Виды воспитания — студенческий портал

Учебно-воспитательная работа.

     Образование является важнейшим стратегическим ресурсом развития современного российского общества.

В условиях становления гражданского общества и правового государства в России главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях глобализирующегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

     Отмечая общие тенденции развития российского общества и требования государства на современном этапе по организации воспитательной работы в учебном заведении, в качестве основных разделов концепции воспитания обучающихся можно выделить:

  • современные тенденции и принципы организации воспитательной деятельности;
  • цели и задачи воспитания студентов;
  • содержание и основные направления воспитательной деятельности;
  • обеспечение реализации воспитательной функции в колледже;
  • управление воспитательной деятельностью.

     Педагогический коллектив колледжа нацелен на воспитание нравственной, свободной, социально активной и ответственной личности будущего профессионала.

Кроме того, в качестве цели воспитания прослеживается достижение единства профессионального, гражданского, культурного становления личности обучающегося, т. е.

овладение выпускником комплексом деловых качеств специалиста, деловой компетентности и профессиональной культуры.

  • Цели и задачи воспитания
  •      Общей целью воспитания студентов в ОГАОУ СПО «Белгородский правоохранительный колледж» необходимо считать разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста  со средним профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, физическим здоровьем, качествами гражданина-патриота.
  •      Основная задача воспитательной деятельности в колледже – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
  • Наиболее актуальными являются следующие задачи:
  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
  • формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, способности к труду и жизни в современных условиях;
  • воспитание нравственных качеств, интеллигентности;
  • развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
  • развитие и сохранение историко-культурных и научных традиций Российского образования, преемственности;
  • укрепление и совершенствование физического здоровья, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;
  • формирование умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления;
  • адаптация первокурсников.

Содержание и основные направления воспитательной деятельности

     Содержание воспитательной деятельности в колледже основывается на признании ценности студента как личности, его прав на свободу, на развитие и проявление его индивидуальности, при обеспечении организационного, мотивационного, волевого, психологического единства всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников.

Содержание воспитания студентов, обусловлено возрастными особенностями студентов, спецификой молодежной субкультуры, целями и задачами основных и дополнительных образовательных программ, особенностями современной социокультурной ситуации в стране.

Воспитание студентов в колледже определяется значимыми для студента личными и общественными проблемами, опыт решения которых он приобретает на основе получаемого им профессионального образования.

  1.      Особое внимание уделяется не только тому, что такое воспитанная личность, но и тому, что она делает — накопление социального и профессионального опыта, особенности его применения.
  2.      Для осуществления этих задач в воспитательной системе колледжа используются следующие принципы:
  3. — системности: работа по реализации программы должна охватывать все сферы жизнедеятельности студентов в колледже;
  4. — вариативности: использование различных вариантов технологий и содержания воспитания, нацеленность системы воспитания на формирование вариативности мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности;
  5. — природоспособности: учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов.
  6. — гражданственности: соотнесение воспитательной деятельности с интересами общества и государства, признание ответственности студентов за свое поведение.
  7. — личностного подхода в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого студента; признание его социальных прав и свобод.
  8. — дифференциации воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания, учет мнения студентов, педагогов и родителей в воспитательном процессе в соответствии с культурно — историческими, социально-психологическими условиями
  9. В колледже разработана модель воспитательной системы, определены принципы воспитания, методы и средства реализации задач по созданию единой воспитательной среды.
  10. Основные направления воспитания студентов
  11. I. Гражданско-патриотическое направление
  12. Виды воспитания - Студенческий портал           Виды воспитания - Студенческий портал
  13. Патриотическое воспитание направлено наформирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной выполнять гражданскиеобязанности.
  14. Проблемы гражданско-патриотического воспитания студентов являются основными для колледжа и носят комплексный, системный характер и предполагают решение следующих задач:
  15. — формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания;
  16. — формирование культурных, нравственных, патриотических норм у студентов;
  17. — создание условий для творческой и профессиональной самореализации личности студента;
  18. — развитие традиций колледжа.
  19. II. Духовно-нравственное и художественно-эстетическое направление
  20. Виды воспитания - Студенческий портал           Виды воспитания - Студенческий портал
  21.      Ориентация общества на духовные ценности и нравственное поведение является одним из основных показателей уровня развития общества.
  22.      Художественно-эстетическое и духовно-нравственное направление воспитательной деятельности в колледже предполагают решение следующих задач:
  23. -развитие нравственно-эстетических качеств личности;
  24. -воспитание культуры межнационального общения;
  25. — обеспечение гуманистической направленности воспитания.
  26. Основные формы и методы реализации:
  27. — развитие досуговой, клубной деятельности, поддержка молодежной субкультуры в рамках создания творческого процесса;
  28. — организация выставок творчества студентов и сотрудников колледжа, встреч с интересными людьми;
  29. — проведение конференций, собраний;
  30. — организация досуга студентов.
  31. III. Профессионально-трудовое направление
  32. Виды воспитания - Студенческий портал         Виды воспитания - Студенческий портал
  33.        Профессионально-трудовое направление предполагает подготовку профессионально-грамотного, компетентного специалиста, формирование личностных качеств, для эффективной профессиональной деятельности.
  34. Профессионально-трудовое воспитание предполагает решение следующих задач:
  35. — формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда;
  36. — формирование творческого подхода к труду, к самосовершенствованию в избранной специальности;
  37. — организация регулярных хозяйственных работ в учебных зданиях для воспитания у студентов бережливости и чувства причастности к совершенствованию материально-технической базы колледжа.
  38.      Так же широко используются «Встречи с интересными людьми», на которых гости колледжа, делаться своим профессиональным и жизненным опытом со студентами.
  39. IV. Спортивно-оздоровительное направление
  40. Виды воспитания - Студенческий портал        Виды воспитания - Студенческий портал

     Физическое воспитание в современных условиях нацелено на формирование здорового образа жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе. Участие в спортивных соревнованиях формирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.

  • Спортивно-оздоровительное направление подразумевает совокупность мер направленных на:
  • — усвоение студентами принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом; — сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма;
  • -популяризация спорта;
  • — совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов.
  • Основные формы и методы реализации:
  • — проведение соревнований по основным видам спорта;
  • — комплексное развитие физических и психических качеств с первостепенным учетом интересов студентов по видам спорта и системам физической подготовки;
  • — проведение просветительской работы о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека.
  • V. Студенческое самоуправление
  •      Студенческое самоуправление как общественное объединение студентов, облеченное в эффективные организационные решения и нацеленное на системную организацию студенческой жизни колледжа при конструктивном взаимодействии с администрацией на всех уровнях управления, прежде всего, ориентировано на развитие всесторонне интересной студенческой жизни.
  •      Участие студентов в управлении, расширяет сферу применения способностей и умений студентов, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу.
  • Актуальные задачи развития студенческого самоуправления в колледже:
  • 1) получение обратной связи для совершенствования учебного процесса;
  • 2) функционирование общественных подразделений, обеспечивающих реализацию студенческого потенциала в учебе, организации культуры и досуга, решении социально-бытовых вопросов, участии в научно-исследовательской работе и спорте;
  • 3) разработка системы включения студентов в общественную жизнь колледжа.
  • Основные формы и методы реализации задач:
  • — развитие системы студенческого самоуправления посредством деятельности студенческого совета колледжа;
  • — выявление лидеров среди студенчества и создание условий для формирования команды на этапе создания и деятельности студенческих советов;
  • — обучение актива навыкам менеджмента и наставничества;

— создание обществ по интересам (секций, клубов и т. д.) для полноценного удовлетворения разносторонних потребностей студентов в общении и самореализации, обеспечение гласности и доступности информации о деятельности существующих образований.

  1. — содействие администрации колледжа в проводимых ими мероприятиях.
  2. VI.Работа с родителями
  3. В вопросах воспитания колледж активно взаимодействует с родителями (или законными представителями) обучающихся.
  4. Основные формы работы с родителями:
  • информирование родителей об успеваемости, профессиональном и личностномразвитии детей;
  • включение родителей в общественную деятельность;
  • проведение родительских собраний;
  • проведение родительского лектория по проблемам психологии подросткового возраста, уголовной и административной ответственности несовершеннолетних, профилактике наркомании и т. д.
  • учет семей, находящихся в социально опасном положении и планомерная работа с данными семьями и обучающимися из этих семей.
  • Важнейшее значение в учебно-воспитательной работе  в  колледже имеетработа кураторов групп.
  •      Руководство куратора способствует адаптации студентов к условиям обучения в колледже, включению их в учебный процесс,правовомувоспитанию,духовно-нравственномуипрофессиональномустановлениюличности.
  • В процессе воспитательной работы куратор должен опираться на следующие положения:
  • — профессиональную направленность обучения и воспитания;
  • — духовно-нравственную и культурно-творческую направленность, индивидуальный подход, демократический и гуманистический стиль общения.
  • Исходя из вышесказанного, определяется содержание обязанностей куратора:

— изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, определение уровня воспитанности, способностей  и индивидуальных особенностей (коммуникативных, характера, здоровья и т. д.);

  1. — планирование воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков студентов;
  2. — проведение выборов старосты учебной группы, а также представителей студенческого коллектива в органы студенческого самоуправления, спортивные, научно-исследовательские, творческие и другие общественные организации;
  3. — изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе;
  4. — создание условий для развития взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе;

— решение задач в воспитательной сфере (работа в группе, на курсе и др.).

Воспитание – процесс непрерывного творческого поиска. Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит преподавательскому составу колледжа. Сегодня воспитание понимается не только как передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной (учебной и внеучебной) деятельности.

Источник: http://collegelaw.ru/58/

Подробности Обновлено 19.02.2020 01:03 Стариченко Д.Е. доцент кафедры ТПиМНОиИЗО

Основным направлением образовательной деятельности университета является воспитательная работа.

В основу воспитательной работы факультета дошкольного, начального и специального образования положен ряд принципиальных идей, отражающих современные тенденции развития мирового и российского высшего образования.

Это идеи демократизации процесса образования, социокультурной толерантности, гуманизации и гуманитаризации процесса подготовки специалистов высшей квалификации.

В процессе обучения на факультете дошкольного, начального и специального образования каждому студенту предоставляются условия для:

  • интеллектуального развития,
  • культурного и нравственного развития,
  • получения высшего образования и квалификации в соответствии со способностями, знаниями и желаниями,
  • обеспечения качества образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики,
  • социализации,
  • гражданского становления,
  • обретения общественно-значимых ценностей.
Читайте также:  Метод воспитания в педагогике: определение и классификация

Организация воспитательной работы строится с учетом реалий развития страны, региона, системы образования, конкретных групп населения и имеет социально-адаптационную (подготовка студентов к жизни в современном обществе) и профориентационную (открывающую возможности для самореализации в избранном направлении профессиональной специализации) направленность.

Социальная работа в неразрывной связи с воспитательной работой предполагает организацию взаимодействия со студентами, в том числе и с социально незащищённой их категорией, с целью выявления их социально-бытовых условий, возникающих трудностей, привнесения целесообразных изменений и преобразований в их жизнедеятельность.

Необходимым условием реализации функций воспитательной работы является создание гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды, направленной на формирование системы взглядов и качеств личности, требуемых обществом и государством согласно Закону РФ «Об образовании». Требования Закона «Об образовании» включают активную деятельность студенческого самоуправления в планировании и организации учебно-воспитательного процесса. Системообразующей основой гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды является формирование сотрудничества (взаимодействия) студентов и профессорско-преподавательского состава факультета в разнообразных сферах общественно-организационной, научно-познавательной, духовно-нравственной деятельности. На факультете взаимодействие осуществляется по следующей схеме (Рис. 1):

Виды воспитания - Студенческий портал

Рис. 1. Взаимодействие в социально-воспитательной работе

В качестве теоретической основы воспитательной работы выступают педагогические, психологические и социологические теории и концепции непрерывного образования, деятельностного и культурологического подходов к становлению личности, личностно-ориентированного образования и воспитания, социального развития молодежи и т.д.

  • Направления воспитания являются конкретным воплощением содержания воспитательной работы факультета и охватывают основные сферы жизни и деятельности.
  • В основных направлениях в сжатом виде выражается содержание, определяются общие формы и методы воспитательной работы.
  • Содержание воспитательной работы может быть представлено в трёх ведущих направлениях:
  • • Профессионально-трудовое воспитание студентов.
  • • Гражданско-правовое воспитание студентов.
  • • Культурно-нравственное (общекультурное) воспитание студентов.
  • Мероприятия на факультете планируются исходя из следующих направлений воспитательной работы:
  1. Организационная работа
  2. Духовно-нравственное воспитание
  3. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
  4. Культурно-эстетическое воспитание.
  5. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.
  6. Социальная поддержка студентов.
  7. Деятельность органов студенческого самоуправления.
  8. Организация деятельности кураторов академических групп.
  9. Организация воспитательной работы в общежитиях университета.
  1. Содержание воспитания, выраженное в направлениях воспитательной работы, конкретизируется в Общем плане воспитательной работы факультета.
  2. Направления внеучебной работы со студентами
  3.  • Проведение культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительских мероприятий, организация досуга студентов:
  1. Организация и проведение праздничного мероприятия на кафедрах «Посвящение в специальность»
  2. Торжественное собрание на факультете, посвященное «Дню учителя»
  3. Мероприятия, посвященные борьбе со сквернословием
  4. Цикл мероприятий, посвященных празднованию знаменательных дат
  5. Проведение факультетского смотра-конкурса «Таланты первокурсников», участие победителей факультетского конкурса в гала-концерте «Таланты первокурсников»
  6. Конкурсная программа «Представление у новогодней ёлки»
  7. Участие в конкурсе профоргов «Верёвочный курс»
  8. Организация и проведение конкурсной программы «Посвящение в студенты»
  9. Организация театрализованного поздравления преподавателей факультета с Днём учителя
  10. Организация конкурса стенгазет, посвященных Дню учителя
  11. Осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями (Разуменским детским домом, Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних Белгородского района и др.)
  12. Организация участия в тренинге-подготовке к конкурсному отбору в рамках Федеральной стипендиальной программы В. Потанина
  13. Организация конкурсных игровых программ для детей Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района
  14. Новогоднее поздравление воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района (п. Разумное).
  15. «Татьянин День». Поздравление студентов факультета с днём российского студенчества. Заседание дискуссионного клуба «История студенчества, имидж современного студента».

• Создание творческих, физкультурных и спортивных объединений и коллективов, объединений студентов и преподавателей по интересам и организация их работы (работа проблемных групп, деятельность танцевальных коллективов Стрит Денс, Эглесия);

• Проведение мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание студентов;

• Организация работы по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ-инфекции среди студентов (мероприятия в рамках месячника по профилактике наркомании и СПИДа: смотр-конкурс студенческих плакатов; кураторские часы на тему: «Мы выбираем здоровье. Наркотикам — нет!»);

  • • Изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи (мониторинг адаптации студентов-первокурсников; выявление интересов, трудностей в процессе обучения);
  • • Пропаганда физической культуры и формирование потребности в здоровом образе жизни (организация спортивно-оздоровительной деятельности на факультете, организация участия в межфакультетских соревнованиях);
  • • Содействие в работе студенческим клубам и объединениям (участие в добровольческих акциях «Мы рядом», «Раскрасим мир вместе», «Тёплым словом – добрым делом», «Посылка солдату»);
  • • Поиск и внедрение новых технологий, форм и методов внеучебной деятельности.
  • Организация внеучебной работы со студентами факультета дошкольного, начального и специального образования реализуется на пяти основных уровнях управления: на уровне вуза, Педагогического института, факультета, кафедры, группы.
  • На факультете дошкольного, начального и специального образования взаимодействуют заведующие кафедрами, заместители декана, кураторы, студенческий совет, актив группы.

Руководящим органом студенческого самоуправления является студенческий совет.

В состав студенческого совета входят ответственные за культурно-досуговую, научную и учебную деятельность, информационную, волонтёрскую, профсоюзную, трудовую, физкультурно-оздоровительную деятельность, а также ответственный за связь с общеобразовательными, культурно-просветительскими и социальными учреждениями.

Возглавляет работу актива председатель студенческого совета, который согласовывает деятельность студенческого самоуправления с деятельностью председателя профсоюзного бюро факультета.

Студенческое самоуправление, представленное студенческим советом, действует на факультете дошкольного, начального и специального образования в целях защиты прав, реализации интересов, развития творческого потенциала студентов, активизации студенческой жизни, более четкой организации учебно-воспитательного процесса, координации совместных действий со структурами НИУ «БелГУ».

  1. Для стимулирования работы преподавателей и студентов факультета дошкольного, начального и специального образования по организации внеучебной работы предусмотрено моральное и материальное стимулирование:
  2. — награждение дипломами, грамотами, свидетельствами победителей и участников мероприятий;
  3. — объявление благодарности от имени ректора преподавателям, сотрудникам и студентам за активное участие в организации внеучебной работы на факультете, в вузе в целом;
  4. — материальное стимулирование организаторов и участников внеучебных мероприятий производится при наличии соответствующих средств в университете.
  5. Принцип системности в организации социально-воспитательной работы способствует достижению высоких результатов студентов во внеучебной деятельности.
  6. Таким образом, социально-воспитательная работа позволяет студентам не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и способствует формированию профессиональной педагогической культуры будущих специалистов.

Информация предоставлена зам. декана по СВР доц. Н.М. Ильенко 18.01.2020 г.

Источник: http://fk-ped.bsu.edu.ru/index.php/sotsialno-vospitatelnaya-rabota/118-organizatsiya-sotsialno-vospitatelnoj-raboty-na-fakultete

Виды воспитания в педагогике

Ориентация процесса воспитания определяется на основе единства целей и содержания.

Типы классификаций

Виды воспитания детей имеют достаточно обширную классификацию. Наиболее распространено разделение по следующим признакам:

  • По содержанию.
  • По месту жительства.
  • По формам или институционному признаку.
  • По содержанию.
  • По доминантным признакам и стилю отношений между участниками процесса.
  • По объектам восприятия.

Основные виды воспитания

Для более глубокого понимания темы следует рассмотреть основные виды воспитания детей.

Определение 1

Умственное. Ориентированно на интеллектуальное развитие, а также стимулирование развития интереса к самостоятельному познанию окружающей действительности и самого себя.

Определение 2

Трудовое. Подразумевает действия направленные на развитие ответственного и творческого отношения к трудовой деятельности и накопление профессионального опыта.

Определение 3

Эстетическое. Формирует эстетическое восприятие реальности, развивает способность видеть и воспринимать прекрасное.

Определение 4

Гражданское. Результатом данного вида воспитания становится ответственное и уважительное отношение к семье, окружающим, стране.

Определение 5

Экономическое. Процесс ориентирован на развитие экономического мышления человека в различных направлениях.

Определение 6

Экологическое. Вид и содержание этого типа воспитания направлен на формирование понятия о ценности природы и всего живого на земле.

Определение 7

Правовое. Помимо пояснения прав и обязанностей, учит нести ответственность за их несоблюдение.

Определение 8

Свободное. Данный подход к воспитательному процессу подразумевает помощь и направление свободно развивающегося ребенка в процессе освоения окружающего мира.

Определение 9

Семейное воспитание. Основной компонент социализации любого человека. В кругу семьи она носит стихийный характер, а результаты такого образования ограничены уровнем образования в семье и ее социальным статусом. Ценностные установки, стиль жизни, взаимоотношения между членами семьи также оказывает влияние на итоговый результат воспитания.

Определение 10

Религиозное. Является осознанным взращиванием верующих людей с использованием методов внушения определенного мировоззрения, конкретных норм поведения, способствующим принципам определенного вероисповедания. В основу религиозного вида воспитания заложен феномен сакрализации мира, а именно приписывание обыденным явлениям священного содержания посредствам обрядового освящения.

Определение 11

Социальное. Компонент регулируемой социализации. Социализация достигается путем ступенчатого создания определенных условий и взаимодействия в них людей, групп, коллективов, организаций.

Определение 12

Нравственное. Одна из форм создания и передачи нравственности в социуме. Нравственное воспитание не является обучением нравственности как таковым, а выражает потребность общественно целенаправленно влиять на процесс, являющийся крайне индивидуальным и протекающим стихийно.

Определение 13

Школьное. Это организация учебного процесса и жизнедеятельности учащихся в стенах учебного заведения. В данном виде воспитания ключевая роль отводится педагогу. Приоритетными факторами в процессе организации обучения являются позитивный характер общения между участниками учебного процесса, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий.

Определение 14

Внешкольное. Проводится вне стен учебного заведения, но также решает воспитательную задачу. Внешкольное воспитание организовывается во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях, организациях и различных обществах.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/vidy-vospitanija-v-pedagogike/

Поликультурное воспитание студентов вуза

Пыхина Н.В.

  • Кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет
  • Поликультурное воспитание студентов вуза 
  • Аннотация

В статье представлена основная цель воспитания студентов вуза. Рассмотрены ключевые характеристики системы воспитательной работы в вузе. Определены интегрированные направления воспитания.

Раскрыта специфика воспитательной работы со студентами лингвистического вуза. Представлена сущность поликультурного воспитания.

Приведены примеры реализации поликультурного воспитания студентов лингвистического университета на основании интегрирования научного, художественного и  педагогического видов творчества.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, студенты, воспитательная работа.

Pykhina N.V.

  1. PhD in Pedagogy, associate professor, Nizhny Novgorod State Linguistic University
  2. POLYCULTURAL UPBRINGING OF UNIVERSITY STUDENTS
  3. Abstract

The article presents the main aim of university students’ upbringing.  The key characteristics of the educational work system in the institution of higher education are considered. The integrated branches of upbringing are defined.

The peculiarities of the educational work with the linguistic university students  are determined. The essence of the polycultural upbringing is represented.

The examples of the polycultural upbringing realization of the linguistic university students are provided on the basis of the scientific, artistic and pedagogical types of creativity integration.

Keywords: polycultural upbringing, students, educational work.

Формирование у будущих специалистов профессионально-значимых личностных качеств, необходимых для успешной самореализации в современном социокультурном пространстве, выступает в качестве одной из  основных целей воспитания студентов вуза.

Cистема воспитательной работы в вузе направлена на реализацию комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование общекультурных и социально-личностных компетенций студентов. К ведущим направлениям воспитания относятся профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное.

Читайте также:  Подсудность гражданских дел и ее виды - студенческий портал

Эффективная реализация данных направлений воспитания  становится возможной при условии взаимодействия и  сотрудничества преподавателей и студентов в учебной и внеучебной деятельности.

Воспитательная работа со  студентами лингвистического вуза обладает определенной спецификой, наиболее полно раскрываемой через поликультурное воспитание. Е.А.

Абрамова определяет данное понятие следующим образом:  «Поликультурное воспитание – один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры (поликультурных знаний и умений, качеств (толерантности, эмпатии бесконфликтности, гражданственности, гуманности, многокультурной идентичности), мотивов, ценностей и др.), которые необходимы им для активной и эффективной жизнедеятельности в  открытом поликультурном и полилингвальном мире» [1.C.14]. Данный аспект процесса воспитания интегрирует нравственное, духовное, правовое, патриотическое, гражданское, эстетическое воспитание в реализации своей главной цели – формировании поликультурной личности, эффективно взаимодействующей с представителями различных национальных культур.

К ведущим направлениям поликультурного воспитания студентов относятся такие аспекты, как: формирование равного положительного отношения к родной и иноязычной культуре, а также развитие межэтнической толератности.

В условиях современной поликультурной ситуации воспитание у студентов ценностных ориентаций по отношению к культуре страны изучаемого языка далеко не всегда гармонично соотносится с их представлением о национальном самосознании.

Таким образом, одной из ключевых задач поликультурного воспитания в вузе становится создание условий для осуществления студентами грамотной идентификации со своей собственной культурой наряду с осознанием многоплановости мира.

Затрагивая аспект формирования качеств поликультурной личности, необходимо отметить определенную специфику развития толерантного сознания студентов вуза.

Студенческий возраст соотносится с периодом становления активной жизненной позиции, когда происходит осознание личностью своих потребностей и возможностей, способствующих проявлению терпимости к культурным особенностям других народов на основе понимания общечеловеческих ценностей.

  • Формирование этнической толерантности, являющееся одним из центральных аспектов содержания поликультурного воспитания студентов, базируется на ряде принципиальных положений, направленных на обеспечение эффективного межнационального общения.  К ним относятся следующие практические решения;
  • – формирование представлений о национально-культурном многообразии мира через общее ознакомление с культурой того или иного народа;
  • –  лингвистическая подготовка в единстве когнитивной, прагматической и мотивационной составляющих;
  • – специальная культурная подготовка, обеспечивающая интеграцию в культуры других народов в целях преодоления «культурного шока».

Опираясь на основные положения системного похода, считаем возможным рассматривать формирование поликультурной личности студентов лингвистического вуза  в соответствии с видами творчества, представленными в концепции Е.П. Ильина [2].  Интеграция научного, художественного и педагогического творчества способствует формированию качеств поликультурной личности.

Основной характеристикой научного творчества, направленного на получение нового знания, является опора на словесно-логическое мышление.

Студентам вуза доступны как эмпирический, так и теоретический уровни научного исследования.

Тем не менее, эмпирическое исследование, выступающее в качестве результата работы с объектом в процессе наблюдения, в большей степени отражает специфику поликультурного воспитания.

Разработка студентами научно-исследовательских проектов, раскрывающих различные аспекты поликультурного воспитания, как правило осуществляется в определенной последовательности.

На первом этапе проекта, который называется познавательно-диалогическим, в процессе дискуссии происходит обмен знаниями о национально-культурном своеобразии воспитательных систем народов. Второй этап проекта, творческий.

предполагает осознание студентами национально-культурной специфики поведения и мотивов человеческой деятельности в социально-бытовых ситуациях. Наиболее эффективными формами усвоения этнокультурных норм являются игровая и театрализованная деятельность.

Третий аспект проекта, проблемно-поисковый, реализуется в процессе самостоятельного поиска студентами решения  жизненно значимых  проблемных ситуаций межкультурного характера.

Научное творчество представлено преимущественно проектной деятельностью студентов в рамках тем: «Национально-культурное своеобразие воспитания», «Особенности семейного воспитания представителей различных этнических групп»,  «Национальный характер и стереотипы общения».

Художественное творчество, характерной особенностью которого является наличие ярко выраженного эмоционального компонента, применительно к студенческому возрасту  может опираться не только на наглядно-образное, но и на абстрактно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Удовлетворение эстетических потребностей в процессе освоения этнокультуры носит многоплановый характер. При этом наиболее действенной формой приобщения к национально-культурному достоянию народа является интеграция искусств.

Взаимодействие изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыкального творчества, театрализованных, игровых действий способствует формированию целостного представления о национальных ценностях и их преломлении в процессе воспитания.

Художественное творчество реализуется в процессе подготовки и проведения национальных праздников и  культурно-массовых мероприятий, соответствующих специфике деятельности культурных центров.

Примером межкультурного взаимодействия является ежегодный фестиваль национальных культур «В этом мире большом», традиционно проводящийся в Нижегородском государственном лингвистическом университете с участием иностранных студентов, изучающих русский язык.

Аспекту педагогического творчества придается особое значение при разработке и проведении студентами воспитательных мероприятий межкультурной направленности для учащихся школ. Характерной особенностью педагогического творчества является поиск нестандартных способов решения воспитательных задач.

В деятельности студентов в период педагогической практики данный аспект творчества реализуется на разных уровнях. Это может быть как применение известного метода в новых условиях, так и импровизация, предусматривающая неожиданное нахождение эффективного решения и его незамедлительное воплощение.

При проведении воспитательных мероприятий поликультурной направленности с учащимися школ студенты-практиканты должны иметь четкое представление о специфике приобщения воспитанников к национальной культуре с учетом их возрастных особенностей.

Так, в отношении младших школьников одним из наиболее эффективных средств формирования этнической идентичности  является ознакомление со сказкой.

Включение аутентичного сказочного материала, обладающего значительным развивающим и воспитательным потенциалом, в процесс начального иноязычного образования способствует расширению культурной осведомленности воспитанников.

В этой связи студенты-практиканты используют  элементы сказочного содержания при создании педагогических проектов по обучению иностранному языку младших школьников. Примерами воспитательных мероприятий социокультурной направленности, разработанных студентами, являются викторины, драматизации и ролевые игры с включением сказочных персонажей и литературных героев страны изучаемого языка.

Область педагогического творчества студентов затрагивает не только разработку воспитательных мероприятий со сказочным сюжетом, но и создание предметно-пространственной среды.

Обучение иностранному языку на интегративной основе обеспечивает максимальный учет этнокультурных особенностей и мотивационной сферы младших школьников.

Таким образом, активно внедряя музыкальную, игровую и изобразительную деятельность, отражающую национально-культурную специфику, студенты-практиканты обеспечивают приобщение обучающихся к иноязычной среде, обладающей мотивационной ценностью.

При работе с подростками приоритетное внимание будет уделяться использованию дискуссий сопоставительного характера, направленных на преодоление культуроцентризма.  Используя метод проблемного изложения, студенты в процессе взаимодействия с обучающимися старшего возраста обсуждают глобальные проблемы современности, акцентируя важность межкультурного понимания.

Оптимальное функционирование целостной педагогической системы вуза способствует обеспечению эффективного поликультурного воспитания.

Литература

  1. Абрамова Е.А. Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода: на примере обучения иностранному языку: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2011. – 30с.
  2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2012. – 444с.

References

  1. Abramova E.A. Polikul’turnoe vospitanie studentov vuza na osnove sistemnogo podhoda: na primere obuchenija inostrannomu jazyku: Avtoref. dis. … kand. ped. nauk. – Moskva, 2011. – 30s.
  2. Il’in E.P. Psihologija tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. SPb.: Piter, 2012. – 444s.

Источник: https://research-journal.org/pedagogy/polikulturnoe-vospitanie-studentov-vuza/

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ — Современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1

Воспитание в вузе имеет две неразрывно связанные стороны: личностную и профессиональную. Что касается личностной составляющей воспитания в вузе, то следует отметить, что в последнее время начинается складываться национальная концепция воспитания в новых общественно-политических и экономических условиях.

Это воспитание человека культуры, впитавшего в себя богатство культурного наследия своего народа и народов других стран, стремящихся к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, уважительно относиться к духовным ценностям других культур.

Под личностно-ориентированным воспитанием мы понимаем организованный процесс развития человеческого потенциала, человеческих сущностных сил. Он включает в себя следующие составляющие: физический, психический, социальный и культурный потенциалы.

Следовательно, на основе этих потенциалов можно определить основные направления воспитательной работы в вузе.

Вторая сторона воспитательной работы в вузе — профессиональное воспитание.

Цель высшего образования в современных условиях — формирование качественно нового субъекта педагогической деятельности, обладающего новым мышлением, исследовательским подходом к профессиональной деятельности, владеющего новейшими технологиями труда, видением проблем своей деятельности в широком контексте мировоззренческого, гуманитарного и методологического знания.

Профессиональное образование в вузе — это специально организованный процесс приобщения личности к профессиональной деятельности в ходе профессиональной подготовки в качестве субъекта этой деятельности. Оно включает в себя формирование у студентов профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионального мастерства.

Профессиональная направленность личности будущего профессионала включает в себя интерес к избранной профессии, понимание общественной и личной значимости педагогической деятельности, сознательное и творческое отношение к избранной профессии.

Профессиональную компетентность можно определить как меру соответствия профессиональных и личностных качеств уровню и сложности решаемых профессиональных задач.

Она включает способности к профессиональной адаптивности и мобильности, самостоятельному творческому росту, связана с наличием необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, что, в конечном счёте, находит выражение в развитом мышлении, специфическом, профессиональном поведении, профессиональной этике.

Таким образом, профессиональная компетентность представляет собой способность, обусловленную личностными качествами и компетенциями, к эффективной реализации в педагогической деятельности специальных, профессиональных знаний, умений, навыков и ценностных ориентации.

Профессионализм в значительной мере определяется качеством его профессионального мышления, которое является важнейшим показателем компетентности и качества труда будущего специалиста.

Профессиональное мышление мы рассматриваем как способность субъекта профессиональной деятельности глубоко и всесторонне отражать происходящие явления, оперировать необходимыми профессиональными категориями, приращивать полученные знания и творчески подходить к решению поставленных профессиональных задач.

Профессиональное мышление должно быть основано на высокой теоретической методологической и мировоззренческой культуре. Теоретическая культура представляет целостное, системное усвоение современной научной картины мира, умение свободно ориентироваться в системе естественнонаучного и гуманитарного знания.

Методологическая культура основывается на овладении философскими знаниями, логикой и методологией научного познания.

Мировоззренческая культура включает в себя представления о ценностях человеческого существования: потребностях, интересах, целях, идеалах, о месте человека в мире, смысле жизни, путях достижения свободы и счастья; умения отличить один тип мировоззрения от другого, знание законов его формирования.

Характер теоретической, методологической и мировоззренческой подготовки непосредственно влияет на понимание им сущности образования, путей формирования и развития личности, качество его профессиональной деятельности.

Современные тенденции в развитии профессионального мышления связаны с необходимостью: формирования инновационного стиля мышления; повышения теоретической, методологической и мировоззренческой культуры субъекта труда; пересмотра представлений о профессионализме на основе современных требований общества.

Библиографическая ссылка

Байдашева Е.Н. ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=34 (дата обращения: 20.03.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34

Создание условий для личностного развития студентов в вузе

В статье предложена оригинальная система организации воспитательной работы в вузе, ориентированная на целостное восприятие процесса профессиональной подготовки, адаптированная к особенностям будущей профессиональной деятельности выпускника. Автор основывается на собственном опыте формирования системы профессионального воспитания.

Читайте также:  Развитие общественных отношений в древней руси - студенческий портал

В конечном итоге результаты работы любого учебного заведения, оцениваются по деятельности его выпускников. Именно в их деятельности проявляется, насколько точно были определены цели, задачи, инструменты обучения, насколько избранная модель подготовки специалиста закладывает основы успешной профессиональной карьеры будущего работника.

Традиционная для России система профессионального образования рассматривала в качестве основы подготовки будущих специалистов триаду: овладение знаниями, умениями и навыками. Профессиональное воспитание выступало либо элементом умений и навыков, либо рассматривалось как часть пронизывающей все общество системы коммунистического воспитания.

Резкие социально-политические сдвиги, произошедшие в конце XX столетия, привели к разрушению основ существовавшей модели развития общества и породили дискуссию о месте и роли профессионального воспитания. Результатом стало изъятие вместе с идеологией практически всех элементов профессионального воспитания из образовательного процесса.

Сложилась парадоксальная ситуация — задача воспитания была исключена из системы образования и передана на ранней стадии (общее среднее образование) в семью, а на более поздней стадии (профессиональное образование) возложена на общество.

При этом общая ситуация в стране стремительно развивалась в направлении разрушения и деформации семейных отношений, а общество занятое выбором новых социально-политических моделей, оказалось неспособным сформировать новую систему ценностей и создать на се основе эффективную и целостную систему воспитания.

Нс менее серьезное негативное влияние на место профессионального образования в системе профессионального образования оказали и кардинальные экономические изменения, происходящие в России.

Поскольку при смене экономических отношений коренным образом меняется мотивационная модель и вся система ценностных ориентиров личности, меняется поведение самого работника и требования, выдвигаемые к нему на рынке труда.

Причем сам рынок труда еще находится в процессе своего формирования и не в состоянии сформулировать четкие и ясные требования к работник)'.

Реакцией на эти изменения явилось как падение интереса к профессиональному образованию в целом, так и возникновение крайне негативной тенденции, когда в вуз или суз идут не за профессией, а за дипломом.

Человек изначально перестает планировать свое профессиональное будущее, а следовательно, из профессионального образования изымается его сердцевина — цель образовательной деятельности.

Такая система нс способна обеспечить качественное образование и попытки отнести все ее грехи к слабому материально-техническому оснащению или слабой подготовке профессорско- преподавательского состава, кажутся несостоятельными.

  • Существующая система профессиональной подготовки тяжело больна и основные причины этой болезни в неопределенности целей и мотиваций процесса образования. Вместе с уходом профессионального воспитания из системы подготовки специалистов ушли крайне важные элементы подготовки, такие как:
  • система стимулирования мотивации на профессию и на наиболее полное овладение ею. В результате исчезло стремление совсршснствоваться в профессии испытывать удовлетворение от результатов профессиональной деятельности;
  • учет специфических социально-психологических аспектов различных видов деятельности. Требования к поведенческим и коммуникативным свойствам спсциалиста-менеджера и бухгалтера будут различными;
  • подготовка к корпоративным особенностям профессионального общения. У большинства выпускников возникает проблемы с профессиональной и корпоративной адаптацией в трудовых коллективах;
  • система обратной связи с выпускниками и работодателями как элемент постоянного совершенствования качества подготовки.

К сожалению, само признание необходимости профессионального воспитания в качестве элемента профессиональной подготовки также нс решает проблемы повышения качества подготовки специалистов поскольку существующее понимание самого понятия «профессиональное воспитание».

Как правило, в вопросе определения понятия мы видим две крайности: либо сведение всей деятельности в этом направлении к утилитарному овладению некоторыми отдельными профессиональными навыками, либо расширение его пределов до формирования общечеловеческих ценностей.

Поэтому вопрос точного определения понятия является крайне важным и актуальным.

В самом общем виде под профессиональным воспитанием понимается процесс системного и комплексного воздействия на личность, с целью формирования устойчивых ценностных ориентаций на профессию, а так же развития основных личностных, поведенческих и коммуникативных качеств составляющих основу для решения профессиональных задач.

Цели профессионального воспитания, выделенные в определении, позволяют выделить основные подсистемы и их функции:

  • 1. Подсистема формирования ценностных ориентаций личности. Призвана формировать у будущего специалиста ощущение осознанности выбора профессии, убеждение в том, что его профессия общественно значима, гордость за принадлежность к сообществу обладателей этих профессиональных знаний. Это дает устойчивые стимулы к овладению профессией. Достигается это различными методами погружения в специальность и начинается эта работа с момента поступления студента в учебное заведение. Оптимальной формой запуска этой подсистемой являются проводимые многими учебными заведениями «лагерные сборы первокурсников». Принципиально важным является наполнить содержание этих лагерных сборов не просто формированием корпоративного духа и студенческих коллективов (что само по себе тоже важно), а расставить акценты так, чтобы уезжая, студент был убежден, что он вытянул «счастливый билет». Поэтому все мероприятия, проводимые в рамках лагерного сбора, должны быть направлены на формирование духа принадлежности к профессиональной корпорации, «окрашены» в профессиональные цвета. Далее профессиональная гордость должна поддерживаться в процессе обучения всей системой мероприятий, особенно важным элементом, которых должно стать общение с профессиональным сообществом и выпускниками, чей опыт будет подтверждать правильность профессионального выбора.
  • 2. Подсистема имитации элементов профессиональной деятельности. Задачей данной подсистемы является формирование личностных, коммуникативных и иных качеств специалиста определяемых специфическими условиями профессиональной деятельности. Поэтому в основе деятельности этой подсистемы должен лежать детальный анализ основных характеристик будущей профессиональной деятельности (профессиограмма). В этом случае сама студенческая жизнь и учебная деятельность нс будут выглядеть случайным набором предметов и мероприятий, а будут цепочкой последовательно раскрывающей главные стороны профессиональной деятельности. Основной формой реализации целей подсистемы является создание системы имитации профессиональной деятельности, прежде всего это достигается организацией научных, производственных и общественных практик цели и задачи которых определяются на основе сформулированных ранее требований к специалисту. Причем формы этих практик должны четко соответствовать специальностям.
  • 3. Подсистема обратной связи. Предусматривает возобновление и самосовершенствование системы за счет формирования устойчивой связи с работодателями и выпускниками. Формирование подсистемы позволяет актуализировать учебные планы и программы подготовки специалистов, на основе анализа востребованности на рынке труда знаний, умений и навыков полученных в процессе обучения. С другой стороны является способом развития и фокусировки личностных ориентаций и предпочтений в профессии (первая подсистема).

Формирование подобной системы профессионального воспитания — плод продуманной многолетней педагогической и методической работы. Простое копирование форм и методов работы зачастую просто невозможно, поскольку требуется их глубокая переработка и адаптация.

Вообще сам подход к формированию системы должен опираться на четкое осознание целей деятельности, только после этого должны подбираться адекватные им методы и формы работы.

Тем более, что сама система целей может быть многоуровневой, поскольку сочетание специальностей в современных образовательных вузах самое разнообразное и нельзя одинаково организовывать профессиональное воспитание инженера, аналитика и менеджера.

Поэтому вопрос о последовательности и этапах формирования системы профессионального воспитания в вузе отнюдь не праздный.

  • 1. Первым и важнейшим этапом становления системы профессионального воспитания является первичное формирование целей и задач профессионального воспитания. На этом этапе формируется наиболее важный элемент системы ее стержень. Как правило, это выглядит как сочетание целенаправленного изучения специфики и особенностей профессии и формирование системы взаимодействия с работодателями на содержательном уровне. Результатом этой деятельности должно стать формирование модели специалиста с учетом его социально-психологических параметров (профсс- сиограммы). На основе этого можно сформулировать основные задачи профессионального воспитания и выбрать основные формы и методы педагогического воздействия.
  • 2. Вторым этапом формирования системы профессионального воспитания является выбор форм и методов реализации целей и задач и запуск основных подсистем. На этом этапе вся внеучебная и учебная деятельность детально просматривается на предмет ее важности и приоритетности для процесса профессиональной подготовки. Первичным итогом этой работы является построение имитационных моделей сочетающих в себе все виды деятельности студента в ВУЗе (учебную и научную, производственную и общественную практику, систему внеучебных мероприятий и др.). Все это рассматривается как единая система подчиненная единой цели.
  • 3. Третий этап налаживание и коррекции системы подготовки. Здесь основную роль начинают играть механизмы обратной связи. Принципиальной становится система самообновления системы, воспроизводства ее основных качеств в рамках изменяющейся обстановки. Как уже говорилось, основными элементами данной системы является обеспечение постоянной связи с выпускниками и профессиональным сообществом. Важно не формальное наличие соответствующих структур (большинство вузов в той или форме имеет различного рода ассоциации выпускников), а в содержании и целях этой деятельности. Как правило эти ассоциации выпускников рассматривают как спонсоров или как возможность организовать практику студентов. Взаимодействие с выпускниками должно быть организованно на более глубокой содержательной основе. Так, ассоциации выпускников истпеда неформально не существует, но связи между этим сообществом очень крепкие, и они основаны не на коммерческих или карьерных интересах, а верности своему профессиональному выбору и готовности быть полезными именно в этом качестве. Новой и бурно развивающейся формой связи с работодателями и выпускниками стали профессиональные сообщества которые формируются сейчас в Московском государственном университете управления и технологии. Найден механизм сопряжения интересов предпринимателей отрасли, науки и образования на основе как рыночных мотиваций, так и корпоративных отраслевых интересов.

Необходимо отметить, что на протяжении всех трех этапов осуществляется отладка и совершенствование всех подсистем системы профессионального воспитания, многие методы по своей сути являются комплексными и воздействуют на все три подсистемы.

Так, встреча с работодателем или выпускником может рассматриваться и как формирование устойчивой мотивации на профессию на примере успешной профессиональной деятельности, и как имитация профессиональной деятельности, и как способ получения информации для коррекции системы профессиональной подготовки.

Важно нс забыть о существовании этих трех составляющих при организации мероприятия.

Некоторые выводы:

  • 1. Профессиональная подготовка по традиционной схеме (овладение знаниями умениями и навыками) не в состоянии обеспечить соответствующие современным требованиям качественные параметры специалиста высшей квалификации.
  • 2. Введение профессионального воспитания в качестве равноправного элемента профессиональной подготовки формирует мотивацию на профессию, создает условия для более глубоко и целенаправленного овладения профессией.
  • 3. Система профессионального воспитания должна охватывать весь период профессиональной подготовки и профессиональной деятельности человека.
  • 4. Система профессионального воспитания обеспечивает комплексное воздействие наличность с целью формирования специалиста, связывает воедино разнородные виды деятельности (учебную, научную, общественную и производственную).

Источник: https://ozlib.com/852115/ekonomika/sozdanie_usloviy_lichnostnogo_razvitiya_studentov_vuze

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector