Виды прикладных социологических исследований — студенческий портал

Социологическая клиника прикладных исследований СПбГУ — это современный подход к образованию, позволяющий студентам получить опыт проведения социологических исследований в процессе обучения.

Преимуществом данной формы практики является возможность участия во всех этапах исследования от встречи с заказчиком до сдачи отчёта, а также ознакомление с различными методами проведения исследований. 

Проекты (срок реализации семестр или более)

Основной формой практики в Клинике является проектная деятельность, в рамках которой создаются рабочие группы из мотивированных студентов, самостоятельно реализующих исследование под контролем и консультациями кураторов и научного руководителя Клиники. Кураторами становятся не только сотрудники Социологической клиники, но и преподаватели университета, а также представители со стороны заказчика, что повышает проработку исследовательской методологии.

При работе над проектом, участники группы проходят следующие этапы:

  1. Встреча и переговоры с заказчиком, формулирование проблемы
  2. Написание и утверждение программы исследования
  3. Анализ литературы по проблеме
  4. Составление теоретической модели
  5. Разработка методологии
  6. Сбор данных
  7. Анализ данных
  8. Написание отчета
  9. Презентация результатов исследования заказчику
  10. Подготовка постера и других материалов, рассказывающих об исследовании

В основном проекты реализуются в рамках одного семестра, но бывают и более длительные проекты.

Что даeт практика в Социологической клинике СПбГУ?

  • Представление о том, как реализуются социологические исследования
  • Понимание того, зачем нужна теория, и как применять её на практике
  • Возможность попробовать на практике различные методы исследований
  • Опыт взаимодействия с реальными заказчиками и внешним рынком
  • Улучшение навыков командной работы и управления
  • Данные, которые можно использовать для написания статей, курсовых и дипломных работ
  • Знакомства с единомышленниками

Примеры некоторых реализованных проектов

Заказчик  Проект Метод
Виды прикладных социологических исследований - Студенческий портал Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (Центр занятости населения Санкт- Петербурга) Оказание услуг по проведению исследований и разработке рекомендаций с целью совершенствования услуги «Информирование о положении на рынке труда Санкт-Петербурга Анкетный опрос, фокус-группа, интервью
Виды прикладных социологических исследований - Студенческий портал Concept group Восприятие бренда «Concept Club» посетителями собственных магазинов сети в г. Санкт-Петербурге Анкетный опрос
Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Оценка эффективности предоставления услуг ЦСПСиД Адмиралтейского района многодетным семьям (на примере отделения социально–правовой помощи)  Телефонный опрос 
Виды прикладных социологических исследований - Студенческий портал Центр технологий распределённых реестров СПбГУ Разработка анкеты для регистрации посетителей Центра технологий распределенных реестров СПбГУ  Интервью, Анкетный опрос 
Эндаумент фонд СПбГУ Образ Эндаумент-фонда СПбГУ в сознании универсантов  Анализ документов, анкетный опрос, интервью 
ECPAT Revising the internal reporting system of ECPAT International  Интервью 
Стеллит Оценка потребностей участниц программы «Твердым шагом во взрослую жизнь»  Глубинное интервью 
Valio Отношение студенческой молодежи города Санкт-Петербурга к плавленому сыру торговой марки «Viola»  Анкетный опрос, Фокус-группа 
Завод им. Комсомольской правды Проект «Сани для Антарктиды»: soft skills для эффективной работы  Глубинное интервью 

Мобильные опросные группы — «Мобильные социологи» (срок реализации 1 месяц)

«Мобильные социологи» — формат мобильных опросных групп, предполагающий проведение мини-исследований под цели и нужды заказчика, который позволяет оперативно получить необходимую информацию для принятия управленческих решений.

Наиболее частый вид исследований, реализуемый в таком формате — экспресс-оценка мероприятий: студенты в короткий срок разрабатывают небольшую анкету для посетителей и в день проведения выходят на опрос.

Далее в непродолжительный срок собранные данные анализируются по отработанной схеме, после чего пишется краткий отчёт на несколько страниц.

Таким образом заказчик может узнать портрет участников и получить сводку о том, что понравилось и не понравилось, а также получить рекомендации для улучшения своей деятельности. Для студентов же это хорошая практика и доведение до автоматизма полученных знаний и умений, полученных в ходе проектной деятельности.

Любой заинтересованный в проведении экспресс-оценки своего мероприятия может обратиться в Социологическую клинику прикладных исследований СПбГУ со своим предложением — Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Другие формы деятельности

  • Участие в мероприятиях Университета: дни абитуриента и дни карьеры в СПбГУ
  • Студенты с удовольствием участвуют в мероприятиях Университета, где делятся своими впечатлениями с будущими универсантами, а также обмениваются опытом со студентами других направлений обучения.
  • Участие в форумах
  • Петербургский международный форум труда 2019
  • Московский международный салон образования 2019
  • Образовательный форум «Студенческие работы и стажировки как социальный лифт»
  • Международный научно-образовательный салон ЛенЭкспо
  • Петербургский международный форум труда 2020

Баттлы

Также студенты любят участвовать в баттлах, где можно подискутировать с экспертами на интересные темы. Наличие жури и оценка раундов придают этому азарт и соревновательный дух.

На счету студентов Социологической клиники СПбГУ победа в словесном поединке с HR-аналитиком Эдуардом Бабушкиным на Петербургском международном форуме труда 2019 и организация баттла на Молодёжном карьерном форуме 2019 в Петропавловской крепости между сотрудниками HR сферы ведущих российских компаний.

Хакатон на Петербургском международном форуме труда 2019

Студенты Социологической клиники СПбГУ совместно со студентами IT-клиники СПбГУ участвовали в разработке сервиса, улучшающий поиск вакансий для соискателей и подбор кадров для HR-менеджера.

Идея состояла в том, чтобы сопоставит набор компетенций из резюме с набором компетенций, указанных в вакансии, и увидеть, насколько человек подходит для этой работы и наоборот — какие вакансии больше всего подходят человеку с текущими знаниями и навыками.

Участие студентов Социологической клиники с их проектами на научных конференциях

Студенты также представляют свои проекты не только заказчикам и посетителям форумов, но и научному сообществу, участвуя в конференциях и обсуждая методологию социологических исследований.

Как студенту принять участие в деятельности Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ?

1 вариант: записаться на электив «Прикладные социологические исследования» для участия в проектной деятельности.

2 вариант: если электив вам недоступен, то можете написать мотивационное письмо на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. для участия в проектной деятельности.

3 вариант: следить в наших социальных сетях за объявлениями об участии в «Мобильных социологах».

4 вариант: написать администратору Алексею Булычеву на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., если хотите принять участие в работе команды медиа для развития социальных сетей Социологической клиники СПбГУ.

Заказчикам исследований

Мы приглашаем работодателей к участию в формировании компетенций студентов СПбГУ, стать партнером Университета и Заказчиком исследования.

Социологическая клиника прикладных исследований СПбГУ в своей основе имеет две равнозначные цели: предоставление возможности проведения реальных прикладных социологических исследований для организаций-партнеров университета и оказание профессиональных исследовательских услуг.

Уникальность модели Клиники заключается в том, что каждый студент проходит все этапы разработки и проведения исследования: от встречи с Заказчиком и составления технического задания до подготовки отчета.

Сроки проведения исследований — семестр (сентябрь — январь, февраль — июнь). Группа состоит из 10 до 15 человек, куратором проектов выступает магистрант или аспирант.

Работу группы и качество исследования контролирует опытный преподаватель.

  1. Социологическая клиника СПбГУ заинтересована в построении долгосрочного и эффективного сотрудничества с организациями, которые разделяют наши взгляды на вовлечение мотивированных студентов в реализацию общественно-значимых исследовательских проектов.
  2. Сотрудничество строится на взаимовыгодных условиях: студенты приобретают опыт проведения реальных социологических исследований, в то время как Заказчик получает научно-обоснованные рекомендации, которые могут быть использованы для принятия конкретных решений.
  3. Клиника гарантирует качество выполняемых работ, а Заказчик покрывает лишь накладные расходы по проведению исследования и устраивает образовательные мероприятия для студентов Клиники.
  4. Наши предложения по сотрудничеству:
  1. Проведение прикладных исследований. По окончанию исследования предоставляется итоговый отчет и проводится презентация результатов.
  2. «Экспресс-исследования». Организация мобильных точек сбора данных на мероприятиях Заказчика.
  3. Написание выпускных квалификационных работ студентами бакалавриата и. магистратуры для разработки проблематики Заказчика с предоставлением вознаграждения студенту по результатам исследования.

Заинтересованные в проведении исследований, могут направлять свои предложения на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Социологическая клиника в СМИ Виды прикладных социологических исследований - Студенческий портал

Сотрудники Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ

  • Русакова Майя Михайловна — научный руководитель Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ, кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии СПбГУ
  • Говоров Андрей Евгеньевич — ведущий специалист, координатор проектов, куратор, аспирант Факультета социологии СПбГУ
  • Александрова Анастасия Алексеевна — специалист, куратор, выпускница магистратуры Факультета социологии СПбГУ
  • Булычев Алексей Александрович — администратор, студент 3 курса бакалавриата Факультета социологии СПбГУ

Адрес: 191060, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, 9 подъезд, 244 ауд. inst, tg, vk: @socioclinic

По всем вопросам и предложениями о сотрудничестве — Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: https://soc.spbu.ru/studentam/skpi.html

Прикладное социологическое исследование: сущность и этапы проведения

Прикладное социологическое исследование (ПСИ) — непосредственный сбор первичной информации с ее последующей логико-математической обработкой для выработки аргументированных рекомендаций, направленных на решение конкретных задач.

ПСИ направлено на получение системы фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков. Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез. Прикладное социологическое исследование всегда проводится по определенным правилам.

  • Этапы проведение ПСИ:
  • 1.    Предварительный: составление программы и плана-графика ПСИ — главных плановых документов исследования;
  • 2.    Полевой: подготовка исследовательской группы, подготовка поля исследования, пилотаж, полевое исследование;
  • 3.    Упорядочение, обработка и анализ полученной информации;

4.    Составление итоговых документов, в которых отражаются результаты ПСИ и методы их получения.

  1. В качестве такого документа выступают:
  2. 1.    информационная справка;
  3. 2.    информационная записка;
  4. 3.    аналитическая записка;

4.    отчет о научно-исследовательской работе.

Виды прикладных социологических исследований

3 осн вида от глубины анализа предмета и сложности решаемых задач: пилотажное (разведываетльное); описательное; аналитическое.

Пилотажное: пробное, для проверки качества подготовки осн иссл. Уточняются задачи, гипотезы, инструментарий осн иссл; понятия поверяются, выявление трудностей, кот могут возникнуть; часто во время пилотаж возник новые гипотезы.

Описательное: получение эмпирических сведений, дает примерно целостную картину предмета иссл. Чаще всего применяется, когда объект – большая общность людей с разн хар-ми(чтобы сравнить, сопоставить). Определяется задачами и направленностью исследования.

Аналитическое: цель –опис структурных элементов изуч-го явл, выяснение причин, кот лежат в его основе и обуславлив его хар-р и специфику. Аналит ислл требует много времен, тщательно разработанной программы и инструментария. В нем использ опрос, анализ док, наблюд.

Изучается ли предмет в статике или динамике: точечные(разовые), повторные иссл-я.

Точечные: информ о состоянии объект анализа в момент его изучения. Статический хар-р, т к отражает момент состояние объекта, не описыв тенденции его изменения во времени.

Повторное: иссл-е проводящееся несколько раз, ч/з опред промежут времени в одинаков/ разн усл. Варианты повторн ислл опред изуч объектом, времен обслед-я и ситуацией.

  • Повторные исследования бывают:
  • -Панельные – изучение одного и того же социального объекта с определенным интервалом времени по единой программе и методике.
  • -Лонгитюдные – повторное изучение одной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам.
  • -Трендовые – повторные исследования без сохранения выборочной совокупности.
  1. -Мониторинг – повторные исследования общественного мнения по различным проблемам.
  2. Программа и итоговые документы ПСИ
  3. Виды прикладных социологических исследований - Студенческий портал
  4. Итоговые документы:
  5. 1.Информация (пилотажное СИ) или информационная справка
  6. 2. Информационная записка
  7. 3. Аналитическая записка
  8. 4. Отчет о НИР
  9. Выборка в социологическом исследовании: типология и методология построения.
  10. Выборочная совокупность – множество людей, которых социолог опрашивает; часть генеральной совокупности, позволяющая делать выводы на всю генеральную совокупность.
  11. Репрезентативность — свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности.
  12. Выборочная совокупность:
  13. — неслучайный отбор — единицы выборки отобраны направлено (квотный метод).
  14. — случайный метод — на основе статистической случайности.
Читайте также:  Сущность туристской деятельности и турпродукта - студенческий портал

При неслучайном отборе : Например, надо изучить отношение студентов конкретного факультета к учебе. Например, всего студентов дневной формы 1500 человек, которые занимаются на 5 курсах в 55 группах по 11 специальностям. Можно использовать квотный метод – пропорционально от каждого курса или каждой специальности.

Случайный метод: Нельзя опрашивать специально подобранных или наиболее доступных людей, первых встречных, поэтому в рамках случайного метода чаще всего применяется вероятностный отбор, в том числе его упрощенный вариант – систематический, т.е. отбор через один и тот же интервал (шаг). В основу выборки могут быть положены списки сотрудников, картотека студентов вуза и т.д. Имеет место гнездовой отбор, когда единицами (гнездами) могут быть семьи, группы, коллективы.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 503;

Источник: https://studopedia.net/5_45067_prikladnoe-sotsiologicheskoe-issledovanie-sushchnost-i-etapi-provedeniya.html

Лекция №2. ПРИКЛАДНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Виды прикладных социологических исследований.

2. Характеристика программы социологического исследования и ее составных частей.

  • 1.
  • В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных одной целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.
  • Вид социологического исследования определяется характером поставленной цели и направленностью выдвинутых задач. В зависимости от глубины анализа различают три основных вида социологического исследования:
  • Разведывательное (пилотажное или зондажное),
  • Описательное,
  • Аналитическое.

Разведывательное исследование — наиболее простой вид конкретно-социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи.

Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии. Под методическим инструментарием понимается методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации.

К ним относятся: анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения, изучения документов и др.

Разведывательное исследование может использовать в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, либо весьма «прикидочных» сведений об объекте исследования для общей ориентации.

Выполняя названные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных социологических данных. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос.

Экспресс — опрос (оперативный опрос) нацелен на выявление отношения людей к актуальным проблемам, событиям повседневной жизни. Еще он носит название «зондаж общественного мнения».

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из доступных методов сбора первичной информации (анкетный опрос или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки.

Более сложный вид социологического анализа – описательное исследование.По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование проводится по полной программе, достаточно подробно разработанной, на базе апробированного социологического инструментария. Его надежное социологическое оснащение делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно проводится тогда, когда объект анализа – относительно большая общность людей, отличающихся разнообразными характеристиками.

Это может быть коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди самых различных профессий, пола, возраста, национальностей, стажа работы, образования и т. д., или население города, района, региона и т.д.

В таких ситуациях выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик. Кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое исследование– самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, которые обуславливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого социального явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. Для этого нередко при помощи разведывательного исследования собирают сведения, которые дают предварительное представление об отдельных сторонах изучаемого объекта и предмета, позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего углубленного анализа.

По методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализ документов, наблюдения и т.д.

Естественно, это требует от исследователей умения «взаимоувязывать» социологическую информацию, полученную при помощи разных методов, придерживаться определенных критериев ее интерпретации.

Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходами к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Разновидностью аналитического исследования является социальный эксперимент.

Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования интересующего исследователя объекта.

В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.

Наряду с основными критериями классификации социологических исследований (глубина, степень сложности эмпирического анализа) могут использоваться и другие критерии, связанные с особенностями метода сбора информации, с формой и характером проведения исследования. Например, в зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных различают три вида социологического исследования: опрос, наблюдение, анализ документов.

Опрос – наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый используемый метод сбора первичной информации. В настоящее время в России 90% всей социологической информации собирается методом опроса.

Он незаменим, когда идет речь об исследовании тех содержательных характеристик общественного, группового и индивидуального сознания, отношений различного вида, которые скрыты от внешнего взгляда и дают о себе знать только в определенных отношениях.

Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера (интервьюера) или без него. По форме проведения оно может быть как индивидуальным, так и групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей.

Анкетирование может быть как очным, так и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету и др.

В свою очередь, интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым. При этом интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают различные социально-профессиональные и демографические группы населения. Участников массовых опросов в прикладной социологии принято называть респондентами (от латинского «отвечать»)

В специализированном опросе главным источником информации выступает компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связанна с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. Такие опросы называются экспертными, поскольку опираются на мнение экспертов.

Другой метод социологического сбора информации— социологическое наблюдение – представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото, киноаппарат, теле-видиотехника, другие технические или электронные средства.

Особенность наблюдения как вида исследования и как метода сбора первичной информации – способность анализировать и воспроизводить процесс во всем его богатстве и разнообразии, поставлять разносторонние, порой весьма «обнаженные» впечатления об исследуемом объекте. В ходе его могут фиксироваться: характер поведения, жесты, мимика лица, выражение эмоций отдельных лиц и целых групп. Нередко наблюдение используется наряду с другими видами исследований как бы «одухотворяя» массовые опросы.

Следующим видом прикладного социологического исследования можно выделить анализ документов.При его использовании источником анализа выступают текстовые сообщения.

Они могут содержаться в любых документах: протоколах, докладах, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях и т.п. Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно.

Изучение документов, в которых те или иные явления в жизни прослеживаются в течение многих лет, позволяет выявить тенденции и динамику их изменения и развития.

  1. 2.
  2. Социологическое исследование включают четыре этапа, последовательно сменяющих друг друга и вместе с тем содержательно взаимосвязанных. Это:
  3. 1. подготовка исследования,
  4. 2. сбор первичной социологической информации,
  5. 3. подготовку собранной информации к обработке и сама обработка на ПК,

4. анализ обработанной информации, подготовку отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Определив выбор вид социологического исследования, необходимо перейти к его непосредственной подготовке. Она предполагает разработку программы, рабочего плана и вспомогательных документов исследования. Рассмотрим основные требования, предъявляемые к ним.

Читайте также:  Виды эвм - студенческий портал

Программа социологического исследования содержит всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Она обычно включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следующих вопросов:

1. методологическая часть, состоящая из: формулировки и обоснования проблемы, указания цели, определения объекта и предмета исследования, логического анализа основных понятий, формулировки гипотезы и задач исследования;

2. методическая часть,состоящая из: определенной обследуемой совокупности, характеристики используемых методов сбора первичной социологической информации, логической структуры инструментария для сбора этой информации, компьютерной программы для обработки собранной информации.

Разберем содержание методологической части исследования.

Во-первых, формулировка и обоснование проблемы. Противоречивая ситуация, поставленная самой жизнью, носящая массовый характер и затрагивающая интересы тех или иных социальных институтов, называется социальной проблемой. В прикладной социологии используют, как правило, пять подходов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости от:

  • 1. цели исследования (гносеологические — познавательные и предметные – вызванные столкновением интересов),
  • 2. носителя проблемы (социальные слои и группы),
  • 3. масштабов ее распространения (общегосударственные, региональные или местные),
  • 4. времени действия противоречия (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные),

5. его глубины (одноплановые, функциональные, и системные).

В процессе формулировки проблемы исследования надо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение

и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее.

Определение цели, объекта и предмета исследования. Прикладные социологические исследования чаще всего преследует практическую цель, ибо призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений.

Проблема исследования всегда предполагает своего носителя – ту общность людей их деятельность, с которыми она непрерывно связана.

Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования.

Он включает в себя стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему, и подлежит изучению.

Таким образом, предмет социологического исследования представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Логический анализ основных понятий. Данный анализ предполагает осуществление ряда таких методологических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии исследования концепцию социологического исследования.

Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования.

Он представляет собой точное объяснение содержания и структуры этих понятий, выяснение соотношения этих элементов и свойств изучаемого явления.

Например, при изучении социальной активности отдельных социальных групп, необходимо проанализировать ее составляющие (активность в сфере экономической, политической, спортивной и др.).

Данный анализ оказывает непосредственное воздействие на логику построения инструментария (анкеты, опросного листа и т.п.).

Формулировка гипотезы исследования. Реализация исследовательской цели строится на определенной последовательности шагов, приемов, методов, применяемых исследователем.

Общая направленность исследования может быть задана до его начала сформулированной гипотезой.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть исследованием.

Любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Свои предположения исследователь формулирует в виде гипотез.

Они способствуют увеличению оперативности исследования, подсказывают правильный выбор объекта исследования и метода сбора социологической информации.

Поэтому их формулируют однозначно, избегая по возможности расплывчатых формулировок.

Задачи социологического исследования формулируются в соответствии с его целью и гипотезами и так же как последние, могут быть условно разделены на основные и дополнительные.

Основные задачи исследования заключают в себе поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Например, если цель исследования – определение эффективности учебного процесса, то в качестве основной задачи может выступать поиск факторов, дестабилизирующих этот процесс.

Описательные и аналитические исследования часто включают несколько основных задач, решение каждой из которых предполагает реализацию определенного числа связанных с ними дополнительных задач. Такие исследования называются комплексными.

Рассмотримметодическую часть.Одним из важнейших шагов исследования является определение обследуемой совокупности. Определение объекта исследования ставит следующий вопрос.

Сколько человек необходимо опросить, для того чтобы получить достоверную информацию? На языке социологов эта операция носит название «определение выборочной совокупности». От ее правильности зависит качество и достоверность собранной информации.

Данное обстоятельство обязывает тщательно описать в программе социологического исследования проект выборки, который в последующем с учетом особенностей характеристик и динамики объекта исследования, может быть уточнен и выделен в отдельный документ.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей, документов, либо иных источников первичной социологической информации, в которой и будет проведено исследование.

Здесь же, в проекте выборки должны быть обоснованы: техника проведения опроса; обозначены подходы к определению достоверной информации, полученной в ходе опроса, а так же характеристики: используемых методов сбора первичной социологической информации, логической структуры инструментария для ее сбора, компьютерной программы для ее обработки.

Вопросы для повторения: 1. Чем различаются разведывательное, описательное и аналитическое исследования? 2. Дайте характеристику таким методам сбора социологической информации как опрос, наблюдение и анализ документов. 3. Какие виды опроса Вы знаете? Раскройте их специфику. 4.

Как производится формулировка и обоснование социальной проблемы. 5. Какие виды целей социологического исследования бывают? 6. Как определить объект и предмет исследования? 7. Что такое логический анализ основных понятий? 8.

Что такое формулировка гипотезы, и каковы могут быть задачи социологического исследования?



Источник: https://infopedia.su/17×11505.html

Виды социологических исследований

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Что такое прикладная социология?

В системе современного научного знания различают несколько основных типов исследования. Одна из классификаций строится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования делятся на фундаментальные и прикладные.

Очевидно, что в самом общем виде различие между любым фундаментальным и прикладным исследованием сводится к тому, то первое отчетливо ориентировано на отыскание законов функционирования и развития исследуемого объекта, в то время как второе – на поиск способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных исследований.

Прикладное социологическое иссле­дование — это исследование, ориентированное на практическое решение актуальных социальных проблем.

В таком исследовании чаще всего главной задачей выступает поиск пути решения конкретной про­блемы в конкретной социальной ситуации и на конкрет­ном социальном объекте, а не установление каких-либо общих закономерностей или взаимосвязей в изучаемом процессе.

В ходе проведения прикладного ис­следования ранее полученное теоретическое знание ис­пользуется уже в готовом виде при составлении програм­мы исследования, при интерпретации основных понятий, при анализе полученных данных, при составлении науч­ного отчета и т.п. Понятно, что в таком исследовании доминирующую роль играют именно конкретные деловые рекомендации.

Прикладные социологические исследования легко можно отличить прежде всего по названию. Как было отмечено выше, они всегда имеют конкретную направленность и связаны с решением локальных проблем в условиях ограниченных пространственно-временных параметров.

Сравним для примера две темы исследований: «Тенденции развития дополнительного образования в современных российских условиях» и «Исследование заинтересованности молодых специалистов, работающих в …, в получении дополнительного образования».

Очевидно, что первая тема относится к проблематике теоретической, фундаментальной социологии, тогда как вторая носит явно практически ориентированный, прикладной характер.

В то же время не следует забывать, что прикладное социологическое исследование — это строгая научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора и обработки информации.

Трудно переоценить значение прикладной социологии. Сегодня она необходима и бизнесу, и политике, и управлению, и средствам массовой коммуникации, и системе образования.

Но для того, чтобы стать профессионалом в области прикладной социологии, безусловно, потребуется овладеть не только техникой проведения эмпирического исследования, но и социологической теорией, т.е.

получить специальную подготовку по направлению социология.

Данное учебное пособие не ориентировано на решение задач такого уровня. Оно предназначено для студентов смежных с социологией специальностей: педагогов, психологов, рекламистов, специалистов в области PR, которым в будущей профессиональной деятельности, возможно, потребуются навыки проведения научных или прикладных эмпирических социологических исследований.

Приступая к изучению этой области социологического знания, и в дальнейшем, когда речь уже будет идти о конкретном исследовании, нужно помнить о некоторых, очень важных моментах, а именно:

1. Ни один из рассмотренных ниже методов не является универсальным и имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче.

2.Оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных.

3.Надежность метода гарантируется не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Виды социологических исследований

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различаются его основные виды.

1. Разведывательные, описательные, аналитические, проектно-конструкторские исследования. Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки.

Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

Читайте также:  Дошкольное образование - студенческий портал

Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками.

Это, к примеру, могут быть студенты крупного вуза, где молодые люди обучаются на разных курсах разных факультетов, имеющие разные структуры потребностей и системы мотивации, живущие в общежитии или дома и т.д.

В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Аналитическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием получаемого образования и успеваемостью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием образования ведущим фактором, определяющим высокий уровень успеваемости. А поскольку реальность такова, что назвать в `чистом виде` какой-либо один фактор, определяющий уровень успеваемости, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Проектно-конструкторское исследование нацелено не только на получение и анализ эмпирической социологической информации, но и на разработку определенной социальной технологии.

Таким образом, специфика этого вида исследования заключается в том, что в его рамках реализуется инженерно-преобразовательная функция в отношении социального объекта.

Примерами исследований данного типа может служить разработка модели образовательного учреждения, рекламной кампании по продвижению какого-либо товара, имиджа политического лидера и проч.

2.Разовые и повторные исследования.

Разовые (точечные) исследования дают возможность получить информацию о характеристиках объекта изучения на текущий момент, повторные – в динамике, развитии. Повторные исследования в свою очередь могут быть следующих видов:

Панельное исследование — предполагает изучение одного и того же объекта через определенный временной интервал. Например, каждый год, либо каждые 3 или 5 лет изучаются студенты — первокурсники.

Лонгитюдное исследование – повторное изучение одной и той же группы (групп) в течение определенного периода времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки.

К примеру, одни и те же группы студентов обследуются на первом, третьем и выпускном курсе. Таким образом, можно отследить динамику многих явлений и процессов, связанных с получением высшего образования и вхождения в пору трудовой и социальной зрелости.

Особый интерес данное исследование будет представлять, если удастся провести обследование данных групп после окончания вуза.

  • Мониторинг – это регулярные повторные исследования, объектом изучения в которых чаще всего выступает общественное мнение по различным проблемам.
  • 3. Сплошные, выборочные и монографические исследования
  • В основе разделения этих видов исследования лежат характеристики непосредственного объекта изучения.

Сплошное исследование — изучение всех объектов (генеральной совокупности) без исключения. Целесообразно проводить в тех случаях, когда генеральная совокупность не превышает 400-500 единиц.

Выборочное исследование свое название получило благодаря использованию специальной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования (генеральной совокупности) небольшой части (выборочной совокупности), которая должна достаточно точно отражать основные параметры целого. Процедура построения выборки основана на методах математической статистики и базируется на принципах теории вероятности. Выборочное исследование более экономично и не менее надежно, чем сплошное, хотя требует более изощренной методики и техники

Монографическое исследование проводятся, если нет возможности осуществить полноценное выборочное исследование.

В этом случае изучается либо типичный, либо уникальный, выходящий за границы типичности, объект.

Так, в качестве объекта исследования можно выбрать одну типичную школу с типичными программами обучения, а можно – единственную в своем роде частную школу, работающую исключительно по авторским программам.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s28844t6.html

Общая характеристика прикладного социологического исследования, его этапы и виды — Лекции по общей социологии

Социологические исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, связанных между собой единой целью получения достоверных данных о социальных явлениях и процессах для последующего их использования в практике социального управления.

Другими словами, социологическое исследование можно представить как систему теоретических и эмпирических процедур, способов получения новых знаний о социальных процессах и явлениях. Предметом социологического исследования являются проблемы, актуальные для общества, группы, организации.

Оно отличается практической направленностью.

Социологическое исследование имеет сложную структуру и включает в себя:

  • методологию – принципы и методы научного познания, теоретическое обоснование проблемы и логики исследования;
  • методику и технику – совокупность приемов и способов наиболее рационального использования социологических методов;
  • методы – способы построения и обоснования научного знания;
  • процедуры – последовательные операции по организации исследования;
  • инструментарий – методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации (например, анкеты, бланки-интервью, карточки для фиксации наблюдений и т. д.)
  • В процессе реализации прикладного социологического исследования принято выделять несколько этапов:
  • 1. подготовка (включает в себя определение темы, целей, и задач исследования; проведение пилотажного (пробного) исследования и подготовку программы; определение генеральной и выборочной совокупности*; разработку инструментария, выборки; формирование исследовательской группы; определение сметы и графика работ);
  • 2. сбор первичной социологической информации;
  • 3. подготовка собранной информации к обработке и обработка ее на компьютере;

4. анализ обработанной информации, подготовка аналитического отчета по результатам исследования, содержащего выводы и практические рекомендации.

  1. Конкретная форма или вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач и, в соответствии с ними, глубиной требуемого количественного анализа предмета исследования. На основании этого критерия выделяются три вида социологических исследований:
  2. 1) пилотажное (разведывательное);
  3. 2) описательное;
  4. 3) аналитическое.

Разведывательное – наиболее простой вид конкретного исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, который проводится в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном событии или явлении.

Объектом описательного исследования выступает большая общность людей, неоднородная по своим характеристикам, что позволяет производить сравнения и сопоставления.

Аналитическое – является самым сложным видом исследования. Оно предполагает выявление причин, обуславливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику.

В зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных принято различать:

1) опрос (анкетирование, интервью, почтовый и телефонный опрос, экспертный опрос и т. д.);

2) наблюдение;

3) изучение документов (в т. ч. количественные и качественные методы);

4) эксперимент;

5) социометрический анализ.

Все методы, применяемые в социологических исследованиях, можно разделить следующим образом. Во-первых, количественные, которые основаны на измерении параметров социального явления, действия. Цель их применения – дать количественную характеристику изучаемого явления. Задачами являются: измерение параметров явления, установление взаимосвязей между отдельными параметрами.

Во-вторых, качественные, которые основаны на понимании смысла социального явления, действия. Качественное исследование воспроизводит не статистическую картину (структуру и результаты) изучаемого социального действия, а смысл, который вкладывают в него участники. Решаемые исследовательские задачи состоят в следующем: выявить общую картину явления, концептуализировать, интерпретировать его.

В зависимости от того, изучается ли данный предмет  в статике или в динамике, выделяются следующие виды эмпирического социологического исследования:

  • точечное (разовое), которое дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент;
  • повторное – вид исследования, которое предполагает изучение одного и того же социального объекта, с определенным временным интервалом по одной и той же программе и методике.

Повторные исследования можно разделить на трендовые, панельные и лонгитюдные.

  • Трендовые исследования осуществляются по аналогичным выборкам или в рамках единой генеральной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Тренды бывают когортные и исторические. Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время исследований. На различных этапах исследования выборка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, главное, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты. Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. Постоянной остается возрастная группа, а когорта и время обследования изменяются. Информацию получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых социальных условиях.
  • Панельные исследования – это исследования одних и тех же лиц через одинаковые интервалы времени. Частота повторяемости и общая продолжительность исследования могут быть различными, временные интервалы между исследованиями являются произвольными. Главное, чтобы одни и те же лица изучались по одинаковой методике. В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий).
  • Если же моменты повторного исследования выбираются в зависимости от внутренних факторов развития обследуемой совокупности по мере достижения ею определенной стадии своего развития, то такое исследование носит название лонгитюдного. Корректность лонгитюдного исследования обусловливается единством программы и инструментария, сохранением выборки в течение всего времени исследования и соответствием выборки генеральной совокупности.

Источник: https://students-library.com/library/read/25118-obsaa-harakteristika-prikladnogo-sociologiceskogo-issledovania-ego-etapy-i-vidy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector