Джордано бруно — студенческий портал

Джордано Бруно - Студенческий портал

Детство и юность

Джордано Бруно родился в 1548 году в провинции Нола рядом с Неаполем. При рождении Бруно получил имя Филиппо. По названию родного местечка его прозвали Бруно Ноланцем.

В 11 лет мальчика отправили в Неаполь для изучения литературы, диалектики и логики. В 15 лет Филиппо продолжил обучение в монастыре Святого Доминика. В 1565 году Бруно постригся в монахи. Тогда же ему и дали церковное имя Джордано.

Научная и преподавательская деятельность

В 24 года Бруно стал католическим священником. Уже тогда юношу обвиняли в чтении литературы из Индекса запрещенных книг (издан в 1559 году). Навлекало подозрение и то, что Джордано выносил из кельи иконы и оставлял только распятие.

Чтобы избежать расследования, молодой ученый в 1576 году уехал в Рим, затем – на север Италии, а после – в Швейцарию.

Здесь, в Женеве, он поступает в университет. Однако его вновь начали подозревать в ереси. Джордано пришлось переехать во Францию, в городок Тулузу. Ему присваивают ученый титул, и 2 года он читает лекции по философии.

Джордано Бруно - Студенческий портал

Джордано Бруно в Оксфорде, рельеф на постаменте памятника в Риме

В 1581 году Бруно получает место в Сорбонском университете во Франции. Он снискивает расположение короля Генриха III Французского.

В 1583 году Бруно переезжает в Англию. Вначале он обосновался в Лондоне, затем – в Оксфорде. Но споры с местными профессорами вынудили его вновь перебраться в столицу.

Здесь он пытается убедить приближенных к Елизаветинскому двору в правдивости идей Коперника. Однако поддержки не находит. Только английский физик, придворный врач Якова I и Елизаветы I – Уильям Гилберт, разделяет его точку зрения.

Спустя 2 года Бруно возвращается во Францию. А в 1586 – переезжает в Германию. Здесь он безуспешно ищет работу. Только в Марбурге, немецком университетском городе, ему удается получить место. Но вскоре ученого отстраняют от преподавательской деятельности.

Джордано перебирается в город Виттенберг. С 1586 по 1588 года он читает лекции. После уезжает в Прагу, где занимается изучением понятия «магии».

Спустя год Бруно переезжает в Гельмштедт, а после – во Франкфурт. За публикацию своих трудов он получает значительный гонорар. Однако в 1591 году был вынужден спешно покинуть город.

Заключение и казнь

Тогда же Джордано пригласил в Венецию молодой аристократ Джованни Мочениго, чтобы обучиться т.н. «искусству памяти» – мнемонике.

Но уже 23 мая 1592 года Мочениго направляет инквизитору первый донос на Бруно. В нем говорилось, что Джордано распространяет еретические взгляды, отрицает догматы христианской веры, выдвигает дикие гипотезы об устройстве мира и резко высказывается о монахах.

Джордано Бруно - Студенческий портал

Суд над Джордано Бруно

25 и 26 мая последовали еще 2 доноса от Джованни. Итальянского философа арестовывают. 17 сентября римская инквизиция требует Венецию выдать им Бруно для суда. 27 февраля 1593 года ученого перевозят в Рим.

В тюрьмах Рима Бруно провел 6 лет. В течение этого периода он отказывался признать свои взгляды и убеждения ошибочными.

9 февраля следующего года инквизиционный трибунал вынес обвинение Бруно в ереси по 8 положениям. Его отлучили от церкви и лишили сана священника. Нопалеанцу вменялось только отрицание догматов церкви, однако нет упоминаний о том, что причиной казни стали научные взгляды.

Джордано приговорили к наказанию «без пролития крови». Так обозначалось сожжение на костре. Казнь состоялась 17 февраля на площади Цветов в Риме.

Мировоззрение и труды

Джордано Бруно - Студенческий портал

Мировоззрение Джордано Бруно удивительно сочетало в себе магические и прогрессивные научные взгляды. Он был поклонником идей Николая Кузанского и Коперника, труды которых утверждали, что Земля вращается вокруг Солнца. Ученый резко критиковал господствовавшую в 16 веке гелиоцентрическую систему устройства мира.

Бруно считал, что Солнце – просто звезда, а Вселенная безгранична. Он утверждал, что в нашей Галактике есть другие, тогда неизвестные, небесные тела. Также философ доказывал, что существует бесконечное множество миров и планет, на которых возможна жизнь.

В то же время Джордано проводил исследования на тему магии. Он выделял 9 различных форм магии. Также Бруно считал, что душа – метафизическая единица, которая может переходить из одного тела в другое.

За свою жизнь Джордано Бруно написал несколько литературных и естественнонаучных трудов. Самые значимые из них: «О естественной магии» (1588), «О бесконечности вселенной и мирах» (1584), «Искусство памяти» (1582), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых» (1591).

Джордано Бруно - Студенческий портал

Памятник Джордано Бруно в Риме на Кампо деи Фиори, месте где его казнили

До 1948 года произведения Бруно находились в Индексе запрещенных книг. Спустя 300 лет после его смерти, 9 июня 1889 года, на месте казни – площади Цветов – был открыт памятник итальянскому философу – ученому, опередившего свое время на несколько столетий.

Источник: https://SpaceGid.com/biografiya-dzhordano-bruno.html

Философия Джордано Бруно: основные идеи

Сколько сказано, сколько написано великими умами массивных трудов. Порой не хватает воображения, памяти, чтобы постичь тонкости изложенного.

Но не всегда пропагандируемые догмы служили жизненным девизом для самих мыслителей.

Как не хватает порой храбрости отстоять свои идеалы, чтобы не прослыть «чудаком» перед соседями, так не хватает силы воли довести начатое до конца и стать примером собственного мировоззрения.

Джордано Бруно является одним из немногих смельчаков, отважившимся отдать за свою идею жизнь. Результатом его подвига стало рождение понятия «Джордано Бруно философия», которое отображает жертвенность личных благ перед светом науки

Путь мыслителя от рождения до смерти

Джордано Бруно - Студенческий портал

К пятнадцати годам решил расширить масштабы образования – стал послушником монастыря (тогда наиболее обширные знания можно было получить только в религиозных учреждениях). Здесь расцветает талант юноши, уверенность в себе. Он начинает писать. Первыми произведениями становятся юмористические «Светильник», «Ноев ковчег», высмеивающие неаполитанских общественных деятелей, их образ жизни.

Несоответствие взглядов философа церковным канонам повлекло за собой печальные последствия – Бруно становится «еретиком», подверженным гонениям, преследованию, бегству. Ему приходится скитаться по разным городам Италии.

Но спрятаться на родине у мудреца не получилось, поэтому Джордано отправился в Париж. Франция встретила писателя, научного исследователя радушно, с уважением.

Благодаря неординарным идеям, особому опережающему действительность взгляду на вещь философа заметил Генрих III, который тогда был французским правителем. Король дает Бруно звание экстраординарного профессора, позволяет (спонсирует) продолжать ученому свою деятельность.

Преследование католической церкви вынуждает беглеца покинуть Францию, перебраться в Англию. Но и там монашеский орден не позволяет философу спокойно жить.

В конце концов, устав от скитаний, Джордано возвращается на родину. В Италии он издает свои последние произведения. Католическая полиция все же находит еретика, выносит ему вердикт «смертная казнь» и 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов состоялось публичное сожжение мыслителя. Он больше не прятался, принял достойно свой конец, до последнего оставался верен своим убеждениям.

Роль материи в познании мира

Являясь человеком эпохи Возрождения, Бруно не мог полностью отказаться от идеи существования единого вселенского божественного начала.

Он рассуждал о бесконечности Всевышнего, а также считал, что познавать нужно не Бога, а природу.

Философ стал автором выражения «живая материя», согласно которому вся окружающая Вселенная есть одушевленная материя, созданная Творцом. Ее бесконечность определяется бесконечностью Господа.

Джордано считал Бога олицетворением единства Вселенной, называл его «Единым». Так как единственное не предполагает разногласий, то оно отожествляет целостность, как всего мира, так и каждого отдельного предмета. Из этого следует, что отдельная вещь также является единством, целостностью.

Философия нужна для созерцания сути окружающего мира, так считал мыслитель и описывал в своих трудах. Но познать природу способен тот, кто ищет Господа в каждой ее частичке.

Близкой по духу для философа стала концепция Коперника, которая разбивала о камни теорию католичества о неподвижности, конечности мира, нахождении Земли в его центре. Бруно, вдохновленный концепцией, выдвинул новое видение бесконечности Вселенной, ее ограниченности во времени и пространстве.

Пантеизм, как единение Бога и мира, у Джордано Бруно получил продолжение в бесконечности космической материи.

К тому же религиозной теории замкнутости мира мудрец противопоставил теорию его множественности и однородности, где у каждого есть центр, отдельная история развития, но все они подчиняются одним законам, состоят из подобных элементов, подвержены общему движению.

Философ одним из первых предположил существование разумных существ на других планетах.

Его идеи оставались лишь предположением, пока современная наука, оснащенная гениальными изобретениями, не подтвердила его догадки.

Метафизическая философия

Космология мыслителя опередила свое время. Его по праву можно называть предшественником, а по большому счет даже основателем современных наук (физики, математики, астрологии), философии. Идеи мудреца были необъяснимы, смелы, считались мятежными, но впоследствии оказалось, были настолько точны, что на них стали основываться многие научные деятели.

Метафизика в философии неоспоримо сложна, многозначна. Она является направлением философской мысли, занимающимся развитием технических наук, их взаимосвязи с гуманитарным осознанием. Так как для направления характерна определенная особенность, а именно изучение неизменных вещей, то метафизика Бруно была ориентирована на осмысление мира, материи, космоса, роли божественного начала.

Она стала соединяющим мостом между теориями Николая Кузанского и идеями Спинозы, оказала колоссальное воздействие на развитие классического европейского идеализма.

Джордано Бруно - Студенческий портал

Понятие натурфилософии

Натурфилософия подразумевает философствование о природе. Во времена Джордано понятие природы и Бога имели тесную связь. Бруно полагает, что именно природа посредством материи олицетворяет Бога в вещах.

По мнению мудреца, материальная природа одушевлена, а духовным первоисточником выступает Мировая душа (аналог Творца). Она выступает двигателем каждой материальной частицы, всеобщим разумом. Материя с душой, являясь антиподами, непостижимо образуют единое целое, объединяясь в бесконечном разнообразии Солнечной системы.

Природа у мыслителя выступает непостижимой самостоятельной Вселенной, единым независимым бытием, подчиняющимся исключительно собственным законам. Творческим потенциалом, источником динамики является сама природа.

Дуалистический взгляд на причины или начала

Философия Возрождения гласит – Бог есть начало мироздания. Джордано Бруно выражал основные идеи о первоначале иначе: изначальная причина и изначальное бытие едины в лице Всевышнего, но различны в природе. Объяснение – первопричиной является универсальный разум, воплощающий задумки природы, а первоначалом есть материя, подчиняющаяся разуму, интерпретированная им.

На момент рождения Солнечной системы мировым интеллекта в качестве первой идеи была выбрана материя не внешняя, а внутренняя. Это сделало ее одухотворенной, способной воспроизводиться в различные формы без помощи разума.

Натурфилософ понимал, что философия природы крайне сложна, непонятна для его современников, поэтому он кратко и доступно изложил ее основы в книге «О причине, начале и едином». Издание повлекло бурную реакцию аудитории – интерес образованного общества, пропагандированное изложение крамолы, так считала инквизиция.

Цикличность и завершенность природы в учении Бруно

Философия цикличности и завершенности природы, в учениях мыслителя отличалась от однобоких толкований данного вопроса остальных деятелей эпохи Возрождения целостностью изложения.

Концепция мыслителя заключается в следующем: каждая материя обладает универсальным разумом, который уже определил свое место. Он классифицировался, подчинил себе видоизменение, динамику материи. Это объясняет природную логичность, законченность.

По этому принципу каждая частица совершает личный цикл существования, после чего опять становится материей.

Литератор предположил существующий физический кругооборот вещей в природе, который на тот момент узколобой инквизиции казался ересью. Гибель ученого не предотвратила развитие научного общества, потому что произведения мудреца все равно дошли до читателей.

Единство философских понятий

Как невозможно было представить средневековому человеку существование мира без Бога, так же невозможно было осознать современникам «бунтаря» слияние всех понятий в единое целое, но не божественное естество. Джордано Бруно положил жизнь на то, чтобы «просветить» социум новаторскими идеями, глядящими в будущее.

Философия поэта имела отчасти мистический оттенок, потому что только мистика могла объяснить непостижимые предположения, чем направила на себя ненависть религии.

Вечный спор науки, философии, религии породили у Джордано философскую мысль о том, что божество является слиянием бытия и формы, материи и разума, данные понятия равны между собой в Творце.

Без их единства мир не был бы единым целым, представляющим собой постоянно трансформированную материю, подчиняющуюся общим законам.

Сущность естественного подобия

Теория универсального разума отражает сущность естественного подобия – «чистый разум» (позже определение ввел Гегель) сконцентрирован на создании. Хотя он и не имеет лица, имени, плоти, является абстрактным понятием, в этом заключается сходство интеллекта с божественным началом.

Бруно впервые выдвинул подобную теорию, когда философствовал о первопричинах. Многие ученые-схоластики осудили концепцию, так как она заменяла авторитет церковных догматов принципом сомнения, свободой мысли, слова.

Вера считалась последней инстанцией, а мыслитель предложил заменить ее научным знанием.

Джордано последовал за философом Кузанским и астрономически направленным Коперником. Развивая их теории, он предполагает, что реально существующие в мире противоположности совпадают, то есть являются неопровержимым тождеством. Данное тождество олицетворяет Бога, материю, которые находится везде и нигде, являясь не обособленной сущностью, а единой общностью.

Джордано Бруно - Студенческий портал

По мнению Бруно, по-настоящему верующий человек должен познать законы движения, а божья воля заключается в природном законе, благочестии души, красоте вещей. Желание осознать естественное подобие разума (материи) и Бога – высоконравственный удел. Слепая вера нужна для управления глупыми людьми.

Постоянство и изменчивость природы

Учение материалиста основывается на познании природы, а целью выступает установление за выраженной внешне изменчивостью материи постоянства природных законов. Этот процесс не имеет конца, так как в нем проявляет свою сущность цикличность.

Читайте также:  Биржевые индексы - студенческий портал

Утверждение Джордано об одновременном существовании универсального интеллекта, материи, нахождении их повсюду, но неизвестно где, является стимулом к преображению, умению противоречиво мыслить, искать истину в противоположных вещах, находить постоянство в изменчивости.

Такой реформаторский подход к познанию ознаменовал, отрыв от средневекового мировоззрения, переход к новому этапу развития.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/dzhordano-bruno.html

Бруно Джордано

Джордано Бруно - Студенческий портал   Невежество – лучшая в мире наука, она дается без труда и не печалит душу! Д.Бруно

Джордано Бруно – итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Будучи католическим священником, развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.

Бруно обладал удивительным талантом наживать себе врагов.

Вот как, например, он отрекомендовался ректору, докторам и профессорам Оксфордского университета: «Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почётом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всём я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные учёные». Он отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял спорящим с ним, что они глупцы и недоумки. Считал себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии. После одного из диспутов в Оксфорде воскликнул: «…созвездие педантов, которые своим невежеством, самонадеянностью и грубостью вывели бы из терпения самого Иова».

Бруно занимался философией. В своих произведениях он обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Большое влияние на Бруно имело учение Коперника и заново открытые в результате переводов, осуществлённых Марсилио Фичино, идеи Платона.

Среди других влияний можно упомянуть Фому Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота и Николая Кузанского.

В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев.

У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём».

Эти идеи Бруно оказали большое влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.

Таким образом, философия Бруно явилась переходным звеном от средневековых философских систем к философским концепциям Нового времени.

Джордано Бруно- философ на костре

Джордано Бруно родился в 1548 году недалеко от Неаполя в местечке Нола близ Везувия. Бруно нравилось, когда его называли ноланцем, и сам он нередко себя так называл.

Имя Джордано — это не то, какое он получил от рождения. Мальчика — сына солдата-наемника и крестьянки — назвали при крещении Филиппо.

Когда он стал монахом католического монастыря, то получил имя Джордано, которое и вошло в мировую историю.

В монастыре Джордано Бруно оставался недолго. Хотя, казалось бы, все сулило ему блестящую богословскую карьеру: хорошее образование в частной гуманистической школе, потом в монастыре, полученная им степень доктора богословия и то, что он был представлен папе Пию V. Джордано не было еще и 30 лет, когда его обвинили в ереси (обвинение содержало более сотни пунктов) и лишили сана священника.

С побега в Рим (в 1576 году) начались многолетние скитания Джордано по городам и странам Европы. Его стали называть отступником и всюду преследовали. За ним буквально охотились. Из каждого города, где он временно останавливался, ему приходилось бежать.

Все неизменно происходило по одной и той же схеме: читал лекции, проводил беседы и диспуты, а затем на него сыпались доносы, и Бруно вынужден был спасаться бегством. У этого человека никогда не было ни дома, ни богатства, ни семьи.

Только его великие идеи, много верных учеников и единомышленников.

И так — 16 лет бесконечных скитаний: по Италии (1576—1579 годы), Швейцарии (1579—1580 годы), Франции (1580—1583 годы), Англии (1583—1585 годы), снова по Франции (1585—1586 годы), Германии (1586—1592 годы), из этих последних лет полгода он пробыл в Праге, где останавливался при дворе императора Рудольфа II.

В 1592 году Бруно приехал в Венецию по приглашению молодого аристократа Джованни Мочениго, который надеялся, что научится у Бруно не только основам наук, но и таинству превращения неблагородных металлов в золото. Не получив этих тайных знаний, Мочениго предал своего учителя — выдал его венецианской инквизиции.

Начался новый этап жизни — муки Джордано в тюрьмах инквизиции. Сначала длительные допросы в тюрьме Венеции, потом (1593—1600 годы) — допросы и страшные пытки в Риме.

И это несмотря на то, что венецианские судьи дали Джордано Бруно такую характеристику: «Он совершил тягчайшие преступления в том, что касается ереси, но это один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и обладает необычными познаниями, и создал замечательное учение…»

Еще в монастыре Бруно изучал философию Аристотеля и его геоцентрическую систему мира, познакомился также и с гелиоцентрической системой Коперника. Но обе они представляли собой некий замкнутый, конечный мир, ограниченный «сферой неподвижных звезд». Такой мир Бруно не принимал.

Он считал, что вселенная бесконечна, у нее нет никакого центра, как нет ни начала, ни конца. О таком безмерном пространстве, включающем все, Бруно писал: «В нем — бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли, чувственно воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесконечном количестве других.

Безмерная, бесконечная вселенная составлена из этого пространства и тел, заключающихся в нем». Бруно учил, что звезды — это далекие солнца, многие из которых имеют свои планетные системы.

Среди невидимых нам планет могут быть и такие, на которых есть жизнь и разум, ведь «… разумному и живому уму невозможно вообразить себе, чтобы все эти бесчисленные миры, которые столь же великолепны, как наш, или даже лучше его, были лишены обитателей, подобных земным или даже лучших…», — говорил он.

В трудах Бруно встречаются высказывания и о самих обитателях других миров — «разумных животных» и «разумных существах, живых и бессмертных». Он предполагал, что они могут сильно отличаться от людей, живущих на Земле. Возможность будущих контактов землян с инопланетянами Бруно оценивал довольно скептически. Считал, что общение с ними для землян может стать «скорее злом, чем благом».

Во времена Бруно церковь не допускала и мысли о том, что небо — жилище ангелов — может быть населено людьми или какими-то похожими на них разумными существами. Поэтому идеи Бруно считались не только фантастически смелыми, но и еретическими.

Однако великий ноланец был казнен не только и не столько за эти идеи. Есть свидетельства о том, что «на судебном процессе об учении Коперника речи вообще не было». Мысли Джордано Бруно о множественности обитаемых миров остаются актуальными по сей день.

Но все же не они были основными в его учении.

В философии Джордано Бруно отождествлялось понятие Бога и Единого, Бога и Вселенной. Три «лица Бога» — это Высший Разум, Душа и Материя («субстанция»).

Бруно учил, что Вселенная оживлена всепроникающей Космической Душой, что все в ней связано «вибрациями взаимной симпатии».

Что Героическая Любовь и Героический Энтузиазм — это сила, с помощью которой можно достичь и обрести Добро, Истину, Прекрасное…

М.

Дынник, который серьезно изучал наследие Бруно,  считает, что ни учение Бруно о бесконечности Вселенной, о единстве и однородности ее состава и бесчисленности обитаемых миров, ни сатирический характер его критики религии, ни его выступления против попов, монахов, против папы римского не приводили в такое бешенство служителей церкви, как его требование конфискации монастырских доходов. Быть может, Бруно и не погиб бы на костре, если бы ему не было поставлено в вину выступление против монастырских доходов, против монастырского имущества. Документы свидетельствуют о том, что инквизиторы особое внимание сосредоточили именно на этом. Подобная «ересь» оказалась, по-видимому, более важной для инквизиции, чем идея о множественности обитаемых миров и даже богохульные высказывания философа о католической вере.

Ужасными были последние годы Джордано Бруно в римской тюрьме. Семь лет допросов и непрерывных пыток, требования раскаяться и признать свое мировоззрение еретическим, долгий судебный процесс и, наконец, смертный приговор, изложенный инквизиторами в пяти документах.

Для еретиков в те времена были предусмотрены две формы казни — четвертование раскаленными щипцами или сожжение, то есть «без пролития крови, учитывая посмертную судьбу». Считалось, что после казни без пролития крови душа несчастного все-таки могла попасть в рай. Для Бруно инквизиторы милостиво выбрали костер.

Говорят, что, выслушав решение суда, Джордано произнес: «Вы, наверное, с большим страхом оглашали этот приговор, чем я его выслушал… Сжечь — не значит опровергнуть…»

Джордано Бруно был казнен в Риме, на Кампо ди Фьори (на площади Цветов). Это преступление свершилось под утро 17 февраля 1600 года. При свете факелов разожгли сначала небольшой костер, постепенно огонь усиливали, и он охватил все тело ноланца. Он умирал, не издав ни единого стона…

Пепел от костра сбросили в Тибр. Почти через 300 лет на Кампо ди Фьори воздвигли памятник с надписью: «9 июня 1889 г. Джордано Бруно. От предвиденного им столетия, на месте, где был зажжен костер»… А спустя еще примерно век церковь реабилитировала того, кого раньше считала недостойным милосердия…

Источники:

http://ru.wikipedia.org

http://nauka.relis.ru

Источник: http://www.classs.ru/persons/writers/bruno/

Джордано Бруно: биография и учение итальянского философа

Джордано Бруно, философия которого до сих пор является предметом научных дискуссий, вошел в историю как мученик, пострадавший ради науки, которого казнили за прогрессивные взгляды.

Современные историки сомневаются в том, что мыслителя преследовали за научные теории. Ни Галилей, ни Коперник, исповедовавшие схожие с Бруно взгляды на устройство Вселенной, не закончили жизнь на костре.

Расскажем подробнее о жизни и воззрениях философа.

flickr.com

Джордано Бруно: биография философа

Сегодня каждый школьник знает, кто такой Джордано Бруно. Вокруг его личности сложилось множество мифов. Материалы его судебного процесса были частично утрачены, что порождает споры о том, что послужило причиной сурового приговора. Вот основные факты из его биографии:

Внешность и характер Джордано Бруно

Школьные учебники изображают Бруно молодым человеком. Помещенные в них изображения основаны на гравюре 1715 года. Итальянский историк Вирджинио Сильвестрини назвал ее единственным известным портретом мыслителя и предположил, что она основана на некоем раннем оригинале, который был утерян.

Помимо гравюры, дошли несколько противоречивых описаний внешности Джордано Бруно. Так, архиепископ Кентерберийский Джордж Эббот писал о том, что его имя длиннее тела, намекая на миниатюрный рост ученого. Из записей инквизиции 1592 года известно, что у Джордано был средний рост и светло-коричневая борода.

Сохранились данные о том, что современники верили в феноменальную память Бруно. Он якобы знал наизусть более тысячи текстов — от Священного Писания до трудов арабских философов.

Бруно защитил две докторские диссертации, преподавал в восьми европейских университетах и пешком исходил почти всю Европу.

Известно, что Бруно не отличался легким характером. Историк Мордехай Фейнгольд писал, что он был напыщенным и высокомерным, высоко ценил лишь свое мнение и мало проявлял терпения к любому, кто даже слегка был с ним не согласен.

Происхождение и юность Бруно

В 1548 году в городе Нола родился мальчик Филиппо. Его отцом был солдат Джованни Бруно, а матерью — Фраулисса Саволино. В некоторых источниках Бруно называют ноланцем по городу, из которого он родом.

Семья не могла похвастать достатком. Годовой доход Джованни составлял 60 дукатов, что в пять раз меньше дохода чиновника средней руки в те времена. Детство Бруно закончилось в 11 лет. Чтобы дать сыну образование, родители отправили Филиппо в Неаполь. Он посещал монастырскую школу, где обучение было бесплатным.

В 1565 году юноша принял монашеский постриг и получил имя Джордано. Он стал членом доминиканского ордена. Неофициальное название ордена Domini canes, что в переводе с латинского означает ‘Псы Господни’.

Доминиканцы взяли на себя борьбу с ересями и стали основой инквизиции Римско-католической церкви.

Суровость инквизиции к Бруно можно объяснить и тем, что он нарушил клятву ордена и сам стал еретиком, что стало серьезным ударом для доминиканцев.

В 1752 году Джордано Бруно был рукоположен в священники. Уже тогда он прославился своей мнемонической системой, позволявшей запоминать огромное количество информации, и был приглашен рассказать о ней папе Пию V.

Читайте также:  Акцизы - студенческий портал

Спустя три года монастырское начальство заподозрило Бруно в чтении запрещенных книг и непочтении к иконам. Кроме того, он высказывался в пользу арианской ереси, представители которой считали, что Бог отец и Бог Сын не одна и та же сущность. Бруно покинул монастырь и начал странствовать.

Европейские путешествия философа

Бруно больше десяти лет странствовал по Европе. Из-за сложного характера нигде не мог найти постоянное место работы.

В 1579 году он работал в Женевском университете, но долго там не продержался. Его изгнали за еретические взгляды. По некоторым данным, в Женеве Бруно перешел из католицизма в кальвинизм. Позже на суде он отрицал этот факт, утверждая, что имел в Женеве полную свободу действий без необходимости переходить в протестантизм.

В начале 1580-х Бруно оказался во Франции. Некоторое время преподавал в Сорбонне, но умудрился нажить себе серьезных врагов в местном ученом сообществе. В Париже Бруно встречался с Генрихом III, который желал освоить мнемоническую систему философа. Когда пребывание Бруно во Франции стало нежелательным, король дал ему рекомендательные письма и отправил в Англию.

В 1583–1585 годах Бруно жил на Туманном Альбионе. Здесь он написал несколько книг и пытался получить должность преподавателя в Оксфорде. Однако испортил отношения с руководством учебного заведения и влиятельным священником Джорджем Эбботом. Впоследствии тот стал архиепископом Кентерберийским. Философа обвинили в плагиате.

В 1585 году философ возвращается в Париж, где пишет 120 тезисов, направленных против аристотелевского естествознания, и конфликтует с математиком Фабрицио Морденте, написав несколько критических брошюр о нем. Покровителем Морденте оказался могущественный герцог Карл I де Гиз, и Бруно вынужден был бежать из страны.

В Германии философ был преподавателем в Виттенбергском университете, но долго не проработал. В 1588 году Бруно оказался в Праге. Он пытался стать преподавателем в местном университете.

Здесь он написал трактат о магии. Император Священной Римской империи Рудольф II должности ему не предоставил, но выдал 300 талеров.

Некоторое время Джордано поработал в Хельмштедтском университете в Нижней Саксонии, но и оттуда был изгнан.

Возвращение в Италию и арест

В начале 1590-х Джордано Бруно возвращается на родину. В Падуе он безуспешно претендовал на должность преподавателя университета. Интересно, что спустя год ее получил Галилео Галилей.

В 1592 году аристократ Джованни Мочениго пригласил философа приехать в Венецию и обучить мнемоническим техникам. Спустя некоторое время он написал несколько доносов по поводу еретических воззрений Бруно.

Местная инквизиция арестовала философа. На первых допросах Джордано объяснял происхождение доносов нежеланием Мочениго платить за обучение. В 1593 году философа отправили в Рим, где семь лет шло следствие.

В 1600 году состоялась казнь Бруно. Его сожгли на одной из римских площадей.

commons.wikimedia.org

Тайна приговора

Поскольку документы по делу философа не сохранились в полной мере, его приговор интригует ученых несколько столетий. По свидетельствам некоторых источников, Бруно заявлял, что его обвинители боятся выносить приговор.

После его смерти по Риму пошли слухи, что философа казнили «за лютеранство».

Это бы поставило под сомнение религиозный мир, наставший в Европе лишь в 1598 году, когда по Нантскому эдикту католики и протестанты получили равные права.

Сохранились сведения о том, что философу действительно ставили в вину переход в протестантизм, что он это отрицал.

Не соответствуют действительности и заявления о том, что философа казнили за приверженность взглядам Коперника и идею о существовании множества миров. Книги Джордано церковь объявила еретическими лишь спустя три года после его казни.

Труды Коперника были запрещены лишь через 16 лет после смерти Бруно. А идею о множественности миров выдвигал святой Фома Аквинский еще в XIII веке.

Главным пунктом обвинения была ересь. Европа только пережила последствия Реформации. Религиозный мир между католиками и протестантами был достигнут, но ненависть и взаимные подозрения лишь возросли. Поэтому взгляды бывшего доминиканца, противоречащие официальной доктрине, воспринимались как предательство.

Итальянский историк Луиджи Фирпо попытался реконструировать пункты обвинений. По его мнению, инквизиция ставила в вину Бруно:

  • критику Католической церкви и отрицание ее догматов;
  • сомнения в учении о Троице, божественной природе Христа и боговоплощении;
  • отрицание учения об Иисусе как Христе-Спасителе и непорочном зачатии Девы Марии;
  • отрицание пресуществления — таинства превращения вина и хлеба в Тело и Кровь Христа и необходимости мессы;
  • занятия магией и гаданием;
  • веру в метемпсихоз — переселение душ и возможность воплощения души человека в теле животного.

Доподлинно не известно, что утверждал Джордано Бруно в действительности, но перечисленных обвинений достаточно для серьезного приговора.

Отношение церкви к Бруно после его смерти

В 1870 году Рим стал частью Королевства Италия. Церковь потеряла власть над столицей. Городской муниципалитет принял решение возвести памятник Джордано Бруно. Его открыли в 1889 году на месте казни мыслителя.

Католическая церковь в ХХ веке выразила сожаление по поводу преследования ученых в прошлом, но Бруно Джордано в их список не попал. До 1948 года его труды входили в Индекс запрещенных книг церкви.

В 1942 году римский кардинал Джованни Меркати нашел несколько документов по судебному процессу над философом, которые ранее считались утраченными. Изучив их, он сделал заявление, что церковь справедливо осудила мыслителя. Кардинал Анджело Содано в 2000 году назвал казнь философа «печальным эпизодом», но подтвердил, что обвинители поступили правильно.

Ученый и академик Владимир Арнольд рассказывал, что на аудиенции у Папы Иоанна Павла II поинтересовался, реабилитировала ли церковь Джордано Бруно. Папа, известный либеральными взглядами, предложил вернуться к разговору о реабилитации, когда ученые найдут инопланетян.

flickr.com

Аль-Фараби: биография и философия

Джордано Бруно: философия кратко

Джордано Бруно, книги которого вплоть до середины ХХ века были запрещены Римско-католической церковью, не был ученым по меркам XVI века.

Спустя несколько десятилетий после смерти Бруно Ньютон сформулировал главный критерий новоевропейской науки: мысли необходимо подтверждать фактами и вычислениями, тогда открытие будет считаться научным.

В период жизни Бруно действовал похожий принцип: в трудах ученого должны быть гипотезы с расчетами. В трудах Джордано Бруно расчетов не было, поэтому современники воспринимали его как философа.

Он формулировал философские идеи и, обладая литературным талантом, придавал им формы художественных образов. Он не был ни физиком, ни астрономом и, как утверждают биографы, был лишь поверхностно знаком с трудами Коперника.

Перу Бруно принадлежит немало произведений. Его интересовали следующие темы:

Искусство памяти

В 1580-х философ написал несколько произведений о том, как запоминать и вспоминать. Его интересовала возможность развития образной памяти. В произведениях «Печать печатей» (1583) и «О сочетании образов, знаков и идей» (1591) он рассказывал об использовании образов и символов для запоминания информации.

Философия

Бруно не просто занимался философией, он пытался упорядочить философские идеи и термины своего времени. В 1598 году он издает прообраз энциклопедического словаря под названием «Свод метафизических терминов».

Философ издал несколько произведений об античных философах. Во время пребывания во Франции он представил произведение «О тенях идей» (1582), в котором изложил собственный взгляд на знаменитую концепцию мира идей Платона. Также его перу принадлежит «Лекция по физике Аристотеля в образах» (1585).

