Принципы социальной педагогики — студенческий портал

Подборка по базе: Экзаменационные вопросы (ЛФ) (осень 2019).doc, Учебное пособие для студентов высших технических учебных заведен, зачетнеы вопросы 30-35.rtf, Адаптация студентов первого курса.doc, 1 Тесты или вопросы.doc, ВК экзамен Обший Вопросы-Ответы.

pdf, Тестовые вопросы по специальности.docx, БД Тестовые вопросы по ХД.docx, Процессы и аппараты в технологии строительных материалов и издел, Экзамен. Вопросы.doc.

Вопросы к ГАК для студентов ОЗО, обучающихся по специальности

«Социальная педагогика»

1. Социальная педагогика – общественная наука и сфера практической деятельности. Факторы возникновения и развития социальной педагогики как отрасли научного знания. Понятие «социальной педагогики» как науки. Объект и предмет изучения социальной педагогики. Функции и прикладные задачи социальной педагогики. Междисциплинарные связи социальной педагогики. Разделы социальной педагогики.2. Принципы социальной педагогики.

Принципы природосообразности, культуросообразности, гуманизма. Принцип коллективности социального воспитания, принцип центрации социального воспитания на развитии личности, принцип диалогичности социального воспитания.

Принцип незавершимости воспитания, принцип дополнительности в социальной педагогике, принцип ориентации на позитив в характере и поведении ребенка, принцип социального закаливания, принцип социальной адекватности воспитания, принцип индивидуализации воспитания.

3. Развитие ребенка в социуме.Биологические и социальные факторы развития человека. Социальный статус и социальная роль. Социальные отклонения в развитии и поведении человека.4. Социальное обучение. Социальное образование. Социальное воспитание. Цель, задачи и ценности социального воспитания. Направления социального воспитания. Принципы организации процесса социального воспитания. Методы социального воспитания.5. Социально-педагогическая деятельность.Специфика социально-педагогической деятельности. Направления социально-педагогической деятельности. Структура профессиональной социально-педагогической деятельности. Нормативно- правовые основы социально-педагогической деятельности.6. Процесс социализации ребенка как социально-педагогическое явление.Понятие о социализации. Этапы, агенты (первичные и вторичные), средства, механизмы (социально-психологические и социально- педагогические) и составляющие процесса социализации. Компоненты социализации. Особенности социализации на разных возрастных этапах. 7. Человек в процессе социализации.Человек как объект и субъект социализации. Задачи, решаемые человеком на разных этапах социализации. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Виды и типы жертв неблагоприятных условий социализации. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Социально-педагогическая виктимология.8. Основные институты социализации ребенка.Семья – основной институт социализации личности ребенка. Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности. Задачи и направления социально-педагогической деятельности с семьей. Содержание социально- педагогической деятельности с различными типами семьи. Методы и формы социально-педагогической деятельности с семьей.9. Основные институты социализации ребенка.Образовательные учреждения как институты социализации ребенка. Основные направления деятельности образовательных учреждений. Функции образовательных учреждений. Типы социально-ориентированных школ. 10. Факторы социализации. Мегафакторы социализации.Космос и его влияние на социализации населения. Планета, мир и их влияние на социализацию людей. Опосредованное влияние мегафакторов на социализацию.11. Макрофакторы социализации.Страна как природно-географический фактор социализации, определяющий рамки социализации населения и отдельных половозрастных и социальных групп.Понятие об обществе, характеристика его половозрастной и социальной структуры.Понятие о государстве как макрофакторе социализации.Понятие об этносе как макрофакторе социализации. Взаимодействие макрофакторов между собой.12. Мезофакторы социализации.

Регион как мезофактор социализации. Характер влияния природно-географических, экономических, социокультурных особенностей региона на социализацию.

Понятие о средствах массовой коммуникации (СМК). Социализирующие функции СМК. Понятие о субкультуре, ее виды и признаки. Тип поселения и его социализирующее влияние. Роль города и села в процессе социализации детей.Муниципальная система социального воспитания.13.Микрофакторы социализации.Семья и семейное воспитание.

Роль родителей как первичных агентов социализации в процессе личностного становления и социального воспитания ребенка. Механизмы социализации ребенка в семье.Группа сверстников как микрофактор социализации, ее функции.Соседство, соседские связи как микрофактор социализации.Религиозные организации и их социализирующие функции.

Воспитательные организации как микрофактор социализации детей, их типы и задачи.Микросоциум, его характеристики и социализирующие функции.14. Организация социального опыта. Жизнедеятельность воспитательной организации.

Понятие социального опыта. Быт воспитательной организации, его характеристики.

Жизнедеятельность воспитательной организации, стили руководства жизнедеятельностью воспитательных организаций.

Оказание индивидуальной помощи человеку в воспитательных организациях. Возрастной и индивидуальный подходы в социальном воспитании.

Литература:

  1. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 2006
  2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2006
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2006
  4. Социальная педагогика /Под ред. В.А.Никитина. – М., 2002
  5. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.К. Социальная педагогика. – М., 2008
  6. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001

Источник: https://topuch.ru/voprosi-k-gak-dlya-studentov-ozo-obuchayushihsya-po-specialeno/index.html

Принципы социальной педагогики — Основы социологии

  1. Принцип ценностной ориентации социального воспитания означает, что в основе такой деятельности педагога лежит присвоение человеком ценностей, характерных для данного общества.

    Реализация принципа ценностной ориентации в социальном воспитании способствует становлению социально ценных взглядов, отношений, убеждений, поведения человека, обеспечивает формирование у него потребности в творческой деятельности на благо других людей, таких качеств, как патриотизм, милосердие, коллективизм. В современном социальном воспитании реализуется ориентация на такие ценности, как человек, общество, труд, знания, культура, семья.

Ценности, культивируемые социальным воспитанием, условно можно представить в виде трех больших блоков:

  • общечеловеческие ценности — ценности, присущие всем без исключения обществам на любом этапе их развития, являющиеся основой человеческого бытия (например, триада «истина, добро, красота»);
  • ценности культуры данного общества, ставшие присущими ей в ходе истории, а также формируемые многими поколениями мыслителей—носителей и строителей данной культуры (например, христианские ценности);
  • ценности, имеющие конкретно-исторический характер и определяющиеся идеологией конкретного общества, т.е. господствующей системой идей и взглядов — политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы больших социальных групп и которые в большей или меньшей степени определяют все аспекты жизни общества и его членов (например, свобода, равенство, профессионализм).

Базовыми ценностями социального воспитания в аспекте его гуманитаризации принято считать следующие:

  • достоинство человека;
  • право любого члена общества иметь собственные мнения и убеждения, свободно их выражать и воплощать в жизнь в той степени, в какой это не ущемляет прав других людей;
  • убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом праве каждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамках общественных норм и ценностей.
  1. Принцип природосообразности базируется на представлении о человеке как существе одновременно общественном и природном.

Принцип предполагает социальному воспитанию:

  • основа на научном понимании взаимосвязи естественного и социального;
  • согласованность с общими законами развития человека;
  • формирование ответственности за саморазвитие психофизическое и социальное;
  • помощь в становлении гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой;
  • изучение природных задатков в человеке и способствование их развития;
  • формирование чувства «гражданина мира» и ответственность за мир в целом.
  1. Принцип культуросообразности направлен на осуществление социального воспитания в контексте культуры и предполагает учет социокультурных особенностей, культурно-нравственных норм конкретного общества. Актуален в связи с двумя противоположными тенденциями — тенденцией к росту национального самосознания и тенденцией к интеграции, объединению разных стран и регионов. Социальное воспитание должно учитывать как нормы национальных и региональных культур, так и общечеловеческих культурных ценностей, а также формировать гуманитарную позицию в отношении различных культур, наций и тд.
  1. Принцип центрации социального воспитания на развитии человека предполагает планомерное создание условий для целенаправленного развития личностных, индивидуальных и субъектных свойств человека. Он основан на признании индивидуальности каждого ребенка, приоритета его физического, духовного, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердии и поддержке в кризисной ситуации.

Принцип предполагает социальному воспитанию:

  • организация стратегии и тактики воспитания как помощи в становлении, обогащении и совершенствовании духовного мира человека;
  • создание условий для максимально полного проявления его индивидуальности, для становления его субъектом собственной жизни и социальной практики;
  • основываться на гуманитарном понимании жизни и деятельности человека в обществе: поиск смысла жизни в творческой активности в труде и разного рода социальных контактах;
  • человек признается безусловной ценностью и целью социального воспитания.
  1. Принцип дополнительности (комплементарности) — отражает связь воспитания с другими условиями развития человека. Его применение предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов, трактовку воспитания как одного из условий развития наряду с природными, социальными, культурными условиями.

Принцип дополнительности позволяет описать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально-контролируемого процессов развития человека, а также его самоизменения. Он предполагает понимание самого воспитания как системы взаимодополняющих процессов семейного, общественного и религиозного (конфессионального) воспитания.

  1. Принцип социальной ответственности общества за самореализацию человека (в т.ч. и ребенка) в творчестве, приобретение знаний, необходимых для жизни и самореализации в обществе, удовлетворение в общении.

Принцип предполагает социальному воспитанию:

  • создание благоприятных условий для развития одаренных детей, детей физически слабых, умственно отсталых, с отклонениями в поведении, детей-сирот, детей-инвалидов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве;
  • ответственность педагога за результат своей деятельности: от простого «Не навреди» до определения уровня квалификации педагога и мерой развития его творческих способностей;
  • для формирования гуманитарной позиции, стимулирование к активной общественной деятельности
  • связь воспитания с жизнью;
  • обеспечение единства сознания и поведения воспитанников;
  • воспитание в труде;
  • воспитание в коллективе и через коллектив;
  • сочетание педагогического руководства и самодеятельности воспитанников;
  • сочетание уважения к воспитаннику с разумной требовательностью к нему;
  • опору на положительное в человеке;
  • единство требований, преемственность воспитательных влияний.

Принципы социальной работы:

  • Принятие человека таким, каков он есть.
  • Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий
  • Конфиденциальность сотрудничества социального работника и социального педагога с клиентом.
  • Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действиях.
  • Ответственность социального работника и социального педагога за результаты своей деятельности.
  • Порядочность социального работника и социального педагога во взаимодействии с клиентом

Источник: http://soc.2nogi3000.ru/?p=1393

Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно ка­сается изучения комплексных проблем человека в сре­де. Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой.

Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфичес­кой социальной деятельности.

В России институт социальной работы также был введен в начале 90-х годов почти одновременно с социальной педагоги­кой.

Их введение явилось ответом на реальную действитель­ность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать помощь социально незащищенным слоям населения.

И с тех пор обе эти сферы практической деятельности активно развиваются, развиваются и соответствующие области научного знания, ведется профессиональная подготовка специалистов для обеих профессиональных сфер.

История развития социальной педагогики и социальной ра­боты очень близки. Прежде всего их объединяют культурно-исторические традиции отношения к людям, требующим осо­бой заботы и внимания. Не случайно «милосердие», «благотво­рительность», «помощь» и другие понятия широко использую­тся и в социальной педагогике, и в социальной работе.

Однако они имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика — в системе об­разования и учреждениях комитетов по делам молодежи.

Постепенно сферы деятельности социальных педагогов и соци­альных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга.

В различных государственных и негосудар­ственных учреждениях, например, в некоторых детских домах и школах, сегодня одновременно работают и социальные работ­ники, и социальные педагоги; однако каждый из них имеет свой круг обязанностей и решает свои функциональные задачи.

Их отличия обусловлены тем, что они выделились как при­кладные области знания из разных наук: социальная педагоги­ка — из педагогики, а социальная работа — из социологии.

В практической деятельности различие проявляется в том, что социальные педагоги в своей работе опираются на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют социологические теории и технологии и со­циологические методы исследования.

В то же время области практической деятельности социаль­ной педагогики и социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и по методам работы, что они не могут не пересекаться.

В поле зрения социальной работы попадает человек, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полно­ценной жизнью. Те или иные проблемы возникают фактически у каждого че­ловека в течение всей его жизни.

Они могут носить психологи­ческий, медицинский, правовой, материальный и иной харак­тер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от чело­века факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физичес­ком или психическом развитии и пр.).

Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы само­стоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи.

Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.

В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — пре­вращения индивида в социального субъекта, т. е.

ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Сопоставление этих объектов наглядно показывает и то, что сближает эти две науки и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения и то, что человека, которому оказывается по­мощь, в социальной работе, как правило, называют клиен­том, в социальной же педагогике обычно употребляется сло­во ребенок.

Источник: https://magref.ru/vzaimosvyaz-sotsialnoy-pedagogiki-i-sotsialnoy-rabotyi/

Понятие социально-педагогической поддержки

Понятие «поддержка» введено в педагогику относительно недавно О. С. Газманом и получило развитие в работах А.Т.Анохина, А.Г.Асмолова, А.Ф.Березина, Н.А.Галагузовой, И.Ф.Дементьевой, И. В.Дубровиной, И. Б.

Котовой, А.Г.Лидерс, Л.Я.Олиференко, Л.А.Петровской, Е.Н.Шиянова, Т.И.Шульги и др., которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки субъектам образовательного процесса.

Слово «поддержка» подразумевает помощь, содействие, стремление поддержать, т.е. «не дать упасть», «оказать помощь», «выступить в защиту», «не дать нарушиться чему-либо».

В свою очередь, помощь — это содействие кому-нибудь, участие в чем-нибудь, приносящее облегчение кому-нибудь.

Таким образом, помощь можно рассмотреть как систему мер, реализация которых имеет целью принести кому-либо облегчение в чем-то, а поддержка, следовательно, есть собственно реализация этой системы мер, этой помощи, т.е. деятельность по оказанию помощи [8].

На сегодняшний день выделяют различные виды поддержки: социальную, психологическую, педагогическую, социально-педагогическую.

Социально-педагогическая поддержка представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи студентам-сиротам в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности. В структуре социально-педагогической поддержки можно выделить социальную, психологическую и педагогическую составляющие.

Первая составляющая связана с соблюдением социальных гарантий студентов-сирот, предусмотренных законодательными актами РФ. Вторая включает в себя психодиагностику, психопрофилактику и психокоррекцию студентов-сирот. Третья содержит педагогические условия для самореализации в ходе профессионализации и педагогическую коррекцию данного процесса.

Социально-педагогическая поддержка — комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказание помощи в жизненном самоопределении [1].

  • Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.
  • Анализируя труды ученых, установлено, что, как правило, последствия сиротства сказываются на дальнейшем развитии ребенка, превращаясь в отклонения вторичного характера [41].
  • Важнейшей составляющей проблемы сиротства является задача обеспечения успешной социализации указанной категории детей [41].
  • В процессе изучения теоретических источников, посвященных современному состоянию системы помощи детям, оставшимся без попечения родителей, выделены следующие проблемы в деятельности данных учреждений:
  • 1. неблагоприятная адаптация воспитанников, вызванная комплексом причин социального (изменения социального статуса ребенка), медицинского (отягощенная наследственность, невротизация), психологического (социально-педагогическая запущенность) характера;
  • 2. организационно-воспитательная перегруженность, неоправданное стремление педагогов и воспитателей заполнить день ребенка как можно большим количеством мероприятий, при этом система воспитания применительно к современной российской действительности асоциальна, ребенок не готовится к жизни в реальном социуме;
  • 3. слабая координация ведомств и служб государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4. недостатки в медицинском, социально-правовом обслуживании детей-сирот.

Указанные проблемы снижают эффективность процесса социализации данной категории детей. Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детских домов, сформированности социальных ценностей [22].

Таким образом, важнейшей организационной формой социально-педагогической поддержки детей-сирот является модель социально- педагогического сопровождения.

Можно выделить следующие направления деятельности по социально-педагогической поддержке детей-сирот:

1. Диагностическое направление.

Диагностика выступает неотъемлемой составляющей процесса поддержки, от ее качества зависит успешность деятельности всех специалистов службы социально-педагогической поддержки.

2. Профилактическое направление.

Цель деятельности — предупреждение возможного неблагополучия в психическом развитии воспитанников и эмоциональных срывов, устранение психофизических перегрузок и т.д.

3. Психолого-педагогическое просвещение.

Организации более высокого уровня деятельности педагогов способствует эффективная система педагогических советов и методических объединений.

4. Консультирование.

Это направление предполагает консультирование детей по результатам диагностики и исследований.

5. Коррекционно-развивающее направление.

Особое внимание уделяется обогащению и расширению конкретного чувственного опыта, знаний, формированию коммуникативных умений, формирование психологических умений, навыков взаимодействия и общения в коллективе сверстников.

6. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работы построено с учетом данных социально-педагогической диагностики детей и включает в себя индивидуальную и групповую формы работы.

7. Социально-развивающее направление.

  1. Работа осуществляется в следующих направлениях: семейное воспитание, нормативно-правовое просвещение, повышение профессиональной ориентации, определение социальной роли и статуса, культурно-нравственное развитие [41].
  2. Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:
  3. 1. социально-педагогическая поддержка представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи студентам-сиротам в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности;
  4. 2. важнейшей организационной формой социально-педагогической поддержки детей-сирот является модель социально- педагогического сопровождения;

3. итогом социально-педагогической поддержки детей-сирот выступает высокий уровень готовности воспитанников к самостоятельной жизни в социуме, снижение конфликтности среды жизнедеятельности воспитанников, повышение общего уровня успешности детей в образовательном процессе, в профессиональной ориентации и трудовой самореализации.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ

Адаптация детей-сирот в вузе – это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды на стадии самостоятельного жизнеустройства.

Процесс адаптации в этот период времени направлен на формирование позитивной жизненной установки сироты в социуме, связан с жилищно-бытовым обустройством и сопровождается активным освоением новой общественной среды, налаживанием социальных связей, усвоением новых социальных ролей, реализацией коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональным становлением [2, 42].

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно.

Эффективность адаптации данной категории студентов зависит от ряда условий. Внешние условия предполагают наличие в социальной среде необходимых адаптационных ресурсов, позволяющих сироте включиться в общественную жизнь в качестве полноправного участника. К ним следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.

), положительное ценностное отношение окружающих, наличие социальной сети, способствующей развитию и совершенствованию социальных навыков.

Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп).

К личностным условиям также относятся: адекватная самооценка и уровень притязаний, самостоятельность, социальная активность, готовность к освоению прав и обязанностей и принятию ответственности за себя, своих близких, стабильное позитивное эмоциональное состояние. Важную роль в этом процессе играет профессиональное самоопределение и профессиональное становление [23].

  • Многие студенты из числа детей-сирот испытывают трудности, связанные с получением высшего образования и профессиональным самоопределением.
  • Поэтому основной целью социально-педагогической поддержки является содействие в формировании самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных сфер человека, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, сферы саморегуляции) [25, 34].
  • Как правило, в каждом вузе создан определённый пакет льгот для данной категории студенчества:
  • – студенты из числа детей-сирот зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в вуз без взимания платы за обучение;
  • – студенты из числа детей-сирот зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими вуза;
  • – им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном вузе;
  • – им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии;
  • – при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период государственное обеспечение, им выплачивается стипендия.

Все эти льготы есть и в Поморском Государственном университете им. М.В Ломоносова, на базе которого проводилось наше исследование. Кроме того, по мимо социальной поддержки, в университете создана психологическая служба.

  1. Основной целью деятельности Службы является организация и обеспечение психологической помощи и поддержки профессионального и личностного развития участников образовательного процесса ПГУ.
  2. Основные задачи Службы: оптимизация процесса адаптации первокурсников; содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата для развития студента в вузе, эффективного педагогического общения; активное содействие формированию профессионального самосознания, личностного и интеллектуального потенциала студентов.
  3. Каждый студент Поморского университета имеет возможность получать бесплатную психологическую помощь по любому вопросу в форме консультаций, групповых тренингов и тестирования.
  4. Психологическая служба оказывает большое положительное влияние на психологический климат университета, работа службы может оказать действенную помощь на этапе адаптации студентам из числа детей-сирот.
  5. Работа психологической службы позволяет корректировать уровень индивидуально-типологических качеств личности, в частности детей-сирот, и делает их более успешными в профессиональном становлении.
  6. Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. адаптация детей-сирот к самостоятельной жизнедеятельности не всегда протекает успешно. Эффективность адаптации данной категории студентов зависит от ряда условий. К ним относятся внешние и внутренние условия.

Внутренние (личностные) условия – это, прежде всего, желание и готовность сироты включиться в социум, наличие личностных ресурсов (способностей, навыков, внутренней потребности в согласовании своих действий с действиями других людей и социальных групп).

К внешним условиям следует отнести государственные гарантии и дополнительные льготы (социальные, медицинские, образовательные и т. д.), а также наличие различных служб, которые оказывают социальную, материальную и психологическую помощь;

2.как правило, в каждом вузе создан определённый пакет льгот для данной категории студенчества.

3.

социальная служба университета оказывает следующие виды помощи:студенты из числа детей-сирот зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в вуз без взимания платы за обучение; студенты из числа детей-сирот зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими вуза;им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном вузе;им выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии;при предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период государственное обеспечение, им выплачивается стипендия;

4.

к основным задачам психологической службы университета относятся: оптимизация процесса адаптации первокурсников; содействие педагогическому коллективу в создании благоприятного психологического климата для развития студентов в вузе, эффективного педагогического общения; активное содействие формированию профессионального самосознания, личностного и интеллектуального потенциала студентов всех категорий.

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ



Источник: https://infopedia.su/7xbff8.html

Принципы социальной педагогики

Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. В педагогике принцип трактуется как «основное исходное положение педагогической теории, концепции, определяющее содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы»[1].

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Каждый принцип конкретизируется через комплекс правил.

Правила — это определенные условия для реализации того или иного принципа.

Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

Социальная педагогика, как было сказано выше, выделилась из педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки.

Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности с определенной мерой опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности: определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов. Принципы в педагогике дают общее направление воспитания и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.

Однако вопрос о принципах педагогики для каждого периода развития этой науки является дискуссионным. Не является исключением и современный период. Разные ученые выдвигают те или иные принципы или по-новому толкуют уже известные.

Еще большие сложности возникают в этом плане у социальной педагогики, ибо, несмотря на ее зрелый мировой возраст (более ста лет), в России эта наука стала активно развиваться в 90-х гг. прошлого столетия.

«Принципы социальной педагогики отражают основные требования к содержанию организации и процессуальной стороне социально-педагогической деятельности.

Они определяют взаимосвязь теории и практики, помогают творчески решать проблемы, достигать прогнозируемого результата»[2].

Определение социального воспитания и социально-педагогической деятельности, что было представлено выше, позволяет выделить ряд общечеловеческих принципов, которые проверены многовековой практикой отечественной и зарубежной педагогической мысли и которые могут рассматриваться как основание для формирования социального опыта человека и его социализации.

Мы рассмотрим три таких принципа — природосообразность, куль- туросообразностъ и гуманизм. Каждый из этих принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специфику и по-особому отражается в социально-педагогической деятельности.

Источник: https://studref.com/616725/sotsiologiya/printsipy_sotsialnoy_pedagogiki

Социальная педагогика как наука. Принципы социальной педагогики

Социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах, то есть социальная педагогика выступает и как наука, и как область практической деятельности, нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных воспитывающих отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные, в том числе кризисные, ситуации социальной действительности.

Социальная педагогика — это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека.

Результатом этого процесса является приобретение индивидом ориентации и поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий) по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, обеспечение соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования.

Социальная педагогика изучает педагогические последствия влияния социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, а с другой стороны, разрабатывает и воплощает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления выявленных целей и задач социализации с учетом интересов индивида и его потребности в социальном самоопределении, самоутверждении и самоосуществлении. Она призвана также оказывать помощь отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в коррекции и реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли.

Принципы социальной педагогики — это базисные принципы осмысления процесса становления и развития личности, а также организации их практической реализации. Всего указывают пять основных принципов — гуманизм, социальность развития, системность, поляризация и практика.

С принципом гуманизма в исследовательской и практической деятельности в социальной педагогике связано утверждение трех идей:

  • — признание человека высшей социальной ценностью;
  • — признание человека целью общественного развития;
  • — признание человека высшим критерием оценки всех сфер общественной жизни вообще и любых социально-педагогических проектов и технологий.

Принцип социальности имеет принципиальное значение в трех аспектах:

  • — интегральной социальной природе (сущности) человека;
  • — социальной детерминации самого многоаспектного процесса становления и развития личности;
  • — социальности бытия функционирующей личности.

Содержание принципа системности раскрывается в следующих положениях:

  • — ориентация на междисциплинарный подход в исследовании и обеспечении процесса становления и развития личности;
  • — содержательное рассмотрение логики субординации и координации всех структурных компонентов социализации и личностного уровня бытия;
  • — разработка социально-педагогических технологий на основе системного подхода.

Принцип поляризации предполагает рассмотрение в диалектическом единстве самого процесса социализации — его форм, способов, аспектов (развития — саморазвития, воспитания — самовоспитания, субъкт-объектных отношений и т.п.) и осмысление природы личности и личностного уровня бытия как единства противоположностей.

Принцип практики обусловлен прагматической ориентацией, в конечном итоге, самой социальной педагогикой. Указанная прагматическая ориентация состоит в том, что и сама личность и процесс ее социализации, функционирования и характер самореализации обретают значимость с точки зрения тех практических сфер общественной жизни, которые собственно и образуют социум.

Рассмотренные методологические принципы призваны обеспечивать решение всех задач, стоящих перед социальной педагогикой. Все они могут быть сгруппированы в следующие три предельно общие задачи:

  • — осуществить междисциплинарный синтез знаний о человеке как педагогической цели;
  • — построить стиль социально-педагогического мышления и деятельности;
  • — построить системы, обеспечивающие организацию и реализацию целостного процесса социализации в его наиболее развитых формах или, по крайней мере, усовершенствовать существующие социальные и педагогические системы для более эффективной реализации этой функции.

Источник: https://studwood.ru/1881434/pedagogika/sotsialnaya_pedagogika_nauka_printsipy_sotsialnoy_pedagogiki

Психология и социальная педагогика

  • Направление: психолого-педагогическое образование.
  • Профиль: психология и социальная педагогика.
  • Факультет: психологии и педагогики.
  • Выпускающая кафедра: социальной педагогики и социальной работы.
  • Заведующий кафедрой: д.п.н., профессор С.А. Маврин.
  • Присваиваемая степень выпускника: бакалавр.
  • Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная.
  • Срок обучения: 4 года – очная форма.

Профессиональная  деятельность бакалавров осуществляется в следующих областях:

  • система здравоохранения и психологической помощи;
  • система образования и социально-педагогической помощи;
  • система социальной защиты;
  • пенитенциарная система;
  • система молодёжной политики.

Объектами профессиональной деятельности выступают:

  • отдельные лица, семьи, группы молодёжи и её общности, нуждающиеся в социально-педагогическом сопровождении;
  • коллективы учреждений социальной сферы;
  • молодёжные общественные организации (фонды, ассоциации, объединения); специалисты и подразделения организаций здравоохранения, образования; социально ориентированный бизнес.

Виды профессиональной деятельности:

  • социально-технологическая;
  • организационно-управленческая;
  • научно-исследовательская; 
  • социально-проектная;
  • консультативная;
  • организационно-досуговая.

Профессиональные задачи:

  • разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и  общества, обеспечения его социального здоровья;
  • обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания несовершеннолетних и социальной поддержки детей, их благополучия,  а также их физического, психического и социального здоровья.
  • Профессиональную подготовку осуществляет квалифицированный профессорско-преподавательский состав, включающий в себя докторов и кандидатов педагогических наук, а также опытных практиков.
  • Основная образовательная программа подготовки нацелена на приобретение обучающимися общих и специальных знаний, умений и навыков, позволяющих успешно решать профессиональные задачи непосредственно на рабочем месте социального педагога.
  • Бакалавр направления «Психолого-педагогическое образование» может продолжить образование в магистратуре, а в последующем в аспирантуре, а также освоить различные профессиональные программы дополнительного образования в целях повышения эффективности своей деятельности.

Источник: https://omgpu.ru/psihologiya-i-socialnaya-pedagogika

Ссылка на основную публикацию