Государственное регулирование малого предпринимательства — студенческий портал

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

Субсидии от центра занятости

Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться.

Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации.

Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.

Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие.

Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период).

Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.

Грантовая поддержка

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб.

Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор.

В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб.

Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям.

В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.  

В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.  

Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.

Помимо этого в Санкт-Петербурге разработаны программа поддержки предпринимателей, создающих детские центры; программа поддержки предпринимателей, занимающихся ремесленничеством, и другие программы.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса.

Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области.

На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

На сайте Министерства экономического развития РФ можно воспользоваться списком уполномоченных органов по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.

Федеральные программы поддержки бизнеса

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).

  • Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.
  • Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.
  • Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др. 
  • Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.

  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам.

Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов.

Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.

Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.

Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.

Узнать больше

Региональные программы поддержки

Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.

Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.  

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:

  • организация соответствует критериям субъекта МСП;
  • организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
  • отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
  • отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
  • имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.

В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %.

Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.

Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году

Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена.

Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

  1. 15 бесплатных сервисов для предпринимателей
  2. Льготы для малого бизнеса: на что можно рассчитывать
  3. Подпишитесь на наш канал в Telegram @konturjournal, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса. 

Источник: https://kontur.ru/articles/4710

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ

Миронов И. А. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 253-255. — URL https://moluch.ru/archive/233/54198/ (дата обращения: 20.03.2020).



Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса развития экономики, так и для самих представителей малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации отстает от существующих возможностей и нужд. Для ликвидации подобного противоречия предлагается комплекс мер по государственному регулированию малого бизнеса, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.

Ключевые слова: государство, поддержка, малый бизнес, регулирование, предпринимательство, Российская Федерация, предприятие.

Problems of small business, its state regulation and support is a topic for constant disputes of the scientific community, government bodies and this is interpreted as its indisputable importance for the country, as the main resource for economic development, and for small business representatives themselves.

Small business development in the Russian Federation lags behind existing opportunities and needs. To eliminate this contradiction, a package of measures is proposed for the state regulation of small business, both at the federal level and at the regional level.

Keywords: state, support, small business, regulation, entrepreneurship, Russian Federation, enterprise.

Читайте также:  Возрастающая функция, убывающая функция - студенческий портал

С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования предпринимательства, чтобы создать благоприятные условия для того, чтобы граждане проявили инициативу и установили цивилизованные отношения между бизнесом и обществом.

Государственное регулирование предпринимательства включает в себя как стимулирующие, так и контрольно-ограничительные меры для обеспечения того, чтобы участники рынка соблюдали определенные правила «игры», без каких управление невозможно.

Государство регулирует как мелкий бизнес, так и монополию.

Малые и средние предприятия играют важную роль в формировании конкретной среды, насыщая потребительский рынок, быстро реагируя на изменения ситуации, предопределяя необходимые структурные сдвиги.

Развитие сети малых предприятий позволяет улучшить детальную и технологическую специализацию крупных промышленных и экономических комплексов, к каким они поставляют составные элементы готовой продукции.

Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживают общественные конфликты, создают рабочие места [2, с. 254].

Предпосылками для развития малого бизнеса в Российской Федерации являются недоразвитость рынков потребительских товаров и услуг, наличие скрытой безработицы, неиспользуемые мощности на предприятиях и так далее.

Деятельность малых предприятий сосредоточена в основном на местном рынке, на решении региональных проблем. Они становятся основой для формирования рациональной структуры местной экономики и ее финансирования.

  • Приоритетными областями малых предприятий, какие заслуживают особой государственной поддержки, являются [3, с. 155]:
  • – инновации,
  • – сельскохозяйственное производство,
  • – производство потребительских товаров,
  • – предоставление промышленных и бытовых услуг, строительство объектов социальной сферы, место назначения.
  • Меры поддержки малого бизнеса могут быть объединены в 3и группы [4, с. 454]:
  • – нормативно-правовое регулирование: упрощение процедуры регистрации, лицензирования, налогообложения, учета, доступа к государственным (муниципальным) заказам и другим актам прямого действия;
  • – организационные и административные: создание фонда нежилых помещений, безопасность лица и имущества, консультационные и юридические услуги, обучение;
  • – финансовые: региональные и муниципальные фонды поддержки, льготное кредитование, предоставление гарантий, лизинг, страхование и другие формы внебюджетного финансирования.
  • Государственная поддержка малого бизнеса в РФ осуществляется в соответствии с федеральным законом о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, иными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ним, указами Президента РФ, постановлениями Правительством РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами РФ [1].
  • Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется в следующих областях:
  • – формирование инфраструктуры для поддержки и развития малого бизнеса;
  • – создание льготных условий для использования субъектами малого бизнеса государственных финансовых, материальных, технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • – создание упрощенной процедуры регистрации малых предприятий, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции и представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • – поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, в том числе содействие развитию их торговых, научных, технических, промышленных, информационных отношений с зарубежными странами;
  • – организация обучения, переподготовки и повышения квалификации для малых предприятий.
  • Для достаточно развитого сектора малого бизнеса необходимо [5, с. 217]:
  1. сосредоточить усилия государственной поддержки на стимулировании инновационного предпринимательства;
  2. перенести центр тяжести поддержки и создать условия для его развития с федерального до муниципального уровня;
  3. начать работу над конституционным статусом среднего бизнеса,
  4. создать условия для более тесного юридического и экономического взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом;
  5. создать условия для развития интегрированной системы поддержки бизнеса (лизинг, франчайзинг);
  6. сформировать систему гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого бизнеса, особенно для долговых инвестиций;
  7. ежегодно предоставлять в бюджеты субъектов РФ и муниципалитетов распределение льготных государственных и муниципальных инвестиционных кредитов для поддержки малого бизнеса.

Формирование политики государственного регулирования экономики и предпринимательства определяется главной целью, к какой стремится государство.

В настоящее время такой целью является восстановление достойного положения России в мировом экономическом сообществе, возрождение ее экономического, научного, технического и культурного потенциала.

Малый бизнес в этом случае является экономическим и социальным инструментом, который поможет повысить местную экономику и станет эффективным средством экономического и социального развития на реструктурированных промышленных предприятиях.

Поэтому сегодня главное — поддержка отечественных производителей, развитие государственной политики по стимулированию производства и производства конкурентоспособной продукции.

  1. Государство должно устанавливать правила, обеспечивать реальную поддержку, устанавливать стратегическую концепцию, ставить цели, а задача менеджеров — использовать эти возможности и обеспечить развитие производства.
  2. Это небольшие предприятия, особенно в случае эффективно развитой государственной политики в области малого бизнеса, какие могут стать основой рыночных структур во многих секторах, обеспечить поток инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым объединить процессы структурной политики и формирование Всероссийского рынка.
  3. Литература:
  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
  2. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И. А. Василенко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 494 c.
  3. Гегедюш, Н. С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н. С. Гегедюш, Е. В. Масленникова, М. М. Мокеев и др. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 238 c.
  4. Иванов, В. В. Муниципальное управление: Справочное пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 718 c.
  5. Наумов, С. Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С. Ю. Наумов, Н. С. Гегедюш и др. — М.: Дашков и К, 2016. — 556 c.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, государственная поддержка, Российская Федерация, малое предпринимательство, предприятие, поддержка, местная экономика, государство, государственное регулирование, РФ.

Источник: https://moluch.ru/archive/233/54198/

Правовое регулирование форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в россии и за рубежом

  • АННОТАЦИЯ
  • В данной работе рассматриваются актуальные проблемы правового регулирования форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также современные тренды развития нормативного правового регулирования разрешения разногласий в данной сфере, особый акцент делается на изучении зарубежного опыта в данном вопросе.
  • Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, МСП.

Сегодня, в эпоху стремительных перемен, особая роль в экономике отводится малым предприятиям, как субъектам экономики, которые наиболее чутко реагируют на изменения рыночной конъюнктуры. Однако, не смотря на это, они также являются и наиболее уязвимыми перед воздействием на них неблагоприятных экономических процессов, в связи с чем, нуждаются в особом к ним отношении со стороны государства.

На деятельность малого и среднего предпринимательства оказывают влияние различные внешние факторы, из которых важнейшее значение принадлежит государственной политике в области поддержки предпринимательства. Роль данного фактора многократно возрастает в период ухудшения социально-экономической ситуации в стране.

Российская Федерация и ее субъекты определяют государственную политику в области развития малого и среднего предпринимательства.

Разрабатываются и утверждаются федеральные программы, программы субъектов  РФ, а также программы на  муниципальном уровне, где указывается объем и источник  финансирования данных программ.

Кроме того прогнозируется результативность  деятельности соответствующих органов государственной и местной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Проводить государственную политику в сфере развития малого и среднего предпринимательства призваны исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. При этом ведущее место в структуре федеральных органов исполнительной власти занимает Правительство РФ.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства являются разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления и ответственность названных органов за обеспечение надлежащих условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Установление такой ответственности необходимо и вызвано спецификой этого вида предпринимательства, так как здесь необходима государственная и местная поддержка в создании льготных условий для малых и средних предприятий для их предпринимательской деятельности.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является частью государственной социально-экономической политики.

Она представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом.

Правительство РФ осуществляет помощь малому и среднему бизнесу за счет федеральных и региональных программ.

Имеется множество законодательных актов, которые регулируют вопрос получения финансовой поддержки не только предприятиям, но и физическим лицам.

Основным законом все-таки принято считать Федеральный закон № «О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации» от 24 июля 2007 года [1].

На сегодняшний день существует несколько разновидностей оказания помощи предпринимателям малого и среднего бизнеса, таким образом, система программ поддержки малого бизнеса является многоуровневой. Организационная система поддержки может быть:

  • финансовой – денежное оказание помощи для предпринимателей малого и среднего бизнеса;
  • имущественной, вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом. Например, предоставление земельных участков, различных строений и так далее;
  • информационной, помощь заключается в виде формирования не только федеральных, но и региональных информационных систем, в том числе и определяется целесообразность их функционирования;
  • консультационной, помощь предоставляется в виде обучающих курсов, на которых оказывают консультации по правильности направления развития бизнеса, в том числе и целесообразности его создания в той или иной области;
  • организационная, разработка и внедрение программ, которые направлены на подготовку, переподготовку кадров, повышение квалификации сотрудников, которые работают в малом бизнесе и являются весьма ценными сотрудниками.
Читайте также:  Методы обучения в педагогике - студенческий портал

В России ежегодно разрабатывается большое количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства.

Так, например, в сфере торговли основной программой является Стратегия развития торговли в РФ на 2010 — 2015 годы и период до 2020 года [2], главная цель, которой — создание эффективной инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного развития экономики.

Создано большое количество программ ориентированных на получение грантов для развития малого и среднего бизнеса при соблюдении ряда условий, которые не всегда являются доступными.

Реализация этих программ не создает положительных эффектов на уровне страны в целом из-за отсутствия централизованных совместных и конструктивных действий по реализации программы, что является одной из причин отставания в этом направлении от зарубежных стран.

  1. К числу факторов, препятствующих эффективному развитию малого бизнеса в России, можно отнести:
  2. -отсутствие цивилизованной конкурентной среды;
  3. -несоответствие нормативно-правового обеспечения реальным условиям развития малого бизнеса;
  4. -несовершенство системы налогообложения;
  5. -низкое качество информационно обеспечения органов поддержки малого бизнеса;
  6. -низкая компетентность представителей органов поддержки малого бизнеса в вопросах предпринимательства;

-отсутствие системы юридической защиты малого бизнеса и т.д.

В Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, малое и среднее предпринимательство находит все более значимую  помощь и особое внимание со стороны государства. Развитость поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах находится на более высоком уровне, чем в России.

Это связано с длительным периодом становления рыночного хозяйства, а также с тем, что правительство зарубежных стран придает большое значение малым формам предприятий и оказывает им разную поддержку в развитии, а именно, разрабатывают специальные программы поддержки и предоставляют разные виды льгот.

Анализ уровня развития предпринимательства в России и в зарубежных странах показывает, что вклад сектора малого и среднего предпринимательства  в ВВП в большинстве развитых стран колеблется  от 50% до 60%. В России данные предприятия обеспечивают лишь 29% ВВП.

 Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве меньше в 2-3 раза.

Механизмы поддержки, которые используют развитые страны характеризуются системностью и эффективностью, а самое главное, наличием положительных результатов, кроме того данная необходимая помощь со стороны государства направлена на снижение рискованности малого бизнеса.

В США создана Администрация Малого Бизнеса (АМБ). АМБ защищает интересы малых форм предприятий на правительственном уровне и имеет представительства в крупных городах страны, что способствует распространению политики на все штаты.

АМБ реализует большое количество программ, которые являются вполне доступными для участников малого и среднего предпринимательства.

Региональные представительства АМБ тесно связаны с Центрами развития предпринимательства, основными задачами которых является обучение представителей малого и среднего предпринимательства навыкам ведения бизнеса, поиск источников финансирования и оказание консультаций по повышению стоимости действующего предпринимательства.

Управление деятельностью малого и среднего предпринимательства в Японии контролируют правительственные организации, такие как Управление малых предприятий, основными направлениями которого являются надзор за выполнением МСП антимонопольного законодательства, обеспечение и поддержка интересов МСП, установление ответственности заказчиков и исполнителей при заключении договорных отношений. Законодательство устанавливает статус предприятий малых форм и размер льгот для них в соответствии с видом деятельности, а также регулирует рыночную стоимость выпускаемой ими продукции, что дает возможность правительству контролировать цены и сдерживать рост инфляции. Также правительство выделяет субсидии, займы и оказывает помощь в получении кредитов на всех этапах развития субъектов МСП, ведущих свою деятельность в области высокотехнологичной промышленности. Государство поддерживает предпринимательство, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров.

  • В Китае функционируют следующие организации по поддержке малого и среднего предпринимательства:
  • — Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства, который способствует защите интересов субъектов малого бизнеса во всех экономических направлениях, обеспечивая определенные налоговые льготы и финансирование.
  • — Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в организации специальных условий сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого и среднего предпринимательства.

— Государственная информационная служба CSMEO, которая была создана в 2001 году, занимается предоставлением услуг по консультированию населения в вопросах деятельности малого и среднего предпринимательства через свой интернет-сайт.

Охватывает все регионы, что делает возможным своевременное информирование населения о состоянии рынка труда, изменениях действующего законодательства, последних достижениях в области науки и техники, а также о состоянии предпринимательства.

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации.

При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой.

Государство призвано, в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти.

Зарубежный опыт является достаточно показательным и полезным в целях создания в России действенного механизма реальной государственной поддержки малому и среднему предпринимательству как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

Данный вопрос остается   открытым и не решенным до конца, так как рынок в нашей стране еще продолжает формироваться и соответственно, малые предприятия нуждаются в особом отношении и поддержке со стороны государства, которая должна осуществляться постоянно, системно, опираясь на совершенное законодательство, предоставляющее возможность каждому желающему заниматься предпринимательской деятельностью.

Список литературы:

  1. О развитии малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
  2. Стратегия развития торговли в РФ на 2010 — 2015 годы и период до 2020 года:   Приказ Минпромторга России от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 — 2016 годы и период до 2020 года» [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Источник: https://sibac.info/studconf/science/lxviii/139876

Налоговое регулирование малого предпринимательства

1 Тускаева М.Р. 1 Гоконаева Д.А. 1 Ревазова Э.Т.

1 1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), Владикавказский филиал
Государственная поддержка малого предпринимательства создает правовые и организационные условия для роста деловой активности малых предприятий; реализует научно-техническую, инновационную, инвестиционную и ценовую политику; налоговую и кредитно-финансовую политику для обеспечения эффективного развития малого бизнеса; оказывает содействие во внешнеэкономической деятельности, а также упрощает порядок регистрации и форм отчетности. Специальные налоговые режимы рассматриваются как особый способ налогообложения малого бизнеса. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной, не обязательно льготной, системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом нецелесообразно или просто невозможно.

государственное регулированиемалое предпринимательствоспециальные налоговые режимы
1. Дзагоева М.Р., Тускаева М.Р. Проблемы реализации программ по поддержке малого бизнеса в муниципальных образованиях // Молодежь и наука: актуальные вопросы социально-экономического развития региона. – 2012. – С. 176–180.
2. Тускаева М.Р. Механизм регулирования процессов модернизации малых предприятий республики Личность и общество: социокультурные, экономические и политико-правовые аспекты взаимодействия в условиях глобализации: материалы региональной научно-практической конференции. – 2013. – С. 185–189.
3. ТускаеваМ.Р. Частно-государственное партнерство в ходе реализации программ по поддержке малого бизнеса в муниципальных образованиях: труды молодых ученых Владикавказского научного центра РАН. – 2011. – № 3–4. – С. 161–166.
4. Тускаева М.Р., Кудаева А.М. Сравнительный анализ налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации и в зарубежных странах // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2015. – С. 453–461.
5. Тускаева М.Р., Кцоева И.К. Налоговое стимулирование инноваций // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2015. – С. 462–467.
6. Тускаева М.Р., Гоконаева Д.А. Формирование инновационной системы в условиях модернизации экономики РФ // Стратегия устойчивого развития регионов России. – 2014. – № 23. – С. 60–64.
7. Тускаева М.Р. Развитие форм информационно-аналитического обеспечения модернизации производственного комплекса Северо-кавказского региона // Устойчивое развитие горных территорий. – 2013. – № 2. – С. 100–104.
8. Тускаева М.Р. Совершенствование управления модернизацией предприятий промышленности (на примере республики Северная Осетия-Алания): дис. … канд. эконом. наук / Северо-кавказский горно-металлургический институт. – Владикавказ, 2006.

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства ведется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Специально созданные государственные организации защищают интересы малого предпринимательства и следят за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований. Государственная поддержка малого предпринимательства создает правовые и организационные условия для роста деловой активности малых предприятий; реализует научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую политику; налоговую и кредитно-финансовую политику для обеспечения эффективного развития малого бизнеса; оказывает содействие во внешнеэкономической деятельности; упрощает порядок регистрации и форм отчетности [1].

  • Целями государственной политики регулирования малого предпринимательства являются:
  • 1) снижение безработицы;
  • 2) развитие инвестиционных процессов;
  • 3) финансирование разработок инновационной продукции.
  • В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство [2].
  • Наиболее распространены такие формы государственной поддержки, как:
  • – установление долгосрочных программ развития малого предпринимательства на законодательном уровне;
  • – включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса.

В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью.

В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам [3].

  1. Государственное содействие развития малого предпринимательства в России ведется по следующим направлениям:
  2. 1) создание государственных и негосударственных источников финансирования малого бизнеса;
  3. 2) использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
  4. 3) обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
  5. 4) создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти, неправительственные объединения и организации, специализированные организации инфраструктуры, фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
  6. 5) осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов;
  7. 6) создание долгосрочных целевых программ государственной поддержки малого бизнеса;
  8. 7) оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
  9. 8) предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.
Читайте также:  Педагогическая наука как система знаний - студенческий портал

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим налогообложение малого бизнеса, является Налоговый кодекс РФ. Однако в НК РФ отсутствуют понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Это означает, что никаких специальных условий налогообложения, в том числе налоговых льгот, напрямую для малых предприятий не установлено.

  • В настоящее время в России действуют две системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общий режим и специальные режимы налогообложения.
  • Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.
  • Специальные налоговые режимы рассматриваются как особый способ налогообложения малого бизнеса.

Под специальным налоговым режимом законодатель признает особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной, не обязательно льготной, системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающий в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом нецелесообразно или просто невозможно.

  1. Налоговое регулирование в виде применения специального налогового режима может проявляться в двух формах: [4]
  2. – в виде упрощения системы налогообложения, учета, отчетности;
  3. – в виде снижения налогового бремени по сравнению с общеустановленным режимом налогообложения.
  4. На территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ установлены следующие специальные режимы налогообложения:
  5. 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  6. 2) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  7. 3) упрощенная система налогообложения;
  8. 4) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
  9. Основная цель этих режимов – упростить порядок исчисления и взимания налогов в зависимости от субъектного состава или вида предпринимательской деятельности. В работе установлены факторы, влияющие на выбор государством специальных режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства:
  10. – специальные налоговые режимы направлены на создание более щадящего налогового обременения. Это связано с тем, что государственным приоритетом в условиях становления отечественной рыночной экономики является создание конкурентной среды, а она возможна лишь в случае присутствия на рынке большой массы организаций и индивидуальных предпринимателей [5];

– важнейшим принципом налогообложения является принцип экономии.

Малые и средние участники рынка не имеют возможности минимизировать удельные расходы по исчислению и уплате налогов, они не могут содержать достаточный штат квалифицированных специалистов для осуществления налогообложения по общеустановленной системе.

А налоговые органы несут чрезмерные расходы по организации налогового контроля за массой мелких налогоплательщиков. Все это может привести к тому, что собранные налоги не покроют затрат на их сбор;

– любая система налогообложения эффективна постольку, поскольку в ее рамках можно наладить действенный налоговый контроль.

Состояние экономики России в настоящий момент таково, что существуют отдельные виды деятельности, наличный денежный оборот которых сложно проконтролировать.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим эти виды деятельности, проще вменить получение определенного дохода, основываясь на данных статистических и налоговых органов по доходности этих видов деятельности [6].

Специальные налоговые режимы могут применяться не всеми категориями налогоплательщиков, существуют ограничения на их применение, такие как осуществляемый вид деятельности, численность работников, состав и размер доходов и др.

С момента введения, т.е.

в течение последних 10 лет, специальные налоговые режимы дорабатывались и редактировались с учетом практики их применения с целью стимулирования субъектов предпринимательской деятельности к их применению, выхода из сферы «теневого» бизнеса, а также для исключения возможности ухода от налогообложения и снижения поступлений налогов в бюджетную систему. Совершенствование таких специальных налоговых режимов, как ЕСХН и УСНО, позволило снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысить темпы развития производства и инвестиционной деятельности, увеличить занятость населения.

Упрощение налогообложения и ведения налоговой и бухгалтерской отчетности, предусмотренное специальными налоговыми режимами, привело к снижению издержек, связанных с необходимостью ведения соответствующего учета, повышению эффективности налогового администрирования. Указанные преимущества специальных налоговых режимов вызвали в последние годы существенное увеличение количества налогоплательщиков, которые их применяют.

В настоящее время перспективы развития и роль малого бизнеса в экономике России находятся под пристальным вниманием общественности.

Согласно представленным в основных направлениях налоговой политики РФ на перспективу направления развития налоговой системы в целом ее структура не будет меняться кардинально. В 2016 г.

приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются прежними т.е.

создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Чтобы иметь перспективы развития малого бизнеса в стране, для начала требуется создать специальные условия налогообложения и налоговые льготы для малых предприятий, так как в НК РФ это не предусмотрено.

Малое предпринимательство, как показывает мировой и отечественный опыт, способствует быстрому развитию сбалансированной экономики, повышению эффективности производства, гибкости хозяйственной стратегии и тактики, быстроте и качеству принятия и реализации управленческих решений, повышению уровня компетентности и ответственности предпринимателя за конечные результаты производства [7].

Однако для того, чтобы малое предпринимательство активно развивалось в нашей стране, необходима соответствующая законодательная база, разумные налоговые и экономические льготы, а также прямая поддержка государства в виде подготовки кадров, прямых инвестиций и создания условий для действия международных организаций, скорейшее формирование механизма венчурного капитала. Для превращения малого предпринимательства в основу экономического роста России согласно правительственной программе оно должно стать качественно иным. По направлениям деятельности оно должно ориентироваться в основном на производство наукоемкой высокотехнологичной продукции, меняться по технической и технологической оснащенности, снижать издержки, повышать качество продукции, успешно совершенствовать процесс управления модернизацией на всех этапах производства и т.п. [8].

Будущая основа российского экономического роста должна иметь гораздо большие, чем сегодня, финансовые резервы и совершенно иные кредитные возможности.

Библиографическая ссылка

Тускаева М.Р., Гоконаева Д.А., Ревазова Э.Т. Налоговое регулирование малого предпринимательства // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-3. – С. 648-651;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39599 (дата обращения: 20.03.2020).

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39599

Государственная поддержка малого предпринимательства

Во всех странах государство содействует и помогает малому бизнесу, но формы и методы государственного регулирования этого сектора различны.

Можно выделить два направления регулирования: создание общих условий для функционирования бизнеса вообще и малого бизнеса в частности; содействие и помощь отдельным мелким и средним предприятиям в целях их лучшей адаптации к условиям хозяйствования.

Первому направлению в большей мере присущи косвенные методы регулирования (антимонопольное законодательство, налоговая и кредитная политика), второму — прямые методы (оказание финансовой помощи отдельным предприятиям, налоговые льготы определенным группам малого бизнеса и др.).

Для стран с развитой экономикой в настоящее время характерно сокращение прямых методов в пользу косвенных и селективных методов поддержки малого бизнеса, а также перенос их на региональный и местный уровень.

Для развивающихся стран и стран с трансформационной экономикой — формирование благоприятной среды для развития бизнеса, стимулирование массового создания малых предприятий, преобладание прямых методов регулирования.

В России правительство также уделяет большое внимание малому предпринимательству в соответствии с федеральными программами государственной поддержки малого предпринимательства. Всего таких программ было пять, начиная с первой (1994-1995 гг.

) и кончая пятой (на 2001 г.). Затем была принята «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.

)» и «Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации».

Все программы содержали широкий спектр мероприятий:

  • — формирование инфраструктуры для малого предпринимательства;
  • — создание льготных условий использования финансовых, материальных и информационных ресурсов;
  • — установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
  • — организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса и др.

Финансирование этих программ должно было осуществляться не менее чем на 50% из госбюджета, остальное — за счет собственных средств и ресурсов субъектов Российской Федерации.

К сожалению, ни одна из программ не была полностью выполнена и не только из-за отсутствия финансовых средств и ресурсов (первая программа была профинансирована из бюджета на десятую часть от запланированного, некоторые программы не получили ничего из бюджета), но и из-за их нереалистичное™, декларативности и неконкретное™ поставленных задач, слишком широкого спектра мероприятий и отсутствия координации мер поддержки, осуществляемых по разным направлениям.

Тем не менее успехи в создании инфраструктуры для малого предпринимательства весьма ощутимы как на федеральном, так и на региональном уровне.

В настоящее время малым предпринимательством занимаются:

  • — Федеральная антимонопольная служба;
  • — Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (в 74 регионах есть такие же фонды);
  • — Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере и другие фонды;
  • — Торгово-промышленная палата РФ ( 145 ТПП в регионах);
  • — Российская ассоциация развития малого предпринимательства (58 региональных отделений);
  • — бизнес-школы (более 220);
  • — технопарки, бизнес-инкубаторы (около 40);
  • — лизинговые компании (более 320);
  • — учебно-деловые центры (свыше 50);
  • — региональные информационно-аналитические центры (более 40).

Во многом изменилось отношение к малому предпринимательству со стороны как высших эшелонов власти, так и населения, осознавших его важность и необходимость для дальнейшего развития экономики страны.

Источник: https://ozlib.com/853273/ekonomika/gosudarstvennaya_podderzhka_malogo_predprinimatelstva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector