Виды внимания — студенческий портал

Главная страница ???? Общая психология ????

В рамках непроизвольного внимания выделяется вынужденное, невольное и привычное внимание. Вынужденным называется внимание, которым очень трудно управлять, его привлекают стимулы повышенной интенсивности (громкие звуки, яркий свет, едкие запахи и т.

д.), а также повторяющиеся, движущиеся, необычные стимулы. Невольным называется внимание к объектам, которые связаны с удовлетворением основных потребностей, например голод или жажда, но эти объекты привлекают внимание только при определенных обстоятельствах.

Если вы голодны, вы невольно обратите внимание на вывеску кафе, но если нет — то можете и не заметить ее. Привычное внимание связано с основными сферами интересов и деятельности человека.

Так, во время совместной прогулки представители разных профессий замечают разные объекты.

2. Произвольное внимание Произвольное внимание — это вид внимания, который возникает в результате волевых усилий человека.

Виды внимания - Студенческий портал

Оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют волевым, активным.

Приняв решение заниматься какой-либо деятельностью, мы выполняем это решение сознательно направляя наше внимание.

Например, мы прилагаем волевое усилие, чтобы не лечь спать раньше, а сконцентрироваться и доделать курсовую работу.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины его происхождения не биологические, а социальные.

Чтобы исследовать произвольное внимание, оценить темп психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, можно использовать корректурные таблицы (кольца Ландольта).

В рамках произвольного внимания можно выделить волевое (возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольного внимания), выжидательное (связано с сознательным ожиданием появления того или иного объекта) и спонтанное (является трансформированным волевым вниманием и возникает в том случае, когда объект, оказавшийся в поле внимания благодаря усилию, остается там благодаря вызываемому им интересу). Спонтанное внимание в некоторых классификациях вводят как часть произвольного внимания, но могут выделять его и как отдельный вид внимания — послепроизвольное.

3. Послепроизвольное внимание Послепроизвольное внимание — этотакой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий.

Виды внимания - Студенческий портал

Носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек погружается в работу. Интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат.

Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но здесь нет или почти нет волевых усилий. Например, вам нужно прочитать книгу, чтобы сдать экзамен, но она вам не кажется интересной.

Вы с помощью волевых усилий начинаете читать, и ко второй главе замечаете, что книга весьма интересна, и теперь вам не нужно напрягаться и сосредотачиваться, чтобы читать. Вам стало интересно, и поэтому книга читает легко.

Свойства внимания

Виды внимания - Студенческий портал

1. Устойчивость внимания Устойчивость внимания — это способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном объекте. Зависит от свойств нервной системы, воли, состояния организма, мотивации, ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи, т.е. чтобы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами новое содержание.

Некоторые психологи считают, что устойчивость внимания является хорошим толчком для развития гениальности.

Виды внимания - Студенческий портал

Можно провести аналогию. Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему некоторые люди десятилетиями работают на той же самой работе и довольны ей, несмотря ни на что, а другие постоянно меняют самые интересные и прибыльные места работы, так как теряют к ним интерес? Вариантов ответов может быть много. Но одно ясно точно.

Если человек сможет в своей работе каждый день находить что-то новое и захватывающее, то она ему не надоест никогда. Так же и с устойчивостью внимания. Если бы внимание было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна.

Устойчивость внимания можно проверить с помощью корректурной пробы Бурдона, таблиц Шульте.

2. Сосредоточенность (концентрация) внимания Сосредоточенность внимания — это концентрация на одном объекте при отвлечении от других. Концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

3. Объем внимания Объем внимания — это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием. Человек не может думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Объем практически не меняется при обучении или тренировке.

Виды внимания - Студенческий портал

Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно ее показатель у людей равен 5+2. Он зависит от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

4. Распределение внимания Распределение внимания — это способность удержать в сознании несколько объектов одновременно.

Как показывает практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой.

Иногда человек способен выполнять одновременно два вида деятельности, но при этом одно действие должно быть доведено до автоматизма или не требовать нашего внимания целиком (подметание тротуара занимает наше внимание всего на 9-10%, в то время как остальные возможности мозга остаются неактивными).

Попробуйте левой рукой в воздухе вырисовывать круг, а правой рукой — квадрат. Это окажется сложнее, чем вы думаете. Контролировать руки будет не просто, ведь рисовать они будут фигуры, отдаленно напоминающие задуманные.

Виды внимания - Студенческий портал

Хорошем уровнем распределения внимания обладал Юлий Цезарь, который мог одновременно отдавать распоряжения офицерам, писать «Записки о галльской войне» и выслушивать донесения разведчиков. В современных разговорах часто можно услышать фразу, звучащую примерно так: «Я вам не Юлий Цезарь, чтобы делать несколько дел одновременно!».

5. Переключение внимания Переключение внимания — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий. Например, чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться.

  1. Нарушения внимания
  2. Виды внимания - Студенческий портал
  3. Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга в: а) сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое количество объектов;
  4. б) неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
  5. Синдромы нарушения внимания:

1. Рассеянность — это неспособность человека сосредотачиваться на чем-либо определенном в течении длительного времени. Рассеянность может выступать: а) как неспособность к сосредоточению;

б) как чрезмерная концентрация на одном объекте деятельности.

Мнимая рассеянность — это невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью на каком-то одном объекте, предмете, переживании. Результат большой сосредоточенности и узкости внимания. Происходит торможение всех участков коры головного мозга, кроме одного.

Подлинная рассеянность — это слабая интенсивность внимания и более слабая переключаемость. Человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание.

Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем обычному человеку. Физиологически объясняется недостаточной силой внутреннего торможения.

Причинами могут быть общее расстройство НС, малокровие, утомление, неправильный распорядок дня.

Выделяют ученую и старческую рассеянность. Ученая рассеянность — это проявление очень высокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. Старческая рассеянность — это плохая переключаемость внимания в сочетании с недостаточно активной концентрацией (внимание «залипает» на одном предмете).

Рассеянность часто бывает при утомлении, при астенических состояниях и, как правило, сочетается с повышенной истощаемостью внимания.

2. Подвижность внимания — это постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности каждой.

3. Инертность внимания — это малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

4. Апрозексия — это полное отсутствие внимания.

  • Стадии развития внимания
  • В процессе развития внимания выделяют несколько стадий.

На 1-й стадии (до 1,5 месяца) имеют место только признаки непроизвольного внимания. Проявляется оно в форме ориентировочного рефлекса  (например, движение головы и глаз в направлении источника раздражения, повышение чувствительности анализаторов и др.). Ребенок реагирует лишь на сильные раздражители.

На 2-й стадии (до 7 месяцев) существенную роль в развитии внимания играет невербальное поведение взрослых (мимика, жесты, позы и др.), а также паралингвистические параметры их речи (интонация, громкость, паузы и др.).

Именно эти элементы вызывают у ребенка реакцию и подсказывают ему, куда направлять свое внимание.

Развитие внимания на этой стадии связывают и с комплексом оживления, который проявляется в эмоционально-двигательной реакции ребенка при появлении рядом с ним матери или звучании ее голоса.

На 3-й стадии (до 1,5 лет) ребенок использует движения и голос для привлечения внимания взрослых, например, издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др.

На 4-й стадии (до 4 лет) происходит освоение речи и ходьбы. Здесь уже наблюдается произвольное разумное реагирование ребенка на слова взрослых. Внимание еще неустойчиво. Свою речь ребенок использует преимущественно для привлечения внимания окружающих.

На 5-й стадии (до 6 лет) речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вниманием. Формируется внутренняя речь. Расширяются границы мира. Увеличивается концентрация внимания на интересных моментах. Появляется произвольное внимание и элементы постпроизвольного. Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, неустойчиво.

На 6-й стадии (до 13 лет) все еще преобладает непроизвольное внимание. Вместе с тем идет активное освоение контроля над своим поведением, в связи с режимом посещения школы, подчинением распорядку дня. Средство регуляции мышления – внутренняя речь.

7-я стадия (13-17лет) характеризуется приучением к систематическому труду, связанному с выполнением профессионального долга, учебе. Вместе с тем особенности физиологического развития в этом возрасте негативно сказываются на характеристиках свойств внимания, т.е. ребенок часто отвлекается. Происходит рост в умственном развитии.

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение имеет формирование интересов и приучение к систематическому дисциплинированному труду.

  1. Теории внимания
  2. Классические теории внимания: теория В. Вундта

Для разграничения явлений внимания и сознания, которые в целом представлялись Вундту однородными, он использовал метафору зрительного поля:  наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Таким образом, внимание выступает как психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной (по сравнению со всем полем сознания) области содержаний.

Читайте также:  Коллектив в педагогике - студенческий портал

Внимание представляет собой одну из характеристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса).

В своих опытах по изучению объема сознания Вундт установил, что объем составляет около 6 ассоциативно связанных объектов.

Количественной мерой объема сознания для него служил мелодический ряд, включающий различное число тактов. Вундт пришел к выводу, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, т.е.

был «внимательным», а все остальные такты удерживаешь за счет ассоциативной связи с фокусом.

Описывая отношение содержаний сознания, которые находятся в фокусе внимания, и тех содержаний, которые принадлежат более отдаленным его областям, Вундт использовал термины «перцепции» и «апперцепции».

Перцепция — это вхождение содержания в сознание. Апперцепция — это сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания. Активный умственный процесс отбора и структурирования внутреннего опыта, это процесс, посредством которого осуществляется отчётливое осознание содержания воспринимаемого

Вундт отмечал, что наша способность к осознаванию не является постоянной, а зависит от характера материала, который мы воспринимаем. Если мы воспринимаем набор не связанных друг с другом элементов, объем внимания и сознания совпадают.

Граница сознания становится границей внимания (Внимание=Сознание). Если есть стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперципируемое (находящееся в фокусе) и перцепируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются.

При этом сознание «расширяется» (Внимание

Источник: https://impsi.ru/general-psychology/vnimanie-osobennosti-vnimaniya-vidy-svojstva-i-teorii/

6 инструментов привлечения студентов: инструкция для веб-специалиста вуза

Стратегии привлечения студентов могут быть крайне сложными — тем, кто отвечает за сайт или сайты вуза, напоминать об этом не нужно. Интеграцию оффлайн и онлайн маркетинговых планов можно продолжать бесконечно — здесь нет предела совершенству. Но существуют ли техники привлечения абитуриентов, которые могут предложить именно веб-специалисты?

Виды внимания - Студенческий портал

Ниже — шесть способов, с помощью которых веб-команда вуза может стимулировать увеличение числа претендентов в студенты, улучшая онлайн-сервисы, участвующие в процесс набора абитуриентов.

Инструмент 1: Идеальный абитуриент под наблюдением

Аналитические платформы дают море информации о работе веб-сайта, однако полную картину — далеко не всегда. Цифры статистики, графики и таблицы говорят многое, но только о типичных пользователях. Однако люди всё-таки предпочитают личные истории обобщенным данным. Креативный директор рекламного агентства Дон Дрэйпер из «Безумцев» вам это подтвердит.

Но где взять такие необходимые истории юзеров, которые отражали бы общие тренды в стратегии привлечения студентов? Запустите запись сессий посетителей.

Этот инструмент позволяет отследить все клики, прокрутки страницы и бездействие пользователей вашего сайта.

Можно настроить метки на основании определенных правил, и вы увидите, как разворачивается траектория движения идеального абитуриента по сайту, а горы данных рассыпаются на отдельные камешки-истории индивидуальных посетителей. Отсюда сами собой напрашиваются выводы о том, что помогает привлечь лучших перспективных студентов, что нет.

По записям сессий пользователей можно найти не только идеальных посетителей сайта. Не менее важно, что они позволяют заглянуть через плечо тем, кто уходит со страницы, не заполнив форму заявления. Эти истории, пожалуй, даже лучше показывают, что вам нужно изменить.

Инструмент 2: Поработайте над формами

Как правило, большинство стратегий привлечения студентов в вузы останавливаются на этапе заполнения онлайн-заявлений, хотя целый шквал действий запускается именно в то время, когда студент проходит процесс оформления.

Что можно сделать, если вы подозреваете, что заполнение ваших форм отпугивает перспективных студентов? Ответ есть: пользуйтесь аналитикой.

Аналитика форм показывает ясную картину того, какие пункты онлайн-анкеты представляют для пользователей наибольшие сложности. Она обобщает данные обо всех юзерах, которые к ним обращались (например, кликнули хотя бы на одно поле). С помощью этих данных вы можете определить:

  • Сколько абитуриентов из тех, кто обращался к форме, в итоге её заполнили
  • На какие поля заполняющие тратят больше всего времени
  • Заполнение каких полей чаще всего предшествует решению пользователя прекратить заполнение формы или вообще покинуть сайт
  • Какое поле или поля чаще всего остаются пустыми

Такие данные легко интерпретировать, и оптимизация онлайн-формы становится намного проще, когда они у вас на руках. А о том, какую важность ваши анкеты имеют в стратегии привлечения студентов, вы итак знаете.

Инструмент 3: Платная реклама

Платная реклама в онлайн-медиа — наиболее прямолинейный способ придать ускорение процессу привлечения студентов в ваше учебное заведение. Ещё он легко переводится в количественные показатели, а эффект почти мгновенный и вполне измеряемый.

Теоретически пользоваться рекламой есть смысл любому институту: платите 10 тыс. долларов и реклама приносит вам 20 тысяч с новыми абитуриентами. Однако в реальности возникает масса проблем, о которые спотыкаются маркетинговые планы в сфере высшего образования.

Потенциальным возможностям и сложностям, возникающим с платным размещением рекламы высшего образования, можно было бы посвятить отдельный пост. Тем не менее, коснемся лишь наиболее важного аспекта: как правильно выбрать место для размещения рекламы, которая привлечет студентов.

Ad Network: по умолчанию

Источник: https://studyqa.com/articles/299

Приемы привлечения внимания студентов — современные наукоемкие технологии (научный журнал)

1 Пахомова Р.А. 1 Кочетова Т.Ф. 1 Маркелова Н.М. 1 Василеня Е.С. 1 Карапетян Г.Э. 1 Марцева А.П. 1 1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ
В статье представлен обзор литературы по привлечению внимания студентов.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. В статье отображены функции внимания.

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека; от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья.

Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается.

1. Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2002.
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2005.
3. Вейн А.М. Внимание человека. – М.: Просвещение, 1973. – 162 с.
4. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Просвещение, 1977.

– 222 с.
5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: «Высшая школа», 1980. – 336 с.
7. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: «Логос», 2003. – 432 с.
8. Граудина Л.К. Культура русской речи. – М.: «Норма», 2000. – 560 с.
9. Занков Л.В. Внимание. – М.: ГУПИ Мин. просвещения РСФСР, 1949. – 198 с.
10. Истомина З.М.

Развитие внимания. – М.: Просвещение, 1978. – 120 с.
11. Леонтьев А.Н. Развитие внимания. – М., 1931. – 278 с.
12. Ляудис Н.В. Внимание в процессе развития. – М.: Владос, 1991. – 145 с.
13. Максимов В.Н. Русский язык и культура речи. – М.: «Гардарики». 2004. – 416 с.
14. Михайличенко Н.А. Риторика. – М., 1994.
15. Медведев А.В. Основы риторики. – М., 2000.
16.

Роговин М.С. Проблемы внимания. – М.: Высшая школа, 1966. – 186 с.
17. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей внимания. – Абакан: АГПИ, 1991. – 37 с.
18. Экспериментально-психологические исследования особенностей внимания. – Киров: ГПИ, 1990. – 318 с.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида [4, 10, 15, 20].

Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности [1, 3, 6, 8, 11, 13].

Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится действие, пока не будет достигнута цель [2, 5, 7, 9, 12, 14].

  • Основными функциями внимания являются:
  • активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;
  • целенаправленный организованный отбор поступающей информации (основная селективная функция внимания);
  • удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;
  • обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;
  • регуляция и контроль протекания деятельности.
  • Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
  • Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень осознания данного впечатления и есть основной факт, или эффекты, а именно:
  • аналитический эффект внимания – данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;
  • фиксирующий эффект – представление делается устойчивее в сознании, не так легко исчезает;
  • усиливающий эффект – впечатление, по крайней мере, в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.
  • Свойства внимания
  • Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.

Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным – колебания и переключение внимания.

Объем внимания – это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.

С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно.

Устойчивость внимания – его временная характеристика – это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности.

Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.

Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.

Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим произвольным колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд.

  1. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы:
  2. усложнение объекта (сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);
  3. активность личности;
  4. эмоциональное состояние (под влиянием сильных раздражителей может возникнуть отвлечение внимания на посторонние объекты);
  5. отношение к деятельности;
  6. темп деятельности (для устойчивости внимания важно обеспечить оптимальный темп работы: при слишком низком или слишком высоком темпе нервные процессы иррадиируют (захватывают ненужные участки коры головного мозга), затрудняется сосредоточение и переключение внимания.
  7. Устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения:
  8. первоначальное вхождение в работу;
  9. достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий;
  10. снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.
Читайте также:  Феноменология - студенческий портал

Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания.

Так, в состоянии утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения.

Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры мозга при одновременном торможении других его участков.

Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие.

Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности.

Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений.

В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания.

Так, например, тишина в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему.

Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е.

это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними.

Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.

  • Распределение внимания – это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещение) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:
  • трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;
  • легче совмещать двигательную и умственную деятельность;
  • для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма.

Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Студент должен одновременно слушать преподавателя и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.

Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другому, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.

  1. Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.
  2. Переключение бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) – в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят:
  3. от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью;
  4. от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;
  5. от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот);
  6. от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.);
  7. от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

Наряду с переключением внимания выделяется его отвлечение – непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Студенту трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды.

Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.

Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании.

Колебание внимания объясняется тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва.

При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении.

Наступает их охранительное торможение, в результате которого в тех центрах, которые до этого были заторможены, внимание повышается и переключается на посторонние раздражители.

Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий.

При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, например, если необходимо внимательно рассмотреть какой-либо объект, мы внимательно что-либо слушаем, наклоняем голову, чтобы лучше слышать.

Такое приспособительное движение облегчает восприятие [3, 11, 16, 17].

Направленность, или избирательность внимания проявляется в различных формах. Первоначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира.

Эта ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания.

Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность).

Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна.

По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Некоторые объекты как бы сами «притягивают» наше внимание, а для сосредоточения на других нужно прилагать определенные усилия. Первое внимание называется непроизвольным («пассивным»). Оно может быть вызвано или особенностями раздражителя (его силой, яркостью, громкостью и пр.) или же связью между объектом и потребностями человека.

Второй вид внимания – произвольное (его еще называют «активным») – контролируется волевым усилием. В этом случае человек концентрирует внимание на объекте, даже если он ему неинтересен, но нужен для достижения цели. Данный вид внимания может быть усилен за счет ряда факторов: включения в процесс внимания практических действий, удаления отвлекающих раздражителей.

Послепроизвольное внимание занимает промежуточный характер – сначала оно требует волевых усилий, а затем, по мере того, как человек начинает интересоваться процессом, за которым наблюдает, переходит в непроизвольное.

В педагогическом процессе необходимо уметь использовать непроизвольное внимание и содействовать развитию произвольного. Для возбуждения в поддержании непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. При этом заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности.

Основываясь на слабости произвольного внимания у студентов, ряд педагогов [14, 19, 19, 21, 22] рекомендовал целиком строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать вниманием студентов и приковывать его.

Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной учебы.

Безусловно, весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать студентов и мог строить педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью.

Постоянно требовать напряженного произвольного внимания у обучающихся, не давая никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания.

Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и невозможно.

Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессе необходимо уметь:

1) использовать непроизвольное внимание;

2) содействовать развитию произвольного.

Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания можно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены ее основные звенья. Она должна быть связана с осознанием значения того дела, которое делается.

Библиографическая ссылка

Пахомова Р.А., Кочетова Т.Ф., Маркелова Н.М., Василеня Е.С., Карапетян Г.Э., Марцева А.П. ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 719-722;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35359 (дата обращения: 20.03.2020).

Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35359

Виды внимания | Студент-Сервис

Непроизвольное внимание – это сосредоточенность на объекте без сознательного намерения и без волевых усилий. Сигнальные раздражители внешней среды запускают механизмы непроизвольного запоминания.

Способствовать организации внимания может также специально организованная среда (цветоосвещение, фоновая и функциональная музыка), например, в суггестопедическом методе интенсивного обучения болгарского психогигиениста Г.

Лозанова.

Произвольное внимание – это специально организованный психический процесс с преднамеренной активацией волевых компонентов личности и второй сигнальной системы.

Волевые акты включаются для управления вниманием и сознательного направления его на объект или вид деятельности нередко с включением установок в форме внутренней речи и саморегулирующих самоприказов: “Внимание! надо услышать! смотри зорче! не пропусти! твой выход!” и т.п.

При усталости и истощении напряженных усилий в связи с нерациональной организацией психической деятельности наступают явления рассеянности и отвлекаемости внимания. Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, рассеянность – невозможность сосредоточиться на каком-либо объекте длительное время.

Высокая творческая работоспособность характеризуется устойчивостью внимания (т.е. таким свойством внимания, которое характеризуется умением длительно сосредотачиваться на объекте), большим объемом внимания (т.е. числом объек-
тов, которое может быть охвачено вниманием) и переключаемоотью внимания (т.е.

Читайте также:  Волны де бройля - студенческий портал

быстрого перехода с объекта на объект или с одного вида деятельности на другой).

Многочисленные исторические примеры бытовой рассеянности гениев, талантливых музыкантов или художников нисколько не противоречат их творческой сосредоточенности. Не случайно В.

Маяковский говорил: “Поэтическая рассеянность – обратная сторона сосредоточенности”. Художественное сознание сконцентрировано на субъекте деятельности, а житейское в этот момент рассеивается по объектам.

Отсюда известные “чудачества” творцов, совершаемые ими по рассеянности в обыденной жизни.

В ситуациях усталости и рассеянности внимание вновь может быть организованно сознательно и целенаправлено и называется послепроизвольным вниманием.

Оно носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий, поэтому иногда называется вторичным непроизвольным вниманием в отличие от первичного, не носящего сознательного целенаправленного характера.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/vidy-vnimaniya/

Активизация познавательной деятельности студентов

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >
В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • • понятие психических процессов и их виды;
  • • основные характеристики и виды внимания, восприятия и воображения;
  • • основные виды и процессы памяти и мышления;
  • • характерные особенности сильной и слабой воли;

уметь

  • • активизировать, сохранять и развивать внимание учащихся;
  • • развивать память, мышление и речь учащихся;
  • • развивать волевые качества личности учащегося;

владеть

  • • навыками активизации и развития познавательной деятельности учащихся;
  • • пониманием значимости изучения психических процессов для преподавания социологии.

Активизация и развитие внимания студентов

В ходе обучения должны быть активизированы разнообразные психические процессы, позволяющие студентам лучше усваивать и закреплять пройденный материал: внимание, память, мышление, восприятие, воображение и т.д. Иными словами, от педагога требуется умение активизировать познавательную деятельность студентов. В первую очередь необходима активизация внимания. Вниманиеэто выделение объектов, на которых сосредоточивается деятельность человека. Характеристики внимания:

  • • направленность (выбор объекта, имеющего для личности определенную значимость);
  • • сосредоточенность (отвлечение от всего постороннего);
  • • устойчивость (сохранение сделанного выбора в течение необходимого для работы времени);
  • • распределение (удержание в сознании нескольких объектов одновременно или выполнение одновременно нескольких действий);
  • • объем (количество одновременно воспринимаемых объектов);
  • • переключаемость (способность быстро переходить к видам деятельности, связанным с другим содержанием).

Виды внимания:

  • • произвольное (когда объекты выбираются человеком целенаправленно);
  • • непроизвольное (когда деятельность захватывает человека в силу своей увлекательности или неожиданности, без заранее поставленной цели);
  • • послепроизвольное (например, когда студент осознанно начинает решать задачу, но постепенно увлекается и забывает о поставленной ранее цели).

Рекомендации для активизации, сохранения и развития внимания

  • 1. Людей непроизвольно привлекает все необычное, новое, важное и интересное. Поэтому для пробуждения непроизвольного внимания преподаватель должен либо подать учебный материал для всех интересно, либо постараться вызвать у учащихся легкое удивление каким-то приведенным им фактом или сменой интонации в голосе. Например, в ходе лекции по социологии семьи можно активизировать внимание, приведя свежие статистические данные о числе разводов в стране и напомнить, что основатель социологии Огюст Конт, живший в начале XIX в., 17 лет не мог развестись с женой. Можно показать портрет Конта. Внимание всегда привлекает шокирующая информация, вроде приведенных на лекции по истории социологии фактов о том, что и Конт, и Вебер страдали от психических заболеваний, жена Конта была в прошлом женщиной легкого поведения, а Парето симпатизировал фашистам. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться пересказом анекдотов из жизни гениев, потому что учащиеся должны вовремя суметь переключить свое внимание на изложение идей классиков.
  • 2. Для того чтобы развить устойчивость внимания, на младших курсах необходимо разнообразить учебный материал и приемы учебной работы. Студенты в ходе одного занятия должны и выслушать рассказ педагога, и посмотреть иллюстрацию к этому рассказу, и побеседовать с преподавателем на тему рассказа. Но постепенно следует повышать продолжительность однородной деятельности, стремясь к тому, чтобы на старших курсах произвольное внимание сохранялось на протяжении всей лекции.
  • 3. Для развития распределения внимания на младших курсах педагог должен сначала рассказать что-то, а потом предоставить студентам право сделать свой вывод. Таким образом, два вида деятельности осуществляются студентами последовательно: сначала прослушивание, а потом обобщение. На втором-третьем курсах разные виды деятельности должны осуществляться одновременно, но в замедленном темпе: сначала прослушивание и запись в тетради, затем сопоставление с уже изученным материалом и личным опытом, потом оценка и выводы. И наконец, на старших курсах можно требовать от студентов выполнения нескольких действий сразу.
  • 4. Переключаемостъ внимания у студентов младших курсов развита слабо. Поэтому при переходе к изложению нового материала, не способного с прежней силой привлечь внимание аудитории, целесообразны:
    • • пауза для эмоциональной разрядки и небольшого отдыха в ходе непривычно долгого для вчерашних школьников занятия;
    • • четкое указание на переход к новой теме и объяснение ее важности;
    • • постановка задач для самостоятельного решения.

Со временем студенты научатся переключать внимание с одного объекта на другой без помощи преподавателя.

 

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studme.org/41944/sotsiologiya/aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_studentov

Внимание. Свойства внимания. Виды внимания

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует.

Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.

Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

  • Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
  • Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
  • Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека.

Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание.

Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.

Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию.

Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов.

Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф.

Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций).

Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека.

Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Источник: https://Psylist.net/obh/00140.htm

Ссылка на основную публикацию