ФИХТЕ, ИОГАНН ГОТЛИБ (Fichte, Johann Gottlieb) (1762–1814), философ, представитель немецкой классической философии, общественный деятель. Родился 19 мая 1762 в селе Рамменау (Саксония) в многодетной крестьянской семье.
С помощью богатого родственника после окончания городской школы в Мейсене в 1774 был принят в закрытое дворянское учебное заведение – Пфорту. Учился в Йенском (1780) и Лейпцигском (1781–1784) университетах. В 1788 получил место домашнего учителя в Цюрихе.
Тогда же познакомился со своей будущей женой, племянницей Клопштока, Иоганной Ран.
Летом 1791 посещает И.Канта в Кенигсберге. Знакомство с трудами Канта определило весь ход его философского творчества.
Сам Кант одобрительно отозвался об эссе Фихте Опыт критики всяческого откровения (Versuch einer Kritik aller Offenbarung, 1792).
Эта работа (авторство которой вначале приписывалось Канту) открыла для Фихте возможность получить должность профессора философии Йенского университета (1794).
В 1795 начал издавать «Философский журнал общества немецких ученых».
Этому периоду принадлежат его сочинения Основы общего наукоучения (1794), Основы естественного права согласно принципам наукоучения (1796), Первое введение в наукоучение (1797), Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему (1797) и Система учения о нравственности согласно принципам наукоучения (1798). Эти работы оказали влияние на многих современников Фихте, таких как молодой Ф.Шеллинг, Гете, Ф.Г.Якоби, В. фон Гумбольдт, Ф. и А.Шлегели, Шиллер, Новалис.
- В 1799 Фихте, обвиненный в атеизме (за публикацию статьи Об основании нашей веры в божественное мироправление, где он утверждал, что Бог – не личностное существо, а нравственный миропорядок), оставил Йенский университет.
- С 1800 жил и работал в Берлине (за исключением одного семестра в Эрлангенском университете в 1805).
- Когда из-за поражения в войне с Наполеоном прусское правительство вынуждено было переехать в Кёнигсберг (1806), Фихте последовал за ним и преподавал в Кёнигсбергском университете до 1807. В 1810 вновь вернулся в Берлин и стал первым выборным ректором Берлинского университета (1810–1812)
- Цикл его лекций Речи к немецкой нации (Reden an die deutsche Nation, 1808), прочитанных вскоре после поражения прусской армии при Йене и призывающих немецкий народ к борьбе против французских оккупантов, сделали его одним из интеллектуальных лидеров немецкого сопротивления наполеоновскому режиму.
- Умер в Берлине 29 января 1814 от тифа, заразившись от жены, которая в госпитале ухаживала за ранеными.
Среди наиболее известных трудов: О назначении ученого (Einige Vorlesungen über die Bestimmung des Gelehrten, 1794); О назначении человека (Die Bestimmung des Menschen, 1800); Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии.
Попытка принудить читателей к пониманию (Sonnerklare Bericht an das grössere Publikum über das eigentliche Wesen der neuesten Philosophie.
Ein Versuch, die Leser zum Verstehen zu zwingen, 1801); Основные черты современной эпохи (Die Grundzüge des gegenwärtigen Zeitalters, 1806).
Решая поставленную И.Кантом проблему преодоления разрыва между познавательной сферой человеческой деятельности и моральным миром человека, Г.Фихте создал философское учение об определяющей творческой деятельности самосознания человека.
Ключевым принципом философии он считал очевидность и достоверность полученного им результата. Этим результатом был диалектический механизм развертывания саморефлексии.
Но, в отличие от Декарта, который также исходил из достоверности самосознания (cogito ergo sum – «мыслю, следовательно, существую»)), Фихте рассматривал акт волевого самополагания, в котором действие является одновременно продуктом своей деятельности.
В акте самосознания совпадают субъект (действующее) и объект (страдательное) действия. С его точки зрения это открытие было настолько ясно и очевидно, что впоследствии он часто приводил его как основание своих философских построений.
Он формулирует три основных положения своей философии. Первое гласит: «Я есть Я». Представьте себе, – говорит Фихте, – свое «Я», осознайте себя как «Я». При этом ясно, что все, что находится вне вас, не относится к вашему «Я». Второе: «Я есть не-Я».
Для того, чтобы понять это, необходимо взглянуть на себя со стороны индивида, мыслящего свое «Я». Т.е., одновременно оценивать и контролировать деятельность своего собственного сознания.
Эта двойственность нашего сознания, активная и пассивная его стороны должны ограничивать друг друга, что взаимообусловливает возникновение абсолютного «Я». В этом возникновении заключается третье положение философии Фихте: «„Абсолютное Я» (Ichheit) есть „Я» и „не-Я»».
При этом «Я» всегда сознательно, а, следовательно, активно задает план человеческой деятельности, полагая тем самым всю реальность этой деятельности. Однако, «не-Я» также может обладать для «Я» реальностью, но лишь в тех моментах, когда «Я» находится в состоянии аффекта (страдательности, пассивности, по Фихте).
Вскрыв сложную, изменчивую структуру человеческого сознания, попытался вывести из развертывания этой структуры все ценности морального мира человека и категории его познавательной деятельности (наукоучение).
Причем, если у раннего Фихте «абсолютное Я» можно было трактовать как определенную структуру сознания человека, то в его поздних трудах оно приобретает атрибуты божественной природы.
Поэтому его философию в ранних сочинениях можно считать спекулятивным трансцендентализмом, а в поздних – абсолютным идеализмом.
Общественно-политические взгляды Фихте тесным образом были связаны с понятием свободы. Сущность самосознания для него заключалась в его свободе. Сама же свобода понималась как деятельность самосознания, противостоящего пассивной природе.
Развитие сознания к абсолютному «Я» возможно лишь в преодолении внешних и внутренних препятствий, возникающих часто как продукт собственной пассивной стороны индивидуального «Я». Тем самым, вся предметная сфера человека может выступать как продукт, отчужденный от сознания собственной деятельности индивидуального «Я».
Лишь совпадение индивидуального и абсолютного «Я» может в идеале преодолеть проблему отчуждения. При этом возникает проблема введения в философскую систему темы «другого Я».
В работе Основы естественного права Фихте пишет, что: «Человек только среди людей становится человеком;… Из этого следует, что если вообще должны быть люди, то должны быть многие». Признание другого происходит либо через сферу права, либо через моральный закон, призывающий видеть в каждом человеке цель его собственного существования.
Т.о. множественность свободных индивидов является условием свободного существования самого «Я». Из этого в поздних работах Фихте вытекает идея государственного социализма, основанного в рамках национального государства. При этом нужно помнить, что «нация» в начале 19 в.
в германских государствах была скорее идеей, объединяющей их граждан в борьбе с иноземными захватчиками. Идеальному же государству по Фихте отводилось решение задач по воспитанию будущих поколений, способных в исторической перспективе достичь совершенства.
История, будучи осуществлением свободы, есть прогрессирующее упразднение мира природы во имя морали. Эмпирическое природное состояние, в котором правят сила и несправедливость, уступает место разумному моральному состоянию, в котором господствует свободная воля и равенство. Людей объединяет именно моральное сознание. Вся история есть ни что иное как попытка человечества установить господство над природной необходимостью.
Издания Фихте: Основные черты современной эпохи. СПб, 1906 neФакты сознания. СПб, 1914; Избранные сочинения, т. 1. М., 1916 neЗамкнутое торговое государство. М., 1923; О назначении ученого. М., 1935; neЯсное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1937; Сочинения. Работы 1792–1801. М., 1995.
Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/FIHTE_IOGANN_GOTLIB.html
Фихте Иоганн Готлиб
Иоганн Готлиб Фихте родился 19 мая 1762 года в селе Рамменау в крестьянской семье. Помимо сельского хозяйства его отец и дед занимались кустарной выделкой лент. Фихте был первенцем в семье, где появились еще семеро детей.
Мать будущего философа была женщиной властной и решительной. В Рамменау был замечательный пастор, чьи проповеди привлекали не только жителей деревни, но и многочисленных соседей из окрестных мест.
Маленький Фихте любил эти проповеди, и пастор нередко занимался с ним.
Барон фон Мильтиц — родственник Фихте — решил дать мальчику образование: устроил его в школу и взял на себя расходы по обучению. Мальчик окончил городскую школу в Мейссене и в 1774 году был принят в закрытое дворянское учебное заведение — Пфорту. В 1780 году он поступил на теологический факультет Йенского университета.
В сентябре 1788 года Фихте получил место домашнего учителя в Цюрихе, где с увлечением погрузился в изучение языков. Там он познакомился со своей будущей женой, Иоганной Ран, племянницей Клопштока. Вскоре объявили помолвку.
В октябре 1793 года Фихте женится на своей невесте, в которой обретает до конца дней духовно близкую и преданную подругу. В 1790 году Фихте открыл для себя Канта. В июне и в августе 1791 года Фихте совершает паломничество к Канту в Кёнигсберг. Первый визит обманул ожидания молодого человека.
Мэтр, который непрерывно принимал посетителей из Германии и других стран, не мог уделить безвестному учителю много времени. Однако Фихте продолжил изучение его трудов; написал, оставшись в Кенигсберге еще на месяц, свою «Критику всякого откровения», где развивает идеи Канта применительно к теологии, и переслал ее великому философу.
Кант не только одобрил рукопись, но и помог молодому автору найти для нее издателя, а также устроил ему более выгодное учительское место у графа Крокова.
Фихте становится широко известным в философских кругах. Отчасти своей популярности Фихте обязан счастливой случайности: книга появилась без указания имени автора.
Читатели приписали ее авторство самому Канту, которому пришлось устранить недоразумение и назвать имя молодого начинающего философа.
Фихте тем самым сразу же попал в ряд выдающихся ученых и в конце 1793 года получил приглашение занять кафедру философии в Йене.
Когда он весной 1794 года приехал в Йену, чтобы занять предложенную ему кафедру философии, его имя было достаточно хорошо известно и привлекло на его лекции большое число слушателей.
Кроме публичных, Фихте читал и курс частных лекций, предназначенных уже не для широкой публики, а для студентов, которым он излагал содержание своей системы. В 1795 году Фихте вместе со своим другом Ф. И.
Нитхаммером, тоже профессором философии в Йене, стал издавать «Философский журнал общества немецких ученых», в котором публиковались многие работы самого Фихте и близких ему философов.
Йенский период в творчестве философа был очень продуктивным: им был написан ряд исследований, в том числе две большие работы — «Основы естественного права согласно принципам наукоучения» (1796) и «Система учения о нравственности согласно принципам наукоучения» (1798).
В этих произведениях получили свое обоснование и развитие те идеи, контуры которых были намечены в сочинениях, посвященных Французской революции. Его известность и влияние росли. Выдающиеся умы стали приверженцами наукоучения, среди них — Карл Рейнгольд, уже знаменитый философ, и молодой Фридрих Шеллинг. Фихте завоевал уважение и признание таких людей, как Гёте, Якоби, Вильгельм фон Гумбольдт, братья Фридрих и Август Шлегели, Шиллер, Тик, Новалис.
Романтики Йенской школы создавали свои культурно-исторические и эстетические теории под непосредственным влиянием наукоучения. В Йенском университете у Фихте из-за его бескомпромиссности было немало противников, в особенности после того, как он утратил поддержку Канта.
В 1798 году возник так называемый «спор об атеизме», переросший в общественный скандал, в результате чего весной 1799 года Фихте, обвиненный в атеизме, был вынужден подать в отставку.
Поводом послужила публикация в 1798 году в «Философском журнале» статьи одного из слушателей Фихте Форберга «О развитии понятия религии», с которой Фихте как редактор журнала был не во всем согласен, а потому сопроводил ее своей статьей — «Об основании нашей веры в божественное мироправление».
Оставаться после этого в Йене Фихте не захотел и летом 1799 года переехал в Берлин.
Начало нового столетия было омрачено для Фихте разрывом с его молодым другом Ф. Шеллингом, прежде считавшим себя последователем наукоучения.
Драматическим событием в жизни Фихте, как и других его соотечественников, оказалось поражение немцев в войне с французами и оккупация Берлина Наполеоном. Осенью 1806 года Фихте оставил Берлин и переехал в Кёнигсберг, где работал до весны 1807 года. Нервное напряжение подорвало силы Фихте, и весной 1808 года он заболел.
Болезнь была длительной и тяжелой, Фихте долго не мог работать. Но, когда в 1810 году вновь открылся Берлинский университет, он согласился принять предложенную ему должность декана философского факультета. Вскоре его избрали ректором. Через полгода он подал прошение об отставке, которая была ему дана весной 1812 года.
За 51 год Фихте благодаря своей неуемной энергии и трудолюбию сделал поразительно много. Система Фихте оказалась очень сложной и непонятной для читателей, что вызвало его раздражение, сопровождаемое свойственным ему авторитаризмом.
Началом «критической философии», по Фихте, выступает мыслящее «Я», из которого можно вывести все содержание мышления и чувственности.
«В том и состоит, — пишет он, — сущность критической философии, что в ней устанавливается некоторое абсолютное Я как нечто совершенно безусловно и ничем высшим неопределимое».
Значит, в сознании нужно искать не то, что содержится в нем, не факты сознания, а само сознание, его сущность, его глубочайшее ядро. А это, по Фихте, есть самосознание: «Я есмь, Я есмь Я».
Объективная реальность рассматривается у Фихте как не-Я, которое выступает у него как производное от мыслящего Я.
Отношения между Я и не-Я — понятие воли человека, борющейся против косности.
Роль философа, по мнению Фихте, быть выразителем (через наукоучение) идеи свободы, «свидетелем истины» и «воспитателем человечества». Над человеком не должно быть другого господина, кроме Закона (и его земного воплощения — государства): «всякий, считающий себя господином других, сам раб».
Источник: https://studizba.com/files/show/doc/175776-1-13332-1.html
Иоганн Готлиб Фихте
Принципиальная особенность науки состоит в том, что она систематична. В ней одни идеи выводятся из других и любой новый тезис должен подтверждаться с помощью других. Ранее доказанных. Следовательно, в основе науки должен находиться единый набор истинных и самоочевидных положений или даже какое-то одно положение.
Фихте считал, что этим положением является сознание человека, или его «я».
Существование и деятельность нашего сознания для нас несомненна. И даже делая свое «я» объектом размышления мы все равно остаемся в пределах этого «я».
- Фихте различал несколько видов «Я»:
- 1) Личное и индивидуальное «Я»
- 2) «Я» других людей.
При этом существует и некое абсолютное «я» — абсолютное сознание, которое лежит в основе всех человеческих сознаний. Фихте считал его божественным сознанием.
- Все философские учения он делил на 2 группы:
- 1) Критицизм
- 2) Догматизм
- Учения, которые начинались с исследования сознания, Фихте, вслед за Кантом называл критическими, а те, которые начинались с исследования природы – догматическими.
К критицизму он относил учения Канта и свое учение. Все остальные — к догматизму.
Активный и деятельный характер сознания проявляется в том, что сознание не дано, а задано. Это означает что сознание не может рассматриваться как готовое или завершенное. Своей деятельности сознание порождает, сознает себя, проходя при этом ряд стадий развития.
На первой стадии «Я» как действующий активный субъект интуитивно усматривает себя и осознает свою само тождественность, то есть «Я=Я».
На второй стадии развития «Я» своей деятельности раздваивается на две противоположности, «Я» порождает свое отрицание «Не-Я». Содержание «не я» в значительной степени бессознательно и не достигает «Я», однако «Я» испытывает определенный толчок со стороны «Не Я».
Природу этого толчка невозможно понять при помощи понятий, которыми оперирует сознание, как и то каким образом оно действует на «Я». Однако «Я» ощущает это действие. Направленность «Я» на «Не Я» означает, что «Я» выступает в роли субъекта, то есть познающего сознания, а «Не Я» в роли объекта, то есть сознания являющего предметом познания.
При этом субъект противопоставляет себя объекту и именно объект выступает в роли «не я» по отношению к «я» субъекту.
На третей стадии происходит синтез первой и второй стадии, состоящий во взаимоотношении и соответственно определение «я» и «не я». «Я» при этом осознает себя как то, что не является «не я» и противоположно «не я» в рамках единого абсолютного «я». На третей стадии появляется человеческое эмпирическое «я» как нечто отличное от него (то есть от «я»).
Нашему сознанию представляется, что все эти объекты существуют сами по себе вне и независимо от нас, тогда как на самом деле они все есть порождение чистого самознания, то есть «я». Понять это могут только отдельные люди – философы и они ставят перед собой задачу максимально расширить принципы «я».
Однако к этому можно только постоянно приближаться, но невозможно достичь, поскольку достичь его означает упразднить, то есть покончить с сознанием.
Центральное место в учении Фихте занимает понятие «свобода» и главная проблема этики — противоречие между свободой и необходимостью.
Для человека быть свободным – это значит сделать себя свободным, то есть отодвинуть границы «не я» в своем сознании. И данная деятельность человека, есть необходимая составляющая деятельности бесконечного Абсолюта.
Для Фихте худшей формой человеческого поведения является бездеятельность, так как в этом случае человек остается на уровне вещи, то есть «не я» и отказывается от реализации своего высшего предназначения.
Процесс развития человеческого общества состоит в увеличении свободы и разные исторические эпохи существуют разные свободы. Множественность людей неизбежно приводит к появлению права и государства. Каждый человек наделен свободой, но живя среди других людей он должен ее ограничить, признавая свободу других.
Зигмунд Фрейд
Австрийский психиатр и психолог. Занимался проблемами физиологии высшей нервной деятельности и невропатологии.
- Фрейд сформулировал собственную концепцию лечения народов «Психоанализ». Согласно этой концепции, причина неврозов не в психических травмах, возникших в период раннего детства и вытесненные в подсознание, а сильные влечения и, прежде всего, сексуальное влечение, то есть «либидо»
- Позднее к понятию «либидо» Фрейд добавил еще понятие агрессивного (деструктивного) влечения.
- Свои открытия и выводы, сделанные в психиатрии, Фрейд постепенно распространяет на общество, применяя метод психоанализа при исследовании или рассмотрении социальных проблем.
- Основные труды:«Толкование сновидений», «Тотем и табу», «Я и Оно»
До Фрейда сфера психического отождествлялась только с сознательными. Поэтому одним из важнейших достижений Фрейда является введение бессознательного (оно) в сферу научного рассмотрения.
Бессознательное по Фрейду стоит за множеством человеческих поступков. И, прежде всего, за такими как: фанатизм и сны, оговорки, мимика, то, что оказывается забыто человеком.
Первым шагом к пониманию сознания стал анализ сновидений. Когда сознательное «я» наименее активно, а значит, деятельность бессознательного проявляется наиболее активно.
В снах Фрейд разделял 2 основных слоя:
1) Явное, открытое содержание
2) Скрытый слой, представляющий подлинное содержание сна, правильное понимание которого требует специальных усилий и применения метода «психоанализа». Это связано с тем, что человеческое сознание, а точнее его наиболее сознательная часть («сверх я»), устанавливает цензуру на целый ряд желаний и влечений.
- Поэтому, проявляясь во сне, эти желания и влечения приобретают символическую причудливую зашифрованную форму.
- Человеческая психика хранит в себе следы всех событий, желаний человека, которые он имел за свою жизнь.
- Однако на поверхности в сознании остается далеко не все, большая часть вытесняется в область подсознательного, там находятся все желание и влечения, не прошедшие «цензуру» человеческого «я», то есть оказавшиеся «несовместимыми» с этическими требованиями, которые человек осваивает в жизнь общества и усвоение его норм и правил поведения.
Наиболее активно социализация проходит в детстве и юности. Особое место среди вытесненных желаний занимает «либидо, которое общество оценивает, как постыдное и греховное.
Другим шокирующим открытием Фрейда стало обнаружение детской сексуальности и эротизма. Фрейд считал, что уже в детстве у мальчиков происходит формирование Эдипового комплекса, а у девочек комплекс Электры.
В структуре личности, по мнению Фрейда, выделяют 3 основных области:
1) «оно» — это сфера бессознательного наполненного различными вытесненными желаниями и впечатлениями. Главное место занимает сексуальное. Это аморальное и эгоистическое начало в человеке.
2) «сверх я» — это сфера моральных и поведенческих установок и запретов, налагаемых обществом и усвоенных человеком По мнению Фрейда «сверх я» формируется к 5 годам, когда у ребенка появляется чувство стыди и вины.
3) «Я» — это сфера сознательного, которая постоянно находится под давлением «оно» и одной стороны и «сверх я», с другой стороны. Именно «я» направляет импульсы, идущие из «оно» в приемлемые для общества рамки и позволяет их реализовать цивилизованным путем. Если это не удается, то тогда возникают неврозы.
- Фридрих Ницше
- 1844-1900
- Немецкий филолог, писатель и философ.
- Основные труды: «Несвоевременные размышления», «Утренняя заря», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «Антихристианин», «По ту сторону добра и зла».
Творчество Ницше прошло несколько периодов развития. Сам Ницше никогда не считал себя философом и свое учение прямо противопоставлял философии «специалистов». В отличие от них он не пытался построить философскую систему, разработать определенный метод исследования и преподавания.
Он «проповедовал» свои взгляды, не заботясь об их непротиворечивости, взаимосвязи и обосновании, поэтому основные работы Ницше построены как собрание афоризмов. Он специально использует многозначные и двусмысленные термины «играя» их различными значениями часто и намеренно сбивает читателя с толку и шокирует его.
Цель — Ницше- это выразить свое понимание и ощущение жизни и ее смысла. По Ницше оценка любого явления может производиться с разных точек зрения из разных «перспективных центрах» или центров сил и поэтому нет никакой абсолютной истины и единственно верной точки зрения. Ницше излагал свое личное мнение к жизни, а как к этому отнесется читатель- это его личное дело.
Ницше понимал жизнь как проявление стихийной и рациональной силы- «воли к жизни», являющейся первоосновой бытия. Основные понятия, которые оперирует Ницше – это мир, жизнь, вещь, становление и человек. Все эти вещи многозначны и получают определенный смысл только в определенном контексте.
Однако, в общем они могут быть охарактеризованы следующим образом: Мир- это постоянное становление и поэтому вместо традиционного философского понятия становление бытия Ницше использует бытие становления.
Бессмысленность бытия обнаруживается, когда человек понимает, что его сущность — это «вечное возвращение», повторение и обновление того что уже неоднократно существовало. Становление- это чистое и непрерывное движение, а то что мы принимаем за вещь есть лишь момент устойчивости в хаосе становления.
В основании мира лежит воля (воля к жизни), которая является движущей силы становления, поэтому воля и есть сущность бытия в его динамичности. Но одновременно воля есть чувства, страсть с разнообразными оттенками и всегда важнейшее выражение в этой страсти — это стремление к расширению собственного «Я», «Воля к власти».
Жизнь- это мир, понимаемый как организм, и этот мир такой каким его постигает субъект, причем каждый по-своему. Человек – это биологический организм, появившийся в результате эволюции и поэтому в человеке присутствуют все ступени его эволюции.
В процессе развития, а значит и борьбы за существование организм вырабатывает все более сложные методы или формы приспособления к окружающему миру.
Человек – это прежде всего тело, однако, так же это и иерархическая структура, где высшим слоем является интеллект, который необходим для сохранения наших жизненных способностей и инстинктов, он не способен познать мир, и он его не познает, а схематизирует в той мере, в которой это нужно для практических потребностей организма. Мышление связывает человека с действительностью, но на это не способны научные понятия лишенные связи с жизнью и оторванные от нее. Жизнь – есть определенная ценность, поэтому традиционное деление на объект и субъект, т.е на познающего и познаваемое Ницше отбрасывает, возвращаясь к до Сократовской философии. В учении Ницше происходит переоценка всех традиционных моральных ценностей запада. По его мнению, христианство с его призывами к состраданию, милосердию и послушанию портят человека подавляя.
Христианство принимало сторону слабого, низкого, уродливого, оно погубило разум даже самых сильных духом натур. Но в наше время, по мнению Ницше «Бог – умер» — это значит, что наступает новая эпоха с новой системой ценностей рождается новый человек «сверхчеловек» или «белокурая бестия». Право на существование имеет только сильный.
Ницшеанский сверхчеловек стоит над добром и злом вне любых моральных норм, кроме тех, которые сам создает – это сильная личность, разорвавшая оковы «рабской» морали, построенной на послушании и восставшая против человеческих законов – это «аристократ» духа находящейся вне предела человеческого стада, но также сверхчеловек – это еще и «аристократ духа», т.
е широко образованный человек, разбирающийся в искусстве и способный к его глубокому восприятию. Ницше предлагает оригинальное решение проблемы свободы воли, т.к все поступки обусловлены, то подлинной свободы воли не существует, а значит моральные оценки неприложимы ни к каким человеческим поступкам.
Различные формы человеческого поведения по-разному маскируют одну и ту же волю к власти, которая проявляется у разных людей по-разному. У слабых людей – это воля к свободе, у сильных людей как воля к еще большей власти, а если ее не добиться, то как воля к справедливости.
У самых сильных людей она проявляется как любовь к человечеству, что на самом деле прикрывает стремление к подавлению к чужой воле. Ницше выделял два начала в древнегреческой культуре: 1) Дионисийское – темное иррациональное начало.
2) Аполоновское – ясное, рациональное и светлое.
Именно второе начало воплотилось в философии, начиная с Сократа и Платона, и стало причиной и началом падения человечества. Современная культура по Ницше переживает эпоху упадка.
Источник: https://megalektsii.ru/s2213t5.html
32 лекция: Иоганн Готлиб Фихте
Поскольку идеи человеческого разума не подтверждаются чувственными данными и опытом, метафизика как наука, согласно Канту, невозможна. С этим выводом критической философии, противоречащим кантовскому намерению доказать возможность философии как науки, не согласился Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814).
Для него разум есть не одна из способностей человеческой души, а сущность всех форм духовной деятельности человека. Человек есть разумное существо. Поэтому все, что он чувствует, мыслит и делает, проникнуто разумом.
Разум присутствует даже в самых простых человеческих ощущениях, отличая их от ощущений высокоорганизованного животного. Согласно Фихте, нет всеобщего с одной стороны, а единичного и особенного – с другой. Мышление и бытие различны лишь в явлениях, а в сущности они едины.
Поэтому философия как наука может быть только монистической, т.е. развитой из единого принципа, выступающего результатом познания единой сущности вселенной.
Каково бытие, таково и мышление и, наоборот, каково мышление, таково и бытие. Единство универсума с необходимостью требует единого принципа философии, который должен выражать изначальное единство познаваемого и познающего, объекта и субъекта. Благодаря этому он заключает в себе все возможные знания.
Фихте убежден в том, что сколько бы ни было открыто отдельными эмпирическими науками различных законов природы, общества и мышления, должен быть единый закон законов — закон единства мышления и бытия. Философия призвана познать этот всеобщий закон как свой принцип и, таким образом, выступить основой системы человеческого знания — стать наукоучением (Wissenschaftslehre.
— нем.), компенсирующим несвязность и неполноту опытного знания.
Поскольку всякое знание есть знание всеобщего в особенном и единичном, для знания всеобщего в бытии нужно знание всеобщего в мышлении, т.е. философия как наукоучение. Без нее человек, чем бы он специально не занимался, будет двигаться к истине в своей области лишь на ощупь, а не сознательно.
По Фихте, наукоучение — это не наука наук, обобщающая добытые ими знания о различных явлениях мира, и не методология, изучающая многообразные методы познания, применяемые в других науках. Предметом философии как науки выступает всеобщее, которое одно и едино во всем существующем.
Иными словами, с точки зрения философского метода речь может идти не о самостоятельных сферах бытия и мышления, а только об особенных формах всеобщего, поскольку именно оно служит основой системы, т.е. внутреннего единства всего человеческого знания.
Наукоучение исследует, как в этой системе действует и осуществляет себя разумное мышление, познающее бытие, исходя из себя самого. В отличие от эмпирических наук, эта наука имеет дело не с явлениями внешней действительности, а с ее сущностью, которая раскрывается разумным мышлением человека.
Рассматривая сущность мышления, наукоучение одновременно изучает сущность бытия. И наоборот, в сущности бытия оно ясно видит сущность мышления и знания.
Точка зрения философа сводится, таким образом, к убеждению в нераздельности знания и его предмета, мышления и бытия в их истине. Согласно Фихте, эта нераздельность есть Я – единая сущность мышления и бытия, взятая как сущность мышления, обладающего самосознанием.
Если истинный мир есть мир, постигнутый разумным мышлением, то Я как сущность мышления есть сущность мира. Мир, познанный разумом, поистине есть мышление, т.е. то, что существует лишь в Я и для Я.
Принцип наукоучения гласит: все существует только в Я и для Я; Я есть все и ничего кроме Я поистине не существует. “Вникни в самого себя, отврати свой взор от того, что тебя окружает, и направь его внутрь себя – таково первое требование, которое ставит философия своему ученику.
Речь идет не о чем-либо, что вне тебя, а только о тебе самом,” – пишет Фихте, вновь после Сократа и Декарта выдвигая точку зрения мышления как истины бытия.1
Задача наукоучения или трансцендентального идеализма состоит в том, чтобы, исходя из мышления как принципа, вывести все бытие, поскольку оно существует в Я и для Я.
Однако есть и противоположная точка зрения, сторонники которой пытаются вывести мышление из бытия как первоначала. Такова, согласно Фихте, задача догматизма или материализма.
Хотя следствие никогда не может стать чем-то по сути иным, чем причина, материализм пытается объяснить возникновение мышления механическим воздействием вещей внешнего мира на наши органы чувств.
Критикуя материализм, Фихте указывает, что в бытии существует только один ряд – бесконечный ряд воздействий тела на тело, одной вещи на другую вещь. Поэтому материалисты лишь догматически утверждают, что мышление происходит из бытия, а вывести дух из природы не в состоянии.
В мышлении же всегда имеется двойной ряд, ибо нет действительного мышления о чем-то без одновременного мышления о себе самом. Нет сознания без самосознания.
Вслед за Аристотелем, который первым определил разум как мышление мышления, Фихте характеризует природу разумного мышления как бытие для себя самого.
Поэтому из Я как первоначального непосредственного единства мышления и бытия Фихте надеется вывести все содержащееся в разумном мышлении знание бытия.
Согласно Фихте, Я как принцип наукоучения не есть ни бытие, ни мышление, ни их отношение друг к другу. Вначале в нем нет и не может быть ничего определенного, ограниченного и конечного. Природа Я состоит в “делодействии” (Thathandlung. – нем.).
Оно есть ничем не обусловленная бесконечная деятельность порождения себя самого, постигаемая философом в акте интеллектуального созерцания тождества объекта и субъекта этой деятельности.
В ходе развития принципа в систему Я как абсолютная деятельность должно само определить себя ко всему тому, что появляется из этого источника, первоначала.
Прежде всего должно появиться конечное мышление Я, затем – отличное от него бытие Я (не-Я) и, наконец, различные формы их отношения друг к другу, составляющие теоретический и практический опыт. По замыслу Фихте, в итоге развертывания всех форм взаимодействия Я и не-Я они должны вернуться в первоначальное тождество абсолютного Я. Только тогда будет завершена система человеческого знания и выполнена задача наукоучения.
Однако, несмотря на упорство философа в диалектическом исследовании отношения мышления и бытия, создать систему наукоучения ему не удается.
Ни не-Я в теоретическом опыте не может до конца определить конечное Я, ни это Я в практическом опыте не может вполне изменить противостоящее ему не-Я, слиться с ним.
Причиной этой неудачи выступает субъективность фихтевского принципа, полученного путем отвлечения от реального бытия, и связанная с нею субъективность метода движения мысли Фихте.
Источник: https://philosophiya.ru/Fichte
Фихте Иоганн Готлиб
Родился в семье ткача, но в детстве поразил своей памятью местного барона (ребёнок по памяти воспроизвёл часть проповеди, на которую барон опоздал) и последний позаботился о дальнейшем образовании мальчика…
Базовая идея философии Иоганна Фихте — индивидуум в своей деятельности формирует и себя и своё сознание… Позже эта идея под названием «деятельностный подход» развивались в рамках психологии С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и их последователями.
«Фихтевское мышление не есть мышление какого-то индивида, какого-то определённого человека, носящего имя Иоганн Готлиб Фихте; это, напротив, всеобщее мышление, проявляющееся в отдельной личности. Как говорят: «темнеет», «рассветает» и т. д., так и Фихте должен был говорить не «я мыслю», но «мыслится», и «всеобщее мировое мышление мыслит во мне».
Гулыга А.В., Гегель, М., «Молодая гвардия», 1970 г., с. 38.
«… Фихте мечтал о Международной академии, которая явилась бы своеобразной, «Федерацией человечества на пользу чистой науки и осуществила бы союз немецкого и французского духа».
Благодаря Фихте нам становятся более понятными помыслы тех немцев, которые поверили в страну Вольтера и Руссо, как распространяющую дух мира и любовь к разуму: скажем мимоходом, что подлинное европейское единство не может быть создано, если не прибегнуть к поучениям этого отважного провозвестника.
Сколько проблем, поставленных перед нами сегодня, уже обсуждено в его изданном в 1806 году диалоге «Патриотизм и его противоположность»? Безусловно, войны, приведшие к поражениям при Ауэрштедте и Йене, преобразили Фихте.
Для него, как и для Бетховена, Бонапарт становится «человеком без имени»; его доверчивый оптимизм уступает место пессимизму, вскормленному жизненным опытом, — ничем не прикрашенной догме блага страны: отныне иенский интернационализм замкнулся в германских границах и, забаррикадировавшись там, подготовил то credo германизма, которым будет вдохновляться весь последующий век: но не следует полагать, что Фихте отступился от своих убеждений; то, чего он желает для будущего, это мирная республиканская Германия, уважающая права других народов так же бережно, как и свои собственные».
Эдуард Эррио, Жизнь Бетховена, М., «Государственное музыкальное издательство», 1960 г., с. 190.
«… замечу, что эпистемологическое решение Канта: «Сознание систематизирует мир» и гегелевскую философию тождества: «Сознание есть мир» исторически соединил мост — именно Фихте, с его «сознание творит мир».
Карл Поппер, Что такое диалектика? / Предположения и опровержения: рост научного знания, М., «Аст», 2004 г., с. 536-537.
«Общее совершенствование, совершенствование самого себя посредством свободно использованного влияния на нас других и совершенствование других путём обратного воздействия на них как на свободных существ — вот наше назначение в обществе…».
Иоганн Готлиб Фихте, Несколько лекций о назначении учёного, Сочинения в 2-х томах, Том 2, СПб, «Мифрил», 1993 г., с. 29.
На учение И. Фихте повлияли идеи Спинозы и Иммануила Канта.
В свою очередь, Иоганн Фихте повлиял на творчество: Гёте, Вильгельма Гумбольдта, Фридриха Шеллинга (был последователем, но позже стал противником идей И. Фихте), Артура Шопенгауэра, Г.П. Щедровицкого и многих других.
Источник: https://vikent.ru/author/664/
Фихте — Johann Gottlieb Fichte
Фихте ( ; немецкий: [Johan ɡɔtliːp fɪçtə] ; 19 мая 1762 — 27 января 1814), был немецкий философ , который стал одним из основателей фигурой философского движения , известного как немецкого идеализма , который развился из теоретических и этических трудов И. Канта .
В последнее время , философы и ученые начали ценить Фихте в качестве важного философа в его собственном праве в связи с его первоначальным проникновением в природу самосознания или самоосознания . Фихте был также создателем тезис-антитезис-синтез , идея , которую часто ошибочно приписывают Гегеля . Как Декарт и Кант перед ним, Фихта была мотивирована проблемой субъективности и сознания
происхождения
Фихте родился в Рамменау , Верхней Лужицы . Сын ленты ткача, он пришел из крестьян , которые жили в этом регионе на протяжении многих поколений. Семья была отмечена в районе своей честностью и благочестием.
Кристиан Фихте, отец Иоганна Готлиба, женился несколько выше его станции.
Было высказано предположение о том , что определенное нетерпение , который сам Фихте отображаться на протяжении всей своей жизни был в наследство от своей матери.
Молодая Фихта получила зачатки своего образования от его отца. Он показал удивительную способность с раннего возраста, и именно благодаря его репутации среди сельских жителей, что он получил возможность для лучшего образования, чем он в противном случае получили бы.
История идет о том, что барон фон Militz, страна землевладелец, прибыл слишком поздно, чтобы услышать местный пастор проповедовал. Он, однако, сообщил, что парень в окрестностях могли бы повторить проповедь практически дословно.
В результате, барон взял юношу в свою защиту, что означало, что он заплатил за обучение.
Раннее обучение
Фихте был помещен в семье пастора Кребель на Niederau возле Майсене и там получил основательную в классических . С этого времени, Фихте видел мало его родителей. В октябре 1774 года он присутствовал знаменитую краеугольную школу в Земельной школе Пфорте около Наумбурга . Эта школа связана с именами Новалиса , Август Вильгельм Шлегель , Фридрих Шлегель и Ницше .
Дух института был пол-монашеским и, в то время как образование , даваемое было превосходно в своем роде, сомнительно , что было достаточно общественная жизни и контакт с миром для ученика темперамента и антецедентов Фихты. Возможно , его образование укрепило тенденцию к самоанализу и независимости, характеристики , которые сильно появляются в его учениях и писаниях.
Богословские исследования и репетиторство
В 1780 году он начал обучение в семинарии богословия Йенского университета . Он был переведен через год учиться в Лейпцигском университете . Фихте , кажется, поддерживает себя в этот период горького нищеты и напряженной борьбы. Фрайер фон Militz продолжал поддерживать его, но когда он умер в 1784 году, Фихте пришлось закончить свои исследования преждевременно, не закончив его степень.
За года 1784 до 1788, он поддерживал себя в сложном, как воспитатель в различных саксонских семьях. В начале 1788 года он вернулся в Лейпциг в надежде найти лучшую работу, но в конце концов ему пришлось довольствоваться гораздо менее перспективны положением с семьей трактирщика в Цюрихе .
Он жил в Цюрихе в течение следующих двух лет (1788-1790), который был временем большой довольствия для него. Там он познакомился со своей будущей женой, Джоанна Рана и Песталоцци . Там он стал в 1793 году членом масонства ложи «Modestia диплом Libertate» , с которой Иоганн Вольфганг Гете был также связан.
Весной 1790 года он обручился с Johanna. Летом 1790 г. Фихте начал изучать труды Канта, но это произошло потому , что первоначально один из его учеников хотели знать о них. Они оказали огромное влияние на траекторию его жизни и мысли.
В то время как он был ассимилировать кантовской философии и подготовки к разработке его судьба нанес ему удар: семья Рана пострадали финансовые неудачи, и его предстоящая брак пришлось отложить.
Кант
Из Цюриха, Фихте вернулся в Лейпциг в мае 1790. Весной 1791 года, он получил наставничества в Варшаве в доме польского дворянина. Ситуация, однако, быстро доказала неприятна , и он был освобожден. Затем он получил шанс увидеть Канта в Кёнигсберге .
После неутешительных интервью 4 июля того же года, он заперся в своей квартире и бросил все свои силы в состав эссе , который будет приковывать внимание и интерес Канта. Это эссе, завершено в течение пяти недель, было Versuch етек Critik Aller Offenbarung ( Покушение на критике все Откровения , 1792).
В этой книге, в соответствии с Henrich, Фихта исследовала связь между божественным откровением и Кантом критической философией . Первое издание книги было опубликовано без Канта или Фихте знаний, причем без имени Фихте или подписанного предисловия. Это было , таким образом , ошибочно полагают, новая работа самого Канта.
Отзывы принимают на себя Кант был автором , когда Кант очистил путаницы и открыто похвалил работу и автор. Репутация Фихте взлетела как многие интеллектуалы дня высказали мнение , что это был «самым шокирующие и удивительно новости … [поскольку] никто , но Кант мог бы написать эту книгу.
Это удивительные новости третьего солнца в философских небесах не имеет поставил меня в такое замешательство». Карл Поппер рассматривает книгу как по существу «обман» , который хоть и довольно скучные искусно имитировал стиль Канта и о том , что слухи , что сам Кант написал книгу для изловчился.
Кант ждал семь лет , чтобы сделать публичное заявление о происшествии; после значительного внешнего давления он отмежевался от Фихты. В своем заявлении он вписан, «Может защитить нас Бог от наших друзей. Из наших врагов, мы можем попытаться защитить себя.»
Jena
В октябре 1793 года он был женат в Цюрихе, где он оставался остаток года.
Взволнованный событиями и принципам Французской революции , он написал и анонимно опубликовал две брошюры , которые привели к нему рассматривается как преданный защитник свободы мысли и действия и сторонник политических изменений.
В декабре того же года он получил приглашение , чтобы заполнить должность экстраординарного профессора философии в университете Йены . Он принял и начал свои лекции в мае следующего года. С необыкновенным усердием, он изложил свою систему « трансцендентального идеализма ». Его успех был немедленным.
Он , кажется, преуспел в качестве лектора из-за серьезности и силы его личности. Эти лекции позже были опубликованы под названием Призвание ученой ( über Einige Лекций по теории умирает Bestimmung де Gelehrten ). Он отдался интенсивного производства и последовательность работ вскоре появились.
Атеизм споров
После того, как выветривание пары академических бурь, он был окончательно освобожден от Йены в 1799 году в результате заряда атеизма.
Он был обвинен в безбожии в 1798 году после публикации его эссе «Ueber ден Grund unsers Glaubens в Eine göttliche Weltregierung» ( «На основании нашей веры в Божественном Мире-управлении»), которую он написал в ответ на Фридрих Карл FORBERG » s эссе «Разработка концепции религии», в его философском журнале .
Для Фихте, Бог должен быть задуман , прежде всего , в моральном плане: «Живые и действенно действует нравственный порядок сам Бог нас не требуют никакого другого Бога, мы не можем понять любой другой.» ( «На земле нашей веры в Божественное мире- управление «).
Несдержанный «Обращение к общественности» Фихте ( «НАИМЕНОВАНИЕМ дас Publikum», 1799) вызвала FH Джекоби опубликовать открытое письмо к Фихте, в котором он приравнял философию в целом и Фихте трансцендентальной философии , в частности , с нигилизмом .
Берлин
Так как все немецкие государства , за исключением Пруссии присоединились крик против него, он вынужден был отправиться в Берлин. Там он связал себя с Шлегели, Шлейермахер , Шеллинг и Тика .
В апреле 1800 года за счет введения венгерского писателя Фесслер , он был посвящен в масонство в Lodge Пифагора пылающие звезды , где он был избран несовершеннолетний надзиратель.
На первой Фихте была теплым поклонником Fessler, и был склонен , чтобы помочь ему в предложенной масонской реформе. Но позже он стал непримиримым противником Fessler в. Их споры привлекли большое внимание среди масонов.
Фихте представлены две лекции по философии масонства в тот же период в рамках своей работы по развитию различных высших степеней для ложи в Берлине.
Некий Иоганн Карл Кристиан Фишер, высокопоставленный чиновник из Великого Востока , опубликовал эти лекции в 1802/03 в двух томах под названием философия масонства: Письма к Konstant ( Философии Maurerei Briefe Konstant. ), Где Konstant отнесенного к фиктивный без Мейсон.
Фихте опубликовал Закрытого Коммерческое государство: Философский эскиз в качестве приложения к доктрине права и пример будущего политики ( Der geschlossene Handelsstaat Ein philosophischer Entwurf ALS Anhang цур Rechtslehre унд Probe етег künftig цу liefernden Politik. ), философское изложение своей теории собственности, исторический анализ европейских экономических отношений, а также политическое предложение для их реформирования.
В 1805 году он был назначен на должность профессора в Эрлангене . Бедствие в Йене в 1806 году, в котором Наполеон полностью разгромил прусскую армию, выгнал его в Кенигсберг на некоторое время, но он вернулся в Берлин в 1807 году и продолжил свою литературную деятельность.
Плачевное положение Германии влекло к глубинам и привел его , чтобы доставить известные адреса для немецкой нации ( Reden немецкой нации умирает
Источник: https://ru.qwe.wiki/wiki/Johann_Gottlieb_Fichte