Предтечи экзистенциализма — студенческий портал

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — «существование») — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его «Я» и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи. Сам термин экзистенциализм был введён немецким философом Фрицем Хайнеманом в 1929 году.

Экзистенция (лат. exsistentia — «существование») — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.

Основные идеи экзистенциализма:

  • в центре находится существование каждого конкретного человека, его «Я»;
  • внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
  • пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
  • человек свободен в своём выборе;
  • у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
  • отрицание науки.

Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

Экзистенциальные проблемы

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

Например:

  • «В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?»
  • «Какова цель моей жизни?»
  • «Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?»
  • «Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?»

Цели экзистенциализма

Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни. А именно:

  • научить его распознавать своё истинное «Я». Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть «Я», которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть «Я», которым мы становимся, потому что работаем над собой;
  • помочь ему самореализоваться. Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
  • подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
  • научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
  • помочь ему социально приспособиться. Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
  • помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
  • привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

История экзистенциализма

Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.

Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.

Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.

Личность в экзистенциализме

Человек свободен в выборе и сам определяет своё поведение. Всё, что не относится к внутреннему «Я» человека, не имеет значения, весь мир крутится, потому что существует человек. Существование человека очищено от социальных условностей.

Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что взаимоотношения между людьми невозможно устранить, но отношения считаются побегом от своего «Я», они истощают внутренний мир человека. А природа — это что-то инородное, не относящееся к внутреннему миру личности.

Сторонники теории не верят, что природа создаёт человека таким, какой он есть. Они считают, что сущность человека не предопределена, не даётся ему заранее и вообще отсутствует. Человек сам выбирает свою сущность и естество.

Представители экзистенциализма

Философы-экзистенциалисты:

  • Сёрен Кьеркегор;
  • Фридрих Ницше;
  • Зигмунд Фрейд;
  • Эдмунд Гуссерль;
  • Мартин Хайдеггер;
  • Карл Ясперс;
  • Освальд Шпенглер;
  • Анри Бергсон;
  • Георг Зиммель;
  • Николай Александрович Бердяев;
  • Лев Исаакович Шестов.

Писатели-экзистенциалисты:

  • Жан-Поль Сартр;
  • Альберт Камю;
  • Габриэль Марсель;
  • Симона де Бовуар.

В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

Экзистенциализм Кьеркегора

Предтечи экзистенциализма - Студенческий порталСёрен Кьеркегор

Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее «Я», которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

Экзистенциализм Ницше

Предтечи экзистенциализма - Студенческий порталФридрих Ницше

По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее «Я» человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

Нигилизм

(От лат. nihil — «ничто») философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

Экзистенциализм Гуссерля

Предтечи экзистенциализма - Студенческий порталЭдмунд Гуссерль

Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления.

Гуссерль писал о «чистом сознании» человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к «идеальному бытию», которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

Экзистенциализм Сартра

Предтечи экзистенциализма - Студенческий порталЖан-Поль Сартр

Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

Экзистенциализм и религия

Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).

При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга. Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины.

Атеистический экзистенциализм

Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.

Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя.

Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного.

Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.

Религиозный экзистенциализм

Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.

«Позитивный» экзистенциализм

В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — «позитивный» экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.

По мнению последователей «позитивного» экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.

Смотрите также значение Религия.

Трансценденция

Трансценденция (от лат. transcendere — «переступать») — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

У экзистенциалистов есть много определений слова «трансценденция». По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

Смотрите также значение Философия.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/ekzistencializm/

Что такое экзистенциальный кризис, или Почему не все любят выходные

«Экзистенциальный кризис» — типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление.

Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм».

И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия.

Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia — «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы.

Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины.

Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть?» — были спровоцированы смертью его отца.

Читайте также:  Роль и значение всемирной туристской организации - студенческий портал

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис.

Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла.

Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт.

В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами.

Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром.

Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния».

И все–таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность.

Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования.

В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору.

Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе».

Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из–за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aad45675816692ea94ba9eb/5ad85d12256d5c76dae140f9

Яломианская система экзистенциальной психотерапии как интегральная модель для преподавания экзистенциализма студентам(Крючков К.)

В настоящее время в системе подготовки психологов-консультантов сложилась любопытная ситуация.

С одной стороны, общим местом является понимание того, что терапевтическая подготовка обеспечивается в основном в рамках постдипломной подготовки специалистов, поскольку существующая система высшего образования «заточена», в основном, на подготовку специалистов академически-научного или образовательного профиля.

Вместе с тем, количество студентов, заканчивающих ВУЗы по направлению психология, со специализацией или профилем «психологическое консультирование», «консультативная психология» и схожим, только в Москве составляет более сотни человек в год.

Таким образом, перед преподавателями соответствующих кафедр стоит задача дать базовые навыки консультирования и сформировать, насколько возможно, профессиональную позицию психолога-консультанта, поскольку выпускники, работая по специальности в различных сферах, взаимодействуют с реальными клиентами (часто без дополнительной подготовки, из-за отсутствия средств или желания).

В психологических вузах существует некоторый эклектизм при преподавании консультативной психологии. В отличие от долговременных терапевтических обучающих программ, студентов стараются знакомить с основными «базовыми» направлениями консультирования и психотерапии в равной мере.

Чаще всего пользуются «традиционными» классификациями, выделяющими психодинамическое, когнитивно-поведенческое направление и экзистенциально-гуманистическое направление (возможны также различные добавления системной или групповой моделей)1.

Первые два направления достаточно «развиты», они весьма часто в различных вариантах существуют в учебных планах. Что же касается третьего направления, то существуют определенные трудности. Во-первых: какие именно подходы относить к экзистенциальному направлению, а во-вторых — как преподавать.

Мы не будет рассматривать экзистенциально-ориентированные магистратуры (МГУ, ВШЭ). Данные программы готовят специалистов в рамках одного определенного подхода, представляют собою комплекс дисциплин, раскрывающих разные стороны подхода, готовящих именно полноценных практиков в конкретном направлении.

Чаще же всего, в учебном плане стоит один курс, посвященный экзистенциальной психологии и психотерапии, обычно длящийся один семестр (МГППУ, МГОУ). Есть несколько возможных вариантов его проведения: с одной стороны, возможно проведение интенсивного тренинга по экзистенциальной психотерапии в рамках одного конкретного направления.

Но такой подход, вопервых, накладывает серьезные требования на подготовку преподавателя в рамках конкретного подхода (обучающий психотерапевт), во-вторых, не всегда возможен по причине небольшой длительности курса. Кроме того, академическая традиция требует обширного представления направления, «отдачи должного» достаточному спектру подходов.

Еще более проблемным в данном случае выглядит вопрос формирования «экзистенциальной установки». Нельзя не согласиться с Э. ван Дорцен в том, что экзистенциальная психотерапия не является психотерапией «техник и навыков», но воздействует скорее посредством личностных установок терапевта2.

Освоение техник в данном случае вторично в сравнении с установлением личностной позиции, соответствующей ценностям экзистенциальной терапии (например феноменологической установки). При проведении короткого интенсивного курса возникает риск освоения студентами подхода на уровне «психологической игры» — набора техник, а это явно противоречит самой сути экзистенциализма.

Второй возможный вариант — изложение материала в историко-психологическом ключе.

При такой форме преподавания курса встает, во-первых, проблема «отнесенности» какого-либо подхода к экзистенциальному направлению, а во-вторых, вновь стоит проблема формирования «экзистенциальной установки» — весьма непростым выглядит ее формирование через освоение теоретического материала.

Итак, возможно коротко сформулировать следующий вопрос: как в рамках короткого (односеместрового) университетского курса, с одной стороны, дать студентам достаточно объемные знания об экзистенциализме, с другойкак сформировать «экзистенциальную установку»?

Ниже предложен вариант «интегрального» курса по экзистенциальной психологии и психотерапии, разработанный и читаемый мною на кафедре психологического консультирования МГОУ для студентов-специалистов и студентов-бакалавров, специализирующихся по данной кафедре3.

Интегральная схема преподавания экзистенциализма

Учитывая вышеизложенное, при создании курса стояла задача найти некую «призму», через которую не хронологически, но смыслово возможно связать различные подходы. Такой призмой выступил подход И.

Ялома, а конкретнее — предложенные Яломом экзистенциальные факторы: смерть, свобода, изоляция и смысл.

Определенные Яломом как «конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире»4, они являют собою, с одной стороны, универсальные, с другой — как бы «вненаходимые» понятия, не «принадлежащие» ни одному из подходов.

Что касается критериев отнесения тех или иных конкретных подходов к экзистенциальному направлению, с этой целью используются «признаки» экзистенциального мировоззрения, предложенные Д.А. Леонтьевым5, — за экзистенциальные направления принимаются те, которые соответствуют всем данным признакам.

Экзистенциальные факторы позволяют классифицировать различные направления не хронологически, но интегрально, по некоторым объединяющим признакам, своего рода тематическим критериям (разумеется, с приблизительной, не полной точностью). Так, к экзистенциальному фактору «смерть» отнесены например, философия М.

Хайдеггера, терапевтические школы Л. Бинсвангера и М. Босса. К фактору «свобода» отнесены философия Ж-П. Сартра, философия Э. Фромма (в некоторой ее части), антипсихиатрия Р. Лэйнга. К фактору «изоляция» отнесены философия М. Бубера, также философия Э. Фромма. К фактору «смысл» отнесены философия А.

Камю, терапевтические школы В. Франкла и А. Лэнгле. Как видим, не все экзистенциальные направления «умещаются» в данную классификацию. Однако нами был введен дополнительный критерий «терапевтическое мастерство» (которому сам И. Ялом уделял пристальное внимание), к которому возможно отнести, например, подходы Р.

Мэя и Дж. Бюдженталя.

Следует отметить, что данная классификация не является методологической классификацией, а лишь призвана облегчить тематическое планирование курса по основам экзистенциальной психологии и психотерапии. Применение данных интегральных критериев позволяет отойти от хронологической классификации, дать студентам возможность увидеть смысловые пересечения между различными подходами.

Также следует отметить, что задача по формированию основ экзистенциальной установки выполняется посредством мета-терапевтической работы (группового самопознания) на «темы» данных экзистенциальных факторов и работу с «культурными источниками», посвященными данным факторам.

Студенты, соотносясь с «конечными данностями», пропуская их через себя, посредством личностного обсуждения (работая над «самораскрытием» по Ялому) или работы с культурными источниками, способны на личностном уровне «прочувствовать» данную установку.

Еще одним приемом при подготовке является съемка аутотерапевтического фильма — это может быть как видеофильм (15-20 минут), посвященный личной истории конфронтации с данными экзистенциальными факторами, так и «экранизация» (в виде короткого видеофильма) какого-либо из терапевтических случаев6.

Данная форма работы позволяет студентам особенно почувствовать причастность к экзистенциальным данностям и, как бы пропустив их через себя, лучше освоить аксиологию и онтологию экзистенциальной психологии и психотерапии.

Примечания

  1. См. напр., Бурлачук, 2012; Соколова, 2010 и др.
  2. Van Deurzen, 2011
  3. Крючков, 2014.
  4. Ялом, 1999.
  5. Леонтьев, 2007.
  6. новеллы И. Ялома, «случай» Эллен Вест, и т.п.

Литература:

  1. Бурлачук Л.Ф., Жидко М.Е., Кочарян А.С. Психотерапия: Учебник для вузов. 2-е изд., стереотип. — СПб.: Питер, 2012. 480 с.
  2. Крючков К.С. Рабочая Учебная Программа дисциплины «Экзистенциальное консультирование и психотерапия», М.: МГОУ, 2014.

  3. Леонтьев Д.А. Восхождение к экзистенциальному миропониманию. Третья всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщения / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2007. С. 3-12. Электронный ресурс: http://institut.smysl.ru/article/alte.php
  4. Соколова Е.Т. Психотерапия. Теория и практика. — М.: Академия, 2010. 368 с.
  5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М.: Класс, 1999. 576 с.
  6. Van Deurzen, E. Skills in Existential Counselling and Psychotherapy. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications Ltd, 2011.

Крючков К.,

Источник: http://hpsy.ru/public/x6377.htm

Аннотация рабочей программы дисциплины «Философия экзистенциализма» (кафедра философии, № 51)

  • 1.Цель освоения дисциплины
  • Формирование у студента самостоятельного, гуманитарно ориентированного мировоззрения, предполагающего  осмысленное отношение к экзистенциальным вопросам бытия и ориентацию в социокультурной ситуации современного мира.
  • 2.Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • «Философия экзистенциализма» является дисциплиной по выбору вариативной части образовательной программы.
  • 3.Требования к результатам освоения дисциплины
  • Процесс изучения дисциплины «Философия экзистенциализма» направлен на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций:
  • способности использовать основы философских и социокультурных знаний для формирования научного мировоззрения;
  • способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования  гражданской позиции;
  • способности к самоорганизации и самообразованию;
  • способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
Читайте также:  Дебиторская и кредиторская задолженность: сроки расчетов и исковой давности

   В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать

  • основные экзистенциальные вопросы и проблемы человеческого бытия;
  • специфику и уникальность человеческого положения в мире;
  • место экзистенциальной философии в философской мысли и в отечественной и мировой культуре XIX-XX веков;
  • основные фигуры и идеи философов-экзистенциалистов.

уметь

  • анализировать философские, научные и художественные тексты, содержащие мировоззренчески значимые идеи;
  • определять собственную мировоззренческую позицию;
  • последовательно и аргументированно отстаивать свои взгляды по значимым вопросам.

владеть

  • навыками самообразования и ориентации в современной культурной ситуации;
  • навыками чтения и осмысления современных философских текстов;
  • навыками личностного самоопределения и использования философских, исторических и культурных знаний для формирования собственной мировоззренческой позиции (в вопросах свободы, поиска смысла жизни и других экзистенциально значимых вопросах).

4.Общая трудоёмкость дисциплины:

В зависимости от учебного плана дисциплина может быть представлена в двух вариантах:

  • 2 зачётные единицы (72 часа)
  • 3 зачётные единицы  (108 часов)

5.Семестр:  определяется учебным планом

6.Основные разделы дисциплины:

  • Влияние экзистенциальной философии на мировую мысль, культуру и исторические процессы.
  • Философия французского экзистенциализма  (Сартр, Камю, Марсель, Бовуар);
  •  Философия немецкого экзистенциализма (Ясперс, Хайдеггер);
  • Ранняя экзистенциальная философия:  Дания (Кьеркегор), Испания (Унамуно, Ортега-и-Гассет), Россия (Бердяев, Шестов);
  • Предшественники философии экзистенциализма (Паскаль, романтизм, «философия жизни»);
  • Введение в экзистенциальную философию;

7.Автор Рябов П.В., к.филос.н., доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ.

Контакты: filos@mpgu.edu

тел.:  8-495-438-17-26

Источник: http://mpgu.su/prepodavatelyam/kursyi-po-vyiboru/institut-sotsialno-gumanitarnogo-obrazovaniya/annotatsiya-rabochey-programmyi-distsiplinyi-filosofiya-ekzistentsializma-kafedra-filosofii-51/

Предтечи экзистенциализма

Понятие 1

Экзистенциализм являет собою одно ᴎɜ главенствующих направлений в западнои̌ философской традиции ХХ века.

История термина

Тем не менее, сам Ясперс не создал данное направление философии. В качестве её основоположника он выделяет Кьеркегора. Именно он впервые отдалился от классических воззрений на историческое прошлое, на человеческое бытие и эмоциональную составную человека.

Дополнительный материал 1

Истоки философии экзистенциализма

Важнейшим условием проявления экзистенции свобода. Она определяется определеннои̌ ответственностью за результат и конечный итог своᴇᴦο выбора. Так, под данное описание идеально подходит философия Ж.-П. Сартра с ᴇᴦο причинно-следственными связям: одно явление имеет несколько вариантов развития событий, выбирая одно, мы создаем ещё варианты развития событий у от нового явления.

Дополнительный материал 2

Экзистенциализм как иррациональное учение

Философская традиция являет собою иррациональную реакцию на рациональное постижение истины периода Просвещения и идеализма немецкой классической философии.

Дополнительный материал 3

Философы-экзистенциалисты утверждают, что главенствующий порок рационального типа мышления заключается в том, что он базируется на одном едином и неверном принципе – противоположность объекта и субъекта, вследствие чᴇᴦο происходит разделение на субъективную и объективную стороны мира.

Существуют определенные отличительные черты, которые делают философскую традицию экзистенциализма более нежели уникальнои̌. Так, в рамках даннои̌ философии подчеркивается, что именно человек будет нести полную ответственность за свою деятельность.

Тем не менее, ϶то будет лишь тогда, когда он будет действовать свободно, имея свободу выбора, воли и средств реализации своих действий.

Главными формами проявления свободы человека являются риск и творчества, критическое отношение ко всœему земному, игра и постоянная рефлексия с целью найти единую истину и смысл.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/26803_predtechi_ekzistencializma

Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные

«Экзистенциальный кризис» — типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление.

Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм».

И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия.

Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia — «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы.

Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины.

Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть?» — были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис.

Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла.

Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт.

В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами.

Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром.

Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния».

И все-таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность.

Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования.

В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору.

Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе».

Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Как говорить

Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно — «Он в подавленном состоянии».

Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».

Правильно «Экзистенциальный кризис — болезнь эпохи перемен».

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/8037-ekzistenzia

Читать

Экзистенциализм — это гуманизм

Я хотел бы выступить здесь в защиту экзистенциализма от ряда упреков, высказанных в адрес этого учения.

Прежде всего, экзистенциализм обвиняют в том, будто он призывает погрузиться в квиетизм отчаяния: раз никакая проблема вообще не разрешима, то не может быть и никакой возможности действия в мире; в конечном итоге это созерцательная философия, а поскольку созерцание – роскошь, то мы вновь приходим к буржуазной философии. Таковы главным образом обвинения со стороны коммунистов.

С другой стороны, нас обвиняют в том, что мы подчеркиваем человеческую низость, показываем всюду гнусное, темное, липкое и пренебрегаем многим приятным и красивым, отворачиваемся от светлой стороны человеческой натуры. Так, например, критик, стоящий на позициях католицизма, – г-жа Мерсье обвиняла нас в том, что мы забыли об улыбке ребенка.

Те и другие упрекают нас в том, что мы забыли о солидарности людей, смотрим на человека как на изолированное существо; и это следствие того, что мы исходим, как заявляют коммунисты, из чистой субъективности, из картезианского «я мыслю», то есть опять-таки из такого момента, когда человек постигает себя в одиночестве, и это будто бы отрезает нам путь к солидарности с людьми, которые находятся вовне и которых нельзя постичь посредством cogito.

Со своей стороны христиане упрекают нас еще и в том, что мы отрицаем реальность и значение человеческих поступков, так как, уничтожая божественные заповеди и вечные ценности, не оставляем ничего, кроме произвола: всякому позволено поступать, как ему вздумается, и никто не может судить о взглядах и поступках других людей.

На все эти обвинения я постараюсь здесь ответить, именно поэтому я и озаглавил эту небольшую работу «Экзистенциализм – это гуманизм». Многих, вероятно, удивит, что здесь говорится о гуманизме. Разберем, какой смысл мы в него вкладываем.

В любом случае мы можем сказать с самого начала, что под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность.

Основное обвинение, нам предъявляемое, состоит, как известно, в том, что мы обращаем особое внимание на дурную сторону человеческой жизни. Мне рассказывали недавно об одной даме, которая, обмолвившись грубым выражением, заявила в виде извинения «Кажется, я становлюсь экзистенциалисткой».

Следовательно, экзистенциализм уподобляют непристойности, а экзистенциалистов объявляют «натуралистами». Но, если мы действительно натуралисты, вызывает крайнее удивление, что мы можем пугать и шокировать в гораздо большей степени, чем натурализм в собственном смысле.

Человек, относящийся терпимо к такому роману Золя[1] , как «Земля», испытывает отвращение, читая экзистенциалистский роман; человек, ссылающийся на народную мудрость, которая весьма пессимистична, находит нас законченными пессимистами. И в то же время трезво рассуждают по поводу того, что «своя рубашка ближе к телу» или что «собака любит палку».

Читайте также:  Системы программирования - студенческий портал

Есть множество других общих мест, говорящих о том же самом: не следует бороться с установленной властью, против силы не пойдешь, выше головы не прыгнешь, любое не подкрепленное традицией действие – романтика; всякая попытка, не опирающаяся на опыт, обречена на неудачу, а опыт показывает, что люди всегда скатываются вниз, что для того, чтобы их удержать, нужно нечто твердое, иначе воцарится анархия. И, однако, те самые люди, которые пережевывают эти пессимистические поговорки, которые заявляют всякий раз, когда они видят какой-нибудь более или менее отвратительный поступок: «Да, таков человек!», и которые кормятся этими «реалистическими напевами», – эти же люди упрекают экзистенциализм в излишней мрачности, и притом так упрекают, что иногда спрашиваешь себя: не за то ли они им недовольны, что он, наоборот, слишком оптимистичен? Что, в сущности, пугает в этом учении? Не тот ли факт, что оно дает человеку возможность выбора? Чтобы это выяснить, надо рассмотреть вопрос в строго философском плане. Итак, что такое экзистенциализм?

Большинству людей, употребляющих это слово, было бы очень трудно его разъяснить, ибо ныне, когда оно стало модным, экзистенциалистами стали объявлять и музыкантов, и художников. Один хроникер в «Кларте» тоже подписывается «Экзистенциалист». Слово приобрело такой широкий и пространный смысл, что, в сущности, уже ничего ровным счетом не означает.

Похоже на то, что в отсутствие авангардного учения, вроде сюрреализма, люди, падкие на сенсации и жаждущие скандала, обращаются к философии экзистенциализма, которая, между тем, в этом отношении ничем не может им помочь. Ведь это исключительно строгое учение, меньше всего претендующее на скандальную известность и предназначенное прежде всего для специалистов и философов.

Тем не менее можно легко дать ему определение.

Дело, впрочем, несколько осложняется тем, что существуют две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты, к которым я отношу Ясперса[2] и исповедующего католицизм Габриэля Марселя[3] ; и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, к которым относятся Хайдеггер[4] и французские экзистенциалисты[5] , в том числе я сам. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта. Как это, собственно, следует понимать?

Возьмем изготовленный человеческими руками предмет, например книгу или нож для разрезания бумаги.

Он был сделан ремесленником, который руководствовался при его изготовлении определенным понятием, а именно понятием ножа, а также заранее известной техникой, которая предполагается этим понятием и есть, в сущности, рецепт изготовления.

Таким образом, нож является предметом, который, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой – приносит определенную пользу. Невозможно представить себе человека, который бы изготовлял этот нож, не зная, зачем он нужен.

Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, то есть сумма приемов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить, предшествует его существованию. И это обусловливает наличие здесь, передо мной, данного ножа или данной книги. В этом случае мы имеем дело с техническим взглядом на мир, согласно которому изготовление предшествует существованию.

Когда мы представляем себе бога-творца, то этот бог по большей части уподобляется своего рода ремесленнику высшего порядка.

Какое бы учение мы ни взяли – будь то учение Декарта или Лейбница, – везде предполагается, что воля в большей или меньшей степени следует за разумом или, по крайней мере, ему сопутствует и что бог, когда творит, отлично себе представляет, что именно он творит. Таким образом, понятие «человек» в божественном разуме аналогично понятию «нож» в разуме ремесленника.

И бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме.

В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие бога, но не идею о том, что сущность предшествует существованию. Эту идею мы встречаем повсюду у Дидро, Вольтера[6] и даже у Канта. Человек обладает некой человеческой природой. Эта человеческая природа, являющаяся «человеческим» понятием, имеется у всех людей.

А это означает, что каждый отдельный человек – лишь частный случай общего понятия «человек». У Канта из этой всеобщности вытекает, что и житель лесов – естественный человек, и буржуа подводятся под одно определение, обладают одними и теми же основными качествами.

Следовательно, и здесь сущность человека предшествует его историческому существованию, которое мы находим в природе[7].

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=103095&p=3

Россия и русские как "экзистенциальное зло"

В Европе разворачивается дискуссия на тему «Является ли Россия экзистенциальной угрозой для Запада?».

В минувший вторник глава МИД Венгрии Петер Сийярто в интервью порталу Index.hu заявил: «На данный момент я не считаю реалистичным предположение о том, что Россия может атаковать какую-либо страну НАТО… Я не думаю, что Россия представляет для нас экзистенциальную угрозу».

И эти слова идут вразрез с жесткой общеевропейской установкой бояться Россию и ненавидеть её как главное мировое зло — вопреки всякой логике.

Западные интеллектуалы уверены, что именно европейцы изобрели не только огонь и колесо, но и экзистенциализм, а потому лучше, чем кто-либо, понимают его содержание.

Полагаю, что Карл Ясперс изобрел названный термин (от латинского «existentia» — существование), Сёрен Кьеркегор сформировал экзистенциальную парадигму в философии, а вот саму проблему человеческого бытия во всей её многогранности и противоречивости первым поднял на непревзойденную экзистенциальную высоту русский писатель Федор Достоевский.

Но не будем спорить о первенстве. В конечном счете как отдельное и особое направление в философии экзистенциализм действительно оформился в Европе — сначала в Германии, а затем во Франции.

Вопрос, однако, в том, что дала европейскому обществу «философия существования» помимо склонности к тотальным и часто беспредметным фрустрациям? Высокие гуманистические идеалы? Нравственный катарсис? Вряд ли.

С моей точки зрения, экзистенциализм, будучи реакцией на рационализм немецкой классической философии и неубедительность христианской теологии, предвосхитил нигилизм (Ницше, Хайдеггер), а затем модерн и фашизм, став своего рода основанием для персонализма и гуманистического декаданса.

И именно из него – больше, чем из какой-либо иной западной философии, растут корни того, что мы наблюдаем сегодня в Европе в виде «европейских ценностей».

Экзистенциальная философия, при всем множестве подходов ее приверженцев к осмыслению проблемы бытия человека сводится в конечном счете к трем базовым постулатам.

Во-первых, к постулату необходимости преодоления рациональных приоритетов в жизни индивида посредством выхода в пространство метафизики и сюрреализма, во-вторых, к тезису об императиве духовно-психического бытия человека, в котором  доминирует состояние страдания, и, в-третьих, к идее свободы воли, согласно которой жизнь не имеет смысла, весь смысл — в борьбе.

Собственно говоря, рассуждениями о сущности свободы воли, её формах и пределах в западно-европейском экзистенциализме всё, как правило, начинается и заканчивается.

Ни один из представителей (насколько мне известно) этого направления в философии не дал миру концепта позитивного социального идеала. Ни один из них не возжелал начать поиск образа планетарного будущего за пределами индивидуального и буржуазного самосознания.

И ни один, даже мой любимый Сартр, не приблизился к тому беспощадному анализу феномена бесовства и вообще — греха, какой проделал Достоевский.

(Жесткая постановка вопроса —  «либо ты с Богом в душе, либо ты — не человек» — вообще не свойственна  европейским интеллектуалам).

Представители европейского экзистенциализма, уйдя в тотальное отчуждение и инфантильные грезы асоциальных одиночек, сосредоточившись на иррационально-эмоциональных (чувственных) аспектах бытия, по факту отдали западный мир на откуп своим как бы антиподам — политикам, чиновникам и торговцам, не склонным к рефлексии.

И подобная интеллектуально-нравственная немощь наблюдается в мире, где одни люди (в основном люди Запада, в том числе — приверженцы экзистенциальной философии) вольно или невольно ЕЖЕДНЕВНО и без всякого сострадания убивают тысячи других людей, упрекая убиваемых и унижаемых ими индивидов в недостатке «чувственности» и «чувствительности».

Генералы НАТО как новые экзистенциалисты

Собственно говоря, а кто сегодня заговорил о России, как об «экзистенциальном зле»? Кто судьи?

В июне 2016 года бывший главнокомандующий НАТО в Европе генерал Филип Бридлав опубликовал в журнале Foreign Affairs некое эссе, в котором утверждает, что «Россия представляет собой непреходящую экзистенциальную угрозу для Соединенных Штатов, их союзников и международного порядка».

Лично я уверен, что Бридлав не только не писал этого эссе (где эссе и где Бридлав?), но, в принципе, вряд ли понимает само значение вновь модного сегодня на Западе слова «экзистенциализм».

Похоже, что термин этот вытащен из сундука западноевропейской философии исключительно для того, чтобы использовать его в разного рода изощренно-абстрактных претензиях к России.

«Мы, цивилизованная и утонченная Европа, обвиняем варварскую и бесчувственную Россию в недостатке экзистенциальных свобод» — вот как звучит эта претензия на языке европейских квазиинтеллектуалов.

А вот еще один «философ», глава МИД Польши Витольд Ващиковский, и вовсе открыл нам новое значение понятия «экзистенциализм».

Выступая на конференции по безопасности в Братиславе в апреле с.г., этот «новый экзистенциалист» щегольнул следующим утверждением: «Угрозы бывают экзистенциальные и неэкзистенциальные. Деятельность русских — угроза, само собой, экзистенциальная, поскольку они могут уничтожать целые страны. Неэкзистенциальные угрозы — это террористы или, к примеру, массовый наплыв мигрантов».

Между тем, в связи с сочинением Бридлава и вообще — с теми лицемерными речами о «российской угрозе» (чем изобиловал, в частности, недавний саммит НАТО в Варшаве) возникает закономерный вопрос: а почему вдруг об экзистенциальной угрозе заговорили в основном натовские генералы и отдельные, не самые умные западные чиновники, а не, скажем, представители интеллектуального цеха?

Ответ кроется в характерных чертах западной политики — называть черное белым и наоборот.

Хотя «беспокойство», выражаемое натовскими генералами (то есть реальными и потенциальными убийцами сотен тысяч людей в Ираке, Ливии, Сирии, на Украине и проч.

) в связи с ростом «экзистенциальной угрозы» со стороны России, это уже не просто лицемерие и абсурд. Это изощренное издевательство над философией, здравым смыслом и человечеством как таковым.

Сторона, опробовавшая на людях ядерное оружие и понастроившая концлагерей, обвиняет в угрозе своему существованию тех, для кого и создавались эти лагеря.

Сторона, уничтожающая женщин и детей в Донбассе, упрекает защитников этих женщин и детей в том, что они — «экзистенциальная угроза» для Запада. Не считая, кстати, экзистенциальным злом созданную на Ближнем Востоке при поддержке Запада новую индустрию уничтожения людей самыми изуверскими способами.

Где она — подлинная экзистенция?

По большому счету, к подлинно экзистенциальным следует отнести проблемы, касающиеся трех основных аспектов существования человека — его физической жизни, духовного бытия и жизни в социуме, прежде всего в семье.

Именно эти стороны жизни индивида связаны с его самосознанием (что отличает человека от животных) и с такими базовыми инстинктами, как инстинкт самосохранения и размножения.

В современном западном, благополучном и все более развращенном обществе вопросы, связанные с физической и духовной сторонами бытия человека, утратили экзистенциальный смысл.

Инстинкт же размножения, за десятки тысяч лет существования человеческого общества принявший форму стремления индивидов к любви и семейному счастью, подменен здесь проблемой сексуальной свободы.

С кем спать — в этом, в сущности, и заключается основная экзистенция современного западного общества. Вот и вся «свобода воли» нынешних европейцев, мутировавших в моральных пигмеев.

Важнейшие проблемы, осознаваемые западными интеллектуалами как экзистенциальные, это  выбор полового партнера и как бы понимающее отношение к «другому», на чем, собственно, и зиждется вся западная «толерантность», предполагающая определенный код поведения, но не подразумевающая реального сострадания.

Россия, в которой, как уверен западный обыватель, нет свободы выбора полового партнера, суть пространство экзистенциального ужаса.

Объяснить же, что этот «ужас» не сравним, например, с ужасом, испытываемым ребенком, которому отрезают голову в Сирии, или же беременной женщины, которую сжигают заживо в Одессе, невозможно — сие находится за пределами квазиморали разного рода ващиковских.

Современный еврочеловек не считает экзистенциальной проблемой чужие страдания. На них он готов ответить разве что карикатурой от Шарли Эбдо и закреплением за собой эксклюзивного права на убийство. Его заботят лишь свои собственные потребности.

Между тем, за пределами сытого Запада миллиарды людей по-прежнему озабочены физическим выживанием и защитой своих близких. А посему главным экзистенциальным вопросом остается вопрос о жизни и смерти человека, и значит — о праве каждого на достойную жизнь.

Россия ставит этот вопрос ребром — и потому объявлена Западом «экзистенциальной угрозой».

Источник: https://ria.ru/20160805/1473684679.html

Ссылка на основную публикацию