Место немецкой философии конца 18 -19 столетия в
истории философской мысли.
Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — этап развития
немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте,
Шеллинга и Гегеля, Фейербаха и др. Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант. Наиболее известными в России стали немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
С конца 18 в. стало очевидно,
что существующая философия (философия Нового времени) уже себя исчерпала. Она
уже не могла ни мировоззренчески обобщить достигнутый уровень человеческого
познания, ни служить основой дальнейшего развития научных знаний.
Наука этого
времени уже переступила рамки механистических взглядов на мир Декарта,
Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала противоречивость
действительности, ее постоянную изменчивость.
Философски обобщить состояние и
уровень достигнутого наукой постижения мира и тем самым открыть путь новым,
невиданным в истории человечества научным открытиям во всех областях знания
легло на плечи немецких философов.
Немецкая философия конца 18 —
середины 19 столетия занимает исключительно важное место в истории развития
философской мысли. Это положение можно уподобить положению греческой философии
в античном мире.
Фридрих Энгельс, а за ним и весь марксизм и абсолютное
большинство исследователей и философов считают эту философию классической.
Такое название немецкой философии конца 18 — середины 19 столетия вполне
оправдано.
Историческое значение немецкой классической философии (конец XVII — первая половина XIX вв.
) состоит в
систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической
логики, учения о закономерностях процесса развития, переориентации философских
исследований на сущность человека, его разум, понимании истории как целостного
процесса, обосновании идеи социального прогресса и свободы и т. п.
Термин «классическая немецкая философия» был введен Ф. Энгельсом. Сам Энгельс специально не разъясняет, что он имеет в виду под «немецкой классической философией». Но под классикой обычно имеется в виду высшая мера чего-либо, некая завершенная форма. И после классики, как правило, идет снижение уровня.
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия.
По целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития (идей Возрождения, Нового Времени, Просвещения).
Основными представителями этой философии были основоположник ее Иммануил Кант, его последователь Фихте, Шеллинг, противник кантианской философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в ней происходит смещение акцентов (по сравнению, напр., с мыслью Просвещения) с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы.
Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок.
Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).
Другая особенность этой философии заключается в том, что, обратившись к исследованию субъекта, к исследованию его деятельных способностей, немецкие философы покидают уровень популярного изложения философии.
«Вплоть до появления кантовской философии, — пишет в этой связи Гегель, — публика еще шла в ногу с философией; Она была доступна и ее желали знать; Теперь, когда выступил путаный идеализм кантовской философии, у них опускаются крылья.
Таким образом, уже с выступлением Канта положено было начало этому отделению от обычного способа сознания».Таким образом, одна из особенностей классической немецкой философии проявилась в том, что она была обречена на общественный неуспех.
Иначе говоря, она не могла стать популярной. И это по той простой причине, что не может быть популярной серьезная наука.
Преобладание идеализма в немецкой классике связано с развитием всей философии после Декарта.
В противоположность онтологической позиции древней и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с которого философия должна начать, является достоверность самого познающего Я, субъекта.
В рамках этой традиции ряд философов Нового времени делают больший упор на субъекта (человека), чем на объект (мир, природу), а вопросу о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о характере бытия (гносеологии перед онтологией). В философии Канта также проявляется подобное привилегированное положение субъекта и теории познания
- Также можно сказать, что характерной чертой немецкого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте, Шеллинга классического периода и Гегеля)- максимальное сближение понятий бог и природа с тенденцией к их отождествлению.
- В социальном плане немецкая философия — свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» (бюргерства, буржуазии) Германии и развитие социальных и либерально-политических идей Нового времени и Просвещения (в этом плане Кант и Гегель дают одни из лучших толкований «гражданского общества» и «правового государства»).
- Основные направления Немецкой классической философии:
- Все представители Немецкой классической философии рассматривали главный вопрос философии в сфере онтологии (онтология-учение о бытии) — Что является первичным — мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное?
1) Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи.
- Первично: сознание, дух, идея, идеальное.
- Вторично: материя.
- Существует 2 основные формы идеализма:
а) объективный идеализм — представители данного направления принимают за первичное некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей», «мировой волей». Идеальное начало, мировой дух, говорят они, творит мир и все бытие. Идеальное начало существует вне и независимо от материи, и от индивидуального начала.
Представители: Георг Гегель, Готфрид Лейбниц, Фридрих Шеллинг, Иммануил Кант.
б) субъективный идеализм — представители этого направления за первичное принимают сознание субъекта, мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития. Отсюда человек воспринимает не мир вещей и законы их изменения, а лишь свои собственные ощущения и идеи.
Представитель: Иоганн Фихте.
2) Материали́зм (от лат.
materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя как объективная реальностьявляется онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).
Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека.
- Первично: материя, природа, бытие, материальное,
- Вторично: идеальное.
- Основные представители немецкой классической философии:
- 1) Иммануил Кант (1724-1804 гг.)
Источник: https://www.sites.google.com/site/filosofiaprimizt/home/razdel-i-predmet-filosofii-i-ee-istoria/nemeckaa-klassiceskaa-filosofia
Немецкая классическая философия кратко — Кант, Фихте, Гегель (Таблица)
- Эпоха Нового времени в истории философии завершается периодом классической немецкой философии, представленной учениями таких выдающихся мыслителей как Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
- Задачами немецкой классической философии стали:
- — поиск путей преодоления противоречий философии Нового времени: крайностей как эмпиризма, так и рационализма, неоправданный оптимизм эпохи Просвещения;
- — критика естественнонаучной ориентации философии;
- — возрождение интереса к искусству, мифологии, истории, к проблеме человека.
- Значительную роль в становлении немецкой классической философии сыграла Реформация и, как ее следствие, протестантизм.
Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для КантаИ. этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания. Для ФихтеИ.Г. вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. ШеллингФ. возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для ФейербахаЛ. вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.
Немецкая Классическая Философия — философы и их труды
Немецкие философы | Их философия, вопросы, труды |
Иммануил Кант (1724-1804гг.) |
В 18веке Иммануил Кант опубликовал «Критику чистого разума», где он раскрывает понятие трансцендентального, то есть благодаря чему возможен опыт, таким образом основным содержанием его книги является гносеология. Сначала автор рассуждает о специфической классификации суждений, выделяя суждения синтетические-аналитические и априорные-апостериорные. Синтетические суждения — это суждения, несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом. Аналитические суждения — это суждения, которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания. Априорные суждения не нуждаются в опытной проверке своей истинности, а для апостериорных необходима эмпирическая верификация. КантИ. подчеркивает, что синтетические суждения чаще всего апостериорные, а аналитические — априорные. Со времен опубликования его книги, Иммануил Кант был признан одним из величайших влиятелей всей западной философской школы. В конце 18века и в начале 19го появляется течение последователей учений Канта, называемое немецким идеализмом.
|
Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814гг) |
Значительное место в развитии немецкой классической философии занимает ФихтеИ.Г. с его субъективным идеализмом. Фихте отверг идеи Канта о «вещах в себе», указывая на ее противоречивость, и считал, что мир — это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение, отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет еще дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявление сознания. Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант, Гегель и другие.) за субъективность. Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами. Труды: «Критику всякого откровения», «Назначение человека», «Основа общего наукоучения», «Основные черты современной эпохи». |
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831гг.) |
Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает ГегельГ.В.Ф. Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в ее эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, ее проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история. Труды: «теологические работы», «Народная религия и христианство», «Жизнь Иисуса», «Позитивность христианской религии», «Об орбитах планет», «Феноменологию духа». |
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854гг.) |
Заметное место в немецкой классической философии занимает ШеллингФ.. Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества. В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге. В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств. ШеллингФ. утверждал единство природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога. |
Людвиг Фейербах (1804-1872гг.) |
Людвиг Фейербах — ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» − недооценивалась. Из всех человеческих чувств ФейербахЛ. выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога». Труды: «История новой философии от Бэкона до Спинозы», «Мысли о смерти и бессмертии», «Философия и христианство», «Сущность христианства», «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность религии» и «Чтения о сущности религии». |
Источник информации: http://ru.wikipedia.org/
Источник: https://infotables.ru/filosofiya/1132-nemetskaya-klassicheskaya-filosofiya
Немецкая классическая философия кратко
Период немецкой классической философии называют также немецким идеализмом. Представлен этап развития немецкого философии учениями Канта, Шеллинга, Фихте, Гегеля, Фейербаха. Периодические рамки 18-19 ст.
Немецкая классическая философия – это рационалистическая теория трансцедентального идеализма. Представлена философскими наработками следующих философов: Кант (критическая философия, субъективный идеализм), Фихте (субъективный критический идеализм), Шеллинг (объективный трансцедентальный идеализм, позднее перешел на иррационалистическую позитивную философию), Гегель (абсолютный идеализм).
В чем различие теорий немецкой классической философии?
Один из главных вопросов, на которые теоретики немецкой классической философии пытались найти ответ – в чем проявляется реальность внешнего мира, ее истоки.
- Кант: мир существует в полноте своего содержания, которая остается неведома для нашего рационального познания (отсюда характерный дуализм Канта);
- Фихте: внешний реальный мир граничит с бессознательным, образуя границу, которую субъекту не перейти. «Я» как трансцедентальное познание, «Не-я», как материальный, объективный мир. Последний подталкивает человека к созиданию своего идеального мира.
- Шеллинг: граница мира – внутренняя. Она понимается в качестве темной первоосновы или творческой субстанции. В творчестве субъект реализует себя. Сама творческая субстанция – это не объект и ни субъект, а взаимодействие двоих.
- Гегель: всемирный процесс – это имманентное (внутренне присущее) диалектическое самостоятельное раскрытие абсолютной идеи. Вне этого процесса нет ничего, поэтому остаток внешней реальности очень упраздняется.
Проблема познания внешнего мира, взаимодействие объекта и субъекта привело к великому достижению немецкой классической философии – созданию идеи личной свободы.
Критический идеализм Канта
Иммануил Кант разрабатывал систему философского знания, чтобы ответить на волнующие вопросы бытия:
- Что есть знание?
- Что я могу знать?
- Что я должен знать?
- На что мне надеяться?
Знание по канту начинается с опыта, но лишь им одним не ограничивается. Для мышления на тему перечисленных животрепещущих вопросов нужна логики и критическое восприятия мира. Ограниченность сознания проявляется из-за того, что мир разделен на явления и вещи-в-себе: феномены и ноумены.
Трансцендентная субъективность Фихте
Фихте рассматривает деятельность как самостоятельное начало человека. Оно для философа первично. Единственно чистая деятельность – это «Я» или субъект.
Высший принцип, регулирующий эту деятельность – нравственный закон.
Нравственность – бессознательно присущее человеку, оно не часто проявляется в активной форме, поэтому философ, одним из первых, старается изучить проблематику бессознательного.
Философия творчества Шеллинга
Шеллинг в своей философии изучает проблемы творческой деятельность и проявления свободы субъекта. Гносеологическая проблема (познание) у Шеллинга в противоречии между бессознательным или теоретическим и сознательным или практическим у человека.
Объективный идеализм Гегеля
Гегель понимает духовную культуру как закономерный процесс – всемирный разум, мировой дух, которые с момента появления чувственно данных вещей формирует знание законов и норм, регулируя изнутри процессом духовного развития через самопознание абсолютного разума или идеи. Заслуга Гегеля в понимании логики познания, теории учения о мире: категории философии пояснены в «Науке Логики».
Философия любви Фейербаха
Фейербах стремился к обновлению философии. Он относит себя к материалистам. Для философа природа и есть источник сущего, в том числе и знания, которое мы получаем. Поскольку человек – часть природы, он больше психофизиологическое существо, чем социальное.
Критикует Гегеля за объективный идеализм. Также не критикую религиозное сознание вообще, считая, что оно собирает фантастические образы, на чем потом и базируется.
Фейербах «проповедует» не любовь к Богу или к высшему началу, а любовь к человеку, из-за чего и назвал свое учение «философией любви».
Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
Источник: https://www.konspekty.net/stati/nemetskaya-klassicheskaya-filosofiya-kratko.html
Немецкая классическая философия. Иммануил Кант
Германию конца XVIII — начала XIX в. сравнивали с причудливой шахматной доской, называли просто «географическим понятием». Более трехсот владений, естественно, не могли поладить друг с другом. Наполеон сократил число государств до сорока, но не избавил побежденных от религиозного ханжества и духовного рутинерства, деспотизма и раболепия перед самым ничтожным правителем.
Но жизнь в Германских государствах не стояла на месте. Новое положение немецких мыслителей опиралось на богатейший материал английской и французской философии XVII — XVIII вв., творчество Лейбница.
Немецкая классическая философия от Канта до Фейербаха — порождение европейской истории второй половины XVIII — первой половины XIX в.
Математика и небесная механика, формирующиеся физика, химия, биология, прорыв в технической и технологической областях оказывали сильное влияние на социально-экономическое развитие.
Великая французская буржуазная революция, наполеоновские войны в высшей степени влияли на политические устремления немецкой интеллигенции. В последней трети XVIII в. широкое влияние приобрело литературное движение «Бури и натиска». Первая половина XIX в. — пик развития немецкой классической философии, учений Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, романтиков, Шопенгауэра, правых и левых гегельянцев, Маркса и Энгельса.
Открытия в естествознании стали источником диалектических идей в философии раннего Канта, а самое главное — исторический опыт французской революции питал концепцию человека и общества, концепцию развития в целом. В свое время французские материалисты противопоставили «неразумной» феодальной современности грядущее будущее общество — «царство разума».
Немецкие идеалисты высказали мнение, что уже существующая действительность реализует скрытую в ней разумность. Немецкая классическая философия в определенном смысле возродила принципы рационализма, доминировавшие в XVII и XVIII вв. Разум из природы переместился в историю.
Тем самым была переосмыслена и просветительская традиция, сохранилась вера в разумного человека, получив в исторической перспективе более глубокий смысл.
Иммануил Кант (1724— 1804) — основоположник немецкой классической философии. Почти всю жизнь провел в Кенигсберге. В 1755 г. как приват-доцент начал чтение лекций по метафизике и многим есте- ственно-научным предметам в Кенигсбергском университете. В 1797 г. Кант оставил преподавательскую деятельность.
Генрих Гейне писал: «Изложить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни, жизни, ни истории. Он жил механически-размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой, отдаленной улочке Кенигсберга — старинного города на северо-восточной границе Германии.
Не думаю, чтобы большие часы на городском соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свои ежедневные внешние обязанности, чем их земляк Иммануил Кант.
Вставание, утренний кофе, писание, чтение лекций, обед, гуляние — все совершалось в определенный час, и соседи знали совершенно точно, что на часах — половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртучке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Философской дорожкой. Восемь раз проходил он ежедневно взад и вперед во всякое время года, а когда бывало пасмурно или серые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с тревожной заботливостью следовавший за ним, словно символ провидения, с длинным зонтом под мышкой.
Какой странный контраст между внешней жизнью этого человека и его разрушительной мыслью, сокрушающей мир».
Существенные этапы жизни Канта обозначились в меньшей степени внешними событиями, в большей — переломными моментами внутренней эволюции его творчества, в котором выделяются два периода — «докрити- ческий» (1746— 1770гг.) и «критический» (1770— 1797гг.).
«Докритический» Кант опирался на идеи Лейбница, сочетая естественно-научный материализм с метафизикой Вольфа, использовал идеи картезианской картины мира и механику Ньютона. В 1755 г. Кант опубликовал «Всеобщую естественную историю и теорию неба», где изложил свою гипотезу о возникновении, развитии и судьбе Солнечной системы.
По мнению Канта, рассеянные материальные частицы образовывали огромное облако, внутри которого притяжение и отталкивание породили шарообразные сгустки, нагревавшиеся от трения. Это были будущие Солнце и планеты.
Кант сумел, не прибегая к ссылкам на божественное вмешательство, выяснить ряд особенностей Солнечной системы (движение планет в одну сторону, расположение орбит в одной плоскости и др.). Для формирования философской концепции развития гипотез Канта имеет непреходящее значение.
Философ гордо провозгласил: «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир»2. Правда, Кант при этом апеллировал к богу как создателю материи и ее законов.
Переход к «критическому периоду» обычно датируют 1770 г., когда Кант защитил диссертацию «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира», написанную с целью получения должности ординарного профессора.
Истоки философского поворота Канта — в этике и философии истории. За ним стоит активизация социально-политической жизни в Германии. Натурфилософские увлечения Канта отодвинулись, на первый план вышла социальная проблематика.
На философском языке того времени социальные проблемы формулировались как проблемы человека, его природы.
Антропологическая направленность философии признается самим мыслителем: «Все интересы моего разума (и спекулятивные, и практические) объединяются в следующих трех вопросах:
- Что я могу знать?
- Что я должен делать?
- На что я могу надеяться?»
Кант полагал, что философские знания должны быть применимы к жизни, а «самый главный предмет в мире, к которому эти познания могут быть применены, — это человек, что он для себя своя последняя цель»2. В конечном счете Кант полагал, что названные три вопроса можно отнести к четвертому обобщающему: «Что такое человек? »
Ответ на первый вопрос содержится в произведении «Критика чистого разума» (1781 г.), ответ на второй — в «Критике практического разума» (1788 г.). Связующим звеном между «Критиками» выступает «Критика способности суждения» (1790 г.).
Ответ на третий вопрос призвана дать «Религия в пределах только разума» (1793 г.), ответ на четвертый, обобщающий вопрос находим в «Антропологии» (1798 г.). Систематически разработанная философия Кан1-а в вертикальном разрезе имеет две ипостаси: теоретическую-(учение о познании) и практическую (учение о человеческом поведении).
С первой из трех «Критик» — «Критики чистого разума», писал Гейне, «начинается духовная революция в Германии, представляющая своеобразную аналогию материальной революции во Франции». Эта духовная революция связана с принятием проблемы человека в качестве центральной проблемы критической философии, с постижением становления человека в качестве родового существа.
В критической философии кроется догадка о надындивидуальной природе субъекта теоретической и практической деятельности. Это очевидно выступает в учении о познании — исходном пункте критической философии.
Понимая односторонность сенсуализма и рационализма, Кант создает гносеологическую концепцию, в которой центр тяжести перенесен на анализ условий достижения адекватного, всеобщего и необходимого знания, которое, в свою очередь, должно стать условием достижения свободы. Эта направленность философии фиксируется самим мыслителем термином «трансцендентальный» (отлат.
— «переступать»), что значит — выступающий в качестве условия всякого опыта. Соответственно, термин «трансцендентный» означает — выходящий за пределы всякого опыта.
Кант убежден в том, что всякое познание начинается с опыта, т. е. с воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Философ придерживается характерного для сенсуалистов понимания опыта. Однако, в отличие от сенсуалистов, он полагает, что, хотя познание начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком из него происходит.
По Канту, человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом. В их основе находятся некие доопытные (от лат. априорные) всеобщие и необходимые формы.
Формы чувственности — пространство и время, формы рассудка — категории (их двенадцать), разбитые на четыре группы: категории количества (единство, множественность, всеобщность), качества (реальность, отрицание, ограничение), отношения (принадлежность и самостоятельность, причина и действие, взаимодействие), модальности (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность). Формы разума — идеи: космологическая, теологическая и психологическая.
С точки зрения Канта, предметы внешнего мира оказываются для нас запредельными и, в этом смысле, остаются «вещами в себе». То, что оказывается «вещью для нас», «объектом» — продукт априорного синтеза чувственных восприятий и рассудка.
Только в этом синтезе могут возникнуть суждения, расширяющие наше знание о действительности (синтетические суждения), всеобщие и необходимые суждения, которые опираются на всеобщие и необходимые априорные формы. Опыт же, который всегда незавершен, не может быть основой всеобщих и необходимых истин.
Тем более это касается знания разумного, обращенного к миру в целом, к постижению бога, попытке понять,
бессмертна иди смертна душа.
Философ приходит к выводу о том, что размышления заводят разум в тупик, порождают неразрешимые противоречия, а, следовательно, рациональные космология, теология и психология, преподававшиеся в нймецких университетах, могут рассматриваться не иначе, как догматические лженауки. Гейне нарисовал дружеский шарж: Кант убивает бога. На вопрос испуганного слуги: «Как же дальше жить будем?» — философ отвечает: «Ничего, обойдемся». Кант показал, что проблема бога — это не проблема рационального знания, это проблема веры.
Философ, обнаружив огромную познавательную активность человека, безмерно удивленный продуктивной силой его воображения, абсолютизировал эту активность.
Отсюда скептические нотки по поводу возможности отражения мира человеком, давшие повод упрекать Канта в агностицизме.
Между тем в качестве вывода из теоретической части философии Канта, скорее, можно извлечь не примитивное отрицание познаваемости мира (человека в мире), а признание символического характера познавательной деятельности.
Мир человеческой жизни предстал перед Кантор как совокупность ценностей, несущих смысл и поддающихся оценке. Символ выступает как знак, соединяющий познание и моральное действие, детерминированное свободной волей. Теоретическая философия Канта выливается в практическую, в специфическую философскую антропологию.
Критическая философия Канта в целом, с ее установкой на анализ условий, при которых возможно познание и практическое действие, обеспечивающее свободу человека, — ответ на кризис просвещенческого рационализма, его социальной онтологии, которая в природе вообще вычитывала неизбежность развития общества на пути к свободе, равенству и братству. Понятие естественных прав человека и необходимости общественного договора вытекают из натуралисти- чески-рационалистической концепции робинзонады. Уже Руссо существенно подорвал устои этой иллюзии, обнаружив несводимость общественного развития к рациональному прочитыванию будущего. Кант продолжил эту линию анализа.
Из критики (т. е.
анализа) разума вытекало признание человека как существа, принадлежащего двум мирам — природному, где господствует линейная механическая необходимость, и духовному, где человек оказывается самодостаточным существом, что принимается в качестве исходного пункта практической философии. Здесь детерминирует не естественная необходимость, а долженствование, полагание долга. Долженствование, порождение смысла, оценки коренятся в априорной структуре разума, который раскрывается как разум практический, волящий, всеобщая моральность.
Анализ теоретического разума — пропедевтика к исследованию разума практического — воления, нравственного деяния. Добрая воля, взятая в качестве чистой, априорной способности трансцендентального субъекта и его эмпирических проявлений, отдельных индивидов. Принципы воли — категорический императив, всеобщий и необходимый нравственный закон.
Воля мыслится как способность определять самое себя сообразно представлениям о законах природы и законах свободы. Законы природы — царство слепой необходимости, эти законы познаваемы, а наступающие события предсказуемы. Иное дело — законы свободы, разума, социальной жизни. Воля абсолютно автономна.
Абсолютно несвободный эмпирический субъект, включенный в цепь природных процессов, абсолютно свободен в качестве умопостигаемого субъекта. Каждое разумное существо, обладающее волей, обладает и идеей свободы.
Требование Канта, возведенное в ранг нравственного закона, — категорический императив жизни: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»1. Следование закону — долг, долг как таковой. Человек живет лишь из чувства долга, а не потому что находит какое-то удовольствие в жизни.
Теоретический дуализм кантовской философии завершается постулированием бога, бессмертия души как условий, при которых умопостигаемый субъект может мыслиться абсолютно свободным. Но нравственное поведение человека возможно постольку, поскольку он не имеет реального знания о бытии бога, о потустороннем воздаянии.
Таким образом, человек в качестве эмпирического природного существа не свободен, человек же как разумное существо свободен, если следует долгу из разумного принятия морального закона. Любимый афоризм Канта гласит: «То, что я говорю, должно быть истинно, но вовсе не всю истину я обязан высказывать».
Просвещение несло идею «разумной природы» человека. Онтология Просвещения таит призыв к революции: немногие, несущие «свет разума», должны переделать массу. Идеология Просвещения, в сущности, элитарна.
«Коперниканский переворот» Канта связан с принятием за исходное не природы, как большой машины, а человека в качестве самодостаточного духовного существа, которое руководствуется нравственными безусловными повелениями. Кант против просветительского элитаризма, он признает всеобщую изначальную моральность. Долг, по Канту, — не требование естественной необходимости, он коренится в априорной структуре практического разума.
Философия Канта ориентирована общечеловечески. Человек — автономный субъект, ему категорически разрешено все, что не запрещено. Эпоха ранних буржуазных революций породила идею примата права: кантовская антропология переходит в этику, этика — в философию права. Видимо, прав М.И.
Туган-Барановский, полагая, что в современном звучании социалистический идеал ведет свое происхождение от Канта: «Лучшим выразителем и обоснователем этого мировоззрения я считаю того, кто стоял в стороне от общественной жизни, но своей светлой и мощной мыслью глубже всех проник в тайны человеческого духа, — величайшего философа Нового времени Канта… Кант не был… социалистом. Однако только в идее равноценности человеческой личности, — а эта идея нашла свое самое систематическое выражение в философии Канта, — заключается теоретическое обоснование социалистического мировоззрения, поскольку таковое опирается на этические принципы».
Источник: https://magref.ru/nemetskaya-klassicheskaya-filosofiya-immanuil-kant/
Философское общество
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБЩЕСТВО КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ
Классическая немецкая философия Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля представляет собой один из самых значительных в истории человечества научных и культурных феноменов.
Вместе с классической античной и средневековой философией, а так же философией нового времени она относится к тому вполне определенному ряду философских явлений, которые уже выдержали проверку временем и поэтому справедливо именуются латинским словосочетанием PHILOSOPHIA PERENNIS, т.е.
длящаяся, непреходящая философия – философия, над которой не властно время.
Глубокого, хотя не всегда очевидного и признаваемого влияния классического немецкого идеализма как результата всего исторического развития философии не избежали ни современная мысль, ни мировая социальная практика XIX-XX веков.
Однако, несмотря на то, что идейное богатство этого направления далеко не исчерпано, а духовная ситуация эпохи настоятельно требует его освоения для решения насущных проблем современной цивилизации и культуры, приходится констатировать, что за последние десятилетия интерес российских ученых к классическому немецкому идеализму и вызванным им формам духовной жизни заметно упал.
Целью САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОБЩЕСТВА КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ, основанного в 2003 году является возрождение интереса к изучению философского наследия Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и непосредственно связанных с ними мыслителей, достижения нового качества исследования поднятых ими проблем и дальнейшей разработки выдвинутого классиками немецкого идеализма подхода к развитию системы знания и образования. Эти задачи Общество решает в ходе работы постоянно действующего открытого теоретического семинара и организации цикла научных конференций. До 2017 года Общество собиралось на факультете философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.
Сейчас заседания семинара Общества КНФ проходят по адресу: Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д.26, ауд. 104 (кафедра истории философии). Сопредседатели Общества – А.Н.Муравьёв и В.В. Макаров. Секретарь – А.А.Иваненко.
По инициативе и при непосредственном участии членов Общества состоялись четыре научные конференции: «Иммануил Кант и традиция трансцендентальной философии» (СПб., 2004. См.: Теоретический журнал «Credo new», 2004, №№ 2-4; 2005, №№1-2), «Соотношение веры и знания в классической немецкой философии» (СПб., 2006. См.
: Вера и знание: Соотношение понятий в классической немецкой философии. СПб.: СПбГУ, 2008), «Наука опыта духа: К 200-летию выхода в свет “Феноменологии духа” Гегеля» (СПб., 2007), «Отношение философии и образования как проблема классического немецкого идеализма: К 240-летию со дня рождения Г.В.Ф. Гегеля» (СПб., 2010).
В 2008 году вышел первый выпуск альманаха «PHILOSOPHIA PERENNIS», который содержит исследования и материалы, отражающие работу Санкт-Петербургского общества классической немецкой философии и сотрудничающих с ним ученых за последние два года: Philosophia perennis MMVIII. Альманах Санкт-Петербургского общества классической немецкой философии. – СПБ.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. С.256. URL: almanah_PHILOSOPHIA_PERENNIS_2008
В 2012 году вышел в свет первый том курса лекций Е.С. Линькова.
Линьков Е.С. Лекции разных лет. Т.1. СПб.: ГРАНТ ПРЕСС, 2012. – 494 с.
Тираж 1000 экз.
Первый том является авторизованным изданием курса лекций по истории классической немецкой философии, прочитанного Евгением Семёновичем Линьковым для студентов философского факультета Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета в 1988/1989 учебном году. Форма и содержание курса уникальны: он включает развёрнутое феноменологическое введение в философию, определение её понятия, основных этапов исторического развития философии и философское рассмотрение его результата, представленного учениями Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Издание адресовано всем интересующимся настоящей философией и вершинами её развития. Заказать и приобрести том можно у отв. редактора издания Алексея Пестова: pestovaleks@gmail.com
В 2017 году вышел 2-й том лекций Е.С.Линькова:
Линьков Е.С. Лекции разных лет по философии. Т. 2. СПб.: Умозрение, 2017. — 596 с. ISBN 978-5-9906730-3-8, ISBN 978-5-9906730-4-5 (т. 2)
Настоящий том представляет собой продолжение авторизованного издания лекций Евгения Семёновича Линькова, читанных им на философском факультете Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета (см.
: Линьков Е.С. Лекции разных лет. — Т. 1. СПб.: ГРАНТ ПРЕСС, 2012 — 494 с.). Во второй том входят специальные курсы по философии природы и антропологии духа, представленные аудитории в 1986/1987 и 1987/1988 учебных годах.
Рассмотрение моментов механической формации природы и антропологической формации духа как природной души противопоставляется Е.С. Линьковым позитивному, рассудочно-опытному способу мышления и осуществляется в собственно философской, разумной форме.
На глазах у читателя рождаются пространство, время, материя, тяготение и прочие небезызвестные определённости природы.
Что касается индивидуальной души, то перед ним раскрываются тайны сновидений, полового инстинкта, магического отношения и помешательства.
Издание адресовано самому широкому кругу специалистов, аспирантов, студентов и всем тем, кто заинтересован в дальнейшем развитии философии, науки и культуры в нашей стране. Заказ можно сделать , написав издателю Gub191025@gmail.com , или в книжном магазине http://www.alib.ru
ЛИНЬКОВ
«Философ Е.С. Линьков». Рис. Л. Белых, 1984
Из воспоминаний автора рисунка, Любови Белых: «Я училась в институте имени И.Е. Репина на 3-м курсе. Моя старшая сестра Вера тоже жила в Ленинграде, где училась заочно на философском факультете Ленинградского государственного университета (ЛГУ), посещая с интересом лекции Е.С. Линькова. Муж моей сестры Виктор Карамышев тоже стал слушателем курса Линькова, хотя и не учился в Университете. Несмотря на сложность предмета, лекции Линькова были настолько увлекательными, а стиль изложения живой и ясный, что Виктор долгие годы регулярно их посещал и записывал на магнитофон. Однажды в 1984 году Виктор попросил меня пойти с ним на лекцию, чтобы я нарисовала или сделала набросок портрета Евгения Семёновича. Мы пришли в аудиторию, и я выбрала свободное место с края. Когда Линьков начал говорить, речь его меня увлекла, и я сначала не могла приступить к рисунку. Во время лекции он прогуливался по аудитории и, не переставая слушать, я внимательно наблюдала за ним. Наконец, я начала рисовать карандашом его портрет почти что по памяти. С моего места чаще всего я могла видеть Евгения Семёновича в профиль, и я остановилась на этом варианте рисунка. Я очень старалась и, как мне кажется, уловила сходство. Виктору мой рисунок понравился, и он был очень рад иметь его…
В моей жизни была еще одна история создания портрета философа. Но в этом случае философ мне примерно позировал.
Это был Александр Александрович Зиновьев, с которым я познакомилась в Мюнхене в 90-е годы и наше знакомство и общение продолжались до конца его дней.
Этот портрет находится в собрании Костромского Государственного художественного музея. Извините за отступление от темы». 29 мая 2016 года. Из переписки С. Смирных.
Из воспоминаний Веры Белых о своем умершем муже Викторе Карамышеве, авторе сайта http://vispir.narod.ru : «Относительно создания Виктором сайта. Точно не скажу дату, видимо, в начале 2000-х, может быть 2002-2003 годах. Он много лет, около десяти, посещал лекции Линькова и записывал их на магнитофон. Даже, однажды, когда я еще училась в университете, у него был конфликт со студентами. Они к нему подошли и выказывали недовольство, почему он, не студент, ходит на лекции и с магнитофоном. Я тогда подходила к Евгению Семеновичу и спрашивала для мужа разрешения, он не возражал. Потом муж с магнитофона записывал лекции, сначала вручную, потом печатал на машинке. А когда освоил компьютер, то занимался, до конца жизни, оцифровкой лекций». 22 ноября 2016 года. Из переписки С. Смирных.
Источник: http://www.smyrnyh.com/?page_id=131