Присоединение России к ВТО
В 2011 году был завершен переговорный процесс по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), инициированный в 1993 году.
В ходе формального заседания Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО 10 ноября 2011 года одобрен финальный пакет документов, необходимых для присоединения Российской Федерации к данной международной организации.
Присоединение Российской Федерации к ВТО было оформлено посредством подписания Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО 16 декабря 2011 года в ходе 8-й Министерской Конференции ВТО в Женеве.
Проведена работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Поэтому имплементация зафиксированных в Докладе Рабочей группы обязательств не потребует внесения значительных изменений в российское законодательство или нормативную базу Таможенного союза.
Исключением могут стать отдельные акты о предоставлении запрещенных с точки зрения ВТО субсидий промышленности и сельскому хозяйству (однако такие нормативные акты в любом случае будут подлежать изменению в связи с имплементацией соответствующих соглашений ЕЭП) или нормативные акты в сфере ветеринарного, санитарного и фитосанитарного регулирования.
В соответствии с практикой, существующей в этой организации, присоединение России к ВТО будет оформлено подписанным и ратифицированным Россией Протоколом о присоединении к ВТО (далее – Протокол), который станет международным договором для Российской Федерации. В соответствии с Протоколом Россия должна будет принять на себя обязательство по присоединению к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО (далее — Соглашение о ВТО), включая все приложенные к нему Многосторонние торговые соглашения.
Проводится работа по подготовке и внесению поправок в законодательство Российской Федерации и Таможенного союза, необходимых для полной имплементации обязательств, принятых нами при присоединении России к ВТО.
Параллельно ведутся консультации с деловым сообществом относительно условий и преимуществ членства России в ВТО. В среднем проводится порядка 15 мероприятий в месяц. Мероприятия проводятся как в Москве, так и в регионах России.
Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».
- Протокол по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации
- Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации (англ.)
- Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (рус.)
- Перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам
- Перечень тарифных уступок
подробнее: www.wto.ru
Источник: http://www.ved.gov.ru/mdb/vto/russia_vto/
Язев: Вступление России в ВТО — возможность доказать нашу профессиональную состоятельность
18 мая 2012, 16:07
Валерий Язев: Задача государства — обеспечить российским компаниям максимальную помощь в продвижении товаров на зарубежные рынки, и это должно стать важной частью российской внешнеэкономической политики
Депутат Госдумы выступил на 20-й Всероссийской студенческой конференции «Проблемы управления» в Государственном университете управления
Вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) предоставляет России новые возможности для развития бизнеса, ориентированного на экспорт, при этом задача государства — обеспечить российским компаниям максимальную помощь в продвижении товаров на зарубежные рынки.
Об этом заявил первый заместитель Председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, директор Института управления в промышленности, энергетике и строительстве ГУУ Валерий Язев, выступая с докладом «Россия во Всемирной торговой организации: риски и преимущества» на 20-й Всероссийской студенческой конференции «Проблемы управления» в Государственном университете управления в Москве в пятницу, 18 мая, передает ER.RU.
«Присоединение России к ВТО – это вызов для всех нас, – отметил парламентарий. — В стороне от этих процессов не останется ни один сектор российской экономики.
Потребуется большое количество специалистов и управленцев новой формации, которые способны работать по международным стандартам и правилам.
Вступление России в ВТО означает, что Россия закончила переходный период в экономике и становится полноправным участником мировой торговли».
Главная цель ВТО, подчеркнул Язев, заключается в либерализации мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
«Его ключевыми принципами являются прозрачность торговой политики стран-участниц, взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле, отказ от использования количественных и иных прямых ограничений и разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров», — сказал депутат.
Он напомнил, что работа по адаптации российской экономики к членству во Всемирной торговой организации фактически ведется с 2004 года.
«Государственная Дума за два предыдущих созыва держала эту проблему в поле зрения и приняла немало законов, направленных на подготовку страны к работе в условиях глобальной торговли, — отметил первый зампред думского комитета.
— Существенные изменения были внесены в таможенное законодательство, законодательство о техническом регулировании, в антимонопольное законодательство и другие отрасли права».
Самым высоким барьером в конкуренции на мировых рынках, по словам парламентария, являются низкий уровень производительности труда, длинные производственные циклы, невысокая инновационная составляющая в развитии рынка. На рынках первичного сырья наша страна уже заняла лидирующие позиции, но занять место на мировом рынке высокотехнологичной продукции вне ВТО практически невозможно, считает Язев.
Говоря о потенциальных рисках ВТО для России, депутат выделил несколько элементов: «Во-первых, снижение импортных пошлин и, как следствие, потери, национальных производителей.
Однако, снижение импортных пошлин — примерно на половину товаров — будет производиться в течение длительных переходных периодов — до 7 лет для самых чувствительных отраслей. Во-вторых, изменения в правила предоставления промышленных субсидий.
Эти изменения, затронут три отрасли — сельскохозяйственное машиностроение, производство самолётов и производство судов. При этом все преференции, которые отрасли получают, сохранятся в том же объёме, как сейчас, только в соответствии с правилами ВТО изменится их форма.
