Аксиологический подход в педагогике — студенческий портал

Аксиологический подход в педагогике - Студенческий портал Оксана Дубовик, аспирант

Участник конференции

В статье раскрывается сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке высококвалифицированных рабочих кадров. Анализируются учебные общеобразовательные  программы коммунальных колледжей США.

  • Ключевые слова: аксиология, аксиологический подход, коммунальный колледж, общеобразовательные программы, профессиональная подготовка.
  • The author considers the essence of axiological approach to professional training of highly-qualified work force and analyzes General Education Requirements of American  community colleges.
  •  Keywords: axiology, axiological approach, community college, general educational requirements, professional training.

Современное состояние развития общества характеризуется усилением целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости стран, что проявляется в формировании единого политического, экономического, культурного, информационного пространства, когда происходит интенсивный обмен результатами мaтериального и духовного производства (В. Кремень). Соответственно меняется и система ценностей, которые призвано сформировать образование.

Разрыв между культурой и цивилизацией, который произошел в ХХ веке, негативно повлиял на развитие образовательной системы.

Получил распространение принцип политехнизации образования, цель которого заключается в подготовке кадров к производству, т.е.

акцентировалось внимание на специальной подготовке, не учитывая такой важный компонент профессионального образования, как формирование личности специалиста, обладающего упорядоченной системой ценностных ориентаций.

Формирования будущего специалиста невозможно без обращения к ценностям, механизмам и технологиям преобразования общественных ценностей в личностные.

Ценности определяют содержательную основу профессионального образования, где образовательный процесс – это не простая трансформация знаний, а вооружение индивида “методологией творческого преобразования мира” (В. Шукшунов), всестороннее развитие и саморазвитие личности, формирование ее творческого потенциала (Г. Балл, А. Бондаревская, А.

 Вербицкий, С. Гончаренко, Е. Демиденко, И. Зязюн, Н. Нычкало, М. Романенко, В. Шубин и др.). Следовательно, возрастает роль аксиологического подхода в современном образовательном процессе.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике и психологии, поскольку ориентирован на Человека, как наивысшую ценность социального бытия. В рамках этого подхода каждый участник образовательного процесса признается активным ценностно-мотивированным субъектом деятельности, рассматривается как субъект познания, общения, творчества.

В качестве приоритетной задачи профессионального образования аксиологический подход выдвигает раскрытие ценностей как сущностных сил личности, ее интеллектуального, нравственного, творческого потенциала, являясь связующем звеном между познавательным и практическим отношением к миру (теорией и практикой) [2].

Современная социокультурная ситуация в обществе (развитие псевдокультурных и антикультурных тенденций, насущная потребность в нравственном воспитании человека и повышении ответственности индивида за судьбу своей страны и всей планеты в целом, недостаточная способность человека адекватно приспосабливаться к быстрым изменениям условий труда и жизни) требует выводить ценностные ориентации содержания современного образования исходя из необходимости познания окружающей действительности (онтологический аспект) и формирование отношения субъекта к этой действительности (аксиологический аспект).

Категория ценности стала предметом философского осмысления, в отечественной науке начиная с 60-х гг. XX века, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма, к субъективному фактору в целом. В трудах таких философов, как Б.

 Ананьев, М. Бахтин, С. Григорьев, М. Каган, Н. Розов, В. Тугаринов и др. рассматриваются проблемы соотношения представлений о человеческих ценностях в различных науках, делается попытка установить взаимовлияние этих явлений в современном мире.

Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах жизни, то простой основой для их типологии, по мнению ученых (Р. Беланова, О. Вишневский, А. Киричук и др.), является конкретное предметное содержание. Соответственно различают ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные и т.д.

Педагогические, как и любой другие духовные, ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. В настоящее время интерес исследователей привлекает широкий спектр различных аспектов этой проблемы. Так, в работах В. Сластенина, Г.

 Чижаковой рассмотрена история развития аксиологического подхода в педагогике. Формируется методология и понятийно-категориальный аппарат педагогической аксиологии (Н. Никандров, В. Сластенин, Г. Чижакова), разрабатываются концептуальные основы аксиологически ориентированного образования (А. Артамонова, Е. Бондаревская, Б. Гершунский, В. Гинецинский, В. Кремень, И. Зязюн).

Ведутся исследования состава и иерархии ценностей, которые не только придают направленность будущей профессиональной деятельности студента, но определяют его взаимодействие с миром и с людьми (Н. Алябьева, Т. Барышева, А. Кирьякова).

Так, были выделены следующие группы базисных ценностей университетского образования: академические, ценности личностного роста и благополучия, ценности гражданского общества, организационные ценности [3].

Ценностные ориентации американской педагогики определяются как целевая установка индивида на достижение самореализации и личного успеха, системы образования –  как грамотность и гражданственность населения, готовность к противостоянию конкуренции в условиях глобальной экономики [1].

Потребности в квалифицированных специалистах вместе с растущей важностью науки и техники в начале ХХ ст.

дала толчок созданию двухгодичных (младших, коммунальных) колледжей, которые соединяли традиционное гуманитарное образование с профессиональной подготовкой на уровне высшей школы. Как отмечают исследователи (В. Кудин, Н. Нычкало, С. Романова и др.

), возможность овладения научными знаниями, массовость и приоритет профессиональной ориентации являются составляющими сущности современной системы образования США.

Во второй половине ХХ в.

ценностные ориентации американской образовательной системы определялись следующими императивами: переходом от постиндустриального к информационному обществу, необходимостью адаптации к быстро изменяющимся требованиям экономичного потребления, пониманием необходимости непрерывного образования и социального сотрудничества.

