Сущность и смысл познания — студенческий портал

ПОЗНАНИЕ – это общественно – исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы действий. Познание процесс избирательного действия, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации.

Еще в античности был поставлен вопрос о сущности познания. Демокрит, Парменид, Зенон указали на два источника познания – чувства и разум, при этом разум, «светлое начало» дает более надежные знания. Платон разработал концепцию сущности знания.

Знания и процесс их получение – познание, это «тени идей», которые человек постигает своими органами чувств, но чувства, при этом, не надежны. Познание осуществляется «душой», которая, находясь в теле человека, припоминает то, что созерцала в истинном мире – «мире идей».

Аристотель утверждал, что источник знания – это изучение реальных единичных вещей, а познание должно опираться на законы формальной логики.

В средние века главным источником познания были провозглашены священные писания (Библия). Считалось, что Бог вложил в человека Душу и способность к познанию. Бог есть истина, добро, красота.

В Новое время теория познания активно разрабатывалась. Бэкон считал, что главное в познании – это опытно – экспериментальное изучение природы.

Бэкон указывает, что знание возникает как результат обобщения и сравнения, присутствия и отсутствия тех или иных свойств предмета.

Бэкон поставил вопрос о том, что мешает человеку в познании, это его учение об «идолах». Путь постижения истины – это индукция.

О приоритете разума в познавательном процессе размышляли рационалисты.

Декарт предлагает следующие правила познания: 1) допускать в качестве истинных только такие убеждения, которые ясно и четко представлены уму и не вызывают никаких сомнений; 2) расчленять сложные задачи на части, более доступные для решения; 3) последовательно переходить от известного к неизвестному; 4) не допускать пропуска звеньев в цепи логических рассуждений.

Наравне с рационализмом развивался сенсуализм, где утверждалось, что все содержание наших знаний определяется тем, что дано человеку в чувствах, ощущениях и впечатлениях (Д. Локк).

В 18 веке в гносеологии получила развитие тенденция агностицизма, т. е. отрицание познаваемости мира. Так Д. Юм утверждал, что человеку не дано выйти за пределы своего сознания, человек судит о мире на основе своих впечатлений, замыкаясь в себе, так мир становится для нас комплексом наших ощущений. И.

Кант выдвинул 2 положения: 1 – в процессе познания мы сталкиваемся лишь с явлениями, а сущность остается не познанной («вещь в себе»); 2) в познании мы всегда сталкиваемся с антиномиями, т. е. можем получить одинаково обоснованные, но противоположные суждения.

Опровержение агностицизма мы находим в марксизме.

Современная философия уделяет большое внимание гносеологическим проблемам. В постпозитивизме проблемой познания занимался К. Поппер – это его «теория роста научного знания». Суть ее: в познании любое решение проблемы, это временное решение, любая теория содержит ошибку, поэтому решение одной проблемы порождает новую.

Таким образом, к истине прийти невозможно, кроме того, поток научного знания так огромен, что саму истину зафиксировать невозможно, одна истина опровергает другую.

Структуралисты отмечают наличие субъективного момента в познании, объективность, научность, метод не главное в процессе познания, познание всегда включает в себя субъекта (индивида), его желания, воображения, личные качества.

Герменевтика рассматривали проблему познания и понимания, их соответствия. Понимание – это процесс поиска смыслов, это диалог личностей, текстов, культур. Понимание всегда происходит в общении людей, а осуществляется в «стихии языка». Познание в герменевтике – это процесс понимания, движение к истине.

Так что же такое познание? В философском смысле, познание всегда есть акт, в котором нечто познается как нечто. Например «Иванова – хороший детский врач», т. е. прежде чем дать такую оценку, мы уже должны знать: кто есть врач, дети, что такое хорошо, что плохо и т. д. Таким образом, в познании всегда содержится оценка, которая опирается на предыдущее знание и опыт.

Что же есть знание? ЗНАНИЕ – это удостоверенный логикой результат процесса познания (Зачем узнавать что – то, если ничего не узнаешь?) Знание с одной стороны – это адекватное отражение мира в сознании субъекта в виде представлений, понятий, суждений, теорий, с другой стороны – это и умение действовать на их основе.

Проблема познания является составной частью Основного вопроса философии (ОВФ): Познаваем ли мир? Как известно, по отношению к решению этого вопроса философы делятся на оптимистов, признающих познаваемость мира; на агностиков, считающих, что мир, материя вечна во времени и бесконечна в пространстве, и, следовательно, не познаваема до конца. Кроме того, Кант выдвинул идею о невозможности познания сущности вещей, т. к. мы познаем лишь видимость вещи, вещь как явление (феномен), поэтому все есть «вещи – в – себе», т. е. не познаваемые в своей сущности. Скептики признают возможность познания, но они сомневаются в способах и методах нашего познания, и, в конечном итоге познания, в истине. Скептицизм, в лучшем смысле, это сомнение как шаг к новому. Чем больше узнаешь, тем больше возникает вопросов и желания постигать новое. В этом смысле скептицизм сродни оптимизму.

В познании субъект и объект противостоят друг другу как познаваемое и познающее. Субъект (мыслящий человек) постигает, а объект (вещь) постигается. Например, субъект человек, объект – растение. Но и сам человек может быть объектом в медицине, психологии, педагогике и др. Поэтому с точки зрения познавательной деятельности субъекта не существует без объекта, а объекта без субъекта.

Таким образом, познание – это активный, творческий, беспредельный процесс отражения действительности, обусловленный практической деятельностью людей для получения знания.

Степень познания мира зависит от уровня интеллекта. Интеллект – это способность логически мыслить, планировать и решать сложные проблемы, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться.

А что оказывает влияние на уровень интеллектуальных способностей человека?

– Физиологически здоровый мозг (отсутствие травм, инсультов и т. д. ).

– Нормально функционирующая центральная нервная система (ЦНС).

– «Идолы рода» (Ф. Бэкон), в данном контексте – это тот интеллектуальный, физиологический, генетический базис, который человек получает от родителей.

– Мотив («жажда знаний»). При этом высшим мотивом является получение наслаждения от самого факта познания.

– Внимание (интенция), концентрация. Способность полностью сосредоточиться на объекте познания.

– Память. Точность, быстрота запоминания и забывания, объем запоминаемой информации.

– Скорость обработки информации, чем быстрее обрабатывается информация, тем больше возможностей для анализа данных, их классификации, и выхода на результат.

– Способность к логическому мышлению. Владение методами: индукции и дедукции, анализа, системности, моделирования, аналогии и др.

– Гибкость, умение быстро сориентироваться в ситуации, найти пути её решения в нескольких плоскостях, уметь адаптироваться в предложенных обстоятельствах.

– Творческий подход. Творчество – это процесс объективизации внутреннего мира человека, проявление индивидуальности, выражение интегральной работы всех функций человеческого мышления и его чувственной сферы.

Не следует «идти» протоптанными дорогами, надо найти свой уникальный «путь». Важна оригинальность мышления, всплеск интуиции.

Посредством творчества познание выходит на свою высшую ступень, становится «интеллектуальным искусством».

Существуют различные теории о видах познания. Есть деление на 2 большие группы: эмпирическое (опытное) и теоретическое. Выделяют так же познание донаучное, житейское, чувственное, художественное, эмпирическое, рациональное, научное.

Донаучное, житейское познание – это познание обыденной жизни, это знания, умения, навыки, эмоции позволяющие вести нормальную жизнь в обществе.

Сенсуализм придавал значение, прежде всего, чувственному познанию, утверждал, что в разум лишь координирует и расшифровывает данные чувств.

Художественное познание связано с искусством, познание в искусстве – это чувственное познание жизни в образах; художественное познание предполагает знание, прежде всего типичных эмоций человека, в художественном познании не важна истина сама по себе, а сам факт ее поиска. Для искусства не главное достоверно изображено событие или нет, важно затронуло оно эмоционально мир человека или нет. Через искусство человек познает чувственный мир, отношение к нему, характеры людей.

Читайте также:  Леонардо Да Винчи - анатомические записи и рисунки

Эмпирическое познание – это не только сам процесс получения опытных знаний, но и возможность познания мира в ходе этого процесса.

