Современное общество требует новых подходов к процессу обучения подрастающего поколения. Интеграция в педагогике – основной путь для решения проблем успешной реализации бывших школьников в окружающем мире. Поэтому важно знать, что она собой представляет.
- Интеграция в педагогике: что это такое
- Уровни и формы
- Идеи и задачи
Большинство учёных и практикующих педагогов сходятся в том, что для осуществления продуктивной деятельности и интеллектуального развития, для воспитания и социализации школьников необходимо проводить комплексную интеграцию на всех образовательных уровнях.
Интеграция в педагогике: что это такое ↑
Педагогическая интеграция – сложное, многоуровневое понятие, включающее различные подходы.
По-мнению В.С.Безруковой, определение в педагогике может происходить на разных основаниях:
- как «высшая форма взаимосвязи» с нерасторжимостью различных компонентов, новые объективность, структура и функции объектов, вступающих в связь;
- как «высшая форма выражения единства» всех составляющих, которые определяют содержание образования;
- как создание крупных педагогических единиц за счёт объединения взаимосвязанных компонентов учебно-воспитательного процесса.
Например, О.Г.Гилязова считает, что педагогическая интеграция есть «система органически связанных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром». Н.С.Сердюкова говорит, что данное понятие – это «процесс сближения и связи наук, представляющий высокую форму дифференциации на качественно новой ступени обучения».
В определении педагогической интеграции почти все учёные основываются на ее процессуальных характеристиках.
Уровни и формы ↑
В процессе педагогического взаимодействия ребёнок должен научиться воспринимать окружающий его мир как единое целое. Ему необходимо освоить способы осознания связи между явлениями и предметами, чтобы нарисовать общую картину. Кроме того, он должен обладать умением видеть предмет с разных сторон.
Эффективная познавательная деятельность ребёнка возможна при определённых условиях, которые возникают на разных уровнях интеграции.
Внутрипредметная
Внутрипредметная интеграция происходит в системе знаний по одной школьной дисциплине. Разрозненные понятия, факты, правила и т.д., касающиеся одной области знания, объединяются в стройную систему.
Данный уровень интеграции предполагает создание спиральной структуры изложения учебного материала, огранизованного по принципу концентричности. То есть, процесс познания происходит двумя путями: от общего к частному или наоборот.
При этом новые знания вводят порциально, постепенно, расширяя и углубляя имеющийся круг представлений по конкретному предмету.
В практике традиционного преподавания присутствует дробность и разрозненность знаний, что снижает продуктивность учебной деятельности обучающегося.
Ещё Л.Н.Толстой говорил о том, что стремление учителей к «размельчению материала без меры» мешает детям воспринимать знания как нечто живое и сложное, лишает их интереса к самому процессу познания.
Современное преподавание требует, чтобы учитель пошёл по пути «укрупнения знаний». В этом ему может помочь технология УДЕ, которая предполагает:
- Одновременное изучение родственных тем и разделов.
- Обобщение заданий и упражнений:
- самостоятельные действия на основе сравнения и обобщения, индукции и аналогии;
- работа с деформированным материалом;
- составление схем, графических формул, таблиц и т.п.;
- наглядно-образные представления – самостоятельный подбор и выполнение картинок, рисунков, иллюстративных изображений;
- создание перспективы знаний и их применения.
Межпредметная
Межпредметная интеграция проявляется в умении использовать ЗУН по одному предмету при изучении другого. При этом ученик получает возможность овладевать знаниями в комплексе, воспринимать общенаучные понятия, категории, явления и подходы целостно.
Построение учебного процесса и структурирование содержания учебного материала на данном уровне интеграции может осуществляться несколькими путями.
Установление межпредметных связей на основе одинаковых научных знаний во избежание повторов и для экономии учебного времени. |
|
Установление межпредметных связей, чтобы формировать различные объединённые типы мышления (гуманитарно-экологическое, физико-математическое, др.) и создания целостной картины мира. | |
1. Эпизодическое использование материала из других областей знания.
|
|
Блочная структура учебного материала, способствующая развитию комплексного мышления и целостности восприятия. |
Системная
Системная (межсистемная) интеграция предполагает объединение знаний, содержащихся в различных образовательных областях.
Она возникает в результате активного развития государства, установления новых социальных взаимосвязей, формирования общества нового типа. Школа уже не является центром жизни и деятельности ребёнка.
Идеи и задачи ↑
- Интеграция дошкольного и начального школьного образования. Изучение первоначальных понятий и явлений основных образовательных областей в ДОУ позволяет учителю начальной школы организовывать дальнейшее обучение на более высоком уровне и углублённой основе. При этом появляется возможность по развитию особых способностей детей.
- Объединение внутришкольных ступеней обучения позволяет педагогам осуществлять комплексную образовательную деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся и выпускать человека с устойчивыми знаниями, умениями и социальными навыками.
- Слияние дополнительного и общего образования даёт возможность выявить творческих и одарённых личностей и определить направленность их деятельности.
- Слияние специального и общего образования – современная государственная стратегия, предполагающая вовлечение во взаимодействие детей с различными возможностями здоровья. Основной принцип её заключается в гуманизации общества, в формировании умения воспринимать людей с ОВЗ как равных себе.
- Объединение науки и образования – высшая ступень в образовании. Выпускник школы, имеющий определённый багаж знаний должен пополнить и расширить их с научной и практической точки зрения, чтобы успешно реализоваться в жизни. Стремительно развивающееся произвоство, внедрение новых подходов и создание новых технологий не терпит недоучек.
Таким образом, человек от рождения до полного взросления проходит все этапы педагогической интеграции. Уровень его успешности и карьерный рост показывают, насколько эффективно осуществлялась его деятельность на этом пути.
Видео: Новые образовательные стандарты
Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/chto-takoe-integracija.html
Интеграция деятельности педагогов образовательных учреждений и студентов в открытом образовательном пространстве педагогического вуза
Правдов Михаил Александрович
док. пед. наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, Ивановский государственный университет Шуйский филиал ИвГУ, г. Шуя
Правдов Дмитрий Михайлович
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Ивановский государственный университет Шуйский филиал ИвГУ, г. Шуя
Корнев Александр Владимирович
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Ивановский государственный университет Шуйский филиал ИвГУ, г. Шуя
Правдова Любовь Викторовна
старший воспитательМДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 2» г.о. Шуя, г. Шуя
- E-mail:
- INTEGRATION OF TEACHERS ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND STUDENTS IN AN OPEN A SPORTS AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
- Pravdov Mikhail Alexandrovich
professor, Ph.D. in Pedagogical Science, professor of theory and methodology of physical culture and sports Ivanovo State University, Shuya
Pravdov Dmitriy Mikhaylovich
associate professor, Departmentof Theory and Methodsof Physical Educationand Sport, Ph.D. in Pedagogical Science Ivanovo State University, Shuya
Kornev Alexander Vladimirovich
associate professor, Departmentof Theory and Methodsof Physical Educationand Sport, Ph.D. in Pedagogical Science Ivanovo State University, Shuya
- Pravdova Ljubov Viktorovna
- senior Kindergarten teacher «Child Development Center — Kindergarten № 2», Shuya
- АННОТАЦИЯ
Цель — обоснование интеграции деятельности педагогов в открытом физкультурно-образовательном пространстве педагогического вуза. Метод — моделирование педагогического взаимодействия. Результат — практико-ориентированная технология повышения уровня компетентности педагогов и студентов.
Вывод — создание условий интеграционного взаимодействия педагогов образовательных учреждений в системе «детский сад — школа — педагогический вуз» способствует формированию у студентов вуза более высокого уровня профессиональных компетенций по сравнению с традиционной формой их взаимодействия.
ABSTRACT
Background is justification of the integration of teachers activities in an open sports and educational environment of pedagogical university. The method is modeling of pedagogical interaction. Result is practice-oriented technology of raising of the level of competence of teachers and students.
As a conclusion, creation of conditions for interaction of teachers of educational institutions in the system «kindergarten — school — pedagogical university» promotes the formation of high school students in a higher level of professional competence in comparison with the traditional form of interaction.
Ключевые слова: интеграция деятельности педагогов; студенты; педагогический вуз; физкультурно-образовательное пространство.
Keywords: integration of teachers’ activities; students; pedagogical university; sports and educational environment.
Актуальность исследования обусловлена проблемой совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре и спорту в системе высшего профессионального образования [1; 2].
В связи с этим необходимость разработки инновационных технологий взаимодействия участников образовательного пространства, основанных на принципах интегративности, открытости, гибкости, вариативности, экономической целесообразности от детского сада до вуза, является одной из стратегических задач всей системы образования [1; 3]. Работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательской работы «Обоснование интегративности физкультурно-образовательного пространства вуза», реализуемым в рамках государственного задания № 6.3058. 2011 г.
Методологической основой исследования является пространственный и интегративный подходы, которые позволяют проектировать подготовку будущих учителей физической культуры на основе требований практики, интегрировать образовательную деятельность в различных видах и типов учреждений на поле образовательного пространства педагогического вуза (рис. 1).
Рисунок 1. Схема процесса интеграции деятельности педагогов образовательных учреждений и студентов в открытом физкультурно-образовательном пространстве педагогического вуза
На базе Шуйского филиала Ивановского государственного университета создано физкультурно-образовательное пространство, которое ориентировано на формирование личности будущего учителя как субъекта профессиональной деятельности [2].
На основе договоров о научно-методическом сотрудничестве педагогического вуза и образовательных организаций осуществляются различные формы интеграционного взаимодействия педагогов и студентов.
Основными формами взаимодействия педагогов школ, дошкольных учреждений, детско-юношеских спортивных школ и вуза являются беседы, консультации, открытые занятия, семинары, научно-практические конференции, совместные физкультурно-спортивные мероприятия, видеоконференции, конкурсы профессионального мастерства с непосредственным участием студентов факультета физической культуры. Одним из главных итогов интеграционного взаимодействия участников образовательного пространства является разработка совместного практикоориентированного проекта физкультурно-спортивного либо физкультурно-оздоровительного мероприятия. Презентация проекта осуществляется в рамках конкурсов профессионального мастерства как самих педагогов, так и студентов.
Интеграционная взаимосвязь в деятельности педагогов различных образовательных учреждений и организаций и студентов обеспечивает взаимопроникновение и усиление процессов как в аспекте повышения квалификации педагогов, так и формирования основ профессиональной компетентности у студентов факультета физической культуры.
Особое внимание при организации маршрутов взаимодействия педагогов и студентов уделяется подбору пар «педагог-студент».
При этом критериями выступают как для педагогов, так и студентов: общие интересы в профессиональной сфере деятельности, возраст, спортивная специализация, контингент детей, с которым работает педагог и который «оптимален» в плане психолого-педагогической совместимости для педагогической деятельности студента, педагогический опыт и компетентность в области здоровьесбережения у педагогов, инновационность в подходах при решении педагогических задач, совместимость типов темперамента педагога и студента, умения и навыки в сфере информационно-коммуникационных технологий при реализации образовательных задач с детьми и многое другое.
Анализ результатов наблюдений взаимодействия педагогов образовательных учреждений и студентов педагогического вуза позволяет констатировать, что создание на базе педагогического вуза физкультурно-образовательного пространства и соответствующих условий, отвечающих признакам интеграционности взаимодеятельности педагогов и студентов, в полной мере обеспечивает процесс профессионального развития личности будущих педагогов по физической культуре. Установлено, что в контексте процессов самоактуализации и самореализации личности у студентов и педагогов происходит осознанный выбор содержания и технологий в сфере физической культуры и адаптивного физического воспитания, формируются и развиваются инновационные профессиональные компетенции учебно-воспитательной, социально-педагогической, методической, культурно-просветительской, организационно-управленческой деятельности по сравнению с традиционными формами и видами их взаимодействия.
Список литературы:
1.Замогильнов А.И., Правдов М.А., Шмелева Е.А Учитель физической культуры как субъект инновационной образовательной среды // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 3. — С. 30—35.
2.Правдов М.А., Павлюк Н.Б., Правдов Д.М., Корнев А.В.
Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза на основе проведения конкурсов профессионального мастерства //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал)., — 2012. — № 9. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/pravdov.pdf (дата обращения: 01.09.2013).
3.Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза: монография. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. — 282 с.
Источник: https://sibac.info/conf/pedagog/xxxiii/34379
Интеграционный процесс как педагогический феномен
Теоретический анализ научной педагогической литературы позволяет утверждать, что с конца XX века педагогическая деятельность все в большей мере нуждается в расширении границ узкой специализации, что возможно лишь с помощью процесса интеграции.
В процессе реформирования системы образования появились факты, подтверждающие необходимость выработки особой педагогической системы.
Важнейшим шагом для этого является создание фундаментальных педагогических структур, ориентированных на универсальные и обобщенные знания, на формирование общей культуры и на развитие мышления целостного мировосприятия.
Стремление преодолеть в образовании профессиональную замкнутость и культурную ограниченность, ориентация на широко образованную и гармоничную личность характерны для всего мирового сообщества.
Проблема интеграции один из ключевых вопросов, касающихся перемен, происходящих в современном мире, тенденций в экономической, социальнополитической и других сферах человеческого бытия.
Научное исследование проблемы интеграции связано с осмыслением реальных интеграционных процессов и направлено на то, чтобы выявить в них общие тенденции, связанные с причинами, детерминирующими фактами, основными чертами данного феномена.
Так, отдельные направления знания разбиваются на ряд более узких, появляются принципиально новые области. Кроме известных положительных моментов такого роста, появляется отрицательная тенденция потеря в сознании большинства людей целостной картины мира.
С этим связано возникновение многих социальных проблем, рост стрессов; появление психологических комплексов; потеря способности к творческой деятельности. Необходим обратный процесс интеграция результатов различных направлений деятельности и установление взаимосвязей между ними.
В конечном итоге это должно привести к тому, что в сознании людей восстановится связанная картина мира. Понимания глубокого единства мира чрезвычайно трудно достичь на уровне логики.
Нахождение связей между явлениями, имеющими с точки зрения традиционных представлений мало общего, не позволяет использовать аппарат логики.
Для более глубокого прочтения проблемы формирования единой (целостной) картины мира необходимо достижение некой целостности в составляющих нашего бытия. На наш взгляд, необходимо установить ясность в трактовке понятий «интеграция» и «интеграционные процессы».
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что интеграция представляет собой процесс развития мирового сообщества, связанный с объединением в целое ранее разнородных частей, из чего четко видна его двойственная суть, а именно: с одной стороны, возможное достижение некоего нового качества, новой целостности из ранее совершенно не связанных частей: с другой стороны, возможные протекания этих процессов в рамках уже сложившейся системы, сплочение и стабилизация расшатанной системы, преобразование старого на основе эволюционного процесса, повышение уровня целостности и организованности. Интеграция, если судить по результатам ее развития, представляет собой более высокую социальноэкономическую, политическую, государственно-правовую и культурную ступень развития мирового сообщества государств и народов. Интеграция это объективный, многогранный, сложнейший процесс, изобилующий противоречиями, поисками, крупными финансово-экономическими, социальными, правовыми, политическими и другими экспериментами, обусловленными жизнью и корректируемыми ею. Интеграция представляет собой объединительный процесс, или интегрирование, направленное на достижение цели, на нахождение целой величины.
Сегодня понятие «интеграционный процесс» является неотъемлемой частью организации теоретических основ различных наук, в том числе и педагогической. Данный процесс связан с формированием целостной системы и укреплением его единства. Элементы при интеграции образуют системное единство по принципу взаимодополняемости их функционирования и развития внутрисистемных связей.
Современное общество характеризуется важнейшей тенденцией увеличением роли субъективного фактора, что связано не только с проявлением многопланового кризиса в социально-экономической, демографической и других областях, требующих роста ответственности всех членов человеческого сообщества, но и с интеграционными процессами, которые обусловлены потребностью решения обозначенных задач и саморазвитием интеллектуальных, культурных, технологических сфер общества. Стимулом к поиску средств осуществления интеграции являются интеграционные процессы, которые происходят в мире. Поскольку образование по своей природе, смыслу и функциональной нагрузке представляет особый институт воспроизводства человеческих ресурсов, именно в системе образования закладываются все виды связей и отношений (гражданских, этических, политических, социальных, культурных и др.), именно образовательная среда становится базой развития гуманистических отношений и интеграции знаний.
Объективно обусловленная проблема создания единого образовательного пространства требует поиска способов и создания условий для интеграции огромного числа внутренних пространств как структурных элементов большого социокультурного пространства, субъективно представленного в мировом сообществе.
В то же время необходимо сохранение интеграционных традиций просвещенческого характера, что в каждый исторический период развития российского государства характеризовалось устойчивыми образовательными структурами, едиными принципами и направлениями образования как прогрессивного и научного явлений.
Проблема повышения уровневого состояния образования в условиях интеграционных процессов требует педагогически целесообразной интеграции научного знания, протекающей по своим законам.
Разнообразие наук, специфический язык каждой из них наряду с положительным накопление научных фактов привело к отрицательному потере в сознании людей целостной картины мира, что стало одной из причин роста стрессовых состояний у современного человека.
Таким образом, актуализируется задача интеграции научного знания, что будет способствовать формированию единой картины мира.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что не существует ясности в трактовке понятий «интеграция» и «интеграционные процессы».
В ходе исследования было установлено, как объективный феномен и как процесс современной международной жизни интеграция представляет собой объединительный процесс, процесс слияния в единое целое дифференцированных элементов, который характеризуется взаимосвязью, взаимодействием, взаимопроникновениями, взаимозависимостью, взаимопереплетениями и выступает в качестве функционального условия существования системы, в качестве механизма ее развития. В ходе выделения дефиниций понятия «интеграция» утвердились в мысли о том, что ее суть базируется на трех идеях: саморазвитие, динамическое равновесие, коллективный эффект. Как общенаучная категория «интеграция» свидетельствует о тенденции объединения знаний, создания новых научных направлений, их укрупнения, синтеза, нового уровня целостности, нового общественного сознания. Одновременно целостность знания через его уплотнение провоцирует процесс проникновения понятий, методов, теорий одних отраслей знаний в другие, что позволяет экстраполировать общетеоретические положения на новые научные области исследования.
В качестве механизма проявления и сохранения целостности выступает интегративность.
Общемировое развитие как составная часть мировой политики и экономики, интеграционные тенденции в экономике активизировали социальный процесс образования целостности из частей, систем из элементов или интеграционный процесс (объединение государств в интеграционные группы для достижения общих целей, интеграционные сообщества).
Таким образом, интеграционный процесс выступает в виде формы сотрудничества, он закономерен, его результат представляется целостным образованием из ранее разобщенных элементов. Интеграционные процессы сегодня довольно широко проявляются в смене парадигмы в образовании, интеграции в мировую систему, восстановлении традиций отечественной школы.
На основе мировых интеграционных процессов мы наблюдаем создание единого образовательного пространства, принятие единых стандартов качества образования, принципа сравнимости степеней, дипломов об образовании, учебных программ и т. д.
Интеграция в образовании и происходящие на ее основе процессы потребовали описания и объяснения разных сторон педагогических явлений в рамках общей теории интеграции при условии достижения единства терминов (понятий), прежде эти требования коснулись понятия «интеграция».
Понятие «интеграция» в педагогике является следствием интеграционных процессов в образовании, сложных динамических превращений педагогического сознания.
Наибольшую значимость в педагогической науке имеет диалектическая традиция интеграции: признание общих закономерностей у качественно различных составляющих (гипотеза «единой науки» у К.
Маркса [3], «два класса законов окружающей природы и управление телесным и духовным бытием человека» Ф.
Энгельса [4], идея интеграции знаний в отдельных научных отраслях или в группе наук, идея интеграции образования и производства, идея интеграции педагогической науки с социальными подструктурами, идея о цели воспитания всестороннее и гармоничное развитие человека, синтетическая педагогика А. С. Макаренко [2], дуальная система обучения, синергизм педагогического воздействия И. В. Роберта [4]).
Поскольку интеграция пронизывает все элементы образования и подструктуры педагогической деятельности, сочли возможным считать ее педагогической интеграцией, тем самым, утверждая ее как педагогическую категорию.
Таким образом, интеграция в педагогике представляет собой двойственный процесс универсализации элементов и гармонизации связей между ними, что ведет к прогнозируемому результату, она может быть описана как научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности, которые указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов и определяют предмет педагогики. В итоге следует рассматривать интеграцию как педагогическую категорию через проявления в образовании: множество взаимосвязанных структурных компонентов педагогической системы, объединенных единой образовательной целью развития личности в целостном педагогическом процессе, будет представлять педагогическую интеграцию.
Интеграционный процесс в педагогической науке объединительный процесс, основанный на развитии взаимосвязей между элементами педагогических систем, который направлен на эффективное достижение цели обнаружение объективных закономерностей педагогической деятельности, сознательное и целенаправленное применение теории на практике. Данный процесс связан с формированием целостной системы и укреплением его единства. Элементы целостной педагогической системы при интеграции образуют системное единство по принципу взаимодополняемости их функционирования и развития внутрисистемных связей.
В ходе исследования были рассмотрены основания для интеграции на основе учета ее видов, отражающих природу интеграционных процессов и являющихся их катализатором: в политических основаниях это законотворческая деятельность в мировом масштабе, в производственной сфере промышленность, транспорт, энергетика, в экономике зона свободной торговли, рынок труда, в миротворческих основаниях это обеспечение безопасности, борьба с терроризмом, в культурной интеграции это языковое пространство, культурный обмен, межкультурная коммуникация; в научной интеграции это синтез знаний, задающий видение предметного вида науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития; в образовании формирование целостной картины мира как следствие интеграционных процессов и интеграция в европейское и мировое образовательное сообщество.
ЛИТЕРАТУРА
- Левченко, В. В. Интеграционные процессы в высшем профессиональном образовании [Текст] / В. В. Левченко. — Самара: Изд-во СИУ, 2006. — 186 с.
- Макаренко, А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. — М.. Политиздат, 1988. — 189 с.
- Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Введение [Текст] // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 46, ч. 1. — М.. Политиздат, 1975. — С. 37-38.
- Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.. Большая Российская энциклопедия, 1993.
- Швец, В. А. Философия и гуманизация образования как фактор культуры [Текст] / В. А. Швец // Мир культуры: человек, наука, искусство. — Самара, 1996. — С. 61-62.
Источник: http://sportfiction.ru/articles/integratsionnyy-protsess-kak-pedagogicheskiy-fenomen/
Главная (RU)
- 16+
- Интеграция образования Integration of Education
- Рецензируемый научный журнал
Объявление!
Уважаемые авторы и рецензенты! Редакция научных журналов запустила ресурс «Электронная редакция» на базе платформы Open Journal Systems (OJS).
Данный ресурс создан для организации онлайн сопровождения редакционной подготовки наших журналов.
Для начала работы с порталом «Электронная редакция» необходимо пройти процедуру регистрации.
Обращаем ваше внимание на изменения условий и правил подачи материалов. Теперь они принимаются только через данную платформу.
- Основан в 1996 году.
- Журнал создан в соответствии с решением Госкомвуза и Министерства образования РФ, Госсобрания и Правительства Республики Мордовия от 12 июля 1995 г.
- Научный журнал «Интеграция образования Integration of Education» публикует оригинальные научные исследования в области интеграции образования. Наименование и содержание рубрик журнала соответствуют следующим отраслям науки:
- ПЕДАГОГИКА
- СОЦИОЛОГИЯ
- ПСИХОЛОГИЯ
Редакция осуществляет научное рецензирование (двустороннее слепое) всех поступающих в редакцию материалов с целью экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов.
Рецензии хранятся в издательстве и редакции в течение 5 лет.
Редакция журнала направляет копии рецензий авторам статей, а также, при поступлении соответствующего запроса, в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Учредитель и издатель: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1).
Адрес редакции:430005, Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68/1. ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва». Редакция журнала «Интеграция образования».
Телефоны: +7 (8342) 24-48-88 – Вдовин Сергей Михайлович – главный редактор, ректор ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», к.э.н.
+7 (8342) 32-81-57 – Полутин Сергей Викторович – заместитель главного редактора, профессор кафедры социологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», д.соц.н.
+7 (8342) 48-14-24 — Гордина Светлана Викторовна – член Европейской ассоциации научных редакторов (EASE), ответственный секретарь, к.пед.н. +7 (8342) 48-14-24 — Никонова Юлия Николаевна – редактор редакции научных журналов.
Адреса электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. – редакция журнала
Периодичность – 1 раз в квартал.
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по научным специальностям и соответствующим им отраслям науки:22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки). 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки).
Источник: http://edumag.mrsu.ru/
Интеграция digital-коммуникаций в образовательный процесс вуза
А.Г. БезпаловаРостовский государственный экономический университет (РИНХ),г. Ростов-на-Дону
Аннотация.
Целью данной статьи является обоснование актуальности совершенствования образовательного процесса в высшем учебном заведении посредством внедрения digital-коммуникаций, которые адекватно воспринимаются студентами и которые для них являются не только обучающими, но и жизненно необходимыми коммуникациями. Актуальность данного вопроса обоснована интенсивными и быстро меняющимися информационными потоками, несущими в себе как положительные, так и отрицательные элементы образования. Ни один педагог в высшем учебном заведении не может абсолютно повлиять на изменение сформировавшейся ситуации, когда информация извне превалирует над информацией образовательного процесса, но каждый педагог может внести в этот процесс компетентностные решения для использования digital-коммуникаций в интересах освоения собственной дисциплины.
Ключевые слова: интеграция информации в образовательный процесс; digital-коммуникации; студент; педагог; интенсификация образовательного процесса.
В первую очередь, о чем мы задумываемся, когда слышим о digital-коммуникациях, то это Интернет. Интернет нельзя игнорировать, его необходимо использовать в образовательном процессе, а также с его помощью совершенствовать обучение на уровне когнитивного восприятия информации.
Интернет, обладая множественным функционалом и инструментарием, может дать преподавателю и студентам возможность намного быстрее и нагляднее принимать и воспринимать информацию, на уровне визуализации формировать представление о предмете изучения и накапливать информационный опыт познания о нем, чтобы в дальнейшем в контексте анализа, исследований и наблюдений подводить все полученное к логическому завершению.
От педагога зависит, насколько он профессионально подходит к использованию всех возможностей Интернет для улучшения образовательного процесса и насколько он может технически точно использовать Интернет как канал коммуникации для передачи сущности своей дисциплины. «Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся пробуют себя в роли не потребителей, а поставщиков информации» [5].
В этом смысле можно говорить об интеграции результата взаимодействия преподавателя, студента и информационных каналов в единый и целостный процесс, направленный на овладение знанием, умением и опытом профессиональной деятельности. Это подтверждается Мосиной А.А.
«Интеграция этих технологий позволяет студенту целенаправленно востребовать и использовать все теоретические и инструментальные средства каждой технологии в процессе овладения необходимыми компетенциями, создающими прочную базу для будущей профессиональной деятельности» [4].
«Интеграция – важный показатель эффективности системы, так как ведет к ее целостности» [6].
Усиление и объединение всего инструментария в образовательном процессе способствует разноплановому развитию студентов, удовлетворению их повседневных потребностей и интересов, обеспечивает координацию влияний на индивидуализацию студента.
Интеграция в образовательном процессе означает:– единство достижения поставленных целей и задач в изучении отдельно взятой дисциплины и целостный характер образовательной деятельности;– усиление и поддержку педагогических средств, применяемых в учебной и внеучебной деятельности;– закрепление знаний, умений и навыков, т.е. планируемых компетенций, полученных во время образовательного процесса во внешней деятельности студента посредством использования все тех же digital-коммуникаций;– взаимосвязь общих и профессиональных компетенций образовательного процесса;– гибкость организационного процесса, использование интересов студентов в построении лекционных и практических занятий с учетом рыночных потребностей и психологии восприятия этих потребностей студентами;– разработка и внедрение новых форм образовательного процесса с использованием digital-технологий и коммуникаций с целью формирования более высокой степени восприятия преподаваемой дисциплины;
– взаимодействие всех субъектов педагогического и вне педагогического процесса, т.е. субъектов бизнеса, общественно-значимых организаций, законодательных и управленческих органов власти и некоммерческих организаций.
Исходя из этого, выделим направления, в которых интеграция педагогических средств и digital-коммуникаций, может найти, в том числе эффективное отражение в образовательном процессе.
Во-первых, расширение познавательных границ в образовательном процессе, начиная от его потенциала и заканчивая более высокой степенью заинтересованности со стороны студентов.
Во-вторых, усиление интеллектуального, познавательного характера лекционных и практических занятий за счет их большей визуализации и приближенности к восприятию студентов через digital-коммуникации.
В-третьих, использование digital-коммуникаций дает возможность выстраивать неофициальное, но вполне обоснованное взаимодействие со студентами во внеаудиторное время, чтобы решать воспитательные и образовательные задачи и обеспечивать тем самым разностороннее развитие студентов.
Следует понимать, что высокий уровень интеграции digital-коммуникаций в образовательном процессе предполагает использование педагогических средств, не регламентируемых системой высшей школы, а представляющих собой новое – качественное образование. Это, более всего, современный коммуникационный процесс, эффективность которого значительно повышается посредством интеграции образования и тех медиа, которые востребованы и воспринимаемы студенческой молодежью.
Интеграция digital-коммуникаций в образовательный процесс вуза дает новый и предопределенный временем толчок к развитию таких же новых образовательных технологий. «Процесс интеграции информационно-коммуникационных и педагогических технологий – это не простой перенос одних технологий в другие и не их механическое присоединение» [4].
Как отмечает Т.М.
Гозман [2], «каждая из технологий, участвующая в интеграционном процессе, получив информацию (концептуальные идеи, принципы, цели, методы, формы, средства обучения) от другой и примеряя ее к своим особенностям, перестраивает и перерабатывает ее в соответствии со своей структурой, функциями, содержанием, целями и задачами». В результате она органически вплетается в структуру другой технологии и используется ею в процессе непосредственной деятельности. Каждая из них дополняет и уточняет другую, обогащая друг друга».Авторский опыт показывает, что использование digital-коммуникаций и технологий в образовательном процессе не только позволяет усилить эффект преподнесения лекционного и/или практического материала, но и более лаконично и точно представить материал, визуализировать его в том направлении и в таком виде, как это быстрее усваивается студентами.
Наряду с тем, что мы писала в основном об использовании Интернет, задействуются и такие коммуникационные инструменты, глубоко вошедшие в образовательный процесс, как мультимедийные презентации, трансляции слайд-шоу из Интернет, видео обучающие фильмы и др.
На наш взгляд, «преподаватель высшего учебного заведения должен обладать не только опытом ведения лекций, практики и лабораторных занятий, иметь стаж работы и т.п.
, он должен иметь опыт и навыки работы с современными компьютерными технологиями, программными продуктами и владеть digital-технологиями» [1].
Успешное внедрение и интеграция digital-коммуникаций в образовательный процесс вуза может привести к совершенно новому формату взаимодействия на уровне вуз → преподаватель → студент → бизнес.
На последней стадии этого взаимодействия важен интерактивный контакт компаний, которые готовы будут принять на работу молодых специалистов новой формации.
Не только в реальной, но и виртуальной среде можно организовывать посещение предприятий по профилю обучения студентов и, тем самым закреплять знания, умения и навыки, полученные в образовательном процессе.
Как правило, интеграция digital-коммуникаций в образовательный процесс вуза не требует высоких финансовых, кадровых и временных затрат, поскольку сами преподаватели при наличии доступа к Интернет, могут вполне квалифицированно и профессионально осуществлять мультимедийные презентации, онлайн-чаты, виртуальные посещения как предприятий, так и, например, выставок, участвовать в вебинарах, конкурсах, мастер-классах и многое другое.
Все это в совокупности подчеркивает эффективность интеграции digital-коммуникаций и это не только обосновано временем, но и важно для совершенствования образовательного процесса вуза.
Литература1. Безпалова А.Г. Использование digital-технологий и коммуникаций в образовательном процессе вуза // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки), 2017. – №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/16-ispolzovanie-digital-tekhnologij-i-kommunikatsij-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza2. Гозман Т.М. Интеграция образовательного процесса. – Барнаул, 2006. – 167 с.3. Миниахметова О.В. Интеграция образовательных технологий в формировании общих компетенций обучающихся профессиональной школы // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. – № 3(4). – М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 38-44.4. Мосина М.А. Интеграция современных образовательных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в процессе линговометодической подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-8. – С. 1699-1703. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: //fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33406.5. Саблина М.В Современные стратегии интеграции ИКТ в воспитательно- образовательный процесс в условиях преподавания иностранного языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bal-sch17.edumsko.ru/uploads/2000/1651/section/219491/Sovremennye_strategii_integracii_IKT.pdf?1465313107422.
6. Сущность понятия интеграции в образовательном процессе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.org/9-22790.html.
INTEGRATION OF DIGITAL COMMUNICATIONSIN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY
A. G. BespalovaRostov state economic University (RINH),Rostov-on-don
Abstract. The purpose of this article is to substantiate the relevance of improving the educational process in higher education through the introduction of digital communications, which are adequately perceived by the students and that they are not only educational, but also vital communications.
The relevance of this question is justified intense and rapidly changing information flows that carry both positive and negative elements of education.
Any teacher in higher education cannot totally change the formed situation, when information from the outside prevails over the information of the educational process, but every teacher can make this process of competence-based solutions for digital communications in the interest of development of their discipline.
Keywords: information integration in the educational process; digital communications; student; teacher; intensification of the educational process.
References1. Bespalova A. G. the Use of digital technologies and communication in educational process of higher school // A factor: research and development (Humanities), 2017. – No. 1. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.a-factor.ru/archive/item/16-ispolzovanie-digital-tekhnologij-i-kommunikatsij-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza.2. Gozman T. M. the Integration of the educational process. – Barnaul, 2006. – 167 p.3. Miniahmetova O. V. Integration of educational technologies in forming of General competences of students of professional schools // Science forum: Innovative science: collection of articles on materials of the IV mezhdunar. scientific.-pract. Conf. – № 3(4). – M., Ed. «MCNO», 2017. — P. 38-44.4. Mosina M. A. educational Integration of modern pedagogical and information-communication technologies in the process linguamethodical preparation of future foreign language teacher // Fundamental research. – 2013. No. 11-8. – Pp. 1699-1703. [Electronic resource]. Available at: //fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33406.5. Sablin M. Modern strategy of ICT integration in the educational process in the context of teaching a foreign language. [Electronic resource]. Mode of access: http://bal-sch17.edumsko.ru/upload/2000/1651/section/219491/Sovremennye_strategii_integracii_IKT.pdf?1465313107422.
6. The essence of the concept of integration in the educational process. [Electronic resource]. Mode of access: https://studopedia.org/9-22790.html.
Источник: http://www.a-factor.ru/archive/item/45-integratsiya-digital-kommunikatsij-v-obrazovatelnyj-protsess-vuza
Интегрированное обучение: сущность, основные идеи и принципы интегративной педагогики. Виды интеграции
До недавнего времени у ребенка с особенностями психофизического развития был только один путь получения образования — обучение в специальной школе или домашнее обучение (осуществлялась внешняя дифференциация).
Вместе с тем, многие педагоги полагают, что для таких категорий детей более подходящей и гуманной будет внутренняя дифференциация. Еще Л.С.
Выготский указывал, что при всех достоинствах специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту.
В настоящее время создаются реальные возможности для посещения детьми с нарушениями в развитии общеобразовательной школы. Принцип «как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации» является принципом интегрированного обучения детей с особенностями психофи-зического развития.
Интегрированное обучение– совместное обучение детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких особенностей, при участии педагогов-специалистов.
Являясь вариантом специального образования, интегрированное обучение осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Основная идея интегрированное образования: от интеграции в школе к интеграции в обществе.Совместное обучение гарантирует право ребенка с дизонтогенезом не быть изолированным от общества, сверстников и обеспечивает ему возможность посещать школу, которую он посещал бы, если бы был здоров.
Сторонники совместного обучения выделяют такие положительные моменты интегрированного обучения: стимулирующее воздействие более способных одноклассников; наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью; развитие навыков общения и нестандартного мышления; возможность проявления гуманности, сочувствия, терпимости в реальных жизненных ситуациях. Противники выдвигают следующие аргументы: хорошо успевающие учащиеся лишаются возможности продвигаться в обучении быстрым темпом, развивать свои способности; дети с трудностями в обучении находятся в невыгодных условиях конкуренции, не получают необходимого внимания; учителя стоят перед проблемой: кого обделить вниманием, заботой и временем.
- Условиями успешной реализации интегрированного обучения являются: ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора,; финансовая обеспеченность, создание адекватного ассортимента образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой общеобразовательной школы; готовность общества в целом, составляющих его социальных групп к интеграционным процессам и другие.
- Мировая образовательная практика предлагает четыре варианта интеграции в обучении: комбинированная, частичная, временная, полная:
- При комбинированной интеграции дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную помощь учителя-дефектолога.
- В случае частичной интеграции дети с проблемами развития, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образованием, вливаются в массовые группы (классы) на часть дня.
- Временная интеграция означает, что все воспитанники специальных групп, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Что понимают под «полной интеграцией» следует из названия.
В 2002 г. Министерство образования Республики Беларусь утвердило Положение об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. Интегрированное обучение реализуется в следующих формах:
- а) классы интегрированного обучения с наполняемостью до 20 чел (от 3 до 6 учащихся с той или иной патологией); в классе работают два учителя: основной и учитель-дефектолог;
- б) специальные классы в общеобразовательных школе с организацией внеклассной работы на интегрированной основе;
- в) коррекционно-педагогическое консультирование как специально организованная форма обучения, охватывающая детей с особенностями психофизического развития, которые обучаются в разных общеобразовательных школах сельской местности, и учащихся, неуспевающих и нуждающихся во временной помощи вследствие перенесенной продолжительной болезни.
- Решение об интегрированном обучении принимается на добровольных началах при гарантированном соблюдении прав ребенка, активном участии родителей на всех этапах принятия решения, реализации индивидуального подхода в процессе определения образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом особенностей его развития.
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/10041.html