Виды способностей — студенческий портал

Множество олимпиад для студентов

С предметными олимпиадами многие студенты знакомы еще со времен школы.

В школе каждый ученик стремится продемонстрировать свои знания и получить за них привлекательную грамоту, которая будет напоминать учащемуся о его победах.

Нередко хороший результат на Всероссийской олимпиаде открывает «путевку» для поступления на бюджетной основе в любой ВУЗ без сдачи определенных тестов и вне конкурса.

Олимпиады –это не только школьное образование, участие также может быть создано для раскрытия талантов студентов высших учебных заведений.

Стремление участвовать в олимпиадах студенческого типа, не становится меньше, каждый желающий может попытать свою удачу в конкурсе и проявить себя в различных тестовых заданиях.

Для того, чтобы подготовиться хорошо к олимпиадам мало знаний полученных в школе, мало знаний полученных на парах, необходимо тщательно изучать каждый раздел, и неоднократно проверять свои знания. Для проверки лучшим образом могут подойти онлайн тесты по различным дисциплинам.

Олимпиады для студентов 2018-2019

Педагогический портал «Солнечный свет» предоставляет возможность начинающим студентам, или студентам различных курсов проявить себя в увлекательных олимпиадных тестах. Тесты служат само оценивающими средствами. Если вы хотите проверить пройденный материал, или подготовиться к реальным олимпиадам, то лучше онлайн олимпиад не найти.

Онлайн тесты действительно помогают хорошо подготовиться к сдаче реальных олимпиад.

В студенческой программе образования более усложненные и углубленные разделы, однако и их нужно тщательно изучать, читать больше информации по данным разделам, и вчитываться в материал не только университетских предоставленных книг, но и брать информацию по различным разделам из других источников.

Онлайн тесты 2016-2017 для студентов созданы так, как представляются по большому счету все олимпиады для студентов.

Вопросы в некотором роде тоже могут быть схожими, правда все зависит от того, по какой программе вы учитесь, в каком университете.

Несмотря на это, большинство вопросов представленных в наших тестах смогут вас поддакнуть выискивать ответы, и если какой либо вопрос, из представленных в данном разделе попадется вам на тесте, то вы с легкостью сможете его пройти.

Решение тестов для студентов на портале «Солнечный свет»

На нашем портале представлены многочисленные тесты, которые обладают способностью подпитывать знания студентов, стимулируют к большему желанию учиться и развиваться, обладают оценивающей системой, которая будет полезна всем студентам, желающим сдать олимпиаду на высокий балл.

Все тесты представленные в данном разделе рассчитаны на средние и старшие классы. Каждый тест состоит из 10-ти вопросов, к ним предоставляются также ответы.

Молодым и талантливым студентам, будет полезно вспомнить старые школьные разделы, подготовиться еще лучше и сдавать олимпиады на «УРА!».

Наш педагогический международный портал «Солнечный свет» предоставляет возможность проявить себя в различных тестовых заданиях и творческих конкурсах. На нашем педагогическом портале вы найдете интересные задания, которые изучаются в школьной программе с углублением. Каждый тест дает возможность самостоятельно развивать себя и оценивать свои силы.

Каждому студенту именной диплом

Несмотря на то, что вы являетесь студентом ВУЗа, вы можете использовать тесты представленные в данном разделе для тренажера своей памяти. Используя наш портал, вы сможете отлично подготовиться к представленным олимпиадам, а также есть возможность получить награду в виде диплома.

Создавать диплом предоставляется Вам самостоятельно. Таким образом у вас есть шанс получить безграничный опыт в создании дипломов. Награды вы получаете по завершению теста, предварительно перед созданием оплатив оргвзнос.

Преимущества нашего сервиса

  • Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
  • Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня..
  • Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..
  • На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
  • Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
  • Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
  1. 1 шаг
  2. Участие
  3. Пройдите тестирование по выбранной теме
  • 2 шаг
  • Результат
  • Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
  1. 3 шаг
  2. Диплом
  3. Введите данные для оформления диплома победителя

Виды способностей - Студенческий портал

Источник: https://solncesvet.ru/olimpiada/dlya-stydentov/

Классификация способностей | Студент-Сервис

Элементарные общие способности – это присущие всем людям основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, чувствовать, мыслить, запоминать, принимать решения. Элементарные общие способности, проявляющиеся в соответствующем действии, сенсорном, волевом, мнестическом, мыслительном, навыковом – лежат в основе трех нижеизлагаемых групп способностей.

Элементарные частные способности потому и являются частными, что присущи не всем людям и не в равной степени. Это сложные свойства личности, такие как музыкальный слух, эмоциональная память, способность к сопереживанию и т.д. Эти свойства проявляются в соответствующей деятельности, например, в творческой и предрасполагают к ней.

Сложные общие способности относятся к общечеловеческим видам деятельности – труду, учению, игре, общению. В отличие от элементарных способностей, о которых говорят в единственном числе (“способность мышления” и “воля как способность к достижению цели”), о сложных способностях говорят во множественном числе – способности к творчеству, способности к эстетической деятельности.

Сложными частными способностями являются специальные, профессиональные способности, свойственные в разной степени и не всем людям. Таковыми являются, в частности, способности актера к перевоплощению.

Учащийся, не способный быть актером, возможно, способен быть талантливым поваром, так что тезис “каждый способен ко всему” неверен. Правильнее говорить о том, что “каждый способен к определенному виду деятельности” и может быть полезен в обществе именно в сфере своих способностей.

Определенная структура личности, которая наделена отрицательными для данного вида деятельности чертами, появляется в так называемой неспособности или антиспособности.

Эмоциональная холодность и малоподвижный темперамент плохо пригодны для творческой профессии актера и выступают как черты личности, не способной к профессиональному виду деятельности.

Психологической наукой выделяется и понятие “мнимой неспособности”, отличающейся и от “совершенной бездарности”.

В способностях раскрывается сложная система взаимодействия психических свойств личности, переплетенных с особенностями выполняемой деятельности. Развитие способностей возможно в различном возрасте.

Способности могут проявляться как на протяжении длительного периода времени, так и кратковременно.

Наиболее благоприятным для проявления духовных и физических сил человека является школьный и студенческий период человеческой жизни.

Иногда о способностях учащихся говорят лишь тогда, когда они исключительные и приближаются к таланту. Здесь необходимо разобраться в терминах – одаренность, талант и гениальность, чтобы понять истину.

Под одаренностью надо понимать совокупность ряда способностей, обусловливающих успешную деятельность человека в определенной области и выделяющую его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одаренность проявляется разносторонними способами и граничит о талантом.

Слово “талант” в переводе с греческого означает “природное дарование”. В античном мире талантом называли наиболее крупную денежно-весовую единицу. В настоящее время переносное значение этого понятия заключается в том, что талантливым называют человека с высокой одаренностью, обеспечивающей ему успешное выполнение профессиональной работы.

Таким образом, талант– это способность к определенной деятельности, проявляющейся как творчество. Высокий уровень творчества, успешность, оригинальность и самостоятельность выполнения сложной деятельности – признаки таланта. Если в талантливости проявляется высокий уровень развития способностей, то гениальность – это высшая степень одаренности.

Гениальный человек прокладывает новые пути в науке и культуре. Гений создает эпоху в области своей деятельности. В этом отличие гения от таланта, но и тому, и другому присущи собранность,
постоянная готовность к напряженной работе, высокая продуктиность и повышенное качество результатов деятельности.

Творчество гениального человека всегда имеет большое общественное значение.

Материальной основой способностей являются задатки – врожденные морфологические и функциональные особенности мозга. Предпосылки способностей соотносят с микроструктурой мозга и различных органов чувств.

Способности ощущений, механической памяти, эмоциональной возбудимости, психомоторики, темперамента развиваются на основе врожденных, но не обязательно наследственно схожих о родительскими задатков.

Моральные качества как свойства направленности личности, задатков не имеют и формируются в процессе воспитания. Но и способности, имеющие задатки, развиваются опосредованно.

Из задатков хорошего слуха в зависимости от личности и социальной среды могут сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превращаться в художественные способности и в способности часовщика.

Способности тесно связаны со знаниями, навыками, умениями, то есть с опытом личности, в том числе с учебным и профессиональным.

Профессиональные способности – это совокупность стойких, хотя и меняющихся под влиянием обучения и воспитания индивидуально-психологических качеств человека, которые на основе компенсации одних свойств личности другими определяют успешность обучения, выполнения и совершенствования определенной трудовой деятельности. Правильная оценка профессиональных способностей может быть дана лишь с учетом психологической структуры данной профессиональной деятельности (профессиограмма), так и с учетом психических свойств личности обучающегося (поихограмма) с пониманием компенсаторных ресурсов ее.

Способности связаны не только с индивидуально-психологическими особенностями и с опытом, но тесно взаимодействуют с направленностью личности.

Творческая способность человека, связана с активностью жизненной позиции личности, с ее склонностью, выступающей как потребность заниматься творчеством.

Склонности, раскрывающиеся в интересе, и интерес при наличии устойчивости, могут привести к развитию способностей и к высокопродуктивной творческой деятельности.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/klassifikatsiya-sposobnostej/

Академические способности студентов: определение, диагностика, структура

Значимым фактором модернизации деятельности в современных условиях является активизация человеческого фактора, поиск психологических методов развития «человеческого капитала» и потенциала каждого человека. 

В условиях современного информационного общества, связанных с постоянным ростом объема информационных потоков, особо значимыми становятся не столько специалисты, обладающие конкретными профессиональными знаниями, умениями и навыками, сколько люди, с хорошо развитыми способностями. 

Следует отметить, что реализация в современном высшем образовании тенденции профессионализации благотворно влияет на развитие более узких «специальных» способностей в структуре личности студентов (в отличие от тенденции фундаментализации образования благоприятной для развития «широких теоретических способностей») (Коссов Б.Б.

, 2000).

В связи с этим практически более целесообразной представляется разработка подходов и методов изучения конкретных академических и профессиональных способностей студентов с целью их психодиагностики (на разных этапах профотбора и профконсультации) и целенаправленного развития для повышения конкурентоспособности выпускников вуза.

Как известно, в студенческом возрасте способности человека продолжают развиваться: происходит преобразование и совершенствование структур когнитивных способностей, что во многом определяется особенностями основного вида деятельности студентов (профессионального обучения).

Читайте также:  И. Кант. формы и границы познания - биография и учения философа, афоризмы

Именно студенческий возраст является периодом развития академических способностей как ценных свойств интегральной индивидуальности эффективно реализовывать когнитивно-интеллектуальную и когнитивно-моторную деятельность по усвоению системы операций и знаний для приобретения определенной профессиональной специальности.

Структура академических способностей определяется особенностями профессионального обучения и включает компоненты когнитивных, организационных, управленческих, морально-волевых и коммуникативных способностей.

Особый интерес в данном плане представляют когнитивные (когнитивно-интеллектуальные и когнитивно-моторные) компоненты академических способностей, поскольку именно они в конечном итоге обуславливают успешность изучения и усвоения учебных дисциплин.

Однако в педагогической психологии сама тема академических способностей изучена недостаточно.

Имеются исследования посвященные проблеме развития отдельных когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей в студенческом возрасте, но в научной психолого-педагогической литературе практически не отражены вопросы, связанные со структурными особенностями, компонентным составом академических способностей студентов разных специальностей.

Актуальность исследования определяется наличием существующих противоречий между:

  • требованиями современной системы высшего образования к реализации способностей студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности и отсутствием комплексных исследований, раскрывающих особенности академических способностей студентов разных специальностей; 
  • потребностями общества в выпускниках вузов, имеющих высокоразвитые способности, и отсутствием в практике вузов отработанных технологий по развитию способностей студентов.

Организация и этапы исследования

  • На первом этапе исследования были определены цели, задачи, объект и предмет исследования, сформулированы гипотеза и положения, выносимых на защиту; осуществлялось изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования психологической диагностики и формирования способностей студентов. 
  • На втором этапе исследования проводилась комплексная психодиагностика компонентов когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей студентов специальностей «Безопасность жизнедеятельности» и «Филология» с целью определения уровня их развития и математико-статистический анализ полученных результатов с целью выделения компонентов, составляющих структуры академических способностей студентов.
  • На третьем этапе осуществлялась обработка, обобщение и интерпретация результатов эксперимента.
  • Новизна данного исследования состоит в следующем:
  1.  предложено эмпирическое обоснование возможности использования комплексного подхода, для решения задач определения структуры академических способностей студентов разных специальностей;
  2.  экспериментально апробирован комплекс психодиагностических методик, позволяющих изучить когнитивные компоненты академических способностей студентов;
  3.  эмпирически выделены и обоснованы когнитивные компоненты структуры академических способностей студентов специальностей «Филология» и «Безопасность жизнедеятельности».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теория педагогической психологии дополнена знаниями мало разработанной области изучения структуры академических способностей студентов. В работе обобщены и систематизированы представления различных авторов к определению академических способностей, к их диагностике и формированию. Теоретически и экспериментально обоснованы и доказаны возможности и преимущества комплексного подхода к диагностике компонентов академических способностей студентов разных специальностей. Выделены психолого-педагогические условия повышающие результативность целенаправленного развития когнитивных компонентов академических способностей студентов в процессе специально организованной деятельности.

Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться в вузах и в системе повышения квалификации с целью улучшения качества профессиональной подготовки студентов, посредством использования знаний о структурных особенностях и возможностях формирования способностей.

Полученные результаты исследования и конкретные психологические рекомендации могут быть использованы в качестве научных психолого-педагогических критериев при организации профессиональной диагностики и профконсультировании на этапе профориентации старшеклассников.

Предложенные в исследовании методики психодиагностики и формирования компонентов академических способностей могут быть полезны в организации работы преподавателей и психологической службы вуза в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, особенно в контексте профессионализации современной высшей школы.

Проведенное нами исследование было направлено на изучение когнитивных компонентов академических способностей студентов разных специальностей и анализ возможностей их целенаправленного развития в студенческом возрасте позволяют сделать следующие выводы:

Академические способности представляют собой систему индивидуально-психологических свойств, включающих те компоненты когнитивных, коммуникативных, организаторских, управленческих, морально-волевых способностей, которые позволяют эффективно реализовывать деятельность по усвоению соответствующих знаний, умений, навыков и компетенций для приобретения определенной профессиональной специальности. При изучении когнитивных компонентов академических способностей следует учитывать, что они представлены когнитивно-интеллектуальными (познавательными) и когнитивно-моторными (психомоторными) способностями, «которые могут быть неравномерно развиты у отдельной личности или неравномерно эксплуатируются в конкретной деятельности» (Озеров В.П., Соловьева О.В. Диагностика и формирование познавательных способностей. Ставрополь, 1999. С.21).

Можно проследить общие тенденции и различия в уровне и особенностях развития когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей студентов исследуемых специальностей. Были выделены наиболее и наименее развитые компоненты когнитивных способностей студентов, не обусловленные влиянием специальности.

У студентов обеих специальностей более развитыми являются способности избирательности и помехоустойчивости внимания, способности к зрительному запоминанию, к обнаружению наиболее существенных признаков и психомоторные способности двигательной памяти; менее развитыми оказались способности к восприятию пространственных угловых величин, к анализу-синтезу, к творческому воображению, способность к волевому акту, а также способности к различительной чувствительности при управлении движениями. В тоже время, если у студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» когнитивно-моторные способности развиты лучше, чем когнитивно-интеллектуальные, то у студентов-филологов когнитивные компоненты способностей развиты равномерно. 

В результате экспериментального исследования были выделены различия в структурах академических способностей студентов разных специальностей.

Так в подструктуре «общеобразовательных» способностей студентов специальности «Филология» примерно треть составляющих – компоненты когнитивно-моторных способностей, а в подструктуры «специализированных» и «профессионализированных» способностей студентов-филологов входят только компоненты когнитивно-интеллектуальных способностей.

Структуры «общеобразовательных», «специализированных» и «профессионализированных» способностей студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» также различны: по мере специализации и профессионализации способностей студентов данной специальности возрастает роль когнитивно-моторных способностей.

Выделенные различия в структурах академических («общеобразовательных», «специализированных» и «профессионализированных») способностей студентов исследуемых специальностей подтвердили положение о неравномерности развития компонентов когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных способностей у представителей разных профессий, что необходимо использовать при организации профориентационной работы.

В целом исследование позволило интегрировать представленные в психологической литературе знания об академических способностях студентов, рассмотреть возможности комплексного подхода к их изучению, выделить и рассмотреть структурные особенности когнитивных компонентов академических способностей студентов.

Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)

Источник: https://psy.su/psyche/projects/1806/

Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

The article is directed on development of the personalities of the future specialist by means of creative activity. She promotes the manifestation beside future specialist of amateur performances, self-realization, entailment his(its) own ideas, which are directed on creation new.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, студент.

The keywords: creative activity, creative activity, independent work, exploratory activity, student.

Социокультурные и социально-экономические изменения в Республике Узбекистан, обусловили необходимость обращения педагогической науки и практики к проблемам развития творческих способностей в профессиональной подготовке будущего специалиста.

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

  • Выпускник современного высшего образовательного учреждения должен обладать определенными качествами личности:
  • — гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
  • — грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;
  • — самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
  • — самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
  • — быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.
  • Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность студента, его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

В связи с этим, прежде всего, возможность вовлечения каждого студента в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого студента, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Главная задача высшего образовательного учреждения – обеспечить развитие личности будущего специалиста.

Здесь главным выступает то, что будущий специалист в процессе профессиональной подготовки должен самостоятельно реализовать свои возможности, благодаря творческой деятельности.

В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности студента. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

  1. Главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определил следующие задачи:
  2. — формировать у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
  3. — развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
  4. — находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
  5. — воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
  6. В основе процесса развития творческих способностей лежат:
  7. — формирование академических успехов студентов, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;
  8. — внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;
  9. — создание условий для проявления творчества на занятии студентов независимо от их личностных качеств;
  10. — постоянное поддержание стремления студента к самостоятельной творческой деятельности.

Проблемы творчества широко разрабатывались в современной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность.

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно только в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется студент, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в студенте.

Работа над развитием творческих способностей студентов дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности студента, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Чем выше уровень творческого развития студента, тем выше его работоспособность.

Читайте также:  Климат северной америки - студенческий портал

Система профессиональной подготовки по развитию творческих способностей студентов ориентирует их на проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности.

Огромное значение для развития творческих способностей студентов имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа студентов. Учебно-исследовательская деятельность студентов – это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для студента и при этом способствует формированию новых знаний.

Для того чтобы студент хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь преподавателя, который заметит творческую индивидуальность своего студента и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Исследовательскую деятельность студентов развиваю как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности. Основной аудиторной исследовательской деятельности является самостоятельная деятельность студентов по решению проблемных задач занятия, поставленных студентом.

Помимо занятия, студенты могут проводить исследовательскую работу, которая заключается в самостоятельных заданиях исследовательского характера по различным предметам. Исследовательские самостоятельные задания должны быть снабжены четкими, понятными и логическими инструкциями по выполнению заданий следующими словами: Исследуй….

, определи…, понаблюдай…, изучи и сравни…, сделай вывод…, опиши увиденное…, сопоставь и проанализируй…

Накопление каждым студентом опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт студента, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная форма позволяет студенту выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между студентами, так и между студентами и преподавателем.

Творческие способности студента развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

— наличие сформированного у студентов интереса к выполнению творческих заданий;

— реализация творческих заданий как важнейший компонент не только аудиторной, но и внеаудиторной деятельности студента;

  • — творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии студентов друг с другом, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях.
  • Литература:
  1. Хуторский А.В. «Развитие творческих способностей», 2000 г.

  2. Шадриков В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа».- 2004 г, № 4.

Источник: https://moluch.ru/archive/43/5182/

Методические рекомендации по работе со студентами с разными типами характера

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
Характерэто совокупность относительно постоянных свойств личности, определяющих особенности ее поведения. В отличие от темперамента характер не дается от рождения, а формируется в процессе социализации под воздействием самых разных факторов окружающей человека социальной среды. Поэтому характер может меняться, и на него проще повлиять, чем на темперамент. Акцентуация характера представляет собой крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера человека чрезмерно усилены. Зная тип акцентуации характера студента, педагог может выявить его избирательную уязвимость в отношении психогенных воздействий определенного рода. В зависимости от силы выражения, выделяют две степени акцентуации характера – явную и скрытую. Явная хорошо заметна и свидетельствует о постоянстве характера человека. Скрытая в привычных условиях жизни почти не проявляется, однако ее можно неожиданно обнаружить при стрессах в экстремальной ситуации, например, при выполнении сложного задания, несправедливых упреках педагога или при попадании в незнакомый коллектив. Можно выделить 10 типов акцентуации характера с той оговоркой, что, как правило, у одного студента наблюдаются одновременно два или три таких типа.

  • 1. Гипертимный – подвижный, разговорчивый, стремящийся командовать сверстниками, склонный к озорству и к самостоятельности. Преподаватель способен легко определить студентов этого типа и должен заблокировать три недостатка гипертимности: неусидчивость, отсутствие дистанции между студентом и педагогом и раздражительность при неудачах. Можно порекомендовать деловой стиль общения с гипертимными студентами.
  • 2. Застреваемый – чувствительный к обидам и неспособный от них уходить, долго переживающий неудачи, мстительный и мнительный, осторожный по отношению к окружающим. Плюсы застреваемости – сильно развитое честолюбие, настойчивость и упорство в достижении цели, что нужно использовать в процессе обучения. Минусы – конфликтность и упрямство, характерные для людей слабой воли. Застреваемый студент легко обижается, долго помнит обиду, о которой преподаватель может давно забыть, и любит публично отстаивать свои интересы и интересы однокурсников, в отношении которых допущена, с его точки зрения, несправедливость. Поэтому преподавателю нужно следить за тем, насколько справедливо и объективно он ставит оценки застревае- мым ученикам.
  • 3. Эмотивный – склонный к переживаниям и сопереживаниям, прощающий чужие недостатки, мягкосердечный. С одной стороны, обучать эмотивного студента удобно, поскольку он помогает отстающим однокурсникам и не любит конфликты и, если они возникают, первый идет на примирение. С другой стороны, в памяти эмотивного человека надолго сохраняются вызвавшие эмоции сцены, и потому, используя средства наглядности, надо следить за тем, чтобы такой студент обращал внимание не на образ, а па суть показанного.
  • 4. Дистимный (гипотимный) – серьезный, невеселый, молчаливый и пессимистичный. Преподаватель может рассчитывать на серьезное отношение дистимного студента к учебе и своему предмету, но при проведении социологического опроса, во время дискуссии на семинаре или на экзамене немногословность можно по ошибке принять за незнание. Дистимному студенту нужно помогать устно формулировать свои мысли.
  • 5. Экзальтированный – склонный к восторгу от восхищения, улыбчивый, но впадающий в отчаяние при разочаровании. Преподавателю могут понравиться такие качества экзальтированного студента, как доброта и увлеченность учебным процессом. Но если преподаватель не сможет доходчиво и интересно объяснять социальные явления, он быстро заметит, как поменяется настроение его подопечного. Поэтому у данного типа учащихся надо поддерживать интерес к преподаваемой дисциплине, используя средства наглядности и примеры из жизни.
  • 6. Тревожный – застенчивый, пугливый, с развитым чувством справедливости и чувством собственной неполноценности, подозрительный, с трудом отстаивающий свое мнение и правоту. Внимательный преподаватель заметит, когда в аудитории появится тревожный, сторонящийся бойких однокурсников и не переносящий насмешек студент. Нотации педагога вызывают у тревожного студента угрызения совести, а отчаяние заменяет протест. На экзаменах он сильно переживает и боится сказать что-то лишнее. Однако следует иметь в виду, что у тревожного типа рано формируется чувство долга и ответственности и потому его надо не пугать плохими отметками, а взять под свой личный контроль. Тревожный человек охотно подчиняется опеке старшего по возрасту или социальному положению учителя, если учитель проявит к нему спокойный индивидуальный подход.
  • 7. Возбудимый (эпилептоидный) – легко поддающийся настроению, легко провоцируемый на агрессию, властолюбивый и ориентирующийся на внезапные импульсы и инстинкты. Тоска у человека данного типа переходит в раздражение, а раздражение – в агрессию. Возбудимый студент долго не успокаивается и не может сосредоточиться на учебе. Он злопамятен, ревнив и себялюбив, а его эмоции, мышление и моторика малоподвижны. Преподаватель должен понимать, что если занятия поощряют самолюбие и личные интересы возбудимого студента, он будет учиться старательно. Но если самолюбие задето, возбудимый студент озлобляется. Возбудимые люди склонны к делинквентному поведению (правонарушениям), азартным играм и наркозависимости. Зная об этом, надо настраивать студентов возбудимого типа на упорную, захватывающую, но не требующую глубокого анализа учебную деятельность.
  • 8. Демонстративный – любящий выставлять себя напоказ, ищущий одобрения публики, тщеславный и артистичный. Такие студенты доставляют немало хлопот преподавателю во время проведения занятия. Они постоянно пытаются заявить о себе, отвлекают однокурсников своими выступлениями и часто неискренни в общении. Но грамотный педагог понимает, как их можно использовать в учебном процессе. Демонстративному студенту нужно поручать выступления на студенческих конференциях, доклады на семинарах или участие в ролевых играх. Он требует внимания, и его надо публично поощрять.
  • 9. Циклотимичный – склонный к циклической смене настроения. Цикл подъема настроения (гипертимности), активности и интереса к образованию сменяется у студента-циклоида циклом апатии (дистимности), уныния и отвращения к учебе. На замечания преподавателя циклоиды отвечают с раздражением, так как внутренне ощущают, что то, что им раньше давалось легко, при спаде активности дается с трудом. Педагогу ничего не остается, как подмечать периоды подъема и понижения настроения студента и давать увеличенную нагрузку тогда, когда студент становится менее вялым. Только так можно избежать плохого результата обучения, потому что циклоидам свойственно учиться неровно.
  • 10. Педантичный – любящий порядок, аккуратный, пунктуальный, чистоплотный и неторопливый. Многие преподаватели вузов в силу своей профессии являются педантами, поэтому, как правило, они радуются, встречая среди обучаемых людей такого же типа акцентуации характера. Педагог может быть уверен в том, что педантичный студент не опоздает па занятие и выполнит домашнее задание в срок. При проведении социологического исследования педант тщательно проверит ссылки на все источники, вычислит ошибку репрезентативной выборки и зафиксирует точные данные в строгих таблицах. У такого студента часто возникает сомнение в правильности выполненной работы и потому он склонен к самопроверкам. Но преподаватель должен иметь в виду, что так же аккуратно, как он проверяет себя, студент-педант способен проверить слова педагога и приведенные им цифры или цитаты. Кроме того, для работы педантичному студенту нередко требуется больше времени, чем, например, гипертимному.

Способностиэто возможности человека в той или иной деятельности.

При одинаковых условиях труда, уровне подготовки, затратах времени и умственных и физических усилиях способный человек достигает большего результата по сравнению с другими людьми.

Таким образом, способности можно определить как синтез свойств личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней.

Способности зависят от природных (врожденных) предпосылок – задатков.

Поступая в вуз, абитуриент может не догадываться о своих задатках, но при первых пробах в новой для него учебной или научно-исследовательской деятельности может проявить склонность к занятию социологией.

Следовательно, под задатками надо понимать первичную, неразвитую основу для возникновения способностей, и задача преподавателя – помочь студенту развить из задатков способности, соответствующие выбранной им специальности обучения.

Читайте также:  Климат и внутренние воды кавказа - студенческий портал

Выделяют два уровня способностей.

  • Репродуктивный. Студент, находящийся па репродуктивном уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать информацию, идущую от лектора, и выполнять работу по заданному образцу.
  • Творческий. На творческом уровне студент способен самостоятельно выдвигать рабочие гипотезы для социологических исследований, создавать что-то новое и оригинальное и делать смелые выводы. Для выявления и развития творческих способностей студентам необходимо давать творческие задания, выполняя которые, они смогли бы отойти от принятых шаблонов и проявить самостоятельность и изобретательность как при поиске новой информации, так и при обработке полученных данных.

Высшее проявление творческих способностей – это талантливость и гениальность. Талантливый студент вносит новые идеи в установленные до него правила и теоретические положения, а гениальный сам открывает или придумывает новые теории или новые приемы научной работы.

Понятно, что гениальности от учащихся никто не требует, по выявлять среди массы студентов талантливых – прямая задача любого педагога.

Талантливый студент – это студент, подающий большие надежды на то, что со временем он станет лучшим специалистом в области социологии, чем его учитель.

Виды способностей

  • 1. Общие, обеспечивающие легкость в овладении различными видами деятельности. Студент с общими способностями хорошо учится по самым разным предметам.
  • 2. Специальные, помогающие овладеть конкретной деятельностью (например, педагогические, организаторские, технические и т.д.). Студент, приходящий учиться на социологический факультет, как правило, имеет наиболее высокую успеваемость по некоторым социологическим и близким к ним дисциплинам, т.е. по предметам, которые его больше всего интересуют. Но он может иметь плохие оценки по математике, физкультуре, русскому или иностранному языку. Кроме того, один студент может лучше запоминать термины, имена социологов и их теории, а другой больше справляется с прикладной стороной исследования.

Преподаватель своими заданиями должен способствовать обнаружению специальных способностей, для того, чтобы знать, в каких слабых местах студенту нужно подтянуться, а в каких сильных местах его возможности можно использовать при проведении социологических исследований.

Источник: https://studme.org/41943/sotsiologiya/metodicheskie_rekomendatsii_rabote_studentami_raznymi_tipami_haraktera

Структура способностей. Виды способностей

Деятельность (спортивная, педагогическая, музыкальная и т.п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике).

Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий, Гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию и др.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые – вспомогательное.

Так, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний и т.д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, чувство юмора и др.

Очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство, обеспечивающие успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ее особенностями.

Виды способностей. В психологии существует несколько классификаций способностей человека. Рассмотрим наиболее известные из них.

Общие и специальные способности. Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности.

К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развития.

К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

  • Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
  • Развитие способностей
  • Как уже отмечалось ранее, способность есть понятие динамическое – существует только в движении, только в развитии.

Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л.Рубинштейн).

Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

В вопросе о структуре способностей говорилось о том, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а лишь их своеобразное сочетание.

Но отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом, но и взаимодействуют между собой, оказывают влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая их них приобретает иной характер.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Одаренных людей отличает прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственная настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Проблема одаренности – это прежде всего качественная проблема (С.Л.Рубинштейн). Первый, основной вопрос – каковы способности человека, к чему у него способности и в чем их качественное своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект.

  Высокая ступень развития способностей называется талантом.

Слово «талант» впервые встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю вместо того, чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть талант в землю»).

Талантливые люди способны решать в какой-то области знаний или практики сложные теоретичесие и практические задачи, способны создавать материальные или духовные ценности, отличающиеся новизной и имеющие прогрессивное значение. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства. Талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и аграрий, и летчик, и др.

Наивысшая степень проявления творческих сил человека называется гениальностью. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики. Так, А.С.

Пушкин создал произведения, с появлением которых начинается новая эпоха в развитии русской литературы и русского литературного языка. Такого триумфа за всю пятитысячную историю цивилизации достигли не более 400 человек.

Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р.Декарта, М.В.Ломоносова. Например, М.В.

Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом.

Способности и личность

Способности не могут рассматриваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности – взаимообусловленные процессы.

Именно на это обращают внимание психологи, подчеркивая, что «развитие способности дает не только практический эффект, повышая качество деятельности, но и личностный эффект удовлетворения от ее процесса, который, выступая подкреплением, оказывается, в свою очередь, условием способности» (К.А.Абульханова-Славская).

Успех или неуспех в значимой для человека деятельности влияет на развитие его личности, формирует его личностное достоинство.

Страстное отношение к делу способствует концентрированности всех познавательных, творческих, эмоциональных и волевых сил.

Как правило, у людей, которых мы называем талантливыми, способности к той или иной деятельности всегда сочетаются с трудолюбием. Великий ученый А.

Эйнштейн как-то сказал в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство».

Развитие способностей человек тесно связано с развитием интересов. Интерес как индивидуальная особенность личности охватывает всю психику человека. Именно интересами в значительной степени определяются многие черты его характера и обуславливается развитие его способностей.

Интерес проявляется в склонности человека к деятельности, по преимуществу связанной с предметом интереса, в постоянном переживании приятных чувств, вызываемых этим предметом, а также в склонности к постоянным разговорам об этом предмете и о делах, связанных с ним.

Склонность выражается в том, что человек по собственному желанию усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает ее другим, связывает с данной деятельностью свои жизненные планы.

Большинство исследователей, занимавшихся этой проблемой, определяют склонность как направленность на соответствующую деятельность или потребность в деятельности (Н.С.Лейтес, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.

Теплов, Г.Н.Щукина и др.).

Развитие способностей прежде всего связано с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, нередко переходящей в страстную увлеченность. Интересы и склонности к определенной деятельности развиваются обычно в единстве с развитием способностей к ней.

    Закономерности развития способностей.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 894;

Источник: https://studopedia.net/10_10960_struktura-sposobnostey-vidi-sposobnostey.html

Ссылка на основную публикацию