Ханаан и финикия — студенческий портал

2. Ханаан и его соседи: финикийцы, сирийцы, ассирийцы и вавилоняне.

Ханаанские племена разделялись на две главные группы. Одни из них занимали береговую полосу и были мореплаватели и торговцы; в классической древности они назывались финикийцами и во время Иисуса Навина находились под властью Египта.

Вторая группа занимала внутренние области страны от Амана до южного берега Мертвого моря и распадалась на многие племена: аморитяне, гергезеняне, гифитяне, иевусеи и т.д.

Столь часто упоминаемые в Библии филистимляне переселились с острова Крита и с дозволения Размеса III избрали себе место жительства юго-западный берег Сирии.

Ханаан (Палестина), изобиловавший хлебом, вином и маслом, а потому стоивший борьбы, должен был, по мысли Моисея, при соблюдении его естественных границ составлять одну округленную и безопасную от вторжения территорию. На западе он граничил с Средиземным морем; поэтому Моисей приказал овладеть всем берегом от Ако до маленькой полосы, занятой филистимлянами.

На юге границей им был назначен не известный в наше время «Египетский ручей», дальше которого евреи не должны были заходить. Но в особенности Моисей воспретил им делать попытки к завоеванию лежавшей недалеко оттуда страны Гозен, принадлежавшей им в прежнее время и годной только, чтобы пасти там скот.

Так как Моисей не предназначал еврейского народа для торговли, то он и не придвинул южной границы к Аравийскому заливу, а предоставил лежавшую в промежутке степь кочевавшим в ней народам. На севере границу нового государства должен был составлять Иордан; с моавитянами и аммонитянами, как с потомками Лота, предполагалось жить в мире.

Но так как эти народы напали на приближавшихся израильтян, то после проигранного ими сражения у них были отняты все их земли, которые и перешли в собственность евреев.

Земля, находившаяся по ту сторону Иордана, к востоку, считалась менее священной. Она простиралась до Евфрата, который должен был оставаться ее самой отдаленной границей. Лежавшие к востоку земли состояли преимущественно из бесплодных и были пригодны только для скотоводства.

Вполне плодородными и удобными для постоянного жительства были только местности, непосредственно прилегавшие к Иордану. Они принадлежали коленам Рувимову и Гадову и полуколену Манасину, занявшим эти земли после своей победы над аммонитянами и моавитянами.

Таким образом, эта страна благодаря распоряжениям Моисея была совершенно замкнута, опасные соседи были от нее удалены, а с полезными она находилась в дружбе.

К числу последних в особенности принадлежали финикийцы. Хотя этот народ был также из числа племен ханаанских, однако Моисей никогда не вменял в обязанность евреям его истреблять, как это он с намерением сделал по отношению к другим хананеянам.

Оба народа, и иудеи, и финикийцы в продолжение всей своей истории жили в мирных отношениях между собой.

Это объясняется тем, что хотя евреи были народом воинственным, но при этом исключительно земледельческим; финикийцы же никогда не были народом воинственным и занимались одною торговлей, вследствие чего никогда не могли вредить евреям, которым их законы не дозволяли вести торговлю.

Ханаан и Финикия - Студенческий портал

Одежда знатных финикинян

Напротив, финикийцы были им полезны, так как евреи продавали им запасы хлеба, вина, масла и меда. Благодаря взаимному обмену необходимых предметов потребления между двумя народами установилась прочная, дружественная связь.

Краткое описание финикийцев еще лучше объяснит эти отношения. Этот замечательный народ естественными условиями своей страны был предназначен для деятельности на море.

Он занимал узкую полосу земли в пятьдесят миль длины и не более пяти миль ширины, с хорошими гаванями и безопасными от ветров бухтами.

Ханаан и Финикия - Студенческий портал

Финикийские военные, торговые суда

Позади этой полосы земли тянулся Ливан, доставлявший финикийцам богатства своих кедровых и кипарисовых лесов и превосходных рудников.

Поэтому еще в самые древние времена они стали заниматься судостроением и мореплаванием и, начав с рыбной ловли у своих берегов, перешли к морской торговле и распространили свою деятельность до Индии, до Атлантического океана и даже до Британских островов.

Они не составляли, подобно большинству азиатских народов, одного общего государства под управлением одного главы, а разделялись на многие независимые общины, имевшие каждая своего государя, власть которого ограничивалась советом из членов старейших родов, а впоследствии главами богатых торговых домов.

К самым значительным городам принадлежали: Арад, Триполи, Библ, Берит (Бейрут), Сидон, Сарепта и Тир. С 1600 до 1100 г. главным городом был Сидон, «первенец Ханаана»; в следующие 5…6 столетий первое место занимал Тир, которому принадлежала верховная власть над другими финикийскими городами.

Из числа изобретений, приписываемых финикийцам, изготовление стекла принадлежит не им, а египтянам, в древнейших могилах которых были найдены стеклянные сосуды и кубки. Но после того, как это искусство перешло из Египта к финикийцам, заводы Сидона и Сарепты стали выделывать из стекла разные украшения, сосуды и кубки, далеко превосходившие своею красотой египетские произведения. Зато финикийцы были изобретателями пурпурной краски, приготовлявшейся с особенным совершенством в городе Тире. Об этих двух изобретениях предания рассказывают следующее:

«Финикийские моряки, выйдя однажды на берег, захотели приготовить себе обед и развели огонь на месте, покрытом прекрасным, чистым, крупным песком. За неимением треножника они взяли два куска селитры, лежавшие тут же поблизости, поставили на них свой котел и развели под ним огонь.

Когда вода начала кипеть, то под котлом тоже закипело; куски селитры расплавились, смешались с золой и песком и, когда огонь потух, кипевшая масса отвердела и превратилась в прекрасные, белые, прозрачные камни — сделалась стеклом.

Другого употребления стекла, кроме изготовления упомянутых предметов, финикийцы не знали; им неизвестно было употребление оконных стекол и стекол для изготовления оптики. Лишнее стекло они обменивали на другие, более ценные товары.

В другой раз один финикийский пастух пас свое стадо неподалеку от морского берега. Его собака, бегавшая взад и вперед и все вокруг себя обнюхивающая, вернулась к нему с окровавленной мордой.

Пастух захотел посмотреть окровавленное место, но к удивлению заметил, что крови не было, а что морда собаки вымазана соком багрянки, раковину которой она раскусила на морском берегу. Такой прекрасной краски пастух еще никогда не видывал и рассказал другим о своем открытии.

Попробовали красить этим соком материи для одежды, попытка удалась, и финикийцы усовершенствовали это искусство, тем более, что на их берегу было очень много таких раковин, причем превосходного качества».

Кроме того, финикийцы славились своим искусством в горнозаводском и литейном деле, умели шлифовать и обделывать драгоценные камни, занимались резьбой по дереву и слоновой кости и изготовляли изящные ткани и превосходные благовонные мази.

Их торговля была и сухопутная, и морская. Они посылали караваны в Аравию и Египет, к берегам Евфрата и Тигра, вступали в торговые сношения с Вавилоном и Ниневией и обменивали на вино и масло вавилонские ткани и благовония.

Первым толчком к большим мореходным предприятиям и к основанию значительных колоний послужило вторжение евреев в Ханаан в XIII веке. Северные и западные обитатели Ханаана были оттеснены к береговой линии, где жили соплеменные им финикийцы.

Будучи не в состоянии содержать такое множество пришельцев в своей небольшой области, сидоняне перевезли их на плодородный остров Кипр, оттуда они распространились на Крит и Родос и завладели островами Эгейского моря вплоть до Геллеспонта. Равным образом и на берегах греческого материка они основали свои поселения.

Сказание о Кадме истолковывается в том смысле, что финикийцы высадились на берегу Беотии и научили местных жителей употреблению медного вооружения, постройке стен, горнозаводскому делу и буквенному письму.

Из Греции финикийцы перешли далее на запад, заняли острова Мелиту и Гоулос (Мальту и Гоццо), основали поселения в Сицилии (Панормос, ныне Палермо) и в Сардинии (Каларис, ныне Кальяри), высаживались на берегах средней Италии, вели торговлю с этрусками и основали в северной Африке города: Гиппо, Великий Лептис, Малый Лептис, Тапс, Гадрумент и Утику.

Город Утика, в отличие от других колоний, основанных сидонянами, был колонией Тира, с течением времени возвысившегося над Сидоном. Несколько знатных семейств переселилось из Сидона на скалистый остров, лежащий напротив Старого Тира, и основало там Новый Тир.

Когда это новое поселение слилось в одну общину со старым городом, то жители Тира в XI веке почувствовали себя настолько сильными, что стали вести независимо от Сидона свою собственную торговлю.

Они превзошли даже сидонян, плавали на дальний запад, заняли группы Балеарских и Питиусских островов, высаживались на берегах Испании, завладели местностью Тарсис и орошаемою Гвадалквивиром богатою Андалузией и в продолжении многих веков разрабатывали естественные богатства этой страны.

Они основали там города Еиспалис (Севилья), Малаку (Малага), Гадес (Кадикс), последний из этих городов сделался средоточием их колоний и торговли в Испании.

Точно так же и в противолежащей Мавритании (Марокко) они основали торговые поселения, переплывали на своих судах восточную часть Атлантического океана, достигали Оловянных островов (Касситериды, ныне острова Сцилли) и высаживались на южном берегу Британнии и на северном берегу Галлии. В Галлии они, вероятно, покупали янтарь, называвшийся у греков электроном и привозимый жителями побережий Балтийского моря сухим путём. Сильно развита была и торговля в противоположном направлении, а именно с Индией, с которой они сначала находились в торговых связях только через посредство других народов. При царе Хираме, бывшем в торговых сношениях с царями соседней Иудеи — Давидом и Соломоном, тиряне предприняли путешествие в Офир. Офиром они, вероятно, называли Малабарский берег или же страну, лежащую при устьях Инда. Из этого путешествия тиряне привезли много золота, драгоценных камней, слоновой кости, сандалового дерева, обезьян и павлинов. Большую долю прибыли получил и царь Соломон, участвовавший в этом предприятии.

Громадной торговой деятельности финикийцев был нанесен жестокий удар подчинением их страны власти персов; но еще более сильным ударом для них стало возвышение греческого могущества на море.

Греки вытеснили финикийскую морскую торговлю со всех островов и берегов Эгейского моря, усеяли всю Малую Азию своими торговыми городами и сделались соперниками финикийцев в Египте, северной Африке, Сицилии, нижней Италии, южной Галлии и Тарсисе.

Но между тем, как в последние столетия до Р. X. значение финикийских городов начинало падать, главнейшая из их колоний, Карфаген, основанный тирянами в 850 году до Р. X.

в Африке, явился обновленным Тиром и занял его место, так что финикийцы еще раз в течение четырех столетий господствовали со своими флотами на Средиземном море, от берегов Сицилии до Гибралтарского пролива.

Услуги таких опытных моряков везде ценились очень высоко. Поэтому мы встречаем финикийских моряков на службе у египтян, ассирийцев, вавилонян и персов. Чрезвычайно замечательно сообщаемое Геродотом известие о том, что по приказанию фараона Нехао (617 — 595 г. до Р. X.), финикийские мореплаватели объехали вокруг Африки.

«Они плыли, — говорит он, — из Красного моря по направлению к югу, вдоль африканских берегов и вступили в южное море. Когда наступала осень, они выходили на берег и сеяли хлеб в тех местах Ливии (Африки), где это было возможно, а собрав жатву, снова садились на суда и отправлялись в дальнейший путь.

На третий год они прошли через Геркулесовы столбы (Гибралтарский пролив) и возвратились в Египет. Они рассказывали также — верить чему я предоставляю другим — что будто бы, огибая берега Ливии, они вдруг увидели солнце с правой от себя стороны».

Геродот совершенно безосновательно подверг сомнению правдивость этого рассказа, потому что финикийцы должны были переходить через экватор и, чем далее плыли они к югу, тем севернее должно было им казаться положение солнца. Религия финикийцев, как и религия всех восточных народов, была основана на поклонении природе.

Ваал, бог солнца, считался благодетельною, а Молох, бог огня и войны, разрушительною силой природы. Богиня луны, девственная Астарта, была предана одинаково и любви, и войне. Молох требовал человеческих жертв, и ему особенно приятно было, когда в честь его сжигали детей.

Так как Ваал считался также и покровителем Тира, то в этом качестве носил название Мелькарта, то есть царя города, у древних греков «тирского Геркулеса».

Цветущей эпохой Финикии было время правления царя Хирама (1001 — 967 г. до Р. X.). Затем могущество финикийцев начало клониться к упадку из-за внутреннего раздора партий, и Финикия сделалась, наконец, добычей чужеземных завоевателей.

Итак, это государство с давних времён находилось в мирных и дружественных отношениях с израильтянами, на что, несомненно, рассчитывал и Моисей, и эти отношения сохранились навсегда.

Зато между израильтянами и их восточными соседями: сирийцами, ассирийцами и халдеями (вавилонянами) существовали большею частью неприязненные отношения, и Иудея, в конце концов, пала под ударами этих народов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/188817

Ханаан (3000–2000 гг. до н.э.). История — Путеводитель по Израилю

Страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря.

История

В глубокой древности Ханаан был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, амореи, и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств.

Расположенный между Междуречьем и территорией Древнего Египта, Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока, а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям.

Ханаан был заселён еврейскими племенами в середине II тысячелетия до н.э. По преданию, Бог повелел Аврааму покинуть родное Междуречье и отправиться в Ханаан, названный Землёй обетованной, который стал страной его потомков.

Самым большим образованием, существовавшим на его территории, было объединённое царство Израиля и Иудеи во времена царей Саула, Давида и Соломона (около 1029—928 гг. до н. э.).

Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли — финикийцы — основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфаген.

Читайте также:  Органический мир океанов - студенческий портал

Письменность

Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н.э.

Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус.

Поскольку папирус в здешних климатических условиях хранится очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки.

Ханаан и Финикия - Студенческий портал Изображение протоханаанейских (не синайских) надписей

До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например имена, нацарапанные на чашах.

Торговля

  • Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово «хананей» стало означать «купец» — именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24.
  • Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана).
  • Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с оливковым маслом и вином, другие товары.
  • Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции.
  • Важной статьей средиземноморской торговли хананеев была работорговля.
  • На севере ханаанского побережья (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития.
  • Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

Ханаан и Финикия - Студенческий портал Карта древнего Ханаана

Положение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городах, находившихся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле. А по-соседству мог господствовать ассирийский стиль.

В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии.

Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Города и их правители

Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, — подобное можно встретить и на Ближнем Востоке и сегодня.

Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами.

Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек.

Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н.э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте.

А библейские книги Иисуса Навина и Судей дают основание полагать, что и 100-200 лет спустя все оставалось по-прежнему.

Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила израильтянам завоевание страны. Объединенным Ханааном овладеть было неизмеримо труднее.

Религия хананеев

Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее «господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове «Баал» слышится звучание грома).

Поскольку Баал ведал дождями, туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего хананского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат, богиня любви и войны, отцом — Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру.

Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств.

Это общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.

Источник: https://guide-israel.ru/history/14824-xanaan-3000-2000-gg-do-n-e/

Ханаанская цивилизация — Цивилизациум

Цивилизация возникла 43 в. назад.

Цивилизация
остановилась 21 в. назад.

::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::Цивилизация
создавалась на основе культур первых городов левантийского побережья и
городов-государств сиро-палестинского региона, а затем, княжеств раннего
железного века (Арам, Израиль, Моав и т.д.

), а также культур филистимлян,
Финикии, Империи Карфагена, хасмонейского Израиля, римской Палестины..

  • Территория распространения Ханаанской
    цивилизации в настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и
    Иорданией.
  • +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Идёт от культуры первых городов левантийского
побережья и городов-государств сиро-палестинского региона, до княжеств раннего
железного века (Арам, Израиль, Моав и т.д.), филистимлян, Финикии, Империи
Карфагена, хасмонейского Израиля, римской Палестины.

Самым большим вкладом хананеев в мировую
цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600
гг. до н.э. Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал
папирус.

Поскольку папирус в здешних климатических условиях храниться очень
недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно
редки.

До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных
материалах, например имена, нацарапанные на чашах.

Квигли относит Ханаанскую цивилизацию к
Цивилизациям восточного полушария, связанными друг с другом культами и
генетически

У Месопотамской цивилизации, разрушенной
греками в 300 году до н.э., были потомки: Кретская, Хеттская (1900 до н.э.) и
Ханаанейская (2200 г. до н.э.).

У Ханаанейской цивилизации, разрушенной
римлянами в 100 г. до н.э., были потомки — Классическая, Западная (500 г.
н.э.), Исламская (600 г. н.э.). (Уилкинсон).

  1. Борьба с ханаанскими народами приводит евреев к
    государственному устройству, разделение царств и противодействие культурным
    началам Ассирии, Вавилона и Финикии — возбуждают развитие пророческой
    цивилизации Израиля. (Данилевский)
  2. Слово «Ханаан» (Кнаан) происходит от семитского
    корня, означающего «изгибаться вниз»; это имя в библейские времена носила
    страна, простирающаяся на запад от Иордана.
  3. Территория расространения Ханаанской
    цивилизации в настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и
    Иорданией.

Название Ханаан, часто встречающееся в Танахе,
впервые появилось в текстах, написанных по аккадски и датируемых ХV в. до н.э..
В аккадских текстах для обозначения Ханаана (Кинаххи) использовалось хурритское
слово kinakhny-красный. Этот же термин неоднократно встречается (в разных
аспектах) и в текстах из Телль-Амарнского архива (ХIV в. до н.э.).

После спасения от Потопа земля была
распределена по жребию между Симом, Хамом и Яфетом, сыновьями Ноя. Хам и его
сыновья пошли в землю, где должны были поселиться.

По пути к реке Египетской
один из четырёх сыновей Хама Ханаан увидел землю Ливана, которая ему
понравилась.

И тогда Ханаан не пошёл в землю, доставшуюся ему в наследие, что к
западу от моря (Красного), а поселился в земле Ливана, к востоку и западу от
Иордана».

Ханаана предостерегали от этого шага дед его
Ной и отец его Хам (Ной даже проклял его)

Но Ханаан не послушал их, и жил в земле Ливана
от Хамата до самого Египта, он и его сыны и по сей день. Поэтому земля эта
называется Ханаан. У Ханаана было одиннадцать сыновей (одиннадцать, а не
двенадцать, — как знак порочности семени), каждый из которых стал прародителем
одного из племён.

Среди ханаанейских племён наибольшей
популярностью в Древнем мире пользовались финикийцы, — мореходы, купцы,
кораблестроители. Но уже к началу нашей эры финикийцы причислялись к народам
эллинистического мира (не к варварам).

Финикийский диалект (пунический язык)
ханаанейского языка исчез в Ханаане раньше, чем в западных финикийских колониях
(и Карфагене), уступив место уже в эллинистические времена арамейскому и
греческому. Неопунические надписи встречаются вплоть до 111 в. н.э., а
христианские писатели 1-V в. н.э.

(например, святой Августин) отмечали, что
этот язык сохранился в Северной Африке до их времён (наряду с официальной
латынью), и население всё ещё считало себя ханаанеями.

Археологические изыскания 1962-1963 гг.
позволили найти ханаанскую крепость, город Арад (современный Телль-Арад).
Поселение, охватывавшее площадь в 1 га, относится к раннеханаанейскому периоду
(3000-2700 гг. до н.э.). Население города, как это видно по остаткам пшеницы,
найденным в руинах зданий, занималось земледелием.

До завоевания Ханаана еврейскими племенами был
заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, амореи. Из-за
неудобного расположения — между Междуречьем и территорией Древнего Египта,
которые были больше по площади и плодородней — на территории Ханаана ни разу не
сформировалось государство достаточно сильное, чтобы вести активную
завоевательную политику.

Палестина — часть Ханаана. Название
«Палестина» («Фалестын», араб.

) произошло от библейских
слов «пелесет, филисет, пелиштим»- «филистимляне»,-
самоназвания одного из «народов моря», захватившего южную часть
средиземноморского побережья Ханаана в конце XIII в. до н.э..

В начале V в. до
н.э. греки стали так называть всю страну (Густав Гече), а пришедшие сюда позже
римляне сохранили это название.

По преданию, Бог повелел Аврааму покинуть
родную Месопотамию и отправиться в Ханаан, названный Землёй обетованной,
который стал страной его потомков.

Самым большим образованием, существовавшим
на его территории, было объединённое царство Израиля и Иудеи во времена царей
Саула, Давида и Соломона.

Жители Ханаана первыми в древнем мире научились
добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли —
финикийцы — основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том
числе Карфаген.

В Ханаане находился «культурный круг»
пшеницы, вина и оливкового масла,- об этом свидетельствуют тексты Угарита,
Алалаха и данные Ветхого Завета.

Хаибри, сыны Ебера-Абраама, вполне счастливо,
покойно и умиротворённо прожив в земле Сеннаар Месопотамии почти две тысячи лет
от сотворения мира, по воле рока были изгнаны из Эдена и переселились в Ханаан,
«землю обетованную»; где жили, испытав многие удары судьбы, до
разрушения Второго Храма (70 г. до н.э.). Во времена Веспасиана и его сына
Тита, императоров Рима, более миллиона евреев было продано в рабство.

Основным занятием жителей побережья была
торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском
языке слово «хананей» стало означать «купец» — именно такое
значение оно имеет.

Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и
Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного
Ливана).Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с
маслом и вином, другие товары.

Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из
Египта, гончарные и металлические изделия из Греции. За пределами Ханаана (близ
современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко
хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития.

Угарит был одним
из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

Положение страны на пути между Египтом и Азией
и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных
культурных влияний. В городе, находившемся под властью египтян, дворцы и храмы
возводились в египетском стиле.

А в другом, по соседству, мог господствовать
сирийский стиль. В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные
ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые
украшения из Малой Азии.

Показательно, что хананеи использовали одновременно
египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Ханаанские города были окружены стенами из
глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри
городских стен дома теснились, лепясь один на другой, — подобное можно
встретить и на Ближнем Востоке и сегодня.

Простые люди вели хозяйство на небольших
участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на
работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были
разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Правители городов постоянно ссорились и воевали
друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах
разбойничьих шаек. Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н.э.

Об
этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в
Египте. А библейские книги Иисуса Навина и Судей дают основание полагать, что и
100-200 лет спустя все оставалось по-прежнему.

Междоусобная вражда хананеев
значительно облегчила израильтянам завоевание страны. Объединенным Ханааном
овладеть было неизмеримо труднее.

Ханаанские боги и богини были
персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее
«господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове
«Баал» слышится звучание грома). Поскольку Баал ведал дождями.
туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно
важное значение для всего хананского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат,
богиня любви и войны, отцом — Эль, повелитель богов, который ко времени
израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была
Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли
Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также
Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов
вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Это
общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального
покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся
«Господином» или «Госпожой» этого места.

Рассказы о богах хананеев известны как из
собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские
божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных
схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях.

В человеческие дела они
вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о
причиняемым людям страданиях. Однако порой боги хананеев могли быть добрыми и
щедрыми.

Словом, они представляли собой не более чем отражение тех, кто им
поклонялся.

В главных городах Ханаана находились храмы
важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По
праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший ее
местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие
делили между богом и верующими.

Читайте также:  Добровольное медицинское страхование - студенческий портал

По случаю большого праздника к процесии мог
присоединиться и простой народ — ему разрешалось издали наблюдать за
совершавшимися церемониями.

Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь
входили только посвященные.

Для каждого царя было делом чести сделать храм
своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены
святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах.

Кроме статуи бога или символизировавшего его
животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры — львица), внутри храма
имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько
каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов.

Наряду с храмами в Ханаане существовали и
святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Здесь тоже
имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ
приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом
почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы

Во время жертвоприношения по внутренностям
животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели
определяли будущее по звездам, общаясь с мертвыми или впадая в пророческий
транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и
магических заклинаний.

++++++++++++++++++++

Источник: https://www.sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/hanaanskaa-civilizacia

Финикия

ФИНИКИ́Я (от греческого фойнике, буквально `страна пурпура`), древняя страна на восточном (так называемом Левантийском) побережье Средиземного моря.

Название Финикия связано с производством пурпуровой краски из особого вида моллюсков, в изобилии обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей; оно впервые встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков. У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян» (см. Сидон).

По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан. В то же время греческим писателям было известно название Ханаан (хна, что по-хурритски означает пурпурный цвет) как эпоним финикийцев и как название их страны. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср.

Марк 7:26; Матф. 15:22).

Названия Ханаан, ханаанеи зафиксированы в источниках 15 в. — начала 12 в. до н. э. После этого название встречается только в Библии и у авторов, писавших под ее влиянием. Исключениями служат вавилонский лексикографический текст 11 в. до н. э.

и единичное упоминание Ханаана в египетском тексте около 9 в. до н. э. На одной из финикийских надписей времени правления селевкидского царя Антиоха IV Эпифана упоминается Ладака Ханааней, из чего следует, что финикийцы продолжали называть свою страну Ханааном.

Августин свидетельствует, что еще в его время пунические крестьяне называли себя «ханани».

Исследователи по-разному определяют исторические границы области, называвшейся Ханааном, согласно одному из мнений, она простиралась вдоль современного сирийского и ливанского побережья до горы Кармел (на севере современного Израиля).

Финикийцы занимали узкую прибрежную полосу, вероятно, только в северной Галилее (в районе Хацора) они жили в некотором отдалении от моря. В некоторых случаях в Библии название Ханаан связано с прибрежным расположением Финикии (Чис. 13:29; Втор. 1:7, и др.

), но, как правило, под Ханааном Библия подразумевает всю территорию Эрец-Исраэль, территорию современного Ливана, а также южную часть побережья современной Сирии.

Подобное расширительное употребление названия — сравнительно позднее и, по-видимому, связано с колонизацией внутренних областей страны. Признаки такого употребления можно обнаружить в египетских источниках 14–13 вв. до н. э.

Топонимика показывает, что массовое заселение района было осуществлено семитами, по-видимому, пришельцами из Южной Сирии и Эрец-Исраэль, около третьего тысячелетия до н. э. В начале второго тысячелетия до н. э. в Финикию проникают аморреи.

Около середины второго тысячелетия до н. э. здесь складывается местное наречие, отличающееся рядом характерных черт от аморрейского.

На следующем этапе языковой эволюции выделился финикийский диалект, который отличался от более консервативного иврита.

История Финикии делится на два основных периода: приблизительно с 30 в. по 12 в. до н. э. и с 12 в. по 332 г. до н. э. На протяжении первого периода с языковой, религиозной и социально-политической точек зрения Финикия была интегральной частью района, включавшего также Эрец-Исраэль и прилегающие области Сирии.

С приходом филистимлян, арамеев и израильтян финикийцы превратились в единственный во всем районе анклав древнего населения; сложившиеся языковые и культурные отличия от окружающего населения способствовали консолидации финикийцев как особой этнической группы, которая сохраняла свой специфический облик вплоть до эпохи эллинизма.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. Финикия находилась в тесном контакте с Египтом. Финикийский город Гебал (позднее Библ) стал в этот период значительным центром торговли древесиной и ко времени правления Шестой египетской династии (около 2305 г. — 2140 г. до н. э.

) практически превратился в египетскую колонию; с небольшими перерывами он оставался колонией до середины 18 в. до н. э. По всей видимости, в этот период Египет в той или иной степени контролировал всю территорию Финикии и Эрец-Исраэль. В начале второго тысячелетия до н. э.

сложилась характерная для Финикии система городов-государств. В 14 в. до н. э. значительная часть Финикии стала частью аморрейского государства, вскоре превратившегося в хеттского вассала. Однако в правление фараонов Сети I (около 1318 г. — 1301 г. до н. э.) и Рамсеса II (около 1301 г. — 1234 г. до н. э.

) вся Финикия, по всей видимости, вновь подпала под власть Египта. Вторжение так называемых «морских народов» (см. Филистимляне) около 1200 г. до н. э. положило конец египетскому господству и сопровождалось значительными разрушениями: некоторые финикийские города были полностью уничтожены. В конце 12 в.

 — начале 11 в. до н. э. Финикия подпала под ассирийское господство.

В начале первого тысячелетия до н. э. Тир стал ведущим городом Финикии и в последующие 300 лет доминировал над городами южной Финикии, а по мнению некоторых исследователей, был столицей страны.

В правление Давида между Израильским царством и Финикией существовал союз и тесное торгово-политическое сотрудничество, закрепленное династическими браками (II Хр. 2:13). Преемник Давида Соломон заключил союз с тирским царем Хирамом (около 969–936 до н. э.; I Ц. 5:15, и другие).

В обмен на сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные продукты Хирам поставлял Соломону древесину и посылал квалифицированных ремесленников для строительства Храма и царского дворца в Иерусалиме, а также снаряжал совместные торговые морские экспедиции из израильского порта на Красном море Эцион-Гевера в Офир (см.

также Торговля). О тесном сотрудничестве Финикии с Израильским царством свидетельствуют как Библия, так и финикийские источники этого периода.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что со времени Хирама история Финикии стала историей Тира. В правление Хирама началась финикийская (фактически, тирская) колонизация Средиземноморья, преследовавшая цель установить контроль над морскими торговыми путями.

Одной из древнейших, если не самой древней, колонией был упоминаемый в Библии Киттим (Китион, нынешняя Ларнака) на острове Кипр. Финикийские колонии были основаны на Родосе и др.

островах Эгейского моря, в Сицилии, Сардинии, на Корсике, Мальте, в Северной Африке (Утика и Карфаген /Карт-Хадашт, 814–813 до н. э./) и, наконец, в Испании.

Хирам именуется в Библии царем Тира, а Этба‘ал, правивший во времена царей Северного (Израильского) царства Омри и Ахава, называется царем сидонян (I Ц. 6:32), хотя его престол находился в Тире. Омри заключил союз с Этба‘алом и взял его дочь Изевель в жены своему сыну Ахаву.

Вследствие этого брака в Самарию проникли религиозные и культурные влияния Финикии, вызвавшие резкий протест пророков. Несколько позднее, когда иудейский царь Иорам женился на тирской принцессе Аталии, это влияние стало ощутимо и в Иерусалиме (II Ц. 8:18, 11:18).

Среди союзников, участвовавших в бою с ассирийским царем Салманасаром III у Каркара (853 до н. э.

), наряду с силами царя Израильского царства Ахава, царя Хамата Ирхулени и царя Арам-Даммесека Хадад‘эзера сражались войска северных финикийских городов Арвада, Арки, Усантаны и Шиана, однако города южной Финикии — Гебал, Сидон и Тир — не участвовали в коалиции.

В правление ассирийского царя Ададнирари III (810–783 до н. э.) Тир и Сидон числились среди данников Ассирии. При Тиглатпаласаре III (745–727 до н. э.) подчиненные Ассирии страны, включая Финикию, были превращены в провинции; лишь главные финикийские города того времени (Арвад, Библ и Тир) сохранили статус вассальных государств.

Салманасар V (727–722 до н. э.) пытался ослабить Тир. В 701 г. до н. э. Санхерив отторг от Тира подчиненные ему города, в первую очередь Сидон, объявив его независимым царством.

После разгрома направленного против Ассирии восстания в царствование Ассархадона (Асархаддон) Сидон был превращен в ассирийскую провинцию, после чего Тир остался единственным финикийским городом, не входившим в состав Ассирийской империи.

После падения Ассирии в конце 7 в. до н. э. власть над Финикией перешла к Вавилону. В начале 6 в. до н. э. при поддержке Египта западные провинции Вавилонской империи восстали.

После взятия Иерусалима вавилонский царь Навуходоносор двинулся в Финикию и овладел страной. Однако осада Тира длилась 13 лет и завершилась капитуляцией города, по-видимому, на оговоренных им условиях.

Греческий историк Геродот сообщает, что города Финикии открыли свои ворота перед войсками персидского царя Кира. С этого времени Сидон, где находился один из дворцов персидского царя, стал ведущим городом Финикии, и сидонские цари правили Тиром. Главным городам страны были даны права на владение побережьем Эрец-Исраэль.

Жестокое подавление Артаксерксом III сидонского восстания (около 350 г. до н. э.), по-видимому, было причиной того, что сидоняне открыли ворота города перед Александром Македонским (332 до н. э.). Тир, однако, оказал сопротивление Александру. После девятимесячной осады Александр — впервые за всю историю города — взял его штурмом.

Во время войн между Селевкидами и Птолемеями Финикия несколько раз переходила из рук в руки. Воспользовавшись борьбой между эллинистическими правителями, главные города Финикии сумели добиться независимости (Тир в 274 г. до н. э., Сидон в 111 г. до н. э., Бейрут в 81 г. до н. э.). В 64 г. до н. э.

Финикия была включена в состав Римской империи; Тиру и Сидону были пожалованы особые привилегии.

Памятники финикийской литературы не сохранились до наших дней, и о ее характере можно судить только на основании надписей и немногочисленных папирусов на финикийском языке, а также фрагментов сочинений финикийских авторов (в первую очередь, Филона из Библа) эллинистической эпохи, писавших по-гречески.

Тем не менее, даже этот скудный материал содержит многочисленные стилистические и идиоматические параллели с библейской литературой. Стихотворные строки, обнаруженные среди финикийских надписей, проливают дополнительный свет на библейскую поэзию.

Особый интерес представляют параллели между финикийской и древнееврейской культовой терминологией. В Библии встречаются известные из финикийских надписей названия нескольких месяцев (например, I Ц. 6:1, 8:2, и др.; см. также Календарь).

Финикийский алфавит был принят у израильтян во время их поселения в Ханаане и оставался в ходу до возвращения из пленения вавилонского, когда он был заменен арамейским алфавитом, который также происходит от финикийского.

Источник: https://eleven.co.il/jewish-history/first-temple-captivity/14286/

Древние цивилизации История Новости Археология Тайны космоса Мифы

Израильское царство, Хасмонеи, Филистимляне, Библ, Содом, Гоморра, Финикия, Акко, Иудея, Иерихон, Баальбек, Иерусалим, Триполи, культуры Ханаана.

ЦАРСТВО ИЗРАИЛЯ ХАСМОНЕЙСКОЕ ЦАРСТВО СЕВЕРНО-ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО
Первоначально столицей царства был Сихем, затем Самария. Израильское царство имело 18 царей, просуществовав 254 г, пало в 721 г. до РХ. со взятием Самарии Салманассаром. Когда Израильское царство разрушили ассирийцы, то часть евреев беженцев обосновались в Иудее. В результате восстания против гнета евреев в 165-141 гг. до н.э, под предводительством еврейского священника Маттафии, Иудея освободилась от сирийского владычества. Было создано независимое Хасмонейское царство со столицей в Иерусалиме. Правителем стал сын Маттафея — Симон. Самария — столица израильского Северного царства, построенная в начале 9 в, находилась в 12 км северо-западнее Сихема. В 722 году до н.э. ассирийцы захватили город Самарию, лишили его большей части населения. Так завершилось существование Северного Израильского царства.
ДРЕВНИЙ НАРОД ФИЛИСТИМЛЯНЕ СОДОМСКОЕ ПЯТИГРАДИЕ
Народ постоянно упоминается в Библии. Филистимляне пришли с Крита. Главным богом у филистимлян был бог изобилия — Дагон. Считается, что филистимляне приняли это божество, когда поселились на побережье Палестины, переняв веру в него от местных племен. Являлся одним из крупнейших портов древности, через него в Грецию экспортировался папирус – главный материал по изготовлению манускриптов. Папирус означает библос, отсюда происходит название города, а от него известные нам слова вивлио — книга и Библия. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих… И посмотрел Авраам к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым от печи.
ГОСУДАРСТВО ФИНИКИЯ ДРЕВНИЙ ГОРОД ПТОЛЕМАИДА ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО
Финикия — древнее государство на восточном побережье Средиземного моря. Финикийцы пришли сюда от берегов Эритрейского моря. В 5 тыс. до н.э. финикийцы основали на берегу моря поселения, выросшие постепенно в крупные ремесленные, портовые центры: Сидон, Тир, Библ. Акко, в древности Акру — небольшой город на северо-западе Израиля, расположен на небольшом мысе на северной стороне залива Хайфа в 16 км к северо-востоку от Хайфы. Город впервые упоминается в египетских записях в 1500 до н.э. Акру был завоеван Тутмосом III и Сети I. В первом тыс. до н.э. существовало Израильско–иудейское царство, их царь Соломон построил храм в Иерусалиме, где хранился Ковчег Завета. Яхве — был главным Богом израильтян, отождествленный со скинией, в которой и находился ларец — Ковчег Завета.
ДРЕВНИЙ ГОРОД АРИХА ДРЕВНИЙ НАРОД ШЕКЕЛЕШ ДРЕВНИЙ ГОРОД СУР
Иерихон — город VII–II тысячелетий до н.э. в Палестине. Найдены остатки укрепленных поселений эпохи неолита: руины города с мощными стенами XVIII–XV веков до н.э. В конце 2 тыс. до н.э. разрушен еврейскими племенами. По библейскому преданию, стены Иерихона рухнули от звука труб. Относится к народам моря, упоминание о народе Шекелеш содержится в иероглифах Древнего Египта, Карнакский храм. Военизированное племя, которое имело военный союз с древними египтянами. Кроме того вели активную торговлю на территории Палестины. Тир — в древности финикийский приморский город-государство на восточном побережье Средиземного моря. На месте Тира находится город Сур в Ливане. Согласно преданию и археологическим данным, основан около 28 века до нашей эры протофиникийцами-ханаанеями.
ДРЕВНИЙ НАРОД ШАСУ ИЕРУСАЛИМСКОЕ ГОСУДАРСТВО ДРЕВНИЙ ГОРОД БААЛАТ
Были кочевниками, пасли скот в Леванте, жили в период позднего бронзового века, до раннего железного века. Во главе племени был вождь. Обитали возле горы Синай. Самая ранняя известная ссылка на Шасу датируется 15 в до н.э, выгравированная на колоннах в храме Солеб, построенным Аменхотепом III. Возникло в 1099 г. на территории, завоеванной в ходе Первого Крестового похода под командованием Годфруа де Бульона. Узкая полоска земли, вытянувшаяся вдоль Средиземного моря, ограниченная горами Ливана, пустыней Синая. В Иерусалиме правил король Бодуэн IV. Древний город в Ливане в 80 км к северо-востоку от Бейрута. Город находился на высоте 1117 м. над уровнем моря между реками Литани и Оронт, в плодородной области, на древних караванных путях, ведших к Дамаску, Тиру. Здесь поклонялись богу Баалу.
ДРЕВНИЙ ГОРОД ИЕРУСАЛИМ ДРЕВНИЙ НАРОД МОАВИТЯНЕ ДРЕВНИЙ НАРОД ДРУЗЫ
История города Иерусалима начинается с 5 тыс. до н.э. Первые археологические свидетельства древних поселений обнаружены на восточном склоне Храмовой горы. Иерусалим означает Город мирной жизни. Иерусалим, святой город, центр паломничества с самых давних времен. Родственное израильтянам языческое племя, жившее по восточному побережью Мертвого моря. Родоначальником был Моав, сын старшей дочери Лота. Моавитяне, как и многие другие народы, жившие поблизости от Мертвого моря, с самого начала своей истории отличались распущенностью. Религиозная этническая общность, населяющая районы Сирии, Ливана, Израиля, Иордании. Религия друзов — друзизм, уходит корнями от шиитской секты исмаилитов, но в 11 в. религия отошла от неё, прекратила контакты с исмаилитами. Друзское вероисповедание возникло в 11 в.
ГОСУДАРСТВО ТРИПОЛИ ДРЕВНИЙ НАРОД ИЕВУСЕИ
В 1109 г. город Триполи захвачен крестоносцами, затем стал столицей графства Триполи. Графство Триполи до 1289 г. и королевство Иерусалимское до 1291 г, вели непрерывные войны с мусульманами. В 1289 г. город Триполи взят, разрушен египетскими мамлюками. В Ханаане развивалась местная, самобытная культура, памятники которой обнаружены при раскопках в районе Мертвого моря. Носители культуры — кочевой народ охотников-собирателей Леванта, Синайского полуострова. Для изготовления орудий труда древние люди использовали микролиты. Ханаанское племя, владевшее крепостью в Палестине. Согласно Библии, покорено Иисусом Навином, однако сумело сохранить независимость. Только царь Давид смог окончательно разгромить их, взять крепость Иевус, которую он сделал столицей царства, назвав ее Иерусалимом.
ДРЕВНИЙ НАРОД АММОНИТЫ ДРЕВНИЙ НАРОД САМАРЯНЕ ДРЕВНИЙ НАРОД ХАБИРУ
Как и родственные им моавитяне, практически не воевали. Молох — в Библии так назван бог аммонитян, которому приносились человеческие жертвы. В Книге Судей Израиль потерпел поражение от рук аммонитян. Говорят, аммонитяне знались с колдовскими силами. Это народ, оставшийся от староизраильского населения, смешанный с выходцами из Ассирии. Самаритяне противились возвращению иудеев из вавилонского плена 586-537 годы до н.э. Они преследовали иудеев, мешали им восстанавливать храм в Иерусалиме. Древние Евреи верили в существовании только одного Бога. Древние Евреи понимали важность Солнца, Луны. В Библии говорится, что древние Евреи разделялись на двенадцать колен — племён, согласно двенадцати сыновьям Иакова, внука Авраама, от которых они вели происхождение.
Читайте также:  Индексирование - студенческий портал

Источник: http://ancientcivs.ru/canaan

Ответы Mail.ru: Куда пропали финикийцы?

Финикийцы не исчезли бесследно. Их прямыми потомками являются мальтийцы (около полумиллиона человек) . Наследниками финикийцев также считают себя многие ливанцы-христиане. http://artofwar.ru/w/winokur_r_j/finikijtsy.shtml
Перенаселение и постоянная угроза вторжений заставляли финикийцев сниматься с родных мест и искать лучшей доли за морем. Весьма кстати тут пришлось появление еще одного нового типа судов, способных совершать дальние плавания. К IХ веку до н. э. в Испании, Италии, Северной Африке насчитывалось около 300 постоянных финикийских колоний. Самой известной из них стал Карфаген — по-финикийски Карт-Хадашт, «новый город» . Его основала некая царевна Элисса, фигурирующая в «Энеиде» Вергилия как Дидона, возлюбленная Энея. Она бежала из Тира в 825 году до н. э. после очередного дворцового переворота и, приплыв со своими людьми в Тунис, попросила у местного ливийского вождя дать ей столько земли, сколько займет бычья шкура. Тот с готовностью согласился, и тогда хитроумные ханаанеи разрезали шкуру на тонкие полоски, огородив ими весьма солидный участок. ..
После смерти Александра Финикия стала «яблоком раздора» для его преемников — египетских Птолемеев и сирийских Селевкидов, в конце концов доставшись последним. Первенство на торговых путях тем временем окончательно перешло к грекам, и даже в гаванях Ливана греческий язык вытеснил ханаанейский. Последние остатки самостоятельности Тир и Сидон утратили при римлянах. На месте «варварских» строений были возведены храмы, дворцы и ипподромы греко-римского образца. В 218 году свершился кратковременный реванш — императором стал юный сириец Гелиогабал (Марк Аврелий Антонин Бассиан) , объявивший Баала верховным божеством в Риме. Но уже через четыре года его убили, и вскоре Баала с облегчением забыли не только в Риме, но и в самом Леванте, принявшем учение Христа. А с приходом ислама финикийская культура окончательно прекратила существование.
Уже в XV веке до н. э. у финикийцев существовали алфавит, состоявший из 22 букв http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2934/

Финикийцы Финикийцы — семитский народ, населяющий часть восточного средиземноморского побережья в 3 — 1 тыс. до н. э. В 332г. до н. э. Финикия была захвачена Александром Македонским и с этого момента стала стремительно терять своё культурное своеобразие, попав в орбиту греческого влияния.

В политическом отношении Финикия являлась конгломератом независимых городов — государств, часто враждовавших между собой. Финикийцы даже не имели единого самоназвания и отождествляли себя с названиями городов — государств, к которым принадлежали.

Потомки финикийцев
Международная группа ученых установила, что каждый 17-й житель Средиземноморья является потомком финикийцев, господствовавших в этом регионе около четырех тысяч лет, начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры. Свое открытие, сделанное с помощью анализа ДНК, ученые опубликовали в журнале American Journal of Human Genetics.

Коротко основные выводы работы приводят BBC News (DNA legacy of ancient seafarers) и National Geographic (Phoenician Blood Endures 3,000 Years, DNA Study Shows). Финикия находилась на побережье Средиземного моря и захватывала территорию современных Ливана, Сирии и Палестины.

Финикийцы построили большие города, активно торговали с соседями и имели собственную письменность. Финикия была захвачена римлянами на рубеже второго и третьего веков до нашей эры. http://www.vechnayamolodost.ru/pages/poplem/potomkifinikijce.html

Финики́я (от греч. Φοίνικες, фойникес, буквально «страна пурпура» ) — древняя страна, находившаяся на восточном (так называемом Левантийском) побережье Средиземного моря (на территории современных Ливана, Сирии и Израиля) . Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой.

Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем слогового фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200—800 гг. до н. э. В VI веке до н. э. Финикию завоевали персы, а в 332 до н. э. — Александр Македонский.

Главные города Финикии — Акко, Ахзив, Тир (современный Сур) , Цараат (Сарепта) , Сидон (современная Сайда) , Берута (современный Бейрут) , Библ (Гебал) , Триполи и Арвад. Иногда к финикийским городам относят также и расположенный к северу от Финикии Угарит (современная Рас-Шамра).

Древнееврейское название Финикии «לבנון [Левано́н] » происходит от слова «лаван» — белый, то есть Страна белизны из-за постояно заснеженного высокого горного хребта, находящегося в самом центре страны. Языком финикийцев был ханаано-еврейский язык, который в научной терминологии сегодня называют просто финикийский.

Словом Леванон или Lebanon в иностранных языках называется современное государство Ливан. Название «Финикия» происходит, вероятно, от греч. φοινως — «пурпурный» , возможно связано с производством пурпуровой краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей. [1] Другое объяснение — греч.

Φοϊνιξ — «страна красного солнечного божества Феникса» , появлявшегося с востока. Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху» — «строитель кораблей» , так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением. Впервые это название встречается у Гомера и часто упоминается у греческих историков.

У Гомера название «финикийцы» — синоним «сидонян» . По всей видимости, Финикия — греческий эквивалент названия Ханаан. В более поздний период в переводе Септуагинты название «ханаанеи» регулярно переводится в евангелиях как «финикийцы» (ср. Мк. 7:26; Мф. 15:22; Деян. 11:19; 15:3; 21:2).[1] История В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие народов моря.

С одной стороны ряд городов были разрушены и пришли в упадок, однако народы моря ослабили Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир. Финикийцы начали строить большие (30 м длинной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. [2] Однако развитие кораблестроения привело к уничтожению кедровых лесов Ливана.

Тогда же финикийцы изобрели свою письменность. Уже в XII веке до н. э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис) . Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо. В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией. Финикия перешла под власть персов в 538 году до н. э.

В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена. По Геродоту, Финикия простиралась от Посидия до Палестины. При Селевкидах её считали от Орфосии (устье Нар-Берида) до устья Нар-Зерка.

Из более поздних географов одни (например Страбон) считают Финикией весь берег до Пелусия, другие южную границу её помещают у Кесарии и Кармила. Только римское позднее провинциальное деление распространило имя Финикии на прилегающие к полосе внутренние области до Дамаска, а впоследствии стало различать Финикию Приморскую от Ливанской. При Юстиниане даже Пальмира была включена в состав последней. В Мк 7:26 говорится о «сирофиникиянах» , чтобы таким образом отличить их от африканских финикийцев, которых римляне называли «пунами» .

Их истребили евреи, остатки добили арабы

Скорее всего, финикийцы сменили место жительства, вошли в состав какой-либо страны и стали называться по-другому. Но сохранили в памяти народа и старое название. Уже в Швеции от 24 ноября 1697 года, шведский церемонемейстер Спарвенфельд, в официальной речи в Стокольне (Стокгольме), называл себя — истинным горького сердца фиником.

Финикийцы основывали города-колонии, а не столько завоёвывали что-то. Финикия не столько страна, сколько города на побережье (сейчас в Турции, Сирии, Ливане, Тунисе, Испании, Италии). Финикию не разрушили, а просто перестали так называть. Финикия (по-гречески) была частью славянского Ханаана.

И климат был удобный, для садоводства, земледелия, рыбной ловли, мореходства и связанными с этим ремёслами и торговлей. Но не только климат отличал Финикию, например, от Египта и Вавилона, но и удобное расположение.
1.Название плодов фиников с пальмы скорее всего, произошло от названия народа финикийцы, а не наоборот. 2.

Финикия по-гречески пурпурный. И паруса кораблей финикийцев были пурпурного цвета. Пурпур они получали из природного красителя — моллюсков из морских раковин, для окраски тканей для одежды, парусов и т. д. 3.

Финикийцы — это народ славян-антов, имевших свою письменность более 4000 лет назад и умевших выплавлять металл и стекло и делать из них изделия, имели развитые ремёсла. 4. Мореплавание с торговлей приносило им больший доход.
В атласе Миллера 1519-го года Финикия ещё существовала в Малой Азии.

И сейчас остались, почти незаметные, следы Финикии в Турции. Это небольшой город Финике, между Демре и Кумлуджей. Недалеко от места расселения в старину, народа антов — Антальи.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/26560721

Финикия

Древняя Финикия занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест.

Так, например, название города Библ (по-финикийски звучит как Гебал) означает “гора”, города Тира (по-финикийски — Цур) — “скала”.

Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград.

Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов — Сидон, что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.

Название “финикиец” встречается уже в египетских иероглифических надписях середины III тысячелетии до н.э. в форме “фенех”. Позднее древние греки применяли слово “фойникес”, что означало “красноватые”, “смуглые”. Отсюда и пошло название страны.

В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи, или соответственно греческому тексту Библии, Ханаан, которое отдельные ученые объясняют как “страна пурпурной краски”, имеет гораздо более широкое значение, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию.

Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.

Серединой II тысячелетия до н.э. датируется бурный расцвет финикийских городов и их превращение в торговую метрополию тогдашнего рабовладельческого мира. Финикийские пузатые корабли стали подвижным мостом между странами. Суда шли в направлении всех четырех сторон света и возвращались назад, тяжело нагруженные сокровищами.

Финикийцев интересовали в первую очередь рынки сбыта и источники сырья. Громадные богатства, которые чернобородые и багроволицые купцы извлекали из морской торговли, делали их все решительнее и храбрее. Нередко они находились в пути по три года, а порой и дольше.

Время от времени кораблекрушения заносили финикийцев на чужие берега. Возможно, именно так был основан столь далекий от Передней Азии Карфаген, который в начале именовался Карт-Хадаштом, что в переводе с финикийского означает Новый Город.

финикия морской путешествие колонизация

Финикийцы были людьми склонными постоянно жестикулировать, любящими петь и много говорить. Так же они были очень безжалостными античными охотниками за людьми.

Гомер в своих стихах характеризовал их так: «Мужи, которые славятся своими судами, и изворотливостью, и коварством, и корыстолюбием, запомнившие черные парусники бесчисленными множеством сверкающих безделушек». Народы постоянно попадали впросак с этой блестящей мишурой независимо от того, были ли это флажки, бусы или колокольчики.

Собираясь отплыть на родину и не задолго до подъема якорей, заманивали на борт корабля местных жителей, с тем чтобы позднее продать их как живой товар на рынках рабов.

Источник: https://studbooks.net/528119/istoriya/finikiya

Ссылка на основную публикацию