Государственное финансирование инновационных проектов — что это и суть понятия

Предоставляет льготные займы инновационным проектам на стадии Seed и Pre-seed, получившим финансовую поддержку в виде инвестиции от частных инвесторов, прошедших конкурсный отбор.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Основная цель данной инициативы направлена на поддержку уже имеющихся инвесторов и увеличение их числа в городе Москве, а также входящих в инновационные проекты на самых ранних стадиях и стартапов, получивших инвестиции.Государственное финансирование инновационных проектов - Студенческий портал

Основной целью Фонда является финансовая поддержка субъектов промышленности города Москвы, а также субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы – участников госзаказа.

Займы могут быть предоставлены: юридическим лицам (ООО, АО вне зависимости от степени участия государства); налогоплательщикам г.

Москвы (ИНН и КПП) в сфере обрабатывающих производств города Москвы (с совокупной долей выручки от утвержденных видов деятельности за последний финансовый год не менее 50% по справке ФСС) и управления недвижимым имуществом (УК технопарков/индустриальных (промышленных) парков).

Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы создан для решения проблемы нехватки собственного обеспечения (залога) у представителей малого и среднего предпринимательства при обращении к кредиторам.

Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Московский гарантийный фонд) решает ключевую проблему заемщиков при обращении за финансированием – нехватку обеспечения (залога). Фонд выступает Поручителем за представителей малого и среднего предпринимательства Москвы перед банками и иными кредиторами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Кариес зубов - описание заболевания и правила лечения

Оценим за полчаса!

Компания ООО «ЛЕД-Эффект» производит энергоэффективное светодиодное освещение. Компания самостоятельно осуществляет полный цикл производства: от проектирования и разработки новых моделей, до обработки металла, сборки и испытания готовой продукции в собственной светотехнической лаборатории.

Благодаря получению субсидии для субъекта малого или среднего предпринимательства, являющемуся резидентом технологического парка, индустриального (промышленного) парка или территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Москвы в целях возмещения части затрат на приобретение оборудования компания получила необходимые для развития средства.

Они были использованы для приобретения оборудования полного цикла производства светодиодного освещения.

Государственное финансирование инновационных проектов - Студенческий портал

Компания «ФеДеЛе Групп» занимается производством текстиля для гостиниц. Собственное швейное производство позволяет производить любую текстильную продукцию для нужд сферы гостеприимства и хорека. Для дальнейшего развития компании было необходимо расширить производство, а также создать дополнительные рабочие места.

ООО «ФеДеЛе Групп» получила субсидию для начинающих предпринимателей.

В результате обращения в ГБУ «Малый бизнес Москвы» компания заключила долгосрочные партнерские отношения с коммерческими организациями, ведущими деятельность в разных сферах предпринимательства, кроме этого, удалось достигнуть расширения штата предприятия и дополнительно создать 3 новых рабочих места, на 1 позицию больше чем предполагалось изначально.

Государственное финансирование инновационных проектов - Студенческий портал

ООО «Грин Лайн» – торгово-производственная компания, основанная в 2012 году и занимающаяся созданием снеков и орехов в шоколадной глазури. Компания закупает сырье у крупнейших мировых производителей, регулярно проходящих аудит качества и безопасности выпускаемой продукции. Для дальнейшего развития компании было необходимо привлечь дополнительное финансирование.

Благодаря сотрудничеству с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы компании удалось ускорить динамику развития и значительно увеличить производственные мощности в короткие сроки. В ближайшем времени «Грин Лайн» планирует дополнительно увеличить количество производственных линий, расширить ассортимент выпускаемой продукции и выйти на новые рынки сбыта.

Государственное финансирование инновационных проектов - Студенческий портал

Семейный многофункциональный парк развлечений «Сказка» располагается в Москве. В парке собраны уникальные аттракционы. Интерактивная площадка для детей и взрослых функционирует под открытым небом круглый год.

Фонд содействия кредитованию малого бизнеса выступил гарантом по кредиту, который компания взяла на приобретение аттракционов: цепной карусели с подъемом и башни свободного падения Sky Tower. В дальнейшем в парке планируется разместить больше зеленых зон и интерактивных площадок.

Предприятие НПП «ЭСТО» расположено в городе Зеленоград, который является центром электронной промышленности России, в собственном инженерно-производственном комплексе общей площадью 4 250 кв. м. Компания обеспечена всей необходимой инфраструктурой и современным оборудованием.

Читайте также:  Отдел голосеменные, или пинофиты - основные отличия от высших споровых

В штате предприятия – высококвалифицированный персонал, обладающий опытом реализации сложнейших технических проектов. Сегодня оборудование, поставленное НПП «ЭСТО», успешно применяется на предприятиях атомной, космической, электронной и приборостроительной промышленности России.

АО «НПП «ЭСТО» обратилось в Московский Фонд поддержки промышленности и предпринимательства с заявкой на выделение займа в размере 50 млн руб. на цели завершения НИОКР и подготовки производства к запуску серийного выпуска технологических модулей.

Предприятию для техперевооружения был предоставлен льготный заём сроком на 5 лет. Он будет потрачен на завершение программы НИОКР, приобретение оборудования, закупку комплектующих и оплату труда проектной команды.

По итогам проекта техперевооружения будет организован серийные выпуск технологического модуля критического травления диэлектриков 65-32 нм, разработанного в рамках государственной программы импортозамещения.

Государственное финансирование инновационных проектов - Студенческий портал

АО «Смерфит Каппа Москва СОЮЗ» – более 20 лет на рынке. Является крупнейшим московским предприятием по производству гофрокартонной продукции.

Благодаря предоставление льготного займа для выполнения проекта по техперевооружению предприятию, имеющему статус «Промышленный комплекс» было частично профинансирована покупка оборудования под льготный процент.

Государственное финансирование инновационных проектов - Студенческий портал

АО «ЭПИЭЛ» специализируется на производстве эпитаксиальных структур на основе кремния и сапфира для полупроводниковых приборов, среди которых интегральные схемы, дискретные силовые приборы, среди которых интегральные схемы.

Предоставление льготного займа для выполнения проекта по техперевооружению предприятию, имеющему статус «Промышленный комплекс» позволит приобрести современного технологического оборудования высокого класса, с целью увеличения производственных мощностей предприятия, которое необходимо для удовлетворения растущего рыночного спроса на продукцию компании со стороны ключевых потребителей. Благодаря участию в программе льготного кредитования промышленных предприятий, компания получит возможность развивать отечественные высокотехнологичные продукты, способные конкурировать с существующими зарубежными аналогами, как на российском, так и на зарубежных рынках.

Государственное финансирование инновационных проектов - Студенческий портал

ООО «ТриМаг» занимается изданием для детей и подростков книг с большой художественной, культурной и исторической ценностью.

Книжные проекты издательства посвящены переизданию архивов знаменитых детских журналов, благодаря чему современные дети могут знакомиться с замечательными литературными произведениями прошлого.

Среди проектов – переиздание детских журналов советской эпохи «Мурзилка», «Ёж», «Сверчок» и «Веселые картинки». Компания получила субсидию для субъектов МСП на компенсацию части затрат по участию в конгрессно-выставочных мероприятиях и смогла продолжить реализацию своих проектов.

Государственное финансирование инновационных проектов - Студенческий портал

Компания предоставляет услуги по размещению, обслуживанию и аренде IT-ресурсов (colocation, аренда выделенных серверов, аренда виртуальных ЦОД и виртуальных рабочих мест, услуги хранения данных и облачные сервисы), а также услуги по организации каналов связи и доступа к сети Интернет, услуги по доставке контента (сеть NGENIX) и защите ресурсов от DDoS атак.

Компанией была получена поддержка в виде субсидии субъекту малого или среднего предпринимательства, являющемуся резидентом технологического парка, индустриального (промышленного) парка или территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Москвы, в целях возмещения части затрат на приобретение оборудования.

Государственное финансирование инновационных проектов - Студенческий портал

Компания «Биотех-Индустрия» (торговая марка BioDye) – российский производитель реагентов для молекулярной биологии и диагностики, синтетических олигонуклеотидов и зондов для ПЦР.

Благодаря получению поддержки (субсидии на возмещение части затрат на создание или развитие имущественного комплекса технопарка или индустриального парка города Москвы, а также субсидии субъекту малого или среднего предпринимательства, являющемуся резидентом технологического парка, индустриального (промышленного) парка или территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Москвы в целях возмещения части затрат на приобретение оборудования), компания получила средства на развитие. Средства были использованы на приобретение оборудования для получения коротких фрагментов ДНК, применяемых для диагностики инфекций и генетических исследований. Результатом получения поддержки стало повышение степени автоматизации производства, увеличение объема производимой продукции, увеличение продаж.

Группа компаний «Электронинвест» специализируется на разработке и серийном производстве модульных функциональных устройств для систем электропитания специального назначения. Одно из направлений в разработке и производстве компании – производство источников вторичного электропитания (ИВЭП), в т.ч.

предназначенных для применения в бортовой аппаратуре космических аппаратов. Многолетний опыт выпуска этих высокотехнологичных изделий позволил значительно улучшить их эксплуатационные характеристики.

Благодаря получению субсидии для субъекта малого или среднего предпринимательства, являющемуся резидентом технологического парка, индустриального (промышленного) парка или территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа города Москвы в целях возмещения части затрат на приобретение оборудования компания повысила качество выполнения технологических операций, обеспечила их выполнение без привлечения сторонних организаций и создала несколько высокооплачиваемых рабочих мест.

PROSHAR – крупнейший производитель пейнтбольных шаров в Европе. Компания стала второй в мире по объему производства «боеприпасов» для пейнтбола.

Фонд содействия кредитованию малого бизнеса выступил гарантом по кредиту, который компания взяла на пополнение оборотных средств.

Благодаря сотрудничеству с Фондом компания расширила производственные площади и увеличила технологические мощности, а также открыла собственную лабораторию.

Источник: https://imoscow.mos.ru/ru/finansirovanie

Проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации

  • В статье рассмотрены актуальные проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации и дана сравнительная характеристика отечественных и зарубежных подходов к финансированию инноваций.
  • Ключевые слова: инновации, финансирование, проекты, риски, убытки, инвестиции, эффективность проектов.
  • Мировой опыт организации процессов финансирования инновационных проектов развития показал, что такая работа должна строиться на следующих стратегических ориентирах:
  • ‒ целевая ориентация на долгосрочные капиталоемкие инновационные проекты с высоким эффектом для развития национальной экономики с целью повышения ее мировой конкурентоспособности и качества социально-экономической сферы;
  • ‒ сочетание государственных целей и коммерческих механизмов при финансировании инновационных проектов (платность, возвратность, обеспеченность, коммерческая эффективность), при этом получение прибыли не является самоцелью деятельности банков развития.
  • В настоящее время в рамках проектного менеджмента выделяют три модели организации финансирования инновационных проектов (таблица 1).
  • Таблица 1
  • Основные модели организации финансирования инноваций [1, c. 88–89]
Наименование модели Характеристика модели
Агентская модель Характеристика. Оказание услуг крупнейшим финансовым донорам по реализации инвестиционных проектов и программ развития МСП за счет средств бюджета и иных государственных фондов путем проведения администрирования государственных финансовых вложений в национальную экономику. Разновидности: контракты на управление и арендные договоры (Management and lease contracts); концессия (Concession). Формы вознаграждения: комиссия за услуги траст-менеджмента, арендная плата за объекты НМА, процентный доход по предоставленному финансированию.
Модель личного выбора Характеристика. Франчайзи-агент самостоятельно принимает решение о финансировании однородных проектов в рамках государственных программ поддержки МСП, направленных на развитие приоритетных секторов экономики, а государство в утверждает параметры и контролирует исполнение. Разновидности: концессия (Concession); частичная приватизация (выкуп) активов (Divestiture). Формы вознаграждения: дивиденды по акциям объекту МСП, арендные платежи, участие в прибылях организации, комиссионное вознаграждение за посредничество в транзакциях
Партнерская модель Характеристика. Франчайзи-агент имеет право финансировать индивидуальные инвестиционные проекты путем совершения операций от своего имени и принятия инвестиционных и кредитных рисков в соответствии с утвержденными целями и принципами своей деятельности в условиях ограничений, установленных государством при утверждении государственных программ финансирования МСП-структур. Разновидности: концессия (Concession); частичная приватизация активов (Divestiture), проекты нового строительства (Green field projects). Формы вознаграждения: комиссия за финансирование строительно-инженерных работ и эксплуатации новых производственных мощностей в течение срока, указанного в контракте, право распоряжения объектом по окончанию установленного срока, осуществление возмездной передачи (продажи) объекта государственным органам управления
  1. Для Российской Федерации применение большей части сложных форм финансирования является проблематичным ввиду следующих причин:
  2. ‒ неразвитость источников гибридного (кредитно-фондового) финансирования;
  3. ‒ несоответствие между доходами и займами внутри страны и обслуживанием долгов в валюте;
  4. ‒ несовершенства финансово-правового механизма согласования и распределения рисков и предоставления гарантий и других форм обязательств при финансировании инновационных проектов;
  5. ‒ дефицит квалифицированных команд организации финансирования инновационных проектов полного цикла.
  6. В мировой практике фондами финансирования инновационных проектов используются следующие группы инструментов финансирования (рисунок 1).

Государственное финансирование инновационных проектов - Студенческий портал

Рис. 1. Формы финансирования инновационных проектов

Значительным препятствием активизации финансирования инновационной деятельности слабая проработка технико-экономических аспектов реализации инновационных проектов и высокие транзакционные и агентские издержки на выведение инновационного продукта на рынок сбыта в условиях эскалации политико-экономических санкций, которые активно используют инструменты блокирования выдачи разрешений, сертификации инновационной продукции, запрет на продажу прав на патенты и лицензии. Все это увеличивает длительность НИОКР и период тестирования продукта, а, значит, увеличивает срок окупаемости инновационных проектов, снижая экономическую жизнеспособность инноваций ввиду их более позднего появления на рынке (таблица 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика сроков коммерциализации инноваций вРФ иЕС в 2013–2017гг., мес. [3, c. 206]

Показатели 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.
Российская Федерация
1 Агропромышленный комплекс 30,6 29,8 30,9 31,6 31,8
2 Промышленное производство 25,4 26,1 26,6 27,2 26,3
3 Обрабатывающие производства 22,1 23,7 22,5 21,4 23,5
4 Строительные работы 26,5 25,9 24,7 25,2 26,6
5 Сфера услуг 9,2 8,8 8,5 8,2 7,9
Европейский Союз
1 Агропромышленный комплекс 25,4 24,7 24,1 23,7 22,8
2 Промышленное производство 19,6 18,8 18,1 17,6 15,3
3 Обрабатывающие производства 17,5 16,6 16,2 15,8 15,3
4 Строительные работы 18,7 17,7 16,6 16,2 15,9
5 Сфера услуг 4,4 4,0 3,9 3,5 3,6

Финансирование аналогичных инноваций в ЕС позволит за тот же календарный период провести практически в 1,5–2 раза быстрее коммерциализацию инноваций и перейти непосредственно к генерированию доходности, свободной от долговой нагрузки.

Структура источников финансирования затрат на создание инноваций в 2013–2017 гг. (таблица 3).

Таблица 3

Источники финансирования затрат на создание инноваций [3, c. 207]

Показатели 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г.
1. Совокупные затраты на инновации, всего, млрд руб. В том числе по источникам финансирования: 1134,2 1231,5 1211,3 1298,4 1367,5
1.1 Собственные средства организаций 444,0 490,5 454,5 459,8 556,4
1.2 Средства федерального бюджета 212,8 219,6 155,4 159,2 144,1
1.3 Бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты 64,2 51,0 51,5 58,2 68,5
1.4 Внебюджетные фонды 216,1 243,0 274,6 297,9 324,2
1.5 Кредиты и займы банков и НКФУ 96,0 111,0 122,0 164,0 200,3
1.6 Иностранные инвестиции 90,4 112,3 149,4 100,9 70,4
1.7 Прочие источники 10,8 4,2 4,0 58,6 3,4

Согласно приведенным расчетам в 2013 г. основным источником финансирования инноваций выступили собственные средства предприятий — 444,0 млрд. руб., или 39,15 %, внебюджетные фонды — 216,1 млрд. руб., или 19,05 %, средства федерального бюджета — 212,8 млрд. руб., или 18,76 %. В 2015 г. по сравнению с 2013 г.

в структуре финансирования инноваций существенных изменений не отмечено: основным источником также выступают собственные источники финансирования — 454,4 млрд. руб. (изменение по отношению к 2013 г. составило 10,4 млрд. руб., или 102,35 %), на втором месте располагаются средства внебюджетных фондов (изменение — 58,5 млрд.

Источник: https://moluch.ru/archive/234/54388/

Российские фонды грантовой поддержки

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) создан указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 1992 года № 426 «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» и является самоуправляемой государственной некоммерческой организацией в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства Российской Федерации.

Читайте также:  Типы характера - характеристика на студента и разновидности в психологии

В качестве представителя государства, Фонд обеспечивает целевую, адресную, диверсифицированную поддержку передовых групп ученых вне зависимости от того, к какому ведомству они относятся. Поддержка инициативных научно-исследовательских работ по всем основным направлениям фундаментальной науки осуществляется строго на конкурсной основе по результатам проведённой всесторонней экспертизы.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом.

РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОНД

Российский научный фонд (РНФ) создан по инициативе Президента Российской Федерации в целях поддержки фундаментальных и поисковых исследований, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определённой области науки.

Для достижения цели своей деятельности Фонд проводит конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов по нескольким направлениям.

Такими направлениями, в частности, являются проведение инициативных фундаментальных и поисковых исследований научными коллективами, отдельными научными и научно-педагогическими работниками, развитие научных организаций и образовательных организаций высшего образования, создание в научных организациях и образовательных организациях высшего образования лабораторий и кафедр мирового уровня, развитие экспериментальной базы для проведения научных исследований.

Программа ориентирована на проведение и финансирование исследований, дающих выход на конкретные разработки и продукты. Она направляет ресурсы на проведение прикладных исследований по тем технологическим направлениям, которые являются приоритетными для российской экономики и способствуют повышению ее конкурентоспособности.

  1. Кроме того, в рамках Программы финансируется создание и поддержка инновационной инфраструктуры, призванной связать сектор исследований и разработок с субъектами рыночной экономики, обеспечить конвертацию знаний, преобразование их в рыночный продукт.
  2. Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».
  3. Сайт ФЦП: http://fcpir.ru/events_and_publications/_contest/
  4. ГРАНТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  5. Конкурсы на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук и докторов наук
  6. Министерство образования и науки Российской объявляет конкурсы на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (далее — конкурс МК-2014) и молодых российских ученых – докторов наук (далее — конкурс МД-2014).
  7. Организатором конкурсов является Министерство образования и науки Российской Федерации .
  8. В конкурсах могут принимать участие российские научные или образовательные организации, а также организации, осуществляющие производство научно-технической продукции, имеющие трудовые отношения с молодыми российскими учеными — кандидатами наук и (или) молодыми российскими учеными — докторами наук, работы которых были представлены этими организациями на конкурс.
  9. Сайте Министерства образования и науки РФ: http://минобрнауки.рф
  10. РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ НАУЧНОЫЙ ФОНД (РГНФ)

Российский гуманитарный научный фонд был создан по инициативе российских ученых Правительством Российской Федерации в сентябре 1994 года. Основными целями фонда являются государственная поддержка развития гуманитарных наук, распространение гуманитарных знаний в обществе, возрождение традиций отечественной гуманитарной науки.

Для достижения целей Фонд проводит несколько десятков конкурсов различных видов по всем основным направлениям гуманитарного знания: истории, археологии, этнографии, экономике, философии, социологии, политологии, правоведению, науковедению, филологии, искусствоведению, психологии, проблемам комплексного изучения человека, психологии и педагогике.

Ежегодно в рамках конкурсов РГНФ поддерживает инициативные научно-исследовательские проекты, проекты по изданию научных трудов, проекты по развитию научных телекоммуникаций и материальной базы научных исследований, проекты по созданию информационных систем, проекты экспедиций, других полевых исследований, экспериментально-лабораторных и научно-реставрационных работ, проекты по организации российских и международных научных мероприятий, проекты участия российских ученых в научных мероприятиях за рубежом и командировок российских ученых для работы над совместными научно-исследовательскими проектами.

Виды конкурсов: Основной конкурс. Региональные конкурсы. Международные конкурсы. Конкурс поддержки молодых ученых. Конкурс проектов подготовки научно-популярных трудов. Конкурс для физических лиц. Конкурс РГНФ — Императорское Православное Палестинское Общество

Источник: https://www.sechenov.ru/univers/structure/department/otdel-upravleniya-innovatsionnoy-deyatelnostyu/fonds/rossiyskie.php

Государственное финансирование инновационных проектов

Важнейшим источником финансирования инновационных проектов является федеральный (государственный) бюджет. Региональные бюджеты также являются источниками финансирования инноваций.

Расходы из федерального бюджета на инновации отражаются в отдельной статье бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу».

Кроме того, в федеральном бюджете затраты на инновации предусматриваются в ведомственной структуре расходов (по отраслям) — статья «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса».

  • Объектами бюджетного финансирования в инновационной деятельности являются:
  • –приоритетные направления научно –технического прогресса;
  • –целевые бюджетные фонды;
  • –научные отрасли, ведущие фундаментальные и поисковые исследования.

По приоритетным направлениям научно-технического прогресса из федерального бюджета финансируются комплексные федеральные инновационные программы, государственные научно –технические и международные программы.

В целевые бюджетные фонды, формируемые за счет федерального бюджета, входят Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.

Частично за счет федерального бюджета формируется и Фонд производственных инноваций.

В основном за счет федерального (государственного) бюджета финансируются сектора науки, ведущие фундаментальные и поисковые исследования, к которым относятся академический и вузовский сектора науки, государственные научные центры и государственные комплексные научно –исследовательские и проектно-конструкторские институты.

В разных странах государство разными способами регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями.

Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказывают социальные и экономические проблемы. [2]

В условиях, когда высока неопределенность коммерческого успеха инновационного проекта, велики затраты финансовых ресурсов, частный сектор предпочитает ориентироваться не на перспективное, а на существующее соотношение спроса и предложения.

В этой связи, задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, которая включает в себя информационное обеспечение, подготовку кадров, проведение маркетинговых разработок, в том числе на внешнем рынке.

  1. Основные функции государственных органов в инновационной сфере:
  2. – аккумулирование средств на НИОКР и инновации;
  3. – координация инновационной деятельности;
  4. – стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страховании инновационных рисков;
  5. –введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
  6. – создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
  • – кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  • – формирование инновационной инфраструктуры;
  • – институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
  • – обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
  • – повышение общественного статуса инновационной деятельности;
  • – региональное регулирование инновационных процессов;
  • – регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Государственное финансирование или экономическая поддержка базируется на выборе приоритетов,генеральных стратегических направлениях и ориентирах эффективного научно –технического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно –нормативной и государственной финансово –ресурсной поддержке инновационной активности предприятий. [4]

Используются формы и методы, соответствующие потенциальным возможностям, которые предоставляют существующие рыночные отношения. Государство формирует цели и принципы в инновационной и научной сферах, при этом необходимо различать научно –техническую и инновационную политику.

В первом случае государство преследует цель получения новых научных знаний. Цель инновационной политики – создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности.

Большая часть финансирования инновационных процессов приходится на так называемое косвенное финансирование, к которому относятся:

  1. – выделение субсидий (вместо прямого финансирования НИОКР), понижающих затраты на НИОКР, и применение льготного налогообложения;
  2. – развитие системы венчурного финансирования;
  3. – развитие фондовых рынков;
  4. – укрепление институциональных (пенсионных) фондов;
  5. – содействие частным инвестициям;
  6. – развитие сферы образования;
  7. – подготовка профессиональных и управленческих кадров;
  8. – формирование управленческих консультационных фирм;
  9. – создание научно-технических информационных центров;
  10. – разработка иммиграционного законодательства.

Стоит также отметить, что предоставление государством средств осуществляется на основе конкурсного отбора, возвратности, срочности, платности и обеспеченности, причем в конкурсном отборе участвуют бизнес-планы проектов с полученными на них заключениями государственной экспертизы.

Также обязательным условием является тот факт, что сам инициатор проекта должен вложить в его реализацию как минимум 20% от объема необходимых средств, срок окупаемости проектов не должен превышать 2-х лет и размер государственной поддержки зависит от форм финансирования проектов и от категории проектов. [3]

Финансирование инновационной деятельности может осуществляться и из так называемых бюджетных и внебюджетных фондов финансирования НИОКР. (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Российский Фонд Технологического Развития и др.)

Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:

– налоговые льготы. К ним относится освобождение от налогообложения отдельных категорий плательщиков или отдельных видов деятельности; изъятие из объекта налога определенных составляющих его элементов; установление необлагаемого минимума объекта налога; понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков; отсрочка взимания налога; вычет из начисленной суммы налога.

– инвестиционный налоговый кредит. Это такое изменение срока уплаты налога (на прибыль или доход), при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных процентов.

Уменьшение производится по каждому платежу налога до тех пор, пока сумма, неуплаченная организацией в результате всех таких уменьшений не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором, который заключается между организацией и налоговой службой.

Недоплаченная сумма называется накопленной суммой кредита.

Организация может иметь несколько договоров по разным основаниям. Накопленная сумма кредита в этом случае определяется по каждому основанию отдельно.

Данный договор должен содержать сумму кредита с указанием налога, срок действия договора и «льготные» проценты, начисленные на сумму кредита (от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ). Далее отражается порядок, сумма и срок погашения.

В договоре должно быть оговорено обеспечение данного кредита и указаны документы о залоговом имуществе или поручительстве, ответственности и т.д.

– предоставление права на ускоренную амортизацию. Государство дает возможность фирмам уменьшить налогооблагаемую прибыль (за счет роста амортизации при сохранении той же цены) и за счет этих средств приобретать новое оборудование.

Ускоренной амортизации могут подвергаться основные средства и объекты интеллектуальной собственности (часть нематериальных активов). Могут вводиться новые нормы амортизационных отчислений и методики их начисления, соответствующие современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств.

Ускоренная амортизация позволяет предприятиям значительно увеличить объемы собственных инвестиционно-воспроизводственных ресурсов.

– неналоговые направления. Выдача государственных поручительств в качестве обеспечения кредитов, привлекаемых под реализацию проектов на рынке. Наиболее привлекательным является предоставление частичных поручительств, чтобы не снимать полностью ответственность с основного инвестора и не допускать лоббирования заинтересованными должностными лицами неэффективных проектов.

Источник: https://studopedia.net/5_49781_gosudarstvennoe-finansirovanie-innovatsionnih-proektov.html

Ссылка на основную публикацию