Формы воспитания — студенческий портал

Под методами воспитания понимают способы совместной деятельности (взаимодействия) педагога и обучающихся, направленные на достижение целей и решение задач воспитания. Существуют разные подходы к классификации методов воспитания.

В общепризнанной классификации, предложенной Г.И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами (таблицу 1).

Таблица 1. Классификация методов воспитания

I группа II группа III группа
Методы формирования сознания личности Методы организации деятельности и формирования опыта поведения Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
Убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, диспут, метод примера и др. Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и др. Создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и др.

Данная классификация методов в настоящее время дополнена группой методов контроля и самоконтроля в воспитании.

Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком смысле) — совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса.

Средствами воспитания (в широком смысле) является все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т.п.

Вся совокупность средств воспитания находится либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии. образования, формы воспитанияучащиихся, оспитательного процесса. заимодедйствия с воспитанниками.

, материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной и письменной форме достижения культуры (по Н.Е. Щурковой).

Особой проблемой в теории и методике воспитания является выбор методов и средств воспитания.

Решая эту проблему, педагог учитывает: цели и задачи воспитания, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, уровень их воспитанности, уровень развития ученического (студенческого) коллектива, ценности и нормы отношений, складывающиеся в семье и ближайшем окружении обучающихся. Следует учесть и уровень квалификации самого педагога, его методическое мастерство.

Формы воспитания в вузе

В теории воспитания форму воспитательной работы характеризуют как выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и учащихся. Форма воспитательной работы организационно обеспечивает реализацию целей, принципов, содержания и методов воспитания учащейся молодежи. Одна и та же форма может отражать разное содержание.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитательной работы.

По классификации Е.В. Титовой, существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры (рис. 5).

Формы воспитания - Студенческий портал

Рисунок 5.Классификация форм воспитательной работы

По количеству участников формы воспитания подразделяются на: индивидуальные; групповые; массовые (рис. 6).

Формы воспитания - Студенческий портал Формы воспитания - Студенческий портал

Рисунок 6.Классификация форм воспитательной работы по количеству участников

Кроме того, различают (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова) формы воспитательной работы:

  • а) по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
  • б) по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные;
  • в) по времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся);
  • г) по времени подготовки: формы воспитания без включения обучающихся в предварительную подготовку и формы, предусматривающие такую подготовку;
  • д) по субъекту организации: организаторами деятельности обучающихся выступают педагоги или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами деятельности и ее организаторами выступают сами обучающиеся;
  • е) по результату: формы, результатом которых является обмен информацией; формы, результат которых – выработка общего решения (мнения); формы, результат которых – общественно значимый продукт.

Все классификации взаимосвязаны. В зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к разным классификациям.

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Следует помнить, что использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление.

Предпочтительным является вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и учащихся. Конструирование новой формы может идти таким образом: выбирается известный тип формы, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности.

Другой способ построения формы: за основу берётся содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания.

Организация воспитательного процесса осущестляется на основе деятельностного подхода. Деятельность осуществляется в различных формах, выбор которых обусловлен конкретной педагогической ситуацией. Основное содержание и формы воспитательной деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2. Содержание и формы воспитательной деятельности

Направления и содержание воспитательной деятельности Формы воспитательной деятельности
1. Идеологическое, патриотическое воспитание, воспитание гражданской культуры личности Расширение и углубление знаний о сущности государственной идеологии, политической системы Республики Беларусь, осознание внешнеполитической и внутренней стратегии государства, формирование мировоззрения, выработка и реализация активной личностной и гражданской позиции, овладение практическими умениями общественно-политической деятельности. Расширение и углубление знаний об истории своего Отечества, о культурном наследии белорусского народа, его национальных особенностях; привитие уважения к прошлому и настоящему Родины, родному языку, традициям; воспитание бережного отношения к родной природе, культурным ценностям. Воспитание ответственности за развитие и процветание Отечества, поощрение трудовой и социальной активности молодёжи. Расширение и углубление знаний студентов о правовой системе Республики Беларусь, представления о правах и обязанностях гражданина, воспитание уважения к законам. Выработка умения пользоваться правами, соблюдать правовые нормы, быть нетерпимым к нарушению правопорядка. Формирование информационного мировоззрения, умений противостоять негативным психологическим воздействиям при работе с информацией. Овладение навыками работы с информацией в профессиональном аспекте.   Информационный час Классный (кураторский) час Встреча (с представителями органов госуправления, депутатами, военнослужащими, юристами, представителями правоохранительных органов, деятелями науки, культуры, спорта и др.) Пресс-конференция Научно-практическая конференция Круглый стол, философский стол Тематическая выставка, стенгазета Информационный стенд, веб-сайт Радиопередача, Дебаты, дискуссия, диспут Устный журнал, рассказ-эстафета Открытый микрофон, эстафета мнений Деловая игра, ролевая игра, интеллектуальная игра Конкурс политэрудитов, конкурс знатоков законов Конкурс плакатов, творческих работ Конкурс молодёжных проектов Акция в поддержку государственной внутренней и внешней политики Урок мира, урок мужества, Вахта Памяти Поисковая работа «Моя родословная», «История малой Родины» Экскурсия, путешествие по памятным местам, посещение музеев, мемориальных комплексов Клуб, кружок, объединение патриотического направления, клуб правового просвещения молодёжи Шефство над школами-интернатами, детскими домами, участниками Великой Отечественной войны, семьями погибших военнослужащих Студенческий отряд, ученическая бригада (различных профилей) Волонтёрский отряд, группа, добровольная дружина
2. Воспитание нравственной и эстетической культуры личности, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности Глубокое усвоение и осмысление студентами нравственных норм, правил, принципов; формирование нравственных убеждений; обогащение эмоционального мира нравственными переживаниями и чувствами. Формирование навыков и привычек нравственного поведения, культуры общения, помощь в определении цели, задач, направлений и средств самосовершенствования. Воспитание привычек поведения в соответствии с общечеловеческими нормами и принципами морали, умения противостоять безнравственному влиянию среды. Расширение и углубление знаний об искусстве, национальной и мировой культуре, воспитание ценностного отношения к прекрасному; развитие эстетических вкусов, оценок произведений искусства и окружающей действительности. Воспитание потребности и способности вносить красоту в окружающую жизнь, в творческую деятельность, учение, труд, досуг, во взаимоотношения с людьми. Развитие умений проявлять внешнюю и внутреннюю эстетическую культуру. Формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, организации оценочной и рефлексивной деятельности, повышение психологической компетентности, совершенствование коммуникативных способностей. Осознание своего назначения и места в жизни, своих особенностей, возможностей, проявление внутренней позиции взрослого.     Информационный час Классный (кураторский) час Встреча (с дизайнерами, модельерами, парикмахерами-стилистами) Беседа, диспут, дискуссия Устный журнал, ток-шоу Турнир ораторов Круглый стол, философский стол Открытый микрофон Эстафета мнений, гостиная Пресс-конференция, вечер вопросов и ответов, ток-шоу Конкурс видеороликов, плакатов, газет, коллажей Обсуждение теле- и радиопередач, фильмов, статей периодической печати Тренинг, ролевая игра Поисково-ролевая игра «Человек и другие люди» Клуб «Милосердие», клуб «Забота» Акция «Дом без одиночества» Экскурсия в музеи, картинные галереи, в природу Посещение театров, кино, концертов Викторина, конкурс знатоков искусства Вечер, праздник, фестиваль Дискотека Театр-экспромт, театр студенческой (ученической) моды Коллектив художественной самодеятельности, творческое объединение Выпуск журналов, газет, альбомов Оформление аудиторий, кабинетов, залов и других помещений учебного заведения Волонтёрский отряд, группа
