Рефлексия в педагогике — студенческий портал

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе».

Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение.

После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения.

Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • «Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

Рефлексия в педагогике - Студенческий портал

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Рефлексия в педагогике - Студенческий портал

  • Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
  • Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:
  • Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
  •          В — всесильный
  •          О — олицетворяет справедливость
  •          Л — луна, черный пудель и «чертовщина»
  •          А — антипод Иешуа
  •          Н — не абсолютное зло
  •          Д — дьявол
  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним «но»! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: «У одного учителя красный листочек означает «все понял», у другого — «ничего не понял», у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?» Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

Развитие рефлексивной способности у студентов

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов.

Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.

Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека являются источником его внешнего опыта,  рефлексия — это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.

Без рефлексии нет учения

Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет — не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения практических задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса.

Методика организации рефлексии обучающегося может включать в себя следующие этапы:

  1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Выполняемая по учебному предмету деятельность — математическая, интеллектуальная, художественная или иная — должна быть завершена или прекращена. Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавливается и все внимание обращается к «разбору предыдущего материала».
  2. Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что не окажется важным студенту на первый взгляд.
  3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т.п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных преподавателем или определяются обучающимся на основе своих целей.
  4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Выделяют несколько видов таких результатов, к которым относятся:
    • предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т.п.;
    • способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;
    • гипотезы по отношению к будущей деятельности, например: по качеству и количеству то-то возрастет так-то.
  5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

 В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с группой.

Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода.

Читайте также:  Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции - студенческий портал

Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – карточки с изображением, видеоматериал, презентации, иллюстрации, фотографии, аудиозапись.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс.

Студенты с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (приемы, манипуляции, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность студентов на всех этапах урока.

Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми на анализе субъективного опыта (доклады, рефераты, сообщения, творческие работы, НИРС).

Рефлексия в конце урока или классика жанра

Преподавателю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние студента в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Студенты должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока:

Я узнал… Я научился… Я понял, что могу… Мне понравилось… Для меня стало новым… Меня удивило… У меня получилось… Я приобрёл… Мне захотелось…

Меня воодушевило…

  • Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что студенты обычно не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности.
  • В качестве опоры для рефлексивной деятельности студентов можно предложить следующие ориентировочные вопросы (для самостоятельной работы или обсуждения с преподавателем):
  • Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  • Как вы выполняли задания, какими способами? Что вы чувствовали при этом?
  • С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
  • Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателю)?
  1. Рефлексивное формирование у студентов – медиков Кыштымского филиала
  2. Осуществляя деятельность, личность всегда стремиться сформулировать свое отношение к ней, занять определенную позицию.
  3. Формирование и развитие рефлексии у студентов будет способствовать их выходу на рефлексивную позицию по отношению к обучению самоконтролю, а также обеспечит развитие личности или коллектива.

Формирования рефлексивной способности у студентов Кыштымского филиала «Миасского медицинского колледжа» позволяет оценить качество урока, интерес подачи материала, активность студентов и т.п.

  • В конце изучения дисциплины  «Валеология» для оценки качества занятий, как теоретических, так и практических, студентам предлагаю ответить на вопросы анкеты:
  • Уважаемые студенты!
  • После изучения учебного материала и овладения практическими навыками  по дисциплине: «Валеология», ответьте на вопросы:
  1. Каковы ваши главные результаты?
  2. Что вы поняли?
  3. Чему научились?
  4. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  5. С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
  6. Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателю)?
  7. Мне понравилось… После анкетирования студенты второго курса дают следующие ответы.

Вот некоторые из них:

  1. Каковы ваши главные результаты?

Ответ –  «Я знаю, какие проблемы возникают у людей  от малоподвижности. Научилась ценить свое здоровье».

Ответ — «Я понял, что могу больше двигаться во благо своему здоровью и получать удовольствие от занятий физическими упражнениями».

Ответ – «Научились составлять рациональное меню на неделю, разрабатывать комплекс упражнений для мышц туловища, проводить антропометрические  исследования, проводить соматометрические пробы и др.

  1. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

Ответ —  «Задания на составление меню. Задумываешься о режиме питания, о качестве продукта и полезности еды». «Изучение  комплекса дыхательной гимнастики. Понимаешь пользу дыхания для организма. Дыхательная гимнастика необходима для профилактики заболеваний органов дыхания».

«Оформление и защита презентаций на тему: «Системы оздоровления и очищения организма».Узнаешь много интересной и полезной информации по ЗОЖ. Учишься работать в паре». «Оформление бюллетеней и памяток на тему: «Здоровый образ жизни».

Понимаешь значимость работы, так как выступаешь пропагандистом ЗОЖ».

  1. С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?

Ответ – «Трудностей не было, все понравилось», — это часто встречающийся ответ студентов. Однако есть и следующее: «Мне не понравилось работать в паре, потому что наши мнения не совпадали,  и это вызывало конфликт».

  1. Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателю)?

Ответ – «Следить  за своим здоровьем. Читать больше медицинской литературы. Пропагандировать ЗОЖ».

7. Мне понравилось…

Ответ – «Самое большое удовольствие заниматься в кабинете ЛФК.  Это было интересно!»

  1. Как преподаватель, хочу отметить, что практические занятия, которые проходят  творчески, с разными уровнями заданий позволяют  студентам раскрыться, показать свои таланты, знания, отстаивать свою точку зрения и вносить предложения.
  2. Именно творческий компонент должен присутствовать в каждом виде деятельности студентов, в том числе в самоконтроле учебного труда.
  3. Важность рефлексивных процессов проявляется в деятельности обучающихся.
  4. Список литературы
  1. Абрамянбекова, В.В. Психология развивающейся личности / В.В. Абрамянбекова. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии-Новосибирск, 1987.
  3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие.- Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997.
  4. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
  5. Розин В.М. Рефлексия в структуре сознания личности //Проблемы рефлексии. Сб. ст. АН СССР, Сибирское отделение: наука, 1987. Рукавишникова Елена Евгеньевна. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа : Дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 : Ставрополь, 2000.
  6. Стеганцева Т. А., Аликин И. А., Толмачев А. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования: Пособие для студентов и аспирантов.- Красноярск: РИО КГПУ, 2001.
  7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2003.
  8. Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие.- М.: МИРОС, 2001.

Источник: https://www.informio.ru/publications/id2181/Razvitie-refleksivnoi-sposobnosti-u-studentov

Педагогическое сопровождение становления рефлексивной позиции личности студента педагогического вуза

Циулина М. В. Педагогическое сопровождение становления рефлексивной позиции личности студента педагогического вуза [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 63-66. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12788/ (дата обращения: 20.03.2020).



В статье рассматривается рефлексия как механизм осознанного отношения личности к деятельности; представлены понятия «рефлексия», «педагогическая рефлексия», «ценностная рефлексия»; обосновывается необходимость организации педагогического сопровождения становления рефлексивной позиции личности; дано определение понятия «рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов педагогического вуза».

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога, рефлексия, педагогическая рефлексия, ценностная рефлексия, педагогическое сопровождение, рефлексивно-ценностное сопровождение

Кадровое обеспечение современного образования становится одним из приоритетных направлений государственной политики в этой области. Целью образования сегодня является гармоничное развитие личности, дающее возможность реализации ее творческих способностей.

Все больше осознается значение и ценность профессионально-творческой подготовки как условия личностного, социального и профессионального становления человека.

Анализ нормативно-правовых документов и научных работ, посвященных подготовке специалистов в вузе, позволяет сделать вывод, что компетентный специалист должен обладать специальными знаниями и умениями, ценностными ориентациями, а также способностью к рефлексии собственной профессиональной деятельности.

Важным компонентом формирования личности педагога в вузе является становление ее позиции, что невозможно без рефлексивной составляющей. Под рефлексией принято понимать «процесс самопознания субъектом психических актов и состояний» [7, с. 504]. А. А. Найн, К. В. Киуру и А. Я.

Найн рассматривают рефлексию как «форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих собственных действий и убеждений, являющуюся основанием его мышления и деятельности» [6, с. 201].

Авторы считают, что рефлексия состоит из следующих трех этапов: анализ деятельности с затруднением; субъективная критическая реконструкция деятельности; обращение к новой норме деятельности [6, с. 201].

Несколько иной подход к становлению данного компонента личности предлагает И. И. Марищук. Исследователь выделяет следующие этапы становления рефлексии: возникновение рефлексии как родовой способности человека; выражение способности через рефлексивные умения; реализация рефлексивных умений в деятельности [5]. Таким образом, можно отметить, что рефлексия находит свое отражение в деятельности.

Также исследователь говорит о том, что наличие сформированных рефлексивных механизмов деятельности не означает, что личность будет применять их своей деятельности.

Это возможно только при наличии внутренней готовности к рефлексии, личность будет целенаправленно и самостоятельно проявлять рефлексивные способности и использовать рефлексивные умения в деятельности.

Внутреннюю готовность обеспечивает рефлексивная позиция личности, которая является отношением личности к собственной деятельности, к себе как деятелю, и обеспечивает формирование и обогащение опыта личности [5].

Наличие рефлексивной позиции личности педагога является необходимым условием успешного осуществления профессиональной деятельности. Считаем, что рефлексивная позиция педагога формируется на этапе вузовского обучения.

В процессе профессиональной подготовки педагога особого внимания заслуживает понятие «педагогическая рефлексия», под которой понимаем «процесс познания, изучения состояния, результатов, особенностей своей творческо-педагогической деятельности, установление причинно-следственных связей между педагогическими явлениями» [8, с. 188].

Современная гуманистическая парадигма определяет содержание образования как ценностно-смысловое и ценностно-ориентированное [4]. Таким образом, поднимаемся вопрос становления ценностной рефлексии.

Ценностная рефлексия — это вид рефлексии, осуществляемой в аксиологическом отношении, это форма оценочного отношения личности к собственным ценностям [9, с. 74–75]. Аксиологическое отношение представляет собой рефлексивную деятельность индивида.

Объектом данной деятельности являются индивидуальные ценности и формы их проявления, средством — желаемое будущее индивида, описанное системой общечеловеческих ценностей и воспринимаемое индивидом как образец.

То есть во время ценностной рефлексии представления об общезначимых ценностях играют роль образца, в отношении которого и рассматриваются существующие индивидуальные ценности [4, с. 109].

Ценностная рефлексия осуществляется посредством беседы, опроса или анкетирования. По мнению Н. Л. Худяковой данные методы можно отнести к методам ценностной рефлексии, если их основу составляет комплекс вопросов, касающихся собственных ценностей личности [9].

Формирование ценностных ориентаций и способность к их рефлексии является важным аспектом подготовки педагога в современном вузе, который определяет его конкурентоспособность в профессиональной деятельности в современных экономических условиях [1, с. 85].

Большое внимание следует уделять формированию гражданских ценностей, под которыми понимаем «социальные ценности, с помощью которых члены общества или отдельная личность характеризуют смысл определенных явлений действительности, определяют отношение личности к себе, другим людям, обществу, государству» [3, с. 86].

Читайте также:  Ханаан и финикия - студенческий портал

Для успешного овладения студентами педагогических вузов способности к рефлексии, становления рефлексивной позиции личности необходимо создание специальной социообразовательной среды, которую мы определяем как «среду, представляющая собой многомерное пространство направлений, реализующих социальные функции, включающую в себя образовательные учреждения и различные социальные институты и обеспечивающую социализацию личности» [10, с. 17].

Поскольку рефлексивная позиции личности формируется и проявляется в деятельности, процесс обучения в вузе должен строиться в форме специально организованных ситуаций деятельности [5]. Кроме того, необходимо осуществлять педагогическое сопровождение становления рефлексивной позиции личности, формирования ценностных ориентаций.

Под педагогическим сопровождением вслед за Е. В. Яковлевым, Н. О. Яковлевой понимаем «педагогически целесообразную систему мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающую снижение отклонений от оптимальной траектории их развертывания» [12, с. 78].

Авторы отмечают, в современном вузе инновационными видами педагогического сопровождения являются тьюторство, модерация и супервизия, которые предполагают изменение способов взаимодействия, выполнение функций, несвойственных традиционной педагогической деятельности [11].

Опираясь на выше изложенные позиции, под рефлексивно-ценностным сопровождением профессиональной подготовки студентов педагогического вуза понимаем «приобщение студентов к совместной творческой деятельности (проектной, аналитической, исследовательской и т. д.

), в том числе к специфическим видам деятельности» [2]. Выделяем следующие формы рефлексивно-ценностного сопровождения подготовки педагогов в вузе: проблемно-рефлексивные лекции, рефлексивные семинары, рефлексивный диалог, мастерские ценностных ориентаций и т. д.

, которые содействуют процессу самовоспитания, самообразования.

Реализация рефлексивно-ценностного сопровождения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза является одном из условий формирования рефлексивной позиции личности. Только в такой учебной деятельности, где студент занимает субъектную позицию, обеспечивается активный осознанный характер обучения, что обеспечивает не только профессиональный, но и личностно значимый результат.

Литература:

  1. Воденникова Л. А. Значение профессиональных ценностных ориентаций в подготовке компетентных педагогов-дефектологов // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2013. — № 2. — С. 83–86.
  2. Гревцева Г. Я., Циулина М. В. К анализу понятия «Рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза» // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 2–0. — С. 258. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440
  3. Гревцева Г. Я., Циулина, М. В. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты. — 2013. — № 11. — С. 80–89.
  4. Маргорина Л. А. Ценностная рефлексия в педагогическом процессе // Евразийский научный журнал. 2015. — № 9. — С. 109–110.
  5. Марищук И. И. Педагогическое сопровождение процесса формирования рефлексивной позиции студентов вуза посредством интерактивных технологий обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Тверь, 2012. — 28 с.
  6. Найн А. А., Киуру К.В, Найн А. Я. Педагогическая рефлексия как фактор управления учебной деятельностью студентов вуза // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 2. — С. 200–206.
  7. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. е.С. Рапацевич. — «Мн: Соврем. Слово», 2005. — 720 с.
  8. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. — М.: Издательский дом «Восток», 2003. — 274 с.
  9. Худякова Н. Л. Аксиологические основы поведения человека: учеб. пособие. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. — 109 с. (Классическое университетское образование).
  10. Циулина М. В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социо-образовательной среды: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Челябинск, 2012. — 26 с.
  11. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Инновационные виды педагогического сопровождения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2015. — № 8. — С. 101–106.
  12. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2010. — № 4. — С. 74–83.

Основные термины (генерируются автоматически): рефлексивная позиция личности, ценностная рефлексия, рефлексивно-ценностное сопровождение, рефлексия, ценность, профессиональная подготовка студентов, педагогическое сопровождение, педагогический вуз, деятельность, внутренняя готовность.

рефлексия, собственная деятельность, профессиональная деятельность, рефлексивная деятельность, рефлексия учащихся, современная педагогика, категория, продукт деятельности, педагогический процесс…

рефлексивный тренинг, профессиональная деятельность, профессиональный рост, профессиональная рефлексия, задача, педагог, личностная рефлексия, упражнение, педагогическое взаимодействие…

профильное обучение, профессиональное самоопределение, старшая ступень, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная деятельность, личностное самоопределение, Педагогический словарь… Личностная рефлексия как фактор развития…

рефлексия, собственная деятельность, профессиональная деятельность, рефлексивная деятельность, рефлексия учащихся, современная педагогика, категория, продукт деятельности, педагогический процесс…

Педагогическая рефлексия — это включенность субъекта педагогической деятельности в профессиональное, социальное и личностное бытие, поиск в нем своего места и смысла.

военный вуз, рефлексивно-прогностическая готовность, военно-профессиональная деятельность, будущий офицер, профессиональная деятельность, умение, качество личности, военное образование, военная служба, готовность.

Педагогическое сопровождение становления рефлексивной

Реализация рефлексивноценностного сопровождения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза является одном из условий формирования рефлексивной позиции

Педагогу недостаточно иметь знания по рефлексии и рефлексивные умения. Необходима именно рефлексивная компетентность как интегральная характеристика, позволяющая эффективно решать нетипичные задачи профессиональной деятельности.

В статье рассматриваются особенности использования рефлексивных методов обучения курсантов и возникающие при этом проблемы в условиях военных вузов. Ключевые слова: рефлексия, педагогический процесс, методы обучения курсантов, военный вуз.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12788/

Технология рефлексии — Виртуальный методический кабинет

  • Реализация технологии
  • Рефлексивный круг.
  • Все участники садятся в круг.
  • Педагог: задаём алгоритм рефлексии:
  • — расскажите о своём эмоциональном состоянии по ходу учебного занятия,
  • — что нового вы узнали, чему научились?
  • — каковы причины этого?
  • — как вы оцениваете своё участие в общей работе?
  • Участники: высказываются по очереди в соответствии с заданным алгоритмом.
  • Педагог своим высказыванием завершает круг.
  • Рефлексивная мишень.

На листе рисуется мишень. Концентрические круги делят радиус на отрезки, обозначающие (например, 0, 5, 10 — центр) степень удовлетворённости по отдельным параметрам. Мишень делится на сектора (3-4-6 по количеству параметров). Например, 1-й сектор – оценка содержания, 2 – оценка формы, методов взаимодействия, 3 – оценка деятельности педагога, 4 – оценка своей деятельности.

Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером четыре раза (по одному разу на каждый сектор) «стреляет» в мишень. Метка соответствует его оценке состоявшегося взаимодействия. Если оценка низкая, то метка ставится или в «молоко» (за пределы круга) или в поле «0» на мишени. Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко» (поле «10» на мишении).

  1. После того, как каждый участник взаимодействия «выстрелил» (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на общее обозрение и педагог организует её краткий анализ.
  2. Мини-сочинение.
  3. Участникам педагогического взаимодействия предлагается написать мини-сочинение на тему:
  4. — «Я – в семинаре, семинар – во мне» (моё участие, мой вклад в семинар, самооценка деятельности; значение семинара для развития – самооценка);
  5. — «Мои мысли о моём участии в деле»
  6. — «Как я оцениваю результаты дела»
  7. — «Что мне дал этот урок».
  8. Познакомившись с сочинениями, преподаватель проводит их анализ
  9. Ключевое слово.
  10. На маленьких листочках бумаги участникам взаимодействия предлагается написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела/взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия.

Для выполнения этой работы даётся 2-3 минуты. После завершения работы педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами.

  • После этого преподаватель проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает обучающимся сделать это.
  • Этот технологический приём можно реализовать устно – каждый из участников называет вслух своё слово.
  • Анкета-газета.
  • На большом листе бумаги участникам педагогического взаимодействия предлагается выразить своё отношение, дать оценку педагогическому событию в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и др.
  • После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.
  • Цепочка пожеланий.

Каждый участник педагогического взаимодействия по цепочке обращается с пожеланиями к себе и к другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий педагог, подводя итог.

Заверши фразу.

Участникам состоявшегося педагогического взаимодействия для выявления результативности занятия, раскрытия у обучающихся сформированности определённого смысла о рассматриваемом явлении, предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

Педагог произносит незавершённую фразу (обращение с природой для меня – это…; во время занятия я научился….; среди этапов игры мне особо понравился…) и указывает на участника, которому предлагается её завершить. С той же фразой преподаватель может обратиться к 2-3 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.

Острова.

На большом листе бумаги рисуются контуры островов. Это изображения эмоций – о. Радости, о. Грусти, о. Неопределённости, о. Тревоги, о. Раздражения, о. Наслаждения, о. Просветления, о. Воодушевления, о.

