Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Типы обучения
2 слайд Описание слайда:
В современной дидактике различаются три типа обучения: прямое обучение, проблемное обучение и опосредованное обучение.
3 слайд Описание слайда:
. Прямое обучение ориентировано на запоминание материала.
Объяснение в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учеников, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности.
Такое обучение называют еще традиционным, но не только с целью отличить его от более современных видов, но и для того, чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях.
4 слайд Описание слайда:
Оно экономит время, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных вопросов, обеспечивает эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки — преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении.
5 слайд Описание слайда:
Проблемное обучение — это такой тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных задач, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых научных выводов .
Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.
Опираясь на закономерности психологии мышления, логику научного исследования, проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения.
6 слайд Описание слайда:
В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстративного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.
В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, то есть открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.
7 слайд Описание слайда:
Сущность опосредованного обучения состоит в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; он наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке.
На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы.
При опосредованном обучении девизом становится: «Научился сам -научи другого».
8 слайд Описание слайда:
Важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявлять свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.
Итак, суть опосредованного обучения в том, что педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, то есть активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников.
Руководство опосредованным обучением требует от педагога умения прогнозировать педагогический процесс, гибкости, мобильности поведения.
9 слайд Описание слайда:
МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: авторитарным, демократическим, либеральным. В зависимости от стиля формируется модель процесса обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели.
10 слайд Описание слайда:
При доминировании демократического стиля взаимодействия педагога и детей складывается личностно-ориентированная модель. Указанные модели отличаются целями, содержанием, методами обучения.
11 слайд Описание слайда:
1. Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками: • цель — вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми — «Делай, как я!»; •
12 слайд Описание слайда:
способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; • тактика — диктат и опека; задача педагога — реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций; • методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений.
13 слайд Описание слайда:
Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока.
14 слайд Описание слайда:
Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.
15 слайд Описание слайда:
К результатам действия учебно-дисциплинарной модели можно отнести следующее: • взаимное отчуждение взрослых и детей; дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм;
16 слайд Описание слайда:
возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий; за пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным.
17 слайд Описание слайда:
2. Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье);
18 слайд Описание слайда:
формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка под определенный шаблон, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей исходя из задачи максимально полного содействия их росту.
19 слайд Описание слайда:
Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество.
20 слайд Описание слайда:
Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.
21 слайд Описание слайда:
Ожидаемые результаты — расширение «степеней свободы» развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
22 слайд Описание слайда:
В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.
23 слайд Описание слайда:
Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.
24 слайд
25 слайд
26 слайд
27 слайд
28 слайд
29 слайд
30 слайд
31 слайд
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/tipi-obucheniya-po-pedagogike-2557887.html
Виды и системы обучения — Организация учебного процесса — Сидоров Сергей Владимирович
Робот подготовил для Вас подборку материалов, близких к этой теме. Посмотреть По материалам моих лекций.
Виды обучения определяются в результате разделения разнообразных учебных процессов по какому-либо основанию. В разных научных исследованиях и учебных пособиях по педагогике выделяются различные виды обучения (рисунок).
Рассмотрим некоторые виды обучения.
Первый в истории вид систематического обучения применялся древнегреческим философом Сократом и получил название сократической беседы. Суть сократической беседы состоит в поиске истины путем постановки наводящих вопросов.
Учитель-философ своими вопросами стимулировал познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, вел мысль ученика по пути познания.
Сократовские беседы были ориентированы на индивидуальное обучение или работу с небольшой группой учеников, изначально проявляющих интерес к знаниям.
Первый вид организации обучения большой группы учеников — догматическое обучение, которое получило широкое распространение в Средние века.
Цель такого обучения — усвоение книжных знаний, принятие их как непреложных истин (догма — положение, принимаемое на веру, признаваемое бесспорным без каких-либо доказательств). Задача учеников состояла в правильному воспроизведении готовых истин.
Основными видами деятельности учеников были слушание и механическое заучивание, посредством многократного повторения.
Основными средствами обучения являлись — книги религиозного содержания, которые были написаны на латинском языке (поэтому и обучение обычно велось также на латинском языке). Для догматическом обучения характерны оторванность знаний от жизни, форм обучения от его содержания.