Помимо систематизации философских знаний и анализа античного наследия, Джордано Бруно исследовал ключевые понятия современной ему метафизики. Среди произведений этого направления следует назвать «О причине, начале и едином» (1584), «О монаде, числе и фигуре» (1591).

Магия

Историки предполагают, что одним из пунктов обвинений Бруно на суде было занятие магией. У инквизиции были на то основания. Его перу принадлежат несколько книг, посвященных этой теме. В пражский период философ издал трактат «О естественной магии» (1588), позже произведение о магии медицинской — «Луллиева медицина» (1591).

Также его интересовало прошлое оккультного знания. Этой теме посвящена книга «Каббала Пегаса» (1585).

Полемика и риторика

Непростой характер Бруно толкал его на споры с учеными мужами своего времени. Он издавал полемические произведения против перипатетиков (1586), математиков и философов (1588).

Помимо философских трактатов, Бруно обладал литературным талантом. Его перу принадлежат пьеса «Светильник» (1582) и сборник сонетов под названием «О героическом энтузиазме» (1585).

picryl.com

Философия Джордано Бруно — это смесь натурфилософских и мистических учений своего времени.

Вот основные ее положения:

Взгляды на устройство Вселенной

Мыслитель утверждал, что Вселенная бесконечна. Она вечна и состоит из множества миров. Благодаря этому некоторые исследователи считают его предтечей многомировой интерпретации, существующей в квантовой механике ХХ века.

Определение божественной сущности природы

Взгляды Бруно на природу сходны с пантеизмом — учением о тождестве мира и бога. Он утверждал, что природа наделена божественными свойствами. Тем самым стирал границу между Творцом и Творением, характерную для христианского вероучения.

Отношение человека с Богом

Бруно наделял людей божественной природой. Он говорил, что человек есть смертный Бог. Соответственно, Бог — это человек, достигший бессмертия. Он считал, Бог создал мир, правила по которым он развивается и подчинил его управлению человека.

Бруно также считают сторонником герметизма — оккультного учения, сторонники которого верили, что при помощи магии можно очиститься от животной сущности и достичь состояния, которым обладал Адам до грехопадения, то есть избавиться от первородного греха и стать вторым Богом.

Джордано Бруно, биография которого напоминает приключенческий роман, вошел в историю как свободомыслящий человек, пострадавший за свои взгляды.

Он стал символом жертвы ради истины. Не сделав ни одного научного открытия, Бруно прославился как ученый, выступивший против церковного мракобесия. Не все мифы о философе соответствуют действительности, но его роль в мировой истории очевидна.

Никола Тесла: биография, научные открытия, интересные факты

Источник: https://www.nur.kz/1804364-dzordano-bruno-biografia-i-ucenie-italanskogo-filosofa.html

Пришествие Бруно Борхеса: бразильский студент вернулся домой спустя пять месяцев — Офтоп на TJ

История в духе «Секретных материалов» превратилась в расследование о попытке заработать на таинственном исчезновении.

27 марта 2017 года в бразильском городе Рио-Бранко (штат Акри) из дома исчез 25-летний студент Бруно Борхес (Bruno Borges).

После этого выяснилось, что он работал над неким «проектом, который изменит жизнь в лучшую сторону».

Ради него он с напарниками переделал свою спальню: убрал всю мебель, разрисовал стены, повесил автопортреты с инопланетянами, а также оставил 14 рукописных зашифрованных книг и статую итальянского философа.

Расследование исчезновения Бруно Борхеса длилось несколько месяцев и породило самые разные теории: одни говорили, что он превратился в статую, другие — что его похитили инопланетяне. Позже полиция решила, что пропажа студента — мистификация, сделанная с целью привлечь внимание к бразильцу и заработать денег на истории.

В августе 2017 года Борхес вернулся домой после пяти месяцев отсутствия. Но история стала только запутаннее: он не рассказывает, где был, отрицает версию «маркетингового плана» и утверждает, что искал «правду жизни».

Возвращение посреди ночи

11 августа отец студента Атос Борхес (Athos Borges) cообщил о возвращении сына домой.

Семья отказалась комментировать подробности его появления после пяти месяцев отсутствия, но редакция издания Globo опубликовала запись с камеры наблюдения возле дома Борхесов.

На ней видно, как босой Бруно ночью звонит в домофон и больше часа ждёт под дверью. Один из соседей заметил студента и позвал Атоса.

Сам Бруно в интервью через несколько дней отметил, что настолько ослаб, что отцу пришлось затащить его в дом. Он назвал воссоединение с семьёй «великим счастьем» ко Дню отца, который отпраздновали в Бразилии 13 августа.

Бразилец подтвердил, что давно планировал исчезнуть ради работы над «секретным проектом». Он подчеркнул, что его никто не похищал, а также исключил все паранормальные версии. Согласно одной из таких теорий, которые появились в соцсетях, Бруно оказался реинкарнацией итальянского философа Джордано Бруно и превратился в статую, которую нашли в спальне.

Борхес-старший рассказал, что сейчас с его сыном всё в порядке. Однако пока Бруно не останется жить в доме, где его комната украшена символами и письменами. По словам отца, это связано с большим интересом к истории студента со стороны СМИ и пользователей соцсетей. После «отдыха» он переедет домой.

Однако история Борхеса не закончилась на счастливом возвращении. Уже через неделю ему пришлось общаться с полицией: к моменту его появления правоохранительные органы окончательно решили, что тот покинул дом, чтобы сделать себе рекламу и заработать на «таинственной истории».

Маркетинговый план

Несколько месяцев бразильская полиция прорабатывала различные версии исчезновения Бруно Борхеса. Через месяц после ухода из дома его объявили «пропавшим без вести», а к поискам подключили Интерпол: сотрудники думали, что он покинул город или даже страну. В полицию поступали сообщения, что видели Бруно в Чили и Перу, но никаких доказательств в пользу этой версии так и не нашли.

Однако в июне основной версией правоохранительных органов стало не похищение или «превращение в статую», а маркетинговый трюк.

Перед исчезновением Борхес убрал из своей спальни всю мебель, а каждый сантиметр стен разрисовал непонятными надписями и символами. Также он оставил 14 написанных от руки книг и ключи для их расшифровки.

В них студент рассуждал о человеке и его роли во вселенной, философии и религии.

Книги вызвали неподдельный интерес у пользователей соцсетей. Они подбирали ключи и пытались разобрать надписи и страницы из трудов Борхеса по фотографиям. Сестра Бруно заметила, что у энтузиастов получилось правильно перевести «лёгкие шифры», но этого недостаточно, чтобы прочитать книгу. После этого семья Борхеса объявила, что выпустит книги на португальском языке.

Первый 160-страничный том под названием «Теория поглощения знаний» вышла за несколько дней до возвращения Бруно Борхеса и стала бестселлером в Бразилии. Следующая книга должна выйти в сентябре 2017 года.

Читайте также:  Смысл понятий "флора" и "растительность" - студенческий портал

Борхес работал над своим «проектом» не один: он привлёк друзей и родственников, которые помогали ему расписывать стены и спонсировали его идею. Полиция пыталась узнать у них подробности исчезновения студента, но те заключили «пакт о неразглашении» и отказывались давать показания.

Позже в доме одного из друзей нашли контракт, заключённый за 17 дней до ухода Бруно Борхеса из дома. Соглашение, подписанное бразильцем, гарантирует его друзьям и двоюродному брату по 15% от продаж книг. Также в нём установлены сроки, в которые должны выходить новые тома. В квартире ещё одного человека, упомянутого в контракте, нашли мебель из спальни Борхеса.

В день, когда исчез Бруно, [его друг] Марсело Феррейра отправился в офис нотариуса и заверил контракт. Для нас предельно ясно, что это не было исчезновением. Скорее это сознательный план.

Несмотря на подозрения, полиции нечего предъявить Борхесу и его напарникам по «проекту». Жуниор заявил, что никто не несёт ответственность за исчезновение, потому что оно было добровольным. Даже если за ним скрыты рекламные цели.

При этом мать Бруно Борхеса отвергла все обвинения в спланированном исчезновении сына ради финансовой выгоды. По её словам, он не знал о появлении книг в магазинах и «просто хотел, чтобы их прочитали все».

Мать Бруно добавила, что после возвращения он проверил первый выпущенный том и заявил, что многие вещи были расшифрованы неверно. Появится ли в продаже отредактированная автором версия книги, неизвестно.

Версия Борхеса

Через восемь дней после появления в Рио-Бранко Бруно Борхес дал первое интервью, в котором объяснил своё отсутствие. Бразилец заявил, что пытался найти себя в «мистическом путешествии души». По его словам, исчезновение — это часть проекта по поиску «правды жизни» и попытка пробудить общество, которое «больно». Чем именно заболело общество, Борхес не уточнил.

Борхес отказался рассказать, где именно он провёл пять месяцев. Студент не ответил, был ли он в районе штата Акри, или уехал в другой город или страну. Он только намекнул, что изолировался от общества и находился «в контакте с природой».

Я могу сказать только то, что изоляция была моим личным выбором. Я отстранился от всего, что могло помешать мне добиться моей цели. Я искал уединения, чтобы меня не беспокоило общество. Часто оно мешает вам найти путь к самопознанию.

Бруно точно знал, куда идёт. По его словам, он заранее изучил место, где его никто не найдёт, и отправился туда. Всё это время бразилец не сожалел о своём выборе, но признал «огромной ошибкой» решение скрыть планы от родителей.

Студент психологического факультета оставил подсказки для тех, кто будет его искать: письмена и книги. Однако они только запутали всех: именно из-за картин с инопланетянами на стенах и непонятных символов появились теории заговора вроде похищения Борхеса пришельцами.

Я был наивен. Посмотрел на комнату перед уходом и подумал, что по знакам все поймут: я самоизолировался для поиска правды жизни.

На самом деле символы были частью «космогонической теории» о том, как создавалась и действовала вселенная. Его теория отчасти основывается на учении Джордано Бруно: именно поэтому он заказал статую за 2,5 тысячи долларов и поставил её в своей спальне. Также монумент должен был показать «стремление людей к знаниям»

Борхес заверил, что ушёл из дома не ради заработка на книгах. При этом бразилец не отрицал наличие контрактов и разделения прибыли: это был способ отблагодарить людей, которые помогали ему с «проектом». «По иронии, факт того, что я заключил соглашения и отдал часть денег, наоборот доказывает, что прибыль меня не волнует», — добавил Бруно.

Нужны ли были Борхесу деньги — вопрос спорный, но ему точно требовалось внимание. Он отметил, что исчезновение вызвало заинтересованность в его работе. Именно поэтому студент превратил обычный уход из дома в таинственную пропажу.

В моём плане были и другие цели. Одна из них — стремление к загадочности, потому что кто не любит загадки? Мир — загадка, мы ничего о нём не знаем.

Возвращение Бруно не означает, что он закончил свой проект. В будущем бразилец планирует написать ещё несколько книг о своём видении мира.

#разборы #борхес #золотойфонд

Источник: https://tjournal.ru/flood/58801-prishestvie-bruno-borhesa-brazilskiy-student-vernulsya-domoy-spustya-pyat-mesyacev

Читать

  • Джордано Бруно
  • Труды
  • О бесконечности, Вселенной и мирах.
  • МАТЕРИАЛЫ ПРОЦЕССА
  • РАССУЖДЕНИЕ НОЛАНЦА О ГЕРОИЧЕСКОМ ЭНТУЗИАЗМЕ, НАПИСАННОЕ ДЛЯ ВЫСОКОЗНАМЕНИТОГО СИНЬОРА ФИЛИППА СИДНЕЯ
  • О причине, начале и едином.
  • ТАЙНА ПЕГАСА, С ПРИЛОЖЕНИЕМ КИЛЛЕНСКОГО ОСЛА
  • Джордано Бруно (1548-1600)
  • О бесконечности, Вселенной и мирах.
  • Вступительное письмо,
  • написанное знаменитейшему синьору Микелю ди Кастельново синьору ди Мoвисьеро, Конкресальто и ди Жанвилля, кавалеру ордена христианнейшего короля,
  • советнику его личного совета, капитану 50 солдат и послу светлейшей королевы Англии1

Если бы я, знаменитейший кавалер, владел плугом, пас стадо, обрабатывал сад или чинил одежду, то никто не обращал бы на меня внимания, немногие наблюдали бы за мной, редко кто упрекал бы меня, и я легко мог бы угодить всем. Но я измеряю поле природы, стремлюсь пасти души, мечтаю обработать ум и исправляю привычки интеллекта — вот почему кто на меня смотрит, угрожает мне, кто наблюдает за мной, нападает на меня, кто догоняет меня, кусает меня, и кто меня схватывает, пожирает меня; и это — не один или немногие, но многие и почти все. Если вы хотите понять, откуда это, то я вам скажу, что причиной этого окружение, которое мне не нравится, чернь, которую я ненавижу, толпа, которая не удовлетворяет меня; я влюблен в одну, и благодаря ей я свободен в подчинении, доволен в муках, богат в нужде и жив во смерти; благодаря ей я не завидую тем, которые являются рабами в свободе, мучаются в наслаждениях, бедны в богатствах и мертвы в жизни; ибо в теле они имеют цель, которая их связывает, в духе — ад, который их угнетает, в душе — заблуждение, которое их заражает, в мыслях — летаргию, которая их убивает; и нет великодушия, которое их освободило бы, долготерпения, которое их возвысило бы, сияния, которое их осветило бы, знания, которое их оживило бы. Отсюда происходит то, что я не отступаю, подобно тоскующим, не опускаю рук от дела, которое мне представляется; ни, подобно отчаявшимся, не поворачиваюсь спиной к неприятелю, который противостоит мне; ни, подобно ослепленным, не отворачиваю очей от божественного предмета; а между тем меня большей частью считают софистом, который больше стремится казаться тонким, чем быть правдивым; честолюбцем, который больше стремится основать новую и ложную секту, чем подтверждать старую и истинную; искусителем, который добывает блеск славы, распространяя тьму заблуждений; беспокойным умом, который опрокидывает здания здравых дисциплин и создает орудия разврата. Пусть святые божества, синьор, уничтожат всех тех, которые несправедливо ненавидят меня, пусть будет ко мне всегда благосклонным мое божество, пусть будут ко мне благоприятными все правители нашего мира, пусть звезды приготовят такой посев для поля и такое поле для посева, чтобы из моего труда выросли полезные и славные плоды для мира, которые раскрыли бы ум и пробудили бы чувства лишенных света; я же, конечно, не измышляю чего-либо и, если и заблуждаюсь, то не думаю на самом деле, что заблуждаюсь; когда я говорю или пишу, то спорю не из любви к победе самой по себе (ибо я считаю всякую репутацию и победу враждебными богу, презренными и лишенными вовсе чести, если в них нет истины), но из любви к истинной мудрости и из стремления к истинному созерцанию я утомляюсь. огорчаюсь и мучаюсь. Это докажут убедительные аргументы, которые зависят от крепких оснований, которые происходят от упорядоченных чувств, которые получают сведения не от ложных образов, а от истинных, определяющихся от природных предметов, подобно верным посланцам; они представляются наличными для тех, кто их ищет, открытыми для тех, кто на них смотрит, ясными для тех, кто их изучает, достоверными для тех, кто их понимает. И вот я вам представляю мои соображения о бесконечности, вселенной и бесчисленных мирах.

  1. u
  2. Мой путь уединенный к тем селеньям,
  3. Куда ты помысл свой уже простер,
  4. Уводит к бесконечности — с тех пор,
  5. Как жизнь сравнял с искусством и уменьем.
  6. Там возродись; туда взлети пареньем
  7. Двух резвых крыл, меж тем как, вперекор
  8. Тебе, надменный рок закрыл простор
  9. Пред целью, милой вновь твоим стремленьям.
  10. Ступай отсель; да обретешь приют
  11. Достойнейший; да будет твой водитель
  12. Тот бог, кого слепым слепцы зовут.
  13. Да будут духи, коими обитель
  14. Небес полна, приветливы с тобой!
  15. Не возвращайся лишь — коль ты не мой!
  16. u
  17. Уйдя из тесной, сумрачной пещеры,
  18. Где заблужденье век меня томило,
  19. Там оставляю цепи, что сдавила
  20. На мне рука враждебная без меры.
  21. Низвергнуть в ночь отныне вечер серый
  22. Меня не сможет — мощь, что покорила
  23. Пифона, чьею кровью окропила
  24. Поверхность вод, попрала власть Мегеры.
  25. Тебя благодарю, мой свет небесный;
  26. К тебе стремлюсь, мой голос благородный;
  27. Тебе вручаю сердце я с любовью,
  28. Рука, исторгшая меня из бездны,
  29. Приведшая меня в чертог свободный,
  30. Больной мой дух вернушая здоровью.
  31. Кто дух зажег, кто дал мне легкость крылий?
  32. Кто устранил страх смерти или рока?
  33. Кто цепь разбил, кто распахнул широко
  34. Врата, что лишь немногие открыли?
  35. Века ль, года, недели, дни ль, часы ли
  36. (Твое оружье, время!) — их потока
  37. Алмаз, ни сталь не сдержат, но жестокой
  38. Отныне их я не подвластен силе.
  39. Отсюда ввысь стремлюсь я, полон веры,
  40. Кристалл небес мне не преграда боле,
  41. Но, вскрывши их, подъемлюсь в бесконечность.
  42. И между тем как все в другие сферы
  43. Я проникаю сквозь эфира поле,
  44. Внизу — другим — я оставляю Млечность *.

* Сонеты перевел В. А. Ещин.

  • Диалог первый
  • Собеседники:
  • Эльпин, Филотей, Фракасторий, Буркий2

Эльпин. Каким образом возможно, что вселенная бесконечна?

Филотей.

Каким образом возможно, что вселенная конечна?

Эльпин. Думаете ли вы, что можно доказать эту бесконечность?

Филотей.

Думаете ли вы, что можно доказать ее конечность?

Эльпин. Какова ее протяженность?

Филотей.

Каков ее край?

Фракасторий. К делу, к делу, если хотите доставить удовольствие; вы слишком долго тянете.

Буркий. Начните скорей рассуждать, Филотей, потому что мне доставит развлечение выслушать эти басни или фантазии.

Фракасторий. Будь скромней, Буркий; что ты скажешь, если истина в конце победит тебя?

Буркий. Я не желаю верить, чтобы это оказалось истиной; ибо невозможно, чтобы моя голова поняла эту бесконечность, а мой желудок переварил ее; хотя, сказать правду, я бы желал, чтобы дело обстояло так, как говорит Филотей, ибо, если бы, к несчастью, я упал с этого мира, то я всегда попал бы на какое-либо место.

Эльпин. Конечно, Филотей, если мы хотим слелать чувство судьею или уступить ему то, что ему подобает, а именно, что всякое познание берет начало от него, то мы найдем, что нелегко найти средство доказать то, что ты говоришь, а скорее наоборот. Но пожалуйста приступите к объяснению.

Филотей.

Чувство не видит бесконечности, и от чувства нельзя требовать этого заключения; ибо бесконечное не может быть объектом чувства; и поэтому тот, кто желает познавать бесконечность посредством чувств, подобен тому, кто пожелал бы видеть очами субстанцию и сущность; и кто отрицал бы эти вещи потому, что они не чувственны или невидимы, тот должен был бы отрицать собственную субстанцию и бытие. Поэтому должно быть известное правило относительно того, чего можно требовать от свидетельства чувств; мы их допускаем только в чувственных вещах, и то не без подозрения, если только они не входят в суждение, соединенное с разумом. Интеллекту подобает судить и отдавать отчет об отсутствующих вещах и отдаленных от нас как по времени, так и по пространству. А относительно их мы имеем достаточно убедительные свидетельства чувства, что оно неспособно противоречить разуму, и кроме того оно очевидным образом сознается в своей слабости и неспособности судить о них ввиду ограниченности своего горизонта, в образовании которого чувство оказывается непостоянным. И вот, поскольку мы знаем по опыту, что оно нас обманывает относительно поверхности этого шара, на котором мы находимся, то тем более мы должны относиться к нему с подозрением, когда вопрос идет о пределе этого звездного свода.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=230183&p=1

Ссылка на основную публикацию