Выберите тему, по которой Вы хотите пройти тестирование. Уважаемые участники, после прохождения олимпиады можно будет заказать изготовление персонального диплома. Также изготовление диплома можно заказать по этой ссылке.
- Дошкольное образование по ФГОС
- ФГОС начального общего образования
- ИКТ компетентность пед. работников
- Классное руководство
- Олимпиада по возрастной психологии для педагогов-психологов
- Педагогические технологии для реализации требований ФГОС
- ФГОС основного общего образования
- ФГОС среднего полного общего образования
- по знанию медицинских основ
- по знанию прав ребенка
- по педагогике «Основные понятия»
- Возникновение и развитие педагогики.
- Педагогика — Воспитательные функции семьи.
- Педагогика — Дидактика.
- Основы педагогики.
- Социальная педагогика.
- Педагогика — Теория воспитания.
- Педагогика — Формы воспитания.
Преимущества нашего сервиса
- Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
- Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня..
- Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..
- На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
- Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
- Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
- 1 шаг
- Участие
- Пройдите тестирование по выбранной теме
- 2 шаг
- Результат
- Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
- 3 шаг
- Диплом
- Введите данные для оформления диплома победителя
Многочисленные онлайн олимпиады по педагогике
Дистанционные олимпиады по педагогике специально созданы для учителей, чтобы помочь определить уровень профессиональной подготовки. Благодаря им педагог может выявить свои сильные и слабые стороны, а также определить пути дальнейшего совершенствования. Регулярная проверка знаний помогает постоянно оставаться в тонусе и способствует профессиональному развитию педагогического мастерства
Плюсы прохождения онлайн олимпиады
Участие в различных всероссийских олимпиадах может стать серьезной проблемой для некоторых педагогов, ведь всем известно как долго и тщательно стоит готовиться, а также насколько это волнительное мероприятие.
Для того, чтобы пройти онлайн-олимпиаду по педагогике, не требуется длительной и изнуряющей подготовки, а также это отличный шанс проверить свои силы перед муниципальным конкурсом.
Каждое задание соответствует требованиям ФГОС и утверждено Минобрнауки РФ, поэтому достаточно уже имеющихся у преподавателя знаний.
Вы сможете пройти олимпиаду в любое время и в удобном для вас месте. Наши программы — это не стресс, а приятное времяпровождение в компании вопросов по педагогической дисциплине. Мы не ставим никаких временных рамок, вы сами решаете, сколько времени уделить олимпиаде.
Главное преимущество педагогического портала “Солнечный Свет” — это бесплатное участие, а также возможность проверить свои знания всем желающим из разных регионов России. Онлайн олимпиада проходит в виде вопросов, на которые нужно выбрать один правильный ответ. Сразу же после нажатия верный вариант подсветится зеленым маркером, а неверный — красным.
В случае, если результаты вас не удовлетворили, можно повторить прохождение тестирования.
Как получить диплом
Приятный бонус от портала “Солнечный Свет” после успешного прохождения тестирования — это диплом, который засвидетельствует ваши высокие результаты. Мы предоставляем сертификаты установленного образца, соответствующие российским стандартам.
Диплом выполняется на официальном бланке с подписью и печатью, имеет юридическую силу и может служить официальным подтверждением ваших знаний. Стоимость сертификата составляет 100 рублей, сделать оплату вы можете любым удобным способом.
Чтобы создать диплом войдите в ваш личный кабинет и введите свои данные. Вы можете заказать документ по почте и с доставкой в любой российский город. Однако данная опция вовсе не обязательна.
Вы можете просто пройти тестирование и узнать свой уровень знаний не подкрепляя его документальным засвидетельствованием.
На нашем портале вы можете пройти онлайн олимпиаду по различным дисциплинам, например, по политологии и расширить сферу своих возможностей, а также получить дополнительную сертификацию собственных знаний.
Источник: https://solncesvet.ru/olimpiada/po-pedagogike/
Методология педагогики как система знаний и как область научно-познавательной деятельности
Это понятие трактуется неоднозначно.
В наиболее широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Другое: методология — «учение о методе научного познания и преобразования мира»
В современной литературе: методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета анализа, задачи исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.
Отправной пункт, определяющий подход к разработке вопросов методологии — позиция практики. Ради практической деятельности существуют и педагогическая наука, и ее методология.
Практика в широком смысле — деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества. Педагогическая практика — один из ее видов. В области педагогики практическая деятельность соотнесена с деятельностью научной и, что не всегда принимается во внимание, с методологической.
Недостатком имеющихся работ по методологии педагогики является то, что речь в них идет, как правило, лишь о методологическом знании. Между тем, наука уже давно не отождествляется с систематизированным знанием. Например, И.А.
Майзель отмечает что знание отнюдь не таит в себе источник своего собственного существования, но представляет собой запечатленный срез безостановочного познавательного процесса, идеальный сгусток познавательных усилий людей. Научная деятельность генерирует знание, точнее -особый тип знания, именуемый научным знанием.
Благодаря ей наука представляет собой динамичный функционирующий организм, существующий в той мере, в какой имеет место порождение знания, его созидание, производство; иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль духовного производства — производство научного знания.
Методология как одна из отраслей науки, не является исключением. Она также имеет «деятельностный» аспект. Это — не только и не столько система знаний, сколько сфера деятельности по производству методологических знаний как дескриптивного, так и нормативного типа.
Четкое определение в свое время было дано М.А.
Даниловым: «Методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основания и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих …
педагогическую действительность… а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований».
Изучение проблемы методов, проблема содержания образования, проблема построения современного урока — все это область специально-научного анализа. Но есть еще область методологического анализа.
Здесь мы смотрим на то, как мы все это исследуем: правильно ли, например, применяются методы научного познания в исследовании этих вопросов, правилен ли категориальный аппарат, которым мы пользуемся.
Исследуется в данном случае не урок, а то, как мы исследуем урок. Это как бы следующий этап исследования.
Методологические проблемы нужно отличать от специально-научных проблем. О специально-научных проблемах уже говорилось. Это, например, проблемы классификации методов обучения, целостности учебно-воспитательного процесса, определения элементов содержания образования.
Методологические проблемы — вопросы использования дидактических знаний в школьной практике, виды дидактических знаний, связь дидактики с методиками обучения школьным предметам, соотношение педагогики и психологии, проблемы педагогического факта, логики педагогического исследования, границы и условия применения формализации в педагогических исследованиях, обобщение опыта школы как метод педагогического исследования.
К этим двум видам исследований в области педагогики относится то, что можно сказать о специфике методологического и специально-научного анализа. Они имеют разные объекты, разную направленность и различаются по проблематике.
В обобщенной форме можно утверждать, что специально-научное исследование (например, принципов обучения или методов воспитания) направлено непосредственно на педагогическую действительность, в то время как исследование методологическое (например, изучение способов научного обоснования практики обучения) — на процесс и результаты научного отображения этой действительности. Это различие не исчезает от того, что в ходе методологического исследования возникает необходимость обращаться к педагогической действительности в целях выявления наиболее эффективных способов отражения ее в теории, и в конечном счете
Важно подчеркнуть, что различие данных видов педагогического исследования в их существенных характеристиках сказанным и исчерпывается, т.е. оно в главном сводится к различиям объектов, проблематике, направленности, с одной стороны, методологического исследования, с другой — исследования специально-научного.
В остальном, в том, что касается логики и процедур их проведения, характера их результатов существует аналогия в том смысле, что методологическое исследование должно быть именно исследованием, т.е. удовлетворять требованиям, предъявляемым к любому научному исследованию и, разумеется, не сводиться к общим рассуждениям и обильному цитированию.
Конкретное методологическое исследование в области педагогики имеет собственный специфический предмет и опирается на особый эмпирический материал, отражающий реальное состояние тех или иных разделов педагогической науки, характер и качество обоснования нормативных материалов, направляемых в практику школы, факты разработки тех или иных педагогических концепций и внедрения их в эту практику. Примером такого использования методологической эмпирии может служить исследование Т.В.Новиковой, посвященное проблемам внедрения5. В этой работе основные характеристики процесса движения педагогических идей от науки к практике изучались, в частности, путем анализа реального опыта внедрения исследовательского метода в практику школы на разных этапах развития системы образования в нашей стране, начиная с 1920-х годов.
На этом материале был установлен методологический факт: общий ход процесса развития идеи исследовательского метода на пути к учителю заключался в том, что сначала идея нашла свое выражение в концепциях и методических предложениях, затем, получив распространение в опыте и определенное общественное признание, — в конкретных предписаниях: программах, методических разработках и т.д.
Для методологического исследования, посвященного анализу состава, функций и структуры научного обоснования обучения6, эмпирическим материалом служит сложившийся в педагогике слой знаний, фиксированных в виде педагогических концепций, дидактических и методических принципов и других положений, которыми обосновывалась практика обучения, научное содержание методик обучения отдельным предметам, рекомендации и т.п. В рамках методологического исследования отдельные педагогические теории, положения, понятия, фиксированные в педагогической литературе, рассматриваются как реально существующие индивидуальные предметы.
Методологические проблемы педагогики могут исследоваться как на теоретическом уровне, так и на эмпирическом. Обобщение опыта научно-исследовательской деятельности в той или иной области педагогики ценно как само по себе, так и в качестве материала для последующего теоретического анализа в области методологии педагогики.
Методологические знания эмпирического характера (методологическая эмпирия) формируются также в процессе конкретного специально-научного исследования как результат методологической рефлексии — размышлений исследователя о применяемых им способах научного познания.
Важно различать два вида методологической деятельности: 1) формирование методологического обеспечения каждого конкретного исследования; 2) методологическое исследование.
Первым призваны заниматься все научные работники, использующие имеющиеся методологические знания или результаты собственной методологической рефлексии для получения нового знания в специально-научной области.
Вторым видом деятельности занимается численно ограниченная группа людей, ставящих своей целью получение одного из видов знаний, предназначенных для включения в состав методологического обеспечения.
Поскольку ориентация специально-научных педагогических исследований на практику в своих истоках определяется характером методологического обеспечения, необходимо так определить предмет методологии педагогики, чтобы уже в самом этом определении не была упущена направленность любого вида методологической деятельности в конечном счете на преобразование практики.
В соответствии с этой задачей предмет методологии педагогики можно определить как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке.
Последовательная конкретизация и углубление этого определения, как это станет ясно из последующего изложения, дает возможность включить в него понятие практической педагогической деятельности и, таким образом, в исходном пункте построения педагогической теории ориентировать эту теорию на отображение и преобразование педагогической практики.
Чтобы сделать более наглядными изложенные представления и различения, обозначим схематически то место, где порождается методологическая проблематика в контексте связи педагогической науки и педагогической практики. Вне этого контекста любые методологические (и специально-научные) представления неизбежно окажутся умозрительными, оторванными от действительности.
Источник: https://students-library.com/library/read/58268-metodologia-pedagogiki-kak-sistema-znanij-i-kak-oblast-naucno-poznavatelnoj-deatelnosti
Педагогика как наука
Педагогика как наука.
- Выскажите свою точку зрения и докажите ее правильность.
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.
Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.
Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.
Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики — это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
Расширение пределов понятия «воспитание» вступает в противоречие с историческим названием науки. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины — «андрогогика» (от греч. «андрос» — мужчина и «аго» — вести) и «антропогогика» (от греч.
«антропос» — человек и «аго» — вести).
Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств.
Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные.
Развивается и наука о воспитании, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.
Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной теории две основные и конечные цели — предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика.
Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.
Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики также рождаются в педагогических лабораториях.
При определении воспитания и науки о нем — педагогики будем исходить из положения, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное общество на определенном этапе исторического развития и есть воспитание, направленность и уровень которого объективно отражают достигнутый уровень развития общества.
Несмотря на то что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.
Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.
Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.
- Сформулируйте задачи педагогической науки и докажите их актуальность
В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям: гуманизму, добру, любви к ближнему, почитанию матери и отца, стремлению к знаниям, трудолюбию, совершенствованию личных качеств, взаимоуважению в отношениях со сверстниками и взрослыми, ответственности, дисциплинированности, творчеству.
Исходя из этого основные задачи педагогики — дать характеристику нравственных качеств личности, которые можно сформировать у ребенка в период детства; обосновать методы и приемы воспитательной деятельности и показатели ее результативности. Педагогика стремится разработать такую технологию воспитательного процесса, которая обеспечила бы прочность и надежность формируемых качеств личности у детей.
В современных условиях значительно усложнилось содержание образовательного процесса. Сегодня допускается сочетание образовательного стандарта с вариативностью программ и учебных пособий. В связи с этим возникает задача раскрыть возможности творческой деятельности педагога, воспитателя в условиях реализации различных образовательных программ.
Образование и воспитание детей в современном обществе становится личностно-ориентированным, т. е. педагог должен строить педагогический процесс, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его познавательных возможностей, вызывая у детей чувство удовлетворения и радости от учебных занятий.
Задача педагогики — разрабатывать содержание и методы личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в школе, в семье.
В современных условиях наблюдаются значительные различия у детей одного и того же возраста в развитии интеллекта, способностей, степени воспитанности.
Задача индивидуализации учебных занятий и воспитательных действий — наиболее сложная.
Развитию способностей у детей способствует прежде всего творческая деятельность. Воспитание и образование имеет большие возможности для организации творческой деятельности. Соответственно и задача педагогики — обоснование видов творческой деятельности детей.
В теории и практике в настоящее время большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, которое становится самостоятельным компонентом педагогического процесса.
Задача педагогической науки состоит в разработке содержания и методов развития экологической культуры у детей, обеспечения последовательности, преемственности и систематичности этой работы.
Важнейшая задача педагогики — обоснование закономерностей воспитания, образования и развития ребенка.
Педагогические закономерности создают тенденции и возможности реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач в различных видах деятельности, способствуют становлению самообразования, самовоспитания и саморазвития ребенка.
Результативность педагогического процесса повышается, если воспитатель и учитель в своей деятельности опираются на закономерности педагогики, если предлагаемая ими технология воспитания и обучения соответствует этим закономерностям.
Поиск и обоснования педагогических закономерностей основывается на психологических, биологических, философских, социальных факторах развития человека, на опыте воспитателей, преподавателей, учителей, родителей, а также на анализе особенностей развития детей в разных условиях.
Задача педагогической науки на основе изученных закономерностей разработать педагогические технологии, методы и приемы педагогического воздействия на детей в учебной и вне-учебной деятельности.
Одна из особенностей развития ребенка состоит в том, что определяющую роль в этом процессе играет чувственный образ. Вне чувственного познания невозможно движение мысли, овладение знаниями.
Педагогический процесс имеет три функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Эти функции основные, их реализация обеспечивает усвоение детьми опыта человечества, культуры, развитие логики мышления и познавательных способностей.
Задача педагогики разрабатывать более эффективные технологии реализации названных функций в деятельности педагога.
Одним из способов решения названной задачи — разработка образовательных, воспитательных и развивающих приемов в воспитательном и учебном процессах. Исходя из общих установок педагогики и здравого смысла, они известны, но недостаточно систематизированы и не доведены до уровня технологий.
Таковы наиболее важные задачи педагогики.
- В чем отличие научного педагогического знания от житейского.
Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями.
Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил.
Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например: «Повторение — мать учения», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Век живи — век учись» и т.п.), составивших содержание народной педагогики.
Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они. помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями.
Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.
Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.
Д.Ущинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бессильным, оно должно быть народным».
Источник: https://magref.ru/pedagogika-kak-nauka/
Система педагогических наук
Педагогика включает в себя совокупность педагогических отраслей и дисциплин, образующих развивающуюся систему педагогических наук. Основные разделы общей педагогики, основы педагогики, дидактика — теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами.
- История педагогики и образования изучает развитие педагогической теории и практики образования, педагогических учений, идей о воспитании и обучении в различные исторические периоды.
- Сравнительная (компаративистская) педагогика занимается изучением функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах в современный период путем сравнения и сопоставления.
- Вопросами воспитания и обучения в зависимости от возраста — возрастная педагогика — занимаются дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика).
- Развиваются такие педагогические отрасли, как музейная, театральная, инженерная, военная, спортивная, музыкальная, профессиональная педагогика.
- Вопросами воспитания и перевоспитания правонарушителей занимается педагогика исправительно-трудовых учреждений
- (пенитенциарная педагогика).
- Свой предмет изучения имеют педагогика дополнительного и профессионально-технического образования.
- Проблемами обучения и воспитания детей с физическими и психическими особенностями занимается специальная педагогика, состоящая из тифлопедагогики — обучения и воспитания слабовидящих и слепых, сурдопедагогики — обучения и воспитания детей с дефектами слуха, олигофренопедагогики — работа с умственно отсталыми, логопедии — педагогика постановки речи у глухих и слабослышащих детей.
- Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; проблемы интеграции (объединения) воспитательных сил общества с целью социальной помощи обездоленным детям и профилактики правонарушений несовершеннолетних.
- Педагогические дисциплины, развивающиеся как межпредметные, на основе межнаучной интеграции', социальная педагогика, философия воспитания и образования, история педагогики, сравнительная педагогика, социология образования.
- Исследованием специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов занимаются частные методики (предметные дидактики).
- Кроме того, в систему педагогических наук входят как традиционные, так и новые направления в педагогике.
- Традиционные направления — это народная педагогика и религиозная педагогика.
Народная педагогика — исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.
Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения.
Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.
Религиозная педагогика — педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях той или иной религии: христианства, ислама, иудаизма, буддизма и др.
К новым направлениям можно отнести такие, как гуманистическая педагогика, педагогика культуры, педагогика прав человека, педагогика ненасилия и др.
Гуманистическая педагогика — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Па Западе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др.
Основная тенденция этого педагогического направления — придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.
Своих целей такая педагогика достигает путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся. Такое построение педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы — от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.
Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.
Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности.
Педагог, обладающий позицией ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и другому человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, позитивно оценивает детей, снижает у них уровень напряженности, тревожности и страхов.
Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в котором в середине 1970-х гг. стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи.
Основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.
Педагогика культуры — новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.
Педагогика информационная — педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.
Дородовая педагогика — педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. Педагогика дородовая возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (пренатальное развитие психики).
Антропогогика — обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути.
Реабилитационная и коррекционная педагогика — комплексная дисциплина, базирующаяся на медицинских, психологических и дефектологических знаниях, разрабатывающая вопросы педагогического воздействия на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности. Путем реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка.
Лечебная педагогика — отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью выправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Одним из первых ввел этот термин В. П. Кащенко.
Педагогика рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о теоретических аспектах воспитания и образования, педагогика выступает как паука.
Когда речь идет о педагогической деятельности воспитателя и педагога по воплощению этих теоретических положений на практике, педагогика трансформируется в искусство.
В деятельности воспитателя много значит его собственное творчество, вдохновение, импровизация и интуиция, своеобразное педагогическое чутье. Сама деятельность учителя
по многим своим аспектам близка к деятельности актера, поэтому элементы театральной педагогики изучают в педагогических заведениях при подготовке педагогических кадров.
Таким образом, педагогика является частью общей культуры человечества. Разрабатываемые ею концепции воспитания и образования имеют научно-педагогическую и общекультурную ценность.
Контрольные вопросы и задания
- 1. Дайте одно из определений педагогики и обоснуйте его.
- 2. Как вы поняли, что является предметом педагогики?
- 3. Какие функции выполняет педагогика?
- 4. Назовите имена великих педагогов, внесших значительный вклад в развитие педагогики.
- 5. На какие вопросы отвечает педагогика?
- 6. С какими научными дисциплинами и как связана педагогика?
- 7. Какие понятия и категории являются основными для педагогики: перечислите их и дайте определение.
- 8. Назовите компоненты, составляющие структуру педагогики, и дайте им определение.
- 9. Какие педагогические отрасли и дисциплины составляют систему педагогических наук? Перечислите их и дайте краткую характеристику.
- 10. Как вы поняли, что такое инклюзивное образование? Ваше отношение к нему. Аргументируйте свою позицию.
- 11. Как взаимосвязаны между собой основные категории и понятия педагогики? Попробуйте отразить это в виде таблицы или схемы.
- 12. В виде таблицы или схемы изобразите систему педагогических наук и их взаимосвязь с другими науками.
Игровой контроль: верно или неверно?
- 1. Верно или неверно, что у животных есть воспитание или у них может быть только научение?
- 2. Верно ли, что воспитание но своей природе насильственно или оно естественно и непроизвольно?
- 3. Верно или неверно, что ребенок имеет определенные права или он полностью зависит от семьи, общества, государства и пока маленький не имеет никаких самостоятельных прав?
В результате изучения главы студент должен:
знать
- • происхождение воспитания;
- • цели воспитания и факторы, их обусловливающие;
- • сущность понятия «педагогика», предмет, функции, источники и структуру педагогики;
- • основные педагогические категории;
- • систему педагогических наук и взаимосвязь с другими науками;
уметь
- • обосновать свою педагогическую позицию по ведущим педагогическим категориям;
- • определить основные признаки гуманно организованного педагогического процесса в реальной педагогической практике.
Источник: https://studme.org/112205/pedagogika/sistema_pedagogicheskih_nauk