В XVII в. в Европе на смену догматическому пришло объяснительно-иллюстративное обучение. Данный вид обучения основан на теории сенсуализма — познания посредством чувственного восприятия (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основоположник объяснительно-иллюстративного обучения — Я.А. Коменский.
Целью этого обучения стало усвоение знаний и их последующее применение на практике.
По сравнению с догматическим, объяснительно-иллюстративное обучение требует от ученика более глубокой мыслительной деятельности, однако в целом это пассивно-созерцательное обучение, при котором главная задача учителя сводится к изложению материала таким образом, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение сегодня является основой традиционной школы. Оно экономит время, затрачиваемое на усвоение знаний, но не способствует развитию самостоятельности, инициативы, творчества.
В XIX в. начинает формироваться развивающее обучение, появление которого связано с именем «учителя немецких учителей» А. Дистервега. Главная цель развивающего обучения заключается в подготовке ученика к самостоятельному освоению знаний, к поиску истины, к независимости суждений в повседневной жизни. Хотя идея организации самостоятельного поиска истины учеником прослеживается уже в сократической беседе, именно Дистервег впервые сформулировал правила развивающего обучения. Он считал развивающий вид обучения наиболее эффективным, оценивая его возможности намного выше объяснительно-иллюстративного обучения (известно его высказывание «Плохой учитель преподносит истину, а хороший — учит её находить». В XX в. развивающее обучение обогащается психологическими знаниями о закономерностях личностного развития. Так, представления о возможностях развивающего обучения существенно расширились благодаря введённому Л.С. Выготским понятию «зона ближайшего развития» (см. рисунок).
Основа развивающего обучения — продуктивная (т.е. не репродуктивная, воспроизводящая, как в объяснительно-иллюстративном обучении, а поисковая, созидающая) деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Учитель не просто транслирует знания, он организует поиск учащимися новых знаний, активизирует память, восприятие, воображение, мышление учащихся. При развивающем обучении учитель должен быть открытым к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учениками в различных формах: в докладах, х и доказательствах, в диалоге, в дискуссии.
Ещё один вид обучения — программированное обучение — появился в 1950-1960-е гг. Его основоположником является американский психолог Б. Скиннер. Программированное обучение основано на кибернетическом подходе, согласно которому…
— обучение рассматривается как сложная динамическая (подвижная, иизменяющаяся) система;
— управление системой осуществляется с помощью посылки команд ученику (непосредственно учителем или с помощью технических средств) и получения обратной связи (т.е. информации о ходе обучения);
— информация, полученная по обратной связи, оценивается учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).
Основные принципы программированного обучения: • подача учебной информации небольшими, легко усваиваемыми, порциями;
• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции информации;
• предъявление правильного ответа для самоконтроля;
• формулирование дальнейших указаний для ученика в зависимости от результата (правильности / неправильности ответа).
В программированном обучении используется два структурных способа построения программ: линейный и разветвлённый. По линейной программе все учащиеся работают над порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предусматривает выбор индивидуального пути освоения целостной учебной информации самим учеником.
Кроме описанных выше видов обучения, есть и другие: модульное, проблемное, дистанционное и т.д.
Виды обучения, существующие достаточно долго, сформировались как системы взаимосвязанных форм, методов, приёмов и средств обучения.
Система обучения – это целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих форм, средств, методов и приёмов организации учебного процесса.
Сегодня наиболее распространены классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения, история существования которых насчитывает более 400 лет. И хотя в XIX-XX вв. были созданы очень известные белл-ланкастерская, батавская, мангеймская системы, а также системы обучения по методу проектов, по далтон-плану, плану Трампа и др., они всё же не получили столь широкого распространения как классно-урочная и лекционно-семинарская.
Наконец, помимо общепризнанных систем обучения, есть авторские системы, созданные на основе оригинальной идеи или авторской концепции.
Роботу удалось вычислить, что со статьёй «Виды и системы обучения» тематически связаны:
Для ссылки:
Источник: https://si-sv.com/publ/1/14-1-0-216
Особенности обучения в педагогическом ВУЗе
Обстановка с обучением педагогических кадров в России плачевная. Имеет значение снижение престижности профессии в связи с низкой заработной платой, однако много зависит и от того, чему и как учат студентов в педагогических ВУЗах. Обучающая среда, система поощрений и наказаний — всё это влияет на качество «конечного продукта» — педагога.
Обучение в педагогическом ВУЗе должно способствовать выпуску специалистов, близких к идеальным.
Именно педагогический ВУЗ должен заложить в них способность к труду, осознанной грамотной критике и искренней похвале, умению любить детей со всеми их недостатками, желанию находить контакт с людьми разных возрастов, стремлению к качественной работе и постоянному самосовершенствованию. Кроме того, настоящий учитель должен уметь удерживать внимание класса и самому быть интересной личностью. Так как же должен это сделать ВУЗ?
Дать пример для подражания
В первую очередь, преподаватели ВУЗа сами должны быть примером для подражания.
Если студенты педагогического университета постоянно сталкиваются с агрессией со стороны педагогов, трудно ожидать, что они сами будут лояльными по отношению к своим ученикам.
Если же педагоги педвуза стремятся найти индивидуальный подход к каждому студенту, создают благоприятную обстановку для изучения предметов, то и студенты, став учителями, будут воссоздавать дружественную атмосферу, работая уже со своими учениками.
Слова должны соответствовать действиям
Педагог должен всегда поступать в соответствии со своими принципами.
Так, если он, например, рассказывает о том, что ребёнка нужно поощрять больше, чем наказывать, но при этом сам пользуется в основном насильственными методами обучения, наказывая жёстко за малейшую провинность, то что запомнят студенты? То, что говорилось теоретически или то, что они видели на практике? Нет ничего хуже двойных стандартов!
Уважительное отношение — основа обучения
Каждый студент педагогического ВУЗа должен на себе ощутить тот факт, что уважительное отношение окружающих является основой хорошего обучения. Впитав в себя за 5 лет обучения дружелюбную атмосферу, студент будет помнить об этом всю свою жизнь.
Стимулирование интереса к обучению
Студенты педагогических ВУЗов должны обучаться с интересом, так, чтобы и у преподавателей и у них самих был «огонёк в глазах». Только так они научатся сами вести занятия в подобном ключе. Студенты, учившиеся с отвращением, никогда не смогут учить других с интересом.
И что в результате?
Чтобы готовить хороших учителей, в первую очередь сам педагогический ВУЗ должен быть укомплектован высокопрофессиональными педагогами, заинтересованными в своей работе. Тогда всё остальное получится автоматически и наши школы пополнит целая армия хороших и добрых, настоящих учителей.
Источник: https://ros-obrazovanie.ru/articles/osobennosti-obuchenija-v-pedagogicheskom-vuze.html
6 систем дистанционного обучения: какую выбрать школе, репетитору, тренеру? – EduNeo
Системы дистанционного обучения достаточно давно известны преподавателям вузов. А вот школы электронное обучение открыли для себя недавно.
С помощью дистанционных образовательных технологий можно не только переложить на плечи компьютера ряд рутинных педагогических действий, но и организовать по-настоящему качественное, индивидуальное, дифференцированное обучение.
Наша статья сегодня посвящена обзору трех наиболее известных бесплатных систем и трех платных дистанционного обучения.
Система дистанционного обучения Moodle
Система дистанционного обучения Moodle
Обзор сервисов дистанционного обучения мы начнем с Moodle – это одна из наиболее популярных систем дистанционного обучения в России (сокращено— СДО).
Moodle полностью бесплатен – его можно свободно скачивать, устанавливать, изменять и т.д. Он относиться к Open Source системам, т.е. системам с открытым исходным кодом, что позволяет многим программистам создавать дополнительные, очень полезные расширения или модули.
Moodle подходит для организации дистанционного обучения любого уровня – от персональной ДО, или системы электронного обучения крупного образовательного учреждения. Даже если вы частный репетитор – вы можете использовать Moodle.
Стоит отметить, что многие крупные вузы РФ используют Moodle в своей работе.
Что позволяет Moodle?
В целом Moodle отлично справляется с задачами дистанционного обучения. Его преимущества:
- полностью бесплатная система, готовая к внедрению;
- создание качественных курсов для дистанционного обучения;
- широкие возможности управления курсами;
- содержит мощный аппарат тестирования;
- включает разнообразие учебных элементов;
- позволяет реализовать дифференцированное обучение;
- поддерживает разнообразные педагогические сценарии и образовательные стратегии (программирование, модульное, индивидуальное, социальное обучение);
- содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу – запись только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.);
- отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации;
- возможность публикации учебного контента различного формата – аудио, видео, текст, флэш и т.д.
Учебные элементы Moodle делятся на относительно пассивные, например, простая страница, файл, папка, которая объединяет несколько файлов, так и активные, например:
- вики – инструмент для совместной работы (примером вики является не безызвестная Википедия);
- глоссарий (учащиеся сами могут создавать глоссарий);
- разнообразное количество форм тестовых заданий, включая графические; также стоит отметить различные стратегии проведения тестирования – контролирующее, обучающее, адаптирующее и т.д.;
- традиционные задания и нетрадиционные задания, основаны на критериях (напоминают часть С ЕГЭ); кроме того есть во задания с использованием взаимопроверки;
- лекции с техникой обратной связи, которая позволяет реализовать программированное обучение – после изучения небольшого фрагмента теории следует тестовое задание на выявление степени освоения учебного материала) и ряд других;
- дифференцированные стратегии обучения.
Возможности дифференциации обучения в Moodle
Как мы уже выше говорили, Moodle позволяет реализовать различные педагогические сценарии дифференцированного обучения. Дифференциация может осуществляться 2 механизмами. Первый – создание групп и для каждой группы можно задать свой контент, свой учебный материал.
Второй способ – задав зависимости доступа к тому или иному учебному элементу от выполнения другого учебного элемента. Например, не выполнив тестирование по теме 1 нельзя будет перейти к лекции темы 2.
«Программировать» можно не только доступ к отдельным учебными активности, но к целой группы учебных элементов.
Плагины (дополнения)
Так как Moodle – программа с открытым исходным кодом, то огромное пользовательское сообщество работает над улучшением функционала Moodle. Другими словами создается большое количество плагинов или дополнений к системе.
Такие дополнения как правило бесплатны, их можно просто скачать и установить для своей системы. Примерами таких плагинов являются:
- Модули видеоконференции.
- Аудио видео чаты.
- Массовая рассылка сообщений.
- Средства проектной работы.
- Электронного портфолио и др.
Обзор лучших плагинов и тем оформления для Moodle – отдельная большая тема для разговора.
Минусы СДО Moodle
Среди недостатков этой системы дистанционного обучения следует отметить:
- Система бесплатная, но ее нужно где-то устанавливать (нужен сервер или хостинг, доменное имя и т.д.); все это может оказаться непосильной и дорогостоящей задачей для школы или частного репетитора.
- Moodle очень требователен к серверу (показательно, что бесплатный хостинг позволяет установить только старые версии этой СДО).
- Потребляет много ресурсов, что может увеличить финансовые затраты.
- Слишком громоздкий – многие инструменты Moodle не используются даже в вузе.
- Требует серьезного изучения – метод «научного тыка» не пройдет.
Этапы внедрения Moodle
Внедрить Moodle сразу и целиком вряд ли удастся, нужна последовательная смена определенных этапов, постепенное включение ДО в образовательный процесс. Можно порекомендовать следующую дорожную карту:
- Обучение педагогического коллектива навыкам работы в этой СДО; в этом отношении вам может помощь бесплатный курс на udemy.
- Внедрение тестирования – практика показывает, что тестирование – наиболее понятный и принимаемый элемент ДО).
- Организация самостоятельной работы – можно разместить дополнительные учебные материалы (что-то почитать, выполнить совместный или индивидуальный проект).
- Внедрение ДОТ со всеми фишками дифференциации, модульности и т.д.
Что такое MoodleCloud?
Если есть желание посмотреть или разобраться в этой СДО, но нет возможности установить Моодл, то можно предложить попробовать облачный сервис от разработчика – MoodleCloud.
Преимущества такого способа:
- не надо ничего устанавливать – регистрируетесь и получаете готовую к работе систему;
- есть бесплатный тариф;
- есть поддержка русского языка;
- есть плагин видеоконференции;
- автоматическое обновление (мелочь, а приятно).
Однако вы можете столкнуться и определенными недостатками облачного сервиса:
- домен третьего уровня, который трудно запомнить учениками;
- только 50 зарегистрированных пользователей (для школы это очень мало);
- нет возможности установить свои модули;
- есть реклама, которую отключить нельзя.
В целом, MoodleCloud можно порекомендовать как персональную систему дистанционного обучения или отличную возможность изучить и попрактиковаться создавать курсы в Moodle.
Edmodo
Источник: https://www.eduneo.ru/3-besplatnye-sistemy-distancionnogo-obucheniya-obzor/
Подготовка к экзамену по педагогике
Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.
Самым первым видом обучения была беседа. Ее впервые применил Сократ, поэтому её часто называют «сократическая беседа». Сущность данного вида обучения состоит в нахождении истины учениками путем постановки перед нами наводящих вопросов.
Догматическое обучение – коллективное обучение, в основу которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся – слушанье и механическое заучивание, дословное воспроизведение текста. Распространено было в средние века.
Объяснительно-иллюстративное обучение: объяснение в сочетании с наглядностью – его главные методы – слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение также называют традиционным.
Проблемное обучение – его отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний учениками в процессе решения учебных проблем.
Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации – мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия.
Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. Существует 4 уровня проблемности обучения:
I) учитель сам ставит проблему (задачу) и сам её решает при активном слушанье и обсуждении учениками (проблемное изложение материала).
- II) учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством решают ее (частично-поисковый метод).
- III) ученик ставит проблему, учитель помогает ему её решить.
- IV) ученик сам ставит проблему и сам её решает.
Программированное обучение – (от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату). Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО заключаются в следующем:
- 1) учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
- 2) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
- 3) каждый шаг завершается контролем;
- 4) при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
- 5) при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
- 6) каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
- 7) результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
- 8) учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
9) в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.).
ПО может быть реализовано машинным и безмашинным способом.
Модульное (блочное) обучение – в основном используется в системе ВУЗовского обучения. С 90-х годов XX ст. Суть его заключается в том, что изучение материала осуществляется большими блоками, а не дробится на мелкие части, как это делается при традиционном обучении.
Модуль (учебный) – часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. По своему содержанию модуль включает: цели и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны быть усвоены обучающимися, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форма отчетности и критерии оценки.
Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения.
На ее основании по каждому модулю оценивается практически всё: посещение студентами учебных занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый контроль и т.д.
Курсовые, дипломные работы, СУРС также представляют собой самостоятельные модули, которые подвергаются рейтинговой оценке.
Развивающее обучение – учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний существенное значение уделяется процессу интеллектуального развития учащихся.
Развивающее обучение – это вид обучения, направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках этой системы. Особенности развивающего обучения:
- 1) центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик;
- 2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащихся и развитии их мышления;
- 3) вся учебная деятельность представляет собой решение когнитивных (познавательных) задач, поэтому основным средством обучения является постановка задач учителем и организация их решения;
- 4) педагогический процесс в рамках развивающего обучения носит характер парного диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
- Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:
- 1) проблемность обучения;
- 2) оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;
- 3) индивидуализация и дифференциация обучения;
- 4) специальное формирование как алгоритмических так и эвристических приёмов умственной деятельности.
Источник: https://i-educator.ru/vopros35
Формы обучения в педагогике
Сложившиеся в последние годы новые экономические, политические и социокультурные условия требуют совершенствования существующих в российском образовании форм обучения призванных обеспечить её модернизацию и адаптацию к современным условиям.
Формы обучения как педагогическая категория трактуется существующей на сегодняшний день научной литературой как учебно-познавательная деятельность участвующих в процессе обучения субъектов организованная в определённом порядке и преследующая конкретные цели. Данная категория применяется педагогом в ходе осуществления действий, направленных на обучение и воспитание обучаемых и, по сути, является внешней стороной процесса обучения.
Уровень социального развития общества, его духовная культура и материальное состояние оказывают существенное влияние на зарождение и развитие разнообразных форм обучения, являющихся достаточно вариативными и динамичными, а также воздействуют на их способность сменять друг друга.
Данная педагогическая категория, в ходе исторического развития под влиянием изменений, касающихся содержания образования и совершенствования существующих средств обучения, постоянно трансформировалась, обеспечивая актуализацию образовательного процесса к новым дидактическим задачам и целям.
Эмпирическая типологизация форм обучения
Базируясь на критерии, характеризующем количество участвующих в образовательно-воспитательной деятельности субъектов, традиционно различают наличие следующих форм обучения:
- индивидуальное обучение, предусматривающее осуществление педагогического воздействия, направленного на одного индивидуума. Данная индивидуальная форма процесса обучения предполагает дифференцированный подход в его реализации, позволяющий использовать в полной мере имеющийся у обучаемого личный опыт в плане его развивающего и воспитательного потенциала;
- групповое обучение, предполагающее взаимодействие учащихся объединённых в группы, образуемых на основании разнообразных критериев. В подобной группе, как правило, взаимодействуют 5 – 7 обучаемых лиц. Применение при организации образовательного процесса групповой формы даёт возможность распределять материал, который требуется донести учащимся в ходе обучения, согласно их уровню подготовки, с учётом их увлечений и интересов, обеспечивая дифференцированный подход. Взаимодействие в группе обеспечивает возможность привлечения значительного количества фактического материала, позволяющего выявить и определить действующие закономерности и механизмы, повышая тем самым достоверность результатов и выводов, полученных в ходе образовательного процесса. В дополнение ко всему прочему, данная форма образовательной деятельности предоставляет преимущество, связанное с гармонизацией и оптимизацией существующих отношений между людьми, входящими в состав группы, а также между педагогом и учащимися, создавая достаточно благоприятную атмосферу в ходе обучения;
- фронтальное обучение, предусматривающее взаимодействие педагога со всеми участвующими в процессе обучения учащимися. К главным преимуществам этой формы организации связанной с обучением деятельности относится возможность охвата значительного количества обучаемых лиц педагогическим воздействием преподавателя.
Классно-урочная система как основная форма организации обучения
Главными представителями форм организации обучения в самом общем виде являются обучение, реализуемое по классно-урочной системе, и осуществление внеурочной работы.
Базовым компонентом, входящим в классно-урочную систему, является такая форма организации обучения как урок. Его проведение предусматривает осуществление педагогом учебных занятий в соответствии с определённым расписанием совместно с имеющей постоянный состав группой учащихся одного возраста и уровня подготовки.
Каждому уроку соответствует отдельный вопрос, входящий в образовательную программу, изучению которого он посвящён, причём он является продолжением учебных занятий, проведённых ранее и представляет собой основу для последующих учебных занятий.
Таким образом, каждый урок представляет собой автономную организационно-структурную единицу образовательного процесса, являющуюся логически завершённой.
Классификация уроков как форм обучения
Система обучения классно-урочного типа содержит уроки различных видов, среди которых можно выделить занятия следующих типов:
- уроки;
- лабораторные работы;
- лекции;
- мастерские;
- семинары;
- экскурсии.
В итоге можно сделать вывод о том, что форма обучения — это деятельность, целью которой является профессиональное и личностное развитие обучаемых в ходе образовательного процесса лиц, и она представляет собой его процессуальную сторону.
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/formi-obucheniya-v-pedagogike/
20 бесплатных онлайн курсов для дистанционного образования
Ищете онлайн курсы? Хотите получить новый навык? Мы собрали лучшие сайты с бесплатными онлайн курсами с сертификатами для начинающих и продолжающих, где можно пройти дистанционное обучение, повысить квалификацию или освоить новую профессию.
Каждый из представленных ниже онлайн-ресурсов с курсами по-своему крут. Мы надеемся, что вы найдете для себя подходящий ????
1. Арзамас (Arzamas)
Первым в нашем списке стоят совершенно особенные онлайн курсы.
Некоммерческий московский проект, собравший на своём ресурсе огромное количество интересных лекций, начиная от пародий современников на поэзию Ахматовой до «Византии для начинающих».
Здесь можно также слушать подкасты Радио Arzamas, изучить онлайн-журнал Арзамаса или пройти бесплатные онлайн-семинары на культурно-историческую тематику.
http://arzamas.academy/courses
2. Лекториум
Всевозможные академические лекции и курсы онлайн. Видеоматериала на ресурсе накопилось более 4 000 часов.
Можно записаться на отличные онлайн-курсы о математике, истории, фотографии и даже об основах сценического грима! Курсы делятся на категории: «каждому», «школьникам и абитуриентам», «студентам и специалистам» и «учителям».
Кроме того, есть возможность пройти платную версию курса и защитить в конце свой проект, есть вариант группового обучения с индивидуальным графиком, а также полностью индивидуальное обучение, но без дедлайнов.
https://www.lektorium.tv/
Лучшие офлайн курсы вашего города
3. Универсариум
Открытая образовательная площадка, которая собрала онлайн лекции ведущих университетов и преподавателей Москвы и ряда других городов.
Площадка предоставляет возможность послушать открытые лекции не проходя регистрацию на сайте, либо пройти регистрацию и записаться на онлайн-курсы по любому, интересующему вас направлению.
Курсы на Универсариуме создаются совместно с преподавателями ведущих вузов. Они длятся от 7 до 10 недель в зависимости от насыщенности и сложности программы.
http://universarium.org/
4. Лекторий
Лекторий — культовая онлайн-площадка для лекций и курсов. Ресурс предназначен для неравнодушных к наукам людей. Здесь совсем нет гуманитарных наук, зато любители точных наук здесь будут чувствовать себя как дома. Можно выбирать отдельные курсы, просматривать видеолекции или найти интересующего спикера и просмотреть конкретно его видеолекции.
http://lectoriy.mipt.ru/
5. TeachPro
Интерактивные онлайн видеокурсы, из бонусов — лекции по подготовке к ЕГЭ. Даже прожженый интернет-ученик сможет найти здесь для себя много нового.
http://teachpro.ru/
6. Khan Academy
Некоммерческий проект, который взял на себя особую миссию — сделать образование качественным и доступным для каждого. Проект содержит много курсов по программированию и считается одним из лучших ресурсов в подспорье начинающему кодеру. На сайте можно пройти тестирование по GMAT, SAT, MCAT. Хотя проект и американский, по нашей ссылке вы найдете только русские онлайн курсы и лекции.
https://ru.khanacademy.org/
7. Coursera
Это образовательная платформа, которая предлагает всем желающим онлайн-курсы от ведущих университетов и организаций мира. На сайте coursera можно найти сотни специализированных онлайн курсов про бизнес, компьютерные науки, науки о данных и гуманитарные науки и многие другие. По нашей ссылке вы найдете только бесплатные русскоязычные онлайн курсы.
https://www.coursera.org/browse/?_facet_changed_=true&primaryLanguages=ru
почему Coursera— самый посещаемый онлайн ресурс в мире
8. Академия
Телевизионный проект, поддерживаемый каналом Культура. На площадке размещены циклы онлайн курсов и лекций об отечественной культуре и науке. Их цель — привлечь внимание к отечественной науке и расширить круг людей, заинтересованных в знаниях. Всем творческим и заинтересованным в культуре людям будет интересно.
http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20898
9. Открытое образование
Онлайн лекции и курсы ведущих вузов и преподавателей России. Площадка была создана относительно недавно, но уже собрала в себе множество курсов лучших вузов страны и получила своих обожателей. На платформе можно выбрать вуз, либо направление подготовки и дату начала курса («скоро начнется», «уже идет», «можно записаться» или «в архиве»).
https://openedu.ru/
10. УниверТV
Дистанционный университет по всем возможным направлениям онлайн курсов — от астрономии до филологии.
Команда проекта записывает и выкладывает лучшие лекции ведущих российских вузов, размещает образовательные видео пользователей и собирает самые интересные познавательные ролики из интернета.
Есть база лекторов проекта, и если вы интересуетесь каким-то спикером можете найти его в базе и посмотреть лекции только выбранного вами преподавателя.
http://univertv.ru/
11. Pruffme
Огромный архив, где любой может поделиться своими собственными навыками и умениями, и, соответственно, воспользоваться чужим практическим опытом на открытых онлайн курсах.
Платформа предоставляет также возможность создать собственный вебинар или онлайн-курс.
Здесь размещены более 1000 видеокурсов, платформа работает как на десктопных, так и на онлайн-платформах, а преподаватель имеет возможность контролировать процесс обучения выдавая тесты и домашние задания.
https://pruffme.com/
12. Stepik
Онлайн-конструктор курсов — уникальная возможность создать свою собственную программу обучения и образовательная платформа, где на данный момент размещено более 60-ти бесплатных онлайн курсов. Благодаря тому, что публиковать курс на stepik может кто-угодно вы встретите здесь и курс от компании (например Mail, Yandex или Avito), так и от индивидуальных преподавателей или вузов.
https://stepic.org/explore/courses
13.Интуит
Интуит — это старейший ресурс для получения бесплатных знаний в Рунете. Для многих он стал первым удобным способом получать новые знания, чтобы получить работу или занять более высокую должность.
В конце каждого курса Интуит предоставляет сертификат, который вы сможете прикрепить к резюме или показать начальнику. Разнообразие курсов велико: от «продвинутых алгоритмов для школьников» до «биоэтика для журналистов».
Ищите необходимую вам тематику в каталоге и дерзайте!
https://www.intuit.ru/
14. Учи новое!
Слоган проекта«не школьные предметы для школьников», однако статьи и курсы, которые представлены на сайте, полезны для освоения в любом возрасте. Вы можете пройти курс по бизнес-процессам, узнать, как заработать на собственном блоге или научиться бухучету и многому другому. Все зависит от вашего желания, а возможностей на ресурсе предостаточно.
http://uchinovoe.ru/
15. 4Brain
Предлагают уроки и материалы для развития конкретных навыков, которые полезны каждому, но редко целенаправленно развиваются в школах и университетах. Зато эти навыки можно развить на онлайн-курсах.
Какой навык вы хотите развить: аналитический, творческий, коммуникативный, организационный? 4Brain предложит вам курсы для развития этих навыков.
На портале также можно найти тематические статьи и книги для саморазвития.
https://4brain.ru/
16. UNIVERSIALITY
Множество бесплатных онлайн-курсов от азов дизайна до тренингов по личностному росту.
Платформа позволяет не только бесплатно учиться и получать новые знания по интересующему направлению, но и также дает возможность создать собственный онлайн-курс.
На Universality очень развито социальное взаимодействие: вы можете задавать вопросы преподавателям или другим участникам курса по возникающим проблемам.
http://universiality.com/kursi-online-obucheniya
17. Теория и практика
Платформа для обмена знаниями. Теория и практика собирает на своей площадке лучше видеолекции по культуре, искусству, архитектуре, медиа.
Создатели платформы агрегируют на своем сайте видео лекции с других известных площадок «Архэ», Лекториума, проекта «Сноб», Наука 2.0 и многих других известных проектов с видеолекциями.
Вы выбираете тему или интересный вам канал и погружаетесь в изучение новых тем.
http://theoryandpractice.ru/videos
18. Самопознание.ру
Пространство для саморазвития — онлайн курсы, вебинары и тренинги для личностного роста. Здесь можно найти личного тренера, коуча или консультанта в различных сферах жизни.
Кроме того на сайте представлены видео о самопознании, статьи про познание себя и своей личности, можно найти классные места для уютного времяпровождения, поискать услуги и объявления и даже найти телефон доверия в своем городе.
Все, для того, чтобы осознать себя и разобраться в своем внутреннем мире.
http://samopoznanie.ru/webinars/
19. Внимание тв
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a54c60e8651654895b37729/5afdde5d7425f5320aef28b4
11 ресурсов для бесплатного образования
- 10 причин, по которым люди не любят День святого Валентина
- Стиляги существуют и сейчас. Но живут они в Конго
- 17 человек, которые еще долго не смогут забыть свой поход к врачу
- Почему принц Гарри и Меган Маркл сложили полномочия и отказались от престола
- Посмотрите на картины польского художника, который знает все об изнанке нашего мира
- 15 британских актеров, которые точно знают, как заставить наши сердца биться чаще
- 20+ случаев, когда ожидание того не стоило
- 4 секретные причины, по которым YouTube вызывает острое желание смотреть один ролик за другим
- 30+ современных слов и выражений, которые мы постоянно используем, но не всегда правильно
- Секреты распродаж модной одежды, узнав которые вы больше не будете совершать бессмысленные покупки
- 20+ приличных вещей, которые люди обнаружили под толстым слоем грязи
- Куда пропали 15 отечественных звезд, которые не сходили с экранов в 90-е и 2000-е
- 18 советов, которые пригодятся тому, кто хоть раз в жизни подумывал пойти в спортзал
- 14 свежих комедий для тех, кто хочет расслабиться после тяжелого дня
- Как Япония готовится к Олимпиаде-2020 и почему форму для спортсменов шьют из поношенной одежды, а кровати делают из картона
- Я 5 лет работала в сети супермаркетов и знаю, как не дать магазинам себя обмануть
Источник: https://www.adme.ru/zhizn-nauka/11-resursov-dlya-besplatnogo-obrazovaniya-841610/