Рациональное познание опирается на законы человеческого мышления, логику, оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями.

На основе рационального мышления формируется научное познание – это выявление объективных законов действительности, которые отражают наиболее устойчивые, необходимые, общие связи внутри теорий, которые способны объяснить уже известные факты и предсказать новые на основе логики, эксперимента и наблюдений. Кроме того, научное познание выполняет функцию систематизации и регулирования исследований.

Одним из иррациональных методов познания является интуиция. Интуиция – это постижения какого – либо предмета или явления без логического анализа.

Это своего рода «шестое чувство», знание, основанное на бессознательных структурах сознания и предшествующем опыте.

Интуиция представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясным осознаётся именно итог мысли, который воспринимается как «истина».

Существуют так же универсальные методы познания: от абстрактного к конкретному (дедукция), от конкретного к общему (индукция), метод моделирования, синтез, анализ, принцип системности, эксперимент, наблюдение.

Цель всех форм и методов познания – это поиск истины. Что есть истина?

В гносеологии существует множество теорий истины, их можно разделить на две группы: – истина понимается как объективная и универсальная сущность, не зависящая от познающего субъекта; и другое мнение, что истина не может быть объективной реальностью, независимой от человека, истина – это человеческое понимание, объяснение, освоение этой реальности.

Рассмотрим первую точку зрения. ИСТИНА – это адекватное отражение действительности в сознании познающего субъекта. Теория разрабатывалась К. Марксом. Истина дает знание, соответствующее реальности. Исходя из этого, истина имеет ряд характеристик:

1. Объективность, т. е. не зависимость от людей,

2. истина – это процесс, неоднократный акт постижения какого – либо предмета и явления

3. истина всегда конкретна, т. е. учитывает все условия (так t кипения воды 100 градусов, но не в горах)

4. Истина исторична, что истинно для одной эпохи, не значит, что истинно в другой (так, туберкулез до ХХ века считали неизлечимым, сейчас нет)

В данной концепции критерий истины – ПРАКТИКА, т. е. истинно то, что можно проверить с помощью эксперимента или моделирования.

Теория субъективной истины, эта концепция характерна для философии постмодернизма (философии ХХ века). Истина – это понимание, объяснение, освоение действительности. Сам субъект творит истину, преобразуя объект, себя и знание о мире и объекте. Экзистенциалисты признавали истину откровенностью бытия, она как бы существует сама по себе.

Герменевты заявили о бесконечности процесса поиска истинного смысла, истина, по их мнению, познается не только и несколько с помощью науки, а через философствование, искусство и историю. «Истина – это диалог», одному человеку постичь истину невозможно. Постмодернизм выступает за свободу и субъективность личности, в том числе и в вопросе истины. Истина неисчерпаема в своей сущности.

По сути, сколько людей – столько и истин.

Таким образом, до сих пор нет еще единой картины понимания сущности истины. А возможно ли это? Нет границ познания.

Актуальность гносеологических проблем в настоящий момент огромна, это связано с развитием искусственного интеллекта, это открывает новые горизонты познания и ставит новые проблемы: Насколько истины искусственного интеллекта могут быть гуманны и ценны для человека? Нужны ли такие истины? Как будут развиваться отношения искусственного и человеческого интеллекта, «проблема двоевластия интеллектов»?

Основные понятия

Познание, виды познания, гносеология, эпистемология, интуиция, заблуждение, истина, критерий истины.

Источник: https://monographies.ru/ru/book/section?id=12857

ВВЕДЕНИЕ

Во всей мировой истории развития философской мысли никогда и никто не обходил один из фундаментальных разделов в системе философии, каковыми является теория познания. Без рассмотрения теории познания немыслима ни одна философская система.

Это, кроме всего прочего, диктуется властной силой связи философии с конкретными науками, на которые она опиралась и ныне опирается в своем развитии.

Это нужно, прежде всего, для развития теоретических разделов любой науки, но в то же время необходимо и для прогресса самой философской культуры, а в конечном счете для удовлетворения неисчислимого множества жизненных вопросов общества. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний.

Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия.

Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приемов познания для проникновения в доселе неведомое.

Интуиция — это не только постижение истины, но чувство и понимание, что это именно истина.

Интуиция — это эмоционально насыщенное понимание сути проблемы и ее решения, когда ученый врастает в проблему и сливается с ней до такой степени, что уже и во сне она преследует его и властно требует ответа.

Целью данной работы является рассмотрение понятий знание и интуиция с точки зрения философской мысли, дать развернутое объяснение, а также выявить их взаимосвязь.

Общий взгляд на теорию познания

Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории.

Ощущения, восприятия представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи — все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но, прежде всего ее раздела, как теория познания.

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный путь познания.

Благодаря чему было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира.

Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. [5, с.379]

Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие — саму реальность исследования. К примеру, Г. Галилей специально занимался вопросами теории познания, а Р. Декарт, Г. Лейбниц, И.В. Гете и др. были одновременно и учеными, и философами.

Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добытый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле.

Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее исследование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеология — это знание о знании. По мнению Лосского, мы должны строить философскую теорию знания «не опираясь ни на какие другие теории, т.е.

не пользуясь утверждениями других наук», тот, кто хочет произвести этот анализ, не опираясь ни на какие теории, не имеет права даже и определять какое-либо знание, например, не имеет права подходить к своему исследованию с мыслью, что «знание есть мысленное воспроизведение действительности» и т.п.

, при этом можно, конечно, «воспользоваться трудами других наук и их анализом мирового целого, но только как материалом, а вовсе не как основою для теории знания». Ибо «нет такого знания, нет такого утверждения, которое не заключало бы в себе продуктов наших (каких-либо) теорий знания». [5, с.380]

Читайте также:  Соотношение между сторонами и углами треугольника - студенческий портал

При соединении с методологией задача гносеологии — осмыслить, что действительно есть знание и каким образом оно достигается. Познание предполагает творческое к себе отношение, придумывания хитрых приемов экспериментирования, изощренных методов наблюдения, чтобы как можно эффективнее вторгнуться мыслью в то, что «лежит и ждет», когда его найдут.

На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира.

Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях.

Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Но самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Знать означает в самом широком смысле владеть и уметь. Знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

Источник: https://studbooks.net/918380/filosofiya/suschnost_smysl_poznaniya

Сущность и смысл познания

Сущность и смысл познания отражают естественное стремление людей к приобретению новых знаний с бытии мира. На протяжении всей истории своего развития человечество стремилось постичь тайну естественного мира и суть самого знания об этом мире. В данном разделе главы мы будем говорить о той части философии, которая специализируется на выяснении феномена знания и путей его получения.

Нельзя назвать ни одного мыслителя, который бы с теми или иными успехом и оригинальностью не осмысливал проблемы познания.

В своей совокупности эти проблемы составляют науку (или наиболее общую теорию), занимающуюся уяснением принципов познаваемости бытия мира, а также прояснением самой природы познания человеком этого мира, в какой бы сфере жизни и деятельности оно ни осуществлялось: в науке, медицине, искусстве, религии и т.д.

Но самая влиятельная часть современной теории познания прямо ориентирована на научное (прежде всего естественнонаучное) познание и в своих методах и материале по существу сливается с методологией науки. У теории познания и методологии очень много общего, но немало и различий.

Прежде всего теория познания (гносеология) связана с осмыслением знания как истины и выясняет, каким образом это знание постигается. Методология же вырабатывает приемы его получения. Она указывает на наиболее общие методы и способы познания.

Основными методами естествознания являются наблюдение, эксперимент, измерение и, конечно, догадка (гипотеза). Руководствуясь ими, можно четко отделить область естествознания от всех иных областей познавательной человеческой деятельности: гуманитарных дисциплин, философии, искусства, религии.

Научное знание, таким образом, является лишь малой частью человеческого знания в целом. Академик В.И. Вернадский, оценивая процесс развития самого познания, писал: «Создается единый общеобязательный, неоспоримый в людском обществе комплекс знаний и понятий для всех времен и для всех народов.

Эта общеобязательность и непреложность выводов охватывает только часть научного знания — математическую мысль и эмпирическую основу знаний — эмпирические понятия, выраженные в фактах и обобщениях.

Ни научные гипотезы, ни научные модели в космогонии, ни научные теории, возбуждающие столько страстных споров, привлекающие к себе философские искания, этой общеобязательностью не обладают. Они необходимы и неизбежны, без них научная мысль работать не может» [9].

Это заявление ученого становится еще понятнее в свете современных представлений о том, что все знания базируются на вере как истине, не нуждающейся в подтверждении и не претендующей на объективную значимость.

В познании тайн бытия значение веры весьма велико. Путь к знанию открывается преданностью человека определенной цели или идеалу. Вера в религии абсолютна, но пассивна. Вера в искусстве имеет исключительное значение как субъективная правда. Наука тоже не может обойтись без веры, активной по своей природе, как и в искусстве.

Любая вера начинается с простого доверия к информации, предлагаемой авторитетными органами или людьми. В науке, как и в религии, существуют безусловные «догматы», или аксиомы, которые не доказываются, ибо не могут быть доказаны. Это такие постулаты, как объективность, порядок и гармония мира. «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, — заявлял А.

Эйнштейн, — есть основа всего естествознания… Эта вера есть и всегда останется мотивом всякого научного творчества» [10]. А академик Л.С.

Берг (1876-1950) утверждал следующее: «Основной постулат, с которым естествоиспытатели подходят к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее можно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание» [II].

Отец кибернетики Н. Винер (1894-1964) писал: «Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки» [12]. Известный немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс (1883-1969) предложил свое понятие о роли веры в познании («философская вера»).

Впервые философские вопросы веры в познании поставили и частично разрешили Платон и Аристотель. Они, кстати, уделяли большое внимание анализу знания, которое выводится из факта. Знание содержится «вовсе не в ощущении, а в том имени, которое душа носит, когда сама по себе занимается рассмотрением существующего» [13]. В данном случае «в имени» — значит в слове, точнее в языке.

Мыслить — значит, рассуждать; мышление — это процесс, в котором «душа ведет рассуждение сама с собой о том, что наблюдает» [14]. Приведенные слова принадлежат одному из авторитетнейших философов античности Платону. В этом же ключе размышляет и Аристотель. Его силлогистика на тысячелетия определила развитие науки логики.

В «Органоне» автором предлагается некий инструмент получения нового знания.

Конечно, Аристотель и многие другие его предшественники и последователи глубоко осмысливали природу знания и пути его получения. Они рассуждали о законах разума, о роли чувств (зрения, слуха, осязания и т.п.

) в познании бытия мира, о значении аргументации, о потенциале и границах человеческого познания и о многом другом.

Но все они были уверены, что эти по сути гносеологические вопросы являются в философии не столь важными, как онтологические (природа Бога, сущность пространства и времени).

Фактически философско-методологическая разработка самой теории познания началась с революционных научных исследований ученых XVII-XVIII веков. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и другие сделали гносеологические проблемы основой своих философских учений. Так, в философии Ф.

Бэкона в центре познания оказался чувственный опыт как источник истинного знания. Чувственное познание с тех пор стало именоваться эмпиризмом (греч. empeiria — опыт).

Продолжателем этого направления и фактическим основателем гносеологического эмпиризма, развивающегося в тесной связи с прогрессом в области экспериментального естествознания, считается оригинальный английский мыслитель, ученый, врач Дж. Локк. А вот философские рассуждения Р.

Декарта по поводу познания коснулись в первую очередь потенциальной возможности человеческого разума. Такого рода система познания получила название рационализма (лат. ratio — разум). По всеобщему признанию, именно Р. Декарт стал первооткрывателем современной теории познания.

Он первым сформулировал два философских метода в познавательной деятельности — вопрошания и сомнения. Первый, по существу, представляет собой метод доказательства того, что в принципе уже всем известно, но требует усовершенствования. Метод сомнения указывает на то, что нельзя «никогда принимать за истинное все то, что я не признал бы таковым с очевидностью».

В теории познания философы уделяют исключительное внимание таким извечным проблемам, как познаваемость мира, границы возможного человеческого познания и способы получения достоверного знания — истины.

Читайте также:  Класс птицы: общая характеристика класса и системы органов

Человеческий интеллект (разум), поднимаясь по ступеням познания самого себя, на каждом новом этапе вновь и вновь стремится ответить на главный философский вопрос: ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР В ПРИНЦИПЕ? А если да, то КАК ВОЗМОЖНО ПОЗНАНИЕ ВООБЩЕ? Пользуясь разного рода умозрительными системами и доказательствами получения истинного знания, философия стремится понять внутренний механизм постижения мира вещей, предметов, явлений и взаимосвязи между ними Научное познание бытия природы привело к возникновению механики, физики, химии, биологии, геологии и т д , составляющих в своей совокупности естествознание Познание же человеком своей собственной природы и перспектив саморазвития обусловило становление гуманитарных дисциплин — психологии, языкознания, логики, наконец, философии Существует также сфера научного постижения механизма общественного развития — обществознание, включающее социологию, политэкономию, политологию.

Само познание не существует в виде некоего законченного результата, а всегда является процессом, движением мысли ко все более полному и углубленному знанию, обладающему достоинством истинности Исходным генератором постижения нового знания становится рефлексия (лат reflexio — обращение назад) как человеческая предрасположенность к самоосмысле-нию Любой вид познания включает в себя рефлексию как целенаправленное стремление человека осознать и оценить собственные разум и чувства, волю и потенциальные возможности, помыслы и идеи В религии рефлексия выступает как исповедь, в морали — как пробуждение совести, в искусстве — как ощущение красоты, в науке — как сомнение в достоверности знания В философии рефлексия — это осознание сути и смысла собственного «Я» Она предполагает фактическое освидетельствование способности человека осознавать свою ответственность за результаты овладения знаниями о реальном мире и творчества, то есть созидания мира нового Только благодаря рефлексии -специфическому проявлению духовности человека, последний становится субъектом познания и созидательной деятельности Современная теория познания, по сути, представляет собой результат философского обобщения всей истории познания мира, общества и человека Она осмысливает природу и характер человеческого познания вообще, формы и закономерности перехода от субъективного мнения или поверхностного представления о вещах, предметах, явлениях природы к пониманию их сущности, внутренних связей и отношений между ними (то есть к истинному знанию) Познание и знание различаются как процесс и его результат Знания всегда являются идеальным образом объективной действительности. Знать о чем-либо или о ком-либо — значит иметь как минимум идеальное представление о вещи, предмете, явлении природы, человеке и т.д. Все знания о мире и обществе в совокупности играют роль связующей цепи между Вселенной, жизнью человека и его познавательной деятельностью.

В настоящее время существует немало различных теорий познания. Одной их самых авторитетных по сей день считается материалистическая диалектика, опирающаяся на данные всех наук и форм познавательной деятельности.

Важнейший принцип материалистической диалектики — единство теории познания мира, общества и человека. Позитивистская теория познания тоже нацелена на развитие научного знания в его целостности, но несколько иначе.

Источник: https://progs-shool.ru/obshhij-kurs-filosofii/513-sushhnost-i-smysl-poznaniya.html

Познание (в философии) — это… Что такое Познание (в философии)?

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Виды(методы) познания

«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся.» И.Кант

Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д.

соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.

Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.

В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личностное, «народная наука».

Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответствующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука.

Исходную структуру Познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории Познания). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Античность

Платон

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

Ощущаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα).

Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений. Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις).

Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере»).

Эпикурейцы

.

Филон Александрийский

Плотин

Типы познания

Существует несколько типов познания:

тип познания характерный для первобытной культуры (тип целостного дотеоритического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни).

Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе, является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер.

Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

В Новом Завете метод религиозного познания сформулирован самим Христосом в «заповедях блаженства»:
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» (Мф.,5,8)

философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира.

Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология.

В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть, то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

для характеристики этого типа познания допустимо привести слова из книги Бытие «Познал Адам Еву, и родила Ева сына».

разработка теоретической картины мира.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1098952

Ссылка на основную публикацию