География – область научных исследований, которые решают вопросы взаимосвязи особенностей природы с поверхностью Земли и жизнедеятельностью человека. Литосфера – твердая оболочка Земли, которая влияет на образование рельефа поверхности. Структуру литосферы образуют земная кора и верхний подвижный пласт мантии. Образование земной поверхности происходит благодаря литосферным блокам.
Рис. 1. Литосфера в географии
Что такое литосферные плиты в географии?
Литосферные плиты — огромные и устойчивые участки Земной коры. Эти блоки лежат на подвижном верхнем слое мантии — расплавленном слое магматических горных пород. Поэтому блоки находятся в постоянном горизонтальном движении. Плиты смещаются относительно друг друга. Скорость перемещения достигает 5 — 18 см. за год.
Рис. 2. Литосферные плиты в географии.
Из каких частей состоят плиты литосферы?
Выделяют два вида земной коры: континентальная — материки или континенты, океаническая — под толщей мирового океана. Литосферная плита может быть, например, только океанической — это Тихоокеанская платформа.
Другие состоят из континентальной и океанической. Толщина земной коры достигает 150 — 350 км. — материковая, и 5 — 90 км. — океаническая.
Перемещений литосферных платформ приводит к их тектоническому воздействию друг на друга, от этого зависит динамика и структура земной поверхности.
Рис. 3. Составные части литосферы.
Литосферные плиты на карте и их названия
Рис. 4. Названия литосферных плит на карте Мира.
Основной список литосферных плит составляют огромные блоки с площадью больше 20 млн. км². На этих блоках сосредоточена значительная часть континентальной массы и сосредоточены воды Мирового океана.
- Тихоокеанская плита — океаническая тектоническая плита под Тихим океаном — 103.300.000 км²;
- Северо-Американская тектоническая платформа, включает континенты: Северная Америка, восточная часть Евразии и остров Гренландия — площадью 75.900.000 км²;
- Евразийская платформа — тектонический блок, включает в себя часть континента Евразия — 67.800.000 км²;
- Африканская — лежит в основе Африки — 61.300.000 км²;
- Антарктическая — составляет материк Антарктиду и океаническое дно под окружающими океанами — 60.900.000 км²;
- Индо-Австралийская — Основная тектоническая платформа, образована путем слияния индийских и австралийских пластин — 58.900.000 км² . Часто разделяют на два блока: Австралийская плита, первоначально являлась частью древнего континента Гондваны — 47.000.000 км², Индийская или Индостанская — так же была частью суперконтинента Гондвана – 11.900.000 км²;
- Южноамериканская — тектоническая платформа, которая включает в себя часть Южной Америка и часть Южной Атлантики — 43.600.000 км².
Рис. 5. Литосферные плиты на карте Мира
Сколько литосферных плит на земле?
Литосферных плит большого размера 7, если учитывать Индо-Австралийскую платформу как одно целое. Эту часть земной поверхности принято разделять на Индостанскую и Австралийскую плиты. Тогда крупных блоков 8.
Подведём итог. Литосфера — земная кора и верхняя подвижная часть мантии. Земная основа бывает материковой и океанической. Земная поверхность разделена на части — литосферные плиты. Они дрейфует по мантии, как плывучие айсберги в океане. Смотрите рисунок 5 — Крупнейшие литосферные плиты на карте Мира.
Ответ на вопрос о количестве литосферных плит на Земле, можно сформулировать так: Всего различают 8 крупных литосферных платформ — площадью более 20 млн. км². и большое количество малых платформ — площадью менее 20 млн. км².
Процессы взаимодействия плит между собой влияют на структуру поверхности Земли, которые изучает наука — тектоника литосферных плит.
Источник: https://geographyweb.ru/lithospheric-plates-on-the-world-map/
Литосфера — Все для МГСУ — Учебный портал для студентов
Литосфера
Федеральное агентство по образованиюМосковский Государственный Строительный УниверситетАвторы: А.С. Маршалкович, М.И. Афонина, Т.А. Алешина.ЭКОЛОГИЯ — Конспект лекций.Москва 2009
Введение.Тема 1. Учение о биосфере и ее эволюции.Тема 2. Основные законы и принципы экологии.Тема 3. Экосистемы и их особенности.Тема 4. Круговороты веществ.Тема 5. Воздействия на окружающую среду.Заключение. Список использованной литературы.
Литосфера.
Иногда Землю описывают как сферу, но форма нашей планеты имеет свое собственное имя – геоид. Земная поверхность изменчива по высоте от глубоких океанских впадин (Марианская – 11521 м) до высоких горных вершин (Эверест – 8842 м). Земля имеет несколько концентрических оболочек: внешних – космосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и внутренних, которые являются геосферами – ядро, мантия и литосфера (рис. 5). Земля состоит из различных веществ – от легчайших газов до тяжелых металлов. Эти вещества распределены неравномерно как по поверхности Земли, так и в ее недрах. Литосфера земной коры по химическому составу состоит наполовину из соединений кислорода, и на четверть – кремния.
Рис. 5 Внутреннее строение Земли.
Земное ядро состоит из внешнего (жидкого) и внутреннего (твердого) ядра, плотность вещества во внешнем ядре с глубиной возрастает от 9,5 г/см3 до 12,3 г/см3. По составу в земном ядре примерно 90% железа с примесью кислорода, серы, углерода и водорода, в центральной же части внутреннего ядра состав представлен железоникелевыми соединениями. Мантия Земли представляет собой силикатную оболочку между ядром и подошвой литосферы. Масса мантии составляет 67,8% от общей массы Земли. Мантия подразделяется на верхнюю (до глубины ~ 400–1000 км) и нижнюю (до глубины около 2900 км). Под океанами в верхней мантии выделяется слой, в котором вещество находится в частично расплавленном состоянии. Важный элемент в строении мантии – зона, называемая литосферой.
Литосфера – одна из главнейших геосфер, представляет собой верхнюю часть оболочки Земли, которая объединяет земную кору. Характерным признаком литосферы является содержание в ней пород в твердом кристаллическом состоянии, обусловливающим ее жесткость и прочность.
Земная кора имеет два основных источника тепла: от Солнца и от распада радиоактивных веществ, сосредоточенных на границе с верхней мантией. В недрах же Земли температура увеличивается по адиабатическому закону, т.е.
в зависимости от плотности вещества без теплообмена от 1300°С в верхней мантии до 3700°С в центре ядра. Внутренняя теплота нашей планеты имеет решающее значение для процессов жизнедеятельности организмов на Земле и определяет все глобальные биосферные закономерности.
Процессы, влияющие на формирование твердой оболочки Земли по своему положению относительно ее поверхности подразделяются на: эндогенные и экзогенные.
Эндогенные процессы — геологические процессы, связанные с энергией, возникающей в недрах твёрдой Земли.
К эндогенным процессам относятся тектонические движения земной коры, магматизм, метаморфизм горных пород, сейсмическая активность. Главными источниками энергии, которых являются тепло и перераспределение материала в недрах Земли по плотности.
Эндогенные процессы протекают в условиях высоких температур и давлений. Гравитационное поле Земли и силы вращения могут влиять на форму планеты, вызывать вертикальные и горизонтальные перемещения фрагментов литосферы разной плотности и т.д.
Экзогенные процессы — геологические процессы, обусловленные внешними по отношению к Земле источниками энергии (преимущественно солнечное излучение) в сочетании с силой тяжести. Протекают на поверхности и в приповерхностной зоне земной коры в форме механического и физико-химического её взаимодействия с гидросферой и атмосферой. Для рельефообразования наибольшее значение имеют механические движения литосферы, магматизм и метаморфизм. Один из важнейших результатов — формирование первичных неровностей твердой поверхности Земли — тектонически обусловленных поднятий и впадин. Экзогенные процессы делятся на 3 группы: выветривание, снос и аккумуляция. Как эндогенные, так и экзогенные процессы, послужили источником большинства запасов полезных ископаемых и ресурсов, которые необходимы для устойчивого развития человечества. Процессы, протекающие в недрах и на поверхности Земли, имеют не только геологическое значение, но влияют на протекание процессов во внешних оболочках (гидросфере, атмосфере) и взаимосвязаны с ними. Вопросы для самоконтроля:
- Что такое биосфера?
- Что лимитирует границы биосферы?
- Каковы компоненты биосферы (по В.И. Вернадскому)?
- Что в себя включает понятие о ноосфере?
- В чем состоит отличие живого вещества от косного?
Источник: http://allformgsu.ru/publ/ehkologija/litosfera/23-1-0-118
Литосфера
1) 1 октября в 11-00
Академическое письмо от А до Я: ключевые понятия. Спикер: А.Н. Овешкова, к.филол.н, доцент кафедры иностранных языков ИФиП УрО РАН
Вебинар даёт представление о ключевых характеристиках научного текста и познакомит слушателей со спецификой академического письма на английском языке.
Мы уделим особое внимание уровням предложения и абзаца — 'кирпичикам' письменного академического дискурса.
Также будут рассмотрены пунктуационные, лексические, морфологические и синтаксические явления, часто вызывающие затруднения у авторов.
2) 3 октября в 11-00
Специфика научного стиля и логика построения англоязычной научной статьи. Спикер Н.Н. Коптяева, старший преподаватель кафедры иностранных языков ИФиП УрО РАН
Вебинар будет посвящен международным стандартам в области написания эмпирических научных статей. Основное внимание будет уделено функциональным свойствам научного стиля, а также структурированию статьи в формате IMRAD. Кроме того, будет подробно обсуждаться логика написания каждого раздела.
- 3) 8 октября в 11-00
- Основные сложности в подготовке научного текста на английском языке для русскоязычных авторов.
- Спикер: Томас Александр Бивитт, научный сотрудник ИФИП УрО РАН
В ходе вебинара будут обсуждать основные проблемные зоны при подготовке научного текста на английском языке русскоязычными авторами. Среди них — использование артиклей, цепочек имени существительного и других лексико-грамматических явлений. Автор вебинара на конкретных примерах продемонстрирует работу профессионального редактора научных текстов.
4) 22 октября в 11-00
Статьи в области наук о Земле: Баланс универсальных и специфичных черт. Спикер: Д.В. Киселева, канд. геолого-минерал. наук, переводчик и редактор научных текстов на английском языке.
- Во время вебинара будут рассмотрены вопросы геологической и аналитической терминологии (перевод названий минералов, топонимических названий, стратиграфических терминов, названий и аббревиатур аналитических методов, метрологических терминов, единиц измерения физических величин, использования десятичных знаков). Кроме того, будут освещаться вопросы:Интернет-ресурсы для самопроверкиНаписание аннотации (на русском и английском) Построение статьи в структуре IMRAD с упором на раздел М – материалы и методыПорядок слов при описании аналитического оборудования British English vs American English: специфика написания геологических и химических терминов
- Оформление списка литературы (References)
- 5) 29 октября в 11–00
Школа рецензента научных статей. Спикер — Н.Г. Попова, к.соц.н., ст.науч.сотрудник ИФИП УРО РАН, эксперт SCOPUS и DOAJ
Рецензирование — неотъемлемая часть процесса научной коммуникации. Качество рецензирования является условием накопления и распространения научного знания. В ходе данного вебинара речь пойдет о международно-признанных формах и способах рецензирования, истории возникновения и основных сложностях развития данной процедуры на современном этапе, этических аспектах.
Адрес страницы трансляции вебинаров: http://www.igg.uran.ru/?q=ru/video
Источник: https://www.lithosphere.ru/
Тема 2. Литосфера – подвижная твердь (5 часов)
Содержание темы:
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Учебные понятия:
геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Основные образовательные идеи
- Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек.
- Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли.
- Метапредметные умения:
- Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
- Умение объяснять:
- географические явления и процессы в литосфере;
- причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс;
- местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса.
Персоналии:
Альфред Вегенер.
Практическая работа:
1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Содержание темы:
Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов.
Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Учебные понятия:
климатический пояс, субпояса, климатообразующий фактор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Основные образовательные идеи:
- разнообразие климатов Земли результат действия климатообразующих факторов.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Умение объяснять:
- географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
- формирование климатических поясов;
- действие климатообразующих факторов.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
- местоположение климатических поясов.
Практические работы:
1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
2. Определение типов климата по предложенным климатограммам.
Тема 4. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
Содержание темы:
Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана.
Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты.
Особенности природы отдельных океанов Земли.
Учебные понятия:
море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Основные образовательные идеи:
- Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
- Мировой океан — колыбель жизни.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Умение объяснять:
- географические явления и процессы в гидросфере;
- формирование системы поверхностных океанических течений.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан,морское течение;
- местоположение крупнейших морских течений.
Практические работы:
- Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 5. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)
Содержание темы:
Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности.
Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Учебные понятия:
природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии:
Василий Васильевич Докучаев.
Основные образовательные идеи:
- Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
- Природные зоны и человек.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Умение объяснять:
- явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
- местоположение природных зон.
Практическая работа:
- 1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание
- природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности
- человека в разных природных зонах.
Тема 6. Человек – хозяин планеты (5 часов)
Содержание темы:
Возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы.
Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования.
Страны современного мира.
Учебные понятия:
миграция, хозяйственная деятельность, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика.
Основные образовательные идеи:
- С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
- Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
- Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса.
Метапредметные умения:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информае цию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Умение объяснять:
- географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности.
Умение определять:
- географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса;
- местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий.
Практическая работа:
Источник: http://reftop.ru/rabochaya-programma-e-m-domogackih-izdatelestvo-russkoe-slovo.html?page=4
Литосфера — твёрдая оболочка Земли — Ответы, ГДЗ, Мой тренажер 5-6 класс (Николина)
1. С помощью учебника назовите силы, под влиянием которых изменяется «земная твердь». Внешние — энергия солнца, вода, ветер, человеческая деятельность.Внутренние — тектонические силы.2.
Какие элементы внутреннего строения Земли обозначена на рисунке?1) Земная кора2) Мантия3) Внешнее ядро4) Внутренне ядро3. Разделите на группы следующие горные породы по происхождению: песок, мрамор, гравий, известняк, уголь, базальт, гранит, галька. Заполните таблицу.
Осадочные | Магматические | Метаморфические |
песок, известняк, галька, уголь | базальт, гранит | мрамор, гравий |
4. Заполните пропуски в предложениях.
Литосфера состоит из отдельных малоподвижных блоков — плит. Плиты разделены подвижными участками зонами швов. Литосферные плиты медленно перемещаются по пластичному слою земной мантии со скоростью от 1 до 6 см в год.
5. Выберите верные утверждения.
а) Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения.
б) Метаморфические горные породы возникли под воздействием высоких температур и давления.
в) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются магматическими.
г) Осадочные породы делятся по составу и происхождению на органические, вулканические и неорганические.д) Со временем метаморфические и магматические горные породы, оказавшиеся на поверхности, могут разрушаться. 6. Заполните схему.
Виды полезных ископаемых | ||
Топливныенефть, газ, уголь, торф | Рудныежелезная руда, руды цветных металлов | Нерудныегранит, мрамор, песок и т.п. |
Каково хозяйственное значение полезных ископаемых? Приведите примеры.
Полезные ископаемые используются во всех сферах человеческой деятельности. Например, руды — в промышленности, строительстве; нефть — производство бензина, топлива, резиновых изделий и пр.7.
Почему необходимо рационально использовать поелзные ископаемые?Это иссякаемые природные ресурсы, на восстановление которых потребуется тысячи лет, а человечество пока не нашло им альтернативы.8. Закончите предложения.
а) Каменный уголь — это не магматическая горная порода, а осадочная.
б) Марамор — это не магматическая горная порода, а метаморфическая.в) Известняк — это не метаморфическая горная порода, а осадочная.9.
Опишите любое полезное ископаемое по плану:1) название; 2) к какому виду полезных ископаемых относится; 3) как добывают; 4) где применяют; 5) каким значком обозначают на карте.Глина. Относится к осадочному виду полезных ископаемых. Добывается карьерным способом.
Используется очень широко: в строительстве, гончарном деле, косметологии и медицине. На карте обозначается квадратом с вертикальными полосками.10. Закончите предложения.В нашей области (крае) добывают полезные ископаемые: уголь, глину, мрамор, железная руда, медная руда.
Они используются: в промышленности, строительстве.11. Заполните пропуски в предложениях:
Земная кора испытывает тектонические движения. В результате движения земной коры в ее слоях возникают трещины и разломы.
12. Почему землетрясение считают грозным явлением природы? Какие района нашей страны считают сейсмоопасными?Землетрясения приносят с собой крупномасштабные разрушения, а также огромные человеческие жертвы. К сейсмоопасным районам в Росиии относятся районы Камчатки, Курильских островов, Приморья, Алтая.13. Какие части вулкана обозначены цифрами на рисунке?1) очаг магмы2) жерло3) кратер4) лавовый поток14. Каковы причины образования гейзеров? Приведите примеры, где это явление распространено и как используется человеком.Гейзеры образуются в местах тектонических разломов земной коры. Это явление распространено, например, на Камчатке. Гейзеры могут использоваться как альтернативный источник энергии. 15. Назовите причины образования оврагов. Какие меры борьбы с оврагами вы знаете?Овраги образуются в результате размыва почв водой. На сельскохозяйственных участках для борьбы с оврагами организуют и контролируют сток воды, укрепляют почву глинистой породой, высаживают деревья.16. Используя физическую карту полушарий в учебнике, заполните таблицу.
Название вулкана | Где находится | Абсолютная высота | Координаты | Действующий или потухший |
Ключевская Сопка | Камчатка | 4835 м | 56 с.ш., 160 в.д. | Действующий |
Эльбрус | Кавказ | 5642 м | 43 с.ш., 42 в.д. | Потухший |
Этна | Италия | 3323 м | 45 с.ш., 59 в.д. | Действующий |
Везувий | Италия | 1281 м | 40 с.ш., 14 в.д. | Действующий |
Фудзияма | Япония | 3776 м | 35 с.ш., 138 в.д. | Действующий |
17. Пользуясь физической картой полушарий, заполните таблицу.
Равнина | Где находится | Особенности рельефа | Высота равнины, м | Какие имеются города и крупные реки |
Восточно-Европейская | Россия | полого-равнинный | 150 | Москва, Санкт-Петербург, Киев, Минск, Самара, Днепр, Дон |
Западно-Сибирская | Россия | пологий, понижение с юга на север | 100 | Обь, Иртыш, Енисей, Новосибирск, Тюмень, Омск |
Великая Китайская | Китай | плоский | 100 | Пекин, Тяньцзинь, Хуанхэ |
Амазонская низменность | Южная Америка | повышение рельефа к западу | от 10 до 120 | Амазонка, Белен, Каракас, Икитос |
18. Пользуясь текстом §25 учебника и физической картой полушарий, заполните таблицу.
Горы | ||
низкие | средние | высокие |
Уральские горы | Скандинавские горы | Гималаи |
Карпаты | Верхоянский хребет | Анды |
Аппалачи | Эфиопское нагорье | Альпы |
Тянь-Шань | Кордильеры | |
Кавказские горы |
19. На контурную карту России нанесите Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины, Среднерусскую возвышенность, Среднесибирское плоскогорье и Прикаспийскую низменность. Пользуясь шкалой высот, закрасьте эти географические объекты соответствующим цветом. 20. Рассмотрите карту полушарий, выясните, какой материк наиболее и наименее горист. На каком материке находятся самые высокие горы? Как они называются?Наиболее гористый материк — Евразия. Наименее — Австралия. Самые высокие горы Гималаи находятся в Евразии.21. Пользуясь физической картой полушарий, заполните таблицу.
Горы | На каком материке находятся | В каком направлении протягиваются | Протяженность, км | Наивысшая точка | Ее координаты |
Кавказ | Евразия | с СЗ на ЮВ | более 1100 | Эльбрус | 43 с.ш., 42 в.д. |
Альпы | Евразия | с З на В | более 1200 | Монблан | 41 с.ш., 6 в.д. |
Анды | Южная Америка | с С на Ю | 9000 | Аконгакуа | 32 ю.ш., 70 з.д. |
Кордильеры | Северная Америка | с С на Ю | более 9000 | Мак-Кинли | 63 с.ш., 151 з.д. |
Уральские | Евразия | с С на Ю | более 2600 | Народная | 65 с.ш., 61 в.д. |
Скандинавские | Евразия | с ЮЗ на СВ | 1700 | Гальхёппиген | 61 с.ш., 8 в.д. |
Гималаи | Евразия | с З на В | более 2900 | Эверест | 27 с.ш., 86 в.д. |
Аппалачи | Северная Америка | СсВ на ЮЗ | более 3000 | Митчелл | 36 с.ш., 82 з.д. |
22. На контурную карту полушарий нанесите:а) крупнейшие равнины мира; б) крупнейшие горы и вершины.23. На образование нефти в земной коре уходит 250 млн лет. Человек интенсивно использует нефть в хозяйстве. Как вы считаете, какие меры необходимы, чтобы имеющихся запасов хватило как можно дольше?Рационально использовать имеющиеся ресурсы, использовать втор. сырье, придумать новые виды топлива.24. Ветер и текучие воды изменяют рельеф гор. Может ли образоваться равнина на месте горной страны?Да, может. Но для этого должно пройти не одна тысяча лет.25. Опишите особенности рельефа своей местности, используя план на с.83 и на с.87 учебника.1. Уральские горы находятся на материке Евразия, в центральной части России.2. Горы протянулись с севера на юг на более чем 2000 м.3. Абсолютная высота 1895 м, г. Народная, средняя — 100м.4. Координаты горы Народной — 65 с.ш. и 60 в.д. Понижение происходит с С на Ю.5. В Уральских горах берет начало р.Белая, р.Урал, р.Миасс, р.Кама, р.Печора, р.Чусовая, озера — Туватуй, Зюраткуль, Тургояк и.т.д.26. Начертите схему и проведите сравнение самой высокой горной вершины и самой глубокой океанской впадины. Ответ подтвердите фактами. 27. Сравните Уральские и Кавказские горы. Какой вывод вы можете сделать на основе сравнения?
Показатели | Кавказские горы | Уральские горы |
Местонахождение | юго-запад России | Центральная Россия |
Направление хребтов | с СЗ на ЮВ | с С на Ю |
Преобладающие высоты | 2500-3000 | 1000-1500 м |
Высочайшая вершина(название, высота) | г.Эльбрус, 5642 м | г.Народная, 1895 м |
Координаты наивысшей точки | 43 с.ш., 42 в.д. | 65 с.ш., 61 в.д. |
28. На земном шаре насчитывается более 800 действующих вулканов, ежегодно происходит извержение 20-30 из них. Подготовьте сообщение о любом сильнейшем извержении вулкана.В июне 1991 г. произошло извержение вулкана Пинатубо на Филлипинах. Извержение было внезапным и непредсказуемым — вулкан спал более 6 веков. Извержение длилось 5 дней. Погибло более 200 человек, 100 000 осталось без крова, в атмосферу было выброшено более 200 тысяч тонн диоксида серы.29. К каким экологическим последствиям ведет нерациональное использование полезных ископаемых? Приведите примеры.Нерациональное использование полезных ископаемых ведет к истощению земной коры, что может привести к появлению провалов, разрушению городов и т.д. Пример, осыпание Коркинского карьера, угроза разрушения города Коркино.30. Не кажется ли вам, что предупреждение идущим в горы — не нарушать тишины, не кричать, соблюдать дисциплину — абсурдно? Объясните свою позицию.Нет. Горы — это отдельный мир со своими правилами и законами, соблюдать которые — жизненная необходимость. Например, громкий звук может создать сильное эхо и вызвать сход лавины.31. Чем различается образ жизни людей в горах и на равнинах?В горах люди более склонны к традиционному образу жизни, нежели на равнинах. Там труднее строить большие города, промышленные центры, вести сельское хозяйство. Поэтому основной способ получения дохода в горах — это туризм.32. К.Г. Паустовский писал: «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни… не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни». Что нового вы узнали на уроке о горных породах и минералах?33. Литосфера включает:
а) земную кору и верхнюю мантию;
б) земную кору и мантию;в) земную кору и ядро.34. Самую высокую температуру имеет:а) земная кора
б) ядро
в) мантия35. Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются:а) метаморфическими;
б) магматическими;
в) осадочными.36. По происхождениям к магматическим горным породам относится:а) гипс
б) базальт
в) песокг) известняк37. По происхождению к метаморфическим горным породам относится:а) гранитб) глина
в) мрамор
г) пенза38. Выберите верное утверждение.а) Процесс разрушения горных пород происходит только под воздействием выветривания.б) Равнины разрушаются быстро и постоянно.
в) Смена температуры, действие воды, ветра разрушают горные породы.
39. Дополните определение:Полезные ископаемые — это минеральные ресурсы, которые человек использует в своем хозяйстве.40. Причиной землетрясений являются:
а) резкие внутренние толчки и колебания земной коры;
б) горизонтальные движения земной коры;в) медленные вертикальные движения земной коры.41.
Установите соответствие:
1) место на земной поверхности, располагающееся непосредственно над очагом землетрясения | б) эпицентр |
2) место возникновения толчков в земной коре или верхней мантии | а) очаг землетрясения |
3) область распространения землетрясений | в) сейсмический пояс |
42. Какой буквой на карте обозначена точка, где вероятность землетрясений небольшая?A)B)C)
D)
43. Какой буквой на карте обозначена территория, относящаяся к Тихоокеанскому огненному кольцу?A)
- B)
- D)
- 44. Самые высокие горы на Земле:а) Уральские
- б) Гималаи
- 45. Самые протяженные горы на Земле:а) Уральскиеб) Скандинавские
- в) Анды
C) в) Карпаты
46. Какой буквой на карте обозначены Уральские горы?
- A)
- D)
- 47. Выберите верные утверждения:
- а) Внутренние и внешние силы Земли создают все неровности на ее поверхности.
- в) Литосферные плиты лежат на верхнем слое мантии и как бы плавают по ее платичному слою.
- д) Самая глубокая пробуренная скважина находится на Кольском полуострове.
B)C) б) Температура вещества в мантии составляет от 500 до 800 градусов.г) С глубиной температура в земной коре понижается.
48. Какое из утверждений верное?А) Земная кора под материками имеет большую мощность, чем под океанами.Б) Океаническая земная кора имеет три слоя — осадочная, гранитный и базальтовый.
- 1) верно только А
- 4) оба неверны
- 49. Установите соответствие между видами равнин и их высотами:
2) верно только Б3) оба верны
1) возвышенности | в) 200-500 м |
2) впадины | а) ниже 0 м |
3) плоскогорья | г) выше 500 м |
4) низменности | б) 0-200 м |
50. Самые высокие горы России:а) Урал
б) Кавказ
в) Алтайг) Саяны51.
Установите соответствие между внешними процессами и созданными ими формами рельефа:
1) деятельность человека | б) карьеры |
2) действие веры | а) барханы |
3) действие воды | в-д) овраги, пещеры |
4) деятельность животных | г) коралловые рифы |
52. Выберите верные утверждения:
а) По абсолютной высоте горы делятся на высокие, средние и низкие;
б) Равнины на Земле занимают площадь более 60%;в) Горы являются устойчивыми участками земной коры;г) Горы — обширные участки суши или дна океана с большими перепадами высот, высоко поднятые над равнинами;
д) Самые высокие горы на Земле — Гималаи;
Источник: https://geodz.ru/5-klass/gdz-i-otvety-k-moj-trenazher-po-geografii-5-6-klass-nikolina/litosfera-tvyordaya-obolochka-zemli.html
Ответы Mail.ru: что такое литосфера
Литосфера — внешняя твердая оболочка Земли, которая включает всю земную кору с частью верхней мантии Земли и состоит из осадочных, изверженных и метаморфических пород.
Нижняя граница литосферы нечеткая и определяется резким уменьшением вязкости пород, изменением скорости распространение сейсмических волн и увеличением электропроводности пород. Толщина литосферы на континентах и под океанами различается и составляет в среднем соответственно 25— 200 и 5—100км.
Рассмотрим в общем виде геологическое строение Земли. Третья за отдаленностью от Солнца планета — Земля имеет радиус 6370 км, среднюю плотность — 5,5 г/см3 и состоит из трех оболочек — коры, мантии и ядра. Мантия и ядро делятся на внутренние и внешние части.
Земная кора — тонкая верхняя оболочка Земли, которая имеет толщину на континентах 40-80 км, под океанами — 5-10 км и составляет всего около 1 % массы Земли. Восемь элементов — кислород, кремний, водород, алюминий, железо, магний, кальций, натрий — образовывают 99,5 % земной коры.
На континентах кора трехслойная: осадо чные породы укрывают гранитные, а гранитные залегают на базальтовых. Под океанами кора «океанического» , двухслойного типа; осадочные породы залегают просто на базальтах, гранитного пласта нет.
Различают также переходный тип земной коры (островно-дуговые зоны на окраинах океанов и некоторые участки на материках, например Черное море) .
Наибольшую толщину земная кора имеет в горных районах (под Гималаями — свыше 75 км) , среднюю — в районах платформ (под Западно-Сибирской низиной — 35-40, в границах Русской платформы — 30-35), а наименьшую — в центральных районах океанов (5-7 км) . Преобладающая часть земной поверхности — это равнины континентов и океанического дна.
Континенты окружены шельфом- мелководной полосой глубиной до 200 г и средней шириной близко 80 км, которая после резкого обрывчастого изгиба дна переходит в континентальный склон (уклон изменяется от 15-17 до 20-30°). Склоны постепенно выравниваются и переходят в абиссальные равнины (глубины 3,7-6,0 км) .
Наибольшие глубины (9-11 км) имеют океанические желоба, подавляющее большинство которых расположенная на северной и западной окраинах Тихого океана. Основная часть литосферы состоит из изверженных магматических пород (95 %), среди которых на континентах преобладают граниты и гранитоиды, а в океанах-базальты.
Литосфе́ра (от греч. λίθος — камень и σφαίρα — шар, сфера) — твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород.
В строении литосферы выделяют подвижные области (складчатые пояса) и относительно стабильные платформы. Блоки литосферы — литосферные плиты — двигаются по относительно пластичной астеносфере. Изучению и описанию этих движений посвящен раздел геологии о тектонике плит.
Литосфера под океанами и континентами значительно различается. Литосфера под континентами состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев общей мощностью до 80 км.
Литосфера под океанами претерпела множество этапов частичного плавления в результате образования океанической коры, она сильно обеднена легкоплавкими редкими элементами, в основном состоит из дунитов и гарцбургитов, её толща составляет 5 — 10 км, а гранитный слой полностью отсутствует.
Для обозначения внешней оболочки литосферы применялся ныне устаревший термин сиаль, происходящий от названия основных элементов горных пород Si (лат. Silicium — кремний) и Al (лат. Aluminium — алюминий).
литосфера — это каменная оболочка Земли. От греческого «литос» — камень и «сфера» — шар
Литосфе́ра (от греч. λίθος — камень и σφαίρα — шар, сфера) — твердая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород
Внешняя сфера Земли, включающая в себя верхний слой земли и мантию
(от греч. λίθος — камень и σφαίρα — шар, сфера) — твердая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород
Литосфе́ра твердая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии
Литосфера это верхняя твердая оболочка Земли. Ее толщина колеблется в пределах 50–200 км. Распространение жизни в ней ограниченно и резко уменьшается с глубиной.
Подавляющее количество видов сосредоточено в верхнем слое, имеющем толщину в несколько десятков сантиметров.
Некоторые виды проникают в глубину на несколько метров или десятков метров (роющие животные — кроты, черви; бактерии; корни растений).
Литосфера — внешняя твердая оболочка Земли
Литосфе́ра (от греч. λίθος — камень и σφαίρα — шар, сфера) — твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород.
В строении литосферы выделяют подвижные области (складчатые пояса) и относительно стабильные платформы. Блоки литосферы — литосферные плиты — двигаются по относительно пластичной астеносфере. Изучению и описанию этих движений посвящён раздел геологии о тектонике плит.
Земная кора под океанами и континентами значительно различается. Земная кора под континентами состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев общей мощностью до 80 км.
Земная кора под океанами претерпела множество этапов частичного плавления в результате образования океанической коры, она сильно обеднена легкоплавкими редкими элементами, в основном состоит из дунитов и гарцбургитов, её толщина составляет 5—10 км, а гранитный слой полностью отсутствует.
Для обозначения внешней оболочки литосферы применялся ныне устаревший термин сиаль, происходящий от названия основных элементов горных пород Si (лат. Silicium — кремний) и Al (лат. Aluminium — алюминий).
[скрыть] ⛭
Оболочки Земли
Внешние
Атмосфера • Гидросфера (Эвфотическая зона · Дисфотическая зона · Афотическая зона) • Биосфера
Earth layers model.png
Внутренние
Кора
Континентальная кора • Океаническая кора • Осадочный слой • Верхняя кора • Граница Конрада • Нижняя кора • Литосфера (Литосферные плиты) • Поверхность Мохоровичича
Мантия
Верхняя мантия (Астеносфера) • Сейсмический раздел 660 км • Нижняя мантия • Граница Гутенберга
Ядро
Внешнее ядро • Внутреннее ядро
литосфера- это твёрдое тело земли включая мантию.
внешняя твёрдая оболочка земли
Литосфера — внешняя твердая оболочка Земли, которая включает всю земную кору с частью верхней мантии Земли и состоит из осадочных, изверженных и метаморфических пород. Нижняя граница литосферы нечеткая и определяется резким уменьшением вязкости пород, изменением скорости распространение сейсмических волн и увеличением электропроводности пород.
Толщина литосферы на континентах и под океанами различается и составляет в среднем соответственно 25— 200 и 5—100км.
Рассмотрим в общем виде геологическое строение Земли. Третья за отдаленностью от Солнца планета — Земля имеет радиус 6370 км, среднюю плотность — 5,5 г/см3 и состоит из трех оболочек — коры, мантии и ядра. Мантия и ядро делятся на внутренние и внешние части.
Жека эт ты просил скинуть ответты на кр лов) Литосфера- внешняя твердая оболочка Земли, которая включает всю земную кору
Атмосфера- это земные плиты 9 слоя земли которые находится в атмосфери и их окружают атмосферные звезды
Литосфера — внешняя твердая оболочка Земли, которая включает всю земную кору с частью верхней мантии Земли и состоит из осадочных, изверженных и метаморфических пород. Нижняя граница литосферы нечеткая и определяется резким уменьшением вязкости пород, изменением скорости распространение сейсмических волн и увеличением электропроводности пород.
Толщина литосферы на континентах и под океанами различается и составляет в среднем соответственно 25— 200 и 5—100км.
Рассмотрим в общем виде геологическое строение Земли. Третья за отдаленностью от Солнца планета — Земля имеет радиус 6370 км, среднюю плотность — 5,5 г/см3 и состоит из трех оболочек — коры, мантии и ядра. Мантия и ядро делятся на внутренние и внешние части. Земная кора — тонкая верхняя оболочка Земли, которая имеет толщину на континентах 40-80 км, под океанами — 5-10 км и составляет всего около 1 % массы Земли. Восемь элементов — кислород, кремний, водород, алюминий, железо, магний, кальций, натрий — образовывают 99,5 % земной коры.
На континентах кора трехслойная: осадо чные породы укрывают гранитные, а гранитные залегают на базальтовых. Под океанами кора «океанического» , двухслойного типа; осадочные породы залегают просто на базальтах, гранитного пласта нет.
Различают также переходный тип земной коры (островно-дуговые зоны на окраинах океанов и некоторые участки на материках, например Черное море) .
Наибольшую толщину земная кора имеет в горных районах (под Гималаями — свыше 75 км) , среднюю — в районах платформ (под Западно-Сибирской низиной — 35-40, в границах Русской платформы — 30-35), а наименьшую — в центральных районах океанов (5-7 км) . Преобладающая часть земной поверхности — это равнины континентов и океанического дна.
Континенты окружены шельфом- мелководной полосой глубиной до 200 г и средней шириной близко 80 км, которая после резкого обрывчастого изгиба дна переходит в континентальный склон (уклон изменяется от 15-17 до 20-30°). Склоны постепенно выравниваются и переходят в абиссальные равнины (глубины 3,7-6,0 км) .
Наибольшие глубины (9-11 км) имеют океанические желоба, подавляющее большинство которых расположенная на северной и западной окраинах Тихого океана. Основная часть литосферы состоит из изверженных магматических пород (95 %), среди которых на континентах преобладают граниты и гранитоиды, а в океанах-базальты.
земную кору и верхнюю часть мантии называют литосферой. (Это 100% правильно, потому что из учебника)))
Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/29588926