Педагогическая наука как система знаний — студенческий портал

Выберите тему, по которой Вы хотите пройти тестирование. Уважаемые участники, после прохождения олимпиады можно будет заказать изготовление персонального диплома. Также изготовление диплома можно заказать по этой ссылке.

  • Дошкольное образование по ФГОС
  • ФГОС начального общего образования
  • ИКТ компетентность пед. работников
  • Классное руководство
  • Олимпиада по возрастной психологии для педагогов-психологов
  • Педагогические технологии для реализации требований ФГОС
  • ФГОС основного общего образования
  • ФГОС среднего полного общего образования
  • по знанию медицинских основ
  • по знанию прав ребенка
  • по педагогике «Основные понятия»
  • Возникновение и развитие педагогики.
  • Педагогика — Воспитательные функции семьи.
  • Педагогика — Дидактика.
  • Основы педагогики.
  • Социальная педагогика.
  • Педагогика — Теория воспитания.
  • Педагогика — Формы воспитания.

Преимущества нашего сервиса

  • Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
  • Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня..
  • Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..
  1. На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
  2. Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
  3. Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
  • 1 шаг
  • Участие
  • Пройдите тестирование по выбранной теме
  1. 2 шаг
  2. Результат
  3. Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
  • 3 шаг
  • Диплом
  • Введите данные для оформления диплома победителя

Педагогическая наука как система знаний - Студенческий портал

Многочисленные онлайн олимпиады по педагогике

Дистанционные олимпиады по педагогике специально созданы для учителей, чтобы помочь определить уровень профессиональной подготовки. Благодаря им педагог может выявить свои сильные и слабые стороны, а также определить пути дальнейшего совершенствования. Регулярная проверка знаний помогает постоянно оставаться в тонусе и способствует профессиональному развитию педагогического мастерства

Плюсы прохождения онлайн олимпиады

Участие в различных всероссийских олимпиадах может стать серьезной проблемой для некоторых педагогов, ведь всем известно как долго и тщательно стоит готовиться, а также насколько это волнительное мероприятие.

Для того, чтобы пройти онлайн-олимпиаду по педагогике, не требуется длительной и изнуряющей подготовки, а также это отличный шанс проверить свои силы перед муниципальным конкурсом.

Каждое задание соответствует требованиям ФГОС и утверждено Минобрнауки РФ,  поэтому достаточно уже имеющихся у преподавателя знаний.

Вы сможете пройти олимпиаду в любое время и в удобном для вас месте. Наши программы — это не стресс, а приятное времяпровождение в компании вопросов по педагогической дисциплине. Мы не ставим никаких временных рамок, вы сами решаете, сколько времени уделить олимпиаде.

Главное преимущество педагогического портала “Солнечный Свет” — это бесплатное участие, а также возможность проверить свои знания всем желающим из разных регионов России. Онлайн олимпиада проходит в виде вопросов, на которые нужно выбрать один правильный ответ. Сразу же после нажатия верный вариант подсветится зеленым маркером, а неверный — красным.

В случае, если результаты вас не удовлетворили, можно повторить прохождение тестирования.

Как получить диплом

Приятный бонус от портала “Солнечный Свет” после успешного прохождения тестирования — это диплом, который засвидетельствует ваши высокие результаты. Мы предоставляем сертификаты установленного образца, соответствующие российским стандартам.

Диплом выполняется на официальном бланке с подписью и печатью, имеет юридическую силу и может служить официальным подтверждением ваших знаний. Стоимость сертификата составляет 100 рублей, сделать оплату вы можете любым удобным способом.

Чтобы создать диплом войдите в ваш личный кабинет и введите свои данные. Вы можете заказать документ по почте и с доставкой в любой российский город. Однако данная опция вовсе не обязательна.

Вы можете просто пройти тестирование и узнать свой уровень знаний не подкрепляя его документальным засвидетельствованием.

На нашем портале вы можете пройти онлайн олимпиаду по различным дисциплинам, например, по политологии и расширить сферу своих возможностей, а также получить дополнительную сертификацию собственных знаний.

Источник: https://solncesvet.ru/olimpiada/po-pedagogike/

Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности

Это понятие трактуется неоднозначно.

В наиболее широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Другое: методология — «учение о методе научного познания и преобразования мира»

В современной литературе: методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.

Отправной пункт, определяющий подход к разработке вопросов методологии — позиция практики. Ради практической деятельности существуют и педагогическая наука, и ее методология.

Практика в широком смысле — деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества. Педагогическая практика — один из ее видов. В области педагогики практическая деятельность соотнесена с деятельностью научной и, что не всегда принимается во внимание, с методологической.

Недостатком имеющихся работ по методологии педагогики является то, что речь в них идет, как правило, лишь о методологическом знании. Между тем, наука уже давно не отождествляется с систематизированным знанием. Например, И.А.

Майзель отмечает что знание отнюдь не таит в себе источник своего собственного существования, но представляет собой запечатленный срез безостановочного познавательного процесса, идеальный сгусток познавательных усилий людей. Научная деятельность генерирует знание, точнее -особый тип знания, именуемый научным знанием.

Благодаря ей наука представляет собой динамичный функционирующий организм, существующий в той мере, в какой имеет место порождение знания, его созидание, производство; иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль духовного производства — производство научного знания.

Методология как одна из отраслей науки, не является исключением. Она также имеет «деятельностный» аспект. Это — не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по производству методологических знаний как дескриптивного, так и нормативного типа.

Четкое определение в свое время было дано М.А.

Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основания и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих …

педагогическую действительность… а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».

Изучение проблемы методов, проблема содержания образования, проблема построения современного урока — все это область специально-научного анализа. Но есть еще область методологического анализа.

Здесь мы смотрим на то, как мы все это исследуем: правильно ли, например, применяются методы научного познания в исследовании этих вопросов, правилен ли категориальный аппарат, которым мы пользуемся.

Исследуется в данном случае не урок, а то, как мы исследуем урок. Это как бы следующий этап исследования.

Методологические проблемы нужно отличать от специально-научных проблем. О специально-научных проблемах уже говорилось. Это, например, проблемы классификации методов обучения, целостности учебно-воспитательного процесса, определения элементов содержания образования.

Методологические проблемы — вопросы использования дидактических знаний в школьной практике, виды дидактических знаний, связь дидактики с методиками обучения школьным предметам, соотношение педагогики и психологии, проблемы педагогического факта, логики педагогического исследования, границы и условия применения формализации в педагогических исследованиях, обобщение опыта школы как метод педагогического исследования.

К этим двум видам исследований в области педагогики относится то, что можно сказать о специфике методологического и специально-научного анализа. Они имеют разные объекты, разную направленность и различаются по проблематике.

Читайте также:  Предмет культурологии - студенческий портал

В обобщенной форме можно утверждать, что специально-научное исследование (например, принципов обучения или методов воспитания) направлено непосредственно на педагогическую действительность, в то время как исследование методологическое (например, изучение способов научного обоснования практики обучения) — на процесс и результаты научного отображения этой действительности. Это различие не исчезает от того, что в ходе методологического исследования возникает необходимость обращаться к педагогической действительности в целях выявления наиболее эффективных способов отражения ее в теории, и в конечном счете

Важно подчеркнуть, что различие данных видов педагогического исследования в их существенных характеристиках сказанным и исчерпывается, т.е. оно в главном сводится к различиям объектов, проблематике, направленности, с одной стороны, методологического исследования, с другой — исследования специально-научного.

В остальном, в том, что касается логики и процедур их проведения, характера их результатов существует аналогия в том смысле, что методологическое исследование должно быть именно исследованием, т.е. удовлетворять требованиям, предъявляемым к любому научному исследованию и, разумеется, не сводиться к общим рассуждениям и обильному цитированию.

Конкретное методологическое исследование в области педагогики имеет собственный специфический предмет и опирается на особый эмпирический материал, отражающий реальное состояние тех или иных разделов педагогической науки, характер и качество обоснования нормативных материалов, направляемых в практику школы, факты разработки тех или иных педагогических концепций и внедрения их в эту практику. Примером такого использования методологической эмпирии может служить исследование Т.В.Новиковой, посвященное проблемам внедрения5. В этой работе основные характеристики процесса движения педагогических идей от науки к практике изучались, в частности, путем анализа реального опыта внедрения исследовательского метода в практику школы на разных этапах развития системы образования в нашей стране, начиная с 1920-х годов.

На этом материале был установлен методологический факт: общий ход процесса развития идеи исследовательского метода на пути к учителю заключался в том, что сначала идея нашла свое выражение в концепциях и методических предложениях, затем, получив распространение в опыте и определенное общественное признание, — в конкретных предписаниях: программах, методических разработках и т.д.

Для методологического исследования, посвященного анализу состава, функций и структуры научного обоснования обучения6, эмпирическим материалом служит сложившийся в педагогике слой знаний, фиксированных в виде педагогических концепций, дидактических и методических принципов и других положений, которыми обосновывалась практика обучения, научное содержание методик обучения отдельным предметам, рекомендации и т.п. В рамках методологического исследования отдельные педагогические теории, положения, понятия, фиксированные в педагогической литературе, рассматриваются как реально существующие индивидуальные предметы.

Методологические проблемы педагогики могут исследоваться как на теоретическом уровне, так и на эмпирическом. Обобщение опыта научно-исследовательской деятельности в той или иной области педагогики ценно как само по себе, так и в качестве материала для последующего теоретического анализа в области методологии педагогики.

Методологические знания эмпирического характера (методологическая эмпирия) формируются также в процессе конкретного специально-научного исследования как результат методологической рефлексии — размышлений исследователя о применяемых им способах научного познания.

Важно различать два вида методологической деятельности: 1) формирование методологического обеспечения каждого конкретного исследования; 2) методологическое исследование.

Первым призваны заниматься все научные работники, использующие имеющиеся методологические знания или результаты собственной методологической рефлексии для получения нового знания в специально-научной области.

Вторым видом деятельности занимается численно ограниченная группа людей, ставящих своей целью получение одного из видов знаний, предназначенных для включения в состав методологического обеспечения.

Поскольку ориентация специально-научных педагогических исследований на практику в своих истоках определяется характером методологического обеспечения, необходимо так определить предмет методологии педагогики, чтобы уже в самом этом определении не была упущена направленность любого вида методологической деятельности в конечном счете на преобразование практики.

В соответствии с этой задачей предмет методологии педагогики можно определить как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке.

Последовательная конкретизация и углубление этого определения, как это станет ясно из последующего изложения, дает возможность включить в него понятие практической педагогической деятельности и, таким образом, в исходном пункте построения педагогической теории ориентировать эту теорию на отображение и преобразование педагогической практики.

Чтобы сделать более наглядными изложенные представления и различения, обозначим схематически то место, где порождается методологическая проблематика в контексте связи педагогической науки и педагогической практики. Вне этого контекста любые методологические (и специально-научные) представления неизбежно окажутся умозрительными, оторванными от действительности.

Источник: https://students-library.com/library/read/58268-metodologia-pedagogiki-kak-sistema-znanij-i-kak-oblast-naucno-poznavatelnoj-deatelnosti

Педагогика как наука

Педагогика как наука.

  1. Выскажите свою точку зрения и докажите ее правильность.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики — это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Расширение пределов понятия «воспитание» вступает в противоречие с историческим названием науки. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины — «андрогогика» (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести) и «антропогогика» (от греч.

«антропос» — человек и «аго» — вести).

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств.

Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные.

Развивается и наука о воспитании, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели — предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика.

Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики также рождаются в педагогических лабораториях.

При определении воспитания и науки о нем — педагогики будем исходить из положения, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное общество на определенном этапе исторического развития и есть воспитание, направленность и уровень которого объективно отражают достигнутый уровень развития общества.

Читайте также:  Древнейшие сирия и палестина - студенческий портал

Несмотря на то что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.

Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

  1. Сформулируйте задачи педагогической науки и докажите их актуальность

В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям: гуманизму, добру, любви к ближнему, почитанию матери и отца, стремлению к знаниям, трудолюбию, совершенствованию личных качеств, взаимоуважению в отношениях со сверстниками и взрослыми, ответственности, дисциплинированности, творчеству.

Исходя из этого основные задачи педагогики — дать характеристику нравственных качеств личности, которые можно сформировать у ребенка в период детства; обосновать методы и приемы воспитательной деятельности и показатели ее результативности. Педагогика стремится разработать такую технологию воспитательного процесса, которая обеспечила бы прочность и надежность формируемых качеств личности у детей.

В современных условиях значительно усложнилось содержание образовательного процесса. Сегодня допускается сочетание образовательного стандарта с вариативностью программ и учебных пособий. В связи с этим возникает задача раскрыть возможности творческой деятельности педагога, воспитателя в условиях реализации различных образовательных программ.

Образование и воспитание детей в современном обществе становится личностно-ориентированным, т. е. педагог должен строить педагогический процесс, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его познавательных возможностей, вызывая у детей чувство удовлетворения и радости от учебных занятий.

Задача педагогики — разрабатывать содержание и методы личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в школе, в семье.

В современных условиях наблюдаются значительные различия у детей одного и того же возраста в развитии интеллекта, способностей, степени воспитанности.

Задача индивидуализации учебных занятий и воспитательных действий — наиболее сложная.

Развитию способностей у детей способствует прежде всего творческая деятельность. Воспитание и образование имеет большие возможности для организации творческой деятельности. Соответственно и задача педагогики — обоснование видов творческой деятельности детей.

В теории и практике в настоящее время большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, которое становится самостоятельным компонентом педагогического процесса.

Задача педагогической науки состоит в разработке содержания и методов развития экологической культуры у детей, обеспечения последовательности, преемственности и систематичности этой работы.

Важнейшая задача педагогики — обоснование закономерностей воспитания, образования и развития ребенка.

Педагогические закономерности создают тенденции и возможности реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач в различных видах деятельности, способствуют становлению самообразования, самовоспитания и саморазвития ребенка.

Результативность педагогического процесса повышается, если воспитатель и учитель в своей деятельности опираются на закономерности педагогики, если предлагаемая ими технология воспитания и обучения соответствует этим закономерностям.

Поиск и обоснования педагогических закономерностей основывается на психологических, биологических, философских, социальных факторах развития человека, на опыте воспитателей, преподавателей, учителей, родителей, а также на анализе особенностей развития детей в разных условиях.

Задача педагогической науки на основе изученных закономерностей разработать педагогические технологии, методы и приемы педагогического воздействия на детей в учебной и вне-учебной деятельности.

Одна из особенностей развития ребенка состоит в том, что определяющую роль в этом процессе играет чувственный образ. Вне чувственного познания невозможно движение мысли, овладение знаниями.

Педагогический процесс имеет три функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Эти функции основные, их реализация обеспечивает усвоение детьми опыта человечества, культуры, развитие логики мышления и познавательных способностей.

Задача педагогики разрабатывать более эффективные технологии реализации названных функций в деятельности педагога.

Одним из способов решения названной задачи — разработка образовательных, воспитательных и развивающих приемов в воспитательном и учебном процессах. Исходя из общих установок педагогики и здравого смысла, они известны, но недостаточно систематизированы и не доведены до уровня технологий.

Таковы наиболее важные задачи педагогики.

  1. В чем отличие научного педагогического знания от житейского.

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями.

Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил.

Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: «Повторение — мать учения», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Век живи — век учись» и т.п.), составивших содержание народной педагогики.

Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они. помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями.

Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.

Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.

Д.Ущинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бессильным, оно должно быть народным».

Источник: https://magref.ru/pedagogika-kak-nauka/

Система педагогических наук

Педагогика включает в себя совокупность педагогических отраслей и дисциплин, образующих развивающуюся систему педагогических наук. Основные разделы общей педагогики, основы педагогики, дидактика — теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами.

  • История педагогики и образования изучает развитие педагогической теории и практики образования, педагогических учений, идей о воспитании и обучении в различные исторические периоды.
  • Сравнительная (компаративистская) педагогика занимается изучением функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах в современный период путем сравнения и сопоставления.
  • Вопросами воспитания и обучения в зависимости от возраста — возрастная педагогика занимаются дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика).
  • Развиваются такие педагогические отрасли, как музейная, театральная, инженерная, военная, спортивная, музыкальная, профессиональная педагогика.
  • Вопросами воспитания и перевоспитания правонарушителей занимается педагогика исправительно-трудовых учреждений
  • (пенитенциарная педагогика).
  • Свой предмет изучения имеют педагогика дополнительного и профессионально-технического образования.
  • Проблемами обучения и воспитания детей с физическими и психическими особенностями занимается специальная педагогика, состоящая из тифлопедагогики — обучения и воспитания слабовидящих и слепых, сурдопедагогики — обучения и воспитания детей с дефектами слуха, олигофренопедагогики — работа с умственно отсталыми, логопедии — педагогика постановки речи у глухих и слабослышащих детей.
  • Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; проблемы интеграции (объединения) воспитательных сил общества с целью социальной помощи обездоленным детям и профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  • Педагогические дисциплины, развивающиеся как межпредметные, на основе межнаучной интеграции', социальная педагогика, философия воспитания и образования, история педагогики, сравнительная педагогика, социология образования.
  • Исследованием специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов занимаются частные методики (предметные дидактики).
  • Кроме того, в систему педагогических наук входят как традиционные, так и новые направления в педагогике.
  • Традиционные направления — это народная педагогика и религиозная педагогика.
Читайте также:  Гуманная педагогика амонашвили - студенческий портал

Народная педагогика — исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.

Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения.

Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.

Религиозная педагогика — педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях той или иной религии: христианства, ислама, иудаизма, буддизма и др.

К новым направлениям можно отнести такие, как гуманистическая педагогика, педагогика культуры, педагогика прав человека, педагогика ненасилия и др.

Гуманистическая педагогика — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Па Западе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др.

Основная тенденция этого педагогического направления — придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.

Своих целей такая педагогика достигает путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся. Такое построение педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы — от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.

Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.

Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности.

Педагог, обладающий позицией ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и другому человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, позитивно оценивает детей, снижает у них уровень напряженности, тревожности и страхов.

Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в котором в середине 1970-х гг. стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи.

Основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Педагогика культуры — новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.

Педагогика информационная — педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.

Дородовая педагогика — педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. Педагогика дородовая возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (пренатальное развитие психики).

Антропогогика — обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути.

Реабилитационная и коррекционная педагогика — комплексная дисциплина, базирующаяся на медицинских, психологических и дефектологических знаниях, разрабатывающая вопросы педагогического воздействия на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Путем реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка.

Лечебная педагогика — отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью выправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Одним из первых ввел этот термин В. П. Кащенко.

Педагогика рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о теоретических аспектах воспитания и образования, педагогика выступает как паука.

Когда речь идет о педагогической деятельности воспитателя и педагога по воплощению этих теоретических положений на практике, педагогика трансформируется в искусство.

В деятельности воспитателя много значит его собственное творчество, вдохновение, импровизация и интуиция, своеобразное педагогическое чутье. Сама деятельность учителя

по многим своим аспектам близка к деятельности актера, поэтому элементы театральной педагогики изучают в педагогических заведениях при подготовке педагогических кадров.

Таким образом, педагогика является частью общей культуры человечества. Разрабатываемые ею концепции воспитания и образования имеют научно-педагогическую и общекультурную ценность.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте одно из определений педагогики и обоснуйте его.
  • 2. Как вы поняли, что является предметом педагогики?
  • 3. Какие функции выполняет педагогика?
  • 4. Назовите имена великих педагогов, внесших значительный вклад в развитие педагогики.
  • 5. На какие вопросы отвечает педагогика?
  • 6. С какими научными дисциплинами и как связана педагогика?
  • 7. Какие понятия и категории являются основными для педагогики: перечислите их и дайте определение.
  • 8. Назовите компоненты, составляющие структуру педагогики, и дайте им определение.
  • 9. Какие педагогические отрасли и дисциплины составляют систему педагогических наук? Перечислите их и дайте краткую характеристику.
  • 10. Как вы поняли, что такое инклюзивное образование? Ваше отношение к нему. Аргументируйте свою позицию.
  • 11. Как взаимосвязаны между собой основные категории и понятия педагогики? Попробуйте отразить это в виде таблицы или схемы.
  • 12. В виде таблицы или схемы изобразите систему педагогических наук и их взаимосвязь с другими науками.

Игровой контроль: верно или неверно?

  • 1. Верно или неверно, что у животных есть воспитание или у них может быть только научение?
  • 2. Верно ли, что воспитание но своей природе насильственно или оно естественно и непроизвольно?
  • 3. Верно или неверно, что ребенок имеет определенные права или он полностью зависит от семьи, общества, государства и пока маленький не имеет никаких самостоятельных прав?

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • происхождение воспитания;
  • • цели воспитания и факторы, их обусловливающие;
  • • сущность понятия «педагогика», предмет, функции, источники и структуру педагогики;
  • • основные педагогические категории;
  • • систему педагогических наук и взаимосвязь с другими науками;

уметь

  • • обосновать свою педагогическую позицию по ведущим педагогическим категориям;
  • • определить основные признаки гуманно организованного педагогического процесса в реальной педагогической практике.

Источник: https://studme.org/112205/pedagogika/sistema_pedagogicheskih_nauk

Ссылка на основную публикацию