3. Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в XI в.
3.1. Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной оценки социально-экономического строя.
И. Я. Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во второй половине XI в. пришли города-государства с республиканским строем правления. Во главе каждого их них стояло народное вече, приглашавшее или выбиравшее князя для выполнения служебных функций.
Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским – защитником Русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.
3.2. Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи «военной демократии» и ограничивающих княжескую власть.
• К ним относится вече, которое, например, активно действовало в Новгороде на протяжении всего XI в. и позднее. В Киеве же о его существовании нам известно меньше, но и здесь летописи фиксируют его созывы в кризисные моменты, когда вече было призвано исправлять ошибки княжеской власти или компенсировать ее временную слабость.
• Двоякую роль играла и княжеская дружина. С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а с другой – сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя.
Владимир «думал» с дружиной «о строе земленем и о ратех» (о делах государственных и военных), вынужден был считаться с ее мнением. Так, летописец приводит случай, когда дружина выказала свое недовольство скупостью Владимира, выставившего во время пира деревянную посуду.
Князь, посчитав, что потеря дружины стоит дороже «злата и серебра», удовлетворил ее требование.
Наиболее авторитетные, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет («думу») князя, назывались боярами. Младшие дружинники – рядовые воины – именовались отроками и гриди.
• Вооружение свободных общинников – «воев», характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и во все уменьшавшемся масштабе. В летописи зафиксировано участие общинников в военных действиях. Само существование массы свободных вооруженных людей поддерживало могущество веча.
• Родовой (династический) характер наследования власти. В Древней Руси власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что Древняя Русь воспринималась современниками как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало так называемое лествичное право наследования, т. е.
передачу власти по старшинству (например, не старшему сыну, а брату умершего князя, ставшему старшим в роду). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имел власть только как представитель всего рода. Складывался родовой, или династический, сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси.
• Продолжалась, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя (ее теперь считали священной), что создавало духовные предпосылки для развития самовластия и укрепления княжеской власти. Важно, что в Средние века поведение людей определялось религией не в меньшей мере, чем социально-экономическими и политическими факторами.
3.3. Эволюция древнерусской государственности.
• Усобицы. Смерть князя Владимира (1015) положила начало длительной и кровавой борьбе его сыновей за киевский престол, в ходе которой Святополк убил своих братьев Бориса и Глеба [2] , за что получил прозвище Окаянный.
Опираясь на помощь новгородцев и варягов, победу в усобице одержал Ярослав Владимирович (1019–1054). Вскоре против него выступил другой сын Владимира – Мстислав.
После ряда столкновений братья пришли к соглашению, разделив Русь на две части: левобережье Днепра с центром в Чернигове отошло к Мстиславу, правобережные земли с Киевом, а также Север Руси с Новгородом остались за Ярославом. В 1036 г.
умер не имевший наследников Мстислав, что позволило Ярославу восстановить под своей властью единство Руси. Периодически вспыхивавшие усобицы свидетельствовали о непрочности объединения русского государства.
• Княжение Ярослава Мудрого и начало новых усобиц.
Продолжив политику отца, киевский князь послал в крупные земли и города своих сыновей. Он требовал от них беспрекословного подчинения. При Ярославе, который заслуженно носил имя Мудрый, Русь достигла своего расцвета и превратилась в одно из самых сильных государств Европы. Так, отразив в 1036 г. натиск кочевников-печенегов, она до начала 60-х гг. XI в. не знала вражеских нашествий.
С правящим в Киеве родом Рюриковичей мечтали породниться многие христианские монархи. Дочери Ярослава – Анна, Анастасия и Елизавета – вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Киев превратился в крупный культурный центр.
При Ярославе началось составление письменных законов – знаменитой «Русской Правды». Однако политическая стабильность эпохи правления Ярослава была недолгой.
Ее сохранение, как и территориальная целостность государства, зависели от единства княжеского рода (земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род).
Однако уже после смерти Ярослава Мудрого и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом, посаженным в Киеве и почитаемым младшими «в отца место», начались усобицы уже между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Особенно острой была борьба между детьми Святослава Ярославина, правившего в Черниговской земле, и Всеволода Ярославина, которому отошел Переяславль и далекая северо-восточная окраина – Суздальская земля.
• Местные княжеские династии. С изменением социально-экономической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц перед лицом общей для всех половецкой опасности по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха в г. Любене (1097) был созван съезд князей.
Здесь были приняты решения, подрывавшие основы общеродового старейшинства, но укреплявшие монархический принцип. Князья решили быть «во едино сердце» в борьбе с половцами и утвердили принцип: «Каждо да держит отчину свою», соблюдение которого привело к замене родового владения семейным, а родового старейшинства – политическим единовластием.
В отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии – отдельные ветви рода Рюриковичей. В то же время в таких династиях прямое наследование еще не стало единственно возможным, иногда применялся принцип передачи власти по старшинству.
Так, например, внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславич, заняв силой киевский престол и оттеснив дядю Вячеслава Владимировича, вынужден был под влиянием политической обстановки и культурной традиции пригласить его в 1150 г. в качестве соправителя.
Развитие новых принципов вело к политической раздробленности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://history.wikireading.ru/305327
Политический строй Древней Руси
Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.
Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.
Зарождение общественно-политического строя Древней Руси
Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.
В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.
Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.
Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.
Социально-политический строй Древней Руси
Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».
Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.
Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.
Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.
Особенности политического строя Древней Руси
В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.
Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.
Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.
Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.
Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.
Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.
Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.
Источник: https://historykratko.com/politicheskiy-stroy-drevney-rusi
Государственный строй Древней Руси
Государственный строй Древней Руси можно определить как раннефеодальную монархию.
После объединения славянских племен полян, древлян, кривичей, дреговичей и других в единое государство местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствоваи на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжес-ого совета. С X в. идет замена местных племенных князей младшими членами рода Рюриковичей — наместниками великого киевского князя Уже сыновья Владимира Святославича, а затем и внуки расселись на местных княжеских столах.
В IX-X вв. сформировался важнейший формально-юридический признак раннефеодальной монархии — наследственная передача княжеской власти. Даже при наличии регентства Олега при малолетнем Игоре и Ольги при малолетнем Святославе передача власти по сыновней линии является фактом совершившимся.
С конца X в. в организации власти великого князя происходят серьезные изменения. Между ним и князьями-наместниками, которые приобретают все больше веса и самостоятельности, устанавливаются отношения вассалитета.
Во главе управленческой лестницы как сюзерен находится великий киевский князь, но он лишь первый среди равных. Остальные моловшие князья — его вассалы. Их отношения строятся на основе договора (ряда) или «крестных грамот» (от «целовать крест», приносить присягу).
Младшие князья были обязаны оказывать старшему особый почет, военную помощь, экономическую поддержку, особенно во время войны, что определялось формулой: «быти в воле», «быти в послушании».
В свою очередь сюзерен брал на себя обязанность защищать вассала от обид и притеснений какой-либо третьей стороной, оделять его землей.
Государственное единство Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура .государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, сеньор — от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань).
В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен.
Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.
Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, которая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с государством.
Поначалу князь Владимир Святославич пытался использовать в государственных интересах языческий культ, установив иерархию языческих богов во главе с Перуном — богом грозы и войны, но затем переориентировался на христианскую религию и крестил Русь.
По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия. Христианство, официально принятое в 988 г., распространялось медленно, постепенно отвоевывая позиции у языческих культов. Даже в начале XII в.
не все славянские племена были крещены (например, вятичи). Крещение Руси происходило в значительной степени насильственным путем, особенно в северных русских землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов.
Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, в рост пошла церковная организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном (коллективном) феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отечественной государственности.
Во главе церковной организации стоял митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом (князья пытались добиться права назначения митрополитов самостоятельно, но в рассматриваемый период безуспешно). При митрополите действовал собор епископов. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит.
В своих епархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из местных священников.
Крещение Руси имело важные культурные и политические последствия. Страна становится частью христианского мира, воспринимает его правовую и государственную идеологию. Признанием этого факта, а также подтверждением роста могущества и влияния Руси стали многочисленные династические браки с европейскими монархами.
Источник: https://magref.ru/gosudarstvennyiy-stroy-drevney-rusi/
Учебные материалы по Истории России
Государственный стройКиевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию.
Раннефеодальное Киевское государство образовалось путем объединения мелких княжеств (или на базе договоров, или силой оружия).
С образованием Древнерусского государства (882 год – объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега.) власть великого князя усиливалась и принадлежала старшему среди Рюриковичей.
Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и «слуги под дворским». Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.
Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI―XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти — «снема», т.е. Феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.
Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими.
В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему.
Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).
В своей деятельности князь опирался на совет, состоявший из бояр и “княжих мужей”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства.
В этот момент десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина, принцип этот устанавливается в ходе дальнейшего процесса феодальной раздробленности.
В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание (вече).Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины).
Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).
Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь).
В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решением судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.
Длительный процесс возникновения древнерусской государственности продолжался с VII по XI в. Сложились основные признаки государства: аппарат управления с великим князем во главе; свод законов «Русская Правда» (первая половина XI в.); границы русского государства признавались в договорах с большинством соседей; власть государства признавали 5-7 млн. жителей Древней Руси X-XI вв.
Источник: https://istoria-russia.ru/full.php?article=218
Политический строй Древней Руси
В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9-11-й вв.) — раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.
Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7-м вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.
Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (сначала варяги, а в киевский период — кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных.
Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации.
Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.
К 10-му в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть.
Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11-го в.
важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.
Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9-м в. она резко возросла.
Русь 9-12-го вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.
Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.
Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в Древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12-го в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.
В Древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.
В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.
Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, — «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.
Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.
Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11-го в.) и Владимира Мономаха (1113-1125).
> Поделитесь с нами своим заданием!
Источник: https://historynotes.ru/politicheskim-stroy-drevney-rusi/
Политический строй древнерусского государства
Как и другие государства подобного типа, Киевская Русь IX—X вв.
не представляла собой монолитного целого, а являлась механическим соединением земель с разным уровнем экономического и культурного развития.
В некоторых из них сохранились местные княжеские династии: у древлян — до середины X в., у вятичей и радимичей — до начала XI в. Сохраняла свою самобытность и независимость Полоцкая земля.
Во главе Древнерусского государства стоял великий киевский князь. От его имени заключались договоры Руси с другими странами, его власть была верховной.
Из договоров с греками следует, что «под рукою» великого князя русского находились «светлые и великие князья», сидевшие в крупных городах Руси, и «великие бояре». Это были представители местных князей и старой «нарочитой чади».
Подобно киевскому князю, они имели свои дворы, свои дружины, посылали своих послов в составе общегосударственных посольств при заключении договоров с иностранными государствами.
Местная земледельческая знать в соединении с высшим слоем княжеской дружины составляла ту среду, которая вместе с князем управляла государством.
Борясь за укрепление своей власти, киевские князья стремились отстранить от управления отдельными областями местное «княжье» и заменить их своими ставленниками. Решительный шаг в этом отношении сделала Ольга. Она ликвидировала племенные княжения и насадила везде свою администрацию. Примечательно, что в договоре Святослава с греками (972 г.
) уже нет «светлых и великих князей», сидящих «под рукою» киевского князя. В нем говорится лишь о боярах — «иже суть подо мною Русь, боляре и прочий». «Светлые и великие князи» становились боярами киевского князя. При Владимире в качестве подручных ,в крупных центрах Руси сидели его сыновья.
Это укрепляло внутренние связи Древнерусского государства.
С образованием государства войско делалось принадлежностью не народного ополчения, а аппарата у государственной власти.
Главную роль при князе играла окружавшая его дружина. С нею он ходил в походы; захватывал и делил добычу, подчинял своей власти новые земли, собирал дань. Из дружинной среды выходили слуги и помощники князя по управлению его хозяйством и государством.
Дружина резко делилась на две части (слоя) — старшую дружину (бояре, княжеские мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Старшая дружина, состоявшая из наиболее родовитых представителей знати, а также выдвинувшихся дружинников, являлась ближайшим окружением князя.
Важнейшие дела — военные и внутренние — киевский князь решал в совете со старшей дружиной. С ней он «думал о строе земленом и о ратех и о уставе земленемк Князь должен был считаться с мнением дружины.
В случае разногласия с князем дружина могла отказаться от участия в том или ином предприятии князя.
- Социальное положение старшего дружинника, по «Русской Правде», характеризуется тем, что за убийство взыскивалось 80 гривен, а за гридя или мечника — только 40 гривен.
- Наиболее видные из старших дружинников, такие как Свенельд, при Игоре имели свою дружину и в походах выступали со своими вооруженными силами.
- Представителям старшей дружины поручались важнейшие функции государственного, вотчинного и княжеского управления.
Основным источником материального обеспечения дружинников в первое время была военная добыча и особенно дань, которой князь делился со своими слугами. Наиболее крупные из них получали от князя право на сбор в свою пользу дани с обширных областей.
Население, подвластное князю, обязано было платить ему дань. Древнейшим видом сбора дани являлось полюдье. Князь вместе с дружиной объезжал подворные ему земли и собирал с них дань.
Ее размеры определялись потребностями князя и его дружины, что не могло, разумеется, не порождать конфликтов между князем и населением. Ярким примером полюдья может служить поход Игоря за данью в древлянскую землю, стоивший ему жизни. При Ольге взимание дани было упорядочено.
Были установлены нормы дани — «уроки» и созданы центры административно-финансового управления. Этими центрами были некоторые «погосты» и «места» (сельбища). Здесь находились княжеские мужи, ведавшие сбором дани, судебных пошлин и творившие суд на основе «закона русского».
Сюда привозилась дань населением прилегавшей округи. Дань взималась с «дыма», или «рала» (плуга), т. е. с отдельного хозяйства.
Помимо дани население несло в пользу государства разного рода повинности. Оно обязано было участвовать в военных походах, доставлять припасы, строить крепости и т. д.
Древнерусское государство располагало большими военными силами. Они состояли, с одной стороны, из профессионального войска — дружины князя и дружин его вассалов, а с другой стороны — из народного ополчения «воев».
Вой были несомненным остатком времен военной демократии, когда войско составлял весь вооруженный народ. По мере развития феодальных отношений значение народного ополчения неуклонно падало. Но в раннефеодальный период вой составляли большую, едва ли не основную, силу киевского войска.
Вой были иррегулярным войском, набираемым по мере надобности. Дружинники воевали на конях, вой составляли пешее войско.
Армия Древнерусского государства была организована по десятичной системе. Она делилась на тысячи, сотни, десятки. Командиры этих подразделений носили соответствующие названия: десятские, сотские, тысяцкие. Главой всех военных сил государства являлся князь.
Вооружение древнерусского войска состояло из мечей, сабель, копий, боевых топоров, железных стрел, кованых длинных щитов. Дружинники имели металлические шлемы, знать носила стальные кольчуги. Свидетель борьбы греков со Святославом Лев Диакон сообщает о наличии у русов метательных орудий, пускавших камни.
Наряду с сухопутными войсками русы имели крупный морской флот, при помощи которого они предпринимали смелые морские походы по Черному, Азовскому и Каспийскому морям. Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из больших деревьев и обшитых по бортам досками.
Источник: https://histerl.ru/periudi_istorii/drevnerusskoe_gosudarstvo/politicheskie_stroi.htm
Политический строй Древней Руси
Древнерусское государство по форме правления представляло собой раннефеодальную монархию.Кроме монархического элемента (I), который, несомненно, являлся основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического (II) и демократического правления (III).
I. Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем, а скорее был «первым среди равных». Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.
Главной функцией князя была военная, первой обязанностью – оборона города от внешних врагов. Среди других функций – судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.
Главным содержанием деятельности киевских князей было: 1) объединение всех восточнославянских (и части финских) племен под властью великого князя киевского; 2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; 3) защита границ русской, земли от нападения степных кочевников.
Таким образом, князь являлся высшим военачальником, он организовал оборону страны, сражался во главе своей дружины с кочевниками и Византией, заключал мирные договоры, а также являлся главным организатором внешней торговли, которая стала важнейшей отраслью экономики Древней Руси.
Особенностью политического строя Древней Руси был родовой суверенитетРюриковичей над Русью, т.е. совместное совладение всей территорией страны всех здравствующих потомков Рюрика.
Поэтому каждому князю выделялся удел, который после его смерти отходил не потомкам этого князя, а в общегосударственный фонд, а затем опять перераспределялся между Рюриковичами. Такая система сохранялась до конца XI – начала XII века.
Политический строй Древней Руси был основан на системе «принципата»(старейшинства), согласно которой власть переходит старшему в роду, а не по династической линии. Верховная власть и Киев принадлежала старейшему в роду князю.
Младшие князья за службу старшему князю получали «волости», с которых в форме даней собирали для себя содержание. За несоблюдение условий договора между князьями волость отбиралась в общегосударственный фонд и вновь раздавалась.
Положение начинает меняться в конце XI в. Род князей Рюриковичей сделался очень разветвленным, система их взаимного родства оказалась слишком сложной, осуществление принципа старейшинства стало затруднено. Шло складывание феодальной собственности на землю, т.е.
князья начинали смотреть на волости и уделы не как на временное, а на собственное родовое владение. Любечский съезд 1097 г. фактически разделил страну на три «отчины»: Изяславичей, Святославичей, Всеволодовичей. Порядок старейшинства в 1113 г.
нарушил Владимир Мономах, сев на киевский престол после подавления восстания горожан в обход других претендентов (по «старейшинству» престол умершего Святополка должен был наследовать Ярослав). Владимир Мономах передал престол своему сыну, т.е. попытался установить наследование власти по династической линии. Со второй половины XII в.
старейшинство могло присваиваться путем избрания, независимо от степени родового старшинства. В конце XII в. право на старейшинство давало обладание Киевом (а не наоборот, как раньше).
Со второй половины XII в. на первый план выходит понятие «отчины», которая понималась князьями как владение, которым обладал отец, а потому оно должно передаваться по наследству. «Отчина», «вотчина» часто совпадала с бывшей волостью, т.е.
происходило соединение политической власти над определенной территорией с правом земельной собственности на эту территорию. Возникает княжеско-боярская сеньория. Таким образом, в конце XI – XII вв.
происходит становление феодализма в Древней Руси.
Неотъемлемой частью княжеской властибыла егодружина, с которой он был неразлучен. Это его ближайшие сподвижники в ратных подвигах, товарищи и советники.
Дружина была, как правило, сравнительно невелика и состояла из 700-800 храбрых, обученных и преданных князю воинов, которых он сам подбирал. Из летописи известна история с Яном Усмошвецом (Усмарем), сыном кожевника.
Во время одной из битв с печенегами он победил печенежского богатыря и был принят в княжескую дружину.
Княжеская дружина не была однородна. Уже в X в. она делилась на старшую дружину – бояре, или боляре (от слова «большие»), и младшую – молодь, отроки, гридь. Ярослав, кроме того, упоминает нарочитых, или добрых, людей, не входящих в дружину.
Князь был обязан постоянно советоваться со своей дружиной, прислушиваться к ее мнению. Святослав, например, отказался принять христианство только потому, что дружина была против. Игорь погиб из-за того, что, послушавшись совета своей дружины, пошел вторично собирать дань.
Владимир Святославович победил своего брата Ярополка благодаря поддержке его Блудом, дружинником Ярополка.
Иногда князь собирал ополчение из горожан и свободного сельского населения, которое участвовало в битвах. Так, новгородское ополчение помогло Ярославу Мудрому в борьбе с его братом Святополком за Киевский стол. Постепенно бояре-дружинники перестают жить с князем «на един хлебе», а оседают на земле, владеют селами, превращаются в землевладельцев-феодалов.
II. Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники (бояре), представители городов, иногда духовенство.
На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др.
Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето», хотя право решения и авторитет власти оставались за князем. (Полный состав совета созывался в случае необходимости.)
Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом.
С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и съезды князей (с XI в.), на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств, в том числе проблемы совместной обороны.
III. Демократический элемент управления – это народное собрание, известное как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин.
В сферу компетенции вечевых собраний мог входить самый широкий круг вопросов: от сбора средств для городского ополчения и найма военных отрядов до изгнания или избрания князя. На ранних этапах развития государства городские вечевые собрания существовали повсеместно. Позднее их судьба в разных землях была различной.
Если на северо-западе вече с конца XII в. переживало своеобразный расцвет, то на северо-востоке оно, видимо, уже к концу XII в. прекратило свое существование.
Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами.
Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI–XII вв.
вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления (А.П. Новосельцев).
Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече.
По своему территориально-государственному устройству древнерусское государство было «империей Рюриковичей», аналогичной франкской империи Каролингов и другим раннесредневековым империям Европы.
В нем были объединены различные народы (славяне, финно-угры, балты, тюрки), образования политического характера (союзы племен), самоуправляющиеся города, земли, сохранившие особый статус в составе Руси (Новгород, Полоцк). Отношения между центром и периферией государства были достаточно специфическими: киевские князья облагали подвластные им земли данью, города могли быть даны в качестве удела или волости. Экономическое, социальное и культурное развитие земель шло в основном вне контроля центра.
В то же время, Рюриковичи вряд ли располагали постоянным аппаратом власти на периферии своих владений. Представители князя «наезжали» за данью (существовала система сбора дани – «полюдье»), местное население признавало за ними политическую власть и видело в них своих военных защитников.
Но со временем аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов, начал формироваться.
Из числа дружинников князь назначал посадников – наместников для управления городом, областью; воевод-предводителей различных военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц; сборщиков поземельных податей – данников, судебных чиновников – вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин – мытников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства – тиуны (впоследствии они становятся специальными чиновниками правительства и включаются в систему государственного управления).
Отсутствием унитарности, диктата центра «империя Рюриковичей» отличалась от позднейшей Российской империи, но это региональное самоопределение, безусловно, способствовало распаду государства при наступлении феодальной раздробленности.
Источник: https://megaobuchalka.ru/11/22980.html
История государства и права России. ШпаргалкиТекст
История отечественного государства и права, или история государства и права России, относится к числу фундаментальных дисциплин.
Основной ее задачей является формирование научного представления об основных путях становления и развития отечественной государственности и российской правовой системы и конкретного понимания того, в каких формах и под влиянием каких факторов это развитие происходило.
История отечественного государства и права широко использует метод историко-сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом. Это позволяет:
- А) проследить генезис отечественной государственности, формирование национальной правовой традиции; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в странах Западной Европы;
- Б) выявить динамику и направленность дальнейшего развития отечественного государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших;
- В) объяснить происхождение современного государственно-правового состояния российского общества.
- Развитие государства и права происходит в связи с конкретными историческими реалиями и зависит от множества факторов:
- а) внутриполитической и международной жизни;
- б) социальных коллизий;
- в) идеологического режима;
- г) экономики;
- д) культурных традиций.
Как научная общественно-политическая дисциплина история отечественного государства и права наиболее тесно связана с историей отечественного государства и права, с общей, гражданской историей и с историей государства и права зарубежных стран. В то же время она взаимодействует с целым рядом сугубо юридических дисциплин.
С общей теорией государства и права это взаимодействие наиболее активное: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого.
С отраслевыми юридическими науками, такими как конституционное, гражданское, уголовное право, связь историко-правовых дисциплин выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов как в нашей стране, так и за рубежом.
2. Формирование государства у восточных славян
Восточная Европа населялась славянскими племенами, которые жили на территории восточно-европейской равнины. Их основными занятиями были земледелие, скотоводство, различные виды ремесел, торговля.
Славяне были не кочевым, а оседлым народом. Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в.
фрагментарны, но известно, что у них были сильные вожди и богатая родоплеменная знать.
Выделению родоплеменной знати, имущественному расслоению внутри славянских племен способствовали развитие производства, крупные военные экспедиции против Византии и других соседей.
Под влиянием завоевательных походов славянские племена объединялись в племенные военно-политические союзы. К VIII в. образовалось 14 племенных союзов, возникших как военные объединения.
Организация и сохранение союзов требовали усиления власти вождя и правящей верхушки.
Во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.
В период становления феодальных отношений возник своеобразный общественный строй, имеющий черты первобытно-общинного, рабовладельческого и феодального укладов.
Первый изживал себя, второй не получил развития, отношения в результате стали строиться на основе феодализма.
Племенные союзы в военно-политических целях стали объединяться в еще более крупные формирования – «союзы союзов».
Центрами их стали Киев (на юге) и Новгород (на севере). Поначалу южные славянские племена платили дань хазарам, а северные – варягам; последние прогнали варягов, но не смогли установить мира между собой и призвали варяжских князей.
В 882 г. два крупнейших политических центра – Киевский и Новгородский – объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. оно включало территории других славянских племен – древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей.
В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Во второй половине XI – начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться устойчивые княжества-полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли. Новгород был древним племенным центром.
Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории.
К середине XII в. все территории «полугосударств», составлявших Киевское государство, сливаются воедино.
3. Общественный строй Древней Руси
Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.
Рабы и холопы. Рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были причины. Содержание раба обходилось слишком дорого. Для обозначения рабского состояния использовались термины «раб», «челядин», «холоп».
Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом правоотношений.
Он был собственностью господина, своей собственности он не имел.
Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т. д.
Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию.
Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения, находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения.
Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. После принятия христианства в 988 г.
князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание.
Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.
Городское население. Киевская Русь была страной городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги.
Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Смерды были полусвободным населением и жили общинами. Община в Древнерусском государстве носила уже не кровно-родственный, а территориальный, соседский характер.
В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи. Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.
4. Государственное устройство Древней Руси
Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот – от более крупного сеньора или верховного сюзерена.
Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом, т. е. в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен.
Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие иммунитетными правами (право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов и т. п.).
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в руках которого была сосредоточена как законодательная, так и исполнительная власть.
В качестве законодателя князь издавал законы, обязательные для всей земли, в качестве исполнителя занимался всеми вопросами внутренней и внешней жизни. В его руках была сосредоточена мощная военная власть.
Великие князья выполняли внешние функции государства не только силой оружия, но и дипломатическим путем, они заключали международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства.
Выполняли князья и судебные функции. Власть князья передавали по наследству, но не сыновьям, а старшему в роде. Особую функцию выполняли совет при князе или княжьи мужи. Иногда созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы.
Съезды решали междукняжеские споры.
Для управления в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, выросшая из военной организация: начальники воинских подразделений являлись руководителями более или менее крупных звеньев государства. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.
Система местного управления была проста. Кроме князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти – наместники и волостели. Жалованья от казны они не получали, а «кормились» за счет местного населения – такой порядок назывался системой кормления.
Специальных судебных органов не было. Судебные функции выполняли представители администрации, включая ее главу – великого князя.
5. Правовая система Древней Руси
Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи – нормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметить кровную месть, принцип талиона: «равным за равное». Совокупность этих норм называют «Законом русским».
Первыми писанными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отражение и нормы Закона русского.
Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.
Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда», сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Она известна в трех редакциях – Пространной, Краткой (Правда Ярославичей) и Сокращенной.
Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов («Закон Судный людем» из Болгарии, Кормчие книги– византийские сборники церковно-гражданских постановлений).
«Русская правда» и другие источники древнерусского права четко различают две основные части гражданского права – право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю.
Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда.
Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви.
Наследственное право сохраняло многие черты патриархальных отношений.
Уголовное право было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались всемерно. «Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления – личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений, хотя и имеющие целый список возможных нарушений.
6. Княжеско-церковные уставы Владимира и Ярослава
Церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (Х – ХI вв.) содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.
Государство передавало Церкви со всех собираемых даней «десятину», что записывалось в уставы. Составными частями «десятины» были отчисления от даней разных видов, от судебных платежей и торговых пошлин.
Там же оговаривался церковный судебный иммунитет и определялись пределы церковной судебной юрисдикции: по кругу лиц, на которых она распространялась, и по кругу дел, которые рассматривались церковными судами.
По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым.
Брачный возраст был низким (14–15 лет для мужчины и 12–13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака.
Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери.
Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.
Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.
Судебная власть Церкви устанавливалась над всем христианским населением Руси, но лишь по определенным делам.
Над некоторыми группами населения (церковные люди) церковный суд устанавливался по всем делам, также как суд над населением церковных земель (вотчин).
В ряде случаев действие церковных уставов накладывалось на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была «Русская правда».
Источник: https://www.litres.ru/s-a-knyazeva/istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii-shpargalki/chitat-onlayn/