Жан-Жак Руссо – французский писатель и философ эпохи Просвещения, известный своими философскими и педагогическими трудами. Настоящая известность пришла к нему после постановки оперы «Деревенский колдун».
Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве. Детские годы его не были лёгкими. Его мать, Сюзанна Бернар, умерла во время родов, оставив сына на попечительстве отца Исаака Руссо, работавшего часовщиком и подрабатывавшего преподавателем танцев. Смерть своей жены Исаак переживал очень тяжело, но, тем не менее, старался всю свою любовь направить на воспитание единственного сына.
С самого раннего возраста мальчик изучал труды Плутарха и вместе с отцом зачитывался «Астреей». Жан-Жак представлял себя в роли героя Античности, Сцеволы, и даже целенаправленно обжёг себе руку.
Вскоре Исааку Руссо пришлось уехать из Женевы в связи с вооружённым нападением, а Жан-Жак остался в родном доме вместе с дядей. В тот момент Исаак даже не мог подумать о том, что его сын в будущем станет значимым для этой эпохи философом.
Через некоторое время родственники отправили Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Ещё спустя год его для обучения передали нотариусу, а потом и вовсе перевели к граверу. Несмотря на такую занятость, юноша находил время на чтение книг. Образование научило его красть, лгать и притворяться.
В возрасте 16 лет парень сбежал из Женевы и попадал в монастырь, который находился в Турине. На протяжении почти 4-ёх месяцев Жан-Жак провёл в этом монастыре, а затем поступил на службу к аристократам, став лакеем. Графский сын помогал Руссо постигать начала итальянского языка, а навыки письменности юноша получил у госпожи де Варан.
Жан-Жак Руссо – в первую очередь, философ. Такие его книги, как «Новая Элоиза», «Общественный договор» и «Эмиль» и по сей день тщательно изучаются представителями науки. В своих работах Руссо старался объяснить причину существования в обществе социального неравенства. Кроме того, Руссо первым попытался понять, имел ли место быть договорной метод создания государственности.
По мнению Жан-Жака, закон является высказыванием общей воли и должен защищать общественных представителей от правительства, неспособного не переступать законы. Имущественное равенство имеет место быть, но лишь при выражении общей воли.
Руссо предложил народу самому принимать закон, осуществляя тем самым контроль над поведением властей.
Именно благодаря Руссо был создан референдум, были сокращены сроки полномочий депутатов, введён обязательный мандат и народная законодательная инициатива.
На портрете Жан-Жак Руссо
«Новая Элоиза» является знаковой работой в биографии Руссо. В этом романе отчётливо прослеживаются нотки романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу». Эту книгу Жан-Жак считал своим самым лучшим произведением, которое было написано в эпистолярном стиле.
«Новая Элоиза» состоит из 163 писем. Этот роман привёл в огромный восторг французское общество, поскольку в те годы подобный метод написания романов был очень популярным. Роман повествует о трагической истории, произошедшей в главной героини. На девушку оказывает влияние целомудрие, мешая ей наслаждаться любовью и подчиниться соблазну.
Ранние комедии и трагедии, написанные Руссо, не стали популярными среди народа. Настоящая же известность пришла к нему после постановки в 1753 году оперы «Деревенский колдун». Даже Людовик XV пел про себя арию Колетты из этого произведения.
Однако не все с восторгом восприняли его произведения. Например, Гримм, Вольтер и Гольбах отнеслись к творчеству Жан-Жака достаточно негативно. По мнению философов, основной проблемой стал плебейский демократизм, который присутствовал в работах Руссо.
Историки с восхищением изучали автобиографию Жан-Жака Руссо «Исповедь», в каждой строчке которого чувствовалась искренность и правдивость. В этой работе философ показал читателям свои самые слабые и сильные, полностью раскрыв душу. А цитаты из книги и по сей день используют для написания биографии философа, оценки его творчества и характера.
Жан-Жак Руссо был приверженцем того мнения, что на развитие ребёнка оказывает влияние воспитание. Эту идею он применил при создании своей педагогической концепции.
«Эмиль, или о воспитании» Жан-Жака Руссо
Свои главные педагогические мысли Жан-Жак отразил в произведении «Эмиль, или о воспитании». Эта работа, по мнению самого автора, является лучшей и важной. В ней через художественные образы Руссо постарался донести до читателей мысли по поводу педагогики.
Руссо был недоволен действующей в стране образовательно-воспитательной системе.
Его педагогическим идеям противоречило то, что в основе этих традиций лежит церковность, а не демократия, которая в те годы была широко распространена в Европе.
Сам Руссо отстаивал мнение о том, что у ребёнка необходимо развивать природные таланты. Отсюда, главную задачу образования он видел в естественном развитии индивида.
По мнению Руссо, взгляды на воспитание детей должны были измениться кардинально. И это, прежде всего, связано с тем, что человек с первых дней жизни и до самой смерти всё время открывает в себе и в окружающем его мире новые качества. И именно исходя из этого положения необходимо строить программы воспитания.
Педагогические идеи Жан-Жака Руссо состояли из советов родителям о необходимости развивать в своём ребёнке стремление и любовь к труду, уважение к себе, чувство независимости и свободы. Нужно перестать потакать и уступать капризам детей, а также отказаться от подчинения ребёнка. Больше же всего философ переживал за возложение ответственности за воспитание на подростка.
Не менее важную роль в воспитании детей, по мнению Руссо, играет труд, который привьёт ребёнку чувство долга и ответственности за свои поступки и в будущем поможет ему зарабатывать деньги на жизнь. Под трудовым образованием Руссо имел в виду нравственное, умственное и физическое развитие человека.
Жан-Жак Руссо считал, что на каждом этапе взросления нужно обязательно развивать в ребёнке что-то конкретное: до двух лет – это физическое развитие, от 2-ух до 12-ти – чувственное, от 12-ти до 15-ти лет – умственное и от 15-ти до 18-ти – развитие нравственное. Перед родителями стоит основная задача, заключающаяся в том, чтобы оставаться сдержанными и настойчивыми, но категорически неьзя «ломать» ребёнка и прививать в нём ложные ценности, присутствующие в современном обществе.
Жан-Жак Руссо
Физическое развитие, включающее в себя выполнение различных физических упражнений, а также закаливание, сформирует у ребёнка выдержку, стойкость и в целом улучшит здоровье.
Во время взросления подростку для полного познания мира необходимо учиться применять свои органы чувств, а не литература.
Да, книги определённо хороши, однако именно в этот период она может привнести в ещё неокрепшее сознание ребёнка видение мира других людей.
В результате ребёнок не сможет развить собственного рассудка и начнёт считать слова других истинно верными. Именно поэтому очень важно чувственное развитие.
Ключевые идеи умственного воспитания состоят в общении: родители совместно с воспитателями создают такую атмосферу, в которой ребёнок захочет задавать вопросы и получать на них ответы. Важными предметами для умственного развития Руссо считал химию, биологию, географию и физику.
Взросление в возрасте 15-ти лет подразумевает собой вспышки чувств и постоянные эмоции, накрывающие подростков с головой. В этот период особенно важно не перестараться с поучениями и постараться привить ребёнку моральные ценности. На этом этапе очень важно развить у подростка чувство доброты, суждений и воли. И легче всего это сделать вдали от крупных городов с их соблазнами.
Жан-Жак Руссо
Как только девушке или юноше исполнится 20 лет, необходимо перейти к ознакомлению с обязанностями по отношению к обществу. К слову, данный этап женщинам можно было пропустить. Гражданские обязанности являются исключительно мужским делом.
Работы Жан-Жака Руссо совершили настоящий переворот в педагогике, однако власти нашли в этом что-то опасное, подозрительное и угрожающее устоявшему в обществе мировоззрению. Труд Руссо «Эмиль, или о воспитании» сожгли, а в отношении самого философа издали указ об аресте. Сам Руссо сумел скрыться в Швейцарии.
Несмотря на неприемлемость идей Руссо французским правительством, они оказали большое влияние на педагогику тех времён.
Из-за отсутствия денежных средств Жан-Жак не смогу жениться на знатной женщине, поэтому в жёны он себе выбрал Терезу Левассер, которая работала служанкой в гостинице, находившейся в Париже.
Какой-то особой сообразительностью и умом девушка не обладала, так как не получила образование. К слову, она даже не могла определять, который сейчас час. Тереза происходила из крестьянской семьи, а в обществе представала достаточно вульгарной.
Но несмотря ни на что, в браке Жан-Жак Руссо прожил до самой своей смерти.
Жан-Жак Руссо и Тереза Левассер
Спустя 20 лет брака супруги обвенчались. В браке у них родилось пять детей, однако всех малышей тут же отдавали в воспитательный дом. Такой поступок Жан-Жак объяснял тем, что у них не было денег на их содержание. Да и к тому же, по мнению философа, дети только препятствовали ему заниматься делом, которое он любил.
Смерть
Жан-Жак Руссо скончался 2 июля 1778 года в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль, куда в 1977 году его привёз друг, который заметил ухудшение в его здоровье. Для развлечения Руссо товарищ организовывал для него концерты на острове, находящемся в парке. Жан-Жак так полюбил это место, что попросил, чтобы его похоронили именно здесь.
Памятник Жан-Жаку Руссо
Друг, в свою очередь, исполнил последнюю просьбу философа. Официальным местом захоронения Жан-Жака Руссо считается остров Ив, на который каждый год съезжаются сотни поклонников философа.
Во время Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перевезли в Пантеон. Однако по прошествии 20-ти лет произошло ужасное событие: два преступника ночью выкрали останки философа и сбросили их в яму, которая была наполнена известью.
Источник: https://biographe.ru/uchenie/zhan-zhak-russo/
Жан-Жак Руссо: философия и его основные идеи
Эпоха просвещения прославилась великим прорывом в развитии научной, философской и общественной мысли с упором на рационализм и свободомыслие. Философия Жан-Жака Руссо была гуманной и стремилась сделать человека более счастливым.
Жан-Жак Руссо в лице будущего французского философа и виднейшего представителя сентиментализма, писателя и музыковеда, композитора и ботаника родился в Швейцарском городе Женева в 1712 году. Росший без матери, Руссо с детства стал кальвинистом по собственным религиозным убеждениям и был отдан в ученичество, но мало кто его там любил, так как он вместо работы «взахлеб» читал книги.
Решившись на бегство за частые наказы, Руссо находит спасение в католической Савойе – исторической области на юго-востоке Франции у подножия Альп, где с помощью госпожи де Варан впервые принимает католицизм, что в дальнейшем положит начало мытарств молодого философа. Прислуживая знатной семье и не прижившись там, философ вновь уходит к госпоже де Варан. Снова помогая ему, она устраивает его в семинарию, бросая которую два года бродяжничает по улицам Франции, ночуя под открытым небом.
Взгляды Жан-Жака Руссо
Предвзятость и злоба – плоды цивилизации общественного развития человечества, но, критика прогресса не означала возвращение к начальной природной позиции. Стремления Руссо определить условия государства, где правил бы закон, а люди были бы равными и вольными, обернулись тщетностью.
Сохраняя собственный интерес о счастливом будущем людей, Руссо объявляет общество независимым. Независимость общества неотчуждаема и неделима, и законодательное господство должно относиться к обществу. Политические запросы, заявленные Руссо, представляются явными и обыкновенными в наши дни.
Руссоизм – система убеждений французского писателя и философа Жан-Жака Руссо.
В основу учения, явившегося реакцией наперекор господству разума и провозгласившего права чувства, положен принцип сентиментализма вместе с индивидуализмом и натурализмом, кратко определенные базисом – чувствами, личностью и природой, на котором держаться философские, религиозные и моральные, общественно-политические и исторические, педагогические и литературные соображения, изложенные в сочинениях: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».
Сторонник теории Деизма, Жан-Жак Руссо занимал особенную позицию посреди мыслителей периода просвещения и в самой истории философии. Считая деградацию общества следствием развития культуры и причиной падения нравственных ценностей, призывал людей вернуться к истокам, а именно: «Назад к природе!».
Руссо придерживаясь деизма, негативно расценивал вероисповедание и безверие, но одновременно с этим, заключил чувства и субъективные эмоции в основание верования в Бога.
Отстаивание достоинств и интересов низших, несостоятельных и малоимущих граждан, привело Руссо к основанию преобразовательной программы населения – народовластию.
Деизм – общефилософский курс, приверженцы которого принимали бытие Бога первопричиной создания, но отвергали воздействие Творца на людей, окружающий мир и историческое течение событий. Приверженцы обозначались противниками олицетворения Бога и Его сравнения с природой.
Главный аргумент соображений философа был в выведении общества из состояния полной безнравственности, а истинная нравственная осознанность есть принцип правильного общества.
Руссо говорил: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле». Нравственность для Жан-Жака являлась наиглавнейшим условием, так как воли нет без совершенства.
Но его собственная жизнь была противоречива собственной же философии.
Сотоварищи-просветители одобряли данные соображения, но вероятность их реализации допускалась лишь при: правильном воспитании правителей и князей; учреждении республики с возможностью получения равных материальных благ и политических прав. Философия Руссо включала базисные положения:
- Воля и разум в Боге;
- Никем не сотворенная материя объективно существовала и существует вечно;
- Человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
- Познание мира до конца не по силам человеку;
- Частная собственность – первопричина общественных конфликтов (обладание равными правами и равное распределение частной собственности между гражданами, не для обогащения – справедливый выход в идеальное общество);
- Право народа на мятежи, свержение паразитирующего меньшинства и властителя – ведет к созданию общества по своему усмотрению;
- Непосредственное участие граждан в собраниях формирует власть, но никак не парламентом;
- В идеальном государстве необходимо изолирование детей от окружающего мира в специализированных учебных заведениях, что приведет к образованию нового общества.
Философия эскапизма
Эскапизм – индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. Произведения Руссо составлены в форме романов и эссе. Философствования об искусстве, науке и происхождении неравенства были самыми первыми трудами философа.
«Естественное продолжение обнаруживается в идеях разоблачения цивилизации и культуры и от них следует бежать», – говорил юный Жан-Жак. Основополагающим в человеке по Руссо – чувства, в отличие от разума, они безошибочны и бессознательны. Основные инстинкты морального существа – совесть и гений.
Жан-Жак выразил великое влияние на весь мир, близкое по глубине с побуждениями Христа. Руссо, как философ, сделал жесткую репрессивную западную культуру – более щадящей и гуманитарной без рассуждений.
Исходное христианство, в своем роде, было руссоизмом, а христианство – эскапизм. Руссо, как протестант, славившийся суровостью, много раз меняя религию, какое-то время был благочинным католиком.
Его великим достижением было очеловечивание и гуманизация кальвинистского пуританизма – любовь к человеку и природе.
По природе своей человек милосерден, жестоким и злым его делают: культура и история, общество и люди. Свободнорожденный человек, попадая в социум, сковывается «кандалами», порабощая себя собственностью. Непринужденной доброты человек – отвлеченность, являющаяся ориентиром для построения оценки культуры.
Духовное и творческое достижения человека, а напрямую культура, как возвышает человечество по эволюционной лестнице, так и порабощает его чередой табу. Открыв факт отделения индивида в культуре, Руссо обнародовал заключение гораздо раньше Карла Маркса.
В разы сильнее, чем природа, культура порабощает человечество, стоит упомянуть мировые войны и применение атомного оружия.
Знания Жан-Жака о счастливом и непринужденном человеке, должны были воплотиться в будущем венцом творения, но постигли судьбу изолированной невещественности. Французская революция вдохновлялась представлениями Руссо, но не осуществила их.
Результатом революции стал крах прекраснодушной утопии об естественном человеке. Потайное побуждение революции – есть возврат к истинной природе существа. Природа в человеке, как показал опыт революции, портит его не меньше, чем культура.
Добродетель – основа всего
Мораль, играющая значительную роль в трудах Руссо, в реальности не соответствовала жизни философа. Первейшими основами добродетели, полагал Руссо, являются эмоции и сочувствие, заложенные в человеке.
Добродетель и вера должны подчиняться природе, и только тогда общество станет совершенным. Будет достигнута гармония внутреннего мира человека и его нравственной, эмоциональной и рациональной составляющими с интересами социума.
Потому индивид должен преодолеть собственное моральное отделение, не уподобляясь окружающим и политикам.
Но суждения были взяты романтиками и искателями единства за основу в защите наилучшего общественного строя и общественных прав, но не применялись в массы.
Просветительство и воспитание
Взгляды философа наполнены противоречиями. Возражая против культуры и науки, Руссо всегда использовал их плоды и в воспитании индивида осознавал их незаменимость и бесспорные достоинства. Полагая, как большинство его современников, что если правители будут прислушиваться к философам, то и общество станет абсолютным.
Но это не однозначное опровержение, свойственное Руссо. Педагогические суждения философа возлагают надежды на раскритикованное им просвещение. Именно оно способно сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого правители и подданные, будут всего лишь невольниками и обманщиками.
Необходимо помнить, что человеческое детство – это доля воспоминаний о затерянном эдеме и пытаться как можно больше брать от природы.
Руссо оспорен по всем статьям. Но он был не столько великим философом, сколько великим мечтателем. И его мечты – о счастливом и неразлученном единстве человечества – не умирают. Это одно из обстоятельств бытия человека.
Человек не способен существовать в жестоком и четком осмыслении невыполнимости его исконных желаний – к чему старался склонить его Фрейд. И настоящий мир, как мы могли сотни раз убедиться, принимает позицию Руссо. Фрейд перебарывается в концепциях нерепрессивной культуры. Сдерживание исходных инстинктов, делает из человека животное.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/zhan-zhak-russo.html
ЖАН-ЖАК РУССО (1712-1778)
Жан-Жак Руссо – мыслитель и наиболее яркий представитель радикального крыла французского Просвещения, сочинения которого в XVIII веке обсуждала вся Европа.
Жан-Жак Руссо родился в Женеве в семье часовщика. Систематического образования получить не смог: до отъезда отца из Женевы в 1722 г. воспитывался тетями, с 1723 по 1724 гг.
провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы, по возвращении в Женеву некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера.
В юности работал лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором. В 1728 из-за тирании хозяина Руссо покинул Женеву и до 1741 г. проживал в Швейцарии.
Затем уехал в Париж, где сблизился с просветителями, среди которых были Дидро, Д’ Аламбер, Гольбах, Мариво, Фонтенел, Фридрих Гримм, Луиза д’Эпине и сотрудничал в энциклопедии: был автором статей по вопросам музыки. В 1743 — 1744 гг. являлся секретарем французского посольства в Венеции.
С 1750 г. его произведения начали издаваться и постепенно набирать популярность у населения за критику устоявшихся в общество положений.
Из-за идей Руссо, изложенных в политическом трактате «Об общественном договоре» и романе «Эмиль, или О воспитании», Женева лишила Руссо гражданства, а парижский парламент запретил Эмиль и приговорил философа к тюремному заключению.
Философу пришлось скрываться: он бежал в Верден, затем в Мотье. В 1764 Руссо уехал в Англию, где прожил три года. В мае 1767 года Руссо вернулся во Францию, так как поссорился с пригласившим его в Англию Юмом.
В Париж возвратился только в 1770 году. Последние годы жил уединенно, переписывал ноты, чтобы добыть средства к существованию, писал мемуары. Умер Руссо 2 июля 1778 в местечке Эрменонвиль близ Парижа – в имении маркиза Р.Л. Жирардена, где провел последние месяцы жизни.
- Основные произведения
- «Рассуждение о науках и искусствах» (1750, трактат).
- «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми» (1755, трактат).
- «Юлия, или Новая Элоиза» (1761, роман в письмах).
- «Эмиль, или О воспитании» (1762, педагогический роман-трактат).
- «Об общественном договоре» (1762, политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе).
- «Исповедь» (1766 − 1769, автобиографический роман).
- Основные идеи
- каждый человек имеет одинаковые права, все люди от рождения равны; ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными, каждый человек рождается свободным и никто не в праве распоряжаться его свободой. Попытался объяснить причины социального неравенства и его виды
- подвергает критике прогресс человеческой цивилизации; считал, что прогресс не только не облегчил жизнь простого народа, но и породил социальное неравенство, которое, по мнению философа, является основной причиной деградации современного общества. Общество не сможет нормально существовать, пока оно разделено на богатых и бедных. Именно поэтому, считает, что всякое развитие способствует деградации
- люди утратили свое первобытное блаженство, а самое счастливое время для человечества — первобытные времена. Именно в первобытные времена все были равны. Общественное устройство деградирует, жизнь большинства протекает в бесправии и нищете, тогда как небольшая горстка людей находится на вершине славы и богатства, они не считаются ни с кем и живут только в свое удовольствие, не принося никакой пользы обществу
- основная задача общественного договора − поиск формы ассоциации, которая будет способна защитить личность и имущество каждого её члена, в то же время, член ассоциации будет подчиняться только самому себе и останется свободным, как и прежде
- под ассоциацией Руссо подразумевает Республику, члены ассоциации в совокупности – народ, в отдельности или как участники верховной власти – граждане, а как подчиняющиеся законам государства – подданные
- сравнение семьи и государства. Отец – глава государства, который должен заботиться о своих детях – подданных. Семья держится лишь на согласии, решения, которые повлияют на жизнь всей семьи (государства), должны применяться всеми ее членами (гражданами)
- закон – это условия гражданской ассоциации. Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен, это вообще не закон
- депутаты являются уполномоченными народа, они лишь выражают его волю. К сожалению, фактически наиболее значимые решения принимаются горсткой влиятельных граждан, которые действуют в своих интересах, не согласовываясь с народом
- власть делится на законодательную и исполнительную. Законодательную власть философ отдает в руки народа, исполнительную, в свою очередь, правительству
- восхваляет демократию и призывает к ней. В то же время, Руссо считает, что демократии в чистом виде никогда не было и не будет.
Источник: https://pravo.hse.ru/constlaw/constitutionalists/russo
Философия и педагогика Жан-Жака Руссо
Мы досконально знаем выдающиеся трактаты, книги, теории, статьи, но они, прежде всего, имеют педагогическое или психологическое направленности. В этом и заключается специфика нашей работы как воспитателей. Мы пытаемся досконально изучить ребенка, все сферы его жизнедеятельности, а знание других наук для нас являются второстепенными. Но, по моему мнению, каждый педагог должен быть всесторонне развитым и иметь глубокие знания из других наук, особенно тех, что находятся в прямой связке. Речь идет об изучении философии (это наука всех наук) и этики.
Каждый из нас неоднократно обращался к учению великого французского просветителя Жан-Жака Руссо, но только с точки зрения педагогики.
Замечательным образцом является его книга «Эмиль, или о воспитании».
В ней обозначены направления воспитания, что соответствуют каждому возрастному этапу, определены методы воспитания, место педагога в этой системе, выделены основные правила и тому подобное.
Он учит уважать ребенка и осуществлять личностно-ориентированный подход. Воспитание детей должно опираться на их природу, при этом ми должны учитывать индивидуальные возможности и развивать задатки ребенка.
Русо рассматривал систему моральных норм, что должен усвоить воспитанник в возрасте пятнадцати — шестнадцати лет. Большое значение придавал развитию активности, самостоятельности, умение действовать в обществе.
Главным была свобода ребенка. Руссо проповедовал идею свободного воспитания, как основу гармоничного развития. Данные взгляды были нетрадиционными для социальной среды восемнадцатого века, поэтому его учение осуждали и не признавали.
Мыслитель сформировал целостное мировоззренческое представление о воспитательном процессе на примере постепенного взросления простого мальчика. Но в его взглядах проявилась и определенная негативная сторона.
Он утверждал, что воспитание девочек должно кардинально отличаться, а именно, каждую из них нужно воспитываться в духе покорности, чтобы в будущем быть в полной зависимости от мужа.
Несмотря на некоторые замечания, разработки Жан-Жака Руссо стали основой для развития других теорий и систем воспитания, а определенными положениями пользуются и в наше время.
На педагогической концепции работа этого великого просветителя не закончена. Он был человеком достаточно широких взглядов. Долгое время его научные поиски были сосредоточены на социальных вопросах.
Благодаря изучению этих аспектов, можно указать, как Руссо описывал главные этические категории, и какое место они занимали в обществе.
В своей первой работе он проанализировал влияние науки и искусства на развитие общества.
Большинство утверждает, что данные сферы человеческой деятельности, призванные развивать человечество и духовно обогащать каждого из нас. Совсем другое мнение высказал Руссо. По его словам эти сферы не дают существовать морали.
Каждый вид науки порождала определенное антиморальные качество, а образование выступало злом. Он не признавал даже этики, как что-то полезное, она также была прихотью людей.
Данные положения получили широкую огласку и поддерживались многими общественными деятелями того времени.
Следующей оказалась попытка объяснить вопрос неравенства людей в обществе. По его мнению, свободными и равными были только первобытные люди.
Их поведение не ограничивалось определенными моральными нормами, в них не было общей собственности, они не выполняли социальных ролей и т.д. Далее с развитием общества все только усложняется.
И действительно, когда человек начинает чем-то владеть, ее сердце заполняют жадность, жестокость, высокомерие. Кто-то обладает меньшим материальным благом, а кто-то большим.
Так возникает социальное расслоение, а как следствие, неравенство людей. Богатые люди покоряют бедных. В обществе возникает жестокость.
Все это впоследствии может привести к разрушению конкретного государства. Лучшей формой общественных отношений является переход между этими двумя крайностями.
Люди умеют действовать в обществе, в них имеется определенная система навыков поведения, но они еще остаются свободными.
Руссо активно сравнивает общество то, что имеет естественную структуру и то, что возникает на основе собственности. В первом случае — все регулируется в соответствии установленным естественным законам и отношениям, происходит определенный естественный отбор.
Таким образом, все происходит, так как должно быть. Во втором — установление права и социальные нормы лишь усиливают расслоение, а как результат ухудшается моральное отношение в обществе.
Повышается давление на бедных и развеивается естественное право людей на свободу.
Он горячо поддерживал демократию — права людей на равенство, свободу, гуманность, которые являются главными уже в современном обществе.
Можно проследить, как труда Руссо переплетаются, хотя и имеют разное направление. В педагогической теории он также делал акцент на свободном воспитании ребенка.
Источник: http://moral.infotaste.com/filosofiya-zhan-zhaka-russo/
Жан жак руссо
Жан Жак Руссо занимает особое место не только в истории философии, но и среди философов эпохи Просвещения.
В отличие от других философов-просветителей, Руссо считает, что развитие культуры ведет к деградации человека и общества, науки и искусства являются причиной упадка нравственности, а культ разума заменяет сердечность. Критикуя цивилизацию, он призывает: «Назад к природе!».
Руссо критикует не только официальную религию, но и атеизм. Являясь деистом, в отличие от Вольтера, основу веры в бога он находит не столько в разуме, сколько в непосредственном чувстве, личном переживании.
Единственный среди просветителей, Руссо отстаивает интересы и достоинство самых бедных слоев населения. Борясь за свободу и равенство, он выдвигает гипотезу о причине происхождения неравенства, а также предлагает свою программу преобразования общества, основанную на народовластии. Его трактат «Общественный договор» оказал огромное влияние на деятелей Великой французской революции.
Руссо прославился не только оригинальностью идей, но и формой их изложения, не только как философ, но и как гениальный писатель. Его взгляды оказали большое влияние на последующую философию, социологию, психологию, педагогику, эстетику.
Дижонская академия объявила в 1750 году конкурс на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов? Руссо представил на конкурс трактат и был отмечен премией. На поставленный вопрос он дал отрицательный ответ: успехи наук и искусств привели не к улучшению, а к порче нравов. Чем же был обоснован этот неожиданный ответ?
1. Науки и искусства занимают место нравственности, подменяют и вытесняют ее. Это приводит к отчуждению человека от своей природы: вместо истины – видимость, вместо нравственности – этикет, вместо личного – общее, вместо сердечности – рассудочность, вместо дел – слова, вместо практики – теория, вместо добрых дел – бесполезные знания.
Руссо выступает против условностей культуры — проявлений лицемерия, фальши, ханжества : «Нет ни искренней дружбы, ни настоящего уважения, ни полного доверия, и под однообразной и вероломной маской вежливости, под этой хваленой учтивостью, которую мы обязаны просвещению нашего века, скрываются подозрения, опасения, недоверие, холодность, задние мысли, ненависть и предательство».
2. Науки и искусства обслуживают несправедливое общество, построенное на угнетении бедных богатыми, рабов господами, простых знатными, слабых сильными.
: «В то время как правительство и закон охраняют общественную безопасность и благосостояние сограждан, науки, литература и искусство – менее деспотичные, но быть может, более могущественные – обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественное чувство свободы, для которой они, казалось бы, рождены, заставляют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы».
3. «Науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам». Одним из них является роскошь.
