Любое государство, устанавливая правила поведения в каждой из существующих сфер, старается всеми возможными методами обеспечить их соблюдение, в том числе и посредством применения репрессивных мер к нарушителям. Это касается и контроля над экологией.
Каждый человек знает, какая сложная экологическая обстановка в стране. Навести хоть какой-то порядок сможет специальная структура – экологический контроль, который будет следить за нарушителями, наказывать их и контролировать выполнение ими предписаний. Но какие задачи ставит перед структурой правительство?
Экологический контроль: что это за структура?
В решении многих задач, поставленных перед экологическим контролем, принимают активное участие и другие структуры государства, такие как:
- Органы власти, перед которыми и была поставлена эта прямая функциональная задача.
- Местные органы самоуправления.
- Органы управления хозяйствующих субъектов и юридических лиц.
- Граждане и общественные организации.
Разновидности экологического контроля
Существует несколько видов контроля. За каждым из них закреплены свои полномочия, и поставлены определенные цели.
Государственный экологический контроль разделяют по критериям субъекта контроля, поэтому он может быть общим или специальным. Осуществляется он на уровне государства специально уполномоченными для выполнения такой работы органами и лицами.
Также он представляет одну из важнейших функций экологического управления.
Ему даны все полномочия в случаях, когда нужно применить меры административного принуждения, такие как приостановка деятельности предприятия, лишение прав пользования природой и другие.
- Ведомственный контроль над экологией осуществляется центральными органами власти по отношению к подчиняющимся им структурам организациям, учреждениям, предприятиям в рамках определенной отрасли.
- Производственный контроль осуществляется только в рамках определенного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации руководителем или должностными лицами отдельных структур.
- Общественный экологический контроль основан на многочисленных документах, в которых предусмотрено участие общественности в принятии важных решений.
- По законодательству государственный контроль в сфере экологии можно осуществлять в разных формах:
- Проводить общественные слушания.
- Референдумы.
- Осуществление общественной экологической экспертизы также входит в рамки экологического контроля.
- Средства массовой информации могут помочь в проведении такого контроля.
- Жалобы, иски и заявления в различные инстанции и правоохранительные органы.
Экологический мониторинг
Вся государственная система мониторинга включает службы по отдельным природным объектам и комплексам. Наблюдение определяется отраслевым природным и ресурсным законодательством. Так, лесной мониторинг включает в себя не только наблюдение, но и оценку и прогноз состояния лесного фонда. Министерство сельского хозяйства контролирует применение химических средств при выращивании растений и животных.
Задачи экологического контроля
Перед данной структурой государство ставит определенные задачи, которые необходимо решать:
- Постоянное наблюдение за работой хозяйствующих субъектов, которые каким-либо образом воздействуют на окружающую среду.
- Следят за тем, чтобы им были предоставлены все необходимые документы и другие виды информации о деятельности той или иной организации и влиянии ее на экологию.
- Выявлять все признаки нарушений в законодательстве со стороны предприятий и других структур, имеющих дело с природными ресурсами.
- Обнаружение причин, которые способствуют совершению правонарушений, касающихся экологии, и принятие всех возможных мер к выявлению и наказанию правонарушителя.
- Привлечение лиц к ответственности за нарушение природоохранного законодательства.
Принципы работы
Государственный экологический контроль должен осуществляться с особой ответственностью, а каждый его работник обязан следовать принципам, поставленным перед структурой:
- Независимый контроль над окружающей средой.
- Презумпция опасности для экологии, планируемая любым из видов деятельности.
- Обеспечение уменьшения пагубного воздействия различных видов деятельности на экологию в соответствии с документацией и имеющимися законами в области охраны окружающей среды. А вот достигнуть этого можно только тогда, когда применяются современные технологии.
- Накладывать административную ответственность на лиц и предприятия, которые представляют серьезную угрозу для природы, а также препятствовать реализации проектов, которые в будущем могут привести к разрушению экологических систем, изменению или же полному уничтожению генетического фонда.
- Ответственность за любое нарушение законов в области охраны природы.
- Принятие участия организаций и предприятий в решении важных вопросов, касающихся охраны окружающей среды.
Какие задачи поставлены перед государственным экологическим контролем?
Экологический контроль – это не только структура, которая смотрит за работой всех предприятий и организаций на всей территории государства, а также отдельное объединение, которое должно существовать во всех учреждениях. Эта структура должна следить, чтобы определенное предприятие выполняло все поставленные перед ним задачи и предоставляло всю необходимую информацию о работе вышестоящим лицам.
Экологический контроль на предприятии должен следить за выполнением таких задач:
- Наблюдать за состоянием природной среды и всеми изменениями, происходящими в результате работы предприятия.
- Регулярно проверять, как выполняются предписания по охране природы, рациональному использованию ресурсов, оздоровлению окружающей среды и соблюдению всех законодательств.
- Не допускать нарушений и предупреждать все возможные экологические правонарушения.
- Выявлять условия, которые приводят к нарушению законов в области охраны окружающей среды.
- Препятствовать причинению вреда экологии.
- Требовать всю необходимую документацию, которая может помочь найти виновного в нарушениях и наказать его в соответствии с законом.
- Наказывать нарушителей.
За чем должны следить инспекторы по экологическому контролю?
На каждом предприятии обязательно должна быть основана структура, которая будет проводить осуществление экологического контроля. Это может быть несколько человек или же один – инспектор по контролю над экологией. Этот специалист должен:
- Осуществлять контроль над охраной отдельных разновидностей ресурсов природы, если нужно, то привлекать специалистов, разбирающихся в этих вопросах, регулярно проводить проверки хозяйственной и других видов деятельности юридических, физических и должностных лиц.
- Принимать все возможные меры, чтобы пресечь и предотвратить нарушения законов в области охраны природы и не допустить пагубных последствий.
- Принять меры по установлению виновных и привлечь их к ответственности за нарушения требований экологического комитета.
- Подробно разъяснить нарушителям их права и обязанности.
- Предлагать новые методы и способы по оздоровлению и озеленению, повышению качества услуг.
- Соблюдать все требования законодательства.
Программа экологического контроля на предприятии
На каждом предприятии должен быть организован контроль за экологическим состоянием и должна быть программа, по которой и будет работать инспектор. Благодаря такой службе предприятие может избежать многочисленных штрафов и санкций в области нарушения экологии, в результате чего удастся сохранить деньги.
Экологический контроль на предприятиях должен следить за такими объектами:
- Системой по очистке отходящих газов.
- Стационарными или передвижными станциями, которые могут выбрасывать вредные вещества в окружающую среду.
- Системой очистки воды.
- Источниками загрязняющих веществ (в их числе канализация, водные объекты и другие).
- Промышленными помещениями – источниками образования отходов.
- Складами, где хранятся опасные компоненты.
- Почвой и водой, которые загрязняются по вине предприятия.
- Зонами санитарной защиты.
Чтобы отслеживать и контролировать деятельность каждой организации, нужна специальная структура, которая будет следить за всеми пунктами, о которых говорит инструкция экологического контроля для крупных и малых предприятий. Инспектор следит за выбросами предприятия, регулярно отчитывается перед вышестоящими структурами.
Заключение
Без государственного контроля над экологией было бы очень сложно найти виноватого в том или ином происшествии. Надзор на каждом из существующих предприятий позволяет контролировать вредные выбросы в окружающую среду. Производственно-экологический контроль, образец инструкции есть на каждом предприятии, позволит быстро найти выход из любой сложной ситуации и не допустить катастроф.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-gosudarstvennyj-ekologicheskij-kontrol-ponyatie-vidy-celi-i-zadachi.html
Порядок осуществления экологического контроля на предприятиях: что проверяют
Деятельность производственных предприятий осуществляется с образованием отходов и выбросов в окружающую среду. Любой вид производственных работ приводит к загрязнению природы. Для предотвращения пагубных последствий компании вынуждены следовать государственным мерам эконадзора.
Задачи экологического контроля
Экологический контроль является неотъемлемой частью производства, строительства, ремонтных работ и т.д. Он направлен на выполнение правил ресурсосбережения и охрану природы.
Задачи:
- создание нормативной и информационной системы, отражающей текущее состояние природной среды и фиксирующей происходящие изменения;
- получение максимально точных сведений о процессах изменений экологии, выявление факторов негативного воздействия, случаев превышения ПДН ит. д.
Введение в терминологию ООС
В организации осуществление задач по эко-контролю, который не требует использования специальных средств измерения и оборудования может быть возложена на сотрудников, осуществляющих производственный контроль. В их обязанности может входить измерение качественных характеристик влияния на атмосферу, водные ресурсы и т.п.
Обратите внимание! Выделяют 3 функции экологического контроля: предупредительную, информационную и карательную.
Виды экологического контроля
Производственный экологический контроль
Экологический контроль — это обязательная мера, обеспечение которой является условием функционирования предприятия. Поэтому и проводится экоаудит на разных уровнях:
- Государственный — осуществляют соответствующие госорганы, уполномоченные применять карательные меры к организационным структурам, оказывающим негативное воздействие на природу.
- Общественный — представляют некоммерческие организации, специализированные объединения, имеющие права направить в государственные и муниципальные органы сведения о выявленных фактах превышения ПДН и предложения по их устранению.
- Производственный — организованный на предприятиях, функционирующий на основе разработанного нормативного документа — Программы экологического контроля.
Классификация видов экоконтроля по уровням воздействия
Еще одну классификацию можно определить исходя из стадий проверки:
- Предупредительный — осуществляется на стадии разработки проекта формирования организации.
- Текущий — ведется в процессе функционирования предприятий, основан на стабилизации текущего влияния на состояние окружающей среды.
- Последующий — необходимо выполнять по результатам хоздеятельности.
Кто осуществляет экологический контроль
Государственными службами и общественными организациями осуществляется проверка по экологии на предприятии что проверяют — степень воздействия на природу факторов производства.
Государственный экологический контроль
Что такое медосмотр: прохождение на предприятии
Государственный надзор должен проверить соблюдение организациями законодательных норм, правил в области природоохранных мероприятий, для создания экологической безопасности.
Важно! Представители госслужб в сфере экоконтроля имеют право посещать предприятия, проверять работу очистных сооружений.
Госконтроль представляет собой совокупность служб органов исполнительской, представительной власти всех уровней:
- Федеральный — в лице Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Полномочия распространяются вплоть до наложения запрета выбросов отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и остановки деятельности предприятий, не соблюдающих нормы законодательных актов.
- Ведомственный — включает в себя структурные подразделения хозяйственных и силовых ведомств, деятельность которых направлена на контроль внедрения природоохранных и ресурсосберегающих технологий.
- Производственный — нацелен на рациональное использование природных ресурсов, разработку мероприятий по охране окружающей среды и анализ результатов деятельности, расследование фактов превышения ПДН выбросов и т.д.
- Общественный.
Общество и гражданская ответственность за защиту ОС
Деятельность госструктур, главным образом ориентирована на крупные отраслевые объекты, последствия деятельности которых, могут нанести глобальный урон окружающей среде, и на минимизацию рисков воздействия предприятий. Для этого соответствующие службы осуществляют:
- прогнозирование влияния деятельности предпринимательства и производства на экологию;
- разработку мер, направленных на снижение воздействия на природу;
- занятия с населением при возникновении ЧС;
- внедрение средств защиты населения и территории при возникновении техногенных и экологических катастроф.
Общественный экологический контроль
Возник из-за необходимости проведения независимой оценки влияния воздействий на природу и должного исполнения своих обязанностей службами экологического контроля всех уровней.
Граждане, входящие в состав представительных общественных организаций, наделены правами:
- Принимать участие в мероприятиях общественного значения, целью которых является решение вопроса экологической безопасности.
- Поднимать вопрос о назначении мер ответственности за нарушение требований норм законодательства в природоохранной сфере.
- Требовать принятие решения о прекращении функционирования отраслевых предприятий, нарушающих принятые правила и нормативы.
Требования, предложения и вопросы общественного контроля являются обязательными для рассмотрения.
Обратите внимание! Данный вид контроля реализует право граждан на благополучную окружающую среду.
Методы экологического контроля
- Экспертиза — заключается в проверке проектов, принятых программ, используемого сырья и материалов, соответствия результатов функционирования компаний экологическим требованиям, включает в себя правовой аспект.
- Мониторинг — непосредственно оценка и анализ деятельности крупных отраслевых структур и их влияния на природную среду. Осуществляется на локальном, национальном, региональном и мировом уровнях.
- Экобезопасность — основана на соблюдении природоресурсного и природоохранного права.
Являются ли рабочие места объектами производственного контроля
Программа экологического контроля
Программа производственного экологического контроля (ПЭК) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня воздействия на окружающую среду вредных факторов производства.
Утверждение данного локального документа определено требованиями законодательства. Под них попадают компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категории, согласно ФЗ № 7 от 10.01.2002 г.
Какие нормативы должны учитываться в ПЭК
Требования по содержанию ПЭК и отчетности по ней устанавливает Росприроднадзор. Правильное проектирование и исполнение документа способно обезопасить предприятие от штрафных санкций и ликвидации деятельности.
ПЭК распространяется на объекты:
- использующие системы очистки газов, сточных вод;
- образующие источники производственных отходов, являющиеся источниками вредных выбросов в различные среды, относящиеся к зонам особой санитарной защиты.
Все эти факторы должны учитываться при разработке документа (мероприятия планируются для каждого загрязняющего объекта отдельно). Для этого допускается приглашать сторонние организации.
Важно! Образец документа не утвержден законодательством, но требования по содержанию прописаны в Приказе № 74 от 28.02.2018 г.
Организация экологического контроля
- В ПЭК должна быть прописана структура экоконтроля, которая может быть организована в соответствии с организационной структурой хозяйствующей единицы, так как данное требование не регламентировано законодательством.
- Данная система контроля утверждается директором компании и может выглядеть в виде отдельного структурного подразделения с должностью эколога; подразделения с начальником —заместителем директора; или совмещенного отдела с другим подразделением, в зависимости от масштабов организации производства.
- На небольших предприятиях, экоконтроль сводится к возложению обязанностей в данной сфере в виде совмещения с основными обязанностями специалиста и заключается в заполнении требуемых форм отчетности.
Чем больше масштабы производства и воздействие на экологию, тем больше требований по снижению рисков предъявляется к предприятию.
Следовательно, и организация экологического контроля будет соответствующая — отдельная служба с руководителем, наделенным кругом полномочий по реализации мероприятий ПЭК.
Важно! В таких рамках и инвестиционные расходы будут значительнее, для обеспечения экологической безопасности.
Оформление результатов экоконтроля
Экологический аудит на предприятии должен быть завершен оформлением соответствующих результатов. Они предоставляются в виде отчетности по выполнению ПЭК, утвержденной законодательством:
- начальству компании;
- в соответствующий орган госэконадзора;
- населению.
Контроль промышленной деятельности организаций и их влияние на окружающую среду является неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности нации.
В современном обществе несанкционированные выбросы вредных веществ в атмосферу, водные ресурсы ведет к гибели обитателей флоры и фауны, развитию заболеваний населения.
Поэтому государство ужесточило аудиторские меры за результатами функционирования компаний, ввело определение экологической безопасности, ПЭК и различные формы отчетности.
Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/ekologiceskij-kontrol.html
Основные задачи и виды экологического надзора
Охрана окружающей среды – одна ᴎɜ наиболее актуальных проблем современӊοсти. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природу неизбежно приводят к обострению экологической ситуации.
В результате, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и экосистемой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки и жизненное пространство.
Решить всœе эти многочисленные проблемы призван экологический надзор.
Задачи экологического надзора
Дополнительный материал 1
Экологический надзор представляет собой комплекс правовых мер, нацеленных на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Его содержание объединяет в себе такие категории, как оценка качества окружающей природнои̌ среды, экологический мониторинг и экспертиза.
Хозяйственная деятельность человека неизвежно сопровождается использованием природных ресурсов. Одна их часть перерабатывается в конечный продукт, а остальная – идет в отходы. Твердый мусор складируется на поверхности, зарывается в землю, жидкие отходы сливаются в водоемы, а газообразные – выбрасываются в атмосферу.
Экологический контроль призван минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде скапливающимися отходами хозяйственнои̌ и инои̌ деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности мероприятий по охране окружающей среды.
Главная задача экологического контроля – выявление любых изменений качества окружающей природнои̌ среды и поддержание ᴇᴦο на установленном уровне. Качество окружающей природнои̌ среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.
Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и облекаются в форму нормативно-правовых актов.
В системе показателей качества окружающей природнои̌ среды выделяют нормативы, которые определяют:
- предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
- предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
- предельно допустимые уровни вредных воздействий, в том числе вибраций, электромагнитных излучений и т.д.
Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности, хозяйственная деятельность человека одновременӊο воздействует на различные природные объекты, загрязняя их вредными веществами.
Рисунок 1.
Система экологического надзора
В систему экологического надзора входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды, уполномоченные министерства, ведомства и общественные организации.
Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды решает следующие задачи:
- наблюдение за состоянием окружающей среды и отдельных природных объектов, за происходящими в них физическими, химическими, биологическими процессами;
- обобщение и оценка полученнои̌ информации о состоянии окружающей среды;
- прогнозирование изменений состояния окружающей среды с целью предупреждения отрицательных экологических последствий;
- обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природнои̌ среды заинтересованных организаций и населения.
Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами и другими нормативными актами экологического законодательства.
Виды экологического надзора
Выделяют следующие главные виды экологического надзора:
- государственный;
- ведомственный;
- производственный;
- общественный.
- Государственный экологический надзор относится к полномочиям действующей в России системы управления, которая осуществляет регулирование в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Законодательство предоставляет федеральным органом власти право устанавливать порядок организации и проведения государственного экологического надзора. К компетенции субъектов РФ относится реализация государственного экологического контроля. Эᴛο предусмотрено положениями Лесного и Водного кодексов, федеральным законом ʼʼО недрахʼʼ и другими нормативными актами.
- Ведомственный экологический надзор осуществляется уполномоченными министерствами и ведомствами, а так соответствующими негосударственными структурами субъектов РФ. Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. К примеру, Роскомзем следит за охранои̌ и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и зеленых насаждений. В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попа ещё один вид природных ресурсов. Скажем, федерального агентства по рыболовству важно состояние водных объектов с позиций воспроизводства и продуктивности рыбных запасов. А Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, следит за исполнением экологических требований в отношении подземных вод.
- Сферой производственного экологического контроля служит хозяйственная деятельность предприятий и организаций, которые являются основнои̌ категорией природопользователей. Правовые требования, касающиеся охраны окружающей среды от вредных воздействий, в первую очередь, адресованы им. Содержание производственного контроля зависит, прежде всœего, от специфики предприятия. Экологический контроль осуществляет руководитель предприятия, начальники функциональных служб и производственных подразделений. При ϶том в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления, экологические службы на некоторых предприятиях порой отсутствуют, что неправомерно.
- Общественный экологический контроль – ϶то прерогатива профессиональных союзов и других объединений. Хоть и по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с ᴛᴇᴍ он обла и серьезным преимуществом – реальнои̌ независимостью от административных структур и ведомственных интересов.
Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.
Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/21643_osnovnye_zadachi_i_vidy_ekologicheskogo_nadzora
Основные задачи и виды экологического надзора
Охрана окружающей среды — одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природу неизбежно приводят к обострению экологической ситуации.
В результате, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и экосистемой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки и жизненное пространство.
Решить все эти многочисленные проблемы призван экологический надзор.
Экологический надзор представляет собой комплекс правовых мер, нацеленных на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Его содержание объединяет в себе такие категории, как оценка качества окружающей природной среды, экологический мониторинг и экспертиза.
Хозяйственная деятельность человека неизвежно сопровождается использованием природных ресурсов. Одна их часть перерабатывается в конечный продукт, а остальная — идет в отходы. Твердый мусор складируется на поверхности, зарывается в землю, жидкие отходы сливаются в водоемы, а газообразные — выбрасываются в атмосферу.
Экологический контроль призван минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности мероприятий по охране окружающей среды.
Главная задача экологического контроля — выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.
- Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и облекаются в форму нормативно-правовых актов.
- В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:
- 1. предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
- 2. предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
3. предельно допустимые уровни вредных воздействий, в том числе вибраций, электромагнитных излучений и т.д.
Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности, хозяйственная деятельность человека одновременно воздействует на различные природные объекты, загрязняя их вредными веществами.
Источник: https://studbooks.net/1240240/ekologiya/osnovnye_zadachi_vidy_ekologicheskogo_nadzora
Понятие, формы и система экологического надзора
Экологический надзор – это определенный вид управленческой деятельности государственных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности.
Экологический надзор – составная часть управления природопользованием и охраной окружающей среды, одно из проявлений экологической функции Российского государства. Кроме того, он является и составной частью механизма реализации эколого-правовых предписаний
Основная задача экологического надзора – обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды всеми предприятиями, учреждениями, организациями и иными органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Государственный экологический надзор носит надведомственный характер.
Согласно ст.
65 Закона «Об охране окружающей среды» под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ и российским законодательством в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности
- По своим формам экологический надзор с определенной долей условности можно подразделить на:
- — информационный;
- — предупредительный и карательный.
- Информационная форма надзора выражается преимущественно в сборе и анализе соответствующей экологической информации, необходимой для принятия государственными органами решений в области природопользования и охраны окружающей среды.
- Предупредительная форма надзора, направлена на предупреждение экологических правонарушений и, следовательно, на недопущение наступления вредных последствий, которые могли бы возникнуть.
- Карательная форма надзора выражается в применении мер государственного принуждения, как к физическим, так и юридическим лицам, нарушающим экологическое законодательство.
- Статья 65 Закона «Об охране окружающей среды» закрепляет, что государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор).
- Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды имеют право:
- -запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
- -беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
- -выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- -составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
- -направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- -предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
- Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).
- Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Производственный экологический контроль имеет своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружающей среды».
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами.
Его задача – проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом «Об охране окружающей среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях.
Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s13852t8.html
Экологический надзор и контроль
В соответствии с Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 24 ноября 2014 г.
) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды.
Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований.
Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.
Экологический контроль состоит из двух тесно связанных этапов. Первый – сбор и обработка необходимых исходных данных в рамках экологического мониторинга.Цель второго этапа – осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений.
Для решения задач второго этапа сложились определенные формы и методы экологического контроля. Формы две – предупредительная и карательная.
Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.
Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.
- В зависимости от субъектного состава отношений выделяют следующие виды экологического контроля (гл. XI ФЗ «Об охране окружающей среды» в новой редакции):
- · государственный экологический надзор;
- · производственный контроль в области охраны окружающей среды;
- · общественный контроль в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст.
65 ФЗ «Об охране окружающей среды» под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Сравнивая понятия экологического контроля и экологического надзора, можно сделать вывод, что разделение терминов произведено по субъектному составу: в отношении экологического контроля, осуществляемого органами государственной власти, употребляется термин «надзор», а в отношении производственного и общественного — «контроль». Понятие экологического контроля не включает контроль в области использования и охраны природных ресурсов.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 446;
Источник: https://studopedia.net/3_24387_ekologicheskiy-nadzor-i-kontrol.html
Понятие, виды и задачи экологического контроля
Понятие, виды и задачи экологического контроля
Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных
воздействий, функция государственного управления и правовой институт права
окружающей среды.
Основываясь на роли экологического контроля в механизме
охраны окружающей среды, его можно
оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов
права окружающей среды к исполнению экологических требований.
Меры юридической
ответственности за экологические
правонарушения применяются либо в
процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных
органов.
Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении
иных правовых мер обеспечения рационального
природопользования и охраны окружающей среды — экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений
деятельности экологический контроль, т.е.
обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому
из названных видов деятельности.
Реализация любой из таких мер, как
и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.
Представляется
необоснованным включение в систему
экологического контроля государственной
службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ст. 68 Закона «Об
охране окружающей природной среды»), поскольку наблюдение — самостоятельная
функция государственного управления охраной окружающей среды.
Причем в
отличие от государственной экологической
экспертизы или экологического лицензирования, выполняющих функции контроля, мониторинг не выполняет такой функции, мониторинг — пассивная функция государственного управления, в рамках которой не реализуются государственно-властные полномочия, государственное принуждение.
Российское
административное право выделяет два
вида контрольной деятельности — контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.
Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил*.
Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.
При этом некоторые государственные
органы осуществляют одновременно и
контроль, и надзор. Различие между
этими видами деятельности уловить
трудно. Так, в соответствии с Законом
РФ от 27 апреля 1993 г.
«Об обеспечении
единства измерений»* таким органом
является Государственная метрологическая
служба Госстандарта России.
Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды (ст. 12 Закона).
Экологический контроль как правовая мера выполняет
ряд функций — предупредительную, информационную и карательную.
Роль
предупредительной функции заключается
в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических
требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.
Информационная функция
связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и
лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.
Карательная функция проявляется
в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных
законодательством санкций по результатам
соответствующих проверок.
В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.
____________________________
* Алехин А.П., Козлов
Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть II. М., 1995. С. 252.
* ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 23. Ст. 811.
Государственный экологический контроль
Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию
природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями
и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.
Существенной
особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется
от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции
государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции.
Потенциально государственный
экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс
исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления
экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов — прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).
Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и
текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу.
Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию.
Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.
Соответственно
подразделению органов государственного управления природопользованием и
охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции
государственный экологический
контроль можно подразделить на общий
и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный — органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.
Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них — законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных
функций.
Принцип законности проявляется
в том, что такой контроль могут
проводить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми
актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельности контролируемого объекта.
Принцип
разделения хозяйственных и контрольных
функций характерен лишь для специально уполномоченных органов государственного экологического контроля. Он носит
в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен.
Его суть заключается
в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные
ресурсы.
Правовые
основы организации и осуществления
государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных
подзаконных актов.
Законом «Об
охране окружающей природной среды» (ст. 68, 70) определены задачи, органы государственного экологического контроля, а также
полномочия должностных лиц этих органов (ст. 68, 70). Задачи и органы государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами.
К специальным актам в рассматриваемой сфере относятся:
- Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его территориальных органов, утвержденные приказом Минприроды России от 17 апреля 1996 г.;
- Порядок осуществления государственного экологического контроля за охраной окружающей природной среды и соблюдением требований экологической безопасности при производстве, использовании, хранении, захоронении радиоактивных материалов и источников ионизирующего излучения, утвержденный приказом Минприроды России от 8 октября 1993г.;
- приказ Минприроды России от 23 июля 1996 г. «О совершенствовании технического и методического обеспечения экологического контроля и использования новых экономических механизмов при осуществлении природоохранной деятельности»;
- Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»;
- Положение о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994г.;
- Положение об органах государственного геологического контроля Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 ноября 1995 г.;
- Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г.;
- Соглашение о взаимодействии органов Минприроды России и Роскомнедра в части государственного контроля за охраной окружающей природной среды на объектах недропользования, утвержденное Минприроды России и Роскомнедра от 27 марта 1995 г.;
- Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России, утвержденная приказом Госстроя России от 2 марта 1994 г.;
- Положение о порядке осуществления в г. Москве экологического контроля автотранспортных средств с введением экологического сертификата автотранспортного средства единого образца, утвержденное постановление правительства Москвы от 18 июня 1996 г., и др.
Государственный общий экологический
контроль
Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным
Собранием РФ, представительными
органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Полномочия Президента России как главы государства по проведению экологического контроля регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непосредственного контроля Президента РФ и опосредованного — через подразделения его администрации*.
Непосредственный
контроль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих
отношение к решению экологических
проблем в стране. По представлению
Председателя Правительства РФ он назначает
на должности министров, председателей
государственных комитетов, руководителей
федеральных служб.
При этом в
соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных
органов исполнительной власти»
ряд федеральных органов, выполняющих, в частности, природоохранные функции, подчинен и подотчетен Президенту РФ.
Это — МВД РФ, Федеральная пограничная
служба России, Федеральная служба безопасности России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет
ему контролировать обоснованность и целесообразность принятия экологически значимых решений.
Президентский контроль реализуется также через
Контрольное управление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ в субъектах Федерации.
От имени и по поручению Президента РФ Контрольное управление осуществляет контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов
РФ Конституции РФ, законов, указов и распоряжений Президента РФ.
Свои задачи Контрольное управление решает посредством проверок.
По их результатам
оно вправе вносить Президенту РФ предложения, направлять предписания
руководителям федеральных органов
и главам исполнительной власти субъектов
РФ об устранении выявленных нарушений, а также направлять соответствующие
материалы в Прокуратуру РФ и
контрольные органы.
Хотя
государственный экологический
контроль осуществляется преимущественно
в системе органов исполнительной власти, федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов РФ также обладают рядом имеющих отношение к охране окружающей среды контрольных полномочий, предусмотренных Конституцией России, конституциями (уставами) субъектов РФ. Контроль органов представительной власти проводится с соблюдением ст.10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвей власти.
Источник: https://www.stud24.ru/ecolaw/ponyatie-vidy-i-zadachi-jekologicheskogo/235154-689639-page1.html