По разным оценкам российских исследователей, от 10 до 30% студентов высших учебных заведений нуждаются в психологической помощи, но специалисты есть далеко не при каждом вузе. К тому же конкретной статистики по этой проблеме в России нет. Как работают кабинеты психологической помощи при нескольких вузах и насколько они эффективны — в материале ТД.
Преподаватель Московского государственного педагогического университета читает лекцию по психологии Олег Ласточкин / РИА Новости
Зачем нужны кабинеты психологической помощи?
Создать в вузе реально функционирующую социально-психологическую службу могут, как правило, только крупные учебные заведения, рассказывает Валерия Манина, кандидат психологических наук, доцент Оренбургского государственного аграрного университета.
«В небольших вузах такие службы направлены в основном на работу со студентами с ограниченными возможностями здоровья и держатся на энтузиазме отдельных сотрудников», — говорит Манина.
По ее словам, в вузах, в отличие от школ, психологическая служба развита на недостаточно высоком уровне, хотя и существует «ряд российских исследований, которые доказывают эффективность психологической работы со студентами».
«Количество студентов, нуждающихся в поддержке специалиста, достаточно велико, и дело зачастую в элементарных психологических проблемах.
И несмотря на высокий адаптационный потенциал молодых людей, зачастую им не хватает опыта для решения проблем, с которыми они не могут обратиться к родителям или преподавателям», — подчеркивает Манина.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии НИУ ВШЭ Ирина Макарова рассказывает, что в США существуют разные исследования и способы оценки нуждаемости в психологической помощи населения, в частности студентов университетов и колледжей.
«В целом показатели примерно одинаковые и составляют 8—10% от общего числа.
То есть если в Москве живет 15 миллионов, то около 1,5 миллиона нуждаются в психологической помощи, если в НИУ ВШЭ учится 25 тысяч студентов, то 2,5 тысячи нуждаются и готовы обращаться.
Здесь тоже есть различия: нуждаться человек может, но он никогда не обратится к психологу, а скорее поговорит с друзьями или родными, и это лучший и самый продуктивный вариант из непрофессиональных способов поддержки», — рассказывает Макарова.
В каких вузах уже созданы такие кабинеты?
Самая первая психологическая служба при вузе появилась в 1977 году в Казанском (Приволжском) федеральном университете: там она действовала при кафедре педагогики и психологии. В целом же тенденция к открытию психологических служб при университетах в современной России появилась в середине 90-х.
На сегодняшний день кабинеты психологов открыты при следующих вузах: МГУ, МГИМО, МГСУ, НИУ ВШЭ, Ленинградский ГУ им. Пушкина, Казанский ФУ, Ярославский ГУ, Южный ФУ, МГТУ им. Баумана, Астраханский ГТУ, Белгородский ГУ, Волгоградский ГАУ, Кемеровский ГУ, Саратовский ГТУ, Томский ПУ, Ростовский ГУ им. Есенина.
Для того чтобы посмотреть, как работают кабинеты психологической помощи, «Такие дела» изучили два примера: столичный (НИУ ВШЭ) и региональный (Ярославский государственный университет им. Демидова).
Опыт московской ВШЭ
В НИУ ВШЭ Центр психологического консультирования был создан в 2003 году.
Туда могут бесплатно обратиться студенты университета по любому вопросу, семейного или учебного характера, а также сотрудники университета, но только если их вопрос касается взаимодействия со студентами или их состояния и самочувствия. В остальных случаях консультации платны, их могут взять сотрудники по личным вопросам, родители студентов, абитуриенты и выпускники НИУ ВШЭ.
Помимо непосредственно личного консультирования в Центре есть групповые консультации, арт-терапевтические занятия, тренинги социально-психологической направленности, киноклуб, где фильм можно обсудить с психологами. Со следующего учебного года планируется открытие круглосуточной горячей линии психологической помощи.
По словам Макаровой, за последний год количество обращений студентов увеличилось в два раза и возросло до 2 тысяч. Директор центра связывает это с тем, что помощь в вузе стала доступнее: увеличилось число консультирующих специалистов, а также мест для проведения консультаций.
«Также укрепляется доверие к психологам: многие студенты, когда заполняют заявку, пишут, что пришли по рекомендации друзей.
В-третьих, к сожалению, жизнь становится все сложнее и сложнее, и это напряжение накапливается и аккумулируется в разных областях нашей жизни.
Поскольку студенты — очень уязвимая группа, то мы видим их подверженность сильным эмоциональным переживаниям», — отмечает Макарова.
По словам директора центра, за последний год из-за повышения спроса на получение психологических консультаций появились очереди при ожидании первичного приема. «К сожалению, у нас довольно много студентов, 10—15% (а в сессионный период даже 25%), которые записываются на первичные консультации и не приходят», — говорит Макарова.
«Такие дела» поговорили с десятью разными студентами НИУ ВШЭ о работе центра и помощи, которую они там получили.
Половина из них ответила, что консультации помогли преодолеть внутренние переживания, другая половина — что ничего не изменилось.
Было много претензий к слишком длинным ожиданиям между приемами, также несколько студенток отметили, что почувствовали осуждение со стороны своего психолога.
«Когда я поняла, что мне нужна помощь со стороны, я обратилась в Центр психологической помощи по совету знакомой. Состояние у меня было не из самых радужных, но своего приема пришлось ждать около двух месяцев.
Когда пришла на прием, психолог внимательно меня выслушала, “угостила” одноразовыми носовыми платочками и, томно вздохнув, объявила, что я абсолютно в порядке», — рассказывает Анна, студентка 1-го курса магистратуры.
Студентке 2-го курса магистратуры Анастасии встречи с психологом, по ее словам, помогли. «Мне повезло с психологом, я ее не меняла с первой встречи. Я пошла к ней, когда у меня был пик проблем с тревожностью с сильновыраженными симптомами.
Лично я чувствую вклад наших встреч во многие сферы моей жизни.
И если в вопросе тревожности это не только психологические консультации, а комплексная работа нескольких специалистов, то в ситуации с отношениями с другими людьми и мировосприятием я чувствую сильную разницу до начала встреч с психологом и после», — говорит Анастасия.
Опыт ярославского госуниверситета
В Ярославском государственном университете им. Демидова в 2007 году была открыта кафедра консультационной психологии, а в 2014 году направление подготовки — психологическое консультирование (магистратура). Для практики студентов в вузе создали Центр корпоративного обучения и консультирования, а позже — региональную Ассоциацию психологов-консультантов.
«На каждой из этих площадок ведется активная работа со студентами: они участвуют в разборе сложных случаев на заседаниях ассоциации, проходят практику в центре», — говорит Надежда Клюева, завкафедрой консультационной психологии ЯрГУ и директор региональной Ассоциации психологов-консультантов.
При этом сами студенты программы не занимаются психологическим консультированием других обучающихся. Сотрудники кафедры консультационной психологии привлекали к этому коллег из ярославской региональной Ассоциации психологов-консультантов. Они проводят платные консультации для студентов ЯрГУ со значительной скидкой, что выходит дешевле, чем обратиться к стороннему специалисту.
Помимо этого кафедра консультационной психологии уделяет большое внимание просветительской работе в ЯрГУ. Уже больше 10 лет они устраивают лектории в научно-популярном формате.
«В среднем это одна-две встречи в месяц», — уточняет Клюева. Это, по словам интервьюера, также повлияло на то, что за последнее время значительно увеличилось количество обращающихся за помощью.
При этом за консультациями могут обратиться не только студенты, но и их родители.
Студентка ЯрГУ Анастасия рассказывает, что попасть на прием к психологу просто, очередей нет. «[Я] позвонила, рассказала, что меня тревожит, мне посоветовали определенного психолога, и я записалась буквально через неделю», — говорит девушка.
Проблема у Анастасии была следующая: пропало желание что-либо делать, появилось плохое настроение и самочувствие.
«Под конец консультаций, спустя семь-восемь занятий, я поняла, что все: силы восстановлены, появилась цель, я нашла в себе силы и ресурсы — и на душе стало легко», — рассказывает Анастасия.
Зарубежный опыт
В Европе и США психологические центры чаще всего выступают как отдельные от университетов структуры. При этом, в отличие от России, финансирование таких центров лежит на страховых компаниях и на студентах, которые оплачивают ежегодные взносы.
Как правило, помощь специальных служб для студентов в зарубежных вузах может быть двух видов: профессиональное менторство, благодаря которому можно определиться с будущей профессиональной карьерой, а также консультирование, во время которого решаются личные проблемы обучающихся. Кто-то привлекает к этой работе профессиональных психологов-консультантов, кто-то — студентов старших курсов направления психологии.
Про опыт работы с психологом в Калифорнийском университете в Сан-Диего рассказывает студентка Кристина Докучаева. По ее словам, перед тем как записаться на прием, с ней провели 15-минутное собеседование по телефону по поводу ее проблем.
«Психолог в обязательном порядке задал ряд базовых вопросов о наличии суицидальных мыслей, о физическом насилии, после чего мы договорились о личной встрече и за мной закрепили определенное время на каждую неделю до конца семестра.
Этот час в неделю действительно очень сильно помогал мне посмотреть на ситуацию с другой стороны, подумать о положительных моментах и найти решение существующих проблем», — резюмирует Докучаева.
Исследования:
- Дударев И. В. Создание службы психологической поддержки в вузе, 2012.
- Кулыгина М. А., Логинов И. А., Царенко Д. М. Медико-психологическое сопровождение в вузе: предпосылки и практическая реализация / Психологическая служба университета: реальность и перспективы, 2017.
- Макарова И. В. Психологическая служба вуза: реальность и мечты / Психологическая служба университета: реальность и перспективы, 2017.
- Kulygina, M., Loginov, I. Students mental health and multistage prevention programme: The Russian experience. Mental Health and Prevention, 2015.
Источник: https://takiedela.ru/news/2019/07/03/psikhologi-dlya-studentov/
сайты полезные для психологов
Библиотека научной и учебной литературы.
http://sbiblio.com/biblio/default.aspx
Удобная навигация сайта по разделам. В разделе видео: 115 роликов по психологии ( тренинги, семинары) с описанием. В разделе библиография: психологи идут в алфавитном порядке. Легко скачивать — 1 нажатие.
- Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи
- http://azps.ru/
- Библиотека по психологии
Статьи по психологии, тренинги, упражнения по разделам, возрастам, возможно он-лайн тестирование.
http://psychologylib.ru/about/index.shtml Библиотека по психологии включает книги, изданные в СССР и за рубежом, а также современные статьи по исследованиям психологии людей и животных.
Российская психология. Информационно-аналитический портал
http://www.rospsy.ru/node/2
Журнал «Вестник»
Возможность создать собственную страницу. Быть в курсе последних новостей. Общение на форумах. Книги, статьи, материалы, нормативные документы. Мероприятия, конкурсы, курсы повышения квалификации и многое другое.
Страна Психология
http://psyhelp.rodim.ru/site/index.html
Этот сайт — об интереснейшей из наук — ПСИХОЛОГИИ. Сайт создан для всех, кто задумывается о себе как личности, стремится к самопознанию, хочет развить свои сильные черты и победить слабые.
Психологос
http://www.psychologos.ru/
Психологос — энциклопедия практической психологии, которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь вы найдете внятные определения основных психологических понятий и видео иллюстрации к ним, современные взгляды специалистов и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем. Психологос — уважаемый и популярный психологический ресурс.
Психологическая лаборатория
http://vch.narod.ru/file.htm
Сайт создан в помощь студентам психологических, педагогических специальностей. Материал сайта ориентирован на тех, кто профессионально занимается психологией. Он так же будет полезен практикующим психологам, преподавателям психологии и другим специалистам связанных с психологией. На сайте можно найти описания психологических тестов, бланки.
Мир психологии
На сайте можно пользоваться психологическим словарем. Тренинги, книги, статьи и методики.
Психология online
Основные рубрики сайта:
Психодиагностика психолога в школе
http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist
Огромное количество материалов для диагностики различных сфер. Практическая информация для нового качества жизни.
«Пси-фактор»
Информационный ресурсный центр по научной и практической психологии. Он был создан в 2001 году и сегодня является одним из самых популярных и посещаемых психологических сайтов Рунета.
Психологические упражнения для тренингов
На сайте размещены упражнения и игры разной направленности. Для психолога-практика, тренеров, педагогов, да и родителей – это просто находка!
Познай себя и окружающих
Различные психологические тесты.
Psy-files
http://www.psy-files.ru/
Методики, тренинговые упражнения, советы психолога, документация и многое другое.
Журнал о современной психологии
http://www.psyportal.info/ Журнал о современной психологии. Тесты, тренинги, статьи и семинары в электронном формате.
Источник: http://psyagr.blogspot.com/2013/06/blog-post.html
Психологические исследования
Дорогие студенты и абитуриенты!
Вы можете принять участие в настоящих психологических исследованиях. Для этого вам необходимо выбрать исследование и записаться в группу участников.
Студентам первого курса в год необходимо набрать минимум 8 часов участия в исследованиях для получения зачета по научно-исследовательской работе.
Исследования 2014 года
Эффекты отказа от использования социальных сетейВ рамках исследования участникам необходимо будет отказаться от использования социальных сетей на 4 недели. Каждую неделю испытуемые будут заполнять батарею методик, направленных на изучение их текущего состояния.
Испытуемым будет необходимо вести дневник самонаблюдения. Результаты исследования позволят сделать выводы о том, как именно отказ от использования социальных сетей влияет на эмоциональное состояние человека, его представления об окружающих и поведение.
Количество часов за участие в исследовании: 6 часов
Время проведения исследования: октябрь-декабрь 2014 годаКрайний срок записи на исследование: 25 сентября 2014Тип исследования: экспериментальноеМесто проведения исследования: стационарно, любая точка с доступом в интернетЗаписаться на исследование
Психофизиология внимания и восприятия
Цель исследования — изучить процессы в мозге, обеспечивающих, как и куда направляется внимание, как и что мы воспринимаем, что и почему мы замечаем вокруг себя, не обманывают ли нас наши органы чувств, чем при этом занято наше сознание.
В рамках исследования участникам необходимо будет выполнять несложное задание экспериментатора, сидя в кресле перед монитором и с наушниками, при этом на голове будет надета «шапочка» с электродами для регистрации электроэнцефалограммы. Также потребуется заполнить несколько небольших опросников.
После исследования можем показать Вашу запись ЭЭГ, ответить на интересующие Вас вопросы.Количество часов за участие в исследовании: 3 часаВремя проведения исследования: октябрь 2014 – март 2015 годаКрайний срок записи на исследование: в любое время, не менее чем за 1-2 дня (по мере наличия свободных слотов в листе самозаписи).
Тип исследования: экспериментальноеМесто проведения исследования: департамент психологии НИУ ВШЭ (Волгоградский проспект 46 б)
Записаться на исследование
Динамика эмоциональных состоянийУчастники исследования будут в течение двух недель три раза в день заполнять короткий опросник, оценивающий их эмоциональное состояние. На первой встрече с экспериментатором надо будет также выполнить несколько методик, оценивающих эмоциональные и когнитивные особенности испытуемых.Количество часов за участие в исследовании: 6 чВремя проведения исследования: октябрь – декабрь 2014 г.Место проведения исследования: департамент психологии НИУ ВШЭ (Волгоградский проспект 46б) или Институт психологии РАН (ул. Ярославская, 13) по договорённости с испытуемым.
Записаться на исследование
Влияние индивидуальных особенностей человека на зрительное восприятиеИспытуемые примут участие в лабораторном эксперименте с регистрацией движений глаз. Процедура будет состоять в выполнении нескольких психологических методик и в рассматривании изображений с использованием айтрекера (прибора для объективной регистрации направления взгляда и глазодвигательных реакций).
Ограничения: испытуемые должны иметь нормальное зрение или зрение, скорректированное до нормального в контактных линзах; участие в эксперименте в очках невозможно.
Количество часов за участие в исследовании: 1,5 чВремя проведения исследования: октябрь – декабрь 2014 г.Место проведения исследования: департамент психологии НИУ ВШЭ (Волгоградский проспект 46б).
Записаться на исследование
Индивидуальные различия в восприятии эмоцийИспытуемые примут участие в лабораторном эксперименте, в рамках которого им надо будет выполнить несколько когнитивных заданий (например, написать эссе, просмотреть короткое видео) и оценить эмоции персонажей, представленных в видеосюжетах или на фото.Количество часов за участие в исследовании: 1,5 чВремя проведения исследования: декабрь 2014 – апрель 2015 г.Место проведения исследования: департамент психологии НИУ ВШЭ (Волгоградский проспект 46б) или Институт психологии РАН (ул. Ярославская, 13) по договорённости с испытуемым.
Записаться на исследование
Мгновенное восприятие множественных объектовИсследование направлено на изучение способности человека к извлечению информации о большом количестве объектов с одного короткого взгляда. Что именно мы успеваем понять обо всех окружающих нас предметах сразу, когда нет времени, чтобы внимательно рассмотреть каждый предмет в отдельности? Чем именно мгновенное восприятие отличается от внимательного рассматривания предметов? Отличается ли эта способность у разных людей? На все эти вопросы мы ищем ответы в серии лабораторных опытов. Участникам на экране компьютера будут предъявляться абстрактные изображения – разноцветные геометрические фигуры, – в ответ на которые нужно реагировать нажатием на определенные кнопки, в зависимости от увиденного.Исследование состоит из нескольких экспериментов, которые могут выбираться по отдельности
Время за участие: 1 час за каждый эксперимент
Требования к участникам: нормальная или скорректированная до нормальной (очки или контактные линзы) острота зрения, отсутствие проблем с восприятием цвета, отсутствие неврологических проблем (эпилепсия, черепно-мозговые травмы за последние два года)Время проведения: Эксперимент 1 – ноябрь-декабрь 2014, Эксперименты 2 и 3 – февраль-апрель 2015.
Одновременно могут участвовать до трех человек.Место проведения: Лаборатория когнитивных исследований Департамента психологииЗапись на эксперимент 1 (до 26 октября)Запись на эксперимент 2 (до 27 января)Запись на эксперимент 3 (до 27 января)Принятие экономических решений в условиях инвестиционных игрИсследование проводится в группах из 5-7 человек.
Испытуемые в группах играют на компьютере в экономическую игру, в процессе которой они должны принимать решения и делать ходы к другим участникам эксперимента по определенным правилам. В процессе игры компьютер фиксирует стратегии, используемые испытуемыми при принятии экономических решений. Участие в эксперименте оплачивается.
Количество часов за участие в исследовании: 1.5 часа
Время проведения исследования: сентябрь-ноябрь 2014 годаКрайний срок записи на исследование: 25 сентября 2014Тип исследования: экспериментальноеМесто проведения исследования: департамент психологии НИУ ВШЭЗаписаться на экспериментЦенности, доверие и приемлемость коррупцииЦель исследования: взаимосвязь ценностей, доверия с приемлемостью коррупции. Коррупция является только институциональным явлением или функцией моральных качеств взяткополучателя. Еще одна причина ее существования — она поддерживается населением, которое считает ее приемлемой и готово в определенных ситуациях давать взятки. Исследование направлено на изучение психологических факторов, связанных с приемлемостью для личности коррупционных отношений.Количество часов за участие в исследовании: 1 час + 0,15 часа за каждого взрослого респондента (от 35 лет), рекрутированного испытуемым для заполнения анкеты.Процедура: респондент заполняет электронную анкету, получив ссылку на нее по электронной почте. Опрос проводится в системе «Qualtrics» c контролем скорости и качества ответов.Время проведения исследования: октябрь-ноябрь 2014 годаТип исследования: корреляционное (опрос)Место проведения исследования: стационарно, любая точка с доступом в интернет
Записаться на исследование
Влияние настроения и эмоций на категоризациюВ исследовании у испытуемых будут создаваться условия для изменения их эмоциональных состояний. Эти состояния будут изменяться во время выполнения заданий на зрительную категоризацию — нахождения общего содержания в наборе изображений. В результате исследования мы определим, в какой части процесса категоризации влияние эмоций и настроения наиболее сильное, а также, какая валентность эмоционального состояния более важна для категоризации — позитивная или негативная. Форма проведения исследования — индивидуальная.
Количество часов за участие в исследовании: 1 час
Время проведения исследования: ноябрь-декабрь 2014 г.Крайний срок записи на исследование: 31 октября 2014 годаТип исследования: экспериментальное (на компьютере)Место проведения исследования: департамент психологии НИУ ВШЭ (Волгоградский проспект 46 б) и лаборатория когнитивных исследований — Б.Трехсвятительский пер.,3.Записаться на эксперимент
Решение инсайтных задач
Цель исследования – изучить развитие знаний испытуемых в ходе решения мыслительных задач различных типов. Одна из линий исследования проводится на ай-трекере (приборе для записи движения глаз непосредственно в ходе решения). Результаты исследования позволят сделать выводы о том, как люди справляются с интеллектуальными затруднениями.
Количество часов за участие в исследовании: 1.5 часа
Время проведения исследования: сентябрь-декабрь 2014 годаТип исследования: экспериментальноеМесто проведения исследования: департамент психологии НИУ ВШЭ (Волгоградский пр-т 46 б).Записаться на экспериментЖизненные цели, личностные ресурсы и счастьеЭто международное российско-американско-индийское исследование призвано ответить на вопросы: как люди ставят цели и их достигают, как это отражается на их благополучии и есть ли различия между культурами (Россия, США, Индия) в отношении целей и счастья? От участников будет требоваться заполнить несколько опросников, выбрать три цели на семестр (в рамках предложенной экспериментальной процедуры) и еще два раза в течение семестра заполнить опросники, измеряющие различные параметры достижения целей и психологического благополучия, чтобы можно было оценить произошедшие изменения.Количество часов за участие в исследовании: 6 часов (заполнение методик занимает 1,5-2 часа три раза). ВАЖНО: исследование засчитывается только при участии во всех трех замерах, потому что иначе данные считаются утерянными.Время проведения исследования: участники заполняют методики он-лайн 3 раза за семестр (на заполнение дается неделя в любое удобное время), 9-17 сентября, 20-30 октября и 1-20 декабря. За несколько дней до каждого замера на почту зарегистрированных участников придет напоминание.Крайний срок записи на исследование: 17 сентябряТип исследования: экспериментальноеМесто проведения исследования: любая точка с доступом в интернет; возможно заполнение оффлайн (по просьбе участников бланки высылаются на почту с последующей отправкой обратно)
- Участвовать в первом этапе исследования
- Международный проект по исследованию креативности
- Записаться на исследование
Участвовать во втором этапе исследованияПо любым вопросам обращаться: e.i.rasskazova@gmail.comКоличество часов за участие в исследовании: 2 часа Крайний срок записи на исследование: 30 сентябряТип исследования: экспериментальноеМесто проведения исследования: Волгоградский проспек 46 б
Источник: https://www.hse.ru/ba/psy/research
Темы научных статей по психологическим наукам из каталога электронной библиотеки КиберЛенинка
- Особенности профессионального становления студентов-психологов 2006 / Лисова Е. Н.
- Нарциссические корреляты лидерских способностей В статье представлены результаты исследования взаимосвязи нарциссического характера и лидерских способностей на материале выборки военнослужащих. Выявлено, что чем выше степень выраженности нарциссических черт, тем сильнее у личности представлены лидерские способности. 2009 / Нестерова С. Б.
- Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария. Дана сравнительная характеристика результатов исследования. Проведен анализ источников, на основе которого даны характеристики страхов, присущие данному … 2010 / Давлетова А. И., Серая А. А.
- Особенности супружеских конфликтов в высоко удовлетворенных браком парах 2005 / Тащѐва А. И., Фрондзей С. Н.
- Самораскрытие и психическое здоровье личности 2005 / Зинченко Е. В.
- Мировоззренческие детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании Исследована ситуация наркотизации учащейся молодежи подросткового возраста, осуществлен обзор существующих программ антинаркотического воспитания. Раскрыта структура и содержание ценностного сознания, отношения и поведение подростков как комплекс мировоззренческих детерминант при формировании… 2007 / Гареева Р. Г., Хуснутдинова З. А., Хамитов Э. Ш.
- Использование ритмики в работе по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников в условиях школы VIII вида Статья посвящена рассмотрению проблемы коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы VIII вида, а также проведению экспериментального исследования, посвященного выявлению специфики данных нарушений. 2008 / Баскакова Светлана Андреевна
- Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной… 2009 / Буркова Светлана Алексеевна
- Личностные особенности студенток с различной структурой самоотношения В статье представлены результаты пилотажного исследования сравнительного анализа личностных особенностей четырех групп студенток, сформированных по доминирующему эмоциональному компоненту самоотношения 2010 / Черкашина Анна Георгиевна
- Исследование ценностных ориентаций юных легкоатлетов на здоровьесбережение в процессе начальной спортивной подготовки Во время спортивного совершенствования происходит изменение ценностных ориентаций юных легкоатлетов. На начальном этапе специализации они характеризуются желанием достичь спортивного успеха, актуализирующимися потребностями в здоровьесбережении в результате воспитательных воздействий… 2011 / Горохов Николай Михайлович
- Особенности личностных характеристик и смысложизненных ориентаций педагогов с разным стажем работы Задачей данного исследования стало выявить специфику смысложизненных ориентаций людей, выбирающих профессию учителя, и описать ее изменение с возрастом. Показано, что студенты-педагоги существенно отличаются от студентов-медиков и экономистов по всем параметрам теста смысложизненных ориентаций,… 2011 / Котова Светлана Аркадьевна
- Коммуникативная компетентность сотрудников криминальной милиции Статья посвящена проблеме совершенствования коммуникативной компетентности оперуполномоченных криминальной милиции. В качестве основного метода предложен социально-психологический тренинг, основанный на теоретическом изучении возможностей данного метода и результатах эмпирического исследования… 2008 / Потлачук Наталья Викторовна
- Особенности переживания времени подростками В статье рассматриваются современные взгляды на феноменологию психологического времени, показано влияние возраста на точность восприятия времени, а также описываются результаты проведенного эмпирического исследования, которое позволило выявить различия в оценке своего личного прошлого, настоящего и … 2010 / Кожурова Оксана Анатольевна
- Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ; В статье анализируется структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. Изучаются корреляционные связи между этими показателями..I 2006 / Черевач Г. Б.
- Динамика уровня профессионльной направленности студентов психологов в процессе получения высшего обазования В статье изучается проблема профессиональной направленности личности, уточняется понятие «профессиональная направленность личности» Вводится понятие «уровень профессиональной направленности» и обосновывается его влияние на настойчивость и успешность овладения профессией. Приводятся данные… 2009 / Зыбина Л. Н.
- Влияние телекоммуникации на психологическое развитие детей дошкольного возраста 2007 / Гринева И. А.
- Настольный теннис как эффективное средство физической подготовки студентов с последствиями детского церебрального паралича В статье представлены результаты исследований влияния занятий настольным теннисом и общей физической подготовкой на показатели физического состояния и успеваемости студентов с последствиями детского церебрального паралича. 2011 / Михайловский Александр Павлович
- Рефлексивная самодиагностика учебно-познавательного опыта студентов в «обогащающей модели» учебного процесса 2008 / Кибальченко И. А.
- Использование тендерных ролей как копинг-ресурса у мужчин с гомои гетеросексуальной идентичностью В статье приводится сравнительная характеристика тендерных ролей как копинг-ресурса у мужчин с гомои гетеросексуальной идентичностью, анализируются аспекты реальных и идеальных представлений о тендерных ролях в исследуемых группах мужчин. Автор раскрывает причины имеющихся различий. 2008 / Андронов Д. А.
- Свойства темперамента женщин, страдающих онкологическими заболеваниями Исследуются свойства темперамента и особенности личности женщин с активной жизненной позицией, страдающих раком. Выявленные особенности личности позволяют разделить пациенток на две группы и для каждой группы создать программу психологической поддержки на протяжении всего периода диагностики,… 2008 / Симаева И. Н., Ецина И. Г.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/c/psychology
Психологической диагностики для студентов
Слайд 1
Психологической диагностики для студентов. Выполнила Магистрант 2 курса Воробьева М.А.
Слайд 2
Основные направления деятельности психолога психологической службы, виды психологической работы и используемые методы представлены в таблице. Направление работы Вид психологической работы Используемые методы 1.
Отбор студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование 2.Адаптация новых студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование 3.
Изучение мотивации учебной деятельности студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги
Слайд 3
4.Изучение взаимоотношений студентов в учебном коллективе Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации 5.
Повышение стрессоустойчивости студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги 6.
Развитие навыков делового общения у студентов Психологическая диагностика Беседа, тестирование Психологическое консультирование Индивидуальные консультации Психологическая коррекция Тренинги
Слайд 4
Особенности психологической диагностики, проводимой психологом Направление работы Название методики Цель использования 1.Отбор абитуриентов 1.МЛО «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В.
Чермянина Изучение нервно-психической устойчивости, коммуникативных навыков и моральной нормальной нормативности, составляющих личностный потенциал, а также выявление акцентуаций характера. 2.
Изучение мотивации профессиональной деятельности Методика «Мотивация на успех или избегание неудач», методика «Мотивация обучения в ВУЗе» Выявление доминирующих мотивов, направленности личности на достижение успеха или избегание неудач
Слайд 5
Методики для социальной активности студентов «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева), «Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан, В.А.
Якунин модификация М.Ц. Бадмаевой), «Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн» (Модификация А.М. Прихожан), «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана), Методика «Шкала эмоционального отклика» (А.
Меграбян и Н. Эпштейн)
Слайд 6
«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (опросник А.А. Реана) Автором методики является А. А. Реан. Направлена на изучение мотивации успеха. Тест состоит из 20 утверждений, на которые испытуемый должен отвечать «да», «нет».
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.
При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Слайд 7
«Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева) Джеймс Крамбо и Леонард. Махолик, на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла, в 1968 г. разработали тест «Цель в жизни» (PIL — Purpose in Life). Д.А.
Леонтьев исследовал факторную структуру теста осмысленности жизни и на основании полученных при факторном анализе результатов тест осмысленности жизни был преобразован в многомерный «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО).
Цель данной методики — изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я. Методика СЖО включает 20 описаний действий, переживаний или состояний, которые оцениваются по семибалльной шкале в зависимости от того, насколько они характерны, типичны для испытуемого.
Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля: «Цели в жизни», «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)», «Локус контроля — жизнь или управляемость жизни».
Слайд 8
Тест СЖО позволяет, таким образом, оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал. Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале.
Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия.
После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым. Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.
Слайд 9
«Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин модификация М.Ц. Бадмаевой) Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.
Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа. Цель теста: диагностика учебной мотивации студентов.
Методика включает в себя 7 шкал — коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа, всего 34 мотива учебной деятельности, каждый из которых испытуемому предлагается оценить по 5-балльной системе по значимости для самого испытуемого: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов — максимальной. При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.
Слайд 10
«Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн» (Модификация А.М. Прихожан) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн названа по именам двух ее авторов. Тамара Дембо данную методику разрабатывала с целью изучения представлений о счастье. С. Я. Рубинштейн создала модификацию методики Дембо для изучения самооценки. А.М.
Прихожан также модифицировала методику, добавив еще три шкалы: «авторитет у сверстников», «умение много делать своими руками, внешность». А вместо шкалы «счастье» введена шкала «уверенность в себе». Таким образом данная методика имеет 7 шкал.
Тест предназначен для психологической диагностики состояния самооценки по следующим параметрам: высота самооценки, устойчивость самооценки, степень реалистичности (адекватности) самооценки, степень критичности, требовательности к себе, степень удовлетворенности собой.
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е.
уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.
При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается).
Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам). Затем рассчитывается средняя величина каждого показателя по всем шести шкалам.
Слайд 11
Методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейн) Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним.
Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия или несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии.
Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни. Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия или несогласия с каждым из них.
Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки. Обработка проводится в соответствии с ключом.
За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов. Для анализа полученных данных использовались методы математико-статистической обработки данных: Описательная статистика; Корреляционный анализ.
Слайд 12
МЕТОДИКА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ (А.А.РЕАН И В.А.ЯКУНИН, МОДИФИКАЦИЯ Н.Ц.БАДМАЕВОЙ) Инструкция к тесту Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
Слайд 13
ТЕСТ 1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия. 2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. 3. Хочу стать специалистом. 4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности. 5.
Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии. 6. Чтобы не отставать от друзей. 7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания. 8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов. 9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте. 10.
Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми. 11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого. 12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке. 13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу. 14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих. 16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем. 17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5». 18. Просто нравится учиться. 19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его. 20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям. 21.
Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы. 22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания. 23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности. 24. Любые знания пригодятся в будущей профессии. 25. Потому что хочу принести больше пользы обществу. 26.
Стать высококвалифицированным специалистом. 27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью. 28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей. 29. Быть на хорошем счету у преподавателей. 30. Добиться одобрения родителей и окружающих. 31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой. 32.
Потому что знания придают мне уверенность в себе. 33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение. 34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.
Слайд 14
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА • Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32. • Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19. • Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34. • Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26. • Шкала 5.
Мотивы творческой самореализации: 27, 28. • Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24. • Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.
При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.
Слайд 15
«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана Инструкция : отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет».
Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».
Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.
Слайд 16
Текст опросника Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех. В деятельности активен. Склонен к проявлению инициативности. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.
При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.
В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.
Слайд 17
Ключ к опроснику Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20. Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Обработка результатов и критерии оценки За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от 1 до 7 , то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20 , то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13 , то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.
При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех. Мотивация на успех относится к позитивной мотивации.
При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели.
целеустремленность. Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий.
Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах.
Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере. ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/03/10/psihologicheskoy-diagnostiki-dlya-studentov