Методы обучения в педагогике — студенческий портал

Просмотрсодержимого документа

Федосеева Валентина Ивановна,

преподаватель Соликамского социально-педагогического

колледжа им. А.П. Раменского, г. Соликамск

  • Креативные методы обучения в преподавании педагогики
  • в системе СПОв условиях реализации ФГОС
  • Аннотация: в статье исследуется влияние графических способов представления информации (схем, моделей, коллажей, графов), ориентирующих обучаемых не только на усвоение знаний, но и на приёмы этого усвоения, на способы мышления, позволяющие увидеть связи и отношения между изучаемыми объектами, на активизацию познавательной деятельности, повышение интереса к изучению предмета.
  • Ключевые слова:когнитивно-графические элементы, денотатный граф.

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является повышение качества профессионального образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения. Это, безусловно, касается и качества подготовки специалистов педагогического профиля.

Качество современного профессионального образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов его  усвоения  и передачи.

Очевидно, что нужны современные образовательные технологии, которые формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности.

Большие возможности обучения в логике компетентностного подхода на уроках педагогики открывает использование графической наглядности.

С помощью графических схем можно обобщать и систематизировать учебный материал (образная и логическая систематизация).

Цель образной систематизации: создание целостного представления о предмете деятельности в виде образа. «Образ – это самое емкое, яркое и глубокое выражение мыслительного содержания» (Л.С. Выготский).

Опыт показывает, что студентам нравится перерабатывать сложный материал на язык доступных и понятных образов, многим студентам легче запоминаются графические образы, повышается мотивация.

   Например, студентам предлагается изобразить в виде образа, коллажа «структуру педагогического процесса»; создать образ «современного первоклассника». Работа организуется в группах. Высокий эмоциональный настрой участников поддерживается соревнованием между группами.

  Для подведения результатов соревнования разрабатывается система показателей.

Критерии оценки качества образа: оригинальность идеи образа; конкретность образа; содержательность образа (каждая деталь должна быть наполнена смыслом); ценность образа (все детали должны быть связаны друг с другом); эстетичность образа.

Когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание» (рис.1.) строятся по принципу блок – схем [1].

Методы обучения в педагогике - Студенческий портал

Рис.1.Когнитивно -графические модели «Древо» и «Здание».

Здесь важна последовательность основных компонентов в изучаемой теории: основание – ядро – приложение.

Методы обучения в педагогике - Студенческий порталМодель «Древо» по теме «Дидактика» (рис.2) может быть представлена следующим образом.  Логическое основание дидактического процесса (корни) представляют законы, закономерности, принципы и правила.         

        Ядро (ствол) – взаимодействие деятельности преподавания и   деятельности учения с целью получения

                     (Рис.2.)                       соответствующего результата.  Приложение («веточки»)  — содержание обучения, методы, формы обучения.

Техника конструирования «Здания» на примере темы «Профессионально-педагогическая культура учителя» (Рис.3.)может выглядеть таким образом.

Методы обучения в педагогике - Студенческий порталФундаментом здания является аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры. Он образован совокупностью педагогических ценностей (знания, идеи, концепции, традиции). 

  1. Освоение ценностей и достижений педагогической культуры (технологический компонент) продвигает педагога от «основания» теории к «крыше» — практике:
  2. усложняются и активизируются методы и формы обучения.
  3. Крыша представляет собой процесс присвоения

     (Рис.3.)      учителем выработанных педагогических ценностей на личностно-творческом уровне (личностно-творческий компонент), т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет своё собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

  Образная систематизация – это эффективный способ осознания глубины информации, постижения уникальности того или иного вида деятельности.

Цель логической систематизации: выделение наиболее существенных смыслов в понимании предмета деятельности.

Денотатный граф – (от лат. denoto – обозначаю и греч. – пишу) – способ

  • вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
  •  Задачи:
  • • Перевести общее понятие на язык пяти логических категорий: цель, принципы, средства, результат, условия (ресурсы для достижения цели);
  • • Сформулировать логические категории в виде денотатного графа (ДГ);
  • • Определить смысловое значение всех логических категорий, входящих в ДГ (составить понятийный словарь – тезаурус).

Правила построения денотатного графа [2, с.49].

  1.  • ДГ строится дедуктивным способом от общего понятия (ключевого слова) к конкретным понятиям (разложение ключевого слова на слова -кирпичики);
  2. • В ДГ используются глаголы или глагольные формы для передачи динамики мысли, что отличает ДГ от других схем;
  3. • В ДГ используются глаголы с определённым значением:
  4. — глагол, обозначающий цель – направлять;
  5. — глагол, обозначающий принципы – опираться;
  6. — глагол, обозначающий средства – достигается;
  7. — глагол, обозначающий ресурсы – зависеть;
  8.  — глагол, обозначающий результаты – приводит к …
  9. • Слова — кирпичики должны формулироваться кратко, точно, ясно;
  10. •ДГ должен представлять собой текст с присущими ему характеристиками: связность, смысловая и формальная (спряжение и род), завершённость, целостность.
  11. Возможны разные варианты организации учебной работы с использованием ДГ. Например:

1вариант. На первом этапе студенты, разделённые на группы по 2- 4 человека, исследуя учебный материал, создают ДГ. На втором этапе происходит совместное обсуждение всех представленных ДГ (в виде творческих отчётов, выступлений представителей от групп, обобщающих бесед).

  В процессе обсуждения акцент делается на целенаправленный анализ информации, заданный структурой ДГ, на понимание причинно — следственных связей, полноту и обоснованность принятых решений. Это даёт возможность ещё раз критически рассмотреть данную тему.

На третьем этапе происходит подведение итогов, анализ типичных ошибок, оценка и самооценка результатов работы групп; отмечаются группы, получившие наилучшие результаты.

2 вариант. Каждая группа заполняет свою часть ДГ. На этапе обсуждения вносятся дополнения, уточнения, результатом чего становится общий ДГ.

Приведём пример ДГ, составленного группой студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Решая на одном из занятий проблему повышения познавательной и профессиональной мотивации в УВП,  студенты составили ДГ, выделив ключевое понятие:

Профессионально-мотивирующее обучение

Направлено на (цель)

  • • создание условий для развития мотивационно-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности;
  • • обеспечение прочной связи с жизнью, конкретными ситуациями школьной практики;
  • • создание здоровьесберегающих условий, исключающих перегрузки обучаемых.
Читайте также:  Длина волны - студенческий портал

Опирается на (принципы)

Научности Гуманности Креативности Практической направленности Адресности
Экзистенциальности

Достигается через (средства)

Применение современных технологий и методик Мониторинг качества урока, занятия

Приводит к (результатам)

  1. • повышению познавательной и профессиональной мотивации в УВП
  2. • углублению уровня понимания учебной информации
  3. •успешности студентов в учебно-познавательной и профессиональной деятельности
  4. • формированию ПК и развитию ОК

Зависит от (ресурсов)

Кадровых Информационных Временных

Составление понятийного словаря (тезауруса)включает всепонятия, входящие в ДГ, способствует осмыслению каждого понятия, например:

Принцип экзистенциальности – означает подачу информации не только на логическом уровне её восприятия, но и сквозь призму переживания учащимися данной информации, что достигается через использование личного опыта, как педагога, так и студентов, включение эмоционально-чувственного восприятия информации, через образное представление информации. Это создаёт атмосферу сотворчества, повышающую мотивацию, а также способствует глубине понимания информации, и таким образом анализируются все понятия.

Денотатный граф позволяет представить целиком учебный материал по теме; помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала.

 Студенты с удовольствием составляют ДГ; создана копилка ДГ по таким проблемам, как: «Современный урок», «Учитель XXI века», «Школа будущего», «Современные образовательные технологии» и др.   

 Граф можно эффективно использовать в качестве ориентировочной  основы  на вводном занятии, либо как «резюме» на повторительно-обобщающем уроке. Овладев методикой составления графов понятий, студенты легко могут самостоятельно справляться с объёмными текстами, а учитель – осуществлять оперативный контроль усвоения ими учебного материала.

Как показывает практика, графические способы представления информации обеспечивают включение учащихся в активную познавательную деятельность, позволяют каждому студенту проявить творческие личностные способности и перейти на более высокий уровень понимания знаний, переработки, запоминания и применения этих знаний в различных ситуациях. 

Литература.

1. Бершадский, М.Е. Когнитивная технология обучения: последовательность процедур проектирования учебного процесса//Педагогические технологии. – 2006, №2

2. Юнина, Е.А. Педагогическая психология: социально-личностное образование

 [Текст]: учебное пособие/Е.А.Юнина. — Пермь: ПРИПИТ. 2004. – 92 с.

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/statya-kreativnye-metody-obucheniya-v-prepodavanii-pedagogiki-v-sisteme-spo-v-usloviyah-realizacii-fgos-89065.html

Инновационные методы обучения студентов

Статья опубликована в рамках: Выходные данные сборника:

Инновационные методы обучения студентов

Черкасов Михаил Николаевич

канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВПО «МАТИ — Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского», г. Москва

  • Е-mail: mixantyt@mail.ru
  • INNOVATIVE METHODS OF STUDENTS’ TRAINING
  • Mikhail Cherkasov

PhD of Economics, the assistant professor «MATI — Russian State Technological University named after K.E.Tsiolkovsky», Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и современного инновационного инструментария, который используется преподавателями вузов. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов.

ABSTRACT

The issues of the day of introduction, development and use of innovative receptions and methods in the process of educating of students are exposed in the article.

The analysis of front-rank and modern innovative tool that is used by the teachers of Institutions of higher education is conducted.

Advantages of innovative approach are reasonable as compared to the traditional forms of preparation of students.

Ключевые слова: обучение; вуз; инновации; студент; активные инструменты; специалист; информационные технологии.

Keywords: educating; institution of higher education; innovations; student; active instruments; specialist; information technologies.

Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего.

Преобразование постиндустриального общества в глобальное информационное, основанное не только на знаниях, но и на компетентности специалистов, значительно актуализировало проблему инновационных подходов к организации образовательных процессов.

В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Для достижения поставленной цели в Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики [1]. Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся в системе высшего образования, которые в будущем будут непосредственно причастны к формированию и обеспечению реализации инвестиционной и инновационной политики.

В современной научной литературе, посвященной проблемам управления инновационными процессами в сфере образовательной деятельности, отмечается сложность и многоаспектность данного процесса.

Особое внимание сосредоточено на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов, при этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, разработке новых технологий и методов обучения. Обозначенную проблематику активно изучают отечественные и зарубежные исследователи, такие как Дж. Мартин, Л. Свенсон, И. Лернер, М. Скаткин, В. Беспалько, В. Сластенин, О. Пехота, С. Сысоева и др. Однако большинство исследований направлено на общеобразовательные учебные заведения, а высшая школа незаслуженно остается без внимания отечественных ученых. И работ, которые посвящены рассмотрению особенностей и отличительных черт инновационных методов обучения студентов, а также выявлению преимуществ и перспектив использования различных инновационных форм обучения, не так много.

Как известно, основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов [2].

Поэтому при подготовке специалистов в высшей школе применение инновационных форм и методов необходимо органично сочетать с прагматическим пониманием целей и задач обучения и подготовки кадров.

В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что инновационные методы получают отражение во многих технологиях обучения, направленных на развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в различных сферах жизни современного общества [3].

Они создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, способствуют развитию профессиональных качеств будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.

Читайте также:  Архитектура информационной системы - управление данными и бизнес-логика

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию [5]. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.

Рассмотрим некоторые из представленных методов более подробно.

В игровом имитационном моделировании широко представлены различные игры: деловые, аттестационные, организационно-деятельностные, инновационные, рефлексивные игры по снятию стрессов и формированию инновационного мышления, поисково-апробационные и т. д. [4].

При использовании деловых игр преобладает продуктивно-преобразовательная деятельность студентов. В частности, для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального.

Деловые игры в учебных целях получили в настоящее время достаточно широкое распространение в вузах и применяются, в основном, на старших курсах при изучении специальных дисциплин, особенно тех, которые связаны с экономикой, организацией и управлением, бухгалтерским учетом, правоведением, с новыми формами хозяйствования в рыночных условиях.

Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов.

Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы).

Смысл и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.

Метод проектов относится к исследовательским.

В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей [3].

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную или групповую, которую студенты выполняют в течение определенного промежутка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей.

  1. Креативное обучение предполагает свободный доступ каждого студента к ресурсам сети Интернет и базируется на следующих принципах:
  2. ·  основой креативного обучения является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан студентом;
  3. ·     соответствие внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям;
  4. ·     индивидуальная образовательная траектория учащегося в образовательном пространстве;
  5. ·     интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций;
  6. ·     открытая коммуникация по отношению к создаваемой студентом образовательной продукции.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.

Список литературы:

  1. Базилевич С.В., Брылова Т.Б., Глухих В.Р., Левкин Г.Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. — 2012. — № 4. — С. 103—113.
  2. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182—188.
  3. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201—206.
  4. Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? // Менеджмент качества. — 2012. — № 1. — С. 76—84.
  5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 URL: http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/ (дата обращения: 27.10.2012)

Источник: https://sibac.info/conf/innovation/xiv/30122

Школа педагогического мастерства

Педагогическое мастерство — это высокое искусство обучения и воспитания, постоянно совершенствуется, доступное каждому педагогу, в основе которого лежат профессиональные знания, умения и способности. А.С. Макаренко

Работу Школы педагогического мастерства университета координирует — первый проректор, д.э.н., профессор Омельянович Лидия Александровна, организовывает — руководитель школы, д.э.н.

, доцент Антонова Валерия Анатольевна совместно с членами комиссии Учебно-методического совета по совершенствованию педагогического мастерства и формирования современных учебных программ, учебников и учебных пособий нового поколения.

Цель создания:

  • формирование у молодых преподавателей высоких профессиональных идеалов, методических навыков, потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании;
  • повышение профессионального мастерства преподавателей;
  • распространения лучшего педагогического опыта;
  • оказание помощи молодым преподавателям в разработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Главные задачи:

  • педагогическая подготовка и повышение профессионального мастерства молодых преподавателей;
  • ознакомление преподавателей с современными дидактическими требованиями по применению новых инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе в системе высшего образования;
  • ориентация преподавателей университета на инновационные формы и методы занятий с целью профессиональной подготовки будущих специалистов;
  • всестороннее повышение мастерства, творческого потенциала, информации и методической культуры преподавателей с целью достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития студентов;
  • распространение лучшего педагогического опыта университета.
Читайте также:  Вред курения - студенческий портал

Основные формы работы

Теоретические:

  • круглые столы,
  • семинары по учебно-методическим вопросам,
  • работа творческих групп,
  • консультативно-информационное изучения документов по вопросам образования, законодательства и т.п. с целью получения необходимого объема информации по вопросам методики обучения, педагогики, воспитания студентов и т.п.
  • лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.

Практические:

  • тренинги,
  • деловые игры,
  • аукционы педагогических технологий,
  • открытые занятия,
  • «Круглые столы»,
  • мастер-классы, в ходе которых демонстрируются лучшие примеры использования в учебном процессе новых методик и технологий обучения,
  • обмен педагогическим опытом,
  • изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов,
  • изучение передового педагогического опыта.

Индивидуальные:

  • индивидуальные консультации,
  • собеседование с преподавателями и др.

Источник: http://donnuet.education/sveden/struct/shkola-pedagogicheskogo-masterstva

Методы обучения — это… Что такое Методы обучения?

Метод обучения (от др.-греч.

μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала). 2.

Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3.

Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Пассивный метод

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы.

Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам.

Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция — самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Литература

  1. Алексюк А.Н. Общие методы обучения в школе. — К.: Радянська школа, 1983. — 244с.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006.

    — 192 с.

  4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
  5. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во УРАО, 2000.

    — 128 с.

  6. Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе: учебное пособие. – Сумы: СумДПУ, 2009. – 122 с. [1]
  7. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К.Бабанского. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — С.385-409.

Смотрите также

Ссылки

Источник: https://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/207742

Ссылка на основную публикацию