Возникновение и развитие экономической науки — предмет и метод

Серьезное внимание к основам экономики проявлялось уже в древнем мире. Многие важные экономические процессы рассматривались в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля, который ввел в оборот название науки – «экономия», что в буквальном смысле означает – «искусство ведения домашнего хозяйства».

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Однако как наука (т.е. как систематизированное знание о сущности экономики), экономическая теория возникла только в XVII-XVIII вв., в период становления капитализма. Именно тогда перед наукой встала задача выяснить, «как государство богатеет».Виды аудиторских выборок и порядок их применения - Студенческий портал

Первой теоретической школой, определившей направление экономической мысли XV-XVII вв. был меркантилизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец).

Один из представителей данной теории Антуан де Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия»: в 1615 году он издал «Трактат политической экономии», где провозгласил, что экономическая наука занимается экономикой, хозяйством в рамках национальных государств.

Сущностью меркантилизма в экономической теории является определение закономерностей в сфере обращения, то есть в денежном обороте и торговле. Представители этой школы (Томас Ман, Жан Батист Кольбер и др.

) считали, что богатство людей – это деньги, золото, за которое можно все купить. Такие представления не были случайными.

Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, приносившей большие доходы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Вредные привычки и их последствия - влияние алкоголя и табака на организм

Оценим за полчаса!

Меркантилисты считали, что нации, подобно торговцам должны конкурировать друг с другом за получение прибыли, т.е.

правительства, по их мнению, должны поддерживать промышленность такими законами, которые позволяют делать издержки на зарплату и другие ресурсы низкими, а продажу товаров в другие страны высокими.

Так можно достичь так называемого «благоприятного торгового баланса» (ситуация, когда экспорт превышает импорт). Таким образом, происходит накопление золота в стране.

Между тем, критики данного направления в экономической теории справедливо подметили, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из стран. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

Экономическая мысль XVIII века интересно представлена школой физиократов. Термин «физиократия» образован от греческих слов и дословно означает «власть природы». Наиболее яркие представители данной школы – Франсуа Кенэ и Анн Тюрго.

Они считали, что источником богатства является производство, хотя рассматривали только одну его отрасль – сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы. Здесь произведенные затраты окупаются увеличением продукции, получением дополнительного продукта и чистого дохода.

Доход подсчитывается путем вычитания произведенных затрат из полученной суммы.

Со временем выяснилось односторонность взглядов физиократов. Рост богатства они связывали только с естественным плодородием земли и на этом основании промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов.

Но сама по себе природа, без применения труда и капитала постоянно не может умножать богатство общества. И, тем не менее, это более прогрессивная теория по сравнению с меркантилизмом, т.к.

вопрос о происхождение общественного богатства был перенесен из сферы обращения в сферу производства.

Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее выдающимися представителями были английские экономисты Уильям Петти, Давид Рикардо, Адам Смит. Они установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях.

Его всеобщей универсальной формы являются не какие-то конкретные продукты, создаваемые в промышленности и сельском хозяйстве, а стоимость товаров, определяемая затратами труда на его производство. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная на производство сумма стоимости прирастает на дополнительную величину.

Так была создана трудовая теория стоимости.

А. Смит впервые разработал учение о хозяйстве как о системе, в которой действуют стихийные законы, «невидимая рука», с помощью которой достигается «естественный порядок», эффективное экономическое развитие. Теория А. Смита принципиально изменила характер экономической теории, которая стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще.

Однако на взглядах представителей классического направления сказалась узость буржуазного кругозора: анализируя капиталистический способ производства, они выдавали его за вечное, естественное состояние общества.

В начале второй половины 19 века экономическая наука переживала глубокий кризис, и казалось, что политэкономия теоретически как наука умерла. Но она возродилась, представленная марксизмом и маржинализмом. Однако, единой экономической науки больше не существовало. Она расщепилась на 2 ветви, развивавшиеся в противоположных направлениях.

Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) выступал как революционное учение, провозглашающее скорый конец капитализма. К. Маркс впервые применил метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений.

Это позволило ему не только дать критику предшествующей политической экономии, отметив все ценное, что было изложено в предыдущих учениях, но и раскрыть законы движения капиталистического общества с позиций рабочего класса.

Главная задача Маркса и его сторонников заключались в том, чтобы, опираясь на трудовую теорию стоимости раскрыть природу прибыли (прибавочной стоимости) как нетрудового дохода капиталистов.

Учение о прибавочной стоимости явилось у Макса теоретическим обоснованием его вывода о непримиримости противоречия между пролетариатом и буржуазией и неизбежности революционного крушения капитализма.

Маржинализм занимал принципиально иную позицию, которую можно охарактеризовать как охранительную в отношении буржуазного общества. Охранительная позиция выразилась в нежелании обсуждать социальные аспекты экономики.

Теория маржинализма – это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения.

Данный субъект руководствуется собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в теории объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена.

Классиками теории маржинализма являются англичанин А. Джевонс, швейцарец Л. Вальрас, представители «австрийской школы» (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк).

На протяжении всей своей истории маржинализм находился под жестким прессом конкуренции идей, заставляющих его приспособиться к изменяющемуся миру, воспринимать здравые мысли, рождавшиеся за рамками системы и даже на первый взгляд противоречащие ей. Например, в 90 гг.

XIX века Альфред Маршалл (представитель неоклассического направления) сумел встроить в концепцию маржинализма элементы рикардианства. Он положил начало комплексному подходу к анализу ценности товара с учетом, как сил спроса, так и предложения.

В результате экономическая теория значительно выиграла и стала уважительно называться «неоклассической системой».

  1. К основным современным экономическим теориям можно отнести:
  2. · кейнсианство;
  3. · неоклассический синтез;
  4. · институционализм;
  5. · монетаризм;
  6. · экономику предложения;
  7. · неолиберализм.
  8. Более подробно с данными теориями можно ознакомиться в предложенной литературе.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/10492.html

Экономические школы начала нового времени (xvi-xviii вв.)

Обособление общеэкономической науки (политэкономии) и рост ее идеологической функции

Были рассмотрены следующие ступени становления экономической науки:

  • 1. Первоначально экономические знания были интуитивным опытом жизни. Они передавались по наследству в процессе научения, совместного труда.
  • 2. 5000 лет назад появляются в письменных источниках — поучениях и законах — отдельные упоминания экономических явлений.
  • 3. 2500 лет назад в Древней Греции широко распространена экономическая мысль, появилась первая книга об экономике. Все это перешло в Древний Рим, который далее развил эти знания.
  • 4. 1500 лет назад стало господствовать христианство как идеология. Оно включало в себя мысли об экономике.

В Новое время наблюдались многие тенденции развития экономической мысли:

  • — экономические воззрения не составляли самостоятельной отрасли знания;
  • — росло значение экономической мысли;
  • — экономическая наука использовалась для воспитания юношества;
  • — увеличивалось значение знаний о рыночной экономике;
  • — экономическая мысль все более становилась идеологией, возрастало ее политическое и практическое значение.

В условиях рынка принцип жизни — «жить своим умом». Идеи и идеология становились исходным фактором политики и практики. Современные же веяния о возможности деидеологизации политики и практики свидетельствуют о злом умысле одних и абсолютном невежестве других адептов этого мнения.

Итак, до эпохи капитализма экономическая наука была фрагментарной и сводилась к наставлениям по ведению бизнеса. Экономический поиск обычно не носил самостоятельного характера и был самодеятельностью тех или иных людей.

Экономические исследования были элементами более общих работ по проблемам общества, религии и т. п.

Ситуация кардинально меняется с началом развития капитализма — появляются профессиональные экономисты, представляющие те или иные экономические школы.

В развитии экономической науки следует различать три ступени:

Экономические мысли возникают у индивидов (субъектов) и являются их опытом, кредо. По мере распространения их кредо среди других они становятся доктринами (учениями).

Высшей стадией такого прогресса экономической науки является возникновение экономических школ, которые существуют длительное время. В Новое время возникли экономические школы, т. е.

множество экономистов, которые одинаково рассматривают экономику. С тех пор в экономике господствуют не отдельные авторы, а их «школы».

  • Экономическая школа — множество экономистов, придерживающихся одинакового подхода к экономике, живущих в разных странах, часто не знающих друг о друге.
  • Развитие политэкономии привело к возникновению многих экономических школ, сохраняющих значение по настоящее время.
  • Важно системно и кумулятивно представить основные школы экономической науки.
  • н*

В XII в. феодализм достиг расцвета в Европе. В то же время появились капиталистические отношения. Началось первоначальное накопление капитала и деление общества на предпринимателей и пролетариев.

Капитал — самовозрастающие деньги, или деньги, делающие другие деньги. Он существует в трех формах:

  • 1. Кредит.
  • 2. Коммерция.
  • 3. Предпринимательство.

Капитал возник в древности в форме ростовщичества и коммерции. Главной сферой рынка было обращение товаров (примат обращения). Богатством считались не материальные блага, а деньги. Производство оставалось вне рамок капитала.

Оно было сосредоточено у ремесленников, рабовладельцев или феодалов. Общий ход развития рыночной экономики вел к капитализму. Капиталистическое превращение рынка (коммерциализация жизни) стало главной тенденций Нового времени.

На рынке все большее значение приобретал бизнес — кредит, коммерция, предпринимательство. Кредит и коммерция существовали, несомненно, за счет труда. Они пользовались продуктом и результатом труда, но не имели непосредственного к нему отношения. Такое их значение на рынке названо формальным подчинением труда капиталу.

Эти формы капитала господствовали на рынке, или был их примат (преимущественное значение). Несомненно, что производство, предпринимательство были источниками товаров и благ вообще. Однако производство было или феодальным, или мелким товарным. Коммерциализация производства стала ведущей силой становления капитализма.

Этому способствовали в тот период многие факторы Средневековья:

  • — первоначальное накопление капитала — становление капитализма на основе обособления предпринимателей и пролетариев;
  • — великие географические открытия. Европа стала центром цивилизации и начала экспансию — изучение и завоевание всего остального мира. Европейские страны были морскими державами. У них было хорошо развито морское дело. В результате X. Колумб открыл Америку, Ф. Магеллан совершил кругосветное путешествие и т. д.;
  • — колонизация стран была целью и следствием великих географических открытий. Европейцы стремились захватить все вновь открытые земли и подчинить их себе, для того чтобы обогатиться с их помощью;
  • — работорговля африканцами. Рабство в Новое время фактически прекратилось. Становление капитализма породило необходимость его возобновления. Для открытых земель нужны были рабы, и европейцы вновь возродили рабство, главным образом за счет африканцев. Они захватывали их всеми способами и отправляли в свои колонии, главным образом на американский континент. Десятки миллионов людей были порабощены — возникла эпоха нового рабства. США — последнее рабовладельческое государство (до 1860-х гг.). Рабство и сегодня широко распространено в мире;
  • — революция цен ввиду разграбления золота колоний. Захваченное золото колоний везли в Европу, в результате его стало много, оно подешевело, а цены на другие товары выросли в несколько раз («революция цен»);
  • — расширение международной торговли в связи с возникновением колоний и созданием монопольных объединений купцов для торговли с ними. В Европе возникло много таких компаний, в том числе Ганза;
  • — протекционистская политика. Коммерция стала главной формой капитала. Государства стали защищать своих коммерсантов от иностранных предпринимателей — нормой стала внешнеторговая политика протекционизма;
  • — индустриализация экономики, начало действия закона примата производства. Источником товаров для торговли с другими странами стала промышленность. В связи с этим начался научно- технический прогресс, промышленная (индустриальная) революция.
Читайте также:  Философия духа Гегеля - развитие, эволюция абсолютной идеи, некоторые аспекты жизни

Названные и другие факторы вели к изменению отношений между существовавшими формами капитала (кредитом и коммерцией) и предпринимательством. Эти формы капитала все более подчиняли производство. Происходил переход от примата обращения к примату производства, ведущей силой рынка становился предпринимательский капитал. Его основой была эволюция форм производства:

Промыслы — Кустарничество —* Ремесло —* Кооперация—*

—* Мануфактура —* Фабрика.

Промышленниками становились купцы, которые последовательно подчиняли ранее независимых от них ремесленников. Этот процесс хорошо отражен в истории развития капитализма в России в XIX в. (см. работы В. И. Ленина) — возникает рассеянная мануфактура, на основе которой создается централизованная мануфактура, а затем фабрика.

Одновременно в сфере производства возникали капиталистические отношения. Некоторые кустари, ремесленники становились промышленниками. Несмотря на противодействие цехового строя, происходило превращение ремесла в капиталистическое предпринимательство.

Начался переворот в экономике — становление реального подчинения труда капиталу, примата промышленного капитала. Все это потребовало качественного скачка в жизни экономической науки или создало социальный заказ на экономическую науку. Нарождающаяся буржуазия нуждалась в новой экономической идеологии, которая защищала бы ее интересы.

В связи с этим впервые появляются специальные экономические произведения, положившие начало новой науке — общеэкономической.

Экономическая теория как самостоятельная отрасль исследования не возникает до XVII в. В 1615 г. появляется специальное ее название — политическая экономия. Этот термин ввел А.

Монкретьен, трактат которого назывался «экономи политик» (по-французски). Это имя общеэкономической науки было единственным три века. В конце XIX в. некоторые экономические школы стали ее называть «экономике».

В связи с этим выскажу ряд соображений:

  • • все имена понятий условны. Термин «политическая экономия» хорошо показывает экономические процессы как основу политики или взаимосвязь экономических и политических процессов. Всегда надо учитывать политические последствия экономической практики. В связи с этим термин «экономике» хуже, но не это главное;
  • • в английском языке имеются два термина — «экономи» и «экономике». Первым обозначают практику, а вторым — науку о практике. В русском языке нет такого различия терминов. Некоторые авторы экономическую практику называют «хозяйством», а науку о ней экономикой; другие вводят слово «экономия» для названия практики (в старой России так называли порой поместья);
  • • давно установился перевод таких терминов английского языка на русский: физика вместо физике, статистика вместо статистике и т. п. По-русски не звучит термин «экономике»;
  • • ошибочно называть эту науку просто «экономика», поскольку к экономическим относится много наук. При этом прикладные экономические науки обычно имеют собственные названия — финансы, учет, статистика, планирование и т. п. В связи с этим условно можно называть общеэкономическую науку «экономикой».

В целом можно сохранять термин «политэкономия», можно использовать термины «общеэкономическая наука» или «фундаментальная экономика». В любом случае о словах не спорят (по русской пословице: «назови печным горшком, только в печь не сажай»). Используем все эти термины для названия общеэкономической теории.

Видимо, следует отказаться от термина «политэкономия» ввиду общественной его дискредитации — очень часто это ведет к тому, что полагают, будто политэкономия занимается политикой. На самом деле она ею не занимается.

Оценивая в целом значение трактата А.

Монкретьена, следует учитывать, во-первых, отсутствие его перевода на русский язык и все вытекающее из этого, во-вторых, — игнорирование главного в нем единства двух секторов экономики — частного и государственного. Последнее не позволяет четко представить основные ступени тренда экономической науки, что представляется важным для решения современных ее проблем.

За четыре века существования экономическая наука прошла большой путь, и возникло много различных экономических дисциплин. Прежде всего, отметим следующее: экономика как наука (или экономическая наука в целом) представляет систему различных экономических дисциплин. Выделяли прежде всего следующие экономические предметы:

Функциональные экономики — статистика, финансы, менеджмент, маркетинг, бухучет, планирование и т. п.

Отраслевые экономики существуют для каждой современной отрасли, скажем транспорта, железнодорожного транспорта и т. и.

  1. Территориальные экономики показывают экономическую практику мест, регионов, стран, скажем экономика России, континентов.
  2. Общеэкономическая наука показывает прошлое, настоящее и будущее экономики всех стран мира.
  3. В целом система экономических наук является большой, и ее ядром служит общеэкономическая наука (политэкономия), которая позволяет синтезировать все экономические науки и теоретизировать их.

Каждая из этих групп экономической науки имеет свою историю, и их надо изучать отдельно, например историю бухучета. Здесь изучаем историю общеэкономической науки.

  • Развитие политэкономии привело к возникновению многих экономических школ, сохраняющих значение по настоящее время. Важно системно представить основные школы экономической науки:
  • меркантилизм;
  • физиократия;
  • «классическая»;
  • «историки»;
  • «пролетарская»;
  • маржинализм;
  • неоклассика;
  • институционализм;
  • кейнсианство;
  • монетаризм;
  • неоклассический синтез.

Прогресс есть единство преемственности и инновации. В этом случае имеет место кумулятивное развитие — усложнение объекта. Исходные формы сохраняются в качестве пережитков и появляются новые, становящиеся системообразующим началом. Так это происходило и в развитии экономической науки.

Источник: https://studref.com/453319/istoriya/ekonomicheskie_shkoly_nachala_novogo_vremeni_xviii

История экономической теории

Экономическую теорию можно смело назвать наиболее древней из всех наук, которая даже в древние времена привлекала внимание ученых и всех образованных людей.

Интересно, что ученые доказали тот факт, что даже первобытные люди имели основы экономических знаний, обладали определенными представлениями о ведении хозяйства, об отношениях, которые складываются между членами общины во время и в итоге добывания и распределения благ, а также обмена созданной продукцией. В этой статье мы расскажем о том, как строилась история развития экономической теории.

Возникновение экономической теории

Тем не менее в первобытном обществе такие представления еще не были выделены в самостоятельную область знаний, а существовали лишь в рамках нерасчлененного общественного сознания, то есть были составляющей частью мировоззрения людей в целом.История экономической теории берет свое начало в недрах философии.

Через некоторое время она отделилась от философии в процессе дифференциации наук и специализации учёных, которые вызваны беспрерывным накоплением знаний и невозможностью охватить весь их массив отдельными исследователями.Как самостоятельная наука экономическая теория возникла в XVI-XVII веке.

Это время характеризуется становлением капитализма, зарождением мануфактуры, углублением общественного разделения труда, расширением рынков, а также интенсификацией денежного обращения.В XIX веке экономическая теория начала появляться в программах университетов в виде обособленных курсов на юридических факультетах.

В следующем столетии уже начали появляться особые экономические факультеты, а также специализированные экономические высшие и средние специальные учебные организации. В это же время экономика внедрилась и в средние школы, лицеи, гимназии, колледжи, сформировался круг профессиональных экономистов.К примеру, А.С.

Пушкин, которому царь Николай I приказал сформировать принципы воспитания молодежи, первым делом призывал к отказу от домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук называл политическую экономию.И даже сегодня интерес образованных граждан к экономической теории не уменьшается. Известный американский ученый П.

Самуэльсон сказал, что экономика — «королева наук», а создатели пролетарской политэкономии называли ее «анатомией человеческого общества». Ведь правда, как не может быть хорошего врача без знания анатомии, так не может быть хорошего экономиста, бизнесмена без знания основ экономической теории.

Многие ученые ищут начало экономической науки в учениях древних мыслителей, главным образом, стран Древнего Востока. К примеру, в древнеиндийских «Законах Ману» (IV-III вв. до нашей эры) прописано существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Кроме этого, экономическую мысль развивали и в Древней Греции. Мнения древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля сегодня называют исходными пунктами современной экономической науки. А экономические взгляды мыслителей Древнего Рима являются продолжением экономической мысли древних греков.

Экономические школы

Экономика — это наука, изучающая применение разнообразных ограниченных ресурсов для того, чтобы удовлетворить потребности человека и всех людей. Экономика состоит из двух частей:

  • научная. Это экономическая теория, то есть наука о том, как люди выбирают метод использования дефицитных ресурсов, обладающих многоцелевым назначением
  • прикладная часть экономики занимается изучением возможностей применения экономических законов, теорий для деятельности различных экономических систем.

Первые экономические школы появились примерно в XVI-XVII веке. В истории экономической теории насчитывается 8 экономических школ:

  • меркантилизм. Самая первая школа политической экономии сформировалась во времена падения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Это произошло примерно в середине XVI в. – середине XVII века. В то время заговорили об экономической теории как самостоятельной науке, поскольку образовалась первая система экономических взглядов, центром которой стала проблема богатства. Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) были уверенны, что прибыль формируется в сфере обращения, а богатство нации состоит в деньгах – золоте и серебре. Источником богатства для них стала внешняя торговля. Меркантилизм зародился в период великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов. После написания книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория свыше трех веков развивалась в русле политической экономии
  • физиократизм. Следующее веяние в развитии политической экономии представлено физиократами, выражавшими интересы крупных землевладельцев. Физиократы пытались объяснить влияние природных явлений на экономику общества. Они были уверенны, что источник богатства – это исключительно земледельческий труд, сельскохозяйственное производство, а промышленность они называли «бесплодной» сферой, не создающей «чистого продукта». Известными представителями этой школы был Франсуа Кенэ и Робер Тюрго
  • классическая политэкономия. Далее экономическая теория развивалась в работах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823). Именно Адама Смита считают основоположником классической политической экономии. Главная идея в работах Адама Смита заключалась в либерализме, минимальном вмешательстве государства в экономику, рыночном саморегулировании на основе свободной стоимости. Смит сформулировал азы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда в качестве условия для роста производительности. На его работах учились ученых-экономисты Западных стран. Давид Рикардо говорил, что стоимость и цена товара находятся в прямой зависимости от количества труда, потраченного на его создание. А прибыль он характеризовал как результат неоплаченного труда работника. На основе его работы был сформирован утопический социализм
  • утопический и научный коммунизм (марксизм). Взяв за основу высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) разработали теоретическую концепцию, которую позже назвали марксизм. Также марксизм называли теорией научного социализма (коммунизма). В этой школе формировали социалистические принципы, к примеру, общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, одинаковая плата за одинаковый труд, всеобщая и полная занятость. Люди пытались построить общество, в котором отсутствовала бы частная собственность. Создавалась экономика государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются сотрудниками центрального аппарата
  • маржинализм. Примерно во второй половине XIX века состоялось формулирование теории маржинализма, возникшей как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое переосмысление. Отметим, что маржинализм стал основой современного неоклассического направления экономической мысли. Известные представители маржинализма (школы предельного анализа) – это Менгер, Визер, Вальрас. Главная идея их работ заключалась в использовании предельных крайних величин или состояний, характеризующих цену любой услуги или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя. К примеру, теория предельной полезности изучает сферу ценообразования в связи с эффективностью использования продуктов и говорит о том, как изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого товара в отличие от затратной концепции
  • неоклассицизм возник на базе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма. К известным представителям можно отнести Альфреда Маршала и Артура Пигуна. Главная идея их работ состояла в рассмотрении экономического хозяйства представителями этого направления в качестве совокупности микроэкономических агентов, которые хотят добиться максимальной полезности при условии минимальных издержек
  • кейнсианство. Кейнсианское ответвление экономической теории основал Джон Кейнс (1883-1946). Эта работа является крайне важным теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики при помощи наращивания или снижения спроса методом изменения наличной и безналичной денежной массы. При помощи такой системы регулирования можно оказывать влияние на инфляцию, занятость, ликвидировать неравномерный спрос и предложение товаров, подавлять экономические кризисы. Последователи Кейнса изучали влияние спроса на поток инвестиций, а также на формирование национальной прибыли. Позже Дж. Кейнса назвали «спасителем капитализма», а его теорию провозгласили «кейнсианской революцией в политической экономии». В то же время некоторые теоретические положения своей работы Кейнс позаимствовал в классической политической экономии А. Смита и Д. Ридардо, а также в экономической теории марксизма
  • институционализм является экономическим учением, в котором главное значение уделено роли институтов в сфере принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Эта школа основана на изучении населения, институтов управления и права, общества в целом. Идея институционального подхода заключается в том, чтобы не ограничивать себя анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а подключить к анализу институты, принимать во внимание внеэкономические факторы
  • неоконсерватизм, который еще называют монетаризмом, теорией предложения, теорией рациональных ожиданий, заключается в защите идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Согласно учению этой школы рынок – это самый эффективный метод организации хозяйства, а государство играет роль обеспечителя условий для свободной конкуренции. Основал школу неоконсерватизма Милтон Фридмен.

Источник: http://mail.mining-prom.ru/economy/teory/istoriya-ekonomicheskoy-teorii/

Этапы развития экономической теории. Экономические школы

Экономическая теория является одной из древнейших наук, привлекавшей внимание ученых и всех образованных людей.

Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами.

Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.

Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения.

В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов.

В XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

В прошлом веке А.С. Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

И сегодня интерес образованных людей к экономической теории не иссякает. Видный американский ученый П.

Читайте также:  Рене Декарт - детство и юность, становление философской системы и краткое описание жизненного пути

Самуэльсон назвал ее «королевой наук», а создатели пролетарской политэкономии считали ее «анатомией человеческого общества».

И действительно, как нет хорошего врача без знания анатомии, так нет хорошего экономиста, коммерсанта, предпринимателя без знания основ экономической теории.

П. Самуэльсон в известной всему миру книге «Экономикс» писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего, стран Древнего Востока. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономика — это такая наука, которая изучает использование различных ограниченных ресурсов с целью обеспечения удовлетворения потребностей человека и людей в целом, а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность средств производства, которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Экономика разделяется на две части научную и прикладную.

Научная экономика еще называется экономической теорией — наукой о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение.

Прикладная экономика изучает возможности использования экономических законов, теорий и т.д., которые были разработаны экономической теорией, для работы разных элементов экономических систем.

Первые экономические школы начинают зарождаться в XVI-XVII вв.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Экономические школы Период развития Представители
Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)
Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)
Классическая политическая экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)
Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)
Неоклассическая экономическая теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)
Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)
Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)
Неоконсерватизм (монетаризм) 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XVI в. – середина XVII в.).

Именно с этого периода (XVI-XVII вв.

) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм возник во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний.

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров.

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

  • Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
  • С выходом в свет книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 350 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.
  • Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
  • Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что, источником богатства является только труд в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».

  1. Представители школы: Франсуа Кенэ, Робер Тюрго.
  2. Школа классической политэкономии
  3. Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
  4. Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
  5. Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда, затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются центральным аппаратом.

Маржинализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

  • Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются: Менгер, Визер, Вальрас.
  • Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют стоимость любого блага или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя.
  • Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.
  • Неоклассическая школа
  • Возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма.
  • Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун.
  • Основная идея — экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
  • Кейнсианство
  • Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.

С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Экономическая школа Институционализма

Институционализм (от лат. institutum — установление, учреждение) — экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще.

  1. Метод институционализма основывается на изучении людей, институтов управления и права, общества.
  2. Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
  3. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.
  4. Представители школы институционализма: Веблен, Митчелл, Гэлбрейт.
  5. Школа Неоконсерватизма

Неоконсерватизм – (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий) – защита идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Рынок признается наиболее эффективным способом организации хозяйства, роль государства сводится к обеспечению условий для свободной конкуренции.

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридмен.

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-mikroekonomike/etapi-razvitiya-ekonomicheskoy-teorii-ekonomicheskie-shkoli-263

1. Зарождение и развитие экономической науки. Этапы развития экономики

Истоки экономической мысли уходят своими корнями в глубокую древность. Уже в первобытном обществе люди владели зачатками экономических знаний. Началом ее считают законы вавилонского царя Хаммурапи и экономические заповеди в Библии. Основоположником древнекитайской экономической мысли был Конфуций (6-5 век до н. э.).

Ученые античного мира (Древней Греции) Ксенофонт, Платон и Аристотель (5-4 века до н. э.) сформулировали исходные положения экономической теории. В их трудах получила отражение организация домашнего хозяйства и хозяйств рабовладельцев. Таким образом, экономическая теория в период рабовладельческого строя возникла как прикладная наука о ведении хозяйства.

Как самостоятельная экономическая наука она сформировалась значительно позже, а именно в период становления рыночной экономики, т.е. в условиях становления капитализма в XVII-XIX вв.

В возникновении экономической теории как науки можно выделить три этапа (направления): донаучный этап; этап решения экономической теории как науки в форме классической политической экономии; этап развития экономической теории как науки в виде «Экономикс» и разработки современных теоретических направлений.

На первом этапеэкономическая теория возникла как «экономия» (ойкономия). Оно состоит из двух греческих слов: «ойкос» – дом, домохозяйство; «номос» – закон. Следовательно, «экономия» – это наука о домоводстве или о домашнем хозяйстве.

Второй этап развития экономической теории связан со становлением капитализма, когда экономическая теория развивается как классическая политическая экономия. Впервые термин «политэкономия» появился в работе Антуана Монкретьена.

Этот термин состоит из трех греческих слов: «политейя» – общество, государственное устройство; «ойкос» – дом, домохозяйство; «номос» – закон.

Отсюда следует, что политическая экономия – это наука о государственном управлении экономикой, о закономерностях развития экономических отношений в государстве по поводу производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Во второй половине XIX в возникает третий этап развития экономической мысли именуемое «экономикс». экономикс» – это наука об экономическом поведении людей в производстве, распределении, обмене и потреблении жизненных благ в целях удовлетворения их потребностей при ограниченных ресурсах. Термин появился в 70-х гг. ХIХ в. в работе А. Маршалла «Принципы экономикс»

2. Теоретические школы экономической науки

В развитии экономической теории как науки различают следующие теоретические школы и направления: меркантилизм, физиократию, английскую политическую экономию, марксистскую экономическую науку, неоклассическое, кейнсианское, институциональное, неолиберальное направления, теорию общественного выбора.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» – купец, торговец). Ее представителями в XVI-XVII вв. были: А. Монкретьен, У. Стаффорд, И. Посошков В. Татищев и др.

Меркантилисты считали, что богатство общества возникает в торговле (деньги, золото). Они утверждали, что вывоз денег и золота из страны уменьшает ее богатства, а ввоз – увеличивает.

Однако, во время торговой сделки не возникает никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот.

Во Франции возникла вторая теоретическая школа– школа физиократов(«физиократия» в переводе с греческого – власть природы). Основоположником этой школы является Франсуа Кенэ. Его последователями были А.Тюрго, Дидро, Руссо и др.

Единственным источником богатства они считали природу, а именно труд в сельском хозяйстве. Следовательно, экономическая теория (политическая экономия) должна заниматься изучением сельского хозяйства. Промышленность, на их взгляд, является «бесплодной сферой», т.е.

второстепенной отраслью, которая лишь преобразует вещества природы. Однако такой подход является неверным, так как

сама по себе природа (сельское хозяйство) без приложения капитала и труда не может создавать богатство.

Представителями третьей теоретической школыявляются англичане В. Петти, А. Смит и Д. Рикардо.

Согласно их теории, источником богатства общества является материальное производство (сельское хозяйство, промышленность, строительство и т.д.), а именно труд.

Они заложили основы трудовой теории стоимости, доказали, что стоимость любого товара определяется затратами общественного труда, что рост богатства в обществе осуществляется за счет прибыли

Источник: https://studfile.net/preview/6747245/

Возникновение и основные этапы развития экономической науки

Экономическая наука прошла длительный период своего становления и развития. В связи с этим в истории экономической теории выделяют целый ряд этапов.

Изучение хозяйственных законов началось еще в древнем мире, когда наука представляла собой не расчлененную систему знаний, не подразделялась на отдельные отрасли.

Мыслители Древнего мира (Индии, Китая, Египта, Греции, Рима) и эпохи средневековья исследовали отдельные экономические проблемы и экономические категории.

В самостоятельную сферу знаний экономическая теория выделилась лишь в эпоху становления буржуазных отношений. В 1615г. А. Монкретьен опубликовал книгу «Трактат политической экономии» и с этого момента экономическая теория существует как самостоятельная наука.

Этапы развития экономической теории:

  • · меркантилизм — (от итал. mercante — торговец). Источником богатства меркантилисты считали торговлю и в первую очередь внешнюю торговлю. Общественное богатство отождествлялось с денежным металлом (золотом), которого тем больше поступало в страну, чем быстрее развивался экспорт товаров. Меркантилисты проповедовали политику активного протекционизма в целях обеспечения превышения вывоза товаров из страны над ввозом.
  • · физиократия (hysis — природа, kratos — власть). Известнейшие представители — Ф.Кенэ, А. Тюрго. Источником богатства физиократы признавали производство, причем только в сельском хозяйстве.
  • · классическая экономическая школа — У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо — объектом исследования выступает производство как таковое независимо от его отраслевых особенностей. Классическая школа стала основателем трудовой теории стоимости, глубоко исследовала такие экономические категории, как товар деньги, закон стоимости, прибыль, рента и т.д.
  • · марксизм — развил теорию прибавочной стоимости, заработной платы, средней прибыли, цены производства, ренты, цены земли и т.д.
  • · вульгарная политическая экономия — создала теорию трех факторов производства — земли, труда и капитала.

Можно выделить также австрийскую школу, заложившую основы теории предельной полезности (ценность благ определяется не затратами общественно необходимого труда, а субъективными оценками покупателя и продавца), математическую школу (Вальрас, Парето и т.д.), отводившую решающую роль в изучении экономических явлений математическим методам.

Современный этап развития экономической теории:

  • · неоклассическое направление — положен принцип невмешательства государства в экономику. Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил.
  • · неокейнсианство — базируется на идеях Дж. М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессы. Сторонники этого направления выступают за постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику. Идеи государственного регулирования экономики придерживаются также монетаристы.Монетаризм — экономическая теория (сер. 50-х гг.) приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта
  • · институционально — социологическое направление — рассматривает экономику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических, так и политических, социально-психологических, социальных факторов. Объектом исследования считаются такие «институты», как корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, привычки, инстинкты и т.д.)

Источник: https://studwood.ru/1339178/ekonomika/vozniknovenie_osnovnye_etapy_razvitiya_ekonomicheskoy_nauki

Ссылка на основную публикацию