Деятельность невозможна без внешнего или внутреннего стимула. Действие требует причины, ради которой его нужно совершить. Как формируются эти стимулы, почему они для одних работают, а для других нет — изучает область, которой психологи уделяют пристальное внимание с 21 века. Мотивация в психологии — спорная тема, поскольку у психологов нет одной версии, как можно мотивировать человека, и почему иногда никакое убеждение не способно побудить к деятельности.
Понятие и характеристика
Мотив в психологии — это некая цель, ценность для человека, которой он стремится достичь. Мотив становится смыслом его деятельности. Он может быть положительным, вызывать позитивные эмоции, или негативным, вызванным неудовлетворением. Мотив часто не очевиден. Для его осознания требуется глубинный самоанализ.
Впервые понятие «мотивация», как основной побудитель к деятельности, употребил в научной работе А. Шопенгауэр. Отдельные психологи предлагали другие трактовки. К. Платонов под мотивацией понимал совокупность мотивов, а В. Вилюнас — систему процессов, побуждающих к деятельности. Советские психологи А. Леонтьев, С. Рубинштейн определяли мотив как потребность, обличенную в форму.
Мотив часто путают с целью и потребностью, но эти термины не взаимозаменяемы. Потребность — это осознаваемый дискомфорт и желание его устранить. Цель — выбор предмета, удовлетворяющего желание. Мотив — достижение цели.
Как выделять цель и формировать задачи?
Задачи нужно распределять по степени значимости:
- текущие — рутинные действия, которые нужно выполнять часто, но они не занимают много времени (например, проверка почты);
- ключевые — действия, которые требуют много усилий, и их нужно выполнить быстро (например, сдача квартального отчета);
- отложенные — задачи, которые необязательно выполнять сразу (например, подготовка стендов, проведение презентации);
- незначительные – такие задачи не влияют на приближение к цели, их выполнение можно передать подчиненным или вовсе исключить из списка.
У каждой задачи есть этапы — дата выполнения работы или одной задачи. Если очередность этапов не соблюдается, процесс достижения цели стопорится.
Историческая сводка
Многих зарубежных и отечественных психологов интересует, что побуждает индивида к деятельности. Изучением мотивации занимались еще древнегреческие мыслители.
Ближе к 20 веку мотивацию изучали в ряде школ. Бихевиористы рассматривали ее как причину телесных импульсов, реакцию организма на воздействие.
Это породило формулу «стимул — реакция», которая объясняла любой вид активности. В психоанализе по Фрейду основа мотивации — влечение человека. Желание зарождается в органе и воплощается в непреодолимое влечение.
Гуманисты под этим термином понимают удовлетворение инстинкта.
Среди зарубежных психологов интерес к проблеме изучения мотивации неразрывно связан с изучением эмоциональной сферы. Получая положительный эмоциональный стимул, человек ведет себя активнее, запоминает больше информации. Но единой теории, которая объясняла бы принцип работы мотивации, нет.
Среди советских ученых больше всего внимания изучению мотивации уделяли В. Бехтерев, И. Павлов, И. Сеченов. Вместо схемы «стимул — реакция» они предложили формулу «сигнальность — подкрепление». Сигнал раздражает органы чувств, но для действия необходимо подкрепление — многократное повторение сигнала.
Бехтерев считал, что психологические процессы подвержены тем же рефлексам, что нервная система.
На современном этапе развития психологии проблема исследования мотивации также остается актуальной. Ученые определили основные положения, которые разделяют отечественные и зарубежные исследователи:
Мотивация — социально обусловленное образование. В течение жизни она может изменяться.
- Мотивационная сфера имеет мотив, цель, эмоции.
- Для деятельности важно совпадение мотива и цели.
- Эмоции отражают отношение между мотивами и возможностью реализации.
Изучение психологических теорий мотивации продолжается. Ученые рассматривают разные версии появления мотивов, и это позволило выделить отдельные виды мотиваций.
Этапы и виды
В механизме формирования биологической мотивации ведущую роль играет гипоталамус. Он запускает схему появления мотива:
- Выработка гормона — биологические потребности трансформируются, посылая сигналы другим системам органов. Например, возникает чувство голода.
- Мотивационное возбуждение — возникает потребность удовлетворить желание. Индивид стремится избавиться от чувства голода.
- Выбор стратегии поведения — необходимо определить дальнейшие действия. Приходится выбирать, как устранить чувство голода: выбрать готовую еду, приготовить что-то самому или поесть в кафе.
Виды:
- Внешняя — обусловлена обстоятельствами, не связана с конкретной деятельностью. Она может быть стимулирована извне (предложение награды) или изнутри (через управление эмоциями). Подходит для решения простых задач. Для сложной творческой работы нужен другой подход.
- Внутренняя — связана с сутью деятельности. Для нее нужна не материальная, а эмоциональная награда. Выполняя задачу, человек чувствует моральное удовлетворение и это уже достаточный стимул.
Отрицательная — основана на желании избежать неудачи. Подавляя страх наказания, индивид испытывает отрицательные эмоции. Чтобы избавиться от них, он отказывается от деятельности. Длительная отрицательная мотивация может деморализовать человека.
- Положительная — основана на положительных стимулах. Индивид стремится к реализации способностей, раскрытию психологического потенциала. Увлеченность помогает достигать хороших результатов в труде.
- Индивидуальная — помогает удовлетворить базовые потребности. Благодаря физиологическим мотивам человек стремиться улучшать бытовые условия.
- Групповая — необходима для нормальной социализации. Помогает поддерживать структуру общества, занимать свое место в групповой иерархии.
- Познавательная — направлена на удовлетворение исследовательской деятельности. Работает в детстве, когда ребенок через игру познает окружающий мир.
Для одного и того же вида деятельности могут использоваться разные способы стимуляции. В отдельных сферах используется только один, основной вид мотива, без которого невозможно достичь цели.
Сферы применения
Чтобы реализовать потенциал, индивид должен использовать правильный мотив, подходящий для конкретной деятельности:
- Работа — профессиональная реализация. Руководители в качестве стимула часто выбирают штрафы, бонусы. Материальное вознаграждение влияет на работника только на начальном этапе. Работник привыкает к денежной стимуляции очень быстро. Когда эффект от нее проходит, а новых методов побуждения нет, работоспособность снижается. Чтобы повысить ее, у работника должна быть установка на раскрытие своего профессионального потенциала.
Учеба — получение знаний. Основным стимулом становятся высокие отметки. Низкие не только расстраивают, но и лишают стремления попробовать понять сложную тему. В учебной деятельности главным стимулом должно стать повышение уровня знаний. Если его нет, обучение будет восприниматься как наказание и ученик будет его избегать.
- Спорт — победа над собой. Достижение нового спортивного рекорда мотивирует малую часть людей. Спортсмен должен хотеть улучшить собственные результаты, а не превзойти соперников. Иначе он постоянно будет сравнивать себя с другими и у него быстро наступит профессиональное выгорание.
- Личные цели — стремление к самосовершенствованию. Выбрав целью получение новой профессии, открытие собственного бизнеса, человек должен стремиться раскрыть свой потенциал. Если мотив деятельности — доказать кому-то свою состоятельность, то желание исчезнет, как только пропадет внешний стимул.
- Реклама, развлечения — получение удовольствия. Психологический комфорт связан с уровнем дохода и покупательной способностью.
Мотивировать человека, который изначально не заинтересован, сложно. Для него лучше сработают методы самомотивации, которые можно придумать для себя самостоятельно.
Методы самомотивации для достижения результата
Когда принятые способы побуждения не работают, на помощь придут методы, облегчающие поиск внутренних ресурсов для выполнения деятельности:
Метод маленьких шагов. Большая задача выглядит сложной. Снизить неприятный психологический эффект поможет применение метода поэтапного выполнения. Большие задания нужно раздробить на маленькие, а их — на еще меньшие действия, которые можно выполнить за 5–10 мин. Попытка выполнить работу сразу демотивирует, а на выполнение маленького задания легко настроиться. В психологии такой подход называют «детскими» шагами — ведь чтобы научиться бегать, ребенок сначала должен сделать первый неуверенный шаг.
- Метод негативного подкрепления. Он подходит, когда нужно победить вредную привычку или зависимость. Нужно придумать для себя наказание (например, класть в копилку 10 руб.) и каждый раз, когда не получилось сдержаться, «оплачивать» свой промах. Минус такого метода — его нельзя использовать для больших целей.
- Метод авторитета. У каждого человека есть кумир — личность, чье мнение значимо. Этот прием основан на желании получить одобрение кумира. Нужно представить, что он следит за выполнением работы. Можно даже писать для него отчет или записывать видео.