В-третьих, выравнивание железнодорожных тарифов, которые применяются при экспортных и импортных поставках, с внутренними тарифами на перевозку. Это не касается тарифов на транзит — они могут устанавливаться на любом уровне, на основании стоимости транзитной услуги».
Для того чтобы минимизировать эти риски, считает парламентарий, необходимо разработать способы нетарифной защиты отечественного производителя и потребителя, а также осуществлять мониторинг ситуации на товарных рынках в целях своевременного реагирования на нарушение единых правил торговли.
По словам Язева, вступление в ВТО дает России новые возможности для развития бизнеса, ориентированного на экспорт.
«У российской экономики уже сейчас есть возможности для увеличения доли перерабатывающей продукции в структуре экспорта.
Переход к производству и экспорту высокотехнологичной продукции товаров с высокой добавленной стоимостью, в условиях жесточайшей конкуренции на мировых рынках, без единых правил игры невозможен», — сказал он.
«В настоящее время российские производители сталкиваются с проблемами доступа на зарубежные рынки химической, металлургической, сельскохозяйственной и другой продукции», — отметил парламентарий. Этот доступ ограничивается в нарушение правил международной торговли, а после присоединения России к ВТО эти ограничения можно будет оспорить на законных основаниях.
«Задача государства — обеспечить российским компаниям максимальную помощь в продвижении товаров на зарубежные рынки, и это должно стать важной частью российской внешнеэкономической политики», — убежден Язев.
— Принятие и исполнение правил ВТО, особенно в отношении интеллектуальной собственности, инвестирования и доступа к рынкам товаров и услуг, позволит создать более предсказуемый и комфортный деловой климат в стране».
Напомним, что полноправными участниками ВТО на сегодняшний день являются 154 государства. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО.
16 декабря 2011 года был подписан протокол о присоединении России к ВТО. Впереди еще один этап – ратификация подписанных документов органами законодательной власти. Через 30 дней после этого можно будет считать Россию полноправным членом ВТО. Россия также принимает на себя обязательства об обеспечении выполнения требований ВТО и на уровне Таможенного союза.
Источник: https://er.ru/news/83954/
Всемирная торговая организация (ВТО)
22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной Торговой Организации (ВТО). Переговоры о присоединении России к ВТО длились почти 20 лет: с 1993 года по 2011 год. 18 лет – это абсолютный рекорд длительности переговоров. Даже Китайская Народная Республика добивалась членства в ВТО меньше — 15 лет.
Суть Всемирной торговой организации (ВТО)
Всемирная торговая организация (ВТО) — международное некоммерческое объединение, регулирующее внешнеэкономическую деятельность стран-участниц.
Действует с 1 января 1995 года и является правопреемницей функционировавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Создание ВТО было определено многосторонним соглашением в ходе Уругвайского раунда ГАТТ (1986—1994 годы). Выполняет следующие функции:
- контроль за исполнением торговых соглашений стран-членов;
- организация и обеспечение переговоров стран-членов;
- наблюдение за торговой политикой стран-членов;
- разрешение торговых споров между странами-членами.
На 1 января 2012 года в ВТО состояли 157 стран.
Вступление России в ВТО
История присоединения России к ВТО
Россия подала заявку на присоединение к ВТО еще в1993 году.
Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых ВТО. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов.
Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет.
Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года.
Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).
Сроки вступления переносились неоднократно: 2003 год, 2006 год, затем окончательным сроком указывали 2007 год. После успехов 2010 года, когда были устранены разногласия с США и Евросоюзом, было объявлено, что Россия станет членом ВТО в 2011 году.
Условия присоединения России к ВТО
В декабре 2006 года была опубликована подробная предварительная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным.
Результаты на ноябрь 2011 года по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке на сайте Миниэкономразвития[15]. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что, как утверждают, является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО.
Согласно этим данным, в течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %.
Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование.
Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долларов в год (сейчас объем помощи составляет 4,5 млрд долларов в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).
Непосредственной частью Протокола, которая и определяет условия, на которых Россия вступила в ВТО, являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных лиц из членов ВТО на тот или иной российский рынок услуг (деловые, финансовые, транспортные услуги и т. д.).
Если же такие ограничения Россией не оговорены или если они оговорены в этом перечне, но не закреплены в российском праве, то согласно правилам ВТО должны будут действовать два принципа: 1) принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила (часто-правовые, налоговые, процессуальные и т. д.
), что и для российских лиц (если иное не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как её члена); 2) принцип «наиболее благоприятствуемой нации», означающий, что если Россия предоставит какой-то благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО (но не для российских лиц), то он должен автоматически действовать и для иностранных лиц из любого другого члена ВТО. Наиболее существенные изменения правового режима доступа и работы иностранных лиц на российском рынке произошли в сфере страховых, финансовых, телекоммуникационныхуслуг. Подписав Протокол, Россия также выразила свое согласие на присоединение к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО со всеми приложениями к нему, текст которых на английском языке размещен на официальном сайте ВТО. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.
