Вальдорфская группа детского сада – это распространенное вид занятий для детей в современных детских садах. В Москве таких дошкольных учреждений много. Их относят к частным заведениям, где с малышами занимаются по особой программе.
Особенности вальдорфских садов
Впервые заведение такого вида появилось в начале прошлого века. Оно размещалось в Штутгарте, при фабрике Вальдорф-Астория. Отсюда и пошло такое название. Программа развития ребенка отличается от основной. Спустя много лет, ничего не изменилось. Сегодня дошкольные учреждения работают по тем же принципам, что и ранее.
Хотите отправить ребенка в вальдорфский детский сад? Тогда нужно ознакомиться со всеми особенностями заведения:
- размещаются дошкольные учреждения в красивых, даже живописных местах;
- при обустройстве помещений продумывают красивое оформление, сочетают светлые, нежные оттенки;
- мебель и другие предметы, окружающие детей – только из натурального материала;
- группы детей разновозрастные. Их могут посещать до 15 человек, возрастом от 3 до 7 лет;
- к игре допускаются игрушки, выполненные из натурального материала;
- жизнь в таком учреждении связана с культурными и народными традициями. К каждому празднику изготовляют поделки: лепят, рисуют, мастерят, участвуют в танцевальных номерах, театрализованных постановках, поют;
- программа обучения направлена на развитие творческого ребенка;
- все увлекательные процессы проходят с музыкальным сопровождением и в игровой форме;
- много времени уделяется чтению сказок и изобразительному искусству;
- детей учат выполнению домашних обязательств: готовить, убирать, работать в саду, шить;
- работы малышей не оцениваются. Ребенок должен проявлять инициативу по своему желанию, а не для того чтобы получить одобрение;
- в садах запрещены средства массовой информации. Отсутствуют компьютеры и телевизоры.
Недостатки вадьдорфской системы в саду
Перечисляя все преимущества, нельзя не указать и на минусы. Вальдорфская система неидеальная, недостатков у нее много. Ключевыми считаются следующие:
- в вальдорфской группе детского сада существует запрет на ранее интеллектуальное развитие и обучение. Воспитатели не проводят занятия по письму, чтению, счету. Если не заниматься с малышом, и не давать конкретные знания, то этот период попросту упускается;
- несмотря на то, что много внимания уделяют чтению книг воспитателем, все же список литературы очень ограничен. Преимущественно, это сказки Х.К. Андерсена, братьев Гримм, средневековые легенды и разные мифы. Другая литература не приветствуется;
- посещая вальдорфский детский сад в Москве, адреса которых мы укажем ниже, нельзя дополнительно заниматься в других кружках, например, посещать изостудии, музыкальную или спортивную школу;
- отсутствуют оценки деятельности и запреты в поведении малыша. Это повлияет негативно на развитие ребенка. Он станет эгоцентричным, у него будет высокая самооценка и негативное отношение к критике;
- у ребят могут возникнуть проблемы в социуме, общении с другими детьми. Так как у них будут разные интересы.
Московские адреса вальдорфских детских садов
В столице действует много дошкольных учреждений такого вида. Многие родители хотят отправить малышей на обучение. Мы укажем лучшие вальдорфские детские сады в Москве, их адреса:
- домашний детский сад «Домовенок», разместившийся на ул. Берзарина, д. 4, около метро Октябрьское поле. Детки учатся петь, рисовать, лепить, танцевать, готовить и убирать;
- заведение частного типа «Аленушка». Размещен этот вальдорфский детский сад по адресу: ул. Кулакова, д. 3, корпус 2.
- детский сад №740. Разместился по адресу Чертановская ул., д. 62Б. Это дошкольное учреждение, где есть 2 группы, действующие по вальдорфской системе;
- сад «Путь Зерна», размещенный по ул. Миклухо-Маклая, д. 20а, около станции Беляево. Цель этого учреждения – помочь ребенку войти в жизнь и общество.
Информация, представленная на нашем сайте в том или ином виде, носит информационно — рекомендательный характер и ее нельзя заменить очной консультацией со специалистом.
Тонкости воспитания и образования по вальдорфской системе в детских садах
Вальдорфский детский сад – дошкольное учреждение с особой программой обучения. Рейтинг вальдорфских детских садов в Москве с адресами.
2016-12-02T01:11:37+03:00
Узнайте про общение в детском саду: подготовка ребенка к детскому саду, разрешение конфликтов в дошкольном возрасте, развиваем навыки общения.
Робототехника в детских садах Москвы
Современный мир диктует условия. Дети с малого возраста знакомятся с техникой, гаджетами. Чтобы разобраться в принципах работы устройств стоит пойти на курсы робототехники для детей. Что они представляют собой — читайте и выбирайте.
Зимний сад в детском саду
В некоторых детских садах уже установлены зеленые уголки, чаще всего зимний сад располагается в какой-либо большой комнате в здании детсада. Малыши с огромной любознательностью и интересом познают в такой комнате окружающую природу
Запеканка как в детском саду
Как много любящих мамочек стараются побаловать своих малышей полезной и вкусной Творожной запеканкой. Для многих детишек самый приятный вкус творожной запеканки – это запеканка как в детском саду. И даже подросшие дети будут благодарны вам за этот вкус из детства!
Источник: https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/Detskij_sad/tonkosti_vospitaniya_i_obrazovaniya_po_valdorfskoy_sisteme_v_detskih_sadah/
Новости | Вальдорфский детский сад "Источник"
Дорогие друзья, приглашаем вас на осеннюю ярмарку 28 сентября 2019 года с 11 до 15 часов по адресу ул. Торжковская, 2к3.
Воспитатели и родители «Источника» проведут для вас и ваших деток спектакли, мастер-классы, выставку-продажу книг, вальдорфских кукол и организуют кафе домашней выпечки. Кроме того ждем Вас на презентацию творческой мастерской ручного плетения и ткачества.
Расписание ярмарки:
Группа Иванушки:
11.00 Мастер-класс живопись акварелью
12.30 Сказка «Пых»
12.45 Презентация Мастерской (второй этаж)
13.45 Коллективная работа по созданию гирлянды осенних красок (на улице)
14.15 Сказка Пых
А так же:
Продажа игрушек и товаров ручной работы
Лепка из воска
Группа Алёнушка:
—Кафе
—Игровая зона
—Мастер-классы:
Штампы на мешочки
Куколки-малышки. Работа с тканью.
Гномики. Работа с деревом
Осенняя фея. Работа с шерстью
Небо дышит осенью!
Приходите сами и приводите друзей — будем делиться теплом и яркими красками осенней поры.
- 6 ноября 2017 года: Наши детки вместе с папами, мамами и воспитателями навели порядок на территории садика и вкусно пообедали в осенний Субботник, который пришелся на понедельник.
- 22 февраля 2017 года: В этот раз скромно (посреди недели) отпраздновали Масленицу.
- 29 октября 2016 года: В садике прошёл очередной Праздник Фонариков.
Источник: https://waldorfsad.spb.ru/
Секта от педагогики или вальдорфский детский сад
Я писала про свой негативный опыт общения с системой Монтессори, сейчас расскажу про положительный — с системой другой .
Я искала для сына Дани сад, где игра и общение будут на первом месте, где хорошо знают детскую психологию — и я нашла его. Это оказался вальдорфский детский сад в системе семейного клуба «Большая Черепаха».
И если система Монтессори у всех на слуху, то про систему вальдорфскую известно гораздо меньше, а кто что-то слышал — обычно панически шарахается со словами «это секта». Давайте разбираться.
Я давно интересуюсь вальдорфской педагогикой, про нее ходит масса слухов и страхов, не скажу что я очень глубоко в теме, но часть из этих страхов для себя проработала.
Основатель вальдорфской педагогики — Рудольф Штайнер, он же — основатель околорелигиозного учения антропософии как определенного пути познания духовного мира. Так что — да, вальдорфские учебные заведения — это не про атеизм. Так же как и не про православие, постулаты православия и антропософии не имеют между собой ничего общего.
Так почему же я, православный человек, выбрала для своего ребенка вальдорфский детский сад? Начну рассказывать.
Я не раз писала, что крайне удивляюсь тому странному факту, что в педвузах на отделении дошкольной педагогики всех учат одному и тому же.
Что игровая деятельность — главная для дошкольника, что растет и развивается он только в игре, а также в подражании взрослым. Это основа основ, азбука. Это все учили, все сдавали.
Почему же игровая деятельность повсеместно в садиках заменена развивающими занятиями, а о подражании никто будто и не слышал никогда?! И вот читают лекции трехлеткам на тему того, что он, бедолага, должен и обязан, вместо того, чтобы просто начать делать — а дети последуют, такова их природа!
И вот надевают на руку Чебурашку, с которым, к слову, никто из современных детей и не знаком, произносят деревянным тоном — Чебурашка пришел с нами учить букву А! Иванова, сядь! — и называют это обучением в игре.
Помню свое потрясение при изучении программы обучения в вальдорфской школе — третий, кажется, класс, не помню точно. Эпоха дома.
Вся программа обучения этого года (к слову, ученики вальдорфских школ точно так же сдают ЕГЭ, и проходят точно такой же объем знаний, что и в обычных школах, но в совершенно другой последовательности — где-то отставая, а где-то опережая) — нанизана на тему дома.
Вот как надо было изучить детство, проникнуть в него, пожелать настоящего детства другим — чтобы вспомнить, что именно в этом возрасте детей тянет строить дома!
А ну, давайте, отметимся в х — строили шалаши? Любили? Сколько лет вам было? Мне именно столько — десять.
Строили всем двором и всей деревней. И как мне хотелось построить настоящий дом! Как хотелось видеть рядом человека, который знает как и захочет научить! Но его не было, увлечение постепенно сошло на нет…
А сколько знаний можно было бы на него навесить! Черчение, геометрия, география, история — да вообще все!
Вальдорфские педагоги знают — каких знаний и как. В точнейшем созвучии с природой ребенка в каждый момент его роста. Откуда знают, почему именно они — вопрос. Но факт остаётся фактом. Детство любят, детство ценят — на данный момент только в вальдорфской системе.
Я не знаю, зачем и почему так случилось, что в общем-то не имеющие никакого отношения к эзотерике базовые глубокие знания о психологии и развитии ребенка оказались в большой мере утеряны в других педагогических учениях (потому что обо всем этом ещё Ушинский писал!) и сохранились и преумножились в вальдорфе.
Мое личное мнение как педагога — нет на сегодняшний момент педагогической системы, лучше понимающей ребенка .
По поводу возможных опасностей, могущих подстерегать ребенка в вальдорфском саду в связи с эзотерическим учением — мой опыт общения с этой системой подсказывает, что их риск равен нулю. По той простой причине, что вальдорфцев можно обвинить в чем угодно, кроме бездумия.
У вальдорфского воспитателя взвешено каждое слово и каждый взгляд, обращённый к ребенку. И ни крупицы информации, до которой ребенок не дозрел, ему не перепадёт. А дошкольники мало до чего дозрели.
В наших же обычных госсадах, вроде бы с ног до головы светских, но подчинённых общему рейтинговому безумию — придумать что-то позаковыристей, чтоб департамент оценил — встречаются разные чудесности.
Не так давно мой род деятельности требовал тесного знакомства с программой детского сада, я изучала конспекты воспитателей, что-то использовала в своей работе.
И не в одном, и не в двух конспектах мне встретились прямые практические указания по общению с домовым, например! Технология прикармливания и приваживания, заговоры… Ачетакова, это же сказка!
Ну, товарищи, кому сказка, кому и нет… Так и вижу я Марь Иванну с перманентом и без попытки подумать…
А танец в выпускной группе под песню «О Боже, какой мужчина»?! Не поверила бы, если б сама не видела. Это был очень хороший садик, работала в нем… Вальдорфцы такого не допустят никогда.
Ничего — ранее готовности ребенка. Тончайшее знание возрастной психологии и точнейшее следование ее законам.
А как это реализуется на практике — завтра расскажу.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b6df9a701d26900aaf7c084/5d4ef58280879d00b6f55c84
Как открыть детский сад
О сложностях продвижения детских проектов, государственной поддержке, конкуренции, перспективах и целевой аудитории Наталья Зазимко, основатель Центра семьи и детства «Фидонтек», рассказала в интервью Контур. Журналу.
Быстрое решение
Я сама дипломированный психолог и до создания бизнеса успела поработать в разных местах. Мысли о том, чтобы начать собственное дело пришли не сразу. Это был внутренне сложный путь: месяцы размышлений, осмыслений, выстраивание желаемого образа.
Однажды вместе с коллегой-психологом я возвращалась со дня рождения моей институтской подруги, и он рассказывал мне, как организовал в Дубне детский коррекционный центр. Я точно помню, как в том момент у меня в голове сложилась картинка, и в этот же вечер я начала выкристаллизовывать идею своего проекта.
Сейчас можно сказать, что это решение было непродуманным, не выверенным с точки зрения бизнеса, но душа звала. Я просто понимала, что многое могу дать людям. Накопленные знания и опыт позволяли мне это сделать.
Так, не разработав толковых бизнес-планов, в 2009 году вместе со своим партнером по бизнесу мы открыли психологический центр. Поскольку изначально мы не отталкивались от продуманной стратегии, то уже к весне стало понятно, что аренду нам не потянуть, следовательно, пора закрываться. Один клиент, узнав о сложностях, посоветовал собрать всех клиентов и честно объяснить им ситуацию.
Я так и сделала. Люди настолько прониклись нашими проблемами, что начали нести деньги, и мы еще какое-то время протянули. Постепенно мы вышли на другой уровень и начали зарабатывать.
Сейчас наш проект — лауреат национальной премии «Бизнес-успех» в номинации «Лучший женский проект» и победитель I Международного конкурса негосударственных детских организаций в номинации «Лучший детский сад».
Необычная педагогика
В основе деятельности нашего садика лежит вальдорфская педагогика. Это подход с вековой традицией, столетняя система, которую действительно можно назвать инновационной. Многие специалисты из Кремниевой долины водят своих детей именно в вальдорфские школы.
Но для меня важно не столько то, что происходит за границей, сколько то, что вальдорфская педагогика мне, как специалисту и маме двоих детей, очень близка.
Близка тем, что она не противоречит законам возрастной психологии, и тем, что это четко продуманная педагогическая система.
Я бы больше сказала: это не просто педагогическая система, а взгляд на человеческую природу в целом, система мировоззрения.
Благодаря вальдорфской системе мы выгодно отличаемся от остальных. Мы противопоставляем эту педагогику масс-маркету, который основан на эффекте горячих пирожков, когда родители в панике пытаются как можно больше знаний запихнуть в своего ребенка, чтобы он уже в три года и читал, и писал.
Сейчас очень много думающих родителей, которые выбирают альтернативную систему образования и которым в то же время претит подход «все встали разом и построились».
Эти родители не готовы жертвовать игровым детством детей. Именно они и являются нашими потенциальными клиентами.
В нашем районе центр «Фидонтек» — это единственное подобное заведение, входящее с состав Содружества вальдорфских детских садов России.
Наш сад посещают люди, которые живут не только в шаговой доступности от центра. Некоторые ездят даже из Москвы. Если родители ничего не знают о вальдорфской системе, я сразу спрашиваю, какую цель они преследуют, отдавая ребенка в садик.
Если они хотят, чтобы ребенок каждый день что-то учил, рисовал, читал, то им нужно в другое место, нам просто не по пути. Самый распространенный вопрос, который мне задают: как после нашего сада ребенок пойдет в обычную школу? Там ведь военная диктатура, а у нас все мягко и плавно.
Я всегда говорю, что на хорошем фундаменте дом будет крепко держаться. Все, что до 7 лет, — это фундамент.
Постепенное масштабирование
В 2009 году, когда мы открыли психологический центр, я еще ничего не знала о вальдорфской педагогике. Мы выстраивали нашу работу так, как я считала нужным с точки зрения психологии. В этом центре были организованы студии, проводились коррекционные программы.
Так мы проработали год, и потом нас позвали в другое место — Moscow country club при МИД России в Нахабино. В Moscow country club мы вели ту же самую деятельность, вводили новые программы. Идею открыть детский сад нам подсказали сами родители.
Тогда я в работе детского сада вообще не разбиралась, передо мной стояли другие задачи, да и своих детей еще не было. Я обратилась к директору Moscow country club, и он выделил нам помещение. Так возник наш первый детский сад.
Параллельно летом мы сделали еще один проект — летний лагерь. Он строился на очень интересной бизнес-модели, которая сейчас используется в городском лагере уже на бюджетные средства. Это был тематический лагерь, он работал по графику «неделя через неделю». На второй год мы его повторили, и уже от желающих не было отбоя.
После запуска детского сада мы два года проработали в режиме «центр — сад». Но опять начались разные пертурбации на территории, в результате чего нам пришлось съехать. Мы переехали на то место, где находимся сейчас. В этом году мы рискнули и обзавелись еще одной площадкой в нашем районе и там активно продвигаем разные детские студии в рамках экологического подхода.
Сейчас я нахожусь на этапе осмысления дальнейшего вектора развитии проекта. Нас опять звали в Moscow country club, который пережил реконструкцию, но на высшем уровне поменялась власть, и все остановилось.
Тяжелый год
Весь бизнес, связанный с детскими образовательными программами, непростой. Чтобы в нем преуспеть, нужно найти очень хорошую бизнес-модель, которая будет работать. Многое зависит и от уровня конкуренции. Например, у нас в Красногорске конкуренция просто сумасшедшая.
Сейчас мы, как никогда ранее, сильно ощущаем влияние кризиса. После нового года у нас произошел колоссальный провал по клиентам: в планах ставили одни цифры, а в итоге вышли совершенно на другие, которые нас привели в ужас.
Клиентов, может быть, осталось столько же, но денег, которые они готовы заплатить за услугу, стало гораздо меньше. Например, если раньше люди ходили в садик пять дней в неделю и платили 31 000 руб.
в месяц, то сейчас они вынуждены переходить на трехразовое посещение.
Параллельно я отслеживаю состояние дел на второй площадке, на которой мы можем позволить себе держать достаточно низкую цену за счет невысокой арендной платы. И я вижу, что люди выбирают варианты подешевле и обращают внимание на возможности своего кошелька.
Если бы не государственная поддержка, было бы совсем тяжело и вопрос встал бы о том, надо ли продолжать заниматься таким бизнесом дальше. Этот год был очень тяжелым. Кроме того, есть и ряд проблем, которые в принципе присущи всем проектам, связанным с детьми.
Во-первых, вся эта история с эпидемиями: наступает холодный сезон — дети начинают болеть. Особенно тяжелый месяц — январь. А потом приближается лето, которого боится каждый предприниматель, чей бизнес завязан на детях. Возникает простой.
Во-вторых, большая часть заработанных денег уходит на аренду и зарплаты педагогам. Мы ко всему чувствительны.
Господдержка
По своему опыту могу сказать, что детские проекты в Московской области сейчас хорошо субсидируются. Можно получить субсидии на уровне Министерства инвестиций и инноваций Московской области.
В Красногорске можно получить субсидии на уровне района, но эти субсидии выдаются на произведенные затраты — в основном по аренде и по коммуналке. Я могу подать эти затраты к возмещению, но нет стопроцентной гарантии, что возместят всю заявленную сумму.
Могут до полутора миллионов возместить, а если есть лицензия на детский сад, то до 10 млн.
Есть еще Фонд микрофинансирования Московской области, который продвигает Министерство инвестиций и инноваций. Мы прибегали несколько раз к его услугам. Про него многие мелкие предприниматели даже не знают, а он дает микрозаймы под хорошие проценты.
Есть один важный момент: при открытии бизнеса никакие субсидии не дают, но я слышала, что, когда становишься самозанятым, открываешь ИП, то можешь от Пенсионного фонда получить 50 000 руб.
А все остальное — это субсидия, но она дается раз в три года на федеральном уровне. Поэтому не все так однозначно.
В любом случае надеяться только на одну господдержку смысла нет, нужно выстраивать бизнес-модель, которая будет приносить доход.
В связи с тем, что у нас в государстве поменялись ОКВЭДы, есть тонкий момент, связанный с лицензированием деятельности. Раньше мы могли работать по определенным ОКВЭДам и не лицензировать свою деятельность, в частности, деятельность детского клуба, то теперь, похоже, обязаны это делать все. И здесь очень сильно вырастают затраты.
Еще летом я бы сказала, что 600 000 — 700 000 руб. стартового капитала было бы достаточно, чтобы запустить детский проект, снять помещение и оборудовать его всем необходимым. Если у вас своя кухня, то это тоже определенные затраты.
А сейчас все упирается в новые требования, и мы еще не знаем, как эти требования коснутся всех нас. Например, у нас в Красногорске очень мало помещений, которые соответствуют таким требованиям.
И эту проблему мы обсуждаем и в Красногорской ассоциации руководителей детских дошкольных учреждений, и в местном бизнес-инкубаторе.
Кадровый дефицит
Сейчас у нас в штате семь специалистов, есть также сотрудники, работающие по договору. Найти их в Красногорске — сложная задача. Двое специалистов ездят к нам из Москвы.
Вообще педагогов, работающих по вальдорфской системе, не так много. Их, как правило, сообщество знает, но при этом все они уже при деле. В поиске помогает сарафанное радио в Содружестве вольдорфских детских садов России, в которое мы тоже входим.
Взгляд на будущее
Сейчас я как раз размышляю о планах на будущее, как «дальше жить» со всем накопленным багажом. И у меня пока нет четкого ответа на этот вопрос. Я точно могу сказать, что наступил переходный период в острой своей фазе и что-то новое должно вот-вот выкристаллизоваться.
Еще в прошлом году у меня была устойчивая идея, и я даже написала бизнес-план для запуска центра лечебной педагогики в Красногорске. Но… пока не сложилось.
Еще у меня в голове есть несколько онлайновых проектов, которые я очень хочу реализовать и держу этот вектор. В общем, есть мысли, эскизы того, что делать дальше, но пока нет целостной картинки, нет завершенности. Многие советуют открыть школу, потому что альтернатив в Красногорске практически нет, а в Москву ездить трудно. Но это совсем другая история…
Источник: https://kontur.ru/articles/4762
Вальдорфский детский сад
Вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление педагогической теории и практики, существующее уже около 100 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861—1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г.
Штутгарте при фабрике «Вальдорф-Астория» (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране.
Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.
Теоретической основой вальдорфской педагогики является антропософия Р. Штайнера, один из постулатов которой — врожденная позитивная природа ребенка. В самом маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность.
Главная задача воспитания — помочь раскрыться и развиться этому началу, а не деформировать его. Всякое вмешательство в жизнь ребенка искажает его природу и принуждает к поступкам, желательным для взрослых, но не для него самого.
Таким образом, необходимо отказаться от какого- либо вмешательства в жизнь ребенка, а значит, и от какой-либо методики или программы воспитания.
Эти положения обусловили несколько своеобразных запретов, существенно отличающих деятельность вальдорфских детских садов от работы других дошкольных учреждений.
Первый из них — это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Маленький ребенок (до 7 лет) постигает мир опытным, а не рассудочным путем.
Следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире, не разрушать его воображения и образности. Значительно важнее в этот период обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая у него желания к различным действиям.
Преждевременную интеллектуальность ребенок может использовать для критики других, для оправдания своих поступков, для демонстрации своих достоинств и предъявления излишних требований.
Поскольку средства массовой коммуникации способствуют преждевременной интеллектуализации, вальдорфская дошкольная педагогика предпочитает значительное ограничение (а иногда и запрет) на использование кино-, теле- и, естественно, компьютерных средств.
Современные средства массовой информации (СМИ) являются для маленького ребенка источником слишком сильных (и часто негативных) впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие.
Они действуют на ребенка разрушительно, он не в силах отстоять собственный мир и попадает в зависимость от технических средств.
Они могут лишить его собственной активности, подавляют его фантазию, многие дети перестают играть, поэтому до определенного возраста необходимо предельно сократить (а лучше вовсе исключить) контакт ребенка со средствами массовой информации.
Еще одно важное своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики — запрет на всякую оценку ребенка. Оценка как отрицательная, так и положительная, считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого.
Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, чтобы получить похвалу или избежать порицания. Поэтому не следует фиксировать внимание ребенка на себе самом — не только на его недостатках, но и на его успехах.
Гораздо важнее в дошкольном возрасте направлять интерес ребенка на какое-либо дело.
Однако отсутствие оценок вовсе не означает безразличие к ребенку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви — главный принцип вальдорфской педагогики.
Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему «нет». Чем реже воспитатель использует слово «нет», тем больший вес оно имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений.
Главный позитивный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики — это подражание воспитателю. При этом подражание понимается не как повторение чужих движений или слов, а скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром.
Воспитание через подражание предъявляет взрослому — воспитателю — значительно более строгие требования, чем воспитание авторитетом. Во всех мыслях и действиях воспитатель должен быть примером для детей.
Поскольку в вальдорфской педагогике нет определенной программы или методики (одно это уже требует высокого мастерства и непрерывного творчества), можно с уверенностью сказать, что воспитатель вальдорф- ского детского сада — это высокий профессионал, непрерывно работающий над собой, мастер своего дела.
Вместе с тем вальдорфская педагогика имеет совершенно четкие методические ориентиры, определяющие стратегию и содержание педагогической работы воспитателя.
Самая важная и главная деятельность детей — это игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя.
Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей.
Взрослый не руководит игрой детей и не оказывает на нее никакого давления, однако он должен создать все необходимые условия для содержательной игры. Среди этих условий можно выделить следующие.
Во-первых, это организация максимально насыщенной эмоциями повседневной жизни. Известно, что чем богаче впечатлениями жизнь ребенка, тем интереснее его игра: ведь в игре дети воспроизводят и проигрывают то, что видели и пережили.
Во-вторых, это обеспечение богатым игровым материалом и создание специально организованной предметной среды (рис. 1.2). Детям предлагаются предельно простые игрушки, в основном из природных материалов.
Так, куклой может быть шарик, обтянутый материей; лошадкой — палочка с условной головой; кубиками — брусочки и палочки разных размеров. Широко используются кусочки материи, камешки, желуди, шишки, каштаны и т.п. Значительную часть игрового материала составляют самодельные игрушки.
Такого рода игровой материал активизирует фантазию ребенка и позволяет ему вложить в каждый предмет свой образ.
Для оборудования игровой комнаты используются специальные ширмы, с помощью которых можно делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин, или кабинет врача, или столовую. Все это должно быть доступно для спонтанной инициативы детей.
Рис. 1.2. Вальдорфская предметная среда
В-третьих, это создание атмосферы, позволяющей углубиться в соответствующую игру и полностью сосредоточиться па ней так, чтобы не мешать другим и чтобы другие тебе не мешали. Воспитатель не вмешивается в игру детей, не оценивает и не комментирует игровые действия. В то же время он держит ситуацию в поле зрения и, если необходимо, помогает детям удержать или развить сюжет.
Все эти условия помогают раскрывать творческое воображение и развивать игровую деятельность каждого ребенка.
Помимо свободной сюжетно-ролевой или режиссерской игры в детском саду используются особые игры, характерные только для вальдорфской педагогики. Следует отметить музыкально-ритмические игры-хороводы, которые называются немецким словом «райгены».
Райген (круг) — это ежедневная общая ритмическая игра-действие, когда дети вместе с воспитательницей проигрывают какой-либо игровой сюжет.
Дети вслед за воспитательницей выполняют характерные движения-жесты, иллюстрирующие содержание сюжета и демонстрирующие в движениях соответствующие образы: перевоплощаются во всевозможные существа и движениями показывают, как растет и распускается цветок, как качаются деревья на ветру, как двигаются разные животные, как работают люди разных профессий и т.д. В таких действиях сочетаются образное воображение, эмоциональное переживание и физическое движение, благодаря чему, как считают валь- дорфские педагоги, достигается гармоничное взаимодействие, взаимопроникновение духа, души и тела.
Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ. Кроме этого, культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилом, игры-ожидания и др.
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности; сказки, песни, танцы, театральные постановки, изобразительная и продуктивная деятельность пронизывают жизнь детей.
Особое внимание на каждом этапе жизни в детском саду уделяется организации детских взаимоотношений. Воспитатель стремится постоянно подчеркивать самоценность и уникальность каждого ребенка, проявляет бережное и уважительное отношение к нему. Детские группы в вальдорф- ских детских садах разновозрастные (от трех до шести лет).
Дети в таких смешанных группах живут, как в большой семье: маленькие стремятся участвовать во всем, что делают старшие, а старшие чувствуют свою «взрослость», помогают маленьким и всячески опекают их. В таких садах отсутствуют соревновательные игры или занятия, детей не сравнивают друг с другом и не оценивают.
Все это, безусловно, способствует гуманным отношениям между детьми.
Среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, па формирование продуктивной деятельности, приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре. Причем все это предлагается в адекватных для дошкольного возраста формах деятельности, главной из которых является игра.
Естественно, что вальдорфская педагогика может быть востребованной только в демократических обществах с выраженными гуманистическими ценностями.
Она остается достаточно узким, элитарным направлением педагогики и вряд ли вальдорфские детские сады смогут приобрести массовый характер, поскольку они предъявляют чрезвычайно высокие требования к педагогическому составу.
Воспитатель такого детского сада должен пройти длительную специальную подготовку и стажировку под руководством опытных специалистов, что, естественно, не дает возможности расширять это направление. Кроме того, такой детский сад предполагает активное участие и сотрудничество родителей, к чему готовы далеко нс все.
Взрослые должны принимать и разделять основные педагогические принципы и ценности вальдорфской педагогики, которые во многом не соответствуют установкам современных родителей. Отсутствие познавательной направленности и специального обучения снижает привлекательность вальдорфских детских садов.
Требования быть ближе к природе и ограничить влияние СМИ также расходятся с представлениями родителей и трудно реализуемы в современных городских условиях. Настораживают и замкнутость данного направления, его оторванность от современных условий жизни, искусственный романтизм, пронизывающий жизнь детей (игры в гномов, принцесс, небесные светила и др.). Все это препятствует широкому распространению вальдорфской педагогики.
Можно видеть, ч то во всех классических системах дошкольной педагогики игра занимает ключевое место, в то же время сама игра понимается и реализуется совершенно по-разному. Различия в определении игры и в понимании ее значения существуют и в настоящее время. Эти различия особенно ярко проявляются при сравнении подхода к игре в западной и в отечественной науке.
Источник: https://studme.org/127023/psihologiya/valdorfskiy_detskiy
Материал на тему: Вальдорфская педагогика. Вальдорфский детский сад. | Социальная сеть работников образования
Вальдорфский детский сад
Вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861—1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г.
Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране.
Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.
Философские основания и педагогические принципы вальдорфской педагогики
Рудольф Штайнер попытался создать в своем учении о человеке такую педагогическую антропологию, которая не оставалась бы системой абстрактных понятий, а могла бы превратиться в «педагогическую интуицию».
Антропософия Р. Штайнера исходит из врожденной позитивной природы ребенка. В самом маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность.
Главная задача воспитания — помочь раскрыться и развиться этому началу, а не деформировать его. Ребенок самодостаточен и полон жизненных сил, и сам может и должен определять путь своего развития.
Всякое вмешательство в его жизнь, всякое давление искажают его природу и принуждают к поступкам, желательным для взрослых, но не для него самого.
Таким образом, необходимо отказаться от какого-либо вмешательства в жизнь ребенка, а значит, отказаться от какой-либо методики или программы воспитания. Эти положения обусловили несколько своеобразных «запретов», существенно отличающих деятельность вальдорфских детских садов от других дошкольных учреждений.
Первый из них — это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до семи лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем.
Мир абстрактных понятий чужд маленькому ребенку, и не нужно преждевременно вводить в него ребенка, пока не окрепнут его духовные и умственные силы. Следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире, не разрушать его воображения и образности.
Значительно важнее в этот период обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям.
Поскольку средства массовой коммуникации способствуют преждевременной интеллектуализации, вальдорфская дошкольная педагогика предпочитает запрет (или значительное ограничение) радио-, кинои телепрограмм. Современные СМИ являются для маленького ребенка источником слишком сильных (и часто негативных) впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие.
Еще одно важное своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики — это запрет на всякую оценку ребенка.
Воспитатели в вальдорфском детском саду избегают всякого вмешательства в свободное развитие ребенка, и оценка как отрицательная, так и положительная, также считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого.
Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания.
При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу, поэтому не следует фиксировать внимание ребенка на себе самом — не только на его недостатках, но и на его успехах. Дети, слишком рано обретающие самосознание, становятся демонстративными, жаждущими непрерывных похвал. Гораздо важнее в дошкольном возрасте направлять интерес ребенка на какое-либо дело, а не на себя самого.
Однако отсутствие оценок вовсе не означает всеобщего безразличия к ребенку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви к ребенку — главный принцип вальдорфской педагогики. Только любовь к ребенку, принятие его индивидуальности позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности.
Воспитатель должен стремиться понять ребенка и позволить реализоваться его собственным силам и способностям. Для этого необходимо отказаться от методов авторитарного воспитания. Следует беречь и поддерживать любую инициативу ребенка и как можно реже говорить ему «нет».
Существуют только три причины, по которым можно отказать или запретить что-то делать:
- 1) если ребенок хочет сделать то, что может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);
- 2) если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);
- 3) если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).
Главный позитивный метод воспитания и основная педагогическая установка вальдорфской педагогики — это подражание воспитателю. В первые семь лет жизни дети обладают интуитивной способностью к непосредственному и естественному подражанию.
Содержание педагогической работы в вальдорфском детском саду
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей.
Сказки или народные предания, рассказанные воспитателем, это не просто приятное времяпрепровождение, а существенный воспитательный момент. Именно через сказку ребенок постигает этические, ценностные представления, начинает понимать и анализировать человеческие качества.
Одна и та же сказка рассказывается детям много раз, пока они ее не освоят и не выучат буквально наизусть. Особое внимание воспитатель должен уделять манере рассказывания. Она должна быть эмоционально выразительной и сопровождаться умелым изображением персонажей.
Особенно ценно общение по поводу сказки. Широко используются также драматическое проигрывание сказок, копирование сказочных персонажей и т. д.
Одно из наиболее распространенных занятий в вальдорфском детском саду — рисование. При этом воспитатель не ставит задачи — научить детей рисовать что-то определенное.
Он просто предоставляет детям возможность повозиться с красками, а сам показывает образец хорошего рисования.
Наблюдая увлеченность взрослого и способы его рисования, дети тоже включаются в художественную деятельность, не спрашивая, что и как им рисовать. После рисования работы детей не обсуждаются и не оцениваются.
Воспитатель радуется вместе с детьми и любуется тому, что могут краски. То же самое относится и к лепке. Лепить рекомендуется из естественных материалов — мягкой глины, воска, теста.
Еще одно традиционное занятие детей — пение и танец. Дети поют не только на специальных занятиях, но и в самых разнообразных ситуациях — в игре, на прогулке, в сопровождении музыкальных инструментов и без него.
Общие песни к дням рождения и праздникам, утренние и вечерние песенки пронизывают повседневную жизнь детей. Принципиальной является установка на живой голос и живую музыку. Магнитофоны и другие музыкальные технические средства исключаются.
Ребята могут играть на простых музыкальных инструментах — колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, простых детских флейтах и пр.
Специфическое для вальдорфской педагогики занятие — эвритмия (или ритмика). Эвритмия — это искусство движения, созданное Штайнером. Это слово означает «правильный ритм»: ребенок посредством движений и жестов пытается выразить настроение и гармонию музыки.
Исполняя какое-либо стихотворение или мелодию, ребенок пытается жестами передать значение и настроение произведения. Поэтому эвритмию называют зримой речью или зримым пением. Занятия эвритмией проводятся на основе подражания воспитателю. Материалом для его работы служат стихи, сказочные сюжеты, детские песенки.
Один и тот же сюжет повторяется на протяжении пяти – восьми занятий.
К занятиям искусством относятся также различные театрализованные представления. Это спектакли по сказкам или кукольные спектакли. Регулярное рассказывание сказки время от времени заменяется кукольным представлением, которое показывают детям взрослые. Сами дети тоже любят готовить и показывать друг другу кукольные спектакли.
Помимо занятий искусствами в вальдорфском детском саду в воспитательных целях широко используются различные формы ручного труда. Это прежде всего приучение детей к ведению домашнего хозяйства.
Дети принимают участие в приготовлении пищи (выпечка печенья, хлеба, приготовление салатов, сервировка стола), в уборке помещения группы и т. д.
Дети занимаются также рукоделием и овладевают различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, изготовление свечей, корзиночек, фонариков и др. Готовясь к праздникам и спектаклям, дети мастерят различные детские поделки.
Однако самая важная и главная деятельность детей — это игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя.
Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей. Взрослый не руководит игрой детей и не оказывает на нее никакого давления, однако он должен создать все необходимые условия для содержательной игры.
Среди этих условий можно выделить следующие.
Во-первых, это организация максимально насыщенной эмоциями повседневной жизни. Известно, что чем богаче впечатлениями жизнь ребенка, тем интереснее его игра: ведь в игре дети воспроизводят и проигрывают то, что они видели и пережили.
Во-вторых, это обеспечение богатым игровым материалом и создание специально организованной предметной среды. Детям предлагаются предельно простые игрушки, в основном из природных материалов.
Так, куклой может быть шарик, обтянутый материей; лошадкой — палочка с условной головой; кубиками — брусочки и палочки разных размеров. Широко используются кусочки материи, камешки, желуди, шишки, каштаны и др. Значительную часть игрового материала составляют самодельные игрушки.
Такого рода игровой материал активизирует фантазию ребенка и позволяет ему вложить в каждый предмет свой образ.
Для оборудования игровой комнаты используются специальные ширмы, с помощью которых можно делить пространство комнаты на отдельные уголки, например устроить магазин, или кабинет врача, или столовую. Все это должно быть доступно для спонтанной инициативы детей.
В-третьих, это создание атмосферы, позволяющей углубиться в соответствующую игру и полностью сосредоточиться на ней так, чтобы не мешать другим и чтобы другие тебе не мешали. Воспитатель не вмешивается в игру детей, не оценивает и не комментирует игровые действия. В то же время он держит ситуацию в поле зрения и, если необходимо, помогает детям удержать или развить сюжет.
Все эти условия помогают раскрывать творческое воображение и развивать игровую деятельность каждого ребенка.
Помимо свободной сюжетно-ролевой или режиссерской игры в детском саду используются особые игры, характерные только для вальдорфской педагогики. Так, следует отметить музыкально-ритмические игры-хороводы, которые называются немецким словом «райгены».
Райген — это ежедневная общая ритмическая игра-действие, когда дети вместе с воспитательницей проигрывают какой-либо игровой сюжет. Дети вслед за воспитательницей выполняют характерные движения-жесты, иллюстрирующие содержание сюжета и демонстрирующие в движениях соответствующие образы.
Например, встав на цыпочки и высоко поднимая руки, они изображают восход солнца. Присев на корточки, дети показывают, как гномики собирают сокровища в мешочки. Громко топая ногами, они демонстрируют шаги великанов.
Дети перевоплощаются во всевозможные существа и своими движениями показывают, как растет и распускается цветок, как качаются деревья на ветру, как двигаются разные животные, как работают люди разных профессий и т. д.
В таких действиях сочетаются образное воображение, эмоциональное переживание и физическое движение, благодаря чему, как считают вальдорфские педагоги, достигается гармоничное взаимодействие, взаимопроникновение духа, души и тела.
Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ. Кроме этого культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилами, игры-ожидания и др.
Все перечисленные игры и занятия имеют свое определенное место в ритме дня группы.
Организация жизни в вальдорфском детском саду
Ритм дня представляет собой чередование «выдоха и вдоха», т. е. самостоятельных форм детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя («выдох»), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое («вдох»).
Первая фаза дня — «выдох» — свободные занятия или игра. Когда дети приходят в группу, воспитательница уже занимается какой-либо работой: что-то мастерит, рисует или готовит завтрак.
Дети могут присоединиться к ней и начать делать что-то вместе. Те, кто предпочитает свободную игру, могут играть.
На игру отводится не менее 1,5—2 ч, чтобы ребенок мог «переработать» свой опыт и раскрыть свои творческие возможности.
Вторая фаза дня — «вдох» — утренний «Круг» (райген). Дети образуют хоровод и воспроизводят движения, позы, слова и песни воспитательницы. Никакого давления, оценивания или коррекции не происходит: каждый делает, как получается. Раз в неделю может быть небольшой урок эвритмии.
Затем дети идут в туалет, моют руки и готовятся к завтраку. Все переходные моменты сопровождаются определенными ритуалами, которые придумывает каждая воспитательница. Это может быть песенка, звонок колокольчика, зажигание свечки и пр.
Важно, что это не инструкции или указания взрослого, а знакомые и понятные каждому ребенку символы, обозначающие следующий шаг их дня.
Прием пищи — важная часть в жизни группы. Дети видят, как готовится еда, и многие сами участвуют в этом процессе, поэтому проблем с приемом пищи, столь характерных для обычных детских садов, здесь как правило, не возникает. Отношение к пище связано с нравственно-религиозным аспектом воспитания.
Атмосфера благодарности за все, что дается человеку, есть, по мнению вальдорфских педагогов, основа нравственной жизни личности. Перед завтраком дети поют песенку или читают несложную молитву, в которой выражается благодарность за «хлеб насущный». Выражение благодарности может принимать самые разные формы.
Важно только, чтобы предлагаемые варианты имели одновременно наглядно-чувственный и духовный характер.
Третья фаза дня — «выдох» — игры и прогулка на свежем воздухе. Основное занятие на свежем воздухе — свободная подвижная игра. Воспитательница ненавязчиво обращает внимание детей на природные явления, на деятельность людей и пр.
Четвертая фаза дня — «вдох» — сказка. Сказки подбираются в соответствии с временем года или в связи с праздником. Ритмичное чередование занятий в разных группах может варьироваться в зависимости от внешних условий и характера воспитательницы, но после установления определенного режима его необходимо поддерживать.
Помимо ритма дня соблюдаются ритм недели и ритм года. На протяжении недели специальные дни отводятся для таких занятий, как живопись, кукольный театр, лепка, эвритмия. Пятница, как правило, — день генеральной уборки.
Годичный ритм — это прежде всего праздники, которым в вальдорфском детском саду уделяется большое внимание. В проведении праздников педагоги ориентируются на обычаи и национальные традиции своего народа. Особое внимание на каждом этапе жизни в детском саду уделяется организации детских взаимоотношений.
Детские группы в вальдорфских детских садах разновозрастные (от трех до шести лет). Дети в таких смешанных группах живут, как в большой семье: маленькие стремятся участвовать во всем, что делают старшие, а старшие чувствуют свою «взрослость», помогают маленьким и всячески опекают их.
В таких садах отсутствуют соревновательные игры или занятия, детей не сравнивают друг с другом и не оценивают. Здесь нет лучших или худших — все уникальны и бесценны! Дети не конкурируют друг с другом и не демонстрируют друг перед другом свою силу.
Все это, безусловно, формирует здоровое нравственное начало и способствует гуманным отношениям между детьми.
Значение и своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики
Из всего сказанного следует, что теория и практика вальдорфского детского сада имеют большое значение для развития дошкольной педагогики.
Среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре.
Причем все это предлагается в адекватных для дошкольного возраста формах деятельности. Огромный интерес представляют и методы нравственного воспитания. Отсутствие конкуренции, направленности на оценку взрослого и на свое самоутверждение позволяет детям видеть достижения и переживания других, помогать своим сверстникам и поддерживать их.
Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах выгодно отличаются духом доброжелательности и солидарности, отсутствием конфликтности и агрессивности, умением слышать и понимать другого. При этом каждый ребенок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Независимость от чужих оценок и нонконформизм также отличают этих детей.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/01/valdorfskaya-pedagogika-valdorfskiy-detskiy-sad