под ногтями.

Профилактика гельминтозов. Гельминтозы – заболевания, вызванные паразитическим червями. Проявляются в слабости, тошноте, болях в животе, поносах, запорах и т. д.

Черви выделяют токсичные продукты собственного обмена, повреждают стенки кишечника, закупоривают просветы кишечника.

Профилактика связана с соблюдением правил личной и общественной гигиены, выявлением, изоляцией и лечением больных, ветеринарными и экологическими мероприятиями.

Тематические задания

  • А1. У круглых червей
  • 1) двусторонняя симметрия и трехслойное строение тела
  • 2) лучевая симметрия и трехслойное строение тела
  • 3) двухслойное строение тела и двусторонняя симметрия
  • 4) двухслойное строение тела и радиальная симметрия
  • А2. Крупнейшим ароморфозом в эволюции круглых червей стало появление
  • 1) первичной полости тела
  • 3) кишечной полости
  • 2) вторичной полости тела
  • 4) паренхимы
  • А3. В легких человека паразитирует
  • 1) личинка острицы
  • 3) личинка аскариды
  • 2) взрослая острица
  • 4) взрослая аскарида
  • А4. Приспособлением к паразитическому образу жизни у аскариды служит
  • 1) раздельнополость
  • 3) сквозной кишечник
  • 2) плотная кутикула
  • 4) смена хозяев
  • А5. Для развития личинок аскариды требуется
  • 1) кислород
  • 2) углекислый газ
  • 3) соединения азота
  • 4) отсутствие воздуха
  • А6. Заражение острицами может произойти при
  • 1) отравлении свининой
  • 2) купании в стоячем водоеме
  • 3) сосании грязных пальцев рук
  • 4) употреблении несвежих продуктов
  • А7. Острицы откладывают яйца
  • 1) в кишечнике человека
  • 2) в желудке
  • 3) в крови
  • 4) на коже
  • А8. Острицы трудно поддаются выведению потому, что
  • 1) человек многократно самозаражается
  • 2) нельзя идеально вымыть руки
  • 3) яйца остриц устойчивы к лекарствам
  • 4) острицы очень плодовиты
  • А9. Кишечник у аскарид
  • 1) слепо замкнут
  • 2) ветвистый
  • 3) имеет анальное отверстие
  • 4) отсутствует
  • А10. У паразитических червей в процессе обмена веществ используются запасы
  • 1) целлюлозы
  • 2) гликогена
  • 3) крахмала
  • 4) белков
  • А11. Для взрослой аскариды характерно
  • 1) кислородное дыхание
  • 2) бескислородное дыхание
  • 3) отсутствие дыхания
  • 4) ни один из ответов не верен
  • В1. Выберите из предложенного списка представителей круглых червей
  • 1) эхинококк
  • 2) луковая нематода
  • 3) дождевой червь
  • 4) аскарида
  • 5) картофельная нематода
  • 6) пиявка
  • В2. Установите правильную последовательность заражения человека аскаридозом
  • 1) развитие личинки в печени
  • 2) попадание яйца в кишечник
  • 3) вторичное попадание личинки в глотку и кишечник
  • 4) развитие личинки в легких
  • 5) развитие взрослого червя в кишечнике

Источник: https://biology100.ru/index.php/materialy-dlya-podgotovki/mnogoobrazie-organizmov-stroenie/4-6-5-tip-pervichnopolostnye-ili-kruglye-chervi

Ссылка на основную публикацию