Уступки России при вступлении в ВТО
Сельское хозяйство
В 2010 году Россия пошла на значительные уступки в вопросах регулирования в своем сельском хозяйстве. 27 сентября министр сельского хозяйства Елена Скрынник встречалась с представителями 20 государств, и объявила, что до 2012 года объем господдержки национального агропромышленного комплекса останется на прежнем уровне, а в 2013—2017 годах будет сокращен вдвое — с 9 млрд долларов в год до 4,4 млрд долларов. Согласно данным, опубликованным в 2008 году РИА «Новости», уровень господдержки сельского хозяйства России и без того значительно ниже, чем в других государствах: в США на рубль произведённой продукции господдержка составляет 16 копеек, в странах Евросоюза 32 копейки, в РФ — 6 копеек.
По мнению предыдущего министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, принимая условия ВТО, Россия рискует сокращением доли экспорта с 1,3 % до 1 %, а доля иностранных агропромышленных товаров увеличится с 1,9 до 2,3 %. Издержки составят 4 млрд долларов.
Доступ на рынок
В результате переговоров Россия согласилась дать зарубежным страховым компаниям возможность открывать прямые филиалы на территории страны. В сфере бизнес-услуг, дистрибуции товаров и производства компьютерной техники разрешено появление компаний со 100-процентным иностранным капиталом.
Россия проявила настойчивость в вопросах неприкосновенности банковского сектора и не поддержала предложение американцев допустить на российский рынок прямые филиалы иностранных банков.
Необходимость зафиксировать это условие законодательно изложена в проекте «Стратегии развития банковского сектора до 2015 года».
Вместе с тем, российская сторона пошла на определенные уступки, повысив долю иностранного капитала с 25 % до 50 % и разрешив 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании.
Авиасборы
Россия согласилась на отмену авиасборов за транссибирские перелёты пассажирских самолётов иностранных авиаперевозчиков через свою территорию. Наибольшие претензии тот факт, что пролетающие над Сибирью самолёты платили России до $400 млн в год, вызывали у Евросоюза. К примеру, размер пошлин для Boeing-757 составлял $87 за 100 км.
Пошлины
В 2006 году, незадолго до завершения консультаций с США, министр экономического развития и торговли Герман Греф говорил, что после вступления в ВТО таможенные пошлины на импортные товары снизятся в среднем с 10,2 % до 6,9 %, в том числе на сельхозпродукцию — с 21,5 % до 18,9 %. Будут ликвидированы пошлины на компьютеры и комплектующие для них (в 2005 году они составляли 5—10 %), обнулятся на медь на металлолом будут снижены.
Импортные пошлины на фрукты снизятся до 2-5 %; на вино — с 20 до 12,5 %; на некоторые категории лекарственных препаратов до 3—5 %; на импортную одежду на 2,5—5 %; на новые автомобили-иномарки — до 15 %, на самолёты — до 12,5 %. На спирт сохранится запретительная пошлина — 100 %, но не менее 2 евро.
В 2005 году Россия взяла на себя обязательство заморозить экспортные пошлины на нефть и газ.
С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80% (50 евро за кубометр).
В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введён мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.
Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.
Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5—15 % от таможенной стоимости.
Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину — 5 %. Экономическое издание BFM.
ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.
С 2006 года Россия планировала постепенно увеличить экспортные пошлины на необработанную древесину до заградительного уровня. В июле 2007 года ставка возросла с 6,5 % до 20 % таможенной стоимости, и за каждый кубометр круглого леса государство получало 10 евро. А в 2010 году должны были достигнуть 80 % (50 евро за кубометр).
В 2007 году в связи с неготовностью отечественных промышленных предприятий стремительно нарастить объёмы переработки древесины был введен мораторий на ограничение экспорта, зафиксировавший пошлины на уровне 25 %.
Перспектива отказа от российской древесины вызвали выраженный протест со стороны Финляндии и Швеции, что в очередной раз осложнило отношения с Евросоюзом. В 2010 году этот вопрос, по мнению еврокомиссара по торговле Карела де Гюхта, ставил под сомнение скорейшую интеграцию России в ВТО.
Россия в конечном счете пошла на компромисс: пошлины сохранятся, но будут значительно снижены. В зависимости от вида древесины они составят 5—15 % от таможенной стоимости.
Оговорена максимальная пошлина на берёзу в 7 %, на осину — 5 %. Экономическое издание BFM.
ru писало, что, соглашаясь на такие уступки, Россия не понесёт значимых финансовых потерь, но рискует осложнить развитие собственной деревообрабатывающей отрасли.
Поддержка бизнеса в условиях ВТО обойдется в 75 млрд рублей за три года
Вступление в ВТО обойдется бюджету РФ минимум в 75 млрд рублей в ближайшие три года: в настоящее время из них потрачено 60 млрд рублей. Эти деньги нужны для поддержки отраслей российского бизнеса, который оказался в непростых условиях Всемирной торговой организации. В Госдуме полагают, что объем поддержки можно дополнительно увеличить.
После вступления России в ВТО таможенные пошлины на многие импортные товары упали, после чего отечественные производители оказались не в выигрышном положении.
Например, для продукции предприятий легкой промышленности ввозные пошлины упали с 40 до 5% от стоимости товара, при этом на долю импорта приходится 80% российского рынка.
Именно на поддержку этой отрасли выделяются самые значительные суммы.
Помимо выделения дополнительных средств депутаты также предлагают освободить отрасль от налога на прибыль (на пять-десять лет).
Поступления в бюджет от предприятий легкой промышленности составляют около 2,4 млрд рублей в год, из них 2,1 млрд поступает в региональные бюджеты, 300 млн — в федеральную казну.
Глава комитета Госдумы по экономической политике Игорь Руденский сообщил, что сейчас рассматривается предложение возместить регионам выпадающие доходы.
По его словам, сейчас правительство также рассматривает вариант помощи и агропромышленному комплексу в размере 15 млрд рублей. В число отраслей, могущих пострадать от вступления в ВТО и нуждающихся в поддержке, вошли также лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы, производство самолетов, вертолетов и авиационных двигателей, а также композитных материалов и редкоземельных металлов.
Пока что все «вливания» в российское производство недотягивают до сумм, разрешенных правилами ВТО.
Так, только на поддержку сельского хозяйства по так называемой желтой корзине (меры, которые влияют на конечную цену продукции, — субсидирование процентной ставки по кредитам, субсидии на удобрения и др.) российский лимит на 2012 год составляет около 9 млрд долларов.
«А у нас в бюджете на середину года только 3,6 млрд долларов по «желтой корзине». Проблема в том, что денег в бюджете не хватает», — говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Преимущества для России от вступления в ВТО
Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост ее ВВП на уровне 1,2 %, а по оценкам Всемирного банка — до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнерами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объемов внешней торговли.
Российские экспортеры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь — крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.
Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в 2 млрд долларов.
К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений.
По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счет несырьевых товаров.
По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернется снижением цен вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешевыми потребительскими кредитами.
Итоги первого года России в ВТО
В декабре 2013 года «Российская газета» приводила официальную статистику по экспорту. С января по сентябрь 2013 года Россия на 9,6 % больше поставляет на мировой рынок нефтепродуктов, на 5,6 % — обработанных лесоматериалов.
Легковых автомобилей отправлено на экспорт больше на 14,2 %, чем за тот же период прошлого года (в статистике учитывается экспорт в Белоруссию и Казахстан). Однако, сделать выводы о негативном или позитивном опыте от вступления РФ в ВТО эта статистика не поможет.
Заместитель министра экономразвития Андрей Клепач объясняет, что «с момента вступления в ВТО прошло довольно мало времени. Для каких-то серьезных подвижек нужен срок не меньше, чем несколько лет».
«Конкурировать на внутреннем рынке с иностранными «тяжеловесами» в перспективе будет все сложней, поскольку у нас гигантский износ основных фондов 70-75 процентов.
Сложно покупать российское, когда его почти не осталось», — говорит президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин. Сегодня россияне на 90 % одеты в импортные вещи, на их столах почти 60 % иностранной еды, 70 % — иностранных лекарств.
В этой ситуации может помочь только более эффективные практические меры государственной поддержки российских товаров на рынке.
Источник: https://www.dk.ru/wiki/vto
Членство России в ВТО. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. Пять лет назад, 22 августа 2012 г., Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Заявка на вступление была подана в 1994 г. Протокол о присоединении подписан 16 декабря 2011 г. на министерской конференции в Женеве, в штаб-квартире ВТО.
10 июля и 18 июля 2012 г. документ ратифицировали Госдума и Совет Федерации, 21 июля закон о ратификации подписал президент Владимир Путин, а через 30 дней страна вступила в организацию. В декабре 2013 г. было учреждено Постоянное представительство России при ВТО, с мая 2014 г. его возглавляет Геннадий Овечко.
Доля России во взносах в бюджет ВТО в 2016 г. составляет около 4,6 млн долларов (2,2% от общего бюджета организации; 205 млн долларов).
Сведения о ВТО
ВТО (World Trade Organization) — специализированное учреждение ООН, осуществляющее разработку и внедрение новых соглашений в области мировой торговли, а также надзор за их исполнением.
ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ; General Agreement on Tariffs and Trade), действовавшего с 1947 г. Она начала функционировать 1 января 1995 г.
Основные цели ВТО — либерализация мировой торговли, обеспечение справедливых условий конкуренции, снятие торговых барьеров.
В рамках организации проводятся многосторонние переговоры между странами-членами, регулируются торговые споры, осуществляется мониторинг национальной торговой политики стран-членов, оказывается содействие развивающимся государствам. В настоящее время ВТО объединяет 164 страны, каждая из которых должна предоставлять другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле.
Страна, желающая присоединиться к ВТО, обязана привести свое законодательство в соответствие с требованиями организации.
Переговоры о вступлении нового члена проходят в рамках Рабочей группы, в которую входят государства, имеющие нерешенные вопросы в области торговли со страной-кандидатом.
Процесс ведется по четырем направлениям: по доступу на рынок товаров, по торговле сельскохозяйственной продукцией, по доступу на рынок услуг и по системным вопросам.
Обязательства России в рамках ВТО
Россия обязалась в течение двух-трех лет после вступления в ВТО (переходный период) снизить ставки импортных пошлин по всем товарам. Переходный период для наиболее чувствительных из них, включая легковые автомобили, вертолеты, самолеты гражданского назначения, а также некоторые продукты питания, в том числе рыбу и свинину, установлен в пять-семь лет.
Например, пошлины на бытовую электротехнику и электронику должны быть снижены с 15% (размер пошлины 2011 г.) до целевого показателя в 7-9%; на такие товары, как молоко, сливки и сливочное масло — с 25% до 20%, на рыбное сырье — 10% до 6-8%.
Импортные пошлины на новые легковые автомобили Россия снизит с 25% до 15%. В интересах российских покупателей была достигнута договоренность, что этот процесс будет осуществляться главным образом в последние три года переходного периода.
Экспортные пошлины в зависимости от категории товаров Россия обязалась не увеличивать, или сократить, или отменить в соответствии с утвержденным графиком. Ограничения касаются некоторых продуктов рыбной промышленности, минерального топлива и масел, древесины, целлюлозы, цветных металлов, драгоценных камней и драгоценных металлов.
На некоторые товары экспортные пошлины сокращаются в пять раз, на другие обнуляются. Вывозная пошлина на природный газ зафиксирована на уровне 30% без обязательств по снижению.
Для нефти и нефтепродуктов ставки пошлин, как и до вступления в ВТО, устанавливаются правительством ежемесячно с учетом средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках.
Что касается доступа на рынок услуг, то Россия приняла обязательства по 116 из 155 секторов, имеющихся в классификации ВТО. По оценке экспертов, наибольшие изменения коснулись сферы страхования.
В частности, общая квота иностранного участия в компаниях повышается с 25% до 50% (в фирмах, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, — с 49% до 51%). Через девять лет после присоединения к ВТО в России будет разрешено работать филиалам иностранных страховых фирм.
Однако, согласно достигнутым договоренностям, они не будут обладать существенными конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями.
Россия добилась некоторых уступок по обязательствам в области сельского хозяйства. В частности, на период 2012-2013 гг. разрешенный уровень поддержки агропрома составлял $9 млрд в год. За основу расчетов Россия взяла показатели 1993-1995 гг.
Именно на этот период пришлось значительное списание долгов производителей сельскохозяйственной продукции. Если бы к России были применены стандартные правила ВТО, допустимый размер субсидий был бы в два раза меньше. К 2018 г.
эта сумма будет постепенно сокращена до $4,4 млрд.
В августе 2016 г. Еврокомиссия заявила, что за четыре года членства в ВТО, Россия так и «не выполнила все обязательства, принятые перед вступлением в организацию».
Участие России в торговых спорах
По мнению экономистов, одним из важнейших преимуществ вступления в ВТО является возможность для страны отстаивать свои интересы в рамках механизма по разрешению споров. На сегодняшний день Россия является участницей четырех разбирательств в качестве истца. В 2013-2014 гг.
страна подавала иски против Евросоюза и Украины:
— в связи с использованием в ЕС методики «энергетических корректировок» в антидемпинговых расследованиях против российских товаров;
— в связи с европейским Третьим энергетическим пакетом, который обязывает компании разделять бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей, что не устраивает «Газпром»;
— в связи со значительным повышением пошлины на ввоз нитрата аммония на территории Евросоюза и Украины из РФ;
— в связи с отменой Еврокомиссией пошлин на импорт украинских сварных труб и введением пошлин для производителей из России, Китая и Белоруссии.
Кроме того, ведутся четыре дела, в которых Россия выступает в качестве ответчика. В 2013 г. ЕС и Япония подали жалобы в ответ на российский утилизационный сбор на автомобили, введенный федеральным законом 1 сентября 2012 г.
Иск ЕС от 2014 г. касается пошлин на ввоз коммерческих автомобилей, введенных Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) 14 мая 2013 г. В 2015 г. иск подала Украина.
Он связан с ограничениями на поставку украинских вагонов и стрелочных переводов.
Решения по искам
Первое решение в отношении России в суде ВТО было принято 12 августа 2016 г. Дело касалось иска, поданного Евросоюзом против России 31 октября 2014 г.
с целью добиться отмены высоких пошлин на ввоз в Россию бумаги, холодильников и пальмового масла (пошлины ввела ЕЭК в январе-июле 2014 г.).
Согласно постановлению арбитров ВТО, ввозные пошлины превышают суммы, определенные графиком их снижения, который Россия приняла при вступлении в организацию, «что затрудняет торговлю в важных секторах».
По словам директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития, бывшего главы российской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО Максима Медведкова, «Россия никогда не отрицала, что по техническим причинам импортные пошлины на некоторые товары отличались от определенных в ее тарифных обязательствах». В ходе разбирательства пошлины на часть указанных товаров были полностью приведены в соответствие с обязательствами, таким образом, экономического эффекта решение суда иметь не будет.
19 августа 2016 г. было вынесено решение относительно иска Евросоюза от 8 апреля 2014 г., в котором от России требовалось отменить запрет на ввоз свинины, введенный в январе 2014 г. Россельхознадзором из-за обнаруженной на территории Литвы и других европейских стран эпидемии африканской чумы свиней (АЧС).
Арбитры ВТО заявили, что Россия не запросила у ЕС дополнительную информацию и не пересмотрела введенный запрет «в разумные сроки». Указывается, что ЕС доказал наличие на его территории зон, свободных от АЧС. Исходя из этого, суд признал запрет, введенный Россией, несоответствующим соглашениям ВТО.
При этом не было поддержано обвинение России в непрозрачности ее мер.
Плюсы и минусы членства России в ВТО
Некоторые эксперты полагают, что, вступив в ВТО, Россия улучшила условия доступа для своей продукции на иностранные рынки, расширила возможности для зарубежных инвестиций, увеличила конкурентоспособность своей продукции.
Кроме того, согласно требованиям ВТО, процесс законотворчества в стране стал более транспарентным, деловые круги получили возможность участвовать в формировании бизнес-среды, отечественные производители теперь могут открывать новые рынки.
С другой стороны, страна теперь не может активно защищать внутреннего производителя с помощью пошлин и других дискриминационных мер по отношению к импортным поставкам.
Ряд экономистов утверждает, что от снижения ввозных пошлин пострадали легкая промышленность, машиностроение, металлургия и сельское хозяйство. В частности, по данным Национальной мясной ассоциации, в 2013 г.
из-за большого количества импортного мяса снизились цены на отечественную свинину, что повлекло спад цены и на продукты птицеводческой отрасли. В результате в оптовом секторе цены уменьшились на 25-30%.
Указывается, что на тот период все аграрные хозяйства несли убытки. По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, восстановить сельскохозяйственное производство в РФ удалось с помощью контрсанкций, которые Россия ввела в августе 2014 г.
Источник: https://tass.ru/info/1448070
Процесс присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО)
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находились в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
В августе 1997 года была образована Комиссия правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества, а в декабре 2009 года — в Правительственную комиссию по экономическому развитию и интеграции, которую возглавил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов.
Еще в начале 2008 года российские власти полагали, что удастся завершить переговоры до начала нового политического цикла в США. Однако главные партнеры Москвы по переговорам — Брюссель и Вашингтон — проявляли несговорчивость.
В рамках переговоров долго обсуждались темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.
Российскую Федерацию не устраивали условия ВТО, касающиеся импорта мяса. В частности, от России требовали, помимо больших квот на импорт мяса, обнулить ряд таможенных пошлин, что могло привести к демпингу на рынке мяса и осложнить положение отечественных производителей животноводческой продукции.
4 октября 2011 года замминистра экономического развития РФ Андрей Слепнев сообщил, что Россия смогла договориться с ключевыми партнерами об условиях соглашения по импорту мяса в рамках процесса вступления в ВТО. Они предусматривают определенное снижение квотных поставок мяса в Россию.
Также в течение нескольких лет не сходил с повестки обсуждения вопрос объемов поддержки сельского хозяйства. Расходование средств из госбюджета влияет, по мнению ВТО, на конкуренцию.
- Россия в рамках ВТО согласовала лимит господдержки АПК в размере до 9 миллиардов долларов в год с постепенным его сокращением к 2018 году до 4,4 миллиарда долларов.
- После присоединения к ВТО Россия сохранит за собой право применять внутреннее регулирование, направленное на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей, такое, как лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация.
- В двусторонних переговорах России с ЕС и США основным проблемным вопросом стал режим промсборки автомобилей в РФ, предусматривающий повышение планки производства и локализации.
Режим промсборки автомобилей в России действует с 2005 года, но с 2011 года он был изменен. Суть новых правил состоит в ужесточении требований к иностранным компаниям, имеющим производства в России: уровень локализации увеличен с 30 до 60%, минимальный порог инвестиций должен составлять не менее 500 миллионов долларов, а ежегодное производство машин увеличено с 25 тысяч до 300 тысяч.
Оппоненты также настаивали на ослаблении Россией поддержки отечественного автопрома, как того требуют правила, установленные в рамках ВТО. Российские же власти пойти на это были не готовы, поскольку продукция отечественных автозаводов в таких условиях может не выдержать конкуренции.
- 21 октября 2011 года было достигнуто соглашение, предполагающее компенсационный механизм, который заработает, если экспорт европейских автозапчастей в Россию упадет в результате нового инвестиционного режима, действующего в РФ.
- Согласие США на сохранение на длительный период действующего режима промышленной сборки автомобилей было получено ранее.
- Камнем преткновения на пути России в ВТО стало отсутствие компромисса с Грузией по вопросу таможенно-пограничного контроля на территории Абхазии.
В конце апреля 2008 года Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению РФ в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. После августовского конфликта 2008 года и признания Россией в одностороннем порядке независимости Абхазии и Южной Осетии Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой.
Переговоры по ВТО между Грузией и Россией были возобновлены в марте 2011 года при посредничестве Швейцарии.
Грузинская сторона требовала размещения международных наблюдателей на спорных границах Абхазии и Цхинвальского региона, в частности, на КПП Гантиади — Адлер и Роки — Верхний Зарамаг, а также внедрения современной системы обмена информацией о перемещении грузов для обеспечения прозрачности торговли.
2 ноября 2011 года стало известно, что Россия договорилась с Грузией по вопросу мониторинга грузов на границе Абхазии и Южной Осетии. По словам главы российской делегации Максима Медведкова, аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам.
16 декабря 2011 года министерская конференция Всемирной торговой организации (ВТО) одобрила решение о присоединении России к ВТО.
10 июля 2012 года Государственная Дума РФ на пленарном заседании приняла постановление о ратификации протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации.
Документ вызвал много споров как в бизнес-сообществе, так и у парламентариев, вплоть до обращения в Конституционный суд с просьбой проверить протокол о присоединении РФ к ВТО на соответствие Конституции РФ. По мнению заявителей, при внесении протокола на ратификацию в Госдуму была нарушена конституционная процедура. Кроме того, они оспаривали конституционность отдельных приложений к протоколу.
- 9 июля 2012 года Конституционный суд объявил, что не усматривает нарушений Основного закона при подписании пока еще не вступившего в силу протокола о вхождении РФ в ВТО.
- 18 июля 2012 года Совет Федерации ратифицировал протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).
- 21 июля 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»
- С 22 августа 2012 года Россия официально стала 156-й страной-членом ВТО.
- Однако в документах содержалась оговорка о взаимном неприменении норм ВТО Россией и США по причине действовавшей поправки Джексона-Вэника.
20 декабря 2012 года президент США Барак Обама подписал распоряжение о прекращении действия ограничительной торговой поправки. С этого момента все торговые вопросы между Россией и США регулируются на площадке ВТО.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник: https://ria.ru/20130614/943153184.html
Взаимодействие России и ВТО
Гарнов М. Г. Взаимодействие России и ВТО // Молодой ученый. — 2019. — №17. — С. 139-140. — URL https://moluch.ru/archive/255/58359/ (дата обращения: 20.03.2020).
Вступление России в ВТО пять лет назад было самой обсуждаемой экономической темой. И не зря: Российская Федерация вела переговоры о вступлении начиная с 1993 года и только в конце 2011 года было подписано соглашение.
Тогда, да и сейчас, этот факт сопровождается как положительным оценками и прогнозами, так и строгой критикой различных экспертов, аналитиков и экономистов.
Для того, чтобы наиболее глубоко оценить особенности, проблемы и перспективы взаимодействия России и ВТО, необходимо углубиться в теоретические вопросы данного аспекта международной экономики и торговли.
Международная торговля стала неотъемлемой частью процесса глобализации экономики, у которой есть свои преимущества и недостатки. Что же дает внешняя торговля странам? Во-первых, согласно теории, позволяет укрепить позиции страны на мировой арене. Во-вторых, способствует противодействию естественному снижению нормы прибыли.
Это достигается в конечном итоге за счет использования более дешевой зарубежной рабочей силы, сырья, массово производя товары, что снижает издержки фирмы.
Внешняя торговля, расширяя масштабы производства, позволяет получать производителям добавочную прибыль, которая образуется за счет реализации товаров на рынках менее развитых стран [4].
Однако встает вопрос как именно организовать и проводить внешнюю торговлю в условиях, когда у каждого государства свой свод законов, положений и правил. Дать ответ на этот вопрос и урегулировать торгово-политические отношения призвана Всемирная торговая организация.
ВТО базируется на Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было создано в 1947 году с целью восстановления мировой экономики после Второй мировой войны. К слову, до начала 1990-х, как бы странно это не показалось, данное соглашение «исполняло роль» ВТО.
Всемирная торговая организация на сегодняшний день состоит из 164 стран-участниц, между которыми подписаны соглашения и установлены особые правила экспорта и импорта товаров и услуг. Соглашение между Россией и ВТО было подписано 16 декабря 2011 года, а официально Россия вошла в состав стран-участниц ВТО только 22 августа 2012 году после прохождения процедуры ратификации соглашения.
В рамках переговоров по товарам было подписано 57 двусторонних протоколов о либерализации доступа на рынок товаров. Итак, как же будут выглядеть в результате присоединения к ВТО применяемые Российской Федерации импортные пошлины.
Стороны договорились о связывании тарифа на всю несельскохозяйственную продукцию на уровне 7,3 % (по сравнению с действующим на 2011 г. 9,5 %). С одной стороны, это можно рассматривать как определенную неудачу российских переговорщиков, так как это ниже уровня связывания, изначально предлагаемого Россией.
С другой стороны, представленный уровень таможенной защиты превышает тот, который существует в развитых странах. Между тем, на глобальной арене Россия сегодня во многом пытается позиционировать себя в качестве мощной экономической державы.
Снижение пошлин можно также рассматривать с той точки зрения, что на ряд инвестиционных товаров цены снизятся, и это положительно отразится на развитии российской экономики.
Вместе с тем было бы ошибкой считать, что снижение пошлины на какое-то количество процентных пунктов обязательно автоматически приведет к падению цены на продукт в том же объеме.
Логично предположить, что импортер товара может рассматривать разницу между старой и новой ценой в качестве некой маржи, часть которой он захочет оставить себе.
Поэтому по ряду товаров мы можем ожидать определенное снижение цены, но не в том объеме, который может обеспечить пошлина.
- Первоначально провозглашались следующие основные цели вступления России в ВТО:
- Улучшение имиджа Российской Федерации в мире и получение статуса полноправного участника международной торговли;
- Получение доступа российской продукции к иностранным рынкам на лучших условиях по сравнению с существующими;
- Участие в разработке международных правил торговли, что позволит в известной степени защищать собственные интересы, так как ВТО остается единственным и пока безальтернативным регулятором мировой торговли;
- Появление условий, необходимых для повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг отечественных производителей;
- Возможность разрешения потенциально возникающих торговых споров с помощью международного механизма;
- Привлечение иностранных инвестиций, создание благоприятного для них климата в силу необходимости приведение российских законодательных норма в соответствие с международными стандартами ВТО;
- Упрощение доступа российских инвесторов к деятельности в странах-членах ВТО [3].
Конечно же вступление России в такого рода международную организацию, более глубокая интернационализация, проникновение на международные рынки несет в себя ряд рисков. Например, ожидался рост конкуренции на внутреннем российском рынке, в особенности в секторе сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машиностроения.
Такой резкий рост конкуренции мог существенно снизить преимущества от вступления в ВТО в силу того, что отечественные производители и предприятия просто не смогли бы конкурировать с производителями из развитых стран в разрезе качества продукции.
Кроме этого, ожидались затруднения в продвижении отечественной продукции на зарубежные рынки, чего в общем и целом, не произошло: был подписан ряд сотрудничеств по поставке российской продукции за рубеж.
Аналитики ЦБ РФ отмечают улучшения по некоторым направлениям и снижения цен на некоторые группы товаров (птица, свинина), порой ниже среднемирового уровня. Однако по-прежнему не могут конкурировать с импортом по цене тепличные овощи, сахар, молокопродукты и говядина [5].
В целом наблюдается положительная динамика в разрезе импортозамещения: на сегодняшний день в России достаточное количество отечественных производителей и продуктов, но остается открытым вопрос насколько они конкурентоспособны и вынесут ли конкуренцию в случае отмены эмбарго и резким наполнением рынка зарубежными товарами.
В связи с этим необходимо переориентировать АПК к технологическим улучшениям и повышению эффективности производства.
Агропромышленный сектор — одна из немногих областей, где активно происходит импортозамещение. На взгляд автора, это возможно в силу того, что данная отрасль относится к сравнительному преимуществу страны (по теории Д.Рикадо). В других отраслях дела обстоят несколько хуже.
Таким образом, Россия вступила в ВТО на довольно выгодных условиях: делегации удалось убедить торговых партнеров, что резкое открытие рынка негативно скажется на России и нам предоставили «отсрочку».
Процесс интеграции должен был осуществляться постепенно: пошлины снижались до обозначенных в соглашении значений в течение 2–3 лет. На сегодняшний день, по заявлению Еврокомиссии Россия выполнила не все условия вступления.
Очевидно, что санкции в этом случае сыграли не последнюю роль.
«Санкционная война», на мой взгляд, дает возможность отечественным производителям в «тепличных» условиях, с поддержкой со стороны государства развить свои производства, бизнес, подготовиться к снятию эмбарго, чтобы уровень отечественной продукции был конкурентным по сравнению с зарубежной.
Очевидно, что во всех сферах экономики Россия не сможет стать первой, у нее есть свои сравнительные преимущества, на развитие которых и стоит потратить силы и средства, и импорт — это нормальное явление для любой страны.
Однако следует обратить внимание на необходимость снижения зависимости от зарубежных продуктов и услуг, поддержку отечественных производителей, что в условиях санкций делать наиболее целесообразно.
Литература:
1. Бюллетень Департамента исследований и прогнозирований Банка России «О чем говорят тренды: макроэкономика и рынки», Июнь 2018 год. https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/6653/bulletin_18–04.pdf
2. ВТО предписала России изменить пошлины на легкие грузовики // https://www.rbc.ru/economics/27/01/2017/588b669e9a794778cff19737
3. Левина Ю. Е. Вступление России в ВТО, выгоды и риски // СТЭЖ. 2014. № 1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vstuplenie-rossii-v-vto-vygody-i-riski (дата обращения: 01.06.2018).
4. Международная торговля: учебник для бакалавриата и магистратуры / Р. И. Хасбулатов [и др.]; под общ. ред. Р. И. Хасбулатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 405 с.
5.
Отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ мер, принимаемых органами государственной власти по выполнению обязательств и реализации прав Российской Федерации, связанных с присоединением к ВТО, по оценке влияния норм и правил ВТО на бюджетную систему и отрасли экономики» https://web.archive.org/web/20131107042904/http://www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/03-buleten_doc_files-fl-2360.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, вступление России, внешняя торговля, ВТО, всемирная торговая организация, международная торговля, производитель, российская продукция, отечественная продукция.
Источник: https://moluch.ru/archive/255/58359/