Она порождает науки и искусства, а они, в свою очередь, увеличивают роскошь, а «роскошь с добрыми нравами несовместима», « пристрастие к роскоши никогда не уживается с честностью… А во что обратится добродетель, если люди будут поставлены перед необходимостью обогащаться во что бы то ни стало? Древние политики беспристрастно говорили о нравах и добродетели, наши говорят лишь о торговле и деньгах… Они расценивают людей, как стадо скотов. По их мнению, каждый человек представляет для государства известную ценность лишь в качестве потребителя…».
Во втором трактате Руссо исследует вопрос о происхождении неравенства между людьми. Для ответа на этот вопрос Руссо использует понятие о первоначальном «естественном состоянии».
Гоббс считал, что в «естественном состоянии» «человек человеку волк» и ведется «война всех против всех».
Руссо выдвигает свою точку зрения: естественный (природный) человек – дикарь – ни зол, ни добр, но склонен к состраданию.
В дальнейшем происходит развитие ума, совершается ряд переворотов в технике, совершенствуется производство. И в результате всего этого возникает частная собственность. Основателем гражданского общества, утверждает Руссо, был тот, кто «первый… напал на мысль, огородив участок земли, сказать: «Это мое».
Гоббс считал, что для прекращения войн необходим переход из «естественного» состояния в «гражданское» Руссо же наоборот доказывает, что «ожесточеннейшая война» началась именно после того, как человечество покинуло «естественное состояние».
Бедствиями масс своекорыстно воспользовались богатые. Они предложили людям признать над собой верховную власть, которая на основании законов, должна была бы защищать всех членов общества.
Законы «еще более увеличили силу богатых, безвозвратно уничтожили свободу, навсегда упрочили собственность и неравенство, превратили ловкий захват в незыблемое право и обрекли – к выгоде нескольких честолюбцев – весь род человеческий на труд, нищету и рабство».
Возникновение собственности и развивающееся неравенство сопровождается нравственной деградацией. Из свободного человек превращается в раба (в том числе, и господин). Эгоизм, честолюбие, жадность, зависть, жестокость и др. пороки – таковы черты цивилизованного, или общежительного человека.
Ему Руссо противопоставляет первобытного, естественного человека, или дикаря. Дикарь помышляет «только о спокойствии и свободе», он «живет в самом себе». Напротив, человек «общежительный» всегда вне самого себя; он может жить лишь во мнении других.
В «общественном» состоянии все становится деланным и притворным и представляет собой только обманчивую и пустую внешность: честь без добродетели, разум без мудрости и наслаждение без счастья.
Жан Жак Руссо «Общественный договор»
В 1762 году Руссо написал трактат «Общественный договор». В основе его лежит мысль о том, что государственная власть может быть основана только на общественном договоре, отвечающем воле народа. Целью ее должны стать свобода и равенство. Насилие не может быть источником права.
Руссо пытается решить в трактате проблему преодоления противоречия между общим и личным, найти такую форму государства, которая «охраняет и защищает личность и имущество каждого своего члена и в которой каждый, соединяясь со всеми, повинуется все-таки только себе самому и остается таким же свободным, как и раньше».
Для решения этой проблемы Руссо вводит понятия: «общая воля» и «воля для всех». «Общая воля» — то, в чем совпадают все частные воли. «Воля для всех» есть совокупность частных воль, каждая из которых преследует свой особый интерес. Если из «воли всех» откинуть все имеющиеся разногласия, то останется некоторое среднее мнение. Оно-то и будет «общей волей».
Выражение «общей воли» возможно только при условии, что каждый гражданин подает свой голос отдельно от других (плебисцит). Наличие партий противоречит «общей воле».
В своем «Общественном договоре» Руссо выдвигает требование единства политики и нравственности.
Через некоторое время, в 1762 году было опубликовано следующее сочинение Руссо «Эмиль, или О воспитании». Основой педагогики Руссо является философия чувств. Руссо настаивает на первичности чувств и вторичности разума. Поэтому сначала надо развивать чувства: «…наши первые учителя философии – наши ноги, наши руки, наши глаза». Ощущения безошибочны, заблуждение начинается с суждения.
Критерием отбора предметов познания и времени, когда их надо изучать, является по Руссо польза.
Руссо настаивает на том, что главное в человеке — не мысли и знания, а чувства и страсти. Чувства, которыми нас наделила природа, являются врожденными.
Это чувства, содействующие нашему самосохранению: любовь к себе, боязнь страдания, отвращение к смерти, стремление к благополучию.
Врожденным чувством, благодаря которому человек может стать существом общественным, является принцип справедливости и добродетели, который Руссо называет совестью. Совесть – «непогрешимый судья добра и зла, делающий человека подобным богу».
«Все хорошо, выходя из рук творца вещей, все вырождается в руках человека». Эти слова могли бы быть поставлены в качестве эпиграфа ко всем сочинениям Руссо.
Провидения Руссо оказались пророческими. В ХХ веке они обрели характер глобальных проблем современности. Развитие противоречия между цивилизацией и природой достигло такого уровня, что может стать причиной гибели всего человечества. Единство науки и нравственности является проблемой выживания человечества.
Противоречие искусства и нравственности проявилось в чудовищных формах. Противоречие между богатством и бедностью, роскошью и нищетой, господством и рабством не только не утратило своего значения, но обрело грандиозные масштабы. Холодная рассудочность заменяет теплоту непосредственных человеческих чувств.
Завоевывает мир психология «потребительского» общества, в котором место нравственных отношений занял культ торговли, выгоды, денег и вещей.
Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/rousseau
Жан-Жак Руссо, его философия свободы и равноправия
Третий период от двенадцати до пятнадцати лет, когда наступает пора формирования интеллекта. Это время учения. Но учение Руссо видел не в простом
заучивании научных мыслей, а в
развитие стремления к самостоятельному обретению знания.
Четвертый период от 15 до 18 лет. Это время нравственного воспитания человека. Уже юноша склонен к частым вспышкам, переменам и переворотам.
Это важный период в том плане, что нужно заложить в ребенка любовь к самому себе. Следствие её будет любовь к окружающим его людям.
Нужно уберечь подростка от неправильных решений, рассказывая ему к чему ведут дороги разврата и тлетворного влияния порока.
Наконец пятый период от восемнадцати до двадцати двух лет, когда по мнению Руссо наступает пора прощание с
юностью, которая завершается женитьбой. Человек уже полностью сформирован, и готов к самостоятельной
жизни. Он огражден от пороков, законопослушен, прост и добродетелен, в нем
нет лжи или притворства.
Руссо часто обвиняли в том, что он не следует в жизни философии им же созданной. Я задавалась вопросом почему он поступал так, а не иначе. Для меня это было одной из главных загадок. На первый взгляд многие его поступки можно было назвать лицемерием по отношению к тому, что он писал, но это было бы ошибкой.
Руссо был прожектором, который освещал дивный новый
мир, к которому должно стремиться человечество, или, возможно, стремиться, что маловероятно. Каждый день, видя не соответствие окружающих людей, тем людям, что обитали в его мыслях, Руссо вступал в сражение со всем окружающим миром, с его несправедливостью, подобострастием, ложью.
Это был истинный бунт одиночки, изначально обреченный на провал. Понимая тщетность своих усилий, Руссо уходил в себя, пытаясь найти в себе погрешности, не позволяющие ему так ярко показать людям их истинное естество, чтобы они действительно увидели его. Но ведь в нем не было никаких ошибок. Ошибка была в другом.
Когда ты начинаешь отождествлять себя с другими людьми, видеть не только свое от них отличие, но и свое с ними сходство, появляется уважение к каждом человеку. А уважение это одна из сторон любви. Ты видишь желания других людей, стремления, цели и мечты, и ты любишь и уважаешь, то что видишь.
Каждый человек для тебя велик уже потому, что он есть, что он рядом или далеко, мусорщик он или министр, он есть и этого достаточно для любви к нему.
Нет никаких рангов или иерархий, каждый человек делает то, что он делает и делает это хорошо, зачем придумывать что-либо лишнее? Булочник, мусорщик, дворник, полководец, философ – для Руссо это не показатель положения в обществе, это не ступени иерархической системы, это лишь обозначение того, чем занимается человек и ничего больше.
Когда ты видишь мир именно таким, когда ты видишь людей именно такими очень легко забыть, что именно ТЫ видишь так. На мой взгляд, Руссо забыл об этом. Забыл, что окружающие люди не видели все так же. Отсюда необъяснимость его поступков со стороны его же философии. Он был вынужден между самим собой и окружающими людьми метаться, искать. Что он искал? Подобно Диогену он с огнем искал людей светлым днем. Искал людей, которых видел, но которых не существовало.
Руссо показал наличие
в человеке двух сущностей, природной
и разумной. Говоря о переходе от природного состояния к человеческому, он имел ввиду начало господства разума над инстинктами. Разум – величайший дар человека, но вместе с тем и величайшее проклятье. Именно разум подавляет в человеке все природное, а для Руссо природа – это картина, которой человек должен подражать.
В нас должны гармонично сосуществовать два этих начала. Именно в этой гармонии для Руссо скрывается секрет счастья. В природе все естественно, все на своих местах и малая часть её настолько же важна как и большая. В такой же проекции и должен существовать человек. Ему дан разум, чтобы осознать, что из природного нужно оставить, а что развить.
Результатом подобных взглядов стал удивительный человек, которым был сам Руссо, которого он видел, и который потенциально скрыт в каждом из нас. Этот человек свободен от всего негативного, что как нам кажется, окружает нас, ибо негативное рождается из неправильного виденья того, кем ты являешься.
Не важно ,чем в обществе занимается этот человек, ведь что бы он ни делал – это будет важным как для него, так и для окружающих людей. Главное, чтобы свое дело он выполнял хорошо. А человек и будет делать его хорошо, так как считает свое дело важным. Этот человек не ставит никого выше или ниже себя, потому что для него все равны.
В каждом он видит свое собственное отражение и уважает каждого не потому, что отражается в них, а потому, что каждый отражается в нем. Это некий ментальный союз, в основе которого лежат взаимопонимание и взаимоуважение.
Этот человек гордиться не тем, что он что-то сделал, а тем, что кто-то другой сделал что-либо, потому что он существует в едином организме, которым является все человеческое общество. В том организме, где каждая частичка зависит от всех других. И эта зависимость не воспринимается как нечто плохое, в этой зависимости скрывается сила, как отдельного человека, так и всего сообщества.
Подводя итог можно сказать, что философия Руссо дала свои плоды.
Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. К середине XVIII века Европа созрела для перемен. Франция напоминала пороховую бочку, ждущую искры. Этой искрой и стал Жан Жак Руссо.
«Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир.
В
основе трактата «Об общественном договоре», как и всех произведений Руссо, лежит
убеждение, что человек по своей
природе хорош, а общество – это
учреждение искусственное, неизбежно развращающее человека. В этих словах основная философия взглядов Руссо.
Он твердо стоял на своей позиции, был уверен в правильности выводов, но, к сожалению, не сумел сам ,до конца, исполнить то, что написал.
Его учения остались в памяти людей, они дошли до нас. Он оставил
след после себя. Сам того до конца
не подозревая, он своими трудами был
провокатором французской революции, а значит, его старания принесли плоды.
Можно сказать определенно, что в его работах, заложена идея, которая легла в основу равенства людей перед законом, в основу равноправия и свободы каждого человека.
Философия Руссо стала толчком для борьбы людей за свои права, она стала основой Конституций стран мира, международных соглашений и манифестов. Я думаю, что, вклад Руссо весом и все-таки мир, стал чуть-чуть свободнее.
Источник: https://www.stud24.ru/philosophy/zhanzhak-russo-ego-filosofiya-svobody/440111-1656061-page3.html
Жан-Жак Руссо (политические взгляды)
Жан-Жак Руссо является одним из наиболее оригинальных и ярких мыслителей всей истории политико-правового учения. Взгляды данного автора изложены им в таких знаменитых произведениях как: «Об общественном договоре или принципы политического права», а также в «О политической экономии» и «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».
Русо открыто выступал пропагандой интересов мелкой буржуазии. Например, якобинцев (период ВФР – Великой Французской революции).
Политические взгляды и идеи Жан-Жака Руссо напрямую были связаны с его социальной теорией и философским учением. Основными принципами его концепции являлись коллективизм, антимонархизм, гуманизм и демократизм.
Мыслитель исходил из идеи о естественном состоянии человеческого существа, в котором все были равными, имея одинаковые права. Данное естественное состояние он сам называл «золотым веком всего человечества», где господствовали равенство, общественная собственность и полная свобода.
Но с появлением другого вида собственности (частной), а вместе с тем и социального неравенства, которые противоречили естественному равенству, началась борьба между богатыми и бедными. Итогом поиска выхода стало соглашение о формировании законов и государственной власти. При этом законам должны подчиняться все без исключения.
Но утеряв часть своей свободы, бедные не обрели политической свободы.
В противовес данному направления эволюции общества Руссо предложил свою новую концепцию «формирования политического организма в качестве подлинного договора, заключённого между народом и правителем». Итогом данного договора создаётся единое Целое вместо отдельных лиц. В результате Целое получает своё общее Я, единство, волю и жизнь.
В своих политических построениях Руссо делает акцент на группе, классе, сословии, но не на индивиде, по этой причине отдельного гражданина в них всегда поглощает общество.
Очень подробно философ развивает так называемую идею народного суверенитета, из которой он выводит принцип народного контроля на постоянной основе за государственными организациями при помощи демократического «трибунала».
Согласно его принципу суверенитета, не являлись злом революции против тиранов, наоборот – они справедливы и закономерны.
Русо выдвигает идею прямого народоуправления в республике, в которой правит демократия, где разделены исполнительная и законодательная государственная власть.
Высшим человеческим благом, идеалом описанной выше республики, являются принципы – соблюдение договора, демократия, равенство и свобода.
Также позже Руссо подчёркивает, что любое действие имеет две причины, производящие его: физическую причину и моральную. В этой системе первой причиной является сила, исполняющая акт, а вторая причина есть воля, которая устанавливает акт. В политическом организме тоже различают волю и силу.
Кроме этого, Руссо принадлежала важная гипотеза о главной роли частной собственности в самом процессе формирования права, государства и общественного неравенства. Тут он выступал за борьбу против неправильного (неравного) распределения собственности.
Своим учением Жан-Жак Руссо оказал большое воздействие на последующую социально-политическую практику и государственную правовую теорию.
Источник: http://www.student-pravo.ru/ippu-kratkie-lekcii/zan-zak-russo-politpravovie-vzgladi/
Жан-Жак Руссо философия
Жан-Жак Руссо один из представителей философов эпоху Просвещения. Родился Жан-Жак Руссо 28 июня 1712 года в Эрменонвиле, в городе близ Парижа. Свои взгляды Жан-Жак изложил в таких трудах, как «Эмиль», «Новая Элоиза» и «Общественный договор». В политической сфере Руссо затронул весьма непростую тему неравенства и пытался рассмотреть ее причины. Также он создал классификацию социального неравенства, разделив его на виды. Человек, по мнению Руссо, природное существо. Из-за того, что возникли определенные материальные ценности, которые распределились неравно между людьми, кому-то досталось больше, а кому-то вообще ничего. Чтобы как-то решить этот социальный конфликт, Руссо вместе с группой Энциклопедистов, создает понятие общественного договора, которое включает в себя такой пункт, как государство. Чтобы разрушить социальное неравенство, человек заключает договор с государством, посредством передавания в ее руки или возлагания на нее определенной ответственности, как на контролирующий орган, который должен решать какие-то вопросы.
Закон должен стать выражением воли народа. Таким образом, народ получает суверенитет, а значит остается на правах руководящего государством, а представители государства, которые должны быть более осознаны и подкованы, которые будут разбираться в том, что делают, должны всего лишь выражать волю народа.
Но правящее меньшинство, или элита, узурпировала власть, тем самым всё более отдаляясь от народа, от его потребностей, мнений и взглядов, совершенно забыв, чего он хочет и в чем нуждается. Они начали наживаться на народе, который сам возложил власть в их руки, доверился им. Благодаря закону теперь стало возможно добиться теоретического, возможного равенства.
То есть, равенство в распределении имущество стало только относительным.
Но идеи Руссо все-таки повлияли на создание определенных органов общественного управления, которые могут в какой-то мере провозглашать волю народа, например, референдум, где каждый может выступить и каким-то образом быть причастным к политическому обсуждению.
Также появились такие институты общественного волеизъявление, как народная законодательная инициатива, такие требования, как сокращение срока депутатских полномочий, а, значит, власть немного урезают в ее возможностях, что уже является хорошо.
Кроме того, новые политические требования, такие как, обязательный мандат для депутата, отзыв о проведенной работе, рапорт, депутатов избирателям.
Между с тем, как развивается и возникает собственность, развивается дальше неравенство, а, как следствие, нарастающая деградация и дискриминация.
Человек никак не развивается в веке рационализма, а значит, ему нужно вспомнить, что идеальной природой человека считалась природа до возникновения крупных общин, то есть, когда человек был в свободном естественном состоянии, словно дикарь, который принадлежит сам себе, который чувствует полноту мира и жизни, который владеет всем миром, сам себе добывает еду, живет ради себя, а значит, ни от кого не зависит. Вот что, по мнению Жан-Жака Руссо, может быть идеальным для человека и к чему, по его мнению, опять-таки, человек должен стремит.
Источник: https://www.konspekty.net/biografii/zhan-zhak-russo-filosofiya.html