Власть золотой орды над русью — студенческий портал

§ 17. ВЛАДИМИРСКАЯ РУСЬ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

1. Последствия Батыева нашествия

Монголы не стали переселяться на Русь. Не создали они в русских землях и своей администрации. В разоренных уделах правили русские князья. И все же итоги Батыева нашествия для Руси оказались тяжелыми. Было разорено хозяйство страны, резко сократилось население. Большое число людей завоеватели угнали в степь.

Из 74 городов Древней Руси, которые известны археологам, 49 разорил Батый, причем 15 из них превратились в села, а 14 исчезли. Старинные политические центры – Владимир, Суздаль, Киев – захирели.

Боярские вотчины подверглись разорению, во многих местах восстановилась старинная патриархальная община, с более низкой, чем в вотчинах, производительностью труда.

Каменное строительство прекратилось почти на сто лет. Угасла часть ремесел (например, производство стеклянной столовой посуды, знаменитого булата и т. д.). Прежние торговые связи нарушились. В нашествие погибли многие храмы (например, знаменитая Десятинная церковь в Киеве), сгорели летописи и книги.

Власть Золотой Орды над Русью - Студенческий портал

Знатный монгол

Северо-восток, юг и запад Руси обособились. Западно-русские княжества, составлявшие некогда Полоцкую землю, не были разорены Батыем. Это была свободная, Белая Русь. Но под угрозой монгольского порабощения и вторжения из Прибалтики крестоносцев она объединилась вскоре с Литвой.

Образовалось Великое княжество Литовское и Русское. Южная Русь совсем запустела. Галицко-Волынская Русь, несмотря на усилия князя Даниила, призывавшего к походу на монголов папу римского и крестоносцев, вынуждена была признать власть Батыя.

После смерти Даниила и его сыновей Галиция и Волынь были разделены между Польшей, Венгрией и Литвой.

2. Ордынское владычество

Примерно с начала 1240-х гг. формируется иго – система зависимости покоренной Батыем Руси от ханов Золотой Орды.

Сама Золотая Орда обрела формальную самостоятельность от Монгольской империи после смерти Батыя (1255), в правление его брата Берке, но реально уже Бату-хан являлся независимым правителем.

Золотая Орда охватывала земли волжских булгар, половецкую степь, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, Хорезм. Это было мощное государство с сильной многочисленной армией.

Ордынское иго держалось в Северо-Восточной Руси с 1240-х по 1480 г. В Южной Руси оно пало в 1362 г. Двумя основными формами зависимости Руси от Орды были выдача ханами ярлыка на великое княжение и уплата дани – ордынского выхода.

Ярлык означал, что его обладатель становится «старейшим» среди русских князей. Все на Руси должны были его слушаться, за неповиновение грозила расправа, причем на подмогу великому князю могли прийти ордынские тумены. Поначалу Батый дал ярлык на всю Русь Ярославу Всеволодовичу.

После смерти этого князя хан выдал два ярлыка: на великое княжение владимирское и на великое княжение киевское. Первому отводилась главная роль в Северо-Восточной Руси. Вокруг ярлыка шла борьба, и ордынские ханы успешно этим пользовались, проводя политику «разделяй и властвуй».

Власть Золотой Орды над Русью - Студенческий портал

Пайцзе – ордынский знак власти

Нравы князей и всего русского населения ожесточились. Пренебрежение к человеческой жизни, деспотизм и раболепие перед сильным проникли во все слои русского общества.

Ордынский выход, по предположениям ученых, равнялся примерно десятой части доходов Руси. Его взимали с каждого хозяйства ханские сборщики – баскаки. От выплаты дани было освобождено только православное духовенство.

Чтобы регламентировать дань, во второй половине XIII в. на Русь были посланы численники, которые переписали людей («взяли число»). С 30-х гг. XIV в., после ряда восстаний, ордынский выход стали собирать и возить в Орду великие князья владимирские.

В целом ордынский выход лег на русское общество тяжким бременем.

Власть Золотой Орды над Русью - Студенческий портал

Баскаки. Художник С. Иванов

3. Убийство Ярослава в Каракоруме

После гибели Юрия Всеволодовича его брат Ярослав въехал в сгоревший Владимир, рассадил родичей по столам и первым из русских князей отправился в 1243 г. на поклон к Батыю. Правитель Орды встретил князя Ярослава «с честью». Через два года Ярослав поехал к великому хану Гуюку в столицу Монгольской империи Каракорум. Осенью 1246 г.

ханша Туракина, мать Гуюка, лично угощала князя. Через семь дней после этого Ярослав занемог и скончался. Его тело посинело, что свидетельствовало об отравлении. Многие историки видят в смерти Ярослава отражение борьбы Каракорума с чрезмерно усилившимся Батыем. Все, кого обласкивал Батый, встречали дурной прием в центре империи.

Великим князем стал брат Ярослава Святослав. Сыновья Ярослава Андрей и Александр поехали отстаивать свои права к Батыю. Но тот предпочел направить их в Каракорум.

Там распределили ярлыки следующим образом: великим князем владимирским стал второй сын Ярослава Андрей, а старший Ярославич Александр Невский получил Киев. Александр с Батыем был в наилучших отношениях. Единственный сын Батыя Сартак, крещеный царевич, являлся побратимом Александра.

Александр приписал происшедшее проискам брата Андрея. В разоренный Киев он не поехал, а ушел в свой Переяславль-Залесский.

Власть Золотой Орды над Русью - Студенческий портал

  • Убийство князя в Орде. Летописная миниатюра
  • 4. Неврюева рать

Александр полагал, что у Руси нет сил бороться за независимость, поэтому лучше поддерживать добрые связи с Ордой. Андрей думал иначе. Он склонялся к союзу с католическими державами во имя освобождения. Когда в 1252 г. неожиданно восстал Владимир и еще несколько северовосточных городов, Андрей возглавил повстанцев. Александр Невский поехал в Орду.

В исторической науке ведутся споры о роли князя Александра в утверждении на Руси монголо-татарского ига. Одни ученые осуждают стремление Невского ладить с Ордой. Другие утверждают, что у Руси не было другого пути.

В 1252 г. Сартак, сын Батыя, послал на Русь войска во главе с царевичем Неврюем. Князь Александр сопровождал татар. Неврюева рать разгромила Переяславль, Суздаль и другие восставшие города, но не тронула поселения, которые не приняли участия в восстании. Одновременно на Юго-Западную Русь отправилось войско царевича Куремсы.

Даниил не получил помощи из Европы и не смог послать подкрепления князю Андрею. Воины Даниила отразили набег Куремсы, а повстанцы Владимиро-Суздальской земли были разбиты. Андрей бежал в Новгород, а потом укрылся в Швеции. Князь Александр въехал во Владимир «в силе великой». Вскоре он помирился с братом и дал ему Суздаль.

5. Княжение Александра Невского

Перепись населения. Александр Невский являлся великим князем владимирским с 1252 по 1263 г. В 1257 г. на Русь прибыли численники. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И ЕГО БРАТЬЯ

Власть Золотой Орды над Русью - Студенческий портал

В Северо-Восточной Руси перепись прошла спокойно. Но новгородцы отказались платить дань Золотой Орде. Сын Александра Невского Василий, княживший в Новгороде, принял сторону горожан. Александр, приехавший в город вместе с численниками, сурово расправился с восставшими. Однако провести перепись князь все же не решился. От монголов жители города откупились богатыми дарами.

Переписали новгородцев в 1259 г., и опять не обошлось без сопротивления.

Власть Золотой Орды над Русью - Студенческий портал

Оружие ордынцев

Восстание 1262 г. В 1262 г. на Руси вспыхнуло восстание против бесермен – купцов-мусульман, которым великий хан отдавал на откуп сбор дани. От тех бесермен людям была «великая пагуба», ибо они нередко обращали неплательщиков в рабство.

В Ростове, Суздале, во Владимире, в Ярославле народ волновался. Откупщиков повсюду убивали. Был ли причастен к восстанию Александр Невский, точно неизвестно.

В одной из летописей сказано: «И прииде на Устюг грамота от великого князя Александра Ярославича, чтоб татар бити».

Новый ордынский хан Берке, брат умершего в 1255 г. Батыя, предпочел наблюдать за избиением каракорумских чиновников со стороны: он окончательно порвал с зависимостью Орды от Монгольской империи. В том же 1262 г. Александр отправился в Орду.

Он ехал «отмолить» русских от выполнения одной из самых тяжелых повинностей – участия в военном походе хана. И по всей видимости, ему это удалось. Берке задержал Александра и отпустил, лишь когда тот серьезно заболел. 14 ноября 1263 г. Александр Невский умер в Городце на Волге.

Александра похоронили в Рождественском монастыре во Владимире.

1. Расскажите о последствиях Батыева нашествия на Русь. Как оно сказалось на развитии русских земель?

2. Что такое монголо-татарское иго? Сколько лет оно продолжалось? В чем состояло?

3. Как относились русские князья к зависимости Руси от Золотой Орды? Пытались ли они оказывать сопротивление?

4. Сравните поведение в отношении Орды князей Ярослава Всеволодича, его сыновей Андрея и Александра, галицко-волынского князя Даниила. Чья линия кажется вам наиболее мудрой? Почему?

5. Можно ли однозначно оценивать роль Александра Невского в отечественной истории XIII в.? Свой ответ обоснуйте, анализируя политику князя в отношении Орды и Ордена.

1252 г. – восстание в Северо-Восточной Руси.

1252 – 1263 гг. – княжение Александра Невского во Владимире.

1262 г. – восстание против бесермен в Северо-Восточной Руси.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/24019

Власть Золотой Орды над Русью

Золотая Орда (Улус Джучи) – государство монголо-татар, существовавшее в Евразии с 13 по 16 век. В период своего рассвета Золотая Орда, номинально входящая в состав Монгольской Империи, властвовала над русскими князьями и взимала с них дань (монголо-татарское иго) в течение нескольких веков.

В русских летописях Золотая Орда носила разные названия, но чаще всего Улус Джучи («Владение хана Джучи») и лишь с 1556 года государство стало именоваться Золотой Ордой.

Начало эпохи Золотой Орды

В 1224 году монгольский хан Чингисхан разделил Монгольскую Империю между своими сыновьями, одну из частей получил его сын Джучи, тогда и началось образование независимого государства.

После него во главе улусу Джучи стал его сын – хан Батый.

Вплоть до 1266 года Золотая Орда входила в состав Монгольской Империи, как одно из ханств, а затем стала независимым государством, имея лишь номинальную зависимость от империи.

Во время своего правления хан Батый совершил несколько военных походов, в результате которых были завоеваны новые территории, а центром Орды стало нижнее Поволжье. Столицей стал город Сарай-Бату, находящийся недалеко от современной Астрахани.

В результате походов Батые и его войск, Золотая Орда завоевала новые территории и в период своего расцвета занимала земли:

  • Большей части современной России, кроме Дальнего Востока, Сибири и Севера;
  • Украины;
  • Казахстана;
  • Узбекистана и Туркмении.

Несмотря на существование монголо-татарского ига и власти монголов над Русью, ханы Золотой Орды не занимались непосредственно управлением на Руси, взимая лишь дань с русских князей и совершая периодические карательные походы, чтобы укрепить свой авторитет.

В результате нескольких веков правления Золотой Орды, Русь утратила независимость, экономика находилась в упадке, земли были разорены, а культура навсегда утратила некоторые виды ремесел и также находилась в стадии деградации. Именно благодаря долговременной власти Орды в будущем Русь всегда отставала в развитии от стран Западной Европы.

Государственное устройство и система управления Золотой Орды

Орда представляла собой достаточно типичное монгольское государство, состоящее из нескольких ханств. В 13 веке территории Орды все время меняли свои границы, а количество улусов (частей) постоянно менялось, однако в начале 14 века была проведена территориальная реформа и Золотая Орда получила постоянное количество улусов.

Во главе каждого улуса стоял свой хан, который принадлежал правящей династии и был потомком Чингисхана, во главе же государства стоял единый хан, которому подчинялись все остальные. В каждом улусе был свой управляющий, улусбек, которому подчинялись более мелкие чиновники.

Золотая Орда была полувоенным государством, поэтому все административные и военные должности были едины.

Экономика и культура Золотой Орды

Поскольку Золотая Орда была многонациональным государством, то и культура вобрала в себя многое от разных народов. В целом, основу культуры составляли быт и традиции монголов-кочевников.

Кроме того, с 1312 года Орда стала исламским государством, что также нашло свое отражение на традициях.

Ученые полагают, что культура Золотой Орды не была самостоятельной и на протяжение всего периода существования государства находилась в состоянии застоя, используя лишь готовые формы, привнесенные другими культурами, но не изобретая собственные.

Орда была военным и торговым государством. Именно торговля, наряду со сбором дани и захватом территорий, была основой экономики. Ханы Золотой орды торговали мехами, ювелирными изделиями, кожей, лесом, зерном, рыбой и даже оливковым маслом. Через территории государства пролегали торговые пути в Европу, Индию и Китай.

Конец эпохи Золотой Орды

В 1357 году умирает хан Джанибек и начинается смута, вызванная борьбой за власть между ханами и высокопоставленными феодалами. За короткий период в государстве сменилось 25 ханов, пока к власти не пришел хан Мамай.

Читайте также:  Брендинг - студенческий портал

В этот же период Орда начала терять свое политическое влияние. В 1360 году отделился Хорезм, затем, в 1362 году отделилась Астрахань и земли на Днепре, а в 1380 году монголо-татары были разбиты русскими в Куликовской битве и потеряли свое влияние на Руси.

В 1380 – 1395 году смута утихла, и Золотая Орда начала возвращать остатки своего могущества, но ненадолго. Уже к концу 14 века государство провело ряд неудачных военных походов, власть хана ослабла, и Орда распалась на несколько самостоятельных ханств, во главе которых стояла Большая Орда.

В 1480 году Орда потеряла Русь. В это же время мелкие ханства, входящие в состав Орды окончательно отделились. Большая Орда просуществовала до 16 века, а затем также распалась.

Последним ханом Золотой Орды был Кичи Мухаммед.

Источник: https://historykratko.com/zolotaya-orda

Как Золотая Орда повлияла на становление русской государственности

Золотой Ордой назвали задним числом в XVI веке государство потомков Чингисхана — Улус Джучи, которое с 1240-го по 1480-й год осуществляло верховный сюзеренитет над значительной частью русских земель. Этот порядок управления вассальными территориями был назван историками «монголо-татарским игом» только в XIX веке.

Иго — искажённое латинское iugum (ярмо). У древних римлян и их соседей существовал обычай проводить побеждённое племя под символическим ярмом из двух воткнутых в землю копий с перекладиной из третьего.

Этот обряд означал сдачу на волю победителя, который милостиво даровал жизнь побеждённым. Применительно к отношениям между Русью и Ордой слово iugum впервые использовали, тоже задним числом, поляки в конце XVI века — во время войны с Россией.

Русским это понятие было неизвестно.

Установление «ига»

После походов Батыя (Бату-хана) на Русь в 1237-1240 годах русские князья были приведены к покорности многоязычной империи потомков Чингисхана.

В 1243 году Батый велел владимиро-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу идти к нему в Сарай на Нижней Волге признать господство хана, грозя за ослушание новым жестоким разорением русской земли. Ярослав не посмел противиться, и хан пожаловал его ярлыком на великое княжение — главенство над всеми русскими землями.

Однако это решение требовало тогда утверждения в столице всей империи Чингисидов — Каракоруме в Монголии. В 1245 году князь Ярослав отправился в далёкий путь, из которого уже не вернулся — умер по дороге домой.

Ярлык на великое княжение после долгой борьбы с братом Андреем получил в 1252 году Александр Ярославович (прозванием Невский). По русским свидетельствам, хан Батый милостиво принял покорного Александра и, угощая его кумысом, приговаривал: «Ты уже совсем наш, татарин, пей наше питьё».

Хан Улуса Джучи выдавал ярлыки русским князьям ещё тогда, когда он оставался формально зависимым от верховного хана в Каракоруме. Впрочем, это время было недолгим.

Невозможно было контролировать огромную империю из одного удалённого центра, от которого до окраин надо было ехать не один год.

Уже в 1269 году хан Менгу-Тимур окончательно сделал Золотую Орду независимой, и русские князья перестали ездить на поклон дальше низовий Волги.

Хана Золотой Орды на Руси называли царём, и впоследствии этот титул перешёл на московских царей. Эпитет iugum к зависимости русских князей от ордынских ханов возник, возможно, в связи с обрядом поклонения, которому подвергали всех царских вассалов, прежде чем допустить пред царские очи.

Вассальные князья обязаны были при входе в царский шатёр пройти между двумя «очищающими» кострами и поклониться духам царских предков. По преданию, за отказ исполнить такой обряд в 1246 году был подвергнут в Орде мучительной казни черниговский князь Михаил Всеволодович.

Судя по тому, что такой обряд применялся ко всем князьям, приезжавшим в Орду, проблем с верой не возникало больше ни у кого из них — все они считали нормальным уважать обычаи сюзерена.

Ярлык

Ханский ярлык считался важнейшим источником княжеских прав на Руси. В своих спорах за старшинство князья сами прибегали к арбитражу царя Орды. Чаще всего они жаловались ему на соперника, что он-де хулит царя и собирается восстать против него, приводили с собой ордынскую рать и разоряли землю соперника. Так поступили, например, Александр Невский в 1252 году, Иван Калита в 1327 году и многие другие. Иногда дело решалось мирным судом.

Так, в 1431 году между московским князем Василием II Васильевичем и его дядей Юрием Дмитриевичем вспыхнула распря за великое княжение. Оба поехали в Орду, и хан Улу-Мухаммед присудил ярлык Василию.

При этом, по свидетельству летописи, некий московский боярин вовремя сообразил сказать хану: «Юрий ищет великого княжения по древним правам русским, а государь наш — по твоей милости, ведая, что оно есть твой улус: отдашь его кому хочешь».

Хану понравилась раболепная речь, и он утвердил великокняжеский стол за московским претендентом.

Для торжественного поставления на престол, которое совершалось во Владимире, великий князь приезжал с ханским вельможей.

Последний передавал ему там, в Успенском соборе, в присутствии митрополита ярлык — аналог западноевропейской инвеституры, предварительно зачитав его по-русски и по-татарски.

Эту процедуру проходили все русские великие князья ордынского периода, включая последнего — Ивана III, основавшего после распада Орды независимую Россию.

Русские князья обязаны были предоставлять ханам свои дружины для военных походов.

Так, в 1277 году по приказу хана Менгу-Тимура дружины великого князя Дмитрия Александровича и вассальных ему князей участвовали в кампании Орды против ясов-осетин на Кавказе.

В дальнейшем упоминания о столь далёких походах русских войск в составе ордынских ратей отсутствуют: видимо, ханы невысоко ценили их боевые качества.

Баскаки

Первоначально ордынские ханы, не вполне доверяя своим ставленникам в лице великих князей, правили в Руси через своих наместников — баскаков. Баскаки назначались в каждый княжеский центр и были своего рода надзирателями над князьями, а при великом князе неотлучно находился великий баскак владимирский.

Без его совета и одобрения великий князь не имел права начинать войну и заключать мир с соседними русскими князьями и западными государствами.

Так, в 1269 году великий баскак Амраган, приехавший вместе с великим князем Ярославом Ярославовичем в Новгород, одобрил его намерение идти войной на Тевтонский орден.

Баскаки и подчинённый им штат писцов вели учёт населения подвластных земель и раз в пятнадцать лет производили раскладку подушной дани. В 1257 году Александр Невский привёл с собой баскаков в ранее свободный Новгород, где против них вспыхнуло восстание, жестоко подавленное княжеской дружиной без участия татар.

Основное недовольство горожан вызвало то, что дань обязаны были платить все поровну, независимо от доходов. Баскаки отдавали сбор дани на откуп богатым купцам из Хорезма, против которых тоже время от времени вспыхивали восстания.

Где-то с конца XIII века упоминания о баскаках и восточных откупщиках сходят на нет — ханы передоверяют сбор и доставку дани князьям.

Заинтересованность верхушки в «иге»

Не одни князья извлекали выгоду из включения Руси в многонациональную империю. Века ордынского ига — время нового подъёма экономики Руси.

Об этом свидетельствует возобновившееся в XIV веке монетное обращение, исчезнувшее на Руси ещё в XII веке, в период раздробленности.

Ходили ордынские денги с именами ханов и двуглавым орлом (символом Тюркского каганата ещё в VI веке), на которые с конца XIV века московские князья начали ставить свой чекан.

Церковь пользовалась в Орде большими привилегиями даже после принятия правящей верхушкой Орды ислама в начале XIV века. Сказание об убиении в Орде рязанского князя Романа Ольговича в 1270 году за отказ перейти в ислам очевидно недостоверно, так как ни о каких других попытках ордынцев обращать русских в свою веру неизвестно.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/41651468-kak-zolotaya-orda-povliyala-na-stanovlenie-russkoy-gosudarstvennosti/

Русь под властью Золотой Орды

Одной из главных причин поражения Руси явилась существовавшая тогда феодальная раздробленность. Русские княжества поодиночке были разгромлены врагом. Важным обстоятельством было и то, что захватчики, покорившие до этого Северный Китай и Среднюю Азию, использовали в борьбе с Русью

Завоеванные татарским войском русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить дань — «выход». Русские феодальные княжества стали в вассальные отношения к хану.

Чтобы как можно более четко поддерживать систему властвования, ханы вживляли элементы монгольской администрации на завоеванной территории. Цель ее была двойственной: обеспечивать армию рекрутами и собирать налоги для поддержания государства и императорской семьи [1].

Как известно, каждый русский князь должен был получить ярлык на княжение от хана. После этого посланник хана (элчи) торжественно короновал его. Хан мог в любое время забрать назад княжеский ярлык, если у него были причины сомневаться в преданности князя.

Получение такой грамоты (ярлыка) обычно сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени — и ближайшему окружению. Иногда русским князьям приходилось делать долги у ордынских купцов. Эти займы нередко намного превышали финансовые возможности князя.

Тем самым еще более укреплялась зависимость русских князей от Золотой Орды.

Хотя русские князья и оставались при власти, их административные полномочия, как вассалов хана, были ограничены, поскольку ханы назначали своих собственных чиновников для вербовки воинов и сбора налогов.

В завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245г., последнюю в Восточной Руси в 1274-1275гг.

После этого монголы больше не прибегали к всеобщей переписи, используя данные предыдущих переписей в качестве основы для налогообложения.

В 1327 году случилось единственное восстание русских людей против ордынского ига, над Русью нависла угроза появления новой карательной рати.

Настал час Ивана Калиты. Не имея выбора, ему пришлось вести татарскую рать на оппозиционную тогда Москве Тверь, во избежание крупных набегов со стороны татар. За эту службу в 1332 году Иван стал великим князем. Уже со времени Ивана от дани стали собирать излишки и сохранять, правда еще не вполне представляя, что с ними делать [3].

Во время правления Ивана Калиты приобрело международный политический вести стало претендовать на все древнерусское наследство Литовско-Русское княжество, объединявшее в себе Смоленск, Подольск, Витебск, Минск, Литву, в последствии Среднее Приднепровье. Орда поощряла и более разжигала противоречия между двумя великими княжествами, поочередно принимая сторону одной из сторон, следуя еще выработанной при Чингисхане политике.

Он правил с 1353 по 1359 год, он спешил укрепить свое княжество, поощряя переселение людей ремесел и промышленности поближе к Москве. Иван умер, оставив княжество своему сыну, Дмитрию.

К 14 веку провозглашение великим князем владимирским зависело от воли хана.

Соперники рода Калиты и московских князей иногда угадывали принципы ордынской политики и сочли, что со смертью Ивана создалось благоприятная обстановка для того, чтобы вырвать великое княжение у московских князей.

Основным соперником Дмитрия можно считать Дмитрия Суздальского, долгое время соперничавшего с Дмитрием Ивановичем, но в 1362 году вынужденного бежать из Владимира [7].

С 1362 года можно начать отсчет движения Руси к Куликовской битве, это год, когда на великом княжении утвердился Дмитрий Иванович и когда летописцы заметили в Орде темника Мамая.

Никто тогда еще не мог предположить, что в будущем им предстоит столкновение — одно из крупнейших в истории средних веков, что один возглавит освободительную борьбу русского народа, другой выйдет на защиту царства, созданного Батыем.

В результате нашествия и ордынского ига изменялись отношения между различными группами населения и внутри их.

Прежние взаимоотношения между князьями и их вассалами — боярами и дружинниками ушли в прошлое, преемственность оказалась нарушенной.

Появилось поколение послушных подданных, безропотных княжеских слуг, даже не помышлявших о «встречном слове» — высказанном вслух несогласии с волей князя.

Сами русские князья, низведенные до положения бесправных слуг хана, постепенно переносили эту тираническую модель взаимоотношений на своих подданных. Самодержавная власть, утвердившаяся позднее в едином Русском государстве, унаследует, таким образом, многие тиранические, восточные черты.

Ордынское иго придаст новое направление духовным исканиям общества. Тема патриотизма и тема скорби о погибших защитниках земли Русской отчетливо зазвучит в летописях и других произведениях тех лет.

Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 76;

Источник: https://studopedia.net/8_63484_rus-pod-vlastyu-zolotoy-ordi.html

«Великая замятня» августа 1359

Хан Бердибек умер в 1359 году. В Золотой Орде началось двадцатилетие междоусобной борьбы, которое в 1380 году прекратил хан Тохтамыш. За двадцать лет на ханский престол претендовало более 20 лиц.

Убив всех царевичей, Бердибек пытался решить свои собственные проблемы, хотя он их так и не решил. Но при этом Бердибек не подумал о том, что в случае его смерти (что случилось уже через два года) не останется ни одного законного наследника по линии Бату. Именно это и случилось.

А раз не было законных наследников, то престол мог занять любой или почти любой.

Престол занял Кульна, который был убит в 1359 году. Его сменил на престоле Ноуруз. Весной 1360 года в борьбу за ханский престол включаются представители Кок-Орды, которая находилась на востоке. Там правили законные наследники по линии Джучи.

Поход на Сарай возглавлял Хызр (по-русски Хидырь). Успех ему был обеспечен. Он встретил «лесть в князех ордынских». Хызра занимал ханский престол в течение года. В 1361 году он был убит. Согласно Симеоновской летописи, хана Хызра убил его сын Тимур-ходжа.

Тимур-ходжа правил всего две недели. На сцене появился Мамай.

Мамай был крупным феодалом. При Бердибеке Мамай занимал второе место в государстве — он был беклярибеком. Кроме того, он был женат на дочери хана. Сам Мамай не принадлежал к роду Чингизидов. Поэтому он не торопился занять ханский престол.

Читайте также:  Формы воспитания - студенческий портал

Мамай пошел другим путем — он ставил ханов, которые полностью ему подчинялись. Это были ханы-марионетки. Первым мамаевским ханом был Абдуллах. Он правил с 1361 по 1369 год. Тимур-ходжа бежал из Сарая ал-Джедид на правый берег Волги. Там он был убит.

Сам Мамай со своим ханом Абдуллахом и воинами (ордой) перебрался в Крым. Это был его улус.

Мизун Ю.Г. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества 

КРИЗИС ЗОЛОТОЙ ОРДЫ ВО 2-Й ПОЛОВИНЕ XIV В

Кончина Ивана Ивановича 13 ноября 1359 г. совпала с началом новой, теперь продолжительной, «замятии» в Орде. По смерти хана Бердибека сменивший его Кульпа царствовал всего пять месяцев и был убит Наврузом. К последнему и отправились «вси князи Роусьскыи».

К этому их вынуждала как смена хана, так и кончина великого князя владимирского: требовалось подтвердить свои владельческие права. Главным же вопросом была судьба великого княжения. Новому мос­ковскому князю, сыну Ивана Ивановича Дмитрию было всего 9 лет (р. 12 октября 1350 г.

), и Навруз предпочел ему нижегородского князя Андрея Константиновича (сына Константина Васильевича). Андрей (не имевший склонности к государственной деятельности) отказался от ярлыка в пользу своего младшего брата Дмитрия, князя суздальского; 22 июня 1360 г.

Дмитрий Константинович занял владимирский стол.

Потеря великого княжения означала, что из-под власти москов­ского князя уходит обширная территория великого княжества Влади­мирского (с городами Владимиром, Переяславлем, Костромой, Юрьевом-Польским, Дмитровом, Ярополчем).

Одновременно Галицкое княжение было передано ханом Дмитрию Борисовичу, сыну послед­него дмитровского князя, а Сретенская половина Ростова, которой завладел еще Иван Калига в 1332 г. (когда к нему отошло все великое княжение) была возвращена ростовским князьям. Фактически вла­дения князей Московского дома вернулись почти к границам 1327 г.

— времени до получения Иваном Калитой ярлыка на великое княжение владимирское (за исключением юго-запада — «мест рязанских», вошед­ших в состав именно Московского, а не великого Владимирского княжества).

Тем временем (еще до прихода Дмитрия Константиновича во Вла­димир) Навруз был убит другим претендентом на ордынский престол Хызром (Хидырем). В 1361 г. его посетили Дмитрий Московский, Дмитрий Константинович с братом Андреем и Константин Ростовский.

Дмитрий Иванович уехал из Орды ранее других князей (о каких-либо пожалованиях летописные известия молчат — очевидно, новый хан только подтвердил существовавшее положение), и тем самым избежал участи быть свидетелем новой вспышки замятии: Хызр был убит, и по­явилось сразу несколько претендентов на престол; сильнейшими из них стали Мюрид (Мурат) и Абдулла, от имени которого действовал эмир («князь ординьскыи») Мамай. Кроме того, два представителя ордынск­ой знати, не принадлежавшие к ханскому роду, стали фактически неза­висимы от центральной власти: Болактемир начал править в Волжской Булгарии, а Тагай в Наручади (район современного Наровчата).

В следующем, 1362 г. Дмитрий Иванович и Дмитрий Константино­вич «сперлися о великом княжении», отправив каждый своих послов к Мурату. На этот раз московское влияние взяло верх «и принесоша ярлыкъ княжение великое по отчина и по дедина князю великому Дмитрею Ивановичю Московскому».

Суздальский князь, однако, не соби­рался оставлять великого княжения, видимо, надеясь на перемену конъюнктуры в Орде. Но военное превосходство было явно на стороне Москвы — 30-летний период великого княжения Калиты и его сыновей не прошел даром. Дмитрий Константинович вынужден был удалиться в отчинный Суздаль, и в начале января 1363 г.

Дмитрий Московский въехал во Владимир. Московское правительство (в котором ведущую роль играли, по-видимому, тысяцкий Василий Вельяминов и митропо­лит Алексей) подстраховалось, получив ярлык и от другого хана — Абдуллы. Не исключено, что именно факт обращения Москвы к сопернику Мурата привел к перемене настроения последнего — в 1363 г.

он выдал ярлык на великое княжение Дмитрию Константиновичу. Тот занял было Владимир в отсутствие там Дмитрия Ивановича, но вновь был вынужден отступить перед военной силой и, будучи осажден в своем Суздале, признать переход великого княжения к московскому князю. Тогда же была возвращена половина Ростова и Галицкое княжество.

Таким образом, за три года, используя собст­венный накопленный потенциал и «неустроение» в Орде, Москва вос­становила позиции, существовавшие до смерти Ивана Ивановича.

В Орде к 1363 г. ситуация несколько прояснилась: отныне в ее западной части — от Днепра до Волги правил, используя ханов-марионеток, Мамай. До 1370 г. ханом считался Абдулла, затем его сме­нил Мухаммед-Булак (Бюлек).

В заволжской же части (со столицей Сараем) происходила частая смена ханов (от 8 до 13 с 1363 по 1380 г.

, согласно разным мнениям); Мамаю несколько раз удавалось захватить Сарай (1363, 1367-1368, 1372-1373), но удержать его он не смог.

В 1374 г. Мамай и Мухаммед-Бюлек потерпели поражение в войне с одним из претендентов на ордынский престол и потеряли Сарай, которым овладели в 1372 г. По вероятному предположению В.Л.

Его­рова, в связи с этой войной он послал Дмитрию «запрос» — требование экстраординарной выплаты, на что великий князь ответил отказом. Представляется, что факт требования Мамаем, «нелегитимным» прави­телем, средств для борьбы с Чингизидом мог сыграть роль последней капли, переполнившей чашу.

Здесь уместно нарушить хронологичес­кое изложение и обратиться к вопросу, как вообще воспринималась на Руси иноземная власть.

После похода Батыя и установления зависимости русских княжеств от монголо-татар к их правителю в русских источниках начинает при­меняться титул «царь» («цесарь»). Первоначально так именуется пре­имущественно великий хан в Каракоруме, а с 60-х годов ХIII в., после утверждения полной самостоятельности западного улуса Монгольской империи — Орды — хан, правящий в этой последней.

Факт этот при­мечателен, поскольку никогда прежде царский титул не применялся на Руси к предводителям кочевников; со времени принятия христианства «царством» в глазах образованных кругов Древней Руси была Визан­тийская империя, именно к византийскому императору в русских источ­никах последовательно применяется титул «царь» («цесарь»).

Только силой монгольского государства и присвоением его правителем вер­ховной власти над Русью перенос царского титула на ордынского хана объяснить трудно: вполне могло бы подойти и тюрко-монгольское слово «хан», тем более что в первые годы ордынского владычества оно встречается в русских источниках (как обозначение великого хана).

Очевидно, решающим для присвоения монгольским ханам хорошо известного на Руси титула было другое обстоятельство.

В 1204 г. столица Византии Константинополь — «Царьград» — был захвачен крестоносцами. На Руси это событие было расценено как «погибель царства. Именно на этот период «отсутствия царства» пришлось монголо-татарское завоевание.

Перенос царского титула на правителя Орды, по-видимому, свидетельствует о том, что Орда определенным образом заполнила лакуну в мировосприятии, заняла в общественном сознании место «царства» (на момент завоевания пустующее).

До второй половины XIV столетия сюзеренитет Орды над Северо-Восточной Русью не оспаривался ни политическими деятелями, ни деятелями общественной мысли.

Акты сопротивления татарам, как мы видели, были связаны с междукняжескими конфликтами на Руси (князья могли оказываться в конфронтации с ханом, поддерживавшим их соперников), а не с осознанной борьбой на полное уничтожение зависимости.

Лишь в «Повести о Михаиле Тверском» (1319-1320) можно усмотреть мысль о временном характере татарского господст­ва над Русью, но проводится она крайне завуалированно, в виде наме­ка, путем использования примеров из истории Древнего Рима и Ви­зантии.

Но с началом в Орде замятии сложилась принципиально новая ситуация. Во-первых, обычным стало положение, когда в Орде было два «царя» (а временами и более). Во-вторых, самым могущественным политиком в этом государстве стал (впервые) человек, не принад­лежавший к «царскому» роду. «Цари» при нем превратились в марионе­ток, которых Мамай менял по своему усмотрению.

На Руси такая ситуация осознавалась очень четко. Хан, от лица которого правил Ма­май, мог быть пренебрежительно назван «Мамаевым царем», прямо говорилось, что Мамай «у себе въ Ордe посадилъ царя другаго». Полновластие Мамая особо подчеркнуто в следующих летописных ха­рактеристиках: «…

царь ихъ не владеяше ничимъ же, но всяко старьишинство держаше Мамай»; «Некоему убо у них худу цесарюющу, но все деющу у них князю Мамаю».

Таким образом, к 1374 г. уже более десятилетия государственное устройство Орды находилось в «ненормальном» состоянии: цари реаль­ной властью не обладали, она принадлежала узурпатору.

После того как к этому факту добавилось стремление Мамая передать великое княжение Михаилу Тверскому и, наконец, потеря им Сарая, в Моск­ве решились, вероятно, в ответ на денежный «запрос», пойти на раз­рыв и не соблюдать с незаконным, ненадежным в плане поддерж­ки великого князя и к тому же не контролирующим всю террито­рию Орды правителем вассальных отношений.

Горский А.А. Москва и Орда

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/vielikaia-zamiatnia

Читать

Юрий Федосеев

Русь и Золотая Орда

Словарь употребляемых древнерусских слов

  • Боярин – жалованный сан, вельможа, знатнейшее сословие в государстве.
  • Боярские дети – старинное сословие мелких дворян, обязанных военной службой.
  • Волостель – правительственный чиновник, управляющий сельским районом, волостью.
  • Вира, окуп – денежная цена за смертоубийство, цена крови.
  • Дворский – приказчик над дворцовой волостью; голова княжеских или архиерейских вотчин.
  • Дворянин – изначально придворный на службе у государя, чиновник при дворе.
  • Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.
  • Житьи люди, лучшие люди – зажиточные, богатые горожане, как правило из купцов, промышленников, землевладельцев.
  • Молодшие люди – простонародье, мелкие собственники.
  • Насельники – жители, населяющие собою известную местность, первые обитатели края.
  • Неофит – новокрещеный, новообращенный христианин.
  • Отчина, дедина – вотчина, недвижимое наследие от отца, деда.
  • Полюдье – объезд округа или области для сбора дани.

Поток и разграбление – вид наказания в русском феодальном праве. По Русской правде назначался за разбой, конокрадство и поджог. Содержание этого термина менялось: первоначально это была высылка преступника и конфискация имущества, позднее – преступник обращался в рабство, а имущество его подвергалось разграблению.

  1. Пря, распря – несогласие, раздоры, ссоры, смуты.
  2. Секуляризация – обращение церковного имущества в светское владение.
  3. Схизмат – церковный раскольник.
  4. Тиун – название некоторых частных слуг князей и бояр и некоторых государственных административно-судебных должностей в средневековой Руси.
  5. Ушкуйник – речной разбойник.
  6. Фактория – торговая контора и склады за морем.
  7. Ярлык – грамота татарского хана с указанием прав и обязанностей получателя.

Долетописная Русь

Общие предки. Гомо сапиенс. Космические катастрофы. Всемирный потоп. Перворасселение ариев. Киммерийцы. Скифы. Сарматы. Венеды. Появление славянских и германских племен. Готы. Гунны. Болгары. Обры. Бравлин. Русский каганат. Венгры. Хазарский гений. Русь Новгородская. Гостомысл. Призвание варягов

История народа, большого или малого, не начинается в одночасье или в Шестой День Творения, как это сказано в Библии.

И хотя генетики в последнее время все-таки склоняются к мысли, что человечество действительно произошло если уж не от одной супружеской пары, то, по крайней мере, от очень небольшой группы генетически похожих человеческих созданий, тем не менее Адам не был ни эфиопом, ни египтянином, ни евреем.

В этой связи возникает уместный вопрос: откуда же тогда взялись расы и нации? Откуда взялись японцы и ацтеки, татары и нанайцы, немцы и русские? Последние меня больше всего и интересуют, ибо сам я всегда с большим удовлетворением в «пятой» графе писал «русский» и всегда с интересом вчитывался в редкие публикации по русскому вопросу и русской истории. Редкие потому, что нам, советским обывателям и не историкам-профессионалам, приходилось довольствоваться лишь учебниками средней школы да немногочисленными историческими художественными произведениями.

Но нет худа без добра. «Перестройка» и «свобода слова» за последние 10–15 лет выплеснули на неискушенные умы бывших «совков» такое количество печатной продукции, что голова кругом идет.

Наряду с классикой (Татищев, Карамзин, Соловьев, Ключевский, Платонов, Рыбаков и другие), на книжных развалах стали появляться «произведения», где мы изображаемся то в роли богочеловеков, то в качестве выбракованного стада обезьян.

Разобраться в этом книжном хаосе «простому инженеру» мешает еще и то, что все эти бредни освящаются высокими научными званиями и высокими учеными степенями авторов и рецензентов. Да и объем у этих трудов поистине фундаментальный: от 30, 40 и аж до 50–60 печатных листов.

Читайте также:  Древнейшие сирия и палестина - студенческий портал

Осилить такой фолиант до конца не каждый сможет, не говоря уже об осмыслении, сопоставлении и уяснении истины. Не могу похвастать, что вот, мол, я смог все это сделать и что настоящая работа в связи с переработкой всего прочитанного и осмысленного претендует на какую-то научность. Ничего подобного.

Все, что вы здесь прочтете, уверен, вы уже где-то читали, от кого-то слышали, а может быть, и сами пытались формулировать – в уме ли, на бумаге ли… Мои изыскательские потуги (дай бог, чтобы они были хоть кому-нибудь полезными) адресованы даже не любителям отечественной истории (что их учить?), а тем, кто вступает в жизнь, кому только еще предстоит задуматься о своей национальной принадлежности, чтобы сознательно разделить со своим народом его историческую судьбу и историческое предназначение. Я буду считать, что выполнил поставленную перед самим собой задачу, если после прочтения моей книги у кого-то появится стремление к более серьезному чтению и более глубокому изучению истории.

И начать разговор я хочу с утверждения, что явно несправедливо и глупо вести летоисчисление русской государственности (которая определяет или обусловливает утверждение нации среди других) с момента призвания варягов на княжение в 862 году после рождения Иисуса Христа.

Точно так же глупо верить и в утверждения, что «с 3264 года до Р.Х. Киев начинает ощущать себя столицей единой империи…», что в 2578 году до Р.Х. Словен основал собственную столицу Словенск на реке Мутной (Волхов), что в 1703 году до Р.Х.

киевский царь Авар лично возглавил карательную экспедицию в Египет, что титул великого князя киевского был учрежден в 1423 году до Р.Х., а его первым носителем стал Тартигай, избранный на Совете князей русских.

Вряд ли можно согласиться и с летописцем Нестором, который в угоду Рюриковичам обкорнал и извратил историю собственного народа. Не меньше вопросов и к доктору психологических наук В.Н. Кандыбе, уверяющему нас в 18-миллионолетней истории русского народа, явившегося родоначальником чуть ли не всей евразийской цивилизации.

Увы, нет достоверных источников для столь смелого утверждения, и вряд ли можно признать состоятельной ссылку на индоарийские гимны (сказания), объединенные общим названием «Ригведа». Сказки, они и есть сказки, хотя иной раз ох как хочется в них поверить…

Но Нестор-то хоро-о-о-ш! Хотя один ли он такой в русской историографии? Известно, что историю пишут победители, а победителями ко времени его творчества уже более двух веков были Рюриковичи и христианская церковь. И, естественно, им хотелось на века утвердиться в своих правах на светскую и духовную власть. Но как?

Путей не так-то уж и много: утверждать и насаждать свое новое и отвергать, искажать и замалчивать чужое старое. В этом нет ничего из ряда вон выходящего: все новые династии, новые религии, новые общественно-экономические формации поступали подобным образом, менялись лишь риторика и методы «отрицания отрицанием».

Вот и монахи-летописцы точно так же, как и их предшественники и последователи, довольно потрудились для того, чтобы уничтожить материальные следы старых вероучений и культурные памятники прошлого.

Всю предыдущую историю своего народа они попытались сбросить как что-то нечистое, греховное, темное, а князья – в прямом смысле – прошлись по этому прошлому «огнем и мечом».

Кто возьмет на себя смелость утверждать, что Бог изначально создавал чеха, француза, немца, русского или чукчу? У ныне живущих землян, утверждают генетики, одни прапрародители, т. е. человеческая популяция сотни (или миллионы) лет назад была однородной.

Не то что русских и французов, а и негров не было, как не было монголоидной и европейской рас. Отличия начали появляться после того, как какие-то природные катаклизмы обусловили расселение пралюдей на новые и все более отдаленные территории с разными климатическими условиями, под воздействием которых и стал формироваться облик рас.

В этот период обособленного проживания, охвативший по времени до 97–99 процентов эволюционного становления человека, люди и приобрели свойства, позволившие называть их, согласно современной терминологии, homo sapiens. Произошло это, по мнению антропологов и археологов, где-то около 30 тысяч лет назад.

Но и тогда не было ни египтян, ни шведов, ни нанайцев, но уже были черные африканцы, желтые азиаты, белые европейцы и коричневые австралийцы, объединенные в своих расах общими предками, схожестью языков, обрядовой однородностью.

Они, еще малочисленные, продолжали жить в своих ойкуменах, исполняя завет, данный Богом ли, Природой ли: «плодитесь и размножайтесь», благо климат на земле был мягкий, растительность пышная, пища обильная.

Правда, жили они уже не стадами, а родами, закладывавшими кое-какую индивидуальность в обиходность каждого из них, тем не менее о кровном родстве рас, их «единоутробности» говорят многочисленные легенды об «Адамах» и «Вавилонах», передаваемые из поколения в поколение в Австралии и на Крайнем Севере, в Южной Америке и в Китае, на Кавказе и в Полинезии.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=138520&p=1

Ордынская Русь: владычество Золотой Орды и ее последствия

Наибольшее потрясение в истории Древней Руси произошло в 1237-1240 годах. Предыдущие нашествия соседей никогда не сравняться по своей мощи и нанесенным потерям с походами Батыя на Русь. Долгое время Ордынская Русь страдала от татаро-монгольского ига.

Ордынское владычество на Руси

Больше всего пострадали города. Они были сосредоточением торговли, ремесла, культуры и системы управления. Половина городов Древней Руси было сравнено с землей, треть которых так не смогли восстановиться. Торговля и ремесло пострадали больше всего.

Некоторые ремесла пропали или перешли на упрощённые технологии, что привело к их огрублению. Строительство было забыто на целое столетие.Во время пожаров навсегда были утеряны художественные и архитектурные памятники.

Наблюдалась демографическая катастрофа.

На восстановление прежней демографической картины потребовались долгие годы. Каждое сословие понесли разные потери. Во время штурма города погибали его жители. Количество феодалов так же снизилось.

Огромные потери были среди правящего сословия и дружинников: из 12 князей умерло 9: боярский род был на грани исчезновения. Наименьшие потери были у сельского населения, которое имело возможность скрываться в лесах.

https://www.youtube.com/watch?v=NYSAVme_0ys

После нашествий началось ордынское владычество на Руси. Ордынское иго заключалось в экономическом и политическом господстве. Хан Золотой Орды получил суверенные права верховного правителя. Князьям оставались на своих местах только после одобрения хана.

Они начали ездить в Орду для получения ярлыков на княжества.Система управления основывалась на жестком подчинении княжеской власти. Великому князю, улуснику хана, подчинялись старшие князья, а старшим – удельные князья. Вече перестала быть властным институтом – ханские ярлыки стали источником власти.

Князья управляли своими подданными: дружинниками, боярами и т.д.

В 1243 году Ярославу Всеволодовичу удалось получить ярлык великого князя, он мог править Русью от имени хана Золотой Орды. За это ему пришлось оставить своего сына Святослава заложником.

Подобные меры году получили широкое распространение в Монгольской империи и станут нормой в отношениях Руси и Орды.

Новый порядок породил борьбу среди князей за ярлык великого князя. В гонке за «старейшего» страдали простые люди. Перемена сил и власти среди ордынских ханов приводила к смене великого князя на Руси. Ярослав был отравлен, а его место занял младший сын Андрей. Позже ханом стал Менгке, который отдал ярлык Старшему сыну Ярослава Александру. Князья не приняли волю нового хана.

На Русь была выслана «Неврюева рать», которая по кровопролитию и жестокости не уступала походам Батыя. Максимальное проявление ордынского владычества было проявлено в уплате дани. «Ордынские выходы» платили все покоренные русские земли. В Новгороде, Рязани, Суздале и Муроме было организована перепись населения. После этого монгольские чиновники баскаки собирали дань с каждого.

Русь впала в экономическую зависимость от ордынской знати. Помимо платежей люди городов содержали военных и чиновников Золотой Орды. Любые посещения князьями Орды сопровождалась ценными подношениями.Баскаки не только собирали дань, но и контролировали правление князей и порядок в княжествах. Жестокие наказания в зародыше подавляли любое сопротивления ордынцам.

Князь Александр Ярославович полностью подчинился Золотой Орде. Он реалистично смотрел на военные возможности Руси и могущество Орды. Русь еще не была готова на сопротивление. Александр уговаривал новгородцев подчиниться требованиям хана. Но в 1262 году прошли народные восстания в северо-восточных городах Древней Руси. Мусульманских купцов и баскаков убили.

Орда решила передать функции сбора дани русским князьям. Баскачество постепенно пропало.

Последствия ордынского владычества на Руси

Монголо-татарское иго оказало влияние на все сферы русской жизни: общество, экономику, политику и культуру.

Социально-экономическая сфера наиболее пострадала во время походов Батыя 1237-1240. Произошло сильное сокращение численности народа. Одни погибали в сражениях, а вторых забирали в рабство.

В исторических источниках сообщается о тысячах русских рабов. Если учесть, что в Рязани и Ростове численность составляла немного больше тысячи, то потери людского ресурса были огромными. В рабстве оказывались женщины и ремесленники. Лишние рабы оказывались на крымских, египетских, итальянских и кавказских рынках рабов. Ценным товаром были русские женщины.

Мужчин использовали в военных походах в Азию.

К началу походов Батыя русская летопись достигла всего расцвета. Власть ордынцев привела к ее упадку. Аналогичная ситуация произошла с архитектурой, иконописью и т.д. Последствия ордынского владычества на Руси – отставание на целое столетие социально-культурной сферы жизни русских земель.

Из разрушенных городов уводили в Орду всех ремесленников. Гибель или пленение мастеров привело к упрощению ремесленного производства. Наибольший урон понесли художественные ремесла: резьба по камню, чернь, скань, перегородчатая эмаль. Пострадало и сельское хозяйство.

Люди не были уверены в завтрашнем дне и опасались засевать поля. Повысился спрос на меха. Земледельцы переквалифицировались в охотников. Освоенные территории и земледельческие центры приходили в упадок.

Но в будущем северо-восточные земли быстро восстановятся, там активно начнут развивать пашенное и подсечно-огневое земледелие. Во время походов Батыя разрушены хозяйственные постройки крестьян, а урожай и скот забраны ордынцами.

Выплаты дани, а их было видов, негативно сказывались на экономике Ордынской Руси.

Только в пользу дани было выплачено 13 тонн серебра в год. Были и единовременные поборы. Торговля облагалось налогом в пользу хана. Только в 1478 году Русь прекратила платить дань Золотой Орде.

Вече утратила свою политическую власть. Позже оно окажется мятежным сборищем для организации восстаний. Иго нарушило баланс между правами и обязанностями. Сословная мораль подразумевала вытекание обязанностей из прав. Во время ордынского владычества были только обязанности по отношению к татарам.

Никаких прав это не давало. Цена власти оказалось превыше цены права. Честь, собственность, достоинство и права были подчинены власти. Русь становится централизованным государством полувосточного типа наподобие монгольской державы. Внешние культурные и торговые связи Руси были насильственно разорваны.

Русь потеряла выход к Балтийскому морю, снизились объемы торговли. Формы собственности так же отставали от европейских. В Европе активно развивалась частная форма собственности, которая была законодательно защищена и гарантировалась государством.

На Руси государственная власть ограничивала развитие частной собственности. Холопство, пропавшее в Европе, была основной силой в хозяйствах бор и князей.

Правовые нормы из Азии и методы наказания размыли традиционное представление о власти общества и ограничении прав князя.

Государство оказалось основной карающей силой в форме налогов, а не общество, как было принято до X века.

Государственность на Руси приобрела черты жесткого деспотизма, полным произволом и пренебрежением к личности. Впоследствии русский феодализм станет насыщенным азиатскими элементами.Наблюдается ограничение прав женщин, что характерно для Востока.

На Западе процветал культ женщины и рыцарские обычаи. В Древней Руси девушку держат взаперти, оберегают от мужчин, ограничивают в быту и имущественных правах. Историки выделяют и положительные моменты ордынского владычества.

Оно способствовало централизации русского государства, которое в будущем окажется сильным и богатым. Иго заставило прекратить междоусобицы и объединило земли вокруг одного политического центра. Но русский народ заплатил высокую цену за великую централизацию и единение земель.

Рейтинг: Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/11270-ordynskaya-rus-vladychestvo-zolotoy-ordy-i-ee-posledstviya.html

Ссылка на основную публикацию