1. Характеристика классического рабства
Для торгово-ремесленных полисов V–IV вв. до н. э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов.
По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны), в Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения.
Преобладали рабы — мужчины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность.
Широкое применение труд рабов находит в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских.
В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, например на Хиосе, но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы применялись главным образом в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве.
Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в городе.
Основной контингент греческих рабов V–IV вв. до н. э. состоял из людей негреческого происхождения, которых греки стали называть варварами, — фракийцев и скифов, карийцев и пафлагонцев, лидийцев и сицилийцев. Можно выделить три основных региона, ставших поставщиками рабов на рынки Эллады, — Северное Причерноморье, Фракия с соседними областями и Малая Азия.
В конце V–IV в. до н. э. среди рабов оказываются греки, проданные в рабство во время частых междоусобиц. Например, в рабство были проданы афиняне, потерпевшие поражение в Сиракузах в 413 г. до н. э.; при разгроме Фив в 335 г. до н. э. Александр Македонский приказал продать в рабство 30 тыс. фиванцев, включая женщин и детей, выручив за эту продажу 440 талантов.
Основными источниками пополнения рабов в это время были: 1) военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители. Так, во времена греко-персидских войн, видимо, до 150 тыс. пленников были проданы на рабских рынках. После битвы при Гимере (480 г. до н. э.
) победители — сицилийские греки — произвели раздел военнопленных — карфагенян, причем некоторым воинам досталось по 500 человек.
Во время удачных войн сиракузских тиранов Дионисия I и Агафокла против карфагенян и местных племен Южной Италии были также обращены в рабство многие военнопленные; 2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники.
В результате войн племенная верхушка устанавливает власть над соседними, в том числе родственными, племенами и охотно переправляет в Грецию своих порабощенных соплеменников в обмен на предметы роскоши; 3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов.
По греческим законам рабы не имели права создавать семью, но тем не менее брачные отношения между рабами — нередки. К тому же рабыни были потенциальными наложницами своего господина. Рожденные рабынями дети тоже считались собственностью хозяина. В некоторых поместьях Сицилии рабовладельцы даже устраивали своего рода питомники, в которых с рождения воспитывали рабов и потом с большой выгодой продавали.
Снабжали рабские рынки пираты и похитители свободных людей. Афинские законы карали смертью незаконное обращение в рабство свободного гражданина. Роль пиратства и других способов похищения свободных с целью их обращения в рабство возросла в неспокойной обстановке середины IV в. до н. э.
Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки существовали в каждом полисе, например Аристофан говорит о рабских рынках в Фессалии; в Афинах, на центральной площади, агоре, существовало особое место, где свезенные рабы осматривались, оценивались и продавались.
В торгово-ремесленных полисах рабы использовались главным образом в производстве, и потому одной из задач рабовладельца была рациональная организация рабского труда.
Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход, который позволил бы окупить затраченные на его покупку средства, стоимость ежедневного содержания (питания и одежды) и вместе с тем принести некоторую чистую прибыль. Одной из форм повышения эксплуатации и вместе с тем производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк.
Смышленому и энергичному рабу господин предоставлял небольшие средства, помещение, выделял его из своего хозяйства и поселял отдельно. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, вел дела с заказчиками, торговал продуктами своего труда, мог завести семью.
Но за эту самостоятельность он был должен вносить определенный оброк в пользу своего господина, причем господин часто устанавливал такой оброк, который был выше, чем прибыль, приносимая его рабами, находящимися в доме. Посаженный на оброк раб охотно шел на такие условия, так как это позволяло ему до известной степени почувствовать себя человеком.
У плавильной печи
Правда, рабов на оброке было немного, их юридическое положение от этого не менялось, они по-прежнему находились в полной власти господина. В любой момент господин мог закрыть мастерскую раба, однако это было не в его интересах.
За счет своего старания, экономии, напряженного труда раб на оброке мог скопить известную сумму и выкупиться на свободу.
Но и в этом случае рабовладелец ничего не терял, он назначал высокую цену выкупа и с лихвой восполнял свои затраты на данного раба.
https://www.youtube.com/watch?v=LxyRaPHi4qY
Если в хозяйстве рабовладельца было много рабов, если он не имел возможности рационально организовать их труд, то он сдавал их в аренду на известный срок более предприимчивому человеку и получал за это арендную плату. В IV в. до н. э.
эксплуатация раба приносила довольно высокий доход: в среднем раб, занятый в ремесле, приносил до 2 оболов в день (на 2 обола можно было прокормить семью в 3–4 человека). Если раб сдавался в аренду, то собственник раба получал 1 обол в день как арендную плату, а 1 обол был прибылью арендатора.
Высокий доход, приносимый рабами, — показатель интенсивной эксплуатации рабского труда, его рациональной организации, некоторого роста производительности труда невольников.
В связи с повышением эксплуатации рабского труда в товарных хозяйствах происходит ухудшение социального положения рабов по сравнению с предшествующей эпохой. Раб рассматривается и законодательством, и общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как существо низшего порядка, как получеловек. В IV в. до н. э.
была создана и соответствующая теория рабовладения, особенно полно разработанная Аристотелем. Отражая общераспространенную практику своего времени, Аристотель обосновал необходимость рабства потребностями жизни и производства, считал рабов существами с иной физической и психической организацией, чем свободные люди.
«Природа устроила так, — писал Аристотель, — что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов: у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и не способны для выполнения подобного рода работ: зато они пригодны для политической жизни… Одни люди по своей природе свободные, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо».
Кузнецы. Вазопись
Раб был собственностью господина, последнему принадлежали его рабочее время, его жизнь. Пользуясь бесконтрольной властью, хозяева могли морить своих рабов голодом, подвергать их любым наказаниям, вплоть до убийства. Но с другой стороны, купить раба, заплатить за него известную (и немалую) сумму денег, а затем убить его или уморить голодом было невыгодным для хозяйского кошелька.
Чтобы раб мог нормально работать, нужно было его накормить, одеть. Господин должен был заботиться о своих рабах, так же как и о своем скоте, как о своих рабочих инструментах. В основе этих отношений лежали не какие-то абстрактные принципы гуманизма, а прямой интерес: ведь накормленный и здоровый работник приносил большую прибыль своему хозяину, чем голодный и больной человек.
При скромном быте греков V–IV вв. до н. э. питание и одежда рабов и свободных людей не особенно сильно отличались друг от друга.
Для того чтобы несколько ослабить противостояние рабов и их хозяев, в ряде греческих полисов, например в Афинах, запрещались в законодательном порядке беспричинное убийство рабов, изуверские истязания, поскольку считалось, что это наносит ущерб общественному спокойствию, да и самим владельцам.
Повышение степени эксплуатации рабов в товарных хозяйствах, ухудшение общего социального положения рабов, вплоть до низведения раба до уровня получеловека — все это вело к обострению антагонизма между рабами и их владельцами. Раб — потенциальный враг господину — таково было общепринятое мнение. Разрабатывалась система мер, чтобы предотвратить вспышки недовольства.
Господам рекомендовали тщательно охранять рабов, регулировать число представителей одной народности, сеять рознь в рабском коллективе, выделять доверенных рабов, излишне не озлоблять их. Однако далеко не всегда эти меры оказывались действенными.
При серьезных затруднениях, военных неудачах, столкновениях политических группировок и переворотах рабы принимали участие в событиях, выражая тем самым свой социальный протест. Так, в 494 г. до н. э. рабы в г. Аргосе воспользовались поражением аргосского ополчения от Спарты, захватили город и на короткое время организовали там свое собственное управление. В 464 г. до н. э.
воспользовались тяжелым положением спартиатов (Спарта была разрушена землетрясением) мессенские илоты и подняли восстание, которое продолжалось целых 10 лет.
Во время разорительной Пелопоннесской войны в 413 г. до н. э. около 20 тыс. афинских рабов (в основном ремесленники) перебежали к спартиатам, поставив афинян в крайне трудное положение. В 412 г. до н. э. во время военных действий на острове Хиосе к афинянам перебежало множество хиосских рабов, что помогло захватить этот остров.
Рабы не были однородны.
Среди них выделялись группы, различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговле, рабы сельскохозяйственные, рабы — горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и личными услугами, наконец, находящиеся в несколько привилегированном положении государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, глашатаи. Разобщенные, находящиеся под строгим присмотром своих господ, рабы не имели возможностей к объединению даже в пределах небольших полисов, и потому напряженность в отношениях не могла реализоваться в более зрелых формах протеста типа вооруженных восстаний.
Существовали и другие категории зависимых работников. В таких полисах, как Спарта, города Беотии, Фессалии, Аркадии и других, основными производителями в сельском хозяйстве были не рабы (их было очень немного), а работники иного социального и юридического статуса.
В Спарте они назывались илотами, в ряде фессалийских городов пенестами, на Крите — войкеями, или кларотами, в Гераклее — мариандинами. Общественное положение этих категорий работников определялось тем, что они не считались собственностью отдельных лиц, имели хозяйство, семью и обрабатывали участки земли своими силами.
Но вместе с тем эти работники находились в двойной зависимости — от государства и частных лиц, в пользу которых они должны были производить отчисления со своих доходов. Так, например, в Спарте каждый спартиат получал от государства участок земли (клер) с несколькими хозяйствами илотов.
По сведениям Плутарха, на содержание спартиата поступало 70 медимнов, а на спартанку — 12 медимнов ячменя и определенное количество вина, масла, смокв, сыра и других продуктов. Илоты хозяйствовали на своих участках самостоятельно, спартиаты не вмешивались в процесс производства.
Во время военных походов илоты сопровождали своих спартиатов, использовались в качестве слуг и в трудных ситуациях в качестве легковооруженных воинов. Илоты вели натуральное хозяйство, жили в сельских поселках обособленно. Их быт отличался от быта сельскохозяйственных рабов, занятых в поместьях.
Отдельный спартиат — хозяин переданных под его власть илотов и членов их семей — не имел права наказывать, тем более убивать своих илотов. Но в Спарте само государство проводило против илотов так называемые криптии. Отряд спартиатов получал задание тайно совершить нападение на тот или иной поселок илотов и уничтожить наиболее сильных из них.
Эти тайные убийства, санкционированные властью, так же как право распределения земельных участков с сидящими на них илотами, позволяют рассматривать спартанское государство как собственника илотов, закрепленных за земельными участками и предоставленных во владение спартиатов.
Следующая глава
Источник: https://history.wikireading.ru/92680
32. Классическое рабство. Рабовладельческое поместье по трактатам Катона и Варрона. — ИДМ 2 семестр
Переход
от патриархального рабства к классическому
был глубоким социально-экономическим
переворотом в жизни общества, который
привел к большим переменам во всех
областях.
Внутренняя
эволюция общественных отношений в Риме
в IV-III
вв. до н.э. вела к возникновению форм
классического рабства.
Концентрация
земли, распространение частной
собственности, развитие ремесел,
торговли, денежных отношений, зарождения
товарного хозяйства требовали дешевой
рабочей силы.
До войны плебеев с патрициями
это были плебеи, клиенты, должники, но
после принятия закона Эттелия Папира
в 326 г. до н. э. единственным источником
бесплатной рабочей силы стали иноплеменные
рабы, что и стало главной предпосылкой
развития классического рабства.
- Его
основными
особенностями
были следующие: -
— производство направленно на
получение прибавочного продукта в том
количестве, чтобы его можно было продать.
Это было вызвано переходом от натурального
хозяйства к товарно-денежным отношениям,
и привело к усилению эксплуатации рабов -
— увеличилось количество рабов
и сфера их применения -
— усиление эксплуатации рабов
привело к ухудшению их общественных и
юридических прав. Теперь раб был полностью
бесправен и полностью зависел от своего
хозяина
Эти
особенности привели к незавидному
положению рабов, окончательному
оформлению классического рабства в
Римском государстве в II-I
вв. до н. э. В последствие большая часть
из данных положений станут причинами многих рабских восстаний.
При
развитой системе рабства происходит
переход от мелкого производства в
земледелии и ремесле к более крупному,
централизованному хозяйству. Отказ от
мелкого хозяйства, переход к более
крупному производству означали скачок
в развитии производительных сил, привели
к расцвету римское сельское хозяйство,
ремесло и строительство.
Главной
единицей производства становится не
мелкий производитель, а хозяйство
средних размеров (25-60 га), которое имело
больше преимуществ.
О
положении рабов в сельском хозяйстве,
о рабовладельческих поместьях среднего
типа подробно сообщают римские писатели
– Катон (II
в. до н. э.) и Варрон (I
в. до н. э.), создавшие специальные труды
о сельском хозяйстве. В этой сфере рабы
применялись наиболее активно и с
наибольшей степенью эксплуатации.
Трактат
Катона: Катон
– старается вернуть старый римский
строй, опорой которого были средние и
мелкие хозяйства, недоверительно относится к торговле, сторонник
интенсивного сельского хозяйства. Весь
его трактат представляет собой сборник
практических советов, исполнение которых
гарантирует успех сельскому хозяину.
По
мнению Катона, самое лучшее имение
должно обладать следующими угодьями:
виноградником, поливным огородом,
ивняком, масличным садом, лугом, хлебной
нивой, лесом и т.д. Автор трактата как
бы нащупывал, исходя из натурально-хозяйственных
принципов, те отрасли земледелия, которые
потенциально могли стать коммерческими.
Катон
давал рекомендации и по организации
подневольного труда. Каждый раб получал
в поместье работу определенного вида
и ее объем. Рабы должны были работать в
дождь и даже по праздникам. Катон
советовал подыскивать среди рабов
надзирателя (вилика) и ключницу.
Вилик
должен вести расчетработ, разбирать
тяжбы рабов и наказывать виновных. У
хорошего вилика рабы всегда в работе.
Вилик должен отчитываться перед хозяином.
Катон устанавливал даже сезонные нормы
натурального довольствия рабам,
рассчитывал норму соли, определял
образцы одежды.
Автор трактата говорит
и о том, что рабы не должны мерзнуть и
голодать, хотя общее их содержание
оставляло желать лучшего.
Катон
первым в экономической мысли Древнего
Рима поставил проблему эффективности
рабовладельческого хозяйства, связав
ее с организацией производства и обмена.
Трактат
Варрона: Три
книги трактата представляют соответственно
пособие по земледелию, животноводству
и приусадебному хозяйству (птицеводство,
рыболовство и пчеловодство). К садоводству
и виноградарству автор трактата
обращается редко.
Облик
поместья, по его мнению, определяет
агрикультура, а в конечном итоге —
свойства почвы. Проблема размещения
виллы тесно связывается Варроном с ее
внутренней организацией.
Так проблема
эффективности рабовладельческого
хозяйства ставится в зависимость от
рыночной ситуации.
Варрон в отличие от
Катона уже признавал определенную
ограниченность натурально-хозяйственных
возможностей рабовладельческой виллы,
ибо владельцы должны прикупать даже
то, что у них производится, но чего не
хватает (хлеб, вино).
Касаясь
средств, «которыми возделывают землю»,
Варрон выделял «орудия говорящие,
бессловесные и немые». «Говорящие
орудия» — это рабы, «бессловесные» —
рабочий скот, а «немые» — орудия труда
и т.д. Поэтому Варрон считал, что «рабы
не должны быть ни робки, ни дерзки».
Он
отговаривал рабовладельцев использовать
бич, если желаемого можно добиться
словом. Варрон рекомендовал применять
более гибкие методы принуждения к труду.
По его мнению, «не следует покупать
много рабов одной и той же народности».
Варрон советовал даже совещаться с
прилежными рабами.
Рабы лучше работают,
если «хозяин щедрее оделяет их пищей,
не скупится на одежду, позволяет отдохнуть
и дает некоторые льготы, например,
разрешает в имении пасти свою скотину
и т. д.», наделение рабов пикулиями.
Перед
нами уже не катоновский образ раба с
относительно скудными нормами довольствия,
а раб сытый, экипированный и обладающий
некоторым имуществом.
Варрон
советовал помимо вилика найти среди
рабов грамотного и сведущего в хозяйстве
распорядителя, которого следовало
«наградить» рабыней. Как рачительный
хозяин, Варрон задумывался и над проблемой
естественного воспроизводства рабов.
В трактате он намекал на возможность
появления у рабов семей, потомство
которых будет привязано к поместью.
Эффективность
работы рабовладельческого хозяйства
зависела от его внутреннего устройства.
По его $мнению, количество рабов нужно
определять в соответствии с характером
местности, агрикультуры и размером
имения.
Таким
образом, по данным трактатам можно
судить, что в Риме II
— I
вв. до н. э. господствовали рабовладельческие
хозяйства полунатурального-полутоварного
типа.
Этому
способствовал ряд факторов:
-
Экономический (развитие товарно-денежных отношений)
-
Внешнеполитический (завоевания римлян приносили новых рабов и земли)
-
Агро-технический (возможность интенсивного хозяйствования)
Однако это привело к полному
разорению мелких хозяйств, и появлению
крупных – латифундий, что впоследствии
приведет к социальной напряженности.
II-I
вв. до н. э. стали временем расцвета
классического рабства, его наивысшей
точкой развития. Именно к этому времени
сложилось классическое определение
раба, а также отношение к представителям
этой категории. Позже это приведет к
многочисленным восстаниям и социальным
конфликтам.
Источник: https://www.sites.google.com/site/idm2semestr/home/32-klassiceskoe-rabstvo-rabovladelceskoe-pomeste-po-traktatam-katona-i-varrona
Характеристика рабства в Риме во II-I вв. до н.э. Сословная структура
Нужна помощь в написании работы?
Общие слова. Рабовладение достигает своего наивысшего расцвета в рамках как Рима, так и всего Древнего Мира как раз к концу Республики, т.е.
во II-I вв. до н.э. Дальше – Империя. Там рабство тоже есть, но оно уже в кризисе, который кончается переходом к колонату, а шире – к концу античной культуры и к замене ее культурой Средневековья.
Читать Катона.
Развитие рабовладельческих отношений. Первоначально рабство патриархальное. Раб имеет некоторые гражданские права (отвечает в суде за некоторые проступки, участвует в некоторых культах). Связь с ремесла и с/х с рынком слабая.
Раб мало чем отличается от младших членов семьи и клиентов, вместе с ними трудится. Чем больше растет связь производства и рынка, тем больше идет закрепощение рабов.
326 отменена кабала => рабы – это прежде всего военнопленные, иноземцы, к ним и отношение жестче.
Характеристика рабства в Риме во II-I вв. до н.э. Ко II в. рабство в Риме уже классическое. Отсюда оно распространяется по всему Средиземноморью. Во II в. случаются первые известные восстания рабов.
Причины перехода к классическому рабству в Риме. Споры: что важнее – внешний или внутренний фактор. Уестерман, Хопкинс, Финди: удачные войны Рима. Характер Римских войн в V-IV и II-I вв. до н.э. Кузищин: внутренний.
Классическое рабство. Цель – прибавочный продукт. Устанавливаются и укрепляются связи с рынком. Большая эксплуатация рабов. Переход от мелкого производства к крупному. Кооперация труда. Проникновеие рабства во все сферы жизни. Ужесточение нравов.
Ухудшение юридического и общественного положения рабов. Завоевательная политика. Рост количества рабов. Снижение их цены. Выделение рабов в отдельный класс с соответствующим самосознанием. Восстания рабов. Рынки рабов (Делос, Танаис, Аквилея, Сарды).
Источники рабства. Войны. Долговое рабство (326 отменено в Риме, но никто не запрещал в провинциях). Самовоспроизводство. Пираты. Самопродажа. Продажа детей. Продажа преступников.
Применение рабства. Обычно в одних руках около 30 рабов. Familia urbana – те, кто обслуживает господина в городе и занимается ремеслом. Familia rustica – на грядке.
Сословная структура. В связи с ростом числа рабов меняется сословная структура. Основные антагонизмы между рабами, господами и мелкими собственниками.
Главная фишка – появление люмпен-пролетариата (в основном – разорившиеся мелкие землевладельцы). Сочетание всей полноты прав с бедностью. Еще одно новшество – замкнутость нобилитете.
Нобили теперь всячески оберегают свои привелегии. 88 – получение всеми свободными жителями Италии civitas Romana.
Источник: https://students-library.com/library/read/38201-harakteristika-rabstva-v-rime-vo-ii-i-vv-do-ne-soslovnaa-struktura
Рабство античное
Именно в греко-римском мире рабство обрело свой «классический» вид и стало играть бо́льшую роль в комплексе общественных отношений сравнительно с Древним Востоком. Источниками рабства были пиратство, войны (захват пленных), долговое рабство (в некоторых полисах впоследствии отмененное), воспроизводство в доме господина.
Первоначально рабство имело патриархальный характер (в Греции в гомеровскую эпоху или в царском и раннереспубликанском Риме): рабы были фактически членами семьи, делившими с хозяевами труд, кров и пищу. В гомеровских поэмах чаще упоминаются рабыни: мужчин при захвате вражеской территории предпочитали уничтожалось.
Рабы, встречающиеся на страницах поэм, – нередко попавшие в рабство случайно, из далекой чужбины. Невольницы вместе с домочадцами делают работу по дому (Навсикая идет стирать белье с рабынями), вместе работают на поле и т.п. Рабы и хозяева вместе живут, едят, спят, работают, как Лаэрт и его рабы.
Но разница все-таки есть и немалая: достаточно вспомнить суровую расправу, учиненную Одиссеем над теми рабами и рабынями, которые поддерживали женихов.
Постепенно, по мере того как количество рабов увеличивалось и возрастала их роль в экономике, отношения рабов и хозяев менялось. В классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) и в римскую эпоху великих завоеваний (III – II вв. до н.э.
), когда на рынки хлынули десятки тысяч невольников, к рабам стали относиться как к вещи; хозяин может безнаказанно распоряжаться им, как ему вздумается.
В отличие от патриархального, «классическое» рабство использует раба как средство получения прибыли, поэтому резко усиливается эксплуатация рабов и ухудшается их положение.
Катон Старший в своем трактате «О земледелии» советует управляющему следить за тем, чтобы рабы всегда, даже в праздник и непогоду, были заняты делом; от старых и больных рабов следует избавляться, чтобы не кормить их даром. Еще более цинично подходил к рабам писатель I в. до н.э. Марк Теренций Варрон.
Он говорил, что средства, которыми возделывают поля, делятся на «орудия говорящие, орудия полуговорящие и орудия немые. К говорящим относятся рабы, к полуговорящим – волы, к немым – телеги». Правда, по мере роста количества рабов в античном обществе увеличивалось и количество вольноотпущенников.
В античном Риме либертин принимал имя бывшего господина, становился его клиентом. Иногда он оставался в доме хозяина, иногда платил ему оброк со своего промысла (например, ремесленной мастерской) или выполнял услуги делового и торгового агента. Отпущенничество стало массовым явлением в эпоху ранней империи. Тогда же многие либертины заняли важные посты в бюрократическом имперском аппарате, немало их было и среди императорских любимчиков.
Рабы были заняты в домашнем хозяйстве, на полевых работах, в мастерских, выполняли грязную и тяжелую работу. Главной сферой применения рабского труда являлось сельское хозяйство. И в античной Греции, и в Риме мелкие земельные собственники имели обычно одного-двух рабов, с помощью которых они обрабатывали свои наделы.
Но были, конечно, более крупные хозяйства, где использовался труд десятков или даже сотен невольников. Последнее более характерно для Италии, для римских латифундий, число которых особенно велико было на юге страны. Самым тяжелым был труд на рудниках, каменоломнях и мельницах, куда можно было угодить за какой-нибудь проступок.
В Аттике таким страшным местом был Лаврион – серебряные рудники. Самые крупные афинские рабовладельцы отдавали туда своих рабов в лизинг: Никий – 1000, Гиппоник – 600 и т.д., получая за живой товар 1 обол в день.
На италийских шахтах и каменоломнях также работали десятки тысяч рабов: тех, кто был осужден на работу в рудники (damnati in metallum), невозможно было выкупить или отпустить на волю, их удел – жить и умереть под землей.
Рабы трудились в греческих эргастериях или римских мастерских: на фабрике щитов Лисия задействовано было 120 рабов, у отца оратора Демосфена было две мастерских, в одной работало 33 или 32 ножовщика, в другой – 20 ложеизготовителей. Особую группу рабов составляла челядь, а также флейтисты, танцовщицы, гетеры и т.п.
Раб-педагог в Греции опекал барского недоросля, провожал его в школу и палестру. В Риме ученые рабы (как правило, греки по происхождению) выполняли обязанности учителей и врачей; образованного раба не принято было долго держать в невольниках, и через какое-то время их обычно отпускали на волю. Примерно половина гладиаторов времен Поздней республики были рабами. Гладиаторы, умевшие сражаться и имевшие доступ к оружию, были весьма опасными рабами, что продемонстрировало восстание Спартака (73-71 гг. до н.э.).
Помимо рабов, находящихся в частной собственности, были государственные рабы. Их положение было лучше, чем у частновладельческих, большинство жило своими домами, семьями. Среди них были писцы, глашатаи, палачи, тюремщики, полицейские.
Вопрос о численности рабов в греческих полисах является одним из самых дискуссионных в науке. Минимальную границу дает Фукидид, сообщая, что во время Пелопоннесской войны к спартанцам бежало более 20 тыс. рабов. Предлагались цифры для Афин времен Перикла: ок.
100-120 тысяч рабов, в процентном отношении – около трети, а по оптимистическим подсчетам – четверти населения. По переписи Деметрия Фалерского (между 317-307 гг. до н.э.) в Афинах насчитывалось 21000 граждан (без детей и жен), 10000 метеков и 40000 рабов. Рабы в Римском государстве I в. до н.э.
составляли от 30 до 40 % населения, общей численностью от двух до трех миллионов.
Правовой статус раба был ниже, чем свободного гражданина. За одно и то же преступление его наказывали строже, чем свободного; он не мог выступать в суде, не мог владеть собственностью, вступать в официальный брак; его хозяин мог его продать, сдать в аренду и т.п.
За изувечивание раба полагалось наказание, но гораздо меньшее, чем за членовредительство по отношению к свободному человеку.
Да, в Афинах раба нельзя было безнаказанно убивать, ибо пролитие крови означало навлечение скверны (миазма) на полис, но в тех же просвещенных Афинах существовала практика взятия свидетельских показаний у рабов только под пыткой.
Такой вид смертной казни, как распятие, в Риме предназначался, главным образом, для рабов. В императорское время наблюдается некоторые послабление: Адриан и Антонин Пий запретили хозяевам убивать рабов без причины, рабы получили возможность жаловаться на жестокое обращение.
Хотя в античной экономике ощутима была доля свободного труда (особенно в сельском хозяйстве), но все же в значительной степени она была основана на рабстве, которое пронизывало все сферы общественной жизни. В конечном счете, рабство повлияло на судьбу античной цивилизации.
Возможность развивать производство сводилось к экстенсивному, количественному увеличению рабов. Как следствие: пренебрежениями к внедрению технических новинок, фактическое отсутствие прогресса в технологиях производства, зависимость от внешних условий – от войн, обеспечивающих приток невольников.
В поисках альтернативы, стимулирования искали новые формы социально-экономических отношений наподобие отпущенничества, римского пекулия или колоната. Был еще и моральный аспект, нравственное воздействие рабства на общество: рабство компрометировало физический труд, особенно тяжелый, ибо он ассоциировался с рабами (кроме труда на земле).
Вместе с тем рабский труд обеспечивал гражданам полисов досуг – свободное время (греч. σχολή и лат. оtium), используемое для занятий, не связанных с экономикой. Досуг (в греческом и подражавшем ему римском) понимании предназначался для интеллектуального и творческого времяпровождения, самосовершенствования, знакомства с прекрасным.
Таким образом, отчасти правы те, кто (как например, Фридрих Ницше) утверждал, что без античного рабства не было бы поразительной античной культуры, хотя, безусловно, были и другие предпосылки к ее развитию.
Автор статьи: Т.В. Кудрявцева
Литература
- Валлон А. История рабства в античном мире. Смоленск, 2005
- Доватур А.И. Рабство в Аттике VI — V вв. до н.э. Л., 1980
- Bradley K. Classical Slavery. London, 1987
- Bradley K. Slavery and Society at Rome. Cambridge, 1994
- Brunt P. Italian Manpower, 225 B.C.-A.D.14. Oxford, 1971
- Finley M. Ancient Slavery and Modern Ideology. New York, 1980
- Garlan Y. Les esclaves en Grèce ancienne. Paris, 1982
- Hopkins K. Conquerors and Slaves: Sociological Studies in Roman History. Cambridge, 1978
- Mactoux M.-M. Douleia: Esclavage et pratiques discursives dans l'Athènes classique. Paris, 1980
- Mouritsen H. The Freedman in the Roman World. Cambridge, 2011
- Scheidel W. Human Mobility in Roman Italy, II: The Slave Population // Journal of Roman Studies. Vol. 95. 2005. P. 64-79
- Slavery in Classical Antiquity Views and Controversies / Ed. M. Finley. Cambridge, 1960
- Westermann W.L. The Slave Systems of Greek and Roman Antiquity. Philadelphia, 1955
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/rabstvo_antichnoie
Классическое рабство
Полис – это специфическая форма государства античного типа.
Принципы функционирования полисов:
- Единство государственной и частной форм собственности. Верховное право на землю принадлежало полису. Собственниками земли могли стать только граждане полиса.
- Самообеспеченность как экономическая основа свободы.
- Деление граждан по имущественному принципу и защита их интересов.
- Общинные формы управления (народное собрание, совет старейшин).
Существовало два типа полисов: торгово-ремесленный и аграрный.
В торгово-ремесленном полисе наблюдается больший удельный вес ремесла и торговли, складываются товарно-денежные отношения, осуществляется внедрение рабского труда в производство, ему присуще демократическое устройство общества. К торгово-ремесленным полисам относят Афины, Коринф, Милет, Сиракузы.
Для аграрного полиса характерны преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли, больший удельный вес зависимых работников, олигархическое устройство общества. К ним относят Спарту, Фессалию, Беотию.
Классический период экономики Древней Греции. Черты классического периода:
- Господство полисов.
- Формирование рабства классического типа.
Классическое рабство. В развитии рабовладельческой экономической системы можно выделить две основные макромодели: восточную, основанную на патриархальном рабстве, и западную, связанную с классической формой рабства.
Основные черты классического рабства выявим в ходе сравнения с патриархальным рабством.
Таблица 1 – Сравнительный анализ патриархального и классического рабства.
Основные черты | Восточное (патриархальное) рабство | Античное (классическое) рабство |
1. Цель производства | Создание средств существования рабов и рабовладельцев | Создание прибавочного продукта в натуральной и денежной форме |
2. Связь с рынком | Слабая | Тесная (торговля излишками) |
3. Количество рабов | Небольшое | Огромное при ухудшении юридического и общественного положения |
4. Собственность на рабов | Преимущественно государственная | Преимущественно частная. |
Внутри данных макромоделей можно выделить микромодели на уровне отдельных стран, а также смежные формы типа спартанского рабовладения в Древней Греции, более близкого к восточному типу. Оно характеризовалось военным государственным рабовладением, но при жесточайшей эксплуатации.
Основными особенностями классического рабства были следующие
В отличие от патриархальной системы при классическом рабстве производство направлено на создание прибавочной стоимости. В рабовладельческом хозяйстве (поместье или ремесленной мастерской) организуется товарное производство, которое колеблет устои натурально-хозяйственных отношений.
Ранее изолированные хозяйства устанавливают более или менее тесные связи с рынком. Во II-I вв. до н.э. владельцы вил и мастерских стремятся не только к получению большего прибавочного продукта, но и к денежной его реализации.
Стремление к получению большего прибавочного продукта приводило к усилению эксплуатации рабов, усложнению внутренней структуры хозяйства, росту предпринимательского начала в обществе. Возрастала и численность рабов. Рабы стали многочисленным классом римско-италийского общества.
Рабовладение распространилось в решающих отраслях хозяйства — в сельском хозяйстве, горнодобывающем деле, металлургии, строительстве. Однако труд свободных и полузависимых работников продолжал применяться во всех сферах и составлял во II-I вв. до н.э. другой важнейший сектор римского народного хозяйства.
Усиление эксплуатации рабского труда, продиктованное интересами товарного производства, привело к ухудшению общественного и юридического положения рабов.
Остатки человеческих прав, некоторые моральные — 5 ограничения эксплуатации рабов, существовавшие при патриархально рабстве, в новых условиях начинают стеснять рабовладельца.
Теперь он заинтересован в том, чтобы работник был передан в его полное и бесконтрольное распоряжение и мог быть подвергнут любой, даже самой чрезмерной, эксплуатации.
Раб приравнивается к вещи, к животному: он поступал в абсолютное распоряжение господина, который мог его безнаказанно убить, бросить на съедение хищным рыбам или диким зверям. Возрастание степени эксплуатации, ухудшение положения рабов, увеличение их численности обострили естественное противостояние рабов и их господ.
Рабы теперь не только копили обиды и недовольство в своей среде, не только оказывали пассивное сопротивление (бегство, поломка орудий труда) , не только участвовали в движении других слоев населения. Они поднимали грандиозные, «чисто» рабские многолюдные восстания, которые констатировали серьезное неблагополучие в римском рабовладельческом обществе. Наиболее крупными из них были Сицилийские восстания рабов во 2 в. до н.э. и восстание Спартака (74 — 71 гг. до н.э.).
Восстания рабов жестоко подавлялись, однако они в значительной мере способствовали расшатыванию основ рабовладельческого строя. Это привело, в частности, к некоторому изменению правового положения рабов.
В Древнем Риме в эпоху империи был принят ряд законов, частично охранявших рабов от произвола их хозяев (осуждение убийства рабов, регламентация торговли рабами и т.п.).
Классовая борьба рабов стала играть большую роль в той общей системе социально-классовых противоречий, которые приводили в движение весь сложный механизм римского общества.
При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства (в земледелии и ремесле) к более крупному, централизованному хозяйству, где получила применение простая и отчасти сложная кооперация труда.
Если при патриархальной системе господствующим типом хозяйства были мелкие участок или мастерская, где работали 2-3-5 человек, то во II-I вв. до н.э. они сменяются имениями в 100-250 югеров земли с рабочим персоналом в 13-20 единиц.
Отказ от мелкого хозяйства, переход к более крупному производству означали общую интенсификацию экономики, привели к расцвету римское сельское хозяйство, ремесло и строительство.
Раб был основным производителем, и потребности развивающегося хозяйства требовали постоянного притока новых масс рабов. Потребность в рабах в римском обществе была постоянной, и удовлетворялась она из разных источников (удачный исход войн, долговое рабство, внутреннее — 6 воспроизводство рабской силы, морское пиратство, работорговля).
Во II-I вв. до н.э. рабы становятся весьма многочисленным классом. В руках отдельных рабовладельцев скапливались тысячи рабов. Однако подобные богачи были исключениями. Более распространенным типом рабовладельца был собственник полутора- трех десятков рабов. Рабы, принадлежавшие одному господину, составляли его фамилию. Фамилия делилась на две части — городскую и сельскую.
В городскую входили рабы, занимающиеся ремеслом и обслуживающие хозяина (слуги) , в сельскую — рабы, занятые в сельскохозяйственном производстве. Сельское хозяйство — основная отрасль производства в древности, а сельские рабы — главные производители — подвергались в самой большей степени эксплуатации.
Городские рабы находились в несколько лучшем положении и относились с презрением к свои братьям по рабству, живущим в деревне. Перевод из городской фамилии в сельскую рассматривался как тяжелое наказание. Античное рабство с его сравнительно высокой интенсификацией труда рабов способствовало росту производства, созданию больших материальных ценностей.
Переложение тягот физического труда на плечи рабов облегчило выделение групп людей, занятых политикой, наукой и искусством, и привело к большим успехам в этих областях, достигнутым в античном мире. Постепенно, однако, рабство изживало себя экономически, превращаясь в тормоз дальнейшего развития производства.
Новые орудия труда и технические нововведения (усовершенствованный плуг, молотилка, водяная мельница и др.) требовали от работников более высокой квалификации и нового отношения к труду. Рабы небыли заинтересованы в росте производительности труда. В первые века н.э. рабовладельческое хозяйство клонится к упадку.
Число рабов сокращается в связи с уменьшением притока их извне, с ростом числа вольноотпущенников (сохранявшим по отношению к прежнему господину ряд обязанностей) ; многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами; возникновение системы колоната знаменовало кризис рабовладельческого способа производства.
Источник: http://biofile.ru/his/12648.html
Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим: Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения исторического факультета
у. Проблема рабства.
Период «Восточного Чжоу». Рост политической раздробленности в чжоусском государстве. Вторжения кочевников. Борьба за гегемонию между царствами древнего Китая. Дальнейшее усиление политической раздробленности Китая.
Период Чжаньго. Экономические сдвиги в эпоху Чжаньго. Изменение системы землевладения и землепользования. Реформы Шан Яна в царстве Цинь и их историческое значение.
Идеологическая борьба в Китае в VI III вв. до н. э. Конфуцианство и легизм.
Империя Цинь. Предпосылки объединения древнекитайских царств. Провозглашение империи. Цинь Шихуан и его реформы. Внешняя политика Цинь Шихуана. Обострение социально-политических противоречий и народная война в конце III в. до н. э. Свержение циньской династии.
Империя Хань в III в. до н. э. III в. н. э. Преодоление политической раздробленности. Основание империи Хань.
Правление Ранней или Старшей династии Хань. Направленность внутренней и внешней политики ханьских императоров. Обострение социальных противоречий. Реформы Ван Мана и движение «краснобровых».
Возникновение Поздней (Младшей) Хань. Ее внутренняя политика. Внешняя политика империи. Социальные отношения в Восточной Хань. Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань.
- история древней греции
- Введение
- Понятие «история античности».
Географическое положение и природные условия Балканской Греции и Эгейского бассейна. Население.
Периодизация древнегреческой истории. Источники по истории древней Греции.
Историография истории древней Греции: западноевропейская, отечественная дореволюционная советская и постсоветская наука об основных этапах и проблемах развития древнегреческого общества и государства.
История Греции II нач. I тыс. до н. э.
Археологические открытия Г.Шлимана и Э.Эванса. Дешифровка линейного письма «Б».
Возникновение классового общества и государства на Крите. Периодизация истории Крита. Древнейшие царства Крита. Критская морская держава. Социально-экономические отношения. Политическое устройство.
Упадок критского могущества. Легенда об Атлантиде.
Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Периодизация. Основные центры микенской цивилизации. Социально-экономические отношения. Международные связи ахейских греков. Преобладание Микен. Троянская война.
Переселение дорийцев, его значение для последующего развития Греции.
Греция в XI IX вв. до н. э.
Поэмы Гомера как исторический источник по истории Греции XI IX вв. до н. э. Гомеровский вопрос.
Гибель микенской цивилизации. Расселение греческих племен. Производственное освоение железа. Хозяйственный и общественный строй греков по данным гомеровских поэм. Зачатки государственной организации.
Архаическая Греция
Социально-экономическое развитие Греции в VIIIVI вв. до н. э.
Великая Греческая колонизация. Ее причины, основные направления и значение для социально-экономического развития Греции.
Ранняя греческая тирания и ее роль в формировании полисного строя, развитии рабовладельческих отношений.
Характеристика греческого полиса. Особенности полисной организации. Типы Греческих полисов.
Спарта как пример аграрного полиса. Особенности возникновения государства в Спарте. Хозяйственная жизнь. Классово-сословное деление спартанского общества. Быт и воспитание. Военная организация. Государственный строй Спарты. «Спартанский мираж» в античной и современной историографии. Образование Пелопонесского союза.
Формирование полиса в Аттике. Социально-экономическое развитие Аттики в VIIIVI вв. до н. э. Обострение социальной борьбы. Килонова смута. Законодательство Драконта. Реформы Солона. Тирания Писистрата и Писистратидов. Законодательство Клисфена и его историческое значение.
Классическая Греция
Греко-персидские войны. Причины и поводы греко-персидских войн. Ионийское восстание. Первое вторжение персов в Балканскую Грецию. Подготовка к решающему столкновению. Положение в Греции. Политическая борьба в Афинах. Поход Ксеркса.
Разгром персов при Платеях и Микале. Изменение характера войны. Образование Делосского союза. Поражение персов при Эвримедонте. Афинская экспедиция в Египет. Каллиев мир. Причины победы греков.
Историческое значение победы греков в греко-персидских войнах.
Экономика Греции в VIV вв. до н. э. Два основных типа греческой экономики, их особенности. Экономическая политика полисов в зависимости от их типов. Сельское хозяйство. Ремесло. Торговля.
Социальная структура Греции в VIV вв. до. н. э. Понятие «классическое рабство» и его основные особенности. Социальная структура греческого общества. Особенности классово-сословной структуры спартанского общества.
Развитие рабовладельческой демократии в Афинах. Борьба «партий». Реформы Эфиальта и Перикла. Государственный строй Афин. Внутренняя и внешняя политика Перикла. Первый Афинский морской союз. Тенденция его развития.
Пелопоннесская война. Причины и поводы войны. Архидамова война. Основные военные кампании. Ухудшение положения афинского государства. Битва при Амфиполе. Никиев мир. Второй период войны. Сицилийская экспедиция и ее последствия для афинского государства. Вмешательство Персии в греческие дела. Битва при Эгоспотамах. Заключение мирного договора.
Греция в первой половине IV в. до н. э. Последствия Пелопоннесской войны. Кризис полисной системы. Его проявления в экономической, социальной, политической и идеологической областях. Политическая нестабильность в Греции. Потеря гегемонии Спартой. Возникновение и упадок Беотийского союза. Организация Второго Афинского морского союза и его ослабление к середине IV в. до н. э.
Возвышение Македонии и установление македонской гегемонии в Греции. Природные условия, население, социально-экономический строй Македонии в V первой половине IV вв. до н. э. Реформы Филиппа II. Политика Филиппа II в Греции. Борьба промакедонской и антимакедонской группировок в Афинах. Битва при Херонее. Коринфский конгресс.
Греция в эллинистический период
Восточный поход Александра Македонского. Причины, основные этапы и результаты похода. Борьба преемников Александра и образование новых государств. Типы эллинистических государств. Сущность эллинизма. Основные особенности эллинистической социально-экономической и политической системы.
Царство Селевкидов типичное эллинистическое государство. Территория и население. Основные хозяйственно-географические зоны. Экономическая жизнь. Социальная структура. Государственное управление и административное устройство. Основные направления внешней политики.
Эллинистический Египет. Территория и население. Социально-экономическая структура. Особенности рабовладельческих отношений. Организация государственного управления. Внутренняя и внешняя политика Птолемеев.
Пергамское царство, его социально-экономическая структура. Взаимоотношения с соседними эллинистическими государствами.
Македония и Балканская Греция в эллинистический период. Македонское царство. Территория и население. Экономическое положение. Социальная структура. Государственное управление и характер царской власти. Внешняя политика.
Эллинистическая Спарта. Социально-политические реформы царей Агиса IV и Клеомена II. Тирания Набиса.
- Разгром Римом Македонского царства и подчинение греческих полисов.
- История Древнего Рима
- Введение
Географические и хронологические рамки курса. Периодизация. Природные условия.
Население Италии. Основные племена и народности.
- Основные типы источников.
- Изучение древнеримской истории в западноевропейской, отечественной дореволюционной и советской историографии.
- Доримская Италия и древнейший период истории Рима
Древнейшие культуры на территории Италии по археологическим данным. Свайные поселения. Культура террамар. Культура Виллановы. Этрурия в VIII в. до н. э. Экономика. Проблемы социально-политической структуры этрусского общества. Культура этрусков. Влияние этрусков на развитие Италии и Рима.
Греческие полисы на юге Италии и Сицилии. Влияние греческой культуры на процесс исторического развития Италии.
Древний Лациум и начало города Рима: легенды и археология. Общественный строй царского периода. Патриции и плебеи, клиенты и патроны.
Патриархальное рабство. Царская власть в Риме. Рим и этруски в VI в. до н. э. Реформы Сервия Туллия.
Раннереспубликанский Рим
Свержение царской власти и учреждение республики. Начало сословной борьбы. Причины и основные этапы этой борьбы. Учреждение трибуната. Законы Двенадцати таблиц. Законы Валерия-Горация и Канулея.
Обострение сословной борьбы патрициев и плебеев в первой половине V в. до н. э. Деятельность Манлия. Законодательство Лициния-Секстия. Отмена долгового рабства. Завершение борьбы патрициев и плебеев. Ее основные результаты.
Завоевание Римом Италии. Борьба с этрусками. Рим и латинские города. Борьба с эквами и вольсками. Разрушение Вей. Галльское вторжение. Присоединение Кампании. Латинская война. Самнитские войны. Взаимоотношения Рима с греческими городами Южной Италии. Война с Пирром.
Образование римско-италийского союза и его особенности.
Государственное устройство Рима в IVIII вв. до н. э. Римская армия и ее организация.
Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье
Раб
Источник: https://www.studsell.com/view/42301/?page=2