Задачи философии в культуре — студенческий портал

ВИДЕО Изучение студенческих культур начинается в американской социологии в 1940–1950-е годы. Идея того, что студенческая популяция делится на типы, очень старая. В XIX веке она распространена повсеместно. Но в 1940–1950-е годы эта идея ложится на научную основу — на самую современную на тот момент социологическую теорию структурного функционализма.

Центральная идея структурного функционализма в версии Парсонса — возможные расхождения между мотивами, ценностями и нормами. Есть социальная система, созданная из норм, которые, в свою очередь, образуют институты. Есть культура, которая создана из ценностей и задает высшие идеалы. И есть индивидуальные психологические мотивы. Для соблюдения социального порядка нужно, чтобы мотивы, ценности и нормы были в соответствии друг с другом. Иначе оказывается, что есть институты, в которые люди знают, как играть, но зачем — не знают. Или знают, зачем и как, но не хотят играть.

Широко известно приложение этой идеи к политической культуре. Если нет политической культуры, то простое калькирование институтов может привести к тому, что эти институты начнут функционировать не так, как предполагалось.

Одинаковые конституции Соединенных Штатов и Аргентины вовсе не привели к одинаковому устройству политических систем в двух странах. Парсонс (американский социолог второй половины XX века. — Прим. ред.

) объяснил этот факт легко: институты, может быть, и одинаковые, но ценности, нормы и культура — разные.

Эту плодотворную идею легко перенести на высшее образование. Есть институты — университеты, есть какие-то другие академические институты, есть студенты. Поведение студентов определяется не только и не столько институциональными рамками, сколько устремлениями, которые воодушевляют студентов.

Задачи философии в культуре - Студенческий портал

Обычно в одной аудитории сосуществуют люди с очень разными устремлениями. С первого курса эти люди притягиваются друг к другу, иногда садятся вместе. На первом ряду садится тот, кто записывает каждое слово за преподавателем, поднимает руку, старается встрять и добавить слово от себя.

На задние ряды садятся те, кто не хочет, чтобы преподаватель увидел, чем они занимаются. Так происходит и в школе, и в университете. Возникает дружба.

Теплые человеческие отношения возникают обычно по тому же пространственному признаку, поскольку он отражает разницу в интересах и жизненных траекториях, перспективах.

Самая известная из ранних типологий студенческих культур принадлежит Кларку и Троу. Они разделили студентов в колледже по двум основаниям: по заинтересованности жизнью колледжа и по интеллектуальности интересов и устремлений.

Студенты, ценившие жизнь колледжа и одновременно интеллектуалистски ориентированные, становились типичными ботаниками (тогда их называли по-другому, но смысл был тот же). Они постоянно учились в библиотеке в присутствии друг друга.

Поскольку американский колледж — это вполне изолированное сообщество, часто даже географически вынесенное из города, ботаники создавали очень плотную группу, объединенную общим интересом к выполнению домашних заданий и получению оценок.

Ученой субкультуре противостояла другая, которая тоже высоко ценила жизнь колледжа, но совершенно не ценила учебу и интеллектуальную составляющую. В английском языке ее назвали бы collegiate — коллегиальная, социальная. Эти студенты тусовались.

Но поскольку жизнь американского колледжа одновременно изолирована от большого мира и более насыщенная, тусовались они тоже в пределах своего колледжа и посвящали неформальной стороне жизни колледжа все время.

Они занимались спортом, состязались с соседними колледжами по разным видам спорта, устраивали подобие КВН, вечеринки и танцы. Если колледж был чисто мужской или женский, они живо участвовали и в жизни соседних колледжей другого пола.

Учебой они интересовались в той степени, чтобы не вылететь из колледжа и не потерять возможность участвовать в его жизни.

Еще одна категория студентов была очень мотивирована и заинтересована учебой, но при этом не ассоциировала себя с колледжем и его жизнью и не интересовалась идеями ради самих идей.

Это профессиональная (vocational) группа более взрослых людей, которые приходили в университет, для того чтобы выучиться. Часто у них не было друзей в колледже. Они могли добровольно снимать жилье в соседнем городке, а не с другими студентами в общежитии.

Эти люди хотели диплом, но академическая жизнь не представляла для них интереса.

Наконец, была субкультура студентов, которых не привлекала жизнь колледжа, но которые имели широкие интеллектуальные интересы. Самая известная статья Кларка и Троу была опубликована в 1966 году. Тогда эти люди отращивали длинные волосы и заплетали феньки, чтобы ехать на Woodstock, и слушали рок-н-ролл.

Родители отправили их в колледж, но они чувствовали, что его упадническая культура их совершенно не интересует, а настоящая жизнь начинается где-то за его стенами, но тем не менее живо следили за идеями своего времени и обсуждали Сартра, Керуака и Тимоти Лири.

Многих из них мы сегодня обсуждаем на курсах по истории социологии.

Поскольку идея изучения культур и их отношений с институтами была одной из центральных в 1960-е годы, большое количество исследований породило похожие типологии, которые отчасти зависели от характеристик учебного заведения.

