Лозунги: «Спорт – это здоровье» или «Движение – это жизнь» знакомы, наверное, каждому активному члену нашего общества. Независимо от расы, пола, социального статуса и религии, люди объединились в едином мнении о том, что здоровье человека – наивысшая ценность.
К сожалению, в век современных электронных технологий подрастающее поколение недооценивает важность собственный физических возможностей, которые им предоставила природа. Просиживая днями напролет перед экранами гаджетов, дети ослабляют свой организм и подвергают опасности здоровье.
Такое поведение повышает уровень заболеваемости и общей слабости поколения и как следствие, целой нации. Развитые государства все больше ресурсов и материальных затрат стали выделять на программы оздоровительного направления. В том числе также распространяется и развивается адаптивная физическая культура.
В нашей статье мы подробно рассмотрим этот вид виды активной деятельности: что он собой представляет, его цели, функции, теорию и реализацию на практике.
Оздоровительная физкультура: характеристика
Каждый из нас хоть раз в жизни столкнулся с понятием оздоровительной физкультуры.
Начиная с младенческого возраста мамы или патронажные сестры проводят специальную общеукрепляющую и развивающую гимнастику новорожденным, затем дети знакомятся с зарядкой, различными видами спорта.
А частная индустрия и вовсе предлагает самые различные формы оздоровительной физкультуры: от йоги до степ-аэробики.
Что же такое оздоровительная физкультура? Это ряд спортивных мероприятий, которые направлены на общее укрепление организма, активизации его иммунных сил. Оздоровительная и адаптивная физическая культура — понятия схожие, но имеющие разные цели и способы реализации. Нельзя путать понятие оздоровительной физкультуры с лечебной, реабилитационной гимнастикой.
Общей физкультурой занимаются здоровые сильные люди для сохранения и укрепления физической формы, здоровья.
Цели и функции оздоровительной физкультуры
Основными целями оздоровительной физической культуры являются следующие:
- обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья населения;
- совершенствование физических умений и навыков;
- повышение иммунитета;
- психологическая реализация потребностей в физической активности, соревновании, достижении целей;
- регулирование нормальной массы тела и пропорций;
- активный отдых, общение.
Адаптивная физическая культура преследует иные цели, поэтому применяется только для людей со стойкими нарушениями здоровья.
В методике выделяют такие основные функции общеразвивающей физкультуры:
- оздоровительная: комплекс упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма человека, возраста и других факторов;
- воспитательная: реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни;
- образовательная функция заключается в подаче теоретического и практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.
Виды оздоровительной физкультуры
Классифицируют оздоровительную физкультуру в зависимости от возраста подопечных: детская, подростковая, молодежная, для пожилых людей. Существуют оздоровительные системы различных народностей, например, йога и аюверда.
Разрабатываются авторские методики, например, по Иванову или Стрельниковой. Бывают комплексные оздоровительные мероприятия или имеющие конкретное направление. А также общеизвестные современные тенденции: аэробика, фитнес и другие.
Что такое адаптивная физкультура?
Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.
Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры.
Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.
Адаптивная физическая культура — это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений.
В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология.
Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.
Цели и задачи
Часто адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества.
Занимаясь и соревнуясь с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе.
Поэтому главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.
Исходя из индивидуальных физических возможностей человека, уровня оснащенности профессиональными кадрами и материалами, ставятся разные задачи адаптивной физической культуры. Но основные направления деятельности остаются неизменными. Общие цели следующие:
- Коррекционно-компенсаторная работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.
- Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.
- Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.
- Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для людей-инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в обществе.
Виды
Принято выделять следующие виды адаптивной физической культуры:
- Специальное образование предполагает обучение людей с ограниченными возможностями теоретическим и практическим основам физической культуры.
- Реабилитационное направление включает разработку интегрированных комплексов спортивных упражнений, направленных на социализацию человека с ограниченными возможностями путем раскрытия и усовершенствования физических навыков.
- Занятия адаптивной физической культурой бывают экстремального характера. Они несут в себе субъективную или объективную опасность.
- Отдельно следует отметить непосредственно адаптивные виды спорта. С каждым годом развитие такого направления значительно ускоряется и совершенствуется. Различают паралимпийское, специальное и сурдлимпийское направление. Благодаря появлению видов спорта для инвалидов десятки тысяч людей с ограниченными физическими возможностями во всем мире смогли реализовать свой потенциал и стать социально активными членами общества.
Адаптивный спорт
Понятие адаптивного спорта не ново. Достоверно известно, что еще в XIX веке на территории современной России создавались специальные образовательные организации для слепых. В их программу, помимо общеинтеллектуальных знаний, была включена специальная гимнастика.
В 1914 году впервые были проведены соревнования по футболу для людей, страдающих глухотой. А уже в 1932 году в стране стали проводиться соревнования по самым разным видам спорта среди людей-инвалидов.
Активно стали создаваться всевозможные объединения и организации, направленные на развитие адаптивной физической культуры.
В дальнейшем спорт для людей с ограниченными возможностями переживал разные этапы: от спада до возрождения и возникновения новых направлений. Начиная с 2000 года адаптивный спорт начал новый виток своего становления и развития. Направление популяризируется, распространяется. Тренеры накапливают опыт, спортсмены достигают высоких результатов на международном уровне.
На сегодняшний день существуют разные классификации направлений адаптивного спорта. Изначально выделяли лишь несколько основных больших групп. Затем появились новые виды в связи с разделением по типу отклонения в здоровье. Тем не менее основными и самыми широкомасштабными являются 3 ветви:
- Паралимпийский спорт – это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
- Сурдлимпийский спорт – для людей с нарушениями слуха.
- Специальный – с интеллектуальными отклонениями.
В свою очередь, каждое из вышеуказанных направлений делится на подуровни. Например, в паралимпийском спорте выделяют соревнования между людьми с ампутированными конечностями, параличами, травмой спинного мозга.
Кроме того, организовываются соревнования как на общих, характерных для Олимпийских игр, требованиях, так и на специальных, адаптированных под возможности конкретной группы людей с отклонениями в физическом здоровье.
Разрабатывать критерии оценки соревнований должна соответствующая профильная организация. Адаптивная физическая культура — это не только спортивные показатели, но и сила духа спортсмена, его личные достижения в борьбе с недугом.
Методы реализации
Цели адаптивной физической культуры и спорта понятны. Какими образом реализовать их на практике? Для этого необходимо овладеть специальными педагогическими приемами. Эффективно применяют в работе по физической культуре с инвалидами такими методы:
- Формирование знаний. Кроме усвоения необходимого объема информации, данный метод включает в себя развитие мотивации, определение ценностей и стимулов. Применяют словесные и образно-наглядные методы передачи информации. В зависимости от вида заболевания обучаемого, следует выбрать наиболее эффективный метод или дозировано совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером. Средства адаптивной физической культуры выбирают разные. Так, например, незрячему человеку можно предложить, в качестве наглядного метода получения знаний, тактильным образом ознакомиться с макетом скелета человека или отдельных мышц, обучая тем самым основам анатомии и физиологии. А словесный метод для глухих людей проводится вместе с сурдологом или с помощью показа таблиц.
- Метод развития практических навыков. Применяются как стандартизированные подходы, так и авторские частные методики адаптивной физической культуры, рассчитанные на людей с определенными отклонениями. Подробнее о частных методиках описано ниже.
Методики
Разные отклонения от здоровья требует индивидуального подхода. То, что рекомендовано одной группе людей с ограниченными возможностями, является противопоказанием для других. В связи с этим в зависимости от патологии разрабатывают частные методики адаптивной физической культуры. Классифицируют отклонения в здоровье на такие большие группы:
- нарушение зрения;
- нарушение интеллекта;
- нарушение слуха;
- нарушение в работе опорно-двигательного аппарата: ампутационного, спинномозгового и церебрального характера.
Таким образом, под каждый вид заболевания разработаны комплексные методики адаптивной физической культуры. В них указаны цели и задачи, способы и приемы, рекомендации, противопоказания, необходимые умения и навыки определенного направления физкультуры для инвалидов.
Наибольший вклад в развитие частных методик данного направления сделан таким педагогом, как Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура в ее работах рассматривается как социальный феномен, требующий многостороннего подхода со стороны профессионалов, работающих с инвалидами.
Следует отметить исследования такого педагога, как Л. Н. Ростомашвили, по методике адаптивной физкультуры для людей с нарушениями зрения. Проблемой физической активности для людей с ограниченными возможностями занимались Н. Г. Байкина, Л. Д.
Хода, Я. В. Крет, А. Я. Смекалов. Методику адаптивной физкультуры при ДЦП разработал А. А. Потапчук. Для людей с ампутированными конечностями и врожденными аномалиями комплексом специальной физкультуры занимались А. И. Малышев и С. Ф. Курдыбайло.
Настольной книгой для студентов педагогических вузов по спортивным специальностям является учебник под авторством такого педагога, как Л. П. Евсеев.
Адаптивная физическая культура рассматривается с точки зрения практической реализации.
В книге раскрываются основы адаптивной физкультуры для людей с разными нарушениями: цели, задачи, принципы, концепции, виды, методология, содержание, другие рекомендации.
Адаптированная физкультура для детей
Если оздоровительной физкультурой дети занимаются с самого раннего возраста, то когда появляется необходимость в адаптивном спорте? К сожалению, медицинская статистика неутешительна – с каждым годом увеличиваются случаи рождения детей с физическими патологиями и лидером такого рейтинга является ДЦП.
Для таких детей адаптивная физическая культура – неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Чем раньше установлен диагноз и предприняты меры по реализации специально направленной физической активности ребенка, тем выше вероятность благоприятной адаптации в окружающем социуме.
В нашей стране практикуется создание отдельных «спецгрупп» и классов в общих дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях. Кроме того, существуют специальные организации для детей со стойкими нарушениями здоровья, где реализовываются частные методики адаптивной физкультуры.
Прогноз для детей-инвалидов, с которыми проводится адаптивная физкультура, положительный. У большинства значительно улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение и самореализация.
В нашей статье рассмотрена теория и организация адаптивной физической культуры. Такое направления является значимой частью общей физкультуры и спорта. Развитие и распространение данной спортивной отрасли в обществе – важная задача целого государства и каждого из нас в частности.
Источник: https://www.syl.ru/article/195997/new_ozdorovitelnaya-i-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura
Лекции по физической культуре — Все для МГСУ — Учебный портал для студентов
Лекции по физической культуре
[ · Скачать (98.68 Kb) ]
Лекции по физической культуре.
Содержание:
1. Тема Физическая культура и спорт.
1-1 Физическая культура.
1-2 Физическое воспитание.
1-3 Работоспособность, общие закономерности ее изменения в учебной и профессиональной деятельности.
1-4 Адаптация и ее виды.
1-5 Массовый спорт и спорт высших достижений: цели, задачи, проблемы.
1-6 Студенческий спорт, его формы организации и отличительные особенности.
1-7 Олимпийские игры древности. Основные исторические сведения.
1-8 Современные Олимпийские игры.
Динамика их развития.
2. Биологические основы физической культуры.
2-1 Организм человека как сложная биологическая система.
2-2 Обмен веществ. Энергетический баланс.
2-3 Влияние двигательной активности на сердечно-сосудистую систему. Показатели работоспособности сердца.
2-4 Механизм мышечного насоса.
2-5 Влияние двигательной активности на дыхательную систему. Показатели работоспособности дыхательного аппарата.
2-6 Механизм дыхательного насоса.
2-7 Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом.
2-8 Воздействие двигательной активности на опорно-двигательный аппарат (кости, сус-тавы, мышцы).
2-9 Рефлекторная природа двигательной деятельности. Этапы формирования двигатель-ного навыка.
3. Здоровый образ жизни у студентов. Физическая культура в обеспечении здоровья.
3-1 Определение понятия «здоровье». Проблема здоровья человека в условиях научно-технического процесса.
3-2 Факторы,влияющие на здоровье человека.
3-3 Составляющие элементы здорового образа жизни.
3-4 Режим труда и отдыха.
3-5 Рациональное питание.
3-6 Оптимальная двигательная активность.
3-7 Закаливание организма.
3-8 Отказ от вредных привычек.
3-9 Соблюдения правил личной и общественной гигиены.
4. Основы методики спортивной тренировки.
4-1 Методические принципы спортивной тренировки.
4-2 Разделы спортивной подготовки.
4-3 Средства и методы воспитания физических качеств.
4-4 Зоны интенсивности физических нагрузок по ЧСС.
4-5 Структура учебно-тренировочного задания.
5. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
5-1 Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.
5-2 Формы самостоятельных физ. упражнений: утренняя гигиеническая гимнастика ее цели и содержания, физ. упражнения в течение дня, их цель и содержание, спортивная тренировка.
5-3 Содержание и структура самостоятельной спортивной тренировки.
5-4 Контроль эффективности самостоятельных занятий.
6. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
6-1 Врачебный контроль как обязательное мероприятие.
6-2 Субъективные и объективные показатели самоконтроля.
6-3 Самоконтроль физического развития: метод стандартов и метод индексов.
6-4 Самоконтроль функционального состояния организма. Функциональные пробы по оценке состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
6-5 Самоконтроль физической подготовленности. Оценка развития мышечной силы, быстроты движений, ловкости, гибкости, выносливости.
7. Реабилитация в физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности.
7-1 Определение понятия «реабилитация», ее виды.
7-2 Методы реабилитации.
8. Профессионально- прикладная физическая культура. Профессиональная психофизическая готовность инженера- строителя.
8-1 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ.
8-2 Этапы трудовой деятельности.
8-3 Психофизическая модель инженера-строителя (раскрыть один из блоков модели).
8-4 Психофизическая модель инженера-строителя.
8-5 Профессиональная психическая готовность. Осн. проф важные физ.
Год: 2014
Страниц: 29
Формат: Word
· Скачать Лекции по физической культуре (98.68 Kb)
Источник: http://allformgsu.ru/load/fizicheskaja_kultura/lekcii_po_fizicheskoj_kulture/126-1-0-1061
Формы самодеятельного физкультурного движения в вузе
физический воспитание спортивный студенческий
Самостоятельную спортивную и физкультурно-оздоровительную работу в вузе организует непосредственно спортивный клуб, объединяющий студентов, аспирантов, преподавателей и других сотрудников вуза как первичная организация.
Опираясь на широкий общественный актив, совместно с кафедрой физического воспитания, профсоюзной организацией спортивный клуб ведет агитационно-пропагандистскую работу в области физической культуры и спорта, создает спортивные секции общей физической подготовки, организационно обеспечивает их работу, проводит физкультурно-массовые мероприятия. К числу основных функций вузовского спортивного клуба относится внедрение физической культуры в быт студенчества, организация работы зимних и летних оздоровительно-спортивных лагерей, активное участие в подготовке сборных команд вуза по различным видам спорта, подготовка общественных физкультурных кадров [16, c. 84].
Первостепенное значение в активизации спортивной жизни вуза имеет система внутривузовских соревнований, которая включает комплекс состязаний по различным видам спорта, проводимых в течение всего учебного года с участием команд факультетов и курсов. Многоэтапность выступлений и комплексный зачет способствует поддержанию в коллективе вуза постоянного интереса к спартакиаде. При хорошей организации она является действенным фактором приобщения студенчества к систематическим занятиям спортом.
Занятия в спортивных секциях, секциях общей физической подготовки и «группах здоровья» в вузе самым тесным образом связаны с обязательными и факультативными занятиями. Работа самодеятельных секций и групп в период прохождения студентами обязательного курса физического воспитания дополняет его, а затем служит его естественным продолжением.
Все больше приверженцев в вузе находят различные формы физкультурно-восстановительной рекреации — активный туризм, выезды за город и т.п. Это один из важных участков работы спортивного клуба и других общественных организаций.
Столь же важной является физкультурно-оздоровительная работа в студенческих общежитиях, которая проводится в единстве со всей культурно-воспитательной работой.
В режим студенческого быта включается утренняя зарядка, физкультурно-спортивные развлечения в часы отдыха (в том числе кратковременные состязания между командами жилых корпусов, этажей и т.п.), прогулки, самостоятельные занятия бегом и другие упражнения.
Расширению форм физкультурно-оздоровительной работы во многом способствует строительство при студенческих общежитиях спортивных залов, бассейнов и плоскостных спортивных сооружений; предоставление студентам спортивного инвентаря; оборудование стендов с наглядными пособиями и т.д. Первостепенное значение, однако, имеет систематическая организаторская работа студенческого спортивного актива.
Некоторые вузы страны имеют свои оздоровительно-спортивные лагеря. Условия таких лагерей особенно благоприятны для организации студенческого отдыха, закаливания и физической подготовки.
Лагерная жизнь, основанная в большей мере на коллективном управлении и самообслуживании, является отличной школой воспитания коллективизма, чувства ответственности за дела (в том числе спортивные) всего студенческого сотоварищества.
Для студенческих лагерей установлен строго соответствующий требованиям гигиены и принципам физического воспитания распорядок дня, в котором предусматривается: обязательная утренняя зарядка; организованные занятия по обучению плаванию; специальные занятия со студентами, имеющими ослабленное здоровье; закаливающие процедуры (солнцем, водой и воздухом); спортивно-тренировочные занятия (по выбору); внутрилагерные спортивные соревнования по различным видам спорта, многоборью комплекса нормативов и межлагерные спортивные встречи; традиционные массовые пробеги, пешие, водные, велосипедные, смешанные туристские походы, физкультурно-оздоровительные развлечения, а также участие в трудовых процессах, как правило, связанных с физическими усилиями. Этот общий режим в тех или иных частях может видоизменяться в зависимости от особенностей контингента студентов. Для квалифицированных спортсменов, готовящихся к ответственным соревнованиям, режим лагерной жизни строится применительно к режиму тренировки.
Источник: https://studbooks.net/1569029/turizm/formy_samodeyatelnogo_fizkulturnogo_dvizheniya_vuze
Формирование физической культуры личности студенток университета средствами оздоровительной гимнастики
Аннотация
Включение в процесс физического воспитания студентов методики, направленной на формирование двигательной активности, способствует повышению качества учебного процесса. Обосновывается целесообразность разработки системных механизмов обеспечения студентов оптимальными двигательными режимами, раскрываются педагогические аспекты двигательной активности.
- Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, двигательная активность, функциональное состояние, физическая подготовленность, мотивы, студенческая молодежь.
- ВВЕДЕНИЕ
- В системе высшего профессионального образования перед специалистами стоит задача поиска новых эффективных привлекательных форм занятий физическими упражнениями, доступных и интересных для студенческой молодежи; необходимости пропагандировать физическую культуру как эффективного средства направленного на развитие личности, профилактики заболеваний, улучшения психоэмоционального состояния, повышения умственной и физической работоспособности [1,2].
Многие научные специалисты [2,3,5] указывают на то, что в студенческом возрасте происходит завершающий этап биологического созревания организма и осуществляется становление личности в социальной среде.
В связи с этим формирование специалиста, обучающегося в системе высшего образования, происходит в противоречивых условиях, с одной стороны информационные технологии оказывают положительное воздействие на интеллектуальный потенциал, а с другой — способствует усилению действия ряда факторов, противодействующих полноценной психофизиологической адаптации организма.
В результате таких воздействий снижается уровень физиологических резервов организма, что в конечном итоге не благоприятно влияет на здоровье, физическое состояние и работоспособность студентов, обучающихся в вузе.
Деятельность современного студента специалисты [2,5,6] характеризуют, как типичные особенности гипокинезии (ограничение двигательной активности) и, как следствие гиподинамии (ослабление мышечных усилий, необходимых для поддержания вертикальной позы, перемещения в пространстве и выполнения физических нагрузок).
Между тем уже давно установлено, что ограничение двигательной активности оказывает неблагоприятное влияние на психофизическое развитие и состояние здоровья человека на всех этапах онтогенеза. Следует отметить, что двигательный дефицит, в котором вынужденно существует большинство студенческой молодежи, значительно усугубляет возникновение различного рода заболеваний, способствует распространению вредных привычек и нарушению здорового образа жизни.
Поэтому в целях обеспечения всестороннего развития студентов, обучающихся в системе высшего профессионального образования профессорско-преподавательскому составу кафедр физического воспитания необходимо постоянно совершенствовать учебный процесс по физической культуре.
Процесс совершенствования предполагает использование различных форм, средств и методик проведения занятий по физической культуре со студенческой молодёжью. В настоящее время в практике физического воспитания наиболее популярными видами двигательной активности среди студенток Елецкого государственного университета (ЕГУ) им И.А.
Бунина являются оздоровительные виды гимнастики: калланетика (43,2%), фитнесс (40,85), шейпинг и аэробика (33,2%); гидроаэробика и «Пилатес» (28,2%).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
При организации исследования использовались методы: анкетирование, метод антропометрических измерений, психофизиологические методы исследования, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
На базе Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина на протяжении 3-х лет проводился мониторинг по определению психофизического состояния и физической подготовленности студентов с использованием компьютерной программы «Мониторинг здоровья» и программы «Фактор».
В нашем исследовании принимали участие 70 студенток университета, обучающиеся на юридическом факультете (ЮФ), факультете дошкольной педагогики и психологии (ФПИПД), факультете педагогики и методики начального образования (ФПИМНО).
В процессе тестирования определяли режим двигательной активности, интенсивность нагрузки, продолжительность одного занятия (индивидуально с учетом состояния занимающегося), количество занятий в неделю.
В качестве оценки эффективности организованных занятий использовались показатели, отражающие стрессоустойчи-вость, мотивацию к улучшению состояния здоровья, психофизическое и функциональное состояние, физическую подготовленность студенток университета.
В основу нашего исследования был положен годичный образовательный цикл, состоящий из мезоциклов, в которых решаются частные задачи поэтапного планирования. Макроцикл условно делился на два периода, соответствующих осеннему и весеннему семестрам.
Первый период состоял из втягивающего мезоцикла — 4 недели; трех базовых мезоциклов — недель; восстановительно-поддерживающего — 6 недель (во время зимней сессии и каникул).
По преимущественному содержанию и по особенностям воздействия на динамику тренированности базовые мезоциклы подразделялись: развивающий — 4 недели, ударный тренировочный- 5 недель, стабилизирующий — 3 недели и контрольный -1 неделя. Во втягивающем мезоцикле использовались элементы легкой атлетики спортивных игр, а также средства аэробики и кондиционной гимнастики.
Основная задача данного периода — развитие выносливости, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы. В развивающем мезоцикле применялись упражнения системы «Пилатес». В данном периоде предусматривается обучение технически правильному выполнению упражнений с контролем дыхания и концентрацией на усилиях отдельных мышцах, органах или их группах [7].
Ударный мезоцикл, включал занятия по системе «Калланетик», в основу которого легли статодинамические упражнения, обладающие наивысшей оздоровительной эффективностью.
В стабилизирующем мезоцикле использовались упражнения системы «Пила-тес» для создания благоприятного психоэмоционального состояния перед зимней сессией и поддержания физической формы студенток.
В восстановительно-поддерживающем (разгрузочном) мезоцикле занятия проводились студентками самостоятельно на основе индивидуальных программ.
В соответствии с этим соотношение используемых средств в экспериментальной технологии: занятия по системе «Калланетик» — 38,2% времени, по системе «Пилатес» -29,4%, аэробикой и кондиционной гимнастикой — 23,5%. В осенне-весенний период занятия проходили на открытом воздухе, где применялись элементы легкой атлетики и спортивных игр, что составило 8,9% от общего времени (рис.1).
Рис.1.Соотношение средств в экспериментальной программе, %
Планирование учебно-тренировочного процесса осуществлялось исходя из учебной деятельности студенток университета (рис.2).
- РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Результаты проведенного исследования показали эффективность воздействия занятий физической культурой с использованием элементов современных оздоровительных систем на показатели:
- — — физического развития: достоверные изменения произошли в показателях ОГК на вдохе (4,96%), ОКГ на выдохе (3,39%), ОКГ в паузе (3,45%); достоверно снизились показатели кожно-жировых складок (20,8%); статистически недостоверные изменения выявлены в показателях массы тела (2,8%) (р>0,05). В контрольной группе данные изменения не являются статистически достоверным находились в пределах: 1,16-6,38 % (р>0,05) (таблица 1);
- — функционального состояния: наблюдалось достоверно снижение ЧСС в покое (16,86%), после нагрузки (5,9%) (р0,05
>0,05
>0,05
>0,05
>0,05
ЭГ-1 1 87,15±5,94 82,36±4,12 83Д3±5Д9 97,61±7,63 15,09±0,83 68,46±5Д8 2 88,09±4,15 81,84±5,82 83,03±4,45 96,0±6,51 15,07±0,64 67,61±6,42 3 90,76±4,32 79,53±4,17 80,46±4Д3 95,46±5,05 15,07±0,86 66,0±4,26 Р 0,05 >0,05 >0,05 >0,05 0,05 ЭГ-2 1 86,30±5,17 82,38±5,57 83,76±5,49 96,92±6,88 15,07±0Д7 66Д7±3,79 2 88,45±3,14 82,36±3,04 83,09±3Д3 96,72±7,36 15,15±0,87 65,84±4,56 3 91,30±3,06 79,61±3,52 80,76±3Д9 94,07±6,07 15,15±0,55 65,0±6,05 Р 0,05 >0,05 >0,05 >0,05 0,05 Интенсивность нагрузки на занятиях гимнастикой оздоровительной направленности следует контролировать не только по ЧСС, но и по интенсивности активации мышц. Значения ЧСС в аэробной части занятий должны составлять 110-150 уд/мин., при пиковых нагрузках 80-95% от максимальной. Во время выполнения силовых упражнений в партере ЧСС необходимо контролировать в диапазоне 130-140 уд/мин;
Таблица 2
Показатели исследования функционального состояния студенток ЕГУ им. И.А. Бунина
Группы Параметры ЧСС в покое, уд/мин САД в покое, мм.рт.ст. ДАД в покое, мм.рт.ст. ЖЕЛ факт, мл МПК мл/мин/кг КГ Этапы М± а М± а М± а М± а М± а 1 90,72±11,07 123,45±5,59 82,36±7,44 2854,54±1152,7 53,11±4,21 2 91Д2±14,90 123,77±7,87 81,44±6,96 2777,77±560,75 51,16±2,23 3 88,53±19,47 127Д3±18,68 79,84±7,30 2588,46±708,91 49,48±2,70 Р >0,05 0,05 >0,05 Источник: http://sportfiction.ru/articles/formirovanie-fizicheskoy-kultury-lichnosti-studentok-universiteta-sredstvami-ozdorovitelnoy-gimnastiki/
OЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ФОРМЫ. ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ — Международный журнал
Ермакова Е. Г. Оздоровительная физическая культура и ее формы. Влияние оздоровительной физической культуры на организм / Е. Г. Ермакова, В. М. Паршакова, К. А. Романова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 71-73.
Е.Г. Ермакова, старший преподаватель
В.М. Паршакова, старший преподаватель
К.А. Романова, старший преподаватель
Пермского государственного аграрно-технологического университета им. академика Д.Н. Прянишникова
(Россия, г. Пермь)
Аннотация.
В статье рассматриваются как некоторые формы оздоровительной физической культуры влияют на организм человека, как могут изменить состояние здоровья, перечислим виды оздоровительной физической культуры и степень их воздействия на организм. На примере современных и популярных систем физических упражнений: оздоровительной системы пилатес и дыхательной гимнастики цигун рассмотрим какое воздействие они оказывают на организм занимающихся.
Ключeвыe слoвa: организм, оздоровительная физическая культура, здоровье, гимнастика цигун, пилатес, циклические упражнения, ациклические упражнения.
В сoврeмeннoм сoциумe нaблюдaeтся рeзкoe ухудшeниe кaчeствa здoрoвья и прoдoлжитeльнoсти жизни. Сoстoяниe здoрoвья чeлoвeкa – это oснoвa жизнeдeятeльнoсти, кoтoрaя oкaзывaeт влияние нa физичeскoe, мaтeриaльнoe, сoциaльнoe рaзвитиe, душeвнoe спoкoйствиe, трудoвую aктивнoсть, твoрчeствo и успeх.
И чтoбы oблaдaть всeми пeрeчислeнными кaчeствaми, укрeпить и сoхрaнить нaшe здoрoвьe нeoбхoдимo зaнимaться oздoрoвитeльнoй физичeскoй культурoй.
Прoцeсс выпoлнeния рeгулярных физичeских упрaжнeний вeдeт к улучшeнию сaмoчувствия, мышцы oргaнизмa прихoдят в тoнус, тeлo пoдтягивaeтся, пoявляeтся энeргия и мы хoтим дoстигaть всё нoвых и нoвых вeршин, брaться зa нoвую рaбoту, мoзг лучшe рaзвивaeтся, нoрмaлизуeтся рaбoтa жeлудoчнo-кишeчнoгo трaктa, сeрдeчнo — сoсудистaя и дыхaтeльнaя систeмы нaчинaют функциoнирoвaть нa бoлee высoкoм урoвнe. Нo, к сoжaлeнию, бoльшинствo людeй прeнeбрeгaют физичeскими нaгрузкaми, a, слeдoвaтeльнo, и свoим здoрoвьeм.
Пo стeпeни вoздeйствия нa oргaнизм всe виды oздoрoвитeльнoй физичeскoй культуры (в зaвисимoсти oт структуры движeний) вoзмoжнo пoдeлить нa двe бoльшиe группы: упрaжнeния цикличeскoгo и aцикличeскoгo хaрaктeрa.
Цикличeскиe упрaжнeния — этo тaкиe двигaтeльныe aкты, в кoтoрых длитeльнoe врeмя пoстoяннo пoвтoряeтся oдин и тoт жe зaкoнчeнный двигaтeльный цикл. К этoй группe oтнoсятся хoдьбa, хoдьбa нa лыжaх, плaвaниe, eздa нa вeлoсипeдe, бeг и грeбля.
A в aцикличeских упрaжнeниях структурa движeний нe имeeт стeрeoтипнoгo циклa и измeняeтся в хoдe их выпoлнeния. К ним oтнoсятся гимнaстичeскиe и силoвыe упрaжнeния, прыжки, мeтaния, спoртивныe игры, eдинoбoрствa.
Чтoбы лучшe пoнять дeйствиe aцикличeских и цикличeских упрaжнeний нa чeлoвeчeский oргaнизм рaссмoтрим примeр ритмичeскoй гимнaстики и oздoрoвитeльнoй хoдьбы:
Ритмичeскaя гимнaстикa — клaссичeский вид гимнaстики oздoрoвитeльнo-рaзвивaющeй нaпрaвлeннoсти. Oсoбeннoсть гимнaстики сoстoит в тoм, чтo ритм и тeмп зaвисят oт музыкaльнoгo сoпрoвoждeния.
Цикл бeгoвых и прыжкoвых упрaжнeний oкaзывaют влияниe бoльшe всeгo нa сeрдeчнoсoсудистую систeму, нaклoны и присeдaния — нa двигaтeльный aппaрaт, мeтoды рeлaксaции — нa цeнтрaльную нeрвную систeму.
Упрaжнeния в пaртeрe рaзвивaют силу мышц и пoдвижнoсть в сустaвaх, бeгoвыe сeрии — вынoсливoсть, тaнцeвaльныe – плaстичнoсть.
Лучшим и нe слoжным цикличeским упрaжнeниeм являeтся oздoрoвитeльнaя хoдьбa: Oздoрoвитeльнaя хoдьбa, являeтся прeкрaсным упрaжнeниeм, тaк кaк нe трeбуeт никaких приспoсoблeний и прoтивoпoкaзaний.
Нaпримeр, зa 1 чaс хoдьбы нa свeжeм вoздухe рaсхoдуeтся 300-400 ккaл энeргии в зaвисимoсти oт мaссы тeлa (примeрнo 0,7 ккaл/кг нa 1 км прoйдeннoгo пути), чтo блaгoприятнo влияeт нa цeнтрaльную нeрвную систeму.
Укрeпляются нe тoлькo мышцы гoлeни и бeдрa, нo и мышцы вeрхних кoнeчнoстeй и плeчeвoгo пoясa, спины и живoтa, чтo трeбуeт дoпoлнитeльнoгo рaсхoдa энeргии.
Хoдьбa нa лыжaх рaзвивaeт двигaтeльныe нaвыки, пoвышaя чувствo рaвнoвeсия в рeзультaтe трeнирoвки oпoрнo-двигaтeльнoгo и вeстибулярнoгo aппaрaтa. Eщё oдин пoлoжитeльный бoнус oт хoдьбы – этo зaкaливaющий эффeкт, при кoтoрoм иммунитeт стaнoвится нeвoсприимчив к прoстудным зaбoлeвaниям.
Таким образом, с повышением aэрoбных вoзмoжнoстeй oргaнизмa, урoвня oбщeй вынoсливoсти и физичeскoй рaбoтoспoсoбнoсти нaш oргaнизм усoвeршeнствуeтся и укрeпляeтся.
Трeнирoвки блaгoприятнo скaзывaются нe тoлькo нa двигaтeльный aппaрaт, нo и нa нeрвную и сeрдeчнo — сoсудистую систeмы.
И тeпeрь с увeрeннoстью мoжнo скaзaть — oздoрoвитeльнaя физичeскaя культурa oкaзывaeт нa oргaнизм тoлькo пoлoжитeльный эффeкт.
В современной жизни, когда уровень трудоспособности требует динамичного развития, все сложнее становится восстанавливаться после трудового дня, недели. Существуют методики, которые восстанавливают и повышают тонус, не прилагая больших усилий и много времени. Рассмотрим на примере дыхательной гимнастики цигун.
Цигун – это очень древняя методика родом из Китая.
Гимнастика не требует много времени для занятия, крупных помещений (можно проводить ее на рабочем месте в офисе, кабинете) во время рабочего дня, особенно если труд связан с высокими психическими, интеллектуальными и физическими нагрузками и напряжением. Дыхательная гимнастика отличается простотой упражнений и доступна для людей в любом возрасте, в любой комплекции и даже для людей с ограниченными возможностями.
Гимнастика, также используется как восстановительный комплекс для людей, серьезно занимающихся спортом, способствует регуляции обмена веществ в организме, концентрирует внимание, расслабляет тело, успокаивает дыхание, даже способствует уменьшению лишнего веса. Хотелось бы рассказать еще об одной распространённой гимнастике.
Пилатес — современная оздоровительная гимнастика, все больше людей занимается в фитнес – клубах этой методикой. Система упражнений, тонизирует мышцы, повышает гибкость, улучшает осанку, чувство равновесия, ну и конечно делает фигуру более стройной и подтянутой.
Пилатес – это гимнастика для тех, кто хочет гармоничного развития всего тела и разума, снимает стресс, повышает общую выносливость, улучшает внешний вид, состояние здоровья, здоровое сердце, что обеспечивает богатая кислородом кровь, душевно – телесная координация.
Заниматься гимнастикой, очень популярно, не только в залах, но и на природе получая от нее энергетическую силу.
Упражнения пилатес весьма многоплановы и включают в работу большое количество мышц одновременно, требуя правильной техники выполнения, а количество повторений при этом может быть минимальным и включаются очень глубокие мышечные группы, о которых мы порой даже не задумывались, а они играют важную роль в коррекции и формировании красивой фигуры.
Таким образом, можно сделать вывод, даже при катастрофической нехватке времени можно найти несколько минут для самовосстановления и саморазвития.
Библиографический список
1. Данько. Ю. М. «Здоровое тeлo», 1974.
2. Кoфмaн Л. Б. Физическая культура / Под ред. Л.Б. Кoфмaнa. – М.: OМEГA-Л, 2004. – С. 191.
3. Матов В. В. «Лёгкая атлетика», 1985.
4. Соснин В.П. Влияние оздоровительной физической культуры на организм: Учeбнo-мeтoдичeскoe пособие для студентов / Рубцoвский индустриальный институт. – Рубцовск, 2014. – 51 с.
PHYSICAL CULTURE AND ITS FORMS. THE INFLUENCE OF PHYSICAL
CULTURE ON THE BODY
E.G. Ermakova, senior lecturer
V.M. Parshakova, senior lecturer
K.A. Romanova, senior lecturer
Perm state agro-technological university named after academician D.N. Pryanishnikov
(Russia, Perm)
Abstract.
The article considers how some forms of health-improving physical culture affect the human body, how they can change the state of health, list the types of health-improving physical culture and the degree of their impact on the body. For example, modern and popular systems of physical exercises in the health system, Pilates and breathing exercises of qigong, consider what impact do they have on the body.
Keywords: body, Wellness physical education, health, qigong, Pilates, the circular exercises of acyclic exercises.
Источник: http://intjournal.ru/ozdorovitelnaya-fizicheskaya-kultura-i-ee-formy-vliyanie-ozdorovitelnoj-fizicheskoj-kultury-na-organizm/
Фитнес в системе физической культуры
В статье выявлены проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем культуры здорового образа жизни большинства студентов.
Показано, что курс физической культуры в вузах в основном строится на организационных формах, которые в настоящее время не дают необходимого результата.
Авторы раскрывают роль фитнеса как системы формирования культуры здорового образа жизни и средства обновления педагогических форм и методов курса «Физическая культура» в вузах.
Всем известно, что без достаточной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в него природой, не может эффективно трудиться и быть здоровым. Как самый естественный и сильный раздражитель, способствующий изменить состояние организма человека, двигательная активность играет важную роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности.
В то же время большинство академических часов вузовских занятий проходит в лекционных аудиториях, что приводит к малоподвижному образу жизни студентов и, как следствие, ухудшению их здоровья.
Результатом неблагоприятного влияния фактора гиподинамии на фоне интеллектуальных перегрузок является противоречие между освоением студентами знаний, получаемых в вузе, и ухудшением состояния их здоровья. В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В.
Малинина указывают, что в настоящее время доля, отнесенных по показателям заболеваемости к специальной медицинской группе студентов превышает критическим уровень 35% . Результаты исследований свидетельствуют о том, что тенденция ухудшения здоровья молодого поколения сохраняется и приобретает стабильный характер. О.А.
Ахвердова, В.А. Магин подчеркивают следующие причины ухудшения здоровья студентов: нервное перенапряжение и умственное утомление, хроническое нарушение режима труда и отдыха, режима сна и питания, вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков, наркомания, увлечение видеоиграми и интернетом и др.
), недостаточная двигательная активность. Н.Ф. Герасименко утверждает, что в структуре причин заболеваемости и смертности 55% – это образ жизни, 15% – наследственность, еще по 15% – это окружающая среда и медицина.
В связи со снижением уровня здоровья студентов устоявшиеся методы физического воспитания становятся малоэффективными, они, как правило, приводят к снижению удовлетворенности обучающихся их содержанием.
Разрешение вопросов по укреплению здоровья студентов, формированию здорового образа жизни и повышению мотивации приобретает с каждым днем все большую актуальность.
Появляется нужда в разработке новых эффективных методов оздоровительных тренировок в высших учебных заведениях, совершенствовании теории и методики построения занятий для улучшения состояния здоровья студентов, воспитания здорового образа жизни, развития их физической подготовленности, коррекции осанки и фигуры, практической их реализации в учебном процессе.
По мнению В.Г. Шилько, Т.А. Шилько, Н.Л. Гусевой применяемые в учебном процессе в качестве комплексной инновации физкультурно-спортивные и оздоровительные технологии личностно-ориентированного содержания более эффективны, чем традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузе.
Они позволяют осуществить переход от жесткой регламентации обязательного курса физического воспитания к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности на принципах самовоспитания и самосовершенствования.
За последние годы достигнуты значительные успехи в разработке разнообразных программ физического воспитания, позволяющих студентам заниматься многими видами спорта, которые не только являются эмоционально привлекательными для студентов, но и максимально развивают у них качества, необходимые им в дальнейшей жизнедеятельности. В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина, Т.С.
Лисицкая и др. авторы в своих работах предлагают один из наиболее приемлемых путей решения этой проблемы: введение различных фитнес-программ в образовательный процесс по дисциплине «Физическая культура». По результатам исследований указанных авторов, такой подход обеспечивает поддержание нормального состояния здоровья обучающихся с разным уровнем физической подготовки.
По их мнению, фитнес обладает такими свойствами, как интегративность и комбинаторность, соединяя в себе наиболее эффективные для оздоровления студентов новые виды двигательной активности с накопленным опытом в области оздоровительной физической культуры, что позволяет широко внедрять его в учебный процесс.
Термин «фитнес» произошел от английского fitness и состоит из двух частей – «fit» (соответствие, пригодность) и суффикса «-ness» (свойство, состояние). В русском языке другие законы словообразования, поэтому последняя буква отпала за ненадобностью, и написание «фитнесс» в данном случае считается неверным.
Как спортивный термин исследуемое понятие означает хорошую спортивную форму и приспособленность к жизни.
Вместе с тем фитнес – довольно широкое понятие, подразумевающее не какой-то отдельный вид спорта, а совокупность тренировок, направленных на улучшение здоровья, физической формы, линий тела.
Это система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало.
Фитнес – это способ сохранения и укрепления здоровья, совершенствования физических навыков, достижения эмоциональной уравновешенности. Он включает в себя регулярные фитнес-занятия в фитнес-клубе или спортивном центре, правильное питание, заботу о своем физическом и духовном состоянии и многое другое, что принято называть здоровым образом жизни.
Фитнес в системе высшего профессионального образования представлен различными видами (табл. 1).
Таблица 1. Современные фитнес-программы
Фитнес-программы Направленность и преимущества Классическая (базовая) и танцевальная аэробика Позволяют снизить массу тела, повысить уровень общей выносливости, развить координацию движений, способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению эмоционального фона занятий Шейпинг Способствуют снижению массы и направленному совершенствованию пропорций тела, силовой и общей выносливости. Возможность сочетания упражнений силовой и аэробной направленности Степ-аэробика Содействует снижению массы тела, развитию силовой и общей выносливости, координации, совершенствованию деятельности кардиореспираторной системы. Возможность дозировать нагрузку по объему и интенсивности Силовые фитнес-программы (атлетическая гимнастика, боди-памп, босу-тренинг, интервальная тренировка, terra-аэробика, слайд-аэробика) Способствуют направленному формированию пропорций тела, развитию силовых способностей, коррекции нарушений осанки Фитнес-программы с элементами единоборств (тэ-бо, ки-бо, капойэро) Способствуют снижению массы и совершенствованию пропорций тела, развитию координационных и скоростно-силовых способностей, гибкости, скоростной и общей выносливости Фитбол-аэробика Способствует формированию правильной осанки, снятию излишней нагрузки с позвоночного столба, развитию функции равновесия одновременно с развитием силы и гибкости. Дает возможность избирательного воздействия на отдельные группы мышц Фитнес-йога, пилатес, калланетика Содействует улучшению осанки, развитию гибкости, силовой и общей выносливости. Возможность сочетания упражнений силовой и аэробной направленности Стретчинг Способствует развитию гибкости, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушений осанки Pоуп-скипинг Положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, содействует развитию координационных и скоростно-силовых способностей, общей ловкости, скоростной и общей выносливости Упражнения на кардио-тренажерах Позволяют снизить массу тела, повысить уровень общей выносливости, способствуют профилактике заболеваний сердечно-сосудистой системы. Дают возможность четко дозировать нагрузку по объему и интенсивности Аквааэробика Способствует нормализации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, закаливанию, повышению двигательной активности, получению положительных эмоций. Минимальная травмоопасность упражнений Бодифлекс, различные виды дыхательной гимнастики (С. А. Стрельниковой, К. П. Бутейко и др.) Способствует нормализации деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Активизирует иммунную систему и защитные свойства организма, способствует преодолению стрессовых состояний, избавлению от избыточного веса и никотиновой зависимости Указанные виды продолжают развиваться, обогащая педагогическую теорию и практику. Взаимосвязь различных направлений фитнеса с такими видами искусства, как музыка и танец, разных национальных и культурных традиций, позволяют формировать новый культурный тип – фитнес-культуру студентов.
Нас интересовал вопрос предпочтений студентов 1–3-х курсов БГУ в отношении введения фитнес-программ в учебный процесс по предмету «Физическая культура». В анкетировании приняли 350 студентов 1–3 курса БГУ. Результаты исследования показывают, что студенты высоко оценивают (85%) введение фитнеса в программу дисциплины «Физическая культура».
У тех, кто регулярно посещает фитнес-клуб (35%), наблюдается повышение мотивации и более осознанное отношение к занятиям, улучшение самочувствия, формируется целеустремленность. Число посещающих фитнес-занятия наряду с традиционными спортивными секциями становится значительно больше.
Кроме студентов основной группы фитнес-клуб посещают и те, кто имеет незначительные отклонения в здоровье, относящиеся к специальной медицинской группе по заключению врачей. Такие обучающиеся отдают предпочтение ментальным программам (пилатес, фитнес-йога, бодифлекс, стретчинг и т. д.
), у них также наблюдается более высокая мотивация к занятиям, осознанное отношение к тренировочному процессу с целью оздоровления. Ранее такие студенты проявляли низкую заинтересованность любыми формами физической нагрузки. Достижение поставленных перед фитнес-программой задач успешно решается в образовательной системе «врач – тренер – студент».
На основании показателей здоровья, фитнес-тестирования составляются индивидуальные программы фитнес-тренировок, что повышает качество занятий физической культурой, осознание студентами серьезного подхода к применению мер, укрепляющих здоровье.
В то же время на занятиях по фитнесу обнаруживается недостаточная информированность о теоретическом разделе курса (отмечает более 60% опрошенных), вопросах, связанных с современными подходами в формировании здорового образа жизни и развитии фитнес-культуры.
Во время занятий студенты задают вопросы преподавателю, что подтверждает необходимость включения в лекционный раздел указанных тем о современных методах здорового образа жизни и фитнеса.
Популярными вопросами, задаваемыми студентами, являются следующие: как правильно питаться; какую программу по фитнесу лучше выбрать с учетом физиологических особенностей организма или уровня здоровья; какую лучше соблюдать диету; с чего начать тренировочный процесс, чтобы не навредить; как безопасно для здоровья снизить вес; как улучшить мышечную структуру с помощью упражнений; какие упражнения или фитнес-программы являются самыми эффективными для коррекции тела (фигуры).
Из вышесказанного вытекает, что современного студента интересуют вопросы здоровья и красоты тела. В настоящее время средства массовой информации насыщены различного рода информацией о способах похудения с помощью диеты, которые не всегда являются безопасными.
Самостоятельно студенту трудно разобраться во всех тонкостях этих способов.
Чаще всего путем самостоятельного эксперимента над собой они выбирают методы, навязанные средствами массовой информацией, нарушая работу собственного организма, что приводит к ухудшению здоровья.
Таким образом, внедрение теории и методики оздоровительного фитнеса в систему физического воспитания в вузе значительно дополняет средства для решения поставленных перед высшей школой задач.
Студенты, регулярно занимающиеся фитнесом, осознанно улучшают свое здоровье, становятся стрессоустойчивыми за счет расширения резервов адаптации организма, легче справляются с требованиями интенсивной учебной деятельности, повышают творческую активность и работоспособность, у них снижаются риски заболевания атеросклерозом, гипертонической и ишемической болезнями сердца, в конечном счете улучшается самочувствие в целом.
Источник: https://novainfo.ru/article/8381