Идеализм шеллинга — студенческий портал

§ 4. Объективный идеализм Шеллинга

Философия природы — прогрессивная сторона философии Шеллинга. Третий выдающийся представитель немецкого классического идеализма — Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775–1854). Он получил образование в духовной семинарии и, в Тюбингенском университете.

Первые его работы по философии природы привлекли внимание естествоиспытателей и философов. В 1798 г. Шеллинг был приглашен в Иенский университет на должность профессора философии. В Иене он написал важнейшие натурфилософские сочинения.

Впоследствии Энгельс писал об этом периоде деятельности Шеллинга: «Его ум, находившийся в состоянии брожения, рождал тогда светлые, как образы Паллады, мысли, и некоторые из них сослужили свою службу в позднейшей борьбе». Однако Шеллинг не оправдал надежд молодого прогрессивного поколения Германии. Он встал на сторону политической реакции.

От философии природы и учения о свободе, которые он развивал, применяя метод диалектики, Шеллинг переходит к реакционной философии религиозного откровения, к реставрации неоплатонической мистики.

В философской эволюции Шеллинга самый важный этап — разработка философии природы. В сочинениях этого времени важен и предмет исследований Шеллинга, и метод его исследований. У Фихте природа рассматривалась не сама по себе, а только с точки зрения этики.

Для Фихте все значение природы в том, что она противодействует нравственной деятельности, а последняя побеждает в человеке его природные склонности, Для Шеллинга, напротив, природа — самостоятельный предмет изучения.

Следуя своему философскому интересу и интересу к познанию в области естественных наук, Шеллинг стремился поставить природу в центр внимания.

К исследованию природы Шеллинга привлек не только личный интерес. Период деятельности Шеллинга совпал с эпохой важных открытий в области физики, химии и физиологии. Работы Гальвани положили начало электродинамике. Открытия физиков оказали влияние на разработку Шеллингом учения о динамическом процессе.

В трудах Ломоносова, Пристли и Лавуазье была опровергнута теория флогистона, она была вытеснена учением об окислении. Выдающиеся успехи были достигнуты в науке об органической природе, Галлер и Браун ввели важные понятия о раздражении и возбудимости.

Кильмейер связал эти понятия со способностями к чувствительности и воспроизведению. Шеллинг вводит эти идеи в свое учение о природе — в «натурфилософию». Воззрение его на природу идеалистично: сама материя, по Шеллингу, духовна. Но вместе с.

тем он вносит в учение о природе идею развития: природа, лишенная сознания, предшествует возникновению сознания в человеке. Переход к сознанию идет через ряд все более высоких ступеней развития.

Философия природы Шеллинга часто вступала в противоречие с результатами исследования специальных наук о природе. Поэтому она по своему содержанию быстро утратила свое значение с дальнейшими успехами естественных наук.

Однако идеалистическое в своей основе воззрение Шеллинга на природу сыграло положительную роль: оно ограничивало господствовавший в естествознании XVIII в.

механицизм и вело к понятию о всеобщей связи вещей и явлений природы.

Самым важным достижением философии природы Шеллинга было введение диалектики в рассмотрение природы и ее явлений.

До Шеллинга имелись лишь зачатки диалектики в понимании природы; философы ограничивались общим понятием о естественном развитии, а самый ход развития природы понимался механистически.

Шеллинг объявил необходимым условием исследования природы отыскание в природе реальных динамических противоположностей. Тем самым философия природы Шеллинга превращается в идеалистическую диалектику природы.

Учение о диалектических противоположностях в природе Шеллинг дополнил учением о диалектике форм мышления в познании. Согласно Шеллингу, обычное логическое мышление есть мышление рассудка. Оно дает нам познание низшее в сравнении с познанием, доступным разуму.

Формы разумного познания не умозаключения и не доказательства, а непосредственное (интуитивное) созерцание предмета. Разум непосредственно усматривает в вещах единство противоположностей.

Однако субъектом такого познания может быть, по Шеллингу, не рядовой ум, а только философский и художественный гений.

Критика рассудка, развитая Шеллингом, содержала в себе одновременно и рациональный смысл, и опасность превращения ее в отрицание рассудка и логики. Рациональный смысл этой критики состоял в подготовке диалектического учения о единстве противоположностей.

К исходу XVIII в. Шеллинг пришел к выводу, что разработанная им философия природы решает только наполовину задачу построения философской системы.

Кроме философии природы, принимающей за первичное объект, необходимо и другое учение: «Исходя от субъективного, как от первичного и абсолютного», необходимо показать, «как отсюда возникает объективное». Это так называемая трансцендентальная философия.

Натурфилософия и трансцендентальная философия делят между собой два единственно возможных, по Шеллингу, направления философствования.

Учение трансцендентальной философии Шеллинг изложил в «Системе трансцендентального идеализма» (1800). В ней субъективное рассматривается как первичное и как единственная основа всей реальности.

При этом Шеллинг разъясняет, что его «трансцендентальный идеализм» не есть учение субъективного идеализма.

Через все содержание «Системы трансцендентального идеализма» проходит мысль, что принятию за исходное положение субъективного с одинаковым правом должно противопоставить в натурфилософии исследование, для которого первичным будет объективное.

В «Системе трансцендентального идеализма» речь идет не о субъективном процессе чувствования или мышления, а об особом орудии познания — о непосредственном созерцании разумом самого предмета. Такое познание Шеллинг называет «интеллектуальной интуицией».

Предпосылкой философии природы Шеллинга и его «трансцендентального идеализма» была мысль о тождестве духа и природы. В работе Шеллинга «Изложение моей системы философии» (1801) идея тождества становится основной проблемой всей философии. Здесь исходным понятием служит понятие абсолютного разума. Кроме него, утверждает Шеллинг, нет ничего.

В абсолютном разуме субъект и объект неразрывно связаны, образуют «целостную неразличимость субъективного и объективного». Разум перестает быть чем-то субъективным, а так как объект возможен только по отношению к мыслящему субъекту, то разум перестает быть и чем-то объективным.

Философия приходит к истинному «в себе» сущему, которое есть тождество субъективного и объективного.

В абсолюте совпадают все противоположности, и в нем же кроется начало обособления и выделения (дифференциации) как основа его действительности. Самосознание разума есть самосознание бога, ибо бог, по утверждению Шеллинга, и есть разум. Таким образом, задуманная как учение крайнего рационализма, система тождества в этих последних утверждениях становится на путь иррационализма и мистики.

В боге Шеллинг видит прежде всего личность. Различие между богом и человеком в том, что в боге его личность и свобода бесконечны, а в человеке ограничены. Философия природы Шеллинга имела, как было сказано, прогрессивное значение, но вся его философская система в целом превращается приблизительно с 1815 г. в реакционное учение — в «философию мифологии и откровения».

Разрабатывая «философию откровения», Шеллинг ополчается не только против своей же философии природы, он выступает даже против своих ранних взглядов на религию. В 1803 г.

в своих «Лекциях о методе академического изучения» Шеллинг обосновывал необходимость историко-критического метода исследования Библии. Теперь он решительно выступает против этого метода.

Он отверг как вредный и ошибочный рационализм всякую критику Библии.

Позиция Шеллинга в этот период была настолько реакционна, настолько шла вразрез с устремлениями передовой науки, что публичная пропаганда новой «философии откровения», начатая в 1841 г. с величайшей помпезностью и торжественностью в Берлинском университете, полностью провалилась.

Шеллинг не только не нашел последователей, но и получил достойный отпор.

В блестяще написанных памфлетах молодой Энгельс разъяснил сущность происшедшего поворота Шеллинга к религии и мистике, реакционное содержание «философии мифологии и откровения», ее полную научную несостоятельность, ее неспособность бросить тень на рациональное содержание философии Гегеля.

Следующая глава

Источник: https://fil.wikireading.ru/12082

Российское гуманистическое общество

Новый этап в развитии немецкой классической философии связан с именем Фридриха Шеллинга (1775–1854 гг.), студенческого друга и сокурсника Гегеля, с которым он учился в Тюбингенском теологическом университете.

Дать оценку философской системе Шеллинга в целом трудно, т.к. его философские воззрения не представляют строгой и последовательной системы. Шеллинг проделал самую разнообразную эволюцию и на разных этапах своей жизни он каждый раз создавал новую систему, отличную от предыдущей.

Точно так же нельзя выделить у Шеллинга какое-нибудь произведение в качестве главного, которое давало бы наиболее полное представление о его философии. У Шеллинга такой работы нет.

Исследователи творчества Шеллинга отмечают, что наиболее продуктивные идеи он выдвинул в ранний период своего творчества. Рубежом в философской эволюции Шеллинга считается 1810 г. После 1810 г.

творческий потенциал Шеллинга пошел на убыль. Гейне довольно резко сказал, что Шеллинг «был позорно свергнут с престола мысли, Гегель, его мажордом, сорвал корону с его головы»[1].

Что имел в виду Гейне?

В 1807 г. вышла «Феноменология духа» Гегеля. В этой работе Гегель обосновал принципы своей философии и подверг принципиальной критике философию Шеллинга. Гегель писал, что у Шеллинга отсутствуют новые идеи, что он повторяет уже известный материал, лишенный научной системности[2]. Критика потрясла Шеллинга.

Исследователи указывают, что после этого Шеллинг начал испытывать страх перед публикацией своих трудов, избалованный до этого восторженными откликами и отзывами на них. И только после смерти Шеллинга были опубликованы такие произведения, как «Мировые эпохи», «Лекции по мифологии» и др.

Более половины 14-томного собрания сочинений Шеллинга, вышедшего после его смерти, составили ранее не публиковавшиеся работы.

В первый период своего творчества Шеллинг испытал влияние Канта, Фихте, хотя и не стоит это влияние переоценивать. Во-первых, оно не было длительным, во-вторых, Шеллинг не следовал слепо за своими предшественниками. Так, в работе «О Я как принципе философии…

Читайте также:  Биржевые индексы - студенческий портал

» Шеллинг толкует Я как духовное начало вообще, а не только как сознание. То есть здесь намечается переход к объективному идеализму и отход от Фихте. В работах второй половины 90-х годов этот переход очевиден («О мировой душе», «Первый набросок натурфилософии»).

Теперь мы можем перейти к той стадии философского развития Шеллинга, когда заканчивается ранний период его творчества, и он начинает создавать систему философии «трансцендентального идеализма», которая является вершиной творчества Шеллинга: он подвел итоги своего предшествующего развития и наметил переход к «философии тождества» от «натурфилософии». Наиболее ценные идеи, оказавшие влияние на философскую мысль Германии, Шеллинг высказал в работе «Система трансцендентального идеализма» (1800 г.).

С внешней стороны структура работы воспроизводит структуру кантовской философии в целом, ее Шеллинг излагает в самом начале произведения. «Система трансцендентального идеализма» состоит из трех частей. Первая часть – теоретическая философия – соответствует «Критике чистого разума».

Вторая часть – практическая философия – соответствует «Критике практического разума». И третья часть – основоположения теологии, натурфилософии и философии искусства – совпадает с «Критикой способности суждения». Но содержательно Шеллинг дает свою интерпретацию исходным принципам кантовской философии.

Цель своей работы он видит в том, чтобы «расширить трансцендентальный идеализм до тех пределов, которые позволяют ему стать… системой знания»[3].

В чем же заключается новая интерпретация Канта? Шеллинг пишет: «Всякое знание основано на совпадении объективного и субъективного. Ибо знают только истинное; истина же состоит в совпадении представлений с соответствующими им предметами»[4]. Но это же утверждает и Кант.

Однако понимание Шеллингом субъективного и объективного совершенно иное, чем у Канта и Фихте. Объективное – Шеллинг называет его природой – одухотворено: «Наивысшей степенью совершенства было бы полное одухотворение всех законов природы, которое превратило бы их в законы созерцания и мышления»[5].

Следовательно, познание природы состоит в познании духа, в ней объективированного. Познание духа – это познание творческого начала природы. То есть в системе трансцендентального идеализма явно просматривается тождество мышления и бытия, с одной стороны, и, с другой стороны, видна идея диалектики природы, развития природы.

И Шеллинг действительно показывает, как природа, пройдя различные стадии развития, доходит до самосознания в лице человека.

Исходное, первичное, абсолютное как тождество субъективного и объективного должно в представлении Шеллинга чувствоваться, созерцаться в форме непосредственного знания, т.е. в форме интеллектуальной интуиции: «в трансцендентальном знании… объект как таковой исчезает»[6].

Очень важной идеей философии Шеллинга является мысль о восхождении сознания ко все более сложным формам, более совершенным. Благодаря этой идее философия в системе трансцендентального идеализма предстает как развивающаяся система категорий.

«Итак, философия, – пишет Шеллинг, – является историей самосознания, проходящего различные эпохи; последовательность их создает упомянутый единый синтез»[7].

В действительности этот синтез осуществит Гегель в «Феноменологии духа», в которой подвергнет Шеллинга критике.

Если попытаться дать общую оценку философии Шеллинга и определить его место в истории немецкой философии, то можно сказать, что философия Шеллинга является переходом от философии Канта и Фихте к философии Гегеля.

Шеллинг осуществил переход от субъективно-идеалистического понимания предмета философии к объективно-идеалистической трактовке ее как системе трансцендентального идеализма. В философской системе Шеллинга присутствует идея развития природы, общества, искусства как процесса.

Однако Шеллинг не развил эту идею в целостную теорию и не сделал вытекающих из нее выводов. Диалектику в системном виде представил Гегель.

В заключение скажем несколько слов о влиянии Шеллинга на русскую отечественную мысль[8]. Немецкая классическая философия всегда была популярна в России. Но, как подчеркнул А.

 Гулыга, «ни Канту, ни Фихте, а именно Шеллингу суждено было стать властителем русских дум философских и вплоть до конца века значительным образом влиять на развитие философствования.

Шеллинг значил для России больше, чем для Германии»[9].

В России возникло целое философское направление, получившее название «русского шеллингианства». В 20-е годы XIXв. в России Шеллинг был популярен в московском «Обществе любомудров», где собирались Одоевский В.Ф., Веневитинов Д.В., Киреевский И.В. и др. В литературе отмечается близость идей Шеллинга и славянофилов. Шеллинг оказал влияние на русскую поэзию в лице Ап. Григорьева и В. Соловьева.

Шеллинг оказался близок русской философии, благодаря ее тяготению к литературно-художественному языку: в философии Шеллинга заметно стремление выйти за пределы западноевропейской традиции, ориентировавшейся на язык науки.

[1] Гейне Г.  Собр. соч.: В 10 т. М., 1956–1959. Т. 6. С. 134.

[2] См.: Гегель. Т. 4. С. 7–8.

[3] Шеллинг Ф. Соч. в 2 т. М., 1987–1989. Т. 1. С. 288.

[6] Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 237

[8] Более подробно об это можно прочитать: Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1982; Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М., 1980.

[9] Гулыга А.В. Указ. соч. С. 289.

Источник: http://www.humanism.ru/biblioteka/cks-book/708-cks39.html

Субъективный идеализм Фихте и объективный идеализм Шеллинга

Вторым представителем немецкой классической философии был И.Г.Фихте (1762-1814). Он создал субъективно-идеалистическую философскую систему, в основу которой положил принцип свободы и достоинства человека. К основным трудам немецкого мыслителя относятся: «О понятии наукоучения», «Система учений о нравственности…», «О достоинстве человека», «Наукоучение в его общих чертах».

В философской системе Фихте можно выделить две части: теоретическую философию и практическую философию.

В первой части своей философии он исходит из того, что философия — это наука, которая должна стать логически связанной и обоснованной системой утверждений, исходящих из некоторых бесспорных оснований.

Он надеялся обрести в философии основополагающую науку, науку о науках, или наукоучение. Немецкий философ считал, что «наукоучение исчерпывает все человеческое знание в основных его чертах».

Фихте провозглашает себя сторонником субъективистского и активистского идеализма. Если у Беркли субъект пассивен, то у Фихте провозглашается неисчерпаемая активность субъекта. Мыслитель конструирует «Я» как абсолютное и всеобщее, отличающееся от «я» эмпирических и выступающее началом его философии.

Бытие «Я» состоит не в существовании в природе и культуре, а в полагании своей самости. Из активно действующего «Я», свободного, наделенного сознанием «Я», развертывается весь мир, т.е. природа и человеческая культура.

Систему саморазвертывания «Я» он пытался строить посредством трех основополагающих суждений или основоположений:

1) Всеобщее «Я» утверждает себя само; 2) «Я» противополагает себя «не-Я»; 3) Сознание полагает и объединяет в себе «Я» и «не-Я». Из этих основоположений философ выводит законы логики и категории философии. Субстанциальный сверхсубъект «Я» порождает все субъекты и объекты, т.е. из «Я» выводятся все эмпирические «не-Я».

Фихте внес значительный вклад в разработку диалектического способа мышления.

Свой метод он назвал антитетическим, а не диалектическим, поскольку у него антитезис не выводится из тезиса, как позже имеет место у Гегеля, а ставится рядом с тезисом как его противоположность. Источником развития, по Фихте, выступает противоречие.

Так, «Я» взаимодействует с «не-Я», в ходе чего возникает противоречие между деятельностью и выполняемой ею задачей. Разрешение этого противоречия ведет к возникновению нового и так далее.

Философские взгляды Фихте эволюционировали от субъективного идеализма к объективному идеализму. «Я» как абсолют постепенно сливается у него с мировым духом, который он назвал «духовной субстанцией». Фихте писал: «Первоначально есть только одна субстанция — Я. В этой единой субстанции полагаются все возможные реальности».

В практической философии Фихте развивает учение о человеке, нравственности, праве, государстве и воспитании, где центральным является понятие свободы. По мнению мыслителя, человек является организованным продуктом природы, которая вложила в него импульсы своей силы.

В их системе есть и низшие и высшие страсти, и необходимость и свобода. Человек во всей своей полноте есть не только объект, но и субъект, можно даже говорить об их тождестве.

В связи с этим объективная необходимость, осознанная человеком как самодетерминация, превращается в субъективную свободу.

Переход от субъективного к объективному идеализму в немецкой классической философии связан с Ф. Шеллингом (1775-1854). Согласно убеждению немецкого мыслителя, подлинная философия должна соединять и примирять идеальное и реальное, конечное и бесконечное.

Основные положения его философии тождества изложены в следующих работах: «Система трансцендентального идеализма», «Изложение моей системы философии», «Идея к философии природы», «Философия мифологии». Исходным принципом учения Шеллинга было положение о тождестве (совпадении) духа и природы.

Абсолютный разум (бог) есть то, в чем сливается субъективное и объективное.

В творчестве Шеллинга можно выделить три основных периода. Первый связан с осмыслением диалектики природы, второй — с разработкой абсолютного идеализма и учения о свободе, третий — с философией откровения.

Важным периодом в философской эволюции Шеллинга явилась разработка диалектики природы, создание натурфилософии.

В отличие от Фихте, считавшего природу лишь средством реализации нравственной цели, у него природа является телеологической системой, возникшей из разума, чтобы выполнить его цель.

Природа — это бессознательная форма жизни разума, единственным назначением которой является порождение формы сознательной.

Философское познание природы состоит, по мнению мыслителя, в том, чтобы рассматривать весь процесс развития природы как целесообразную совместную деятельность сил от низших к более высоким потенциям.

Отсюда — философия природы выступает как история возникающего духа. Весьма плодотворной была идея, согласно которой природа понималась как единое целое и усматривающая тождество ее деятельности в разнообразии ее форм.

Читайте также:  Высшие семенные растения - общие признаки и значение в природе

Вместо механического понимания природы Шеллинг представлял ее как органическое целое.

Настоящей сущностью природы, основой ее жизни является, по его мнению, антагонизм противоположных сил. Вся жизнь есть продукт взаимодействия противоположных тенденций и каждое отдельное явление природы может осуществляться только как синтез антагонистических сил. К антагонистическим силам относятся: притяжение и отталкивание, положительные и отрицательные электроны, полюсы магнита и т.д.

В своем развитии природа, по Шеллингу, проходит ряд ступеней, которые он называет потенциями. Сюда относятся: механизм, химизм, организм и дух. Дух — это выявление природы в ее высшей истине, которая существует всегда, но которая познается на более высокой ступени ее развития.

В своих натурфилософских работах Шеллинг исходит из идеи свободы, делая акцент в ее понимании на стремлении к единству человека с природой. При этом он выдвигает требование установления гармонии человека с природой как главной задачи философии.

Для Шеллинга важно, чтобы не было «никакого разрыва между человеком и миром» и чтобы человек рассматривался в гармонии со Вселенной.

Второй частью философской системы Шеллинга является трансцендентальная философия, в которой он рассмотрел эволюцию сознания от низших форм до высших его проявлений, до самосознания. Его трансцендентальный идеализм основан на понятии тождества духа и природы. Дух — это абсолютный сверхчеловеческий разум, самосознание бога.

В работе «Система трансцендентального идеализма» Шеллинг писал о натурфилософии и трансцендентальной философии как о двух науках, дополняющих друг друга. Если натурфилософия есть рассмотрение мира, исходя из природы, то трансцендентальная философия рассматривает мир, исходя из субъекта и здесь на передний план выходит субъективная и идеальная сторона деятельности.

Шеллинг отмечал, что в ходе объективизации человека, т.е. воплощении его внутреннего мира в определенной практической действительности, происходит преобразование первозданной природы. Таким образом, человек создает «вторую природу» как мир искусственных произведений.

Исходная посылка трансцендального идеализма — это тождество объективного и субъективного. Совокупность всего того, что лишь объективно в нашем знании называется природой. Совокупность же всего субъективного называется «Я», или интеллигенцией. От этого положения можно двигаться двумя путями.

Первый — это путь естествознания, доказывающий как в объективное привходит субъективное. Переход от природы к интеллигенции является переходом от естествознания к натурфилософии. Движение от субъективного к объективному реализуется на пути трансцендентальной философии. Она объясняет как возможно знание вообще, исходя из субъективного момента.

Тождественность объективного и субъективного, постулированная философией природы и развитая трансцендентальной философией, находит, по Шеллингу, свое высшее проявление в эстетической деятельности, в искусстве.

Философия позднего Шеллинга — это философия откровения, включающая в себя философию мифологии, мистики и религии. Он считал, что целые века существовала лишь «негативная философия». Теперь же предстоит создать философию позитивную, обращенную не к отвлеченным сущностям, а к существованию вещей и событий.

Философия мифологии, по Шеллингу, имеет своим предметом тщательное философское исследование мифа и мифологического способа мышления. Рассматривая различные объяснения мифов (поэтические, религиозные и т.д.

) и отвергает их, он приходит к выводу, что мифология является исторически неизбежным моментом в развитии сознания, на смену которой приходит откровение (монотеизм христианства). Его положительная философия посвящается обоснованию и толкованию монотеизма.

Философия откровения, по мнению мыслителя, является венцом науки, своим путем идущей вперед. Ее первостепенную задачу он видит в построении «чистой науки о разуме». Отводя понятию бога почетное место, Шеллинг ориентирует философию на теологию.

Отсюда главной задачей философии признается раскрытие внутреннего смысла христианской религии и подлинности христианской веры. Эта вера с помощью «науки» приводит в связь другие, божественные, природные и человеческие вещи.

Философия Гегеля

Высшим достижением немецкого классического идеализма является философия Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), получившая название системы абсолютного идеализма. Она изложена в следующих важнейших произведениях: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Философия истории», «История философии», «Эстетика» и др.

Основные принципы своей идеалистической системы и диалектического метода Гегель изложил в развернутой форме сначала в «Феноменологии духа». Эта работа явилась «истоком» и «тайной» всей гегелевской философии.

Ее предметом было описание поступательного шествия сознания от низшей ее формы, т.е. чувственной достоверности, до абсолютного знания.

Результатом этого шествия оказывается, по Гегелю, понятие науки, которая должна быть изложена как система.

На основе анализа «являющегося», «феноменологического знания» Гегель приходит к выводу, что основой мира является абсолютная идея. Ее развитие происходит по принципу триады – тезис, антитезис и синтез.

Сначала она выступает в виде чистых логических сущностей, затем в форме инобытия идеи или природы и, наконец, в различных формах конкретного духа. В соответствии с этим в гегелевской философской системе выделяются три части: логика, философия природы и философия духа.

К философии духа примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии.

В основу своей философской системы Гегель положил принцип тождества бытия и мышления, рассматриваемый с объективно-идеалистических позиций. Их первоначальное тождество образует, по его мнению, субстанциальную основу мира.

При этом мышление понимается не только как субъективная, человеческая деятельность, но и как независимая от человека объективная сущность, первооснова всего сущего.

Объективно существующее мышление, называемое Гегелем абсолютной идеей, в ходе своего развития проходит ряд стадий, отчуждаясь в природу, а затем достигая высшей ступени развития — «абсолютного духа», т.е. человечества, человеческой истории.

Центральное место в философии Гегеля занимает логика, предметом которой является абсолютная идея как система саморазвивающихся категорий, составляющая основу всей действительности. Логика включает учение о бытии, сущности и понятии. Логика начинается с характеристики самых абстрактных категорий бытия: чистое бытие, ничто, становление и т.д.

В учении о сущности рассматривается проблема противоречия и связанные с нею категории. По отношению к бытию и сущности понятие выступает в качестве их истины. Понятие, согласно Гегелю, есть абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное, конкретные предметы и явления.

Так, истинным бытием обладает понятие «плод», а не конкретные явления — яблоки, груши, миндаль.

Философия природы посвящена инобытию идеи или природы. Поскольку в природе идея существует как отчужденный от себя дух, то развитие есть становление этого духа.

Идею развития Гегель применяет только к явлениям духовного порядка. Движение идеи в природе идет от абстрактного к конкретному.

В соответствии с этим «философия природы» распадается на три раздела: механизм, физику и органику.

Поскольку природа является чужой средой для идеи, то последняя стремится снова возвратиться в адекватную ей стихию. Отсюда завершающей частью гегелевской системы является философия духа, в которой выделяются три раздела: учение о субъективном, объективном и абсолютном духе.

Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания.

Объективный дух, согласно Гегелю, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность. В свою очередь, нравственность охватывает семью, гражданское общество и государство.

Новой стадией развития объективного духа является всемирная история.

Абсолютный дух проходит в своем развитии три ступени: искусство, религию и философию. Эти формы самосознания духа являются завершением развития абсолютной идеи. В философии идея познает саму себя, соединяя конец абсолютной идеи с ее началом. Таким образом, в философской системе Гегеля раскрывается сложный путь развития абсолютной идеи.

Философское учение Гегеля, изображающее деятельное самопознание абсолютного духа, оказалось самой грандиозной идеалистической системой, какую знала мировая философия. Вместе с тем она страдала внутренней противоречивостью, которая заключается в соединении противоположных сторон — революционного метода и консервативной системы.

Для диалектического метода нет ничего раз и навсегда установленного, абсолютного, все согласно ему подвержено непрерывному процессу возникновения и уничтожения, бесконечному восхождению от низшего к высшему.

Однако над этим методом довлеет система, которая по установившейся традиции должна была завершиться абсолютной истиной.

Объявив свою философию абсолютной истиной, Гегель положил конец процессу развития в области познания и истории.

Когда Гегель говорил о предшествующих ему философских системах, то он отмечал их историческую ограниченность, доказывая, что философское знание развивается, постоянно обогащается. Свою же философскую систему он ставил в исключительное положение, рассматривая ее как завершение процесса познания «абсолютной идеей» своего собственного содержания, как последнюю ступень развития мирового духа.

Если, согласно гегелевской диалектике, развитие всеобще, то его философская система отрицает всеобщность развития, поскольку в ней утверждается, что природа лишь разнообразится в пространстве, но не развивается во времени.

Кроме того, Гегель провозглашает абсолютной истиной все догматическое содержание своей системы. Диалектика утверждает, что развитие не имеет предела, а философская система ставит предел развитию мышления, познания, общества.

Так, пределом общественного развития провозглашается конституционная монархия.

Таким образом, между системой и методом в философии Гегеля имеется глубокое противоречие. При этом философ приспосабливает свою диалектику к нуждам непомерно разросшейся консервативной системы. Это привело к тому, что диалектика содержала в себе некоторые метафизические черты и не была последовательной.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/22237.html

Объективный идеализм Шеллинга

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Объективный идеализм Шеллинга
Рубрика (тематическая категория) Философия

Философия природы

Третий выдающийся представитель немецкого классического идеализма — Фридрих Вильгельм Шеллинг(1775—1854). Он получил образование в духовной семинарии и в Тюбингенском универ­ситете. Первые ᴇᴦο работы по философии природы привлекли внимание естествоиспытателей и философов. В 1798 г.

Читайте также:  Стили педагогического общения - студенческий портал

Шеллинг был приглашен в Иенский универси­тет на должность профессора философии. В Иене он написал важнейшие натурфилософские сочинения.

Впо­следствии Энгельс писал об этом периоде деятельности Шеллинга˸ ʼʼЕго ум, находившийся в состоянии броже­ния, рождал тогда светлые, как образы Паллады, мыс­ли, и некоторые из них сослужили свою службу в позднейшей борьбеʼʼ (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, М., 1956.).

Однако Шеллинг не оправдал надежд молодого прогрессивного поколения Германии. Он встал на сторону политической реакции. От фило­софии природы и учения о свободе, которые он разви­вал, применяя метод диалектики, Шеллинг переходит к реакционной философии религиозного откровения, к реставрации неоплатонической мистики.

В философской эволюции Шеллинга самый важный этап — выработка философии природы. В сочинениях этого времени важен и предмет исследований Шеллин­га, и метод ᴇᴦο исследований. У Фихте природа рас­сматривалась не сама по себе, а только с точки зрения этики.

Для Фихте все значение природы в том, что она противодействует нравственной деятельности, а послед­няя побеждает в человеке ᴇᴦο природные склонности. Для Шеллинга, напротив, природа — самостоятельный предмет исследования.

Следуя своему философскому инте­ресу и интересу в сфере естественных наук, он стре­мился поставить природу в центр исследования.

К исследованию природы Шеллинга привлек не только личный интерес. Период деятельности Шеллинга совпал с эпохой важных открытий в сфере физики, химии и физиологии. Шеллинг вводит эти идеи в свое учение о природе — в ʼʼнатурфилософиюʼʼ.

Это учение идеалистично˸ сама материя, па Шеллингу, духовна. Но вместе с тем он вносит в учение о природе идею разви­тия˸ природа, лишенная сознания, предшествует возник­новению сознания в человеке.

Переход к сознанию идет через ряд все более высоких ступеней развития.

Философия природы Шеллинга часто вступала в про­тиворечие с результатами исследования специальных наук о природе. Поэтому она по своему содержанию быстро утратила свое значение с дальнейшими успе­хами естественных наук.

Однако идеалистическое в своей базе воззрение Шеллинга на природу сыграло положительную роль˸ оно ограничивало господство­вавший в естествознании XVIII в. механицизм и вело к понятию о всеобщей связи явлений природы.

Самым важным достижением философии природы Шеллинга было введение диалектики в рассмотрение природы и её явлений.

До Шеллинга имелись лишь за­чатки диалектики в понимании природы; философы ог­раничивались общим понятием о естественном развитии, а самый ход развития природы понимался механи­стически.

Шеллинг объявил необходимым условием исследования природы отыскание в природе реальных динамических противоположностей. Тем самым филосо­фия природы Шеллинга превращается в идеалистиче­скую диалектику природы.

Объективный идеализм Шеллинга — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Объективный идеализм Шеллинга» 2015, 2017-2018.

  • — Объективный идеализм Шеллинга. Принцип тождества субъекта и объекта

    Тождество противоположностей — субъекта и объекта — Шеллинг делает исходным пунктом своего учения. При этом он применяет принцип развития, разработанный Фихте по отношению к субъекту и его деятельности, также и к анализу природы. Критикуя Фихте за то, что природа у него… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/filosofiya/view/73870_ob_ektivnyy_idealizm_shellinga

    Эстетический пантеизм Ф. Шеллинга

    Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775-1854) — представитель немецкого классического идеализма, разработавший диалектику природы, учение об абсолюте, создавший оригинальную эстетику, способствовавшую “эстетизации” философской мысли, оказавший значительное влияние на естествоиспытателей, поэтов-романтиков, философов иррационалистического направления.

    Ф. Шеллинг родился в семье лютеранского пастора, учился на теологическом факультете Тюбингенского университета вместе с Гельдерлином и Гегелем; преподовал в Иенском, Эрлангенском, Мюнхенском, Берлинском университетах.

    Основные работы: “О мифах”, “О Я как принципе философии”, “О мировой душе…

    ”, “Первый набросок системы натурфилософии”, “Система трансцендентального идеализма”, “Бруно, или о божественном естественном принципе вещей”, “Философия и религия”, “Философские исследования о сущности человеческой свободы…”.

    Первоосновой бытия, по Шеллингу, является абсолют — как тождество субъективного и объективного, духовного и природного, нечто содержащее в себе возможность всех вообще определений. Абсолют в такой же мере рождает Вселенную, в какой и творит его художник; а Вселенная — тождество абсолютного организма и абсолютного произведения искусства (система эстетического пантеизма).

    Природа как порождение абсолюта, как целесообразное, как форма бессознательной жизни разума находится в постоянном развитии. Источником “бесконечной деятельности” природы служит взаимодействие противоположно направленных сил.

    Использование диалектического принципа противоречия в изучении природы позволило Шеллингу сделать ряд гениальных догадок, которые позже были подтверждены в естествознании: например, о единстве электрических и магнитных процессов, о единстве процессов возбуждения и торможения в психике и др.

    Высшим этапом развития абсолюта, возвращением его к самому себе является не социальное и моральное действие, а художественное творчество; а наиболее совершенным способом познания — эстетическое созерцание (интуиция).

    В художественной деятельности и в произведении искусства достигается “бесконечность” — идеал, не достижимый ни в теоретическом познании, ни в нравственном деянии. Художник — это гений, то есть “интеллигенция”, действующая как природа; в нем разрешается противоречие, непреодолимое никаким другим путем.

    Соответственно философия искусства у Шеллинга является “органоном” (орудием) философии и ее завершением.

    Развитие диалектического метода

    В философии Г. Гегеля

    Философия Гегеля — завершение и высшее достижение немецкого классического идеализма. Развивая, совершенствуя диалектический метод, Гегель применил его к изучению природы, общества и человека. Источником, развития по Гегелю является дух, но Гегель, по словам К. Маркса, в диалектике идей гениально угадывал диалектику вещей.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье крупного чиновника, получил образование в гимназии и Тюбингенском теологическом университете. Студенческие годы будущего философа совпали с крупными политическими событиями.

    Он восторженно встретил Французскую революцию; вместе с Шеллингом и Гельдерлином участвовал в символической посадке “дерева свободы” в 1791 году. Позже Гегель писал о Французской революции: “Это был великолепный восход солнца. Все мыслящее существа праздновали эту эпоху.

    В то время господствовало возвышенное, трогательное чувство, мир был охвачен энтузиазмом, как будто лишь теперь наступило действительное примирение божественного с миром”[85].

    После окончания учебы Гегель работает домашним учителем в Берне и Франкфурте-на-Майне, преподает в Иенском, Гейдельбергском и Берлинском университетах, читает лекции по философии религии, философии истории, логике, натурфилософии, антропологии, психологии, философии права, эстетике.

    Летом 1831 года знаменитый философ неожиданно умирает от холеры. Основные работы: “Феноменология духа”, “Наука логики”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия права”; посмертно по лекционным записям были изданы: “Философия истории”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по истории философии”.

    Основные положения философии Гегеля:

    Философия Гегеля — это объективный идеализм. Первоосновой мира является Абсолютный Дух (“Абсолютная идея”).

    Благодаря саморазвитию абсолютной идеи мир находится в непрерывном и постоянном изменении, развитии. Изучая особенности саморазвития духа, Гегель впервые представил диалектику как теорию развития и методе познания в систематическом виде, сформулировав основные принципы, законы и категории диалектики.

    Развитие Гегель понимает не как простой количественный рост. Но как сложный противоречивый процесс: “Все вещи противоречивы в самих себе…

    Противоречие есть корень всякого движения и жизнедеятельности; лишь, поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью” (закон единства и борьбы противоположностей).

    Системоорганизующим принципом у Гегеля является принцип триады. В каждом явлении, процессе выделяются три основных стадии:

    тезис первый этап, исходный пункт развития;
    антитезис второй этап, переход в противоположность, “отрицание” тезиса;
    синтез третий этап, соединение двух прежних в новом качестве, возврат якобы к началу, замыкание круга.

    Эта логическая схема является основанием закона отрицания отрицания.

    В саморазвитии абсолютной идеи Гегель выделяет три этапа и соответственно три части своего учения:

    (Тезис). Идея существует в форме чистых логических сущностей – логика.

    (Антитезис). Идея “отчуждает” себя в природу, “Решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы”[86] — философия природы.

    (Синтез). Идея возвращается к себе; в обществе, в сознании человека она познает самое себя и существует в различных формах конкретного духа — философия духа.

    По принципу триады систематизированы и логические понятия (категории). Логика у Гегеля представлена как диалектика; то есть понятия у него существуют не в застывшем и изолированном виде, а как подвижные, противоречивые, переходящие друг в друга логические сущности (см. схему 13).

    Историю Гегель представляет как процесс восхождения духа по ступеням свободы (свобода понимается как интеллектуальная свобода мысли, духа) и выделяет три главных ступени:

    Первая Восточный мир деспотия, свобода деспота, “свободен один”
    Вторая Античный мир (Древняя Греция и Древний Рим) демократия и аристократия, “некоторые свободны”
    Третья Германский мир (Христианский мир) истинная монархия: “все свободны”, т.к. все осознают свою духовную сущность

    В трех высших формах самосознания “абсолютного духа” – искусстве (дух созерцает себя в чувственных образах), религии (дух переживает себя в самоуглублении представлениях), философии (дух мыслит себя в научных понятиях) завершается всемирная история, и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Это замкнутость системы Гегеля, возможность завершения развития противоречит его диалектическому методу, согласно которому все в мире подвержено бесконечному становлению, изменению развитию.

    Философия Гегеля оказала влияние на духовную культуру, науку, философию, стала одним из теоретических источников марксизма.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    Источник: https://zdamsam.ru/a75732.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector