Виды эвм — студенческий портал

Хочется уделить немного строк истории, ведь все-таки интересно как все зарождалось. Особенно сейчас молодежь будет крайне удивлена, что самая первая электронно-вычислительная машина занимала много места, и не была столь богата вычислениями.

Помню когда учился в институте, нам на уроке информатики показывали такой аппарат, который еле помещался в отдельной комнате. Самый первый жесткий диск, размером был наверное с ламповый телевизор.

Сразу оговорюсь в дебри я лесть не буду, не буду затрагивать то время когда появились первые вычислительные аппараты на вроде логарифмической линейки и подобных аппаратов.

Все началось в далеких 40-х годах 20 века и надо отдать должное таким теоретикам и практикам вычислительной техники, как Алан Тьюринг (думаю студенты технических ВУЗов знакомы с машиной Тьюринга), Конрад Цузе, Клод Шеннон, Джон Атанасооф, Говард Эйкен, Преспер Экерт, Джон фон Нейман и ряду других ученых и инженеров.

Виды ЭВМ - Студенческий порталАлан Тьюринг
Виды ЭВМ - Студенческий порталКонрад Цузе
Виды ЭВМ - Студенческий порталКлод Шеннон
Виды ЭВМ - Студенческий порталДжон Атанасооф
Виды ЭВМ - Студенческий порталГовард Эйкен
Виды ЭВМ - Студенческий порталДжон фон Нейман

В 1941 году в Германии под руководством Конрада Цузе была создана электромеханическая вычислительная «Z-3″, использовалась для конструкторских расчетов самолетов и ракет. В дальнейшем ее развитие не получило поддержки у правительства Германии.

Виды ЭВМ - Студенческий порталZ-3

По заказу ВМФ США и финансовой поддержке фирмы IBM в 1943 году под руководством Говарда Эйкена была создана первая цифровая вычислительная машина «Mark-1″.

Размеры универсального «Mark-1″ были в высоту более 2,5 метров и в длину около 17 метров. Данные в машину вводились с помощью перфоленты, а вместо переключателей использовались электромеханические реле. Она могла за 3 сек. умножить два числа, и за 0,3 сек.

выполнять сложение и вычитание, а применялась для расчета траектории полета артиллерийских снарядов.

Виды ЭВМ - Студенческий порталMark-1

Великобритания также не отставала, и в конце 1943 года появилась вычислительная машина «Colossus«, у которой уже использовались электронные лампы, и насчитывалось порядка 2000 тыс.

Над разработкой трудился Алан Тьюринг.

Машина имела узкоспециализированную направленность и была предназначена для дешифровки немецких кодов путем их перебора, производительность достигала до 5000 символов в секунду.

Виды ЭВМ - Студенческий порталColossus

В 1946 году по заказу Министерства обороны США под руководством Преспера Экерта была создана первая ламповая универсальная цифровая вычислительная машина «ENIAC».

Виды ЭВМ - Студенческий порталENIAC

Содержит 17000 электронных ламп.

По своим размерам переплюнула «Mark-1» и была около 6 метров в высоту и 26 метров в длину, но и по производительности была гораздо лучше, и совершала 300 операций умножения в секунду.

На этом компьютере были проведены расчеты по созданию водородной бомбы. «ENIAC» нельзя назвать совершенным компьютером, он создавался в военное время в большой спешке. Был построен в одном экземпляре.

Те же разработчики сделали следующую модель в 1945-1951 гг., под названием «EDVAC«.

EDVAC

Данная модель имела внушительную внутреннюю память, куда можно было записывать не только данные но и программы. Система кодировки отличалась от предшественников и была двоичной, что в свою очередь позволило сократить количество электронных ламп.

Великий математик Джон фон Нейман принимал активное участие в качестве консультанта, и опубликовал свой доклад, в котором описал не только конкретную машину но и обрисовал формальную, логическую организацию компьютера, которая используется по сей день и называется «архитектура фон Неймана».

В 1948 году наши соотечественники сотрудники Энергетического института АН СССР Исаак Брук и Башир Рамеев получили авторское свидетельство на изобретение «Автоматической цифровой вычислительной машины».

 В это же время в Институте электротехники АН УССР под руководством академика Сергея Лебедева начались работы над проектом создания «МЭСМ» (малой электронно-счетной машины). Опытные образцы, так же, как и в США использовались для проведения особо важных расчетов (засекреченных).

Разработки в области создания ЭВМ велись в нескольких направлениях. «МЭСМ» была введена в декабре 1951 года и стала первой действующей ЭВМ в СССР.

В 1953 году Сергей Лебедев стал директором московского Института точной механики и вычислительной техники и возглавил разработку знаменитой серии «БЭСМ» (большая электро-счетная машина). Каждая машина созданная в этой серии была по-своему уникальна.

Исаак Брук
Башир Рамеев

«БЭСМ-1» – имела 5000 электронных ламп, выполняла 8-10 тыс. операций.

Особое место в развитии отечественной вычислительной техники заняла «БЭСМ-6«, которую выпустили в 1967 году и выпускали ее в течении 17 лет. Производительность чудо машины была 1 млн.

операций в секунду, также была первая полноценная операционная система, имелись ценнейшие библиотеки стандартных программ.

БЭСМ-2
БЭСМ-6

В отличие от запада заказчиками были в основном военные, но постепенно ученые и чиновники стали осознавать роль вычислительных машин в экономике.

В декабре 1969 года на правительственном уровне принято решение выбрать в качестве промышленного стандарта для универсальных вычислительных машин единой серии («ЕС ЭВМ«) серию машин «IBM S/360«.

Производство данных машин было налажено совместно с другими социалистическими странами в рамках СЭВ. На этом начался закат эры отечественной индустрии вычислительной техники, у государства не хватало средств, да и от запада мы отставали в разы.

ЕС ЭВМ

Подводя итог данного материала стоит выделить четыре поколения ЭВМ:

  1. Период с 1946 по 1960: элементная база вакуумные электронные лампы; архитектура фон Неймана; быстродействие 10-20 тыс. операций в секунду; программное обеспечение машинные языки; пользователи инженеры-программисты; размещались в машинных залах.
  2. Период с 1955 по 1970: элементная база полупроводниковые диоды и транзисторы; архитектура мультипрограммного режима; быстродействие 100-500 операций в секунду; программное обеспечение операционные системы, трансляторы с алгоритмических языков; пользователи профессиональные программисты; размещение отдельное помещение.
  3. Период с 1965 по 1980: построены на интегральных схем; архитектура локальные сети ЭВМ, вычислительные системы коллективного пользования; быстродействие около 1 млн. операций в секунду; программное обеспечение операционные системы, диалоговые системы, системы машинной графики; использовалась программистами, пользователями; размещение терминальный зал.
  4. 1980 по настоящее время: построены на сверх больших интегральных схемах; архитектура многопроцессорных систем, персональные компьютеры, глобальные сети; быстродействие десятки и сотни млн. операций в секунд; программное обеспечение пакеты прикладных программ, базы данных, браузеры; пользователи с общей компьютерной подготовкой; размещение рабочий стол и мобильное расположение.

Главной тенденцией развития вычислительной техники в настоящее время является дальнейшее расширение сфер применения.

Вам понравилась статья и есть желание помочь моему проекту, можете пожертвовать на дальнейшее развитие воспользовавшись формой ниже. Или достаточно просто открыть пару баннеров с рекламой, это тоже поможет мне, но и не затруднит Вас.

Источник: https://cool-zero.ru/?p=35

Программы для ЭВМ, БД

Программа для ЭВМ — представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы (статья 1261 ГК РФ).

База данных – представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ) (статья 1260 ГК РФ).

Страницы: 1 2 3 4 5 … 8 Все

Архив

  • Для новичков
  • Руководство  по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных
  • Руководство  по внесению изменений в реестры программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, а также в свидетельства о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральной микросхемы

Внимание! При обращении за получением услуги по государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) необходимо иметь ввиду, что ведение переписки по заявкам через указанный портал не предусмотрено. В связи с этим дополнительные материалы в том числе ответы на запросы необходимо представлять отправлением через организацию почтовой связи или в окно приема документов по адресу: Бережковская наб. д.30, стр.1.    Подробнее ⇒

IV часть ГК РФ – Глава 70. Авторское право Налоговый кодекс РФ – Глава 25.3. Государственная пошлина Административный регламент по ПрЭВМ, БД Административный регламент по внесению изменений в реестры, а также в свидетельства о государственной регистрации Административный регламент по публикации решений судов Правила оформления заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ или БД… Германские законы в области права интеллектуальной собственности на русском языке Все НПА ⇒
Официальный бюллетень Проспект изданий и баз данных  Реестр программ для ЭВМ Реестр баз данных Квалификационный экзамен Поиск патентных поверенных Подробнее ⇒
Образцы заявлений Подробнее ⇒ Административный регламент по государственной регистрации распоряжения по договору исключительным правом на РИД Административный регламент по регистрации перехода исключительного права без договора Правила регистрации распоряжения исключительным правом по договору и перехода исключительного права на РИД без договора Подробнее ⇒
Реквизиты Подробнее ⇒ Раздел 1. Деятельность Роспатента Подробнее ⇒
Услуги по программам для ЭВМ и БД Реквизиты Все услуги ⇒ Контакты отдела регистрации ПрЭВМ, БД, ТИМС Подробнее ⇒

 
Виды ЭВМ - Студенческий портал
Виды ЭВМ - Студенческий портал

Источник: https://www1.fips.ru/to-applicants/software-and-databases/

230101 "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"

  • Специальность 230101″Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» (начиная с 1991 г.);
  • Выпускнику присваивается квалификация – «инженер», срок обучения 5 лет.
  • Скачать учебный план в формате MsWord
  • Специализация – «Использование средств вычислительной техники транспорта».
  • Выпускающая кафедра – «Вычислительная техника и автоматизированные системы управления»

Виды ЭВМ - Студенческий портал

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; системы автоматизированного проектирования; программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы); математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

Сферы профессиональной деятельности: машиностроение, приборостроение, наука и образование, металлургия, энергетика, техническая физика, административное управление, бизнес, ядерная энергетика, геология и нефтегазодобыча, химико-лесной комплекс, телекоммуникации, связь, горное дело, управление технологическими процессами, медицинские технологии, системы массовой информации, текстильная и легкая промышленность, строительство, экология.

Виды ЭВМ - Студенческий портал

Основные учебные дисциплины: информатика, лингвистическое обеспечение компьютерных технологий, математическая логика и теория алгоритмов, электротехника и электроника, основы теории управления, организация ЭВМ и систем, сети ЭВМ и телекоммуникации, методы и средства защиты компьютерной информации, теория автоматов, конструкторско- технологическое обеспечение производства ЭВМ, системное программное обеспечение, микропроцессорные системы, интерфейсы периферийных устройств, надежность и качество ЭВМ, комплексов и систем.

Материально-техническое и интеллектуальное обеспечение учебного процесса: студенты занимаются в хорошо оборудованных аудиториях, современных компьютерных классах и лабораториях.

В их распоряжении находятся учебно-методические кабинеты, библиотека университета с большим выбором учебных и научных изданий в печатном и электронном форматах. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели.

Производственную практику студенты проходят в отделах вычислительной техники, информационно-вычислительных центрах и других подразделениях ОАО «РЖД». Во время учебы студенты ведут научно-исследовательскую работу и принимают участие в студенческих научных конференциях.

Дополнительная информация: По окончании университета наши выпускники распределяются на работу в подразделения ОАО «РЖД» по всей России. Они также могут работать на любых государственных и коммерческих предприятиях и организациях, где используется компьютерная техника. Мы выпускаем специалистов, подготовленных к работе в качестве:

  • инженера-программиста (системный программист),
  • инженера-системотехника,
  • специалиста по работе с вычислительными системами,
  • разработчика программно-аппаратных комплексов,
  • разработчика программного обеспечения для микроконтроллеров,
  • разработчика операционных систем,
  • других должностей, соответствующих его квалификации.

Инженеры специальности «Вычислительные машины, комплексы системы и сети» являются одними из наиболее востребованных на рынке труда. Их средняя заработная плата – одна из самых высоких в нашей стране и зависит от уровня квалификации специалиста.

Практика показывает, что наибольшего успеха достигают выпускники, начавшие применять свои знания на производстве еще во время учебы и использующие приобретаемый профессиональный опыт в своих учебных и научных работах.

Обучаясь по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», студенты получают знание компьютерной и телекоммуникационной аппаратуры: многопроцессорные и мультикомпьютерные системы, персональные и промышленные компьютеры, принтеры, сканеры, мультимедиа, маршрутизаторы; локальные, корпоративные и глобальные сети и их программное обеспечение. Студенты получают навыки организации и поддержки компьютерных сетей, получают опыт работы в глобальной сети Internet, обучаются созданию операционных систем. Ну, и самое важное овладевают навыками программирования на нескольких языках, что очень важно в современном компьютерном мире. На железнодорожном транспорте эти специалисты занимаются проектированием, монтажом и наладкой, эксплуатацией информационно- вычислительных центров и сети передачи данных железнодорожного транспорта.

Источник: http://www.rgups.ru/content-pages/230101-vychislitel-nye-mashiny-kom-783/

1 История развития и классификация ЭВМ

  • История развития и классификация ЭВМ (Лекция 1)
  • Понятие архитектуры ЭВМ
  • Под архитектурой ЭВМ можно понимать совокупность таких компонент, как:      
  • ·     Внутреннее аппаратное обеспечение – комплект оборудования, технологии производства;
  • ·     Программное обеспечение – операционная система, файловая система, система команд;
  • ·     Внешнее аппаратное обеспечение – периферийные устройства, сети.
  • Классификация ЭВМ
  • Как и любые другие приборы, ЭВМ можно классифицировать по используемой элементарной базе или времени их выпуска:
  • ·     Электромеханические устройства (конец 19 века – 1930-е годы);
  • ·     Электронно-вакуумные приборы (1940-е – 1950-е);
  • ·     Полупроводниковые транзисторы и диоды (1950-е, начало 1960-х);
  • ·     Интегральные схемы, БИС, СБИС (с 1960-х по настоящее время)

По производительности ЭВМ можно разделить на большие ЭВМ (mainframe-основной блок), мини — и микро-ЭВМ. Отдельным подклассом микро-ЭВМ можно выделить класс персональных ЭВМ. ПЭВМ производятся наиболее массово, стоят дешевле других машин, справляются с любыми возникающими в быту и в производстве задачами, полностью обеспечены системными и прикладными программами. Большие ЭВМ используются в промышленности и науке для высоконадежного управления и высокопроизводительной обработки огромных объемов информации.