Удовольствия, Бермудский треугольник и др. Острова расположены группами в разных частях листа (удовольствие-радость-наслаждение или грусть-тревога-неопределённость или воодушевление-просветление-ожидание).

  1. Карта островов вывешивается на доске и каждый участник фломастером рисует свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия.
  2. Каждый участник может нарисовать на карте свой остров со своим названием, если его не вполне устраивают имеющиеся.
  3. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение и комментируется педагогом.
  4. Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня

Источник: https://www.sites.google.com/site/virtualmetodkabnetopo/innovacionnye-pedagogiceskie-tehnologii/tehnologia-refleksii

Итоговая рефлексия студентов 2 курса специальности 1-19 01 01-03 Дизайн (графический) по итогам изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики»  

Что Вы ожидали от изучения дисциплины и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты, их новизну и практическую значимость для Вас.

Ожидала, что предмет будет скучен и не нужен. Приятно удивило то, как были проведены лекционные занятия, так сказать в тесном кругу общения. Понравились практические занятия. С помощью них удалось узнать много нового о себе и своих одногруппниках. (Кудло Д.)

Изначально, от изучения этой дисциплины ничего не ждала, предполагала, что будут, как и всегда, банальные лекции, банальные практические задания, то есть опрос банально заученного материала и тому подобное. И тем более, вначале изучения этого предмета не ставила перед собой никаких целей. Результаты удивили.

Узнала о себе нечто новое, точнее не новое, а то, что, может быть, не хотела замечать о себе. Очень понравились практические занятия, основанные на творческих заданиях.

Читайте также:  Государственный строй и политическая жизнь древней руси - студенческий портал

Я думаю, что используя подобные методы обучения (в частности, подобные практические занятия) по другим дисциплинам, реально достичь интереса к любым общеобразовательным предметам. (Мацкевич Ю.)

Я ожидала от дисциплины большего. У меня не было целей и реально достигнутых результатов тоже нет. Я не уверенна, что все достигнутые результаты буду как-то использовать в дальнейшем, но надеюсь мне это как-то поможет в жизни. (Медведева В.)

Что оказалось для Вас самым неожиданным при изучении курса «Основы психологии и педагогики»? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за всё время изучения дисциплины.

Неожиданными оказались практические занятия, где можно было смело высказать мнение и активно поучаствовать в коллективной работе, а не «тупо» заучивать лекции. (Кудло Д.)

Изучение методов убеждения вызвали наиболее яркие впечатления. Убеждение – это в своём роде манипулирование: правильные слова, правильные действия и возможно то, что решение реципиента будет таким,  каким оно нужно убеждающему. Да, «манипулирование» не есть хорошо, но оно приводит к нужному результату. (Мацкевич Ю.)

Единственное, что мне понравилось, это исследовать типы темпераментов и рисовать картинки, думаю, это было самым ярким, интересным и запоминающимся. Узнавать, что-то новое о людях по их рисункам, и к тому же правдивое. (Медведева В.)

Вы познакомились с технологией эвристического обучения. Какие положения и виды деятельности, специфичные для этого вида обучения, Вам наиболее близки? Каких результатов Вам удалось при этом достичь и с помощью чего? В чём Вы обнаружили сходство и различие своих педагогических установок с теорией эвристического обучения?

В ходе работы я поняла, что мне ближе креативная деятельность. Так как это способствует созданию образовательной продукции в изучаемых областях, а также освоению базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами, с выстраиванием индивидуальной образовательной траектории с опорой на личностные качества. (Кудло Д.)

Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Для этого вида обучения специфичны различные виды деятельности, лично мне наиболее близки метод ошибок и конструирования. (Медведева В.)

Что Вам более всего удалось в ходе изучения дисциплины, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно? Какие способы дистанционной деятельности Вы применяли? Назовите наиболее эффективные из них.

Мне больше всего удалась тема убеждение. Меня она очень заинтересовала, я старалась использовать не только во время обучения, а также в личной жизни. Но я поняла, что нужно изучать не только убеждение, а также и вербальное и невербальное общение для того, чтобы люди мне начали доверять. (Кудло Д.)

Более успешные в выполнении оказались те задания, которые требовали личного опыта, собственного понимания тех или иных ситуаций, вопросов. (Мацкевич Ю.)

Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Мы применяли Интернет как способ дистанционного обучения. (Медведева В.)

В чём Вы видите собственное приращение как студента? Какие учебные, будущие профессиональные качества удалось выявить или развить во время изучения дисциплины? Благодаря чему?

Вот основные навыки которые нужны для меня: наличие образного мышления, коммуникабельность, креативность, усидчивость, трудолюбие и самое главное – терпение. Я поняла что, к сожалению, у меня не хватает навыков. Поэтому мне ещё много чему надо научиться, а также не забывать работать над собой. (Кудло Д.)

Лучше шить или конструировать, конечно же, эта дисциплина не научила. Я думаю, что приобретённые знания, помогут в будущем лучше понимать общество, клиентов, то есть что им нужно, хотят ли они выделяться при помощи одежды, если да, то как, в каком обществе, какие предпочтения и т.д. (Мацкевич Ю.)

Приращение как студента я вижу исключительно в своей специальности. Благодаря дисциплине мне удалось выявить такие профессиональные качества как внимательность, умение выслушать и понять других, окружающих меня людей. (Медведева В.)

Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые Вы испытывали во время изучения дисциплины. Какими способами Вы их преодолевали или предполагаете преодолевать? Какова была роль этих проблем в Вашем самосовершенствовании?

Я столкнулась с коммуникативными барьерами и, чтобы постараться избежать появления коммуникативных барьеров, я вынуждена научиться понимать другого, слышать, слушать. Скромное отступление от своих «прописных истин» закладывает основу для комфорта в общении. Ведь неоспоримо важно идти на небольшие компромисы.

При общении, ощущая, что атмосфера становится негативной, нестабильной, старалась проявить чуть больше такта, чутко относиться к собеседнику. Нередко искажения у меня появляются из-за нежелания понимать и принимать поступающую информацию. Лучше стараться опускать темы, которые могут ранить, задеть, которые человек явно не желает обсуждать.

Крайне ценно подобное при общении с малознакомыми людьми. (Кудло Д.)

Я слушала лекции, участвовала в обсуждении темы, и не могу сказать, что испытывала трудности во время изучения. Пыталась всё понять, что-то сказать, что-то сделать (практические задания), и, на мой взгляд, всё было удачно. (Мацкевич Ю.)

На занятиях работа организовывалась индивидуально и в групповом формате, а многие из заданий предполагали коммуникативную деятельность каждого студента.

Что препятствовало Вашему общению при выполнении коллективного задания с: а) другими студентами; б) с преподавателем при обсуждении общего дискуссионного вопроса?При общении в коллективе я испытывала проблемы, которые описала в предыдущем вопросе. (Кудло Д.)

Больших препятствий общению не было. Иногда не сходились мнения, на одни и те же вещи смотрели по-разному. Но это только подогревало интерес к заданию. При обсуждении общего вопроса с преподавателем, опять же, больших препятствий не было, только небольшие расхождения во мнении, но не больше. (Мацкевич Ю.)

По-моему, общению с другими студентами ничего не препятствовало. А с преподавателем при обсуждении общего дискуссионного вопроса мне препятствовало боязнь показаться глупой. (Медведева В.)

Какие и чьи суждения и аргументы Вам показались наиболее содержательны и оригинальны? С кем и с чем Вы не согласны и почему? Какие и чьи дистанционные занятия, позиции, приёмы Вам понравились более всего и почему?

Всё зависело от поставленной цели и темы, каждый высказал свою мысль, идею. И хочу заметить, что каждая из них имела права на жизнь. (Кудло Д.)

Сложно ответить на этот вопрос, так как каждое суждение можно рассмотреть с разных сторон. Так как каждому суждению предшествует личный опыт человека, а известно, что у каждого он разный.

Здесь можно судить только о личных предпочтениях, возможностях, ведь для одного человека «нечто» может быть оригинальным, а для другого это же «нечто» – банальным. Здесь нужна конкретная ситуация.

 (Мацкевич Ю.)

Наиболее содержательны, мне показались суждения Риты, она оригинально и креативно мыслит, на мой взгляд, потому что её убеждение, которое она мне отправляла, я сочла достаточно содержательным и познавательным. (Медведева В.) 

Какие общеобразовательные задачи, на Ваш взгляд, наиболее эффективно решаются с помощью открытых эвристических заданий, форм и методов эвристического обучения? Какие Вы видите проблемные стороны данных форм обучения в ВУЗе?

Проблемы в ВУЗе: проблема в  том, что студенту дают на освоения очень много материала.

Для того, чтобы как-то вписаться в график, преподаватели на одной интонации читают лекции (есть, конечно же, исключения), так же проводят опрос студентов на практических занятиях (то есть спрашивают то, что студент записал в тетради). Время – непозволительная роскошь.

Вот и суть проблемы, ведь на изучение материала путём открытия (эвристическое обучение) у нас попросту нет времени. Девиз вузовского образования: главное количество, а не качество!!! (Мацкевич Ю.)

Общеобразовательные задачи, на мой взгляд, наиболее эффективно решаются с помощью открытых эвристических заданий, форм и методов эвристического обучения дисциплины, требующие размышлений, творческого подхода, аналитических способностей, креативности. Обучаясь на специальности дизайна, я вижу проблемные стороны: организация преподавания по шаблонам, копирование чужих давно устоявшихся работ, использование чужих идей. (Медведева В.)

Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации изучения данной дисциплины? Сформулируйте предложения по развитию данной работы: себе, своим коллегам, преподавателям.

Даже сложно вот так сразу и сказать. В принципе всё было хорошо (особенно практические занятия) (Кудло Д.)

Данная дисциплина весьма интересна, я могу сказать, что она весьма содержательна и организована. Для развития данной работы необходимо выполнять (задавать) задания, способствующие саморазвитию и совершенствованию аналитических способностей. (Медведева В.)

Рефлексия студентов 1 курса специальности 1-21 03 01 История по итогам прохождения источниковедческого веб-квеста («Вспомогательные исторические дисциплины»)  

Опишите динамику Ваших чувств и настроений при прохождении первой части веб-квеста

Было немного трудно, потому что такой квест мы проходим в первый раз. Большое количество заданий, в которых востребованы только ваши мысли. В целом это очень интересный опыт, квест позволит познакомиться с интересными историческими личностями. (Зиновьева А.)

Было довольно интересно и необычно. (Остроух Ю.)

В целом ощущения хорошие. Задания не вызвали трудностей, но было важно правильно выразить свои мысли, для чего понадобились определённая сосредоточенность и серьёзность, ну и несомненно, радость в связи с новым опытом. (Детченя А.)

Задание мне понравилось, мне было интересно выполнять его, но были и трудности. Я нашла немного информации об этом человеке, только краткие факты. Это не позволило мне более обширно углубиться в это событие. (Шукайло М.)

Данные задания — что-то абсолютно новое, с чем ранее мы не работали. Было достаточно интересно выполнять задания, ну и, конечно же, во время проведения работы, не обошлось без определённых трудностей, c которыми, я надеюсь, мы все справились. (Лукашевич А.)

Мне всегда нравились подобные задания. Те задания, которые заставляют подумать и составить своё личное мнение о чём-либо. Мне понравилось это задание. Я надеюсь, что и дальнейшие задания будут такими же увлекательными и познавательными. (Кисель П.)

Ощущения чего-то необычного, чего-то нового, поэтому имелся интерес к предлагаемому виду работы. (Гайдук Н.)

Источник: https://euryedu.grsu.by/index.php/refleksiya/112-refleksiya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector