Воссоздание культурных ценностей, потерпевших огромный урон после нашествия Батыя, было частью восстановления народной жизни. Две основные идеи вдохновляли русскую культуру XIV — XVI вв.: идея освободительной борьбы против монголо-татарских завоевателей и идея единства родной земли, которая находила выражение в процессе политического объединения страны.
Патриотическая идея борьбы с завоевателями вы звала к жизни яркие литературные произведения. Непосредственно по следам нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем», в составе которой сохранилось народное сказание о подвиге Евпатия Коловрата. Народное восстание в Твери в 1327 г.
против монголо-татар прославлено в «Песне о Щелкане Дудентьевиче». Славная победа над полчищами Мамая в 1380 г. вдохновила авторов поэтической «Задонщины» и «Сказания о Мамаевом побоище». В повести о нашествии хана Тохтамыша (1382) подчеркивалась роль народных масс, «черных людей» в обороне Москвы.
Их мужество противопоставлялось трусости бояр, которые пытались бежать еще до начала осады столицы.
Патриотические идеи борьбы с завоевателями и единства родной земли проводились и в летописях. Центром общерусского летописания стала Москва — политический и культурный центр Руси. Первый летописный свод общерусского характера создан в Москве в 1408 г.; это знаменитая Троицкая летопись, которая сгорела во время московского пожара 1812 г. В 1480 г.
был составлен Московский летописный свод. В московском летописаний проводилась идея преемственности власти московских князей от великих киевских и владимирских князей. Несколько больших летописных сводов было создано в XVI в. (Лицевой свод, Никоновская летопись), однако на смену им приходят другие виды исторических сочинений.
В «Степенной книге» изложение велось не по годам, а по «степеням» — главам, посвященным правлениям великих князей. Широкое распространение получили хронографы, т. е. сводные обзоры всеобщей и русской истории, и сочинения, посвященные отдельным выдающимся событиям.
Так, «Казанский летописец» был посвящен событиям казанской войны, он пользовался большой популярностью и сохранился более чем в 230 списках.
XVI век отмечен расцветом русской публицистики. Представители разных сословий выступали с публицистическими произведениями, в которых отстаивали свои взгляды. С программой реформ в интересах дворянства выступил в своих «челобитных» Иван Пересветов.
Окольничий Федор Карпов обличал злоупотребления властей, призывал к «закону» и «справедливости». Максим Грек осуждал церковное землевладение и ростовщичество.
Священник Ермолай Еразм выступал с демократическими взглядами, заявляя, что «больше всего полезны пахари, их трудами создается главнейшее богатство», и предлагал облегчить положение крестьян.
Яркими публицистическими произведениями являются письма Ивана Грозного к князю Курбскому, в которых он отстаивает свое право на самодержавную власть. В свою очередь, Андрей Курбский излагал в своих письмах позицию феодальной аристократии. Курбскому принадлежало большое историческое сочинение «История о великом князе Московском».
Однако подъем общественно-политической мысли, вызванный обострением внутренних противоречий в стране, был кратковременным. Во второй половине XVI в. усилилось регламентирующее влияние царской власти и церкви.
При участии придворного священника Сильвестра и митрополита Макария был составлен «Домострой», сборник обязательных моральных и житейских правил; в «Четьях-минеях» — сборнике поучи тельного чтения на каждый, день — были собраны церковные и светские произведения, переработанные церковниками. Так церковь воздействовала на литературу.
Значительные успехи были достигнуты в развитии письменности и распространении грамотности. В XIV в. на Руси появилась бумага, которая заменила дорогой пергамент. Книги стали дешевле и доступнее. Грамотные люди не были редкостью в русском городе.
Как правило, дворяне сами подписывали документы, горожане вели письменный учет, сохранилось много надписей на ремесленных изделиях. На Стоглавом соборе 1551 г. было принято решение о создании школ «для научения грамоте», выпускались учебники — «азбуковники». Распространению грамотности способствовало книгопечатание. В 1564 г.
первопечатник Иван Федоров выпустил в Москве свою первую книгу — «Апостол». За ней последовал «Часослов», а всего во второй половине XVI в. было издано около 20 печатных книг, в основном богословского содержания.
После почти столетнего перерыва в городах Руси возобновилось каменное строительство. Восстанавливались каменные соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове и других городах, продолжали строиться новые каменные храмы в Новгороде. В Московском княжестве с его возвышением широко разверну лось каменное строительство. В первой половине XIV в.
были построены Успенский и Архангельский соборы, в 1367 г. сооружены каменные стены и башни московского Кремля. В начале XV в. закончилось строительство великокняжеского Благовещенского собора, стены и своды которого были расписаны выдающимися живописцами того времени: Феофаном Греком, Андреем Рублевым, Прохором с Городца.
Особенно широко развернулось каменное строительство при великом князе Иване III.
Были возведены из кирпича новые кремлевские стены и башни, сохранившиеся до настоящего времени, па месте прежних храмов строились монументальные соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский, месте с русскими мастерами каменного дела в строительстве участвовали иноземные зодчие, в том числе знаменитый итальянец Аристотель Фиораванти.
В 30-х годах укрепления Москвы были дополнены каменными стенами Китай-города, окружавшими торговый центр столицы. Началось строительство каменных зданий гражданского характера. В Кремле был создан великолепный ансамбль великокняжеского дворца со знаменитой Грановитой палатой — местом царских церемоний и приемов иноземных послов.
В традициях русского деревянного зодчества в 1532 г. были построены каменная шатровая церковь в с. Коломенском и. храм Василия Блаженного на Красной площади (1556) в память о взятии Казани. К концу XVI в. была закончена много ярусная колокольня Ивана Великого в Москве (82 м); Каменное строительство развернулось и в других городах.
Особенно много строилось крепостных сооружений. Каменные кремли выросли в Нижнем Новгороде, Коломне, Туле, Зарайске, мощные каменные стены окру жили Троице-Сергиевский, Волоколамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский и другие монастыри. Грандиозной по своим размерам была каменная крепость в Смоленске, построенная зодчим Федором Конем.
Развитие живописи в XIV — XVI вв. связано в первую очередь с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Феофан Грек в последней четверти XIV в. расписывал соборы в Новгороде, а затем в Москве и в других городах.
Он принес на Русь традиции византийского искусства, великолепную живописную технику, которую развили дальше его ученики. Однако первым русским национальным живописцем был Андрей Рублев, смело отступавший от византийских церковных канонов.
Ему принадлежат великолепные росписи Андроникова монастыря и Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире, церкви в Звенигороде («Троица», «Спас»). В рамках церковных сюжетов Андрей Рублев передавал человеческие страсти и переживания, русский национальный характер.
С именем Дионисия связано складывание московской школы живописи: сочные и праздничные краски, торжественность, интерес к реальной жизни. Фрески Дионисия сохранились в храме Ферапонтова монастыря.
В середине XVI в. в русской живописи усиливаются реалистические, светские мотивы, появляются изображения исторических деятелей и событий. Примером таких произведений может служить икона «Церковь воинствующая», прославившая русскую победу над Казанским ханством. На миниатюрах «Лицевого свода» (а их было более 16 тыс.
) изображены многие реалистические сюжеты, даже сцены трудовой деятельности крестьян и горожан. Во второй половине XVI в. в связи с усилившейся церковной регламентацией реалистические мотивы в живописи заметны меньше. Живописцы стали уделять главное внимание совершенствованию техники, чистоте красок, тщательной проработке мелких деталей.
Эти черты свойственны так называемой строгановской школе живописи.
Постепенно шло накопление научных знаний, вызванное военными и государственными потребностями централизованного государства. Развитие артиллерии оживило интерес к математике, практической динамике, химии. Писались руководства по отдельным ремеслам (например, по солеварению).
Для проведения переписи земель было разработано руководство по «земельному начертанию», составлялись «чертежи» отдельных городов и земель. При Иване IV был создан «чертеж государства» — первая географическая карта России. Значительно расширился географический кругозор русского человека.
Суздальский монах Симеон описал в 1439 г. свое путешествие по странам Западной Европы. Тверской купец Афанасий Никитин во второй половине XV в. совершил путешествие в Индию. Ермак со своими казаками прошел по Западной Сибири до р. Иртыш.
Велись астрономические наблюдения с целью уточнения церковного календаря, в летописях появлялись подробные описания солнечных затмений, комет, атмосферных явлений, о одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря XV в.
содержались рассуждения неизвестного автора «о широте и долготе земли», «о земном устроении», «о расстоянии между небом и землей». Русские люди пытались осмыслить окружающий мир не с религиозных позиций.
Русская культура XIV — XVI вв. была национальной по своему характеру, отличалась богатством и своеобразием. Ее расцвет совпадал по времени с формированием великорусской народности.
Основой складывания великорусской народности была совместная жизнь в рамках образующегося Российского государства, освободительная борьба с внешними врагами, требующая общерусских усилий, общность территории и социально-экономического строя русских земель.
Ядром складывавшейся великорусской народности стала Северо-Восточная Русь, а ее центром — Москва, которая являлась не только государственным и военным, но и национальным центром страны. В XIV — XV вв.
складывался великорусский язык с характерными для него фонетическими особенностями и грамматическим строем, постепенно стирались местные особенности в языке. Московский диалект, впитывая в себя местные диалекты, превращался в общерусский язык. В XIV в.
Северо-Восточная Русь стала называться «Великой Русью», а в конце XV — начале XVI в., как показали исследования академика М. Н. Тихомирова, тер мин «Русь» заменяется термином «Россия».
—Источник—
Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава
Источник: https://big-archive.ru/history/history_of_the_USSR_Part_1/46.php
Зодчество и духовная культура XIV-XVI вв
Монголо-татарское иго нанесло серьезный урон каменному зодчеству. Но были земли, в которых традиции ремесла сохранялись непрерывно: Псковская, Новгородская, Галицко-Волынская, Смоленская, Полоцкая земли. В регионах зодчество не только сохранилось, но и получило развитие. В XIV-XV вв. Новгород и Псков являлись главными культурными центрами, устоявшими и в борьбе с монголо-татарами, и с западными рыцарями.
Развитие московского каменного зодчества началось в 20-30 -е гг. XIV в. Самым древним сохранившимся до нас характерным памятником стал Успенский собор в Звенигороде 1400 г., Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря 1422 г. Московские храмы следовали традициям Владимиро-Суздальского княжества с некоторыми изменениями. С конца XV в.
в Московском государстве началось строительство зданий ᴎɜ кирпича, например, Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря. Данный храм сочетает московские элементы с псковскими. При ϶том первый кирпич был плохого качества, пример тому – обрушение нового Успенского собора в 1474 г.
Заново отстроить новый Успенский собор взялся Аристотель Фьораванти, прибывший в Москву ᴎɜ Италии в мае 1475 г. Он основал свою работу на тщательном изучении традиций древнерусского зодчества, посетил Новгород, Устюг, Ростов, Ярославль, Владимир.
Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что выстроенный им собор вобрал в себя всœе лучшее, веками наработанное в традициях итальянской и русской архитектуры.
Внешне собор напоминал традиционные владимирские храмы, при ϶том нефы стали по-готически более широкими и равными, а внутренний простор обеспечивался более тонкими столпами и отсутствием хоров.
Вслед за Фьораванти на работу в России приехали ещё много мастеров, которые и выстроили новый Кремль: Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин, Антон Фрязин и др. Новый Кремль повторил очертания кирпичнои̌ крепости 1367 г., но был значительно прочнее. Строительство длилось с 1485 по 1495 г.
Кроме Кремля итальянские мастера построили Грановитую палату 1487-1491 гг., храм-колокольню Ивана Великого 1505-1508 гг., Архангельский собор 1505-1508 гг., Каменные палаты Кремля.
В работе над перестройкой Кремля помимо итальянцев значительную роль играли псковские мастера, выстроившие заᴛᴇᴍ Благовещенский собор и церковь Ризоположения.
Живопись
В отрасли культуры главными именами XIV-XV вв. стали Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан работал в Константинополе, Кафе в Крыму, а заᴛᴇᴍ в 70 -е гг. XIV в. прибыл в Россию. Известнейшие ᴇᴦο находятся в Новгороде. Им был расписан церковь Спаса Преображения на Ильине улице, церковь на Волотовом поле, церковь Федора Стратилата на Ручью. С работами Феофана Грека в Новгороде познакомились с византийской традицией изобразительного искусства. Характернои̌ чертой здесь строгая духовность, исходящая ᴎɜ убеждения в греховности человечества. По϶тому изображения в целом лишены радости, очень строгие.
Напротив, Андрея Рублева крайне противоположны византийским канонам. По сути, Рублев совершил переворот в средневековом искусстве. Он был монахом Троице-Сергиева монастыря. Его трактовка христианства была позитивнои̌, радостнои̌. Известнейшей работой Рублева икона ʼʼТроицаʼʼ. Изображение ангелов несет в себе идею о любви и мире. Данные идеи были более близки русскому менталитету того периода, именно по϶тому Стоглавый собор 1555 г. признал творчество Рублева каноном.
Литература
В XIV-XV вв. литература перерабатывала прошлый трагичный опыт. Яркими примерами являются ʼʼСловаʼʼ Серапиона Владимирского, ʼʼСказание о граде Китежеʼʼ, песни об ʼʼАвдотье Рязаночкеʼʼ и др. Но наиболее плодотворным формирования национального сознания стал Куликовский цикл.
В XV-XVI вв. появляются новые типы сочинений – Хронографы, в которых русская история включается в общемировой контекст. По так жанр ʼʼхожденийʼʼ, записей путешественников.
В XVI в. литература с однои̌ стороны была направлена на возвеличивание Московского государства, а с другой – ϶то время расцвета публицистики, наполненнои̌ критикой.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/17862_zodchestvo_i_duhovnaya_kul_tura_xiv_xvi_vv
Культура и духовная жизнь Руси в XIV—XVI вв
Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры.
Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества — удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в. В идеях и образах русской культуры XIV— XVI вв.
отразились настроения эпохи — времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности.
Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь («светло светлая и прекрасно украшенная» — слова из «Повести о погибели Русской земли», не позднее 1246), хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в.
в Москве был составлен первый общерусский летописный свод — важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. С завершением этого процесса летописание, подчиненное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер. В царствование Ивана IV Грозного (70-е гг. XVI в.
) был составлен иллюстрированный «Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр. В XIV—XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными». Складывается жанр исторической песни («Песня о Щелкане», о битве на Калке, о разорении Рязани, о Евпатии Коловрате и др.).
В исторических песнях отразились и важнейшие события XVI в. — казанский поход Ивана Грозного, опричнина, образ Грозного-ца-ря. Победа в Куликовской битве 1380г. породила цикл исторических повестей, из которых выделяются «Сказание о Мамаевом побоище» и вдохновенная «Задонщина» (ее автор Софоний Рязанец использовал образы и отрывки «Слова о полку Игореве»).
Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томный свод «Великих Четий-Миней». В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Уникальным литературным памятником остается «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермолаем-Еразмом в середине XVI в.
По-своему замечателен «Домострой», гринадлежа-щий перу духовника Ивана Грозного Сичьвестра — книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.
В конце XV—XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями.
Ожесточенно спорят иосифляне (последователи игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикееев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям).
В 1564—1577гг. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. «…
Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?» Идея «самодержавства» царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересве-тов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй Рим» — Константинополь, разоренный в 1453 г. — Авт.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Филофей).
Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга — «Апостол».
В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции исторического развития Руси—России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордьшского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине).
Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объеди-нительница Москва.
Признаки стольного города единого государства она накапливает постепеннд, но последовательно. В 1367г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV— начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо.
К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для влади-миро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения.
Рядом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мастера строят Благовещенский собор (1484—1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505—1509).
За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555— 1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятигла-вый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532).
Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Живопись второй половины XIV—XV столетия — это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.
Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.
Источник: https://historyrusedu.ru/bilety-s-otvetami-po-istorii/224-kultura-i-duxovnaya-zhizn-rusi-v-xiv-xvi-vv.html
Русская духовная культура в XIV – XVI вв
Характер и особенности культурного развития в средневековье. Категории средневековой культуры. Воздействие монгольского завоевания и золотоордынского ига на развитие русской культуры. Осмысление монголо-татарского нашествия в древнерусской культуре.
Духовный подъем Руси после Куликовской победы. Проникновение на Русь идей исихазма и их влияние на русскую культуру. «Русское Возрождение»: дискуссии в историографии. Сергий Радонежский. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Андрей Рублев.
Доктрина «Москва – III Рим» и ее влияние на русскую культуру. Культурная семантика русского самодержавия. «Сказание о князьях Владимирских». «Степенная книга». Лицевой летописный свод. Публицистические произведения И. Пересветова, Максима Грека, Ермолая Еразма. Иван Грозный и Андрей Курбский: противостояние двух философских концепций и двух моделей развития русского государства.
Феномен монастырской жизни в средневековой Руси. Полемика иосифлян и нестяжателей. Ереси.
Историческое значение русской духовной культуры эпохи средневековья.
Московское государство в конце XVI – начале XVI в. «Смутное время»
Связь событий «смутного времени» с эпохой Ивана Грозного. Династический кризис. Обострение социальных противоречий в конце XVI в. Хозяйственный упадок 1570 – 1580-х гг. и его последствия.
Борьба за власть в период правления Федора Иоанновича. Внутренняя и внешняя политика. Установление патриаршества. Драма в Угличе (убийство царевича Дмитрия). Борис Годунов. Земский собор 1598 г. Династия Годуновых. Внутренняя и внешняя политика.
Крепостническое законодательство и обострение социальных противоречий. Казачество. Голод 1601-1602 гг. Восстание холопов под предводительством Хлопка.
Международное положение России. Усиление шляхетско-католической экспансии на восток. Война и Тявзинский мир со Швецией. Строительство крепостей и укрепление западной и южной границ. «Перемирные годы» с Речью Посполитой.
Самозванчество. Лжедмитрий I. Деятели «смутного времени». Позиция феодальной знати и народных масс по отношению к Лжедмитрию I. Мероприятия в области внутренней и внешней политики. Восстание в Москве в мае 1606 г. Боярский царь Василий Шуйский, его социальная и внешняя политика. Крестоцеловальная грамота. Восстание И.И. Болотникова: предпосылки, движущие силы, ход, место в истории.
Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Миссия М.В. Скопина-Шуйского. Вступление в войну Швеции и Речи Посполитой. Семибоярщина и оккупация Москвы. Договор об избрании Владислава. Наместники Владислава в Москве.
Борьба с иноземными захватчиками. Патриарх Гермоген. Первое и второе ополчения. П. Ляпунов. К. Минин и Д. Пожарский. Освобождение Москвы. Роль К. Минина и Д. Пожарского в борьбе за освобождение России.
«Совет всея земли».
Земский собор 1613 г. и воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Ликвидация последствий смуты. Деулинское соглашение с Речью Посполитой. Столбовский мир со Швецией. Ликвидация казацких отрядов И. Заруцкого.
Итоги и последствия «Смуты». «Смутное время в историографии».
Новгородско-Ростовский Север (XIII — конец XV вв.).
Начало христианизации Севера. «Северная Фиваида». Владения новгородских и двинских бояр. Монастырские вотчины. Формирование северного крестьянства.
Орлецкий городок (1342 – 1398) и Емецкий город (XV в.) в Подвинье. Походы московских князей на Двину и в «Югру» (XIV – XV вв.). Пустозерский острог (1499).
Установление власти Москвы на Двинской земле.
Архангельский Север в составе Российского государства (XVI — XVII вв.).
Земская реформа середины XVI в. Северные монастыри в XVI – XVII вв. Расцвет Соловецкого монастыря при игумене Филиппе (Федоре Колычеве). Антониево-Сийский монастырь. Холмогорские посады. Основание Архангельска.
Опричнина на Севере. Строгановы и освоение Западной Сибири.
Западноевропейское «открытие» Русского Поморья. Иностранные путешественники о Севере России в XVI – XVII вв. Архангельск – главный пункт внешней торговли России со странами Западной Европы.
Борьба северян с польско-шведской интервенцией в нач. XVII в.
Неземледельческие занятия северян. Судостроение, крестьянские верфи и архангелогородские корабелы. Солеварение и лесохимия.
Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг. Старообрядчество на Севере.
Афанасий (Любимов) – первый архиепископ Холмогорский и Важский.
Гостиные дворы в Архангельске. Средневековая культура Русского Севера. Миссионерская деятельность северных монастырей. Деревянное и каменное зодчество на Архангельском Севере.
Раздел III. Россия в XVII-XVIII в.
Россия в XVII в.
Социально-экономическое развитие. Территория и население. Влияние последствий интервенции на экономическое развитие России. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Освоение Сибири и Дикого поля. Затяжной характер кризиса экономики после «смутного времени».
Эволюция форм земельной собственности. Социальная структура русского общества в XVII в. Возрастание роли дворянства и городской верхушки. Юридическое оформление системы крепостного права Соборным Уложением 1649 г.
Городские восстания середины века и прикрепление к городам посадских людей.
Общественное разделение труда. Специализация мелкотоварного производства. Возникновение первых мануфактур, состав рабочей силы. Складывание крупных капиталов в сфере торговли и ростовщичества. Формирование внутреннего рынка. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы.
Политический строй. Органы власти, центральное и местное управление. Армия. Деятельность Земских соборов. Изменение роли Боярской думы. Совершенствование приказной системы. Усиление самодержавной власти царя. Алексей Михайлович. Реформы патриарха Никона.
Раскол русской церкви и его социальная и идеологическая сущность. Судьба Никона и Аввакума Петрова. «Соловецкое сидение». Финансовая система. Податная реформа. Создание полков нового строя.
Переход к абсолютизму – определяющая тенденция развития политического строя России второй половины XVII в.
Россия в последней четверти XVII в. Международное и внутреннее положение страны в последней четверти XVII в. Правление Федора Алексеевича. Внутренняя и внешняя политика 70- 80-х гг. XVII в. Реформа податной системы. Отмена местничества. Восстание в Москве 1682 г. Регентство Софьи. Крымские походы В.В. Голицына. Попытки реформ.
Социальный протест и его обострение во второй половине XVII в. «Бунташный век». Причины массовых народных выступлений в XVII в. Городские восстания. Крестьянская война под предводительством С. Разина. Причины, ход, состав участников. Рост казачества.
Стрелецкие выступления. Массовые народные выступления как показатель необходимости преобразований в государстве. Народы Поволжья в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока. Выход к Тихому океану. Роль русского народа и его культуры в жизни народов Сибири.
Внешняя политика. Основные направления. Борьба за ликвидацию последствий Смуты. Смоленская война 1632-1634 гг. Строительство Белгородской засечной черты. Азовское сидение (1637-1642).
Воссоединение Левобережной Украины и Киева с Россией. Украина и Белоруссия в составе Речи Посполитой. Усиление социального, религиозного и национального гнета. Участие широких слоев крестьян и горожан в борьбе за воссоединение с Россией.
Запорожское казачество. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. Переяславская Рада. Русско-польская война 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие и Вечный мир с Польшей.
Историческая оценка воссоединения Украины и России.
Русско-шведская война 1656-1661 гг. Кардисский мир. Продолжение войны с Польшей. Русско-турецкая война 1677- 1681 гг. Бахчисарайский мир. Строительство Изюмской черты.
Развитие отношений со странами Востока. Нерчинский трактат.
Итоги и задачи внешней политики России к концу XVII в.
Проблема «нового периода русской истории» в историографии (В.О. Ключевский, В.И. Ленин, современные исследования этой проблемы). Развитие России в XVII в. и неизбежность государственных преобразований.
Источник: https://megaobuchalka.ru/11/45311.html
Культура и духовная жизнь Руси в XIV—XVI вв
Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества — удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в. В идеях и образах русской культуры XIV— XVI вв.
отразились настроения эпохи — времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности.
Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь («светло светлая и прекрасно украшенная» — слова из «Повести о погибели Русской земли», не позднее 1246), хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в.
в Москве был составлен первый общерусский летописный свод — важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. С завершением этого процесса летописание, подчиненное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер. В царствование Ивана IV Грозного (70-е гг. XVI в.
) был составлен иллюстрированный «Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр. В XIV—XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными». Складывается жанр исторической песни («Песня о Щелкане», о битве на Калке, о разорении Рязани, о Евпатии Коловрате и др.).
В исторических песнях отразились и важнейшие события XVI в. — казанский поход Ивана Грозного, опричнина, образ Грозного-ца-ря. Победа в Куликовской битве 1380г. породила цикл исторических повестей, из которых выделяются «Сказание о Мамаевом побоище» и вдохновенная «Задонщина» (ее автор Софоний Рязанец использовал образы и отрывки «Слова о полку Игореве»).
Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томный свод «Великих Четий-Миней». В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Уникальным литературным памятником остается «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермолаем-Еразмом в середине XVI в.
По-своему замечателен «Домострой», гринадлежа-щий перу духовника Ивана Грозного Сичьвестра — книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье. В конце XV—XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями.
Ожесточенно спорят иосифляне (последователи игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикееев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям). В 1564—1577гг.
обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. «…
Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?» Идея «самодержавства» царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересве-тов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй Рим» — Константинополь, разоренный в 1453 г. — Авт.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Филофей). Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга — «Апостол».
В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции исторического развития Руси—России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордьшского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине).
Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объеди-нительница Москва.
Признаки стольного города единого государства она накапливает постепеннд, но последовательно. В 1367г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV— начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо.
К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для влади-миро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения.
Рядом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мастера строят Благовещенский собор (1484—1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505—1509).
За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555— 1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятигла-вый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532).
Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Живопись второй половины XIV—XV столетия — это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.
Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.
Россия в конце XVI — начале XVII в. Смутное время и его последствия.
Конец XVI — начало XVII в. — время Смуты, жесточайшего политического, социального, духовного, нравственного кризиса, охватившего русское общество и поставившего его на грань распада. Наиболее существенные причины Смуты связаны с трагическими последствиями опричнины и Ливонской войны: разорение экономики, рост социального напряжения, глухое брожение едва ли не всех слоев населения.
Русский историк С. Ф. Платонов нашел точные слова для описания того настроения, которое возникло в стране: «Не было ни одной общественной группы, которая была бы довольна ходом дел… Все было потрясено… все потеряло устойчивость».
Правление сына Ивана Грозного Федора Иоанновича (1584—1598) не изменило ситуацию к лучшему: царь был болезнен и слаб, сдержать вражду боярских группировок он не мог. Смерть в Угличе младшего сына Ивана Грозного Дмитрия в 1591 г.
(по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова) лишила престол последнего законного наследника из династии Рюриковичей. Умерший бездетным Федор Иоаннович (1598) был ее последним представителем. Земский собор избрал царем Бориса Годунова (1598—1605), правившего энергично и, как считают историки, мудро.
Но пресечь интриги недовольных бояр ему не удалось. Слухи о причастности царя к убийству Дмитрия будоражили страну. Жесточайший неурожай 1601— 1603 гг. и последовавший за ним голод сделали взрыв социального недовольства неотвратимым. К внутренним причинам добавились внешние: соседняя Речь Посполитая спешила воспользоваться нараставшей слабостью России.
Появление в Польше молодого галичского дворянина, монаха кремлевского Чудова монастыря Григория Отрепьева, объявившего себя «чудом спасшимся царевичем Дмитрием», стало настоящим подарком для короля Сигизмунда III и многих магнатов. В конце 1604 г.
, приняв католичество, добившись негласной поддержки Сигизмунда III, заручившись помощью польского магната Мнишека (дочь которого Марина была объявлена его невестой), Лжедмитрий вступил в южные районы России. Смута началась. Ее основные события представлены ниже. Конец 1604 — май 1606 г.
: на сторону самозванца переходят многие города юга России, его поддерживают казачьи отряды и тысячи недовольных крестьян. В апреле 1605 г. внезапно умирает Борис Годунов, и боярство не признает его сына Федора царем; войско под командованием царских воевод Басманова и Голицыных переходит на сторону Лжедмитрия, Федор и его мать задушены. В июне самозванец становится царем Дмитрием I.
Его дальнейшая судьба была предопределена: выполнить обещания, данные полякам (обратить Россию в католичество, отдать Польше значительные территории), он не мог. Боярам Отрепьев уже не был нужен. 17 мая 1606 г. недовольные заносчивостью поляков, съехавшихся на свадьбу Лжедмитрия и Марины Мнишек, да и самой свадьбой, вручавшей царскую корону католичке, бояре поднимают восстание.
Григорий Отрепьев убит. Май 1606—1610гг.: царем «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, который дает крестоцеловальную запись с обещанием править вместе с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда. Опять ползут слухи о новом чудесном спасении Дмитрия. Летом 1606 г.
в Путивле вспыхивает восстание, к которому присоединяются очень разные слои населения — крестьяне, горожане, стрельцы, дворяне. Руководит восстанием беглый военный холоп Иван Болотников. Восставшие доходят до Москвы, осаждают ее, но терпят поражение (одна из причин — переход на сторону царя дворян во главе с рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым).
Болотников с верными ему сторонниками отступает в Тулу и в течение нескольких месяцев оказывает сопротивление царским полкам. Летом 1607 г. восставшие сдаются, Болотников схвачен, сослан в Каргополь и там убит. Смута между тем нарастает.
Появляется новый самозванец Лжедмитрий II (о том, кем он был, точных сведений нет), вокруг него объединяются уцелевшие участники восстания Болотникова, казаки во главе с Иваном Заруцким, польские отряды. Признает в самозванце своего мужа и Марина Мнишек. С июня 1608 г. Лжедмитрий II обосновывается в подмосковном селе Тушино (отсюда и пошло его прозвище — «Тушинский вор») и осаждает Москву.
Смута приводит к фактическому расколу страны: два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермо-ген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. Успехи тушинцев заставляют Шуйского в феврале 1609 г. заключить договор с враждебной Польше Швецией.
В обмен на русскую крепость Корела царь получает военную помощь, русско-шведская армия освобождает ряд городов на севере страны. Но участие шведского корпуса в русских событиях дает польскому королю Сигизмунду III повод начать открытую интервенцию: осенью 1609 г. польские войска осаждают Смоленск.
Между тем действия тушинцев (осада Троице-Сергиева монастыря, грабежи, мародерство) лишают Лжедмитрия II поддержки населения. Самозванец бежит из Тушина, а покинувшие его тушинцы заключают в начале 1610г. договор с польским королем об избрании на русский престол старшего сына королевича Владислава.
Поляки же, нанеся сокрушительное поражение царскому войску у села Клушино, стремительно приближаются к Москве. В июле 1610г. бояре вынуждают Василия Шуйского отказаться от престола и объявляют о том, что власть переходит к правительству из семи бояр — семибоярщине. Семибоярщина в августе 1610г.
подписывает с Сигизмундом III договор об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. В сентябре в Москву вступают польские войска. 1611—1612 гг.: Смута не преодолена, семибоярщина не имеет реальной власти, Владислав отказывается выполнять условия договора и принимать православие. Растут патриотические настроения, усиливаются призывы к прекращению раздор.
«г, и восстановлению единства. Центром притяжения патриотических сил становится московский патриарх Гермоген, который зовет к борьбе с интервентами. В 1611 г. создается Первое ополчение. В нем участвуют дворянские отряды П. Ляпунова, казаки Д. Трубецкого и И. Заруцкого, бывшие тушинцы. Учреждается временный орган власти — Совет всея земли. Но освободить Москву не удается.
Противоречия между дворянами и казаками приводят к конфликту лидеров ополчения — Заруцкого и Ляпунова. В июле 1611 г. Ляпунов убит казаками. Первое ополчение распадается. Между тем полякам удается после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведы оккупируют Новгород. Осенью 1611 г. по инициативе купеческого старосты Нижнего Новгорода Кузьмы Минина создается Второе ополчение, возглавленное князем Дмитрием Пожарским. В августе 1612г. ополчение подходит к Москве, в октябре польский гарнизон капитулирует. 1613—1618 гг.: в январе 1613 г. с целью избрания нового царя созывается Земский собор, один из самых представительных в истории этого органа власти. Из многих кандидатур Собор выбирает 16-летнего Михаила Романова — представителя старинного и популярного среди различных слоев населения боярского рода, с которым связаны надежды на возвращение к порядку, покою и старине. Положено начало новой династии русских царей. Основные силы брошены на прекращение Смуты, искоренение разбоя и грабежа, восстановление нормальной деятельности государственного аппарата. В 1617г. подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступает Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Долгий и тяжелый кризис был наконец разрешен. По мнению многих историков, Смута была первой гражданской войной в истории России.
Источник: https://infopedia.su/11x42ac.html
План-конспект занятия по истории (6 класс) на тему: История 6 класс Культура XV -XVI в. | Социальная сеть работников образования
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайска
- ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
- ИСТОРИЯ РОССИИ 6 КЛАСС
АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ В XIV – XVI В.В.
- Выполнила:
- Елисеева Вера Ивановна
- Поронайск, 2015
ТЕМА УРОКА «АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ В XIV – XVI В.В.»
Дата разработки: 24.05.2015 г. Количество времени 1 урок (45 мин.)
Тип урока: урок усвоения нового материала
Форма урока: урок экскурсия
Вид урока: 1 вариант – виртуальная экскурсия с использованием презентации «АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ В XIV – XVI В.В.»
2 вариант – киноэкскурсия с использованием кинофильма «Московский кремль»
3 вариант – виртуальная экскурсия с использованием Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия
4 вариант – виртуальная экскурсия с использованием электронного приложения к учебнику «История России: с древнейших времён до конца XVI века: учебник для 6 класса ОУ.А. А. Данилов, Л. Г. Косулина М. : Просвещение, 2009.
Цель урока: организовать познавательную деятельность учащихся 6 класса, в ходе которой они получат представление об архитектуре и живописи XIV – XVI веков.
Задачи урока:
обучающая содействовать тому, чтобы учащиеся в ходе урока при работе с электронным ресурсом учебника получили представление об архитектуре Москвы XIV — XVI вв., живописи А.Рублёва, Ф. Грека;
развивающая содействовать становлению навыка планирования деятельности, пользования печатными и электронными средствами информации, адекватно воспринимать информацию, связно излагать информацию, анализировать свою деятельность;
воспитывающая создать на уроке ситуацию, в которой будет идти воспитание уважительного отношения к достижениям русской культуры, духовно-нравственного, патриотического воспитания, эстетического вкуса
Ожидаемые результаты: у учащихся будет сформировано представление о шедеврах мировой культуры: Московский кремль, Успенский, Благовещенский, Архангельский , Покровский соборы, церковь Вознесения, иконопись А. Рублёва, Ф. Грека.
- ОПИСАНИЕ ИДЕИ ЗАНЯТИЯ
- 1 вариант: самостоятельная поисковая работа по заданиям в группах или индивидуально с использованием электронного ресурса «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» с последующим рассказом с показом слайдов презентации учителя.
- 2 вариант: урок экскурсия с использованием презентации учителя
- 3 вариант: урок экскурсия с использованием кинофильма «Московский Кремль»
4 вариант: урок экскурсия с использованием электронного приложения к учебнику «История России: с древнейших времён до конца XVI века: учебник для 6 класса ОУ.А. А. Данилов, Л. Г. Косулина М. : Просвещение, 2009.
- Методы: словесный, наглядный
- Оборудование: мультмедийный проектор, ПК с ПО
- СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный этап. Целевая направленность (1 мин)
- Проверить: наличие учебников, рабочих тетрадей, тетрадей для записей на уроке, дневников у учащихся.
- Включить мультимедийный проектор с презентацией.
- Включить ПК с соответствующим ПО
2. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.(2 мин)
- 1 вариант: § 27, задание в рабочей тетради к § 27.
- 2 вариант: по электронному ресурсу § 27, Контроль к § 27
Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/05/04/istoriya-6-klass-kultura-xv-xvi-v
Архитектура Москвы XIV – XVII вв
Возвышение Москвы над остальными городами способствовало активному развитию градостроительства. Строительные традиции Владимиро-Суздальского княжества были восприняты московскими архитекторами, однако привнесенная уникальность позволяет говорить уже с XIV века об архитектурной школе Московского княжества.
Полностью сохранились четыре памятника архитектуры этого периода: собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, собор Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря, а также церковь Успения на Городке.
Первым памятником этого времени считается церковь Успения на Городке в древней части Звенигорода. Фрагменты росписи приписываются Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Архитектура собора близка к образцам северо-западных земель: это однокупольный четырехстолпный храм с тремя апсидами.
Церковь поставлена на высокий подклет и слегка сужается к верху, что усиливает ощущение стройности и стремления ввысь. Богата декоративными деталями: поребрики, бегунцы, орнаментальный пояс и перспективные порталы. Правление Иоанна III вызвало подъем архитектуры, благодаря политическим и экономическим свершениям.
Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвел Успенский собор Московского Кремля (1475–1479) на месте первого каменного собора XIV века. Этот грандиозный собор построен из белого камня и кирпича, шесть его опор имеют цилиндрическую форму, что отличает собор от построек этого времени. Собор пятиглавый и имеет пять апсид.
Росписью собора занимался знаменитый иконописец Дионисий. В Успенском соборе проходило венчание на царство всех русских царей и императоров, также в нем находится усыпальница русских митрополитов и патриархов. На Соборной площади в 1484–1490 годах был возведен псковскими архитекторами Благовещенский собор.
Изначально он был трехкупольным, но после пожара в XVI веке был восстановлен с дополнительными куполами и знаменитым «Грозненским» крыльцом. В 1505–1509 годах итальянский архитектор Алевиз Новый построил Архангельский собор Московского Кремля на месте старого, созданного при Иване Калите. Собор кирпичный, но декорирован белым камнем.
В украшении стен присутствуют мотивы декора итальянского Возрождения: растительные капители, раковины и др. В Архангельском соборе находится некрополь великих русских князей. Грановитая палата — одна из важных светских построек XV века, парадный зал для приемов великих князей.
Построена по приказу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Названаграновитой по «бриллиантовой» отделке бруста восточного фасада. В XVII веке была частично переделана. Стены Московского Кремля подвергаются изменениям, начавшимся еще при Иване III.
Стены становятся полностью каменными, и превращаются в мощное фортификационное сооружение, возвышающееся над Москвой. Появляются новые башни, сооруженные по самым ведущим технологиям оборонительного строения того времени. В Кремле также строится на месте церкви Иоанна Лествичника величайший памятник — Колокольня Иван Великий, доминанта кремлевского ансамбля. Архитектором был итальянец Бон Фрязин.
В период правления Елены Глинской, матери Иоанна IV, были построены стены Китай-Города, укреплялись стены многих городов.
Московская художественная школа XV в. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.
История раннемосковского искусства начинается с XIV столетия.
В Москву переезжает митрополит и она становится не только политическим и экономическим, но и церковным общерусским центром, поборов острое сопротивление Твери. Со второй половины XIV в.
Москва превращается в общепризнанную столицу формирующегося русского государства. В создающемся централизованном государстве начинается формирование общерусской культуры.
Феофан Грек(1340-1410) .Первые работы Феофана Грека на Руси выполнены им в Новгороде. Это фрески собора Спаса Преображения на Ильиной улице. Главное в росписи — возвеличивании аскетического подвига, ожидание апокалипсиса.
В колорите Феофана приобрели особую звучность темные тона, художник моделировал форму яркими мазками белильных тонов — пробелами. Грек работал позже в Нижнем Новгороде, участвуя в создании иконостасов и фресок в Спасском соборе. Впервые Феофан Грек упоминается в Москве в 1395 году.
С мастерской Феофана связано изготовление двусторонней иконы «Богоматерь Донская». Изображение Марии дано в темных теплых тонах, формы тщательно проработаны.
В Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского Феофан расписал церковь Архистратига Михаила в 1399 году, а в 1405 году — Благовещенский собор вместе с Андреем Рублевым. Иконостас Благовещенский — древнейший из сохранившихся доныне русских иконостасов.
Андрей Рублев(1360-1430). К ранним работам Андрея относятся фрески в соборе Успения на Городке в Звенигороде. В верхней части южного алтарного столба сохранились изображения св. Лавра. На северном столбе — полуфигура св. Флора. Изображения выполнены в светло-зеленом, вишневом и желтом цветах.
В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный расписали фресками Успенский собор во Владимире. До наших дней дошли образа иконостаса. Рублев написал три поясные иконы Спаса, архангела Михаила и апостола Павла, входившие в семифигурный Деисус, созданный между 1408-1422 годами в подмосковном Звенигороде.
Канон русской духовной красоты воплощен Андреем в образе Спаса.
Дионисий(1440-1502). Творчество этого художника развивалось в эпоху формирования централизованного Русского государства и было органично связано с подъемом русской национальной культуры. Дионисий продолжал и развивал наследие А. Рублева.
Он предвосхитил развитие светского начала в искусстве XVI века, вводя черты конкретности в изображение действия, поз, одежд и т. д.
Изящный уверенный рисунок, легкий прозрачный колорит, гибкие вытянутые пропорции фигур и уравновешенная гармоничная композиция — все это придает произведениям Дионисия неповторимое обаяние спокойной величавости и лиризма.
Между 1467 и 1477 годами иконописец вместе со своим учителем мастером Митрофаном принял участие в росписи церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Это был один из первых серьезных заказов, выполненных Дионисием. В 1481 году Дионисий получил приглашение владыки Вассиана создать иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля
20. Живопись Проторенессанса в Италии (дученто и треченто). Живопись ДжоттодиБондоне, Чимабуэ, Симоне Мартини.
Дученто или проторенессанс. В период XII и XIII веков Возрождение было чисто итальянским явлением. Это было время расцвета городских коммун, отхода от позднеготического канона. Центр культуры переместился из монастыря, замка, поместья в город.
В возникновении феномена Возрождения огромную роль сыграл особый характер городов центральной и северо-восточной Италии.
Для дученто характерно соперничество локальных школ, таких, как флорентийская, римская, пизанская; индивидуализация художественного творчества, интерес к античному искусству.
Подлинное начало новой эпохи, а именно Треченто, справедливо связывается с именем живописца ДжоттодиБондоне. (1266?—1337). Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена, или Капеллы Скровеньи (по имени заказчика) в городе Падуя (1303—1306). Более поздние работы Джотто—росписи в церкви Санта Кроче во Флоренции (капелла Перуцци и капелла Барди).
Вместо разобщенности отдельных фигур и отдельных сцен, свойственной средневековой живописи, Джотто сумел создать связный рассказ, целое повествование о сложной внутренней жизни героев. Образы Джотто величавы и монументальны, его язык суров и лаконичен. Джотто был не только живописцем: по его проекту была построена замечательная колокольня Флорентийского собора.
В период Треченто центром художественной культуры выступает также город Сиена. Один из знаменитых мастеров сиенского Треченто — Симоне Мартини (1284—1344). Возможно, длительное пребывание в Авиньоне сообщило его искусству некоторые черты северной готики: фигуры Мартини удлинены и, как правило, представлены на золотом фоне.
Но при этом Симоне Мартини старается моделировать форму светотенью, сообщает фигурам естественное движение, пытается передать определенное психологическое состояние, как он это сделал в образе Мадонны из сцены «Благовещение». В 1328 г.
Симоне Мартини было поручено написать фрески в здании городского управления Сиены — Палаццо Публике: Мартини написал фигуру сиенского кондотьера Гвидориччо да Фолья-но, главы наемных войск, на коне, на фоне сиенских башен.
Чимабуэ Джованни (1240 — 1302). Наиболее известным произведением мастера является алтарная картина “Мадонна с младенцем и ангелами”, выполненная для церкви Санта-Тринита во Флоренции.
Это композиция являлась исконным образцом, предназначенным для молитвы и религиозного созерцания.ТворчествуЧимабуэ, развивавшемуся в основном в русле традиций византийской живописи, свойствен и ряд новшеств в духе Проторенессанса.
В произведениях художника строгое величие композиции, ее плоскостность и несколько схематичная симметричность сочетаются с изысканной сдержанностью цветовой гаммы, пластической ясностью гибкого контурного рисунка, материальной осязаемостью лиц и фигур, внутренней значительностью образов (“Распятие” и “Мадонна на троне” — оба около 1285, Уффици; цикл фресок в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1290).
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 265;
Источник: https://studopedia.net/7_8492_arhitektura-moskvi-XIV—XVII-vv.html