Все это меняет содержание понятия “квалифицированный специалист”. Основу профессиональной деятельности человека составляют три основные сферы компетенции: специальная, т.е.

знания, касающиеся конкретной области деятельности; межличностная (знания, навыки и умения, которые помогают лучшему сотрудничеству и взаимопониманию между людьми, налаживанию нормальных субъект-субъектных отношений); концептуальная, которая включает методологию анализа и принятия решений на основе широкого социально-экономического контекста и понимания возможных последствий. Именно гуманитарное образование способствует формированию этой сферы профессиональной компетенции.

Так в каталогах американских коммунальных колледжей  Филадельфии, Сиэтла, Айронвуда (шт.

 Мичиган) подчеркивается, что их основная цель – поддерживать заинтересованность в обучении, учитывая индивидуальные особенности, возможности и желание каждого, способствовать интеллектуальному и духовному развитию личности, обеспечивать выпускников знаниями и компетенциями для дальнейшего образования и самообразования в течении жизни. Для этого предлагаются обязательные программы общеобразовательной подготовки, которые охватывают четыре основные области знаний – гуманитарные, общественные, естественные и технические науки.

Анализ учебных планов и программ вышеупомянутых колледжей свидетельствует, что цель общеобразовательных программ заключается в дальнейшем духовном развитии молодежи, повышении ее общекультурного уровня, развитие эрудиции и умения общаться с людьми, ознакомлении студентов с шедеврами мирового искусства и литературы, понимании их роли в развитии цивилизации, помощи им при ориентации в обществе и адаптации к быстрым общественным изменениям. Общеобразовательные программы направлены на развитие основных навыков (письма, математики, иностранных языков, естествознания, общественных и технических наук и т.д.).

В частности, на основе анализа учебного плана Коммунального колледжа Филадельфии нами выявлено, что программа общеобразовательного цикла состоит из четырех блоков: курсы основных областей знаний (Courses in Major Areas of Learning);  курсы основных академических подходов (Courses in Major Academic Approaches); курсы информационной грамотности; курсы технологической компетенции. Цель этой программы –  научить студентов формулировать этические вопросы, анализировать и понимать противоположные взгляды, осознавать влияние исторических, политических и социальных реалий на личностный выбор, ориентироваться в потоке информации. Большая роль также отводится развитию умения четко излагать свои мысли на письме [4].

Анализ учебных планов доказал, что программам общеобразовательной подготовки присуще серьезное отношение к естественнонаучному познанию и реальной действительности, вместе с тем большое внимание уделяется также историческим и культурологическим аспектам, поскольку это помогает лучшему пониманию современности. Программы общеобразовательной подготовки содержат одинаковое количество общенаучных и общегуманитарных предметов, обязательными являются культурологический, этический, психологический компоненты. Все большая информатизация общественной жизни требует личности с широким общегуманитарным кругозором, способной реализоваться в контексте новых социальных ценностей, способной думать и действовать, опираясь не только на собственные интересы, интересы своего народа, своей социальной группы, но и на интересы всего человечества.

Литература:

1. Веселова В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания [Электронный ресурс] // Oim.ru – научный Интернет-журнал — Режим доступа : www.oim.ru/reader@nomer=63.asp

2. Ефимова Е. М. Аксиологический подход как методологическая основа формирования социальной устойчивости профессионала [Электронный ресурс] / Е. М. Ефимова — Режим доступа : http://www.sgu.ru/files/nodes/63395/Efimova.pdf

3. Кирьякова А. В. Ценностные ориентиры университетского образования [Электронный ресурс] / А. В. Кирьякова // Вестник ОГУ. — 2011. — № 2 (121). — С. 27 – 33. — Режим доступа : http://www.vestnik.osu.ru/2011_2/4.pdf

4. Официальный сайт Коммунального колледжа Филадельфии — Режим доступа : http://www.ccp.edu/site

Источник: https://gisap.eu/ru/node/18878

Сущность и роль аксиологического подхода в педагогике

Определение 1

Аксиология (от греч. axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, теория философии об общезначимых принципах, задающих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Существует множество теорий, рассматривающих понятие «ценность» как феномен, но также интересен момент его нравственного практического действия. Философы рассматривают учение о значимых ценностях. Ученые, педагоги рассматривают ценности как содержание, нравственные нормы, которые образуют системность в воспитании личности.

Сущность аксиологического подхода в педагогике

Педагогическое научное познание имеет своими целями как поиск истины, так и возможность удовлетворить социальные потребности.

Определение 2

Аксиологический подход в педагогике (или ценностный) – это механизм, являющийся связующим звеном между познавательным и практическим подходами; устанавливающий взаимосвязи между ценностями, социальными и культурными факторами и личностью.

Роль аксиологии в образовании

Аксиологический подход – это инструмент, отражающий суть гуманистической педагогики: здесь человек, личность рассматривается как наивысшая ценность общества, самоцель общественного развития. Собственно, аксиологический подход в педагогике можно назвать новой философией образования и методологии.

Фундаментом аксиологического подхода служит утверждение о взаимозависимости и взаимодействии мира.

Согласно нему, все жизненное пространство являет собой мир целостного человека, в связи с чем необходимо видеть общность, объединяющую человечество, но и дающую характеристику каждой отдельной личности.

Гуманистическая ориентация на ценности – это некий аксиологический двигатель, приводящий в движение прочие звенья ценностной системы.

Философия образования современности, имеющая гуманистическую направленность, представляет из себя программу качественного обновления всех этапов образовательного процесса.

Философские искания данного направления дают возможность сформировать принципы оценки работы образовательных учреждений, концепций, педагогического опыта, достижений или неудач.

Гуманизация образования включает в себя и обновление системы подготовки квалифицированных кадров: переход от «обезличенности» к осознанному творческому включению в процесс, стремлению к общему и профессиональному развитию личности.

Замечание 1

Гуманизация образования в самой основе изменяет традиционные привычные представления о его целях: систематизации информации, умений, навыков. Собственно, такие цели и стали основой дегуманизации образования, проявившейся в разделении процессов воспитания и обучения.

Учебным программам и пособиям придавалось излишне важное, почти идеологическое значение, в связи с чем воспитательный процесс становился или неявным, или отсутствовал вообще. Образование, изначально предполагающее трансляцию культуры следующему поколению, оказалось дискредитированным.

Также и трудовое воспитание было лишено своего нравственно-эстетического значения.

Довольно долго образовательная система направляла усилия на обучение подрастающего поколения приспособлению к жизненным трудностям, едва ли не способам выживаемости.

Процесс образования не давал навыка гуманизации самой жизни, формирования ее согласно законам красоты.

На сегодняшний момент стало очевидным, что содержание и характер направленности человеческой личности задают эффективность решений проблем социального и экономического характера, определяют безопасность существования человечества.

Идея гуманизации — это следствие аксиологического подхода в образовании, имеющее важнейшее социально-политическое и философско-антропологическое значение.

То, как будет реализована эта идея, определит конечную стратегию развития современного общества: будет ли новая концепция тормозить его движение или, наоборот, запустит новый виток развития.

Современное образование имеет возможность стать существенным элементом в становлении ценных мировоззренческих, нравственных качеств каждого индивидуума. В гуманистическую философию образования заложена миссия создания экологической, нравственной гармонии в нашем мире.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также:  Дебиторская и кредиторская задолженность: сроки расчетов и исковой давности

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/aksiologicheskij-podhod-v-pedagogike/

Аксиологический подход в педагогике — справочные материалы по педагогике от А до Я

  • Определение аксиологического подхода
  • Педагогические задачи аксиологии
  • Как и любая наука, педагогика состоит из практической и теоретической части, и время от времени диссонанс между ними может проявляться слишком остро.

Определение аксиологического подхода

Для решения этой проблемы понадобился мост, который бы позволил теории и практике взаимодействовать между собой.

Такой точкой пересечения стала аксиология. Аксиологический подход в педагогике иногда называют ценностным, то есть задающим систему ориентиров и ценностей.

Приоритетная задача педагогики – удовлетворение социальных потребностей за счет интеллектуальной деятельности и процесса познания. Аксиология – один из механизмов достижения этих целей.

Педагогические задачи аксиологии

При внимательном изучении вопроса становится очевидным, что гуманистический характер педагогики основан на аксиологии. В качестве высшего ценностного ориентира был выбран человек, который стал также и целью общественного развития. Аксиология связывает все звенья в этой системе и, таким образом, служит методологией современной педагогики.

Основной принцип аксиологии можно сформулировать следующим образом: в основе всего лежит детерминированность, все явления жизни взаимосвязаны между собой; исходя из этого положения, каждый индивидуум связан с социумом, и важно видеть эти общие черты и закономерности.

Аксиологической базой образования должен стать гуманизм. Педагогическая система, вставшая на путь гуманизма, благодаря усвоению опыта этой философии улучшит качество образования.

  1. Кроме того, можно выделить конкретные преимущества такой аксиологической установки:
  2. 1) появление метода оценивания набранного педагогического опыта, ранее использованных методов и приемов учебно-воспитательной работы;
  3. 2) отказ от «обезличенности» образования в пользу овладения навыками, способствующими индивидуальному личностному и профессиональному росту;

3) смена целей образования: информация и навыки как главный ориентир образования не соответствует аксиологии гуманистического образования.

Главный ее недостаток с точки зрения гуманизма – неадаптированность к человеческой природе. Важно понимать, что человек воспринимает информацию одновременно с навыками, которые помогают ему социализироваться.

Поэтому процессы воспитания и обучения должны идти параллельно.

Традиционные программы не имеют четкой системы воспитания. Лишение образования функции культурного воспитания отрицательно повлияло в свою очередь и на развитие трудовой деятельности, поэтому гуманизм призывает обратить внимание на нравственно-эстетический аспект учебной работы;

4) обучение способности менять окружающий мир в соответствии со своим мировоззрением, а не приспосабливать свою картину миру к существующей реальности; устоявшаяся система не учитывает, что человек является меняющей силой и способен повлиять на экономические, социальные, экологические и прочие проблемы; до этого обучение было направлено только на приспособление к проблемам, но не на борьбу с ними.

Таким образом, гуманизация образования предлагает избавиться на ранних этапах от всех тормозов, которые сдерживают развитие отдельных личностей, а вместе с тем и всего общества. Вместе с тем это и переустановка философских ориентиров.

Антропоцентризм в сфере образования необходим для того, чтобы вернуть ему функцию воспитания в человеке нравственных качеств и мировоззренческих установок.

Гуманизм в педагогике стремится к гармонии именно в этических и нравственных областях.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/axiologicheskiy-podhod-v-pedagogike/

Аксиологический подход к профессионально-личностному развитию студентов в университетском образовании

Ерошенкова Е.И.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

eroshenkova@bsu.edu.ru

Цивилизационный сдвиг и преобразования в развитии современного российского общества ориентируют содержание профессионального образования на обновление методологических подходов и принципов к подготовке будущего специалиста, его профессионально-личностное развитие.

Ценности, декларируемые всей сферой образования и поддерживаемые социальным окружением, обществом, связаны со стремлением личности к самосовершенствованию, самосозиданию, саморазвитию.

В этой связи актуализируется значимость ценностной проблематики профессионального университетского образования и ее практическая реализация [1].

Согласно позиции В.Н. Сагатовского, образование утверждает определяющую роль его духовных основ, базирующихся на подлинных ценностях и духовно-нравственных идеалах – культурных образцах [2].

Значение аксиологического подхода в профессионально-личностном развитии студентов заключается в определении природы ценностей, их генезиса и путей приобщения к ним личности в соответствии с нормами культуры.

Следовательно, важнейшей отличительной особенностью реализации аксиологического подхода является возможность его использования в обязательной совокупности с культурологическим подходом.

Культурологический контекст определяет содержательную основу и направление научно-педагогического поиска при решении задач профессионально-личностного развития студентов. Исходя из этого, эффективное использование аксиологического подхода в профессиональном образовании необходимо сопровождать анализом культурных ценностей, определением их актуального и перспективного значения, возможностей формирования на современном этапе развития культуры.

Как известно, базовым для аксиологического подхода является понятие «ценности», которое имеет междисциплинарный характер, способно к интеграции знаний о развитии общества и требует для своего изучения привлечения аппарата самых различных наук.

В зарубежном научном знании проблема ценности определяется проблемой «значимости» ценности (Г.

Риккерт); ценности рассматриваются и как «вочеловеченный» избирательный принцип, установка, производная от потребностей. Ценности — это то, к чему стремится человек» (А.

Маслоу); ценности вбирают в себя некий личностный смысл, являются категорией «значимости», а не категорией знания (Г. Олпорт) и др.

Отечественная психолого-педагогическая наука трактует ценности как осознанные смыслы жизни (Б.С.

Братусь); как значение предмета для субъекта, как это специфическое отношение, которое связывает объект не с другим объектом, а с субъектом (М.С.

Каган); как обобщенные, устойчивые предоставления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта» (В.Н. Сагатовский) и др.

  • Таким образом, сущностный анализ исследуемой категории показал, что «ценность» как научный феномен обладает рядом свойств:
  • – ценность связана с деятельностью и имеет субъективный характер;
  • – она изменяема во времени и социально-исторически обусловлена;
  • – ценность детерминирует свойства личности;
  • – ценность управляет поведением человека;
  • – ценность надситуативна;
  • – ценность имеет различную значимость для конкретных субъектов.
  • Анализ и осмысление обозначенных выше трактовок и свойств категории «ценность» подчеркивают разночтения в их определениях, которые можно сформулировать в виде вопросов:
  • – является ценность значимостью или значением?
  • – ценности относятся к сфере сущего или должного?
  • – ценности являются свойством предмета, объекта, явления или отношением субъекта к ним?
  • – какая система отношений фиксируется через категорию «ценность» — субъектно-объектная или субъектно-субъектная?

Мы придерживаемся мнения о том, что профессионально-личностное развитие студента возможно на основе постоянного и последовательного формирования «диалектической триады»: ценностного сознания – ценностного отношения – ценностного поведения (В.А. Сластенин, Г.И.

Чижакова).

Причем, аксиологические ориентиры профессионально-личностного развития студентов формируются на основе функционирующих в обществе универсальных ценностей, преобладающих в профессиональной среде – специальных ценностей, и, присущих конкретной личности – личностных ценностей. Все эти ценности опредмечиваются в установки, составляют принципы отражения социальной, профессиональной и личностной реальности, становятся регуляторами поведения студентов. При этом механизм интериоризации ценностей имеет разноуровневый характер:

– социальный (межличностный) уровень. Здесь происходит объективация ценностей, осуществляется их отбор, оценивание, деятельностная интериоризация;

– психологический (внутриличностный) уровень. Здесь происходит превращение присвоенных ценностей в ценностные представления, ориентации, направленность, цели и т.д., ценностей детализируются, ранжируются по модальности, приобретают уникальное смысловое личностное наполнение [3].

Таким образом, межличностный уровень характеризуется появлением личности, а внутриличностный – индивидуальности. «Присвоение» личностью ценностей опирается на нормы общества и отражает ее ценностные ориентации личности, закрепляемые жизненным, профессиональным и личностным опытом индивида, совокупностью его переживаний.

Личностная иерархия ценностей является невоспроизводимой и строго индивидуальной. Комбинации сочетаний и взаимосвязей ценностных выборов бесконечны.

Как известно, личностная интериоризация ценностей, перевод их во внутренний план и выработка собственных ценностей происходят не только на когнитивном (рациональном) уровне.

Эффективность данного процесса обусловлена также активной ролью эмоций и чувств, влияющих на формирование ценностных ориентаций личности и превращение их в движущие силы развития личности (в т.ч.

профессионального), «так как даже понимание общественных ценностей не просто «сопровождается», а «окрашивается» чувством (К.А. Альбуханова-Славская). Участие чувства обеспечивает реальность «присвоения» ценности личностью, а не просто её понимание.

По мнению ряда ученых, самым сильным фактором становления ценностного отношения является развернувшийся на глазах у личности ценностный выбор, при котором студент стоит перед альтернативой выбора добра, истины, красоты – вопреки злу, лжи, уродству. Характер ценностного выбора определяет в дальнейшем траекторию профессионально-личностного развития студентов.

Педагогический аспект проблемы реализации аксиологического подхода к профессионально-личностному развитию студентов в условиях университетского образования состоит в том, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными и профессиональными ориентирами личности.

Выстрагивая стратегию профессионально-личностного развития личности необходимо учитывать базисные ценности, обеспечиваемые университетским образованием в контексте вхождения в Болонский процесс. Результаты исследований под руководством А.В. Кирьяковой показали, что существуют следующие группы базисных ценностей университетского образования:

  1. – академические ценности. К ним исследователь относит институциональную независимость, фундаментальность, интеллектуальное развитие, академические свободы, академическую солидарность (коллегиальность), содействие росту инноваций, профессиональную компетентность, новые парадигмы преподавания и исследования, академическую ответственность, единство образовательного и исследовательского процесса, академическую мобильность, критическое мышление, наставническую модель взаимоотношений преподавателя и студентов, приобщение последних к научным школам;
  2. – ценности личностного роста и благополучия. Среди них выделяются ценности самоопределения, самореализации, индивидуальности, субъект-субъектных отношений, непрерывности образования, адекватности человека среде и ситуации, профессиональной мобильности, здоровья, корпоративности, конкурентоспособности выпускника;
  3. – ценности гражданского общества. К ним исследовательская группа относит ценности свободы, демократии, открытости, социальной справедливости, толерантности, этичности, культурного разнообразия, социальной ответственности;

– организационные ценности.

Среди основных из них – ценности принятия решений на основе согласования мнений и интересов, ценности свободы в осуществлении научных исследований, статусной иерархии, основанной на принципе научного авторитета, технологизации образовательной деятельности, стандартизации качества образования (образовательных программ), создания материальных ценностей и знаний, конкурентоспособности университета, доступности образовательных программ для зарубежных студентов, стратегического партнерства университета и бизнес – структур [4, с. 28].

Таким образом, аксиологический подход в профессиональном образовании означает изучение явлений и предметов с позиции их ценности для профессионального воспитания и развития личности студентов. В педагогике категория ценности имеет особое значение, определяющее и содержание процесса, и характеристику результата профессиональной педагогической деятельности.

Аксиологический подход к профессионально-личностному развитию студентов базируется на понимании сущности и социальной природы ценностей, предполагает рефлексию смысложизненных вопросов с позиций позитивно-созидательных ценностей, определяет качественный выбор ценностей на формирование ценностных ориентиров личности, на развитие ее профессионально значимого, духовно-нравственного, творческого опыта, на ценностные результаты во всех сферах жизнедеятельности.

Литература

1. Тимофеева С.В. Аксиологический подход в образовании – важнейший фактор воспитания личности // Режим доступа: kgau. ru/img/konferenc/2012/g10. doc (дата обращения: 20.09. 13).

2. Сагатовский В. Н. Аксиология творчества //Наука. Искусство. Культура. 2012. №. 1.

3. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск, 2010.

4. Кирьякова А.В. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестник ОГУ. 2011. №. 2. С. 27-33.

Источник: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/professionalno_lichnostnoe_razvitie_prepodavatelya_i_studenta_tradiczii,_problemyi,_perspektivyi2/sekcziya_2/aksiologicheskij_podxod_k_professionalno_lichnostnomu_razvitiyu

Аксиологический подход

Слайд 1

Аксиологический подход

Слайд 2

Аксиология Аксиология — это философское учение о ценностях отдельной личности, коллектива, общества, включая материальные, духовные , культурные, психологические и нравственные ценности.

Читайте также:  Классическое рабство и его особенности во ii-i вв. до н.э. - студенческий портал

Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности.

Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт явление», которые обусловливают развитие человека в обществе. При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя.

Слайд 3

Идеи аксиологического подхода Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений.

Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценности сами по себе остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.

Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.

Слайд 4

К числу аксиологических принципов относятся: равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей); равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем; равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга. Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.

Слайд 5

Принципы логико-структурного построения педагогической аксиологии Образование – исторический процесс. Накопленные обществом социально значимые ценности передаются от одного поколения другому в процессе образования.

Для отечественного образования советского периода значимыми являлись идеологические ценности, которые утратили в настоящее время свою актуальность.

Для современной школы характерны такие ценности: самовыражения и саморазвития личности; Формирование ее ценностных ориентаций, и творческого потенциала.

Слайд 6

Принцип взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей Любая образовательная система существует в определенном социокультурном пространстве и взаимодействует с ним.

На передний план выступает идея развития ребенка через передачу ему общекультурных ценностей, пониманием им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром.

Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила.

Слайд 7

Принцип взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей Особое внимание в образовательном процессе следует уделить знакомству детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами), несущими смысл.

Фольклор, народные праздники, игры, сказки отражают особенности восприятия природы, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к природе, и приобщить их ценностям прошлых поколений.

Слайд 8

Принцип соотнесения общественных и личностных ценностей Норма является внешним регулятором поведения человека, чтобы должное стало предметом личных устремлений, собственных убеждений человека оно должно быть пережито человеком.

Требование ответственного поступка означает, что каждое действие должно быть пропущено через нравственное сознание человека.

Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала» ? Это стихотворение о том, что девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме.

Слайд 9

Это поведение, ответственное по отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых. Предназначение человека заключается в признании единственности и претворении ее в жизнь ответственным поступком. Принцип соотнесения общественных и личностных ценностей

Слайд 10

Педагогика Педагогика — Наука о воспитании и образовании.

Образование – процесс формирования образа бытия и в его рамках – образа человека на основе ценностного сознания, отношения, поведения личности; процесс усвоения нравственного знания, являющегося основанием действий и поступков человека.

Педагогическая аксиология рассматривает понятие «Образование» в качестве центрального, т.к. оно влияет на все остальные базовые процессы, происходящие в культуре и обществе.

Слайд 11

Воспитание – передача старшими поколениями и усвоение новыми поколениями способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений; целенаправленный процесс формирования у личности социально значимых качеств.

Воспитательное пространство представляет собой пространство культуры, основанной на традициях и новаторстве . Традиции – то база для творчества, накопленный поколениями ценностный опыт.

Новаторство – преобразование, выход на новый уровень. Педагогика

Слайд 12

Аксиологический подход в педагогике Ценностное сознание – форма отражения объективной действительности, позволяющая субъекту определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное; единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия на основе отражения действительности как мира духовных ценностей. Мировоззрение – концептуально выраженная система взглядов человека на мир. На себя и на свое место в мире .

Слайд 13

Аксиологический подход в педагогике Ценностное отношение – это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления . ( К миру вещей, явлениям природы; К людям, явлениям социума; К самому себе.

) Ценностная установка – это осознание личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными ценностями .

Ценностная ориентация – система устойчивых отношений личности к окружающему миру и к самому себе в форме фиксированных установок на те, или иные ценности материальной и духовной культуры общества.

Слайд 14

Аксиологический подход в педагогике Ценностное поведение – целенаправленные действия человека, внутренними регуляторами которых являются ценностное сознание, отношение, установки, ориентации .

В ценностном поведении отражается осознание своего долга перед обществом, осознание себя как частицы окружающего мира, понимание своей уникальности и значимости для него. В поступке как акте поведения выражается отношение к окружающим людям, явлениям, самому себе, к миру в целом.

Регуляторами ценностного поведения являются любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, совесть – общезначимые ценности, основанные на эмоциях.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2019/12/01/aksiologicheskiy-podhod

2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений

Сущность аксиологического
подхода. Человек постоянно находится
в ситуации мировоззренческой (политической,
нравственной, эстетической и др.) оценки
происходящих событий, постановки задач,
поиска и принятия решений и их реализации.

При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе)
связано с двумя различными, хотя и
взаимообусловленными, подходами:
практическим и абстрактно-теоретическим
(познавательным).

Первый вызван
приспособлением человека к быстро
изменяющимся во времени и пространстве
явлениям, а второй преследует цель
познания закономерностей действительности.

Однако научное познание, в том числе и
педагогическое, осуществляется не
только из-за любви к истине, но и с целью
полного Удовлетворения социальных
потребностей. Роль механизма связи
между практическим и познавательным
подходами выполняет
аксиологический

(или ценностный) подход, выступающий
своеобразным «мостом» между теорией и
практикой.

Он
позволяет, с одной стороны, изучать
явления с точки зрения заложенных в них
возможностей удовлетворения потребностей
людей, а с другой
— решать
задачи гуманизации общества.

Аксиологический подход органически
присущ гуманистической педагогике,
поскольку человек рассматривается в
ней как высшая ценность общества и
самоцель общественного развития.

В этой связи аксиология, являющаяся более
общей по отношению к гуманистической
проблематике, может рассматриваться
как основа новой философии образования
и соответственно методологии современной
педагогики.

Категория
ценности применима к миру человека и
обществу. Вне человека и без человека
понятие ценности существовать не может,
так как оно представляет собой особый
человеческий тип значимости предметов
и явлений.

Ценности не первичны, они
производны от соотношения мира и
человека, подтверждая значимость того,
что создал человек в процессе истории.
В обществе любые события так или иначе
значимы, любое явление выполняет ту или
иную роль.

Однако к ценностям относятся
только положительно значимые события
и явления, связанные с социальным
прогрессом. Ценность, согласно
В.П.

Тугаринову,
— это не
только предметы, явления и их свойства,
которые нужны людям определенного
общества и от дельной личности в качестве
средств удовлетворения их потребностей,
но также идеи и побуждения в качестве
нормы и идеала.

Ценности сами
по себе, по крайней мере основные из
них, ос таются постоянными на различных
этапах развития человеческого общества.
Такие ценности, как жизнь, здоровье,
любовь, образование, труд, мир, красота,
творчество и т.п., привлекали людей во
все времена.

Эти ценности, несущие в
себе гуманистическое начало, выдержали
проверку в практике мировой истории.

В
условиях демократического преобразования
российского общества речь поэтому
должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а прежде всего об их
переосмыслении и переоценке.

В центре аксиологического мышления
находится концепция взаимозависимого,
взаимодействующего

мира. Она утверждает, что наш мир-это
мир целостного человека, поэтому важно
научиться видеть то общее, что не только
объединяет человечество, но и характеризует
каждого отдельного человека.

Рассматривать
социальное развитие вне человека
— значит
отделить мышление от его гуманистического
фундамента. Именно в контексте такого
мышления гуманизация представляет
глобальную тенденцию современного
общественного развития, а утверждение
общечеловеческих ценностей составляет
его содержание.

Сложности современного периода развития общества
не являются основанием переноса
осуществления гуманистических идеалов
«на потом», на отдаленную перспективу.
Нет и не может быть такого уровня
экономического развития, достижения
которого сами по себе обеспечивали бы
реализацию этих идеалов.

Гуманистические
начала, утверждение самоценности
человеческой личности, уважение к ее
правам, достоинству и свободе нельзя
привнести в общественную жизнь извне.
Процесс социального развития есть
по сути
своей процесс роста и вызревания этих
начал в человеке.

В противном случае не
имеет смысла вести речь о прогрессе
человечества.

Аксиологические
принципы.

Успехи в сфере образования в значительной
мере обеспечиваются синтезом научных
знаний в области человековедения.

Мы
уже говорили о том, что смежные с
педагогикой науки, признавая необходимость
расширения своих границ, стремятся
составить диалог с педагогикой.

Однако
для того чтобы диалоговый режим,
взаимодействия различных наук и подходов
не остался декларацией, необходимо
внедрение в практику аксиологи-ческих
(ценностных) принципов.

К числу
аксиологических принципов относятся:

  • равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
  • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
  • равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно
работать различным наукам и течениям,
искать оптимальные решения. Одной из
первостепенных задач является объединение
наук на гуманистической основе.

Именно
гуманистическая ориентация создает
прочную основу будущего человечества.

Образование как компонент культуры в
этой связи приобретает особую значимость,
так как является основным средством
развития гуманистической сущности
человека.

Педагогическая
аксиология.

Понимание ценностных характеристик
педагогических явлений сложилось под
влиянием общей аксиологии.

В основе
педагогической аксиологии лежат
понимание и утверждение ценности
человеческой жизни, воспитания и
обучения, педагогической деятельности
и образования в целом.

Читайте также:  Аудиторские доказательства и документирование в аудите - студенческий портал


Значимую ценность представляет собой
и идея гармонично
развитой личности,

связанная с идеей справедливого общества,
которое способно реально обеспечить
каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в
нем возможностей.

Эта идея выступает
основой ценностно-мировоззренческой
системы гуманистического типа. Она
определяет ценностные ориентации культуры и ориентирует личность в
истории, обществе, деятельности. К
примеру, основой ориентации личности
в обществе вы ступает комплекс
социально-нравственных ценностей,
который представляет гуманизм.

Аксиологические
характеристики педагогической
деятельности отражают ее гуманистический
смысл. В самом деле, педагогические ценности
— это те ее
особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога,
но и служить ориентирами его социальной
и профессиональной активности,
направленной на достижение гуманистических
целей.

Педагогические
ценности, как и любые другие духовные
ценности, утверждаются в жизни не
спонтанно. Они зависят от социальных,
политических, экономических отношений
в обществе, которые во многом влияют
на развитие педагогики и образовательной
практики.

С изменением
социальных условий жизни, развитием
потребностей общества и личности
трансформируются и педагогические
ценности. Так, в истории педагогики
прослеживаются изменения, связанные
со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже на проблемно- развивающие.

Ценностные ориентации являются одной из главных, «глобальных» характеристик личности,
а их развитие
— основной
задачей гуманистической педагогики и
важнейшим путем развития общества.

Источник: https://studfile.net/preview/6315043/page:8/

Аксиологический подход в изучении педагогических явлений и аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций

Аксиологический подход присущ гуманистической пед-ке, где человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.

Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.

Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков».

Такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания.

В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение.

Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Гуманистическая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.

Аксиологическое «Я» учителя как система ценностных ориентации опирается на социально-педагогические и профессионально-групповые ценности, которые служат основанием формирования его индивидуально-личностной ценностной системы. Данная система включает ценности:

  • 1) связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (признание окружением, престижность и др.);
  • 2) удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, родителями, обмен опытом и др.);
  • 3) ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (развитие профессионально-творческих способностей, самосовершенствование и др.);
  • 4) позволяющие осуществлять самореализацию (оказание помощи и поддержки детям, реализация собственных идей и др.);

5) дающие возможности удовлетворять прагматические потребности (оплата труда, отпуск, служебный рост и др.).

  1. В представленной системе ценностей в зависимости от содержания можно выделить:
  2. 1) ценности-цели — концепция личности обучающегося, концепция «Я-профессиональное» как источник и результат профессионального самосовершенствования учителя.
  3. 2) ценности-средства — концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, мониторинга, инноватики, педагогической импровизации и интуиции.
  4. 3) ценности-отношения — личностно-профессиональная позиция как совокупность отношения учителя с учеником, другими участниками педагогического процесса, отношения к себе и собственной профессионально-педагогической деятельности.
  5. 4) ценности-качества — связанные между собой индивидуальные, личностные, коммуникативные, позиционные, деятельностно-профессиональные и поведенческие качества личности.

5) ценности-качества отражаются в специальных способностях учителя: способности программировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, строить гуманистические отношения, способности к творчеству и диалогическому педагогическому мышлению.

6) ценности-знания — теоретико-методологические знания, касающиеся психологии личности, основных идей и закономерностей педагогического процесса.

Названные группы педагогических ценностей являются элементами аксиологической модели, имеющими взаимообусловленный характер. Так, например, ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств, то есть все они функционируют как единое целое.

Аксиологическое «Я» педагога определяется эффективностью и целенаправленностью отбора и приращения им новых ценностей, их переходом в мотивы его поведения и профессиональные действия. Ценностные ориентации учителя находят свое обобщенное выражение в мотивациоино-ценностном отношении к педагогической деятельности, которое является показателем гуманистической направленности его личности.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10537.html

Научная статья на тему “Применение теоретических основ аксиологического подхода в исследовании педагогического процесса”

Ключевые слова: аксиология, подход, педагогическое исследование, ценностный потенциал, гуманизация образования.

В связи с развитием гуманистической парадигмы образования, которая рассматривает человека высшей ценностью и целью общественного развития, особое место в ряду методологических подходов педагогического исследования занимает аксиологический подход.

Сама наука аксиология начала формироваться еще в античности, ее основы были заложены Аристотелем, Демокритом и Сократом.

Как научно-исследовательский взгляд на социокультурные проблемы человека данный подход стал формироваться в конце XVIII века под влиянием немецкой философии, рассматривающей развитие общества с точки зрения эволюции социальных норм, идеалов, приоритетов и ценностей.

Вклад в развитие аксиологического подхода был сделан такими учеными, как С.З. Гончаров, М.С. Коган, Д.А. Леонтьев, Н.С. Розов, М.С. Яницкий и другими.

Сегодняшний интерес к привлечению данного подхода в педагогических исследованиях связан с кризисным состоянием общества, а также изменениями, происходящими в социокультурном пространстве. Аксиологический подход перестал быть аппаратом философии и применяется в решении различных проблем в психологии, педагогике, экономике, культурологи и других отраслях научного знания.

Использование данного подхода в педагогике привело к формированию нового направления – педагогической аксиологии, развитием которой занимались Н.А. Асташова, А.М. Булынин, В.А. Сластенин и др.

Эта дисциплина исследует ценности образования как смыслообразующие основания человеческого бытия, которые задают направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретных поступков[1, с. 2-6].

Данный подход относится учеными к исследовательским подходам, а его основное назначение заключается в получении новых сведений об изучаемом педагогическом явлении. Е.В. Яковлев и Н.О.

Яковлева понимают под аксиологическим подходом принципиальную ориентацию исследования, при которой явление рассматривается с точки зрения ценностей, связанных с возможностями удовлетворения потребностей людей [2, с. 86].

К числу основных аксиологических принципов относится равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей); равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения прошлого и возможностей открытия в настоящем и будущем; равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга [3, с. 413].

Стоит обратить внимание на одну из ключевых особенностей аксиологического подхода: его содержание связано с исследованием ценностной природы изучаемого явления и в педагогическом исследовании может использоваться только в культурологическом контексте. Анализ культуры и ее ценностей лежит в основе использования аксиологического подхода.

Кроме того, реализация аксиологического подхода в педагогических исследованиях требует выявления социально и личностно значимых ценностей, определения их происхождения, указания связей и соотношения друг с другом, а также разработки механизмов формирования этих ценностей в соответствии с нормами культуры, а также возможностей повышения ценности образовательного процесса в целом.

Аксиологический подход выполняет гностическую, ориентировочную, информационную, оценочную, прогностическую, технологическую, интегративную и другие фукции.

Изучение ценностей с точки зрения аксиологического подхода подразумевает изучение явлений и предметов с точки зрения их значимости для воспитания и развития личности. Ценность в педагогике имеет важное значение и определяет не только содержание учебно-воспитательного процесса, но и характеристику результата педагогической деятельности.

Аксиологический подход в педагогическом исследовании предполагает рассмотрение его ценностного контекста, в связи с чем О.В. Коновалова выделяет следующие этапы анализа:

  1. Выявление ценностного потенциала изучаемого явления
  2. Структурирование совокупности ценностей, отражающих данное явление
  3. Определение способов повышения их значимости для субъектов образовательного процесса [4, с. 28].

Рассмотрим каждый из них.

При выявлении ценностного потенциала изучаемого явления необходимо учитывать нормы и ценности, принятые в обществе, значение исследуемого феномена, приоритеты и установки образовательного учреждения, собственные предпочтения, а также опыт по формированию определенных ценностей. Выявленные в результате исследования ценности должны быть согласованы с нравственными нормами, принятыми в обществе, с личностными особенностями субъектов образовательного процесса.

Следующий этап структурирования совокупности ценностей, отражающих данное явление может осуществляться различными способами. Например, возможно выделение базовых (общечеловеческих ценностей: мир, свобода, безопасность, человек, семья и др.

) и инструментальных ценностей,  то есть те, которые служат для достижения определенных целей (справедливость, независимость, социальный статус и др.).

Другим способом работы над данным этапом может быть выделение групп субъектов и фиксация характерных для них ценностей.

В результате выполнения этих этапов реализации аксиологического подхода исследователь получает ценностную модель, в которой отражены ценности изучаемого педагогического явления или процесса, а также указаны соотношения между этими ценностями.

Третий этап определения способов повышения их значимости для субъектов образовательного процесса нацелен на интеграцию ценностей общества и личности. В данном аспекте проблема может быть решена во внутренней или же внешней среде относительно личности.

При исследовании методико-технологического аппарата педагогического процесса реализация аксиологического подхода будет связана с поиском путей повышения ценности образовательного процесса, т.е. во внешней среде. При исследовании проблем, ориентированных на личностные изменения (формирование отношений, мотивов, культуры, компетентности и др.

) результатом исследования должны стать пути формирования указанных ценностей в условиях современного образовательного процесса.

Таким образом, аксиологический подход в педагогическом исследовании является важным инструментом анализа состояния различных педагогических явлений, способным показать возможные пути развития и совершенствования личности в образовательном процессе. Опираясь на гуманистическую традицию и оперируя различными ценностными категориями, исследователь способен провести сложный многоуровневый анализ процесса становления личности, а также определить пути развития современного общества.

Список использованных источников

1. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования// Магистр. №6, 2004. – С. 2-6.
2. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О.

Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации// Современная высшая школа: инновационный аспект. Издательство: Русско-Британский институт управления, №3, 2010. – С.85-92.
3.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов и др. – М.: Издат. центр «Академия», 2015. – 512 с.

4. Коновалова О.В. Методика реализации аксиологического подхода в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка (на примере преподавания дисциплины «Иностранный язык» (аспект «домашнее чтение»)) // Ученые записки. Электронный нучный журнал Курского государственного университета. № 3. 2010. – С. 26-29.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/nauchnaja-statja-na-temu-primenenie-teoreticheskih-osnov-aksiologicheskogo-podhoda-v-issledovanii-pedagogicheskogo-processa/

Ссылка на основную публикацию