Глоссарий по педагогике — студенческий портал

В глоссарии по педагогике присутствуют важные понятия, которые необходимо знать.

Определение 1

Авторская образовательная программа – относиться к отдельной категории дополнительной образовательной программы. Создаётся такая программа самим учителем или коллективом учителей. Она характеризуется новизной и актуальностью. Используется авторская образовательная программа для решения конкретных проблем в обучении.

Определение 2

Анализ учебного занятия – это метод обучения и обобщение опыта. Он заключается в разделении учебного занятия на конкретные этапы, что помогает посмотреть на него с разных сторон для комплексной оценки. Предназначается такой анализ для совершенствования деятельности педагога.

Определение 3

Воспитание – часто употребляемый термин в глоссарии социальной педагогики, который обозначает оказание определённого влияния на ребёнка для правильного усвоения им нужного для жизни социального опыта, и формирования системы ценностей.

Определение 4

Дополнительное образование ребёнка – часть комплекса образования, которое протекает непрерывно и применяется для введения дополнительных возможностей для интеллектуального, физического и духовного развития ребёнка, удовлетворяющие его потребности в образовании и творчестве.

Определение 5

Конспект урока – это тип развёрнутого плана, в котором информация подаётся конспективно. К такой информации относят: подача содержания материала, решение заданий, вопросы для учеников, методические схемы.

Определение 6

Методист образовательного учреждения – человек, которого называют педагогом. Он должен выполнять такие обязанности:

  • Предложения по усилению процесса обучения и методической работы.
  • Написание информационных и методических схем и материалов.
  • Написание плана и прогнозирование.

Определение 7

Методическая записка – это информация, которая объясняет написанный методический материал.

Определение 8

Методическое описание – это информация о сделанной работе воспитательного характера. Это может быть событие или средство его проведения.

Определение 9

Метод воспитания – популярный термин в глоссарии педагогики, который означает способ общих действий учителя и ученика. Он используется для развития социальных потребностей и мотивации ребёнка, формирования личности.

Определение 10

Методическая памятка – это продукция, где подаётся последовательность действий, обязанности или советы в краткой форме. Методика образования – комплекс методов обучения.

Определение 11

Метод обучения – комплекс приёмов, которые показываю взаимодействие учеников и педагога в процессе обучения.

Определение 12

Образование – сфера в жизни социума, которая создаёт необходимые внутренние и внешние условия для формирования ребёнка, как личности, и освоения им культурных ценностей.

Определение 13

Образовательная программа – это документ, где подаются концептуальные основы, направления и содержание работы объединения. Также к образовательной программе относят особенности методики и организации учебного и воспитательного процесса, условия его реализации и желаемый результат.

Определение 14

Одарённость – это определённые способности, которые обеспечивают хороший результат выполненной работы.

Определение 15

Педагогическая технология – это системный подход к использованию, формированию, выделению процесса усвоения нужных знаний и подачи информации. При том учитывается наличие человеческих и технических ресурсов и их общая работа. Главная задача – оптимизация образования.

Определение 16

Принципы воспитания – это условия, которые имеют общий характер к процессу воспитания. Они показаны в нормах и правилах организации и проведения воспитательной работы.

Определение 17

Принципы обучения – это нормативные условия и идеи к организации и проведению образовательного процесса.

Определение 18

Самоанализ – это способность человека самостоятельно определить недостатки и достоинства своей работы, нахождения способов её изменения в лучшую сторону.

Определение 19

Средство воспитания – это источник формирования личности.

Определение 20

Средство обучения – это источник формирования способностей и знаний, которые были получены.

Определение 21

Экспериментальная образовательная программа – это программа, где полностью меняется содержание, основы и методы получения знаний. Также к такой программе относят формирование новых областей знаний и педагогических технологий.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/glossarij-po-pedagogike/

Глоссарий по педагогике (словарь терминов и персоналий)

ДР-)-

Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимым иллюст­ративным материалом в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Учебник должен выполнять следующие дидактические функции: мотиваци-онную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, кото­рые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и по­зитивное отношение к работе; информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения ин­формации; контрольно-корректирующую, которая предполагает возмож­ность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необхо­димых умений и навыков.

  • Глоссарий по педагогике (словарь терминов и персоналий)
  • Адаптация процесс и результат становления индивида социальным существом.
  • Акмеология наука о закономерностях саморазвития взрослых, их са­мообразовании, совершенствовании профессионализма.
  • Акселерация ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте под влиянием социально-экономических преобразований.
  • Безнадзорность детей общественное явление, заключающееся в от­сутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.
  • Беседа диалогический метод обучения, при котором педагог путем по-станвоки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового мате­риала или проверяет усвоение ими уже изученного.
  • Беспризорность общественное явление, заключающееся в недоста­точном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершен­нолетних.
  • Воспитание процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

Дидактика теория обучения, теоретическая и одновременно норма­тивно-прикладная отрасль педагогической науки. Выявляет закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует метод и органи­зационные формы обучений; изучает воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

  1. Дидактическая игра коллективная, целенаправленная учебная дея­тельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены реше­нием главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
  2. Дидактические принципы основные положения, определяющие со­держание, организационные формы и методы учебного процесса в соответст­вии с его общими целями и закономерностями.
  3. Дифференцированное обучение обучение, предусматривающее инди­видуальный подход к отдельным ученикам, группам учащихся в зависимости от степени их подготовленности к учебе и уровня развития познавательных способностей в целях овладения программным материалом.
  4. Домашняя самостоятельная работа составная часть процесса обу­чения, способствующая формированию у обучающихся потребности к посто­янному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной дея­тельности.
  5. Закономерности воспитания (обучения) устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса воспитания (обу­чения).
  6. Знания это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
  7. Классный руководитель непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое ди­ректором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
  • Коллектив организованная группа людей, объединенных общими це­лями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориен-тациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственно­стью.
  • Личность человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как существо общественное, формирующееся в совместной деятельности и общении.
  • Методология педагогической науки учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действи­тельности.
  • Методы воспитания совокупность способов и приемов воспитатель­ной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совер­шенствования.
  • Методы обучения способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных ди­дактических задач.
  • Методы педагогического исследования способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зави­симостей и построения научных теорий.

Модульное обучение один из видов организации процесса обучения, при котором учащийся работает с учебной программой, включающей в себя следующие модули: целевой, информационный, операционный и проверки знаний. Каждый из модулей обладает законченностью, относительной само­стоятельностью. Модульное обучение чаще применяется в высшей школе, реже — в средней.

  1. Мониторинг в образовании специально организованное постоянное наблюдение, контроль за состоянием каких-либо процессов в образовании с целью оценки.
  2. Мотивы учения система устойчивых побуждений, направленных на освоение, получение новых знаний и умений, определяющих позитивное от­ношение к учебе, а также ее предметную направленность и успешность.
  3. Наблюдение целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
  4. Навыки компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
  5. Образование (как результат обучения) — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучае­мый.
  6. Обучение это специально организованный, целеполагаемый и управ­ляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на ус­воение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление на­выков самообразования в соответствии с поставленными целями.
  7. Обучаемость способность учащегося к усвоению определенного объ­ема информации и ее использованию в практической деятельности.
  8. Обученность реальный результат, показывающий количество и каче­ство усвоенной информации и сформированных умений.
  9. Оценка термин, употребляемый в педагогике для характеристики ре­зультатов учебной деятельности по заданному критерию установления тре­бований; мнение об объеме и качестве знаний, умений и навыков у того или иного ученика или класса в целом.

Принцип обучения основополагающее требование к учебному процес­су. Принцип обучения — это знание сущности, содержания, структуры учеб­ного процесса, его законов и закономерностей, выраженное в виде норм дея­тельности, рекомендаций для практики.

  • Принципы воспитания (обучения) основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономерно­стями.
  • Развитие процесс количественных и качественных изменений в орга­низме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловлен­ный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факто­ров.
  • Самовоспитание осознанная, целеустремленная деятельность челове­ка, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование по­ложительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
  • Самообразование активная целенаправленная познавательная деятель­ность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
  • Содержание воспитания совокупность знаний, норм поведения, цен­ностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры обще­ства, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индиви­дуальный внутренний мир личности.
  • Содержание образования система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
  • Социализация (личности) — усвоение человеком ценностей, норм, уста­новок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, со­циальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и со­циального опыта.
Читайте также:  Тушинский лагерь - студенческий портал

Социальная педагогика отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в специальных организаци­ях и в организациях, для которых воспитание не является основной функци­ей.

  1. Социально-педагогическая деятельность разновидность профессио­нальной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процес­се социализации, освоение ею социокультурного опыта и создание условий для самореализации в обществе.
  2. Стандарт образования это обязательный минимум содержания каж­дой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уров­нем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу.
  3. Педагогика наука о воспитании, образовании и обучении людей.
  4. Педагогическая деятельность разновидность профессиональной дея­тельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.
  5. Педагогический процесс специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодейст­вие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставлен­ной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и ка­честв воспитанников.
  6. Педагогическое мастерство совершенное владение педагогической технологией.
  7. Педагогическая техника комплекс знаний, умений, навыков, необхо­димых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике изби­раемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитан­ников, так и на детский коллектив в целом.
  8. Педагогическая технология научное проектирование и точное вос­произведение гарантирующих успех педагогических действий.
  9. Технология обучения это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерно­стей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.
  10. Умение готовность сознательно и самостоятельно выполнять практи­ческие и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
  11. Управление целенаправленное и планомерное взаимодействие управ­ляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланиро­ванного результата (цели).
  12. Учебная программа нормативный документ, очерчивающий круг ос­новных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждо­му отдельно взятому учебному предмету.
  13. Учебник книга, излагающая основы научных знаний по определенно­му учебному предмету.
  14. Учебный план нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

Учебный план базисный основной государственный нормативный до­кумент, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Госу­дарственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образо­вания РФ.

  • Фактор движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.
  • Форма обучения внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
  • Формирование процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспи­тания и собственной активности личности.
  • Экзистенциализм направление в философии, рассматривающее чело­века как духовное начало.
  • Экскурсия (учебная) форма организации обучения в условиях произ­водства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изу­чения учащимися различных объектов и явлений действительности.
  • Эксперимент научно поставленный опыт преобразования педагогиче­ской действительности в точно учитываемых условиях.
  • Эмпатия способность понимать, чувствовать состояние другого, вы­ражать это понимание.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/1775.html

Соварь терминов по Педагогике — Учебные материалы по педагогике, филологии и лингвистике

Примечание: Вы можете скачать одним файлом (в формате .docx) все термины с данной страницы.

Используемые источники:

1.     Мардахаев
Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М., 2002.

2.     Коджаспиров
А.Ю., Коджаспирова Т.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних
пед. Учебных заведений. – М., 2002.

3.     Бим-Бад
Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

4.     Коджаспиров
А.Ю., Коджаспирова Т.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних
пед. Уч. Заведений. – М., 2005.

5.     Российская
энциклопедия в 2-х т./Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1998.

6.     Кукушкин
В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов-на-Дону, 2002.

  • Словарь:
  • Ø Анализ
    противоположный синтезу теоретический метод исследования, который заключается в
    расчленении (мысленном или реальном) объекта на элементы. (1)
  • Ø Анкетирование
    – вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и
    опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий
    перечень вопросов (анкету). (1)
  • Ø Беседа
    один из методов исследования, который предполагает получение информации о
    предмете изучения на основе вербальной коммуникации в вопросно-ответной форме
    как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от
    окружающих их людей. (4)
  • Ø Валидность
    комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том,
    пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова её
    действенность, практическая полезность. (4)
  • Ø Воспитание
    процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально
    организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие
    воспитателей и воспитуемых; целенаправленная воспитательская деятельность,
    имеющая целью формирование определённых качеств, свойств и отношений человека;
    предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных
    ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиск своего пути; процесс и
    результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт,
    качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе; процесс
    целенаправленной сознательной контролируемой социализации личности. (1)
  • Ø Воспитание
    – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая
    максимальному развитию личности ребёнка, вхождению его в контекст современной
    культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию мотивов и
    ценностей; процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности,
    её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в
    обществе; целостный, сознательно организованный процесс формирования и образования
    личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными
    специалистами; целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного
    взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающих
    поколений к жизни, развитие и саморазвитие человека в определённых культурных и
    социально-экономических условиях. (2)

Ø Воспитанник
человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с
определённым лицом (учитель, воспитатель, родитель) и (или) социальным окружением
(семья, различные коллективы), с другой стороны, субъектом самовоспитательной
деятельности, т.к. ему принадлежит активная роль в формировании своих
личностных качеств. (1)

Ø Гипотеза
(от греч. Hypothesis
– основание, предположение) научно обоснованное предположение, нуждающееся в
дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. (1)

Ø Гуманитаризация
установление гармоничного равновесия между естественно-математическими циклами
в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности,
умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности. (2)

Ø Дедукция
(от лат. Deduction
– выведение) переход от общего знания о предметах данного класса к единичному
(частному) знанию об отдельном предмете этого класса. (3)

ØДемократизация
образования
– ликвидация монополии государства на
образование и переход к общественно-государственной системе; чёткое
разграничение полномочий между центрами, регионами и местными органами
управления с максимальной передачей управленческой функции на места; право
учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и
обучение в негосударственном учебном заведении, на ускоренное обучение и
обучение по индивидуальным учебным планам, на участие в управлении образовательным
учреждением; юридическая, экономическая и финансовая самостоятельность
образовательных учреждений; право педагогов на творчество, свобода выбора
концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки
деятельности учащихся, участие в управлении образовательным учреждением;
муниципализация образования (участие местной власти и местной общественности в
управлении образованием через муниципальные органы и непосредственно в
деятельности образовательных учреждений). (4)

Ø Децентрализация
(децентрация) управления в образовании
– передача центром
части функций по управлению системой образования органам регионального,
муниципального и местного самоуправления. (2)

Ø Дидактика
– теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предмет дидактики –
обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие
преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем
усвоение учащимися содержания образования. (2)

Ø Дидактические игры
– специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. (4)

Ø Дифференциация в
обучении и в образовании
– организация учебной деятельности
школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов,
объёмов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым
ребёнком; ориентация системы образования на удовлетворение различных
образовательных потребностей. Дифференциация бывает внешней, внутренней,
элективной. (2)

Ø Знание
– понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий,
правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью,
осознанностью и действенностью. (4)

Ø Зона актуального
развития
– состояние в развитии ребёнка, когда предлагаемая
задача ориентирована на созревшие психические функции (ребёнок может решить
поставленную задачу самостоятельно). (4)

Читайте также:  Регионы азии - студенческий портал

Ø Зона ближайшего
развития
– расхождение между уровнем актуального развития и
уровнем потенциального развития, задачи, предлагаемые ребёнку, он может решить
сам при максимальном усилии или с помощью взрослых. (4)

Ø Игра
– одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Суть
игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит в
самом процессе. Игра способствует психической разрядке, снятию стрессовых
состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей. (4)

Ø Индивидуализация
обучения
– организация учебного процесса с учётом
индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создавать оптимальные условия
для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. (1) Индивидуализация
обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих
задач и содержания обучения. (2)

Ø Индукция
– переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему
выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. (3)

Ø Интервью
– способ получения социально-психологической информации с помощью устного
опроса. 2 вида: свободные, стандартизированные. (2)

Ø Информационная
технология
– совокупность технических и программных средств
сбора, обработки, хранения и передачи информации. (4)

Ø Исследование научное
– процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной
деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения,
воспитания. Исследование бывает эмпирическим, теоретическим и методологическим.
(2)

Ø История педагогики
– отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и
практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях
развития человеческого общества. (2)

Ø Классификация
– упорядоченное разделение определённого множества объектов на
классифицированные группировки на основе использования установленной системы
признаков деления совокупности определённых правил. (1)

Ø Конвенция о правах
ребёнка
– важнейший международный акт в области прав
человека. Состоит из преамбулы, трёх разделов и 54 статей. В РФ вступила в силу
15 сентября 1990 г. (1)

  1. Ø Конкретизация
    – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью более
    определённого, наглядного раскрытия содержания. (1)
  2. Ø Конкретно-научный
    уровень методологии
    – исходные теоретические концепции,
    основные закономерности, принципы, категории науки. (1)
  3. Ø Конструктирование
    – создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации
    педагогического процесса. (2)
  4. Ø Контент-анализ
    – метод исследования, используемый в педагогике, заключающийся в выявлении и
    оценке специфических характеристик текстов и других носителей информации, в
    котором, в соответствии с целями исследования, выделяются определённые
    смысловые единицы содержания и формы информации. (4)
  5. Ø Контроль
    педагогический
    – система научно-обоснованной проверки
    результатов образования, обучения и воспитания. (4)
  6. Ø Концентрический
    способ построения учебной программы
    – отдельные части
    учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углублённом уровне.
    (4)
  7. Ø Концепции образования
    – система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных
    дисциплин в определённых типах учебных заведений, определённый способ понимания
    целей, задач, организации образовательных программ.
  8. Ø Линейное построение
    учебной программы
    – отдельные части учебного материала
    образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев:
    содержание знания передаётся один раз в определённой логике. (4)
  9. Ø Метод обучения
    – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся,
    обеспечивающих усвоение содержания образования. (5)
  10. Ø Методика
    – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, приёмы и
    методы обучения определённому учебному предмету (осуществления воспитательной
    деятельности). (1)
  11. Ø Методология
    – учение о научном методе познания; совокупность познавательных средств,
    методов, приёмов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая
    средства, предпосылки и принципы организации познавательной и преобразующей
    деятельности.(1)
  12. Ø Методы воспитания
    общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия
    между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни,
    деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие
    поведение. (4)
  13. Ø Методы исследования
    приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения
    явлений действительности. (1)

Ø Методы коммуникации
направленные
– методы социальной педагогики,
применяемые в работе с дезадаптированными детьми, педагогически запущенными
детьми и подростками, заключающиеся в использовании метафор, историй, волшебных
сказок, пословиц, поговорок, анекдотов и т.д. с целью уточнения смысла их
проблем и путей выхода из них. (4)

Ø Методы контроля и
самоконтроля в воспитании
– пути получения информации об
эффективности воспитательных воздействий. Основные методы: педагогическое
наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности
воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги. (4)

Ø Методы контроля и
самоконтроля в обучении
– методы получения информации
учителем и обучающимися о результативности процесса обучения.

Задачи:
установление готовности к восприятию и усвоению новых знаний, получение
информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения, выявление
причин затруднений и ошибок, определение эффективности организации, методов и
средств обучения. Выявление степени правильности, объёма, глубины знаний,
умений, навыков. (4)

Ø Методы обучения
система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся,
обеспечивающих усвоение содержания образования, развивающих их умственных сил и
способностей, овладение средствами самообразования и самообучения. (4)

Ø Методы организации
деятельности и опыта поведения
– пути выделения,
закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм
поведения и нравственной мотивации. Основные методы: поручение, упражнение,
приучение, создание воспитывающей ситуации. (4)

Ø Методы организации и
осуществления учебно-познавательной деятельности

– группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной
деятельности учащихся, выделенная Ю.К.Бабанским и включающая в себя все
существующие по другим классификациям методы обучения в виде подгрупп:

  • 1.
    По источнику информации и восприятия:
  • — Словесные методы обучения (по
    источнику информации) – рассказ, лекция, беседа (эвристическая катехизическая,
    сократическая, герменевтическая), конференция, дискуссия, объяснения.
  • — Наглядные методы – методы иллюстраций,
    демонстраций.
  • — Практические методы – упражнения,
    лабораторные опыты, трудовые задания.
  • 2.
    По логике мышления:
  • Индуктивные методы – логика раскрытия
    содержания изучаемого материала от частного к общему.
  • Дедуктивные методы — логика раскрытия
    содержания изучаемого материала от к общего к частному.
  • 3.
    По степени активности познавательной деятельности учащихся:
  • Репродуктивные методы обучения  – активное восприятие, запоминание и
    воспроизведение (репродукция) сообщаемой учебной информации словесными,
    практическими или наглядными методами и приёмами.

Проблемно-поисковые методы обучения  – усвоение знаний, выработка
умений и навыков осуществляется в процессе частично-поисковой или
исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесные,
практические и наглядные методы обучения, интерпретированные в ключе постановки
и разрешения проблемных ситуаций.

  1. 4.
    По степени самостоятельности и руководства:
  2. Самостоятельная работа – работа, выполняемая
    учениками по заданию учителя и при непосредственном (на уроке, на
    самоподготовке, в группе продлённого дня) или опосредованном руководстве;
    работа, выполняемая по собственной инициативе ученика.
  3. Ø Методы
    педагогического исследования
    – совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей
    обучения, воспитания и развития: анализ документов, изучение продуктов
    творчества, метод близнецов, метод Роршаха, моделирование, наблюдение,
    обобщение независимых характеристик, опрос, беседа, интервью, проективные
    методы, работа опытная, ранжирование, рейтинг, рейтинг-шкалирование,
    социометрия, терминологический метод, тестирование, эксперимент. (4)

Ø Методы самовоспитания

методы, направленные на сознательное изменение своей личности в соответствии с
требованиями общества и личного плана развития, на сферу самореализации.
Основные методы: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчёт,
самоодобрение, самоосуждение, рефлексия, подражание. (4)

Ø Методы стимулирования
деятельности и поведения
– пути побуждения воспитанников к
улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения.
(4)

Ø Методы стимулирования
и мотивации учения
– группа методов, направленная на
формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование
активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации
методов обучения, предложенной Ю.К.Бабинским и включающая в себя две подгруппы:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы стимулирования долга
и ответственности. (4)

  • Ø Методы управления – совокупность способов и средств целенаправленного
    воздействия субъекта управления на объект управления для достижения
    поставленных целей. (4)
  • По характеру воздействия и мотивации: методы материальной мотивации, методы
    социальной мотивации, методы властной мотивации.
  • По количеству участников: единоличные, коллективные, коллегиальные.
  • По содержанию управленческой деятельности:
    нормативные, организационно-административные, организационно-стабилизирующие,
    распорядительные, методы стимулирующего воздействия; педагогические методы,
    социально-психологические, экономические, психологические.

Ø Методы формирования
сознания

Источник: https://www.sites.google.com/site/pomoshphilologu/terminologiceskie-slovari/sovar-terminov-po-pedagogike

Глоссарий по педагогике

  • Адаптация —
    процесс и результат становления индивида социальным существом.
  • Адаптивность
    образовательной среды способность образовательной среды устанавливать
    соответствие между предлагаемыми образовательными услугами
    и образовательными запросами общественности, создавать и поддерживать
    условия для продуктивной работы педагогических кадров.
  • Анализ — мысленное
    разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и
    качеств явления.
  •  Анкетирование —
    метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных
    листов (анкет).
  •  Аннотирование —
    краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного
    смысла
  • Беседа —
    диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы
    вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение
    ими уже изученного
  •  Взаимодействие —
    процесс совместного выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого
    процесса друг на друга.
  • Внушаемость — особая
    податливость человека внушению — воз действию окружающих людей, без
    критической оценки этого воздействия.
  • Возраст — период
    развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей
    формирования организма и личности.
  • Возрастной подход в
    воспитании — учет и использование закономерностей развития личности
    (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических
    особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
  • Воспитание —
    специально организованная деятельность, направленная на формирование
    определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и
    воспитанников в рамках воспитательной системы.
  • Гипотеза исследования —
    научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и
    теоретической проверке.
Читайте также:  Разграничение подведомственности - студенческий портал

Деятельность – форма
психической активности личности, направленная на познание и преобразование
мира и самого человека. Включает цель, мотив, способы, условия
и результат.

Деятельность
педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание
в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития
и саморазвития личности и выбора возможностей свободного
и творческого самовыражения. Выделяют три модели педагогической
деятельности – педагогику принуждения, педагогику полной свободы, педагогику
сотрудничества.

Дидактика – теория
образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является
обучение как средство образования и воспитания человека, т.е.
взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее
организованное преподавателем усвоение содержания образования.

  1.  Дифференциация —
    ориентация образовательных учреждений на развитие интересов, склонностей,
    способностей и педагогических возможностей обучающихся.
  2. Задача педагогическая –
    осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе
    решений и плана необходимых действий.
  3. Инновация
    педагогическая целенаправленное изменение, вносящее в образовательную
    среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных
    частей, компонентов и самой образовательной системе в целом.
  4. Интеграция —
    объединение в целое каких-либо частей.
  5. Информатизация
    образования – массовое внедрение в педагогическую практику методов,
    средств сбора, обработки, передачи и хранения информации, а также
    педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания
    условий для перестройки познавательной деятельности и усиления
    интеллектуальных возможностей обучаемых.

Исследование научное
педагогическое – процесс формирования новых педагогических знаний, вид
познавательной деятельности, направленный на открытие объективных
закономерностей обучения.

Выделяют три уровня педагогических исследовании:
эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке;
теоретический – выдвигаются и формулируются основные, общие,
педагогические закономерности, позволяющие объяснить раннее открытые факты
и предсказать их будущее развитие; методологический – на базе эмперических
и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы
исследований педагогических явлений, построения теорий.

Качество образования –
определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного
и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе
в соответствии с планируемыми целями.

Качество образования измеряется
его соответствием образовательному стандарту, зависит от уровня престижности
образования в общественном сознании и системе государственных
приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности
образовательных учреждений, современной технологии управления ими.

  • Когнитивная сфера –
    сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами
    и сознанием, включающая в себя знания человека о мире
    и самом себе.
  • Когнитивное развитие –
    процесс формирования и развития когнитивной сферы человека,
    в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления
    и речи.
  • Компетентность
    преподавателя профессиональная – владение преподавателем необходимой суммой
    знаний, умений, навыков, определяющих сформированность его педагогической
    деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя
    определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
  • Лекция – метод обучения,
    последовательное монологическое изложение системы идей в определенной
    последовательности.
  • Личностный подход —
    последовательное отношение педагога к ребенку как личности, как
    самостоятельному субъекту собственного развития и воспитательного
    взаимодействия.

Личность – человек как
представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию
среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой
общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается
личностью, а становится ею в процессе социализации.

  1. Метод проектов –
    система обучения, в которой знания и умения учащихся приобретают
    в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся
    практических занятий.
  2. Методика образования –
    описание конкретных приемов, способов педагогической деятельности
    в отдельных образовательных процессах.
  3. Методика
    педагогического исследования – совокупность приемов, способов организации
    и регуляции педагогического исследования, порядок их применения
    и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной
    цели.
  4. Методология — 1)
    система принципов и способов организации и построения теоретической и
    практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность
    методов, применяемых в какой-либо науке.
  5. Методы воспитания —
    совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития
    потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек
    поведения, его корректировки и совершенствования.
  6. Методы обучения –
    система последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя
    и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие
    умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами
    самообразования и самообучения.
  7. Методы педагогического
    исследования — способы получения научной информации с целью установления
    закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
  8. Наблюдение —
    целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого
    фиксируются наблюдателем.

Образование –
1. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний
в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся
констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных
уровней (цензов). 2.

 Специально организованная в обществе система
условий и учебно-образовательных, методических и научных органов
и учреждений, необходимых для развития человека. 3.

 Процесс
изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний
и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного,
непрерывного овладения новыми знаниями, умениями, навыками в связи
с изменяющимися условиями жизни.

  • Образованность личности —
    характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью
    систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и
    познавательной деятельности.
  • Образовательная модель
    – образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание
    образования, проектирование учебных программ, частные цели руководства
    деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля
    и отчетность, способы оценки процесса обучения.
  • Образовательный процесс
    – совокупность учебного и самообразовательного процессов, направленных на
    решение задач образования, воспитания и развития личности
    в соответствии с государственным образовательным стандартом.
  • Обучение – пробуждение
    и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения
    к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения
    и применения в личной практике.
  • Оценка —
    определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях
    учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных
    программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
  • Педагогика –
    совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание,
    образование и обучение.
  • Педагогический процесс
    – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи
    воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
    сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее
    полному развитию и самореализации личности.
  • Предмет педагогики –
    процесс направленного развития и формирования человеческой личности
    в условиях ее обучения, воспитания, образования.
  • Прогнозирование —
    научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и
    оперативных планов педагогической работы.
  • Психология
    педагогическая – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы
    обучения, психологические основы педагогической деятельности.

Рефлексия —
внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или
отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества,
семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

  1. Самоактуализация (самореализация)
    — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих
    личностных возможностей.
  2. Самообразование —
    самостоятельное овладение человеком знаниями, умениями и навыками,
    соврешенствование уровня самого образования.
  3. Самоопределение —
    самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает
    готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и
    соотнесения себя со сферами жизнедеятельности, при условии которых человек
    становится способным принимать самостоятельные решения относительно жизненно
    важных целей.
  4. Способности —
    индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями
    успешного осуществления определенного рода деятельности.
  5. Система образования –
    совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ
    и государственных образовательных стандартов различного уровня
    и направленности.
  6. Система педагогическая
    – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых
    для создания организационного, целенаправленного педагогического влияния на
    формирование личности с заданными качествами.
  7. Тест —
    стандартизированная процедура измерения.
  8. Тестирование —
    целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в
    строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые
    характеристики педагогического процесса.
  9. Технология —
    проект, разработка, описание процесса воспитания (обучения), по которому
    педагог осуществляет конкретную работу.
  10. Учебная деятельность –
    процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или
    изменения старых.
  11. Учение —
    целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика,
    заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении
    воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической
    деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных
    потребностей.
  12. Цель — осознанный
    образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие
    человека.
  13. Ценностные ориентации –
    избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям,
    система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании
    и поведении.

Источник: http://alevtinka89.blogspot.com/2013/06/blog-post_2886.html

Б1.В.ОД.1 Психология и педагогика_Э

Обзор глоссария по алфавитуА | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  …  35  (Далее)  Все

понятие, используемое для обозначения личностного начала человеческой психики.
согласованная, непротиворечивая и вербально зафиксированная система представлений человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные «Я»-образы.
качество человека, выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. А. может являться формой снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления патопсихологических личностных  процессов 
приспособление организма к внешним условиям. Различают физиологическую, психофизиологическую, психологическую, социально-психологическую и социальную А.
высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
право образовательной организации на вы­дачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государ­ственного финансирования и на пользование гербовой печатью.
область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения
чрезмерно сильное развитие, выделение каких-либо черт характера человека на фоне остальных.
черта характера человека, проявляющаяся в потребности делать добро для людей, оказывать им помощь, поддержку, причем бескорыстно, иногда в ущерб себе и собственным интересам.
сложное состояние личности, связанное с одновременным проявлением противоположных эмоций и чувств. Обычно носит характер внутриличностного конфликта.

Страница:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  …  35  (Далее)  Все

Источник: https://sdo2.irgups.ru/mod/glossary/view.php?id=2541&mode&hook=ALL&sortkey&sortorder&fullsearch=0&page=-1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector