Период с конца I тысячелетия до нашей эры по VIII век до нашей эры сегодня называют «гомеровским периодом», так как основным источником информации об этих временах являются сочинения Гомера, в частности, «Илиада» и «Одиссей».
Посмотрите интересный фильм о Трое!
http://rutube.ru/tracks/4450697.html?v=c7822e0c05e8c882be255813ae8651ca
Гомеровская Греция — это своего рода «темные века» в истории цивилизации, который длился около 400 лет и закончился с возникновением греческих полисов периода архаики. Данных об этом периоде чрезвычайно мало. Известно, что произошел полный упадок культуры и искусств, была утрачена даже письменность. Остатки микенской цивилизации были окончательно уничтожены.
Гомеровский период характеризовался развитием существующих социумов от первобытно-общинного строя к классовому рабовладельческому обществу.
Складывалась тенденция, при которой вожди племен и их ближайшее окружение постепенно присваивали себе лучшие земли и обращали в рабство наиболее бедных соотечественников.
Умение обрабатывать железо привело к бурному развитию ремесел с конца VIII века до нашей эры.
От этого времени почти не осталось памятников зодчества, так как материалом служили в основном дерево и необожженный, но лишь высушенный на солнце кирпич-сырец. Представление об архитектуре у ее истоков могут дать лишь плохо сохранившиеся остатки фундаментов, рисунки на вазах, терракотовые погребальные урны, уподобленные домам и храмам, и некоторые строки гомеровских поэм:
«Друг, мы, конечно, пришли к Одиссееву славному дому,
Может легко он быть узнан меж всеми другими домами:
Длинный ряд горниц просторных, широкий и чисто мощеный
Двор, обведенный зубчатой стеною, двойные ворота
С крепким замком, — в них ворваться насильно никто не помыслит».
Создавались в ту эпоху и редкие памятники скульптуры, простые по формам и небольшие по размерам. Особенно же широкое распространение получило украшение сосудов, к которым древнейшие греки относились не только как к необходимым в быту предметам. В разнообразных, порой причудливых керамических формах, в простых, но выразительных.
В формах и рисунках ваз, возникших до IX века до н. э., выступала несложность выражения чувств создавших их людей.
Сосуды обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. С течением времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы.В конце IX — начале VIII века до н. э. появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами.
Тулово амфоры из мюнхенского музея прикладного искусства разделено на тонкие пояса — фризы, расписанные геометрическими фигурами, как кружево лежащими на сосуде.
Древний художник решился показать на поверхности этой амфоры помимо узоров — животных и птиц, для которых он выделял особые фризы, расположенные один в верхней части горла, другой в самом начале тулова и третий-около днища. Принцип повтора, свойственный ранним ступеням развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях.
К VIII веку относится дипилонская амфора, служившая надгробным памятником на кладбище Афин. Выразительны ее монументальные формы; широко массивное тулово, гордо поднимается высокое горло. Она кажется не менее величественной, чем стройная колонна храма или статуя мощного атлета.
Вся поверхность ее разделена на фризы, в каждом из которых свой узор, с часто повторяющимся меандром различного типа. Изображение животных на фризах подчинено здесь тому же принципу, что и на мюнхенской амфоре. На самом широком месте представлена сцена прощания с умершим.
Справа и слева от покойного- плакальщики с заломленными над головой руками. Скорбность рисунков на вазах, служивших надгробиями, предельно сдержанна.
Суровыми кажутся представленные здесь чувства, близкие тем, что испытывал Одиссей, слушавший волнующий рассказ плачущей и еще не узнавшей его Пенелопы:
«Но как рога иль железо, глаза неподвижно стояли
В веках. И воли слезам, осторожность храня, не давал он!»
В лаконизме росписей Х-VIII веков формировались качества, развившиеся позднее в пластически сочных формах греческого искусства. Эта эпоха была школой для греческих художников: строгой четкости рисунков геометрического стиля обязаны сдержанной гармоничностью образов архаика и классика.
В геометрическом стиле проявлялись эстетические чувства народа, начинавшего путь к вершине цивилизации, создавшего впоследствии памятники, затмившие славу египетских пирамид и дворцов Вавилона.
Решительность и внутренняя собранность эллинов в тот период находили отзвук в предельном лаконизме росписей с неумолимым ритмом, четкостью и резкостью линий.
Условный характер изображений, упрощенность форм — результат не изощрения, но стремления выразить графическим знаком общее понятие какого-либо вполне определенного предмета реального мира.
Ограниченность такого принципа изображения — в отсутствии конкретных, индивидуальных черт образа. Ценность его в том, что человек на ранней ступени развития начинает вносить в мир, кажущийся еще непонятным и хаотическим, элемент системы, упорядоченности.
Схематические образы геометрики будут насыщаться в дальнейшем все большей конкретностью, но греческие художники не утратят достигнутого в этом искусстве принципа обобщения. В этом отношении росписи гомеровского периода — первые шаги в развитии античного художественного мышления.
Задание:
Посмотрите презентацию «Греческая вазопись» , дайте характеристику особенностей каждого периода развития греческой вазописи, отметив отличие сюжетов, стилей. Свой ответ разместите в х.
Ссылка на презентацию: http://www.slideshare.net/Fonegone/ss-8651308
Источник: http://obsaatetradantichnost.blogspot.com/p/xi-viii.html
Тёмные века (Древняя Греция)
?
Categories:
- Искусство
- История
- Общество
- Cancel
История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX века до нашей эры и называется Темными веками, а также гомеровским периодом, поскольку известен прежде всего по поэмам «Илиада» и «Одиссея», приписываемым авторству Гомера. Темные века — эпоха натурального хозяйства, поскольку из всех достижений микенцев дорийцы позаимствовали только гончарный круг, технику обработки металла и приемы кораблестроения, культуру выращивания винограда и оливковых деревьев. Впрочем, дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа, практику использования его не только в качестве украшений, но для изготовления орудий и в военном деле.В конце гомеровского периода произошло становление дополисной общественной организации.
Также известно, что до IX века Грецию населяли племена: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и восточный Пелопоннес, ионийцы — Аттику, ахейцы, которым удалось сохранить самостоятельность, были вытеснены дорийцами в Аркадию и Ахею.
В конце концов важнейшее событие этого периода — начало древнегреческой колонизации островов Эгейского моря и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (известные как область Иония) — ионийцами, южные — дорийцами.
Тёмные века, Гомеровская эпоха, Предполисный период — период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века до н. э., который начался после заката микенской цивилизации и предполагаемого дорийского вторжения и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом.
Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений.
Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.
В последний период «тёмных веков», около 900—700 гг. до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль.
Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря.
Гидрия в стиле геометрики. 750—700 гг. до н. э. Лувр
Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства. Геометрический орнамент, появившийся в IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров, крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности.
Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля.В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных.
На вазах стали изображать сюжеты мифов.
Протогеометрический период
Хотя протогеометрический стиль (1050—900 гг. до н. э.) представляет собой некоторое культурное возрождение по сравнению с предыдущей субмикенской керамикой, традиции микенской керамики были утрачены.
Форма сосудов стала строгой и простой (в отличие от извилистых форм, характерных для микенской керамики).
Протогеометрические сосуды разделены на несколько горизонтальных декоративных полос, в которых помещены простые геометрические элементы, обычно концентрические круги или полукруги.
Протогеометрическая амфора, около 975—950 гг. до н. э. Изготовлена в Афинах. Коллекция Британского музея
Ранний геометрический период
В Ранний геометрический период (900—850 гг. до н. э.) увеличилась высота сосудов, тогда как орнамент располагался лишь вокруг горлышка вплоть до середины корпуса сосуда.
Оставшаяся поверхность покрывалась тонким слоем глины, которая при обжиге приобретала тёмно-металлический блестящий оттенок.
В этот же период к декоративным элементам керамики добавилсямеандр, ставший одним из наиболее характерных элементов геометрического искусства.
Средний геометрический период
В Средний геометрический период (850—760 гг. до н. э.) увеличивается количество декоративных зон на сосуде, среди украшений преобладает меандр.
Меандр (греч. μαίανδρος) — известный ещё со времён палеолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Как указывает Сенека, река Меандр «предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьётся частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самоё» (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15). В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (нандавартайя), т.е. «свивание» или «круг счастья». Встречается на Мизинской палеолитической стоянке.Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента — так называемым «двойным меандром». В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.Элевсинская амфора 8 в. до н. э. с геометрическими мотивами
Поздний геометрический период
Хотя технологии Среднегеометрического периода продолжали использоваться в начале VIII века до н. э., некоторые производители увеличили количество декоративных элементов на сосудах, стали устойчивыми формы животных в области горлышка и основания амфор. Появляются стилизованные человеческие изображения.
Пиксида из музея Афинской агоры
Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд — работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. э.).
Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери, на ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками. Начиная с середины VIII века до н. э.
более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами — такими, как львы, пантеры, вымышленные существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и др., что позднее развилось в ориентализирующий стиль.
Геометрические мотивы в искусстве
Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами помещаются различные декоративные мотивы, такие, как зигзаг, треугольник, меандр и свастика.
Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает геометрическое искусство от протогеометрического.
Многие сохранившиеся предметы геометрического периода — это погребальные дары в могилах аристократов.
Человеческие изображения
Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н. э. на ручках амфор, где мужская фигура изображена с треугольным торсом, овальной головой с выступом вместо носа и длинными цилиндрическими бёдрами и голенями. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь — как мазки на уровне подмышек.
Тёмные_века (Древняя_Греция)
Источник: https://barucaba.livejournal.com/290912.html
Гомеровский период в истории Древней Греции
Гомеровский период в истории Греции (11—9 вв. до н. э.) получил название в честь прославленного Гомера. Его «Илиада» и «Одиссея» стали главными источниками информации о тех временах. Хотя до сих пор историки спорят, как создавались великие произведения и вообще: существовал ли сам Гомер в действительности? А если существовал, то ему ли принадлежат эти произведения?
Сомнений добавляет и тот факт, что приключения Одиссея на пути возвращения с Троянской войны и события этой войны относятся к микенскому периоду.
Но продолжают служить источником информации о последующем (гомеровском) периоде. Возможно, Гомер создал «Илиаду» и «Одиссею» спустя несколько веков после прошедших событий.
Тем не менее, это наследие античной литературы — важнейший источник, значение которого не подлежит сомнению.
Гомеровская эпоха — Тёмные века Греции
В XII в. до н.э. на территорию Греции вторгаются греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита, вытеснив оставшееся минойское население с равнин в горные районы.
Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства.
Позже археологи будут отмечать скудность археологических материалов, назвав гомеровскую эпоху определением «Тёмные века».
Дорийцам, поработившим народы, были интересны лишь военные навыки. Перенимать, а тем более развивать искусство или ремёсла они не собирались.
Развитие получили только гончарное ремесло, кораблестроение и обработка металлов. Но именно с помощью дорийцев Греция перешла в Железный век — его добыча и обработка только начиналась.
Металл стал легкодоступным и дешёвым, что было важным для развития общества.
Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться — как внешняя, так и внутренняя.
Отличительная особенность гомеровского периода — возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов.
В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы.
Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.
Устройство общества в гомеровский период
На заре гомеровского периода родоплеменные отношения в дорийском обществе не только возродились, но и окрепли. Основой общества был демос (народ), существующий в полисе (городе).
На раннем этапе существования полиса отсутствовало право частной собственности на землю — она принадлежала общественности, а господствующей властью была военная диктатура.
Именно создание полиса послужило толчком к постепенному созданию дорийцами собственной цивилизации.
По мере роста расслоения в обществе возникала система рабовладения. Но есть одно важное отличие от классических представлений о рабовладельческом строе: рабов в основном привозили из военных походов. Торговля рабами приносила хорошие деньги, и многие завоевательные походы в гомеровский период организовывались только с целью нового притока рабов.
Каждый полис имел своего царя, поэтому дорийское общество нельзя было назвать крепким и единым государством. Народ влиял на государственные дела: решал, нужно ли организовывать войну. И хотя гомеровский период считается временем застоя и упадка, нельзя отрицать его влияние на становление греческой цивилизации. Этому способствовало создание полисов и добыча железа.
Культура гомеровского периода
Конь. Геракл и кентавр. Бронзовые статуэтки
От гомеровского периода почти не осталось памятников культуры — это доставило неудобства археологам при попытке понять эпоху. Гибель микенской цивилизации отбросила греческую культуру на несколько столетий назад. И всё, что оставалось исследователям, — изучение однотипных и простых некрополей, содержание которых не шло в сравнение с микенским наследием.
Несмотря на минусы, гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.
Источник: https://greekbook.ru/greekhistory/gomerovskij-period-v-istorii-drevnej-gretsii.html
Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.)
Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.)
Первый период античности. Начинается параллельно с закатом бронзового века. Началом периода античности принято считать дату учреждения древних Олимпийских игр в 776 до н. э.
Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.)
Афины. Вид на Акрополь.
V—IV вв. до н. э. — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами).
Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.).
Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.
Характеризуется. Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания.
Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
Эллинистический период
Эллинистический (IV—I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.
Первый эллинистический период (334—281 до н. э.)
Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточенными пуническими войнами, отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился до завоевания римлянами Македонии в 168 году и разрушения ими Коринфа.
В эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Аттале I (241—197) и Евмене II (197—152), создавались величественные памятники птолемеевского Египта. Первый эллинистический период характеризуется началом традиции обожествления царя.
К завершению периода царский культ становится «визитной карточкой» эпохи эллинизма, его формы и ритуалы проникают практически на все уровни индивидуальной и общественной жизни, становясь важнейшей чертой сакральных практик той эпохи.
Второй эллинистический период (281—150 до н. э.)
Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.
Третий эллинистический период (150—27 до н. э.)
Кризис и распад эллинистической государственности.
Римская империя
Римская империя (27 до н. э.-476 н. э.)
Принципат (27 до н. э.-284 н. э.)
Тетрархия и доминат (285—324 гг. н. э.)
Упадок Римской империи (395—476 гг. н. э.)
География античности
География. Балканская Греция в древности занимала территорию ок. 88 тыс. кв. км. На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на юго-востоке — Миртойским, на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес.
Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика.
Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.
Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия.
Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные — Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага — Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова у западного побережья Малой Азии.
Балканская Греция — в основном гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные — Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).
Самые крупные из греческих островов — Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага — Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Керкира, Левкада, Кефалиния и Закинф.
Наследие античности
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/1×7982.html
Гомеровский период в истории Греции («темные века») (11—9 вв. до н. э.)
Гомеровский период был назван в честь великого греческого поэта Гомера, автора знаменитых произведений – античных поэм «Одиссея» и «Илиада», до сих пор являющихся основным источником информации о той эпохе.
До конца не изучен вопрос об их создании, так как современные историки не могут прийти к однозначному ответу на вопрос о существовании Гомера, как реального исторического персонажа, да и авторство поэм некоторыми исследователями подвергается сомнению.
«Одиссея» рассказывает о приключениях Одиссея – царя острова Итака, возвращающегося с Троянской войны, а «Илиада» – о событиях самой войны.
Оба события относятся к микенскому периоду греческой истории. Однако здесь возникает справедливый вопрос: почему же они являются источниками информации о послемикенском времени? Изучив тексты, исследователи пришли к заключению, о том, что тексты были написаны спустя несколько веков после описанных в них событий (в 8 в. до н.э).
В поэмах прослеживается ряд наслоений различных эпох (домикенские времена, микенский период и сама «гомеровская» эпоха, во времена которой и были написаны произведения), что, несомненно, доказывает огромную разницу между Гомером и предшествующим микенским периодом.
Но, несмотря на это, «Одиссея» и «Илиада» остаются значительными памятниками античной литературы и важнейшими источниками информации о тех временах.
Археология в гомеровскую эпоху
Но о гомеровском периоде известно не только благодаря эпосу. Значительный вклад в понимание данного исторического периода внесла археология. Анализ археологических данных внес ясность, почему это время именовалось «темными временами». Дело в том, что памятников культуры практически не сохранилось.
В результате гибели микенской цивилизации, греческая культура оказалась безжалостно отброшена на несколько столетий назад. Вторгшиеся с севера дорийские племена уничтожили все крупные микенские центры, дворцы и цитадели. Основными археологическими материалами стали некрополи.
Это уже не монументальные микенские гробницы, но однотипные кладбища простых общинников, весьма немногочисленные, что говорит о резком сокращении численности населения. Содержимое гробниц, значительно беднее микенских, что также отражает обеднение общества.
Существенным отличием гомеровской эпохи от предшествующей ей микенской является отсутствие построек из камня. Люди перестали им пользоваться и возводили свои жилища из необожженного кирпича и древесины.
«Темные века» гомеровской эпохи
Письменность также пришла в упадок, поэтому с тех времен, кроме произведений Гомера не осталось ни одного письменного документа. Именно материальная бедность, скудность археологического материала и вообще любых других данных о рассматриваемой эпохе послужила причиной появления термина «темные века».
Торговля и ремесла также пришли в полный упадок. Дорийцам были готовы принять только те навыки и технологии порабощенных ими народов, которые были бы полезны для ведения войн, их не интересовала скульптура и живопись.
Поэтому в гомеровскую эпоху развивалось лишь гончарное дело, технологии обработки металлов, кораблестроение и сельское хозяйство.
Но именно благодаря дорийцам Греция вошла в эпоху Железного века, так как в те времена начали добычу и обработку именно железа.
Причиной полного отмирания как внешних, так и внутренних торговых связей в начале гомеровской эпохи, была политика агрессивного пиратства со стороны самих дорийских мореплавателей. Считалось, что участвовать в таких рейдах было признаком мужской доблести и отваги.
Некогда частые гости в греческих гаванях – корабли финикийцев и египтян старались теперь обходить их стороной. Но постепенно, к концу дорийского периода произошло налаживание старых торговых связей с этими народами, также получила развитие и внутренняя торговля.
«Геометрический стиль»
Визитной карточкой гомеровской эпохи является так называемый «геометрический стиль» керамики (геометрика) (900 – 700 гг. до н.э.). Он характеризуется геометрическим построением различных предметов, орнамента, людей на вазах, амфорах и других предметах быта.
Геометрический стиль пришел на смену «протогеометрическому», который был характерен для середины «темных веков» и с которого началось возрождение культуры древней Греции. К концу гомеровской эпохи художественные сюжеты на керамике становятся все более богатыми и сложными. Изображаются атлетические состязания, мифические сцены, боевые сражения, танцы и спортивные состязания.
Этот стиль зародился в Афинах и постепенно распространился на остальные города древней Греции и острова Эгейского моря.
Устройство дорийского общества
Что касается устройства дорийского общества той эпохи, то в начале гомеровского периода оно вернулось к родоплеменным отношениям.
Классов как таковых еще не было, но и первобытнообщинным тот строй назвать уже было нельзя, так как в основе общества лежала земледельческая прослойка – «демос» (народ), которая существовала в рамках «полиса» (города – государства).
Именно благодаря созданию полиса – уникальной формы социально-экономической и политической организации общества, дорийцы смогли постепенно создать свою собственную цивилизацию. На начальных этапах развития полиса отсутствовала частная собственность на землю, все угодья были общественными, а власть осуществлялась с помощью военной демократии.
Возникновение системы рабовладения
Но с развитием дорийской культуры постепенно шло социальное расслоение общества и, как следствие, возникла система рабовладения. Нужно отметить, что система рабства в гомеровское время еще разительно отличалось от той его формы, которая сложилась в Греции позднее. Главным источником рабов были военные походы, а не большой разрыв в социальном положении членов полиса.
Работорговля была делом прибыльным, и многие завоевательные походы дорийцев организовывались исключительно с целью свежего притока рабов. Хотя рабы и выполняли более грязную и трудоемкую работу, но все же трудились они вместе со своими хозяевами, а иногда и считались членами их семей. Тем не менее, было вполне нормальным использовать рабов в качестве предметов обмена и торговли.
Полисы гомеровской эпохи
В целом, несмотря на появление и развитие полисов и наметившееся классовое расслоение, дорийское общество не было единым и сильным государством. Централизация власти отсутствовала. В каждом полисе правил свой царь, поддерживаемый советом старейшин.
Очень важную роль при принятии важных государственных решений играло народное собрание. Оно решало, идти ли царю на войну или рабов на данный момент достаточно.
Можно сказать, что хотя гомеровская эпоха была эпохой упадка и застоя, нельзя отрицать, что именно в то время, благодаря распространению железа и созданию и развитию городов – полисов происходило становление будущей греческой цивилизации.
Железные орудия труда позволили осваивать и обрабатывать гораздо большие площади земли и делали этот процесс менее трудоемким, чем во времена процветающих элладских цивилизаций бронзового века. Постепенно Греция стала оправляться после опустошительного нашествия дорийцев.
К концу гомеровского периода резко возросла численность населения, активно развивались общественные отношения и совершенствовались ремесла и торговля. Древняя Греция подошла к новому витку в своей истории – архаическому периоду.
Источник: https://www.ilovegreece.ru/about-greece/heritage/history/homeric-period
Греция в «тёмные века» (гомеровский период XI – IX вв. до н.э.)
Тёмные века.
Гомеровская Греция — период в истории Древней Греции, охватывающий период около 1200—800 гг. до н. э., который начался после заката микенской культуры и предполагаемого дорийского вторжения (дорийцы – одни из основных греческих племён), вторглись на территорию Средней Греции и Пелопоннес, и закончился с началом расцвета греческих полисов (периода архаики IX – VI вв. до н.э.).
Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, но одновременно и их трансформация в раннеклассовые, а также формирование уникальных предполисных общественных структур.
Эпитет «Гомеровская» Греция этого периода получила из-за того, что «Илиада» и «Одиссея» Гомера, греческого поэта-сказителя (жил примерно в 8 веке до н.э.) являются единственными письменными источниками того времени.
Особенности развития гомеровского общества.
Число поселений невелико, это свидетельствует о сокращении численности населения. Дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько десятилетий назад. Резкий упадок торговли и ремесла.
Сохранился только гончарный круг, невысокая техника обработки металла, корабль с парусом, выращивание оливы и винограда. Утвердился первобытнообщинный строй. Микенские дворцы лежали в развалинах. Постройки из дерева и необожжённой глины.
Погребения убоги, бедны, нет в них драгоценностей, только горшки, бронзовый или железный меч, наконечники копий и стрел.
Культура гомеровского периода стоит ниже, чем предшествующая ей культура крито-микенского периода.
Было и новшество – техника выплавки и обработки железа и широкое внедрение металла в производство и сельское хозяйство, металл стал дёшев.
Социально-экономические отношения. Рабство.
Господствует натуральное сельское хозяйство: земледелие и скотоводство. Греки занимались ещё и садоводством и виноградством. Скот считался мерилом богатства, чем его больше, тем человек богаче, тем больше ему почёта.
Гомеровская община (демос) ведёт обособленное существование, хозяйство имеет натуральных характер, торговля и ремесло играют небольшую роль. Не торговали, предпочитали морской разбой в своём Эгейском море и грабёж на суше.
Хотя уже было и имущественное неравенство, но все жили просто и патриархально.
Богатство басилеев (правитель небольшого поселения.
В гомеровский период — глава племени или союза племён, обладавший военной, жреческой и судебной властью; первоначально избирался, позднее наследовал власть), небольшим по сравнению с ахейскими владыками (др. греческие племена во 2-м тыс. до н.э.
, обитали в Фесаллии и позже на Пелопоннесе). Без писцов и челяди (их не было) басилеи знали, где у них и сколько есть скота, земли, рабов; главное богатство – запасы металла.
Рабство не сильно распространено. Это связано с большим риском по их пленению и приобретению. Мужчин, как правило, убивали в бою, т.к. их надо было контролировать постоянно, ценились женщины-рабыни, особенно красивые для работы и в качестве наложниц, стоили дорого.
Родовые общины и формирование основ полиса.
Весь гомеровский период был бесписьменным, первые надписи появляются только во 2-й половине 8 в. до н.э.
Какой был тип общества – примитивная сельская община – демос, занимавшая небольшую и изолированную от соседей территорию.
Политическим и экономическим центром общины было поселение, называемое – полисом (город и государство; по Гомеру: город и деревня). Это был не настоящий город, т.к.
население было, в основном, крестьяне-земледельцы и скотоводы, но не торговцы и ремесленники, т.к. их было мало.
В общественной жизни полиса играли традиции родового строя. Объединение родов называлось: филы и фратии – это основа политической и военной организации общины, вели самостоятельное существование и община не вмешивалась в их внутренние дела.
По филам и фратиям строилось ополчение на войне. Между родовыми союзами не было прочной связи, часто воевали между собой и грабили друг друга, брали рабов. Родовые союзы держались друг за друга и селились только за стены полиса для совместной защиты против внешнего врага.
Имущественное расслоение и выделение знати.
Патриархальная моногамная семья – ойкос — была главной экономической ячейкой гомеровского общества. Основное богатство – собственность всей общины. В общине, время от времени, устраивались переделы земли.
Появляться стали богатые «многонадельные» люди (поликлеры) и неимущие (аклеры) – крестьяне-бедняки, у которых не хватало средств, чтобы вести своё хозяйство на своём наделе и они, доведённые до отчаяния, уступали свою землю богатым соседям и превращались в фетов – безнадельных батраков, которые немногим отличались от рабов и стояли внизу общественной лестницы. На верху общественной лестницы были богатые люди – знать – аристы (отсюда аристократия) – «лучшие». Знать говорила, что они богоподобные, имеют божественное происхождение и поэтому они могущественны и богаты. Богатство их резко выделяло из среды общины. Богатые могли выставить хорошо вооружённого воина и даже с конём, у бедных ничего не было и они были впереди воинского строя. Атлетика и спорт были привилегией знати, аристократии, т.к. у них было время для этого, а у бедных нет, они занимались только трудом на своей земле.
Источник: https://students-library.com/library/read/38156-grecia-v-temnye-veka-gomerovskij-period-xi-ix-vv-do-ne
«Темные века» (XI–IX вв. До р. Х.)
Троянская
война.
Основными историческими источниками,
по которым известен период «Темных
веков», являются поэмы греческого
писателя Гомера
«Илиада» и
«Одиссея».
С этими произведениями связаны весьма
распространенные в античности
мифологические сюжеты, в частности,
история Троянской войны.
Греческие
племена и их диалекты.
На границе II–I тысячелетий до Р. Х.
происходит переселение дорийцев.
Дальнейшее расселение греков можно
определить по размещению основных
греческих племен со своими языковыми
диалектами: дорийцев, ионийцев, ахейцев
и эолийцев.
Дорийцы –
северо-западные племена – расселялись
в основном на территории Пелопоннеса:
придя с севера, они осели на юге
полуострова, – это основатели будущей
Спарты, покорившие местное население
и большую часть Крита.
Ионийцы
по преданию первыми переселились в
Балканскую Грецию, но после вторжения
дорийцев часть из них освоила другие
земли – центр Эгейского архипелага
и острова к западу от Малой Азии
Местные жители
Средней Греции, Аттики – ахейцы.
Они были оттеснены сюда пришедшими
дорийцами.
Последний, четвертый
диалект – эолийский.
Его носители жили в северо-западной
части Малой Азии и на острове Лесбос
(Эолиде).
Греческий народ,
самоопределившийся к началу I тысячелетия
до Р. Х., оформлялся в течение длительного
времени из смешения множества племен.
Общая
характеристика периода.
Эллада в XI–IX вв. до Р. Х. представляла
собой достаточно отсталый регион.
Несмотря на резкий откат в развитии
гомеровского общества, очевидных следов
завоевания местного населения пришельцами
не обнаружено, и бедствия, постигшие
жителей Греции, могли быть следствием
внутренних гражданских войн.
Начало I тысячелетия
до Р. Х. – эпоха повсеместного
распространения железа, с этого времени
начинается железный
век. Для
совершенствования военного дела железо
имело революционное значение, поскольку
было более прочным материалом, чем
бронза.
Заморская торговля
затухает, пресекаются крупные связи с
дальними областями. Торговля ведется
лишь с близлежащими районами. Ограниченность
внешнеполитической жизни была еще
обусловлена широким распространением
пиратства.
20. Греческая религия
Слово «религия»
происходит от латинского «соединять»,
то есть осуществлять связь между Богом
и человеком. В любой религии человек в
той или иной форме пытается соотнести
себя с вечностью. Религию от фетишизма,
магии, тотемизма и иных первобытных
верований отличает комплекс обязательств
человека перед Богом, потому что вера
обязывает к определенному поведению.
В Греции не было
«церкви» в нашем понимании как совокупности
клириков и мирян и как общественного
института: греки
не различали религиозную и политическую
сферы жизни, поскольку государственные
и личные интересы граждан совпадали.
В классическую эпоху еще не возникло
представление об индивидуальных
отношениях человека с Богом, поскольку
религия
носила общественный характер.
Собрания начинались с жертвоприношений
или с обращения к богам, как и любые
важные дела, в силу чего религия
постепенно приобретала формалистический
характер,
когда выработался принцип «ты – мне,
я – тебе», то есть чтобы достичь в
деле успеха, надо
обратиться к богам и отправление
религиозного культа – залог исполняемой
богом просьбы.
Греческая религия
была тесно связана с мифотворчеством,
но не отождествлялась с ним.
Миф –
это «в словах данная чудесная личностная
история», в которой не происходит
самоутверждения личности в вечности, –
в этом коренное отличие мифологии от
религии.
С
другой стороны, мифы не сказки для
взрослых, а определенное представление
о мироздании, древнейших временах,
сверхъестественных силах, окружающих
человека, в этом смысле они по своей
сути ближе к истории и поэзии.
Мифы были
антропоморфными,
в них на мир богов проецировался земной
мир и людские отношения: боги по-человечески
пируют, трудятся, вступают в брак,
подвержены страстям, в связи с чем у
людей не возникало моральных обязательств
перед богами, существование которых ни
к чему не обязывало, хотя
в ряде случаев небожители и выступали
в роли верховных судей, мстителей
за злые дела и поборников справедливости.
В эпоху же
эллинизма
период крушения полиса своим следствием
имел обращение
людей к царям как к высшим заступникам
в земной жизни.
Так распространялись царские культы –
стержень власти правителей.
В греческой
религии отсутствовала четко оформленная
каноническая традиция и развитая система
теологии.
Мифология складывалась в течение
длительного периода, начиная с середины
II
тыс. до Р. Х. Мифы не записывались в то
время, когда бытовали устные предания.
Как и в случае с гомеровским эпосом,
потребность в записи мифов возникла в
момент их превращения в волшебную
сказку, когда исчезло их живое восприятие
и понимание.
Первые
попытки систематизировать и обобщить
их предпринимаются не ранее эллинистической
эпохи, то есть с III
в. до Р. Х. Поэтому
греческие сказания сохранились в
достаточно поздней интерпретации. Их
систематизация была проведена в двух
книгах, относящихся ко II
в.
н. э., –
«Мифологической
библиотеке» Аполлодора
и «Мифах»
Гигина (от
классического периода их отделяет семь
веков).
В классическую
эпоху греческая религия носила
общественный характер
и еще не было представлений об
индивидуальных отношениях человека с
богом, в эпоху
же эллинизма она приобрела личностный
характер и в этом смысле подготовила
почву для распространения христианства.
Священные
празднества и игры.Знаменитые
Олимпийские
игры
проводились в Олимпии в честь Зевса.
По преданию, они были учреждены в 776
г. до Р. Х., сначала носили местный характер
и лишь позднее стали общегреческими.
На время игр, проводившихся раз в четыре
года, и длившихся пять дней, заключался
мир между воюющими государствами.
В
играх, представлявших собой религиозные
празднества, участвовали только
полноправные граждане, не виновные в
пролитии крови, они состязались в беге,
борьбе, кулачном бое, пятиборье и беге
на колесницах.
Аналогичные игры
проводились
в честь Посейдона – Истмийские
игры, и
Немейские –
в честь Зевса.
Их участники могли состязаться не только
в физических упражнениях, но и в чтении
стихов, игре на музыкальных инструментах.
Идея состязательности была внутренне
присуща всей греческой цивилизации.
Среди других важных
празднеств выделяются посвященные
Афине Палладе, Великие
Панафинеи,
на которых отправлялся культ богини-девы,
считавшейся покровительницей Афин. На
Панафинеях устраивались также
гимнастические состязания, ночной бег
юношей-атлетов с факелами и театральные
представления.
Элевсинские
мистерии.
В Греции имелись праздники
мистериального характера. Среди
них наибольшую известность получили
Элевсинские
мистерии,
посвященные
Деметре
и ее дочери Коре,
почитавшимся богинями земли и плодородия.
С культом земли
увязывались именно тайные служения:
земля рассматривалась как источник
плодородия и жизни, она же была и последним
пристанищем всего живого, могилой –
для людей, недаром греки сеяли зерна на
местах захоронений близких.
Посвященные
организовывали священную процессию из
Афин в Элевсин (примерно 22 км), достигнув
которого участвовали в мимических
представлениях, иллюстрировавших
легенду.
Во время мистерий они имели
возможность наблюдать за странствием
души в загробном мире и внутренне
пережить ее состояние в знак обещания
счастливой вечной жизни после смерти.
Поскольку в классическую эпоху еще не
возникло представления о личном спасении
человека, мистерии
являли собой обобщенный образ вечной
жизни, продолжающейся благодаря не
отдельным людям, а роду в целом.
Греки почитали Элевсинские мистерии и
считали себя обязанными хотя бы раз в
жизни принять в них участие.
Дионисии и
секта орфиков. Дионисии –
аттический праздник, получивший
распространение во всей Греции и
устраивавшийся в честь бога Диониса, в
европейской традиции известного под
именем Вакха.
Возможно, этот культ пришел в Грецию с
Востока, где отправлялся в виде пьяных
исступленных оргий.
В Греции празднества
в его честь не доходили до крайностей
и были более сдержанными, а сам Дионис
почитался как бог виноградарства и
виноделия, особенно в сельских областях.
От культа Диониса
берет начало секта
орфиков,
учение которых сложилось к VI
в. до Р. Х. Орфиками посвященные назывались
в честь первооснователя секты Орфея,
спустившегося в преисподнюю за своей
неожиданно умершей женой Эвридикой.
По представлениям орфиков, душа, пленница
тела, после смерти человека должна
пережить серьезные изменения, в частности
– вновь пройти испытание земной жизнью.
Так возникло учение о переселении
душ (ранее доведенное до совершенства
в Индии).
Его придерживался и знаменитый
Пифагор,
в школе которого и было разработано
новое учение.
Оракулы.В Греции
были распространены культы, связанные
с оракулами.
Оракулом
называлось либо святилище, либо место,
где обитал бог, и где человек мог получить
ответ божества на любые вопросы.
Наиболее известными были оракулы
Зевса в Додоне
и Аполлона
в Дельфах.
Ответы богов,
также называвшиеся оракулами,
давались чаще всего посредством гадания.
В храме Зевса
в Додоне
жрицы прорицали по шелесту листьев
священного дуба.
С архаической
эпохи выдвигается оракул,
связанный со святилищем в Дельфах. При
нем служили женщины –
пифии. Оракул
мог давать предсказания только девять
раз в году.
Для этого жрица производила
священное омовение, брала масличную
ветвь и отправлялась в пещеру, где
садилась на треножник и вдыхала испарения,
исходившие из глубокой расщелины,
впадала в беспамятство и начинала что-то
бормотать; изъяснение
ее слов воспринималось как оракул.
В
таких условиях исключительное значение
приобретало толкование, производившееся
жрецами.
Часто пифии становились орудием
политической борьбы, когда при их
посредничестве вопрошавшим давались
ответы, истолковывавшиеся по-разному.
Оракулы играли
большую роль, к ним часто обращались и
им верили. Ответы богов, данные на запрос
целых городов, хранились в специальных
архивах на общественном, административном
и религиозном центре городов –
акрополе.
Источник: https://studfile.net/preview/4396614/page:17/