3. Воспитание экологической культуры, культуры безопасной жизнедеятельности, формирование здорового образа жизни личности Обогащение экологических знаний, осознание самоценности природы, органической взаимосвязи человека и среды; формирование убеждения в необходимости личного участия в улучшении экологической обстановки, в защите природы. Воспитание экологически целесообразных потребностей. Формирование экологической компетентности как составной части профессиональной подготовки. Формирование умений и навыков безопасной жизнедеятельности, необходимых в повседневной жизни, а также связанных с конкретной профессиональной деятельностью. Расширение и углубление знаний о здоровом образе жизни, формирование убеждённости в необходимости укрепления своего здоровья и навыков здорового образа жизни. Выработка отрицательного отношения к вредным привычкам, обучение методике избавления от них. Формирование умений сохранять здоровье в процессе профессиональной деятельности. Выбор и реализация приемлемых для личности здоровьесберегающих технологий. Осознание важности сохранения репродуктивного здоровья для создания полноценной семьи     Информационный час Классный (кураторский) час Встреча (с медицинскими работниками, спортсменами, юристами, людьми, ведущими здоровый образ жизни, и др.) Беседа, дискуссия, диспут Научно-практическая конференция, пресс-конференция Круглый стол, эстафета мнений Открытый микрофон Выпуск бюллетеней, газет, плакатов, коллажей Конкурс, викторина, олимпиада Тренинг, ролевая игра, организационно-деятельностная игра Экскурсия в городские (районные) центры гигиены и эпидемиологии и др. Поход по родному краю Профилактические медицинские осмотры студентов, учащихся Индивидуальная консультация Кружок, лаборатория, клуб Создание экологических троп, составление экологических карт территорий, карт-схем малой родины Проект краеведческого маршрута «Мой край» Экологический марафон Тематический вечер, дискотека, рок-концерт Праздник «День Земли», «День Воды», «День птиц», «День леса» Акция в защиту природы Благоустройство и озеленение территории, эколого-трудовая деятельность Спортивная и физкультурно-оздоровительная секция
4. Воспитание культуры трудовой и профессиональной деятельности, экономическое воспитание Формирование готовности к труду, стремления трудиться, ответственности за результаты труда; воспитание уважения к людям труда. Формирование трудовых умений, навыков, культуры умственного и физического труда. Осознание трудовой активности как условия социальной, профессиональной, личностной успешности. Развитие и становление качеств трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к разумному сочетанию труда и отдыха, эстетизации труда. Расширение и углубление экономических знаний, представлений. Воспитание нетерпимого отношения к бесхозяйственности, лени, безответственности в труде, нарушению трудовой дисциплины. Воспитание бережного отношения к общественному и личному достоянию, государственному имуществу   Информационный час Классный (кураторский) час Встреча (с руководителями предприятий, предпринимателями, учёными и др.) Лекция, беседа, диспут Выпуск газет, оформление стендов, коллажей Тематическая экспозиция Тренинг, деловая игра, имитационная игра, проект Конкурс, викторина, агитбригада, аукцион профессиональных знаний, интеллектуальная игра Выставка «Мастер на все руки». Ярмарка рационализаторских предложений Ремонт наглядных пособий, мебели, инвентаря Благоустройство помещений, территорий Трудовой десант, трудовой рейд, трудовая атака, субботник Охрана и уход за памятниками культуры, могилами погибших воинов Дизайн-проект по озеленению города Конкурс «Оч. умелые ручки» Студенческий отряд, ученическая бригада (различного профиля) Праздники «День учителя»; «День студента» и др.
5. Формирование семейно-бытовой и досуговой культуры личности, гендерное воспитание Обогащение знаниями по истории семьи как части истории народа. Воспитание семейной чести, ответственности, потребности укрепления семейно-родственных отношений, традиций. Формирование мотивационной, социальной, нравственной, психологической готовности к вступлению в брак, укрепление нравственных и волевых основ семейных отношений, закрепление гендерных ролей, формирование психолого-педагогической культуры родителей. Совершенствование опыта организации свободного времени. Формирование умения направлять свою досуговую деятельность на достижение личностно и общественно значимых целей.     Информационный час Классный (кураторский) час Встреча (со специалистами – врачами, юристами, работниками ЗАГСа и др.) Встреча с супружескими парами, многодетными семьями Беседа, диспут, дискуссия Круглый стол, устный журнал, ток-шоу Тематический вечер, КВН Праздник «День Матери», «День Отца», «День Семьи», «День семейных династий» Конкурс газет, плакатов, коллажей Выставка фотографий Психолого-педагогическая консультация Посещение социального приюта, Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогического центра Родительское собрание Тренинг, ролевая игра, интеллектуальная игра Эссе, проект Гостиная, театр-экспромт, ярмарка, фестиваль Клуб, кружок, студия, секция Кинолекторий, экскурсия
Читайте также:  Биотехнологии - студенческий портал

Источник: https://cyberpedia.su/16x77d5.html

Формы воспитания

Формы воспитания - Студенческий портал

Формы воспитания – это способы, с помощью которых организовывается воспитательный процесс, коллективная и индивидуальная деятельность учащихся путем воздействия на их чувства и поведение.

Методы и формы воспитания по содержанию немного близки между собой, но имеют некоторые отличия. С помощью методов происходит своеобразное воздействие на личность. Это средства, которые помогают развить нравственные убеждения у ребенка.

Факторы, действующие на выбор средств воздействия:

  • возможности школы;
  • особенности традиций и коллектива;
  • возраст воспитанников;
  • социальный уровень и опыт;
  • цель и содержание воспитательных задач;
  • профессионализм преподавателей.

Учитывая эти условия, возможно определить основные формы воспитания. Их список не является исчерпывающим. Поэтому каждый преподаватель должен найти свой подход.

Формы воспитания в педагогике предусматривают взаимосвязь и взаимодействие между преподавателем и учащимся. Классификация педагогических форм очень велика, но из них выделяют три основные:

  1. Индивидуальная.
  2. Групповая.
  3. Коллективная.

Индивидуальная форма воспитания

Смысл индивидуальной формы в том, что к каждой маленькой личности нужен особый подход. С помощью совместных бесед, оказания помощи, душевных разговоров и доверия можно достичь высоких уровней в процессе развития. Главной задачей педагога является изучение личности ученика.

Групповое воспитание

Обучение в групповой форме развивает гуманные отношения среди детей, усовершенствует коммуникабельность. Наставник в этом случае участвует в роли организатора. Его цель – добиться взаимопонимания и уважения между участниками.

Коллективное воспитание

Концерты, коллективные походы, экскурсионные поездки, спортивные соревнования – это все способы коллективной формы воспитания детей. Тут учитель выступает как участником, так и организатором и помощником.

Формы обучения и воспитания определяются видом деятельности, способом влияния учителя, временем проведения и подготовки, количеством субъектов. Лучше всего, когда средства воздействия определяются в самом процессе обучения.

Особенности воспитания детей дошкольного и школьного возраста

Форма воспитания дошкольника должна максимально привлекать слушателя, ведь от этого зависит конечный результат.Следует правильно заинтересовать воспитанника, чтоб он не смог отвлечься на что-то другое. Главные условия в процессе становления личности:

  • дети должны получать удовольствие;
  • формы должны меняться в зависимости от обстоятельств.

Более разнообразна форма воспитания младших школьников. Тут, помимо заинтересованности первоклашек, необходимо создать дружную обстановку в коллективе, помочь деткам сотрудничать между собой и стараться найти компромиссы в разных ситуациях. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте ученик усвоил сущность людей и научился чувству ответственности перед окружающими и самим собой.

Модернизация в воспитании Формы воспитания - Студенческий портал

Именно современные формы воспитания вносят в саму систему свою «изюминку». В них не дается оценка непосредственно индивидууму, тут оценивается именно поступок, который совершен. Мнение приверженцев современного обучения сводится к тому, что кричать на ребенка нельзя.

Дети слушают взрослых только тогда, когда те прислушиваются к ним. На этом должны основываться и формы воспитания в семье. Если сын или дочь окружены заботой, вниманием, уважением со стороны родителей, то и они научатся уважать.

С детства наблюдая насилие в семье, ребенок и сам в будущем будет добиваться своих целей негативным путем.

Источник: https://womanadvice.ru/formy-vospitaniya

Патриотическое воспитание студентов, материалы, пособия — Среднее профессиональное образование и высшее образование

Формы воспитания - Студенческий портал

Патриотическое воспитание студентов  для Российского государства всегда было актуальным вопросом. В современных реалиях тем более стране требуется молодое поколение с высокой нравственностью и стойкой гражданской позицией.  Как отмечено в Стратегии национальной безопасности России, именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны.   

Целью нравственно-патриотического воспитания студентов является воспитание гражданина, гордого за свою страну, любящего и уважающего свой народ; знающего и почитающего историю страны и ее культуру; имеющего чувство долга и ответственности перед государством. Настоящий гражданин своей страны — это прекрасные семьянин и квалифицированный специалист, уважающий не только свой народ, но и другие народы и нации.

К задачам гражданско-патриотического воспитания студентов относятся:

  • формирование позиции студента «Я – россиянин»;
  • поддержание желания молодых людей защищать Родину;
  • знакомство молодежи с их собственными правами и обязанностями;
  • развитие чувства долга перед Отечеством, перед своими согражданами, перед семьей и  родными.

Педагоги сами вправе выбирать любые методы и формы нравственно патриотического воспитания студентов. Методы диктует и сама современность, и традиции и обычаи данного учебного заведения, и та база, которой уже обладает коллектив студентов.

Основные методы нравственно-патриотического воспитания студентов колледжей, техникумов, университетов заключаются в вовлечении молодых людей в активность общественных военно-патриотических движений, научно-исследовательскую деятельность, реализацию социальных проектов, тематических фестивалей и акций.

Рекомендуются следующие формы патриотического воспитания студентов среднего профессионального образования, ВУЗов:

  • Проведение поисковых экспедиций (поездки на места сражений);
  • Более широкое использование возможностей Интернета – создание и ведение студентами ресурсов, которые будут отражать историю государства, малой родины, учебного заведения;
  • проведение молодежных спортивных состязаний с привлечением болельщиков;
  • привлечение к добровольческим движениям. 

Материалы по патриотическому воспитанию студентов и молодежи

  • В целях методической помощи преподавателям учреждений профессионального образования, активистам молодежных объединений на страницах ресурса «Живая история» опубликованы положения всероссийских и областных мероприятий, авторские сценарные разработки, программы, видеоролики и идеи проектов. 
  • Предложенные методические материалы, разработки по гражданско-патриотическому воспитанию студентов будут полезным подспорьем в планировании и проведении патриотических мероприятий с молодежью.

Источник: http://xn—-7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/srednee-i-vpo.html

Подробности Обновлено 19.02.2020 01:03 Стариченко Д.Е. доцент кафедры ТПиМНОиИЗО

Основным направлением образовательной деятельности университета является воспитательная работа.

В основу воспитательной работы факультета дошкольного, начального и специального образования положен ряд принципиальных идей, отражающих современные тенденции развития мирового и российского высшего образования.

Это идеи демократизации процесса образования, социокультурной толерантности, гуманизации и гуманитаризации процесса подготовки специалистов высшей квалификации.

В процессе обучения на факультете дошкольного, начального и специального образования каждому студенту предоставляются условия для:

  • интеллектуального развития,
  • культурного и нравственного развития,
  • получения высшего образования и квалификации в соответствии со способностями, знаниями и желаниями,
  • обеспечения качества образования, повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики,
  • социализации,
  • гражданского становления,
  • обретения общественно-значимых ценностей.

Организация воспитательной работы строится с учетом реалий развития страны, региона, системы образования, конкретных групп населения и имеет социально-адаптационную (подготовка студентов к жизни в современном обществе) и профориентационную (открывающую возможности для самореализации в избранном направлении профессиональной специализации) направленность.

Социальная работа в неразрывной связи с воспитательной работой предполагает организацию взаимодействия со студентами, в том числе и с социально незащищённой их категорией, с целью выявления их социально-бытовых условий, возникающих трудностей, привнесения целесообразных изменений и преобразований в их жизнедеятельность.

Читайте также:  Законы Кеплера - орбиты планет Солнечной системы и правила применения

Необходимым условием реализации функций воспитательной работы является создание гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды, направленной на формирование системы взглядов и качеств личности, требуемых обществом и государством согласно Закону РФ «Об образовании». Требования Закона «Об образовании» включают активную деятельность студенческого самоуправления в планировании и организации учебно-воспитательного процесса. Системообразующей основой гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды является формирование сотрудничества (взаимодействия) студентов и профессорско-преподавательского состава факультета в разнообразных сферах общественно-организационной, научно-познавательной, духовно-нравственной деятельности. На факультете взаимодействие осуществляется по следующей схеме (Рис. 1):

Формы воспитания - Студенческий портал

Рис. 1. Взаимодействие в социально-воспитательной работе

В качестве теоретической основы воспитательной работы выступают педагогические, психологические и социологические теории и концепции непрерывного образования, деятельностного и культурологического подходов к становлению личности, личностно-ориентированного образования и воспитания, социального развития молодежи и т.д.

  • Направления воспитания являются конкретным воплощением содержания воспитательной работы факультета и охватывают основные сферы жизни и деятельности.
  • В основных направлениях в сжатом виде выражается содержание, определяются общие формы и методы воспитательной работы.
  • Содержание воспитательной работы может быть представлено в трёх ведущих направлениях:
  • • Профессионально-трудовое воспитание студентов.
  • • Гражданско-правовое воспитание студентов.
  • • Культурно-нравственное (общекультурное) воспитание студентов.
  • Мероприятия на факультете планируются исходя из следующих направлений воспитательной работы:
  1. Организационная работа
  2. Духовно-нравственное воспитание
  3. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
  4. Культурно-эстетическое воспитание.
  5. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни.
  6. Социальная поддержка студентов.
  7. Деятельность органов студенческого самоуправления.
  8. Организация деятельности кураторов академических групп.
  9. Организация воспитательной работы в общежитиях университета.
  1. Содержание воспитания, выраженное в направлениях воспитательной работы, конкретизируется в Общем плане воспитательной работы факультета.
  2. Направления внеучебной работы со студентами
  3.  • Проведение культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительских мероприятий, организация досуга студентов:
  1. Организация и проведение праздничного мероприятия на кафедрах «Посвящение в специальность»
  2. Торжественное собрание на факультете, посвященное «Дню учителя»
  3. Мероприятия, посвященные борьбе со сквернословием
  4. Цикл мероприятий, посвященных празднованию знаменательных дат
  5. Проведение факультетского смотра-конкурса «Таланты первокурсников», участие победителей факультетского конкурса в гала-концерте «Таланты первокурсников»
  6. Конкурсная программа «Представление у новогодней ёлки»
  7. Участие в конкурсе профоргов «Верёвочный курс»
  8. Организация и проведение конкурсной программы «Посвящение в студенты»
  9. Организация театрализованного поздравления преподавателей факультета с Днём учителя
  10. Организация конкурса стенгазет, посвященных Дню учителя
  11. Осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями (Разуменским детским домом, Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних Белгородского района и др.)
  12. Организация участия в тренинге-подготовке к конкурсному отбору в рамках Федеральной стипендиальной программы В. Потанина
  13. Организация конкурсных игровых программ для детей Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района
  14. Новогоднее поздравление воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Белгородского района (п. Разумное).
  15. «Татьянин День». Поздравление студентов факультета с днём российского студенчества. Заседание дискуссионного клуба «История студенчества, имидж современного студента».

• Создание творческих, физкультурных и спортивных объединений и коллективов, объединений студентов и преподавателей по интересам и организация их работы (работа проблемных групп, деятельность танцевальных коллективов Стрит Денс, Эглесия);

• Проведение мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание студентов;

• Организация работы по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ-инфекции среди студентов (мероприятия в рамках месячника по профилактике наркомании и СПИДа: смотр-конкурс студенческих плакатов; кураторские часы на тему: «Мы выбираем здоровье. Наркотикам — нет!»);

  • • Изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи (мониторинг адаптации студентов-первокурсников; выявление интересов, трудностей в процессе обучения);
  • • Пропаганда физической культуры и формирование потребности в здоровом образе жизни (организация спортивно-оздоровительной деятельности на факультете, организация участия в межфакультетских соревнованиях);
  • • Содействие в работе студенческим клубам и объединениям (участие в добровольческих акциях «Мы рядом», «Раскрасим мир вместе», «Тёплым словом – добрым делом», «Посылка солдату»);
  • • Поиск и внедрение новых технологий, форм и методов внеучебной деятельности.
  • Организация внеучебной работы со студентами факультета дошкольного, начального и специального образования реализуется на пяти основных уровнях управления: на уровне вуза, Педагогического института, факультета, кафедры, группы.
  • На факультете дошкольного, начального и специального образования взаимодействуют заведующие кафедрами, заместители декана, кураторы, студенческий совет, актив группы.

Руководящим органом студенческого самоуправления является студенческий совет.

В состав студенческого совета входят ответственные за культурно-досуговую, научную и учебную деятельность, информационную, волонтёрскую, профсоюзную, трудовую, физкультурно-оздоровительную деятельность, а также ответственный за связь с общеобразовательными, культурно-просветительскими и социальными учреждениями.

Возглавляет работу актива председатель студенческого совета, который согласовывает деятельность студенческого самоуправления с деятельностью председателя профсоюзного бюро факультета.

Студенческое самоуправление, представленное студенческим советом, действует на факультете дошкольного, начального и специального образования в целях защиты прав, реализации интересов, развития творческого потенциала студентов, активизации студенческой жизни, более четкой организации учебно-воспитательного процесса, координации совместных действий со структурами НИУ «БелГУ».

  1. Для стимулирования работы преподавателей и студентов факультета дошкольного, начального и специального образования по организации внеучебной работы предусмотрено моральное и материальное стимулирование:
  2. — награждение дипломами, грамотами, свидетельствами победителей и участников мероприятий;
  3. — объявление благодарности от имени ректора преподавателям, сотрудникам и студентам за активное участие в организации внеучебной работы на факультете, в вузе в целом;
  4. — материальное стимулирование организаторов и участников внеучебных мероприятий производится при наличии соответствующих средств в университете.
  5. Принцип системности в организации социально-воспитательной работы способствует достижению высоких результатов студентов во внеучебной деятельности.
  6. Таким образом, социально-воспитательная работа позволяет студентам не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и способствует формированию профессиональной педагогической культуры будущих специалистов.

Информация предоставлена зам. декана по СВР доц. Н.М. Ильенко 18.01.2020 г.

Источник: http://fk-ped.bsu.edu.ru/index.php/sotsialno-vospitatelnaya-rabota/118-organizatsiya-sotsialno-vospitatelnoj-raboty-na-fakultete

Формы, средства и методы воспитания и социализации студентов в образовательном процессе современного университета

  • Программа
  • Государственной аттестации аспирантов
  • В 2016-2017 учебном году
  • Раздел «Педагогика и психология высшей школы»
  • Цивилизационно-культурное значение высшего образования в современном мире и России.

Функции высшего образования: гуманистическая, профессионально- экономическая, социально-политическая, культурная, адаптационная Цели высшего образования. Высшее образование фактор социального и экономического прогресса. Высшее образование как ценность и социальное благо. Высшее образование как фактор социализации и развития личности.

Высшее образование как средство решения глобальных проблем и преодоления кризиса цивилизации. Роль высшего образования в сохранении и приумножении общечеловеческих духовных ценностей. Высшее образование как фактор международной интеграции и диалога культур. Роль высшего образования в защите национальных интересов отдельных стран.

Развитие высшего образования в России на современном этапе.

Университет как основной фактор развития профессионального образования в современном мире. Структура, функции, образовательные задачи современного университета.

Университет как социальный институт: роль университета в жизни современного общества. Миссия современного университета как комплекс ключевых стратегических целей, отличительных особенностей и возможностей вуза Структура современного университета.

Основные тенденции в развитии структуры современных университетов. Роль университета в формировании развитии государства, общества и личности, экономики и культуры. Образовательные функции университета. Научно-исследовательские функции университета. Социальные функции университета.

Гуманитарные функции университета. Перспективы развития университетов в России и мире.

Нормативно-правовые основы высшего образования в РФ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ как основа правовых отношений в системе образования Российской Федерации. Базовые понятия педагогики (образование, воспитание обучение, социализация, ФГОС профессиональное образование и пр.) в формулировке, принятой в Законе, смысл и содержание данных понятий.

Основные принципы государственной политики в сфере высшего профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Педагогический смысл и роль ФГОС ВО в развитии системы высшего образования в РФ. Основные педагогические понятия, применяемые в ФГОС ВО.

Номенклатура и содержание компетенций, формируемых в образовательном процессе вуза в соответствии с ФГОС ВО )

Предмет и основные категории педагогики. Специфика педагогики высшей школы. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками.

Объект и предмет педагогики как науки. Основные категории педагогики: социализация, образование, обучение, воспитание, целостный педагогический процесс, и пр.

Связь педагогики с другими науками и областями знания – философией, психологией, социологией, историей, естественными науками. Специфика целостного педагогического процесса высшей школы.

Закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфика их проявления в образовательном процессе высшей школы

Формы, средства и методы обучения студентов в образовательном процессе современного университета

Формы обучения в современной высшей школе. Различные подходы к классификация форм обучения. Очная форма обучения. Заочная форма обучения. Очно­заочная (вечерняя) форма. Экстернат. Дистанционное обучение.

Классификация форм обучения в вузе по видам учебных занятий: лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта студентами по применению приобретенных знаний в модельных стандартных и нестандартных ситуациях); игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у студентов творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.); самостоятельная учебно-познавательная и научно-исследовательская работа студентов; производственная и дипломная: практики. Их содержательная характеристика и дидактическая целесообразность.

Методы обучения в современном вузе. Метод обучения как дидактическая категория. Различные подходы к классификации методов обучения.

  1. Традиционные методы обучения, их классификации по различным основаниям.
  2. Активные и интерактивные методы обучения: общая характеристика, сфера применения, дидактическая целесообразность.
  3. Средства обучения как совокупность материальных ресурсов, призванные обеспечить образовательный процесс
  4. Традиционная классификация средств обучения:
  5. – словесные, визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, средства автоматизации процесса обучения.
  6. Современные мультимедийные средства обучения и возможности их применения в образовательном процессе вуза.
  7. Формы, средства и методы воспитания и социализации студентов в образовательном процессе современного университета
Читайте также:  Ханаан и финикия - студенческий портал

Образовательная среда вуза как воспитательный фактор. Структура образовательной среды вуза и её воспитательный потенциал. Традиции вуза и их роль в воспитании студентов.

Формы деятельности студентов, обеспечивающие их воспитание и социализацию: научно-исследовательская, художественно-творческая, спортивно-оздоровительная, волонтерская, тьюторская. Возможности их реализации в образовательном процессе вуза и воспитательный потенциал.

Средства воспитания как относительно независимые источники формирования личности, посредники между воспитателем и воспитанником: виды деятельности; предметы, вещи, оформление интерьеров, имеющие воспитательное значение; произведения, явления и предметы духовной и материальной культуры; объекты живой и неживой природы, конкретные процедуры воспитательной работы (конкурсы, фестивали, флеш-мобы, олимпиады, трудовые и спортивные мероприятия и пр.).

Педагогическое общение как воспитательный фактор. Стили педагогического общения и специфика их реализации в образовательном процессе вуза.

Методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Формирование устойчивой мотивации и ценностного отношения студентов к образовательной деятельности в вузе. Личностное и профессиональное самоопределение и самореализация студентов в образовательном процессе вуза.

Понятие «мотив» и «мотивация» в образовательном процессе и учебно-познавательной деятельности студентов. Различные классификации мотивов.

Мотивы, связанные с содержанием процессом учебно-познавательной деятельности Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности; мотивы самоопределения и самосовершенствования; узко-личностные мотивы; мотивы достижения и мотивы избегания.

Способы формирования положительной мотивации: создание проблемной ситуации, необычные формы и методы обучения, создание индивидуальной образовательной траектории, фасилитация (психолого-педагогическая поддержка), создание перспективы, адекватная оценка достижений и результатов.

Определение понятий самоопределение, самореализация, самоутверждение применительно к образовательной деятельности студента. Создание положительной мотивации к образовательной деятельности как основа профессионального самоопределения и самореализации студентов.

Содержание деятельности и профессиональная культура вузовского преподавателя

Основные направления профессиональной деятельности преподавателя высшей школы: преподавательская, учебно-методическая, научно исследовательская, воспитательная. Специфика этих видов деятельности в современном вузе. Требования, предъявляемые к деятельности преподавателя в современном вузе.

  • Структура и содержание профессионально-педагогической культуры
  • Профессионально-педагогическое сознание:
  • – знания о содержании, структуре и функциях профессионально-педагогической деятельности учетом специфики педагогического процесса в вузе социальной роли и миссии вузовского преподавателя;
  • – профессионально-педагогическое мышление (способность осмысливать профессиональные знания, формулировать профессионально-педагогические суждения, осуществлять профессиональную мыследеятельность);
  • – профессионально-педагогические чувства (чувства и переживания, свойственные педагогу как профессионалу, решающему воспитательные, обучающие, социализирующие и развивающие задачи в целостном педагогическом процессе вуза и готовящему специалиста-профессионала);
  • – профессионально-педагогические убеждения (устойчивые, эмоционально окрашенные отношения к миру, людям, профессии и самому себе, определяющие профессиональную и личностную позицию педагога высшей школы).
  • Профессионально-педагогические качества и способности личности (качества и способности, позволяющие педагогу успешно осуществлять профессиональную деятельность в вузе).
  • Профессионально-педагогические потребности (потребности осуществлять свою деятельность на основе профессионально-педагогического сознания и достигать профессионального и социально значимого результата).
  • Опыт профессионально-педагогической деятельности в реальных условиях образовательного процесса вуза.
  • Педагогическое мастерство как результат и показатель сформированности профессионально-педагогической культуры
  • Информатизация образовательного пространства, ее влияние на содержание и организацию образовательного процесса в современном вузе

Содержание и сущность понятий «информатизация», «информационные и телекоммуникационные технологии» применительно к образовательному процессу вуза. Информационная культура преподавателя. Информационная культура студента.

Информационно-образовательная среда вуза: структура, содержание и способы создания. Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

ИОС (ЭИОС) вуза как основной элемент комплексного научного сопровождения образовательной деятельности студента и профессиональной деятельности преподавателя. Требования, предъявляемые и ИОС (ЭИОС) вуза действующим ФГОС.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s35574t8.html

Формы физического воспитания студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов.

Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах.

Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

  • Программное построение курса физического воспитания
  • Содержание курса физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов «Физическое воспитание».
  • Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов.

Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

Лекционный курсв объёме 20 часов рассчитан на два года обучения и состоит из восьми тем. Первые четыре темы в объёме 10 часов читаются на первом курсе, а четыре последующие темы в таком же объёме — на втором курсе.

  1. Практический разделпрограммы содержит учебный материал для всех учебных отделений, который направлен на решение конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы:
  2. — гимнастика,
  3. — лёгкая атлетика,
  4. — плавание,
  5. — лыжный спорт (для бесснежных районов — марш-бросок или велосипедный спорт),
  6. — туризм,
  7. — спортивные игры,
  8. — стрельба.
  9. В содержание практических занятий всех отделений включается также материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям.
  10. Наряду с учебным материалом для всех учебных отделений программа включает материал для специального учебного отделения и материал по видам спорта для учебного отделения спортивного совершенствования.
  11. Программа определяет особенности обучения в каждом учебном отделении с учётом направленности их работы.
  12. Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
  13. В высших учебных заведениях получили распространение та­кие формы организации физкультурно-оздоровительной работы, как физкультурно-спортивные клубы по интересам; группы здо­ровья, общей физической подготовки и ГТО, специальной физи­ческой подготовки; спортивные секции; индивидуальные занятия.

Заключение

Таким образом, целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:

— воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; — сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; — всесторонняя физическая подготовка студентов; — в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Физическая подготовка студентов является одной из главных задач высших учебных заведений. Общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза.

Список используемой литературы

1. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. — М.: Юрайт, 2013. — 424 c.

2. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие / Ю.И. Евсеев. — Рн/Д: Феникс, 2012. — 444 c.

3. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. — М.: Советский спорт, 2016. — 431 c.

4. Петрова, В.И. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / В.И. Петрова, А.Ю. Петров, А.Н. Сорокин. — М.: КноРус, 2013. — 304 c.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s44278t11.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector