Фильм о жизни города Мзианети на усадьбе Амонашвили (Бушети, Грузия).
Приглашаем Вас и всю Вашу семью на летние курсы 2020 г. в родовую усадьбу Шалвы и Пааты Амонашвили в Бушети (Грузия)!
На усадьбе Амонашвили созданы все условия для комфортного обучения и полезного отдыха для Вас и всей Вашей семьи.
Эту атмосферу могут передать Вам только фотографии и видео-выпуски тех, кто уже побывал в нашем городе солнца — Мзианети (см.ниже).Кто-то из Вас, возможно, заново познакомится со своим ребенком или родным и близким Вам человеком. Здесь все создано для этого.
И под чутким руководством Шалвы и Пааты Амонашвили Вы сможете решить свои даже самые сложные вопросы.Где, как не в родовой усадьбе Амонашвили Вы можете глубже погрузиться в самую суть гуманной педагогики и на практике убедиться в ее результатах.
Окунитесь в атмосферу летних курсов сезона 2019 на усадьбе Амонашвили
Видео-выпуски наших участников:
- СЕМЬИ
- Приезжайте к нам всей семьей!
- В городе Солнца — Мзианети, на усадьбе Амонашвили организованы образовательные и творческие программы, как для взрослых, так и для детей разных возрастов.
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Повысьте свои профессиональные навыки
Более глубокое познание основ и принципов гуманной педагогики!
- ВСЕХ, КТО ИНТЕРЕСУЕТСЯ ТВОРЧЕСТВОМ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ И САМОРАЗВИТИЕМ
- Измените свою жизнь, как и многие другие, кто уже побывал в Бушети!
- На усадьбе Вы можете обрести духовное общение с Шалвой Амонашвили, задать вопросы и глубже узнать о ценностях, предназначении и смысле жизни.
Детская программа (для разных возрастов) — это:
— Познание и удивительные открытия — дети узнают много нового, познакомятся с новыми друзьями, сходят в поход, обогатят свой внутренний мир красотой местной природы. Программа построена на основе особенностей и интересов детей. Участвуя в играх, мастер-классах, студиях, ваш ребенок сможет найти себе дело по вкусу — рисовать, петь, заниматься спортом, делать поделки своими руками, а также многое-многое другое!- Незабываемые каникулы и яркие впечатления, Веселые зарядки, игры на свежем воздухе, творческие мастер-классы, увлекательные уроки, походы, посиделки у костра;- Хорошее настроение, счастье, интересные мероприятия — в дружеской компании дети позабудут о гаджетах и виртуальном мире, смогут насладиться общением, включиться в интересные и познавательные мероприятия, научатся дружить и общаться;
— Новые друзья со всего мира, море общения, радости, улыбок и взросления!
Программа для взрослых — это:
— Семинары и лекции Шалвы и Пааты Амонашвили по темам групп для разного уровня участников (новички , углубленное изучение или для всех желающих);- Общение с Шалвой и Паатой Амонашвили в форме личных бесплатных консультаций по имеющимся у Вас вопросам;- Творческие мастерские (рисование, лепка и многое другое);- Походы и экскурсии по Грузии;- Новые знакомства и общение с единомышленниками из разных стран;
— Полезный отдых со своей семьей и близкими!
Детская программа Молодежная программа
Программа основана на гуманно-личностном подходе к ребенку и учитывает особенности каждого детского возраста.
3-5 лет – с детьми занимаются педагоги гуманного детского садика «Басти Бубу» (Грузия). Ваши малыши в индивидуальных и совместных играх, прогулках, творческих занятиях будут осваивать новые творческие навыки, учиться общаться и просто радоваться жизни вместе с прекрасными воспитателями! 6-12 лет – детей постарше ждет насыщенная познавательная развивающая программа в рамках студий: «Художественное творчество», «Философия гончарного круга», «Театр», «Творческое самопознание» (с 9 лет) и др. Фейерверк захватывающих ежедневных событий, походы в горы (с ночевкой в самых живописных местах Кахетии), поездки на экскурсии с родителями, а также открытие уроки с Шалвой и Паатой Амонашвили!
12-16 лет – программа для подростков еще более расширена.
Помимо занятий в студиях планируются беседы с Шалвой и Паатой Амонашвили, походы в горы на несколько дней, участие в деятельности усадьбы и Молодежного Парламента «Города Солнца».
Поиск ответов на вопросы Кто Я? В чем мое предназначение? Как улучшить отношения с родителями и радоваться жизни? А также подготовка и участие в традиционном концерте на закрытии смены!
Шалва Александрович Амонашвили
Доктор психологических наук, профессор, академик «Российской академии образования», дважды лауреат премии Правительства РФ, почетный президент «Международного Центра Гуманной Педагогики», Рыцарь Гуманной Педагогики, почетный профессор многих российских и зарубежных университетов.Шалва Александрович – автор оригинальной концепции гуманной педагогики, которая ориентирована на личность ребёнка и полностью отрицает авторитарную педагогику. Автор популярных книг, переведенных на многие языки мира.Шалва Амонашвили – одна из ярчайших личностей современности, не только педагог, но и настоящий мудрец, тонко чувствующий мир, гармоничный и счастливый человек, который с радостью делится своими знаниями с теми, кто вопрошает о смысле жизни, о счастье, о долге, о Пути, о Боге, о детях, о самих себе.
Сама жизнь Шалвы Александровича является примером его мудрости, которой он всегда готов поделиться с нами. Не пропустите встречу с такой уникальной личностью!
Паата Шалвович Амонашвили
Президент международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», доктор психологических наук, «Рыцарь Гуманной Педагогики», Автор книг, написанных в уникальном жанре духовной фантастики, ведет широкую образовательную деятельность и психологические консультации.
График летних курсов в 2020 г.:
Примерный распорядок дня на усадьбе для участников:
Детская программа. Дети собираются в свои группы по возрасту со своими вожатыми.
Программа для участников с Шалвой и/или Паатой Амонашвили
Перерыв — Фруктовная пауза
Программа для участников с Шалвой и/или Паатой Амонашвили
Детская программа в группах. Продолжение.
Программа для участников с Шалвой и/или Паатой Амонашвили
Детская программа в группах. Продолжение.
Программа для участников. Беседа с Шалвой и/или Паатой Амонашвили
Детская программа в группах. Продолжение.
Свободное время: Общение, творческие программы и занятия и т.д.
9.00-10.00
Источник: https://amonashvili.su/
"Гуманная педагогика" Ш.А. Амонашвили
Новые шаблоны для Joomla 3 на joomlan.ru. шаблоны WordPress
Шалва Александрович Амонашвили – известный педагог, психолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской Академии
Рассматривали ли Вы ребёнка, как новое явление в жизни. Ребёнок – возрождённое новое бытиё, дети – народ, действующий в истине. «Если хочешь, чтобы ребёнок был твоим, воспитывай его для других».
Ребёнок приходит в этот мир как природное явление. У него есть миссия, он является энергией духа. Задумайтесь и ответьте на вопрос для себя:
Какой Вы есть родитель? — авторитарный, властный, требовательный, строгий, справедливый, гуманный, демократичный, добрый, радостный, грубый, хмурый, с юмором, без юмора…
- К какому типу родителей Вы захотели бы себя отнести:
- Существует 3 типа родителей:
- Те, которые объясняют,
- Те, которые жалуются,
- Те, которые вдохновляют.
Как Вы относитесь к педагогической классике? (философы, психологи, методики).
- Приходилось ли Вам к ней обращаться?
- Ушинский, Толстой – народная педагогика
- Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
- Макаренко «Педагогическая поэма»
- Амонашвили «Школа жизни»
- К сожалению, и в наше время без мудрости классиков нет движения вперёд.
- Перед кем Вы чувствуете ответственность за свой родительский труд?
- Уважаемые родители!
- Ваша миссия состоится только через Вас, без Вас ребёнок не состоится.
- Родитель должен жить для ребёнка, а ребёнок для него.
- Вы – мессия перед будущими поколениями, перед детьми.
Если поверить, что сегодняшние дети другие, не те, которые были в 30 годы, 40-е, 60-е, 80-е. Сегодняшние дети – дети света, то и взрослые должны быть другими, по другому применять к ним приёмы, методы.
В чём Вы находите различие между понятием обучение и воспитание? Воспитание – это питание образами. Обучение — опора на знания.
Как Вы используете понятие «свободы» в воспитательном процессе?
Свобода — туманное понятие в государстве.
Пример, Ребёнок хочет играть во дворе…. Ребёнок сам осознанно принимает несвободу, выполняя 4-е правила игры, тем самым становится свободным.
В ребёнке присутствует дух свободы, и этот дух свободы должен реализоваться. Свобода нужна ребёнку, её надо давать, иначе он сам её захватит. И начнётся беспредел, анархия поведения.
Ребёнок рождается с 3мя страстями, стремлениями – к развитию, взрослению и свободе.
Страсть к взрослению утоляется только в общении во взрослыми, со старшими детьми, со сверстниками она не утоляется. Ребёнок ищет умного, чуткого взрослого. Он спасён, если его найдёт, если наёдет то убежище, которым взрослый для него должен оказаться в трудную минуту.
Например, он доверил тебе тайну, секрет. И если ты скажешь предостережение, он тебя услышит, он тебе доверяет. А если ты не стал убежищем, не поверит ни за что. И сколько ты ему не раздавай советов, он будет к ним глух. А если не найдёт или найдёт такое убежище во дворе или на стороне – то надо пожалеть того ребёнка и его родителей.
Пример со штабом…
Взрослый должен помочь повзрослеть ребёнку, утолив это его стремление к взрослению.
Следующая страсть ребёнка – развитие. Ребёнок уже рождается с желанием развиваться. Надо только создать условия и направить в нужное русло. Земная природа дарит ребёнку свои дары, ребёнок рождается с большими возможностями.
Семена возможностей (функций) в ребёнке посеяны изначально, семена его будущей личности.
У ребёнка огромное количество возможностей.
Биологи и физики исследовали возможности человека: от природы в человеке заложено 64 генокода, а открывается в процессе жизни всего лишь 20. Если 24 – это уже Эйнштейн, Чайковский… гений.
Представьте на рисунке, что это конкретный ребёнок Саша, Алёна или ваш ребёнок. Точками обозначены его многочисленные возможности-функции (семена), с которыми он рождается.
Это функция речи, памяти, мышление (а не мысли), наблюдательность, умение ходить на 2-х ногах, воображение. Даже заложена такая функция, как вера (как защитная система – вера в себя, в мать… он смотрит на тебя и тебе всего себя доверяет). В дальнейшем может быть вера в людей, в религию, в мужа)
Природа посеяла семена в каждом младенце, они присутствуют изначально в человеке. Когда-то они должны проснуться и дать всходы. Это когда функция развивается и переходит в способность.
Например, функция ходить на 2 ногах гаснет и появляется способность – человек уверенно ходит на 2 ногах. Функция речи гаснет — ребёнок начинает разговаривать.
Оказывается, у ребёнка развитие идёт до определённого возраста, а потом рост завершается. То же самое происходит со всеми функциями, заложенными в человеке от природы.
Они развиваются до определённого возраста, а потом переходят в способность или нет. Имея все эти функции, ребёнок в состоянии стать человеком, но может им и не стать.
Существует космический закон:
Ребёнок изначально привязан к взрослому. Не было бы привязанности — не было бы развития. Развитие может быть только в социализированном обществе. Если ребёнка удалить из общества, то он превращается в животное. История знает такие примеры. Чёрная девочка из племени Гуа пропала и в 2 года её нашли. Она попала в интеллигентную семью.
Как Вы думаете, что с ней стало? Она училась и стала профессором Сорбонны. Белые 12-14 летние девочки попали в общество из стаи волков. Их стали развивать, воспитывать. Что они достигли? – прямохождение, бытовые слова (на потребности бытовые). Потом быстро умерли. Эти примеры подтверждают, что развитие имеет свой календарный предел.
- Итак , сущность ребёнка состоит из природы ребёнка и его духовной сути.
- Какие же существуют законы развития ребёнка?
- Знать законы развития ребёнка и не пользоваться ими – это великий грех.
Развитие происходит согласно календарному возрасту. Оказывается, речь развивается с 4 месяцев до 7 лет. Речь проявляется до рождения.
В 4 месяца как энергетическими щупальцами ищет среду и впитывать ту речь, которую слышит, то отношение к себе, которое идёт от матери, отца, их взаимоотношений. И когда мы, пройдя годы, заботясь, воспитывая, говорим – почему же ребёнок не такой, каким мы его хотели видеть.
С 9 лет функция речи гаснет. Ребёнок уже не может так легко освоить язык. Автоматы родной речи формируются в дошкольном возрасте. Потом уже идёт освоение речи с волевыми усилиями, и сложно и трудно (иногда с репетитором). Благодатный период закончился.
Мышление развивается с 6 мес. до 14-15 лет.
- Эмоциональная сфера от 1 дня рождения до 23 лет.
- В дошкольном возрасте ребёнок должен набраться впечатлений, достойных впечатлений (идёт развитие данной функции).
- Должно быть высокое качество впечатлений: красивая среда, красивая речь.
Амонашвили сказал: Хотите узнать, каким мужчиной будет в будущем Ваш сын, посмотрите на него в 5 лет. Все качества мужчины в нём уже заложены.
Бауэр (учёный) говорит: улыбка появляется у младенца на 6-7 день после рождения (спокоен, накормлен, помыт..). Это необъяснимо, но существует.
Родительская функция, оказывается, заложена (папа или мама) от природы – воспроизводить самих себя. Проснётся поздно. Но до 23 лет все функции должны проснуться. Желание иметь ребёнка у беременных способствует развитию ребёнка. Это благодатный период его дальнейшей жизни.
Отрицательные эмоции, которые переживает ребёнок в утробе матери, речь, которую он слышит вокруг себя, не останутся бесследно. И годы спустя в подростковом переходном возрасте проявятся в той или иной мере. Ребёнок становится вдруг непослушным, грубым.
Откуда? Родители винят в этом кризис переходного возраста, недоумевая – мы же его воспитываем, любим, заботимся, не предполагая, что пагубное воспитание было заложено до рождения ребёнка. В женщине заложена Вселенская педагогика, материнское чутьё.
Таким образом, если не состоится в данном календарном сроке становление данной функции, то она теряется. Например, «Я – сам». У ребёнка в детстве была такая возможность стать самостоятельным, но не дали.
Она не состоялась, не было условий для её развития: дать сделать самому, самостоятельно… У человека так и остаются возможности-функции, не развитые в детстве, но исправить что-либо, вернуться в детство, увы, нет возможности. Каждая функция от природы имеет свой календарь.
Шалва Александрович Амонашвили утверждает, что развитие происходит в условиях трудностей.
Это второй закон развития. Развитие идёт только и только через преодоление трудностей. Родителю надо продумывать, какие трудности и какого качества надо создавать для развития конкретного ребёнка. Подсказка и намёк – это плохая помощь. Есть трудности – будет развитие. Ребёнок сам ищет трудности.
А какие трудности – умные, глупые, целенаправленные? Взрослый создаёт ребёнку условия для нужных трудностей. «Мы приобретаем ту силу, которую преодолеваем». Дети – исследователи, это удовлетворение их страсти к познанию . Функция познания – искать трудности. Ребёнок ломает, разбирает, исследует, лезет под кровать, прыгает с дивана….
Но вот ребёнок взрослеет, и уже не будет делать этого. Что такое шалость? Это – всплеск энергии, она тесно связана с развитием. Энергия ребёнка способствует развитию функций. «Понукательная» педагогика (Добролюбов) в семье (не делай этого, не лазай, не трогай….) мешает развитию. Совместная шалость со взрослым способствует развитию.
Шалуны (не надо путать с педагогической запущенностью), преодолевающие трудности самостоятельно или со взрослым, более успешны в дальнейшей жизни. Но здесь есть опасная грань. Шалость она всегда граничит с добротой, без агрессии и зла, без хамства и грубости. Вопросы взрослого должны творить развитие личности ребёнка.
Ребёнок должен не столько отвечать на вопросы, а больше задавать их взрослому, сверстникам. Умение задавать вопросы – залог развития способностей ребёнка (почемучки). А если не задают, надо задуматься. Это не есть хорошо!
На развитие ребёнка влияет среда. Среда может проявляться 2-мя способами:
1. спонтанно-стихийный – дети сами находят среду, ищут условия, трудности Результат бывает разным: чаще такая среда, (улица, двор) отрицательно влияет на развитие ребёнка, но бывают исключения Ломоносов, Кулибин….
2. организованный, целенаправленный воспитательный и педагогический процесс.
Педагог и родитель по-доброму, умно «поливает», ухаживает, оберегает малыша, чтобы всходы тех семян, которые заложены в ребёнке природой, были своевременными, красивыми, культурными, чтобы ребёнок был успешен в жизни.
Что такое среда – это люди, явления, условия… Среда может положительно или отрицательно влиять на развитие ребёнка. Среда способна ускорить, задержать или приостановить развитие. Любая функция просыпается и стремится попасть в окружающую её среду.
Так устроено, ( ещё раз напоминаю), что она как бы щупальцами нащупывает благоприятные условия. Функция умная, податливая, она ищет взрослого, ибо развитие идёт только через взрослого.
Есть условия — она развивается, если условия отсутствуют – она загасает. Функция сама будет искать выход (ребёнок смотрит на папу или маму, слушает окружающую речь, играет, исследует…). Важно давать ребёнку красивые образы (речь, игрушки развивающие…) В глубине функции лежат вселенские знания.
Психолингвист Хомский, исследуя речь — лепетание младенцев разных рас и народов, пришёл к выводу, что лепетание основано на единой грамматике, то есть грамматическая структура одна и та же. Родная речь взрослых адаптирует эту грамматику к родному языку. Функция РЕЧИ просыпается и в среде сталкивается с речью.
Какой? Если речь красивая, добрая, утончённая, то функция речи развивается. Если наблюдается какая-то какофония звуков, крики, оскорбления, тревога, то у ребёнка учащается пульс, в крови вырабатываются определенные вещества, изменяющие состав крови в отрицательную сторону. Всё это защитная реакция организма на негативные условия среды.
Конечно, в этом случае развитие речи замедляется, приостанавливается. Ребёнок становится грубым, с соответствующей речью.
- Давайте задумаемся, какой же должна быть среда, чтобы развивались соответствующие функции (возможности) ребёнка?
- Какие должны быть игрушки?
- Как играть?
- О чём говорить?
- Какую музыку включать?
- Каким должен быть воспитательный и образовательный процесс?
- Какая речь родителя, взрослого?
- Какие взаимоотношения учителя с учеником?
- Качество взаимоотношений – суть педагогики развития.
Каждая функция имеет внутри себя свои пределы. Пределы – это потолки, до которых функция может развиваться. Верхний уровень – предел природы человека – рекорд. Он дан природой для всех. Но какова была среда, были ли соответствующие трудности в развитии? В зависимости от этого предел у каждого человека будет свой.
Например, высокий предел считается – в 1 секунду можно произвести 7 ударов пальцем. Если чуть больше, то получаются блестящие исполнители. Природа допускает эту возможность. Например, гитарист Зинчук – совершает 20 ударов в секунду. Это уже талант. Есть предел нормы для данного человека, которого он достиг, развивая свои возможности.
Каждая функция имеет внутри себя энергетическую базу, благодаря которой и формируется этот предел.
Вывод.
В чём заключается продукт развития?
Развивая ребёнка, мы взращиваем мускулатуру физическую и мускулатуру ума, которая потом будет брать сильные знания. Если, например, мускулатура ума не развита – будут слабые знания.
А накачивая мускулатуру ума — это умение наблюдать, анализировать, обобщать, мыслить, логически рассуждать, мы способствуем развитию ребёнка.
И как аксиома, если скучно ребёнку – нет развития, если насилие – функция закрывается.
Итак, уважаемые родители, если у вас родился ребёнок, возложи свои большие надежды на него, а возложив, тем самым ты будешь стремиться к ним, создавая условия, начнёшь помогать ребёнку и принимать участие в его развитии. Здорово, да? Как просто и как гениально!
Педагогические мудрости: (Как информация для размышления)
1. Есть взрослые, которые со своими знаниями идут к ребёнку.
А есть взрослые, которые вместе с ребёнком идут к знаниям.
2. Уважайте детское познание.
- Нет ленивых детей в природе.
- Каждый ленив не от природы, а от сложившихся обстоятельств.
- Лень как защита ребёнка от агрессии взрослого.
3. Учитель, родитель без любви к ребёнку, всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, художник без чувства света. (В.А. Сухомлинский).
- 4. Одно образование делает человека знающим,
- Другое образование делает человека светским,
- Третье образование делает человека учёным,
И только нравственное воспитание делает человека человеком. (В.Г.Чернышевский).
5. «Истинное воспитание – воспитание самих себя» (Л.Н.Толстой).
Вы рискнули стать учителями и воспитателями для своих детей. Так что дерзайте.
Источник: https://schsad115.ru/prioritet-naprav/gumannaya-pedagogika
Гуманная педагогика
Международный центр Гуманной педагогики при сотрудничестве с Частным Фондом “ЖАНДАНУ ӘЛЕМІ” и информационной поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан начал работу по подготовке к XIX Международным Чтениям по гуманной педагогике на тему «Воля есть драгоценнейшая победа», которые пройдут 20, 21, 22 марта 2020 года в г. Алматы, Республика Казахстан, на базе Казахского Национального университета им. Аль-Фараби.
Главная миссия Чтений – осмысление важных вопросов современности, связанных с воспитанием, образованием, с ролью учителя и родителя в современном мире.
Идейный вдохновитель и организатор ежегодных Международных Чтений по гуманной педагогике, профессор, академик РАО, почетный президент Международного Центра Гуманной Педагогики Шалва Александрович Амонашвили обращается ко всем, кому небезразлична судьба человечества: «Мы предлагаем обсудить проблему, волнующую сегодня каждого: как в мире развитых технологий помочь человеку не стать пустым и бездушным придатком машины, осмыслить и развить в себе волю, делающую человека человеком. Мы ждем встречи с вами, сильными духом, с живыми сердцами, с чистыми мыслями, способными преображать пространство. Мы хотим, чтобы на Чтениях смогли найти себя те, кто ищет ответы на судьбоносные вопросы, и философские и практические. Размышления будут вестись в разных формах. На Чтениях пройдут мастерские, лаборатории, встречи с мудрецами, диалоги поколений, состоится фейерверк педагогических идей. Эта работа является непростой в условиях агрессивной информационной среды, внушающей человеку ложные ценности. Тем целенаправленней должна стать работа по очищению мыслей и осознанию творческой свободы в формировании образовательного пространства…»
В рамках работы Чтений будут затронуты многие философские, психологические, педагогические вопросы, которые ждут соразмышления и совместного поиска ответов на них.
На Чтениях будут обсуждены идеи, заложенные в “Школе жизни” Шалвы Амонашвили, и будет дана уникальная возможность проникнуть в суть предлагаемых в ней уроков и осознать, что Воля – это сознательное побуждение к деланию доброго и воздержание от злого, а Дисциплина духа – это сознательный выбор добра и умение его распознавать.
Мы вместе обсудим следующие вопросы:
- Воля под господством духа и сердца – как это? Умение держать духовную вертикаль.
- Соблазны современности и воля.
- Как пройти дистанцию между «я хотел бы» и «я сделаю».
- Воля и мысль. Возможности мысли. Сознательное обуздание в себе отрицательных и порождение положительных мыслеформ. Как победить темную волю в самом себе.
- Воля и ее направленность: на себя или на других. Опасность смены вектора. Двойственная природа человека. Светлая воля. Темная воля. Как распознать.
- Свобода воли и своеволие. В чем разница? Что питает Светлую волю в нас?
- Урок – пространство проявления воли учителя. Вести или манипулировать, повелевать, подавлять. Любовь и водительство.
Совместная работа по осмыслению предложенной темы должна обогатить каждого из нас и помочь разобраться в сложных вопросах работы над собой.
- Детальная Программа Чтений будет опубликована в феврале 2020 года на официальном сайте Международного центра гуманной педагогики http://ichp.org.ru.
Просим вас принять участие в ее разработке и прислать Ваши предложения, мысли, пожелания о содержании программы. Будем очень рады Вашим советам по поводу тем лабораторий, мастер-классов, выступлений т. п. Вы можете приехать и со своими студентами и старшеклассниками, которые ориентированы на педагогические профессии.
- Просим Вас заранее позаботиться по вопросам своевременного оформления туристической визы, заблаговременно забронировать и приобрести авиа или жд-билеты.
- Узнать адреса и актуальную стоимость проживания в близлежащих к месту проведения гостиниц Вы можете, отправив запрос на электронный адрес: d.nataly2008@mail.ru.
- Если Вам необходим вызов на Чтения, сообщите, пожалуйста, заранее, на электронный адрес:kz.almaty2020@mail.ru.
- Для участия в Чтениях нужно заполнить анкету и выслать до 1 марта 2020года по адресу: 050020, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. Достык, 341, Организационный комитет XIX Международных Чтений по гуманной педагогике, или на электронный адрес:kz.almaty2020@mail.ru
Регистрация участников Чтений
19 марта 2020 г. с 14.00 до 18.00, 20 марта 2020 г. с 9.00 до 10.00
в главном холле Дворца студентов
Казахского Национального университета им. Аль-Фараби по адресу:
г. Алматы, пр. аль-Фараби, 71
(вход с улицы Тимирязева, остановка КазНУ,
ориентир – река Весновка, Ботанический сад)
Источник: http://ichp.org.ru/
8 советов, как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили
До седьмого класса Шалва Амонашвили был круглым двоечником, а школу окончил с золотой медалью.
Его отношение к учёбе изменила новая учительница по грузинскому языку, которая относилась к детям с интересом и уважением.
Личность ребёнка стала центральным понятием концепции гуманной педагогики, которую разработал Амонашвили. «Мел» собрал самые важные тезисы педагога о том, каким должен быть учитель.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
1. Быть учителем, а не преподавателем
Задача учителя — помочь и подсказать. Подружиться с учеником, полюбить его и заслужить его уважение. Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников.
Особенно опасно неверие в ребёнка — предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки. В таких случаях учитель ещё без всяких причин начинает кричать на учеников и угрожать наказаниями.
Но чтобы обучение приносило плоды, каждый ребёнок должен чувствовать, что учитель желает ему добра и принимает таким, какой он есть.
«Лучше педагогу не входить в школу с озлобленной душой, чтобы не калечить души детей; лучше не входить в школу без ясной цели и воспитательных намерений, чтобы не навязывать детям воспитательные импровизации, вызывающие недоумение и растерянность детей; лучше не входить в школу из вчерашнего дня, без самообновления, чтобы не нести с собой скуку и однообразие; лучше не приходить к детям без веры в педагогику, чтобы не сеять в них неуверенности в самих себе и в своём педагоге».
Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»
2. На любовь дети отвечают любовью, на жестокость — жестокостью
В основе воспитания лежит безграничная любовь к детям. В авторитарной системе учитель, даже искренне любя ребёнка, считает своим долгом «держать его в руках»: заставлять учиться, хорошо себя вести, строго спрашивать с него.
А чаще учитель даже не трудится вложить хоть чуточку своей души в процесс обучения, который не должен состоять только из бесконечных домашних заданий, вызовов к доске и контрольных работ.
Когда учителя больше любят власть над учениками, чем их самих, ученики отвечают соответственно — бунтом.
«Физик вызывал в нас раздражение и злобу. Человек немолодой, воображавший себя известным учёным, просто издевался над нами. Принципиально никому не ставил пятёрку. „Пятёрка — это мне, — говорил он. — Другие же отметки — вам“. Ему жалко было и четвёрки ставить.
Потому много было в классе троечников и двоечников. Нас возмущали его грубость, насмешки и угрозы. Потому не раз бойкотировали его уроки, мешали ему на уроке, конфликтовали с ним.
А он, вместо того чтобы разобраться, почему мы так себя ведём, ужесточал меры, наказывал двойками и угрожал, что каждому испортит аттестат».
Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»
Учитель не всегда жёстко обходится с учениками со зла. Возможно, он думает, что делает это во благо ребёнка. Но любить ребёнка — это в первую очередь понимать его, интересоваться им и уважать его личность.
Человеческая любовь к ребёнку вызывает ответную человеческую любовь к учителю, которая выражается в желании порадовать учителя своими знаниями и не огорчать прогулами.
В классе у таких учителей стыдно списывать и врать, что забыл дневник.
3. Суть наказания — не в том, чтобы отомстить ребёнку
Наказание не должно применяться авторитарно — в таких случаях ребёнок не принимает наказания, считает его несправедливым. Наказание само по себе — не мера воспитания. Его воздействие на ребёнка зависит от того, насколько учитель любим и уважаем.
И цель наказания — не в том, чтобы совершить общественное правосудие или лично учительское возмездие, а в том, чтобы передать ребёнку чувство огорчения от неудачи.
Суть наказания при этом такова, что ребёнок переживает обиду из-за того, что огорчил любимого человека, и чувствует решимость оправдать его ожидания и доверие.
«Мальчик, мои пятёрки краснеют рядом с двойками… Как быть?..
А в душе моей происходит взрыв. Я закрываю голову руками и начинаю тихо плакать, чтобы рядом сидящий не догадался, в чём дело. Дело не в пятёрках, а в том, что в них любовь моей учительницы ко мне. А эти двойки могут навредить этой, — самой дорогой, что мне досталось за последние месяцы, — Любви!
Я причиняю учительнице боль — и мне больно от этого».
Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»
4. Отметка и оценка — это не одно и то же
Отметки необязательно выражаются цифрами. Они могут быть словесными, например, слово «молодец». Точно так же, как ребёнок хвастается пятёркой, он скажет дома: «Учитель сказал, что я молодец». Детей ругают за плохие отметки, хвалят за хорошие — все эти реакции формальные, одномерные. Отметки портят ребёнка, образовательный процесс, отношения с родителями.
«Пятёрки нацелены в сердце, потому что они искажают нравственность ребёнка, тройки порождают равнодушие, двойки вызывают возмущение».
Шалва Амонашвили в интервью «Мелу»
Оценка — это отношение. То, как учитель смотрит на ребёнка, какие задаёт вопросы, как указывает на ошибки, замечает прогресс.
С помощью уважительного, внимательного человеческого отношения педагог воспитывает в ребёнке личностные качества, а не просто учит его соответствовать стандартам.
Если ученик не совсем понял задание и выполнил его по-своему, это трудно передать отметкой. Вместо этого учитель может сказать: «Ой, как интересно ты пишешь. А может, вот так попробуешь?».
«Например, кончается четверть, ставится итоговая отметка. Это нечто среднеарифметическое. Но получается, что где-то ребёнок ленился, получил двойку, так и не знает этого материала. А где пятёрка — знает. И на что влияет и что показывает итоговая отметка? Можно сунуть голову в духовку, а ноги в морозилку и сказать, что средняя температура 36,6?»
Шалва Амонашвили в интервью «Мелу»
5. Учитель должен чаще задавать вопросы, на которые не знает ответов
Вопросы учителя на уроке отличаются от обычных человеческих вопросов тем, что он уже знает ответ. И ученики это знают. Когда нам задают вопрос, на который хотят услышать строго определённый ответ, мы чувствуем подвох.
То же чувствуют и ученики. Для них каждый вопрос учителя становится педагогической уловкой, на которую нужно не попасться.
В результате, вместо того, чтобы думать над сутью вопроса, они пытаются угадать ответ, которого ожидает учитель.
Как педагоги-новаторы 30 лет назад навсегда изменили российское образование
Детям нужно чаще задавать вопросы, на которые нет заранее известного правильного ответа. Учитель знает, сколько будет дважды два, но не знает, почему ребёнку трудно запомнить таблицу умножения. Не знает, что его интересует, что нравится, что мотивирует учиться.
«Наша учительница вошла с доброй, приветливой улыбкой, поздоровалась бархатистым голосом, сказала нам «спасибо», взглянула всем в глаза. Это уже было необычно. А потом — вдруг — спросила:
— Ребята, вы любите стихи?
Нам никто не прививал любовь к стихам; прежний учитель требовал от нас выучить наизусть заданное стихотворение и отбарабанить его на уроке. Никогда не задавал он вопроса, нравятся ли нам эти стихи».
Шалва Амонашвили, «Как любить детей (Опыт самоанализа)»
6. Требовательность помогает учителю и мешает ребёнку
В авторитарном педагогическом процессе требовательность –предупредительная мера к наказанию. Учитель требует, чтобы ребёнок усердно учился, не нарушал правил. Он говорит «перепиши это к завтрашнему дню», подразумевая «иначе пеняй на себя». Тональность такого требования — приказная, принудительная. Это педагогический инструмент, который решает проблемы самого учителя, а не ребёнка.
10 неправильных способов мотивировать ребёнка
Если же учителя действительно больше заботит завтрашний день ребёнка, чем тишина в классе, его требования выражают переживания за будущее ребёнка. В таких случаях требование меняет своё содержание и тональность. В нём звучит доверие и надежда на успехи ребёнка, оно мотивирует его стараться и развиваться.
- «Были случаи, когда она (учительница) обращалась к кому-либо из нас:
- — Ты не мог бы дать мне эту книгу почитать на пару дней?
- И когда с этой просьбой однажды обратилась и ко мне, я был очень горд и рад. А спустя пару дней, вернув книгу, сказала:
- — У тебя хороший вкус, раз такие книги читаешь… Спасибо, я получила удовольствие…
- Что ещё было нужно для того, чтобы я пристрастился к чтению?»
- Шалва Амонашвили «Как любить детей (Опыт самоанализа)»
7. Жизнь ребёнка не должна останавливаться на время уроков
Уроки — это основа для школьного дня, но дети приходят не только ради них. Они приходят ради весёлых перемен, встреч с друзьями, бесед с учителем, интересных внеурочных школьных дел. Школьная жизнь — гораздо больше, чем несколько уроков каждый день, а уроки — гораздо больше, чем прилежное сидение за партой.
Ребёнок не может оставить свои впечатления и переживания за порогом школы и прийти с чистым, стерилизованным стремлением учиться
И он не станет более внимательным и сосредоточенным, если отнять у него игрушку, которая так захватила его воображение, что он принёс её с собой в школу. Он станет ещё рассеяннее, потому что будет огорчён, и сможет думать только о дальнейшей судьбе своей игрушки.
«Пусть лежит оловянный солдатик в кармане, пусть ребёнок катается в своём воображении на велосипеде, пусть находится под впечатлением вчерашней дедушкиной сказки! Пусть каждый приходит в школу со своей полной жизнью. И тогда прямо на уроке (всё равно, какой это будет урок) Илико достанет из кармана своего оловянного солдатика.
Я с большим интересом стану его рассматривать.
„Как он мне нравится! У тебя только один солдатик? Есть ещё и другие? Нет, не надо дарить мне его! Приведи всю свою армию оловянных солдатиков; наверное, поиграть с ними будет очень интересно!“ Илико будет доволен и завтра же принесёт всех своих солдатиков, а я поищу сказку об оловянном солдатике, чтобы прочитать её всему классу».
Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»
8. Хороший учитель — тот, кто любит детский «жриамули»
«Жриамули» — это грузинское слово, которое обозначает весёлый шум: например, щебет птиц или детский гомон. Он отличается от обычного шума тем, что он наполнен радостью и жизнью. Иметь педагогический слух значит уметь различать разные нотки в этом шуме, который всегда наполняет школу, и любить его.
«И вот смотрю я на фотокарточки моих 36 детей и меня охватывает нетерпение встречи с этим детским „жриамули“. Я принимаю любовь к „жриамули“ как доказательство того, что смогу их понять. Убеждён: кому нравится детский „жриамули“, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает своё профессиональное счастье».
Шалва Амонашвили, «Здравствуйте, дети!»
- Почему нельзя отменять ЕГЭ
- 4 участника родительских чатов, которые всех бесят
- Бездушные люди: почему в наших школах нет душевых
Источник: https://mel.fm/pedagogika/253149-amonashvili_advise
Гуманнная педагогика Шалвы Амонашвили
Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили – известный психолог, педагог, доктор психологических наук, действительный член Российской Академии Образования. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики.
Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики. Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича:
«Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни.
Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству.
Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».
Ниже приводим слова Шалвы Александровича, которые вдохновляют нас в нашей работе.
3 заповеди для родителей от Шалвы Александровича Амонашвили:
- Верить в безграничность ребенка.
Ребенок как космос. Есть классик педагогики Ян Амос Коменский, который сказал : «Ребенок – микрокосмос, который в состоянии объять макрокосмос». Как бы ребенок не учился, нужно верить в то, что его возможности безграничны, что он талантлив, и у него все получится. Вера в ребенка и любовь к нему творит чудеса и делает возможным то, что на первый материалистичный взгляд, кажется невозможным.
- Ни в коем случае нельзя обзывать, унижать ребенка.
Ищите ласковые, мудрые слова, исходя из возвышенной Веры и Любви. Не «глупый», а «глупыш ты мой». Верьте в свою искру божью, ибо любой родитель уже от Бога педагог. Берите систему воспитания ребенка из своего открытого сердца, где хранится Божественная мудрость.
- Воспитывать ребенка не авторитарно, а гуманно.
Слова «не трогай», «не бери», «угомонись», «замолчи», сделают вас с вашим ребенком только врагами. Выстраивайте отношения на основе уважения, доброты, ласки, нежности, понимания и сострадания – это и есть гуманная педагогика. Верить нужно в ребенка.
Хорош ли «отличник»? Плох ли «двоечник»?
«…Я мечтаю о школе, в которой бы дети учились без отметок и принуждений; я верю, что такие школы будут созданы и тысячи детей обретут в них истинный смысл своей школьной жизни. Но для приближения такого будущего сперва надо, чтобы отметки уже сейчас лишились функции представлять личность школьника, регулировать его отношение с близкими ему людьми.
Беда, когда родителям мерещится их ребенок, этакой, ходячей цифрой «пять», беда вдвойне, если только через нее видят они в нем нового человека.
А какое может быть горе, если родители привыкли к мысли, что у них ребенок — ходячая двойка и от него не жди никакого толку.
Видел я таких «хороших» пятерочников, в зачетную книжку которых жизнь поставила свою отметку — «негодный для труда и общений»; и видел многих плохих «двоечников», строящих потом новую жизнь, получивших от нее за это высокую оценку — «Человек»».
- Игрушка
- Я не ломаю игрушку, правда, не ломаю!
- Дайте мне её обратно!
- Это вам кажется, что ломаю её, ибо не знаете меня.
- Но я разбираю её, чтобы заглянуть вовнутрь, узнать, как она устроена.
- Я исследую игрушку и хочу использовать её по-своему.
- Это своё я принёс с собой, в нём нечто новое, что вам не известно.
- Мне нужно набраться опыта, чтобы спустя годы проявить себя, утвердить своё.
- Меня не интересует игрушка и не хочу знать, сколько она стоит.
- Но то, к чему влечёт меня моё будущее, будет стоить во много раз дороже, и в нём будет мой дар для всех вас.
- Цените во мне то, что я «ломаю» игрушку, а не играю по её правилам.
- У меня свои правила, и я не дам игрушке управлять мною.
- Если я подчинюсь всем правилам всех игрушек, которые вы для меня покупаете, скоро сам стану игрушкой, – разве вам это непонятно?
- Сегодня «ломаю», а завтра на этом опыте буду строить жизнь.
- Не злись, мама!
- Не ругай, папа!
- Верните мне игрушку, пока она может сослужить мне службу!
- А вам будет лучше видно, куда устремляет меня Природа!
- Учителю надо впитать море света
Птицы отдали своих птенцов в школу Совы.Сова в безлунную ночь усадила учеников на ветку и начала готовить их к жизни.Она дала им ЗУНы (знания,умения, навыки) об основах наук безлунной ночи, о философии одиночества в дупле, о зверином правопорядке ночного леса.
Потом провела ЕГЭ, выдала всем аттестаты зрелости и сказала: «Живите!» Сама же срочно залезла в дупло, ибо наступило утро и взошло Солнце.Выпускники оглянулись: нет безлунной тьмы, нет одиночества, нет ночного леса.
Как жить?Они закричали Сове в дупле: — Ты готовила нас для ночной жизни в лесу, а мы — птицы Света. Как же теперь нам жить?
— Разберитесь сами… — выдохнула Сова из дупла и погрузилась в философию одиночества.
Источник: http://novaya-shkola.com/pedagogika/shalva-amonashvili.html
Шалва Амонашвили: «Конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя»
Шалва Александрович Амонашвили — учитель, доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского городского педагогического университета.
Шалву Александровича считают создателем гуманной педагогики, в основе которой лежит идея принятия ученика таким, какой он есть. Амонашвили не раз отмечал, что настоящий учитель относится к ученикам почти по-отечески: любит их, уважает и проявляет терпение к их слабостям, помогает преодолеть трудности взросления и тем самым готовит к жизни.
- Идеи гуманной педагогики впервые отчётливо прозвучали в письмах, которые Шалва Александрович написал своим детям — сыну и дочери-подросткам — 37 лет назад.
- Мы приводим самые важные отрывки из них, но советуем при случае познакомиться с полными версиями писем.
- Об умениях слушать и слышать, которые воспитывают взаимоуважение взрослого и ребёнка
- «В конце каждого дня мы обычно собираемся за ужином в нашей маленькой столовой и рассказываем друг другу, чем мы занимались днём, что нас порадовало и что огорчило, кого мы встретили и что узнали. Вот тут мы и обнаруживаем, каким длинным был день у каждого из нас и в то же время как незаметно он промелькнул…
- По вечерам мы чувствуем, что, оказывается, тоже устали.
Но мы довольны, радуемся, что уже подошли к ступеньке завтрашнего дня. А каким будет наш завтрашний день — это зависит от нашей воли».
О том, как важно читать детям сказки, потому что через них они проигрывают сотни «взрослых» ролей
«Раньше я рассказывал тебе сказки, чтобы развивать твою фантазию и воображение, чтобы ты поняла, какая борьба идёт между добром и злом, как побеждает добро и как дорого обходится ему эта победа. И, конечно, рассказывал ещё, чтобы ты сладко засыпала и видела светлые сны.
Разве ты не догадалась, о ком эта сказка? О тебе, о ком же ещё!
Ты героиня этой сказки.
Так рассказывал мне сказки и отец: я был главным героем его сказок.
В сказках отца я прошёл через многие опасности и препятствия, семь раз переплывал семь морей, семь раз переходил семь гор и на седьмое небо поднимался семь раз, спасая красавицу, заточённую в замке за семью замками.
У семиглавого чудовища отрезал семь голов, семь раз освобождал прикованного к скале Амирана. И хотя я уже прожил более полувека, всё равно мечтаю, чтобы отец был жив и рассказывал мне сказки».
О том, как общение в семье взаимно обогащает и взрослого, и ребёнка
«По вечерам, перед сном, когда я захожу в твою комнатку и мы с тобой начинаем шушукаться, знаешь, как это меня обогащает? Я многое о тебе узнал и узнал самого себя тоже — какой я отец для своей дочери.
Хотя учил тебя своими письмами уму-разуму, но одновременно сам тоже учился тому, каким мне надо быть».
«Я уверен: путь к взаимопониманию и познанию друг друга проходит через понимание и познание в первую очередь самого себя. И чем глубже человек познает самого себя, свой характер, устремления, ценности, жизненные цели и т. д., тем легче ему будет понять других людей и окружающий мир в целом. А это очень важно — взаимопонимание, это источник вдохновения и творчества, духовных сил и надежд.
Ты силён десятикратно, когда тебя понимают, но становишься во сто раз сильнее, когда ты понимаешь других».
Шалва Амонашвили был сторонником гибкой педагогики. Он считал, что каждый ребёнок — уникальное явление, и каждая воспитательная среда — неповторимая действительность. Поэтому родителям и педагогам нужно постоянно искать подходы к детям и нельзя беспрекословно следовать воспитательной формуле
- «нарушил ребёнок что-то — наказывай, сделал что-то хорошее — поощряй».
- О том, что ребёнка необходимо постепенно, шаг за шагом знакомить со взрослой жизнью, а не прятать под родительским крылом
- «Гуманное воспитание, которое я отстаиваю, вовсе не означает, что надо ласкать и лелеять детей, пичкать их, как птенцов, тысячу раз пережёванным и стерильным умственным и физическим кормом.
- Гуманное воспитание не означает также, что из-за боязни, как бы наши птенцы не перепугались, мы станем прятать их под нашими крыльями, чтобы они не увидели, как пошёл град и уничтожил виноградники, как орёл схватил зайца и растерзал его на куски…
И, наконец, гуманным воспитанием будет то воспитание, когда постепенно, но упорно и настойчиво мы будем знакомить ребёнка со светлыми и теневыми сторонами жизни, с добром и злом, внушать веру в победу добра, убеждать, что в нашей общественной жизни ему, когда он вырастет, предстоит решить свою долю задач, что у него много дел впереди. Он и сам должен понять, какие тени нужно уничтожить, какое зло искоренить, прежде всего, какой свет усилить и какое добро упрочить.
- Мы должны научить его, как идти по жизненному пути, не боясь трудностей,
- и как найти судьбу, точнее, как выковать собственное счастье».
- Амонашвили считал, что «конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя, так как личность рождается в борьбе с самим собой, и первейший долг воспитателя — помочь воспитаннику одержать победу в этой борьбе».
- Эти слова необходимо помнить каждому взрослому, который берёт под крыло маленького человека.
- МИА «Россия сегодня»
Источник: https://weekend.rambler.ru/people/39472425-shalva-amonashvili-konechnaya-tsel-vospitaniya-nauchit-cheloveka-preodolevat-samogo-sebya/
Теория гуманной педагогики Амонашвили
Родился Шалва Александрович в 1932 году в Тбилиси, там же окончил факультет востоковедения Тбилисского государственного университета. Свою деятельность в качестве педагога Шалва развернул в 1952 году и начал с работы пионервожатым.
В 1958 году Амонашвили завершил аспирантуру, в 1960 году прошла защита его кандидатской диссертации по педагогике. Также уже в 1972 году им была защищена его докторская диссертация по психологии.
Промежуток времени с 1958 по 1991 год был полностью отдан им работе в НИИ педагогики Грузии, где Шалва продвигался от лаборанта до должности генерального директора. Педагогика для Амонашвили Шалва Александровича была делом всей его жизни.
Шалва Амонашвили и его основные педагогические идеи
С 1998 года и до настоящего момента он представляет собой должность заведующего лабораторией гуманной педагогики в Московском педагогическом университете.
Шалва Александрович обладает колоссальным багажом разнообразных званий, а также является доктором психологических наук, руководителем Международного Центра Гуманной Педагогики, академиком Российской Академии Образования, членом Академии Педагогических Наук Украины, лауреатом премий Правительства России, почётным доктором Софийского Университета, «Рыцарь Гуманной Педагогики» и «Рыцарь детства». Награждён такими медалями, как «Учитель Великой России» и «К.Д.Ушинского».
Шалва Амонашвили занимается активным развитием и утверждением идеи духовного гуманизма в педагогической теории и практике. Он также организует и проводит семинары по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовании.
Теория гуманно-личностной педагогики
Ключевой базой теории гуманно-личностной педагогики принято считать комплекс идей, которые возникли в традиционном философском, психолого-педагогическом наследии и в современном мире.
Понятие гуманной педагогики имеет отношение к педагогической классике, однако отходит в сторону от авторитарных педагогических идей и практики, в которых высшие педагогические ценности объясняются грубо-материалистично и силовые методы применяющиеся в образовательном пространстве в связи с данным фактом становятся нормой.
Замечание 1
Гуманно-личностная педагогика представляет собой один из вариантов гуманной педагогики, которую принято считать источником для немалого количества педагогических методик и систем.
Стоит обратить свое внимание на тот факт, что современная педагогическая мысль до сих пор по инерции занимается поисками способов улучшения авторитарной педагогики, принимая в расчет развитие технократического мышления.
В качестве основы для гуманно-личностной педагогики выступают допущения следующего характера:
- признание реальности и действительности Высшей Силы, Бога, Творца;
- признание бессмертия человеческой души, её стремление к вечному совершенствованию;
- принятие земной жизни как части пути вечного совершенствования души человека.
Опираясь на это, заключаются выводы относительно сущности ребёнка:
- ребёнок представляет собой явление в нашей земной жизни;
- ребёнок выступает в качестве носителя своей миссии и своего предназначения на Земле;
- в любом ребёнке присутствует безграничная энергия духа.
Именно в этом и заключается духовно-философская база гуманно-личностной педагогики. Вместе с душой ребёнок принимается за носителя земной природы, той ее части, которая носит название психологии.
Согласно гуманно-личностной педагогике природа в ребёнке способна проявляться в трёх основных силах, законы изменения которых должны стать научной основой образовательного процесса. К перечню данных сил относятся:
- страсть к развитию;
- страсть к взрослению;
- страсть к свободе.
Главный постулат гуманно-личностной педагогики Амонашвили может быть выражен следующим образом. Ребёнок представляет собой единое целое с его земной и духовной природой, в котором духовное начало ведёт земное.
Понятия гуманно-личностной педагогики
В границах гуманно-личностного педагогического подхода исследуются такие базовые понятия как: школа, образование, воспитание, урок, учитель и гуманность. Школа является некой лестницей, предназначенной для предоставления плацдарма для восхождения духовности и души человека, высшей ступенью которой принято считать любовь.
Определение 1
Воспитание является питанием духовного стержня человека.
Образование – это процесс нахождения, раскрытия и последующего утверждения внутреннего образа, с помощью потоков внешних образов.
Урок представляет собой процесс поиска своей судьбы через призму опыта, знаний, образов прекрасного и, конечно же, самой жизни. Учитель в данной системе выступает в качестве носителя мудрости и знаний.
Подобный подход к семантической трактовке педагогических понятий дает возможность выразить изначально заключенную в них духовность. Смысл гуманно-личностного подхода в педагогике основывается в ведении ученика по пути саморазвития и совершенствования его духовного мира, понимания своего предназначения, по пути, который приведет его к умножению любви и добра на Земле.
Целью гуманно-личностного образования принято считать образ благородного человека, некоего неоспоримого идеала.
Роль учителя в гуманно-личностной педагогике
Замечание 2
Проблема педагога является ключевой во всей системе гуманно-личностного педагогического мышления.
Педагог по итогу проводимой им деятельности формирует около себя субъективное образовательное пространство гуманной педагогики. Объективный педагогический процесс в действительности представляет собой субъективную волю сообщества педагогов. В центре данного процесса находится общение учителя со своими учениками и воспитателя со своими воспитанниками.
Это такой тип общения, в котором воспитанник находится в состоянии духовной общности с педагогом, когда учитель предоставляет ученикам опору, счастье от познания, понимание, помощь, дружбу, сострадание и любовь.
Подобное образовательное пространство способен сформировать вокруг себя исключительно тот педагог, который мыслит и обладает взглядами на жизнь в соответствии с принципами гуманно-личностной педагогики, который применяет их в своей педагогической практике.
По этой причине достаточно важно уделять как можно больше внимания подготовке и переподготовке педагогов, находить и способствовать раскрытию в них истинного творчества, расширять их сознание. Распространение идей гуманно-личностной педагогики проходит посредством семинаров для учителей и воспитателей в рамках курсов повышения квалификации.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/teorija-gumannoj-pedagogiki-amonashvili/