Предмет культурологии — студенческий портал

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Предмет культурологии - Студенческий портал Предмет культурологии - Студенческий портал Предмет культурологии - Студенческий портал Предмет культурологии - Студенческий портал Современное онлайн-образование: диплом за 2 года. Соберите индивидуальную программу под свои цели! Предмет культурологии - Студенческий портал Предмет культурологии - Студенческий портал Предмет культурологии - Студенческий портал Предмет культурологии - Студенческий портал

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Медиаменеджмент

Медиаменеджеры управляют работой печатных изданий, интернет-порталов и продюсерских компаний. Организуют производство медиаконтента, создают и продвигают перспективные медиапроекты.

Менеджмент культуры

Культурные менеджеры управляют работой социокультурных проектов в государственных учреждениях, коммерческих и общественных организациях. Развивают независимые культурные инициативы.

Менеджмент культуры

Культурные менеджеры управляют работой социокультурных проектов в государственных учреждениях, коммерческих и общественных организациях. Развивают независимые культурные инициативы.

Культурная антропология

Культурные антропологи исследуют общественные процессы, изучают жизнь социальных групп. Консультируют государственные учреждения и бизнес, налаживают работу культурных институций.

КРАТКОСРОЧНЫЕ КУРСЫ

Выбирайте любые авторские курсы по интересующим направлениям обучения. Слушайте в записи. Или полноценно включайтесь в работу: с домашними заданиями и обратной связью преподавателей.

После итоговой аттестации вы получите сертификат Высшей школы «Среда обучения»

Стоимость обучения: от 5.000₽ за курс

ЧТО ДАЕТ ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА?

Теоретическая база

Самое важное о развитии мировой культуры и особенностях российского контекста

Проектное мышление

Анализ ситуации, постановка задач, организация и эффективное управление проектом

Soft skills

Навыки командной работы, эффективной коммуникации и тайм-менеджмента

Опыт преподавателей-практиков

Реальные кейсы по созданию и продвижению культурных проектов

Предмет культурологии - Студенческий портал

Соберите программу под ваши цели. Модули изучайте в нужной вам последовательности.

КАК ПРОХОДИТ ОНЛАЙН–ОБУЧЕНИЕ?

Вебинары

Участвовать в семинарах и получать обратную связь преподавателей — теперь можно в онлайне. Вы получите постоянный доступ к материалам курсов, чтобы готовиться к занятиям в подходящее время и в удобной обстановке

Практика

Разбирайте устройство реальных проектов и придумывайте свои, регулярно выполняя домашние задания. Вместе с преподавателями и другими студентами вы будете обсуждать идеи, искать перспективные направления работы

Поддержка куратора

Кураторы оперативно решают технические вопросы. Обратиться к кураторам можно в любой момент — они обеспечивают комфортный процесс обучения

Востребованная профессия

Вы получите ориентиры в стремительно меняющемся мире современной культуры и овладеете необходимыми компетенциями для профессионального развития и работы на благо общества

Дипломный проект

В качестве дипломной работы студенты разрабатывают и реализуют реальный социокультурный проект. Полученные результаты выносятся на защиту в формате онлайн-презентации при участии всех преподавателей Факультета культуры и искусства

Открытые встречи

В программе обучения предусмотрены вебинары и онлайн-воркшопы с профессионалами индустрии и лидерами мнений с учетом персональных предпочтений студентов

Вам нужен индивидуальный подход?

ВЫБИРАЙТЕ ТЬЮТОРСКУЮ ПРОГРАММУ

Вам нужен индивидуальный подход? ВЫБИРАЙТЕ ТЬЮТОРСКУЮ ПРОГРАММУ

ТЬЮТОРСКАЯ ПРОГРАММА

Тьюторская программа — передовой метод гуманитарного образования, обеспечивающий индивидуальный подход к каждому студенту. Тьютор знает, как настроить учебный план, учитывая ваше образование и опыт работы.

Делится плата за обучение

Продолжительность обучения

Высшая школа «Среда обучения» сотрудничает с программами рассрочки российских банков. Выбрать подходящие вам условия поможет специалист приемной комиссии Факультета культуры и искусства

Вячеслав Крискевич

Медиаменеджер с 20-ти летним опытом работы на радио и ТВ.

Вячеслав Шептуха

Выпускник факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Лауреат премии «Медиаменеджер России».

Юлия Милович-Шералиева

Культуролог, лектор, прозаик. Преподаватель МГК им. Чайковского, Высшей школы стилистики, ИМЭИ и др.

Мария Волкова

Преподаватель МАИ, Института УНИК, старший преподаватель кафедры культурологии миссионерского факультета ПСТГУ

Дарья Дмитриева

Кандидат культурологии, преподаватель, создатель культурного центра «Пунктум»

Дмитрий Круглых

Выпускник философского факультет МГУ, психолог, преподаватель и автор Youtube-канала «Философское Мнение»

Андрей Ковалёв

Арт-критик, искусствовед, писатель. Доцент Факультета искусств МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреат премии «Инновация»

Мария Мкртычева

Куратор образовательных проектов, с 2009 по 2017 год — руководитель образовательного отдела Фонда V-A-C

Лариса Молоканова

Издатель и главный редактор медиа о домашних животных rrrrrrr.ru

Вячеслав Крискевич

Медиаменеджер с 20-ти летним опытом работы на радио и ТВ в качестве ведущего новостей, директора новостных программ; разработчик интернет-проектов, подкастов; руководитель производством видео и CGI-графики для использования в ТВ-рекламе на различных мероприятиях и в соцсетях

Вячеслав Шептуха

Выпускник факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Лауреат премии «Медиаменеджер России». Преподаватель РГГУ, Высшей школы экономики, института истории культур УНИК

Юлия Милович-Шералиева

Культуролог, лектор, прозаик. Преподаватель МГК им. Чайковского, Высшей школы стилистики, ИМЭИ и др. Автор научно-популярных и художественных книг, переведенных на китайский, японский, сербский языки. Лауреат и дважды дипломант международной литпремии им. Волошина

Мария Волкова

Преподаватель МАИ, Института УНИК, старший преподаватель кафедры культурологии миссионерского факультета ПСТГУ. С 2005 года по настоящее время редактор обзоров СМИ, редактор-аналитик в компании «Открытые медиа исследования»

Дарья Дмитриева

Кандидат культурологии, преподаватель, создатель культурного центра «Пунктум»

Дмитрий Круглых

Выпускник философского факультет МГУ, психолог, преподаватель и автор Youtube-канала «Философское Мнение»

Андрей Ковалёв

Арт-критик, искусствовед, писатель. Доцент Факультета искусств МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреат премии «Инновация» в номинации «Теория, критика, искусствознание

Мария Мкртычева

Куратор образовательных проектов, с 2009 по 2017 год — руководитель образовательного отдела Фонда V-A-C, в 2018—2019 гг. куратор круглогодичной публичной программы фестиваля Арт-Овраг в г. Выкса; прошла стажировку в роли Shadow Curator в отделе Public Engagement Центра современного искусства в Глазго.

Лариса Молоканова

Издатель и главный редактор медиа о домашних животных rrrrrrr.ru

ВСТРЕЧА С ЛИДЕРОМ ФАКУЛЬТЕТА

Ирина ЛогиноваЛидер Факультета культуры и искусства Ирина Логинова проводит открытые онлайн-встречи, на которых рассказывает об эффективном обучении и профессиональном развитии в сфере культуры. Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы узнать о дате ближайшей встречи

Выпускники программы дополнительного профессионального образования Факультета культуры и искусства получают диплом установленного образца. Слушателям краткосрочных курсов выдается именной сертификат о прохождении обучения

* Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и получение sms-, email-сообщений и сообщений в мессенджерах от Высшей школы «Среда обучения»

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Российская система высшего образования не успевает реагировать на вызовы современного рынка труда. Профессиональные компетенции и рабочие инструменты стремительно меняются — освоить их возможно только с гибкой программой обучения. Студенты Факультета культуры и искусства получают необходимую теоретическую базу и навыки социокультурного проектирования — за 2 года. Вместо курсовых и выпускных квалификационных работ на Факультете проходят защиты реальных социокультурных проектов. Преподаватели Факультета — практикующие специалисты, занятые в сферах культуры и готовые передать свой опыт новым поколениям культурных менеджеров. К тому же, удобный онлайн-формат позволяет учиться в любом месте и совмещать учебу с работой, что способствует профессиональному развитию и карьерному росту. Поступая на Факультет культуры и искусства с идеей персонального проекта, вы можете обратиться к тьютору, чтобы составить индивидуальную программу обучения и добиться максимальной реализации вашего потенциала. Тем, кто понимает желаемое направление профессионального развития, но не имеет конкретного запроса к учебе, тьютор помогает формулировать интересы и ставить перспективные цели, чтобы сделать обучение более продуктивным. Тьютор — персональный наставник, настраивающий образовательную программу под индивидуальные запросы студентов. Тьютор намечает образовательную траекторию, предлагает дополнительные домашние задания и мотивирует двигаться к цели. Гораздо больше. На Факультете культуры и искусства онлайн-обучение предполагает активную вовлеченность студентов и преподавателей. Это коллективные обсуждения, разбор домашних заданий и личных проектов, регулярная обратная связь от преподавателей и поддержка тьютора. Кроме того, все вебинары записываются и загружаются на учебный сайт, где также предоставляется доступ к домашним заданиям и учебным материалам курса. Такая система позволяет возвращаться к пройденному, если по какой-то причине вы не смогли присутствовать на вебинаре. В отличие от классического бакалавриата, в программе Факультета культуры и искусства нет лишних общеобразовательных предметов. Мы сделали акцент на практическое изучение современной культуры под руководством профессионалов в сфере медиа, культурного менеджмента и антропологии. Вместо курсовой и дипломной работы студенты Факультета занимаются исследованиями и защищают реальные социокультурные проекты — их можно включить в профессиональное портфолио, что повышает шансы на успешное трудоустройство.

Мы прилагаем все усилия, чтобы максимально приблизить обучение на Факультете к условиям реальной жизни. Постоянный контакт с преподавателями-практиками, разбор реальных кейсов и реализация собственных проектов повышают шансы наших выпускников на успешное трудоустройство после прохождения программы обучения.

Высшая школа «Среда обучения» открылась в 2017 году на базе Института истории культур — основанный в 1990 году, он первым в России начал специализироваться высшем на дистанционном образовании. Сегодня на онлайн-факультетах современного искусства, дизайна, дизайна интерьеров, психологии и иностранных языков учатся более полутора тысяч студентов. Семь тысяч дипломированных специалистов уже применяют полученные знания в работе. У Высшей школы «Среда обучения» есть лицензия на осуществление образовательной деятельности. Она подтверждает наше право выдавать дипломы установленного образца.

Главное, решиться. Расписание занятий устроено так, чтобы не перегружать вашу неделю. Если с этим все же возникнут сложности, вы сможете обратиться к кураторам Факультета культуры и искусства. Они помогают встроить обучение в повседневную жизнь: подсказывают, как эффективно организовать время и рабочее пространство, и поддерживают студентов.

Высшая школа «Среда обучения» сотрудничает с программами рассрочки российских банков: Банк «Восточный», МТС Банк, Почта Банк, Банк «Ренессанс Кредит», Русфинанс Банк, Банк «Русский стандарт», Тинькофф Банк, Халва, OTP Bank, Credit Europe Bank. Выбрать подходящие вам условия поможет специалист приемной комиссии Факультета культуры и искусства.

Читайте также:  Операционная система linux - студенческий портал

Источник: https://culture.sredaobuchenia.ru/

Основные сведения

Образование в РГГУ   Факультет культурологии   Основные сведения

Факультет культурологии одновременно молод и имеет глубокие корни, и славную историю: сам факультет образован в 2018 году, но вырос он вокруг кафедры истории и теории культуры — одной из самых первых, созданных в РГГУ в период формирования университета в 1991 году.

Кафедра истории и теории культуры РГГУ — одна из ведущих кафедр университетов России, где многие годы осуществляется подготовка и выпуск студентов, аспирантов и докторантов по специальности и направлению Культурология.

Факультет создан благодаря объединению нескольких научных и образовательных центров университета, на базе отделения социокультурных исследований (2013-2018).

Предмет культурологии - Студенческий портал

Сегодня в его состав входят следующие структуры:

  • Кафедра истории и теории культуры
  • Кафедра социокультурных практик и коммуникаций
  • Высшая школа европейских культур
  • Школа «Культурное измерение» (дополнительное образование, тренинги, public talks)
  • Научный кабинет-библиотека Вячеслава Всеволодовича Иванова

Возглавляет факультет — профессор, доктор исторических наук Галина Ивановна Зверева

Предмет культурологии - Студенческий портал

В 1990-е гг. и начале 2000-х гг. профессора и преподаватели кафедры истории и теории культуры принимали непосредственное участие в разработке государственных образовательных стандартов первого, второго и третьего поколения по специальности и направлению «Культурология».

Кафедра истории и теории культуры является инициатором создания Учебно-методического объединения вузов России в области культурологии.

Эта организация в течение многих лет работает на базе РГГУ в составе Совете УМО по образованию в области историко-архивоведения и объединяет более 60 высших учебных заведений разных регионов России.

Предмет культурологии - Студенческий портал

В настоящее время на Факультете культурологии РГГУ реализуются инновационные образовательные программы по культурологии в соответствии с основными принципами модернизации российской высшей школы и направлениями развития гуманитарного образования в современном мире.

Предмет культурологии - Студенческий портал

Основные образовательные программы, разработанные и реализуемые в РГГУ нашими преподавателями с учетом новых образовательных технологий, предполагают фундаментальную теоретическую подготовку студентов и аспирантов, всестороннее изучение ими новейших подходов и методов изучения культуры, исследование форм и процессов современной, актуальной культуры России, а также других стран и регионов мира.

Предмет культурологии - Студенческий портал

Отличительной чертой, характеризующей содержание подготовки обучающихся, является связь между теоретическим обучением, социально-практическими знаниями и навыками экспертно-аналитической, проектной и консультационной работы.

Значительное внимание в обучении уделяется конкретной работе с различными видами текстов современной культуры (вещественных, вербальных, визуальных, виртуальных).

Основной упор в специализированной образовательной программе сделан на выработке умения научно-критического осмысления многообразных феноменов современной культуры, практического освоения процесса производства, передачи и освоения культурных значений в обществе.

Предмет культурологии - Студенческий портал

Выпускники кафедры истории и теории культуры востребованы в российском обществе. Они умеют эффективно применять свои знания и компетенции, работая в различных государственных, общественных и частных организациях.

Культурологи успешно реализуют свой профессиональный потенциал в качестве исследователей, экспертов и аналитиков в области современной культуры, социокультурных проектировщиков, сотрудников художественных галерей и музеев, медиа компаний, вузовских и школьных преподавателей, маркетологов, специалистов по связям с общественностью и рекламе. 

Предмет культурологии - Студенческий портал

Культурологическое образование занимает важное место в системе научного социально-гуманитарного знания и профессионального образования РГГУ. На протяжении последних двадцати лет в университете осуществляется успешная подготовка обучающихся по направлению Культурология на всех уровнях высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура). 

Предмет культурологии - Студенческий портал

Наши студенты ведут активную учебную и исследовательскую работу на протяжении всех лет обучения. На факультете работает ряд постоянно действующих научно-исследовательских семинаров, проходят научно-практические конференции, публичные лекции, мастер-классы.

Приказ о создании факультета культурологии

Источник: https://www.rsuh.ru/education/culture/basic-information.php

Рубрика: Культурология

Предмет культурологии - Студенческий портал

Конкурс проектов для студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся ССУЗов проводится по уровням обучения, направлениям и номинациям. Сроки: прием заявок до 30 марта 2020 года, оплата оргвзноса в течение 3-х дней после получения подтверждения участия в конкурсе, подведение итогов — 10 апреля 2020 года, размещение дипломов и отправка призов — 16 апреля […]

Подробнее

Предмет культурологии - Студенческий портал

Конкурс курсовых работ / курсовых проектов для студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся ССУЗов проводится по уровням обучения, направлениям и номинациям.

Согласно Рабочим учебным планам образовательной программы одним из элементов обучения в рамках отдельных дисциплин является курсовая работа.

Курсовая работа является отдельным видом учебной деятельности —  формой научно-исследовательской, проектной работы студента. […]

Подробнее

Предмет культурологии - Студенческий портал

Конкурс проектов для студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся ССУЗов проводится по уровням обучения, направлениям и номинациям. Сроки: прием заявок до 30 марта 2020 года, оплата оргвзноса в течение 3-х дней после получения подтверждения участия в конкурсе, подведение итогов — 10 апреля 2020 года, размещение дипломов и отправка призов — 16 апреля […]

Подробнее

Предмет культурологии - Студенческий портал

Конкурс ВКР для студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся ССУЗов проводится по уровням обучения, направлениям и номинациям. Сроки: прием заявок до 10 апреля 2020 года оплата оргвзноса в течение 3-х дней после получения подтверждения подведение итогов — 20 апреля 2020 года. размещение дипломов и отправка призов — 30 апреля 2020 года.

Подробнее

Предмет культурологии - Студенческий портал

О КОНКУРСЕ Конкурс для  студентов и магистрантов всех научных направлений.   прием заявок до 20 марта 2020 года, оплата оргвзноса в течение 3-х дней после получения подтверждения участия в конкурсе, подведение итогов — 30 марта 2020 года, размещение дипломов и отправка призов — 10 апреля 2020 года.   По итогам […]

Источник: http://students.interclover.ru/category/culture

Культурология

Предмет культурологии - Студенческий порталКультурология относится к базовым учебным дисциплинам обязательного блока гуманитарных дисциплин Государственного стандарта по высшему профессиональному образованию.

Культурология в широком смысле — особая отрасль познания, целостное изучение культуры. Предмет культурологии обширен.

В рамках культурологии изучается сущность, структура и содержание культуры, исторические закономерности её развития, процессы функционирования и передачи культурного наследия.

Исследуется этническое своеобразие культур, роль культурных контактов и общечеловеческих ценностей в истории человечества, значение культуры для развития личности и групп общества, для гуманизации человеческих отношений и т.д.

В качестве основных разделов культурологии обычно выделяют: историю культуры, историю самой культурологии, философию культуры, социологию культуры, психологию культуры, аксиологию культуры, семиотику.

Более узкое понимание культурологии сводит её к теории культуры.

Поэтому и учебная дисциплина «Культурология» включает в себя два основных раздела: теорию культуры и историю культуры, которые могут дополняться специальными курсами по частным разделам культурологии.

Теория культуры. Структура и функции культуры

В «Словаре» Аделунга издания 1793 г. термин означает: «облагораживание, утончение всех умственных и моральных качеств человека или народа» И.Гердер придавал этому слову ряд разнообразных значений.

Среди них — способность одомашнивать животных, осваивать новые земли, сведя леса ; развитие наук, искусств, ремёсел и торговли ; наконец, политика.

Представления Гердера во всём совпадают с мыслями Канта, который связывал успехи культуры с успехами разума и считал их окончательной целью установление всеобщего мира.

Культура это многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого правомерно выделять мировую и национальную культуры.

Мировая культура это синтез лучших достижений всех национальных культур, различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества.

Своеобразие национальной культуры, её неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной ( особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства )сферах жизни и деятельности.

Материальная культура — это культура труда и материального производства: культура быта: культура топоса , т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города ) ; культура отношения к собственному телу: физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Культура делится на определённые виды и роды. Основанием для подобного деления является учёт многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Читайте также:  Древнейшие сирия и палестина - студенческий портал

По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой » вертикальное» сечение культуры, «пронизывая» всю её систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нём нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры — всестороннее развитие человека.

Культура — это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из неё.

Важнейшая — функция передачи социального опыта. Её нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной.

Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из неё. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право. Семиотическая, или знаковая функция — важнейшая в системе культуры. Представляя собой определённую знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без учения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.

Так, язык (устный или письменный) — средство общения людей, литературный язык — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определённые ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.

Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Далее … УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

https://www.sape.ru/r.KUnVbTfjJy.php Регистрируйтесь перейдя по ссылке и зарабатывайте вместе с нами!

Источник: https://kultyres.ru/

Культурология — лекции

Общее количество тем в этом предмете: 33; всего лекций: 1403.

Культурология — это совокупность различных исследований культуры как структурной целостности. Человека, который занимается культурологией называют «культурологом».

Несмотря на то, что в зарубежных странах предмет культурологии не выделяют как отельную дисциплину, в России этот предмет зарекомендовал себя.

Культурологию делят на два раздела: фундаментальная культурология (теоретический подход к изучению основ культуры в целом) и прикладная культурология (с целью проектирования, регулирования и прогнозирования культурных процессов и подсистем изучает культуру, опираясь на фундаментальные знания в той или иной области предмета).

Несмотря на то, что предмет пока не является общепризнанным в мире, существует множество основных методов, которыми пользуются культурологи всего мира:

  • Археологический (исследование материальных предметов культуры найденных в результате археологических раскопок);
  • Диахронический (изложение событий, фактов и явлений культуры в хронологическом порядке);
  • Сравнительный (исследование двух или нескольких национальных культур при их влиянии и взгляде друг на друга);
  • Синхронистический (как правило, сравнительное исследование объектов с разных сторон, но в одном промежутке времени);
  • Типологический (изучение структуры культуры с исторической точки зрения);
  • Биографический (изучение произведений искусства для отражения личностных особенностей и биографии авторов);
  • Психологический (метод направлен на изучение психологических особенностей человеческого поведения для изучения культурных особенностей);
  • Семиотический (изучение различных знаков с целью понимания структуры текстов и других культурных объектов).

На территории Российской Федерации культурология начала появляться в 60-х годах прошлого столетия. Тогда советско-армянский учёный Маркарян Эдуард Саркисович сделал первые исследования в этой области.

В 80-х годах ХХ-го века культурология получила официальное признание, а затем уже была легализована не только как наука, но и как направление для высшего образования. Сейчас во многих российских ВУЗах культурология является одним из обязательных общеобразовательных предметов.

Российские культурологи разработали множество фундаментальных теорий, которые пользуются популярностью во всём мире. В 1992-м году был образован Российский институт культурологии, в 2006-м — Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО).

Таким образом культурологией стали заниматься не только в уже образованных учреждениях, но и стали образовываться новые специализированные.

Культурология неразрывно связана с искусствоведением и многими другими науками. Также не забывайте, что все лекции по культурологии разбиты на темы, каждую из которых можно совершенно бесплатно скачать в удобном формате.

Источник: https://studizba.com/lectures/19-kulturologiya/

Открытое образование: Онлайн-курс "Культурология"

  • 13 недель
  • от 4 до 6 часов в неделю
  • 3 зачётных единицы

Курс посвящен, прежде всего, современной культуре и основывается на актуальных для сегодняшней научно-исследовательской среды подходах к ее анализу. Практическая цель курса — выработка компетенции ориентации в многообразных явлениях современной культуры

Курс посвящен культурологии, адресован широкой аудитории, и представляет собой вводный курс в современную проблематику культурных исследований. Курс будет сочетать в себе систематические и исторические аспекты как в том, что касается развития самой культурологии, так и отдельных комплексов современных культурных явлений.

Тем не менее, курс посвящен, прежде всего, современной культуре: мы будем говорить о тех культурных явлениях, которые окружают нас сегодня. Кроме того, курс основывается на актуальных для сегодняшней научно-исследовательской среды подходах к анализу культуры.

Практической особенностью нашего курса является то, что он нацелен на выработку способностей аналитической ориентации в современных многообразных явлениях культуры. Мы будем исходить из проблем и самих культурных явлений, из самих вещей, а не из какой-то заданной системы, будь то система ценностей, характерная для какого-то мировоззрения или же концепции какой-то отдельной научной школы.

Требования

Специальных знаний для прохождения курса не требуется.

Программа курса

Неделя 1. История понятия «культура». Культура в системе понятий.

  • Основные этапы истории понятия «культура»;
  • Типология повседневного употребления слова «культура»;
  • Типология повседневного употребления слова «культура» (продолжение);
  • Научно-философское использование термина «культура»;
  • Научно-философское использование термина «культура» (продолжение);
  • Многозначность современных определений культуры.

Неделя 2. Становление научно-исследовательской проблематики культуры в структуре современного научного знания.

  • Основные этапы формирования проблематики культуры;
  • Трансформация моделей исторического времени;
  • Основные характеристики общества модерна;
  • Генезис общества модерна и роль факторов культуры;
  • Генезис общества модерна и роль факторов культуры (продолжение);
  • Идеи культуры в эпоху Просвещения и в XIX веке («веке историзма»);
  • Причины формирования историзма и исторического сознания;
  • Появление исследовательского интереса к изучению национальной истории культуры и культур других народов;
  • Формирование современных институтов культуры.

Неделя 3. Классические редукционистские теории культуры

  • Определение редукционизма;
  • Марксизм: экономический редукционизм;
  • Влияние марксизма на современные теории культуры;
  • Позитивизм: методологический редукционизм;
  • Философия жизни Фридриха Ницше;
  • Психоанализ Зигмунда Фрейда;
  • Эрнст Кассирер о редукционистских теориях культуры

Неделя 4. Классические нередукционистские теории культуры

  • Общая характеристика нередукционистских теорий культуры;
  • История герменевтики письменных текстов;
  • Методология исторического познания: Иоганн Густав Дройзен;
  • Методология исторического познания: Иоганн Густав Дройзен (продолжение);
  • Теория «наук о духе»: Вильгельм Дильтей;
  • «Науки о культуре» в неокантианстве: Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт;
  • Понимающая социология Макса Вебера.
Читайте также:  Нарушение восприятия - студенческий портал

Неделя 5. Культурная антропология.

  • Культурная антропология: наименования, определения, начало формирования как научной дисциплины;
  • Ранние теории культурной антропологии: Эволюционизм; Диффузионизм; Цивилизационные теории;
  • Основоположники и ключевые идеи классической антропологии;
  • Культурная антропология сегодня – от изучения «примитивных обществ» к антропологии собственной культуры;
  • Пример исследовательского проекта: антропология «распределенного образа жизни»;
  • Структура и методология исследования.

Неделя 6. Лингвистический поворот в исследованиях культуры. Проблема смысла

  • Лингвистический поворот: философия (аналитическая философия языка), лингвистика, семиотика, структурализм, история (историческая семантика), исследования культуры;
  • Базовые концепции смысла в гуманитарных науках;
  • Основы семиотики: три аспекта знаковых систем, типология знаков;
  • Основные семантические модели;
  • Смысл как перспектива предмета;
  • Смысл как интенциональная структура сознания;
  • Феноменология в современных исследованиях культуры;
  • Самостоятельная роль знакового выражения;
  • Интерпретативная культурная антропология.

Неделя 7. Современные программы исследования культуры

  • История понятий и дискурс-анализ;
  • Иконический поворот и визуальные исследования;
  • Постколониальные теории и исследования городской культуры;
  • Исследования медиа.

Неделя 8. Массовая культура

  • Отрицательная оценка массовой культуры;
  • Массовая или народная? Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости;
  • Изменение медиа-среды и ее значение для трансформации современной культуры.

Неделя 9. Городская культура

  • Горожанин и публичные пространства;
  • Современный город как культурное явление.

Неделя 10. История и культура. Феномен историзма

  • Трансформация структуры времени в современных обществах: «сокращение пребывания в настоящем» (философия культуры Германа Люббе);
  • Культурная память;
  • Музеи и музеефикация культуры.

Неделя 11. Культурная политика

  • Культурная революция в СССР;
  • Специфика советской культурной политики;
  • Основные современные модели культурной политики.

Неделя 12. Культура, экономика, общество

  • Исследовательская программа британских Cultural Studies;
  • Постколониальные исследования;
  • Гендерные исследования.

Результаты обучения

После завершения этого курса слушатели смогут ориентироваться в современных явлениях и процессах культуры, в научных подходах к анализу культуры, понимать генезис ряда основных культурных явлений, их роль и значение. Курс позволяет также получить знание об основных этапах формирования проблематики культурологии и исследований культуры.

Направления подготовки

Все направления подготовки

Источник: https://openedu.ru/course/hse/CULT/

Объект и предмет культурологии. — Культурология. Курс лекций

  • Объектом изучения культурологии являются:
  • —  наиболее общие закономерности развития общества и культуры на протяжении всей истории;
  • —                     историческое взаимодействие общества и природы;
  • —                     культура как постоянно развивающееся, сложное, противоречивое общественное явление, выраженное в разнообразных неповторимых конкретно-исторических формах, в жизнедеятельности уникальных личностей и результатах их творчества;
  • —                     взаимодействие, диалог этнических, национальных культур и отдельных людей.

Необычайная широта объекта изучения культурологии является общей чертой  для наук, исследующих общество, человека и культуру. Но каждая из гуманитарных и общественных наук избирает в объекте особый аспект (сторону, грань, проблемное поле) и находит свой сектор исследования, намечает свои цели и задачи. Так определяется и предмет культурологии.

Объект изучения культурологии совпадает с объектом других социальных и гуманитарных наук, что подтверждает неизбежность их активного включения в процесс становления и развития культурологии. К ним относят, прежде всего, философию, историю, этнографию и социологию.

Речь идёт об участии этих социогуманитарных наук в формировании предмета исследования культурологии. Так, в изучении первобытных культур лидируют этнографы, проблемами европейской культуры от античности до XX века преимущественно занимаются философы, историки и филологи.

К современной массовой культуре проявляют особый интерес социология, социальная психология, социальная философия.

Так формируются сферы культурологического знания, каждая из которых имеет свой предмет исследования. Эти предметы взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют некую целостность, которая и является общим предметом изучения культурологии как науки.

Особым разделом культурологического знания специалисты считают философию культуры.

Её специфика состоит в том, что данная интеллектуальная сфера является, прежде всего, частью философского знания, призванного дать мировоззренческие и гносеологические основания для развития всех наук, в том числе и культурологии.

Это позволяет во внутренней структуре культурологии выделить раздел, который современные авторы называют теоретической культурологией или «теорией культуры». Его задача состоит в выявлении и анализе сущности и структуры культуры, законов её возникновения, функционирования и развития.

  1. Философия (теория) культуры проясняет гуманистический смысл культуры, которая создаётся человеком и для человека, формирует его духовный облик, определённый исторический тип личности.
  2. Философия культуры исследует диалектику и динамику культурных процессов, выявляет роль культурных контактов, значение духовной элиты и других факторов в развитии и функционировании самобытных этнических и национальных культур, вскрывает глубинные причины смены культурных парадигм и ценностей, даёт философское обоснование проблемы периодизации истории социокультурного развития человечества.
  3. Важное место в философии культуры занимает изучение  системы онтологических отношений: культура-человек, культура-общество, культура-природа.

Отдельной сферой культурологического знания является история культуры. Главная её задача – дать конкретное знание о той или иной культуре. Её предметом следует назвать мировую, национальную, региональную культуру, либо эпоху в её развитии (например, эпоху Возрождения в истории европейской культуры).

Культурологи стремятся выделить в историко-культурном исследовании доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие её феномен.

Изучая каждую отдельную культуру как уникальное, оригинальное явление, история культуры сравнивает между собой разные культуры, выявляет их взаимосвязи и взаимозависимости, их различия во времени и в пространстве.

История культуры содержит богатейший фактический материал, на основе которого в течение последних трёх столетий (XVIII, XIX, XX) были созданы многочисленные культурологические теории.

В настоящее время назрела необходимость обобщения, приведения в систему всего массива культурологических трудов и создания на этой основе нового раздела культурологического знания – истории культурологической мысли. И такие попытки уже предпринимаются в отечественной науке в последние годы.

Осмысление истории культурологической мысли позволяет нам воспринимать современные культурологическое знание как результат длительного исследования культуры лучшими умами мировой истории. Зная историю культурологической мысли, мы сможем сопоставлять представления о культуре в разные эпохи.

Эти знания позволят нам глубже осмыслить сущность отдельных культур и культурно-исторический процесс в определённом регионе и в мире в целом.

Самостоятельной сферой культурологического знания признаётся социология культуры (социологическая культурология). Она исследует реальное функционирование культуры в целом и имеющихся в ней субкультур: массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодёжной. Социология культуры (как и юридическая дисциплина, криминология) проявляет интерес к субкультуре преступных группировок.

Множественность социальных структур создаёт «мозаичную» картину культурной жизни. Социология культуры «воссоздаёт» эту многогранность, выявляет динамику и причины их консолидации или распада.

Социология непосредственно связана с решением практических проблем и способна указать пути преодоления противоречий, привлечь к их решению специалистов в области социокультурной деятельности.

В этом ей помогают «родственные» по объекту исследования специальные социологические теории, с которыми устанавливаются междисциплинарные связи: социология искусства, социология морали, социология молодёжи, социология преступности и девиантного (отклоняющегося) поведения, социология досуга и другие.

Однако каждая из них не в состоянии дать целостного представления о культурной деятельности. Только социология культуры как сфера культурологического знания обеспечивает необходимый уровень обобщения в данной сфере.

К социологии культуры примыкает психология культуры, формирующаяся как самостоятельная научная дисциплина.

Предмет психологии культуры составляют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения в культурном поле.

На основе социально-психологических исследований психология культуры выявляет культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.

  • Культурная антропология изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных обществ и так называемых «архаических» народов.
  • Таким образом, предмет культурологии весьма широк и представляет собой совокупность предметов сфер культурологического знания, взятых в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Предмет культурологии определяет направленность, методологию и логику, цели и задачи культурологических исследований.

Источник: https://students-library.com/library/read/41724-obekt-i-predmet-kulturologii

Ссылка на основную публикацию