После монголо-татарского нашествия тема борьбы с ненавистной Ордой становится ведущей в устном народном творчестве. Старые персонажи в новых редакциях былин, новых былинах спасают Киев от ордынских туменов (былина об Илье Муромце и Калине-царе), избивают ордынских придворных (былина о женитьбе князя Владимира), побеждают ордынцев в состязаниях (былина о Добрыне и Василии Казимировиче). Герои былин отказываются везти в Орду дань, как приказывает князь Владимир («Не желаем везти от тебя дани-пошлины»; последние именуются также «выходами княженецкими»). Илья Муромец, выходец из народа, выражает в былинах его интересы, прежде всего русского крестьянства.
В текстах конца XV—XVI в. Добрыня Никитич не только не везет дань Батуру Батвесову, но требует от него платить дань Руси — так изменилась обстановка после 1480 г ., когда Русь окончательно сбросила ордынское иго.
Та же антиордынская тема разрабатывается в литературе XIV—XV вв. С нею тесно связана другая — тема киевского и владимирского наследия, необходимости объединения русских земель. После Батыева нашествия составляются повести и сказания — о разорении Рязани, Евпатии Коловрате и мн. др.
; позднее — о Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и пр.), нашествии Тохтамыша на Русь в 1382 г . Эти и многие иные сочинения включают в летописные своды. Летописание, после спада второй половины XIII в., набирает силы в XIV в., особенно в XV в.
Своды, в начале которых обычно помещают «Повесть временных лет» и тем самым подчеркивают идею преемственности в развитии Руси, ее культуры с киевских времен, составляются в разных центрах. А те старались укрепить свою независимость (Новгород Великий, Рязань и др.
), утвердить себя в роли политического лидера — объединителя земель Северо-Восточной и Северо-Западной Руси (Тверь, Нижний Новгород, Москва). Постепенно на первое место в области летописания, да и культуры в целом, выдвигается Москва. Первые летописные своды возникают здесь в XIV в.
А в начале следующего столетия составляется большой свод при митрополите Киприане. За ним следует вереница сводов XV—XVI вв. — от свода митрополита Фотия до больших сводов времени Ивана III, Василия III и Ивана IV (Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никоновский и мн. др.).
Эту работу, колоссальную по объему и значению, венчает Лицевой свод — та же Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр! Они сопровождают текст с древнейших времен до Ивана Грозного; рисунки, продолжая традиции более ранних лицевых сводов и будучи основанными на них, — своего рода «окно в прошлое» Руси, России.
Враждебные по отношению к Москве позиции отразили некоторые летописи Твери, Новгорода Великого и др.
Обзор всемирной истории давали Хронографы XV— XVI вв.
«Жития» князей, иерархов церкви, причисленных к лику святых, прославляют их деятельность (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.). Для «житийной» литературы характерны панегирический стиль, торжественный, порой тяжеловесный язык. В то же время в ней встречаются живые, реалистические описания жизни монастырей, их обитателей.
Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников (например, «Пчела» — свод афоризмов знаменитых авторов) образованные русские люди черпали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля, Менандра и других мудрецов, писателей.
В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XIV—XVI вв. (они не сохранились, их содержание реконструируют по сочинениям оппонентов—ортодоксов, постановлениям церковных Соборов) проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви, ненужности церковных таинств (причастие и пр.). икон.
Оспаривали они тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Писали о равенстве людей, народов, вер. А Феодосии Косой, смелый вольнодумец середины XVI в., обосновывал «рабье учение» с его коммунистическими идеалами в духе Томаса Мюнцера. Он пытался воплотить их в жизнь в рамках общины единомышленников.
Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены в начале и середине XVI в., когда еретиков, преданных анафеме, сжигали на кострах, ссылали, лишали церковного сана.
Примечательная черта XVI в. в области литературы — расцвет публицистики. Авторы слов, посланий, поучений, трактатов развивают идеи централизации, усиления великокняжеской, царской власти, роли церкви, о положении крестьянства и др.
Окольничий Ф.И. Карпов, живший при Василии III, считал, что светская власть должна основывать свои действия на «законе» и «правде», подчинять «злых, которые не хотят излечиться и любить Бога». В реальной жизни он видит совсем другое:
— Понял, какими вредными и неугодными путями, хромыми ногами, со слепыми очами ныне ходит земная власть и весь род человеческий.
— В наши времена начальники не заботятся о своих подвластных и убогих, но допускают, чтобы их притесняли несправедливые приказчики,’которые не заботятся о том, чтобы пасти порученное им стадо, но заставляют жить в тяжких трудах и терпении.
Ему вторит Максим Грек (до пострижения — Михаил Триволис), его современник, знаток античной философии, литературы. Афонский монах, приехав в 1518 г . в Россию в качестве переводчика, так в ней и остался.
Ученый инок тоже полагает, что светская власть должна покоиться на правде, милости («правдою и хорошими узаконениями благоустроить положение своих подданных»), согласовывать пожелания духовенства, боярства, воинства-дворянства.
Максим Грек и князь Вассиан Патрикеев, из нестяжателей, обличают монастыри за жажду накопительства, ростовщичество, спекуляцию хлебом и прочие грехи. «Ради имений и славы», — писал В. Патрикеев, — монахи забывают о Христовых заветах; плохо относятся к своим крестьянам:
- — Убогую братью, живущую в наших селах, всячески оскорбляем.
- Он же призывает к соблюдению евангельских принципов:
- — Не подобает монастырям владеть селами.
- — Сел не держать, не владеть ими, но жить в тишине и безмолвии, питаясь трудом своих рук.
Отношение монахов к крестьянам возмущает и М. Грека: они «истязают их бичами за большие процентные долги, которые они не в состоянии уплатить; или же лишают их свободы и записывают себе навсегда в рабство; или, лишив их имущества, изгоняют бедных с пустыми руками из своих мест».
Он тоже против того, чтобы монастыри имели села и, тем самым, зависимых крестьян. В послании об Афонской горе пишет о монастырских старцах, которые живут своим трудом.
В середине и третьей четверти столетия выступает со своими сочинениями целая плеяда публицистов. И.С. Пересветов осенью 1549 г . подал предложения о проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному.
Изложены они в форме челобитных и сказаний о взятии Магмет-салтаном Царьграда. Он — убежденный сторонник сильной самодержавной власти в России. Монарх должен опираться на сильное и постоянное войско, ибо «воинниками он силен и славен».
«Вельмож» нужно держать в повиновении, страхе:
— Царю нельзя быть без грозы; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы.
Для проведения успешной внешней политики (ее задачи, в частности, — присоединение Казани, освобождение славян от турецкого ига) необходимы нововведения — денежное жалованье «воинникам» — опоре царя и его политики; централизация финансов, суда.
Будучи гуманистом, он, как Карпов и др., — противник холопства, поборник «правды» в деятельности людей («Бог не веру любит, [а] правду»), книжного учения, философской «мудрости».
Монарх, по его представлению, должен быть мудрым, сильным человеком, а государство — светским и суверенным.
Ермолай-Еразм, священник кремлевской церкви, иосифлянин по убеждениям, противник нестяжателей и еретиков, предлагает облегчить положение крестьян (например, заменить все их повинности одним оброком — пятой частью урожая). «Больше всего полезны, — убежден ученый монах, — пахари, их трудами созидается главнейшее богатство — хлеб».
Из убеждения в необходимости «праведного стяжания» (т.е. прибыли) исходит Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя, одно время очень близкий к нему (1550-е годы). Идеи эти развиваются в
«Домострое» — своде житейских, моральных правил, поучений, который он редактировал.
Мысли о сильной самодержавной власти, централизации характерны для ряда летописных, повествовательных памятников: Летописца начала царства царя Ивана Васильевича (50-е годы), Лицевого свода (60—70-е годы), «Степенной книги» (1562—1563 гг., вышла из кружка митрополита Макария), Казанской истории (60-е годы). Макарий и его книжники составили «Великие Четьи-Минеи» — грандиозный свод из «житий» русских святых, богословских сочинений, церковных уставов.
Несомненно, самые выдающиеся публицисты опричной поры — не кто иной, как сам царь Иван Грозный и его оппонент князь Андрей Михайлович Курбский. Первый из них в послании ко второму защищает незыблемые, с его точки зрения, устои «самодержавства», по существу — деспотии восточного склада.
Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным и жестоким царем, разоблачает его поведение, террористические методы правления в целом. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа: миловать, мол, своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже.
Его оппонент, не приемля царской «лютости», считает, что монарх должен править вместе с «мудрыми советниками», слушать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном.
С осуждением говорится о действиях Василия III в пору окончательного присоединения Пскова к России (1510) в Летописном своде 1567 г . Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря; об опричниках-душегубах — в новгородских летописях (например, о погроме Новгорода в 1570 г .).
Патриотизмом и гордостью пронизана «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков» (1580-е годы, автор — Василий, псковский иконописец). В самом конце века появляются повести о царе Федоре Ивановиче (автор одной из них — патриарх Иов).
Источник: https://alpan365.ru/biblioteka/istoriya-rossii-do-konca-xvii-veka_novoselcev_saxarov_i_dr/russkij-folklor-i-literatura-v-xiii-xvi-vv/
4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы
4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменной литературы
4.1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особенности.
Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события.
Героями многих былин стали «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко и русские богатыри.
4.2. Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в.
использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью («Остромирово Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в.).
Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.
Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.
• Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произведения и хроники.
• Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:
– Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы.
Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев.
Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.
Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет» – составлена на основе более ранних летописей, не дошедших до нас, и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г.
«Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них – Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения – единство и величие Русской земли. С XII в.
развивается летописание местных центров.
– Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью («Чтение о житии и погублении кн. Бориса и Глеба» того же Нестора и др.).
– Слово (поучение, речи) – произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра – торжественное красноречие и нравоучительное красноречие.
Древнейший памятник торжественного красноречия – «Слово о Законе и Благодати», которое приписывают первому киевскому митрополиту Илариону (вторая четверть XI в.).
«Слово» – первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором, – представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.
Яркий образец нравоучительного красноречия – «Поучение Владимира Мономаха» (1096 г. или 1117 г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.
– Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) – разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение – рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра – «Хожение игумена Даниила» в Палестину.
– Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (вероятно, конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества – мир и войну.
Своеобразие «Слова» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом.
По решению ЮНЕСКО 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.
К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://history.wikireading.ru/305354
Культура XIII—XV веков
Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII—XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV—XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.
Содержание
- 1 Литература
- 2 Архитектура
- 3 Живопись
- 4 Основные документы эпохи
Литература
Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве.
В 1408 году был составлен общерусский летописный свод — Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов — своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф.
Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы.
Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466—1472гг.)).
Архитектура
В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове).
Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV—XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля.
Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля — Успенский собор.
В 1484— 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487—1491гг.) была построена Грановитая палата.
Живопись
Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии.
Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV—XV веков.
Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.
Основные документы эпохи
«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497 года».
Источник: https://histerl.ru/lectures/kultura_xiii-xv_vekov.htm
Литература периода татаро-монгольского нашествия (середина 13- середина 14 вв). -Русская литература XI — XVII веков -История русской литературы
Библиографическая запись: Литература периода татаро-монгольского нашествия (середина 13- середина 14 вв). // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт].
– 2016-02-25 16:18:19. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/literatura-perioda-tataro-mongolskogo-nashestviia-seredina-13-seredina-14-vv/ (дата обращения: 21.03.2020)
Литература периода татаро-монгольского нашествия (середина 13- середина 14 вв).
Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.
Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел (производство изделий с чернью и зернью, с перегородчатой эмалью и др.). Сократились масштабы изготовления рукописных книг.
Значительно сужается кругозор летописцев, они почти утрачивают интерес к событиям, происходящим в других княжествах.
Вместе с тем важнейшим жанром литературы в XIII в., получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отразились представления pyccкиx людей о своем прошлом и об окружающем мире.
В XIV в. осмыслению монгольского завоевания посвящен целый ряд повестей-сказаний: о битве на Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, сказание о Евпатии Коловрате, а также о защитнике Смоленска юноше смолянине Меркурии, спасшем город по велению Богородицы от Батыевых ратей.
В Северо-Восточной Руси, которая на протяжении XIV — начала XV в. постепенно шла к воссозданию государственного единства, создались благоприятные предпосылки для культурного подъема, обогащаемого ростом национального самосознания.
Мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей дала Куликовская битва.
Блестящей победе русских воинов на поле Куликовом посвящен целый ряд выдающихся произведений литературы: летописная повесть «О побоище на Дону», «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», воинская повесть «Задонщина», составленная, как полагают, Софонием Рязанцем по образцу «Слова о полку Игореве». Другим произведением из антиордынского цикла является историческая песнь о Щелкане Дудентьевиче, повествующая о восстании в Твери в 1327 г., о разорении Тохтамышем Москвы 1382 г., о нашествиях на Русь Тамерлана и хана Едигея.
Идея национального освобождения и патриотизма отражена также в произведениях, посвященных защите северо-западных рубежей Земли русской: «Житие Довмонта» и «Житие святого Александра Невского».
Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в Орде. Это «Житие Михаила Черниговского» и «Житие Михаила Тверского». Князья предстают в этих произведениях как защитники православной веры и своей Отчизны.
Постепенно со второй половины XIII в. в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, немного позднее (примерно с 1250 г.) -Владимир, а с конца XIII в.- Тверь. Со второй половины XIV в.
составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъем. Ведущее место постепенно занимает московская летописная традиция, а ее центрами становятся Симонов, Андроников и другие монастыри. Она дошла до нас в составе Троицкой летописи начала XV в.
и являет собой в отличие от местных летописных записей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера.
Наряду с развитием литературы развивается письменность. Показателем степени распространения грамотности среди всех слоев населения являются найденные в XX в. при раскопках в Новгороде берестяные грамоты.
Постепенно с развитием книжности меняется характер письма, расширяется деловая документация. В XIV в. на смену «уставу» приходит «полуустав» — более беглое и свободное письмо. А с конца XIV в. начинается развитие скорописи, само название которой говорит о принципе написания.
На смену дорогостоящему пергамену постепенно приходит более дешевый материал — бумага.
Применение бумаги и замена ею пергамента сделало книги более доступными. Уже к 15 веку известно достаточно библиотек. От 13-14 вв. до нас дошло 583 рукописные книги.
Остальные, очевидно, погибли в огне многочисленных пожаров и войн.
Выдающимся памятником литературы и географических описаний является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, совершившего небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию.
Ведущим жанром русской литературы этого периода является воинская повесть. Сильным патриотическим чувством проникнуты «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской Земли» и ряд других.
Отражая общественную идею политического и культурного объединения русских земель, литература показывала рост национального самосознания народа в борьбе с иноземным игом и созданием единого централизованного государства. Целый цикл выдающихся произведений посвящен этой проблеме.
Это произведения о победе на Куликовом поле, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» и др.
Характерные черты литературы XIV &mdash первой половины XV  в. найдут дальнейшее развитие и еще больший расцвет во второй половине XV &mdash начале XVI  в.
Источник: https://myfilology.ru/russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/literatura-perioda-tataro-mongolskogo-nashestviia-seredina-13-seredina-14-vv/
Просвещение, устное народное творчество,литерат ура в XIV- XVI веках. — презентация
1 Просвещение, устное народное творчество,литерат ура в XIV- XVI веках
2 Особенности развития русской культура в XIV- XVI веках Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси. Со второй половины XIV века вместе с хозяйственным восстановлением русских земель начинается и культурное возрождение Руси.
В это же время начинается постепенное преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. В это же время начинается постепенное преодоление культурной разобщённости русских земель и возрождение единой русской культуры. Создание единого государства делают возможным культурные контакты России с другими странами.
Создание единого государства делают возможным культурные контакты России с другими странами.
3 Просвещение. Начало книгопечатания В XIV веке на Русь стали ввозить бумагу. Книги стали дешевле, их стало больше, изменились технике письма. В XIV веке на Русь стали ввозить бумагу.
Книги стали дешевле, их стало больше, изменились технике письма. На смену «уставу» пришёл «полуустав» — более беглое и свободное письмо.
На смену «уставу» пришёл «полуустав» — более беглое и свободное письмо.
4 Книгопечатание Книгопечатание Крупнейшим событием середины XVI века стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. Крупнейшим событием середины XVI века стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви.
В 1564 году в Москве на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». В 1565 году был издан «Часословец» — книга для обучения грамоте. В 1564 году в Москве на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол».
В 1565 году был издан «Часословец» — книга для обучения грамоте.
5 Устное народное творчество Устное народное творчество Наивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Любимый герой – Владимир Красное Солнышко. Наивысшего расцвета достиг героический былинный эпос. Любимый герой – Владимир Красное Солнышко. Появился новый жанр – исторические песни. Появился новый жанр – исторические песни.
6 Исторические песни Исторические песни Об Авдотье – Рязаночке Об Авдотье – Рязаночке О Щелкане Дудентьевиче О Щелкане Дудентьевиче Много песен было посвящено взятию Казани Много песен было посвящено взятию Казани Целый цикл исторических песен был посвящён присоединению Сибири и его герою — Ермаку Целый цикл исторических песен был посвящён присоединению Сибири и его герою — Ермаку
7 Литература Центральной темой в русской литературе XIV-XV веков была борьба против иноземных захватчиков Одним из распространённых жанров становится воинская повесть
8 Выдающимся памятником литературы: Выдающимся памятником литературы: «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Задонщина» «Задонщина» «Слова о полку Игореве» «Слова о полку Игореве» «Сказание о Мамаевом побоище». «Сказание о Мамаевом побоище». «Хождение за три моря» «Хождение за три моря»
9 Летописание Летописание Первая общерусская летопись была составлена в Москве в начале XVвека – Троицкая летопись. Около 1418 года при участии митрополита Фотия была составлена новая летопись главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси.
10 Развитие литературы XVI века Больше внимания уделяет проблеме крупнейшей великокняжеской, а затем царской власти. Неизвестный автор создал «Сказание о князьях владимирских».
11 Подведение итогов Подведение итогов Таким образом, создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлёту России.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/340225