По области применения ЭВМ можно классифицировать на универсальные и управляющие. Универсальные машины спосбны найти применение почти в любой области. Управляющие ЭВМ необходимы для контроля и управления каким-то конкретным агрегатом, прибором, устройством.

По функциональной принадлежности в системе из нескольких машин ЭВМ можно разделить на рабочие станции и серверы.

История развития ЭВМ

Первенство в этом вопросе чаще всего отдаётся такому устройству, как арифмометр. Промышленное производство арифмометров (3 операции умножения 8-значных числа в минуту) началось в 1822 году.

В 1874 году Вильгод Однер, швед по национальности, живший в России, начал работать над арифмометром, а в 1890 году налаживает их массовый выпуск. В первой четверти 20-го века счетные аппараты Однера под разными названиями выпускались во всем мире и только «российский парк» подобных аппаратов составлял свыше 22 тысячи единиц.

Виды ЭВМ - Студенческий портал

 В 1924г.

компания Computing Tabulating Recording (CTR), работающая в области системного анализа в бизнесе с использованием статистических данных, обрабатываемых на электромеханических счетно-перфорационных машинах,  была переименована в International Business Machines (IBM). Этим было подчеркнуто основное направление деятельности компании и назначение выпускаемых ею средств вычислительной техники (табуляторов и других счетно-перфорационных машин).

Когда в 1935г. правительству США понадобились системы автоматизированного учета занятости, способные обрабатывать данные о 26 млн. человек, IBM была готова исполнить этот заказ в кратчайшие сроки.

В начале 40-х годов в лабораториях IBM совместно с учеными Гарвардского университета была начата разработка одной из первых электромеханических вычислительных машин. Она была собрана в 1944 г. и получила название «Марк-1».

В 1953г. была выпущена IBM 701, построенная на электронно-вакуумных лампах, с быстродействием до 17 тыс. оп./с.

В 1955г. был представлен IBM 705, как первая коммерческая машина, имеющая арифметику с плавающей точкой.

В 1959г. IBM выпустила IBM 1401 – коммерческую машину на транзисторах. Она была поставлена более чем в 10 тысячах экземпляров. В том же году IBM создала свой первый мэйнфрейм модели IBM 7090, полностью выполненный на базе транзисторов, с быстродействием 229 тыс. оп./c, а в 1961г. разработала модель IBM 7030 для ядерной лаборатории США в Лос-Аламосе.

В апреле 1964г. IBM анонсировала System/360 – первое семейство универсальных программно-совместимых компьютеров и периферийного оборудования. Элементной базой семейства 360 были выбраны гибридные микросхемы, благодаря чему новые модели стали считать машинами третьего поколения.

В 1971г. IBM представила две модели семейства System/370 (370/135 и 370/195), преемника System/360 на новой технической базе – монолитных интегральных схемах.

В 1980г., переживая финансовый кризис, руководство компании приняло решение о разработке недорогого персонального компьютера (ПК), и 13 августа следующего года представило IBM 150 Personal Computer, машину, вошедшую в историю как IBM PC.

В IBM PC были использованы разработки других фирм: микропроцессор i8088 корпорации Intel, операционная система DOS корпорации Microsoft. Хотя архитектуру ПК сейчас называют Wintel (Windows + Intel), все равно IBM PC стала фактически мировым стандартом. Объявленная базовая цена составляла $1565.

Официальная презентация IBM PC состоялась 12 сентября 1981 г. в Нью-Йорке.

Продажи были начаты в октябре 1981 г., и уже к концу года было продано более 35 тыс. машин, а в течение первого года выпуска – 136 тыс. Пять лет спустя выпуск ПК достиг 3 млн. штук. За последние 15 лет в США было куплено ПК больше, чем автомобилей.

Надо отметить, что за пять лет до появления IBM РС первый ПК был создан основателями фирмы Apple Computer.

Однако на становлении феномена персонального компьютера в мире сыграли роль прежде всего производственная мощь корпорации IBM и грамотная научно-техническая и маркетинговая политика (массовый выпуск программного обеспечения).

Корпорация IBM является лидером по числу полученных и внедренных патентов. В 1997г. она получила 1724 патента США, из которых 550 связаны с разработкой программ, а 250 – с сетевыми технологиями. Исследовательский центр IBM предложил следующие наиболее важные решения:

  1. ·     дисковые накопители;
  2. ·     динамическую оперативную память (30 лет назад был зарегистрирован патент IBM);
  3. ·     реляционные СУБД (System R в конце 70-х годов, источник языка SQL, ставшего стандартом, и СУБД DB2, на которую продано 10 тыс. лицензий;
  4. ·     RISC-процессоры (первый создан 20 лет назад, а недавно объявлен выпуск нового микропроцессора POWER PC с тактовой частотой 2 ГГц);
  5. ·     технологии микроэлектроники.
  6. Универсальные и управляющие ЭВМ

Главное отличие управляющих машин от универсальных ЭВМ состоит в особенности их связи с внешним миром (управляемым объектом). Исходные данные поступают в машину, минуя человека, непосредственно от измерительных приборов или других устройств, фиксирующих характерные параметры объекта, сигналы управления также выдаются машиной непосредственно на объект.

Для этого в составе управляющей машины следует предусмотреть специальные устройства связи с объектом. Кроме того, управляющие машины должны обеспечить работу в реальном масштабе времени, что предъявляет специфические требования к их прикладному и системному программному обеспечению.

А это, в свою очередь, предопределяет аппаратную архитектуру и структуру машины.

К управляющим машинам предъявляются более высокие требования по надежности, чем к вычислительным машинам. Даже повторение вычислений, позволяющее исключить ошибки при проведении расчетов на вычислительных машинах, как правило, невозможно в системах реального времени.

Для задач управления технологическими процессами и объектами в большинстве случаев достаточно точности вычислений порядка 0,1% (реже 0,01%), так как исходные данные измеряются все равно с определенной погрешностью. Поэтому представление данных может быть ограничено машинным словом длиной 15-32 двоичных разрядов, а не 32, 48, 64 разряда, как в универсальных ЭВМ.

Эти принципиальные отличия обусловили выделение управляющих машин в самостоятельный класс средств вычислительной техники наряду с классом универсальных ЭВМ, предназначенных для решения вычислительных задач и обработки данных. В англоязычной терминологии класс управляющих ЭВМ определен как control computers.

Программное обеспечение

Любые ЭВМ необходимо снабдить программами. Управляющие  ЭВМ работают по специальным программам, алгоритм которых предусматривает решение конкретной задачи.

Большие универсальные ЭВМ решают узкоспециальные задачи, поэтому снабжаются специфичным программным обеспечением. Обычно для каждого класса ЭВМ разрабатывались свои ОС.

Наиболее распространенными ОС для мэйнфреймов IBM семейства System/360 в своё время являлись DOS/360 для малых машин и OS/360 для больших машин.

Для современных мэйнфреймов серий S/390, z900 и RS/6000, которые обслуживают сети, в настоящее время ведутся работы по модификации версий ОС Unix и Linux.

Для микро-ЭВМ наиболее известны операционные системы – MS-DOS, Linux, MacOS и, конечно же, Windows. Одними из первых программ для микро-ЭВМ были языки программирования высокого уровня (Бейсик), игры, текстовые редакторы и табличные процессоры. Наличие удобного и разнообразного программного обеспечения сделало этот класс ЭВМ популярным.

Источник: https://studizba.com/lectures/10-informatika-i-programmirovanie/284-arhitektura-evm/3600-1-istoriya-razvitiya-i-klassifikaciya-evm.html

Организация ЭВМ и систем

  • Основной целью и задачей курса «Организация ЭВМ и систем» является получение студентами систематизированных сведений об архитектуре и принципе работы современных и перспективных вычислительных систем различного назначения, об основах их функционирования.
    Подробнее о дисциплине

    В результате изучения дисциплины студент должен:

    • знать основные виды архитектуры ЭВМ и систем, принципы работы однопроцессорных и многопроцессорных комплексов и систем
    • уметь по техническим требованиям сформировать структуру вычислительной системы, режимы функционирования. Уметь разрабатывать структурные и функциональные схемы всех узлов ЭВМ, знать и применять методы повышения производительности и надежности вычислительных систем, выбирать, а при необходимости и разрабатывать, структуру и компоненты ПО, уметь оценивать основные характеристики системы, иметь представление о перспективах развития ЭВМ и систем.

    Дисциплина связана с предшествующими дисциплинами: «Вычислительная математика», «Информатика», «Электротехника и электроника», «Программирование на языке высокого уровня».

    Список рекомендованной литературы:

    1. Бурдинский И.Н. Системы счисления и арифметика ЭВМ, 2008
    2. Каган Б.М.,Сташин В.В. Основы проектирования микропроцессорных устройств автоматики, 1987
    3. Джордейн Р. Справочник программиста ПК типа IBM PC, XT и АТ: Пер. с англ./ Предисл. Н.В. Гайского, 1991
    4. Шевкопляс Б.В. Микропроцессорные структуры. Инженерные решения. Микропроцессоры. В 3-х книгах./ под ред. Л.Н. Преснухина, 1986
    5. Пухальский Новосельцева Т.Я. Проектирование дискретных устройств на интегральных микросхемах: Справочник, 1990
    6. Хвощ С.Т. и др. Микропроцессоры и микроЭВМ в системах автоматического управления: Справочник, 1987
    7. Сташин В.В.Мологонцева А.В. Проектирование цифровых устройств на однокристальных микроконтроллерах, 1990
    8. Однокристальные микроЭВМ. Справочник, 1994
    9. Соловьев В.В. Проектирование функциональных узлов цифровых систем на программируемых логических устройствах, 1996

    Вопросы входного контроля:

    Вычислительная математика

    1. Особенности математических вычислений, реализуемых на ЭВМ.
    2. Теоретические основы численных методов: погрешности вычислений; устойчивость и сложность алгоритма (по памяти, по времени).
    3. Математические программные системы.

    Информатика

    1. Понятие «информация» и ее измерение; количество и качество информации; единицы измерения информации.
    2. Сообщения и сигналы; кодирование и квантование сигналов.
    3. Технические и программные средства информационных технологий; основные виды обработки данных; обработка аналоговой и цифровой информации; устройства обработки данных и их характеристики.
    4. Представление информации в цифровых автоматах (ЦА); позиционные системы счисления; методы перевода чисел; форматы представления чисел с плавающей запятой; двоичная арифметика; коды — прямой, обратный, дополнительный, модифицированный; выполнение арифметических операций с числами с фиксированной и плавающей запятой.

    Электротехника и электроника

    1. Основные законы теории электрических и магнитных цепей; переходные процессы во временной области.
    2. Схемы замещения, параметры и характеристики полупроводниковых приборов.
    3. Цифровой ключ; базовые элементы, свойства и сравнительные характеристики современных интегральных систем элементов.
    4. Методы и средства автоматизации схемотехнического проектирования электронных схем.
    5. Программирование на языке высокого уровня
    6. Основные этапы решения задач на ЭВМ.
    7. Способы записи алгоритма.

    Программирование на языке высокого уровня

    1. Программирование рекурсивных алгоритмов.
    2. Способы конструирования и верификации программ.

    Вопросы выходного контроля:

    1. Основные характеристики, области применения ЭВМ различных классов.
    2. Схемотехника ЭВМ.
    3. Принцип построения и работы сумматора.
    4. Назначение и структура процессора.
    5. Операционное устройство: назначение и принципы функционирования.
    6. Устройство управления (УУ): назначение и принципы функционирования.
    7. Конвейер.
    8. Принцип микропрограммирования.
    9. Архитектура RISCпроцессоров.
    10. Архитектура CISCпроцессоров.
    11. ЗУ – классификация, принципы построения и функционирования.
    12. ОЗУ – классификация, принципы построения и функционирования.
    13. ПЗУ– классификация, принципы построения и функционирования.
    14. Методы расширения адресного пространства.
    15. Основные понятия, принципы построения и классификация интерфейсов.
    16. Арбитраж – централизованные структуры.
    17. Арбитраж – децентрализованные структуры.
    18. Программный обмен.
    19. Обмен по прерываниям программы.
    20. Прямой доступ к памяти.
    21. Организация устройств ввода-вывода.
    22. Архитектурные особенности организации обмена для ЭВМ различных классов.
    23. Перспективные направления построения ЭВМ — однокристальные системы.
    24. Перспективные направления построения ЭВМ — технология FPGA.
    25. Перспективные направления построения ЭВМ — Технология CSoC.
    • Программа дисциплины скачать (405.4 KБ)
    • Учебное пособие по изучению курса дисциплины «Системы счисления и арифметика ЭВМ» скачать (622.8 KБ)
    • Дополнительные материалы к лекциям (составлены студентами) скачать (5.4 MБ)
    • Методические указания к выполнению лабораторных работ скачать (3.0 MБ)

Источник: http://pnu.edu.ru/ru/faculties/full_time/fait/vt/study/organization/?special=0

Курс "ЭВМ и периферийные устройства"

доц. Кузьмин А.А.

Слушатели

Студенты, обучающиеся в 6 семестре по направлению бакалавриата «Информатика и вычислительная техника»

Основные цели курса

Освоение фундаментальных принципов организации цифровых электронных вычислительных машин (компьютеров), их основных устройств и узлов, а также принципов организации периферийных устройств и интерфейсов ЭВМ и вычислительных комплексов.

Формирование у учащихся знаний фундаментальных идей, лежащих в основе функционирования цифровых вычислительных устройств; усвоение учащимися знаний принципов организации (построения и взаимодействия) устройств ЭВМ, а именно умений ориентироваться в структурных и функциональных схемах систем запоминающих устройств, операционных (арифметико-логических) и управляющих устройств, объединенных в единое процессорное устройство с системой ввода-вывода информации; получение систематических представлений о современной элементной базе ЭВМ, от однокристальных до больших ЭВМ и комплексов и навыков практической работы со специальной литературой и описаниями вычислительных устройств и систем.

Планируемые результаты изучения дисциплины (задачи курса)

В результате изучения дисциплины формируется знание важнейших принципов организации цифровых электронных вычислительных машин, их основных устройств и узлов, а также принципов организации на базе компьютерных устройств вычислительных комплексов систем и сетей.
К наиболее важным результатам изучения курса относятся:

  • формирование у обучаемых знаний фундаментальных основ, лежащих в основе функционирования цифровых вычислительных устройств;
  • знания учащимися принципов организации (построения и взаимодействия) устройств ЭВМ, умений ориентироваться в структурных и функциональных схемах систем запоминающих устройств, операционных и управляющих устройств, объединяемых в единое процессорное устройство, а также систем ввода-вывода информации;
  • приобретение систематических представлений о современной элементной базе ЭВМ, от однокристальных до больших ЭВМ и комплексов, а также навыков практической работы с открытыми моделями вычислительных микропроцессорных устройств и со специальной литературой, описаниями вычислительных устройств и систем.

Форма аттестации

Контрольные работы, краткие эссе по истории ЭВМ, контрольно-тестовые задания, рецензирование рефератов, подготовка рефератов (изучение периферийных устройств), письменный экзамен.

Материалы регулярных лекций

Источник: http://kspt.icc.spbstu.ru/course/peripheral

Оператор ЭВМ (электронных вычислительных машин)

Оператор  ЭВМ – специалист по вводу и обработке информации с помощью компьютера.
Профессия подходит тем, у кого нет интересов к школьным предметам (см.

выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Другое название профессии – мастер по обработке цифровой информации.

Информация, с которой работает этот сотрудник, может содержаться в самых разных форматах.

И он может работать как с текстовыми, так и с аудио-, видео- и графическими редакторами, программами для просмотра и воспроизведения, информационные интернет-ресурсы и пр.

Ввести информацию в компьютер можно также разными способами: набрать на компьютере текст,  отсканировать (т.е. оцифровывать) текст или изображение, перенести уже готовые материалы с другого носителя (диска, флешки и т.п.).

Поле деятельности оператора ЭВМ зависит от места работы. Один из вариантов работы – внесение данных в электронную базу товаров в торговой организации. Это очень ответственная обязанность, хотя и довольно рутинная.

Более творческая работа у сотрудников издательств, редакций печатных и интернет-проектов. Там обязанности могут варьироваться от обычного набора текста, до обработки аудио- и видеофайлов, создания слайд-шоу и т.п. для размещения на сайте.

Профессию оператора ЭВМ можно отнести к числу стартовых. Во-первых, для овладения ею достаточно получить начальное профессиональное образование. Во-вторых, обработчик цифровой информации – это пользователь ПК, владеющий несколькими программами на профессиональном уровне, основами построения информационных систем. Это хорошая база для дальнейшего образования в этой области.

Рабочее место

Оператор ЭВМ может работать в банках, страховых компаниях, торговых и промышленных фирмах, Call-центрах, издательствах, компаниях, занятых разработкой и поддержанием сайтов, архивах и т.д., и т.п.

Важные качества

Профессия оператора ЭВМ предполагает такие качества, как ответственность, исполнительность, усидчивость, способность к сосредоточенной работе,   коммуникабельность.  

Знания и навыки

Оператор должен уметь работать с пакетами офисных программ (Microsoft Office и OpenOffice.org), пользоваться Интернетом, электронной почтой. Также может быть востребовано знание графических программ  (Corel Draw, Adobe Photoshop, GIMP и др.

). Большим достоинством считается умение печатать быстро и грамотно (желательно вслепую). Помимо этого оператор должен уверенно обращаться со сканером, принтером и др. периферийными устройствами. Понимать принципы построения компьютерных сетей.

Оплата труда

Обучение на Оператора ЭВМ

Чтобы освоить профессию оператор ЭВМ (оператор ПК) нужно окончить колледж и получить квалификацию «мастер по обработке цифровой информации». Эта профессия входит в перечень программ начального профессионального образования.

Источник: https://www.profguide.io/professions/Operator_EVM.html

Профессиональное образование — скачать и читать онлайн электронные учебники бесплатно для вузов | Единое окно

  1. Отобранных ресурсов 55465
  • http://www.gost.ru Информация о системе Госстандарта и его основных задачах: формирование и реализация государственной политики в области сертификации продукции и услуг. План государственной стандартизации. Тексты законов. Каталог стандартов. Тип материала: Образовательный сайт; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Менеджер; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
  • http://psi.webzone.ru Интернет-версия изданных на компакт-дисках справочников «Психология — идея, ученые, труды» и «Психология-2000». Авторами-составителями являются сотрудники Психологического института им. Л.Г. Щукиной. Словарь содержит более 2500 статей из области психологии. В интерактивном режиме возможно протестировать свои знания в области психологии. Раздел «Психологический практикум» включает практические задания и тесты для самопроверки. Ведется обзор как отечественных, так и зарубежных Интернет-ресурсов по теме психологического образования. Сайт ориентирован, прежде всего, на студентов психологических факультетов. Тип материала: Словарь; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
  • http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/ Сайт о жуках и колеоптерологах, который интересен как специалистам, так и любителям. Морфология, анатомия, биология, экология и географическое распространение жуков. Изображения жуков. Ученые-колеоптерологи. Библиография и ссылки. Тип материала: Образовательный сайт; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Общее; Профессиональное; Дополнительное;
  • http://www.gramma.ru/RUS/?id=7.18 Словарь фразеологизмов и устойчивых выражений русского языка. Навигация по алфавиту. Раздел интернет-проекта «Культура письменной речи». Тип материала: Словарь; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Абитуриент; Исследователь; | Уровень образования: Общее; Профессиональное; Дополнительное;
  • http://www.toefl.ru Сайт содержит полную и достоверную информацию о экзамене TOEFL и правилах его сдачи. TOEFL (Test of English as a Foreign Language) — это международный экзамен по английскому языку как иностранному. Основная цель TOEFL — оценить уровень подготовки тех, для кого английский язык не является родным. Предоставление результатов TOEFL является необходимым условием для поступления более чем в 2400 колледжей и университетов США, Канады и некоторых других стран. Материалы для самостоятельной подготовки. Уроки on-line. Тип материала: Научно-образовательные и культурные проекты; | Аудитория: Учащийся; Менеджер; | Уровень образования: Дополнительное;
  • http://www.gomulina.orc.ru Методика преподавания физики и астрономии в школе. Задания для проверки знаний, дистанционные уроки, рефераты. Ссылки на интернет-ресурсы по физике и астрономии. Курсы, олимпиады, открытый колледж. Мультимедийный курс «Открытая Астрономия». Тестирование по астрономии и физике в системе дистанционного обучения. Форум «Учителю», страницы «Учителю». Тип материала: Научно-образовательные и культурные проекты; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Абитуриент; | Уровень образования: Основное общее; Среднее (полное) общее; Начальное профессиональное;
  • http://www.kyrgyz.ru Ресурс посвящен истории центральноазиатских народов. В число центральноазиатских народов включены сибирские, уральские и дальневосточные народы. В кочевниковедении пределы жизнедеятельности этих народов называются емким и красивым названием — «Великая степь». Сайт предназначен тем кому интересна история, этнография, археология, генеалогии центральноазиатских народов. Тип материала: Образовательный сайт; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Общее; Дополнительное; Среднее профессиональное;
  • http://www.ruthenia.ru/apr/textes/shakhmat/about.htm Здесь имеется список работ о жизни и творчестве А. А. Шахматова Тип материала: Справочник; | Аудитория: Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Среднее профессиональное; Высшее; Послевузовское;
  • http://www.ruthenia.ru/apr/textes/polivan/poliv8.htm В этой публикации Е.Д.Поливанов высказал свое мнение по поводу двух отрицательных явлений нашей языковой действительности. Первое — «Снижение штиля» современного языка учащихся в сторону языка социальных низов (хулиганского и блатного жаргона), причиной которого он считал не факторы, органически связанные с революцией (причины эти имели место и в дореволюционной обстановке). Здесь речь идет лишь о количественном росте рассматриваемых явлений в послереволюционный период. Дело в том, что у этих «хулиганских» слов более богатое смысловое содержание, чем у их обыкновенных (а потому и пустых в известном отношении) эквивалентов из нормального языка. Е.Д.Поливанову представляется сомнительной борьба с каким-либо языковым явлением, имеющим внеязыковую причину, если борьба эта не обращена вместе с тем на искоренение этой причины данного явления. Не надо забывать про примесь лумпенпролетарских жаргонов. Вторая из тем настоящей статьи касается противоположных языковых явлений — уродливой дисциплинированности речи («славянский язык революции»): трафаретные выражения, фразеологическая рутина, штампы, утратившие реальные коммуникационные функции. Тип материала: Статья; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Среднее профессиональное; Высшее; Послевузовское;
  • http://www.ruthenia.ru/apr/textes/sreznevs/about.htm Это список работ о жизни и творчестве И. И. Срезневского Тип материала: Справочник; | Аудитория: Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Среднее профессиональное; Высшее; Послевузовское;
  • Страницы ← предыдущая следующая →

Источник: http://window.edu.ru/catalog/resources?p_page=2&p_rubr=2.2.75.6.17

Ссылка на основную публикацию