Виды конфликтов — студенческий портал

Сидоров С. А. Межличностные конфликты в студенческой группе // Молодой ученый. — 2017. — №50.1. — С. 35-38. — URL https://moluch.ru/archive/184/47335/ (дата обращения: 19.03.2020).



Студенческая группа, состоящая из молодёжи различных слоёв населения, предрасположена к межличностным конфликтам, однако широко изучаются конфликты между членами семьи, подростковые конфликты между школьниками, но мало внимания уделяется изучению конфликтов между студентами.

Студенческие конфликты поражают своим разнообразием и масштабностью. Но более всего они связаны с учебным процессом и с личными причинами социального и психологического характера.

«Мы часто ожидаем, – пишет Максуэлл Мольц, – что окружающие будут реагировать на те же самые факты или обстоятельства так же, как и мы, делая те же самые выводы.

Мы забываем, что человек реагирует не на реальные факты, а на свои представления о них» [1].

В период нахождения человека в студенческой группе конфликты неизбежны в силу противоречивости личности. По мнению социологов Л. Г. Почебут и И. А. Мейжис, «конфликт – это борьба, которой посвящены все силы и чувства. Он способен выявить в человеке самые худшие качества, о существовании которых он сам в себе даже не подозревал» [2].

Поводов для конфликта достаточное личное соперничество обучающимися, материальная спортивные победы или борьба за преподавателей или пола, неспособность общего языка со из-за личностных и многое другое [3].

Индивидуально-личностный фактор обусловливает ролевые, статусные и лидерские процессы. Одни студенты становятся более популярными, лидерами, другие испытывают трудности, пребывая в качестве аутсайдеров.

Недостаточная мудрость и зрелость личности, неумение соответствовать требованиям коллектива может привести к возникновению в группе различных конфликтов, особенно если в одной группе оказываются два или более явных лидера, которые не смогли или не захотели поделить приоритеты.

На современном этапе, в связи с расслоением общества на более и менее обеспеченных, возникают конфликты, связанные с социально-экономическим неравенством студентов. Они проявляются в демонстрации более высокого уровня жизни: количестве карманных денег, наличии дорогой одежды, телефона и т.п.

Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространённая причина конфликтов – необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку.

Для того чтобы выяснить, часто ли возникают конфликтные ситуации среди студентов, сказывается ли положительно наличие конфликтных ситуаций на взаимоотношения внутри студенческой группы, мы решили провести социологическое исследование студентов группы ССМ-524 на базе ХАТ. Исследование было проведено при помощи анкетирования. В нем принимали участие 20 студентов группы. Возраст респондентов составил от 17 до 20 лет.

  • Именно отличия в нравственных установках, поведении, ценностях могут привести студентов к конфликтной ситуации, поэтому мы решили выяснить, часто ли возникают конфликты внутри группы, исследование показало, что 48 % обучающихся часто вступают в конфликтные ситуации, а 52 % никогда с ними не сталкивалось.
  • Диаграмма 1
  • Часто ли Вы вступаете в конфликтные ситуации?

Виды конфликтов - Студенческий портал

Однако если в коллективе прекратятся конфликты, то он остановится в своём развитии.

В связи с этим был задан следующий вопрос: «Считаете ли Вы, что наличие конфликтов может положительно сказываться на развитии внутригрупповых отношений?».

Опрос показал, что 63% считают, что конфликтные ситуации могут положительно влиять на развитие отношений, 32% не согласны с этим, а остальные 5 % затруднились с ответом.

Диаграмма 2

Считаете ли Вы, что конфликтов может сказываться на внутригрупповых отношений?

Виды конфликтов - Студенческий портал

Существует множество конфликтов. Наиболее причинами данного в группе несправедливость оценивания преподавателями; переоценка своих возможностей; культура общения и т. д. это может причинами конфликтов с преподавателями. случается, что конфликтной ситуации начинает мстительно к студенту, с возникла данная Предвзятое отношение к студенту негативно сказаться на его обучении [4].

  1. Исходя из следующей целью проанализировать, возникали ли у конфликты с Опрос показал, что 82 % никогда не в конфликты с 18 % что у них такая ситуация.
  2. Диаграмма 3
  3. Вступали ли Вы в с преподавателями?

Виды конфликтов - Студенческий портал

Так же на конфликтность студентов может оказывать влияние и неблагополучие в быту.

Недосыпание, нехватка средств, переутомление, поэтому нами был задан следующий вопрос: «Может ли неблагополучие в быту влиять на конфликтность студентов?».

Результаты показали, что 74 % опрошенных считают, что такое влияние возможно, 22 % ответили, что нет, а оставшиеся 4 % респондентов затруднились с ответом.

Диаграмма 4

Может ли в быту на конфликтность

Виды конфликтов - Студенческий портал

Невозможно избежать в образовательной учебного заведения, так как ее отличаются друг от социальным статусом, в обществе и Благополучие в зависит от как быстро распознать назревающий который можно не предупредить, но и без последствий.

Для чтобы успешно конфликтную ситуацию разобраться в источниках и которые послужили межличностного конфликта. не всегда люди способны и четко истинных причин и конфликта, что к длительному отношению.

Это с тем, что при точек зрения, каждый начинает на своем и под эмоций появляется в общении, и бестактность, что и к конфликту.

  • Одной из исследования было могут ли четко сформулировать причины возникновения Ведь именно формулировка может избежать длительного отношения между Результаты показали, что 80 % дать четкую 15 % а 5 % затрудняются с
  • Как мы конфликтные ситуации в — это вид социального Данный процесс собой разрешение которые возникают в процессе, который особую форму взаимодействий между Данная форма взаимодействий характеризуется степенью несовпадения установок участников взаимодействия.
  • Кроме того, исследования показали, что считают, что ситуации могут влиять на коллектив, объединяя и его.
  • Диаграмма 5
  • Можете ли Вы сформулировать истинную возникшего конфликта?

Виды конфликтов - Студенческий портал

  1. Из множества поведения в ситуациях мы на наш наиболее подходящие и использовать их как памятку:
  2.  правило справедливого отношения к инициатору конфликта (не осуждай, не отмахивайся, а внимательно и доброжелательно выслушай);
  3.  не расширяй предмет ссоры (выясни причину недовольства, что конкретно не устраивает, что не нравиться в поведении другого);
  4.  правило позитивной формулировки острой ситуации (сформулируй позитивное отношение решения ситуации);
  5.  правило эмоциональной выдержки (говори так, чтобы в голосе и словах не было даже намека на раздражение, гнев, упрек);
  6.  правило обезличенного спора (избегай личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства личности).
  7. Такую памятку оформить и в каждом нашего техникума и к ней по
  8. Литература:
  1. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 4-е изд, испр. и доп. – М.: Эскимо, 2009. – 512 с.
  2. Почебут Л. Г., Социальная психология / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с.
  3. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2005 — 184 с.
  4. Черкасова Т. В. Социальные конфликты в молодежной среде: Дис. канд. соц. наук. Уфа, 1997. — 170 с.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, конфликтная ситуация, студенческая группа, ситуация, преподаватель, диаграмма, студент группы, конфликтность студентов, длительное отношение, студент.

Источник: https://moluch.ru/archive/184/47335/

Причины и факторы конфликтов в студенческой группе

Социальная психология | Мир педагогики и психологии №11 (40) Ноябрь 2019

УДК 37.013.316

Дата публикации 22.11.2019

Якимова Анастасия АлексеевнаМагистрант 2 курса кафедры общей и практической психологии, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Арзамас, anastasi-yakimo@yandex.ru

Дворникова Ирина Николаевна

канд. психол. наук, доцент кафедры общей и практической психологии, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Арзамас, din4@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена особенностям конфликтного поведения студенческой молодёжи.

В работе раскрываются возрастные особенности студентов, проанализированы возможные причины и факторы появления у них конфликтов. Статья содержит результаты эмпирического исследования, проведенного на выборке из 20 студентов 2 курса.

В полученных результатах авторы уточняют причины и факторы возникновения конфликтов, что является основанием к планированию профилактической работы с данной проблемой.Ключевые слова: конфликты, конфликтное поведение, причины, студенты

Causes and factors of conflict in student group

Yakimova Anastasia AlekseevnaMaster of the Department of General and Practical Psychology, Arzamas Branch of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Dvornikova Irina Nikolaevna

PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology Arzamas Branch of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Abstract: The article is devoted to the features of the conflict behavior of student youth. The paper reveals the age characteristics of students and analyzes the possible causes of their conflicts.

The article contains the results of an empirical study conducted on a sample of 20 students of 2nd year.

In the results obtained, the authors specify the causes and factors of the occurrence of conflicts, which is the basis for planning preventive work with this problem.Keywords: conflicts, conflict behavior, reasons, students

Конфликтные ситуации – неотъемлемая часть жизни человека. Они обостряются особенно сильно, когда человек вступает в новое сообщество людей. Студенческая среда является ярким примером того, как в процессе адаптации к учебной деятельности у абитуриентов разрастаются конфликтные ситуации.

Внутри каждой студенческой группы время от времени возникают конфликты различного масштаба и характера.  Именно поэтому при работе со студенческими группами психологу необходимо знать о возможных причинах и факторах, которые провоцируют возникновение конфликтов.

По мнению Л.Я. Рубина, А.С. Власенко студенчество отличается от других общностей примерно одинаковым возрастом, уровнем образования, формой организации своей жизнедеятельности в учебное и не учебное время [1].

Возрастные границы студенчества весьма размыты и в целом укладываются в период от 16 до 21 года, что совпадает с периодом юности [2, с. 87].

Данный возраст имеет свои особенности, которые оказывают влияние на поведение, в том числе и на возникновение конфликтности. Именно в этот период закладывается собственное представление о мире, моральные качества и ценности.

Молодой человек ищет смысл собственной жизни, возможности самореализации и призвание.

Новый образ жизни часто приводит к возникновению стрессовых ситуаций. Студенты оказываются в новых местах и общаются с новыми людьми.

При первых контактах со своей учебной группой молодые люди рассматривают возможности утвердиться в группе.

В это время на их мотивацию влияют черты характера, темперамент, уровень воспитанности, социальное положение, а также возможное намерение занять доминирующую позицию в группе [4].

Эти факторы отрицательно влияют на формирование микроклимата в студенческой группе.

Психологический микроклимат – совокупность психологических условий, которые способствуют или препятствуют активной совместной деятельности внутри какой-либо группы и развитию личностных качеств каждого участника этой группы.

Неблагоприятный микроклимат влияет на поведение студентов: возникает взаимная неприязнь, которая может стать поводом для неосознанного соперничества, желанием удовлетворить свои интересы за счёт других людей, повышенным уровнем напряжённости в  общении.

Таким образом, на причины возникновения конфликтов может влиять комплекс факторов:

1. Психологические (агрессивность личности, особенности темперамента, стрессоустойчивость, эмоциональная саморегуляция, различие интересов и ценностей, уровень комформизма, актуальное эмоциональное состояние личности, особенности воспитания).

Читайте также:  Процессуальные сроки в гражданском процессе - студенческий портал

2. Социальные (внутренние особенности взаимоотношений в коллективе, групповая сплочённость и конкуренция, общий культурный уровень, экономическое положение студентов, условия их жизнедеятельности) [3].

Содержание конфликтов в студенческой среде затрагивает такие сферы жизни как: учебная деятельность, межличностные отношения, дисциплинарные условия общения внутри группы, стрессовые ситуации для личности.

При этом большинство способов реагирования студентов на конфликты порождают новые конфликтные ситуации. Так, большинство студентов выбирают стратегию соперничества или занимают приспособительную позицию в общении, что также может негативно сказаться на развитии конфликта.

Лишь малая часть используют компромисс или сотрудничество, чтобы разрешить конфликтную ситуацию.

Неэффективная стратегия поведения повышает уровень конфликтности в группе, из-за которого может возникнуть определённая психологическая дистанция по отношению к оппоненту.

Такая дистанция может появиться после негативного разрешения конфликта или при избегании конфликтных действий, всё больше увеличивая напряжение между участниками конфликта.

Крайняя форма психологической дистанции — полный разрыв контактов между студентами [5].

В ходе теоретического анализа особенностей возникновения конфликтов, их содержания и разрешения, мы пришли к выводу о необходимости изучения склонности студентов к конфликтам в учебной группе.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужил Психолого-педагогический факультет Арзамасского Филиала ННГУ. Для проведения нашего диагностического исследования было выбрано 20 студентов 2 курса, в возрасте  19 — 20 лет.

Для исследования склонности студентов к конфликтам в группе мы использовали следующие методики: 16 – факторный опросник  Р. Кеттелла (факторы А, С, E, G, Q3, Q4), методика «Личностная агрессивность и конфликтность»  (Е. П. Ильин и П. А.

Ковалев), «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л.Г. Жедунова).

Результаты методики изучения личностных характеристик студенческих групп по 16 – факторному личностному опроснику Р. Кеттела представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты по методике «16 – факторный личностный опросник»  Р. Кеттела

Из диаграммы видно, что у 7 человек (35%) выявлен фактор A – замкнутость, которая часто проявляется недоверчивостью и критичностью. Замкнутые люди пытаются избежать или уступать в конфликтных ситуациях. Такое поведение может расцениваться оппонентом как демонстрация слабости, что только усугубит конфликт, а не разрешит его. Эмоциональная неустойчивость (фактор С) обнаружена у 5 (25%) студентов.

Любое разногласие мнений в учебной группе может легко спровоцировать создать конфликт, поскольку личности с эмоциональной неустойчивостью переменчивы в настроении, беспокойны и часто находятся под влиянием чувств. 8 (40%) испытуемых, имеют высокий уровень независимости (фактор Е) и высокий уровень внутренней напряженности (фактор Q4). Фактор E встречается у людей самоуверенных и упрямых.

Такие студенты отстаивают своё мнение, что часто проявляется в форме агрессии. Студенты с высоким уровнем внутренней напряженности возбуждены, энергичны, но раздражительны. Их общение может проходить в грубой форме, что может задеть чувства других людей и породить конфликт. Недобросовестность (фактор G) присутствует у 7 (35%) испытуемых.

Это качество личности снижает чувство ответственности и самодисциплины. Небрежность в исполнении своих учебных обязанностей создаёт конфликт не только внутри группы, но и между студентом и преподавателем. 6 (30%) испытуемых имеют низкий самоконтроль поведения (фактор Q3). Они не подчиняются общепринятым  правилам, неорганизованны и невнимательны.

Отсутствие стратегии сотрудничества в общении этих студентов негативно влияет на разрешение конфликтных ситуаций.

Для выявления склонности к конфликтности как личностной характеристики была использована методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (П.А.Ковалев, Е.П.Ильин). При проведении методики мы получили следующие результаты (см. рис.2):

Рисунок 2. Результаты по методике «Личностной агрессивности и конфликтности» (П.А.Ковалева, Е.П.Ильина)

Анализ результатов свидетельствует о том, что в студенческой группе 8 (40%) человек с низким уровнем конфликтности, такие студенты не склонны вступать в конфликты, так как они стараются избегать открытых столкновений в отношениях.

Средний уровень был выявлен у 7 студентов (35%), для таких людей характерно вступление в конфликты в зависимости от значимости ситуации.

Высокий уровень конфликтности обнаружен у 5 (25%) человек, известно, что люди,  имеющие высокий уровень конфликтности склонны к частым противостояниям с окружающими, так как бескомпромиссны, подозрительны, вспыльчивы и обидчивы.

Полученные результаты указывают на высокий уровень конфликтности в студенческой группе. Студенты не могут прийти к общему мнению, согласовать свои действия, принять общее решение. Неудовлетворённость взаимоотношениями в группе сказывается на самочувствии и настроении студентов, а также на процессе усвоения новых знаний.

Далее испытуемым предлагалась методика Л.Г. Жедуновой «Психологическая атмосфера в коллективе», результаты которой показали, что средняя оценка в группе испытуемых равна 5 баллам. Это означает что уровень психологического климата в группе среднеблагоприятный и в коллективе тревожная и напряженная обстановка, что часто приводит к проблемам в межличностном общении и  конфликтам.

В результате эмпирического исследования мы выяснили, что у студентов 2 курса обучения в значительной степени присутствуют факторы: эмоциональная неустойчивость, независимость, замкнутость, недобросовестность, низкий самоконтроль поведения и высокий уровень внутренней напряжённости.

Личность, у которой зафиксирован один из данных факторов, потенциально предрасположена к межличностным конфликтам.

Высокий уровень личностной конфликтности свидетельствует о возможности частых столкновений интересов между студентами и несогласованности общих решений, а среднеблагоприятный психологический климат в коллективе образует тревожную и напряжённую обстановку.

Таким образом, общий уровень конфликтности в студенческой группе имеет среднее значение, близкое к высокому, что свидетельствует о необходимости проведения психологической профилактики конфликтов в студенческой группе, так как конфликты не только ухудшают самочувствие студентов, но и формируют неудовлетворительность их учебной деятельности.

Источник: http://SciPress.ru/pedagogy/articles/prichiny-i-faktory-konfliktov-v-studencheskoj-gruppe.html

Конфликты в студенческом коллективе вуза

КОНФЛИКТЫ  В  СТУДЕНЧЕСКОМ  КОЛЛЕКТИВЕ  ВУЗА

Судакова  Татьяна  Григорьевна

канд.  ист.  наук,  старший  преподаватель  Владикавказский  филиал  Финансового  университета  при  Правительстве  РФ,  г.  Владикавказ

Emailtatyanushka.s@mail.ru

  • Полатиди  Кристина  Олеговна
  • студент  финансово-экономического  факультета  Владикавказский  филиал  Финансового  университета  при  Правительстве  РФ,  г.  Владикавказ
  • E-mail: 
  • CONFLICTS  BETWEEN  STUDENTS  IN  UNSTITUTE  OF  HIGHER  EDUCATION
  • Sudakova  Tatyana
  • candidate  of  historical  science  Financial  University  under  the  Government  of  the  Russian  Federation,  Vladikavkaz  Branch,  Russia,  Vladikavkaz
  • Polatidi  Kristina
  • student  financial-economic  of  the  faculty  Financial  University  under  the  Government  of  the  Russian  Federation,  Vladikavkaz  Branch,  Russia,  Vladikavkaz
  • АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  конфликтным  ситуациям  в  ВУЗе.  Рассматриваются  конфликты  не  только  между  студентами,  но  и  между  студентами  и  преподавателями.  На  основе  проведенного  исследования  автором  показаны  различные  конфликтные  ситуации,  возникающие  между  студентами,  главные  причины  их  возникновения  и  как  подобные  ситуации  влияют  на  студентов.

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  conflict  situations  in  university.  It  shows  that  conflicts  can  arise  not  only  between  students  but  between  students  and  teachers.  On  the  basis  of  research  author  showed  different  conflict  situations,  main  reason  of  conflicts  and  how  such  situations  can  tell  on  students.

Ключевые  слова:  конфликт;  студенты;  ВУЗ;  взаимоотношения;  коллектив.

Keywords:  conflict;  students;  university;  relationship;  group.

В  настоящее  время  каждый  человек  может  столкнуться  с  разными  взглядами,  убеждениями  и  интересами  людей,  которые  его  окружают.  Подобные  столкновения,  вызванные  личностными  особенностями  людей,  их  взаимодействием  с  окружающими,  субъективными  и  объективными  факторами,  могут  привести  к  возникновению  конфликтных  ситуаций.

Неотъемлемой  частью  студенческой  жизни  являются  межличностные  конфликты,  которые  могут  привести  к  негативным  последствиям.  Межличностные  конфликты  —  это  конфликт  между  людьми  в  процессе  их  психологического  и  социального  взаимодействия.

  Для  многих  слово  «конфликт»  носит,  как  правило,  негативный  характер.  Большинство  людей  считают,  что  конфликт  —  это  нечто  такое,  чего  обязательно  нужно  избегать.

  Но  если  более  вдумчиво  отнестись  к  данному  явлению,  то  можно  придти  к  выводу,  что  конфликт  носит  не  только  неизбежный,  но  и  необходимый  характер,  поскольку  поиск  благоприятного  и  позитивного  его  завершения  предусматривает  интеллектуальные  усилия,  которые  связаны  с  анализом  причин  его  возникновения,  его  поводов,  а  также  путей  разрешения  и  преодоления  противоречий,  сложившихся  между  людьми.  Интерес  к  данной  проблематике  обусловлен  тем,  что  межличностные  конфликты  в  ВУЗе  могут  быть  причиной  ухудшения  самочувствия  учащихся,  формирования  чувства  неудовлетворенности  учебной  деятельностью,  а  также  могут  негативно  сказываться  на  успеваемости  и  эффективности  обучения  дальнейшей  профессии  [4,  c.  145].

Проблемы  межличностных  конфликтов  в  ВУЗе  требуют  особого  внимания  как  со  стороны  исследователей,  так  и  со  стороны  преподавателей,  что  и  обусловило  актуальность  изучения  данной  проблемы  в  исследовании.

В  работах  Козер  Л.,  Михайловой  Г.В.,  Титковой  Л.С.,  Фернхем  А.П.,  Хейвен  П.,  Черкасовой  Т.В.  глубоко  освещена  проблема  конфликтных  ситуаций  в  ВУЗе.

  По  данной  проблеме  проводится  множество  исследований,  которые  можно  найти  и  в  сети-Интернет,  в  частности,  на  следующих  образовательных  сайтах:  www.ecsocman.hse.ru  и  www.lib.socio.

msu,  на  которых  есть  результаты  исследований,  проводимых  по  данной  проблематике,  а  так  же  статьи  на  эту  тему.

Целью  исследования  является  выявление  влияния  конфликтных  ситуаций  на  развитие  взаимоотношений  внутри  студенческого  коллектива.

Для  получения  результатов  было  проведено  исследование  при  помощи  анкетирования.

  Анкета  состояла  из  5  вопросов,  которые  помогли  выяснить,  как  часто  возникают  конфликтные  ситуации  среди  студентов,  сказывается  ли  положительно  наличие  конфликтных  ситуаций  на  развитии  внутригрупповых  отношений,  возникают  ли  у  студентов  конфликты  с  преподавателями  и  т  .

д.  В  исследовании  принимали  участие  30  студентов  Владикавказского  филиала  «Финансового  университета  при  Правительстве  Российской  Федерации».  Возраст  респондентов  составлял  от  18  до  22  лет.

Адаптация  к  обучению  в  ВУЗе  во  многом  определяется  личностными  качествами  студента.  Молодые  люди  применяют  те  способы  общения  и  навыки,  которые  были  приобретены  им  в  школе,  и  не  всегда  они  оказываются  успешными.  Отличия  в  нравственных  установках,  поведении,  ценностях,  нормах  могут  привести  студентов  к  конфликтной  ситуации.

В  группе  начинают  формироваться  особые  взаимоотношения,  нормы  поведения,  социально-психологическая  атмосфера,  внутригрупповые  ценности.

  В  учебной  группе  поводов  для  возникновения  конфликта  достаточное  количество:  личное  соперничество  между  обучающимися,  материальная  обеспеченность,  спортивные  победы  или  поражения,  борьба  за  внимание  преподавателей  или  противоположного  пола,  неспособность  нахождения  общего  языка  со  сверстниками  из-за  личностных  особенностей  и  многое  другое  [1,  c.  93]. 

Именно  поэтому  первой  целью  исследования  было  выяснить,  часто  ли  у  студентов  возникают  конфликты  внутри  группы.  Исследование  показало,  что  25  %  обучающихся  часто  вступают  в  конфликтные  ситуации,  а  75  %  никогда  с  ними  не  сталкивалось.

Конфликты  в  учебной  группе  могут  нести  как  положительный,  так  и  отрицательный  характер.

  Во-первых,  конфликтные  ситуации  помогают  развиваться  внутригрупповым  отношениям  и  структуре  группы,  способствуют  развитию  динамики  внутри  нее.

  Если  в  коллективе  прекратятся  конфликты,  то  он  остановится  в  своем  развитии.  Конфликты  могут  или  разрушить  структуру  группы,  или  могут  способствовать  ее  сплочению.

В  связи  с  этим  в  ходе  анкетирования  был  задан  следующий  вопрос:  «Считаете  ли  Вы,  что  наличие  конфликтов  может  положительно  сказываться  на  развитии  внутригрупповых  отношений?».

  Опрос  показал,  что  65%  считают,  что  конфликтные  ситуации  могут  положительно  влиять  на  развитии  отношений,  30%  не  согласны  с  этим,  а  остальные  5  %  затрудняются  с  ответом.

Читайте также:  Информационные технологии в образовании - студенческий портал

Существует  множество  причин  конфликтов.  Наиболее  распространенными  причинами  данного  явления  в  ВУЗе  являются:  несправедливость  оценивания  студентов  преподавателями;  переоценка  студентами  своих  возможностей;  невысокая  культура  общения  и  т.  д.  [5,  c.

  86]  Именно  это  может  послужить  причинами  конфликтов  студентов  с  преподавателями.  Нередко  случается,  что  после  конфликтной  ситуации  преподаватель  начинает  мстительно  относиться  к  студенту,  с  которым  возникла  данная  ситуация.

  Предвзятое  отношение  преподавателя  к  студенту  может  негативно  сказаться  на  его  дальнейшем  обучении  и  на  выборе  его  профессии.

Исходя  из  этого,  следующей  целью  было  проанализировать,  возникали  ли  у  студентов  конфликты  с  преподавателями.  Опрос  показал,  что  92  %  студентов  никогда  не  вступали  в  конфликты  с  преподавателями,  8  %  ответили,  что  у  них  возникала  такая  ситуация.

Как  отмечалось  ранее,  на  конфликтность  студентов  могут  влиять  различные  факторы:  личностные  особенности,  такие  как  манеры,  темперамент,  характер,  несовпадение  нравственных  установок,  ценностей.  Но  кроме  этого,  на  конфликтность  может  оказывать  влияние  и  неблагополучие  в  быту.

  Недосыпание,  нехватка  средств,  переутомление,  транспортные  неудобства.  Данные  проблемы  усугубляются  личностными  и  психофизиологическими  и  ставят  молодого  человека  в  тяжелые  жизненные  условия,  что  существенно  влияет  на  его  взаимоотношения  со  сверстниками  и  на  его  конфликтность  [2,  c.

  25].

Поэтому  в  ходе  анкетирования  респондентам  был  задан  следующий  вопрос:  «Может  ли  неблагополучие  в  быту  влиять  на  конфликтность  студентов?».

  результаты  показали,  что  73  %  опрошенных  считают,  что  на  конфликтность  студентов  могут  оказывать  влияние  неблагополучия  в  быту,  25  %  ответили,  что  не  может,  а  оставшиеся  2  %  респондентов  затрудняются  с  ответом.

Невозможно  избежать  конфликтов  в  образовательной  среде  ВУЗа,  так  как  ее  субъекты  отличаются  друг  от  друга  социальным  статусом,  ролями  в  обществе  и  функциями.

  Благополучие  как  университета,  так  и  общества  в  целом  зависит  от  того,  как  быстро  удается  распознать  назревающий  конфликт,  который  можно  не  только  предупредить,  но  и  разрешить  без  последствий.

  Для  того,  чтобы  успешно  разрешить  конфликтную  ситуацию  необходимо  разобраться  в  первоначальных  источниках  и  причинах,  которые  послужили  возникновению  межличностного  конфликта.

  Однако  не  всегда  молодые  люди  способны  ясно  и  четко  сформулировать  истинных  причин  и  мотивов  конфликта,  что  приводит  к  длительному  враждебному  отношению.  Это  связано  с  тем,  что  при  несовпадении  точек  зрения,  интересов,  каждый  начинает  настаивать  на  своем  и  под  влиянием  эмоций  появляется  агрессивность  в  общении,  грубость  и  бестактность,  что  и  приводит  к  конфликту  [3,  c.  136].

Одной  из  задач  исследования  было  выяснить,  могут  ли  студенты  четко  сформулировать  истинные  причины  возникновения  конфликта.  Ведь  именно  четкая  формулировка  может  помочь  избежать  длительного  враждебного  отношения  между  конфликтующими.  Результаты  показали,  что  80  %  могут  дать  четкую  формулировку,  15  %  нет,  а  5  %  опрошенных  затрудняются  с  ответом.

Как  мы  видим,  конфликтные  ситуации  в  ВУЗе  —  это  особая  вид  социального  взаимодействия.  Данный  процесс  представляет  собой  разрешение  противоречий,  которые  возникают  в  образовательном  процессе,  который  обретает  особую  форму  социальных  взаимодействий  между  индивидами.

  Данная  форма  социальных  взаимодействий  характеризуется  повышенной  степенью  несовпадения  ценностно-нормативных  установок  участников  конфликтного  взаимодействия.

  Кроме  того,  результаты  исследования  показали,  что  студенты  считают,  что  конфликтные  ситуации  могут  положительно  влиять  на  студенческий  коллектив  ВУЗа,  объединяя  и  сплачивая  его.

Список  литературы:

  1. Козер  Л.  Функции  социального  конфликта.  М.,  2005  —  184  с.
  2. Михайлова  Г.В.  Подготовка  студентов  к  разрешению  конфликтов  в  учебных  группах.  Архангельск,  2004.  —  148  с. 
  3. Титкова  Л.С.  Внутригрупповая  конфликтность  студентов  современных  российских  вузов  и  факторы,  влияющие  на  нее.  Владивосток,  2004.  —  170  с. 
  4. Фернхем  А.П,  Хейвен  П.  Личность  и  социальное  поведение.  СПб.,  2001  —  259  с.
  5. Черкасова  Т.В.  Социальные  конфликты  в  молодежной  среде:  Дис.  канд.  соц.  Наук.  Уфа,  1997.  —  170  с.

Источник: https://sibac.info/conf/social/xliv/40746

Виды конфликтов | Студент-Сервис

В современной социологической литературе существует множество классификаций видов конфликтов по различным основаниям.
С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов:

  • внутриличностный (может иметь следующие формы: ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями);
  • межличностный (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным);
  • между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы);
  • межгрупповой.

Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедеятельности на политические, социально-экономические, национально-этнические и другие.
Политические – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета.

Они возникают из столкновения различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти.

Политические конфликты связаны с сознательно формулируемыми целями, направленными на завоевание ведущих позиций в институтах в структурах политической власти. К основным политическим относятся конфликты:

  • между ветвями власти;
  • внутри парламента;
  • между политическими партиями и движениями;
  • между различными звеньями управленческого аппарата.

Социально-экономические – это конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.
Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Согласно классификации Д. Катца конфликты бывают:

  • между косвенно конкурирующими подгруппами;
  • между непосредственно конкурирующими подгруппами;
  • внутри иерархии и по поводу вознаграждения.

Исследователь конфликтов К. Боулдинг выделяет следующие типы конфликтов:

  • действительные (существующие объективно в определенной социальной подсистеме;
  • случайные (зависящие от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызывающим конфликт);
  • заместительные (являющиеся видимым проявлением скрытых конфликтов);
  • основанные на плохом знании (результат неумелого управления);
  • скрытые, латентные (участники по разным причинам не могут бороться открыто);
  • фальшивые (создающие только видимость).

В настоящее время получила распространение точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными.
В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов:

  • конфликт считается функциональным, если он ведет к повышению эффективности организации;
  • конфликт также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/76189/

Конфликтные ситуации в студенческой среде и их влияние на учебный процесс

Причины возникновения конфликтов в студенческой группе, какие типы конфликтов наиболее часто встречаются.

В студенческой среде часто возникают различного рода конфликты. Конфликты могут происходить как в стенах учебного заведения, так и за их пределами. Студенческие конфликты поражают своим разнообразием и масштабностью. Проблема конфликтов в студенческой среде весьма актуальна, но, к сожалению, она недостаточно изучена.

Для того чтобы более глубже изучить эту проблему, мы провели опрос среди студентов одного из ВУЗов Республики Саха (Якутия). Всего в опросе приняло участие 20 студентов разных факультетов и курсов. Респонденты отвечали на вопросы:

По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

Более половины всех опрошенных (65%) оказываются втянутыми в конфликт не чаще чем несколько раз в полугодие и всего лишь 5% сталкиваются с подобными ситуациями каждый день.

Недопонимание введенной балльно-рейтинговой системы и личная антипатия – основные причины конфликтов (75%). 25% опрошенных указали, что инциденты возникают в связи несоответствии взглядов, идей и мыслей.

По словам всех опрошенных, конфликты, в которых им приходится принимать участие, чаще носят конструктивный характер. Они разрешаются новыми идеями, выбором лучшего решения и идут только на пользу учебному процессу. Однако также признаются, что разногласия обостряют межличностные отношения и тормозят учебный процесс.

Все опрошенные признаются, что даже те конфликты, в которых они не участвуют, мешают их работе. Перепалки других отвлекают от дел, заставляют нервничать и портят настроение, убивая всякое желание плодотворно учиться.

Большинство студентов (80%) в конфликтной ситуации стараются действовать конструктивно, добиваясь компромисса в решении задач. Остальные 20% ведут себя всегда по-разному в зависимости от ситуации.

  • Абсолютно все опрошенные не допускают для себя применение физической силы в конфликтной ситуации.
  • Также 100% опрошенных считают, что лучшим способом разрешения конфликта является компромисс, найти выход устраивающий обе стороны.
  • Солидарными оказались студенты в отношении того, что нужно в любых ситуациях сохранять собственное человеческое достоинство и уважать достоинство других, научиться сдерживать собственные эмоции, грамотно излагать свои мысли.
  • Респонденты отметили, что больше всего конфликтов происходит в диаде студент-преподаватель, так как халатность в отношении учебы со стороны студента и к работе со стороны преподавателя, является самой распространенной причиной конфликта в студенческой среде.
  • В заключении подведём основные выводы нашей работы.
  • Преподаватели и студенты в основном пытаются найти выход из конфликтной ситуации, найдя компромиссные решения.
  • В рациональном поведении участников разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных отношений между ними.

В развитии отношений с другими людьми следует руководствоваться соображением, что коллектив — группа «случайных» для Вас людей, подобранных по профессиональным признакам и обладающих самыми разными, и позитивными и негативными человеческими качествами.

Это нужно воспринимать как данность и стараться не реагировать на неприятные Вам проявления и поддерживать с ними дружелюбные отношения. Занять достойное место в коллективе и избегать конфликтных ситуаций легче человеку, который не стремится выделиться, привлечь к себе особое внимание.

Который не делает другим замечания, щадит чувства и человеческое достоинство окружающих.

Источник: https://novainfo.ru/article/2104

Причины возникновения и пути решения конфликтов между преподавателем и студентом

Процесс общения относится к разряду искусства. Люди постигают эту науку на протяжении всей жизни. Но, к сожалению, в силу различных индивидуальных особенностей, отстаивая свои позиции, попадают в ловушку конфликтных ситуаций.

Пожалуй, самым распространенным является — конфликт поколений. А если его рассматривать с позиции студенческой жизни, то к возрастным различиям прибавляются еще и статусные – преподаватель-студент. Различное понимание событий и их причин тем и объясняется, что конфликт «глазами преподавателя» и «глазами студента» видится по-разному.

В общении между преподавателем и учеником ролевые отношения значительно преобладают над личностными.

За несколько лет работы в колледже интерес и новизна в работе заменяются опытом: преподавателя меньше удивляет неожиданность поступков учеников, чаще раздражает оригинальность их поведения, а поиск контактов через «душевные» разговоры с ним заменяется отработанными профессиональными мерами воздействия, вырабатываются определенные стереотипы в отношениях с учащимися. Эти «ролевые» противоречия являются постоянным источником конфликтов в отношениях преподаватель-студент.

  • Личностные отношения с преподавателем побуждают у студента надежду на внимание, когда он из «студента» в глазах преподавателя становится «индивидуальностью», что в какой-то мере обеспечивает адекватное разрешение конфликтов в образовательном процессе.
  • На сегодняшний день в теории и практике педагогики накоплен значительный запас наблюдений и фактов для попытки поднятия вопроса об оформлении самостоятельного теоретического направления – педагогической конфликтологии.
  • В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».
  • Конфликт в педагогической деятельности в большинстве случаев проявляется как стремление преподавателя утвердить свою позицию и как протест студента против неправильной оценки его деятельности или несправедливого наказания.
  • Важнейшей задачей преподавателя является способность вставать на сторону студента, принимать его точку зрения, стараться имитировать его рассуждения, попытаться понять, как ученик воспринял ту или иную ситуацию и почему он поступил именно так.
Читайте также:  Рефлексия в педагогике - студенческий портал

При разрешении педагогических ситуаций действия преподавателя часто определяются его личной обидой на студентов. Тогда у преподавателя появляется стремление выйти победителем в конфликте со студентом, не заботясь о том, как студент выйдет из сложившейся ситуации, какой урок усвоит из общения с преподавателем и как изменит свое отношение к себе и взрослым.

Студенту трудно каждый день выполнять строгие правила поведения в учебном заведении, и правила требуемые преподавателем на своем уроке, поэтому вполне естественно наблюдать незначительные нарушения в поведении со стороны студента.

При правильном реагировании на его поведение, преподаватель должен взять сложившуюся ситуацию под свой контроль и восстановить порядок, избегая конфликтных ситуаций.

Так конфликтная ситуация может возникнуть при поспешности в оценке поступка студента и принятию неправильного решения, что вызовет возмущение у студента на несправедливость со стороны преподавателя.

  1. Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают взаимоотношения между преподавателем и студентам, что вызывает у преподавателя стрессовое состояние и неудовлетворенность своей работой.
  2. Причинами возникновения конфликтов могут послужить действия и манера общения преподавателя, особенности личности студента и общая обстановка в группе.
  3. Причины конфликтов:
  4. -педагог, как правило, оценивает не отдельный поступок учащегося, а его личность, такая оценка определяет отношение педагога к ученику;
  5. -личностные качества педагога так же могут послужить причиной конфликта (раздражительность, грубость, беспомощность, самодовольство, мстительность и др.);
  6. -неопытность педагога, неумение прогнозировать поведение студента на уроке, неожиданность их поступков часто нарушает ход урока, вызывает у преподавателя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;
  7. -свидетелями ситуации становятся другие студенты, поэтому преподаватель стремиться сохранить свой социальный статус любыми возможными средствами, тем самым доводит ситуацию до конфликтной;
  8. -педагог не в состоянии провести анализ сложившейся ситуации, торопится строго наказать студента, считая, что лишняя строгость не повредит;

Так же факторами возникновения конфликта могу выступать – настроение преподавателя при взаимодействии с учащимися, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие. Необходимо помнить, что люба ошибка преподавателя, в разрешении конфликтной ситуации, сохраняется в памяти студента и долго влияет на характер взаимоотношении.

Важную роль в управлении конфликтом играет эффективное использование принципов социальной регуляции, умелое применение ее приемов и методов. Управление конфликтом и социальная регуляция тесно взаимосвязаны.

С одной стороны, управление является одним из видов социальной регуляции, направленной на преодоление напряженности и предотвращение столкновений.

С другой — методы и приемы социальной регуляции являются частью технологии предотвращения и преодоления конфликта.

Урегулирование означает приведение чего-либо в соответствии с установленными нормами и правилами. Если нет таких норм правил, то урегулирование теряет всякий смысл. Например: нельзя регулировать взаимоотношения, не имея представления о том, кто и чем должен заниматься.

Конфликтующие люди, как правило, недружелюбно настроены друг к другу. Эмоции мешают адекватно оценивать ситуацию. Контролируя конфликтную ситуацию перед педагогом встает задача, снизить эмоциональное напряжение между конфликтующими сторонами. Для этого можно использовать такие приемы:

  • -дать возможность оппоненту высказаться;
  • -не отвечать агрессией на агрессию;
  • -не унижать и не оскорблять противоположную сторону;
  • -не делать скоропостижных выводов;
  • -стараться выразить свое понимание и участие.

Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.

Конфликтные ситуации, участниками которых являются преподаватель и студент, характеризуется несовпадением или прямой противоположностью их мнений и позиций в отношении образовательного процесса и правил поведения в образовательном учреждении.

Несерьезное отношение к учебе, отсутствие дисциплины со стороны студента и нетерпимость и повешенная авторитарность преподавателя, наиболее частые причины межличностных конфликтов. Однако своевременный пересмотр своих позиций может помочь избежать возникновения конфликта.

Продуктивное  разрешение конфликта возможно только тогда, когда педагог провел тщательный анализ причин и мотивов приведших к создавшейся ситуации, целей и вероятных исходов конкретного межличностного столкновения. Показателем профессионализма преподавателя является его способность быть объективным.

Наиболее эффективным методом решения конфликта являются переговоры.

Конструктивные возможности переговоров и посредничества крайне высоки.

Одним из существенных плюсов данного метода является то, что его применение возможно как при вертикальных конфликтах («вертикальные переговоры»: преподаватель — группа учащихся; учащиеся – администрация образовательного учреждения), так и при горизонтальных («горизонтальные переговоры»: группа учащихся — группа учащихся). В случае особой остроты конфликтной ситуации или невозможности провести переговоры своими силами как дополнение к методу переговоров используется технология посредничества.

В процессе посредничества должна быть задействована третья нейтральная сторона, посредник, который участвует в переговорах между конфликтующими сторонами и помогает им найти оптимальное решение. Основными принципами посредничества являются: нейтральность – посредник не занимает ни чью из сторон, беспричастность – посредник не заинтересован в выигрыше одной из сторон.

Однако есть и отрицательные стороны переговорного процесса. Метод переговоров эффективен только в определенных рамках, выходя за которые данный метод становится способом поддержания конфликтной ситуации.

Методы разрешения конфликтных ситуаций можно разделить на две группы:

  1. Позитивные – предполагается сохранение основы взаимосвязей между субъектами конфликта – переговоры и конструктивное соперничество;
  2. Негативные – включают в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой.

Выбор методов разрешения конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте.

Преподаватель может избрать тактику ухода от конфликта, сглаживания его, компромиссного решения, принуждения или неприятия чужой позиции.

Основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения.

Читать работу полностью (оригинал работы):

Причины возникновения и пути решения конфликтов между преподавателем и студентом

Источник: https://www.informio.ru/publications/id3890/Prichiny-vozniknovenija-i-puti-reshenija-konfliktov-mezhdu-prepodavatelem-i-studentom

Конфликты

Межличностные конфликты — это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов — как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические.

К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр.

, напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

Психологическая несовместимость — неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально-психологической компетентности (когда, например, человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации), недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера.

Особенности межличностных конфликтов в высшей школе

В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности.

Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.

Свойственные этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов.

К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, но могут заканчиваться разрывом отношений.

Наиболее распространенная причина конфликтов между студентами и преподавателями — неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту.

Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами.

Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).

Иногда студенты, считая оценку их знаний неадекватной, вступают в конфликт с преподавателем в открытой форме, но чаще студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением или на форумах студенческих сайтов в интернете.

Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и среди преподаватели высшей школы.

Противоречия могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины (это различного рода дежурства, присутственные дни и т.п.

); из-за неравномерного распределения учебной нагрузки, особенно в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка.

  • Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент — студент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель — студент принимает более сложные формы. Основную роль в их предупреждении и разрешении играет преподаватель, который может использовать для этого некоторые обязательные в этих случаях методики и требования:
  • · при отчете студента необходимо психологически расположить его к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации;
  • · в случае неудовлетворительного ответа студент должен осознать, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы;
  • · ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента.
  • Предупреждение конфликтных ситуаций при взаимодействии преподаватель — преподаватель, преподаватель — руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих:
  • · компетенции руководителя и его искусства управления межличностным взаимодействием;
  • · высокого уровня личностного развития каждого преподавателя;
  • · предоставления возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника учебной группы;
  • · равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей;
  • · постоянного совершенствования методики взаимодействия с обучаемыми;
  • · культивируемого на кафедре доброжелательного межличностного взаимодействия между руководителем и лидерами.

Источник: https://studbooks.net/557234/psihologiya/konflikty

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector