Иррационалистическое учение ф. ницше — студенческий портал

Определение 1

Ф. Ницше является немецким мыслителем, композитором, классическим филологом, поэтом. Он создал самобытное философское учение, носящее неакадемический характер, так как оно выходит за границы научно-философского общества.

Философская традиция Ницше включает в себя разные критерии оценки действительности, которые сомневаются в ключевых базисных основах существующих норм морали, культур, религий, общественно-политических отношений. Эта традиция нашла свое выражении в философии жизни.

Новаторство Ницше

Философия Ницше является новаторством в своем большинстве, а не продолжением существующих традиций. Он сделал совершенно иные выводы из теорий Шопенгауэра.

Так само, как Фейербах трансформировал философскую догматику Гегеля, Ницше радикально изменил и переосмыслил традицию Шопенгауэра о воле к жизни. Он отказался от сакральных аспектов данного учения и пришел к выводу, что подобной воли нет альтернативы, вследствие чего нужно возвысить ее, а не иллюзорно отрицать.

Замечание 1

Тем не менее, такое переосмысление было не с ранних пор. Философская традиция Ницше имела огромное количество разнообразных трансформаций. Например, на начальном этапе его личностного становления философии вообще не было в его планах.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Дионисийское и аполлоническое начала

Изначально философия мыслителя была пропитана гармоническим сосуществованием дионисийского и аполлонического начала. В пантеоне греков существовали боги Дионис и Аполлон, которые были полными противоположностями.

Определение 2

Дионис – это бог веселья, буйства, радости.

Он являет собою олицетворение земного, является покровителем плодородия и растительности, виноделия и виноградной лозы. Аполлон является небесным, солнечным существом, сыном Зевса.

Определение 3

Аполлон – бог всех сил, которые творят образами и вещают истину.

Замечание 2

Таким образом, Аполлон и Дионис являются символами небесного и земного начал.

Мир является волей к власти, что определяет любую сущность как стремящуюся к доминированию над всем остальным. У А. Шопенгауэра борьба за влияние и доминировании имела более высокую цель, нежели даже победа в данной борьбе.

Это связано с тем, что человек признает лишь уничтожение породившей его воли, что способствует трансформации данной воли в нечто высшее, трансцендентное состояние.

Ницше полагает, что размышления о подобном состоянии являются глупой иллюзией.

Сверхчеловек

Новые ценности, а точнее их иллюстрация – это понятие «сверхчеловек».

Определение 4

Сверхчеловек – это личность «великого здоровья», которая преодолела все иллюзии, отказалась от условностей, основной из которых является представление о сострадании как важнейшего аспекта моральных ценностей, и направившая всю свою жизнедеятельность на духовное и физическое преображение.

Тяжело спорить о абстрактности данных слов, под которые могут подводиться самые разнообразные моральные характеры. Даже если Ницше и не старался мгновенно персонифицировать сверхчеловека, он давал понять, что основа этого человека – противоположность «добрым людям», христианам, искоренение привычной морали.

Эти рассуждения являются пугливыми для всех добропорядочных читателей и людей. Тем не менее, вспомогательная цель Ницше – добиться этого испуга. Но не стоит бояться сверхчеловека, так как он не опасен для людей, которые не имеют искаженного и извращенного понимания жизни.

Замечание 3

Опасного в нем ровно столько, сколько в нашей реальности. Ведь он и есть квинтэссенция реальности, он носит в себе все, что есть в ней страшного и загадочного, и «постигает реальность, как она есть», а не в ее затуманенном ложными идеями облике

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/istoriya_zapadnoy_filosofii_19_i_nachala_20_veka/irracionalisticheskoe_uchenie_f_nicshe/

26 Иррационализм 19века. Философия Ницше

Иррационализм
— философское учение, настаивающее на
ограниченности познавательных
возможностей разума и мышления, признающее
основным родом познания чувство,
интуицию, инстинкт и т. д. Действительность
считается хаотичной, подверженной игре
случая. На рубеже 19-20вв.

это философия
жизни, пытавшаяся преодолеть ограниченность
механистического материализма с
идеалистических позиций. В центре лежало
понятие жизни как абсолютного,
универсального,бесконечно уникального
начала жизни, которое, в отличие от
материи и сознания, активно, многообразно,
вечно движется.

жизнь нельзя познать
чувством или разумом, постигается только
интуитивно, доступна лишь переживанию.

Ницше
Фридрих (1844-1900).Претерпел эволюцию
от
романтической эстетизации опыта
культуры через «переоценку всех
ценностей» и критику европейского
нигилизма к всеобъемлющей концепции
волюнтаризма.

Основные положения:
1)
все существующее есть воля к власти и
могуществу;
2) перспективизм — сам мир
есть множество борющихся друг с другом
картин мира (перспектив), исходящих из
центров власти(силы).
Противник
противопоставления истинному миру мира
эмпирического.

В основе морали он видит
желание (зачастую, бессознательное)
физиологически слабых индивидов
господствовать над сильными и здоровыми.
Апелляция к разуму и правде есть замена
физического насилия, способ одной воли
доминировать над другой. В том же смысле
значима и любая рациональная аргументация.

В любой фил полемике речь идет не о
поиске истины, а о жизнеутверждении
одной стороны за счет противоборствующей.
Аналогично наука, ценности. все это суть
субъективные интерпретации внешнего
мира, за которыми стоит цель сохранять
некие формы жизни..
Увязывает критику
метафизики с критикой ее языка.

Подчерк
несоизмеримость категориальной схемы
описания мира реальному положению дел,
отсюда неспособность языка, следовательно,
и мышления представить какие-либо знания
независимо от языка или мышления.
Убеждения в фальсифицирующей природе
языка и мышления приводит его к мысли
о доминирующей роли действия и воли.
Все всеобщие и необходимые истины и тд.

всего лишь удачные находки в борьбе за
жизнь и власть, в тоже время он не совсем
произвольны, так как определяются
органическими чертами человека как
вида и его ресурсами, причем они постоянны.
Всякие понятия определены полезностью
в рамках трансцендентального жизненного
процесса.

Вводится понятие «родового
субъекта», цели и интересы которого
скрыты от отдельного индивидуума. Для
него предрассудки разума и формы жизни
являются априорными и принудительными,
он не может не следовать им. Отсюда
фаталистическая идея о вечном возвращении
одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий,
Противостоит этому идея сверхчеловека,
необходимость( в тч и через воспитание,
и через селекцию) преодоления свойств
человеческой природы, например, структуры
чувствен

Философское
учение Ф.
Ницше (1844-1900)

непоследовательно и противоречиво, но
оно едино по духу, тенденции и цели. Оно
не исчерпывается рамками философии
жизни. Его основные работы: «Так говорил
Заратустра» (1885), «По ту сторону добра
и зла» (1886) и другие.

Ранний Ницше находился
под влиянием Шопенгауэра, но в отличие
от последнего вопросам бытия и познания
уделял гораздо меньшее внимание. Его
творчество в основном посвящено критике
европейской культуры и проблемам морали.
Нерациональная воля, «жизнь» в ее
противоположности научному разуму
образует исходную реальность. Мир есть
мир нашей жизни.

Независимый от нас мир
не существует. Мир рассматривается в
процессе непрерывного становления, это
мир постоянной борьбы за существование,
столкновения воль. Ницше, как и другие
философы-современники, биологизирует
мир, который для него в основе –
«органический мир».

Становление его —
проявление воли к власти, которая и
порождает относительно устойчивый
порядок действительности, так как 
большая воля побеждает меньшую. В отличие
от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма
воль, их борьба формирует действительность.
«Воля» понимается конкретнее – как
воля к власти.

Наконец, он отстаивает
необходимость укрепления воли, критикуя
Шопенгауэра за его стремление 
успокоить последнюю. Необходимо
стремиться не к небытию, а к полноте
жизни – таков принцип философии Ф.
Ницше. Он критически относится к идее
развития: есть лишь становление и «вечное
возвращение».


Периодически наступает эпоха нигилизма,
воцаряется хаос, отсутствует смысл.
Возникает необходимость воли, появляется
примирение с самим собой и мир снова
повторяет сам себя. Вечное возвращение
– судьба мира, на ее основе складывается
«любовь к року».

Познание мира недоступно
логике, обобщающей науке, познание —
средство овладения миром, а не получения
знания о мире. Истина – лишь «полезное
заблуждение». В процессе познания мы
не проникаем в сущность мира, а лишь
даем интерпретацию мира, воля к власти
проявляется в создании своего «мира»
человеческим субъектом.

Критикуя
современную ему культуру, Ницше отмечает
особое историческое место своей эпохи.
Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше
провозглашает новую эру прихода
сверхчеловека.
Его Заратустра – пророк этой идеи.
Современный человек слаб, он есть «нечто,
что нужно преодолеть». Христианская
религия как религия сострадания –
религия слабых, она ослабляет волю к
власти.

Отсюда антихристианство Ницше
(при высокой оценке личности Иисуса).
Христианская церковь, считает он, все
перевернула («любую истину превратила
в ложь»). Необходима «переоценка
ценностей».

Переоценке подлежит и традиционная
мораль. Современная мораль – эта мораль
слабых, «рабов», это орудие их господства
над сильными.

Один из виновников
морального переворота — Сократ, и 
поэтому Ницше идеализирует досократиков,
у которых мораль не была еще извращена.
Ницше превозносит аристократическую
мораль, которой присущи отвага, щедрость,
индивидуализм. В ее основе — связь
человека с землей, радость любви, здравый
рассудок.

Это и есть мораль сверхчеловека,
сильного, свободного человека, который
освобождается от иллюзий  и реализует
высокий уровень «воли к власти»,
возвращаясь «к невинной совести хищного
зверя». Декларируемый Ницше «аморализм»
и связан с заменой «морали рабов» на
«мораль господ». Новая мораль, по сути,
— новая интерпретация мира.

Философия
Ницше нередко получала неоднозначные
оценки: ее пытались использовать идеологи
фашизма, в ней видели идеологию
империалистической буржуазии. В то же
время она оказала влияние на ряд течений
в современной философии и культуре

Источник: https://studfile.net/preview/1861805/page:20/

Шпаргалка иррационализм и философия жизни

  • Немецкая классическая философия (олицетворением кото­рой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Геге­ля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и мак­симально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.
  • Однако с идеалистическим объяснением картины окружающе­го мира классиками немецкой философии согласились не все.
  • Во второй половине XIX в. выделились два главных направ­ления, по которым шла критика немецкой классической филосо­фии, особенно гегельянства:

• «критика слева», представленная материалистической фило­софией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;

• «критика справа», представленная так называемой некласси­ческой идеалистической философией.

2. Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, осо­бенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали мате­риалисты и позитивисты), а старые.

Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и «классики», с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.

) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Двумя основными направлениями неклассической идеали­стической философии XIX в. являлись иррационализм и «фило­софия жизни» и были, главным образом, представлены творчест­вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

132

3. Иррационализм отвергал логические связи в природе, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо­пенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге «Мир как воля и представление» философ вы­водит логический закон достаточного основания. Согласно дан­ному закону истинная философия должна исходить не из объек­та (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

  1. В свою очередь, представления (а не объективная действи­тельность и не познающий субъект) делятся на объект и субъ­ект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре само­стоятельных закона:
  2. • закон бытия — для пространства и времени;
  3. • закон причинности — для материального мира;
  4. закон логического основания — для познания;
  5. • закон мотивации для действий человека.
  6. Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво­дится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.
  7. Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:
  8. • непосредственного познания;
  9. • отвлеченного (рефлективного) познания;
  10. • интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, — абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

  • 133
  • Воля:
  • • лежит в основе сознания;
  • • является всеобщей сущностью вещей.
  • При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо­пенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой («вещью в себе»).
  • Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:
  • • окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;
  • • сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля;
  • • мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;
  • • точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля пред­метов и явлений вызывает внешние события в мире, движе­ние предметов, возникновение явлений;
  • • воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли;
Читайте также:  Потребитель в маркетинге - студенческий портал

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные

«насущные» философские проблемы — человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.

) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в разви­тии неклассической идеалистической философии (иррациона­лизма, символизма, «философии жизни») и позитивизма. 4.

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 — 1900). Ницше считается основополож­ником родственной иррационализму «философии жизни».

  1. 134
  2. Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.
  3. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.
  4. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:
  5. • «воля к жизни»;
  6. • воля внутри самого человека («внутренний стержень»);
  7. • неуправляемая, бессознательная воля — страсти, влечения, аффекты;
  8. • «воля к власти».

Последней разновидности воли — «воле к власти» — философ уделяет особое внимание. По Ницше, «воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку.

По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступ­ков человека.

Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я».

Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, «воля к жизни», «воля к власти») была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. Вильгельм Дильтей (1833 — 1911) также принадлежал к числу представителей направления «философии жизни».

Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все мно­гообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие «жизнь».

  • Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает та­кими признаками, как:
  • • целостность;
  • • наличие многообразного духовного начала;
  • • неразрывное единство с высшим миром.

Согласно Дильтею философия должна прекратить «схоласти­ческие» дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и со­средоточить все внимание на изучении жизни как особого фе­номена во всех ее проявлениях.

Также Дильтей уделял большое внимание социально-полити­ческим проблемам и вопросу истории. Философ отвергал кон­цепции, согласно которым история — предопределенный и за­кономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.

«Философия жизни» и экзистенциализм – иррационалистические направления в философии конца ХIХ – нач. ХХ вв., противопоставляющее науке и разуму и интуицию и инстинкт.

основоположник «философии жизни» – немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Основное понятие его философии – «воля к жизни» – первичная, не имеющая ни причины, ни цели, недоступная познанию сущность мира. Единая мировая воля проявляется в живой и неживой природе. Проявляясь в человеке, она подчиняет его себе, от нее зависят все его поступки.

Разум человека ограничен целями самосохранения, борьбы за существование. Мир недоступен разумному познанию, он может быть постигнут только интуицией. Философия Шопенгауэра пессимистична, выражает негативное отношение к жизни, в которой нет смысла и целесообразности.

Человек не может ничего в мире изменить, но он может «убежать» от страданий в область эстетического созерцания и аскетизма.

Фридрих Ницше (1844 – 1900). Его основные работы: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла». Произведения Ницше написаны в форме мифических иносказаний и афоризмов, что послужило причиной их неоднозначного понимания.

Центральные понятия его философии – «воля к власти» и «сверхчеловек». Мир в учении Ницше – это вечное становление, в основе которого борьба множества воль, стремящихся к превосходству.

Человек может утвердить свою свободу только в одиноком противостоянии миру, преодолевая в себе мораль как коллективный способ выживания не способных самостоятельно бороться людей. Повышению воли к власти способствует не интеллект, а сила («право сильного»).

Идеал личности для Ницше – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти – сверхчеловек.

Источник: http://shpora.me/112233/irracionalizm

Иррационализм философии Фридриха Ницше (стр. 1 из 4)

Я спрашивал людей, читают ли они философскую литературу и знают ли представителей этой науки. Многие сейчас же называли имя Фридриха Ницше. Мне стало очень интересно, почему так происходит.

Кто же такой этот Ницше, и, по какой причине люди знают его имя? Кто-то назовет его аморальным, не совсем нормальным прародителем фашизма (даже не читая его произведения), другие же напротив — моралистом, только исповедующий мораль без «моралины» (слово Ницше). Поэтому, когда мне представилась возможность написать о нем, я недолго раздумывал.

Основная задача моего реферата в том, чтобы в первую очередь для себя «открыть» этого человека, познакомиться с его творчеством и по возможности составить о нем свое собственное впечатление.

«Иррационализм философии Фридриха Ницше».

Эта тема привлекла меня тем, что она состоит из слов-загадок: об иррационализме я имею смутное представление, о философии тем более, и, наконец, Фридрих Ницше во многом является загадочной фигурой не только для меня, но и для исследователей его творчества. Да и вообще «Иррационализм философии» предполагает то, что она не такая как у всех, необычная, а это, безусловно, захватывает, так как мне всегда были интересны люди «не такие как все».

По моему мнению, Фридрих Ницше является сейчас одним из самых читаемых философов. Его книги переиздаются большими тиражами и, на удивление, покупаются читателями.

По поводу них до сих пор ведутся споры, а некоторые его идеи (такие как «Сверхчеловек» и др.

), на мой взгляд, к сожалению, в какой-то извращенной форме стали негласным «девизом» для многих людей современности, поэтому о неактуальности этого философа и, следовательно, выбранной мной темы речи быть не может.

Ницше не дает готовых ответов.

Я думаю, что основная цель его философии – не донести до человека Мудрость (свою или своих предшественников), а помочь найти Ее в себе самом, научить думать, ведь именно человек, его чувства и желания, по мнению философа, являются самыми великими «изобретениями» Мира и из этого и нужно исходить. Интересен тот факт, что как бы не обсуждали его философию, называя ее иррациональной, всеотрицающей, любой нормальный читатель, я уверен, увидит в ней рациональные мысли и конкретный авторский взгляд на Мир.

Попытаюсь и я разобраться в мировоззрении великого философа, себе и выбранной мной теме.

1. Краткая биография Фридриха Ницше. Безумие

Фридрих Ницше родился в 1844 г. («достоверно установлено, что его предки уже с 1570 г. жили в Верхней Лаузице, затем в Бабре; небольшом городке близ старинного Наумбурга. Отец философа Карл Людвиг Ницше родился 10 октября 1813 г. в семье ойленбургского суперинтенданта Ф.А.Л. Ницше (1756-1826).

15 октября у Людвига и Франциски родился первенец, здоровый и крепкий малый. Отец нарек мальчика – Фридрих Вильгельм (в честь короля). В июле 1846 г. появилась дочь Элизабет, а еще через 2 года – второй сын Йозеф (впоследствии умерший»)*, учился в Бонне и Лейпциге, в 1868-1869 гг.

получил профессуру в Базельском университете, которую вскоре вынужден был оставить из-за болезни. С 1876 г. и всю свою жизнь страдал тяжелейшими головными болями. Бывало, писал он, что 200 дней в году проходили в жутких мучениях.

Но это не было невропатологией, как принято считать («обстоятельства и причины душевного Фридриха Ницше досконально не выяснены. Сестра Элизабет упорно писала, что апоплексический удар явился следствием нервного истощения из-за чересчур напряженной работы и вредного воздействия успокаивающих лекарств.

Известно, что Ницше оставался в полном сознании, признаков чисто физических расстройств у него не было зафиксировано. Не было в то время и слишком напряженной умственной деятельности.

Что касается медицинского диагноза, то он гласил: прогрессирующий паралич, под которым, впрочем, в к. ХIХ в. понимали более широкий и довольно неопределенный круг заболеваний, нежели теперь.

К тому же прогрессирующий паралич не является душевной болезнью в собственном смысле. Обычно он представляет нарушение функции головного мозга, вызванное внешней инфекцией.

Вообщем сведения о болезни Ницше скудны и противоречивы.

Трагический надлом в психике Ницше произошел между 3 и 6 января 1889 г. Быстрое помрачение рассудка привело к смешению всех понятий»).

2. Мораль «По ту сторону добра и зла»

А. Аполлоновское и Дионисийское в культуре и жизни

Ницше часто называют нигилистом, да, в этом есть разумное зерно, так как философ пытался объяснить нигилизм как явление культуры, морали. По его мысли, нигилизм порожден отсутствием достойной замены традиционной морали, когда она уже не смогла решать жизненные проблемы. Но нигилизм – не выход, его нужно преодолеть. Нигилизму он противопоставил философию жизни.

В основе философии жизни Ницше была мысль о двух инстинктах, двух природных началах культуры, апполоновском и дионисийском. Дионисийское начало – источник непокоя, мук, несчастий, стихийного порыва. Аполлоновское – обеспечивает гармонию, тишину и покой.

« Итак, два греческих бога, Аполлон и Дионис, стали для Ницше символом разных мироощущений и инстинктов. Аполлон предостерегал от диких порывов, передавал мудрый покой бога. Эта красота и гармония аполлоновского мироощущения отразилась в гомеровском искусстве.

Но при этом Аполлон оставался богом иллюзий и заслонял человека от смерти иллюзией вечности. Дионис же порождал противоположные инстинкты: тревоги, сомнения, смятения. Под влиянием такого мироощущения человек сбрасывал с себя «покрывало Майи», т.е.

как бы пробуждался от сна иллюзий и праздновал праздник единения с природой. Ибо только природа способна научить человека жизни, она лучше (чем христианство и традиционная мораль) знает добро и зло.

Потому и искусство благотворно только такое, в котором «все наличное обожествляется, безотносительно к тому – добро или зло». Божественна сама жизнь, деление же ее на добро и зло – искусственно». *

Искусство и нетрадиционная мораль, по мнению Ницше, помогут преодолеть кризис культуры. К жизни, писал он, следует относиться как к «эстетическому феномену», потому что бог вообще – это бог-художник, а человек и жизнь – его произведение. Свое представление о жизни называл артистической метафизикой. Он противопоставлял его религии.

Начало развития собственно человеческой Ницше связывал с появлением у людей «метафизических» задатков склонности к разумным наблюдениям и обобщением. «Возникновение такой способности породило разные типы культуры. Ницше выделил 3 таких типа: сократовскую, художественную и трагическую.

В истории народов она проявилась как культура александрийская, эллинская и индийская.

Три культуры порождены тремя типами человеческих потребностей: одного пленяет сократовская радость познания и мечта исцелить с его помощью человечество; другого обольщает пленительный покров красоты; третьего – метафизическое утешение, что под вихрем явлений нерушимо продолжает течь вечная жизнь и смерти нет».

Читайте также:  Арифметические операции над действительными числами - студенческий портал

Итак, не «грубый дионисизм», а обращение к разуму и размышлению порождало, по Ницше, начало культуры и собственно человека.

Б. Ницше и Сократ

Бедой культуры современного общества Ницше считал тот факт, что ее прародительницей была не греческая, александрийская культура, типичным представителем которой был Сократ, определенный тип ученого и философа. Поэтому культуру ХIХ в. Ницше называл сократовской.

Культура Сократа – плод победы аполлоновского начала. Ее идолами стали образование, просвещение, наука, которые заменили собой саму жизнь. Они вытеснили подлинно жизненные ценности, сама жизнь; перестал цениться человек с его природой и жизненными инстинктами.

В чем спор между Ницше и Сократом?

Известно, что Сократ придавал практически-этический смысл. Ницше усмотрел в этом опасность утилитаризма философского знания.

В явлении сократовской культуры виделась ему угроза для неординарного человека, для одиночки, выделяющегося своими нравственными и иными суждениями.

Ницше считал вообще небезопасным для культуры, когда «вся масса философствует», потому что при этом чаще всего происходит подмена высоты суждений науки рационализмом.

Сократ символизировал для Ницше начало новой эры в культуре. «Новорожденный демон» не был уже ни Дионисом, ни Аполлоном. Сократовская тенденция в культуре погубила, прежде всего, искусство, основанное на принципах философии жизни.

Сократ противопоставил инстинкту жизни сознание и разум, тогда как у всех талантливых (по Ницше) именно инстинкт и представлял собой творчески утвердительную силу (с этим я совершенно согласен, так как живое творчество появляется не по воле (только) разума, а, грубо говоря, стихийно, инстинктивно. Кроме того, многие талантливые люди по-хорошему неразумны. Разумный подход к творчеству слабо толкает его вперед, хотя какая-то база разума-знаний должна присутствовать).

«Сократ, по Ницше, является тем типом «теоретического человека», который изгнал из нравственного мироощущения мечту и иллюзию. На их место он поставил « несокрушимую веру в то, что мышление может проникнуть в глубочайшие бездны бытия и что это мышление не только может познать бытие, но даже и исправить его.

Различие позиций Ницше и Сократа по отношению к жизни состояло в том, что для Сократа жизнь была скорее, прежде всего – объектом познания. А для Ницше жизнь таинственна и непознаваема, она дает о себе знать лишь через жизненные инстинкты.

И, следуя инстинктам, человек следует жизни, поэтому и мораль, и искусство, и познание – лишь виды иллюзий, которые, подобно «покрывалу Майи», уберегают человека от страха смерти, ощущения бездны, открывающейся перед ним при попытке познания.»*( по Немировской)

В. Человек и тотальность. Ницше и социализм.

Притягательность имени Ницше связана с тем, что он остро поставил вопрос об автономности, оригинальности человека и о необходимости преодоления обычной морали (концепция радикальной критики ценностей общества стала основой для «критической теории» — известного философского направления (Франкфуртской школы, представителями которой были Адорно, Маркузе, Хоркхаймер, Шмидт). «Автономная мораль обусловлена, писал Ницше, свободой человека от рождения. Человек не может быть зависим от социальных связей, у него одна зависимость: он часть целого, природы, космоса. Никто и ничто не может вырвать его из этой зависимости и навязать свою оценку.

Источник: https://mirznanii.com/a/232269/irratsionalizm-filosofii-fridrikha-nitsshe

Иррационализм А. Шопенгауэра.и Ф. Ницше

Уже в первой половине XIX века возникает иррационалистическая метафизика А. Шопенгауэра, затем экзистенциальная философия С. Кьеркегора, «философия жизни» Ф. Ницше. В центре внимания этих философов оказываются вопросы, находящиеся вне компетенции науки – жизненно-повседневный опыт человека, вопросы нравственного выбора личности.

Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр. Его основная работа «Мир как воля и представление». Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения.

Он испытывает также влияние индийской философии. Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весь «существующий для познания» мир – объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее.

Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир феноменов, мир науки. Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта. Мир феноменов – иллюзия, покрывало Майи.

Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле. Воля как воля к жизни – основа страданий, это непрерывное напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой.

Мир – обитель страдания. Этика Шопенгауэра – этика пессимизма.Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю.

Философское учение Ф. Ницше непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и др.

Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни.

Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир». В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность.

«Воля» понимается конкретнее – как воля к власти. Он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и «вечное возвращение».

Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека. Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными.

Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре.

  • Марксизм, его возникновение и характерные черты.
  • Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине 19 века и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
  • Предпосылки возникновения марксизма:

— предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

— бурный рост открытий в науке и технике;

— крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

— нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

  1. — кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
  2. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма.
  3. Суть исторического материализма в следующем:
  4. — производственные отношения;
  5. — производственные отношения образуют экономическую систему;
  6. — государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
  7. — общественно-экономические формации: первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, земледельцы в долинах крупных рек, феодализм, капитализм, социалистическое (коммунистическое) общество;
  8. — смена общественно-экономических формаций и общественно-политического строя.
  9. Основные положения диалектического материализма:
  10. 1) бытие определяет сознание;
  11. 2) сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
  12. 3) материя находится в постоянном движении и развитии;
  13. 4) Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству;
  14. 5)материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
  15. 6)важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;
  16. 7)развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
  17. Основные черты марксизма:
  18. — единство партийности и научности;
  19. — революционность;
  20. — гуманистичность.

11. Философская мысль Беларуси Ⅻ – ⅩⅩ вв. (общая характеристика).

X—XI вв.Создание государственности и развитие феодальных отношений. Первые элементы философской культуры находят свое отражение в притчах и обрядовых гимнах, сказках и былинах. Распространяется письменность на территории Беларуси, что связано с принятием христианства.

Появляются «фларигелии» – сборники фрагментов, которые включали мысли античных философов, идеи античного гуманизма, вопросы этики, эстетики, общей психологии.

На территории Беларуси распространились произведения, общие для русской, белорусской и украинской культур («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и др.).

XI—ХIII вв.Распространение просветительских идей. Возникло движение «нехтивцев», представители которого посвящали всю свою деятельность и жизнь просветительству общества (К. Смолятич, К.

Туровский, Е. Полоцкая). Памятники XII в.: «Полоцкое Евангелие», «Послание Климента Смолятича», «Сочинения» К. Туровского и др.

Распространение христианства на славянских территориях происходило в борьбе с еретиками.

ХIV—ХV вв.Особенное развитие получили ереси. Движение еретиков связано с критикой идеологии церкви.

XVI в.Развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. Видный представитель эпохи вольнодумства – Франциск Скорина. Получив блестящее образование, Ф. Скорина основал типографию, переводил, издавал и распространял литературу.

Его заслугой является первое светское издание Библии. Он печатал книги и излагал свои взгляды на белорусском языке, тем самым, содействуя развитию национальной культуры.

Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностью Симона Будного и Казимира Лыщинского.

ХVI—ХVIII вв. В Беларуси усилилась свободолюбивая тенденция в развитии общественно-политической мысли, получили распространение идеи, которые развивали С. Щадурский, К. Нарбут, Б. Добшевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и действий.

Постепенно расширялось движение против церковного засилья и власти помещиков. Оно характеризовалось рядом крестьянских бунтов, среди которых особо выделяется крестьянское восстание во главе с Кастусем Калиновским (1838—1864 гг.). Идеи революционных демократов нашли свое отражение и в литературе того времени (Ф. Богушевич, Я. Лучина, М.

Богданович).

В 80-е гг. XIX в. на территории Беларуси начинают распространяться идеи марксизма, главный принцип которых – обоснование революционного преобразования общества.

Советское время.Основная задача философской науки постепенно сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма. В развитии общественно-политической мысли сталинского периода выявилась чрезмерная идеологизация философской науки, что привело к снижению ее познавательных функций, в значительной степени ослабило эвристические возможности философского мышления.

В 50—80-х гг. белорусской философской мыслью разрабатывались проблемы диалектики и ее законов, вопросы логики и методологии научного познания и др.

В последние десятилетия значительный вклад в развитие философской мысли внесли белорусские философы К. П. Буслов, В. И. Степанов, И. Н. Лущицкий, и др. В истории развития философской мысли Беларуси отражались этапы ее общественного развития, а сама философия выступала активным фактором социального и духовного развития белорусского народа, его культуры.

Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 1409;

Источник: https://studopedia.net/6_45141_irratsionalizm-a-shopengauerai-f-nitsshe.html

Философский иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

Подробности Категория: Учебные материалы по философии

Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860).

Его основная работа « Мир как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание лишь в конце его жизни.

Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.

Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весь «существующий для познания» мир – объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее («Нет объекта без субъекта»).

Рассматривая представление как единство субъекта и объекта,  Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир феноменов, мир науки.

Читайте также:  Индексирование - студенческий портал

Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта.  Мир феноменов – иллюзия, покрывало Майи. Уже тело человека показывает недостаточность понимания человека только в аспекте мира как представления.  Тело – не просто тело среди других предметов, но и проявление воли.

(«Волевой акт и телесные движения есть одно и то же»). Тело – это видимая воля, сущность практических поступков – в воле. Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Воля – свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности – вещь-в-себе.

Воля едина, но можно выделить «ступени объективации» воли – идеи Платона. Воля проявляется по-разному – от бессознательных ступеней объективации до формирования представления о мире. Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле.

Воля как воля к жизни — основа страданий, это непрерывное напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой. Мир – обитель страдания, оптимизм бессовестен. Этика Шопенгауэра – этика пессимизма.

  Это новое явление в западноевропейской философии. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю.

Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа.

Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы: «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886) и другие.

Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни.

Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы-современники, биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир».

Становление его — проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как  большая воля побеждает меньшую. В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти.

Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление  успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и «вечное возвращение».


Периодически наступает эпоха нигилизма, воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается «любовь к року».

Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание — средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего «мира» человеческим субъектом.

Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека. Его Заратустра – пророк этой идеи. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти.

Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей».
Переоценке подлежит и традиционная мораль. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными.

Один из виновников морального переворота — Сократ, и  поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В ее основе — связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок.

Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий  и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый Ницше «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль, по сути, — новая интерпретация мира.

Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре

Источник: https://studfilosed.ru/uchebnye-materialy-po-filosofii/314-filosofskij-irracionalizm-a-shopengauera-i-f.html

Философия иррационализма: как Ницше, Шопенгауэр и Кьеркегор создали современную психотерапию

Узнав, что я пишу книгу о Шопенгауре, Кьеркегоре и Ницше, один мой знакомый спросил: «Максим, зачем тебе эти мрачные иррационалисты? Ты же психотерапевт».

На такие вопросы я обычно отвечаю, что психотерапия как наука и искусство, особенно гуманистическая психотерапия, появилась благодаря тому, что в XIX веке случился кризис рационализма, который развернулся не на просторах политики и экономики, там ещё пока не очень многое предвещало грядущую бурю.

Этот кризис случился в душе человека, пытающегося быть индивидуальностью, что заставило, наконец, посмотреть во внутренний мир вместо внешнего.

Итак, Европа вошла в XIX век под знамёнами диалектики Гегеля. Она несла в себе вожделенное желание прогресса, убеждённость, что завтра будет счастливее, чем вчера, что человек силой разума может добиться успеха.

Однако гегелевская Абсолютная Идея, если вдуматься – бездушна, а его философия – это попытка сделать христианство, в центре которого находятся личные отношения с Богом, учением светским и рациональным.

Получается, что сложившаяся философия модерна оказалась способна примерно ответить на вопрос «Зачем мы?», но потерялась в ответе на вопрос «Зачем я?». Она оказалась слишком объективной, чтобы быть внимательной к субъективному.

Есть легенда о том, что Сёрен Кьеркегор сидел в кофейне и курил сигарету, размышляя о собственном призвании. Он думал, что любой человек, обладающий значительным умом, стремится сделать жизнь людей проще.

Не чувствуя в себе таланта, Кьеркегор решил, что пойдёт иным путём – усложнит жизнь, причём самую большую сложность он видел в личном бытии каждого из нас.

В России примерно в это же время схожую мысль высказал митрополит Филарет (Дроздов), ответив на средневековый вопрос — «Может ли всемогущий Бог создать камень, который сам не сможет поднять?» — очень коротко: «Он уже создал такой камень. Это человек».

Что есть я? Как я переживаю сам факт своего существования? Как мир складывается в моё представление? Эти вопросы выходят за рамки рационального, они требуют прочувствовать их. Собственно, это вопросы, которые становятся предметом любой психологической теории.

Впрочем, иррационалисты XIX века идут дальше. Они пытаются честно посмотреть на процесс жизни.

Артур Шопенгауэр говорит об индивидуальном бытии как о страдании. Человека влечёт мировая воля, она разжигает алчность жизни и вбрасывает его в клубок противоречий с людьми и миром. Он перестаёт чувствовать свою связь с глубинным течением бытия, теряет покой и стремится заткнуть дыру в душе всем, чем придётся.

Сёрен Кьеркегор предостерегает нас о том, что рост человека происходит через отчаяние. Любой стиль жизни сталкивается с пониманием невозможности удовлетворить свои потребности, действуя во внешнем мире. Если же вы отказываетесь от роста, консервируя себя в сознании обывателя, то вы будто и не жили. Нет полноты, нет счастья.

Фридрих Ницше в «Рождении трагедии из духа музыки» вспоминает греческий миф. Царь и его спутники долгое время преследуют Силена – спутника Диониса, чтобы задать ему главный вопрос в своей жизни. Наконец, они настигают его и спрашивают: «Что достойнее всего делать смертному?». Силен с тоской отвечает: «Лучше ему вовсе не рождаться».

Каждый из них созвучен первой благородной истине Будды: «Страдание существует». Но точно так же, как Будда, они не останавливаются на констатации страдания, но предлагают путь. Каждый из философов говорит о собственном видении пути спасения, который обращён именно к единичному человеку.

Это новаторская для истории философии идея, которая до этого была проявлена только в религиозной мысли, да и то на первых этапах становления религиозного сознания, потом же она терялась в институционализированной религии с её коллективизмом.

В сущности, традиция исповеди и практики созерцания, хранящиеся в религиозном опыте Запада и Востока, а также иррационалистическая философия – это тот фундамент, на котором выросло здание практической психологии.

Теперь же вернёмся к идеям спасения. Они оказываются очень непохожими, однако, дополняющими друг друга.

Шопенгауэр, следуя за философией Востока и западной аскетикой, говорит, что причиной страдания, с одной стороны, является постоянная алчба, подпитываемая волей, разлитой в действительной Вселенной, а с другой стороны – замкнутость человека на самом себе.

Познавая себя, наблюдая за движениями воли, человек способен силой разума угасить её и распутать клубок противоречий. После этого он теряет границы «я» и переходит в состояние бесстрастности, отсутствия привязанности, когда снимается противоречие между субъектом и объектом.

Первая часть метода Шопенгауэра заставила психотерапевта Ирвина Ялома воскликнуть, что, в сущности, мы имеем сложившуюся методологию психоаналитического метода. Фрейд отрицал заимствования у Шопенгауэра, чему сложно поверить.

Ницше идёт другим путём. Он так же, как и Шопенгауэр обращает внимание на волю, но не считает её противником, по крайней мере, когда она обуздана. Знаменитое «Бог умер» — это не постулирование радикального атеизма, тот же безумец из «Весёлой науки» предлагает самим людям обожиться.

Он обвиняет окружающих, что они, убив Бога, трусливо удалились, вместо того, чтобы занять его место.

Ранний и поздний Ницше – это философ с разной ценностной базой, но в оба периода своего творчества он утверждает, что, несмотря на наполненность жизни страданиями, каждый имеет возможность превратить свою жизнь в художественное произведение, стать равным героям древнегреческих трагедий.

Он говорит о единстве аполлонического и дионисийского, языком психологии левополушарного и правополушарного, о способности погрузиться в чувства и использовать их энергию в настоящем моменте. Равный по темпераменту Ницше создатель гештальт-терапии Фриц Перлз будет говорить примерно о том же, обращаясь к восточной категории просветления.

Кьеркегор указывает на стадийность духовного роста, который неизбежно проходит через кризисы.

На пути от обывателя к эстетическому типу, замкнутому на себе, этическому типу, замкнутому на социуме, религиозному типу, открывающему Бога в глубинах собственного сердца, нас ждут периоды отчаяния, когда старые ценности рушатся, и мы понимаем, что нет никакого смысла, который был бы дан нам извне.

Как писал Франкл, смысл нельзя найти, но его можно создать. Кьеркегор предлагает услышать смысл в глубине души в момент радикального отчаяния, когда каждый из нас может стать рыцарем веры, подобно Аврааму, доверившись Богу.

Боль – это то, чего невозможно избежать, так как каждый из нас поражён первородным грехом незнания собственной природы. Учение Кьеркегора в какой-то степени интегрирует идеи Шопенгауэра и Ницше.

Вначале мы обретаем границы, проходим социализацию, обретаем индивидуальность, осознаём волю в себе, действуем экспансивно, а потом понимаем, что всё, к чему мы стремились – это иллюзия, ловушка ума, представление и угашаем волю. Капитуляция перед бытием открывает нам Бога, который одновременно и имманентен, и трансцендентен. Возникает внутреннее единство, раскрывается способность к принятию, человек становится тем, кого бы Маслоу назвал самоактуализирующейся личностью.

В зените эпохи модерна, когда физики думали, что вот-вот откроют все тайны природы, когда Киплинг писал о чести нести «бремя белых», когда Маркс и Энгельс, трансформировав диалектику Гегеля, предрекли наступление коммунистического «Царства Божьего» на земле руками самих людей, на идеи иррационалистов никто не обратил серьёзного внимания. Они казались чудаками, лжепророками, пытавшимися дискредитировать прогресс. Но катастрофы XX века заставили признать их правоту, реставрировать, как писал Хайдеггер, вопрос о бытии, особенно о личном бытии. Нам всем понадобилось понять, зачем стоит жить. Вот здесь и появляется психотерапия, в которой специалист предлагает стать клиенту спутником, тем, кто поможет без страха и честно смотреть в глубины собственной души. Возникает особое таинство помощи, правила которого иррациональны потому, что они человечны.

Источник: Monocler.

Источник: https://cameralabs.org/11720-filosofiya-irratsionalizma-kak-nitsshe-shopengauer-i-kerkegor-sozdali-sovremennuyu-psikhoterapiyu

Ссылка на основную публикацию