В глоссарии по педагогике присутствуют важные понятия, которые необходимо знать.
Определение 1
Авторская образовательная программа – относиться к отдельной категории дополнительной образовательной программы. Создаётся такая программа самим учителем или коллективом учителей. Она характеризуется новизной и актуальностью. Используется авторская образовательная программа для решения конкретных проблем в обучении.
Определение 2
Анализ учебного занятия – это метод обучения и обобщение опыта. Он заключается в разделении учебного занятия на конкретные этапы, что помогает посмотреть на него с разных сторон для комплексной оценки. Предназначается такой анализ для совершенствования деятельности педагога.
Определение 3
Воспитание – часто употребляемый термин в глоссарии социальной педагогики, который обозначает оказание определённого влияния на ребёнка для правильного усвоения им нужного для жизни социального опыта, и формирования системы ценностей.
Определение 4
Дополнительное образование ребёнка – часть комплекса образования, которое протекает непрерывно и применяется для введения дополнительных возможностей для интеллектуального, физического и духовного развития ребёнка, удовлетворяющие его потребности в образовании и творчестве.
Определение 5
Конспект урока – это тип развёрнутого плана, в котором информация подаётся конспективно. К такой информации относят: подача содержания материала, решение заданий, вопросы для учеников, методические схемы.
Определение 6
Методист образовательного учреждения – человек, которого называют педагогом. Он должен выполнять такие обязанности:
- Предложения по усилению процесса обучения и методической работы.
- Написание информационных и методических схем и материалов.
- Написание плана и прогнозирование.
Определение 7
Методическая записка – это информация, которая объясняет написанный методический материал.
Определение 8
Методическое описание – это информация о сделанной работе воспитательного характера. Это может быть событие или средство его проведения.
Определение 9
Метод воспитания – популярный термин в глоссарии педагогики, который означает способ общих действий учителя и ученика. Он используется для развития социальных потребностей и мотивации ребёнка, формирования личности.
Определение 10
Методическая памятка – это продукция, где подаётся последовательность действий, обязанности или советы в краткой форме. Методика образования – комплекс методов обучения.
Определение 11
Метод обучения – комплекс приёмов, которые показываю взаимодействие учеников и педагога в процессе обучения.
Определение 12
Образование – сфера в жизни социума, которая создаёт необходимые внутренние и внешние условия для формирования ребёнка, как личности, и освоения им культурных ценностей.
Определение 13
Образовательная программа – это документ, где подаются концептуальные основы, направления и содержание работы объединения. Также к образовательной программе относят особенности методики и организации учебного и воспитательного процесса, условия его реализации и желаемый результат.
Определение 14
Одарённость – это определённые способности, которые обеспечивают хороший результат выполненной работы.
Определение 15
Педагогическая технология – это системный подход к использованию, формированию, выделению процесса усвоения нужных знаний и подачи информации. При том учитывается наличие человеческих и технических ресурсов и их общая работа. Главная задача – оптимизация образования.
Определение 16
Принципы воспитания – это условия, которые имеют общий характер к процессу воспитания. Они показаны в нормах и правилах организации и проведения воспитательной работы.
Определение 17
Принципы обучения – это нормативные условия и идеи к организации и проведению образовательного процесса.
Определение 18
Самоанализ – это способность человека самостоятельно определить недостатки и достоинства своей работы, нахождения способов её изменения в лучшую сторону.
Определение 19
Средство воспитания – это источник формирования личности.
Определение 20
Средство обучения – это источник формирования способностей и знаний, которые были получены.
Определение 21
Экспериментальная образовательная программа – это программа, где полностью меняется содержание, основы и методы получения знаний. Также к такой программе относят формирование новых областей знаний и педагогических технологий.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/glossarij-po-pedagogike/
Глоссарий по педагогике (словарь терминов и персоналий)
ДР-)-
Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимым иллюстративным материалом в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.
Учебник должен выполнять следующие дидактические функции: мотиваци-онную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе; информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации; контрольно-корректирующую, которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
- Глоссарий по педагогике (словарь терминов и персоналий)
- Адаптация — процесс и результат становления индивида социальным существом.
- Акмеология — наука о закономерностях саморазвития взрослых, их самообразовании, совершенствовании профессионализма.
- Акселерация — ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте под влиянием социально-экономических преобразований.
- Безнадзорность детей — общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.
- Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем по-станвоки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
- Беспризорность — общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних.
- Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.
Дидактика — теория обучения, теоретическая и одновременно нормативно-прикладная отрасль педагогической науки. Выявляет закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует метод и организационные формы обучений; изучает воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
- Дидактическая игра — коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
- Дидактические принципы — основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
- Дифференцированное обучение — обучение, предусматривающее индивидуальный подход к отдельным ученикам, группам учащихся в зависимости от степени их подготовленности к учебе и уровня развития познавательных способностей в целях овладения программным материалом.
- Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности.
- Закономерности воспитания (обучения) — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса воспитания (обучения).
- Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
- Классный руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
- Коллектив — организованная группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориен-тациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.
- Личность — человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, как существо общественное, формирующееся в совместной деятельности и общении.
- Методология педагогической науки — учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
- Методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
- Методы обучения — способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач.
- Методы педагогического исследования — способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Модульное обучение — один из видов организации процесса обучения, при котором учащийся работает с учебной программой, включающей в себя следующие модули: целевой, информационный, операционный и проверки знаний. Каждый из модулей обладает законченностью, относительной самостоятельностью. Модульное обучение чаще применяется в высшей школе, реже — в средней.
- Мониторинг в образовании — специально организованное постоянное наблюдение, контроль за состоянием каких-либо процессов в образовании с целью оценки.
- Мотивы учения — система устойчивых побуждений, направленных на освоение, получение новых знаний и умений, определяющих позитивное отношение к учебе, а также ее предметную направленность и успешность.
- Наблюдение — целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
- Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
- Образование (как результат обучения) — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
- Обучение — это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
- Обучаемость — способность учащегося к усвоению определенного объема информации и ее использованию в практической деятельности.
- Обученность — реальный результат, показывающий количество и качество усвоенной информации и сформированных умений.
- Оценка — термин, употребляемый в педагогике для характеристики результатов учебной деятельности по заданному критерию установления требований; мнение об объеме и качестве знаний, умений и навыков у того или иного ученика или класса в целом.
Принцип обучения — основополагающее требование к учебному процессу. Принцип обучения — это знание сущности, содержания, структуры учебного процесса, его законов и закономерностей, выраженное в виде норм деятельности, рекомендаций для практики.
- Принципы воспитания (обучения) — основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономерностями.
- Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
- Самовоспитание — осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
- Самообразование — активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
- Содержание воспитания — совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.
- Содержание образования — система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
- Социализация (личности) — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое в специальных организациях и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
- Социально-педагогическая деятельность — разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процессе социализации, освоение ею социокультурного опыта и создание условий для самореализации в обществе.
- Стандарт образования — это обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу.
- Педагогика — наука о воспитании, образовании и обучении людей.
- Педагогическая деятельность — разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.
- Педагогический процесс — специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
- Педагогическое мастерство — совершенное владение педагогической технологией.
- Педагогическая техника — комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.
- Педагогическая технология — научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
- Технология обучения — это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.
- Умение — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
- Управление — целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).
- Учебная программа — нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.
- Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
- Учебный план — нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.
Учебный план базисный — основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования РФ.
- Фактор — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.
- Форма обучения — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
- Формирование — процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
- Экзистенциализм — направление в философии, рассматривающее человека как духовное начало.
- Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.
- Эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.
- Эмпатия — способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание.
Источник: https://megaobuchalka.ru/9/1775.html
Соварь терминов по Педагогике — Учебные материалы по педагогике, филологии и лингвистике
Примечание: Вы можете скачать одним файлом (в формате .docx) все термины с данной страницы.
Используемые источники:
1. Мардахаев
Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М., 2002.
2. Коджаспиров
А.Ю., Коджаспирова Т.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних
пед. Учебных заведений. – М., 2002.
3. Бим-Бад
Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
4. Коджаспиров
А.Ю., Коджаспирова Т.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних
пед. Уч. Заведений. – М., 2005.
5. Российская
энциклопедия в 2-х т./Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1998.
6. Кукушкин
В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов-на-Дону, 2002.
- Словарь:
- Ø Анализ –
противоположный синтезу теоретический метод исследования, который заключается в
расчленении (мысленном или реальном) объекта на элементы. (1) - Ø Анкетирование
– вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и
опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий
перечень вопросов (анкету). (1) - Ø Беседа –
один из методов исследования, который предполагает получение информации о
предмете изучения на основе вербальной коммуникации в вопросно-ответной форме
как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от
окружающих их людей. (4) - Ø Валидность –
комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том,
пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова её
действенность, практическая полезность. (4) - Ø Воспитание –
процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально
организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие
воспитателей и воспитуемых; целенаправленная воспитательская деятельность,
имеющая целью формирование определённых качеств, свойств и отношений человека;
предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных
ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиск своего пути; процесс и
результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт,
качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе; процесс
целенаправленной сознательной контролируемой социализации личности. (1) - Ø Воспитание
– целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая
максимальному развитию личности ребёнка, вхождению его в контекст современной
культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию мотивов и
ценностей; процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности,
её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в
обществе; целостный, сознательно организованный процесс формирования и образования
личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными
специалистами; целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного
взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающих
поколений к жизни, развитие и саморазвитие человека в определённых культурных и
социально-экономических условиях. (2)
Ø Воспитанник –
человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с
определённым лицом (учитель, воспитатель, родитель) и (или) социальным окружением
(семья, различные коллективы), с другой стороны, субъектом самовоспитательной
деятельности, т.к. ему принадлежит активная роль в формировании своих
личностных качеств. (1)
Ø Гипотеза –
(от греч. Hypothesis
– основание, предположение) научно обоснованное предположение, нуждающееся в
дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. (1)
Ø Гуманитаризация –
установление гармоничного равновесия между естественно-математическими циклами
в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности,
умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности. (2)
Ø Дедукция –
(от лат. Deduction
– выведение) переход от общего знания о предметах данного класса к единичному
(частному) знанию об отдельном предмете этого класса. (3)
ØДемократизация
образования – ликвидация монополии государства на
образование и переход к общественно-государственной системе; чёткое
разграничение полномочий между центрами, регионами и местными органами
управления с максимальной передачей управленческой функции на места; право
учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и
обучение в негосударственном учебном заведении, на ускоренное обучение и
обучение по индивидуальным учебным планам, на участие в управлении образовательным
учреждением; юридическая, экономическая и финансовая самостоятельность
образовательных учреждений; право педагогов на творчество, свобода выбора
концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки
деятельности учащихся, участие в управлении образовательным учреждением;
муниципализация образования (участие местной власти и местной общественности в
управлении образованием через муниципальные органы и непосредственно в
деятельности образовательных учреждений). (4)
Ø Децентрализация
(децентрация) управления в образовании – передача центром
части функций по управлению системой образования органам регионального,
муниципального и местного самоуправления. (2)
Ø Дидактика
– теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предмет дидактики –
обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие
преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем
усвоение учащимися содержания образования. (2)
Ø Дидактические игры
– специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. (4)
Ø Дифференциация в
обучении и в образовании – организация учебной деятельности
школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов,
объёмов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым
ребёнком; ориентация системы образования на удовлетворение различных
образовательных потребностей. Дифференциация бывает внешней, внутренней,
элективной. (2)
Ø Знание
– понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий,
правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, системностью,
осознанностью и действенностью. (4)
Ø Зона актуального
развития – состояние в развитии ребёнка, когда предлагаемая
задача ориентирована на созревшие психические функции (ребёнок может решить
поставленную задачу самостоятельно). (4)
Ø Зона ближайшего
развития – расхождение между уровнем актуального развития и
уровнем потенциального развития, задачи, предлагаемые ребёнку, он может решить
сам при максимальном усилии или с помощью взрослых. (4)
Ø Игра
– одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Суть
игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит в
самом процессе. Игра способствует психической разрядке, снятию стрессовых
состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей. (4)
Ø Индивидуализация
обучения – организация учебного процесса с учётом
индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создавать оптимальные условия
для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. (1) Индивидуализация
обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих
задач и содержания обучения. (2)
Ø Индукция
– переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему
выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. (3)
Ø Интервью
– способ получения социально-психологической информации с помощью устного
опроса. 2 вида: свободные, стандартизированные. (2)
Ø Информационная
технология – совокупность технических и программных средств
сбора, обработки, хранения и передачи информации. (4)
Ø Исследование научное
– процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной
деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения,
воспитания. Исследование бывает эмпирическим, теоретическим и методологическим.
(2)
Ø История педагогики
– отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и
практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях
развития человеческого общества. (2)
Ø Классификация
– упорядоченное разделение определённого множества объектов на
классифицированные группировки на основе использования установленной системы
признаков деления совокупности определённых правил. (1)
Ø Конвенция о правах
ребёнка – важнейший международный акт в области прав
человека. Состоит из преамбулы, трёх разделов и 54 статей. В РФ вступила в силу
15 сентября 1990 г. (1)
- Ø Конкретизация
– возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью более
определённого, наглядного раскрытия содержания. (1) - Ø Конкретно-научный
уровень методологии – исходные теоретические концепции,
основные закономерности, принципы, категории науки. (1) - Ø Конструктирование
– создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации
педагогического процесса. (2) - Ø Контент-анализ
– метод исследования, используемый в педагогике, заключающийся в выявлении и
оценке специфических характеристик текстов и других носителей информации, в
котором, в соответствии с целями исследования, выделяются определённые
смысловые единицы содержания и формы информации. (4) - Ø Контроль
педагогический – система научно-обоснованной проверки
результатов образования, обучения и воспитания. (4) - Ø Концентрический
способ построения учебной программы – отдельные части
учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углублённом уровне.
(4) - Ø Концепции образования
– система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных
дисциплин в определённых типах учебных заведений, определённый способ понимания
целей, задач, организации образовательных программ. - Ø Линейное построение
учебной программы – отдельные части учебного материала
образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев:
содержание знания передаётся один раз в определённой логике. (4) - Ø Метод обучения
– система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся,
обеспечивающих усвоение содержания образования. (5) - Ø Методика
– отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, приёмы и
методы обучения определённому учебному предмету (осуществления воспитательной
деятельности). (1) - Ø Методология
– учение о научном методе познания; совокупность познавательных средств,
методов, приёмов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая
средства, предпосылки и принципы организации познавательной и преобразующей
деятельности.(1) - Ø Методы воспитания –
общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия
между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни,
деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие
поведение. (4) - Ø Методы исследования –
приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения
явлений действительности. (1)
Ø Методы коммуникации
направленные – методы социальной педагогики,
применяемые в работе с дезадаптированными детьми, педагогически запущенными
детьми и подростками, заключающиеся в использовании метафор, историй, волшебных
сказок, пословиц, поговорок, анекдотов и т.д. с целью уточнения смысла их
проблем и путей выхода из них. (4)
Ø Методы контроля и
самоконтроля в воспитании – пути получения информации об
эффективности воспитательных воздействий. Основные методы: педагогическое
наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности
воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги. (4)
Ø Методы контроля и
самоконтроля в обучении – методы получения информации
учителем и обучающимися о результативности процесса обучения.
Задачи:
установление готовности к восприятию и усвоению новых знаний, получение
информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения, выявление
причин затруднений и ошибок, определение эффективности организации, методов и
средств обучения. Выявление степени правильности, объёма, глубины знаний,
умений, навыков. (4)
Ø Методы обучения –
система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся,
обеспечивающих усвоение содержания образования, развивающих их умственных сил и
способностей, овладение средствами самообразования и самообучения. (4)
Ø Методы организации
деятельности и опыта поведения – пути выделения,
закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм
поведения и нравственной мотивации. Основные методы: поручение, упражнение,
приучение, создание воспитывающей ситуации. (4)
Ø Методы организации и
осуществления учебно-познавательной деятельности
– группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной
деятельности учащихся, выделенная Ю.К.Бабанским и включающая в себя все
существующие по другим классификациям методы обучения в виде подгрупп:
- 1.
По источнику информации и восприятия: - — Словесные методы обучения (по
источнику информации) – рассказ, лекция, беседа (эвристическая катехизическая,
сократическая, герменевтическая), конференция, дискуссия, объяснения. - — Наглядные методы – методы иллюстраций,
демонстраций. - — Практические методы – упражнения,
лабораторные опыты, трудовые задания. - 2.
По логике мышления: - — Индуктивные методы – логика раскрытия
содержания изучаемого материала от частного к общему. - — Дедуктивные методы — логика раскрытия
содержания изучаемого материала от к общего к частному. - 3.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: - — Репродуктивные методы обучения – активное восприятие, запоминание и
воспроизведение (репродукция) сообщаемой учебной информации словесными,
практическими или наглядными методами и приёмами.
— Проблемно-поисковые методы обучения – усвоение знаний, выработка
умений и навыков осуществляется в процессе частично-поисковой или
исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесные,
практические и наглядные методы обучения, интерпретированные в ключе постановки
и разрешения проблемных ситуаций.
- 4.
По степени самостоятельности и руководства: - — Самостоятельная работа – работа, выполняемая
учениками по заданию учителя и при непосредственном (на уроке, на
самоподготовке, в группе продлённого дня) или опосредованном руководстве;
работа, выполняемая по собственной инициативе ученика. - Ø Методы
педагогического исследования – совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей
обучения, воспитания и развития: анализ документов, изучение продуктов
творчества, метод близнецов, метод Роршаха, моделирование, наблюдение,
обобщение независимых характеристик, опрос, беседа, интервью, проективные
методы, работа опытная, ранжирование, рейтинг, рейтинг-шкалирование,
социометрия, терминологический метод, тестирование, эксперимент. (4)
Ø Методы самовоспитания
–
методы, направленные на сознательное изменение своей личности в соответствии с
требованиями общества и личного плана развития, на сферу самореализации.
Основные методы: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчёт,
самоодобрение, самоосуждение, рефлексия, подражание. (4)
Ø Методы стимулирования
деятельности и поведения – пути побуждения воспитанников к
улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения.
(4)
Ø Методы стимулирования
и мотивации учения – группа методов, направленная на
формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование
активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации
методов обучения, предложенной Ю.К.Бабинским и включающая в себя две подгруппы:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы стимулирования долга
и ответственности. (4)
- Ø Методы управления – совокупность способов и средств целенаправленного
воздействия субъекта управления на объект управления для достижения
поставленных целей. (4) - По характеру воздействия и мотивации: методы материальной мотивации, методы
социальной мотивации, методы властной мотивации. - По количеству участников: единоличные, коллективные, коллегиальные.
- По содержанию управленческой деятельности:
нормативные, организационно-административные, организационно-стабилизирующие,
распорядительные, методы стимулирующего воздействия; педагогические методы,
социально-психологические, экономические, психологические.
Ø Методы формирования
сознания
Источник: https://www.sites.google.com/site/pomoshphilologu/terminologiceskie-slovari/sovar-terminov-po-pedagogike
Глоссарий по педагогике
-
Адаптация —
процесс и результат становления индивида социальным существом. -
Адаптивность
образовательной среды способность образовательной среды устанавливать
соответствие между предлагаемыми образовательными услугами
и образовательными запросами общественности, создавать и поддерживать
условия для продуктивной работы педагогических кадров. -
Анализ — мысленное
разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и
качеств явления. -
Анкетирование —
метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных
листов (анкет). -
Аннотирование —
краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного
смысла -
Беседа —
диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы
вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение
ими уже изученного -
Взаимодействие —
процесс совместного выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого
процесса друг на друга. -
Внушаемость — особая
податливость человека внушению — воз действию окружающих людей, без
критической оценки этого воздействия. -
Возраст — период
развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей
формирования организма и личности. -
Возрастной подход в
воспитании — учет и использование закономерностей развития личности
(физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических
особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом. -
Воспитание —
специально организованная деятельность, направленная на формирование
определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и
воспитанников в рамках воспитательной системы. -
Гипотеза исследования —
научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и
теоретической проверке.
Деятельность – форма
психической активности личности, направленная на познание и преобразование
мира и самого человека. Включает цель, мотив, способы, условия
и результат.
Деятельность
педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание
в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития
и саморазвития личности и выбора возможностей свободного
и творческого самовыражения. Выделяют три модели педагогической
деятельности – педагогику принуждения, педагогику полной свободы, педагогику
сотрудничества.
Дидактика – теория
образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является
обучение как средство образования и воспитания человека, т.е.
взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее
организованное преподавателем усвоение содержания образования.
-
Дифференциация —
ориентация образовательных учреждений на развитие интересов, склонностей,
способностей и педагогических возможностей обучающихся. -
Задача педагогическая –
осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе
решений и плана необходимых действий. -
Инновация
педагогическая целенаправленное изменение, вносящее в образовательную
среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных
частей, компонентов и самой образовательной системе в целом. -
Интеграция —
объединение в целое каких-либо частей. -
Информатизация
образования – массовое внедрение в педагогическую практику методов,
средств сбора, обработки, передачи и хранения информации, а также
педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания
условий для перестройки познавательной деятельности и усиления
интеллектуальных возможностей обучаемых.
Исследование научное
педагогическое – процесс формирования новых педагогических знаний, вид
познавательной деятельности, направленный на открытие объективных
закономерностей обучения.
Выделяют три уровня педагогических исследовании:
эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке;
теоретический – выдвигаются и формулируются основные, общие,
педагогические закономерности, позволяющие объяснить раннее открытые факты
и предсказать их будущее развитие; методологический – на базе эмперических
и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы
исследований педагогических явлений, построения теорий.
Качество образования –
определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного
и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе
в соответствии с планируемыми целями.
Качество образования измеряется
его соответствием образовательному стандарту, зависит от уровня престижности
образования в общественном сознании и системе государственных
приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности
образовательных учреждений, современной технологии управления ими.
-
Когнитивная сфера –
сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами
и сознанием, включающая в себя знания человека о мире
и самом себе. -
Когнитивное развитие –
процесс формирования и развития когнитивной сферы человека,
в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления
и речи. -
Компетентность
преподавателя профессиональная – владение преподавателем необходимой суммой
знаний, умений, навыков, определяющих сформированность его педагогической
деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя
определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. -
Лекция – метод обучения,
последовательное монологическое изложение системы идей в определенной
последовательности. -
Личностный подход —
последовательное отношение педагога к ребенку как личности, как
самостоятельному субъекту собственного развития и воспитательного
взаимодействия.
Личность – человек как
представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию
среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой
общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается
личностью, а становится ею в процессе социализации.
-
Метод проектов –
система обучения, в которой знания и умения учащихся приобретают
в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся
практических занятий. -
Методика образования –
описание конкретных приемов, способов педагогической деятельности
в отдельных образовательных процессах. -
Методика
педагогического исследования – совокупность приемов, способов организации
и регуляции педагогического исследования, порядок их применения
и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной
цели. -
Методология — 1)
система принципов и способов организации и построения теоретической и
практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность
методов, применяемых в какой-либо науке. -
Методы воспитания —
совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития
потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек
поведения, его корректировки и совершенствования. -
Методы обучения –
система последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя
и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие
умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами
самообразования и самообучения. -
Методы педагогического
исследования — способы получения научной информации с целью установления
закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. -
Наблюдение —
целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого
фиксируются наблюдателем.
Образование –
1. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний
в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся
констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных
уровней (цензов). 2.
Специально организованная в обществе система
условий и учебно-образовательных, методических и научных органов
и учреждений, необходимых для развития человека. 3.
Процесс
изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний
и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного,
непрерывного овладения новыми знаниями, умениями, навыками в связи
с изменяющимися условиями жизни.
-
Образованность личности —
характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью
систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и
познавательной деятельности. -
Образовательная модель
– образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание
образования, проектирование учебных программ, частные цели руководства
деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля
и отчетность, способы оценки процесса обучения. -
Образовательный процесс
– совокупность учебного и самообразовательного процессов, направленных на
решение задач образования, воспитания и развития личности
в соответствии с государственным образовательным стандартом. -
Обучение – пробуждение
и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения
к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения
и применения в личной практике. -
Оценка —
определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях
учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных
программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. -
Педагогика –
совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание,
образование и обучение. -
Педагогический процесс
– целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи
воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью,
сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее
полному развитию и самореализации личности. -
Предмет педагогики –
процесс направленного развития и формирования человеческой личности
в условиях ее обучения, воспитания, образования. -
Прогнозирование —
научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и
оперативных планов педагогической работы. -
Психология
педагогическая – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы
обучения, психологические основы педагогической деятельности.
Рефлексия —
внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или
отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества,
семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
-
Самоактуализация (самореализация)
— стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих
личностных возможностей. -
Самообразование —
самостоятельное овладение человеком знаниями, умениями и навыками,
соврешенствование уровня самого образования. -
Самоопределение —
самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает
готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и
соотнесения себя со сферами жизнедеятельности, при условии которых человек
становится способным принимать самостоятельные решения относительно жизненно
важных целей. -
Способности —
индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями
успешного осуществления определенного рода деятельности. -
Система образования –
совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ
и государственных образовательных стандартов различного уровня
и направленности. -
Система педагогическая
– совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых
для создания организационного, целенаправленного педагогического влияния на
формирование личности с заданными качествами. -
Тест —
стандартизированная процедура измерения. -
Тестирование —
целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в
строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые
характеристики педагогического процесса. -
Технология —
проект, разработка, описание процесса воспитания (обучения), по которому
педагог осуществляет конкретную работу. -
Учебная деятельность –
процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или
изменения старых. -
Учение —
целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика,
заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении
воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической
деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных
потребностей. -
Цель — осознанный
образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие
человека. -
Ценностные ориентации –
избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям,
система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании
и поведении.
Источник: http://alevtinka89.blogspot.com/2013/06/blog-post_2886.html
Б1.В.ОД.1 Психология и педагогика_Э
Обзор глоссария по алфавитуА | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 … 35 (Далее) Все
понятие, используемое для обозначения личностного начала человеческой психики. |
согласованная, непротиворечивая и вербально зафиксированная система представлений человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через отдельные «Я»-образы. |
качество человека, выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам. А. может являться формой снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления патопсихологических личностных процессов |
приспособление организма к внешним условиям. Различают физиологическую, психофизиологическую, психологическую, социально-психологическую и социальную А. |
высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. |
право образовательной организации на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью. |
область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения |
чрезмерно сильное развитие, выделение каких-либо черт характера человека на фоне остальных. |
черта характера человека, проявляющаяся в потребности делать добро для людей, оказывать им помощь, поддержку, причем бескорыстно, иногда в ущерб себе и собственным интересам. |
сложное состояние личности, связанное с одновременным проявлением противоположных эмоций и чувств. Обычно носит характер внутриличностного конфликта. |
Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 … 35 (Далее) Все
Источник: https://sdo2.irgups.ru/mod/glossary/view.php?id=2541&mode&hook=ALL&sortkey&sortorder&fullsearch=0&page=-1