Анри Бергсон и его философия — биография и основные работы

Бергсон Анри Родился: 18 октября 1859 года. Умер: 4 января 1941 года.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Анри Бергсон (фр. Henri Bergson; 18 октября 1859 года, Париж — 4 января 1941 года, там же) — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Профессор Коллеж де Франс (1900—1914), член Французской академии (1914). Лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 г. «в признание его богатых и оживляющих идей, и превосходного мастерства, с которым они были представлены».Анри Бергсон и его философия - Студенческий портал

Родился в семье пианиста и композитора Михала Бергсона (польск. Michał Bergson), впоследствии профессора Женевской консерватории, и дочери английского врача Кэтрин Левинсон.

Со стороны отца ведёт свой род от польских евреев, а со стороны матери — от ирландских и английских евреев. После его рождения семья жила в Лондоне, где он освоил английский язык.

Они возвратились в Париж, когда ему было восемь лет.

В 1868-1878 годах учился в лицее Фонтейна (современное название «лицей Кондорсе»). Он также получил еврейское религиозное образование. Однако в возрасте 14 лет начал разочаровываться в религии и к шестнадцати годам потерял веру. По Хьюду, это произошло после знакомства Бергсона с теорией эволюции. Окончил Высшую нормальную школу, где учился в 1878–1881 годах.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Архитектура информационной системы - управление данными и бизнес-логика

Оценим за полчаса!

После преподавал в лицеях, в Высшей нормальной школе и Коллеж Роллен. В 1889 году защитил две диссертации — “Опыт о непосредственных данных сознания” и “Идея места у Аристотеля” (на лат. языке).

Доктор философии (1889), профессор (1898), член Академии моральных и политических наук (1901). В 1900 г. получил кафедру в Колледж де Франс, оставил его по причине нездоровья.

Бергсон вёл тихую и спокойную профессорскую жизнь, сосредоточившись на своей работе. Читал курсы лекций в США, Англии, Испании. Президент Академии моральных и политических наук (1914).

В 1911 г. группа националистов-антисемитов развернула его травлю как еврея; Бергсон предпочитал не отвечать на подобные выходки.

В 1917—18 гг. выполнял дипломатические миссии в Испании и США. С 1922 года занимал пост президента Международного комитета по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций.

В конце 1920-х гг. из-за болезни постепенно целиком сосредоточился на научном творчестве. После капитуляции Франции в 1940 г.

Бергсон возвратил все свои ордена и награды и, отвергнув предложение властей вывести его из-под действия антиеврейских эдиктов, будучи больным и слабым простоял в многочасовой очереди, чтобы зарегистрироваться евреем. Умер в оккупированном немцами Париже от пневмонии.

Учение

Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, которая, пребывая в некой целостности, отличается от материи и духа. Материя и дух, взятые сами по себе, являются продуктами её распада. Основные понятия, с помощью которых философ определяет сущность «жизни» — «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв».

Жизнь не может быть схвачена интеллектом. Интеллект способен создавать «отвлечённые» и «общие» понятия, он — деятельность рассудка, а воспроизвести реальность во всей органичности и универсальности можно, только воссоздав её. Это под силу лишь интуиции, которая, будучи непосредственным переживанием предмета, «внедряется в его интимную сущность».

Целостное постижение действительности может быть «эмоционально-интуитивным». Кроме того, наука всегда имеет в виду практическую полезность, а это, по Бергсону, одностороннее видение. Интуиция направляет внимание на «первичную данность» — собственное сознание, психическую жизнь.

Только самонаблюдению подвластна непрерывная изменчивость состояний, «длительность», а, следовательно, и сама жизнь. На данных предпосылках выстраивается учение об эволюции органического мира, влекомого «жизненным порывом», потоком «творческого напряжения».

Человек находится на самом острие творческой эволюции, причём способность осознать всю её внутреннюю мощь — удел избранных, своеобразный «божественный дар». Это объясняет элитарность культуры. В существовании человека Бергсон выделяет два «этажа», два типа социальности и морали: «закрытую» и «открытую».

«Закрытая» мораль обслуживает требования социального инстинкта, когда личность приносится в жертву коллективу. В условиях «открытой» морали приоритетным становится проявление индивидуальности, создание нравственных, религиозных и эстетических ценностей.

Ключевым для его философии является понятие времени. Бергсон разделяет физическое, измеряемое время, и чистое время жизненного потока. Последнее мы переживаем непосредственно. Разрабатывал теорию памяти.

Католическая церковь вносила его сочинения в Индекс запрещенных книг, однако сам он склонился к католицизму, впрочем, оставшись в еврействе. Его философия была весьма популярна в дореволюционной России.

В литературе

В повести Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» Бергсон упоминается несколько раз.

В автобиографическом труде католического богослова Э. Жильсона «Философ и теология» Анри Бергсону посвящены несколько глав, повествующие о истоках его взглядов и их следствиях. Несмотря на то, что местами присутствует критика, содержание носит апологетический характер.

В романе Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома» также упоминается Бергсон:

Попробуйте, Аарон, попробуйте найти у Бергсона суждение о музыке более ясное, чем в его «Философии смеха», которая тоже, как известно, ясностью не отличается.
В романе Харуки Мураками «Кафка на пляже» также упоминается Анри Бергсон и его учение «Материя и память».

В романе Генри Миллера «Тропик Козерога» упоминается Анри Бергсон и его работа «Творческая эволюция» (в переводе И. Заславской «Творческое развитие»). В романе Никоса Казандзакиса «Грек Зорба» Бергсон упоминается, как один из тех, кто оставил наиболее глубокий след в душе рассказчика.

Упоминается в романе Френсиса Скотта Фицджеральда «Прекрасные и проклятые» в диалоге между Мори и Энтони.

Бергсонианство упоминается в рассказе Юрия Олеши «Вишнёвая косточка».

Основные работы

  • Опыт о непосредственных данных сознания (Essai sur les données immédiates de la conscience), 1889Материя и память (Matière et mémoire), 1896Смех (Le Rire), 1900
  • Введение в метафизику (Introduction a la metaphysique), 1903

Источник: https://biography.su/filosofy/bergson-anri

Анри Бергсон и его философия

Анри Бергсон родился $18$ октября $1859$ года в Париже, умирает $4$ января $1941$ года, в том же городе. Анри Бергсон является французским философом, представителем интуитивизма и философии жизни.

Также считался профессором Коллеж де Франс с $1900$ по $1914$ год, членом Французской академии, $1914$ год. Стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в $1927$ году, награда дана «в признание его богатых и оживляющих идей, и превосходного мастерства, с которым они были представлены».

$1901$ год, становится членом академии Моральных и политических наук, $1914$ год является её президентом.

Ключевые работы

  1. «Творческая эволюция», $1907$ год.
  2. «Два источника морали и религии», $1932$ год.

Философское учение

Анри Бергсон утверждал, что подлинная и первоначальная реальность жизни, которая пребывает в некой целостности, может отличаться от духа и материи. Дух и материя, которые можно взять самих по себе, представляют собой продукты её распада.

Главные понятия, благодаря которым философы определяют сущности жизни — это длительность, жизненный порыв, творческая эволюция. Жизнь, по сути своей, целиком и полностью не может быть охвачена интеллектуальной деятельностью и интеллектом.

Но, интеллект, в свою очередь может создавать и отвлечённые и общие понятийные категории. Интеллект является деятельностью рассудка, а воспроизводить реальность во всей её органичности и универсальности возможно, только воссоздавая её.

С данной функцией может справиться лишь интуиция, которая непосредственно переживая за тот или иной предмет, производит внедрение в ту интимную сущность, которая наиболее интимна.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Целостным постижением действительности можно также назвать эмоционально-интуитивную субстанцию. Кроме этого, наука всегда опирается на практические полезности, и, согласно Бергсону, это является односторонним видением.

Интуиция направлена своим вниманием на данность, которая первична, когда можно говорить о собственном сознании, психической жизни.

Таким образом, самонаблюдение властвует над непрерывной изменчивостью состояния, что даёт право говорить о длительности а, следовательно, и самой жизни.

Замечание 1

Таким образом, длительность и жизнь, это два взаимовлияющих понятия. На данных предпосылках выстраиваются учения об эволюциях органических миров, которые завлечены жизненными порывами, потоками творческих напряжений.

Человек может находиться на самых остриях творческих эволюций, к тому же способности осознания всей её внутренней мощи находится в уделе избранных, так называется своеобразный определённый божественный дар.

Чем объясняется суть элитарности культурного наследия.

Существование человека, согласно Бергсону, наделено двумя «этажами», двумя типами морали и социальности, среди категорий морали выделяют открытую и закрытую.

Закрытой моралью обслуживается требование социальных инстинктов, когда личность должна быть принесена в жертву определённому коллективу.

Открытая мораль – это та мораль, где приоритетом является полные проявления индивидуальности, воссоздание нравственной, религиозной и эстетической ценности.

Ключевое понятие

Замечание 2

Ключевое понятие для философии Анри Бергсона считается определение времени. Анри Бергсон определяет физические, измеряемые времена и чистые времена жизненных потоков. Последнее человек переживает непосредственно. Также Анри Бергсон разрабатывает некую теорию памяти.

Отношение к его сочинениям

Католическая церковь определяла его сочинения индексом и пометкой запрещенных книг. Но он сам склоняется к католицизму, хотя остаётся и поддерживает еврейство. Философия Анри Бергсона считалась популярной в России дореволюционной эпохи.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/istoriya_zapadnoy_filosofii_19_i_nachala_20_veka/anri_bergson_i_ego_filosofiya/

Философия Анри Бергсона

В начале XX в. большую популярность приобрело учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859-1941) — представителя интуитивизма и философии жизни. Его воззрения можно определить как генеральное возражение против материалистически-механистического и позитивистского направления философской мысли.

Наиболее важно его учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего.

Значимо в его концепции стремление построить-картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве.

Критикуя механицизм и догматический рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена ‘вверх’, а материя — ‘вниз’. Материя, отождествляемая с прерывностью, пространством и миром ‘твердых тел’, оказывает сопротивление жизни и становлению.

Читайте также:  Анализ ликвидности бухгалтерского баланса - группировка активов и основные принципы

Сущность жизни, по Бергсону, постижима лишь с помощью интуиции, которая интерпретировалась как своеобразная симпатия и которой доступно непосредственное проникновение в сущность предмета путем как бы слияния с его уникальной природой. Говоря иными словами, интуиция понималась как самопостижение жизни, т.е. познание ею самой же себя.

Бергсон призывал обратиться к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в нашем самосознании, а оно показывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длительность, т.е. непрерывная изменчивость состояний. Идея длительности — излюбленная центральная категория в философии Бергсона.

Длительность — атрибут времени, трактуемый как ‘живое’ время, обладающее особой энергией спонтанного порыва. Из создаваемого человеком образа времени как времени мировых событий нельзя ‘вычесть’ влияние длительности как ‘целостного потока’, включенного в необратимую человеческую жизнь.

Идеи Бергсона о времени созвучны теории относительности: длительность событий и состояний — это фундаментальная характеристика времени.

В своих гносеологических рассуждениях Бергсон противопоставляет интеллект интуиции, полагая, что интеллект — это орудие оперирования с материальными, пространственными объектами, тогда как интуиция дает человеку возможность схватывать суть ‘живой целостности’ вещей, явлений.

В своих метафизических Воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) Бергсон Трактовал жизнь как некий метафизически-космический процесс, Как ‘жизненный порыв’, как могучий поток творческого формирования, при этом по мере ослабления напряжения этого порыва хизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, которую он рассматривал как неодушевленную массу — вещество. Человек не являет собой творческое существо, и через него проходит путь жизненного порыва’. Великий дар творчества, по Бергсону (который в этом следовал А. Шопенгауэру), органически связан с иррациональной интуицией, а она есть божественный дар и дается лишь избранным.

Философские позиции Бергсона, изящно выраженные в многочисленных трудах и оказавшие большое влияние на развитие философской культуры, уязвимы: он резко противопоставил интеллект и интуицию, что делает невозможным познание, нуждающееся единстве того и другого, в их взаимодополнении.

И в самом деле, созерцаемое в чистой интуиции без всякого понятийного различе-вия и логического осмысления по существу оказывается просто даже невыразимым.

Кроме того, Бергсон, абсолютизируя принцип изменчивости сущего, вступает в явное противоречие с достижениями науки и философии, исходящими из неоспоримого принципа единства изменчивости и устойчивости.

Ученые и философы высоко ценили динамизм картины мира у Бергсона, критику им ‘атомистического’ истолкования духовного мира человека (души) и развитие идеи целостности сознания. Идеи Бергсона роднят его с символистами.

Он оказал большое влияние на ряд направлений в философии, в том числе на прагматизм с У. Джемсом во главе. Отметим, что Бергсона постоянно интересовали такие проблемы, как душа и тело, идея духовной энергии, сновидения и т.п.

Они имели для него особое значение, во-первых, потому что он желал ‘освободить’ дух от тела и тем самым доказать возможность бессмертия души, а во-вторых, с ними был связан его интерес к спиритизму и телепатии; он усматривал в этом путь к опытному подтверждению возможности непосредственного общения сознания без обращения к языку и телесным движениям.

Само литературное творчество Бергсона отличалось увлекающим за собой порывом, борьбой, полемикой, все новым продолжением вперед во времени, все новым самовоспламенением. Его произведения приветствовали даже как революционную философию. Например, У. Джемс назвал его философию благой вестью, а некоторые ученики Бергсона видели в своем учителе пророка.

Источник: https://mirznanii.com/a/227324/filosofiya-anri-bergsona

Анри Бергсон

Анри Бергсон был наиболее популярным среди европейской интеллигенции философом в начале ХХ в. Наибольшая его популярность приходится на первое десятилетие ХХ века. Философия Анри Бергсона была подчеркнуто метафизической.

Бергсон фактически возродил классическую метафизику, на долгие годы для своих современников отвергнутую Огюстом Контом и Ипполит ТЭНом. К. А.

Свасьян подчеркивает, что овладение Прустом бергсо- новской филосософиею является впечатляющим и уникальным: Пруст буквально сделал его условием своего существования, воплотив ее в искусстве [12; 92].

Философия Бергсона в своей основе идеалистическая и противопоставляет ума сверхъестественный мир мистического мирового порыва. Важнейшей философской категорией бергсонизму является длительность (синонимы — изменчивость, истинный, или чистое время).

Наиболее удачным из них считаем термин «истинный время», что лучше всего подходит для осмысления философской концепции романа Марселя Пруста. Основные свойства настоящему времени, по Бергсону — реальность и непрерывность; самая черта истинного времени — это то, что он является творческим процессом. А.

Бергсон противопоставляет время и пространство, подчеркивая, что время в коем случае нельзя мыслить по аналогии с пространством: пространство воспринимается во всех частях одра- за, одновременно; части пор не сосуществуют, а последовательно сменяют друг друга; реально только настоящее время, но он неуловим.

Чтобы понять время, следует отказаться от его созерцания извне, а рассматривать его изнутри, то есть слиться с ним.

Понимание времени А.Бергсона учитывается всеми исследователями, разрабатывают проблему времени. К их числу относятся Э.Гуссерля, М.Гайдеґґер, П.П.Гайденко, М.М.Трубников и другие. Такое внимание к концепции А.

Бергсона объясняется тем, что последний почти первым поднял проблему времени в ХХ веке, привлек внимание исследователей на то, что с предшествующих картин мира «выпадает» важная часть реальности и эта часть связана с пониманием времени. Однако, тщательная внимание исследователей к системе А.

Бергсона, не устраняет задача построения синтетической онтологии времени, которое стоит перед современным философствования. Эта задача требует вновь и вновь возвращаться к концепции вишеупомянутого талантливого французского философа.

В «Творческой эволюции» А.Бергсон недвусмысленно высказывается по недостаточности того понимания времени, которое было произведено предшествующей ему философской традицией. Такова реальность как время, «выскользнула» из картин мира ведущих западноевропейских философов.

И это на фоне того, что «Вселенная существует во времени (dure)», и «Чем больше углубляемся мы в природу времени, тем лучше мы понимаем, что время означает изобретение, творчество форм, непрерывное изготовление абсолютно нового» [1; 24].

Как же могло так случиться, что время, которое связано с творчеством, изобретениями, новыми идеями — словом, со всеми истинными ценностями человечества, как могло так случиться, что он остался без философскими картинами мира, вне фундаментальными философскими построениями?

Перед тем, как приступить к ответам на эти вопросы, нужно сделать некоторую поправку. Не все время понимал философами как небытие.

Во время понимали прошлое-будущее, которые в философском дискурсе веками мыслятся как противопоставлены настоящем (Платон, Плотин), ведь настоящее является самым бытием, а прошлое-будущее — его тенью.

В этом смысле по-настоящему существует только настоящее — в прошлом уже нет, а будущего еще нет. А.

Бергсон является тем философом, который стремится реабилитировать время, понимаемый как прошлое-будущее, ведь онтологии, в которых так понятен время мыслится как ничто, возникают односторонними. В этом стремлении вполне можно согласиться с А.Бергсона — чего стоит онтология, которая игнорирует важную часть реальности? Однако, удается А.Бергсона достичь поставленной цели? Попробуем разобраться.

Проблема, по мнению А.Бергсона, заключается в том, что в предшествующей ему философской тадиции время понимался как совокупность моментов «теперь», а не как продолжительность. При таких условиях природа времени и не могла быть понятной адекватно — ведь время является подвижным потоком, а не совокупностью застывших «теперь». А.

Бергсон противопоставляет эти два понимания времени, пытаясь выработать такое понимание, которое позволит понять время как некое единство. Реальностью, которая отвечает пониманию времени как потока, по мнению А.

Бергсона, является психическая реальность: «Что касается психической жизни, как оно разворачивается в символах, которые покрывают его, то не трудно видеть, что время образует его существенный материал» [1 ; 18]. Именно психическая жизнь недооценивалось философами на протяжении веков в противовес ума и сознания.

Время является существенным материалом этой жизни, поэтому неудивительно, что он не был опознан — нельзя, проигнорировав психическую реальность, понять время. Тем самым А.Бергсон бы «высвобождает» существования — улавливая тенденцию, которая присуща всей неклассической культуре.

В ХХ веке художники высвобождают цвет в противоположность форме, музыканты высвобождают звук в противовес композиции, философы высвобождают существования в противовес сущности. Именно психическое жизни, всегда находится во власти прошлого-будущего, возникает предметом высвобождения в концепции А.Бергсона

Источник: https://vuzru.ru/anri-bergson/

Анри Бергсон

Бергсон (1859—1941) жил всегда во Франции. Отец его был французский еврей, мать — англичанка.

Они хотели дать сыну хорошее образование и предъявляли к нему большие требования (благодаря чему у Бергсона в молодости было множество комплексов).

Его отдали в элитарный интернат, в котором он жил, оторванный от родителей, начиная с 6 лет, и писал оттуда им письма, несвойственные для его возраста.

Как и во многих учебных заведениях того времени, в этом интернате отношение к философии было скорее презрительным, главенствующей системой был позитивизм. Основной упор делался на естественные, прежде всего математические науки.

В молодости Бергсон проявлял огромный интерес к математике, и даже завоевывал первые места на различных олимпиадах, так что по окончании интерната ему прочили карьеру видного математика.

Он действительно стал преподавать математику и занялся решением одной математической проблемы: его заинтересовало то, что в математических уравнениях всегда присутствует понятие времени.

Как-то ему попалась книга, излагающая философию Канта. Там были достаточно внятно изложены трансцендентальная эстетика и трансцендентальная аналитика, и Бергсона поразило, насколько изящно Кант показал природу времени.

Ему пришла в голову мысль, что философия не такое уж глупое занятие, как об этом было принято думать в интернате, и что философский метод познания тоже может быть весьма полезен.

Бергсон понял, что время, о котором говорит математика, и реальное время — совсем разные вещи, и из этого он и начинает исходить в своей последующей философии.

Исследуя понятие времени, Бергсон вводит два различных понятия: собственно время, так называемое линейное время, которым оперируют в математике и в естественных науках, и длительность — то реальное время, которое мы переживаем.

Между этими понятиями времени существует непреодолимая пропасть. Математическое время есть просто некоторая прямая, в которой различные моменты равноправны друг перед другом.

Именно таким временем оперируют математика и математическая физика.

На этой прямой совершенно безразлично, прошлое здесь, настоящее или будущее — таких понятий для линейного времени не существует, но для любого человека всегда есть понятие прошлого, настоящего и будущего.

И более того, со всей остротой возникает проблема, высвеченная еще Аристотелем и гениально показанная Августином, — то, что время, понимаемое как единство прошлого, настоящего и будущего, попросту исчезает: прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее есть неуловимое мгновение, которое поймать невозможно. Это переживание времени Бергсон называет длительностью.

Термины переживание, время, длительность являются основными понятиями его философии, которые он использует в разных своих работах, основная из которых — «Творческая эволюция».

Именно эта работа, как писал католик Жильсон, произвела переворот в умах католиков-интеллектуалов.

По мнению Жильсона, после работ Канта и Конта христианин впервые оказывается на родственной ему почве — это не сухие философские учения, не чуждые (Конт) и противные во многом религии (современные позитивистские концепции), а живая философия.

Здесь многие увидели возможность решения проблемы соединения религии и науки, что особенно актуально было для католической церкви в начале XX в., когда наука и религия рассматривались как антиподы.

В то время, когда многие ученые не признавали католицизм, а католики клеймили ученых, в работах Бергсона увидели, наконец, возможность синтеза.

«Творческая эволюция» сыграла большую роль в пересмотре католиками отношения к науке.

Сам Бергсон не был христианином. В 1937 г., когда в Германии разгорелось преследование евреев, Бергсон, будучи человеком нерелигиозным, по его собственному признанию, сознательно начал исповедовать иудаизм, потому что хотел быть на стороне гонимых. Умер он в 1941 г. своей смертью. В 1929 г. Бергсон был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Основная идея Бергсона состоит в том, что логическая мысль не способна представить себе истинной природы жизни, ибо мысль — только одно ее истечение, только одна сторона жизни.

Трудности и противоречия философии рождаются оттого, что философы прилагают привычные формы нашей мысли к тем предметам, к которым эти формы совершенно не прилагаемы. Поэтому теория познания должна строиться на теории жизни.

Постижение жизни дается человеку, прежде всего, в ее переживании, а переживанием является наше собственное переживание, т. е. переживание нашего собственного существования.

Из всего, что существует, по мнению Бергсона, самым достоверным и всего более нам известным является наше собственное существование. Начало «Творческой эволюции» почти такое же, как у Декарта.

Если Декарт говорил: «Я мыслю, следовательно, существую», то Бергсон ставит во главу собственного существования переживание. Существовать — это значит беспрерывно меняться.

Я знаю, что я существую, потому что я беспрерывно меняюсь: состояние моей души все время разрастается длительностью, т. е. я ощущаю себя в своем изменении, это изменение есть ощущение некоторой длительности.

Как пишет Бергсон, «я перехожу от состояния к состоянию. Я меняюсь постоянно. Мое состояние души, подвигаясь по пути времени, постоянно разрастается длительностью, которую оно подбирает. Изменение совершается непрерывно, само состояние есть уже изменение». Т. е. я существую, поскольку я ощущаю себя изменяющимся, а изменения совершаются в длительности.

Чем отличается длительность от времени? Бергсон дает такое определение: «Длительность — это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и расширяющееся по мере движения вперед».

Именно в этом состоит отличие длительности от времени. Длительность всегда существует как единство прошлого и будущего, прошлое всегда существует в настоящем, настоящее существует всегда как некоторое воспоминание о прошлом.

Это единое целое, которое не существует одно без другого.

В «Творческой эволюции» он сравнивает длительность со снежным комом: как снежный ком, скатываясь вниз с горы, набирает на себя все новые и новые комки снега, разрастаясь и, в то же время, сохраняя в себе первоначальное состояние, так же и длительность, сохраняя в себе настоящее и прошлое, вбирает в себя будущее. В другой работе Бергсон приводит сравнение с клубком ниток: на клубок постоянно наматывается нитка, но начальный кусочек всегда сохраняется в нем; клубок составляет единое целое из начального куска нити и тех, которые будут в нем намотаны.

Читайте также:  Разнообразие одноклеточных - общая характеристика и внешнее строение

Поэтому в настоящем состоянии нельзя найти каких-либо элементов, и, следовательно, время необратимо. Нельзя повернуть время вспять, так как наша личность всегда меняется, будучи всегда направлена в будущее и сохраняя в себе прошлое.

Для сознательного существа существовать значит изменяться, а изменяться — значит созидать самого себя.

Вселенная также длится, и все те системы, которые познаются наукой, точно также длятся, потому что они неразрывно связаны с остальной вселенной.

Разделение вселенной на материю и сознание совершенно неправомерно. Можно постигать вселенную только лишь в ее единстве, с точки зрения ее длительности. Основой для понимания вселенной и человека является понятие длительности. Сравнивать индивидуальность и вселенную можно, учит Бергсон, поскольку и то и другое длится.

Прежде всего, нужно постигнуть основу, которая является причиной этой длительности. Основой является первоначальный жизненный порыв, переходящий от одного поколения существ к другому. Жизненный порыв — основное понятие философии Бергсона.

Именно этот жизненный порыв проводит всю работу по эволюции. Вселенная длится, развивается, проходит различные этапы своего развития, и поэтому мы сейчас имеем определенное состояние нашего мира, определенное сложение и ассоциацию элементов.

Но жизненный порыв действует не путем ассоциации и сложения элементов. Жизненный порыв — это сознательное начало, и поэтому оно преобразует материю, ведет ее к своей собственной цели, чтобы насытить материю этим жизненным порывом. Говоря о жизненном порыве, Бергсон приводит очень много сравнений.

Задача философа — проникнуть в явление, пережить жизнь, а не понять ее, излагая в некоторых понятиях.

Проникнуть в нее можно лишь таким образом, каким проникают в свой собственный мир; давая эти образы, сравнения, Бергсон помогает найти в нашем собственном мире ту опору, которую мы можем пережить, и понять изнутри сущность бытия.

Что такое жизненный порыв? Это жизненное начало, которое имеет некоторую энергию, и она, развиваясь, может направляться в разные стороны. Со временем жизненный порыв может остывать.

Бергсон сравнивает жизненный порыв с ракетой, которая, будучи выпущена для фейерверка, в определенный момент взрывается, и одни части ее остывают раньше, другие продолжают гореть.

Те части, которые остыли, Бергсон сравнивает с материальным, а горящие части — с духовным. Жизненный порыв  проникает в материю.

С одной стороны, он ее создает — материя возникает из жизненного порыва; с другой стороны, жизненный порыв продолжает эту материю охватывать, оформляя и преобразуя ее в соответствии с своими собственным задачами. Поэтому жизненные начала, начало духовное и начало материальное, не противоречат друг другу, а включаются одно в другое, как и законы духа и законы мира не противостоят друг другу.

В жизни как таковой также происходит разделение эволюции на жизнь растительную и жизнь животную. Животная жизнь также начинает раздваиваться и развивается по двум направлениям: инстинкта и интеллекта. На этих понятиях Бергсон очень подробно останавливается, в разных своих работах указывая, что инстинкт и интеллект — вещи не одного порядка.

Они всегда сопровождают, дополняют друг друга, но не взаимозаменяют, поскольку они различны между собой. Интеллект всегда направлен вовне.

Человек создает орудие, и как человек создающий, homo faber, человек всегда обладает интеллектом. Интеллект мыслит вовне.

Инстинкт направлен внутрь, и вследствие этой силы появляются те средства защиты или нападения, которыми обладает животное: когти, клыки, быстрые ноги.

Человек тоже обладает инстинктом, но инстинкт человека отличается от инстинкта животных. То начало, которое помогло бы человеку проникнуть в жизнь, называется интуиция.

«Интуиция, — как указывает Бергсон, — это инстинкт, сделавшийся бескорыстным, сознающим самого себя, способным размышлять о своем предмете и расширять его бесконечно».

В этом определении Бергсон расходится с Декартом, у которого, прежде всего, это интеллектуальная интуиция и созерцание самого себя как мыслящего субъекта.

Бергсон указывает, что интуиция противоположна рассудку, противоположна разуму. Рассудок всегда мыслит вовне, мыслит обрывочно и потому не схватывает жизнь. Рассудок как бы умертвляет предметы, а интуиция схватывает предмет изнутри, и это схватывание есть переживание, есть постижение жизни как таковой, постижение собственно длительности.

Жизненный порыв — это, как указывает Бергсон, некоторое сверхсознание: ракета, потухшие остатки которой падают в виде материи.

Оно есть также и то, что сохраняется от самой ракеты и, пронизывая эти остатки, зажигает их в организмы. Поэтому познать духовную жизнь можно лишь при помощи интуиции.

Из интуиции можно перейти к интеллекту, ибо интуиция есть переживание своей собственной жизни и поэтому ее всегда можно расчленить на некоторые фрагментарные части.

От интеллекта к интуиции подняться нельзя. Попытки некоторых ученых или философов познать жизнь посредством интеллекта напоминают кинематографический принцип. Одна из глав у Бергсона так и называется: «Кинематографический механизм мышления». Интеллект создает как бы обрывки нашей жизни, обрывки действительности, и потом, прокручивая эти обрывки, создает иллюзию движения.

Сидя в кино или перед экраном ТВ, мы понимаем, что это не сама жизнь; сама жизнь совсем другая, которую я переживаю. Поэтому наука и отличается от переживания. Но отличие переживания, интуиции от научного мышления состоит именно в том, что от интуиции можно спуститься к науке, от мышления же подняться к интуиции нельзя.

Наука есть частный случай жизненного порыва, частный случай интуиции, поэтому наука не противоречит жизненному порыву, не противоречит сознанию, она есть одно из его проявлений

Источник: http://www.openreality.ru/school/philosophy/modern/life-philosophy/Bergson/

4. А. Бергсон

В начале XX в. большую популярность приобрело учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859–1941) — представителя интуитивизма и философии жизни. Его воззрения можно определить как генеральное возражение против материалистически-механистического и позитивистского направления философской мысли.

Наиболее важно его учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Значимо в его концепции стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве.

Критикуя механицизм и догматический рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя — «вниз». Материя, отождествляемая с прерывностью, пространством и миром «твердых тел», оказывает сопротивление жизни и становлению.

Сущность жизни, по Бергсону, постижима лишь с помощью интуиции, которая интерпретировалась как своеобразная симпатия и которой доступно непосредственное проникновение в сущность предмета путем как бы слияния с его уникальной природой. Говоря иными словами, интуиция понималась как самопостижение жизни, т. е.

познание ею самой же себя. Поэтому Бергсон не противопоставлял объект субъекту.

Бергсон призывал обратиться к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в нашем самосознании, а оно показывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длительность, т. е. непрерывная изменчивость состояний. Идея длительности — излюбленная центральная категория в философии Бергсона.

Длительность — атрибут времени, трактуемый как «живое» время, обладающее особой энергией спонтанного порыва. Из создаваемого человеком образа времени как времени мировых событий нельзя «вычесть» влияние длительности как «целостного потока», включенного в необратимую человеческую жизнь.

Идеи Бергсона о времени созвучны теории относительности: длительность событий и состояний — это фундаментальная характеристика времени [158].

В своих гносеологических рассуждениях Бергсон противопоставляет интеллект интуиции, полагая, что интеллект — это орудие оперирования с материальными, пространственными объектами, тогда как интуиция дает человеку возможность схватывать суть «живой целостности» вещей, явлений [159].

В своих метафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) Бергсон трактовал жизнь как некий метафизически-космический процесс, как «жизненный порыв», как могучий поток творческого формирования, при этом по мере ослабления напряжения этого порыва жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, которую он рассматривал как неодушевленную массу — вещество. Человек же являет собой творческое существо, и через него проходит путь «жизненного порыва». Великий дар творчества, по Бергсону (который в этом следовал А. Шопенгауэру), органически связан с иррациональной интуицией, а она есть божественный дар и дается лишь избранным.

Философские позиции Бергсона, изящно выраженные в многочисленных трудах и оказавшие большое влияние на развитие философской культуры, уязвимы: он резко противопоставил интеллект и интуицию, что делает невозможным познание, нуждающееся в единстве того и другого, в их взаимодополнении.

И в самом деле, созерцаемое в чистой интуиции без всякого понятийного различения и логического осмысления по существу оказывается просто даже невыразимым.

Кроме того, Бергсон, абсолютизируя принцип изменчивости сущего, вступает в явное противоречие с достижениями науки и философии, исходящими из неоспоримого принципа единства изменчивости и устойчивости.

Ученые и философы высоко ценили динамизм картины мира у Бергсона, критику им «атомистического» истолкования духовного мира человека (души) и развитие идеи целостности сознания. Идеи Бергсона роднят его с символистами. Он оказал большое влияние на ряд направлений в философии, в том числе на прагматизм с У. Джемсом во главе.

Отметим, что Бергсона постоянно интересовали такие проблемы, как душа и тело, идея духовной энергии, сновидения и т. п.

Они имели для него особое значение, во-первых, потому, что он желал «освободить» дух от тела и тем самым доказать возможность бессмертия души, а во-вторых, с ними был связан его интерес к спиритизму и телепатии; он усматривал в этом путь к опытному подтверждению возможности непосредственного общения сознания без обращения к языку и телесным движениям.

Само литературное творчество Бергсона отличалось увлекающим за собой порывом, борьбой, полемикой, все новым продолжением вперед во времени, все новым самовоспламенением. Его произведения приветствовали даже как революционную философию. Например, У. Джемс назвал его философию благой вестью, а некоторые ученики Бергсона видели в своем учителе пророка.

Следующая глава

Источник: https://fil.wikireading.ru/63495

Бергсон, Анри — это… Что такое Бергсон, Анри?

Анри́ Бергсо́н (фр. Henri Bergson, 18 октября 1859 — 4 января 1941, родился и умер в Париже) — один из крупнейших философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 г. «в признание его богатых и оживляющих идей, и превосходного мастерства, с которым они были представлены».

Биография

Со стороны отца Бергсон ведёт свой род от польских евреев, а со стороны матери от ирландских и английских евреев. После рождения его семья жила в Лондоне, где Анри освоил английский язык. Когда ему было восемь лет, его семья перебралась в Париж.

С 1868 по 1878 год Бергсон учился в лицее Фонтейна (современное название «лицей Кондорсе»). Он также получил еврейское религиозное образование. Однако в возрасте 14 лет он начал разочаровываться в религии и к шестнадцати годам потерял веру. По Хьюду, это произошло после знакомства Бергсона с теорией эволюции.

Бергсон вёл тихую и спокойную профессорскую жизнь, сосредоточившись на своей работе. Профессор Коллеж де Франс (1900—1914); президент Академии моральных и политических наук (1914).

Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). С 1914 член Французской академии. С 1922 года занимал пост президента Международного комитета по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций.

Бергсон умер в оккупированном немцами Париже 3 января 1941 года от пневмонии, подхваченной после стояния в течение нескольких часов в очереди для регистрации в качестве еврея.

Учение

Бергсон

Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, которая, пребывая в некой целостности, отличается от материи и духа. Материя и дух, взятые сами по себе, являются продуктами её распада. Основные понятия, с помощью которых философ определяет сущность «жизни» — «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв». Жизнь не может быть схвачена интеллектом. Интеллект способен создавать «отвлечённые» и «общие» понятия, он — деятельность рассудка, а воспроизвести реальность во всей органичности и универсальности можно, только воссоздав её. Это под силу лишь интуиции, которая, будучи непосредственным переживанием предмета, «внедряется в его интимную сущность».

Анри Бергсон

Целостное постижение действительности может быть «эмоционально-интуитивным». Кроме того, наука всегда имеет в виду практическую полезность, а это, по Бергсону, одностороннее видение. Интуиция направляет внимание на «первичную данность» — собственное сознание, психическую жизнь.

Только самонаблюдению подвластна непрерывная изменчивость состояний, «длительность», а, следовательно, и сама жизнь. На данных предпосылках выстраивается учение об эволюции органического мира, влекомого «жизненным порывом», потоком «творческого напряжения».

Человек находится на самом острие творческой эволюции, причём способность осознать всю её внутреннюю мощь — удел избранных, своеобразный «божественный дар». Это объясняет элитарность культуры. В существовании человека Бергсон выделяет два «этажа», два типа социальности и морали: «закрытую» и «открытую».

«Закрытая» мораль обслуживает требования социального инстинкта, когда личность приносится в жертву коллективу. В условиях «открытой» морали приоритетным становится проявление индивидуальности, создание нравственных, религиозных и эстетических ценностей.

В литературе

В повести Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» Бергсон упоминается несколько раз.

В романе Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома» также упоминается Бергсон:

-Ну и что же?-продолжал Торренс, когда оба подошли.- Попробуйте, Аарон, попробуйте найти у Бергсона суждение о музыке более ясное, чем в его «Философии смеха», которая тоже, как известно, ясностью не отличается.

В романе Харуки Мураками «Кафка на пляже» также упоминается Анри Бергсон и его учение «Материя и память». В романе Генри Миллера «Тропик Козерога» упоминается Анри Бергсон и его работа «Творческая эволюция». ( в переводе И. Заславской «Творческое развитие»)

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/121423

Ссылка на основную публикацию