Этика иммануила канта — студенческий портал

Иммануил Кант заложил фундамент классической философии в Германии. Представители немецкой философской школы концентрировали внимание на свободе человеческого духа и воли, его суверенности относительно природы и мира. Философия Иммануила Канта определяла главную задачу в том, чтобы дать ответ на основные вопросы, в которых затронута суть жизни и человеческого разума.

Философские взгляды Канта

Этика Иммануила Канта - Студенческий портал

После этих исследований, наступает критический период. Его начало приходится на 1770 год, когда ученый становится профессором в университете. Суть исследовательской деятельности Канта сводится к исследованию ограничений человеческого разума в качестве инструмента познания. Мыслитель создает свое наиболее значимое произведение в данном периоде – «Критика чистого разума».

Биографические данные

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в небольшом городе Кенигсберг, в бедной семье ремесленника. Его мать, крестьянка, стремилась вырастить сына образованным. Она поощряла его интерес к наукам. Воспитание ребенка носило религиозный уклон. Будущий философ с детства имел плохое здоровье.

Кант обучался в гимназии «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году поступил в Кенигсбергский университет, но юноша не успевает доучиться, ему приходит известие о смерти отца. С целью заработать на пропитание семьи, будущий философ работает репетитором на дому в Юдшене в течение 10 лет. На это время приходится разработка его гипотезы, что Солнечная система произошла из первоначальной туманности.

В 1755 году философ получает докторскую степень. Кант начинает преподавательскую деятельность в университете, проводит лекции по географии и математике, и обретает все большую популярность. Он стремится научить своих учеников думать и искать ответы на вопросы самостоятельно, не прибегая к готовым решениям. Позднее, он начинает проводить и лекции по антропологии, метафизике и логике.

Ученый преподает на протяжении 40 лет. Осенью 1797 года, он завершает педагогическую деятельность по причине своего преклонного возраста.

Учитывая слабость здоровья, Кант всю жизнь придерживался крайне строгого распорядка дня, что помогло ему дожить до преклонных лет. Он не женился.

Философ никогда в жизни не выезжал из родного города, и был в нем известен и уважаем. Он умер 12 февраля 1804, и был похоронен в Кенигсберге.

Гносеологические взгляды Канта

Под гносеологией понимают философско-методологическую дисциплину, исследующую знание как таковое, а также изучающую его строение, развитие и функционирование.

Ученый не признавал догматический способ познания. Он утверждал, что необходимо основываться на критическом философствовании. Свою точку зрения он ясно выразил в исследовании разума и достижимых им пределов.

Кант во всемирно известном произведении «Критика чистого разума» доказывает правильность агностических идей. Агностицизм предполагает, что невозможно доказать истинность суждений, если основываться на субъективном опыте.

Предшественники философа рассматривали объект познания (т.е., окружающий мир, действительность), как основную причину трудностей познания.

Но Кант не соглашался с ними, высказывая предположение, что причина трудностей познания – в субъекте познания (т.е. в самом человеке).

Философ говорит о разуме человека. Он считает, что разум несовершенен и ограничен в возможностях. При попытке выйти за пределы возможностей познания, разум натыкается на непреодолимые противоречия.

Эти противоречия Кант выделил и обозначил как антиномии. Пользуясь разумом, человек способен доказать оба утверждения антиномии, несмотря на то, что они противоположны. Это ставит разум в тупик.

Кант рассуждал, как наличие антиномий доказывает, что у познавательных возможностей человека существуют пределы.

Взгляды на этическую теорию

Философ подробно изучает этику, и выражает свое отношение в работах, ставших впоследствии известными – «Основы метафизики нравственности» и «Критика практического разума». Согласно взглядам философа, моральные принципы берут начало из практического разума, перерастающего в волю.

Характерной особенностью этики мыслителя является то, что внеморальные взгляды и доводы не влияют на моральные принципы. За ориентир он принимает те нормы, которые происходят от «чистой» моральной воли. Ученый считает, что существует нечто, объединяющее моральные нормы, и ищет это.

Этика Иммануила Канта - Студенческий портал

Мыслитель вводит понятие «гипотетический императив» (также, его называют условным или относительным). Под императивом понимают нравственный закон, принуждение к действию. Гипотетический императив – это принцип действия, который эффективен для достижения конкретной цели.

Также, философ вводит противоположное понятие – «категорический императив», который следует понимать, как единый верховный принцип. Данный принцип должен предписывать поступки, которые объективно хороши. Описать категорический императив можно следующим кантовским правилом: следует поступать, руководствуясь принципом, который можно сделать общим законом для всех людей.

Эстетика Канта

В своей работе «Критика способности суждения», мыслитель досконально обсуждает вопрос эстетики. Он рассматривает эстетическое, как нечто, нравящееся в идее. По его мнению, существует так называемая сила суждения, как высшая способность чувства. Она находится между рассудком и разумом. Сила суждения способна соединить чистый разум и практический.

Философ вводит понятие «целесообразность» по отношению к предмету. Согласно этой теории, существует два вида целесообразности:

  1. Внешняя – когда животное или предмет могут быть полезны для достижения конкретной цели: человек использует силу быка, чтобы вспахать землю.
  2. Внутренняя – то, что вызывает в человеке чувство прекрасного.

Мыслитель считает, что чувство прекрасного зарождается в человеке именно тогда, когда он не рассматривает предмет с целью применить его практически. В эстетическом восприятии главную роль играет форма наблюдаемого объекта, а не его целесообразность. Кант полагает, что нечто прекрасное нравится людям без понимания.

Сила рассудка же вредит эстетическому чувству. Это происходит потому, что рассудок пытается расчленить прекрасное и проанализировать взаимосвязь деталей. Сила красоты ускользает от человека. Невозможно научиться чувствовать прекрасное сознательно, но можно постепенно воспитать в себе чувство красоты.

Для этого человеку необходимо наблюдать гармоничные формы. Подобные формы представлены в естественной природе. Развить эстетический вкус возможно и через соприкосновение с миром искусства.

Этот мир создан для обнаружения красоты и гармонии, и ознакомление с произведениями искусства – лучший способ воспитать в себе чувство прекрасного.

Влияние на мировую истории философии

Критическую философию Иммануила Канта по праву называют важнейшим синтезом систем, ранее разработанных учеными со всей Европы. Работы философа можно считать великим венцом всех предшествующих философских взглядов.

Деятельность и достижения Канта стали отправной точкой, с которой начала отсчет новейшая философия. Кант создал гениальный синтез всех важных идей своих современников и предшественников.

Он переработал идеи эмпиризма и рационализма, теории Локка, Лейбница, Юма.

Этика Иммануила Канта - Студенческий портал

Кант создал общую модель, использовав критицизм по отношению к существующим теориям. Он добавил в уже имеющиеся идеи свои собственные, оригинальные, порожденные его блестящим умом. В дальнейшем, критицизм, заложенный ученым, станет неоспоримым условием по отношению к любой философской идее. Критицизм невозможно опровергнуть или разрушить, его можно только развить.

Важнейшей заслугой мыслителя является его решение глубинной, древней проблемы, делящей философов на сторонников рационализма либо эмпиризма. Кант проработал данный вопрос, чтобы показать представителям обеих школ узость и однобокость их мышления. Он нашел вариант, отражающий реальное взаимодействие интеллекта и опыта в истории человеческого познания.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/kant.html

“Что я должен делать?” Этика Иммануила Канта и её актуальность: международная летняя школа

C 20 по 30 августа 2017 года в городе Светлогорск Калининградской области пройдет международная летняя школа на тему: «“Что я должен делать?” Этика Иммануила Канта и её актуальность». Организатором летней школы выступил Балтийский федеральный университет (БФУ) имени И. Канта.

Школа рассчитана на бакалавров старших курсов, магистрантов, аспирантов и кандидатов наук (защитившихся не ранее 2016 года) философских, филологических, исторических и др.

гуманитарных, а также естественнонаучных специальностей, которые интересуются философией Канта, философией Просвещения, немецкой классической философией и/или рецепцией этих философских традиций в отечественной или западной философской мысли, а также проблемами, связанными с актуализацией философских идей Канта и проекта Просвещения в наши дни.

Участники школы отбираются на конкурсной основе, всего будет отобрано не более 20 человек.

Рабочие языки школы: английский, русский

Тематическое описание. Этика Канта до сих пор находится в фокусе внимания международного философского сообщества, причем она интересна не только специалистам в области истории мировой мысли, но и тем, кто занимается решением современных практических проблем, в том числе связанных с интенсивным развитием биологических и компьютерных технологий.

Кант был уверен, что своим учением о свободе как автономии ему удалось оформить в теорию общее для всех людей понимание морально хорошего и морально плохого. Ядро этой теории составляют концепция категорического императива как безусловного морального закона и кантовское понятие достоинства человека.

На лекциях, семинарах и сопровождающем их тьютории с опорой на конкретные тексты будут проанализированы аргументы Канта, а также важнейшие возражения, выдвинутые кантовскими оппонентами. В заключение будет поставлен вопрос об актуальности этической теории Канта, в том числе с точки зрения решения проблемы свободы воли.

  • По итогам летней школы участникам выдается сертификат.
  • Авторы лучших проектов получат приглашение опубликовать статью в «Кантовском сборнике» – философском журнале из перечня ВАК.
  • Расписание летней школы и требования к участникам см. по ссылке

Заявки принимаются до 25 июня 2017 года. В конкурсном отборе участвуют только заявки, полностью отвечающие указанным выше требованиям. Решение о зачислении в летнюю школу будет принято и доведено до сведения конкурсантов не позднее 1 июля 2017.

Источник: https://hum.hse.ru/announcements/206892124.html

Международная летняя школа “Что я должен делать?” Этика Иммануила Канта и её актуальность

Школа рассчитана на бакалавров старших курсов, магистрантов, аспирантов и кандидатов наук (защитившихся не ранее 2016 года). Участники школы отбираются на конкурсной основе, не более 20 человек.

Тематическое описание

Этика Канта до сих пор находится в фокусе внимания международного философского сообщества, причем она интересна не только специалистам в области истории мировой мысли, но и тем, кто занимается решением современных практических проблем, в том числе связанных с интенсивным развитием биологических и компьютерных технологий.

Кант был уверен, что своим учением о свободе как автономии ему удалось оформить в теорию общее для всех людей понимание морально хорошего и морально плохого. Ядро этой теории составляют концепция категорического императива как безусловного морального закона и кантовское понятие достоинства человека.

На лекциях, семинарах и сопровождающем их тьютории с опорой на конкретные тексты будут проанализированы аргументы Канта, а также важнейшие возражения, выдвинутые кантовскими оппонентами. В заключение будет поставлен вопрос об актуальности этической теории Канта, в том числе в решении проблемы свободы воли.

Преподаватели школы

Руководитель школы – профессор, доктор Юрген Штольценберг (Университет им. Мартина Лютера, Галле-Виттенберг), член правления Кантовского общества Германии и жюри премии им. И. Канта, член-корреспондент Гёттингентской академии наук, соредактор трехтомного Kant-Lexikon (Берлин, 2015).

Тьюторы школы

  • Сергей Луговой, кандидат философских наук (БФУ им. И. Канта),
  • Штефан Рёттиг, М.А. (Вюрцбургский университет).
  • Место проведения
  • Курортный город Светлогорск Калининградской области на побережье Балтийского моря.
  • Условия проведения

Проезд участников из других регионов и проживание (двухместный номер с завтраком) всех участников оплачивает принимающая сторона – БФУ им. И. Канта. Участникам школы будет также предложена культурная программа.

По итогам летней школы участникам выдается сертификат.

Программа школы

  • лекции, семинары, тьюторий,
  • конференция участников школы с обсуждением их исследовательских проектов.
  1. Авторы лучших проектов получат приглашение опубликовать статью в «Кантовском сборнике» – философском журнале из перечня ВАК.  
  2. Языки школы: английский, русский.
  3. Конкурсный отбор
  4. Требования к участникам

Участниками могут стать бакалавры старших курсов, магистранты, аспиранты и кандидаты наук (защитившиеся не ранее 2016 года) философских, смежных гуманитарных (филологических, исторических, политологических и др.

), а также естественнонаучных специальностей, которые интересуются, занимаются или планируют заниматься философией Канта, философией Просвещения, немецкой классической философией и/или рецепцией этих философских традиций в отечественной или западной философской мысли, а также проблемами, связанными с актуализацией философских идей Канта и проекта Просвещения в наши дни.

  • Для участия в конкурсе необходимо
  • — знание английского языка на уровне, необходимом для восприятия и понимания лекционного материала, участия в семинарах, работы с текстами Канта на английском языке. Приветствуется (но не является обязательным) наличие документов, подтверждающих знание английского языка;
  • — заполнить анкету-заявку;
  • — написать мотивационное письмо (на английском языке, 350-400 слов);

— подготовить тезисы выступления по теме своего текущего или будущего исследовательского (дипломного, диссертационного) проекта (на английском языке, 1000-1200 слов), включая список используемой исследовательской литературы и источников. Содержание проекта должно быть связано с одной из указанных выше тем.

Анкета, мотивационное письмо, тезисы, а также сканы документов (при наличии), подтверждающих знание языка, направляются в электронном виде по адресу: academia@kantiana.ru

Заявки принимаются до 15 июня 2017 года. В конкурсном отборе участвуют только заявки, полностью отвечающие указанным выше требованиям. Решение о зачислении в Летнюю школу будет принято и доведено до сведения конкурсантов не позднее 1 июля 2017 г.

Информация о Летней школе на сайте.

Читайте также:  Строение и процессы жизнедеятельности кольчатых червей - сегменты тела

30.05.2017

Источник: https://www.dvfu.ru/science/conference/international_summer_school_what_should_i_do_the_ethics_of_immanuel_kant_and_its_relevance/

Этика Канта кратко

Имануил Кант является основоположником классического немецкого идеализма, а также критического идеализма. Всю свою жизнь он прожил в городе Кенигсберг, расположенном в Восточной Пруссии, где уделял много времени философии, наукам и преподавал в университете. Кант не был заурядным ученым, он интересовался различными научными трудами, а не только философскими проблемами.

Этика Канта представляет собой учения о нравственности, изложенные в его работах «Критика практического разума» и «Метафизика нравов». Последняя работа представляет собой более завершенную, строгую концепцию об этике.

Учения канта описывают идеи о чистом разуме, он говорит заключительное слово, после которого в дело вступает область практического разума и воли человека.

Практический ум значительно преобладает над теоретическим, ведь человеческая воля обязывает быть человека нравственным существом, он предписывает человеку свойство познавать вещи в себе, которые бывают только мыслимыми, например, веру в свободу или в Бога.

Человек очень чувственен от природы, воля, обращаясь к нему, дает приказы, которые могут быть объективно-действительными либо субъективно действительными. Объективно-действительные приказы представляют собой обязательные предписания и категорический императив, заставляющий нас поступать нравственно, не зависимо от личной выгоды.

Этика Канта кратко описывает нравственность человека. Мы должны быть нравственными не ради собственных интересов, а ради самой нравственности, и быть добродетельными только ради самой добродетели. Человек обязан исполнять свой нравственный долг хорошим поведением.

Он не должен совершать хорошие дела из-за особенностей своего нрава, а исключительно из чувства долга, он должен побороть свои склонности и желания для этого. Только такой человек может быть назван нравственным, а не тот, который склонен природой к добрым делам.

По мнению Канта, закон нравственности не должен быть зависим от получаемого опыта, он выступает как априори. Стремление к нему не должно быть навязано ни Богом, ни желанием счастья, ни чувствами.

Он должен исходить из практического разума, быть основанным на автономности нашей воли, поэтому наличие нравственности дает нам право оценивать себя как независимого самостоятельного деятеля.

В идею и правду необходимо верить, особенно желающим выполнить свой этический долг.

Идеал человека вмещает в себе совокупность добродетели и счастья. Но не счастье должно являться главной целью для нас. Только добродетель и осознанное стремление к ней должно быть целью в жизни. Этика Канта кратко дает понять, в каких случаях человек может позволить себе блаженство.

Этика и счастье сосуществуют лишь в потусторонней жизни, это предписывает Бог, когда главным долгом человека будет возможность испытывать блаженство.

Таким образом, стремление к счастью может быть осуществлено лишь верой в Бога, а значит только на моральной почве, и ни в коей мере не на умозрительной.

Основой религии служит мораль, выражающаяся в Божьих заповедях, которые относятся к нравственным законам, и наоборот. Если судить религию как кладезь морали, то можно придти к мысли, что религия должна восприниматься рационально, а ее истинная цель – нравственные поступки.

Философия канта стала основой для новых философских течений. Для своих учений Кант переосмыслил эмпиризм, рационализм из работ, дошедших и до наших времен. Он сопоставил их с собственными идеями и создал вечные теории об этике и морали, которые не могут быть разрушены.

  • Скачать данный материал: 
  • Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

Источник: https://www.konspekty.net/stati/statya-etika-kanta-kratko.html

Виртуальный Кант будет читать лекции калининградским студентам

По его словам, пока речь идет о четырех-пяти видеолекциях по 40-45 минут. Планируется, что это будет курс критической философии Иммануила Канта, рассказанный самим философом.

Но, поскольку проект очень сложный как с точки зрения исполнения (за это отвечает Научно-исследовательский институт прикладной информатики и математической геофизики), так и с позиции содержания, работа предстоит непростая.

«Наследие Канта велико, и выбрать что-то важное сложно, но не менее сложно придумать, как философию визуализировать. Вот над этим мы и работаем», — добавил завкафедрой.

Прогулки по «Кантовскому треугольнику»

Калининградские философы на пути к созданию еще одного проекта, связанного с жизнью основоположника немецкой классической философии — «Кантовские места в Калининградской области». Это пасторский домик в поселке Юдшен, (ныне поселке Веселовка), башня в поселке Курортное Правдинского района и существующий музей в Кафедральном соборе Калининграда.

«Продвигалась идея, что можно построить в виртуальном пространстве в качестве дополнительных локаций, какие еще места, связанные с великим философом Кантом можно еще задействовать, пока все сводится к так называемому «кантовскому треугольнику», — отметил Чалый.

У стен старинного Кафедрального собора в Калининграде, построенного на рубеже 13-14 веков, находится могила Канта, который родился, жил и творил в Кенигсберге, более 40 лет преподавал в местном университете Альбертина, преемником которого считается современный Балтийский госуниверситет, носящий имя философа.

Еще один угол «треугольника» — башня замка Гросс-Вонсдорф в поселке Курортное Правдинского района. По воспоминаниям современников философа, Кант любил приезжать сюда, а хозяева имения любили беседовать с именитым гостем, сидя на террасе перед входом в башню.

Домик пастора в селении Юдшен (ныне поселок Веселовка Черняховского района) стал первым местом пребывания Канта за пределами Кенигсберга.

Сюда он был приглашен местным священником Даниэлем Андершем для обучения трех его сыновей. Годы учительства считаются временем внутреннего становления Канта.

Он закончил и напечатал свою первую философскую работу, о чем свидетельствует его письмо из Юдшена 1749 года.

Дом пастора Андерша, в котором провел молодой Кант три года, в своем первоначальном виде не сохранился, еще в XIX веке был возведен новый на прежнем фундаменте. Однако и это строение продолжали называть «домом Канта», о чем говорят и акты, отраженные в топонимике: в 1938 году Юдшен получил наименование Кантхаузен (Kanthausen).

Вторая жизнь «домика Канта»

Очевидно, что этот артефакт ожидает новая жизнь — региональное правительство на днях объявило «домик Канта» памятником культуры регионального значения. Сейчас немецкое здание находится в полуразрушенном состоянии и требует серьезной реконструкции.

«Включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в качестве объекта культурного наследия регионального значения достопримечательного места, связанного с жизнью и деятельностью Иммануила Канта, «Дом пастора прихода Юдшен», XVIII-XIX веков», — говорится в тексте постановления.

По мнению заведующего кафедрой философии БФУ Вадима Чалого, в этом заслуга не столько философского сообщества и непосредственно кафедры, сколько пристальное внимание общественности к этому вопросу. В январе 2014 года члены совета по культуре при губернаторе поддержали идею создать в поселке Веселовка в доме, где жил и работал философ, музей Канта.

Иммануил Кант родился 22 апреля в Кенигсберге (ныне Калининград) в 1724 году, в 1755-1796 годах преподавал в Альбертине — старейшем университете Пруссии. Написал труды, в которых обосновал многие философские идеи и учения, которые имеют значение и для современной теоретической и практической философии, этики, культуры, политики, логики.

Источник: https://ria.ru/20140717/1016442387.html

Философия Канта: основные идеи (кратко)

Середина 18 века явилась для немецкой философии переломным моментом.

  Именно в это время в Германии появились выдающиеся ученые, чьи идеи и концепции изменили взгляд на философию идеального объективизма и субъективизма. Научные теории И.Канта, Г.Гегеля, Л.

Фейербаха помогли по новому взглянуть на положение в обществе активно познающего мир субъекта. Именно благодаря им появился метод диалектического познания.

Иммануил Кант — первый из величайших немецких философов

Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона. Будущий ученый появился на свет в 1724 году в Кенигсберге в семье мастера – шорника.

Отец мечтал дать единственному сыну хорошее образование и сделать его служителем церкви. Молодой Кант окончил местный университет и стал зарабатывать себе на пропитание частными уроками, но при этом постоянно повышал свое образование.

В результате он защитил диссертацию и начал преподавать в университете логику и метафизику.

Всю свою жизнь Кант подчинил строгому расписанию и пунктуально следовал ему всю жизнь. Биографы ученого отмечают, что жизнь его была бедна на события: свое существование он подчинил полностью интеллектуальному труду.

Ученый имел друзей, но никогда не манкировал своими занятиями  ради общения, мог увлекаться красивыми и умными женщинами, но никогда не позволял страсти увлечь себя и отвлечь от главного, то есть от научной работы.

Два периода в деятельности Иммануила Канта

Научно-философскую деятельность Канта можно  разделить на два временных периода: докритический и критический.

Первый период приходится на 50-60-е годы 18 века.

На этом этапе ученого интересуют тайны мироздания и он выступает больше как математик, физик, химик, биолог,  то есть материалист, который при помощи научной диалектики старается объяснить законы природы и ее саморазвитие.

Основная проблема, интересующая ученого в этот период – это объяснение состояния Вселенной, Космоса. Он был первым, кто связал  приливы и отливы в морях с фазами Луны и выдвинул гипотезу о зарождении нашей галактики из газовой туманности.

В более поздний «критический» период» — 70-80-е годы – Кант полностью переориентировался на проблемы человеческой нравственности и морали. Основные вопросы, на которые ученый старается ответить: что такое человек? для чего он рожден? какова цель существования человечества? что такое счастье? каковы главные законы человеческого сосуществования?

Особенностью философии Иммануила Канта является то, что он сделал предметом изучения не объект, а субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания.

Кратко о теории и практике в философии Иммануила Канта

В теоретической философии Кант пытается определить границы и возможности человеческого познания, возможности научной деятельности и границы памяти. Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? как я могу это узнать?

Кант считает, что познание мира при помощи чувственных образов априори опирается на доводы рассудка, и только так можно добиться необходимого результата.

Любое событие или вещь отображаются в сознании субъекта, благодаря полученным через органы чувств сведениям. Такие отражения Кант называл явлениями. Он считал, что мы познаем не сами вещи, а только их явления.  Другими словами, мы познаем «вещи в себе» и имеем свое собственное субъективное мнение обо всем, опираясь на отрицание знания (знание не может появляться из ниоткуда).

По Канту, высший способ познания сочетает в себе использование разума и опору на опыт, но рассудок отвергает опыт и старается выйти за грани разумного, в этом и заключается высшее счастье человеческого познания и существования.

Что такое антиномии?

Антиномии – это высказывания, которые опровергают друг друга. Кант приводит четыре самых известных антиномии для подтверждения своей теории о рассудке и опыте.

  1. Мир (Вселенная, Космос) имеет начало и конец, т.е. границы, поскольку все в мире имеет начало и конец. Однако Вселенная – бесконечна и непознаваема человеческим разумом.
  2. Все самое сложное можно разложить на самые простые элементы. Но в мире нет ничего простого, все сложно и чем больше мы раскладываем, тем сложнее нам объяснить полученные результаты.
  3. В мире есть свобода, однако, все живые существа постоянно подчиняются законам природы
  4. Мир имеет первопричину (бог). Но в то же время первопричины нет, все случайно, как и само существование Вселенной.

Каким образом можно объяснить эти теории и антитеории? Кант утверждал, что для того чтобы в них разобраться и придти к единому выводу, нужна вера. Кант вовсе не восставал против науки, он лишь говорил о том, что наука вовсе не всесильна и порой невозможно решить проблему, даже опираясь на всевозможные научные методы.

Основные вопросы нравственной  философии Иммануила Канта

Ученый ставил перед собой глобальную задачу: постараться дать ответ на вопросы, издавна волнующие лучшие умы человечества. Для чего я здесь? Что я должен делать?

Кант считал, что для человека характерны два направления духовной деятельности: первый – чувственно-воспринимаемый, при котором мы опираемся на чувства и готовые шаблоны, и второй — умопознаваемый, достичь которого можно при помощи веры и самостоятельного восприятия окружающего мира.

И на этом втором пути действует уже не теоретический, а практический разум, поскольку, как считал Кант, нравственные законы нельзя вывести теоретически на основе опыта.

Никто не может сказать, почему человек поступает так или иначе в каких-либо условиях.

Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно.

Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ – категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Конечно, это несколько упрощенная формулировка предписания, но суть его именно такова. Кант считал, что каждый своим поведением формирует образец поступков для других: поступок в ответ на подобный поступок.

Особенности социальной философии Иммануила Канта

Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений. Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него. При этом он считал, что на прогресс влияет  абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом.

Читайте также:  Тип хордовые. общая характеристика типа - студенческий портал

При этом Кант рассматривал причины несовершенства человеческих отношений и находил их во внутренних конфликтах каждого человека в отдельности. То есть, пока мы страдаем из-за собственного эгоизма, честолюбия, жадности или зависти, мы не сможем создать совершенное общество.

Идеалом государственного устройства философ считал республику, которой управляет мудрый и справедливый человек, наделенный всеми полномочиями абсолютной власти. Как Локк и Гоббс, Кант считал, что необходимо отделить законодательную власть от исполнительной, при этом необходимо упразднить феодальные права на землю и крестьян.

Особое внимание Кант уделял вопросам войны и мира. Он считал, что возможно провести мировые переговоры, направленные на установление вечного мира на планете. Иначе войны разрушат все достижения с таким трудом достигнутые человечеством.

Чрезвычайно интересны условия, при которых, по мнению философа, все войны прекратились бы:

  1. Все территориальные притязания должны быть уничтожены,
  2. Должен существовать запрет на продажу, покупку и передачу по наследству государств,
  3. Постоянные армии должны быть уничтожены,
  4. Никакое государство не должно предоставлять денежные или любые другие займы для подготовки войны,
  5. Никакое государство не имеет право вмешиваться во внутренние дела другого государства,
  6. Недопустимо вести шпионаж или организовывать террористические акты, чтобы подорвать доверие между государствами.

Конечно, эти идеи можно назвать утопическими, но ученый считал, что человечество со временем достигнет такого прогресса в социальных отношениях, что сможет решать все вопросы урегулирования международных отношений путем мирных переговоров.

Иммануил Кант во всех своих трудах отдавал преимущество морали перед политикой, он считал, что права человека первичны и не могут быть нарушены никаким политическим строем.

Источник: https://GermanExpert.ru/filosofiya-kanta/

Этическое требование И. Канта в контексте современного состояния общества

Этическое требование И. Канта в контексте современного  состояния общества

       Юрин К. И.

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель к.ф.н., доцент Н.А. Акимова

Целью данной работы является анализ статьи Иммануила Канта «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?» с позиции молодого человека в современном мире, и поиск решения задачи выхода человека из состояния несовершеннолетия. 

Данная цель предполагает решение следующих задач: 

1. проанализировать основные идеи И. Канта в работе «Что такое Просвещение?» 

2. выявить актуальность идей И. Канта для современной эпохи и возможное их развитие.

В своем эссе Кант исследует характер своей эпохи – эпохи Просвещения. Кант сформулировал критерий Просвещения: «выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине».[1] Современный технологичный век – время, когда информация является основной сила, движущей массовым сознанием. 

На первый взгляд, самостоятельный выход из состояния несовершеннолетия не представляется возможным. Причина тому – переизбыток информации.

Великое множество людей ныне владеет интеллектуальными благами, использует их, но не с целью постижения, а с целью самого участия в процессе обладания и использования.

Тем самым происходит подмена существа познания – знание перестает быть целью или средством, но становится частью симулятивного символического обмена. 

Этим характеризуется эпоха постмодерна – критическое мышление, и обращение к человеческому разуму внутри себя вовсе необязательно.

Такой подход скорее даже претит выживанию в социуме — риск быть не принятым соседом по парте или комнате, для которого идеалом служит количество одобривших его ироничный комментарий в сети интернет.

И тем острее возникает необходимость иметь мужество пользоваться собственным умом.

Кант полагал, что естественным правом для человека, которое дано ему от природы, является свобода мысли. Человек может воспользоваться данным правом либо отказаться от самостоятельного использования собственного разума.

Однако, в том случае, если гражданин реализует свободу мысли, он может повлиять на развитие государства.

Просвещенное общество выступает в свете рассуждений Канта как гражданское общество, состоящее из самостоятельно мыслящих людей. 

«Для этого просвещения требуется только свобода, а притом самая безобидная, а именно свобода во всех случаях публично пользоваться собственным разумом» [1], утверждает философ.

Понять выражение «публичное использование разума» можно как противоположное тому, что он называет «частным» использованием разума.

Человек применяет разум частным образом тогда, когда он выступает как часть государственного механизма и выполняет определенные функции, например, находясь на военной службе, платя налоги, будучи учителем, священником в приходе или правительственным чиновником.

Одновременно, однако, каждый человек остается лично свободным, он может иметь собственное мнение о государстве и его порядках и имеет право критиковать общественное устройство. Получается, что у Канта граждане имеют право на свободу слова в то время, когда он не занят государственной работой и выполнением своих служебных обязанностей.[3] 

В нашу эпоху в общественном сознании произошла перемена понятий: при «частном» использовании разума человек в зависимости от положения и субординаций скорее выражает свое личное мнение (выставление напоказ «собственной силы в общей гонке»), а при «публичном» — общепринятое общественное, дабы не прослыть диссидентом. Это гарантирует удобство проживания, ведь ничего, кроме слов, для создания иллюзии собственного взгляда не требуется. А для формирования мнения по вопросам существования государства и актуальных проблем общества есть в достатке многочисленные «новостные» ленты на экранах гаджетов. И тут государство выполнило задачу опекунства, о котором пишет Кант, на «отлично» — у каждого гражданина появилась иллюзорная возможность публично пользоваться собственным разумом. Как итог — общество не просто ленится и боится, оно перестает видеть вокруг себя «человека, который есть нечто большее, чем машина, сообразно его достоинству». [1]

Понятие «достоинство человека» в статье Канта играет существенную роль. Это понятие встречается в тексте всего два раза, но является его стержнем: в начале текста оно характеризует достигшего совершеннолетия, то есть самостоятельно, без «наставлений и предписаний», мыслящего человека.

В конце текста оно касается государства и выражает желаемый принцип отношения государства к гражданину. Это понятие — достоинство человека — по отношению к самосознанию составляет сущность, а по отношению к общественному сознанию — цель просвещения как политической программы Канта.

Оно предстает одновременно в качестве нормативного и нормообразующего понятия политического разума. В нем сходятся политика и мораль, которые взаимно дополняют и обусловливают друг друга.

Просвещение в кантовском смысле нельзя редуцировать просто к сумме знаний; оно есть сумма принципов, средоточие которых — понятие о достоинстве человека. [3]

Кант указал теоретическому, то есть инструментальному разуму, его место на периферии мирового универсума. Это означает, что особенное не должно выдавать себя за целое.

Теоретический разум должен впредь оставаться в пределах только опыта.

Нахождение в границах опыта предполагает, во-первых, воздержание от выхода за границы человеческого опыта, а во-вторых, критику неподтвержденных опытом догм. 

В наше время в большинстве случаев это работает с точностью до наоборот: СМИ не столько опекают несовершеннолетие или поощряют граждан к развитию и росту, сколько заполняют свободный эфир информационным мусором.

У него есть характерная черта — иммунитет к критике, так как по существу он не содержит идеи, но лишь имеет форму, способную вызвать в разуме гражданина эмоциональную зависимость и возможность стать идентифицированным индивидом в обществе без лишних затрат.

Кант пишет: «если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.

Но имеются явные признаки того, что им теперь открыта дорога для совершенствования в этом, препятствий же на пути к просвещению или выходу из состояния несовершеннолетия, в котором люди находятся по собственной вине, становится все меньше и меньше. В этом отношении наш век есть век просвещения».

[1] При этом Кант полагает, что человеку еще много недостает для того, чтобы он мог хорошо пользоваться собственным разумом во многих вопросах без стороннего руководства.

Прошло почти два с половиной века; и как результат мы можем отметить, насколько мы отдалились от общего идеала, желания выхода из состояния несовершеннолетия. Мы сами запустили механизм по созданию препятствий на пути просвещения, а государства старательно укрепляют этот механизм.

Например, речь о доступности знаний — попытка сделать Википедию платной, упразднение бесплатного высшего образования и количества мест для желающих учиться в ВУЗах, а теперь уже и в школах.

Да и в самих учебных заведениях абитуриентов не предупреждают о необратимости знаний в том смысле, что задача каждого в самоорганизации и умении применять знания на практике, постоянно подвергая окружающее и собственную деятельность критической оценке разума. 

В современном мире не так много сообществ, нацеленных на пробуждение и поддержание осознанной позиции в гражданине. И начав с себя, не стоит замыкаться в собственном разуме и границах его познания. В статье М.Е. Соболевой «Антиномия политического разума. Размышления по поводу статьи Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?»» объясняется данная позиция.  

«Критерий моральности как отсутствие внутренних противоречий у человека не работает в силу его абстрактного характера. Универсализировать можно любое правило, оставаясь при этом в согласии с самим собой» [2]. М.Е.

Соболева приводит исторический пример с Адольфом Эйхманом, который с целью защиты говорил о своей порядочности, корректности, преданности государству, в то же время, руководствуясь кантовским требованием, которое, по его мнению, объясняло необходимость тотальной войны во избежание исчезновения немецкого народа. 

Таким образом, становится очевидно, что первостепенные усилия, направленные на выход из несовершеннолетия, а именно конструирование в себе системы ценностей, в основе которой лежит «добрая воля», обязаны быть закреплены при помощи другого субъекта с критическим мышлением.

И возможные различия в системе ценностей не станут помехой, в случае если обе системы выстроены на принципе «доброй воли». Механизмом закрепления может быть метод деятельной рефлексии и обратной связи.

При правильном использовании методов вероятность самообмана или заблуждения минимальна. Добрая воля — воля к добру (благу). Она рассматривается Кантом в качестве мерила ценности поступков. Она не пассивна, от ее носителя мыслитель требует действия, поступка.

Моральный поступок выглядит как результат некоего внутреннего императива (повеления).

Обратимся к словам самого Канта: «Но более возможно, и даже почти неизбежно, что публика сама себя просветит, если только предоставить ей свободу.

При этом следует иметь в виду, что публика, до этого поставленная ими под это иго, затем заставит их самих оставаться под ним, если ее будут подстрекать к этому некоторые ее опекуны, не способные ни к какому просвещению.

По этой причине публика может достигнуть просвещения только постепенно»[1] При этом Кант говорит вреде предрассудков, влияние которых впоследствии сказывается на тех, кто их произвел.

На ранних этапах все это грозит переоценкой существующих в жизни субъекта отношений и связей, а возможно и их разрушением. И тут мы вернемся к началу — необходимо иметь мужество свободно мыслить, что в целом можно озвучить шире — необходимо иметь мужество жить.

В качестве основного вывода из нашей статьи, мы можем выделить следующее: Кант поставил высокую планку перед европейской частью  человечества, задачу жить, полагаясь на выводы и пути собственного разума.

Спустя века мы видим, что прогресс человечества неминуемо пошел по пути кантовского требования, но помимо тех исторических сил, которые увлекают человека за собой даже вопреки его воле, Кант говорил о принципе личной ответственности.

Благодаря последнему, человек должен понимать – а категория «долга» является для кантовской этики одной из ведущих, – что каждый раз, следуя по линии Просвещения, человек берет на себя ответственность за поступки, вызванные собственным разумом.

Анализ современного положения знания показывает, что человек сегодня препоручает свое существование технической цивилизации, предполагая, что детище его разума (техника) позволит самому человеку избежать ответственности.

«Если произведенное разумом работает, то оно истинно» — полагает человек, и в этот момент предает идеалы Просвещения, как их описал Кант. Поэтому мы должны в этой работе Канта видеть, в первую очередь, вопрос и следующее за ним задание современной эпохе, нежели законченную формулировку, на которую можно было бы положиться, как на некий памятник мысли, который мы больше не понимаем.

Источник: https://medconfer.com/node/11611

Нравственный императив Иммануила Канта и «золотое правило» нравственности

«Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — наверняка многие из нас хотя бы раз слышали эту фразу или её подобие.

Согласитесь, что воспринимается она как нечто привычное и само собой разумеющееся? Однако это не просто обиходное выражение или пословица – на самом деле эта фраза относится к очень интересному закону, который носит название «категорического императива».

К тому же, он непосредственно связан с ещё одним законом, а если быть точнее, правилом – «золотым правилом» нравственности. В данной статье мы поговорим и о каждом из этих понятий.

Читайте также:  Радикальный эмпиризм у. джеймса - студенческий портал

Категорический императив

Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики.

Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом.

И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.

По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств.

Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека.

А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью.

Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.

  • Основы категорического императива:
  • Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
  • Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
  • Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.
  • Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).

Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином.

Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле.

Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо.

Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права.

Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т. п.

Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.

«Золотое правило» нравственности

Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.

Первоначально, ещё при первобытнообщинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.

После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи.

Отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов.

Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.

И этим принципом стало рассматриваемое нами «золотое правило», отдельные части которого можно встретить в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Такая формулировка считается позитивной; есть и негативная: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».

Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. О равенстве здесь говорится в более глубоком смысле: равенстве в возможности самосовершенствования, равенстве свободы, равенстве в лучших качествах человека, равенстве перед общечеловеческими нормами.

«Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью.

Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.

«Золотому правилу» в качестве основы нравственного поведения и сознания всегда уделяли огромное внимание философы. Например, Томас Гоббс видел в нём основу естественных законов, которыми определяется жизнь человека. Т.к.

«правило» может быть понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических притязаний, служащих основой единения людей в государстве.

Джон Локк не рассматривал правило как врождённое – основой правила является всеобщее естественное равенство, и человек, чтобы прийти к общественной добродетели, должен сам его осознать.

Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к.

нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию.

Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.

В качестве заключения

Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое (с точки зрения философии) «золотое правило», однако между ними не следует ставить знак тождественности.

Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.

Выдающийся философ, родоначальник немецкой клас­сической философии Иммануил Кант создал этическую систему, в основе которой лежат две основные идеи – безусловная самоценность человеческой личности и долг. Сформулированный им нравственный закон (знаменитый категорический императив Канта) гласит: «…

поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Другая формула того же самого нравственного императива гласит: «…

поступай так, чтобы ты всегда относился к чело­вечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Кант много внимания уделяет теме любви и уважения. Он пишет: «От природы нам свойствены два побуждения, в соответствии с которыми мы желаем, чтобы нас любили и уважали…

Человека уважают потому, что он обладает внутренней ценностью, но любят его за то, что связывают с ним получение выгоды и разного рода удовольствий. Мы любим то, что приносит нам выгоду и уважаем то, что само по себе обладает ценностью.

Другая причина желания быть уважаемым состоит в том, что уважение дает нам большую уверенность перед другими, чем любовь. Благодаря уважению мы в большей степени неприкосновенны и защищены от оскорблений. Любовь же может существововать и при пренебрежении.

Любовь основывается на любви других людей; ведь от них зависит, захотят ли они любить меня, отвергнуть или возненавидеть. Но если я обладаю внутренней ценностью, то буду уважаем каждым.

В этом случае речь идет не о чьем-то желании или нежелании, – тот, кто увидит мою внутреннюю ценность, будет также и уважать меня. …Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами же должны питать уважение к другим людям и человечеству вообще. Таким образом, мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они поступали по отношению к нам».

Рассуждая о нравственности и гуманизме, Кант выступает против абстрактного, декларативного гуманизма, он – сторонник конкретных проявлений этого качества. Кант считает, что человечность – это способность участвовать в судьбе других людей. Бесчеловечность означает не принимать участие в судьбе других…

Мы должны любить других потому, что это хорошо, и потому еще, что, любя других, мы становимся добрее. При этом философ указывает на одно правило, согласно которому мы должны стремиться к тому, чтобы наши намерения любить другого и желать ему счастья не оказались бы безрезультатными, а были бы практическими пожеланиями.

Практическое желание – это желание, направляющееся не столько на предмет, сколько на действие, с помощью которого предмет создается. Мы должны не только испытывать удовольствие при виде блага других и их счастья, но само удовольствие должно основываться на практических действиях, которые способствуют осуществлению этого благополучия.

Точно также, когда другой находится в бедственном положении, я должен не только желать, чтобы произошло избавление, но и сам искать путь к избавлению от беды. Все несчастья и неприятности являются предметом нашего недовольства не столько потому, что они вообще существуют, сколько потому, что представляют собой дела рук людей.

«Люди хвастаются тем, что обладают добрым сердцем, уже тогда, когда просто желают, чтобы каждый был счастлив. Но только тот действительно обладает добрым сердцем, кто способствует осуществлению этого желания».

Человек, пишет Кант, «по природе зол», но вместе с тем, он обладает задатками добра. Задача нравственного воспитания и состоит в том, чтобы добрые задатки смогли одержать верх над изначально присущей человеку склонностью ко злу. Хотя зло изначально преобладает, но задатки добра дают о себе знать в виде чувства вины, которое овладевает людьми.

Поэтому нормальный человек, по Канту «никогда не свободен от вины», которая составляет основу морали. Человек, который всегда прав и у которого всегда спокойная совесть, – не может быть моральным. Основное отличие человека от других существ – самосознание. Из этого факта вытекает и эгоизм как природное свойство человека.

Вместе с тем Кант выступает против эгоизма, в каких бы формах он не проявлялся.

Как видим, в центре внимания основоположника немецкой классической философии И.Канта были вопросы: Что я должен знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? И.Кант считал, что главным атрибутом человека является самопознание, человек должен сам постичь тайну своего существования.

Кант любил повторять, что на протяжении всей жизни его занимали две тайны: звездное небо над головой и нравственный закон внутри. У Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии. Он понимал человека как существо, принадлежащее двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.

По Канту, в первом случае важно понять, что природа делает из человека, во втором – что он может и должен делать из себя сам как свободно действующее существо.

Рассматривая личность в ее целостности, И.Кант подчеркивал необходимость соединения разума и чувства. Этот синтез является высшим условием единства нашего сознания.

Им сформулирован основной закон чистого практического разума: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». И.

Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципах полезности и приятности, на инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

Источник: http://teacher.ozin-ozi-tanu.kz/article/show/id/425

Ссылка на основную публикацию