Нарушение восприятия — студенческий портал

Каждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять четыре разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятся: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.

Общая информация о видах восприятия

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:

  1. Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
  2. Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
  3. Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
  4. Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.

Нарушение восприятия - Студенческий портал

Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.

Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:

  • доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
  • влияние ведущего канала восприятия на характер;
  • соотношение вида восприятия с типом личности человека;
  • набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.

Характеристика визуалов

Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.

Нарушение восприятия - Студенческий портал

Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:

  • направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
  • вверх и вправо при фантазировании;
  • прямо и вдаль при мыслительной деятельности.

Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.

Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.

Для визуалов характерны следующие особенности:

  • восприятие информации через образы;
  • выраженная жестикуляция;
  • использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
  • восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
  • обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
  • хорошее воображение.

Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.

Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.

Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.

Характеристика аудиалов

Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.

Нарушение восприятия - Студенческий портал

Для аудиала характерны следующие признаки:

  • использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
  • хорошее восприятие музыки, бесед;
  • неплохой слух;
  • необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
  • высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
  • большая любовь к музыке;
  • чувствительность к разговорам;
  • хорошая слуховая память.

Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.

Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.

Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.

Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.

Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.

Описание кинестетика

Определить такого человека можно по ряду признаков:

  • частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
  • частые прикосновения к собеседнику;
  • близкая дистанция с человеком при разговоре;
  • непоседливость;
  • эмоциональность;
  • лучшее усвоение информации через движения и осязание.

Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.

Нарушение восприятия - Студенческий портал

Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.

Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.

Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.

Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком.

На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.

Особенности дигитала

Аудиал, визуал, кинестетик — не единственные типы людей в зависимости от восприятия ими мира. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:

  • руководство логикой и обдумывание действий;
  • четкое планирование деятельности;
  • минимальное проявление чувств при общении;
  • слабые эмоции;
  • стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;
  • высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса.

Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.

Нарушение восприятия - Студенческий портал

Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.

Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.

Дигиталы успешны в профессиях, требующих логики и точности. Это может быть программирование, моделирование, научная деятельность.

Отличить дигитала можно по их состоянию задумчивости. Он предпочитает вести внутренний диалог с самим собой и осмысливать суть происходящих событий. Для него важны конкретные данные и примеры, а не абстрактные формы.

Он склонен анализировать, имеет рациональное и временами нестандартное мышление.

Главное различие между дигиталами и другими типами восприятия заключается в приоритете для них только логичных, четких заключений, а не слуховых и зрительных образов.

Характеристика визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов является условной. Большее количество людей относится к первым трем типам восприятия, меньшее — к дигиталам.

Подобная классификация лишь примерно разделяет людей на определенные типы в зависимости от их мировосприятия. Каждый отдельно взятый человек сочетает в себе признаки сразу нескольких типов.

Та или иная форма восприятия проявляется в человеке при конкретных жизненных обстоятельствах, событиях.

Умение человека различать у себя ведущий тип восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, дигитал) позволяет ему более эффективно усваивать информацию, правильно доносить свои мысли и идеи в общении с другими людьми.

Источник: https://vsepromozg.ru/teoriya/audial-vizual-kinestetik

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440

В условиях интенсивно развивающегося информационного общества в современной России постоянно увеличиваются источники и каналы получения информации, происходит перераспределении аудитории между их различными видами, постоянно растет количество информации и совершенствуются способы ее подачи.

В последние годы в России наблюдаются существенные изменения в медиапотреблении различных поколений россиян, что не только формирует различные взгляды и установки на получаемую информацию о происходящих событиях, но и создает различную картину мира у представителей разных возрастов.

Существуя в одном территориально-временном пространстве, представители различных поколений оказываются вовлечены в несвязанные между собой информационные потоки с различными приоритетами подачи и интерпретации информации, что формирует у каждого из них свои особенности восприятия и мышления. Все это усиливает известный «конфликт поколений», который получил новое трактование в Теории поколений, предложенной американскими учеными Вильямом Штраусом и Нейлом Хоувом в 1991 году.

Читайте также:  Рождение новой культуры - студенческий портал

Указанная тенденция находит свое подтверждение в исследовании, проведенном ВЦИОМ в октябре 2013 г. [1], а также в исследованиях, проводимых в г. Волжском [2,3].

Изучая «конфликт поколений», авторы Теории поколений пришли к выводу, что данный конфликт не связан с возрастными противоречиями, а вызван различием ценностей.

На формирование ценностей каждого поколения влияют одновременно несколько факторов – политические, экономические, социальные, технологические, культурные, национальные.

Значение имеет и модель воспитания в семье, и социально-политическая ситуация, которая сопровождает процесс социализации молодого человека до возраста 12 — 14 лет, когда и формируется собственная система ценностей.

К российской действительности данную теорию в начале XXI века адаптировали ученые-практики: Евгения Шамис, Алексей Антипов, Евгений Никонов и др. Согласно их выводам, сейчас в России живут и работают представители следующих поколений: Поколение GI (1900-1923 г.р.), Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.), Поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г.р.

), Поколение Х (1963-1984 г.р.), Поколение Миллениум или Y (1984-2000 г.р.), Поколение Z (c 2000 г.р.) В настоящий момент самым активным и многочисленным является Поколение Х, а самым малочисленным и уходящим – Поколение GI; самым молодым поколением, которое будет формироваться до 2023 года, является Поколение Z.

Соотношение поколений россиян представлено в таблице 1 [1].

Таблица 1

1991 2013
1900-1923 Поколение GI (Поколение Победителей) 4 %
1923-1943 Молчаливое поколение 32 % 8 %
1943-1963 Поколение Беби-бумеров 44 % 32 %
1963-1983 Поколение Х 19 % 36 %
1983-2003 Поколение У 24%

* Поскольку Поколение Z только формируется, оно не представлено в таблице.

Современное поколение студентов – представители Поколения Y. Ценности данного поколения формировались под влиянием таких событий, как: распад СССР, военные конфликты и теракты, массовые эпидемии, развитие цифровых технологий и информационного общества, рост потребления и продуктовое изобилие, стремительное проникновение цифровой техники в обыденную жизнь.

В системе ценностей Поколения Y присутствуют такие ценности как: оптимизм, уверенность, немедленное вознаграждение, изменения, достижения, хорошее знание техники, быстрое обучение всему; и вместе с тем: наивность и пассивность, а также гражданский долг и мораль.

Отличительной чертой данного поколения является практически неограниченная свобода мышления и действий, их сознание не сковано никакими ограничениями.

Поколение Y легко воспринимает все новое и стремится получить результат здесь и сейчас. Игреки никогда не станут заниматься тем, что им не интересно, моментально и безоговорочно бросают ту деятельность, которая для них пуста и рутинна.

Они нацелены на результат, на свои силы и редко прибегают к помощи других поколений, авторитет которых для них малозначителен. Старшие поколения уже не являются важнейшими носителями информации, они утратили свою роль единственных источников знаний и опыта.

Для новых поколений главными, подчас, единственными, источниками информации становятся Интернет и телевидение.

Таким образом, у поколения современных студентов сформировались иные способы получения, восприятия и усвоения информации, а также способы мышления и понимания, чем у предшествующих поколений, что и является одной из основных причин тех проблем, с которыми сталкивается сегодня система высшего образования.

Проблема заключается и в том, что Игреки не способны воспринимать большие объемы информации (академическая лекция), подаваемой без визуализации. Им не будут интересны длинные пространные рассуждения и речи, от которых они быстро устают.

Восприятие современных студентов нацелено именно на яркий зрительный образ, именно так они привыкли и настроены воспринимать информацию.

Психологи отмечают «клиповое мышление» у современных студентов, когда информация подается фрагментарно, в сжатой, лаконичной, но в тоже время яркой и захватывающей форме. Таким образом, условием успешного восприятия лекционной информации становится, на наш взгляд, ее легкость для восприятия, доступность, простота и наглядность.

Сегодня в России академические традиции вузов, жесткие требования, необходимость конспектирования и длительного «сидения на лекциях», интенсивность занятий, записывание и заучивание огромного количество новых понятий, таблиц, классификаций и схем, оказались серьезным препятствием для успешного обучения Поколения Y.

Частым явлением становится отказ от продолжения обучения во время первой сессии, что объясняется, на наш взгляд, характеристиками поколения. Для Игреков любые трудности тяжело переносимы, важен немедленный результат и резкий отказ от деятельности, которая не приносит удовольствия и угрожает самооценке.

  • Сложность создает и система мышлениями и восприятия большинства преподавателей, которая формировалась в другое время и при других условиях, а поэтому кардинально отличается от системы мышления и восприятия современных студентов.
  • Все вышеизложенное во многом объясняет те трудности, с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса российского высшего образования — и педагоги, и студенты.
  • На наш взгляд, есть несколько направлений выхода из данной ситуации.
  • Прежде всего, необходимо признать тот факт, что механизмы восприятия и мышления новых поколений студентов не совпадают с имеющимися технологиями преподавания в высшей школе.
  • В интересах повышения качества подготовки студентов необходимо применение новых информационных технологий в образовательном процессе, что требует, на наш взгляд, серьезной переподготовки кадров высшей школы.

Ориентируясь на особенности нынешних студентов, необходимо включать в обучение интерактивные методы – проблемные лекции, лекции- дискуссии, лекции-презентации. Активнее использовать кейс-метод.

Не менее важна корректировка психологии общения преподавателя со студентом с позиции авторитетного доминирования в общении на позицию сотрудничества и взаимодействия.

В условиях постоянно меняющегося информационного пространства современного российского общества высшее образование в нашей стране должно постоянно совершенствоваться, искать новые методы и способы преподавания, не теряя при этом фундаментальность и содержательность образовательного процесса. В противном случае, без инноваций и новых технологий, высшая школа не справится со своей основной задачей – подготовкой специалистов для новой высокотехнологичной России.

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5036

18. Нарушение восприятия » Шпоры для студентов

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой.

Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются Гипертезией.

Противоположное ей состояние – Гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность.

Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим.

Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т. п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами.

Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, т. е. люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют.

Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.

Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием: видения могут быть бесформенными (пламя, дым, туман) или, наоборот, казаться более четкими, нежели образы реальных предметов. Величина видений также характеризуется большой амплитудой: бывают как уменьшенные, так и увеличенные, гигантские.

Зрительное галлюцинации могут быть и бесцветными, но гораздо чаще у них естественная или крайне интенсивная окраска, обычно ярко-красная или синяя.

Видения могут быть подвижными или неподвижными, не меняющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации).

Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, т. е. ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, – главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и перейдолические.

Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) Иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Очень интересны и показательны Перейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/100-otvetov-po-psixologii/18-narushenie-vospriyatiya.html

Проблемы восприятия

  •                           Проблемы восприятия
  • Там, где все горбаты, стройность становится уродством.
  • Оноре де Бальзак.
  • Взаимоотношения и навык правильного принятие людей являются самыми важными факторами  для успешного ведения дел и, да, в целом в жизни.

Как правило, каждый человек представляет собой определенный типаж общества.

Для формирования личности оказывает влияние большое количество условий. Таких как: семья, среда, национальная принадлежность, материальные ресурсы, социум, круг общения и т.д.

В итоге такого «микса» общество получает личность, которая несет в себе те или иные достоинства и недостатки.

Мы не можем повлиять на изменение человеческого характера. Мы не можем в корне переделать. Мы не можем заново создать характер у человека. Но сломить или наоборот возвеличить эту личность общество вполне может.

Здесь возникает закон большинства «один в поле не воин» —  на ум приходит только эта мысль. Действительно, когда общество уже сложилось с определенными ценностями, понятиями, менталитетом, восприятием действительности, то те, кто отличаются от это же общества, мягко переводятся в ряды изгоев. Здесь невозможно провести четкую грань правды и абсурда.

Пропаганда сложившегося всегда сильнее истины. Так, например, большинство населения, сформировавшиеся с определенной пропагандой в определенной системе, тяжело адаптируется к более демократичным устоям.

Жить в рамках для многих является синонимом безопасности и стабильности. Чем уже и проще человек сознает действительность, тем крепче держится за укоренившиеся устои.

Легче следовать старому и понятному, пусть даже система далеко не идеальна, можно сказать катастрофична. Но главное – это стабильность.

Люди могут терпеть пережитки архаичных традиций ради личного комфортна. Так как только в таком направлении можно точно предугадать и построить свою жизнь. Это касается абсолютно любой сферы.

Деспотизм, тирания, традиционность и консерватизм — попытка и одна из форм инстинкта выживания.

Читайте также:  Виды эвм - студенческий портал

Легче закрыться от всего нового и жить своим размеренным образом жизни, чем открывать новые горизонты и покорять новые вершины.

Но мир не стоит на месте, жизнь требует другого подхода. Стагнация не всегда является правильным решением при желании постигать новое. Жизнь ставит свои законы и свои порядки. Как бы не сопротивлялись люди, но рано или поздно разум перевешивает устоявшиеся догмы.

Да, может быть в какой момент для выживания общества необходимы были именно эти устои, хотя  это крайне спорный момент, но для развития нужны новаторы в любой сфере.

Мир настолько переполнен в настоящий момент информативными источниками, что с одной стороны — это хорошо, но с другой — разобраться в этом сумасшедшем потоке информации считается не самой легкой задачей. Появляются различные посредники, которые используют любую новость в своих целях.

К сожалению, контролировать массу не так сложно. Главное, запустить через правильных людей какую-либо идею. В большинстве случаев большинство идет за ней. Важно правильно сыграть на чувствах людей. Те же, кто осознает всю игру, не подчиняется ее правилам, объявляется чужим.

Понять и осмыслить поступки окружающих является одной из самых первых необходимых навыков для человека. Не каждый справляется с адекватной оценкой. Поэтому возникают разногласия, непонимание. Мы все в какой-то степени живем в своем созданном мире. Не все можем принять мир других с правильной точки зрения. Легче объявить непонятное страшным, чем попытаться разобраться.

Инстинкт самосохранения в этом случае срабатывает. Мы не хотим принимать новое, видя в этом новом только проблемы и плохое. Привычное отождествляется со стабильностью и безопасностью. Сложно принять то, что не понятно и не разведано. Лучше посмотреть издалека и проверить на других. В этом хаосе мыслей очень легко управлять обществом.

  За ниточки можно тянуть нужное для поставленных целей. Проблемы восприятия возникают от избыточного эго, ограниченности и желания подавить непонятное или недосягаемое. Любую проблему можно решить при большом желании. Но именно наличие желания решить сложившуюся ситуацию показывает истинных «демонов» у людей. Противоречия раскрывают суть отношений.

Каждый преследующий свои цели, как правило, и создает проблемы восприятия.

Рена Асадова — заметки юриста.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/problemy_vospriyatiya/59476

Нарушение восприятия при локальных поражениях мозга у взрослых

В статье дается определение понятию агнозии, ее виды и причины а так же некоторые методики по их выявлению.

В нашей современной жизни, где все, что нас окружает, каждый

день воспринимается именно нашими органами восприятия. К органам восприятия относятся: глаза, нос, кожа и т. п. И повреждения коры головного мозга может изменить привычную жизнь. На первый взгляд последствия этих повреждений могут показаться незначительными на фоне более серьезных психических расстройств.

Но это далеко не так просто как кажется, ведь все что мы ощущаем, проходит через органы восприятия. И выпадение функции из полноценной работы этих органов влечет за собой и серьезные изменения в жизни пациента. Такая проблема может затронуть не только лично больного, но и его близких и друзей.

Это и есть одна из главных проблем нейропсихологии, то как же мы можем помочь человеку с этим заболеванием.

Агнозии — это нарушения восприятия, при сохранности работы самой функции. Этот термин ввел в обращение немецкий физиолог Генрих Мунк.

Огромный вклад в изучение агнозий внес именно А.Р. Лурия, в его трудах содержится большой теоретический материал для дальнейших исследований. Все виды агнозий различаются по тому какая функция нарушается и поражение какого участка коры головного мозга отвечает за это. Самые распространенные из них это слуховая, кожно-кинестетическая и зрительная агнозии, последняя лучше всего изучена.

Зрение и, соответственно, зрительное восприятие очень важны для человека , так как именно через них мы получаем большую информацию о том что находится вокруг нас. Работа зрительной системы состоит в связывании зрительной информации. Основные формы зрительного восприятия: предмет, пространство, движение, цвет, символ.

Зрительные агнозии возникают из-за нарушения понимания объектов, которые воспринимаются зрительно, при этом у человека отсутствуют элементарные расстройства зрения. Это является следствием поражения коркового звена зрительного анализатора, в 18 и 19 полей по Бродману. Чаще всего нарушение обнаруживается при двухсторонних поражениях височно-затылочных и теменно-затылочных зон мозга.

Слуховые расстройства появляются в случае поражения 41, 42, 22 полей. При значительном поражении коркового уровня больной не может различить простые привычные звуки к примеру: шелест бумаги, скрип двери и тому подобное. При всем этом сам слух остается в сохранности.

Кожно-кинестетические агнозии

Кожно-кинестетические агнозии возникают при поражениях средних и средне-верхних отделов задней центральной извилины. Кроме всего этого есть ещё расстройство узнавания частей тела и их положение относительно друг друга. Из-за этого появляется чувство отягощения, что эта часть тела увеличилась, раздвоилась или её вообще нет. При поражениях теменной области мозга больные плохо ориентируются в левой части тела, и просто её игнорируют

Методы диагностики агнозии

Зрительный гнозис

  1. Выявление цветовой агнозии с помощью цветных карточек.
  2. Для лицевой агнозии используют портреты выдающихся людей и писателей, или лица совершенно незнакомых людей.
  3. Для оптико-пространственной агнозии используют карты с одной частью света и изображений перевернутых бытовых предметов.

  4. Кроме этих проб, используют еще изображения ломаных кривых, которые надо запомнить и в дальнейшем выбрать из набора. А так же картинки с сюжетом, где больному нужно установить связь между картинками, что требует от пациента активной мыслительной деятельности.

    Если же дефект касается долговременной памяти, то пациент должен вспомнить и описать какой-то предмет, который часто встречается в жизни.

Акустический гнозис

Основные пробы идут на запоминание звука и дальнейшего его воспроизведения. Кроме этого часто используется звуковоспроизводящая техника с записями звуков природы, шума улиц и популярных мелодий. Исследовать звуко-высотную чувствительность можно только со специальными приборами.

Соматосенсорный гнозис

Для выявления тактильной агнозии больному предлагается ощупать различные предметы с закрытыми глазами. Для этой цели могут использоваться как геометрические фигуры так и предметы хорошо известные больному. Для анализа соматосенсорного гнозиса к больному прикасаются в разных местах специальным циркулем, для того что бы оценить пороговые показатели и сравнить их с нормативными данными.

На основе того, что было выше написано, мы можем понять что на сегодняшний день известно об агнозиях и что еще надо изучить. Это были только несколько основных агнозии, как лучше всего изученных, но кроме них есть еще много других видов агнозий, которые менее изучены. Поэтому эта тема является на данный момент очень актуальной.

Источник: https://novainfo.ru/article/3686

Нарушения восприятия

При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, бывает возникают нарушения восприятия.

Например, нарушение восприятия времени — невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени.

Восприятие нарушения пространства — трудности ориентировки во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве.

Существуют различные формы нарушения восприятия пространства.

  1. Нарушения, связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде дезориентировки в окружающем пространстве.
  2. Невозможность ориентироваться во внешнем зрительном пространстве, в трудностях понимания право-левых и верхне-нижних координат, зрительного пространства (агнозия).
  3. Трудности определения направления и удаленности звукового сигнала.
  4. Трудность ориентировки во внутреннем пространстве (соматогнозия).
  5. Трудности ориентировки в пальцах своей руки.
  6. Нарушения, связанные с длительной сенсорной депривацией или искажением сенсорных сигналов.

Агнозия — нарушение различных видов восприятия. Возникает при определенных поражениях мозга. Различают:

  1. зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения;
  2. тактильные агнозии, проявляются в виде расстройств опознания предметов наощупь — астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела — соматоагнозия;
  3. слуховые агнозии проявляются в нарушении способности различать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.

Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях.

Например, больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-нибудь другой предмет.

Большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями. При предметной агнозии на первый план выступает нарушение обобщенного восприятия предметов.

У некоторых больных наблюдаются преимущественно нарушения зрительного индивидуализированного восприятия при относительно сохранном обобщенном восприятии предметов. У таких больных, например, нарушается способность узнавать знакомые лица. При выраженной глубине болезненных расстройств больные плохо различают мимику.

Например, при оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов — расположение улиц в городе. Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделение, койку в палате и т.д.

Больные с нарушениями высших форм осязательного восприятия не могут, ощупывая предмет, например, ключ, ручку, очки и т.д., определить его форму, узнать его, а с открытыми глазами легко узнают предмет.

При слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых звуков: шелеста бумаги, шума движущегося поезда, звуков, издаваемых различными животными и т.д.

При органических поражениях головного мозга, реже при интоксикациях и соматических заболеваниях, могут возникать расстройства восприятия типа дереализации.

Это сложное патологическое состояние, в основе которого лежит нарушение восприятия, сочетающееся, по-видимому, со своеобразным нарушением сознания. При этом больные узнают окружающую обстановку, но она кажется им «какой-то не такой».

Привычные раздражители окружающей среды утрачивают остроту своего воздействия на органы чувств. Это болезненное состояние иногда сочетается с патологией самовосприятия — деперсонализацией.

Нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, называется дереализация. При этом часто внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным. Может сопровождаться нарушениями памяти.

Возникает состояние «уже виденного», когда незнакомые явления воспринимаются, как ранее встречающиеся. Возникает переживание воспринимаемого, как неясного, лишенного характера реальности.

Дереализация может возникать как при поражениях мозга, так и при просоночных состояниях или при некоторых психических заболеваниях.

Существуют и другие термины, описывающие нарушения восприятия.

Иллюзии — искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Наибольшее число иллюзий наблюдается в области зрения. Часть иллюзий может быть связана со строением глаза, часть с особенностями восприятия предметов, форм и т.д.

Кроме того, иллюзии могут наблюдаться у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха и т.д. Иллюзии или иллюзорные восприятия, при которых имеются конкретные раздражители. У больного в этом случае формируется искаженное восприятие.

Иллюзии разделяются по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.). Известна иллюзия тяжести А. Шерпанье — при подъеме одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предметов.

Меньший по размеру предмет воспринимается, как более тяжелый, возникает контрастная иллюзия.

Иллюзии могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Контрастные иллюзии наблюдаются в области температурных и вкусовых ощущений, например, после холодового раздражителя тепловой кажется горячим, после ощущения кислого и соленого усиливается чувствительность к сладкому и т.д.

К сложным иллюзиям относятся парэйдолии. Они могут возникать у больных с невротическими расстройствами и у здоровых людей при утомлении. Например: в рисунке ковра, орнаменте обоев и т.д., человек видит страшные головы, необычные узоры и т.п.

Галлюцинации — восприятие без объекта, ложные восприятия. Они различаются, как и иллюзии, по органам чувств. Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует.
 

Среди нарушений восприятия выделяют псевдогаллюцинации. Они проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голосах, но не идентифицируют их с реальными предметами и звуками.

Надо отметить особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий, которые заключаются во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними.

Если эти нарушения впервые выявлены сестрой, об этом необходимо доложить лечащему врачу; если же они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача.

Появление галлюцинаций может быть связано и с развитием психического заболевания.

Источник: https://psyera.ru/4457/narusheniya-vospriyatiya

Особенности восприятия интернет-пространства у студентов медицинских вузов

Завадская М. В. Особенности восприятия интернет-пространства у студентов медицинских вузов // Молодой ученый. — 2018. — №1.1. — С. 14-15. — URL https://moluch.ru/archive/187/47667/ (дата обращения: 20.03.2020).



В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у взрослых и её влияние на особенности личностной организации у студентов медицинского университета. А также в статье рассматриваются различия между людьми с разной степенью интернет-зависимости.

Ключевые слова: восприятие интернет-пространства, студенты медицинского университета.

В связи с изменившимися за последние десятилетия социально-экономическими и политическими условиями жизни в России, возникли новые социально-психологические проблемы, связанные с самореализацией, организацией времени, повышением интеллектуального уровня и духовным развитием.

Одной из причин является неограниченный доступ к интернет-пространству. Современный мир трудно представить без множества компьютеров, смартфонов, планшетов – всё это стало неотъемлемой частью нашего существования.

Работа многих людей связана с интернет-ресурсами, юноши и девушки не могут выйти из дома без мобильного устройства, подростков и даже детей поглощает мир онлайн-игр. Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится губительной для молодых людей.

Бесконтрольное погружение в мир интернета может иметь самые разные негативные последствия, как для самого «погруженного», так и для его близкого окружения. Таким образом появляется интернет-зависимость.

Интернет-зависимость, как и любой вид зависимости, мешает счастливой и полноценной жизни, в связи с чем зависимому необходима профессиональная психологическая коррекция. Поэтому изучение генезиса, форм и проявлений интернет-зависимости у взрослых людей наиболее актуально в современном обществе.

В связи с вышеизложенным целью нашего исследования является изучение восприятия интернет-пространства у студентов «помогающих» профессий. Для детального изучения проблемы восприятия интернет-пространства мы использовали следующие методики: шкала интернет-зависимости С. Чен (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина и К.А.

Феклисова, опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие интернета», специально разработанная анкета для изучения особенностей пользования интернетом.

Мы использовали методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (критерий Крускала-Уоллиса), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).

В нашем исследовании приняли участие 66 студентов медицинского университета, обучающиеся на двух факультетах (Психолого-социальный, Лечебный) в возрасте от 18 до 22 лет. Всего было три группы: 1 – студенты с интернет-зависимостью, 2 – группа риска, 3 – группа нормы.

Анализ результатов исследования показал, что среди 66 испытуемых количество интернет-зависимых в процентном соотношении составляет 24 %, группа риска – 44 %. Группу нормы в процентном соотношении составили всего 32% от всей выборки.

Было выявлено, что особенности восприятия интернета различаются у студентов Лечебного и Психолого-социального факультета. Оказалось, что среди студентов, обучающихся на лечебном факультете чаще встречаются те, кто обращается к интернет-источникам один раз в день(р=0,375).

Также стоит отметить, что студенты лечебного факультета значительно чаще используют интернет для чтения новостей в отличие от студентов Психолого-социального факультета(р=0,265).

Результаты нашего исследования показали, что юноши наиболее склонны к принадлежности к сетевой субкультуре, о чем свидетельствует положительная корреляционная связь между показателями пола и принадлежностью к сетевой субкультуре (r=0,252; p=0,001).

Стоит отметить также, что представители мужского пола чаще обращаются к интернет-источникам с целью общения, о чем также свидетельствует диагностируемая нами положительная корреляционная связь между показателями пола и уровня общения (r=0,294; p=0,000).

Было выявлено, что интернет-зависимые испытуемые меньше пользуются интернетом в учебных целях, об этом свидетельствует отрицательная корреляционная связь между показателем интернет-зависимости и использования интернета для учебы(к=-0,273;р=0,024).

Также важно отметить, что студенты с интернет-зависимостью чаще ведут в интернете свой блог, чем студенты группы нормы, об этом свидетельствует устойчивая корреляционная связь между показателями интернет-зависимости и ведения блога(r=0,278;p=0,002).

Интернет-зависимые студенты во время каникул проводят больше времени в интернете в отличие от студентов группы нормы, об этом можно судить по диагностируемой нами положительной корреляционной связи между показателями интернет-зависимости и использования интернета во время каникул (r=0,310; p=0,048). Испытуемые с интернет-зависимостью гораздо чаще начинают свой день с проверки почты и социальных сетей, об свидетельствует устойчивая корреляционная связь между показателем интернет-зависимости и показателем начинания дня с проверки электронной почты и социальных сетей (r=0,314; p=0,001)

Математический анализ данных показал, что существуют значимые различия между группами в целях использования интернета в качестве отдыха (р=0,026), обращения к интернет-источникам для ведения блога(р=0,002).

Также значимые различия выявлены в уровне большего обращения к интернет-источникам во время отдыха(р=0,048) и более редкого обращения к интернет-источникам на отдыхе(р=0,018).

Обнаружены значимые различия в начинании дня с проверки почты и социальных сетей(р=0,001), в количестве источников интернета(р=0,011), в уровне принадлежности к сетевой субкультуре(р=0,001), уроввне не целенаправленности поведения(р=0,000), уровне мотивации пользования интернетом(р=0,003).

Также выявлены значимые различия в уровне изменения состояния сознания в результате пользования интернетом(р=0,000), в уровне восприятия интернета как лучшего(р=0,000), в уровне общения с помощью интернет-источников(р=0,000), уровне восприятия пространства в интернете(р=0,037), в уровне восприятия интернета как проективной реальности(р=0,000), в уровне стремления перенести нормы виртуального мира в реальный(р=0,024).

Также анализ результатов нашего исследования показал, что дети из многодетных семей больше склонны к общению через интернет, чем единственные дети в семье.

Об этом говорит положительная корреляционная связь между показателями количества детей в семье и общения в интернете (r=0,273; p= 0,027). Единственные дети в семье меньше склонны к изменению состояния сознания и восприятию интернета как лучшего по сравнению с реальностью.

Об этом свидетельствуют отрицательные корреляционные связи между соответствующими показателями (r= -0,257; p=0,037; и r= -0,347; р= 0,004). А младшие дети в семье чаще воспринимают интернет как лучшее.

Это подтверждается положительной корреляционной связью между показателем порядка рождения ребёнка и показателем восприятия интернета как лучшего по сравнению с реальностью (r=0,288; p=0,019).

Таким образом, анализируя результаты нашего исследования, можно сделать заключение, что почти у четверти респондентов наблюдается выраженная интернет-зависимость, а в группе риска оказалась почти половина исследуемых студентов. Вне зависимости от уровня интернет-зависимости все студенты примерно одинаково воспринимают время в интернете и не одушевляют интернет-пространство.

Стоит отметить, что приобщение к сетевой субкультуре в большей степени характерно для юношей. Также при изучении связи между показателями пола и цели обращения к интернет-ресурсам, было выявлено, что представители мужского пола чаще обращаются к интернет-источникам с целью общения.

Результаты исследования показали, что существуют статистически значимые различия в особенностях восприятия интернет-пространства между студентами разных факультетов. Оказалось, что студенты Лечебного факультета чаще используют интернет для чтения новостей и заходят в сеть всего один раз в день.

Также были выявлены значимые различия в особенностях восприятия интернет-пространства у студентов с разным уровнем интернет-зависимости.

Интернет-зависимые студенты в большей степени склонны к ведению блога, использованию интернета в качестве отдыха.

Студенты с ярко выраженной интернет-зависимостью в отличие от студентов, у которых эта зависимость отсутствует склонны к постоянной проверке электронной почты и социальных сетей.

Дети из многодетных семей больше склонны к общению через интернет в отличие от единственных детей в семье.

Единственные дети в семье в меньшей степени склонны к изменению состояния сознания в результате пользования интернетом, также для них менее характерен «уход» от реального мира.

А младшие дети, наоборот, чаще воспринимают интернет как лучшее, предпочтительнее по сравнению с реальной жизнью.

Результаты исследования могут быть применены в деятельности практических психологов, специализирующихся на помощи людям, страдающим интернет-зависимостью. А также для регуляции условий работы и учёбы студентов с учётом их уровня зависимости.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, интернет, положительная корреляционная связь, сетевая субкультура, показатель интернет-зависимости, медицинский университет, Лечебный факультет, использование интернета, группа риска, ведение блога.

Источник: https://moluch.ru/archive/187/47667/

Ссылка на основную публикацию