Понятие коллектива в психологии — студенческий портал

Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

Понятие группы в психологии: роль группы в развитии личности

Принадлежность к группе — базовая потребность, необходимая для нормального развития социальных навыков.

Отвержение или невозможность присоединиться к общности людей приводит к деградации индивида, снижает его эмоциональные и интеллектуальные навыки.

Но в то же время, слишком сильное влияние группы подавляет развитие индивидуальности. Поэтому важным условием психического здоровья является поддержание баланса личностно-группового взаимодействия.

Одновременно индивид принадлежит нескольким группам: профессиональной, социальной, семейной, дружественной, идейной и другим. Его положение в группах может быть разным, в зависимости от степени включенности, соответствия ожидаемой роли, личной заинтересованности.

Группа — относительно устойчивое формирование, члены которого связаны нормами, ценностями и целями.
Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

  1. Интегральные психологические характеристики. К ним относятся особенности, формирующиеся в процессе развития коллектива: установки, нормы, климат, интересы. Регуляцию поведения индивидов внутри группы осуществляет социальный феномен взаимодействия: коллектив направляет поведение индивида, а общность индивидов корректирует поведенческие нормы.
  2. Структура и единение. Хаотичное образование становится объединением, когда вырабатывает структуру и нормы. Групповая композиция включает основные показатели: численность, состав, положения отдельных членов коллектива. Каждый индивид в рамках общности выполняет определенную функцию, соблюдая формальные нормы поведения. Также между индивидами могут установиться неформальные отношения, вызванные личной симпатией или антипатией.
  3. Чувство принадлежности. Группа возникает только тогда, когда ее члены осознают себя частью общности. При этом могут испытывать разные эмоции: от радости и воодушевления, до разочарования и стремления покинуть группу. Важна не эмоциональная личностная оценка, а само чувство принадлежности. Для привития этого чувства группа использует внутренние механизмы влияния, например, давление. Оно принуждает человека корректировать поведение в соответствии с принятыми нормами.
  4. Согласованность действий. Необходимость действовать сообща продиктована потребностью сохранять групповой статус и добиваться поставленной цели.
  5. Установление отношений. Отношения между индивидами развиваются параллельно развитию самой общности и распределению ролей.

Чем сильнее развито чувство сплоченности, тем больше у объединения шансов занять социально значимое положение и влиять на другие общности, постепенно укрепляя свои позиции и популяризуя взгляды.

Классификация объединений по составу, особенностям, формам отношений

Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

  1. Номинальная — организована стихийно, существует временно. Члены общности не развивают близких отношений, их главный интерес — выполнение определенной деятельности. К таким общностям относятся туристы, зрители, пассажиры общественного транспорта.
  2. Ассоциация — союз, в который входят только индивиды, объединенные общими целями (союз друзей). Как правило, устойчивы, лидерство носит демократический характер.
  3. Кооперация — устойчивая общность с четкими целями. Уровень сотрудничества высокий, отношения деловые, строго соблюдается иерархия. Благодаря этому достигается высокая результативность в выбранном виде деятельности.
  4. Корпорация — объединяется вокруг внутренних целей, игнорируя внешние. Выступает как асоциальное объединение, не склонное к сотрудничеству с другими общностями.

Как правило, формат групповых отношений определяется до формального объединения общности. Но случайное попадание в общность сильного лидера с интересами, противоречащими изначальным, может изменить внутренние устои и направленность общности.

Размеры групп: особенности взаимодействия индивидов в зависимости от количественной характеристики

Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

  1. Большая — крупное объединение, отношения внутри которого формальны, но не устойчивы. Принадлежность к такого рода объединениям дает социально значимые установки, права и обязанности. К большим группам относятся государство, профессиональные объединения, религиозные общины.
  2. Малая — основная форма коллектива, определяющая мнение индивида о себе и месте в обществе. Малая общность создает эталон мышления и поведения, которому личность стремится соответствовать.
  3. Микрогруппа — состоит из 2–3 индивидов. Обладает всеми признаками группы, характер отношений между членами неформальный, основанный на доверии, уважении, взаимной симпатии.

По мере развития индивидуальных качеств, человек может переходить из одной группы в другую или пытаться изменить характеристики объединения, в котором он оказался изначально.

Процесс становления группы: этапы развития и распределение ролей

Становление общности происходит в 3 этапа:

  1. Становление и первоначальное сплочение. Индивиды знакомятся, происходит первичное узнавание друг друга. Отмечается высокий уровень эмоционального напряжения, которое исчезает по мере углубления знакомства. Члены группы усваивают правила поведения, формируют чувство принадлежности. На этом этапе выделяется один или несколько лидеров.
  2. Возникновение противоречий и конфликтов. Происходит конфликт интересов малых союзов и индивидуалистов, пытающихся утвердить свое место в коллективе. Борьба за лидерство приводит к противоречиям, ссорам и расслоению.
  3. Конструктивное сотрудничество. Повышается уровень психологического единства. Группа приобретает статус в обществе, приближается к статусу коллектива. Эмоциональная атмосфера выравнивается, становится доброжелательной.

Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

  1. Адаптация. Личность усваивает правила поведения, и пока стеснена в проявлениях индивидуальных качеств.
  2. Индивидуализация. Личность заявляет о себе, чтобы занять наиболее выгодное место в иерархии.
  3. Интеграция. Коллектив определяет место новичка, оценив его личностные качества.

В группе по уровню авторитетности выделяют следующие роли:

  • лидер;
  • популярные;
  • предпочитаемые;
  • игнорируемые;
  • аутсайдеры.

Чем выше статус индивида, тем большей властью он пользуется. В процессе развития коллектива индивиды могут оспаривать присвоенный статус, перемещаясь на верхнюю ступень иерархии. В случае пренебрежения правилами поведения в группе индивид, изначально занявший высокую позицию, может сместиться вниз.

Преобладание общественного интереса над личностным: становление коллектива

Коллектив — группа с высоким уровнем развития. Для достижения этой стадии общности необходимо действовать сознательно и следовать плану, подчиняться требованиям руководителя.

Коллектив характеризуется:

  • единством мотивов и целей, направленных на взаимопомощь и поддержку;
  • условиями для развития личности;
  • групповым характером деятельности;
  • добровольным и позитивным взаимодействием;
  • совместной разработкой способов достижения цели.

Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

  1. Момент возникновения.
  2. Присвоение имени.
  3. Эмоциональную интеграцию.
  4. Единство целей.
  5. Встраивание целей в общесоциальные.

На последнем этапе происходит замыкание интересов личностей на глобальной цели и отхождение к этапу лже-коллектива, для которого личные цели важнее общественных.

Продуктивное общение внутри коллектива происходит благодаря процессу восприятия человека человеком — формированию образа, возникающего при непосредственном общении.

К механизмам восприятия, обеспечивающим межличностную коммуникацию, относятся:

  1. Идентификация — уподобление другому индивиду, примитивная форма привязанности. Объектом идентификации может выступать как реальный человек, так и вымышленный персонаж.
  2. Эмпатия — проникновение эмоциональным состоянием человека, разделение его чувств.
  3. Рефлексия — оценка собственного состояния психики, анализ впечатления, произведенного на членов коллектива.
  4. Аттракция — формирование привязанности, основанной на привлекательности одного индивида для другого.

В развитом коллективе личность работает на общественные интересы, но получает возможность развивать свои сильные стороны. Коллектив работает как слаженная команда, направляя основные стремления на общечеловеческие интересы.

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

Стадии развития конфликта в коллективе:

  1. Предконфликтная — выделяется предмет конфликта, столкновений между оппонентами еще нет. Недовольство и эмоциональное напряжение возрастает.
  2. Инцидент — открытое столкновение, являющееся толчком к развитию конфликта.
  3. Эскалация — верхний предел развития конфликта. Участники конфликта воспринимают друг друга как врагов, аргументация переходит к уровню личных оскорблений и претензий. На этом этапе необходимость разрешения конфликта становится очевидной для всех участников.
  4. Дэескалация — завершение конфликта, переход от сопротивления к поиску совместного решения.

Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

  • заражение — произвольный или непроизвольный перенос своего состояния на других индивидов;
  • убеждение — воздействие на оппонентов с целью внушить им свою точку зрения;
  • внушение — воздействие на человека через силу авторитета, изменение мнения с помощью ритуалов, особенностей речи;
  • принуждение — применение открытых или скрытых угроз, требование выполнять постановления лидера;
  • просьба — доброжелательный ненасильственный призыв выполнить пожелания просящего;
  •  критика — использование негативной оценки личности или действий индивида, оскорбление и пренебрежение;
  • игнорирование — специальное небрежное отношение, вызывающее эмоциональную нестабильность.

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/grupp.html

Определение коллектива: стадии развития и формирования, что значит идеальный

Даже самодостаточная личность не может развиваться в одиночку. Для этого необходимо некое сообщество. О том, что такое коллектив, пойдет ниже речь. Определившись с основными критериями, стадиями формирования, индивидууму легче адаптироваться в социальной группе и вместе с ней развиваться.

Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

Дружный коллектив

Определение коллектива

С латыни collectivus переводится как «собирательный». Поэтому можно сказать, что коллектив это некая группа, состоящая из N-ного количества людей, объединенных общими интересами, идеями, задачами, потребностями.

Любая деятельность человека требует участия в том или ином сообществе. Поэтому понятию коллектив определение дают не только психологи, но и педагоги. Мнения могут несколько разниться, но основная суть трактуется одинаково.

Понятие в психологии

Под группой подразумевают собрание, толпу (сборище) людей и т.п. Чтобы они стали коллективом, должна присутствовать организация. Если «копать» глубже, то в психологии определение коллектив это общность, осуществляющая совместную деятельность через межличностные отношения, где значимым является вклад каждого индивидуума.

Мнение педагогов

Объединение в группы дошкольников, учеников, студентов классифицируется как коллектив воспитанников. Такие сообщества несколько отличаются от производственных. Если коллектив это в психологии люди, объединенные для совместного решения определенных задач и выполняющие конкретные функции, то в педагогике трактовка немного отличается.

Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

Коллектив учеников

Читайте также:  Стили педагогического общения - студенческий портал

Соприсутствие детей в группе – это промежуточная ступенька, подготавливающая для дальнейшей деятельности. Цель трудового коллектива – внести определенный вклад в общество. Тогда как педагогическая группа занимается формированием личности, которая должна стать полезной обществу.

Что понимают под идеальным коллективом

Социальная перцепция — что это такое в психологии

Любое объединение людей – это определенная атмосфера взаимоотношений, на нее влияет человеческий фактор. Об идеальном коллективе можно только мечтать. Реально приблизиться к эталону, если следовать таким принципам:

  • у объединенных в группу людей должна быть совместная значимая цель, направленная на благо общества и не противоречащая государственным нормам;
  • каждый член коллектива, участвующий в совместной деятельности, заинтересован в положительном результате и несет ответственность наравне со всеми;
  • специфика отношений в коллективе просматривается не только в рабочей сплоченности, но и моральной;
  • один из принципов коллектива – демократичность; органы управления являются авторитетом для подчиненных, и в то же время руководители уважают тех, кто стоит на нижних ступеньках иерархии, прислушиваясь к их мнению.

Дополнительная информация. Коллектив это в идеале – высокая организованность, где проявляются такие характеристики, как взаимопонимание, «чувство локтя», бескорыстные отношения, доброжелательность.

В дружном коллективе совершенно иное отношение к труду и обязанностям. Члены идеального сообщества умеют разумно сочетать общественные и личные интересы не в ущерб производству и семье.

Суть и развитие коллектива по А.С. Макаренко

Креативное мышление — что это такое в психологии

Описанные принципы отлично проецируются на школу, выполняющую роль фундамента, на котором формируются коллективы, объединенные общей целью – учебой. В своей деятельности педагоги руководствуются трудами А.С. Макаренко, в которых описан основной закон жизни коллектива.

Важным пунктом в воспитательном процессе является цель (перспектива). Она может быть близкой или далекой, но вполне понятной каждому ученику. Суть перспективы – мобилизовать силы воспитанников на преодоление трудностей в учебе.

Цель должна соответствовать нуждам коллектива, соизмеряться с его организованностью, уровнем развития и опытом. Постоянная смена перспектив обуславливает прогрессию движения.

Основные критерии коллектива

Развитие личности — что это такое в психологии

Чтобы определиться с понятием коллектив что значит, предлагается ознакомиться с критериями взаимоотношений.

Оценочные признаки коллектива

КритерийОписание
Нравственность В основе лежат нормы и ценности, базирующиеся на общечеловеческой морали
Ответственность Член коллектива дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям и в то же время готов отвечать за судьбу каждого из коллег
Открытость Умение выстраивать дружественные отношения с членами своей группы и другими коллективами
Коллективизм Забота о членах своей группы и противостояние явлениям, разрушающим коллектив
Организованность Рациональное распределение обязанностей между членами, взаимовыручка и заменяемость, быстрое устранение возникших в процессе деятельности недостатков
Информированность Понимание каждым членом поставленных целей, задач, достигнутых итогов (промежуточных и конечных) совместного труда
Эффективность Своевременное и качественное выполнение задач

Совокупность всех описанных критериев присуща только идеальному сообществу. В реальной жизни подобную модель встретить сложно. Одни группы слабо развиты и не дотягивают по социально-психологическим параметрам до названия «коллектив». Другим – условно присваивается данное понятие, так как они находятся в процессе развития.

Виды коллектива

Чтобы управление группами было успешным, необходимо изучить все существующие виды коллективов и их отличительные признаки.

Классификация коллективов

НаименованиеОсобенности
По составу
Однородные В группу собраны люди одного пола, возраста или уровня развития. У них формируются общие взгляды и позиции, но часто могут возникать конфликты на фоне внутренней конкуренции
Разнородные (гетерогенные) Формируются из членов, различных по возрасту, полу, статусу, профессии и т.п. Такой коллектив с легкостью решает сложные задачи
По статусу
Официальные Юридически оформленный коллектив, действующий в правовом пространстве
Неофициальные Деятельность зиждется только на желании людей сотрудничать друг с другом. Такие организации не имеют юридической основы, их сложно привязать к общественным нормам
По внутренним связям
Формальные Определяющим фактором являются штатное расписание, привязывающее членов коллектива к определенным технологиям работ, материальная заинтересованность
Неформальные Помимо общественных интересов, людей объединяют эмоциональные связи (иногда дружба), обеспечивающие общение в пределах трудового коллектива
По степени свободы
Принудительные Примером такого коллектива является колония заключенных. Выполнение простых видов деятельности под жестким руководством малоэффективно
Добровольные Сообщества с вольнонаемными сотрудниками создают атмосферу заинтересованности. Это положительно влияет на решение сложных творческих задач

Еще коллективы делят на малые и большие. Классификация по размерам проводится не в зависимости от штатного расписания, а исходя из возможности налаживания межличностных отношений.

Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

Люди, объединенные общими задачами

Обратите внимание! Чем меньшее количество людей, тем легче превратить коллективную группу в отлаженный механизм.

Малые формирования называются первичными, их можно объединить в разветвленную структуру (например, производственные цеха завода или классы в школьном коллективе).

Жизненный цикл коллектива

Независимо от признаков, по которым классифицируют группы, стадии развития коллектива идентичны, и процесс формирования подчинен определенным законам. При этом состав может частично меняться, что привносит свои корректировки.

Обратите внимание! Как бы ни была хороша организация, в ней наблюдаются «взлеты и падения». Иными словами, развитие происходит не по восходящей динамике, а по синусоиде.

Стадии формирования коллектива

Этап циклаОсобенности
Притирка Стадия постепенного знакомства членов коллектива, налаживание личностных и деловых взаимоотношений. Она может быть как краткой, так и длительной
«Дворцовые перевороты» Проявляется борьбой за доминирующие позиции в коллективе. В неформальной группировке возможна смена лидерства
Результативность У коллектива, успешно прошедшего предыдущий этап, возрастает потенциал. Скрытые ресурсы и способности членов работают на повышение производительности
Эффективность Коллектив, благодаря полученному опыту, сплачиванию, успешно решает поставленные задачи. Каждый участник проявляет творческий подход к делу
Мастерство Для данного этапа характерны прочные связи между членами сообщества. Люди не просто притерлись друг к другу и адаптировались к условиям, но и научились быстро гасить конфликты. Каждый член коллектива оценивается по достоинствам
Старение Достигнув высшей степени развития, коллектив продолжает существовать «по накатанной», успешно выполняя функции. Если методы работы, структура, взаимоотношения перестанут соответствовать изменившимся внешним условиям, развитие коллектива идет на спад
Смерть Отпала необходимость в функциях, выполняемых конкретным коллективом, и его расформировывают. Либо происходят реструктуризация, реорганизация, в результате которых создается новый коллектив

Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

На стадии формирования коллектива

На последнем этапе эффективность работы минимальная. После реорганизации большинство сообществ возрождается, и синусоида плавно ползет вверх. Члены расформированных предприятий вливаются в новые группы, находящиеся на любом из этапов развития.

Коллектив и личность

В стадиях формирования коллектива есть личный вклад каждого из участников. Действует и обратный принцип – группа является фактором, влияющим на развитие индивида. Все зависит от того, какие взаимоотношения сложатся у субъекта с остальными членами, а также от его личностных претензий.

Модели развития личности в коллективе

Линию поведения в коллективе определяют социальный опыт индивида, ценностная ориентация, манера себя преподнести, черты характера. Насколько эти факторы соответствуют остальным членам, зависит, как сложатся взаимоотношения. Существует 3 модели:

  1. конформизм, когда человек подчиняется устоям группировки;
  2. гармония – коллектив и личность нашли оптимальный уровень общения;
  3. нонконформизм – индивид пытается подчинить себе остальных.

Только 2-ая модель – это развитие коллектива и его членов по возрастающей. В 1-м варианте субъект подавляется как личность. В 3-м – он сам должен быть достаточно развитым, чтобы безболезненно подчинить себе коллектив.

Понятие коллектива в психологии - Студенческий портал

Гармония в коллективе

Видео

Источник: https://srazu.pro/teoriya/kollektiv-v-psixologii.html

Студенческий коллектив: признаки, сущность и специфика

  •                                                                                                                   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
  • УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»
  • ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • РЕФЕРАТ

на тему «Студенческий коллектив: признаки, сущность и специфика. (Влияние коллектива на личность студента.

академическая группа как первичный студенческий коллектив.)»

  1. по дисциплине
  2. «Введение в учебную деятельность студента»
  3. Исполнитель: Гатовкина Екатерина Анатольевна
  4.                                                                     группа: 100
  5. Руководитель: старший преподаватель
  6. кафедры социальной педагогики
  7. Куницкая Оксана Сергеевна
  8. МИНСК, 2013
  9.                                             Содержание

     Введение ……………………………………………………………………… 3

  1. Студенческий коллектив ……………………………………………… 4
    1. Понятие «коллектив». Коллектив студенческой группы ………… 4
    2. Типы развития студенческой группы. Её признаки ………………. 5
  2. Академическая группа как первичный студенческий коллектив.. 6
    1. Этапы становления студенческого коллектива в академической группе…………………………………….…………………………… 6
    2. Становление студенческого коллектива. Особенности студенческого коллектива ……………………………………………………………. 8
    3. Формирование и развитие студенческого коллекива……………… 10
  3. Влияние коллектива на личность студента …………………………. 13
    1. Воспитательная роль коллектива …………………………………. 13

     Заключение ………………………………………………………………… 16

    Список использованных источников …………………………………. 17

Введение

        Все коллективы (трудовые, учебно-воспитательные, спортивные и др.) независимо от вида деятельности являются частицами нашего общества, участвующими в решении социально-экономических, экологических, политических и других проблем. Однако каждый из них занимается специфической деятельностью, имеет определённую организационную структуру, характер взаимоотношений и т.д.

        Коллектив первоначально состоит из малых групп. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

        Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях.

Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы.

Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.

Читайте также:  Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции - студенческий портал

        Социально-экономические изменения в стране предполагают развитие инициативы и самодеятельности коллективов обучаемых, общественных организаций вузов в решении всех вопросов студенческой жизни, студенческого самоуправления.

Усилились тенденции передачи в компетенцию студенческих коллективов вопросов организации общественно полезного труда и отдыха студентов, поддержания порядка в общежитиях и столовых, учебных помещениях и библиотеках.

Творческое овладение профессией, улучшение воспитания в процессе учёбы – предмет внимания отделов воспитательной работы, общественных организаций учебных заведений, органов студенческого самоуправления и др.

Одна из задач студенческих коллективов – организация рационального использования свободного времени в целях всестороннего развития личности, утверждения в студенческой среде здорового, культурного образа жизни.

        В студенческой среде действуют общественные организации: профсоюзная, БРСМ, БСМ, ЛКСМБ.

Студентами создаются объединения по интересам: клубы, секции, кружки, студии, коллективы художественной самодеятельности, строительные отряды, волонтерские отряды и другие объединения и формирования.

Все они имеют собственную структуру, цели и задачи, специфический вид деятельности студентов, органы самоуправления, отличаются друг от друга массовостью, регулярностью и продолжительностью функционирования, продуктами деятельности.

    1. Понятие «коллектив». Коллектив студенческой группы

         Обратимся к этимологии слова «коллектив». Оно латинского происхождения (collectivus), означает «собирательный», т.е. говорит об объединении людей. В психолого-педагогической литературе слово «коллектив» имеет два значения.

В первом случае под коллективом понимается любое объединение, организация людей (студенческая группа, коллектив факультета и т.д.) – это хотя и распространённое, но всё же условное понимание коллектива.

Во втором случае имеется в виду высокий уровень развития и организации группы людей, обладающих сплочённостью, духовным единством, взаимным влиянием друг на друга.

        Коллектив студенческой группы – ближайшая среда студента, в которой он впервые реализует свои профессиональные способности, учавствует в различных видах учебно-профессиональной деятельности, усваивает общественные критерии отношения к себе как к субъекту будущей деятельности, вырабатывает установки, связанные с профессией. Студенческий коллектив – это объединение студентов на основе общественно значимых целей, общих интересов и ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения, ответственной зависимости, самоуправления.

        В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.

          Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя-куратора.

В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как «коллективные переживания и настроения» (эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать настроение оптимистическое, безразличное или неудовлетворенности), «коллективные мнения» (сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы), явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования (форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха).

        Основной вид деятельности студенческой группы — учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается.

     1.2   Типы развития студенческой группы. Её признаки

  •         Студенческая группа может развиваться от типа «ассоциации» к уровню «коллектив» либо изменяться к типу «корпорация».
  •         Ассоциация — группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
  •         Кооперация — группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
  •         Корпорация — группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.
  •         Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

        Студенческий коллектив в вузе представляет собой сложное социальное образование, имеющее определенную структуру. Основой этой структуры является академическая группа, затем идут коллективы курса, факультета, вуза.

        Все типы коллективов с учетом своей специфики принимают участие в решении вопросов воспитания студентов посредством организации тех или иных видов их деятельности: научной, трудовой, спортивной, туристической, экологической и т.д.

        Признаками студенческого коллектива являются:

  • наличие общественно значимой цели;
  • общие интересы и ценностные ориентации;
  • духовное единство;
  • совместная деятельность и общение;
  • сплочённость, взаимная требовательность и ответственная зависимость;
  • наличие дееспособных органов студенческого самоуправления.
  1. Академическая группа как первичный студенческий коллектив
    1. Этапы становления студенческого коллектива в академической группе
  1.         Основным, наиболее значимыми по влиянию на студентов является коллектив академической группы.
  2.         Студенческая 
    академическая группа – разновидность 
    малых социальных групп, социальный организм,коллектив, обладающий особенностями и закономерностями, обусловленными спецификой учебной деятельности в вузе и этапами развития группы от первого к последнему курсу.
  3.         Возможности этого коллектива предопределяются тем, что:
  • Все студенты вуза являются членами определённых академических групп в течении длительного времени;
  • Здесь образуются наиболее разветвлённые устойчивые отношения студентов друг с другом и с преподавателями;
  • В академической группе ежедневно происходит общение студентов, обмен различной информации, формируются и развиваются их интересы, духовные потребности. Ценности;
  • Наиболее отчётливо видно движение, рост каждого студента по всем направлениям.

       Становление 
коллектива не следует понимать 
как простой процесс, идущий лишь по восходящей линии. На этом пути могут быть подъёмы, временные остановки, могут возникнуть противоречия между его членами по различным причинам, иногда доходящие до конфликтов.

       Выделяют 4 этапа становления студенческого 
коллектива в академической группе:

        Этап 1. Формирование коллектива (1 курс). Сплочение студентов в социально-психологическую общность является основной целью организаторов этого процесса.

В качестве организаторов формирования коллектива выступают кураторы, преподаватели, деканаты, старосты, студенческий актив.

Ими выдвигается цель, определяется совместная деятельность, разрабатывается план работы, студенты изучают и познают друг друга, вступают в личностные и деловые отношения, проходят процесс адаптации к вузу и новой социальной роли.

        Этот 
этап обычно завершается к 
концу первого года учёбы, ведь 
студенты уже приобрели ранее 
опыт коллективной жизнедеятельности.

        Этап 2. Становление и укрепление коллектива (2-3 курсы). Студенты адаптировались к своему вузу, чувствуют себя полноправными его членами. Они уважают свою академическую группу и друг друга, выдвигают самостоятельно цели, стремятся вместе проводить свободное время. В группе формируются определённые нормы коллективной жизни, общественное мнение, появляются ценности и традиции.

        Студенческий коллектив активнее проявляет свою воспитательную функцию, чётче действует студенческое самоуправление.

        Этап 3. Совершенствование коллектива (3-4 курсы). На даном этапе организатором и инициатором коллективной жизнедеятельности становится весь коллектив группы. Существенную роль играет общественное мнение, не подчиниться которому невозможно.

Сложившаяся система ценносте разнообразна, но каждый уважает позицию товарища, даже если не разделяет её. У студентов сформировано чувство защищённости, уверенности в себе и в своём коллективе. Развито студенческое самоуправление.

Преподаватели являются консультантами при решении сложных, проблемных вопросов жизни группы. Активно выражена воспитательная функция коллектива.

Источник: https://student.zoomru.ru/psih/studencheskij-kollektiv-priznaki-sushhnost-i/279541.3290629.s1.html

КОЛЛЕКТИВ

группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития (-> развитие групповое: уровень).

В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны:

  • 1) высокая сплоченность (-> сплоченность групповая);
  • 2) самоопределение коллективное — в противовес конформности или нонконформности, проявляемых в группах низкого уровня развития;
  • 3) идентификация коллективная;
  • 4) социально ценный характер мотивации выборов межличностных;
  • 5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;

6) объективность в возложении и принятии ответственности за результаты деятельности совместной. Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы. В коллективе проявляется ряд социально — психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива:

  1. 1) не уменьшается вклад, вносимый его членами;
  2. 2) не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации;
  3. 3) не ослабевает мотивация деятельности совместной;
  4. 4) отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами;
  5. 5) имеется положительная связь между эффективностью деятельности совместной и благоприятным климатом психологическим;

6) создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации.

В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, но в коллективе этот эффект отсутствует.

Групповые процессы в коллективе иерархизованы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром коей является деятельность совместная, обусловленная социально значимыми целями:

Читайте также:  Вальдорфский детский сад - студенческий портал

1) первый уровень (страта) структуры коллектива образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность;

2) второй уровень — отношения межличностные, опосредованные деятельностью совместной;

3) третий уровень — отношения межличностные, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с деятельностью совместной.

Закономерности, действующие на этом уровне структуры коллектива, не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и коллектива в целом.

Это ориентирует психолога, диагностирующего развитость коллектива, на обращение к параметрам, выявляющим сущностные, а не случайные, поверхностные качества (-> группообразование).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

лат. collectivus — собирательный] — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В К.

формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением (в противовес конформности и нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением К. не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в К. указанный эффект отсутствует. Групповые процессы в К. иерархизированы и образуют многоуровневую структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями. Первый уровень (страт) структуры К. образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность как ценностно-ориентационное единство. Второй уровень — межличностные отношения, опосредствованные совместной деятельностью (самоопределение личности в группе, коллективистская идентификация и т.д.). Третий уровень — межличностные отношения, опосредствованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью. Закономерности, действующие на третьем уровне структуры К. (поверхностная страта), не проявляют себя на втором, и наоборот, и поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, экспериментально полученным в пределах третьего уровня, не могут быть перенесены на характеристику второго уровня и К. в целом. Это ориентирует психолога, осуществляющего диагностику развитости К., на обращение к параметрам, выявляющим его сущностные, а не случайные (поверхностные) качества. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

от лат. collectivus – собирательный) – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В последние годы слово «К.» часто заменяется словом «команда». В К. формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, самоопределением личности (в противовес конформности-нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития), коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов К. по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, отличающихся от закономерностей в др. группах. Так, с увеличением К. не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным социально-психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев (Б. Латейн), а в К. указанный эффект отсутствует и т. д. Групповые процессы в К. иерархизированы и образуют структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная личностно и социально значимыми целями. В К. гораздо менее вероятны деструктивные конфликты по сравнению с др. видами групп. Поэтому борьба или хотя бы сопротивление навязываемому сегодня индивидуализму во взаимоотношениях людей является важным условием профилактики конфликтов. Только в К. человек может эффективно и с удовольствием трудиться, самореализовываться и чувствовать себя комфортно.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

психологически зрелая, высокоразвитая социальная группа, между членами которой установились хорошие человеческие отношения и которые работают эффективно и слаженно.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

лат. collectivus – собирательный) – совокупность людей, объединенных общей работой, общими интересами и убеждениями, групповым сознанием.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

малая группа высшего уровня развития. В cоциальной психологии – общность людей, где межличностные взаимодействия и взаимоотношения опосредствованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

(от лат.

collectifions – cобирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков к. относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной структуры, наличие органов координации деятельности. К. бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить к., в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами (экипаж, расчет, взвод, рота). Вторичный к. – более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных к. В условиях армии это к. части, соединения и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/kollektiv.html

19. Понятие о группах и коллективах

19. Понятие о группах и коллективах

Социальная сущность человека проявляется в его материальной и духовной жизни.

Изолированный от других людей, он не мог превратиться из раба природы в ее повелителя. Лишь общественная трудовая деятельность обеспечила людям средства существования, умножила силы в борьбе с природой. Вместе с тем социальная среда, взаимоотношения в труде явились решающим фактором становления и развития психики, появления специфически человеческого свойства – сознания.

Исторические условия жизни и общения привели к тому, что люди объединились в нации, государства, классы, партии и другие общности. Они складывались не по желанию, а в силу объективных законов. Каждая общность характеризуется теми или иными психологическими особенностями.

Человек в течение жизни непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах. Эти общности не однородны. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др.

В зависимости от близости и глубины складывающихся взаимоотношений выделяют первичную группу – относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами. Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Размер первичной группы не может быть менее двух, но не превышает 30–40 человек.

По принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные и неофициальные группы.

Реальная группа – фактически существующее объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями его членов, с целями и задачами. Она существует и функционирует как общность. Общность людей, составленная номинально, называется условной группой.

По такому же принципу выделяют возрастные категории детей-дошкольников, младших школьников, подростков, юношей для изучения анато-мо-физиологических, психических и других закономерностей и особенностей.

Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.

Поскольку коллектив – это группа людей, ему присущи признаки группы. Однако коллектив имеет свойства, каких нет у группы. Поэтому можно считать, что всякий коллектив – это группа, но не всякая группа – коллектив. При этом важнейший признак коллектива – общественная значимость целей и задач – остается незыблемым. Если этого признака нет, то группа не может называться коллективом.

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/20693

Ссылка на основную публикацию