Например, Ньюком не обнаружил в женском либеральном колледже студентов, которые были бы сильно профессионально ориентированы: девушкам, которые ходили в такой колледж, в то время еще не полагалось быть профессионально ориентированными.

Однако студенты, которые были ориентированы на внешний мир, делились на две группы. Одна ассоциировала себя с колледжем, но имела широкие интеллектуальные интересы и мечтала влиться в богему.

Другая интересовалась вечеринками, но вечеринки в колледже их не устраивали. Они мечтали о том, что по меркам приличного колледжа было разнузданными оргиями.

В наше время оно поразило бы всех своей невинностью, но тогда было радикальным вызовом общественной морали.

Некоторые подобные четырехчастные типологии продолжают воспроизводиться. Последние их версии в Америке включают студенческих активистов, которые не очень озабочены борьбой за учебу, но очень озабочены борьбой за социальную справедливость.

Хиппи образца 1960-х отчасти переродились в этих людей, которые изживают сексуальный харассмент и прочую микроагрессию на кампусе.

В целом четырехчастные типологии хорошо охватывают устремления в американской студенческой популяции, но их не всегда легко приложить к другим случаям.

Другая возможная типология полезнее, если мы пытаемся использовать ее для сравнительного контекста, а не для американского высшего образования. Она указывает на выгоды, которые может дать высшее образование. В самой развернутой форме она начинается с противопоставления между ситуативными мотивами получения образования и мотивами, которые выходят за пределы конкретной ситуации.

Задачи философии в культуре - Студенческий порталКак развивалось британское образование?

Некоторые люди получают высшее образование, потому что это дает много льгот и привилегий. Оно дает возрастной мораторий, и старшие родственники не спрашивают, чем ты занимаешься; можно посвятить некоторое время себе и решить, чего ты хочешь в жизни.

Оно дает жилье, а в некоторых странах и неплохую стипендию. Эти возможности используют люди, которые еще не уверены, кем хотят быть. Эрик Эриксон называл это мораторием. Высшее образование действительно во многом служит мораториальным или миграционным целям.

Люди могут каким-то образом приспособиться к будущей жизни.

Иногда кажется, что все высшее образование работает на обеспечение моратория. В 1960-х годах была очень популярна идея, что влиться в современный социальный порядок сразу слишком сложно и молодым людям нужно давать так называемый буферный период.

Некоторые западноевропейские страны примирились с мораторием как с правом, таким же, как на бесплатную медицину. В России эта идея не пользуется популярностью.

Учиться здесь принято «не для школы, а для жизни» (так написано на дверях одного широко известного учебного заведения).

Кроме студентов, ориентированных на возрастной мораторий, есть другая категория, нацеленная на то, чтобы что-то вынести из университета с собой во взрослую жизнь.

Эта категория, в свою очередь, разделяется на две: одни студенты ориентированы на классовые преимущества, а другие — на профессиональные.

Иногда эти категории сосуществуют, хотя речь скорее идет о разных типах системы высшего образования и более широких функциях, которые она выполняет в обществе.

Есть университеты, транслирующие классовые привилегии. До некоторого времени такими были Оксфорд и Кембридж.

Туда шли аристократические молодые люди — не чтобы чему-то научиться, а чтобы провести некоторое время с такими же аристократическими молодыми людьми.

Их поселяли вместе, они обзаводились нужными связями и образовывали элиту, поскольку по наследству от их предшественников им доставались все высшие позиции. Они были членами элиты, потому что уже всех знали.

Даже когда высшее образование импортировали в североамериканские колонии, оно обслуживало прежде всего классовые, а не профессиональные интересы. В XVII веке в раннем Гарварде единственной разновидностью профессионалов, которые учились чему-то в университетах, были священнослужители.

Все остальные учащиеся хотели быть джентльменами, а не работать по полученной специальности. Тем более что никакой специальности они там не получали.

Образование представляло собой чтение классиков, немного греческого и латыни, при желании можно было добавить фехтование и навыки верховой езды.

По-своему это очень гармоничная форма высшего образования, которая может существовать столетиями. Единственная проблема заключается в том, что она не получает поддержку от государства, потому что тому нет смысла это финансировать. Но такое образование покупают только богатые люди. Университеты, ориентированные на их потребности, могут благополучно прожить без иной поддержки.

Профессиональные студенты — это студенты, которые хотят чему-то выучиться и рассматривают университет как инструмент получения профессионального багажа и продвижения в карьере.

Как классово ориентированные, так и профессионально ориентированные студенты получают некоторое количество человеческого или культурного капитала и знаний, даже аристократы.

Но также они получают не менее важный социальный капитал, будь то связи в обобщенной элите или в своей профессии.

Связи могут быть гораздо важнее, чем знания. Это одна из вещей, которую онлайн-образование никогда не заменит. Оно может с большим успехом заменить учебники и лекции, но не общение с одногруппниками. Последнее является более важным ресурсом, чем информация, которую уже в XVII веке можно было получить из иных источников.

Наконец, символический капитал является сигналом принадлежности выпускника либо к аристократии (он окончил Оксбридж), либо к профессиональной элите (он прошел суровые испытания и, вероятно, способен справиться с какой-то профессиональной функцией).

Студенческие культуры не просто позволяют преподавателю систематизировать то, что он перед собой видит, но оказывают решающее влияние на развитие системы высшего образования и академического мира. Студенты приносят в университет большую часть ресурсов, за счет которых этот университет существует.

Изменения студенческих культур, изменения мотиваций влекут за собой перестройку всего института. Разные типы студентов создают разные университеты под себя.

Аристократический университет будет иметь некоторое количество блестящих профессоров, способных развлечь скучающих студентов своими лекциями, но не будет ценить выдающихся ученых.

Университет, который учит профессиональных студентов, вынужден нанимать звездных профессоров с репутацией, далеко выходящей за стены этого университета. Такую необходимость диктуют ему студенты, рассчитывающие учиться у лучших специалистов в своей области и поступающие в университет именно ради этого.

Волна профессионально ориентированных студентов, влившаяся в свое время в американские университеты, привела к тому, что иногда называют американской академической революцией. Университеты начали всерьез охотиться за выдающимися профессорами, потому что это было главным средством рекламы у масс студентов, которые желали изучать медицину и инженерное дело.

Научные достижения профессоров стали важны для университета, поскольку наука очень хорошо рекламирует себя. Для профессора получить место в университете стало проще всего за счет славы за его пределами. Профессора стали достаточно влиятельными, и лучшие из них получили возможность выкручивать университету руки, требовать зарплаты и пожизненные контракты.

Изменения в студенческих мотивах привели к радикальной перестройке системы управления университетом и относительного баланса власти. Раньше в университетах правил авторитарный президент, который по собственному желанию нанимал и увольнял профессоров (обычно молодых людей, ждавших, когда их наймут куда-нибудь священниками).

Теперь старшие профессора диктовали ректору свои условия, потребовали пожизненного контракта, участия в управлении всеми делами. Они могли устраивать эффективные революции, угрожая увольнением в том случае, если ректор не пойдет им навстречу.

И это была убедительная угроза, потому что другие университеты с удовольствием взяли бы суперзвезд к себе.

Задачи философии в культуре - Студенческий порталОбраз учащегося в современном образовании

За несколько десятилетий баланс власти в американском высшем образовании радикально перестроился: профессора превратились из наемного персонала, который никому особенно не интересен, в главный актив университета. Но превратились не за счет собственных достижений, а за счет изменения студенческой мотивации, за счет того, что их достижения стали важны в более широком контексте.

Массовые изменения в студенческих культурах меняют университет гораздо быстрее, радикальнее и надежнее, чем государственная политика. Последняя пытается заменить студентов с их способностью формировать университет под себя, но обычно не справляется с этой задачей.

Источник: https://postnauka.ru/video/87606

Культура студенческой молодежи

Задачи философии в культуре - Студенческий порталКультурный облик любого отдельного студента зачинается еще в детстве. Он напрямую зависит от традиций того места, где он рос и учился. Основное влияние на формирование культурных взглядов студента оказывает его семья и некоторые сильные внешние «раздражители» (например, харизматичные педагоги).

Читайте также:  Сравнительная педагогика - студенческий портал

Культура студенческой молодежи складывается из многих компонентов. Выделить можно минимум три пласта: духовная, материальная и физическая культура.

Духовное развитие обусловлено моральными устоями, развитием искусств, проявлением интереса молодых людей к религии.

Материальная культура – это одежда, мобильная техника, автомобили, еда и многие другие бытовые аспекты.

Физическая культура молодежи это и манера поведения, и активный стиль жизни, и популярность занятий спортом, и многое другое, что трудно перечислить.

При включении студента в образовательный процесс происходит смешение в одном социуме большого количества разнообразных культур.

В процессе взаимодействия этих людей происходит обмен отдельными элементами культур каждого индивида, вырабатываются общие взгляды и правила поведения.

Процесс глобализации общества приводит к смешению культур разных народов и наций. Длительное нахождение в одном сплоченном социуме облегчает процесс синтеза.

Конечно, во многом культура студенческой молодежи определяется особенностями того ВУЗа, в который попал новоиспеченный студент. Она, несомненно, оказывает давление на уже привычные взгляды молодых людей.

Задачи философии в культуре - Студенческий портал

Высшее образование меняет характер его мышления, разрушает стереотипы, изменяет подход к разрешению многих вопросов. Именно получение высшего образования дает студенту понимание существования в обществе широкого культурного спектра.

Разумеется, культура студенческой молодежи напрямую связана и с уровнем общих знаний студента о мире. Сюда же включается восприятие моральных установок, понимание их необходимости, соответствующее поведение, которое мотивировано не страхом перед общественным порицанием, а из уважения к принятым нормам.

Источник: https://life-students.ru/kultura-studencheskoj-molodezhi/

Задачи философии культуры

Философия культуры – это особенный раздел философской науки, который занимается анализом культурных процессов, значения культуры для человека и социума.

О задачах философии культуры

  • Задачи философии культуры – это проблемы, требующие решения и связанные с философским осмыслением культурных вопросов и отношений в разных творческих сферах.
  • Если говорить о задачах, выполняемых задачами философии культуры, то основной из них считается создание всеобщего мыслительного и чувствительного мира, своеобразного «единого космоса», в котором человек проявляет собственную сущность, выражает себя, вступая во взаимоотношения с окружающим миром на высоком уровне.
  • Здесь изучаются не непосредственные произведения искусства или какие-нибудь результаты мыслительных и материальных процессов, а непосредственные движущие силы и состояние активности, которые необходимы для создания вышесказанного.

Необходимо обоснование и глубокое изучение истоков таких движущих сил.

Кроме того, философия культуры ставит перед собой задачу рассмотрения структуры представленных отношений. Итак, задачами философии культуры являются выполнения следующих действий:

  • Поиск движущей творческой силы;
  • Обоснование движущей силы и исследование предназначения;
  • Рассмотрение структуры культурных отношений, выделение категорий и остального понятийного аппарата.

Понятие культуры

Эта философия неразрывно связана с культурологией. Сама культура является многоликой и, соответственно, рассматривается с различных сторон. Одним из определений культуры, рассматриваемым философской наукой, является возможность жизни согласно ценностям и непосредственное создание ценностей.

В качестве культуры можно рассматривать все, что создается человеком, включая одежду, транспорт, трудовые орудия, нравственные правила, язык и его традиции и так далее.

Соответственно, непосредственное отношение к культуре имеет хозяйство, законодательство, такие научные дисциплины, вроде экономики, правоведения, религии и так далее.

Возможно даже преломление некоторых объективных факторов через культурную призму.

Некоторые мыслители рассматривают культуру в качестве возможности для понимания окружающего мира. Как жизнь человека культурные процессы удивляет своим многообразием. Следует останавливаться не только на материальных аспектах культуры, представляющих собой вещи, созданные человеком, но и на духовных, которые предполагают возможность чувствовать окружающий мир.

Культура представляет собой мир, наполненный ценностями, важными для людей. При утверждении человеческих ценностей в качестве общепринятых, мир может стать настоящей культурой. Соответственно, человеческие иллюзии с мечтами становятся реальностью, поскольку каждому человеку известно, что является ценным для него.

Философский взгляд

Естественно, философские взгляды на культуру и ее ценности бывают противоречивыми, так как всякая эпоха обладает своими философскими взглядами, способна:

  •  Подводить итоги философии;
  •  Обосновывать существование.

Необходимо, чтобы философия создавала только перспективные развивающие направления.

Возможно существование различных форм философской науки. Это может быть трактат, какие-то научные основоположения, творческие программные заявления, литературные тексты, человеческие диалоги и так далее. Можно говорить о способности к нормальному философствованию, которое считается природной характеристикой разума.

Некоторые дисциплины, являющиеся культурными феноменами, предназначаются, чтобы изучать объективную реальность. Одним из примеров таких наук может быть та же физика. Другие же дисциплины создают, прежде всего, реальность, внутри которой функционируют законы, изучаемые этими науками.

У каждой организованной мысли имеется собственный потенциал культурного творчества. Для примера, можно взять известную теорию относительности, когда-то созданную гением Эйнштейном. Она повлияла на культурные процессы так, что они начали осознавать и принимать относительность в качестве бытийного принципа.

Высокие литературные произведения воспитывают максимум благородства в людях. Низкопробные литературные труды способствуют тому, что даже человеческая жизнь уже не считается за ценность.

Так или иначе, теория культуры является тем инструментом, который развивается, как для последующего познания, так и для создания культурных реальностей, которые сообразуются с людским существованием.

Философское развитие

Развитие культурных процессов всегда связано с философским развитием. Отсутствие философии автоматически обозначает прекращение культурного развития.

Важно говорить о влиянии на современную культуру не только европейской, но и азиатской философии (с древних времен).

Вместе с тем здесь существуют даже определенные взаимосвязи, прослеживаемые между культурами на философском уровне.

Например, дзен-буддизм, по сути, является западным явлением по собственному происхождению. Он связан с переживанием своей ограниченности. Недоступные западному уму сферы он выделяет в самостоятельные области, приписывая им восточные мудрости.

Философствование существовало и продолжает свое существование в различных культурных областях, обуславливая их динамические процессы.

Но для этого культуры должны динамически развиваться под воздействием внутренних причин.

Что касается традиционалистских культур, которые развиваются под воздействием внешнего воздействия, то здесь можно говорить об отсутствии философской мысли. 

Источник: https://poisk-istini.com/filosofija-kultury/zadachi-filosofii-kulturi

Цели и задачи курса философии

Современный этап развития общества характеризуется глубокими качественными изменениями во всех сферах человеческого бытия.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в общественной жизни, целей и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности приобретают первостепенное значение.

В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с многовековым опытом как критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями, так и синтетического целостного мирочувствия.

Философы во все времена исследовали проблемы бытия мира и человека, ставили и решали вопросы взаимосвязи индивидуального и социального в человеке, а также земного и космического, анализировали его потребности, интересы и возможности в познании и преобразовании мира.

  • Курс философии имеет целью, опираясь на мировую философскую мысль, ознакомить студентов с философскими проблемами бытия природы, Космоса, общества и человека, получить представление о различных мировоззренческих подходах к их решению, осмыслить методологию исследования, а также оказать помощь в формировании у студентов мировоззрения, адекватного современным реалиям.
  • Задачами курса является:
  • — сформировать у студентов представление о своеобразии философии, ее месте в культуре; о научных, философских и религиозных картинах мира; о сущности, назначении и смысле жизни человека и общества;
  • — сформировать у студентов понимание роли духовного и телесного, индивидуального и социального в бытии человека, тесной взаимосвязи человека, общества, природы, Космоса;
  • — познакомить студентов с различными представлениями о личности, ее совершенстве, о ее свободе и ответственности;
  • — сформировать у студентов понимание многообразия форм знания и возможности их синтетического постижения; о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального, иррационального и сверхрационального в познавательной деятельности человека;
  1. — сформировать у студентов понимание важной роли науки в жизни человеческого общества и ее тесной связи с другими сферами жизни; выработать понимание структуры, форм и методов научного познания и знания;
  2. — способствовать формированию у студентов целостного мировоззренческого подхода в оценке жизненных ситуаций, включающего как научный аспект, так и этические, эстетические и религиозные ценности общества, с целью совершенствования человека, развития его культуры;
  3. — выработать у студентов представление о космической эволюции человечества.
  4. ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ И ФОРМАМ ОБУЧЕНИЯ
  5. Дневная форма обучения
Виды занятий Часовая нагрузка по семестрам
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа студентов
Форма контроля: рубежный контроль, экзамен
Итого

Заочная форма обучения

Виды занятий Часовая нагрузка по семестрам
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа студентов
Форма контроля: контрольная работа, зачет, экзамен
Итого

Примерное распределение лекционных и семинарских занятий

по темам курса философии для студентов дневного отделения

Тема Кол-во часов лекций Кол-во часов семинаров
Природа философии Основные исторические этапы и направления философии Учение о бытии (онтология) Учение о познании (гносеология) Философия человека Философия общества Философия истории Культура и цивилизация ВСЕГО

Примерное распределение лекционных и семинарских занятий по темам

курса философии для студентов вечернего и заочного отделений:

Тема Кол-во часов лекций Кол-во часов семинаров
Природа философии Основные исторические этапы и направления философии Учение о бытии (онтология) Учение о познании (гносеология) Философия человека Философия общества Философия истории Культура и цивилизация ВСЕГО 2-4   16-18 2-4   16-18

СПРАВКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ)

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины.

Действительность, мышление, логика и язык. Искусство спора, основы логики. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания.

Читайте также:  Категории в рассудочном познании и. канта - студенческий портал

Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»

Тема 1. Природа философии

Предмет философии. Место и роль философии в человеческом сознании и общественной жизни. Понятие мировоззрения. Основные типы мировоззрений: мифологическое, религиозное и философское.

Философия и искусство. Философия и наука. Философия и идеология. Философия и обыденное сознание. Функции философии. Специфика философских проблем. Философская рефлексия, специфика языка философии.

Культурно-исторические и духовные предпосылки возникновения философии. Исторические типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм.

Основные философские направления и течения. Диалектика и метафизика. Концепция синтеза



Источник: https://infopedia.su/13xdb8b.html

Статус философии в культуре

О статусе (лат. status — положение) философии в культуре люди задумывались с давних времен. Многие мыслители указывали на удивительный факт практически одновременной вспышки активности философской мысли где-то на рубеже VII-VI вв. до н.э. в самых различных регионах Земли.

Так, внимание известного современного философа К. Ясперса при осмыслении истории культуры человечества привлекли раздумья авторитетного историка философии Эрнста фон Лазо (1805-1864).

Последний обнаружил, что реформаторы человеческой мысли появились почти одновременно: в Персии — Заратустра, в Индии — Гаутама Будда, В Китае — Конфуций, в Палестине -пророки, в Греции — ионийцы, дорийцы, элеаты. Это привело к зарождению принципиально нового мышления в культуре человека — философского. К.

Ясперс пишет в этой связи, что человек впервые в истории «осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения» [12].

Объяснить этот поразительный феномен — вспышку активности философской мысли — пока никому не удалось. По сей день мыслители стремятся понять статус философии в культуре человечества как одного из сложнейших и актуальнейших факторов его саморазвития.

Объектом философского мышления являются все сферы бытия: природная, общественная, духовная. Предметом же всякой философии является осмысление целостности мира и его упорядоченности.

Это связано с особыми функциями, которые выполняет философия в важнейших сферах общественной и, прежде всего, интеллектуальной и нравственной жизни и деятельности людей. Философию не зря считают живой душой культуры.

С самого своего зарождения она не только рационально осмысливает все накопленные человечеством знания о мире и умения жить в нем, но и критически оценивает их с точки зрения социально-нравственного значения для всего человечества.

В связи с этим статус философии в культуре вообще определяет ее исключительную роль в духовном познании человеческого бытия, и прежде всего — в побуждении к совершенствованию жизни. Иными словами, философия дает человечеству возможность самопознания. Ее особый статус характеризуется состоянием свободомыслия, страстным стремлением определить назначение и смысл человеческой жизни и деятельности.

Основной смысл самого слова «философия», как прежде, хранит некую таинственность, причем не только в своих истоках, но и в самом своем содержании. Любовь к мудрости указывает прежде всего на пристрастие, которое помогает человеку стремиться жить мудро, то есть вполне осмысленно, а значит, высоконравственно.

С глубокой древности она по сути своей -единственный учитель нравственной жизни. В средние века статус философии заметно снизился, ибо ей отводилась вспомогательная роль — служить теологии в «доказательстве» существования трансцендентного разума (Бога).

С Нового времени, как известно, статус философии в культуре, а особенно в науке, медицине, вновь резко повысился: с одной стороны, она опять превратилась в царицу всех наук; с другой стороны, резко вырос воспитательный (нравственно-этический) статус философии в образовании и просвещении.

Таким образом, философия восстановила свое истинное духовное значение в сознании людей.

В настоящее время философия, будучи уникальным интеллектуально-нравственным явлением, одной из форм общественного сознания, заняла ведущее место практически во всех сферах человеческой жизни и деятельности. И это понятно. Философы всех времен и народов занимались осмыслением одних и тех же проблем.

Они разрабатывали метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию), теорию познания (гносеологию), аксиологию, этику, эстетику. Философия взаимодействует практически со всеми формами общественного сознания, но особенно с наукой, медициной, искусством, политикой, правом, религией.

Вместе с тем, «по своей природе философия выполняет особую мировоззренческую и методологическую функцию, которую не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом» [13].

Эта особая нацеленность актуализировала многие глобальные проблемы познания, в частности критичное отношение к знаниям и мнениям, ценностным свойствам и качествам материальных предметов и духовных явлений, до конца не проясненных человеческим разумом.

В этом выражается своего рода естественная критическая рефлексия мыслящего индивида на полученные им принципиально новые сведения о природе, обществе и самом человеке, а также стремление обнаружить явный смысл в знаниях и их ролевое назначение в жизнедеятельности человека.

Есть и еще одна специфическая особенность статуса философии в культуре. Она связана с определением предмета философии в системе научных связей и отношений. Его толкование подразумевает множество смысловых оттенков и значений в повседневном познании. Однако прежде всего, отметим неоднозначность использования самого понятия «предмет» в философии.

Так, древние мудрецы с пафосом утверждали, что о предметах великих или возвышенных ничего путного сказать нельзя — о них можно лишь величественно молчать. Философия относится к возвышенным предметам бытия человеческой культуры, но молчать о предмете философии никому не пристало — уже хотя бы потому, что она, по меткому замечанию Г.

Гегеля, является духовной квинтэссенцией, то есть самым главным и самым важным в жизни каждого человека. Следовательно, философия представляет собой особую сферу в научно-рациональной деятельности человека, решая уникальные задачи осмысления и объяснения всеобщих принципов бытия мироздания.

Предметом философии, как и предметом науки, является бытие в целом (духовное и материальное). Вспомним, в связи с этим, слова замечательного отечественного философа П.В. Копнина (1922-1971): «Философия по своему предмету и целям отличается от науки и составляет особую форму человеческого сознания, не сводимую ни к какой другой.

Философия как форма сознания создает мировоззрение, необходимое человечеству для всей его практической и теоретической деятельности» [14].

Философия как учебная дисциплина обладает хотя и специфическим, но конкретным предметом в системе образования и воспитания молодежи. В данном случае главной задачей является формирование у студентов целостного, или, как говорят сами философы, холистического (греч. holos — целое) мировоззрения.

Кроме того, предметом философии является задача привития студентам интереса к рациональному критическому мышлению, формирования культурно-нравственного поведения. Следовательно, предмет философии составляет человек и его развитие.

Однако все это, по сравнению с другими учебными дисциплинами, создает несколько размытую его формулировку. Не случайно многие специалисты философию причисляют только к обществоведческим дисциплинам, другие — только к гуманитарным, а третьи считают ее методологией естествознания.

На самом же деле она учит осмыслению общих принципов познания бытия, мировоззренческому пониманию мира. Перед философией как учебным предметом стоят непростые задачи морально-этического воспитания студентов, развития у них разума, чувств, воли, любви и т.д.

, поэтому в системе высшего образования и воспитания философия получает особый статус интеграционной учебной дисциплины, связывающей воедино цели всех наук.

Сегодня, когда волна иррационализма захлестывает всю духовную культуру человечества, все формы общественного сознания, а также естественнонаучные дисциплины (прежде всего биологию, медицину), актуальной задачей ученых различных направлений становится необходимость заново, творчески переосмыслить сложившийся статус философии в культуре и образовании.

Ее значение как мировоззренческой, методологической и морально-этической сферы в общественном сознании человечества значительно возрастает.

Современное миросозерцание требует исключительно целостного (строго философского) воззрения на мир, общество и самого человека, которое учитывало бы традиции и новации, интуицию и утопию, язык и логику, миф и артефакты в исторической памяти общества, а также многое другое. Это означает, что в настоящее время вновь становится актуальнейшей задача реабилитации метафизики (гр.

meta to physika — то, что за физикой) как учения о всеобщем и придания всей ее проблематике первоначального смысла. Европейская философская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала метафизику с наукой.

Философия, как величественное древнейшее учение о всеобщих законах в мире, жизни и деятельности человека и о познании первоначал бытия, или сущего (Аристотель), определяет суть теоретически систематизированного и максимально рационализированного мировосприятия и оценки исторических эпох развития человечества.

Философия стала выразителем зрелости духовной культуры народов и конкретно-исторических обществ. Выражая состояние абстрактно-понятийного мышления у интеллектуалов в системе пространственно-временных координат, она превратилась в уникальный феномен «умственной эволюции» на Земле. Из огромного потока фундаментальных знаний, добытых наукой, медициной, искусством и т.д.

, философия отбирает наиболее ценные и значимые для человечества. Первую попытку обрисовать предметный круг философии относительно существующих или только начинающих формироваться конкретных наук в свое время предпринял Аристотель (384-322 до н.э.). Он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия мира.

Ее теоретическая суть представлялась мыслителю несоизмеримой с возможностями других наук, что вызывало у него неподдельное восхищение.

Аристотель определял философский способ мышления как наиважнейшую часть в области познания мира, а саму философию называл «госпожой наук», считая, что все другие науки подобны рабыням, которые не могут возразить ей абсолютно ни в чем.

В размышлениях Аристотеля отражено характерное для той эпохи резкое расхождение философской мысли и мысли специальных дисциплин по степени абстрактности, по уровню теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков.

Но именно с этих позиций Аристотеля все специалисты-теоретики стремились овладеть метафизическим (умозрительным) способом или механизмом субъективно-умозрительного постижения и толкования мира.

Иначе говоря, для выработки целостной картины мира через призму особой метафизической интерпретации научных данных необходима была мировоззренческая и морально-этическая оценка их роли и значения.

А возможно это стало потому, что, с одной стороны, философия, будучи самым интегральным комплексом всеобщего знания как единой системы новейших концепций и теорий, определяет общечеловеческий смысл целостного понимания мира и положения человека в нем, что требует от нее основательного воздействия, направленного на совершенствование разума.

Источник: https://progs-shool.ru/obshhij-kurs-filosofii/442-status-filosofii-v-kulture.html

Философия в системе культуры. Роль философии в формировании духовной культуры личности. Краткий ответ

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).

Читайте также:  Растительный мир евразии - студенческий портал

Философия — одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Все явления культурной жизни произрастают на почве мировоззрения. Еще большее значение, чем просто мировоззрение, занимает в культуре философия, как система теоретических и осознанных (продуманных, проанализированных) элементов мировоззрения.

Философия является теоретическим фундаментом культуры и в то же самое время — ее, культуры, наивысшим осознанным выражением. Не случайно Гегель, а за ним и Карл Маркс называли философию «цветком культуры нации».

Философия, конечно, входит в состав культуры, сама является элементом культуры, но в тоже время выполняет в ней, в культуре, роль дрожжей, которые своим брожением подготавливают из теста национальных духовных элементов годный для выпечки и употребления хлебы культуры — произведения искусства, научные открытия, моральные кодексы и все другое, что служит духовной пищей человечеству.

В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками.

Свобода, являющаяся централь-ной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил.

Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют обще-культурное значение.

Философия, используя аксиологический, т.е.

ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это – бесценный источник прогресса социума и человека.

Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.

Значение философии

  • Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.
  • Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.
  • Позволяет выработать культуру разумного мышления.
  • Изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.

Философия – это свободное мышление и искание истины.

Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.

Источник: http://fevt.ru/load/filosofija_v_kulture/30-1-0-879

Место и роль философии в культуре

Итак, мы видим, что философия вырастает из глубокой духовной потребности, из забот и тревог человека.

Но с точки зрения обыденного сознания она «бесполезна», потому что не учит никакому практическому ремеслу, ее нельзя непосредственно воплотить ни в гражданской жизни, ни в технике.

Есть много наук, более полезных, чем философия, — писал в «Метафизике» Аристотель, — по нет науки более прекрасной,чем она.

Прекрасной — потому что философия есть стратегия свободной человеческой жизнедеятельности.

В общественной жизни философия вот уже 2,5 тысячи лет играет роль неутомимого «возмутителя спокойствия», бескомпромиссного критика существующего порядка вещей.

Фигуры философов в человеческой истории — почти всегда трагические. Власти редко жаловали их. Зато казни, тюрьмы, изгнания — очень знакомые нам страницы многих философских биографий.

Откровенно враждебными философии всегда были тоталитарные режимы.

Философскую критику нельзя понимать узко — только как критику политическую.

Она имеет значительно более широкий адрес — как критика всего наличного бытия и наличного сознания (сознания научного, художественного, нравственного).

Критикуя старый мир, философия выступает и в конструктивной роли — как теория, обосновывающая положительный идеал (образ будущего), утверждающий универсальную, космическую роль человека в мире.

Сказанное объясняет, почему философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе, с его родоплеменной организацией. Долгие века и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты поведения, внешне эго проявлялось в ритуалах, а в сознании существовало в форме мифапервой исторической формы социального регулятива.

По сравнению с мифом религия — более сложное и развитое сознание, отвечающее более высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для себя люди признают не человеческий, а сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность — Бога, который в глазах верующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение нравственности. Религиявторая (после мифа) историческая форма социального регулятива. Она еще не есть свобода, по есть мечта, греза о ней.

Но и в достаточно развитом обществе — если только это общество тоталитарного, казарменного режима — философия не нужна и невозможна. Вспомним и сравним два соперничавших друг с другом в середине первого тысячелетия до нашей эры греческих государства: Афины и Спарту. Один народ, один язык.

Но Афины — это Анаксагор и Перикл, Сократ и Платон, Аристотель и Эсхил, Софокл и Эврипид, Фидий и Аристофан; это Академия и Лицей; это великая философия, великое искусство и глубоко продуманная, блестящая система образования. Афины (вместе с городами-полисами: Милетом, Эфесом, Абдерами, Элеем и др.) — это и есть «греческое чудо» — колыбель всей западной культуры и цивилизации.

Древняя Спарта — суровое до жестокости воспитание детей и подростков (спартанское воспитание), казарменная муштра, безжалостное подавление естественных чувств и эмоций в угоду тоталитарному режиму. В этом государстве жили, воспитывались отличные воины и гимнасты, но в нем не было ни художников, ни мыслителей, ни политических стратегов.

Да у спартанцев не было и необходимости в них! Каждый гражданин государства твердо знал, в чем его долг и в чем добродетель. Знал потому, что от него требовалось выполнять команду.

Спартанец был избавлен от необходимости самому избирать свою судьбу, самому судить о приоритетах и ценностях жизни, самому — на свой страх и риск — принимать решения, а следовательно, и нести ответственность за них.

Спартанец «обходился» без всего этого, потому что в Спарте не было гражданской и личной свободы, не было демократии.

Афиняне же позволяли себе роскошь спора, несогласия, сомнений.

Афинянам, милетцам, элеатам их предки завещали лишь одно — способность сомневаться и удивляться миру, они завещали им знание о собственном незнании, но вместе с тем и высокое уважение, доверие к своему разуму, высшее напряжение которого философская мысль — стала между тем высшей формой (вслед за мифом и религией) жизненного, социального регулятива.

Уже древние философы видели много общего между философией и медициной. Медицина врачует тело, философия — душу. Мудрое слово философа должно не только поведать людям о сущем, по и очистить, просветлить их душу, указать па истинный путь в жизни.

Что нового вносит в социальный статус философии современность? Прежде всего и главным образом то, что философия из тиши кабинетов вырвалась и вошла в большой мир — в политику, связала себя с широкими народными движениями, идеологией которых она становится.

Происходит то, чего никогда не было раньше: складывается симбиоз теоретического и массового сознания, представляющий собою — как показал опыт России в XX в.

— сильнодействующую, взрывоопасную смесь (каковой была тогда смесь марксистских идей, разделяемых горсткой российских революционеров, с многовековой верой народных масс в свое высокое предназначение — быть Мессией, освободителем человечества)'.

Для «чистой» философии такая ее временная и неожиданная роль была невольно связана с упрощением, деформацией теоретического содержания, приспособлением его к «массовому» потребителю.

Такие издержки не отменяют общего вывода: главная роль философии в истории культуры — одухотворение, оразумливание человеческого рода, наполнение жизни человека высшим смыслом, высшими идеями и непреходящими ценностями.

По отношению к этой обобщенной функции философии — видеть и развивать в человеке человеческое все другие ее выходы в социальную и духовную жизнь общества являются уже более частными.

Как учение о бытии и познании, философия — своей онтологической и гносеологической стороной — тесно сближается с наукой, выступая методологией научного знания.

Каждая наука, опираясь на собственный опыт, разрабатывает, совершенствует систему общих правил

Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма. М„ 1989.

и принципов познания. Это могут быть и технологические приемы организации наблюдений (астрономия, геология), и способы осуществления экспериментов (физика, химия), математической обработки данных (социология) и т.и.

Но с философскими методами дело обстоит особо. Их отличительная черта состоит в том, что они имеют всеобщий характер. Высший уровень философской методологии — диалектика. Она помогает человеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета.

О глубоком сближении и даже взаимопроникновении философии и искусства писали многие великие философы (Платон, Кант, Шеллинг, Шопенгауэр, Вл. Соловьев). Гегель же говорил, что философ должен быть эстетически развит не меньше, чем поэт. «Красота спасет мир» — знаменитые слова русского классика обращены в равной мере и к философии, и к искусству.

Исследование социальных функций философии будет продолжено в следующей главе.

Бабушкин В.У. О природе философского знания. М., 1978.

Брутян Г.Л. Очерки по анализу философского знания. Ереван, 1979.

Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. Ростов н/Д, 1995.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Келигов М.Ю. Философы о философии. Ростов н/Д, 1995.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.

Рассел Б. Мудрость Запада: исторические исследования западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. М„ 1998.

Сагатовский В.Н. Вселенная философа. М„ 1972.

Философия и мировоззрение. М., 1990.

Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.

Источник: https://bstudy.net/731296/filosofiya/mesto_rol_filosofii_kulture

Ссылка на основную публикацию