Основной способ достижения цели — четкое понимание, для чего это нужно человеку. Навязывать мотивацию бесполезно. Выполняя деятельность, которая не нравится, раздражает, человек будет мечтать только об одном — избавиться от этой обязанности. Мотивация должна строиться на личном желании — тогда она будет действенной.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/motivatsiya.html
Виды мотивов в психологии
Определение 1
Мотивом называется явление, которое служит стимулом для совершения необходимого действия.
Мотив придает человеку вдохновение и яркие переживания, которые характеризуются либо позитивными чувствами, связанными с ожидаемыми событиями, либо с негативными чувствами из-за разочарования при неудачно сложившихся обстоятельствах.
Виды мотивов подразделяются на 2 уровня
- мотив сохранения, он встречается в жизни человека чаще всего. При этом сила эмоций оказывать влияние в короткий период времени, а основная активность устремлена на то, чтобы сохранить то, что имеется;
- мотив достижения, он направляет основные ресурсы человека, при его активной деятельности в процессе достижения желаемого.
Функции и виды мотивов человека
Теперь проанализируем подробно имеющиеся виды мотивов:
Внешний мотив. Обуславливается различными факторами внешнего мира или чужим мнением. Например, если кто-то из знакомых купил новую вещь, а вам она тоже понравилась, тогда появляется мотивация приобрести себе такую же.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Внутренний мотив. Возникает внутри человека, например, появляется внутреннее желание отправиться в путешествие или сделать перестановку в доме.
Отрицательный мотив.Служит поводом для того, чтобы уберечь человека от возможной ошибки. Например – если я не сделаю сейчас, то потом уже будет поздно.
Положительный мотив. Строится благодаря положительным примерам и мыслеформам. Примером может служить такая формулировка – если много заниматься, тогда я стану лучшим в своей группе.
Устойчивый мотив. Формируется на основе нужд человека и не нуждается в дополнительном подкреплении со стороны других.
Неустойчивый мотив. Постоянно требует подтверждения своих мыслей со стороны авторитетных людей.
Функции мотивов
Главные функции мотивов человека заключаются в следующем:
- побуждать к действию. Поиск мотивов и стимулов, заставляющих человека предпринимать необходимые действия;
-
направлять деятельность. С помощью этой функции можно определить вектор и направленность действий для реализации своих замыслов;
- контроль и поддержание. Осуществляется за счет поведения, которое нацелено на достижение желаемого. Уделяя внимание конечной цели, человек может корректировать свое движение, учитывая её достижения и промежуточный результат.
Мотивы деятельности в социуме
Замечание 1
Деятельность человека – это основная жизненная функция. Поэтому мотивы деятельности создаются на потребностях человека достигать своих жизненных целей. При этом поведение человека определяется в прямой зависимости от того, к какому конечному итогу он хочет прийти.
Так как в социальной среде главной деятельностью служит работа, поэтому и мотивы связаны с процессом осуществляемой работы:
- материальное вознаграждение. Сюда относятся денежные поощрения и уверенность в стабильности своей работы, а также социальная защищенность;
- свободное время. Этот мотив является существенным для творческих людей и для тех, у кого есть маленькие дети или тех, кто сочетает свою работу с учебой;
- значимость работы. Этот мотив показывает социальный статус человека, учитывается престижность профессии.
Тем не менее, важнее всех мотивов, определяющих поведение человека, будет «самомотивация» человека. Это внутренние ощущения и побуждения, которые формируют собственные устремления человека. Только из самомотивации возникают остальные виды мотивов, которые ведут к достижению желаемого.
Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/vidy_motivov_v_psihologii/
Исследование внутренней и внешней мотивации студентов, как основополагающих факторов системы учебной мотивации
- ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ФАКТОРОВ СИСТЕМЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
- Симакова Татьяна Николаевна
- студент 5 курса факультета психологии и педагогики РГППУ, РФ, г. Екатеринбург
- E —mail: tasi92@mail.ru
- Сергеева Дарья Викторовна
- студент 5 курса факультета психологии и педагогики РГППУ, РФ, г. Екатеринбург
- E —mail: demeza@mail.ru
- Хасанова Ирина Ивановна
научный руководитель, канд. пед. наук, профессор РГППУ, РФ, г. Екатеринбург
Путь к эффективному управлению человеком, лежит через понимание его поведения и деятельности, а также через понимание механизмов мотивации. Психология мотивации на сегодняшний день является, актуальной темой изучения, с точки зрения разных направлений психологии.
В общем виде, мотивацию, понимают, как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Под действием этих сил, человек совершает какие-либо поступки.
- Мотивация, как процесс содержит в себе шесть стадий, которые следуют одна за другой:
- Первая стадия — возникновение потребности;
- Вторая стадия — поиск путей удовлетворения потребности
- Третья стадия — определение целей (направления) действия;
- Четвертая стадия — осуществление действия;
- Пятая стадия — получения вознаграждения за осуществлённые действия;
- Шестая стадия — удовлетворение потребности, ее устранение.
Рассматривая мотивацию, как сложный процесс, следует учитывать, разнонаправленность мотивации. Внутренняя (интринсическая) мотивация и внешняя (экстринсическая) мотивация [2].
- Внутренняя мотивация — совокупность причин и стимулов поведения, связанных с процессами происходящими внутри организма.
- Внешняя мотивация — источником мотивации, служат факторы, которые находятся вне организма данного человека [1].
- В психологии образования, актуальная проблема мотивации связана с мотивированием студентов к эффективной учебной деятельности и соответственно высоким результатам учебной деятельности.
- Вопрос, который возникает у руководителей высших учебных заведений: как мотивировать на обучения студентов внебюджетной формы обучения?
- Так как, основной материальный стимул — стипендия, не является эффективной.
- Изучив актуальную ситуацию, выделили следующее: студенты занимают две позиции: первая — студенты высоко мотивированы и требуют высокого уровня получения образования, так как они обучаются на внебюджетной основе, вторая — студенты считают, что получая образование на внебюджетной основе, существует гарантия даже при низкой успеваемости, что произойдет процедура отчисления.
- Было проведено исследование, цель которого заключалась, в том, чтобы определить существенные мотивационные факторы у студентов.
В исследовании приняли участие 50 студентов. Выбору составили студенты одного факультета, обучающиеся на бюджетной и внебюджетной форме обучения.
Рисунок 1.Сотношение внутренней и внешней мотивации у студентов
Использовалась методика: Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.
Показатели распределились, следующим образом: ВМ — внутренняя мотивация Хср =4,35, Мо=5, Ме=4, по шкале ВПМ — внешняя положительная мотивация Хср =3,99, Мо=4, Ме=5, по шкале ВОМ — внешняя отрицательная мотивация Хср =3,63, Мо=5, Ме=5.
По полученным данным, можно заметить формулу: ВМ больше ВПМ, а ВПМ больше, чем ВОМ.
Внутренняя мотивации, является для студентов наиболее значимой, чем внешняя мотивация. А если просмотреть внешнюю мотивацию, то больше доминирует внешняя положительная мотивации, нежели внешняя отрицательная мотивация. Это является наиболее эффективной и правильной формой мотивации.
- На основе полученных данных необходимо разрабатывать программу мотивации для студентов.
- Итак, что включает в себя внутренняя мотивация студентов:
- Ответственность, возможность признания и самоутверждения, продвижение по обучению и перспективы, достижение личного успеха, а также важным компонентом является содержание учебной программы.
- Внешняя мотивация студентов включает: финансовые мотивы, общественное признание, взаимоотношение с руководством, сотрудничество в коллективе, возможность участия в студенческих мероприятиях, так как школы актива, форумы, концертные программы, материальное оснащение аудиторий и другое.
- Для наиболее эффективного мотивирования студентов, следует опираться на внутреннюю мотивацию и соответственно подбирать мотиваторы.
- Например: Доска почета, будет удовлетворять потребность студентов в признании, достижении успеха и самоутверждении.
А выезд на форум актива студентов, будет являться примером внешней мотивации. И будет удовлетворять не только внутренний мотив, признания, а также потребность в неформальном взаимоотношении студентов друг с другом, обмен опытом и взаимоотношение с руководством университета или авторитетными специалистами, преподавателями.
Материальная поддержка, является одной из самых важных потребностей и мотиваторов студенчества в целом, поэтому все возможные денежные премии, пособия и стипендии являются мотивирующим фактором, но при условии, что у студентов есть в этом необходимость.
Но, при внедрении системы мотивации следует обязательно учитывать несколько теорий мотивации. Доска почета, как мотивирующий фактор не будет эффективна, если не будет соблюдаться теория справедливости, о которой говорили авторы этой теории Лайман Портер и Эдвард Лоулер.
- Теория справедливости основана на утверждении, что люди субъективно оценивают вознаграждение к затраченным усилиям, и ощущение, что кто-то другой отмечен больше и лучше, чаще всего начинают снижать интенсивность работы.
- Результативность труда зависит от:
- · оценки ценности вознаграждения;
- · приложенных усилий;
- · оценки вероятности связи «усилие-вознаграждение»;
- · характерных особенностей и потенциальных возможностей сотрудника;
- · самооценки сотрудниками своей роли.
Поэтому разработка системы мотивации и внедрение ее в учебный коллектив является, очень ресурсно-затратным процессом, но при условии, что в дальнейшем повышается эффективность учебной деятельности, этим следует заниматься. Начинать процесс следует с выявления проблемы, затем диагностики и уже на основе диагностических мероприятий следует пристраивать дальнейшую систему и работу в целом.
Список литературы:
1.Немов Р.С. Психологический словарь. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.: ил
2.Платонов Ю.П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2-х т.: Т. 1. СПб.: Речь, 2007. — 416 с.
Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxvii/40133
Мотив: что такое в психологии. Система и виды мотивов
Почему люди поступают тем или иным образом, иногда совершая благородные поступки, а иногда – эгоистичные или, того хуже, жестокие? Что руководит их выбором? Вы скажете – цель? Но ведь к цели можно идти разными путями, да и выбирает свои цели сам человек. Психологи говорят, что поведением людей управляют мотивы. Узнав мотивацию индивида, мы поймем, почему он поступает так или иначе.
Мотивы и мотивация с точки зрения психологии
Активность любого живого существа связана с потребностями. Это можно сказать и о человеке, только его потребности значительно богаче и разнообразнее, чем у животных. Осознав свое желание, человек стремится его удовлетворить, то есть ставит перед собой цель и организует деятельность по ее достижению.
Но удовлетворить потребность можно разными способами, и двигаться к цели тоже можно не одним путем. Допустим, вы хотите стать успешным и знаменитым.
Этого можно достигнуть по-разному: заняться спортом и стать чемпионом, написать выдающуюся книгу и стать известным писателем, организовать свой бизнес, обойти всех конкурентов и прославиться, отправиться в путешествие автостопом и размещать свои заметки в собственном блоге.
Какой путь вы выберете, зависит от мотива, точнее, даже от целого комплекса мотивов. Мотив в психологии рассматривается как обстоятельство, побуждающее нас к выбору того или иного действия. Это энергетический импульс, придающий нашему движению определенную направленность.
Например, школьник ставит перед собой цель хорошо выучить урок и получить отличную оценку.
В качестве мотива здесь может выступать желание получить одобрение взрослых (родителей и учителя) или избежать наказания за двойку, потребность узнать новое, получить знания, необходимые для поступления в вуз, заслужить уважение сверстников, хорошо закончить четверть и получить от родителей обещанный смартфон и т. д. Скорее всего, в этой ситуации работает не один, а много стимулов.
Так как поведением человека обычно управляет несколько мотивов, то принято говорить о мотивации. Проблема мотивации – одна из сложнейших в психологии, потому что человек часто сам не отдает отчет, какими мотивами он руководствуется, совершая какой-то поступок.
Скрытые мотивы могут быть связаны с воспоминаниями, страхами, желаниями, находящимися глубоко в подсознании.
К информации, хранящейся на этом глубинном уровне психики, нет сознательного доступа, эти мотивы мы не осознаем, лишь испытываем переживание напряженности и дискомфорта, которое стремимся преодолеть, предпринимая те или иные действия.
Итак, цель – это то, к чему мы стремимся, а мотив – это причина, по которой достижение данной цели для нас важно. Мотивация же в психологии имеет два значения: совокупность мотивов, которые управляют поведением человека, и сам процесс этого управления.
Виды мотивов
Классификация мотивов – сложная задача, потому что побуждающих к действию обстоятельств множество. В различных направлениях и школах психологии имеются свои классификации, да и в отечественной науке нет единого мнения по этому вопросу. Наиболее распространенным и наиболее важным является выделение 4 групп мотивов.
Внешние и внутренние мотивы
Эти два вида мотивов много значат не только в выборе средств и путей достижения цели, но и в проявлении индивидуальности личности.
Внутренние мотивы – это обстоятельства, связанные с самим человеком и с его отношением к деятельности. К внутренним мотивам относятся интересы, увлечения, потребность в положительных эмоциях и стремление избегать негативных, желание повысить самооценку, выполнить свой долг, проявить любовь и заботу к близким и т. д.
Внутренняя мотивация довольно устойчивая, так как изменения в нашем мировоззрении, в сфере интересов и убеждений, в отношениях к окружающим происходят постепенно.
В приведенном выше примере, когда школьник ставит своей целью хорошо выучить урок, к внутренним мотивам относятся следующие: интерес к предмету, желание получить новые знания, повысить самооценку, испытать удовлетворение от хорошо сделанного дела.
Внешние мотивы связаны с обстоятельствами, не зависящими от человека и находящимися вне его и сферы деятельности, на которую влияют.
Это может быть общественное мнение и капризы погоды, профессиональные обязанности и желание получить более высокую оплату труда или избежать наказания.
Если стремясь лучше выполнить задание, ученик ориентируется только на оценку или на поощрение взрослых, если надеется, что успех позволит ему выпросить у родителей нужную ему вещь, то это работает внешняя мотивация.
Психологи считают, что в жизни человека внешние мотивы играют важную роль, так как для нас очень значимо поощрение или порицание общества.
Эти мотивы нередко более действенны, чем внутренние, и их легко использовать для управления человеком.
Однако, с точки зрения развития и совершенствования личности и продуктивности деятельности, внутренняя мотивация предпочтительнее. Например, творчество связано почти исключительно с внутренней мотивацией.
Положительные и отрицательные мотивы
Мотивы, так же как и потребности, связаны с эмоциями. Во многом именно стремление переживать положительные, приятные чувства и избегать неприятные руководит нами при выборе того или иного варианта действий. Мотивы избегания страха, тревоги, боли, наказаний и т. д. относятся к отрицательным, а те, что связаны с желанием получить удовольствие, наслаждение, радость – к положительным.
Психологи до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу того, какой вид мотивации более эффективен. Действительно, страх может быть очень сильным стимулом, так же как и стремление избежать переживаний физической и душевной боли.
Отрицательные мотивы могут побуждать человека к преодолению препятствий на пути к намеченной цели, заставлять трудиться до изнеможения или терпеть общение с неприятными людьми. Но они разрушают человеческую личность, уничтожают достоинство и чувство самоуважения.
В то время как положительная мотивация способствует повышению самооценки, дает позитивный стимул к развитию личности.
Мотивация достижения успеха
Среди разнообразных мотивов, которые управляют нами, в последнее время особенно популярной стала мотивация успеха. Связано это с пониманием успеха как значимой жизненной ценности. Успех престижен, он привлекает не только сопутствующими ему материальными благами и чувством личного удовлетворения. Главное в успехе – общественное признание, повышающее социальный статус человека.
Казалось бы, потребность стать успешным человеком есть у всех, но на деле на пути к успеху возникает много препятствий, которые кажутся непреодолимыми. Основное из них – отсутствие мотивации, того энергетического импульса, который сдвинул бы человека с привычного уютного места, заставил бы выйти из зоны комфорта и поддерживал в нем желание двигаться к цели, преодолевая препятствия.
Если у вас есть такая проблема и вы не идете к цели, а нерешительно топчетесь на месте, то спросите себя: «Зачем?» Зачем вам эта цель? Что вы хотите получить, достигнув вершины? Если вы не услышали от себя внятного ответа, то, может быть, вам и не очень нужна эта цель, и лучше поставить другую? Или все же более серьезно поразмышлять и найти те скрытые мотивы, что могут стать источником вашего движения?
Причиной проблем с мотивацией успеха может стать отдаленность цели. Она вроде бы и привлекательная, но теряется в такой необозримой дали, что кажется недостижимой. В этом случае нужно разбить путь на сравнительно небольшие отрезки и поставить промежуточные цели. Двигаясь от одной к другой, вы обязательно достигнете успеха.
Проблема борьбы мотивов
Как уже было сказано, одновременно человеком управляют несколько мотивов, причем часто побуждающих его к разным действиям. Например, классическая ситуация. Раннее утро, звонит будильник, который вы специально завели, чтобы встать пораньше и сделать утреннюю пробежку.
Но это было вчера, а сейчас очень не хочется вылезать из-под теплого одеяла, когда можно поспать еще полчасика. Что вы выберете, какой мотив победит? Это зависит от множества факторов, в том числе от значимости мотивов, силы воли, здравого смысла и дополнительных стимулов.
Например, если вы договорились бегать с другом, и он будет вас ждать.
В приведенном примере ситуация не такая уж и критичная, но случается, что человек оказывается перед очень сложным выбором: спастись самому или спасти других людей, совершить преступление и достигнуть цели или не совершать и отказаться от желаемого. Борьба мотивов может стать источником очень сложного и тяжелого внутреннего конфликта, привести к развитию невроза или депрессии.
Психологи в ситуации борьбы мотивов советуют опираться на рациональную сферу, то есть не поддаваться эмоциям, обдумать аргументы за и против, оценить плюсы и минусы того или иного варианта действий. И главное, ориентироваться на наиболее социально значимые мотивы. Ведь добившись своего, но утратив доверие и уважение общества, вы потеряете больше, чем получите.
Несмотря на то, что не все мотивы мы осознаем, управлять мотивационной сферой можно. Для этого стоит научиться выстраивать иерархию мотивов, ориентируясь на наиболее важные и значимые. Иерархия мотивов связана с социальными ценностями и теми приоритетами, которые есть в нашей жизни.
Источник: https://psychologist.tips/2162-motiv-chto-takoe-v-psihologii-sistema-i-vidy-motivov.html
Особенности учебной мотивации в студенчестве
Трансформация психологии личности в студенческом возрасте связана с эмоционально-волевой сферой студента (тревожный, экспрессивный холерик, хладнокровный флегматик, активный сангвиник).
Изменение психологического климата студента протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих (система межличностных социальных отношений). Важное значение приобретает социальная адаптация к студенческой среде.
В этом случае педагогу крайне важно знать основные особенности эмоциональной идентификации студента (в частности — виктимного), которые приводят к тревожности, страхам, уверенности в себе, хронической депрессивности.
Без знания эмоциональных характеристик невозможно корректно реагировать на поступки студента, целенаправленно руководить его воспитанием и видеть в нем скрытые таланты [7].
Важное значение в студенческом развитии приобретает учебная мотивация. Основную роль в ее развитии играет педагог.
Учебная мотивация начинает складываться еще в младшем школьном возрасте. Изначально в ее основе лежит интерес и тяга к новым знаниям. Интерес к учебе интерпретируется как эмоциональное переживание познавательной потребности. Учебная деятельность, как и всякая другая, требует владения определенными навыками и приемами. Интерес должен быть первым объектом к изучению предмета.
Важнейшие предпосылки формирования у студента интереса к учению — понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя.
Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в студенчестве умственную самостоятельность и инициативу, что очень важно.
Чем активнее творческие методы обучения и понимание студента в изучаемом предмете, тем легче заинтересовать учащегося, тогда как преподнесение уже готового материала без критериев сомнения не вызывает у них интереса, хотя и не мешает пониманию содержания обучения.
Отсюда следует, что основным средством воспитания устойчивого интереса к обучению является использование педагогом таких вопросов и заданий, которые требовали бы от учащихся активной поисковой деятельности или иными словами самостоятельности [3].
Существенными факторами возникновения интереса к учебному материалу являются эмоциональная окраска его преподавания, «живое» слово учителя.
Успешность учебной деятельности во многом зависит от преобладания определенной мотивационной ориентации со стороны педагога. В педагогической психологии выделяются четыре вида мотивационных ориентаций учебной деятельности:
- 1) на процесс (учащийся получает удовольствие от самого процесса решения учебных задач, ему нравится искать разные способы их решения);
- 2) на результат (самое главное для учащегося — полученные и усвоенные знания и умения);
- 3) на оценку преподавателем (главное — получение в данный момент высокой или хотя бы положительной оценки, что вовсе не является прямым отражением фактического уровня знаний);
Источник: https://studwood.ru/1899322/pedagogika/osobennosti_uchebnoy_motivatsii_studenchestve
Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов
Исследование учебно-профессиональной мотивации студентов является задачей, имеющей большое значение для повышения эффективности вузовского образования.
Мотивационно-потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными (Л.И.Божович, Р.С.Вайсман, А.Н.Леонтьев, Г.И.Щукина, Н.В.Нестерова, А.Н.Печников, Г.А.Мухина, В.Апельт, В.Я.Кикоть, В.А.
Якунин, И.П.Ильин, П.М.Якобсон и др.). В большинстве работ исследователи сосредотачивали свое внимание на влиянии, которое оказывают педагог и содержание учебных материалов на формирование мотивации учащихся к учебной деятельности.
Наиболее изученной на данный момент является учебная мотивация школьников. Меньше внимания уделяется изучению учебно-профессиональной мотивации студентов вуза.
В отечественной психолого-педагогической науке исследования проблемы мотивации сгруппированы вокруг общего методологического подхода – деятельностного. Вслед за А.Н.
Леонтьевым современная отечественная психология связывает понятие «деятельность» с понятием «мотив», который представляет собой «…то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность» [13, с. 381].
Деятельностный подход опирается на принцип единства человеческой психики и деятельности и задает системность в изучении потребностно-мотивационной сферы человека. В деятельностном подходе мотив является целостным способом организации активности индивида, интегральным побудителем и регулятором деятельности, в том числе и учебно-профессиональной [17].
Значительный объем исследований, раскрывающих особенности учебно-профессиональной мотивации, связан с мотивацией учебной. Последняя определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов.
Она определяется, во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, личностными особенностями обучающегося; в-четвертых, личностными особенностями педагога, прежде всего, – связанными с его отношением к обучающимся и к своей профессии в целом; в-пятых, спецификой учебного предмета
Учебный мотив как структурный компонент учебной мотивации, по определению Л.И.
Божович, представляет собой «побуждения, характеризующие личность учащегося, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой» [15, с.22]. А.К.
Маркова определяет мотив как «направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанную с ее внутренним отношением учащегося к ней» [15, с.56].
Исследования показали, что при анализе мотивации учебной деятельности важно не только выявить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть структуру мотивационной сферы человека. Так, например, в исследовании Н.Н.
Власовой выделяются два плана мотивации – произвольный и непроизвольный. Произвольный план мотивации проявляется тогда, когда мотивы у учащегося вызываются без посторонней помощи.
Непроизвольная мотивация возникает в случае намеренного формирования мотива извне (например, с помощью педагогического воздействия) [9].
В последние десятилетия получил развитие подход к учебной деятельности как к полимотивированной. Этот подход отражен в работах А.К.Марковой, которая рассматривает становление мотивации как усложнение структуры мотивационной сферы и входящих в нее побуждений, а также иногда противоречащих отношений между ними.
В этой связи в психологии используется классификация учебных мотивов с точки зрения их личностной значимости и функции в системе учебной мотивации.
При этом выделяются мотивы смыслообразующие, которые не только побуждают деятельность, но и придают ей личностный смысл, и мотивы-стимулы, которые, действуя параллельно с первыми, служат дополнительными побуждениями. Смыслообразующие мотивы, они же ведущие (Н.Ф.Талызина), доминирующие (Р.Р.Бибрих, И.А.Васильев), преобладающие (В.Э.
Мильман), определяют направленность всей мотивационной системы. Если учащийся удовлетворен тем, как реализуется в деятельности учения его смыслообразующий мотив, то он будет стремиться продолжать ее, даже если она не позволит реализоваться мотиву-стимулу.
Одна из наиболее распространенных классификаций мотивов предполагает их разделение на внешние и внутренние (К.Замфир, М.В.Овчинников и др.). Внутренними называют мотивы, которые непосредственно связаны с самой деятельностью.
К внешним относят остальные мотивы, побуждающие индивида к данной деятельности. В учебной и учебно-профессиональной деятельности действуют одновременно и внешние, и внутренние мотивы.
Их соотношение определяет психологические особенности структуры мотивации учения студентов [6].
В отечественной психолого-педагогической литературе представлены два подхода к различению внутренней и внешней мотивации.
Один из них использует в качестве критерия разделения характер связи между учебным мотивом и другими компонентами учения (его целью, процессом). Если мотив реализует познавательную потребность, связан с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадает с конечной целью учения), то он является внутренним.
Внешний мотив реализует непознавательную (социальную по содержанию) потребность, он не связан с получением знаний (не совпадает с целью учения). В таком случае внутренними являются только познавательные мотивы к овладению новыми знаниями и способами их добывания (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Н.В.Елфимова, П.И.Якобсон, М.Г.
Ярошевский и др.).
Источник: http://psyedu.ru/journal/2011/2/2116.phtml
Виды мотивации — Психология мотивации
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.
Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.
Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).
Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.
Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти), при некоторых обстоятельствах, может быть существенной движущей силой человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.
Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.
Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.
) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсивными.
Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы)
Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться.
По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость.
Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.
Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.
Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения.
Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.
Просоциальные (общественно значимые) мотивы — мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом.
В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой.
Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.
Мотив аффилиации — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.
Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.
Источник: https://www.sites.google.com/site/psihologiamotivacii/home/vidy-motivacii